<< Пред.           стр. 3 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу

  Ф. Тейлора считают основоположником научного управления производством. Идеи научной организации труда уже тогда имели хождение в работах инженеров, психологов и социологов. Крупное машинное производство, развитие техники требовали новых методов управления, их рационализации, а также экономии времени и ресурсов. Тейлор не был ученым-исследователем или высокообразованным инженером. Он был практиком заводского производства, который поставил задачу управления производительностью труда путем рационализации трудовых операций. Совокупность принципов и положений, которые легли в основу рассматриваемой школы, впоследствии получили название "тейлоризм".
 
  Принципы и методы рациональной организации
  Ф. Тейлора:
  - метод наблюдений, анализ трудовых процессов;
  - замеры, хронометраж, фиксации движений рабочих
  - специальная киносъемка и фотографии трудовых операций;
  - внимание к человеческому фактору в форме материальной заинтересованности работника;
  - управление - это самостоятельная область научных исследований;
  - определение разумных норм труда и плата за их перевыполнение, "лучше и больше производишь - больше получаешь";
  - подбор людей, которые физически и интеллектуально подходили к выполняемым работам и операциям;
  - обучение и подготовка кадров;
  - управление как функция - это особая профессия.
  Среди последователей У. Тейлора особенно выделяются Френк и Лилиан Гилберт. Они занимались вопросами рационализации труда рабочих, изучением физических движений в производственном процессе и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет производительности труда.
  Значительный вклад в развитие системы Ф. Тейлора внес Г. Эмерсон, который в своем труде "Двенадцать принципов производительности" изложил свои взгляды на рационализацию производства и исследовал штабной принцип в управлении.
  Г. Форд продолжил идеи Ф. Тейлора в области организации производства. Он сформулировал основные принципы организации производства, впервые отделил основную работу от ее обслуживания.
  Стараниями представителей этой школы были созданы научные основы управления производством и трудом. В 20-е годы XX в. это научное направление выделило такие самостоятельные науки, как НОТ, теория организации производства и др.
 
  3.2 Административная (классическая) школа управления. А. Файоль (1920 - 1950 гг.)
 
  Если представители школы "научного управления" посвятили свои исследования управлению непосредственным производством, то классическая школа начала вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом и создавать основы организации управленческого труда. Основателем административной школы управления является французский инженер-администратор Анри Файоль. Он был руководителем крупной французской горнодобывающей и металлургической компании. Обобщая свои многолетние наблюдения, А. Файоль создал "теорию администрации". Его главная книга - "Общее и промышленное управление".
  В отличие от Тейлора он имел непосредственный опыт в качестве руководителя высшего звена управления в большом бизнесе. Основной задачей А. Файоля было повышение производительности не только производственного, но и управленческого труда, т.е. обеспечить эффективность управления в более широком смысле слова - применительно к работе всей организации.
  Целью административной школы было создание универсальных принципов руководства, следуя которым организация, достигнет успеха.
  Рассматривая организацию как специфический вид деятельности, как столь же своеобразную административную систему и согласуя свои идеи с принципами Тейлора относительно стимулирования каждого работника, А. Файоль сформулировал следующие 14 принципов организации управления применительно к деятельности администраций производственных предприятий:
  1. Разделение труда. Специализация является естественным порядком вещей. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же условиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.
  2. Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия, там возникает ответственность.
  3. Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Установление этих соглашений, связывающих фирму и работников, из которых возникают дисциплинарные формальности, должны оставаться одной из главных задач руководителя индустрии. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции.
  4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.
  5. Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.
  6. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большого масштаба.
  7. Вознаграждение персонала. Для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу.
  8. Централизация. Как разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрализацией. Это проблема определения меры, которая обеспечит лучшие результаты.
  9. Скалярная цепь. Скалярная цепь - это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, вниз, до руководителя низового звена. Было бы ошибкой отказываться от иерархической системы без определенной необходимости в этом, но было бы еще большей ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса.
  10. Порядок. Место для всего и все на своем месте.
  11. Справедливость. Справедливость - это сочетание доброты и правосудия.
  12. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно, предпочтительней, чем выдающийся талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.
  13. Инициатива. Свобода предложений и осуществления. Инициатива повышает рвение и деятельность служащих. Требуется много такта и личной доблести, чтобы возбуждать и поддерживать инициативу всех в пределах, предписываемых уважением к авторитету власти и дисциплине. Начальник, умеющий предоставлять инициативу своему персоналу, бесконечно превосходит начальника, не умеющего это делать.
  14. Корпоративный дух. Союз - это сила, а она является результатом гармонии персонала.
  Считая предложенные им принципы универсальными, А. Файоль указывал, что их применение должно носить гибкий характер и учитывать ситуацию, в которой осуществляется управление. Он отмечал, что система принципов никогда не может быть завершена, напротив, она всегда остается открытой для дополнений, изменений, преобразований, основанных на новом опыте, его анализе, осмыслении, обобщении. Поэтому число принципов управления неограниченно.
 
  3.3 Школа психологии (школа "человеческих отношений" и школа "поведенческих наук")
  Э. Мэйо (1930 - 1950 гг.)
 
  Использование психологии в управлении привело к возникновению двух взаимосвязанных школ - школы "человеческих отношений" (1920?1950 гг.) и школы "поведенческих наук" (1950 - по настоящее время). Эта школа выделилась вследствие того, что классическая школа и ее предшественники недостаточно учитывали человеческий фактор как основной элемент организации.
  Особая заслуга в создании школы принадлежит психологу Э. Мэйо (1880?1949 гг.). Э. Мэйо провел ряд испытаний, получивших название "хотторнские эксперименты", которые проводились на предприятиях фирмы "Вестерн Элекрик" и продолжались с 1924 по 1939 г.
  "Хотторнские эксперименты" положили начало многочисленным исследованиям взаимоотношений в организациях, учету психологических явлений в группах, выявлению мотивации к труду в межличностных отношениях; подчеркнули роль отдельного человека и небольшой группы в организации. Обозначились возможности оказания психологического воздействия на человека, оптимизирующие деятельность организации. Научной базой для школы человеческих отношений служили психология, социология и так называемые поведенческие науки.
  Основные положения и принципы школы "человеческих отношений":
  - обратить внимание на человека;
  - знать чувства, настроения рабочих, обеспечивать взаимное доверие;
  - гуманные отношения, уважение к личности, демократизм;
  - делегирование властных полномочий;
  - ответственность не перед "кем-то, а за что-то" (за дело, которому служишь);
  - участие, гармония интересов, партнерство.
  Представители школы "человеческих отношений" считали, что если руководство проявляет заботу о своих работниках, то уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности и повышению качества работы.
  Главный теоретический вывод Э. Мэйо заключался в следующем: предприятие представляет собой социальную систему, состоящую из неформальных групп, регулирующих человеческое поведение.
  Как подтверждает практика, школа "человеческих отношений" продолжает развиваться и в настоящее время, так как богатый человеческий ресурс неисчерпаем.
 
  3.4 Школа количественная (школа "науки
  управления") (с 1950-х г. по настоящее время)
 
  Становление школы науки управления, или количественной школы, связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и связанных с ними областей знаний. Они внесли существенный вклад в совершенствование теории управления. Количественные методы с общим названием "исследование операций" применялись при решении военно-тактических задач во Вторую мировую войну. Но до Второй мировой войны количественные методы использовались в управлении недостаточно. Англичане первые использовали математические расчеты, математическое моделирование, чтобы отыскать способ наиболее эффективного использования ограниченного числа своих боевых истребителей и средств противовоздушной обороны. Позднее пришлось искать способ максимизации эффективности военных поставок по обеспечению высадки союзников в Европе.
  Тезис "наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой" является основанием для присвоения названия "школа науки управления" одной из самых новых, последних по времени возникновения управленческих школ. Эта школа применила точные науки (экономико-математические методы (ЭММ), теорию исследования операций, статистику, кибернетику и др.) для решения задач управления, чем внесла существенный вклад в развитие науки управления. Представителями этой школы являются: Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбер, Л.В. Канторович (Нобелевский лауреат), В.В. Новожилов и др.
  Исследование операций - это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывает модель ситуации.
  Модель - это форма представления реальности. Обычно модель упрощает реальность или представляет ее абстрактно. Модели облегчают понимание сложностей реальности. Дорожная карта, например, облегчает возможность увидеть пространственные соотношения на местности. Без такой модели было бы гораздо сложнее добраться до места назначения. Пришлось бы полагаться на метод проб и ошибок.
  После создания модели переменным задаются количественные значения. Самый крупный толчок к применению количественных методов в управлении дало появление компьютеров. Компьютер позволил исследователям операций конструировать математические модели возрастающей сложности, которые наиболее приближаются к реальности и, следовательно, являются наиболее точными.
  Данная школа научного управления построена на сложном симбиозе систематизирующих и интегрирующих принципов - разработка и применение теории систем, экономико-математических методов и компьютеризации, а также развитие гуманистических идей в управлении. Можно с определенной долей условности выделить несколько подходов и направлений в формировании научной школы управления.
  Ключевой характеристикой науки управления - исследования операций ? является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями.
  Дальнейшее развитие методов математического моделирования нашло свое отражение в возникновении теории принятия решений. Первоначально это теоретическое направление основывалось на использовании алгоритмов выработки оптимальных решений с применением теории статистических решений, теории игр. Позднее на разработке количественных прикладных и абстрактных моделей экономических явлений, таких, как модель затрат и выпуска продукции; модель прогнозирования научно-технического и экономического развития.
  Теория систем впервые была применена в точных науках. Применение теории систем в управлении в конце 50-х годов явилось важнейшим вкладом школы науки управления.
 
  Основные положения теории систем в управлении
 
  Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого. И все организации являются системами.
  Подсистема - это крупные составляющие сложных систем, сами являющиеся системами.
  По характеру зависимости от внешней среды различают закрытые и открытые системы. Первые имеют жесткие фиксированные границы, ее действия независимы от внешней среды. Соответственно вторые системы характеризуются постоянным взаимодействием с внешней средой.
  Отличие "нового" системного подхода в управлении от предыдущих представлений состояло в том, что это не набор каких-либо принципов для управляющих (А. Файоль), а способ мышления по отношению к организации и управлению в целом.
  Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям.
  Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация.
  Ситуация - это конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время.
  Используя данный подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.
  Развивающиеся в последнее время гуманистические идеи исходят из понимания важности культурного феномена в управлении. Сегодня многие теоретики склонны ставить культуру по силе воздействия на людей вровень с другими методами и способами управления организацией.
  Влияние культуры рассматривается в самом широком контексте и становится одним из ведущих объяснительных принципов в понимании управленческих действий и поведения людей, как в настоящем, так и в будущем.
  Управление рассматривает культурный феномен в диапазоне от организации (организационная культура) до национального управления (российская культура управления, американская культура управления, голландская культура управления, японская культура управления и др.)
  Овладение новейшими управленческими технологиями невозможно без освоения организационно-культурного подхода, дающего комплексное понимание процессов эволюции и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения людей в многофункциональных и динамических системах разного масштаба (организация, орган управления, регион, страна).
  Разные культуры отличают людей одной организации от другой. Люди создают ее как механизм воспроизводства социального опыта, помогающего жить в своей среде и сохранять единство и целостность при взаимодействии с другими сообществами.
  Выделяют следующие основные исторические типы организационных культур: органическую, предпринимательскую, бюрократическую, партиципативную.
 
  Контрольные вопросы
 
  1. Что повлияло на возникновение различных школ в управлении?
  2. Какую основную задачу решал Ф.У. Тейлор, разрабатывая свои принципы организации?
  3. Какую основную задачу решал А. Файоль, создавая свою "теорию администрации"?
  4. Что являлось предметом исследования школы человеческих отношений?
  5. Достижения каких наук применили создатели школы человеческих отношений в управлении?
  6. Назовите ключевую характеристику науки управления, отличающую ее от предыдущих школ управления (Ф.У. Тейлор, А. Файоль).
  7. Укажите основные характеристики теории систем.
  8. В чем состоит особенность ситуационного подхода?
  9. В каком феномене современного управления нашли свое развитие гуманистические идеи?
  10. В чем заключается отличие "нового" системного подхода в управлении от предыдущих представлений?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 4. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРИИ
  УПРАВЛЕНИЯ
 
 4.1 Объект и предмет теории управления
 
  Теория управления представляет собой науку, изучающую процессы управления в социально-экономических системах, содержание и форму управленческих отношений, закономерности их возникновения и развития, а также принципы эффективного управления.
  Феномен управления известен еще с античных времен и изучался многими общественными науками (философией, правоведением, социологией, политологией и др.), призванными изучать общество и законы его развития. Таким образом, чтобы получить достаточно полное представление об управлении, нельзя ограничиваться методами одной или нескольких наук. Д. М. Гвишиани подчеркивает, что "сложный процесс управления требует комплексного значения, которое синтезирует достижения самых разных дисциплин, изучающих каждая в своем аспекте процессы управления".
  Целью управления является формирование целостного представления о взаимодействии сложных систем разной природы (технические, социальные, экономические и т.п.), их структур, внешних и внутренних связей, саморазвитии и воздействия одна на другую, о специфических отношениях, которые складываются между объектом и субъектом управления в процессе их взаимодействия.
  Исследования показывают, что сегодня нет чисто экономических, социальных, политических образований (систем и процессов). Появились интегральные зоны, такие, как социально-экономическая, культурно-политическая и др. Изменения в системах, особенно социальных, давно уже не носят линейного характера, хотя воздействия на них в обществе по-прежнему преимущественно односложные.
  Поэтому наука управления не может ограничиться только воздействием на отдельно взятую сферу, она изучает общие законы и принципы их функционирования, развития и саморазвития.
  Однако наука управления должна рассматривать управленческое бытие любой сферы, т.е. процесс управления для реализации которого, в свою очередь, необходим механизм реализации управления. Процесс управления и механизм управления должны соответствовать друг другу и цели управления как особому виду человеческой деятельности.
  Поэтому объектом теории управления является как процесс управления, так и его механизм (рис. 4.1).
 
 
 
 
 
 
 
 
  Рис. 4.1 ? Объект теории управления
 
  Предмет науки управления как междисциплинарной дисциплины предполагает, что основными методами ее исследования является системный подход, системный анализ управленческих явлений, который объединяет совокупность методов и средств, помогающих изучить свойства и структуру общества в целом, представив его в качестве сложной системы. Однако смещение акцента на активное сознательное отношение человека к миру подтолкнуло к широкому исследованию проблем социального управления и психологии управления.
  Важную роль в управлении играют информационные технологии и применение компьютерных систем, что существенно меняет содержание управленческого труда и значительно повышает уровень его эффективности.
  Ныне центр тяжести всей исследовательской работы в области технологии управления приходится именно на разработку проблем рационального управления. Более того, анализ литературы показывает, что сложилось уже целое направление (школа принятия решений), рассматривающее механизм управления с точки зрения принятия решений. Как отмечает Б.З. Мильнер, в настоящее время уже можно говорить "о некотором достаточно общем концептуальном аппарате, развиваемом вокруг таких понятий, как "решение", "процесс принятия решений", "система принятия решений" и других, а также о ряде связанных с ними более или менее обоснованных и эмпирически проверенных предпосылок и прикладных разработок". При оценке нынешних возможностей использования новейшей техники обработки информации нужно помнить, что классы задач, стоящих перед органами управления, неоднородны. Среди них есть задачи формально определенные, не вполне формализуемые и оригинальные, творческие, включая те, которые пока что находятся за пределами научного решения. Поэтому принципиально неодинакова и роль компьютерных технологий в их решении. Ограничения в ее применении возрастают по мере продвижения по этому ряду задач от рутинных, стереотипных к нелинейным, творческим. Соответственно такому продвижению растет значение человеческого фактора в решении данных задач.
  Понятийный аппарат теории управления состоит из довольно обширного набора принципов и положений, которые могут быть воплощены в объектах любой природы - физической, биологической, социальной. Однако понятийный аппарат является абстрактным.
  Сердцевину теории управления составляют понятия, отражающие в основном свойства и отношения, а не материальную природу их носителей. Однако теория управления будет приближаться к адекватному отражению механизмов упорядочения общественных явлений, если будут учитывать материальные и физические ограничения (природа, человек). В этом кроется одно из существенных затруднений, с которыми сталкивается кибернетика при рассмотрении механизмов социального управления.
  Теория управления опирается на разные системы знаний, которые можно представить как:
  - управленческие аспекты наук;
  - конкретные науки об отдельных сторонах управления;
  - теория искусства управления.
  Управленческие аспекты включают данные разных наук, описывающих основные черты управления. Так, в последние годы в управлении широко используются социологические науки (социология, социология управления, социология организации, психология управления и др.). В этой связи в управлении наиболее реалистичным является феноменальный подход по отношению к субъекту управления и управленческой ситуации в целом. Это означает, что ни один управленец не может претендовать на абсолютно точное восприятие реальности и вынужден ее интегрировать в меру своих знаний и интеллекта.
  Теория управления существенно сменила акцент внимания на изучение ценностных ориентаций и установок людей той или иной системы; исследует отношения как "субъективно-объективные", так и "субъектно-субъектные".
  Если теория управления изучает феномен управления как целостное комплексное явление (систему, процесс), то специальные науки своим предметом рассматривают законы и закономерности отдельных этапов процесса управления: планирования и прогнозирования; руководства, контроля, управления персоналом и т.д.
  Теория искусства управления основана на эмпирических обобщениях, на базе конкретного опыта управления, что позволяет создать образы управления, конкретные управленческие ситуации. Она не имеет универсальных закономерностей и принципов, не предусматривает общих правил управления. Она позволяет талантливым управленцам находить неординарные решения в условиях неопределенности. В сочетании со знаниями общих законов и принципов управления теория искусства управления, основанная в большей мере на интуиции, индивидуальном восприятии, прошлом опыте, позволяет получить оптимальный управленческий результат. В последние годы активно изучается роль интуиции в процессе принятия решения.
  Предмет теории управления является дискуссионным вопросом. Современная теория систем подтвердила великую истину диалектики, что целое имеет закономерности, не сводимые к закономерностям составляющих это целое компонентов. "Отдельные части тела лишь в своей сути то, что они суть. Рука, отделенная от тела, лишь по названию рука", - утверждал Аристотель.
  Предметом теории управления являются закономерности, присущие управлению в целом, не отдельным функциям или сторонам управления, а управлению, рассматриваемому как целостное, комплексное и конкретное социальное явление.
 
 4.2 Законы управления и их характеристики
 
  Законы являются высшей степенью познания, имеют объективный характер, то есть они существуют независимо от сознания человека.
  В объективном мире существуют всеобщие законы развития природы, общества и мышления. Это законы диалектики:
  1. Закон единства и борьбы противоположностей.
  2. Закон отрицания отрицания.
  3. Закон перехода количественных изменений в качественные.
  Законы управления как специфические законы выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и элементами внешней среды.
  В первую очередь эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние: когда изменение формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения другой. Например, такая взаимозависимость наблюдается между организационными формами и методами управления и материально-технической основой управления (средствами управления).
  Согласно сложившейся практике законы управления принято делить на три основные группы.
  К первой группе относятся общие (объективные) законы управления. Объективными законами управления принято считать законы, свойственные управлению в целом и выражающие зависимости, формирующиеся независимо от воли отдельных субъектов.
  Во вторую группу входят частные, или субъективные законы управления, посредством применения которых можно в значительной степени повысить эффективность функционирования системы в целом, а также ее отдельных элементов и звеньев. К числу субъективных законов управления относятся закон изменения функций управления, закон сокращения числа ступеней управления, закон распространенности контроля.
  К третьей группе относятся законы, не связанные непосредственно с управлением, но способные оказать значительное влияние на результаты деятельности организации. К законам третьей группы относятся экономические, юридические, социальные и иные законы. Такие законы можно обозначить термином "специальные".
  К общим законам управления относятся:
  1. Закон соответствия социального содержания управления форме осуществления деятельности, являющейся объектом управления.
  2. Закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управления.
  3. Закон единства системы управления.
  4. Закон соотносительности управляющей и управляемой систем.
  5. Закон соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления экономической природе отношений между ее подсистемами.
  6. Закон единства действий законов управления.
  Смысл закона соответствия социального содержания управления форме осуществления деятельности, являющейся объектом управления, заключается в следующем. Управление имеет две стороны. С одной стороны, оно представляет собой объективный процесс руководства трудом работников, с другой - отношения сторон в процессе осуществления конкретной деятельности. Первая особенность означает, что управление является исторически обусловленной необходимостью, так как работники в условиях совместного труда вынужденно вступают в управленческие отношения, подчиняясь указаниям руководителя производственного процесса. Другая особенность свидетельствует о том, что стороны, участвующие в трудовом процессе, вступают друг с другом в отношения собственности. Если возникновение отношений управления обусловлено природой общественного труда и уровнем его кооперации, то характер производственных отношений определяется отношениями собственности, свойственными данной общественной формации.
  Закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управления гласит, что экономические системы с сознательным планомерным управлением потенциально и фактически эффективнее систем со стихийной регуляцией протекающих в них экономических процессах.
  Планомерность развития, основанная на использовании объективных экономических законов, создает возможность оптимального развития экономики в интересах всего общества.
  Непосредственная связь производства с потреблением (социальный маркетинг), задач управления с интересами работников (социальный менеджмент) создают у трудящихся искреннюю заинтересованность в повышении эффективности работы организации. Целью управления становится достижение в интересах общества наивысшего экономического эффекта при оптимальном использовании ресурсов для более полного удовлетворения растущих материальных и духовных потребностей населения.
  Согласно закону единства системы управления, деятельность любой организации представляет собой единую централизованно управляемую систему. В свою очередь, указанная система разделена на иерархические уровни управления, каждый из которых представляет собой подсистему (или совокупность подсистем) вышестоящей иерархической системы. Иерархическая структура организации составляет основу ее планомерного развития и функционирования.
  Сущность закона соотносительности управляющей и управляемой систем (субъекта и объекта управления) заключается в соответствии сферы управления конкретному виду деятельности.
  Любая система управления состоит из объекта и субъекта управления. В качестве объекта управления выступает хозяйственная деятельность организации. Субъект организации - это соответствующие органы или структурные подразделения, осуществляющие целенаправленное руководство объектом управления.
  Объект и субъект управления оформлены в определенные системы - управляемую и управляющую. Эти системы представляют собой неотъемлемые составные элементы системы управления. Они находятся в непрерывном взаимодействии. При этом главная и определяющая роль принадлежит объекту управления (управляемой системе). Происходящие здесь изменения определяют содержание и динамику развития субъекта управления. Ведь именно субъект управления приводит в действие производительные силы отдельной организации и общества в целом. Поэтому чем выше эффективность управления, тем выше при прочих равных условиях эффективность совместной деятельности.
  Смысл закона соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления экономической природы отношений между ее подсистемами заключается в следующем. Управление состоит в подаче субъектом управления сигналов на выполнение соответствующих действий управляемой системой. Эти сигналы представляют собой команды-решения, принятые на основании информации, поступающей к управляющему органу из внешней и внутренней среды организации по каналам связи.
  Связь между управляющей и управляемой системами может быть прямой и обратной. Прямая связь выражается в форме сигналов-команд, идущих от субъекта к объекту управления. Обратная связь представляет собой сигналы-сообщения, поступающие от управляемой системы к управляющему органу и выражающие ее реакцию на управляющее воздействие.
  Управляющее воздействие со стороны органа управления осуществляется в форме прямых команд субъективного и объективного типа. Для бесперебойного управления объектом этого еще не достаточно. Необходима обратная связь от управляемого объекта к управляющим органам в целях контроля системы и учета воздействия на нее внешней среды.
  Если обратная связь в системе отсутствует или по какой-либо причине не улавливается органом управления, то такая система в конечном итоге может выйти из-под контроля и превратиться в неуправляемую.
  Суть закона единства действий законов управления состоит в том, что протекание явлений и процессов управления есть результирующая равноприложенных сил, каждая из которых подчиняется тому или иному закону управления. Законы управления непосредственно взаимодействуют, влияя друг на друга своими свойствами. Эффективность управления зависит от степени активного использования всей системы законов управления в совокупности.
  Для того, чтобы наиболее полно использовать действие законов управления, необходимо, с одной стороны, уметь выделить действие каждого закона в отдельности, а с другой - выяснить механизм взаимодействия всех познанных законов, участвующих в данном конкретном управленческом процессе или явлении.
  Среди частных законов управления можно выделить законы, относящиеся к управленческой подсистеме, законы организации (т.е. управляемой подсистемы) и др.
  К частным законам, касающимся управляющей подсистемы, относятся:
  1. Закон изменения функций управления.
  2. Закон сокращения числа ступеней управления.
  3. Закон концентрации функций управления.
  4. Закон распространения контроля.
  Закон изменения функций управления гласит, что повышение или понижение уровня управления неизбежно влечет за собой возрастание значения одних функций и убывание значения других.
  Сущность закона сокращения числа ступеней управления заключается в том, что чем меньше уровней управления в структуре организации, тем при прочих равных условиях управление эффективнее и оперативнее.
  Закон концентрации функций управления устанавливает, что управление объективно стремится к большей концентрации функций на каждой ступени управления, а следовательно, к росту численности управленческого персонала.
  Согласно закону распространенности контроля существует определенная зависимость между числом подчиненных и возможностями контроля их действий со стороны руководителя.
  Специальные законы являются служебными законами управления. Они неразрывно связаны со спецификой деятельности организации. Например, для предприятий пищевой и фармацевтической промышленности особенно важны законы химии, без применения которых невозможна разработка и осуществление технологических процессов в этой области.
  Однако среди специальных законов управления есть и такие, которые могут или должны применяться на любых предприятиях независимо от специфики их деятельности или организационно-правовой формы. Это экономические законы, регламентирующие порядок осуществления любой коммерческой деятельности, и юридические законы, регулирующие взаимоотношения хозяйствующих субъектов друг с другом и с органами государственной власти.
 
  4.3 Управленческая деятельность
  и ее особенности
 
  Управленческая деятельность - специфический вид труда людей, требующий адекватной профессиональной подготовки и реализации в соответствующих приемах, способах, формах, методах и т.д.
  Управленческая деятельность отличается интеллектуальным содержанием, так как направлена на выработку, принятие и практическую реализацию управленческих решений, призванных изменять состояние и течение общественных процессов, сознание, поведение и деятельность людей. Она отражает социальную действительность и все происходящее в ней, вскрывает имеющиеся в ней ресурсы, средства и резервы, находит оптимальные способы ее совершенствования и перевода на новый уровень. Главный ее смысл - получение нового качества управляемого процесса, что невозможно без серьезных творческих усилий. К сожалению, в управленческой деятельности много рутинного, однообразного, формального, отчего и объективные результаты ее весьма низки.
  Управленческая деятельность по своему характеру является информационной. Это получение, осмысление, систематизация, хранение, выдача социальной и, прежде всего, управленческой информации.
  Например, пригодной для государственного управления может быть только та информация, которая характеризует тот или иной общественный процесс в целом, выявляет причины и движущие силы, определяющие его состояние и динамику. Иначе невозможно выработать нужные управляющие воздействия. В процессе управленческой деятельности происходит поиск, отбор, закрепление (фиксация) и внедрение в общественные процессы, сознание, поведение и деятельность людей управленческой информации.
  Управленческая деятельность представляет собой сложное социально-психологическое явление с преобладанием волевого начала. Каждый человек, занятый ею, совершает мысленные и волевые операции анализа, оценки, выбора, решения, подчинения и исполнения, команды и контроля и т.д. Это создает в коллективах особый социально-психологический настрой, формирует определенный тип поведения и деятельности. Следует отметить, что управленческая деятельность всегда выступает коллективистской, ибо она осуществляется в коллективе какой-либо организации (предприятия, органа управления) и одновременно предполагает взаимодействие с коллективами людей и других организаций по вертикали и горизонтали. В ней существует специализация по определенным предметам, содержанию и видам работ, которая требует кооперации в целях комплексной реализации.
  Можно получать много информации, но не уметь ее обрабатывать из-за отсутствия знаний или технических средств. Можно иметь (по штатному расписанию) значительный управленческий коллектив, который вследствие своего низкого профессионализма не в состоянии обеспечивать реализацию компетенции государственного органа. Такое взвешенное, сбалансированное введение в действие элементов управленческой деятельности способно придавать ей рациональность и эффективность. Поэтому комплексность относится к важнейшей общей черте управленческой деятельности.
 
 
 4.4 Методы управленческой деятельности
 
  В научной литературе по-разному трактуются методы управленческой деятельности. Под методами управленческой деятельности подразумеваются способы и приемы анализа и оценки управленческих ситуаций, использования правовых и организационных форм воздействия на сознание и поведение людей в управляемых общественных процессах, отношениях и связях.
  Управление есть взаимодействие людей, поэтому в нем важная роль принадлежит приемам, способам, операциям стимулирования, активизации и направлению деятельности человека со стороны государственных органов и должностных лиц. По аспектам влияния на интересы и мотивы поведения человека и соответственно по содержанию методы обеспечения реализации целей и функций управления можно разделить на морально-этические, социально-политические, социально-психологи-ческие, экономические и административные.
  Морально-этические методы представляют собой обращение к достоинству, чести и совести человека. Они включают в себя меры воспитания, разъяснения и популяризацию целей и содержания управления, средства морального поощрения и взыскания, учет психологических особенностей характера и ориентации человека и др. Смысл их состоит в том, чтобы вырабатывать и поддерживать определенные убеждения, духовные ценности, нравственные позиции, психологические установки в отношении управления и тех действий, которые необходимы для его осуществления.
  Экономические методы обусловлены ролью экономических интересов в жизни людей и, соответственно, в управленческих процессах. Возможности приобретения и расширения личной собственности, свобода предпринимательства, действующие в обществе материальные стимулы, характер и уровень оплаты труда, другие экономические явления всегда привлекают внимание, и, оперируя ими, руководители могут многого добиться в реализации целей и функций управления.
  Особое место занимают административные методы, ориентированные на такие мотивы, как осознание необходимой дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться и т.п. Эти методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.
  Важно не противопоставлять методы управленческой деятельности, а применять их комплексно, избирательно, в соответствии с обстоятельствами, характером ситуаций и уровнем поведения людей. Каждый метод имеет свои пределы, и в этих пределах он должен вовлекаться в процесс управления, в том числе и для обслуживания соответствующих стадий управленческой деятельности.
 
  Контрольные вопросы
 
  1. Что является объектом теории управления?
  2. Что является предметом теории управления?
  3. Что выражают законы управления?
  4. В чем заключается сущность закона соотносительности управляющей и управляемой систем (субъекта и объекта управления)?
  5. В чем состоит главный смысл управленческой деятельности?
  6. Какие есть аспекты управленческой деятельности?
  7. Назовите методы управления.
  8. Как можно охарактеризовать экономические методы управления?
  9. На какие три группы системы знаний опирается наука управления?
  10. В чем состоит суть закона единства действий законов управления?
 
 
 
 
 
  5. СИСТЕМНЫЙ МЕТОД В УПРАВЛЕНИИ
 
  5.1 Исторические предпосылки системного
  подхода
 
  Человек всегда сталкивается с целостными явлениями, и, при этом, всегда обнаруживались системные моменты, связанные с пониманием части и целого, единства структуры явлений, внутренних связей и взаимодействия элементов целого, свойств интеграции и т.п.
  Однако многие столетия это были разрозненные знания об отдельных системных формах, представляющие собой частные моменты в познании мира. Люди разных исторических эпох, изучая явления объективного мира, не рассматривали их сознательно как системы. Однако это не значит, что восприятие людьми окружающего мира было несистемным. Системность восприятия изначально формировалась под влиянием следующих факторов:
  - взаимодействие предметов и явлений окружающего мира;
  - сознание человека, которое, будучи сформированным, в определенной культурной среде как бы преломляет восприятие окружающей среды через особую призму видения.
  Системное восприятие имеет феноменологический характер, что связано не с абсолютно точным, а лишь с упрощенным восприятием вещей. Известный американский теоретик Уильям Эшби видел в системном мышлении способ упрощения восприятия весьма сложного мира. Он утверждал, что теория систем должна строиться на методах упрощения и представлять собой науку упрощения.
  Мы видим мир фрагментами и фрагментарными связями. Мир же целостен и непрерывен. Вместе с тем, изучение "предмета как системы" ? только одна из форм системности, не охватывающая ее полностью. Так, если предмет берется сам по себе и все его качества-свойства объясняются непосредственно, исходя из него самого, ? это одна призма видения. А если тот же предмет рассматривается как часть видородовой системы, где все его качества-свойства объясняются опосредованно, как типичные проявления свойств макросистемы, то это уже иное знание о том же предмете, имеющее отличные от первого содержания и критерии.
  В целом до середины XIX в. во взглядах на реальный мир господствовали досистемные предметоцентрические представления. Хотя в это время уже существовали такие яркие примеры системного мышления, как гелиоцентрическое учение Коперника, космогоническая теория Канта-Лапласа, философская система Гегеля, и научная мысль во всех отраслях знаний настойчиво билась в поисках ответов на фундаментальные вопросы "о природе вещей" и "об устройстве мироздания", но с точки зрения формирования системных теорий, системных взглядов на действительность это были только идеи-предшественники, идеи-догадки.
  Параллельно с этим в XIX ? начале XX в. создаются другие фундаментальные научные теории, несущие с собой представления о важных системных принципах объективного мира. Вместе со всеми этими теориями в науке фактически утверждались системные представления об окружающей действительности, чем и закладывались содержательные предпосылки последующего формирования системного подхода.
  Системное теоретическое знание в XIX в. уже было, но оно существовало пока не в виде особого методологического знания, а как часть конкретных обществоведческих и естественнонаучных теорий.
  Многокачественность и многомерность явлений существовала всегда и фиксировалась познанием более или менее полно также во все эпохи. Принципиально новое явление состоит в другом. Все существовавшее ранее знание о предмете было однопорядковым и привязывалось по преимуществу к одной системе координат. С созданием фундаментальной теории о макро- и микромире, в гносеологии возникает потребность не просто отразить возросшую многокачественность и многомерность изучаемых явлений, но и найти средства отображения разноаспектности процессов и явлений.
  Понятие "система" употребляется очень широко. В науке накоплено множество самых разнообразных представлений о системах. Системы различаются по формам бытия, отношению к движению, уровням, строению, а также по многим отдельным характеристикам.
  Какова служебная роль системного подхода в современном качественном анализе? Первое, что дает понятие "система", ? точное обозначение целостного объекта и фокусировку познания на нем. Уже это создает некую гносеологическую установку - "призму видения", что ставит исследователя в позицию необходимости изучения:
  - предмета как целого,
  - законов его образования,
  - единого строя закономерностей данного явления.
  Система по определению есть "объединение частей в целое", и соответственно должны быть выявлены законы этого объединения.
  Вместе с тем система есть и само целое, и это значит, что должны быть выявлены ее базисные основания, законы ее структуры, функционирования и развития. Уже само выделение реальной системы, определение ее как конкретного взаимосвязанного целого создает особую логику и методологию ее качественного исследования.
  Качество можно рассматривать в двух смыслах:
  * качества-свойства - это качественные характеристики предметов и явлений, которые можно выразить в виде прилагательных (например: большой, зеленый, прозрачный, сильный и т.п.);
  * качества-совокупности - это целостные предметы и явления, представленные в единстве всех его сторон, т.е. качеств-свойств.
  В качественном анализе существуют два различных гносеологических принципа: вычленение отдельного качества-свойства, изучение его самого по себе или в контексте конкретного явления, т.е. "элементный аспект качественного анализа". Познание фокусируется на целостном объекте, качественной совокупности или комплексе.
  Именно эти целостные "объектные единицы" и есть системы. В этом случае в поле изучения оказываются состав и структура объекта, взаимосвязи частей, его интегративные, "кооперативные" качества.
  Это "качественный анализ совокупностей". Таким образом, системный подход связан не со всем качественным анализом, а лишь с одной его формой. Он фактически и есть своеобразная форма качественного анализа целостных объектов, совокупностей, комплексов.
  Конкретное научное знание уже давно оперирует качественными различными реальностями как "условными объектами", и в понятии "система" они получают лишь адекватную этому форму.
  Например:
  - физиология: система кровообращения, система обмена веществ, нервная система и т.п. - функциональные объекты;
  - физика, химия: атом, молекула, полимер - структурные объекты;
  - биология: виды и популяции животных, экологические системы - надындивидуальные природные макрообъекты;
  - политическая экономия, социология: общественно-экономические формации - социальные макрообъекты;
  - философия, право: система законодательства, система принципов, система взглядов и т.п. - идеальные качественные объекты;
  - психология, социология, экология: система "человек-машина", система "коллектив-личность", система "солнце-земля", система "природа-общество" ? системные комплексы.
  Понятие "система" как раз и выступает универсализированным обозначением качественного объекта, пригодным для описания любого "качественного узла", совокупности, целостности, комплекса. Оно дает им единую гносеологическую рамку и методологически нацеливает на изучение их по единой схеме целостного (интегрированного) объекта.
  Удовлетворяя современным потребностям качественного анализа, системный подход уже своим главным понятием обеспечивает универсализированное обозначение всего многообразия качественных объектов, функциональных, структурных, развивающихся, разномасштабных макро-, мезо- и микрообъектов, разноприродных естественных и искусственных, идеальных и материальных качественных реальностей.
  Рассмотрев роль понятия "система" как универсализированного обозначения самых разнокачественных порядковых единиц, ясно, что оно хорошо обслуживает эту потребность теоретического познания. Вместе с тем обратной стороной этой "объективации качественных узлов" является эффект выделения "предмета из фона", и действительно, все явления обладают системными свойствами. Они сами суть системы и входят в более широкие системы, связаны условиями существования, которые образуют системы и т.п. Предметом изучения могут быть:
 * объекты системы;
 * системы отношений;
 * системы оснований и принципов;
 * системы детерминаций;
 * подсистемы;
 * суперсистемы.
 
  5.2 Целостность мира и феномен интеграции.
  Три уровня масштабности систем
 
  Интеграция - это форма существований явлений природы и общества, проявление одной из фундаментальных закономерностей объективной реальности. Именно поэтому эти интегрированные целостные устойчивые единства и называются системами. А само изучение целостных предметов и явлений как закономерно обусловленных "качественных узлов", выявление закономерностей их образования, существования и взаимодействия считается системным подходом. Эта первая черта реальности, отражением и аналогом которой в теории выступает системный подход.
  Другая черта объективной действительности, которую специфически выражает системный подход, ? интеграция. Фактически она является оборотной стороной целостности. Поскольку сама целостность есть результат интеграции частей целого, главные структурные законы целого суть законы интеграции, а его системные качества - феномен интеграции и т.п. Целостность и интеграция неразрывны и двуедины.
  Возьмем для примера два объекта: кучу яблок и яблоко. Куча - это простая сумма, суммативное множество и как таковая системой не является. Яблоко же есть органическое целостное единство, интегральное образование составляющих его элементов или компонентов. Таким образом, как видно из этого простейшего примера, различие суммативных и целостных интегративных множеств состоит в феномене интеграции. Суммативными множествами называются такие множества, элементы которых имеют одинаковые свойства, еще не связаны друг с другом, но обладают (именно в силу сходства свойств) потенциальной способностью к объединению.
  Интегративные множества - это множества, в которых элементы со сходными свойствами объединены в целое, т.е. в систему. Соответственно исходным базовым признаком системы является интегральная целостность, или интегральное единство, а специфическим предметом изучения - интегральные свойства и закономерности объекта или комплекса.
  Интеграция - феномен всеобщий и универсальный. В нашем мире просто нет вещей или явлений, которые бы не являлись продуктом интеграции, которые тем более не были связаны внешними интегративными связями. Но само по себе это еще не дает оснований для того, чтобы считать интеграцию основой основ мироздания. Законы, управляющие миром, не сводятся только к интеграции и полностью ею не объясняются.
  Наиболее типичные феномены интеграции,
  рассматриваемые в системном подходе.
  Целое и нецелое. Существует закон соединения частей в целое, или общий закон образования структуры целого. Примером наиболее характерных проявлений этого закона интеграции являются структурные закономерности химии и физики. Фактически любое химическое соединение (например, H2O2, H2SO4) демонстрирует свой "закон сродства", свой закон интеграции элементов в целое.
  "Целое больше суммы входящих в него частей". Еще древние мыслители, сформулировавшие это положение, отмечали тот кардинальный факт, что всякое целое обнаруживает некий прирост качеств и закономерностей по сравнению с исходными, дает некий интегральный эффект. Общеизвестными примерами являются феномены кооперации, мануфактуры, фабрики и т.д.
  Интегральные качества системы, характеризующие ее в целом. Через них раскрываются именно интегральные, общесистемные свойства "элементов" в отличие от их индивидуальных свойств. Такова, например, стоимость в отличие от потребительной стоимости, моральный износ техники в отличие от физического и т.п.
  Специализированное изучение предметов как систем с неизбежностью приводит к анализу феномена интеграции. Ее невозможно избежать, изучая закономерности целостных образований: законы образования систем, их совокупные качества, законы сохранения и устойчивости систем (их структуры), наконец, исследуя общесистемную специфику и общесистемные законы. Так, фокусируя познание на целостности, обнаруживаем интеграцию, а, изучив ее, приходим к закономерностям природы, общества и мышления. Иными словами, интеграция выступает и как всеобщее интегральное измерение явлений, и как момент познания.
  Научные знания о мире имеют много специфических граней. Первый "срез" многомерного знания характеризует четыре объективных измерения предметов и явлений материального мира и соответственно создает некое четырехмерное гносеологическое пространство. Три из них раскрывают так называемую уровневую картину мира. В этом свете всякий обычный предмет объективной материальной действительности рассматривается в трех системах координат.
  Во-первых, он выступает как некая качественная единица предметного мира, в которой системой является он сам.
  Во-вторых, в то же время предмет является частью своей видо-родовой макросистемы и подчиняется ее закономерностям. Здесь системой является определенная макроскопическая действительность (общественно-экономическая формация, вид животных и т.д.).
  В-третьих, он одновременно подчиняется закономерностям микромира, действующим в данных условиях, и системой здесь выступает микромир.
  Таким образом, всякий предмет подчиняется разнопорядковым и разносущностным закономерностям трех рядов, и совокупное знание о предмете обязательно должно включать в себя все три компонента.

<< Пред.           стр. 3 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу