<< Пред.           стр. 10 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу

  Короткая позиция - продажа дилером ценных бумаг в надежде на падение цен. Чтобы "продать накоротке", дилер одалживает облигации у своего коллеги за плату на определенное время и таким образом может физически доставить облигационный сертификат покупателю к дате улаживания.
  Короткий - 1) неликвидированный остаток контрактов на продажу; 2) во множественном числе - "короткие" - т.е. те, у кого есть неликвидированный остаток контрактов на продажу; 3) тот, кто предвидит снижение цен.
  Короткое покрытие - в США ситуации, когда медведи, продавшие валюту, товар или ценные бумаги, покупают их снова, т.е. покупают для покрытия.
  Кошки и собаки - в высшей степени спекулятивные и обычно низко оцениваемые рынком фондовые ценности, по которым дивиденды не выплачиваются.
  Крепкий рынок - цены установились на высоком уровне и показывают повышательную тенденцию.
  Купить с минимальным доходом - купить ценные бумаги с очень небольшой или адекватной издержкам маржей.
  Легкопонижающий рынок - цены установились на более низком уровне и показывают понижательную тенденцию.
  Ленивый рынок - рынок, на котором практически отсутствует торговля.
  Магазин - дилерская компания, продолжающая операции по купле-продаже облигаций.
  Малоактивный рынок - неизменные цены при отсутствии сделок.
  Медведь - биржевой спекулянт, играющий на понижение.
  Назвать и сделать рынок - трейдер объявляет цену, по которой его фирма готова купить, и цену, по которой она готова продать. Такой рынок считается твердым.
  Налет медведей - активная продажа "без покрытия", проводимая с целью понизить уровень цен с тем, чтобы выгодно купить товар по более низким ценам.
  Неравномерный рынок - котировки некоторых сроков поставки выше, а некоторых - ниже.
  Неуверенный рынок -- отсутствие определенной тенденции за неимением реальных предложений купить либо продать или отсутствие возможности установить реальный уровень цен.
  Неустойчивый рынок - быстрое и беспорядочное движение цен.
  Ободранная облигация - облигация с отдельным процентным купоном, который может быть изъят с целью погашения или для самостоятельной купли-продажи.
  Откупить маржу - приказ клиента брокеру купить ближайший по сроку фьючерсный контракт и продать контракт на отдаленный срок.
  Пенсовые акции - акции младших компаний добывающей промышленности. Цена такой акции очень подвижна, и ее невозможно связать с действием какого-либо осязаемого фактора.
  Повышающий рынок - цены имеют тенденцию незначительно расти с существенными признаками укрепления.
  Погружение - непродолжительная задержка в развитии рыночной конъюнктуры или незначительное изменение цен на бирже.
  Поймать котировку - о дилере, который согласен продать валюту по курсу покупателя, котируемому другим дилером, говорят, что он "поймал" котировку.
  Покупать с потрохами - купить ценные бумаги и уплатить наличными в полном размере.
  Поровну - покупатели и продавцы ценных бумаг, численность которых примерно равна, т.е. рынок сохраняет стабильность. Часто характеризует рынок на момент открытия, если цены в этот день будут лишь незначительно отличаться от цен на закрытие предыдущего дня.
  Порывы - кратковременное движение цены на бирже, вызванное неожиданной информацией.
  Последний покупатель - покупатель на бирже, который по получении от продавца извещения о поставке не ликвидирует свою позицию в установленное время, "останавливает" извещение, т.е. тем самым выражает свою готовность принять поставку.
  Прорыв - развитие конъюнктуры всего рынка или его секторов за пределы того уровня, когда становится очевидным сопротивление продавцов или покупателей.
  Противиться рынку - действовать вопреки традиционному рыночному поведению: продать на короткий срок в период роста конъюнктуры и купить на длинный срок, когда рынок снижается.
  Профессионал - спекулянт, который все свое время посвящает спекулятивным сделкам на разницу.
  Публика - мелкие спекулянты, непрофессиональные торговцы на бирже.
  Пятиться, дать задний ход - 1) когда доходность ценных бумаг возрастает, а цены падают, о рынке говорят, что он "пятится"; 2) инвестор обменивает одну ценную бумагу на другую, имеющую более короткий текущий срок до погашения.
  Реакция - быстрое падение цен после предшествующего роста.
  Регистрация с черного хода - нетрадиционный способ проникновения в списки членов фондовой биржи компании, которая не отвечает требованиям листинга.
  Обычно такая регистрация происходит путем поглощения сильным аутсайдером меньшей по размеру, но зарегистрированной компании с последующей регистрацией под своим именем.
  Рынок быков - рынок, на котором действует тенденция роста цен.
  Рынок медведей - рынок, на котором действует тенденция падения цен.
  Скалпер - биржевой торговец, заключающий сделки при небольшой прибыли.
  Слабый рынок - положение на рынке, когда цены значительно ниже и продолжают снижаться.
  Слепой брокер - брокер, выступающий от своего имени и не раскрывающий имен своих клиентов другим участникам операций. Этот порядок является общепринятым, но на рынке федеральных фондов и срочных евродепозитов не применяется.
  Спокойный рынок - I) заключается небольшое количество сделок с предложением, так что цены склонны несколько снизиться в связи с отсутствием спроса; 2) небольшая активность, но цены практически неизменны.
  Субъект - термин, означающий, что сделка между трейдерами по поводу купли-продажи облигаций не является твердой, подлежит подтверждению. Слово "субъект", произнесенное после объявления цены облигации, - сильная защита трейдера, если он захочет торговать по названной цене. Если это слово не произнесено, то рынок предполагается твердым.
  Точное попадание - необычно крупная операционная прибыль, полученная от продажи акций после кратковременного владения ими.
  Тяжелый рынок - положение на рынке, при котором число приказов продать превышает число поручении купить.
  Уличный рынок - сеть посредников, покупателей и продавцов ценных бумаг, общающихся между собой с помощью телекоммуникаций. Выражение "уличный рынок" появилось в XVI - XVII вв., т.е. то время, когда лондонские брокеры заключали сделки прямо на улице или в кафе. В дальнейшем торговля акциями стала осуществляться преимущественно на бирже, а работа с облигациями - вне биржи, на уличном рынке. Сейчас практически все облигации и акции, не включенные в биржевой список, продаются на таком рынке.
  Устойчивый рынок - сохраняет текущий уровень цен при отсутствии ярко выраженной тенденции в любую сторону.
  Фигура - совпадающее целое число в обозначении котировки курсов покупателя и продавца. Например, если ценная бумага котируется "101-106" по курсу покупателя и "101-110" по курсу продавца, то 101 является фигурой.
  Фьючерсный контракт "красного месяца" - контракт, срок исполнения которого назначен в месяце, отстоящем более чем на один год от даты заключения сделки.
 
 Приложение 2. Виды договоров
 
  В мировой практике бизнеса и хозяйственного права сложилась обширная информация о видах договоров. Выделяем наиболее применяемые в хозяйственной практике их виды.
  Алеаторные - договоры риска, по которым на момент их заключения точно неизвестны объем, формы, соотношение взаимных обязательств сторон.
  Договор о совместной деятельности по вкладам участников в объект совместной деятельности является коммутативным, а по вознаграждению сторон, которое на момент заключения договора неизвестно, - алеаторным.
  Безыменные -договоры, не имеющие официальных имен, получающие их на практике в процессе заключения.
  Заключая безыменный договор, необходимо все предусмотреть, иначе в спорных ситуациях к положениям договора будут применяться аналоги из именных договоров.
  Благотворительные - одна сторона извлекает пользу, не возмещая ее другой стороне (договоры дарения, беспроцентного займа, хранения без оплаты).
  Генеральные -договоры, в которых определены основные элементы делового сотрудничества на несколько календарных лет.
  Двусторонне-обязательные - обязанности и права имеются у обеих сторон договора. К ним относится большинство хозяйственных договоров. Разновидностью этого вида договора является договор о совместной деятельности.
  Длящиеся договоры - обязательства сторон длятся относительно долгий период времени (наем, долгосрочная аренда, подряд). Какая-то из сторон длящегося договора может прекратить свои обязательства путем отказа от него.
  Именные - договоры, получившие законодательно названия: договоры купли-продажи, найма, займа, подряда, хранения, поручения, комиссии.
  Заключая именной договор, достаточно достигнуть соглашения сторон по существенным условиям договора, остальное предусмотрено действующими законодательными нормами.
  Коммутативные - на момент заключения договора точно известны объемы, уровень, формы, соотношение взаимных обязательств сторон, сюда относятся все обременительные договоры купли-продажи займа, подряда, комиссии, перевозки и др.
  Конценсуальные -договоренность, вызванная словами или действиями.
  Обременительные - одна сторона приобретает определенную пользу, но за это должна доставить другой стороне какую-то выгоду или ценность.
  Однократные договоры - исполнение обязательств сторонами осуществляется за один момент или относительно короткий период (договор купли-продажи, займа).
  Односторонне-обязательные - обязанность принадлежит одной стороне (например, дарение, хранение), а право - другой.
  Простые договоры - в структуре договора присутствуют элементы только одного вида договоров (договор купли-продажи).
  Присоединения - почти все элементы договора уже определены фирмой (чаще крупной), производящей данный вид работ или оказывающей услуги.
  Разовые (текущие) заключаются на срок до одного года. Текущие договоры не могут содержать элементы, отличные от условий генерального договора.
  Рамочные - договоры длительного действия, в рамках которых устанавливаются некоторые взаимные права и обязанности сторон на длительное время.
  Реальные - это формальные договоры, для возникновения которых необходима передача вещи (услуги), являющейся предметом договора (договоры займа, услуг, залога).
  Стандартные-договоры в которых ряд существенных моментов уже согласован, отработан, однако оставлены так называемые "белые пятна", требующие согласования сторон.
  Сложные -договоры, в составе которых имеются элементы различных документов, например договор на выполнение работ, включающий элементы договоров купли-продажи, найма, подряда.
  Типовые - в них унифицированы основные части договорных отношений в той или иной хозяйственной области.
  Формальные - существенное условие заключается в соблюдении формы, т.е. договор должен быть составлен письменно, для его заключения требуются подписи обеих сторон, иногда заверенные судами или нотариусом.
  Формулярные -договоры в виде бланка, полностью составленные одной стороной (банком, транспортными учреждениями), имеющие варианты, один из которых может выбрать другая сторона при заключении договора.
 
 Персоналии
 
  Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Его считают наиболее глубоким исследователем экономических проблем Древней Греции. Семнадцати лет Аристотель вступил в Академию Платона, где пробыл в течение 20 лет как слушатель и преподаватель. После смерти Платона в 347 г. до н.э. Аристотель оставил Афины и в 343 г. до н.э. был приглашен македонским царем Филиппом в качестве воспитателя и учителя своего сына - будущего великого полководца древности А. Македонского. Вернувшись в 335 г. в Афины, Аристотель основал свою школу (Ликей). Его труды весьма обширны и касаются различных отраслей знаний: философии, экономики, логики, этики, физики, биологии и т.д. Экономические вопросы рассматриваются им в трактатах "Этика", или "Никомахова этика" (названная по имени приемного сына Никомаха), и "Политика"
  Заслуга Аристотеля состоит в том, что он первым установил экономические категории и в определенной степени показал их взаимосвязь, т.е. близко подошел к понятию "экономические законы". Он считал, что стоимость зависит от полезности товара, а обмен - от потребностей людей. В составе издержек большое место отводилось затратам труда. Физический труд считался уделом рабов. Аристотель сделал попытку объяснить понятие "меновая стоимость", т.е. обмен.
  Аристотелю принадлежит придуманное им слово "хрематистика", но это слово не привилось. Хрематистика по Аристотелю - это ((искусство наживать состояние".
  Барнард Честер (1886-1961) положил начало анализу большинства крупных тем экономики организаций.
  Считается первым специалистом в области системного подхода в экономике.
  Богданов Александр Александрович (настоящая фамилия Малиновский) {1873- 1927) - экономист, естествоиспытатель, философ. Разносторонность увлечений помогла ему заметить, что все виды управления в природе, технике и обществе имеют сходные черты, что позволяет говорить о возможности существования определенной науки - организации. Основное сочинение - "Всеобщая организационная наука" (Т. 1,2, 1913-1917), в котором он выдвинул идею создания науки об общих принципах организации - тектологии. Предметом последней в технической сфере является организация вещей, в экономической сфере - организация людей, в политической -- организация идей. Техническая организация, по мнению Богданова, была определяющей по отношению ко всем остальным.
  Частным случаем организации Богданов считал дезорганизацию, возникающую вследствие того, что каждый субъект пытается организовать окружающий его мир для себя и по-своему, что является результатом обособленности и отсутствия единства самих организующих сил.
  Взгляды А.А. Богданова предвосхитили некоторые положения и рекомендации для развития современной теории организации и менеджмента, в частности положения о структурной устойчивости систем, их уровнях и организационных механизмах формирования, о биорегуляторах и биоритмах.
  Вебер Макс (1864-1920) - социолог и философ, основывал значительную часть своих исследований на понятии "экономическая и общественная организация". Его исследования об этике капитализма и бюрократии, чью позитивную роль он подчеркивал, до сих пор вдохновляют весьма активное течение в социологии.
  Гастев Алексей Капитонович (1882-1941) - крупный организатор науки о производственных процессах и рационализации труда. Он считал, что всю работу в области научной организации труда (НОТ) и управления нужно начинать с отдельного человека, кем бы он ни был - руководителем или рядовым исполнителем.
  Методологической основой такого подхода стала разработанная им и его коллегами - сотрудниками Центрального института труда, директором которого он был многие годы, - концепция трудовых установок, содержавшая в зародыше основы кибернетики, инженерной психологии, эргономики. Составными элементами этой концепции были теория трудовых движений в производственном процессе, организация рабочего места, методика рационального производственного обучения и др. С помощью содержащихся в них положений и выводов можно было задавать определенные стандарты для производственных операций, облегчать адаптацию работников к их непрерывному изменению, стимулировать личную инициативу исполнителей.
  Ерманский Олег А. (1860-1941) в своих работах сформулировал предпосылки науки об организации труда и управления, связав ее необходимость с появлением определенных социально-экономических условий и прежде всего крупного машинного производства, весь потенциал которого нужно было использовать рационально. Одним из основных законов в этой науке О. Ерманский считал закон организационной суммы, которая будет больше чем "арифметическая составляющая ее сил", если все существенные и личные элементы производства гармонично сочетаются, то усиливают друг друга, что дает положительный эффект, который в современной науке называется "синергетический эффект". Закон организационной суммы был необходим О. Ерманскому для формулировки главного принципа своей науки - принципа физиологического оптимума, который давал критерии рациональности выполнения любой работы. В основе этого критерия лежало отношение расходуемой человеческой энергии и достигаемого при этом эффекта, выраженное коэффициентом рациональности (Кр), определяемым делением полезной работы на затраты энергии.
  Керженцев Платон Михайлович (1881-1940) разработал теорию организационной деятельности. Под научной организацией управления он понимал определение наиболее рациональных приемов и методов выполнения управленческих действий, таких как формирование организационных структур, распределение обязанностей, планирование, учет, подбор и распределение кадров, поддержание дисциплины.
  П.М. Керженцев считал, что в работе по управлению организации разных сфер деятельности есть общие черты, поэтому возможен обмен опытом и формулировка на основе этого определенных общих принципов управления. К ним П.М. Керженцев отнес постановку целей и задач, разработку планов и учет, контроль, координацию использования людских и материальных ресурсов.
  П.М. Керженцев был убежден, что процесс научного управления невозможен без поддержки широких масс трудящихся, которые должны быть не только точными исполнителями директив, полученных сверху, но и проявлять инициативу, придающую организации дополнительные жизненные силы.
  Развитие инициативы, по мнению П.М. Керженцева, приводит к тому, что вместо приказаний сверху создается особый вид руководства - подчинения, который выражается в соглашении между высшей и низшей инстанциями организации. В то же время он не умалял и роли профессиональных руководителей, считая, что в их руках сосредоточены рычаги воздействия на трудовой коллектив, а следовательно, и на общие результаты деятельности организации.
  Кондратьев Николай Дмитриевич (1892-1938) -ученый с мировым именем, оставивший огромное научное наследие и немало оригинальных идей. Ему принадлежат капитальные исследования в области теории конъюнктуры, закономерностей экономической динамики, труды по вопросам прогнозирования и перспективного планирования, работы по проблемам развития аграрного сектора, по социологии и статистике.
  Наибольшую известность принесла Н.Д. Кондратьеву его концепция "больших циклов конъюнктуры" (в настоящее время во всем мире называемых "циклами Кондратьева", или теория "длинных волн" в экономической динамике). На основе обработки большого статистического материала о динамике за 140 лет среднего уровня товарных цен, процента на капитал, заработной платы, оборота внешней торговли, добычи и потребления угля, производства чугуна и свинца он количественно доказал, измерил во времени, изобразил графически наличие трех больших циклов экономической конъюнктуры, повышающие и понижающие волны, чередующиеся примерно через 50 лет.
  В работах "Проблема предвидения" (1926), "План и предвидение" (1927), "Критические заметки о плане развития народного хозяйства" (1927), "Основные проблемы экономической статистики и динамики. Предварительный эскиз" (в 30-е гг.) Н.Д. Кондратьев разработал теорию организации и планирования в регулируемой рыночной экономике. Он руководствовался формулой Огюста Конта: "Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы управлять".
  Ксенофонт Афинский (430-355 гг. до н.э.)-экономист, историк, писатель, родился в Афинах, умер в Коринфе. Он был одним из основателей экономической науки и науки об управлении. Не следует смешивать однофамильцев Ксенофонта: Ксенофонт из Лампсака, греческий географ II-I вв. до н.э.; Ксенофонт Эфесский - писатель II--III вв. н.э.
  Авторы считают, что первым экономистом на нашей планете является Ксенофонт Афинский. Слово "экономия" (ойкономика) исходит от слов "ойкос" - дом, хозяйство - и "номос" - правило, закон, учение - и принадлежит Ксенофонту. Этот термин взят из его трактата (сочинения) - "Экономиксе" ("Oikonomikos") - советы по рациональному ведению домашнего хозяйства, в ряде справочников по экономике значится как "Домострой". Трактат написан предположительно в 380 г. до н.э.
  Ксенофонту Афинскому принадлежит сочинение "Киропедия", в котором он близко подходит к принципу разделения труда, влияющему на качество товара, на рост производительности труда. В сочинении "О доходах" он исследовал способы улучшения финансовой и налоговой системы в Афинах, поддерживал введение металлических денег.
  Макгрегор Дуглас (1906 - 1964) является видным представителем поведенческой школы, разработавший теории "X" и "У". Согласно этим теориям существуют два типа работников, отражающих два типа отношения к работникам.
  Для теории "X" характерны следующие предпосылки;
  - человек имеет унаследованную неприязнь к работе и старается ее избегать;
  - по причине нежелания работать большинство людей только путем принуждения, с помощью приказов, контроля и угроз наказания будут осуществлять необходимые действия и затрачивать должные усилия для достижения организацией своих целей;
  - человек предпочитает, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственность и желает находиться в безопасной ситуации.
  Теория "У" имеет следующие предпосылки:
  - выражение физических и эмоциональных усилий на работе для человека является вполне естественным;
  - ответственность и обязательства по отношению к организации зависят от вознаграждения, получаемого за результаты труда.
  Наиболее важным является вознаграждение, которое связано с удовлетворением потребностей в самовыражении;
  - человек, воспитанный определенным образом, готов брать на себя ответственность. Д. Макгрегор сделал вывод о том, что управление типа "У" гораздо более эффективно.
  Маршалл Альфред (1842-1924) известен своими работами по микроэкономике, в частности исследованиями условий равновесия на рынке, которые составляют часть теоретического багажа любого экономиста. Он также одним из первых исследовал понятие "организация в экономике".
  Маслоу Абрахам (1908- 1970) внес большой вклад в развитие бихевиористского направления в менеджменте. Он разработал нашедшую широкое применение в менеджменте теорию потребностей, известную как "пирамида потребностей". В соответствии с учением А. Маслоу у человека имеется сложная структура иерархически расположенных потребностей, и менеджер должен выявить эти потребности и использовать соответствующие методы мотивации! А. Маслоу разделял эти потребности на базисные (потребность в пище, безопасности, стабильности условий и т.д.) и производные, или мета-потребности (потребность в справедливости, благополучии, порядке и единстве социальной жизни). По мнению А. Маслоу, базисные потребности человека постоянны, а производные изменяются. Ценность мета-потребностей одинакова, поэтому они не имеют иерархии. Базисные потребности, напротив, располагаются согласно принципу иерархии в восходящем порядке от "низших" (материальных) до "высших" (духовных). Первые два типа базисных потребностей в своей иерархи А. Маслоу назвал первичными (врожденными), три остальных - вторичными (приобретенными). Согласно принципу иерархии потребности каждого нового уровня становятся актуальными для индивида лишь после удовлетворения предыдущих запросов.
  Мэйо Элтон (1880-1949) - психолог, один из первых создателей теории и практики человеческих отношений. Он провел ряд экспериментов, получивших название "Хоторнские эксперименты". Опыты в Хоторне (недалеко от Чикаго) на предприятиях фирмы "Вестерн электрик" продолжались с 1927 по 1939 г. и не имели аналогов.
  Изучая влияние различных факторов (условия и организация труда, заработная плата, межличностные отношения и стиль руководства) на повышение производительности труда, Э. Мэйо сделал вывод об особой роли в производстве человеческого фактора. Обобщение эмпирических данных позволило ему создать социальную философию менеджмента (систему "человеческих отношений").
  "Хоторнские эксперименты" положили начало многочисленным исследованиям взаимоотношений в организациях, учету психологических явлений в группах, выявлению мотивации к труду и роли отдельного человека и небольшой группы в организации.
  Мюнстерберг Гуго (1863-1916) фактически создал первую в мире школу промышленных психологов. В своей работе "Психология и промышленная эффективность", получившей широкую известность в мире, он сформулировал основные принципы, в соответствии с которыми следует производить отбор людей на руководящие должности. Г. Мюнстерберг был одним из основателей психотехники (отбор кадров, их совместимость, тестирование способностей и т.д.). Он провел массу экспериментов и создал множество психологических тестов, с помощью которых изучал способности и склонности испытуемых к различным профессиям, должностям, совместимость работников друг с другом, проблемы утомляемости на производстве. Г. Мюнстерберг первым осознал важность гуманизации процесса управления, так как менеджер обязан управлять прежде всего людьми, а не машинами.
  Найт Френк (1885-1974), бучи еще молодым, стал автором блестящей и всегда актуальной диссертации об экономической теории риска и неопределенности. К тому же в ней он развивал свое понимание организации, которое играет центральную роль в его рассуждениях и имеет выход в социально-экономическую теорию.
  Платон (427-347 гг. до н.э.) - современник Ксенофонта, создал свою философскую школу в Афинах (Академию), с которой были связаны последние 20 лет его жизни. Им написаны сочинения философского, социально-экономического, политического и иного содержания, отличающиеся оригинальными идеями. Проблемы экономического и управленческого характера исследовались в его сочинениях "Государство" и "Законы".
  Платоном была создана концепция "нового", или "идеального", государства. Он считал, что государство должно состоять из трех сословий: 1) философов, управляющих обществом; 2) стражей (воинов); 3) земледельцев, ремесленников и торговцев. Рабы не относились ни к какому из сословий.
  У философов и стражей не должно быть никакой собственности. Им запрещалось также иметь золото и серебро.
  В "Законах" дан другой проект государственного устройства. По этому проекту все граждане делятся на четыре класса в зависимости от материальной обеспеченности. По жребию они получают у государства дом и надел. Стоимость надела объявлялась "предметом бедности", а стоимость имущества, которое могли приобретать граждане, не должна была превышать этот минимум более чем в 4 раза. Граждане снабжены достаточным по мере сил количеством рабов.
  Саймон Гарберт (родился в 1916г.) -Нобелевский лауреат, сформировавшийся в окружении экономистов-теоретиков, но постоянно заботящийся о поддержании экспериментального характера науки. Его можно считать одним из основателей экономики организаций.
  Тейлор Фредерик Уинслоу (1856-1915). На его могиле в Филадельфии написано: "Отец научного менеджмента".
  Становление и развитие первой классической школы менеджмента, получившей широкую известность во всем мире под наименованиями "научная организация труда", или "научный менеджмент", совпали со вступлением мира в XX в. У истоков этой школы стоял американский инженер Ф.У. Тейлор. Он оставил после себя солидное творческое наследие, включающее, кроме специальных работ по металлургии, прославившие на весь мир его имя, следующие книги: "Сдельная система" (1895), "Цеховой менеджмент" (1903) и "Принципы научного менеджмента" (1911).
  Своими экспериментами и научными трудами Ф.У. Тейлор стремился доказать, что разработанные им методы научной организации труда и сформулированные на их основе принципы "научного менеджмента" осуществят подлинную революцию в современном производстве, заменив устаревшие авторитарные методы управления более рациональными, научными методами. Ф.У. Тейлору принадлежит разработка хронометражного нормирования труда. Он ратовал за превращение научного управления в отрасль индустриального труда по типу инженерного, поэтому относится к технократическому направлению в менеджменте. В целом "научный менеджмент", как он сформулирован в работах Тейлора, можно свести к следующим положениям.
  1. Менеджмент представляет собой самостоятельную сферу деятельности.
  2. Контроль на самой нижней ступени производственного процесса имеет основополагающее значение.
  3. Функции менеджмента включают:
  - анализ компонентов поставленной задачи;
  - разработку наиболее эффективных методов труда;
  - подбор работников в соответствии с физиологическими и психологическими требованиями;
  - подготовку работников к тому, чтобы они могли использовать эти методы.
  4. Увеличение производительности означает более высокие заработки для работников.
  Файоль Анри (1841-1925) является наиболее значительной фигурой в науке управления первой половины XX в. С его именем связано возникновение административной школы. Первые статьи А. Файоля, посвященные теории администрации, вышли в 1900 г., а книга "Общее и промышленное управление" -в 1916 г. Целью административной школы было создание универсальных принципов управления, следование которым, несомненно, должно привести организацию к успеху. Эти принципы затрагивают два основных аспекта. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией.
  Вторая категория принципов касалась построения структур организации и управления работниками.
  Рассматривая организацию как специфический вид деятельности, А. Файоль сформулировал 14 принципов управления применительно к деятельности высшего звена управления.
  Главный же вклад А. Файоля в теорию менеджмента состоит в том, что он рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация.
  Фоллет Мери Паркер (1868-1933) в своей книге "Новое государство", опубликованной в 1920 г., выдвинула идею гармонии труда и капитала, которая могла быть достигнута при правильной мотивации и учете интересов всех заинтересованных сторон. Такая идея была новой для своего времени. Заслугой М.П. Фоллет является также то, что она пыталась совместить в единое целое три школы в менеджменте: научного управления, административную и человеческих отношений. Она считала, что для успешного управления менеджер должен отказаться от формальных взаимодействий с рабочими и быть лидером, признанным ими, а не назначенным вышестоящими органами.
  Эмерсон Гаррингтон (1853-1931) был одним из основателей школы научного управления и последователем Ф.У. Тейлора. В 1900 г. вышла его книга "Производительность как основание для управления и оплаты труда", а в 1912 г. - главный труд его жизни "Двенадцать принципов производительности". В этой работе он сформулировал 12 принципов управления, обеспечивающих рост производительности труда, которые не потеряли значения и по сей день.
 
 Литература
 
  К разделу I
 
  1. Балабанов И.Т. Операции с недвижимостью в России. -М.: Финансы и статистика, 1996.
  2. Биржевая деятельность /Под ред. А.Г. Грязновой. -М.: Финансы и статистика, 1996.
  3. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Учебник для вузов: - М.: ИНФРА-М, 1997.
  4. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. -М.: Триада, 1996.
  5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. -3-е изд. - М.: Гардарика, 1999.
  6. ГерчиковаИ.Н. Менеджмент. -М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1994.
  7. Горбунов А.Р. Холдинговые предприятия и дочерние фирмы. - М.: Анкил, 1994.
  8. Дашков Л.П., Данилов А.И., Тютюкина Е.Б. Предпринимательство и бизнес: Учеб. пособие. - М.; Маркетинг, 1996.
  9. Доблаев В.Л. Теория организаций. - М.: Институт молодежи, 1995.
  10. Иващенко Н.П. Информационные системы в экономике. - М.: Финансы и статистика, 1997.
  11. Каменева Н.Г. Организация биржевой торговли: Учебник для вузов. - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1998.
  12. Марцинкевич В.И., Соболева И.В. Экономика человека: Учеб. пособие для вузов. - М.: Аспект-Пресс, 1995.
  13. Маршалл А. Принципы экономической науки: В 3-х ч. -М.: Прогресс, 1993.
  14. Менар К. Экономика организаций: Пер. с фр. /Под ред. А.Г. Худокормова. -М.:ИНФРА-М, 1996.
  15. Менеджмент организации: Учеб. пособие / Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. - М.; ИНФРА-М, 1995.
  16. Менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Максимцева, А.В. Игнатьевой. - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1998.
  17. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. -М.: Дело, 1998.
  18. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 1999.
  19. Осипова Л.В., Синяева Н.М. Основы коммерческой деятельности. Учебник для вузов. - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1997.
  20. Сакс Д.Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика: глобальный подход: Пер. с англ. -М: Дело, 1999.
  21. Саркисянц ГС. Бизнес. Коммерция. Рынок: Слов.-справ. - М.: Информпечать, 1993.
  22. Смирнов Э.А. Основы теории организации. - М.: Аудит. ЮНИТИ, 1998.
  23. Справочник директора предприятия / Под ред. М.Г. Лапусты. - 2-е изд.-М.: ИНФРА-М, 1998.
  24. Экономика предприятий (фирм): Курс лекций / Под общ. ред. И.В. Пичужкина. -Владимир, 1997.
  25. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. ГГ. Меликьяна, Р.П. Колосовой. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996.
  26. Экономика: Учебник/Под ред. А.С. Булатова. -М.: БЕК, 1997.
 
  К разделу II
 
  1. Бляхман Л. С. Основы функционального и антикризисного менеджмента: Учеб. пособие для вузов. - СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 1999.
  2. Брэддик У. Менеджмент в организации: Пер. с англ. - М:: ИНФРА-М, 1997.
  3. Винокуров В.А. Стратегическое управление: сущность, методология, организация. -М.: Изд-во Академии экономики и права, 1996.
  4. Ильенкова Н.Д. Спрос: анализ и управление: Учеб. пособие / Под ред. И.К. Беляевского. -М.: Финансы и статистика, 1997.
  5. Информационные системы и структуры данных / Под ред. М.А. Королева. - М.: Статистика, 1977.
  6. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. -Минск: Экономпресс, 1998.
  7. Казакова К.А. Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции. - М.: Экономика, 1997.
  8. Кузнецов Ю.В., Подлесных В.И. Основы менеджмента. -- СПб.: ОЛБИС, 1997.
  9. Курс предпринимательства: Учеб. для вузов / В.Я. Горфинкель, В.А. Швандар, Е.М. Купряков и др.; Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. -М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.
  10. Макмиллан Ч. Японская промышленная система. - М.: Прогресс, 1998.
  11. Менеджмент (современный российский менеджмент): Учебник / Под ред. Ф.М. Русинова, М.Л. Разу. - М.: ИД ФБК-ПРНСС, 2000.
  12. Молл Е.Г. Менеджмент: организационное поведение: Учеб. пособие по специальности "Менеджмент".- М.: Финансы и статистика. 1998.
  13. Наянзин Н.Г. Системный анализ. Ч. 1. Системный подход: Учеб. пособие.-Владимир, 1998.
  14. Организационные структуры управления в условиях рынка: Учеб. пособие / И.В. Пичужкин, В.Н. Жарков, Л.М. Фадеева и др. - Владимир, 1994.
  15. Организация и планирование машиностроительного производства: Учебник / Под ред. М.И. Ипатова, В.И. Постникова, М.Н. Захаровой. - М.: Высшая школа, 1988.
  16. Организация управления производством в капиталистических странах/Под ред. Ю.П. Васильева. -М.: Экономика, 1972.
  17. Основы менеджмента/Под ред. А.А. Радугина. - М.: Центр, 1997.
  18. Основы менеджмента: Учеб. пособие / Под ред. О.Т. Лебедева. - СПб.: Изд-во Дом "М и М", 1997.
  19. Пелих А.С. Бизнес-план. -М.: Изд-во Ось-89,1998.
  20. Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний): Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1986.
  21. Речмен Д.Д., Мескон М.Х., Боуви К.Л., Tилл Д.В. Современный бизнес.-М.: Республика, 1995.-Т. 1,2.
  22. Розенберг Д.М. Бизнес, менеджмент: Терминологический словарь. -М.: ИНФРА-М, 1997.
  23. Семь нот менеджмента / В.А. Краснова и др. - М.: Дедал Apr, 1996.
  24. Словарь-справочник менеджера / Под ред. М.Г. Лапусты. - М.: ИНФРА-М, 1996.
  25. Тимусов Ф.С. Инвестиционный потенциал региона: теория, проблемы, практика. -М.: Экономика, 1999.
  26. Управление машиностроительным предприятием: Учебник / Под ред. С.Г. Пуртова, С.В. Смирнова. -М.: Высшая школа, 1989.
  27. Управление организацией / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н. А. Соломатина. -2-е изд. перераб. и доп. - М.:Инфра-М, 1998.
  28. Уткин Э.А. Управление компанией.- М.: Тандем. Изд-во ЭКСМОС, 1997.
  29. Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление - это наука и искусство. - М.: Экономика, 1992.
  30. Штолье Петер. Инвестиционные фонды. - М.: Наука, 1996.
  31. Щадилова С.Н. Малый бизнес: с чего начинать и как успешно развивать. -М.: Дело и сервис, 1998.
  32. Япония: смена модели экономического роста / Под ред. И.П. Лебедевой. - М.: Наука, 1990.
  33. Ясухира Монден, Тойота. Методы эффективного управления. - М.: Экономика, 1989.
 
  К разделу III
 
  1. Андреева О.Д. Технология бизнеса: маркетинг; Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М -Норма, 1997.
  2. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Прогресс, 1989.
  3. Антикризисное управление от банкротства к финансовому оздоровлению / Под ред. ГП. Иванова. -М.; ЮНИТИ, 1997.
  4. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. Как правильно управлять капиталом? - М.: Финансы и статистика, 1995.
  5. Богатин Ю.В., Швандар В.А. Оценка эффективности бизнеса и инвестиций: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999.
  6. Ващенко Т.П. Математика финансового менеджмента. - М.: Перспектива, 1996.
  7. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала: Опыт лучших промышленных фирм США, Японии и стран Западной Европы: В 2-х т. - М.: МНИИ, 1997.
  8. Дамари Р. Финансы и предпринимательство. -Ярославль: Периодика, 1993.
  9. Инновационный менеджмент / Под ред. С. Д. Ильенковой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
  10. Карлоф Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы: Пер. с англ.-М.: Экономика, 1993.
  11. Культура организации (Эффективный менеджер). -СПб.: LINK, 1994.-Кн. 8.
  12. Маркетинг: Учебник / Под ред. А.Н. Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
  13. Моррис Р. Маркетинг: ситуации и примеры: Пер. с англ. -М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1996.
  14. Ноздрева Р.Б., Цыгичко Л.И. Маркетинг: как побеждать на рынке?-М.: Финансы и статистика, 1997.
  15. НорткоттД. Принятие инвестиционных решений: Пер. с англ. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
  16. Основы предпринимательской деятельности: Экономическая теория, маркетинг, финансовый менеджмент/Под ред. В.М. Власовой. - М.: Финансы и статистика, 1995.
  17. Первозданский А.А., Первозданская Т.Н. Финансовый рынок: расчет и риск. -М.: ИНФРА-М, 1994.
  18. Питерс Т., Уотерман Р. В поискал эффективного управления (опыт лучших компаний): Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1986.
  19. Пичужкин И.В., Жарков В.Н., Фадеева Л.М. Экономическое обоснование технических проектов и разработок в условиях рынка: Учеб. пособие.-Владимир, 1997.
  20. Психология управления: Курс лекций / Под ред. М.В. Удальцова. -- М.: ИНФРА-М, 1999.
  21. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала: Учеб. пособие. -Ростов н/Д. -М.: Зевс, 1997.
  22. Социальный менеджмент/Под ред. Д.В. Валового. -М.: Интел-Синтез, 1999.
  23. Старобинский Э.Е. Основы менеджмента на коммерческой фирме. - М.: Интел-Синтез, 1994.
  24. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. - М.: Дело, 1997.
  25. Управление персоналом организации / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 1997.
  26. Уткин Э.А. Управление фирмой. -М.: Акалис, 1996.
  27. Уткин Э.А., Морозова Н.И., Морозова Г.И. Инновационный менеджмент. - М.: Акалис, 1996.
  28. Ховард К., Коротков Э. Принципы менеджмента: Управление в системе цивилизованного предпринимательства.-М.:Инфра-М, 1996.
  29. Цыгичко В.Н. Руководителю о принятии решений. -М.: ИНФРА-М, 1996.
 
  Содержание
 
 Введение 2
 РАЗДЕЛ I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И КОММЕРЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ 5
 Глава 1. Теоретические основы организации 5
 1.1. Понятие организации 5
 1.2. Воздействие внутренней и внешней среды на организацию 6
 1.3. Структуры организации и их виды 9
 1.4. Потенциал организации и эффект синергии 13
 1.5. Формы организации 14
 Глава 2. Предпринимательский сектор экономики 15
 2.1. Предпринимательская деятельность и бизнес в экономике, их понятия и назначения 15
 2.2. Классификация предприятий и их организационно-правовые формы построения 17
 2.3. Холдинг. Холдинговая компания 24
 2.4. Хозяйственные договоры, их роль в предпринимательском секторе экономики 31
 Глава 3. Организационные и коммерческие процессы биржевой деятельности 33
 3.1. Товарная биржа и управление биржевой деятельностью 34
 3.2. Коммерческая деятельность товарных бирж 36
 3.3. Порядок ведения торгов и биржевой язык жестов 38
 3.4. Показатели емкости рынка 40
 Глава 4. Организационные процессы управления 41
 4.1. Организация поточного производства 41
 4.2. Организация и рационализация производства японских автомобильных компаний 42
 4.3. Принцип Парето в организации и управлении 48
 Выводы 50
 Практикум 51
 РАЗДЕЛ II. ЗАКОНОМЕРНОСТЬ РАЗВИТИЯ ОСНОВ УПРАВЛЕНИЯ 51
 Глава 5. Системный подход к процессу управления 51
 5.1. Понятие и виды систем управления 51
 5.2. Открытые и закрытые системы 54
 5.3. Подсистемы 55
 Глава 6. Управление социально-экономическими системами 56
 6.1. Структурный и управленческий инструментарий 56
 6.2. Процесс управления в организации 59
 6.3. Объективные законы и субъективные процессы управления 60
 6.4. Маркетинг в системе управления 63
 Глава 7. Планирование в системе управления 67
 7.1. Понятие, виды и методы планирования 67
 7.2. Стратегическое планирование в организации 69
 7.3. Разработка фирмой задачи выживания 75
 Глава 8. Структуры управления организаций 77
 8.1. Производственная структура предприятия 77
 8.2. Организационная структура управления предприятием 80
 8.3. Бюрократический (механический) тип организационных структур управления 81
 8.4. Адаптивный (органический) тип организационных структур управления 86
 Выводы 92
 Практикум 92
 РАЗДЕЛ III. МЕНЕДЖМЕНТ КАК КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ 93
 Глава 9. Управление стратегией развития организации 93
 9.1. Управленческое обследование организации 93
 9.2. Реорганизация и реструктуризация предприятий 95
 9.3. Санация организации и управление "по слабым сигналам" 98
 9.4. Выбор стратегий и перспектив развития организаций 102
 Глава 10. Научные подходы к процессу менеджмента 105
 10.1. Коммуникационный процесс в управлении (менеджменте) 105
 10.2. Мотивационные процессы в системе менеджмента 109
 10.3. Научный подход к принятию управленческих решений 112
 Глава 11. Менеджмент как основополагающая концепция управления 119
 11.1. Организационные процессы менеджмента 119
 11.2. Инновационный менеджмент 121

<< Пред.           стр. 10 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу