<< Пред.           стр. 3 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  Рис. 3.3. Биржевой язык жестов:
  а- опустить цену; б- цена зафиксирована; в- поднять цену
 
  Допустим, маклер трижды объявил цену, а покупатель на товар не появился. В этом случае маклер переходит ко второй части обсуждения предложения. Во второй части маклер обращается к собравшимся в секции брокерам-покупателям с вопросом: "У кого есть предложения по данному пункту?". Допустим, что от брокера-покупателя поступает предложение на приобретение части товара. Если продавец согласен с количеством, он сразу объявляет свою цену (1 раз) и заключительное слово остается за брокером-покупателем. Если покупатель согласен, то он считается стороной сделки и громко сообщает номер своей брокерской конторы.
  В России на биржах во время торгов брокеры пока в основном выкрикивают свою информацию. Например, если маклер прочитал позицию, представленную брокером, а на нее никто не отреагировал, то брокер может понизить цену. Для этого он выкрикивает, к примеру: "Снижаю на 100". Если опять нет желающих, то брокер делает маклеру знак опустить цену еще раз (рис. 3.3, а). Так повторяется до того предела, который кажется приемлемым для брокера-продавца. Если цена зафиксирована, то брокер показывает это согнутой в локте горизонтально расположенной рукой ладонью вниз (рис. 3.3, б). Брокер может поднять цену. Это делается движением большого пальца вверх (рис. 3.3, в).
 
 3.4. Показатели емкости рынка
 
  Показатель емкости рынка рассчитывается по следующей формуле;
 
  Е = N?К?Эx+Р-(Н-V)-А,
 
  где Е - показатель емкости рынка; N - число потребителей (источником сведений для промышленных потребителей служат регистры промышленных предприятий, для населения - данные статистики населения); К - норматив потребления одним потребителем (для промышленных предприятий - технологические нормативы, для населения - рекомендуемые физиологические нормы потребления продуктов питания и рационального потребления непродовольственных товаров); Эx - коэффициент эластичности (зависимости) потребления от ряда факторов: цен, доходов, структуры массива потребителей и т.д.; Р - создание ресурса товаров (в производстве зависит от технологических норм и равномерности поставки, в личном потреблении - от уровня дефицитности товара); Н - насыщенность рынка, т.е. количество товаров, которым располагает потребитель к началу периода (определяется путем специальных обследований и экспертных оценок); V- выбытие товаров за счет физического износа (усушка и прочее), которое определяется по нормативам времени нормальной службы товара без утраты потребительских свойств и его морального старения; А - альтернативные источники удовлетворения спроса.
  Коэффициент эластичности Эx, %, представляет собой изменение потребления при увеличении или уменьшении цены на 1%. Расчет ведется по формуле эмпирического коэффициента эластичности
 
 
 
  где ?у - прирост потребления; - средний размер потребления; ?х - прирост цены; - среднее или базисное значение цены.
  Например, прирост (сокращение) продажи товара составил -40 тыс. руб., продажа в базисном периоде была 100 тыс. руб. Цена товара выросла с 50 руб. в базисном периоде до 75 руб., т.е. прирост составил +25 руб. Отсюда
 
 
 
  Из приведенного примера следует, что при увеличении цены на 1% спрос сократился на 0,8%, т.е. он считается неэластичным. В нашем примере цена выросла на 50%, а спрос сократился на 40% ( ); следовательно, спрос равен 100(-0,008) • 50 = -40.
 
  (?) Вопросы и задания для повторения
 
  1. Что понимается под товарной биржей? Охарактеризуйте ее назначение и основные функции.
  2. Как называются биржевые посредники, осуществляющие биржевые операции?
  3. Приведите условную схему управления биржей и покажите на ней прохождение управленческой информации.
  4. Выделите основные базовые операции биржевых торгов и методику оформления сделок.
  5. Охарактеризуйте процедуру и порядок ведения биржевых торгов.
  6. Как сформировался особый биржевой лексикон - биржевой язык жестов? В чем его сущность и практическое значение?
  7. По каким критериям ведется расчет показателя емкости рынка? Приведите формулу ее расчета.
 
 Глава 4. Организационные процессы управления
 
 4.1. Организация поточного производства
 
  Поточное производство - одна из форм организации производства, основанная на ритмичной повторяемости операций, расположенных согласно последовательности технологических процессов. Для него характерно цепное расположение рабочих мест строго в соответствии с ходом технологического процесса, исключающее возвратные движения изготовляемых объектов, непрерывность передачи их с одной операции на другую или одновременное протекание нескольких операций (видов обработки) при применении многофункциональных машин.
  Поточное производство характеризуется следующими признаками:
  * на каждой поточной линии изготовляется одно или несколько технологически сходных между собой изделий;
  * за каждым рабочим местом закрепляется одно постоянное изделие;
  * рабочие места на линии располагаются в соответствии с последовательностью операций технологического процесса;
  * детали с операции на операцию передаются поштучно или небольшими партиями без межоперационного пролеживания или с короткими перерывами;
  * технологический процесс в целом и отдельные операции осуществляются с соблюдением определенного ритма.
  Основные виды поточного производства представлены на рис. 4.1. Практически созданию поточных линий предшествуют предметно-замкнутые участки (ПЗУ).
  Предметно-замкнутые участки обеспечивают определенную степень готовности деталей и других объектов, поступающих затем на линии поузловой или окончательной сборки.
 
 
  Рис. 4.1. Основные виды производства
 
  Различают участки для изготовления однотипных деталей без переналадки оборудования 1, разнотипных деталей, сходных по технологическому процессу, но требующих переналадки оборудования при переходе от одного их наименования к другому 2, разнотипных и несходных по технологическому маршруту деталей 3, обработки конструкторско-технологически сходных объектов 4, состоящих из гибких производственных модулей (ГПМ) обрабатывающих центров. Последние являются основой для перехода к гибким автоматизированным комплексам (ГАК) и гибким автоматизированным пиниям (ГАЛ).
  Поточные линии II различного назначения и организационного уровня (см. рис. 4.1) включают в себя однономенклатурные конвейерные линии массового и крупносерийного производства с полной синхронизацией операций 5, прямоточные (не полностью синхронные) одно номенклатурные линии 6, многономенклатурные линии серийного и мелкосерийного производства 7, стационарные и полностью синхронные линии, отличающиеся неподвижным положением объектов в течение всего периода их изготовления 8, автоматические однономенклатурные линии с полной и неполной синхронизацией операций 9, синхронизированные линии со свободным ритмом 10.
  Роботизированное и гибкое автоматизированное производство III с широкой номенклатурой закрепленных за ним конструкционно и технологически сходных объектов (см. рис. 4.1) включает переналаживаемые линии (участки) из промышленных роботов (ПР), выполняющих как основные операции, так и вспомогательные функции 11, и гибкое (переналаживаемое, перенастраиваемое) автоматизированное производство 12, включающее гибкие производственные модули, гибкие автоматизированные линии, транспортную систему и автоматизированный склад.
  Комплексно-механизированное и автоматизированное производство IV (см. рис. 4.1) охватывает все стадии изготовления изделия - заготовительную, обрабатывающую, сборочную, сборочно-сварочную и отделочно-красочную и включает главную линию (или совокупность непрерывно связанных линий), предназначенную для изготовления или обшей сборки и монтажа изготовляемого объекта 13, а также смежные (промежуточные или дополнительные) линии (участки) изготовления отдельных элементов, входящих в объекты 14,..., п.
  Перспективным направлением в организации поточного производства является гибкая производственная система. Упрощенная схема ее построения представлена на рис. 4.2.
  Гибкая производственная система (ГПС) - это совокупность в разных сочетаниях оборудования с числовым программным управлением (ЧПУ), роботизированных технологических комплексов, гибких производственных модулей, отдельных единиц технологического оборудования с ЧПУ и систем обеспечения их функционирования в автоматическом режиме в течение заданного интервала времени.
  Основными элементами ГПС являются роботизированный технологический комплекс (РТК), гибкий производственный модуль (ГПМ) и система обеспечения функционирования (СОФ) (см. рис. 4.2).
 
 
  Рис. 4.2. Схема построения гибкой производственной системы (ГПС)
 
  Частичная или полная интеграция ГПМ и РТК, затем ГАЛ, ГАУ и ГАЦ, а также функциональных систем САПР, АСУТП и других в единую производственную систему превращают ее в ГАП - гибкое автоматизированное производство.
 
 4.2. Организация и рационализация производства японских автомобильных компаний
 
  Рационализация производства - одна из наиболее интересных сторон в японском опыте. Согласно научной информации на сборку одной японской машины требуется 14 чел.-ч, одной американской - 33 чел.-ч, на изготовление кузова автомобиля японцы тратят 2,9 чел.-ч, а американцы - 9,5 чел.-ч, на сборку мотора уходят соответственно 2,8 и 6,8 чел.-ч. В денежном выражении японские автомобили подобного класса дешевле американских на 1600 дол.
  Введение роботов и автоматизированных систем в производство - это самый известный пример борьбы за эффективность. Особенно впечатляют достижения японских корпораций на этапе сборки автомобилей. К примеру, фирма "Honda" пустила самый быстрый в мире конвейер, с которого машины сходят каждые 42 с. Японцы первыми наладили действие "гибкого конвейера", т.е. такой сборочной линии, на которой производятся одновременно до 60 разновидностей автомобилей. При такой оснащенности автомобильной фирме "Honda" удается за год выпускать 2 млн. машин 21 базовой модели всего лишь на двух заводах. Фирма "Toyota" производит автомобили 42 базовых моделей. Сейчас японские автокомпании каждые два года обновляют выпускаемые модели и каждые четыре года пускают в серию принципиально новые.
  Одним из секретов экономического процветания компании называют систему управления производством фирмы "Toyota" - систему "джаст ин тайм" ("точно вовремя"). Одна из задач системы - идеально поставленное снабжение со стороны смежников и поставщиков. Запас комплектующих на складах "Toyota" - на 2-3 ч, по ряду узлов - максимум на 8 ч. Для сравнения у американских автомобильных концернов этот показатель составляет минимум месяц. Система "точно вовремя" позволяет устранить с предприятия становящиеся ненужными запасы материалов, делая бесполезными складские помещения и запасы материально-вещественных ресурсов.
  Тип и количество требуемых изделий заносят в карточку, называемую "канбан" - в дословном переводе - карточка, заказ, заявка. "Канбан" адресуется рабочим предшествующего производственного участка. В результате многие участки на предприятии оказываются связаны друг с другом напрямую. Эти связи позволяют лучше контролировать необходимое количество выпускаемой продукции.
  "Канбан" является информационной системой, разработанной японской фирмой "Toyota", которая регулирует производство необходимой продукции в нужном количестве и в необходимое время на каждом этапе производственного цикла. Это инструмент для обеспечения управления производством по системе "точно вовремя". "Канбан" -сопроводительная карточка в прямоугольном пластиковом конверте. В основном используют два типа таких карточек: карточку отбора (рис. 4.3) и карточку производственного заказа (рис. 4.4). В первой указывают вид и число изделий, которые должны поступить с предшествующего участка, а во второй - вид и количество продукции, которое должно быть изготовлено на предшествующей технологической стадии.
  Допустим, что производится сборка продукции А и В на конвейере. Необходимые для сборки детали а и b изготовлены на предшествующем участке (рис. 4.5) и складированы рядом с конвейером вместе с сопровождающими их карточками заказа, на основании которых была изготовлена, например, продукция А.
  На месте складирования деталей а рабочий загружает на погрузчик столько ящиков с этими деталями, сколько указано в карточке отбора, снимая при этом с ящиков прикрепленные к ним ранее карточки производственного заказа. Затем рабочий доставляет на сборочную линию контейнеры с карточками отбора.
 
 Склад
 Стеллаж № БЕ 215 Шифр
 изделия А2-15 Предшествующий участок Номер
 изделия 35670907 Ковка В-2 Наименование изделия Ведущее зубчатое колесо
  Модель автомобиля SX50BC Последующий участок Вместимость тары Тип тары Номер выпуска Механическая обработка
 m-6 20 В 4/8 Рис. 4.3. Карточка отбора
 
 Склад
 Стеллаж № 526-18 Шифр
 изделия А5-31 Участок механической обработки
 SB-8 Номер
 изделия 56790-321 Наименование
 изделия Коленчатый вал Модель автомобиля SX50BC-150 Рис. 4.4. Карточка заказа
 
  В то же время карточки производственного заказа остаются на месте складирования деталей а у поточной линии, показывая число взятых деталей. Они информируют о заказе на изготовление новых деталей на данной производственной линии, деталь а будет, таким образом, изготовлена в строгом соответствии с количеством, указанным в карточках производственного заказа. По такой же схеме на линии изготовляются детали b для сборки продукции В.
 
 
  Рис. 4.5. Движение двух типов карточек
 
  Для описания партий изделий, поступающих, например, из литейного, кузнечного или прессового цехов, используют сигнальные карточки. Они прикрепляются к контейнеру с партией изделий. Если детали из контейнера взяты до уровня, обозначенного прикрепленной карточкой, то начинает действовать заказ на их пополнение.
  Существует два типа карточек: треугольная и прямоугольная. Прямоугольную сигнальную карточку называют карточкой-требованием на отпуск материала (рис. 4.6). В прямоугольной карточке указано, что для штамповки панелей левых дверей со склада № 25 должно быть отобрано 500 листовых заготовок после того, как панели дверей в двух контейнерах поступят на сборочный конвейер. В данном случае заказ возобновляется, когда в контейнере останется три лотка с панелями.
  Треугольная карточка (рис. 4.7) означает заказ на изготовление панелей для 500 левых дверей для автомобиля на прессе № 10 после того, как все панели, кроме лежащих на двух нижних лотках контейнеров, к которым прикреплены карточки, будут использованы. Иными словами, заказ возобновляется, когда останется два нижних лотка из 200 панелей.
  Система "канбан" позволяет производству приспосабливаться к небольшим колебаниям спроса - в пределах 10% за счет изменений частоты перемещений карточек, не меняя их общего числа. Классификация основных видов карточек "канбан" приведена на рис. 4.8.
  В случае сравнительно большого сезонного изменения спроса на рынке или же при повышении или снижении месячного спроса все ранее составленные планы для каждой производственной линии должны быть пересмотрены. Это значит, что штучное время в каждом цехе должно быть пересчитано и соответственно изменено количество рабочих, занятых на каждом производственном участке.
 
  Предшествующий
  участок Склад 25 ==> Пресс № 10 Последующий участок Шифр изделия mА36 Наименование изделия Стальная панель Размер изделия 40x3x5 Вместимость контейнера 100 Объем партии 500 Номер контейнера 5 Рис. 4.6. Карточка-требование на отпуск материала
 
  Для того чтобы справиться с пиками колебаний спроса на продукцию в течение года, руководству фирмы необходимо принять решение: либо выдержать средний уровень выпуска продукции по среднегодовому объему продаж, либо составить гибкий план переналадок всех производственных линий в соответствии с сезонными изменениями спроса.
 
 
  Рис. 4.7. Треугольная карточка
 
  Вдоль всей сборочной линии в фирме "Toyota" и других японских фирмах установлены кнопки, нажав любую из которых рабочий может остановить конвейер. Обычные причины остановки - неисправность оборудования, нехватка деталей или обнаружение дефекта. В центре сборочного конвейера установлено цифровое табло, на котором высвечиваются номер участка, с которого остановлен конвейер, суть проблемы и продолжительность остановки. Таким путем система заставляет устранять брак и снижать запасы заготовок. Эта идея взята из ткацкого производства. Ткацкий станок прекращает работать, если кончается или смещается нить, аналогично сборочная линия останавливается, если будет обнаружен дефект или нехватка деталей.
 
  Рис. 4.8. Классификация основных видов карточек "канбан"
 
  Существует несколько видов размещения оборудования: V-образное, по типам "птичья клетка", "изолированные островки" и линейное расположение.
  При V-образном расположении оборудования входная и выходная операции производственной линии (участка) расположены в одном месте или рядом друг с другом. Оно может иметь различные формы, что позволяет гибко регулировать численность рабочих путем увеличения или сокращения их числа во внутреннем пространстве V-образного участка. Очередная заготовка может поступать на вход производственного участка, когда соответствующее изделие покидает его через выход.
  V-образное расположение оборудования дает возможность создавать узкоспециализированные участки. Примером может служить автоматическая линия для механической обработки какой-либо детали (рис. 4.9, а).
  Размещение оборудования по типу "птичья клетка" - это простейшая форма, при которой один рабочий-многостаночник обслуживает несколько одинаковых станков. Его расположение обычно бывает треугольной, прямоугольной или ромбовидной формы. Этот метод позволяет значительно повысить производительность труда исполнителей, но при этом увеличиваются запасы полуфабрикатов на каждом рабочем месте. В результате трудно обеспечить сбалансированность между различными участками и организовать непрерывный производственный поток (рис. 4.9, б-г).
  Чтобы сократить время транспортирования изделий, расположение оборудования должно быть выбрано, исходя из условий получения максимального объема выпуска готовой продукции. Для этого станки должны располагаться в соответствии с принципом технологической последовательности выполнения операций по обработке детали. При этом значительно сокращаются перемещения рабочего между станками в процессе работы. Такой способ размещения оборудования называется "изолированные островки". Ему также присущи определенные недостатки: рабочие обособленно выполняют свои задания, не могут оказывать друг другу помощь. В результате становится трудно поддерживать ритм выпуска деталей и обеспечивать общую синхронность производства между различными производственными участками. Но в целом у такого размещения есть определенное преимущество, так как повышается производительность труда на предприятии за счет роста индивидуальной интенсивности и эффективности труда каждого исполнителя (рис. 4.9, д).
  Способ линейного размещения оборудования заключается в том, что различные станки могут быть расположены в одну линию. При таком их расположении рабочий должен переходить от одного станка к другому.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Рис. 4.9. Размещение оборудования:
 а- V-образное; по типу "птичья клетка": б- треугольное, в- прямоугольное, г- ромбовидное; д - по типу "изолированные островки"; е - линейное; ж- с использованием комплексной производственной линии; з- с распределением операций между рабочими на комплексной производственной линии (цифры - номера размещаемых станков)
 
  Этот способ размещения оборудования - один из типичных на фирме "Toyota". При использовании линейного расположения оборудования может быть преодолен один из недостатков расположения "изолированными островками" - излишние оборотные межоперационные заделы и появляется возможность организовать на предприятии непрерывный производственный поток (рис. 4.9, е).
  Наиболее эффективной считается комплексная производственная линия. При рациональном распределении операций между рабочими на ней один исполнитель может обслуживать до восьми станков (рис. 4.9, ж, з).
  Японские менеджеры решили основной вопрос - организацию слаженной работы всей технологической цепочки. На всех стадиях производства требуемые детали и узлы поставляются к месту последующей операции в строго заданном количестве и точно вовремя: готовые материалы - к моменту сборки узлов, комплектующие изделия и узлы - к моменту сборки готового изделия, готовые станки или машины - к моменту реализации.
  Отказ от сборки на конвейере и переход на сборку сложных агрегатов с помощью стендового метода связан с повышением требований к качеству выпускаемой продукции. Во многих случаях это существенно меняет производственную структуру и организацию работ в основных цехах предприятий. Одна из идей западных менеджеров состоит в том, чтобы поддерживать непрерывный поток продукции на заводе в период гибкой перестройки производства при изменении спроса на нее. Управленцы отказались от производства продукции крупными партиями и создали прерывно-поточную систему многопредметного производства, выпускающего изделия мелкими партиями. Практически это реализуется за счет создания огромного количества вариантов стандартного исполнения блочных и модульных решений, позволяющих учесть любые вкусы потребителя.
 
 4.3. Принцип Парето в организации и управлении
 
  Принцип Парето в общем виде гласит, что внутри данной группы отдельные малые части обнаруживают намного большую значимость, чем это соответствует их относительному удельному весу в группе. Принцип, который был сформирован итальянским экономистом В. Парето (1848- 1923), неоднократно получал подтверждение на практике в самых различных сферах.
  Рассмотрим это на следующем примере:
 1) 20% клиентов (товаров) дают 80% оборота или прибыли;
 2) 80% клиентов (товаров) приносят 20% оборота или прибыли;
 3) 20% ошибок обусловливают 80% потерь;
 4) 80% ошибок приводят к 20% потерь.
  Поэтому в связи с принципом Парето говорят о соотношении 80:20. Перенесение этой закономерности на рабочую ситуацию руководителя означает, что в процессе работы за первые 20% расходуемого времени (затраты) достигается 80% результатов (выпуск), остальные 80% затраченного времени приносят 20% итога. Эта очередная закономерность представлена в таблице.
 
  Принцип Парето (соотношение 80:20)
 Затраты Выпуск 80% затраченного времени (решение многочисленных второстепенных проблем) 20% итогового результата 20% затраченного времени (решение немногих крайне важных проблем) 80% итогового результата Применительно к повседневной работе это означает, что не следует браться сначала за самые легкие, интересные или требующие минимальных затрат времени дела. Необходимо решать вопросы, исходя из их значения и важности.
  Сначала следует приступать к решению немногих крайне важных проблем, а уже потом - многочисленных крайне второстепенных. Последовательное применение принципа Парето конкретизируется, если все задачи проанализировать в соответствии с их долей в итоговом результате по категориям А, Б, В.
  Рассмотрим установление приоритетов с помощью АБВ-анализа. Его техника основана на имеющемся опыте, согласно которому доли в процентах более важных и менее важных дел в их общем количестве остаются в целом неизменными (рис. 4.10).
  С помощью букв А, Б, В отдельные задачи подразделяются на три класса в соответствии с их значимостью с точки зрения достижения профессиональных и личных целей. Многие руководители уже работают по этому принципу и к решению важнейших задач они приступают в первую очередь. График важности задач представлен на рис. 4.10.
 
 
  Рис. 4.10. АБВ-анализ (а) и график значимости (важности) задач от их совокупного итога (б)
 
  (?) Вопросы и задания для повторения
 
  1. Что такое поточное производство? Охарактеризуйте его виды и практическую целесообразность.
  2. Охарактеризуйте основные элементы гибкой производственной системы (ГПС) и особенности ее применения в различных типах производства.
  3. В чем особенности организации и рационализации производства японских автомобильных компаний?
  4. Охарактеризуйте особенности информационной системы "канбан", разработанной и применяемой японской фирмой "Toyota".
  5. Перечислите наиболее рациональные виды размещения оборудования и дайте условную оценку эффективности этого мероприятия.
  6. В чем заключается принцип Парето и экономическая целесообразность его применения в производственных условиях?
  7. Дайте экономическое и организационное обоснование целесообразности внедрения японской системы "точно вовремя".
  8. Что дает предприятиям используемый опыт по организации и рационализации труда известных фирм мира?
 
 Выводы
  В первом разделе подробно рассмотрены организационные и экономические процессы производства. Особое внимание уделено обоснованию роли организации в повсеместной деятельности и системе управления. Каждый человек в течение всей своей жизни так или иначе связан с организациями. Именно в них или при их содействии люди учатся, работают, делают научные открытия, создают культурные ценности, улучшают свое благосостояние. Но организация без экономики ничто, без связи с ней она не может развиваться. Равноценность организационных и экономических процессов в сфере производства представляется как единый взаимосвязанный организм, в котором переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, финансы и заработная плата, жесткая технология и инновация, безусловная производственно-хозяйственная дисциплина и свободное творчество. Весь этот организационно-экономический механизм будет уверенно развиваться лишь тогда, когда фирмы получат научно обоснованную стратегию эффективного использования всех входящих в него компонентов и управления этим механизмом. Он перестраивается либо прекращает свою функциональную деятельность, когда перестает отвечать избранным целям и оказывается неспособным выполнять свои задачи.
  В условиях многоукладной экономики приходится решать вопросы, касающиеся выбора методов хозяйствования, их соответствия тем или иным формам собственности. Самостоятельными хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность, являются предприятия (фирмы) и коммерческие организации. Они создаются в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
  В системе рыночных экономических отношений созданы условия для широкого развития такой наиболее динамичной и достаточно эффективной формы предпринимательской деятельности, как малые предприятия (малый бизнес).
  Малые предприятия, имеющие юридическую самостоятельность, характеризуются небольшим численным составом, финансово-хозяйственной независимостью, упрошенной организационной структурой управления и способностью к быстрой перестройке своих подразделений. Они создают благоприятные условия для рациональной кооперации, составляя небольшие звенья в организационной структуре крупных фирм. Изменения в организации и методах функционирования фирм обусловлены возрастанием роли ассоциативных форм деятельности и формированием современных корпораций - холдингов. Это, как правило, материнская компания с сетью дочерних обществ, отделений, филиалов, имеющих различный юридический статус и разную степень оперативно-хозяйственной самостоятельности. Ассоциации или союзы создаются на договорной основе для координации предпринимательской деятельности на всех уровнях иерархии.
  Экономическим барометром в рыночной системе считается биржевая торговля. Она словно флюгер, показывающий направление ветра, отражает реальную действительность спроса и рыночную цену товара. Сделки на бирже носят, как правило, фьючерсный характер. Основная функция биржи состоит в предоставлении возможности частным лицам и компаниям, рискующим понести убытки вследствие неблагоприятного колебания цен на товары и финансовые активы, избежать или уменьшить этот риск. Биржи делают перенос риска с тех, кто желает его избежать (хеджеры), на тех, кто согласен его принять на себя (спекулянты), что в условиях нестабильной экономики создает устойчивость в деятельности товаропроизводящих предприятий.
  В заключении данного раздела рассмотрен рекомендуемый опыт организации и управления японских автомобильных корпораций, где широко применяют методику рационального размещения оборудования и логическую систему "точно вовремя" ("точно в срок").
 
 Практикум
 
  1. Что такое организация, индустриальная, деловая, институциональная и функциональная организация?
  2. Рассчитайте оптимальный уровень управляемости в зависимости от типа производства, сложности продукции и уровня руководства (см. 1.3).
  3. Какие факторы определяют внутреннюю и внешнюю среду организации, в чем их отличие?
  4. В зависимости от качественного состава организации определите и представьте графически положительный и отрицательный эффект синергии (см. рис. 1.10).
  5. В чем заключается различие понятий "предпринимательство" и "бизнес", "предприниматель" и "бизнесмен", "коммерция" и "коммерсант"?
  6. Что такое холдинг, смешанный холдинг, чистый холдинг?
  7. Составьте схему связей холдинга. Распределите акции в процентах, принадлежащие холдинговой компании и дочернему предприятию (см. рис. 2.4).
  8. Что такое биржевые сделки? Выделите наиболее известные разновидности биржевых сделок и дайте их краткую характеристику.
  9. Рассчитайте по приведенной формуле (см. 3.4) емкость рынка и коэффициент эластичности, если известно, что прирост продажи товара составил 60 тыс. руб., выручка от продажи в базисном периоде - 400 тыс. руб., а цена единицы товара выросла с 65 до 80 руб.
  10. Используя принцип Парето (АБВ-анализ), распределите по степени значимости управленческие задачи и составьте график первоочередности их решения (см. рис. 4.10).
 
 РАЗДЕЛ II. ЗАКОНОМЕРНОСТЬ РАЗВИТИЯ ОСНОВ УПРАВЛЕНИЯ
 
 Глава 5. Системный подход к процессу управления
 
 5.1. Понятие и виды систем управления
 
  В мире все системно. Под системой понимают совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование, имеющее новые свойства по отношению к ее элементам. Есть и другое определение системы. Система - это совокупность взаимодействующих элементов, каждый из которых связан прямо или косвенно с другим элементом, и все они образуют единый комплекс или единое целое.
  В наши дни слово "система" широко используют в самых разнообразных сочетаниях. В инженерной практике говорят о системотехнике, известны системный анализ, системное управление проектами, системное проектирование организаций и т.д. Очевидно, что происхождение слова "системный" во многом связано с идеями общей теории систем и кибернетики.
  Само по себе понятие "система" - это абстракция, но она отражает системные качества, объективно присущие предметам и явлениям. Системы существуют в объективном мире и сознании, они не только даны природой, но и конструируются, создаются людьми. Системы, все элементы которых являются понятиями, называют абстрактными.
  Экономические системы существуют реально. Под ними понимают любое социально-экономическое образование, обладающее определенной свободой выбора форм деятельности и представляющее собой единую организационную структуру, элементы которой взаимосвязаны и совместно функционируют для достижения общих целей. Экономическая система относится к классу искусственных, организационных систем, т.е. организаций, созданных и управляемых людьми, где люди составляют главный, определяющий компонент.
  Экономическая система - вероятная динамическая система, имеющая цель - эффективное (безубыточное) ведение хозяйства, охватывающая полностью или частично процессы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. В качестве экономической системы можно рассматривать экономику отдельной страны, региона или коммерческого предприятия, службы и иного хозяйствующего звена. В первом случае принято использовать термин "макроэкономическая система", в последнем - "микроэкономическая система".
  Экономическая система - регулятор потока "природа - общество". Природные и трудовые ресурсы составляют "вход", а продукты, соответствующие общественным потребностям, - "выход" этого ресурса.
  Элементами экономики служат процессы производства, реализации и потребления. Они регулируются тремя экономическими законами: спроса и предложения, убывающей полезности, убывающей эффективности.
  Количественные соотношения, складывающиеся между элементами экономической системы, выражаются посредством установления пропорциональности.
  Субъекты экономической системы - организации (фирмы), домашние хозяйства и государство. Их взаимодействие на рынке продуктов образует кругооборот ресурсов, продуктов и доходов.
  Экономика - саморегулируемая система. В объекте регулирования происходит преобразование вещественно-энергетических компонентов природы в продукт, а регулятор осуществляет преобразование информации, заключенной в полезности и затратах, под воздействием отношений собственности.
  Конкретная совокупность органов управления организациями, рыночных институтов и органов государственного регулирования экономики образует хозяйственную систему.
  Каждая экономическая система прежде всего состоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных систем -управляющей и управляемой (субъект и объект управления).
 
 
 
  К управляющей системе относятся все элементы и подсистемы, обеспечивающие процесс управления, т.е. процесс целенаправленного воздействия субъекта на коллективы людей и ресурсы управляемой системы.
  К управляемой системе относятся все элементы и подсистемы, обеспечивающие непосредственный процесс создания материальных благ и оказания услуг.
  Если система не имеет над собой ни одного вышестоящего органа, она полностью самоуправляема. При частичной самоуправляемости у системы есть возможность выбора пути приближения к уровню полного самоуправления.
  Экономическая система предприятия выражает собой единство экономических процессов (финансовых, кредитных, учетных, инвестиционных и др.), а также связей в движении товарных и денежных потоков. Экономические системы особо устойчивы, но обладают при этом большой подвижностью -динамизмом, тесной взаимосвязью всех элементов и подсистем, изменчивостью структуры и самой системы. Вместе с тем экономические системы считаются вероятностными, поведение которых трудно предугадать, так как они связаны с воздействием на них объективных и субъективных факторов.
  Предприятие является также вероятностной, т.е. трудно прогнозируемой системой, а не детерминированной, т.е. заранее предугадываемой. Это связано с отсутствием однозначных причинообусловленных связей между элементами, в результате чего возникает неопределенность поведения как системы в целом, так и ее составных частей. Есть много причин, определяющих вероятностный характер поведения экономических и производственных систем, но в значительной степени неопределенность все же исходит от людей, т.е. от человеческого фактора, не предсказуемого в конкретной ситуации.
  На предприятиях (в организациях), кроме экономической, выделяются следующие ведущие системы:
  * социальная - это люди, составляющие коллектив, создающие продукцию или выполняющие услуги, вступающие в процессе совместного труда в определенные социальные отношения;
  * техническая -это взаимосвязанный, взаимообусловленный комплекс оборудования, обеспечивающий решение задач системы, взаимодействующий в пространстве, сочетающийся по мощности и функциональной принадлежности;
  * технологическая, основанная на делении процесса производства на стадии, фазы, процессы и т.д.;
  * организации производства и управления, обеспечивающая эффективное размещение оборудования, рабочих мест, людей в производственном процессе, планирование, мотивацию, координацию и контроль за выполнением заданий.
  Особая роль в системе управления отведена иерархической структуре.
  Иерархия - расположение частей или элементов целого в последовательности от высшего к низшему с указанием порядка подчинения низших элементов звеньям управления высших элементов. Иерархия отражает тип структурных отношений в сложных многоуровневых системах, характеризуемый упорядоченностью, организованностью и взаимодействием между отдельными уровнями по вертикали.
  Иерархическая структура системы состоит из взаимосвязанных подсистем, каждая из которых в свою очередь является иерархической по своей структуре, и это прослеживается до самого нижнего уровня элементарных подсистем, а потом и отдельных элементов.
  Все иерархические системы обладают общими свойствами независимо от конкретного назначения, к которым относятся:
 - многоуровневость системы (число уровней подсистем);
 - характер взаимосвязи между уровнями (подсистемами);
 - наличие вертикальных связей между подсистемами различных уровней;
 - степень централизации и децентрализации управления.
  Число уровней подсистем, получаемых в результате расчленения системы, зависит от ее степени сложности и размеров, а также от выбранных признаков, в соответствии с которыми осуществляется расчленение этой системы.
  Геометрическое исследование Л. Эйлера, основанное на использовании отношений субординации (подчинения) и координации (соподчинения) между подсистемами (компонентами), нашло применение в обосновании иерархической структуры системы (рис. 5.1).
  Подсистемы A 1.1 и A 1.2 находятся в подчинении к подсистеме более высокого уровня А1, а между собой они соподчинены (скоординированы) и т.д. Подсистемы А1, А2, А3 соподчинены по отношению друг к другу, но все они в целом подчинены системе А. Если А - родовое понятие, т.е. представляет собой систему, a A1, A2, А3 -видовые понятия по отношению к А, т.е. являются подсистемами, то в свою очередь A1 - видовое понятие по отношению к подсистемам A1.1 и A1.2 и так до самого нижнего уровня подсистем и даже ее элементов.
 
  Рис. 5.1. Иерархическая структура системы "круги Эйлера"
 
 5.2. Открытые и закрытые системы
 
  Существует два типа систем: закрытые и открытые.
  Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы и ее действия относительно независимы от окружающей среды. Часы - закономерный пример закрытой системы.
  Открытая система обладает свойством приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование. Основная отличительная черта открытой системы - способность обмениваться со средой массой, энергией и информацией.
  Любая организация представляет собой открытую систему (рис 5.2). На входе она получает от окружающей среды информацию, капитал, человеческие ресурсы и материалы. Эти компоненты называются входами. В процессе преобразования организация обрабатывает их, превращая в продукцию или услуги, что является ее выходами в окружающую среду. Если организация управления эффективна, то в ходе преобразования возникает добавочная стоимость входов. В результате появляются многие возможные дополнительные выходы, такие как прибыль, увеличение доли рынка, рост объема продаж.
 
 
  Рис. 5.2. Модель организации как открытой системы
 
  Организация состоит из многочисленных взаимозависимых компонентов и является, как уже отмечалось, открытой системой, которая воздействует с внешней средой (рис. 5.3).
 
  Рис. 5.3. Процесс управления организацией как открытой системой
 
 5.3. Подсистемы
 
  Любая система - это совокупность элементов. Но если учесть сложность систем, их особенности и размеры, то в результате различной декомпозиции по определенным признакам и видам деятельности появляются подсистемы.
  Подсистемой называют выделенную по какому-либо признаку часть системы, имеющую характерные особенности. Она взаимосвязана с другими частями системы и ее в свою очередь можно рассматривать как самостоятельную систему.
  Системы управления хозяйствующим звеном подразделяют на следующие подсистемы: целевые, функциональные, маркетинговые, логистические и обеспечивающие управление.
  К целевым подсистемам относятся управление выполнением производственной программы, управление развитием производства, управление качеством продукции, управление социальным развитием организации и охраной окружающей среды.
  В состав функциональных подсистем входят управление технологической подготовкой производства и технологическими процессами, управление трудом и заработной платой, управление метрологическими процессами, опытами к испытаниями, управление финансовой деятельностью, бухгалтерским учетом и отчетностью.
  К маркетинговым подсистемам относятся стратегическое и текущее планирование исследование рынка сбыта товаров, их увеличение и управление товародвижением, управление рекламой, гарантийное и послегарантийное обслуживание.
  В состав логистической подсистемы входят управление запасами и хранением продукции на складах предприятия, управление снабжением и сбытом продукции.
  К подсистеме обеспечения управления относятся правовое, математическое, информационное и нормативное обеспечения, а также технические и программные средства управления хозяйствующим звеном.
  Пример состава функциональных и обеспечивающих подсистем управления издержками предприятия приведен на рис. 5.4. Кроме показанных на рисунке, также существуют логистическая подсистема (управление запасами и хранением продукции; управление снабжением и сбытом продукции) и подсистема обеспечения управления (правовое; математическое; программное и техническое; информационное и нормативное; организационное).
 
 
  Рис. 5.4. Подсистемы управления субъектом хозяйствования
 
  Специфические же свойства подсистем находят свое отражение в их функциях, представляющих определенные действия, которые могут проявиться лишь при наличии другого элемента, способного в силу совместимости с ними воспринимать и преобразовывать это воздействие. Только на этой основе возможно взаимодействие элементов и подсистем. В зависимости от конкретных условий каждый из элементов поочередно может выполнять то функцию действия, то функцию восприятия.
  Подсистемы могут в свою очередь состоять из более мелких подсистем. Поскольку все они взаимозависимы, неправильное функционирование даже самой маленькой подсистемы может повлиять на систему в целом. Проржавевший проводок от аккумулятора не подает ток в электросистему автомобиля, вследствие чего не может работать вся машина. Точно так же работа каждого отдела и каждого сотрудника в организации очень важна для ее успешной деятельности в целом.
 
  (?) Вопросы и задания для повторения
 
  1. Дайте определение системы. Какие наиболее известные виды систем применяются в хозяйственной практике?
  2. В чем сущность и практическое значение экономической системы?
  3. Почему необходим системный подход к процессам управления?
  4. Какие взаимосвязи существуют между системой и подсистемой?
  5. Охарактеризуйте иерархическую структуру "круги Эйлера".
  6. Что такое управляющая и управляемая системы?
  7. Дайте краткую характеристику открытых и закрытых систем.
  8. Опишите модель организации с точки зрения открытой системы.
  9. Назовите основные виды подсистем и дайте их краткую характеристику.
  10. Выделите особенности состава функциональных и обеспечивающих подсистем управления издержками фирмы.
 
 Глава 6. Управление социально-экономическими системами
 
 6.1. Структурный и управленческий инструментарий
 
  Все процессы экономической системы, как в живом организме, взаимообусловлены. Функционирование частей определяет характер функционирования целого и наоборот. Важнейшей характеристикой целостной системы является ее структура. Под структурой понимают совокупность элементов и связей, определяющих внутреннее строение и организацию объекта как целостной системы.
  Структура - относительно устойчивая связь между элементами системы, обеспечивающая сохранение ее основных свойств (качеств) при различных внешних и внутренних изменениях.
  С понятием "структура" связано понятие "элемент". Под элементом понимают наименьшее звено в структуре системы. В соответствии с изменяющимися условиями система меняет свою структуру, корректирует цели развития и содержание деятельности ее частей, т.е. происходит целенаправленная самоорганизация системы, которая реализует способность к саморазвитию. Чем лучше и быстрее система регулирует на изменения условий существования, т.е. чем выше ее адаптивность, тем совершеннее механизм самоорганизации и, следовательно, выше эффективность управления.
  Различают несколько видов структур системы. Основными считаются структуры экономической и организационной систем.
  Структура экономической системы -- совокупность отношений и связей между подсистемами и элементами системы, а также состав этих подсистем и звеньев, каждому из которых соответствует определенная функция и цель.
  Структура экономической системы обычно подвижна и формируется применительно к возникшим условиям и ситуациям.
  В отличие от структуры экономической системы структура организационной системы складывается из самостоятельных структурных подразделений, звеньев и управляющих ячеек.
  На решение задач управления организационными системами полностью ориентирован системный анализ. Организация его процедур определяется задачами конкретного исследования и особенностями объекта с целью поиска наилучшей альтернативы управления. Каких-либо универсальных схем здесь выработать невозможно. Разработка каждой практической процедуры - это творческий акт, в котором присутствуют опыт, интуиция и индивидуальность исследователя.
  Самостоятельное структурное подразделение аппарата управления представляет собой его административно обособленную часть, выполняющую одну или несколько функций управления. Объединение нескольких структурных подразделений по принципу однородности выполняемых работ или их целенаправленности образует службу управления (например, служба главного технолога, служба главного экономиста и т.д.).
  Звено управления - это одно или несколько подразделений, которые не обязательно объединены административно, но выполняют определенную функцию управления, как правило, заключающуюся в планировании, регулировании и координации деятельности нескольких служб или аппарата управления в целом.
  Управляющая ячейка - это отдельный работник управления или самостоятельное структурное подразделение, на которое возложено осуществление одной или нескольких специальных функций управления.
  Основными элементами организационной структуры управления являются состав и структура функций управления, численность функциональных и линейных работников управления, состав самостоятельных структурных подразделений, количество уровней управления и распределение работников между ними.
  Для того чтобы добиться успеха, результативности в работе, нужно научиться эффективно управлять этими процессами организации. В самом общем виде под управлением понимают целенаправленное воздействие на какой-либо процесс, организм, коллектив людей. Управление рассматривают как процесс потому, что работа по достижению целей с помощью других мероприятий - это не какое-то единовременное действие, а серия взаимосвязанных непрерывных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, называют управленческими функциями. Процесс управления, кроме организации, включает планирование, стимулирование, мотивацию, контроль и оценку результатов труда. Каждая из этих управленческих функций тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления - это общая сумма всех функций.
  Следует различать управление сложным техническим комплексом и управление коллективом работников в процессе сознательной, целенаправленной производственной деятельностью людей. Первое представляет собой техническое управление и рассматривается в специальных темах, второе - организационное управление, т.е. управление производственным коллективом предприятия.
  Управление предприятием - это целенаправленное, упорядочивающее воздействие органов хозяйственного руководства на производственный коллектив с целью эффективного выполнения производственного задания.
  Различают ряд инструментов управления, касающихся способов воздействия на людей:
  * иерархию, организацию, где основное средство воздействия власти заключается в подчинении и давлении на человека сверху с помощью принуждения, контроле над распределением материальных благ и т.п.;
  * культуру, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе;
  * рынок, т.е. равноправные отношения по горизонтали, основанные на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя.
  Из перечисленных инструментов управления важно выделить главный. Речь идет о том, чему отдается предпочтение, на что делается главная ставка. Это и определяет сущность, облик экономической организации общества. Цель организации как элемента управленческого цикла состоит в формировании структуры управляемой и управляющей систем, создании организационных отношений, зафиксированных в организационных структурах, положениях о структурных подразделениях, должностных обязанностях, инструкциях, правилах и нормах, применение которых регламентирует и нормализирует работу аппарата управления.

<< Пред.           стр. 3 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу