<< Пред.           стр. 5 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

 мость плюрализм. В плане практической этики толерантность развертывается
 как принцип снисхо>ителъности. Фундаментальной идеи человеческой мудрости.
 Призыв к взаимн<~и снисходительности встречается в самых различных мировоз
 зренческих сист,мах> как итоговая мудрость он возникает и в натуралистическом
 видении мира- "А что же должны делать люди, плохо понимающие самих себя и
 еще хуже Фугих? Ответ прост: быть снисходительными" (Дольник В. Р. Непо
 слушное д>тя биосферы. Беседы о человеке в компании птиц и зверей. М., 1994.
 С. 203).
  20 >1ы имеем в виду, что "мир" представляет собой сложный развивающийся
 npou-°c социально-политических отношений.
  -' См.: Кроне Б. Либеральная концепция как концепция жизни // Вестник ЬЛ'У. Сер. 7. 1997. №2. С. 44-53.
  22 Ср. понятие "массы" в: Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или
 Конец социального. Екатеринбург, 2000.
  23 "Для единства духа фундаментально именно различие, более того, само
 единство есть не что иное, как процесс различий, ведь неразличимое единство -
 мертвая и неподвижная математическая абстракция, где нет уже жизни" (Кроне Б.
 Антология сочинений по философии. История. Экономика. Право. Этика. Поэзия.
 СПб., 1999. С. 7).
 24 Греч.: "борьба, состязание".
  25 У греков агон был развит особенно сильно. Неудержимое стремление к лю
 бым соревнованиям почти во всех сферах общественной жизни - отличительная
 черта греческого быта. Главную роль играли спортивные (гимнастические), худо
 жественные (поэтические и музыкальные) и конные соревнования. Агонистика в
 Древней Греции противопоставлялась атлетике (профессиональному спорту) (см.:
 Словарь античности. М., 1989. С. 14).
  26 Небезынтересна будет литература по социалистическому соревнованию как
 опыт искусственного конструирования агона: Ленин В. И., Сталин И. В. О соци
 алистическом соревновании. М., 1941; Крупенькин В. И. Социалистическое сорев
 нование как форма управления общественным производством (вопросы теории):
 Автореф. дис. ... канд. экон. наук. JI., 1979; Созидательная сила социалистиче
 ского соревнования. По материалам Всесоюзной научно-практической конферен
 ции в Ленинграде (12-14 апреля 1979 г.) / Под общ. ред. Е. М. Тяжельникова. М.,
 1979; Репкова А. А. Развитие социалистического соревнования на современном эта
 пе общенародной кооперации труда: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 1979;
 Степанов В. А. Социалистическое соревнование в системе производственных отно
 шений социализма // Труды преподавателей политической экономии вузов Повол
 жья. Вып. 2. Казань, 1968. С. 204-210. В статье В. А. Степанова дается любопытная
 89
 
 периодизация социалистического соревнования в СССР: 1) коммунистические субботники и ударничество (плавную роль играет физическая сила); 2) стахановское движение (главную роль играет техника); 3) движение за коммунистический труд (соревнование на основе науки). В целом же литература по социалистическому соревнованию представляет- собой жестко идеологизированные тексты, где вычленить социально-философское содер>лание довольно сложно.
  27 Ясно, что пх;подин и раб понимаются здесь не в конкретно-социологиче
 ском смысле, скажем -применительно Л так называемым рабовладельческим об
 ществам, а метафизически , как, например. в "Феноменологии духа" Гегеля (см.:
 Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. СПб., /992. С. 103).
  28 Так его интерпретирует Дж. Ролз. См..' Ролз Дж- Теория справедливости.
 Новосибирск, 1995.
  29 См., напр.: Егоров И . А. Принцип свободы .*""< основание общей теории ре
 гуляции // Вопросы философии. 2000. №3. С. 3-21.
  30 "Это начало не то ж е самое, что начало мира. • ¦ это начало не чего-то, но
 кого-то, кто сам есть начиш{ п-ель. С созданием человека в МИР приходит сам прин
 цип начала, что, конечно, е,гть лишь другой способ сказав "ь> что принцип свободы
 был сотворен, когда был со1 творен человек, но не до этого" (лрендт л. Ситуация
 человека. С. 137). При этом мы должны иметь в виду, что деял. °льность не только
 активность, но и недеяти; (см. исследования В. Б. Стрих о недл.'*янии)-
  31 Разорванность стимула и реакции стоит на запрете, кото,г>ый есть Фунда
 ментальная категория социальной философии (см.: Дзыгивский П. "• Запрет как
 форма социальной идентификации: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. СПб.,
 1997).
  32 См.: Гайденко П.П. Почему проблема бытия так актуальна се.*,°Дня- //
 Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX в. С. 46с -480. -
 П. П. Гайденко показывает, что утопизм начинает с неприятия зла в мире и "закан
 чивает неприятием самого бытия. См. также утверждение о "трагическом oi тыте
 неудачного управления культурой": Котылев А. Ю. Метаморфозы игры в ку^.1Ь~
 туре переходного типа. (На материале эпохи становления советской культурыj
 Россия 1917-1933: Автореф. дис. ... канд. культурологии. СПб., 2000. С.4.
  Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. 7-е изд. Т. 1. Пг., 1915. С. 12.
  34 Бахтин М. М. К философии поступка // Бахтин М. М. Работы 1920-х годов. Киев, 1994. С. 12.
  "Действие, в отличие от производства, невозможно в изоляции; быть изолированным значит быть лишенным способности действовать. Действие и речь нуждаются в окружающем присутствии других не меньше, чем производство нуждается в окружающем присутствии природы из-за ее материала и мира, в котором помещается завершенный продукт. Производство окружено миром и находится в постоянном контакте с ним: действие и речь окружены сплетением действий и слов других людей и находятся с ним в постоянном контакте" (Арендт X. Ситуация человека. С. 138). X. Арендт подчеркивает "общественный характер" деятельности в противоположность "природному характеру" производства.
  "Социальное действие, подобно любому другому поведению, может быть: 1) целерационалъным, если в основе его лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве "условий" или "средств" для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели; 2) ценностно-рациональным, основанным на вере в безусловную - эстетическую, религиозную или любу! о другую - самодовлеющую ценность определенного поведения как такового, неза висимо от того, к чему оно приведет; 3) аффективным, прежде всего эмоциональ ным, т. е. обусловле! шым аффектами или эмоциональным состоянием индивида; 4 ) традиционным, т. >э. основанным на длительной привычке" (Вебер М. Основные социологические понятия. С. 628).
 90
 
 37 Хёйзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992. С. 12.
 38 Добрая воля в такие эпохи, естественно, дефицитна.
  39 Предлагаемые нами названия условны и не являются общеприня
 тыми.
  40 См., напр.: Яковлев А. Почему в России воз!ложен безрисковый уход от на
 логов? // Вопросы экономики. 2000. №11; Сатуев Р. С. Экономическая преступ
 ность в финансово-кредитной системе. М., 2000; Максимов А. А. Бандиты в белых
 воротничках: как разворовывали Россию. М., 1999. Интересно сопоставить тоталь
 ную коррупцию в постсоветской России и мир инлриг при дворе Людовика XVI
 (см.: Фор Э. Опала Тюрго. 12 мая 1776 г. М., 1979).
  41 Уже в "Жерминале" Э. Золя в качестве анархиста-террориста выведен рус
 ский по фамилии Северин, взрывающий шахту с находящимися там рабочими
 только для того, чтобы подтолкнуть общенациональны)* социальный взрыв, рево
 люцию.
  42 Галерея выдающихся радикалов может быть начат 'а с деятелей круга Нерона
 и Флавиев (вторая половина I в. н. э.). Речь идет о так на; )ываемых сенаторах мень
 шинства, одного из которых Тацит характеризовал слова! ли audax, callidus, proratus
 ("наглый, горячий, рьяный"). Далее мы выхватываем из тьмы истории Бакунина.
 Существенна внутренняя близость ценностей Бакунина и Ницше, а также глубин
 ная близость Ницше и молодого Маркса. Тезис "воли к в пасти" у Ницше, с одной
 стороны, и мысль о развитии "всех сущностных сил безотносительно к заранее
 заданному масштабу" (знаменитый 11-й тезис о Фейербахе) у Маркса, с другой,
 внутренне близки. В марксизме сильно выраженный момент радикализма пред
 стает как учение о диктатуре пролетариата, а также как т е ория социалистической
 революции. В этом отношении весьма существенна книга Ж. Дюкло "Бакунин и
 Маркс: тень и свет". С позиций еврокоммунизма она раскрывает радикалистские
 (Бакунин) и либералистские (поздний Маркс) тенденции ii социалистическом дви
 жении XIX в.
  43 В. И. Ленин, как и большинство лидеров русской ре вол юции, остается в этом
 отношении загадкой. Никаких исповедальных текстов! (Т/лчэр Яковлев пытался ис
 следовать так называемую автобиографию Ленина, однако почти совершенно без
 успешно.) По-видимому, саморазоблачительный смысл ^/споведи был понят в боль
 шевистской пропагандистской машине, а потому различные формы исповеди во
 ждей были либо уничтожены, либо закрыты.
  44 См. об этом: Пригомсин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М., 1989; Ва-
 силъкова В. В. Порядок и хаос в развитии социальны)/; систем. Оинергетика и тео
 рия социальной самоорганизации. СПб., 1999. См. тг/жже социологическую лите
 ратуру по социальной структуре и социальным изменениям; НсШр.: Schafers В.
 Gesellschaftlicher Wandel in Deutschland. Ein Stundnbuch zur So^ialstruktur und
 Sozialgeschichte. 6. Aufl. Stuttgart, 1995.
  45 Kahn C. Anaximander and the Origins of Greek Cosmology. New York, 1960.
 P. 193.
  46 См.: Аверинцев С. С. Порядок космоса и порядок истории в м ировоззрении
 раннего средневековья // Античность и Византия. М., 1975. С. 266-2,185.
  47 Топоров В. Н. О ритуале. Введение в проблематику // Архаи<-:![еский ритуал
 в фольклорных и раннелитературных памятниках!. М., 1988. С. 7-60:
  48 См. установки социальной феноменологии:'Новые направлен*ш социологи
 ческой теории. М., 1978. 1
  49 См.: Вагнер Р. Произведение искусства будущего // Вагнер ij3. Избранные
 работы. М., 1978. С. 142-261. |
  50 См.: Лосев А. Ф. Хаос // Мифы народов ми ра: Энциклопедия: '\В 2 т. 2-е изд.
 Т. 2. М., 1992. С. 579-581. | !
  51 См. классическую социологическую работу: Хьюз Э. Ч. Институты //
 РЖ. 11.2004.01.018.
 91
 
  52 В связи с этим необходимо заметить, что многие проекты социального
 устройства, типы социального порядка берут за основу какой-нибудь один соци
 альный институт как базовый. Собственно, утопии предстают чаще всего как та
 кого рода "моноинституциональные" проекты социального устройства. Подобное
 подчинение одних социальных институтов другому оказывает деформирующее воз
 действие на социальный порядок в целом. Наиболее типичные образцы здесь, на
 пример, теократическое общество, построенное по типу церкви как социального
 института, милитаризованное общество, построенное по армейскому типу, обще
 ство как учебное заведение, общество как театр. Новоевропейская цивилизация
 также строится по типу еще одного из своих социальных институтов - фабрики.
 Собственно, идеальное общество - это некий производящий организм, где госу
 дарство занято главным образом организацией эффективного производства, обес
 печением его ресурсами и т. д. Армия охраняет это производство, а культура и
 религия обслуживают духовные запросы потребителей, повышая тем самым про
 изводительность труда.
  53 Гефтер М. Я. Вогросы истории капиталистической России. Свердловск,
 1972. С. 83-87; см. также Яшсол-ьский С. А. Аграрная экономика, сельская общ
 ность и проблема социалшо-экономических укладов // Вопросы философии. 2001.
 № 12. С. 16-27.
  54 См.: Новгородцев П. И. Нравственный идеализм в философии права // Про
 блемы идеализма. М., 1932. С. 296.
  55 "Проникая общественное бытие, право сообщает отношениям властвова
 ния черты духовной жизни, социальной группе сообщает черты духовного обще
 ния, спиритуализирует власть и персонализирует членов социальной группы" (Гес-
 сен С. И. Избранные сочинения. М., 1999. С. 777).
  56 См.: Rawls J. Theory of Justice. Oxford, 1972; Ролз Док. Теория справедли
 вости.
  57 Там же. С. 19. -Необходимо упомянуть и еще одно понятие, которое обрисо
 вывает этический аспект социального порядка: понятие честности. "Концепция
 справедливости и честности - одно и то же" (Там же. С. 27).
  58 Из последних работ по проблеме социальных закономерностей см.: Тихо
 нов В. Будущее человеческой цивилизации и России. Закономерности развития
 человеческого общества. М., 1996.
  59 "Все божества олицетзоряют закон: все они - законодатели и закономерны
 сами" (Вяч. Иванов).
  60 Мы видели, что такого, рода суждение коренится в самом тезисе о социаль
 ности как множественности (единстве равенства и различия).
 61 См. работы В. Быстрое^
  62 См.: Пигров К. С. Куль^рное пространство-время и три модели возрожде
 ния России // Вестник СПбГУ.Сер.6. 1993. Вып. 4 (27).
  63 См.: Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение
 истории. М., 1991. С. 32 ел.
  64 См.: Artndt H. On Revolution. New York, 1963. Цит. по: Трубина Е. Г. Иден
 тичность в ми[зе множественности: прозрения Ханны Арендт // Вопросы филосо
 фии. 1998. № |1. С. 120.
  65 В недавнем прошлом мы мыслили лишь два варианта современного соци
 ального порядка: капитализм и социализм.
  66 О творческом и правящем Меньшинстве см.: Тойнби А. Постижение истории.
 М., 1991. См.Ггакже: Ильин И. А\0 воспитании национальной элиты. М., 2001.
 67 Греч, "иерархия" - от ierol ("священный") и arche ("власть").
  68 Для марксизма, например, ^то так называемый базис, система объективных
 производственных отношений, независимых от воли и сознания людей. "Великая
 историческая заслуга Маркса и Энгельса состояла в том, что они из всей сово
 купности общественных отношений, образующих данное общество, выделили от-
 92
 
 ношения материальные как реальный базис, основание общества, а идеологические отношения рассматривали как надстройку, вырастающую на данном базисе и им обусловленную" (Константинов Ф. Базис и надстройка // Философская энциклопедия. Т. 1. М., 1960. С. 122). Дж. Ролз выделяет базовую структуру общества, но его позиция по существу противоположна марксизму в содержательном отношении. "Для нас главный субъект справедливости - базисная структура общества, или, более точно, способы, которыми силовые социальные институты распределяют фундаментальные права и обязанности и определяют разделения преимуществ социальной кооперации" (Ролз Дж. Теория справедливости. С. 22). Иерархия в социальном порядке может рассматриваться и как реализация в социуме соотношения Сверх-Я, Я и Оно (З.Фрейд): социум образует некую надындивидуальную структуру, состоящую из этих трех элементов, где Сверх-Я всегда оказывается "сверху" в иерархии, а Оно-"снизу". Это Оно есть базовая структура социума. ""Сверх-Я", совесть, чувство вины, потребность в наказании, раскаяние. Все они обозначают разные стороны одного и того же отношения. "Сверх-Я" -это открытая нами инстанция, а совесть - одна из приписываемых "Сверх-Я" функций. Совесть осуществляет надзор, суд над действиями и умыслами "Я", она действует как цензор. Чувство вины, жестокость "Сверх-Я" -это, как и в случае суровой совести, ощущаемая "Я" слежка, контроль за напряженными стремлениями, взаимоотношениями стремлений "Я" и требований "Сверх-Я". Лежащий в основе всего этого отношения страх перед критической инстанцией, потребность в наказании - это проявление инстинкта "Я", сделавшегося мазохистским под влиянием садистического "Сверх-Я". Иначе говоря, "Я" употребляет часть имеющегося у него внутреннего деструктивного влечения для установления эротической связи со "Сверх-Я"" (Фрейд 3. Недовольство культурой // Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992. С. 126).
  69 См., напр.: Соловьев А. А. Демократия или деспотизм: случайность или
 закономерность // Философия и цивилизация. СПб., 1997. С. 60-64.
  70 Идея демократии зародилась впервые в Античности, а затем была разви
 та в христианстве. Благодаря демократии античный гражданин чувствовал себя
 (почти) равным богу. В противоположность этому господство общества над чело
 веком первоначально обосновывается господством Бога и реализуется чаще всего
 в господстве деспота, представляющего общество. В древней Азии мы наблюда
 ем, что правители - это либо боги, либо их потомки. Отдельный человек не имеет
 ценности. Только каста может придать ему место в универсуме. В христианстве
 признание бессмертной души у каждого человека определяет его достоинство, что
 выступает необходимой предпосылкой для новоевропейской демократии. Однако
 ныне данный тип демократии в значительной мере зашел в тупик. Это связано
 не только с усложнением общества и его "омассовлением", но и с тем, что необы
 чайно увеличилась роль сокрытого в социуме, а вместе с тем роль секретных
 служб и лжи в общественных коммуникациях. По идее, осуществлять демократи
 ческие процедуры должны грамотные, понимающие, просвещенные люди, но само
 просвещение представляет сегодня большую проблему. По существу просвещение
 дезавуировано ложью. Сплачивающая социум информация распространяется по
 средствам массовой коммуникации. СМИ устроены так, что они всю информацию
 облекают в занимательную форму. Люди смотрят ТВ главным образом не потому,
 что это "полезно", а потому, что это "интересно". Но именно в эту "интересную"
 информацию более или менее незаметно вкрапливается та или иная ценностная
 установка, служащая интересам владельцев, скажем, определенного телевизионно
 го канала. Через СМИ, таким образом, осуществляется управление общественным
 мнением и результатами демократического голосования. По существу это голосо
 вание больше не демократическое. Решение, которое принимает народ на выборах,
 есть в конечном счете решение тех, кто владеет СМИ.
 "Ведь властвование и подчинение не только необходимы, но и полезны, и
 93
 
 прямо от рождения некоторые существа различаются в том отношении, что одни из них как бы предназначены к подчинению, другие к властвованию. Существует множество разновидностей властвующих и подчиненных, однако чем выше стоят подчиненные, тем более совершенна сама власть над ними; так, например, власть над человеком более совершенна, чем власть над животным" (Аристотель. Политика 1524 а 30. С. 3 82).
  72 Моделью отношения элиты и народа выступает отношение художника и
 общества, артистов ы публики. О. Уайльда однажды спросили, что он думает о
 постановке новой пьесы. "Пьеса была блестящей, а вот зрители провалились", -
 ответил известный парадоксалист. Это как раз выражение того клише, которое
 возлагает ответственность за происходящее на народ (см.: Русская литература.
 1998. №2. С. 74).
  73 Этот термин был введен Э. Дюркгеймом и использовался им для того, что
 бы прежде всего дать анализ некоторых "ненормальных" форм разделения труда.
 Вообще, разделение труда, по Дюркгейму, должно приводить к усилению соци
 ального порядка, к усилению солидарности, "ненормальное" же разделение труда
 расшатывает социальный порядок, ослабляет солидарность; социальные правила
 не в силах регламентировать отношения социальных органов.
  74 Ускорение исторического времени здесь существенно; налицо, как правило,
 цепная реакция, где события нарастают, как снежная лавина.
  75 "Эпохи, подобные той, что пережила Россия (имеется в виду революция
 1905-1907 гг. - К. П.), всегда характеризуются понятием взрыва, и не без осно
 вания; крушение устоев, вчера еще казавшихся прочными, неожиданные и часто
 роковые перемещения отдельных лиц и групп населения, стесненная репрессиями
 общественная атмосфера, бурный ход событий, радикализм правительства, счита
 ющего себя обязанным ликвидировать государственное бедствие; злоупотребления,
 обычные при таких чрезвычайных условиях жизни, - все выносит государствен
 ный организм далеко за пределы повседневности. .. " (см.: Обнинский В. П. Новый
 строй. Ч. 1: Манифест 17 октября 1905 г.- 8 июля 1906 г.; ч. 2: Реакция. М., 1911).
  76 Применительно к обществу коллапс - это метафора, поэтому нужно пояс
 нить, что имеется в виду под коллапсом в естественных науках. По латыни collap-
 sus - "упавший". В медицине коллапс - угрожающее жизни состояние. Оно харак
 теризуется падением кровяного давления, ухудшением кровоснабжения жизненно
 важных органов. Внешне это проявляется как резкая слабость, заостренные черты
 лица, бледность, холод в конечностях. Говорят также и о гравитационном кол
 лапсе - это катастрофически быстрое сжатие массивных космических тел (звезд)
 под действием гравитационных сил. При определенных условиях гравитационный
 коллапс может привести к возникновению "черной дыры".
 77 См.: Котылев А. Ю. Метаморфозы игры в культуре переходного типа. ..
  78 См.: Пигров К. С. Оборачивание метода и превращенные формы в процессе
 исторического творчества // Материалистическое учение К. Маркса и современ
 ность. Л., 1984.
  79 Перед нами наследие мощной консервативной традиции, идущей еще от Го
 мера и Платона через Августина к Монтеню и Макиавелли. Уже в "Илиаде" вы
 ведена фигура Терсита (Ферсита), по существу, образ "первого революционера",
 поднявшего голос против царей, затеявших бесконечную Троянскую войну и не
 думающих об интересах рядовых воинов. Гомер не жалеет черной краски, чтобы
 обрисовать этого борца с царями. Монтень говорит: "Мне кажется в высшей сте
 пени несправедливым стремление подчинить отстоявшиеся общественные правила
 и учреждения непостоянству частного произвола... и, тем более, предпринимать
 против законов божеских то, чего не потерпела бы ни одна власть на свете в от
 ношении законов гражданских; (...) самое большее, на что мы способны, это объ
 яснять и распространять применение уже принятого, но отнюдь не отменять его и
 заменять новым" (Монтень М. Опыты. М., 1991. С. 98). Ему вторит Макиавелли:
 94
 
 "... надо знать, что нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми" (Макьявелли Н. Государь // Жизнь Никколо Макьявелли. СПб., 1993. С 259).
  80 Неймер Ю. Л. Зло // СО: Современное общество (X 'арьков). 1993. № 1. С. 94-
 108 (см.: РЖ. 3.96.01.018).
  81 В Санкт-Петербурге все еще сохраняется площад! > Восстания: это свиде
 тельствует о том, что "восстание" само по себе предстает ь ;ак ценность. Правда, в
 народном сознании смысл этот совершенно стерся, и площа; \ь Восстания называют
 "Воссташкой".
  82 Французская революция длилась с относительными перерывами с 1789 по
 1871 г., почти 100 лет. Тот сложный процесс, который начале я на территории Рос
 сийской империи в январе 1905 г., по-видимому, не завершен и по сей день.
  83 "Слово "революция" звучит романтично. Но она всегд;1 трагедия для стра
 ны, для миллионов людей, это огромные жертвы, социальны-.; и психологические
 перегрузки. Сама революция - жестокий приговор элитам старого режима, рас
 плата за их неспособность своевременно провести необходимые реформы, обеспе
 чить эволюционное развитие событий" (Гайдар Е. Т. Дни поражений и побед. М.,
 1997. С. 8).
  84 В XX в. слово "революция" становится публицистическим илише ("культур
 ная революция", "сексуальная революция", "научно-техническая революция"),
  85 Неоднократно проводилась параллель между социалистической идеей рево
 люции и христианской идеей Страшного суда. И точно так же, к,ак первые христи
 ане ожидали конца мира буквально в ближайшие годы, а иные' верующие прак
 тически готовились к нему, отцы-основатели социалистических к онцепций полага
 ли, что всемирная социалистическая революция вот-вот наступит. Так, К.Маркс и
 Ф. Энгельс революцию 1848 г. в Западной Европе приняли вначале за первые рас
 каты всемирной социалистической революции. В. И. Леш-ш в 1913 г. также пола
 гал, что Октябрь в России есть пролог всемирного социалистического переворота.
 Эта идея вдохновляла деятелей III Интернационала. Однако как с укреплением
 социального института христианства вопрос о сроках Страшного суда стал про
 сто "неприличным", так и по мере институционального развития социализма стал
 "бестактным" вопрос о конкретных сроках наступления всемирной социалистиче
 ской революции.
  86 См., напр.: Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1956; Ильин И. А. Духов
 ный смысл войны. М., 1915; Мировая война в цифрах. М.; Л., i'.931-; Лрудон П.-Ж.
 Война и мир. Исследование о принципе и содержании международного права. М.,
 1864; Фрейд 3. Почему война? // Философия о будущем человечества. М., 1990.

<< Пред.           стр. 5 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу