<< Пред.           стр. 6 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 б). 1. Я таю сам, как та...т снег, я сам, как утро, брови хмурю. (Паст.) 2. Вот уж сер...це мое осторожней зам...ра...т, и больно вздохнуть. (Ахм.) 3. Закро...шь глаза - вся з...мля так и поплывет под ногами. (Бун.) 4. Я знаю: он с болью своею не слад...т, с горькой болью первой любви. (Ахм.) 5.Сия...т со...нце, воздух неж...т, вода как ясное стекло. (Брюс.) 6. Огромный парус строго ре...т; смертельно-бледная волна отпрянула - и вновь она коснут...ся берега не сме...т. (О.М.)
 в)." Мес...ц, мес...ц, мой друж...к,
 Позолоченнй рож...к!
 Ты встаешь во тьме глубокой,
 Круглолиц...й, светлоокой,
 И, обыч...й твой любя,
 Звезды смотр...т на тебя.
 Аль откаж...шь мне в ответе?
 Не видал ли где на свете
 Ты царевны молодой?
 Я жених ей". - "Братец мой, -
 Отв...ча...т мес...ц ясный, -
 Не видал я девы красной.
 На стороже я ст...ю
 Только в очередь мою.
 Без меня царевна, видно,
 Проб...жала". - "Как обидно!" -
 Королевич отв...чал.
 Ясный мес...ц продолжал:
 "Погоди; об ней, быть может,
 Ветер зна...т. Он помож...т.
 Ты к нему теперь ступай,
 Не печ...лься же, прощ...й".
 А.Пушкин
 
 г). 1. Света...т. Ах, как скоро ноч... минула! (А.Гриб.) 2. И оч...т...тся на бреге, в чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря. (Пушкин) 3. Когда дума...шь о Софье, отм...ча...шь в ней смесь хороших инстинктов с лож...ю, ж...вого ума с отсутствием всякого намека на идеи или убеждения. (И.Гончаров)
 II. Используя стратегию орфографии, запомните правописание слов: СУМАСШЕДШИЙ, ПРОИСШЕСТВИЕ, ВЕЛИКИЙ, ИНЦИДЕНТ, ЭНЕРГИЧНЫЙ (энергия).
 
 Лист № 17.
 I. Вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы.
 а). Стари...ое полотно, традиц...о...ое приветствие, румя...ные щеки, юн...ый спортсмен, естестве...ые науки, стекля...ая посуда, кожа...ая куртка, исти...ое высказывание, серебря...ые часы, информац...о...ая программа, земля...ой орех, конституц...о...ое решение, жизне...ые правила, воинстве...й вид, блин...ая мука, петуши...ый гребень, оловя...ый солдатик, овчи...ый тулуп, змеи...ая кожа, осе...ий лес, медле...ое движение, орга...ый концерт, тума...ый вечер, лимо...ый сок, орли...ый взгляд.
 б). 1. Роня...т лес багря...ый свой убор. (П.) 2. Из-за гр...ды песч...ых бугров по...вилась луна, обл...вая море серебр...ым блеском. (М.Г.) 3. Отцв...ла моя белая липа, отзв...нел соловь....ый ра...вет. (Ес.)
 1.В какой благосл...ве...ый уголок земли перенес нас сон Обломова? 2. В каждом дому под кровлей в нит...ой клетке в...сит перепел. 3. Сосновка и Вавиловка были наследстве...ой отчиной Обломовых. 4. Забота о пище была первой и главной жизне...ой заботой в Обломовке. 5. Все жило такою полной, муравь...ой, такою заметною жизнью. 6. Наступил час всеобщего послеобеде...ого сна... 7. Это был какой то всепогл...щающий, н...чем непобедимый сон, исти...ое подобие смерти. 8. Они н...когда не смущ...ли себя н...какими тума...ыми, умстве...ыми или нравстве...ыми вопросами. 9. Снит...ся еще Илье Ильичу большая темная гости...ая в родительском доме, с ясеневыми стари...ыми креслами. (И.А.Гончаров)
 II. Замените выделенные существительные однокоренными прилагательными.
 Образец: годы войны - военные годы
 Огни станции -..........................................................
 Рассвет весной -........................................................
 Шкаф для платья -...................................................
 Пороги из камня -......................................................
 Кнут из ремня -.........................................................
 Перчатки из кожи -....................................................
 Хлеб из ржи -............................................................
 Бой барабанов -........................................................
 Свет луны -...............................................................
 Игрушка из дерева -.................................................
 Стакан из стекла -..................................................
 Буквы величиной с аршин -.....................................
 Используя стратегию орфографии, запомните правописание слов: БАГРЯНЫЙ, БУДУЩЕЕ, ЕСТЕСТВЕННО, ПРОГРАММА, ТОННА.
 
  Лист № 18.
 I. Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограмму.
 а). Име...ые часы, макаро...ая фабрика, почве...ая карта, шерст...ое одеяло, оси...ое гнездо, полуде...ая жара, сме...ый объектив, зеле...ый лес, овся...ая каша, многото...ая машина, веществе...ое доказательство, пря...ый запах, медле...ая музыка, ветр...ый день, ветр...ая оспа, лоси...ые рога, смол...ое покрытие, гума...ый закон, дровя...ой склад, оловя...ый крюч...к, чва...ый вид, трав...ой бальзам, стари...ая гравюра, бедстве...ое положение, традицио...ые встречи, кож...ая обувь, кожеве...ые товары, гума...ое отношение, подли...ый гуманизм, лебеди...ая стая, пеСЧа...ая пчва, румя...ые щеки, пья...ая вишня, серебр...ые украшения, пламе...ая речь, агитацио...ая работа, бАгря...ые листья, соломе...ая шляпка, революцио...ая теория, болезне...ое самолюбие, клюкве...ый морс.
 б). Ноч... была сизая, лу...ая; тонкие тучи, как сови...ые перья, ра...ыпались по небу, но не к...сались лед...ой луны. Деревья - груды серого ин...я - отбрасывали ч...рную тень на сугробы, заг...равшиеся там и сям метаЛЛической искрой. Во флигеле, в жарко натопленной плюшевой гости...ой, Иван поставил на стол арши...ую елку в глин...ом горшке и как раз подвязывал к ее крестообразной макушке свечу, - когда Слепцов, озя...ший, заплаканный, с пятном темной пыли, пр...ставшей к щеке, пр...ш...л из больш...го дома, неся деревя...ый ящик под мышкой.
 В.Набоков "Рождество"
 в).
 Лес, точно терем ра...писной,
 Л...ловый, золотой, б...гря...ый,
 В...селой, пестрою стеной
 Стоит над светлою п...ляной.
 Березы ж...лтою резьбой
 Бл...стят в лазури голубой,
 Как вышки, елоч...ки т...мнеют,
 А между кленами с...неют
 То там, то ...десь в листве сквозной
 Просветы в небе, что оконца.
 Лес пахн...т дубом и сосной,
 За лето высох он от со...нца,
 И Осень тихою вдовой
 Вступа...т в пестрый терем свой.
 И.Бунин
 Используя стратегию орфографии, запомните правописание слов: ИНЕЙ (снЕг), ЛИЛОВЫЙ, ПЕСЧАНЫЙ, ПОДЛИННЫЙ, ЧВАННЫЙ, ЖЕМАННЫЙ, ВЕТРЕНЫЙ (юноша), ВЕТРЯНАЯ (оспа), БЕЗВЕТРЕННЫЙ.
 
  Лист № 19.
 I. Вставьте пропущенные буквы, отметьте дефисное или слитное написание.
 а). В течени... дня воздушная разве...ка по...твердила сведения, пр...несенные пр...шедшим из окружения раненым лейтенантом. 2. Впоследстви... я узнал, что не только нав...днение явилось пр...чиной нашей задержки. (Арс.) 3. Вследстви... частых бомбежек город обезлюд...л. Лиш... пр...рода как будто равнодушно взирала на все ужасы войны. По прежнему на высоком песч...ом обрыве т...нулись в верх стройные сосны, не сп...ша плыли куда то обл...ка, шаловливо-бе...заботно пл...скались в низу ясно голубые волны. 4. О дальнейшей судьбе героев автор соб...рался ра...казать в продолжени... романа. 5. В течени... реки было много изгибов и опас...ных поворотов. 6. Вследстви... сырой и прохладной весны зелень сохр...нила свою свежесть до нач...ла июля. 7. В течени... двух часов мы занимались с больш...м интересом. 8. В следстви... по уголовному делу были использованы данные медиц...нской экспертизы. 9. Идти в снегу почти до колен было трудно. В продолжени... часа удавалось ...делать километра два, не больше.
 б). 1. Сколько я ни старался разл...чить в далеке что нибудь наподоби... лодки, но безуспешно. (Л.) 2. Мне было двадцать пять лет, когда я нач...л писать что то в роде воспом...наний. (Герц.) 3. Почти в течени... целых пяти минут все хранили молч...ние. 4. В продолжени... всей болтовни Ноздрева Чичиков прот...рал не сколько раз себе глаза. (Гоголь) 5. В виду пр...ближения зимнего врем...ни довольствие лошадей ...делалось весьма затруднительным. (Арс.)
 в). НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ
 Не позволяй душе лениться!
 Чтоб воду в ступе не толоч...,
 Душа обязана трудит...ся
 И день и ноч..., и день и ноч...!
 Гони ее от дома к дому,
 Тащи с этапа на этап,
 По пустырю, по бурелому,
 Через сугро..., через ухаб!
 Не разрешай ей спать в постели
 При свете утре...ей звезды,
 Д...ржи лентяйку в ч...рном теле
 И не снимай с нее узды!
 Она рабыня и царица,
 Она работница и доч...,
 Она обязана трудит...ся
 И день и ноч..., и день и ноч...!
 Н.Заболоцкий
 Используя стратегию орфографии, запомните правописание слов: КЛАССИЦИЗМ, ПЕССИМИЗМ, КОМПРОМИСС.
 
  Лист № 20.
 I. Выучите правописание предлогов.
 
 раздельно
  слитно
  в течениЕ часа
 в продолжениЕ года
 в отличиЕ от других
 вокруг костра
 
  вследствиЕ дождя
 впоследствиИ он заболел
 вроде облака
 
 II. СРАВНИТЕ
 
 в начале романа
 не смотря в лицо
 во время работы
 иметь в виду
 на счет банка
 идти на смерть вначале подумай
 несмотря на непогоду
 вовремя придти
 ввиду шторма
 говорить насчет уроков
 стоять насмерть
 III. Вставьте дефис там, где это необходимо.
 а). Кругло суточный, железобетонный, западно европейский, вечно зеленый, древне русский, восемнадцати метровый, иссиня черный, бело лицый, прямо линейный, приторно сладкий, военно спортивный, орехово зуевский, лето писный, крае ведческий, ярко синий, широко экранный, физико математический, велико русский, скоро спелый, военно служащий, горько соленый, юго западный, глубоко уважаемый, военно обязанный.
 б). Ч...рно белый телевизор, социал демократическая газета, светло голубое небо, светло волосый юноша, бело снежная повязка, темно коричневая тетрадь, красно речивый собеседник, лимонно желтая краска, ветро непроницаемый комбинезон, ярко пунцовые цветы, древне русское иску...тво, лиро эпическая поэма, высоко образованный человек, буржуазно капиталистические отношения, есте...твенно научные дисц...плины, всемирно известная литература, машино строение, англо русский словарь, общественно политическая жизнь.
 в). РОДИНА
 Под небом мертвенно свинцовым
 Угрюмо меркн...т зимний день,
 И нет конца лесам сосновым,
 И далеко от деревень.
 Один туман молочно синий,
 Как чья то кроткая печаль,
 Над этой снежною пустыней
 См...гча...т сумрачную даль.
 И.Бунин
 Используя стратегию орфографии, запомните правописание слов: ДРАМА, ИСТИНА, ГУМАНИЗМ.
 
  Лист № 21.
 I. Впишите окончания существительных, укажите склонение и падеж.
 а). на лошад... к Тул... на пол... насвирел...
  на лошадк... по дорог... к Даш... в журнал...
  близ Рязан... к коров... к Дарь... в папк...
  к Рязан... из Сибир... к овц... в альбом...
  из Тул... в тетрад... в книг... в тетрадк...
 б). 1. Вчера я был на открыти... выставк... 2. При нашей бесед... пр...сутствовали уча...ники экспедици... 3. Вечером мы подошли к окраин... деревн... 4. С ним я встретился на лекци... в музе... 5. Деревья были в ле...ком ин... 6. Мы бродили по отмел..., вид...ли к...рабли на рейд... 7. Утром мы пр...сутствовали на научной конференци..., посв...щенной совреме...ой живопис... 8. Выступавшие долго спорили об иде... повест... и ее композици... 9. Лектор ра...казал слушателям о трагеди... и романе-эпопе... 10. Целые вечера Даша играла на роял... 11. Казалось, вагон недвижно грохотал в подземель... 12. Па...ажирский поезд остановился у маленькой станц... 13. Мы побывали в башн... крепост... 14. Пров...ряй друга в опас...ност... 15. Б...ется в тесной печурк... огонь, на поленьях смола, как сл...за. И поет мне в землянк... гармонь про улыбку твою и глаза.
 в). На со...нце темный лес зардел,
 В д...лин... пар беле...т тонкий,
 И песню ран...юю запел
 В лазур... жаворонок звонкий...
 В.Жуковский
 
 Края Москвы, края родные,
 Где на з...ре цв...тущих лет
 Ч...сы беспечности я тратил золотые,
 Не зная горест... и бед...
 А.Пушкин
 
 г). До станци... оставалось еше с версту... На темном неб... нач...ли м...лькать звезды, и странно, мне казалось, что они гораздо выше, чем у нас на север...
 М.Лермонтов
 Постой же. - На листе ч...ркни на записном,
 Противу будущей недели:
 К Прасковь... Федоровн... в дом
 Во вторник зван я на форел...
 А.Грибоедов
 На запад... вечерний луч...
 Еще г...рит на ребрах туч...
 М.Лермонтов
 Используя стратегию орфографии, запомните правописание слов: БУДУЩЕЕ, ЭПОПЕЯ, КОНФЕРЕНЦИЯ, КОМПОЗИЦИЯ.
 
  Лист № 22.
 I. Вставьте пропущенные буквы, укажите склонения существительных и их падеж.
 а). 1. Уже более недел... пр...езжий господин жил в город... 2. Разговор нач...лся об удовольстви... спокойной ж...зн... 3. Манилов посмотрел на него в некотором недоумени... 4. Чичиков в довольном расположени... духа с...дел в своей бричк..., к...тившейся давно по столбовой дорог... 5. Она была одета луч...ше, нежели вчера, в темном плать..., но на ше... все так же было что то повязано. 6. Эти господа больш...й руки н...когда не возбуждали в нем завист... 7. Чичиков подош...л к руке Федули... Ивановны. 8. Он был в гор..., в досад..., р...птал на весь свет. 9. Ноздрев был в нек...тором отношени... исторический человек. Ни на одном собрани..., где он был, не обходилось без истори... 10. Было заметно, что при постройк... его дома зодчий бе...пр...рывно боролся со вкусом хозя...на.
 Н.Гоголь
 б). На север... диком ст...ит од...ноко
 На голой в...ршин... сосна.
 И дремл...т, качаясь, и снегом сыпучим
 Одета, как ризой, она.
 И снит...ся ей все, что в пустын... д...лекой,
 В том кра..., где со...нца восход,
 Одна и грус...на на утес... горюч...м
 Пр...крас...ная пальма р...стет.
 М.Лермонтов
 в). Сообщить о постановк... пьесы, говорить о выставк... и ее открыти..., подниматься по лес...ниц... башн..., жить в гости...иц..., уйти с веранд..., лечиться в амбулатори..., узнать о здоровь..., отправить письмо Мари...
 г). 1.Как оч...рованный с...дел Павел Иванович в област... возр...стающих грез и мечтаний. 2. Как вдруг жандарм в передней в полном вооружени... 3. Часто встрет...шь в глухом забытом захолусть..., на безлюдь... встрет...шь человека, к...торого греющая беседа застав...т тебя позабыть и безлюдь... дорог..., и бе...пр...ютность ноч...легов. 4. В комнат... были следы вчерашнего обеда и ужина.
 Н.Гоголь
 д).
 Мать и сын теперь на вол...;
 Вид...т холм в ш...роком пол...,
 Море синее кругом,
 Ду... зеле...ый над холмом.
 А.Пушкин
 Используя стратегию орфографии, запомните правописание слов: ЗОДЧИЙ, ХОЗЯИН.
 
  Лист № 23.
 I. Объясните слитное или раздельное написание не с разными частями речи.
 1. Дни лета клонились к ос...ни. Дышал ненас...ный ветер. (П.) 2. Небольш...й к...тельчик в...сел над одним из огней: в нем варились "картошки". (Т.) 3. Я невольно полюбовался Павлушей. (Т.) 4. И как недосмотрел? и как ты недослышал? (Гр.) 5. Всю ночь читает небылицы, и вот плоды от этих книг! (Гр.) 6. Большая неуклюжая коляска медле...о с...ехала с ш...ссе на плац. (Купр.) 7. Захар неопрятен. Он неловок. (Гончаров) 8. Огонек в башн... св...тился ровным, немигающим светом. 9. Со...нце - не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло б...гровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное - мирно всплывает из под у...кой и дли...ой тучки... (Т.) 10. Я, к сож...лению, должен добавить, что в том же году Павла не стало. (Т.) 11.Она была далеко не красавица. (Л.) 12. Изредка наб...гающий ветерок чуть-чуть шелестел дубовой листвой, еще не опавшей на землю. (Арс.) 13. Мошка тучами в...лась над не вставшими с земли людьми. (Арс.)
 II. Обозначьте слитное или раздельное написание не с разными частями речи.
 а). 1. Не слыша ответа, Печорин ...делал не сколько шагов к двери. (Л.) 2. В не обыкнове...ой тишине зарождает...ся ра...свет. (Пауст.) 3. С утра я чу...ствовал себя не хорошо, хотя еще не мог ясно опр...делить, в чем заключается мое не здоровье. (Купр.) 4. Мы вели между собой не торопливый разговор. (Пауст.) 5. На глазах у нее выступили слезы, не ро...кие, не горькие, а гордые, сердитые слезы. (Ч.) 6. Со...нце жгло по вчерашнему, воздух был не подвижен и уныл. (Ч.) 7. Направо и налево от бесе...ки т...нулись не ровные глинистые берега. (Ч.) 8. Занятие себе Савка выбрал особенное, ни от кого не зависящее, - охоту. (М-С.) 9. Мимо проход...т не сокрушимые, отсвечивающие голубым льдины. (С-М.) 10. Тут явилась на валу Василиса Егоровна и с нею Маша, не хотевшая отстать от нее. (П.) 11. Н...где не дыш...тся вольней родных лугов, родных полей. (Н.)
 Вставьте пропущенные знаки препинания.
 б). Мы скаж...м только что не в шутку назвал Гоголь свой роман поэмою и что не комическую поэму разуме...т он под нею. Это нам сказал не автор а его книга. Мы не вид...м в ней н...чего шуточного и смешного; ни в одном слове автора не заметили мы намерения смешить читателя: все спокойно, исти...о и глубоко. Не забуд...те что книга эта есть только экспозиция введение в поэму что автор обеща...т нам еще две такие же большие книги в которых мы снова встрет...мся с Чичиковым и увид...м новые лица в которых Русь выразит...ся с другой своей стороны.
 В.Белинский
 Используя стратегию орфографии, запомните правописание слов: ЭКСПОЗИЦИЯ, КОТОРЫЙ, КОТЕЛ.
 
  Лист № 24.
 I. Обозначьте слитное или раздельное написание не с разными частями речи.
 а). 1. Его выжили из оркестра после полугодовой бе...порядочной службы за не радивость в исполнени... обязанностей. (Дост.) 2. Не друг по...дакивает, а друг спор...т. 3. К беде не опытность в...дет. (П.) 4. Не правильный, не брежный лепет, не точный выговор речей по прежнему сердечный треп...т произв...дут в груди моей. (П.) 5. Роста он был не большого, сложен щ...голевато, собою весьма не дурен. (Т.) 6. Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая не счастливая семья не счастлива по своему. (Л.Т.) 7. Над не раста...вшей лед...ной сердцевиной озера с криками носились чайки. (Наг.) 8. Это был не купленный, а свой собстве...ый крыж...вник. (Ч.) 9. Пьер, со времени входа князя Андрея в гости...ую не спускавший с него радос...ных дружелюбных глаз, подош...л к нему и взял его за руку. 10. Не приятель не мог предпол...гать дерзости стр...льбы четырех н...кем не защищенных пушек. 11. Н...сколько раз он, не расслышав от шума коляски, переспрашивал у Пьера не расслышанные слова. 12. Княжна Марья была молч...лива и не поколебима в своих решениях. 13. Было сыро и холодно, особенно в не просохшем платье. 14. Багратион огл...нул свою свиту своими большими, н...чего не выражающими не выспавшимися глазами. 15. Князь Андрей говорил охотно и быстро, как человек долго не говоривший. (Л.Н.)
 б). Вставьте пропущенные знаки препинания.
 Способ, каким Толстой разрабатывает свою тему, столь же нов, сколь и своеобразен; это - не метод Вальтера Скотта и, само собою разумеется, также не манера Александра Дюма. Граф Толстой - русский писатель до мозгп костей; и те французские читатели кого не оттолкнут не многие длинноты и оригинальность не которых суждений будут вправе сказать себе что "Война и мир" дала им более не посредственное и верное представление о характере и темпераменте русского народа и о русской жизни вообще, чем если бы они прочитали сотни сочинений по этнографи... и истори... Здесь есть целые главы в которых н...когда не придется н...чего м...нять; здесь есть исторические лица (как Кутузов, Растопчин и другие) чьи портреты установлены навеки: это не преходящее... Это в...ликое произведение в...ликого писателя и это подли...ая Россия.
 (По И.С.Тургеневу)
 в).
 Скользя по утре...ему снегу,
 Друг милый, пр...дадимся бегу
 Не терпеливого коня
 И навестим поля пустые,
 Леса, не давно столь густые,
 И берег, милый для меня.
 А.Пушкин
 Используя стратегию орфографии, запомните правописание слов: ОРИГИНАЛЬНЫЙ, ГЕНИАЛЬНЫЙ, ТЕМПЕРАМЕНТ.
 
  Лист № 25.
 I. Замените цифры словами.
 а). 595 -...........................................................
 16 485 - ..........................................................
 1967 - .............................................................
 2 750 - ............................................................
 385 - ................................................................
 725 - ................................................................
 1 861 -..............................................................
 б). Поезд с 287 ................................................................... экскурсантами, из 651 ......................................................... вычесть 276 ......................................................................, 480 ........................................ страниц, группа в составе 11 ...................................................человек, гора высотой 3 785 .........................................................................метров.
 в). 150 тонн - .......................................................................,
 70 килограммов ..................................................................,
 60 минут - ............................................................................,
 11 примеров - .....................................................................,
 900 гектаров - .....................................................................,
 80 фотоаппаратов - ............................................................
 
 г). ЛАДОЖСКОЕ ОЗЕРО
 Ладожское озеро - самое больш...е озеро в Европ... Его площ...дь равна 18 135 ........................................................ ................................................................................. квадратным километров. На 219 ................................................. километров прот...нулось озеро с юга на север при средней ширине в 83 .................................................... километра. А если кто захочет обойти его вокруг, то нужно проделать путь в три раза больший, чем ра...тояние между Москвой и Петербургом. Озерная чаша вмещ...ет 908 ....................................... кубических километров воды.
 II. Вставьте пропущенные буквы.
 а). Шес...десят картин, девя...сот метров, сем...десят брош...р, оди...адцать бассейнов, шес...надцать параш...тов, сем...сот экземпляров, пят...сот видов, тр...надцать учебников, трист... тонн, четырест... лет.
 б). ВОЛЧИЙ А...ЕТИТ.
 Волк, если он голоден, мож...т с...есть за один присест дес...ть-оди...адцать ки...ограммов мяса. Куда больше а...етит у трав...ядных. Даже самый прожорливый из хищников - тигр, который за один присест может с...есть п...тьдесят ки...ограммов мяса, н...куда не годный едок по сравнению со слоном. Слон каждый день с...едает по трист... шес...десят ки...ограммов корма и выпивает дев...ност... литров воды.
 Используя стратегию орфографии, запомните правописание слов: ОДИННАДЦАТЬ, ТРИНАДЦАТЬ, ТРИСТА, ЧЕТЫРЕСТА, АППЕТИТ.
 
  Лист № 26.
 I. Вставьте пропущенные буквы, замените цифры словами.
 а). Ра...тояние от Земли до Со...нца равно почти 150 ....................................................... миллионам ки...ометров. Пеш...ход, пр...одолевающий ежедневно по тридцать ки...ометров, ш...л бы до Со...нца 14 000 .................................................... лет. Поезд, идущий без остановок со скоростью сто км в час, достиг бы Со...нца через 170 ....................................... лет. Сам...лет, л...тящий со скоростью 1 000 ....................................... км в час, дол...тел бы до Со...нца через 17 .............................................. с лишним лет. Звук, дост...гающий в атмосфер... скорост... 350 ............................................... метров в секунду, от Земли до Со...нца дош...л бы за 14 ................................. лет. (Из книги "В мире занимательных фактов")
 б). 674 -................................................................................
 82 -.......................................................................................
 13 - .....................................................................................
 490 - ....................................................................................
 350 -.....................................................................................
 531 -.....................................................................................
 11 - ......................................................................................
 965 - ...................................................................................
 
 в). ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ ЧИСЛО
 Число 37 ........................................... име...т замечательное свойство. Если умножить его на числа 3 ..................., 6 ..........., 9 ...................., 12 ...............................,15 ............................., 18......................................, то получ...тся интересный ряд: 111 ................................................., 222 ..................................., 333 .............................................., 444 ........................................., 555 ............................................., 666 ......................................
 ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ
 г). 70............................................ одежек, а все без застежек. 700 ........................... ворот, да один выход. Выходили 12............................................... молодцов, выносили 52 .................................................... сокола, выпускали 365 ...................................................... лебедей. Ра...сыпался горох на 77 ................................................ дорог, н...кто его не подб...рает. На поляне, возле елок, дом поставлен из иголок, за травой не виден он, а жильц...в в нем 1000000 .......................................... Что за шустрый старич...к? 88.......................................................................................................................................................... ног, все по полу шаркают за работой жаркою.
 д). От 511 ............................................................. отнять 16 ............................................ К 17 ........................................... пр...бавить 80 ....................................... 500 .......................... разделить на 10 ................................ и прибавить к 19 ..................................................
 Используя стратегию орфографии, запомните правописание слов: ШЕСТНАДЦАТЬ.
 
  Лист № 27.
 I. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
 а). 1. Кое где по дорог... поп...дается угрюмая ракита или молодая бере...ка с мелкими клейкими листьями. (Л.Т.) 2. И вид...шь ты синий свод неба да солнце да лес. (Н.) 3. Захотелось застать медведя за едой где нибудь на полянк... или за рыбной ловлей или на отдыхе. (Пришв.) 4. Р...вномерные ноч...ные звуки пр...рывались изредк... то дальним выстрелом то бульканьем отвалившегося берега то всплеском большой рыбы то треском зверя по дикому заросшему лесу. (Л.Т.) 5. Идет с...дая ч...родейка косматым маш...т рукавом и снег и мраз и ин...й сыпл...т и воды пр...враща...т в льды. (Держ.) 6. Райский смотрел на комнаты на портреты на мебель и на весело гл...девшую в комнаты зелень сада; вид...л ра...чищенную дорожку везде чистоту ч...порность порядок; слушал как во всех комнатах попеременно пробили с пол дюжины столовых сте...ых бронзовых и малахитовых часов. .. (Гончар.)
 Составьте предложения по схемам:
 --- или --- ==, ==,== и == и -, и -, и ---
 б). При каждом слов... его (Пушкина) поэмы читатель мож...т говорить Здесь русский дух здесь Русью пахн...т. Этот русский дух ощ...щает...ся и в юмор... и в ирони... и в выражени... автора и в размашистой сил... чу...ств и в лиризм... отступлений и в пафос... всей поэмы и в характерах действующих лиц.
 (В.Белинский)
 в). Я не б...русь описывать спектакли чеховских пьес так как это не возможно. Их прелесть в том что не передает...ся словами а скрыто под ними или в паузах или во взглядах актеров в излучени... их внутре...его чу...ства. При этом ож...вают и образы создаваемые артистами и самое настроение пьесы и всего спектакля. Все дело ...десь в творческой интуици... и артистическом чу...ств...
 (К.Станиславский)
 г). АЙСБЕРГИ
 Лед...ую гору в 120 .............................................. километров мор...плаватели обнаружили впервые в сер...дин... 19 ................................ столетия. В 1900 ................................... году восточнее Фолилендских островов мор...ки увид...ли айсберг, прот...нувшийся на 150 .......................................... километров. А в 1927 ............................................................. году норвежское кит...бойное судно встрет...ло в этой же ш...роте южнополярной обл...сти "чемпиона" айсбергов - его дли...а достигала 170 ............................................... километров.
 Используя стратегию орфографии, запомните правописание слов: ОСТРОВ, ОБЛАСТЬ, ЛИРИЗМ, ПОЭМА.
 
  Лист № 28.
 I. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
 а) 1. Мне было охота почитать про все и про травы и про моря и про солнце и звезды и про в...ликих людей и про революцию про все то что люди хорош... знают а я еще не знаю. (Пауст.) 2. Среди птиц насекомых в сухой траве словом всюду двже в воздух... ч...ствовалось пр...бл...жение осени. (Арс.) 3. В них (пословицах) отр...зилось много народных свойств наших; все есть издевка насмешка попрек словом все шевелящее и задирающее за живое. (Г.) 4. Черкес на корни в...ковые на ветви веша...т кругом свои доспехи боевые щит бурку панц...рь и шелом колчан и лук и в быстры волны за ним бросается потом, не утомимый и безмолвный. (П.) 5. В тихую лу...ую июльскую ночьОльга Ивановна стояла на палубе волжского парохода и смотрела то на воду то на красивые берега. (Ч.) 6. Тоски бессонных ночей сладких и горьких слез ничего не испытал он. (Гонч.)
 б) 1. Он выпустил из рук палку щ...ка бухнулась в воду грациозно в...льнула хвостом и умч...лась в глубь увл...кая за собой лесу. (Гонч.) 2. Звук слыш...тся то громче то слабее иногда он почти зам...рает. (Купр.) 3. Все лиц... походка взгляд голос все вдруг изменилось в Наташ... (Л.Т.) 4. Твоя живая тишина твои лихие непогоды твои леса твои луга и Волги пышные брега и Волги радос...ные воды все мило мне. (Языков) 5. В человеке должно быть все прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли. (Ч.) 6. Мила мне русская пр...рода поля и села и равнины и шум колеблемых лесов и звон косы в лугу р...систом и пляска с топаньем и свистом. (А.К.Т.)
 в) Бывало пока поправляет Карл Иванович лист с диктовкой выгл...н...шь в ту сторону вид...шь ч...рную головку матушк... чью нибудь спину и слыш...шь оттуда говор и смех; так ...дела...тся досадно что нельзя там быть и дума...шь Когда же я буду больш...й перестану учит...ся и всегда буду с...деть не за д...алогами а с теми кого я люблю?
 (Л.Толстой)
  г). ПАМЯТЬ О ЧАЙКОВСКОМ
  ...Об...янием наполнены все места связанные с нашими в...ликими художниками и пушкинское сельц... Михайловское и Св...тые Горы и лермонтовские Тарханы и Ясная Поляна и тургеневское Спасское-Лутовиново и тверские леса и дом Чайковского в Клину.
 Чайковский любил эту русскую землю с застенчивой молч...ливой но неистовой силой. Но самой больш...й любовью Чайковского были л...са и в...личавые к...рабельные сосновые боры и осиновые разговорчивые рощи и березовые перелески зажже...ые по взгорьям тихим осе...им огнем, как сотни белых свечей.
 (По К.Паустовскому)
 Используя стратегию орфографии, запомните правописание слов: ОБЛАСТЬ, ВВЕРХ, ВНИЗ.
 
 Лист № 29.
 I. Вставьте пропущенные знаки препинания, составьте схему.
 1. Точность и краткость вот первые достоинства прозы. (П.)
 2. Эльбрус наивысшая верш...на Большого Кавказа. Высота главной верш...ны 5633 ............................ ............................................................................... метра.
 3. Пр...мая обязанность художника показывать а не доказывать. (Бл.)
 4. Бедность не порок.
 5. Не правда ли что мы краса д...лины всей? (Кр.)
 6. Июньская ночь коротка. (Троеп.)
 7. Грушницкий юнкер. Его цель сделаться героем романа. (Л.)
 8. Думать и стараться понять окружающее отныне моя цель. (М.-М.)
 

<< Пред.           стр. 6 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу