<< Пред. стр. 10 (из 11) След. >>
104. Современное управление. Энциклопедический справочник в 2-х т./ Пер. с англ. ? М.: Издатцентр, 1997.105. Спицнадель В.Н. Основы системного анализа: Уч.пос. - СПб.: Бизнес-пресс, 2000.
106. Татарников А.А. Управление кадрами в корпорациях США, Японии, ? М., 1992.
107. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. Пер. с англ. - М., 1991.
108. Уколов В.Ф. и др. Теория управления. - Экономика, 2004. - 287 с.
109. Управление в ХХ веке: итоги и перспективы// Проблемы теории и практики управления. ? 1993. ? №1.
110. Франчук В.И. Современные основы социального управления - М., 1997.
111. Хакен Г. Синергетика. Пер. с англ. - М., 1980.
112. Хаммер М., Чампи Д. Реинжениринг корпорации. Манифест революции в бизнесе: Пер. с англ. - СПб., 1980.
113. Хирдман С. Шведская социальная модель: управление и развитие//Проблемы теории и практики управления. ? 2000. ? №3.
114. Цыганов В.В. и др. Интеллектуальное предприятие: механизмы овладения капиталом и властью (теория и практика управления эволюцией организации). - Университетская книга, 2004. - 768 с.
115. Шикин Е.В. и др. Математические методы и модели в управлении. - Дело, 2004. ? 440 с.
116. Шумянкова Н.В. Муниципальное управление: Уч. пос. - М.: Экзамен, 2002.
117. Якокка Л. Карьера менеджера. Пер. с англ. - М.,1991.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ"
Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
1.1 Цели и задачи курса
Курс "Теория управления" играет важную роль в формировании у слушателей знаний по теоретическим основам управленческой деятельности, в том числе в сфере государственного управления.
Цель курса - ознакомить студентов специальности "Государственное и муниципальное управление" с сущностью и методологическими основами теории управления, с организационными формами и структурой управления, процессом управления и методологией процесса разработки управленческих решений, функциями управления и коммуникативными процессами в управлении. Кроме этого, целью этой дисциплины является формирование у слушателей практических навыков применения теории управления.
Задачи курса:
- освоить концептуальный аппарат общей теории управления, знать основные концепции управления, понимать их сильные и слабые стороны;
- овладеть современной парадигмой управления;
- выработать методологические умения анализа и практического решения управленческих проблем.
1.2 Требования к уровню освоения дисциплины
По окончанию изучения дисциплины "Теория управления" слушатель должен:
? знать основные понятия и определения теории управления;
? иметь представление об эволюции управленческой мысли и практики, ее основных школах и современных теоретических аспектах социального управления;
? понимать роль и значение теории управления для развития практики, особенно в сфере государственного управления;
? уметь анализировать процесс управления, выделять такие его содержательные компоненты, как разработка управленческого решения, общие функции управления, информационные и коммуникативные процессы в управлении, эффективность процесса управления и др.
1.3 Формы контроля
Изучение дисциплины "Теория управления" рассчитано на 2 семестра. По итогам 1-го семестра выполняется одна контрольная работа, по итогам 2-го семестра выполняются две контрольных работы, результаты выполнения которых являются основанием для допуска к экзамену. Выполнение контрольных работ обязательно для всех студентов.
Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен. Экзаменационная оценка является итоговой по дисциплине и проставляется в приложении к диплому.
Раздел 2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Программа изучения дисциплины
Изучение дисциплины "Теория управления" рассчитано на два семестра и включает в себя теоретическую часть - изучение разделов 1-14 рабочей программы; практическую часть - выполнение 3-х контрольных работ; итоговый контроль результата изучения дисциплины - экзамен.
2.2 Список вопросов для подготовки к экзамену
1. Предмет управленческого знания.
2. Место и роль управленческих знаний в человеческой деятельности.
3. Роль экономических, социологических, психологических знаний для функционирования управления.
4. История становления и развития управленческих знаний.
5. Роль права в социальном управлении.
6. Понятие о системе социального управления, ее структуре и функциях.
7. Виды социальных систем, их особенности.
8. Различие объектов управления в системах государственного и частного управления.
9. Связь между системой управления и организацией.
10. Управленческое решение как процесс, условия возникновения и основные этапы.
11. Специфика решений в органах государственной и муниципальной власти.
12. Достоинства и недостатки принятия решений по установленным нормам (процессуальная технология принятий решений).
13. Виды сравнений, которые используются в управленческой практике.
14. Недостатки решений, принимаемых органами власти.
15. Стиль управления как форма поведения. Виды стилей и их роль.
16. Необходимость управленческой деятельности.
17. Современная парадигма управления и принципы менеджмента.
18. Менеджмент и предпринимательство.
19. Основные черты современного менеджмента.
20. Проблемы менеджмента в условиях перехода к рыночным отношениям.
21. Переход к рыночному регулированию экономики и современная система взглядов на менеджмент в России.
22. Понятие государственного управления. Основные функции и органы государственного управления.
23. Разделение и совмещение функций в государственном управлении.
24. Муниципальное управление и его функции.
25. Понятие функций управления.
26. Планирование как функция управления.
27. Понятие организации как управленческой функции.
28. Понятие мотивации и взаимосвязь его с понятием стимулирования.
29. Понятие и состав функции контроля.
30. Организация эффективного контроля.
31. Значение управленческих решений и требования к ним.
32. Основные этапы разработки и реализации управленческих решений.
33. Организация и контроль исполнения управленческого решения.
34. Классификация методов принятия управленческих решений.
35. Понятие, значение и классификация коммуникаций.
36. Особенности межличностных коммуникаций.
37. Значение организационных коммуникаций в функционировании организаций.
38. Сущность коммуникационной политики и основные принципы ее осуществления.
39. Понятие лидерства и руководства.
40. Понятие власти и влияния.
41. Показатели эффективного управления.
42. Определение факторов роста эффективности управления в современных условиях.
43. Разделение и совмещение функций в государственном управлении.
44. Муниципальное управление и его функции.
45. Эффективность государственного и муниципального управления.
46. Муниципальное управление как особая форма государственного управления.
47. Система стимулирования государственных служащих.
48. Новые тенденции функционирования органов государственной власти.
49. Задачи государственной службы.
50. Основные характеристики государственной службы.
2.3 Теоретические занятия (лекции)
Тема 1. Сущность и методологические основы управления организацией.
1.1. Сущность менеджмента и управления организацией.
1.2. Методологические основы управленческой науки.
Тема 2. История развития управленческой мысли и практики.
2.1. Возникновение управленческой мысли.
2.2. Научная мысль прошлого об управлении.
2.3. Предпосылки возникновения науки управления.
2.4. Развитие науки управления в России.
Тема 3. Возникновение и развитие науки управления за рубежом.
3.1 Школа научного управления Ф.У. Тейлора и его последователи (1885?1920 гг.).
3.2 Административная (классическая) школа управления А. Файоля (1920?1950 гг.).
3.3 Школа психологии (школа "человеческих отношений" и школа "поведенческих наук") Э. Мэйо (1930 - 1950 гг.).
3.4. Школа количественная (школа "науки управления") (с 1950-х г. по настоящее время).
Тема 4. Сущность и содержание теории управления
4.1. Объект и предмет теории управления.
4.2. Законы управления и их характеристики.
4.3. Управленческая деятельность и ее особенности.
4.4. Методы управленческой деятельности.
Тема 5. Системный подход в управлении
5.1. Исторические предпосылки и познавательные основы системного подхода.
5.2. Целостность мира и феномен интеграции. Три уровня масштабности систем.
5.3. Естественный и искусственный мир Герберта Саймона.
5.4. Системность в управлении.
Тема 6. Организационные формы и структуры управления.
6.1. Организационная структура управления, ее структура.
6.2. Связи управления, их организационные структуры.
6.2.1. Линейная система.
6.2.2. Функциональная система.
6.2.3. Линейно-функциональная система.
6.2.4. Матричная система.
Тема 7. Процесс управления и его содержание.
7.1. Понятие управления.
7.2. Процесс управления и его функция.
7.3. Принципы управления.
7.4. Синергетика и управление.
Тема 8. Методология и организация процесса разработки управленческого решения.
8.1. Процесс разработки, принятия и реализации управленческого решения.
8.2. Факторы, определяющие качество и эффективность управленческих решений.
8.3. Классификация (типология) управленческих решений.
8.4. Требования, предъявляемые к управленческим решениям.
8.5. Организация контроля за выполнением решения.
8.6. Руководитель в процессе принятия и реализации решения.
8.7. Принятие решений в государственном и муниципальном управлении.
Тема 9. Общие функции управления.
9.1. Роль и содержание функции планирования.
9.1.1. Структура планово-управленческих работ.
9.2. Процесс прогнозирования и механизм социального планирования.
9.3. Организационная функция.
9.4. Функция регулирования.
9.5. Значение и содержание функции координирования.
9.6. Функция стимулирования.
9.7. Контрольная функция.
9.8. Система функций органов государственной
власти и управления.
Тема 10. Информационные и коммуникативные процессы в управлении.
10.1. Понятие информации.
10.2. Роль и место информации в управлении.
10.3. Информационные процессы в социальных сферах.
10.4. Понятие коммуникации. Коммуникативные процессы в управлении.
10.5. Информация как основа государственного управления.
Тема 11. Эффективность процесса управления.
11.1. Общее понятие эффективности управления.
11.2. Понятие эффективности и социальное управление.
Тема 12. Основы теории социального управления.
12.1. Социальное управление как самостоятельная отрасль научного знания.
12.2. Сущность и содержание социального управления.
12.3. История управленческих революций.
Тема 13. Человек в системе управления.
13.1. Личность как объект управления.
13.2. Личность как субъект управления.
13.3. Основные факторы повышения роли персонала в постиндустриальном обществе.
13.4. Теория человеческого и социального капитала.
Тема 14. Система государственного управления.
14.1. Государственное управление как социальное и системное явления.
14.2. Социальный механизм государственного управления.
14.3. Субъекты и объекты государственного управления.
14.4. Виды целей государственного управления
14.5. Система государственной службы в Российской Федерации.
14.6. Управленческая деятельность
государственной службы.
14.7. Этика государственного служащего.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Студенты дистанционной формы обучения ТУСУРа по специальности "Государственное и муниципальное управление" должны написать в течение первого семестра одну контрольную работу, а в течение второго семестра - две контрольные работы по дисциплине "Теория управления".
При написании контрольных работ студенты должны продемонстрировать хорошее знание основных концепций по проблемам избранных тем, способность анализировать различные позиции и точки зрения, вырабатывать самостоятельный подход к ним, аргументировать свою позицию, обобщать конкретный материал и формулировать при этом соответствующие выводы, рекомендации и предложения.
В контрольных работах должны быть освещены, прежде всего, теоретические аспекты выбранных тем, т.е. основные концептуальные положения, их достоинства и недостатки, показаны и проанализированы существующие проблемы, возможные подходы к их решению.
При изложении материала в контрольных работах должен использоваться понятийный аппарат теории управления.
Набор текста контрольных работ должен быть выполнен в редакторе Microsoft Word шрифтом Times New Roman размером 14 с параметрами страницы: размер - формат А4, поля со всех сторон ? 2 см; от края колонтитула - 1 см; страницы нумеруются сверху от центра и осуществляться в режиме автоматического переноса с выравниванием по ширине через одинарный интервал. Абзацный отступ ? 0, 75.
Набор формул производить в редакторе формул Microsoft Equation 3.0. Обозначения буквами латинского алфавита выполняются курсивом, греческого - прямым шрифтом.
Заголовки разных уровней набирать различными шрифтами (например, заголовки разделов ? жирными прописными буквами шрифта Arial; заголовки подразделов ? жирными строчными; пунктов - жирным курсивом).
Знак "точка" в конце заголовков не ставится. Заголовки располагать по "центру" или с абзацным отступом. Ключевые слова, понятия и определения выделять в зависимости от уровня важности различными способами: прямым жирным шрифтом, курсивом жирным или светлым, набивкой "в разрядку".
Рисунки, формулы, таблицы, примеры нумеруются в пределах каждого раздела (например, раздел 1: формула (1.1); (1.2) и т.д.). Номер и заголовок рисунка приводятся под рисунком. Номер таблицы располагается слева от таблицы, после которого помещается заголовок таблицы.
Предлагаемый материал должен быть хорошо структурирован, рубрикационные заголовки следует излагать в краткой и лаконичной формулировке. Все аббревиатуры, кроме общепринятых, необходимо раскрыть в первом случае употребления.
Развёрнутое заключение со структурированными выводами и указанием, какова степень новизны данной работы, где и как она может использоваться.
В работе обязательны ссылки на источники. Ссылки делаются по нарастающей (например, на 1 странице ссылки под номерами 1, 2, 3, 4; на второй - 5 и 6 и т.д.). Сами источники указываются в конце работы, а ссылки ? внизу каждой страницы. Форма ссылки на книгу: Фамилия, инициалы автора. Название книги. Город, где издана книга. Издательство, которое издавало книгу. Год издания. Номера страниц, с которых почерпнута информация.
Пример ссылки на книгу:
Эддоус М., Стэнфилд Р. Методы принятия решений. Пер. с англ. - М., Дело, 2003. - С. 34-35.
Пример ссылки на журнальную статью:
Голдман М. Теория управления в США и России: сравнительный анализ //Проблемы теории и практики управления, 1997. - №1. - С. 26-31.
Пример ссылки на источник из Интернета:
www.dwnet.ru 15 ноября 2004 года (указывается дата, когда Вы заходили на тот или иной сайт).
Объём контрольных работ - от 15 страниц, в него не включены титульный лист, оглавление и перечень источников.
В контрольных работах обязателен анализ эмпирической (жизненной, а не только книжной) практики.
Контрольная работа № 1
"Управление как система знаний"
Цель работы: усвоить уровни и виды управленческих знаний, их место и роль в человеческой деятельности, определить роль экономических, социологических, психологических, оценочных, проектных, методологических знаний для функционирования управления, изучить цели, нормы, правила, связи, ценности и чувства в управлении, понять роль проблем и принимаемых решений в системах управления.
Форма отчетности. Результат выполнения работы представить в виде отчета, содержащего разделы, соответствующие этапам выполнения работы, описанным ниже. Отчет, подготовленный с помощью редактора WinWord, необходимо прислать либо в виде файла (по электронной почте или на дискете), либо в печатном виде.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
1. Рассмотрите управление как взаимодействия и как объект системы наук, включая основные психологические школы, оказывающие влияние на практику управления, а также связь между теорией деятельности и проектным знанием, указав специфические черты оценочного знания и различия между методологическим и проектным знанием
Ответы можно найти, изучив соотношение проектных и традиционных знаний в доктринах неолиберализма в работах Ф. Хайека, разобравшись в природе управленческого воздействия, в управлении с точки зрения детерминизма и индетерминизма, роли новой управленческой парадигмы и особенностях управления в обществе.
2. Понятие целевого образа: его структура и динамика, а также норм и правил в управлении
В целом этот раздел должен дать ответы на такие вопросы:
- цели как факторы управленческой деятельности. Виды целей (к чему именно мы стремимся);
- целевая аудитория (кого именно следует охватить своим воздействием);
- методы работы с целевыми образами;
- нормы в составе управленческого проекта.
3. Понятие связи, их теоретические интерпретации, а также отношений, ценностей и чувств в управлении
Для раскрытия этого раздела изучите:
- причинные, факторные и обменные связи в управлении;
- компенсационные горизонтальные и вертикальные связи;
- методы диагностики связей и отношений;
- влияние ценностей и чувств на поведение членов управленческой общности;
- формальные и неформальные общности в управлении.
4. Решения в системах управления: принятие и исполнение, роль проблем в управлении
В этом разделе рассмотрите:
- решение как процесс и результат;
- факторы управленческих решений;
- специфику управленческих решений в органах государственной и муниципальной власти;
- роль прогнозирования в разработке решений. Виды прогнозов;
- роль интуиции в управленческих решениях;
- параметры проблем;
- связи между проблемами. Методы работы с проблемами.
5. Выводы
Сделайте свои выводы о роли управления как системе знаний и обоснуйте их.