<< Пред.           стр. 4 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

  Единица наблюдения - "проблемная ситуация".
  Исследовательские установки метода. 1. Увидеть проблемы в широком социальном контексте. 2. Увидеть ситуацию глазами всех заинтересованных лиц; многомерная оценка ситуации в экспертном, массовом и социально-научным планах. 3. Диагностика и иерархизация проблем с двух точек зрения: совокупного автора - респондента и исследователя-проектировщика. 4. При анализе текстов необходимо принимать во внимание статусную позицию их автора: рядовой гражданин, должностное лицо, инвестор, профессионал-исследователь, журналист.
  Блоки информативно-целевого анализа текстов: 1. "Дерево проблем" или проблемная матрица ситуации. 2. Территориальная и статусная локализация проблем. "Проблемные карты" территории и пространства. 3. Характер восприятия ситуации в целом и по отдельным интенциональным группам. "Проблемные поля" городской среды.
  Технологические этапы работы с информацией. 1. Составление картотеки проблем. Данный этап состоит из следующих операций: идентификация проблемы, оценка ее актуальности, выяснение истоков ее генезиса; сбор данных об авторе текста, систематизация предлагаемых решений проблемы различными авторами. 2. Классификация проблем; он включает в себя следующие операции: "сжатие" информации путем устранения дублирующих сведений; группировка проблем и создание "дерева проблем" или проблемной матрицы ситуации; разбиение проблем по ряду признаков (в зависимости от их значимости, от их актуальности и разрешимости).
  Типология проектных мероприятий по решению проблем. 1. Организационно-правовые (создание гибких управленческих структур, способных интегрировать восприятие ситуации различными группами; вовлечение в процесс решения проблем представителей различных групп; выработка механизма привлечения ресурсов для решения проблем). 2. Финансово-экономические (создание технологий и организационных структур, позволяющих увязать материальный доход всех участников ситуации с конечным результатом). 3. Материально-технические. Необходимо задействовать для решения проблемы имеющиеся на данной территории научные, производственные и другие организации. 4. Градостроительные (увязка решения проблем с перспективным планом развития территории). 5.Информационно-просветительские. Убеждение населения в том, что проводимые мероприятия пойдут им во благо; информирование населения о наиболее эффективном и оптимальном поведении в данной ситуации.
  Метод опроса в социокультурном проектировании
  Цель - найти точки сопряжения различных восприятий проблемной ситуации всеми субъектами проектирования и выработать концепцию ситуации, включающую в себя понимание проблем и способов их разрешения.
  Техника опроса - ситуационно - биографическое интервью полустандартизованного типа.
  Варианты опроса: опрос населения и опрос экспертов.
  Опрос населения.
  Структура опросника.
  Блок А. Цель - выявить значимые для респондента проблемы, установить степень их актуальности, приоритетности, взаимосвязанности, разрешимости. Задачи: 1. Выявить субъективную оценку факта наличия, характера интерпретации и степени актуальности проблем. 2. Выявить представления о времени, механизме и возможностях разрешения конкретных проблем.
  Блок Б. Типология респондентов. Цель - выявить особенности респондентов, позволяющих отнести их к определенным "интерпретационным" типам, для которых характерен свой способ интерпретации ситуации. Задачи. 1. Выявить основание (психологическое, статусное, когнитивное) и эмпирические индикаторы определенных интерпретационных типов личности. 2. Выявить принципы (политические, этические и другие) восприятия ситуации различными интерпретационными типами.
  Блок В. Описание контекста проблемных жизненных ситуаций. Цель - выявить факторы, обусловливающие становление и разрешение проблем. Задачи: 1. Выявить и сгруппировать ситуационные факторы различного уровня: социетального, социокультурного, локального. 2. Иерархизировать факторы по степени возможностей влияния на них. 3. Выделить контекстульно-образующие факторы для территорий, групп, субъектов проектирования. 4. Выявить структуру распространения проблем по территориям. 5. Определить "синдромы" проблем, соответствующие различным территориальным образованиям и группам с последующей иерархизацией "синдромов" по степени напряженности.
  Возможности использования материалов опроса.
  1. Выявление устойчивых сочетаний ("синдромов") проблем для определения и типологии жизненных ситуаций. Это ключевая информация для реализации прогнозного социального проектирования.
  2. Определение степени напряженности проблемной жизненной ситуации с проверкой ряда гипотез, связей, ситуационной напряженности с отдельными проблемами.
  3. Определение структуры проблемных жизненных ситуаций применительно к различным группам, территориям, зонам и т.д.
  4. Выявление устойчивых признаков, характеристик групп респондентов, для которых характерен определенный тип проблемной ситуации (типология "проблемных" групп).
  5. Выделение факторов, которые могут быть подвергнуты корректирующим управленческим воздействиям в целях ослабления "меры проблемности" жизненных ситуаций у отдельных категорий граждан.
  6. Определение распространенности различных типов проблемных жизненных ситуаций по городским зонам, связи типичных ситуаций с характеристиками данных зон.
  7. Создание карт распространения проблемных жизненных ситуаций.
  8. Моделирование развития ситуации при наличии разного рода управляющих воздействий или, напротив, при отсутствии таковых.
  9. Фиксация динамики проблем: выявление не только генезиса проблем, но и их "сцепления": как и при каких условиях одна проблема тянет за собой другую. В результате возникает возможность прогнозировать структуру проблемных ситуаций.
  10. Проверка гипотез эмпирико-практического характера (появившихся в процессе изучения собранного эмпирического материала), подтверждение которых, хотя и может показаться заведомо очевидными, требует, однако, доказательств.
 
  Опрос экспертов.
  Виды экспертов: 1. Ответственные должностные лица. 2. Инвесторы. 3. Специалисты-практики. 4. Должностные лица-функционеры.
  Задачи опроса экспертов. 1. Выяснение точек зрения на проблемы и способы их разрешения. 2. Определение мотивов отношения к проблемам и способам их отношения. 3. Выяснение трактовки прав и обязанностей различных субъектов проектирования. 4. Выяснение степени их готовности на выявление решения проблем. 5. Выяснение характера и степени личной заинтересованности в выявлении и решении проблем, а также меры их информированности и компетентности.
  Характер информации от экспертов: 1. Информация собственно экспертного характера о положении дел и проблемах, способная служить диагностическим и проектным целям. 2. Информация функционального характера, позволяющая судить о реальных условиях и структуре деятельности опрашиваемого лица; выяснение возможностей различных должностных лиц. 3. Информация личностного характера: мотивы и характер отношения к проблеме.
 
 Методические приложения к информативно-целевому методу
 
  Т.М. Дридзе в рамках методологии социокультурного проектирования разработала ряд операционально-технических методик информативно-целевого анализа текстов, некоторые из них мы ниже приводим.
 
 ПРИЛОЖЕНИЕ 1
 
 Инструкция к выявлению информативно-целевой структуры текста
 
  1. Прежде чем анализировать текст, следует прочитать его полностью от начала до конца, как минимум, дважды, вдумавшись в его содержание и характер (назначение). Первоначально следует освоить методику на небольших текстах. Впоследствии, когда будет выработан навык адекватного общения, необходимость перечитывать текст отпадет сама собой. Она сохранится лишь в случае препарирования текста для обучения или в ходе эксперимента, когда требуется оценить меру адекватности интерпретации конкретного текста ею читателями (слушателями).
  Следует спросить себя (или аудиторию, если текст анализируется в ходе учебного процесса), а) представлена ли в тексте и чем именно та проблемная ситуация, к разрешению которой стремился (стремится) автор теми или иными средствами? Имеется ли в тексте анализ, или текст содержит лишь описание, констатацию, оценку этой ситуации? и б) можно ли ответить на вопрос - ради чего, для чего вообще был написан (порожден) этот текст? Чем, скорее всего, мотивировал бы автор написание именно этого, а не какого-либо иного текста? Что именно хотелось бы ему вообще сказать этим текстом? Что именно хотелось бы ему сказать этим текстом в первую очередь? Как бы скорее всего он сформулировал свой замысел, свое коммуникативное намерение или ближайшую содержательную цель и в рамках какой более широкой сверхзадачи?
  2. При повторном чтении текста (оно может быть на первых порах и трех, и четырехкратным) следует сосредоточить внимание на поисках непосредственной содержательной цели сообщения, реализация которой входит в коммуникативное намерение автора, в его замысел (т. с. выявить предикацию первого порядка) и выписать ее из текста.
  Следует обратить внимание на то, что цель сообщения может и не иметь в тексте словесно выраженной формулировки. В этом случае ее надо сформулировать своими словами и записать.
  Остальное содержание текста или все его содержание, если в тексте не удалось обнаружить словесно выраженной предикации первого порядка, принимается за "общее содержание" текста.
  3. Внутри "общего содержания" текста нужно затем выделить следующие элементы:
  А. - Основные элементы, т. е. элементы предикации второго порядка, а именно:
  А-1 эл. - "Тезисы-аргументы", являющиеся опорными для цели сообщения, подкрепляющие замысел последнего. Они могут быть констатирующие, постулирующие или установочные. Если таких "тезисов" более одного, они соответственно обозначаются: А-1а эл., А-16 эл. и т.д.;
  А-2 эл. - Разъяснение (развертывание) основного "тезиса-аргумента". Если таких "тезисов" несколько, то разъяснения каждого из них соответственно обозначаются: А 2а эл., А-26 эл. и т.д.,
  А-3 эл. Описание, оценка или аналитическая оценка (анализ) проблемной ситуации, породившей основной "тезис" к цели сообщения и зафиксированную в нем. При том что проблемная ситуация обозначена здесь шифром А-3, важно помнить, что это ключевой элемент общего содержания, из которого в сущности и выводится, как правило, основной "тезис". Последний выступает в качестве некоего разрешения названной ситуации, поэтому информативно целевой анализ общего содержания текста мы и начинаем с выявления присутствующей в нем или подразумеваемой проблемной ситуации.
  Б. - Второстепенные элементы, т. е. элементы предикаций третьего, четвертого и т.д. порядка, а именно:
  Б-1 эл. - Элементы предикации третьего порядка:
  Б-1.1 эл. - Иллюстрация к основному "тезису" (или "тезисам") общего содержания. По мере их перечисления, если они не продолжают ту же иллюстрацию, нумерация снабжается дополнительными буквенными обозначениями:
  Б-1.1а эл., Б-1.1б эл. и т.д.
  Б-1.2 эл., Б-1.3 эл. и т.д. - Иллюстрации к разъяснениям основного "тезиса", к ситуации (ее описанию, оценке и пр.).
  Б-2 эл. - Элементы предикации четвертого порядка.
  Б-2.1 эл. - Общий фон к цели (целям) сообщения.
  Б-2.2 эл., Б-2.3 эл. и т.д. - Общие фоны к основному (основным) "тезису" ("тезисам").
  Б-2.3 эл. Фоны к фонам и пр.
  Указанные элементы, естественно, могут быть выделены лишь при наличии таковых в тексте, их отсутствие желательно фиксировать. Это позволяет не менять нумерацию элементов в схеме, что полезно для сопоставления содержательно-смысловой структуры различных текстов. Вообще же изменения в нумерации элементов допускаются, так как ничего не меняют в принципиальной схеме.
  4. При выписывании того или иного элемента предикативной структуры допускаются пропуски отдельных слов и выражений, а также сокращенное изложение текста, передающее общий смысл того или иного элемента.
  5. Полученную макроструктуру текста следует изобразить в виде графической схемы.
 
 ПРИЛОЖЕНИЕ 2
 
 Инструкция к выявлению логико-фактологической цепочки текста
 для расчета коэффициента его информативности (избыточности)
 
  1. Прежде чем приступить к выделению логико-фактологической цепочки, текст следует прочитать полностью от начала до конца, как минимум, дважды, вдумавшись в его содержание и назначение.
  2. Затем нужно отыскать в тексте или сформулировать, основываясь на понимании прочитанного, основное коммуникативное намерение, для реализации которого был создан данный текст. Иными словами, повторить операции, указанные в пунктах 1 и 2 инструкции, приводившейся выше.
  3. При повторном чтении (оно может быть и трех, и четырехкратным) нужно мысленно выделять и помечать черточкой или выписывать на лист бумаги опорные полнозначные слова текста, составляющие его основные смысловые узлы, вместе с примыкающими к ним служебными словами (так называемые синтаксемы) Делать это надо последовательно - предложение за предложением.
  4. Названные слова должны быть связаны как с основным авторским замыслом, так и между собой в единую смысловую цепочку, где каждое последующее полнозначное слово находится в логической смысловой связи с предшествующим. Таким образом, выделяя опорные слова каждого последующего предложения, необходимо мысленно проверять наличие логической смысловой связи с опорными словами предшествующего предложения, а также с целью сообщения в целом, т.е. взвешивать значимость выделяемого опорного слова для реализации цели сообщения (такие опорные слова, очевидно, обнаружатся не в каждом предложении).
  5. Технические приемы:
  а) неполнозначное слово объединяется с полнозначным в единый смысловой узел;
  б) в интересах согласования в отдельных случаях допускается перестановка слов в списке, не нарушающая смысловой структуры текста (например, определение к существительному с предлогом лучше поставить после этого существительное);
  в) первое опорное слово, принадлежащее очередному предложению, пишется с заглавной буквы;
  г) последнее опорное слово каждого предложения сопровождается знаком препинания, стоящим в конце данного предложения;
  д) выписанные синтаксемы, т.е. опорные смысловые узлы, выраженные отдельными словами или сочетаниями полнозначных слов с примыкающими к ним служебными, нумеруются;
  е) для подсчета коэффициента информативности или для определения избыточности текста, подсчитывается общее число синтаксем в тексте и вычисляется их отношение к числу синтаксем, вошедших в логико-фактологическую цепочку. Чем ближе полученный в итоге коэффициент информативности (избыточности) текста к единице, тем менее он избыточен по отношению к авторскому замыслу.
 
 ПРИЛОЖЕНИЕ 3
 
  I. Авторский замысел, или цель сообщения (предикация 1-го порядка).
  II. Элементы общего содержания:
  А. Основные элементы (предикация 2-го порядка):
  А-1 эл. Основная идея (тезис).
  А-2 эл. Разъяснение основной идеи (тезиса).
  А-3 эл. Описание ситуации и выражение отношения к ней:
  А-3.1 эл. Описание ситуации:
  А-3.1-1 эл. Ситуативно-событийный план,
  А-3.1-2 эл. Ситуативно-субъективный план,
  А-3.1-3 эл. Ситуативно-образный план.
  А-3.2. эл. Выражение отношения.
 
  Б. Второстепенные элементы (предикация 3-го,4-го и т.д. порядка).
  Б-1. Элементы предикации 3-го порядка:
  Б-1.1 эл. Иллюстрации к основным идеям.
  Б-1.2 эл. Иллюстрации к разъяснению основных идей.
  Б-1.3 эл. Иллюстрации к описанию ситуации отношение к ней:
  Б-1.3-1 эл. Иллюстративно-событийный план,
  Б-1.3-2 эл. Иллюстративно-субъективный план,
  Б-1.3-3 эл. Иллюстративно-образный план.
  Б-2. Элементы предикации 4-го порядка:
  Б-2.1 эл. Общий фон к цели сообщения.
  Б-2.2 эл. Общий фон к основному тезису.
  Б-2.3 эл. Общий фон к описанию ситуации и отношению к ней:
  Б-2.3-1 эл. Фоново-событийный план,
  Б-2.3-2 эл. Фоново-субъективный план,
  Б-2.3-3 эл. Фоново-образный план.
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 
 
 
 5
 
 
 

<< Пред.           стр. 4 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу