<< Пред.           стр. 9 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

 в 1815 г., но важно, какими изобразительными средствами рассказчица передает
 сиюминутную социальную реальность. В другом месте: "При виде фельдмаршала
 (в Силезии в 1813 г. - К. П.) толпы народные кричали: "Vivat der grosse Alte! Vivat
 unser Grossvater Kutusow!"" (Там же. С. 684).
 24 Арендт X. Ситуация человека. С. 132.
  25 См.: Михайлова М. В. Молчание как форма духовного опыта: Автореф. дис.
 ... канд. филос. наук. СПб., 1999; Богданов К. А. Очерки по антропологии молча
 ния. СПб., 1997.
 26 Сюда же относится и досуг как противоположность отупляющему труду.
 См.: Бахтин М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гу
 манитарных науках. Опыт философского анализа // Бахтин М.М. Эстетика сло
 весного творчества. М., 1986. С. 297.
 28 Эту традицию можно обнаружить у И. Г. Гамана.
 169
 
  Речь идет о вторичных текстах, текстах-посредниках, о комментариях, критической литературе и т. д. Вся культура есть такое многослойное напластование текстов о текстах.
 30 Карсавин Л. П. Философия истории. СПб., 1993. С. 15.
 31 Тихомиров Л. А. Религиозно-философские основы истории. М., 1997. С. 19.
  32 О граде Божием XII, 20. ("Чтобы быть этому началу, был сотворен человек,
 прежде которого не было никакого человека" (Блаок. Августин. Творения. Т. 3: О
 граде Божием. Кн. I-XIII / Сост. и подг. текста С.И.Еремеева. СПб.; Киев, 1998.
 С. 547)).
  33 "В самом низу - простая агрегация, как это имеет место у бактерий или
 низших грибов. На следующей, более высокой ступени - спаянная колония с бо
 лее четко специализированными, еще совсем не централизованными элементами -
 таковы высшие растения, мшанки или полипы. Еще выше - многоклеточные - на
 стоящая клетка клеток, у которой путем поразительного коренного преобразования
 над организованной группой живых частиц - как бы из-за чрезмерной скученно
 сти- устанавливается самостоятельный центр. И, наконец, еще выше, у нынешней
 границы нашего опыта и экспериментов жизни - общества, эти загадочные ассо
 циации свободных многоклеточных, в недрах которых делаются более или менее
 удачные попытки создания путем ,,мегас.интеза:' сверхсложных единств" (Тейяр де
 Шарден П. Феномен человека. М., 1965. С. 93).
 34 Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1964. С. 666.
  35 "В основе этого способа рассмотрения лежит картина осмысленно-единой
 истории человечества, как она некогда зародилась у великих представителей го
 тики. Именно тогда было замечено, что люди и народы сменяют друг друга на
 земле, а идеи пребывают... Изначально то был план, которому следовал Бог в
 отношении человеческого рода, однако и позднее можно продолжить видеть ве
 щи именно в таком свете, поскольку схема Древний мир - Средневековье - Новое
 время сохраняла свои чары... " (Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии
 мировой истории. Т. 2: Всемирно-исторические перспективы. М., 1998. С. 55).
 36 Бубер М. Я и Ты. М., 1993.
 37 Ролз Док. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.
  38 "Отношение" здесь в духе диалогической философии предстает как исход
 ная базовая категория.
 39 Бубер М. Я и Ты. С. 18.
  40 Франк С. Л. Духовные основы общества. Введение в социальную филосо
 фию. // Русское зарубежье. Из истории социальной и правовой мысли. Л., 1991.
 С. 323.
 41 Там же. С. 324.
  42 К примеру, согласно Хансу Кельзену, главе нормативистской (венской) шко
 лы права, государство есть "персонификация" правового порядка. Право, по Кель
 зену, определяется только правом и не зависит даже от моральных норм. Нечего
 уж и говорить, что совершенно не принимается так называемая социологическая
 юриспруденция или теория естественного права.
  43 Мы не рассматриваем здесь оппозицию "соборность - общественность" (см.
 об этом цитированную книгу С. Л. Франка); об основных этапах становления уче
 ния о соборности в русской духовной традиции см.: Шапошников Л. Е. Философия
 соборности: Очерки русского самосознания. СПб., 1996.
  44 "Я называю истинным, или положительным, всеединством такое, в котором
 единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всем. Ложное, от
 рицательное единство подавляет или поглощает входящие в него элементы и само
 оказывается, таким образом, пустотою; истинное единство сохраняет и усиливает
 свои элементы, осуществляясь в них как полнота бытия" (Соловьев В. С. Первый
 шаг к положительной эстетике // Соловьев B.C. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1988. С. 552,
 прим.).
 170
 
  4о См.: Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Юбилейный Архиерейский собор Русской Православной Церкви. Москва, 13-16 августа 2000 года. Сборник докладов и документов. СПб., 2000. С. 150-211.
  См., напр.: Вишневский А. Г. Кризис русской соборности и консервативная модернизация в СССР // Рубежи. 1997. №1.
 47 Франк С. Л. Духовные основы общества... С. 352.
  Строение мира задано Абсолютом. См., напр.: Солоухин В. Цивилизация и пейзаж. Доклад, прочитанный на Нобелевском симпозиуме в Гётеборге // Солоухин В. Время собирать камни. М., 1980. В более общем плане, уже применительно не только к малой родине, но и к родине вообще, ставится вопрос о "сакральной географии": сакральная география исходит из того, что территория, на которой живут те или иные народы, помимо физического имеет еще и метафизическое измерение. Она внутренне связана с духовными надматериальными архетипами. "Мы, россияне, какими-то невидимыми, духовными путями связаны со всеми поколениями наших предков, живших на сей территории. И между нынешними и давно ушедшими из физической жизни поколениями постоянно осуществляется взаимовлияние. .. Отсюда наш долг, наша ответственность перед ними и одновременно - истоки тех наших духовных и иных качеств, которыми, как полагают многие, нас наделяет природа. Сакральная география является тайной или подлинной географией, изучающей (как и все традиционные науки) не мир следствий, а мир причин" (Дугин А. Континент Россия // Наука и религия. 1996. № 11. С. 13-17).
 49 Франк С. Л. Духовные основы общества. .. С. 324.
 50 Там же. С. 325.
 51 Там же.
  °" См. также: Рассел Док. Б. Сатана. Восприятие зла в ранней христианской традиции. СПб., 2001.
 53 Бердяев Н.А. Правда и ложь коммунизма // Путь. 1931. №30. С. 28.
 54 Там же. С. 4.
  55 Бердяев Н. А. Самопознание. М., 1991. С. 231. - "Коммунизм, как он себя об
 наружил в русской революции, отрицал свободу, отрицал личность, отрицал дух.
 В этом, а не в его социальной системе, было демоническое зло коммунизма. Я со
 гласился бы принять коммунизм социально, как экономическую и политическую
 организацию, но не согласился его принять духовно" (Там же. С. 242). См. так
 же: Гофман А. Б. Два подхода к оценке большевизма. Марсель Мосс и Николай
 Бердяев // Социс. 1998. JV"2. С. 79-83.
  56 Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 2.
 С. 18.
  5' До последнего времени натуралистической модели диалогическое видение было чуждо, но экологическая проблема изменила угол зрения. Теперь мы все более склонны рассматривать окружающую среду не как "объект", а как собеседника в "экологическом диалоге".
  58 См.: Черняк Л. Органическое как аналогия разумного: Телеология у Канта // Вопросы философии. 1997. №1. С. 120-137.
  См., напр.: Семенов Ю. И. Категория "социальный организм" и ее значение для исторической науки // Вопросы истории. 1966. №8. С. 88-106.
 60 См., напр.: Морозов Г. Ф. Учение о лесе. М.; Л., 1925.
  1 Вспомним ожесточенную полемику вокруг генетики и фигуры Т. Д. Лысенко
 в советской философской литературе.
  2 Waldenfels В. Sozialontologie auf sozialbiologischer Basis. Searles Konstruk-
 tion der gesellschaftlichen Wirklichkeit. (John R. Searle. Die Konstruktion der
 gesellschaftlichen Wirklichkeit. Zur Ontologie sozialer Tatsachen. Reinbek bei Ham
 burg, 1997, 249 S.) // Philosophische Rundschau. 1998. Bd. 45. H. 2. S. 97-112.
  Делёз Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения: Анти-Эдип (перевод-реферат М. К. Рыклина). М., 1990.
 171
 
  6 Под биоценозом в биологии понимают систему растений, животных и микроорганизмов, населяющих данный участок суши или водоема и характеризующихся определенными взаимоотношениями между собой и приспособленностью к условиям окружающей среды.
  65 Скажем, Б. И. Кудрин использует биоморфные модели для описания такого
 социального феномена, как техника, называя это направление исследования "тех-
 нетикой". В технетике, в частности, вводится понятие нооценоза (по существу
 это конкуренция биологического типа идей и концепций, "умножающих сущности
 сверх необходимости"). См.: Кудрин Б. И. Введение в технетику. 2-е изд. Томск,
 1993.
  66 См.: Дарвин Ч. 1) Происхождение видов путем естественного отбора, или
 Сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь. СПб., 1991; 2) Изменения до
 машних животных и культурных растений // Дарвин Ч. Соч. Т.4. М.; Л., 1951;
 3) Происхождение человека и половой отбор // Там же. Т. 5. М., 1953; 4) Выраже
 ние эмоций у человека и животных // Там же. См. также: Галл Я. М. Становление
 эволюционной теории Чарльза Дарвина. СПб., 1993; Дарвинизм: история и совре
 менность. Л., 1988.
  67 Кропоткин П. А. Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель
 прогресса. СПб., 1907.
  68 Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 2.
 С. 5.
  69 Хотя и здесь существенен образ Левиафана у Гоббса. См.: Гоббс Т. Леви
 афан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского //
 Гоббс Т. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1991.
  70 Совершенно не случайна метафора распускающегося бутона человечности
 (Гердер И. Г. Идеи к философии истории. М., 1977. С. 133). Время социального
 в этой метафоре великого просветителя существенно биоморфно: "Цветок перед
 нами - это сначала проросшее семя, потом побег; появляется бутон, и вот наконец
 выходит цветок, переживающий свои возрасты по такому земному распорядку. .. "
 (Там же).
 71 Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 2. С. 6.
 72 Там же.
 73 Там же.
  74 Вернадский В. И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное
 явление. Кн. 2. М., 1977. С. 13. - Осмысление среды в живописи предстает в жанре
 пейзажа. См., напр.: Богемская К. Г. Пейзаж. Страницы истории: Альбом. М.,
 1992. См. также: Рильке Р. М. Ворпсведе, Огюст Роден, письма, стихи. М., 1971.
  75 См., напр.: Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические реки. М.,
 1924.
  76 Чижевский А. Л. Физические факторы исторического процесса. Калуга,
 1924.
  77 См., напр.: Каленикин С. Катастрофа спасет планету? // Наука и религия.
 1996. №11. С. 4-6 (здесь эволюция человека связывается с геомагнитными инвер
 сиями (сменой полюсов Земли)); Lambert-Farage A.-M. La terre initiatrice et les
 grandes mutations du futur de 1'homme. Paris, 1986 (в работе этой последователь
 ницы П.Тейяра де Шардена утверждается, что планета Земля обладает высшим
 разумом, который она передает человеку с помощью магнитных полей в коллек
 тивное бессознательное).
  78 См.: Morangudakis M. Ecology as a Pseudo-religion? // Telos (New York). 1998.
 No. 112. P. 107-112.
  79 Гумилев Л. II. 1) Этногенез и биосфера Земли. 2-е изд., испр. и доп. Л., 1989;
 2) Биография научной теории, или Автонекролог // Знамя. 1988. №4. С. 202-216 (в
 этой итоговой работе кратко изложена авторская концепция этноса, натуралисти
 ческая в своей основе); Широкогоров С. М. Этнос: исследование основных принци-
 172
 
 пов изменения этнических и этнографических явлений. Шанхай, 1923 (здесь этнос характеризуется как биологическое явление). Обсуждение данной темы продолжается и сегодня; см., напр.: Рудник В. А. Геологическая природа зон этногенеза и полей пассионарности // Вестник РАН. 1998. Т. 68. №4. С. 333-337.
  80 В медицине утверждение о том, что избыток или нехватка каких-то пище
 вых продуктов или даже химических соединений может существенно повлиять на
 поведение и мышление человека, достаточно распространено. Скажем, низкое ко
 личество докозаксаеновой кислоты (входящей в состав рыбьего жира) приводит к
 низким концентрациям основного метаболита серотонина, что связано с симптома
 ми депрессии и случаями самоубийств (Bosch X. Fish Consumption and Depression
 // Lancet. 1998. Vol. 352. No. 9121. P. 71-72).
  81 В некоторых современных изложениях геополитическая доктрина выгля
 дит так: в планетарной истории существуют два противоположных и постоянно
 конкурирующих подхода к освоению географического пространства: сухопутный
 и морской. Морские Финикия и Карфаген противостояли сухопутному Риму, мор
 ская Англия, а позже США противостоят сухопутным Германии, Австро-Венгрии,
 России (см.: Дугин А. Конспирология. М., 1993; Андрианова Т. В. Геополитические
 теории XX в. (социально-философское исследование). М., 1996).
  82 У О. Шпенглера внешняя и внутренняя природа предстают как "кровь и
 почва" (Blut und Boden).
  83 Медведев Ж. Продовольственный кризис и глобальная экология // Свобод
 ная мысль. 1997. № 12. С. 10.
  84 См. картину Питера Брейгеля Старшего (1530-1569) "Жирные и тощие",
 хранящуюся в Копенгагене: там голодный люд кусает жирного, разъевшегося на
 церковных хлебах каноника (см. репродукцию: Розенталь Ш. Античное и запад
 ноевропейское искусство. М.; Л., 1941. С. 144).
 85 Медведев Ж. Продовольственный кризис и глобальная экология. С. 15.
  86 См. далее о половой дифференциации социума. Она играет важную роль
 в его развитии и функционировании и коренится в самих онтологических основах
 социума, т.е. в самой идее множественности.
 87 Демографический ежегодник. Россия. Официальное издание. М., 1998.
  88 См. также: Баранов А. В. 1) Социально-экономические проблемы депопу
 ляции и старения населения // Вопросы экономики. 2000. №7; 2) О некоторых
 факторах популяционного кризиса // Социс. 2000. № 7.
  89 Лоренц К. Агрессия (так называемое "зло"). М., 1994. Его марксистскую
 критику см.: Холличер В. Человек и агрессия. З.Фрейд и К.Лоренц в свете
 марксизма. М., 1975. См. также: Диденко Б. А. 1) Цивилизация каннибалов: че
 ловечество как оно есть. М., 1996; 2) Хищная власть: зоопсихология сильных
 мира сего: (Философско-публицистические эссе, посвященные проблеме зла, по
 рождаемого властными структурами). М., 1997. - С точки зрения Бориса Ди
 денко, человечество - это не один биологический вид, а четыре сосуществующих
 вида. Хищное меньшинство, агрессивные виды внутри человечества, составля
 ющие социальные верхи, привносят в социальную жизнь бесчеловечную жесто
 кость.
  90 См., напр.: Хеншель У. Дети-соперники // Гео. 1999. №3. - Здесь продемон
 стрированы биологические основания агона братьев и сестер.
 91 Дадун Р. Фрейд. М., 1994. С. 478.
  92 Клинический мир предстает как фундаментальная метафора человеческого
 бытия: см. "Тайное свидание" Кобо Абэ, "Палату №6" А.П.Чехова, "Волшебную
 гору" Т. Манна. Этот интерес к клинике М. Фуко, например, осмысляет уже не
 художественно, а теоретически: Foucault M. Histoire de la sexualite. Vol. 1-3. Paris,
 1976-1984.
  9,3 Фрейд З., Буллит У. Томас Вудро Вильсон: двадцать восьмой президент США. Психологическое исследование. М., 1992.
 173
 
  94 Фрейд 3. По ту сторону принципа наслаждения // Фрейд 3. Я и Оно. Кн. 1.
 Тбилиси, 1991. С. 172.-Скажем, у Леонардо да Винчи высшие проявления че
 ловеческой культуры связываются с половой фригидностью и гомосексуальными
 мотивами (Дадун Р. Фрейд. С. 164).
 95 См.: Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности. М., 1923.
 96 Ср.: Доделъцев Р. Ф. Концепция культуры 3. Фрейда. М., 1989. С. 8-9.
  97 Фрейд 3. По ту сторону принципа наслаждения. С. 175. -Роже Дадун для
 передачи понятия "влечение" использует французский термин la pulsion.
  98 "Сознание помещено как раз на поверхности мозга, а не находится где-
 нибудь хорошо укрытым в самых его глубинах" (Фрейд 3. По ту сторону принципа
 наслаждения. С. 155).
 99 Там же. С. 156.
 100 Там же. С. 173.
 101 Там же.
  102 "Подобно высшей судьбе, руководит ребенком власть родителей. Но когда
 дитя подрастает, начинается борьба инфантильной констелляции с индивидуаль
 ностью, влияние родителей, берущее свое начало в доисторические (первые дни
 жизни) времена, вытесняется, уплывает в бессознательное, но этим не устраняет
 ся, продолжает быть незримыми нитями связано с кажущимся индивидуальным
 творчеством созревающего духа, которым это влияние управляет. Инфантильная
 констелляция, как все, что уходит в бессознательное, посылает в сознание лишь
 неясные чувствования - предчувствие именно того, что участь человека таинствен
 но направляется чьим-то потусторонним влиянием" (К. Юнг, "Значение отца для
 судьбы каждого") (цит. по: Фрейд 3., Буллит У. Томас Вудро Вильсон. .. С. 9).
  103 Методологические основания анализа политики через подсознание разви
 вались также К. Г. Юнгом. Линия такого анализа продолжается и до сих пор. Важ
 ная роль принадлежит исследованиям генеалогии власти у М. Фуко (см.: Фуко М.
 1) Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999; 2) Воля к истине: по ту
 сторону знания, власти и сексуальности: Работы разных лет. М., 1996). Характерно
 в этом отношении исследование Пола Роузена: Roazen P. Freud: Political and Social
 Thought. 3rd ed. New Brunswick, 1999. См. также: Тульчинский Г. Л. Самозван
 ство. Феноменология зла и метафизика свободы. СПб., 1996; Поэтика и политика:
 Сб. ст. / Отв. ред. Н. А. Шматко. СПб., 1999; Философия желания: Сб. ст. / Под
 ред. И. В. Кузина. СПб., 2005; Секацкий А. К. Сила взрывной волны: Статьи. Эссе.
 СПб.; М., 2005.
 104 От греч. eugenes - "хорошего рода".
 105 В частности, поэтому к генетике так подозрительно относились в СССР.
  106 Экология - вообще духовная пища богатых социумов. На Западе большин
 ство ставит экологическую проблему чуть ли не на первое место, в то время как
 россияне ставят (по крайней мере, ставили в середине 90-х годов) экологию на
 10-е место. Рыночные механизмы не приспособлены к разрешению экологических
 проблем. Государство остается центральной структурой в более или менее кон
 структивной экологической деятельности.
  Галинская И. Л. Взаимоотношения "человек - животный мир". Научно-аналитический обзор // Философское понимание человека. Вып. 2. М., 1988. С. 23-48.
  108 Вот некоторые публикации последних лет, затрагивающие проблемы социальной философии нацизма: Арендт X. Отец семейства в роли убийцы // Новое время. 1993. № 13; Галактионов Ю. В. Германский фашизм в зеркале историографии 20-40-х годов. Новое прочтение. Кемерово, 1996; Галкин А. А. 1) Фашистский идейный синдром: генезис германского варианта // Вопросы философии. 1988. №11; 2) О фашизме - всерьез // Свободная мысль. 1992. №6; Есипов В. В. Германский фашизм и культура. М., 1997; История фашизма в Западной Европе. М., 1978; Канетти Э. Власть и личность // Социс. 1986. №4; Кара-Мурза С. Сноп
 17 А
 
 индивидуумов - или коммуна личностей (Размышление о фашизме и коммунизме) // Наш современник. 1996. №6; Кин Ц.И. Начало итальянского фашизма: Бенито Муссолини, социально-психологический портрет // Вопросы философии. 1988. № 11; Козловски П. Трагедия модерна. Миф и эпос XX века у Эрнста Юнге-ра // Вопросы философии. 1997. № 12; Люкс Л. Кто в России фашисты? // Новое время. 1992. №16'; Мазуров И. В. Японский фашизм: теоретический анализ политической жизни в Японии накануне Тихоокеанской войны. М., 1996; Млечин Л. 1) Кому Гамсун отдал нобелевскую медаль // Новое время. 1992. № 16; 2) Пробирка для нового человека // Там же. № 34; 3) Охота на гибридов // Там же. JY* 35; 4) Могла ли Россия получить свободу из рук Гитлера? // Там же. 1993. №9; 5) Соблазнители и соблазненные // Там же. № 10; Онегина С. Письмо К. Родзаевского И. В. Сталину // Отечественная история. 1992. №3; Пленков О.Ю. Мифы нации против мифов демократии: немецкая политическая традиция и нацизм. СПб., 1997; Повель Л., Бержъе Ж. Утро магов (Германский фашизм и оккультные науки). М., 1991; Райх В. Психология масс и фашизм. СПб., 1997; Сабов А. Д. "Экс" и "нео": разноликие правые. М., 1991; Самойлов Э. В. Фюреры: общая теория фашизма. Обнинск, 1992; Холодновский К. Социальные и социально-психологические предпосылки фашизма // Нужен ли Гитлер России? М., 1996.
 109 См.: Morangudakis M. Ecology as a Pseudo-religion?
  110 См., напр.: Wulf J. Die bildenen Kunste im Dritten Reich. Eine Dokumenta-
 tion. Zeitgeschichte. Frankfurt am Main; Berlin; Wien, 1983. - Иконический ряд книги
 демонстрирует господство двух образов: крестьянина и воина.
  111 См. работы Станислава Грофа. См. также: Линн Д. Священное простран
 ство: счастье и энергетика вашего дома. М., 1997.
 112 См.: Делёз Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения: Анти-Эдип.
 113 Там же. С. 7.
 114 Там же.
 115 Там же. С. 8.
 116 Там же. С. 7.
 1:7 Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 2. С. 7.
  118 Длугач Т. Б. Подвиг здравого смысла, или Рождение идеи суверенной лич
 ности (Гольбах, Гельвеций, Руссо). М., 1995. С. 95-96.
  119 См.: Прокофьев А. В. Парадоксальный гуманизм и критика морали (опыт
 этического анализа "Философии в будуаре" Д. А.Ф.де Сада) // Вопросы филосо
 фии. 2001. №1. С. 55-68.
  См.: Диденко Б. А. 1) Цивилизация каннибалов: человечество как оно есть; 2) Хищная власть: зоопсихология сильных мира сего: (Философско-публицистические эссе, посвященные проблеме зла, порождаемого властными структурами).
  См.: Трубников Н. Н. О категориях "цель", "средство", "результат". М., 1968.
  Вот один из примеров такого объяснения: "Промышленный прогресс, ураганом прокатившийся по миру во второй половине XIX века и позволивший великим державам произвести горы смертоносного оружия, создал новый искус достижения мирового господства с помощью военной силы. Человечество, катапультированное на волне электричества и пара практически из средневековья в индустриальный век, не сумело сориентироваться в новой обстановке, в результате чего романтический по своей сути XIX век был уничтожен Первой мировой войной. Это открыло дорогу тоталитарным режимам, увидевшим в гекатомбах накованного оружия тот самый исторический шанс, которым не сумели воспользоваться престарелые европейские монархи" (Бунин И. Л. Лабиринты безумия. СПб., 1995. С. 3).
  223 Arendt H. The Human Condition. Chicago; London, 1958. P. 47. Цит. по: Tpy-бина Е. Г. Идентичность в мире множественности: прозрения Ханны Арендт // Вопросы философии. 1998. №11. С. 120.
 175
 
 124 Ср. с псевдоморфозом у О. Шпенглера.
 125 Там же.
  126 Там же. Ср.: Netopilik J. Zur Subjekt-Objekt-Beziehung im Sozialismus //
 Deutsche Zeitschrift fiir Philosophie. 1972. Nr. 2. S. 1445-1460.
 127 Arendt H. The Human Condition. P. 148-149.
 128 См.: Roazen P. Freud: Political and Social Thought.
  129 Так, скажем, некоторые ученые полагают, что высыхание Арала не связано
 в первую очередь именно с антропогенной деятельностью, а порождено естествен
 ными причинами.
  130 См., напр.: Урманцев Ю.А. Природа адаптации (системная экспликация)
 // Вопросы философии. 1998. № 12. С. 21-36.
  131 Здесь же нужно отметить роль натуралистической метафоры в рассмотре
 нии духовных проблем. Существует так называемая экология духа. Сюда, напри
 мер, входит искусство кооперации, т. е. способность самостоятельно и добровольно
 сужать проблему, не вторгаясь в зону своего соседа по исследованиям. Дискуссия
 в духовной сфере - не только вертикальный, но и горизонтальный диалог. Тот, кто
 работает в сфере духа, должен любить своих коллег, чтобы возможно было услы
 шать друг друга. Сфера духа (наука, искусство, философия и др.) -это искусство
 дружбы, искусство любви друг к другу.
  132 Уинч П. Идея социальной науки и ее отношение к философии. М., 1996.
 С. 55-57.
  133 Характерно название книги, посвященной неолитической революции: "Че
 ловек создает себя сам" {Child, V. G. Der Mensch schafft sich selbst. Dresden, 1959).

<< Пред.           стр. 9 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу