<< Пред.           стр. 5 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу

  - в совокупности и последовательности методов и приемов;
  - в требованиях к организационно-техническим условиям.
  Функция управления и ее операции представляют собой конкретные виды труда работников управления, а технология управления - совокупность приемов, способов их выполнения при работе с информацией.
  Деление функций на операции способствует улучшению организации управленческого труда путем закрепления этих операций за тем или иным работником. Работников управления подразделяют на такие группы:
  - руководители, которые принимают решения, организуют их выполнение и несут за это единоличную ответственность (министры, заместители министров, директора, заместители директоров, руководители служб, начальники цехов и отделов и т.д.);
  - специалисты, которые разрабатывают, готовят, предлагают варианты решений и несут за это личную ответственность (экономисты, бухгалтера, программисты и т.д.);
  - технические исполнители, которые осуществляют сбор информации, ее обработку, хранение, кодирование, декодирование (регистраторы, секретари, учетчики, делопроизводители, архивариусы и т.д.).
 
 
  7.3 Принципы управления
 
  Принципы управления относятся к числу важнейших категорий управления. Под ними понимаются основные фундаментальные идеи, представления об управленческой деятельности, вытекающие непосредственно из законов и закономерностей управления.
  Принципы управления отражают объективную реальность, т.е. они объективны. Вместе с тем принцип - это идея, субъективная конструкция и построение, которое мысленно совершает руководитель на уровне своего подсознания, общей и профессиональной культуры.
  Принцип играет в процессе управления роль критерия выбора решения и нормативности.
  Знаменитый французский специалист в области теории управления А. Файоль отмечал, что дело не в недостатке или избытке принципов, а в том, что надо уметь ими оперировать.
  Различают общие принципы управления, проявляющиеся во всех без исключения управленческих процессах. Следует заметить, что в научной литературе можно обнаружить большой перечень общих принципов управления. Например, к ним принято относить:
  - Принцип обратной связи.
  - Принцип преобразования информации.
  - Принцип целенаправленности.
  - Принцип перспективности.
  - Принцип оптимальности.
  Выделяют принципы, в соответствии с которыми осуществляется построение и функционирование системы управления.
  К таким принципам относятся:
 * разделение функций управления и на их основе построение структуры управления, интеграции и дифференциации функций, которые выражаются в единстве системы органов управления;
 * сочетание операций различных функций управления - функций органа управления и внутренней структуры органа управления;
 * сочетание центризма и автономности в организации структуры управления;
 * принцип иерархии системы управления. Необходим для распределения информации и организации ее движения по ступеням системы управления, что обеспечивает взаимодействие высшего, среднего и низшего уровней управления.
  Соблюдение принципов в построении структуры управления дает возможность комбинировать, совмещать функции управления, разделять их по временному и пространственному признакам и устанавливать связи управления в иерархии взаимоотношений органов управления.
 
 
  7.4 Синергетика и управление
 
  В ходе познания мира человек шел от ньютоновской модели часового механизма к кибернетической модели, от статических моделей механики, экономики, электрических цепей к динамическим моделям в виде систем дифференциальных уравнений, учитывали вероятностный характер процессов.
  В конце XX в. осознано, что методологическая парадигма, основанная на систематическом расчленении всего сущего, не только привела к победам, но и столкнулась с принципиальными трудностями, явным выражением которых выступают такие глобальные проблемы, как экологическая, энергетическая, демографическая и др. Узость аналитической парадигмы была понята в истории науки и философии давно. Однако только в XX в. в тектологии А.А. Богданова, теории систем Берталанфи, кибернетики самосознания необходимость целостного подхода к действительности приобрела реальные научные формы. Именно эту традицию продолжает новое научное направление, названное синергетикой.
  Синергетика - системная теория, в которой центральное место занимает не идентичность, а различие, не управление, а автономия, не статическая, а динамическая устойчивость, не планирование, а эволюция.
  При этом как системное движение синергетика скорее идейная конструкция, стремящаяся к построению целостной концепции самоорганизации в сложных системах, нежели совершенная научная теория в классическом смысле. Принцип синергетичности в управлении открывает широкие просторы к пониманию не процесса самого по себе, а решения его проблем.
  Синергетика поражает необычными идеями и представлениями.
  Во-первых, становится очевидным, что нельзя навязывать пути развития сложноорганизованным системам. Вместо этого необходимо понять, как можно способствовать их собственным тенденциям развития, как выводить системы на эти пути. Если говорить в общем плане, то важно постичь законы совместной жизни природы и человечества. Проблема управляемого развития принимает форму проблемы самоуправляемого развития.
  Во-вторых, синергетика демонстрирует, каким образом и почему хаос может выступать в качестве созидающего начала, конструктивного механизма эволюции, как из хаоса может развиться собственными усилиями новая организация. Через хаос осуществляется связь разных уровней организации. Например, в моменты неустойчивости малые возмущения, флуктуации, могут разрастаться в макроструктуры. При этом в особых состояниях неустойчивости социальной среды действия буквально каждого отдельного человека могут влиять на макросоциальные процессы. Отсюда - необходимость осознания каждым человеком огромной ответственности за судьбу всей социальной системы, всего общества.
  В-третьих, синергетика свидетельствует, что для сложных систем, как правило, существует несколько альтернативных путей развития. Однако при этом с выбором пути в точках ветвления (бифуркации), то есть на определенных стадиях эволюции, проявляет себя некая предопределенность развертывания процессов. Настоящее состояние системы определяется не только ее прошлым, историей, она формируется и из будущего, в соответствии с грядущим порядком.
  В-четвертых, синергетика открывает новые принципы "сборки" сложного эволюционного целого из частей, построения сложных развивающихся структур из простых. Но объединение структур вовсе не сводится к их простому сложению: целое уже не равно сумме его составляющих.
  В-пятых, синергетика дает знание о том, как надлежащим образом оперировать сложными системами и как эффективно управлять ими. Здесь главное - не сила, а правильная топологическая конфигурация, архитектура воздействия. Достаточно сказать, что малые, но правильно организованные - резонансные - воздействия на сложные системы чрезвычайно эффективны (по принципам древнего даосизма: слабое побеждает сильное, мягкое побеждает твердое, тихое побеждает громкое).
  В-шестых, синергетика раскрывает закономерности и условия протекания быстрых, лавинообразных процессов и процессов нелинейного самостимулирующего роста. Важно понять, как можно инициировать такого рода процессы в открытых нелинейных средах (например, в экономической, политической, социально-культурной и др.) и какие существуют требования, позволяющие избегать вероятностного распада сложных структур, моментов максимального развития.
  Понимание процесса управления с синергетических позиций приводит к примечательному результату:
  - все в мире устойчиво, но лишь относительно, до определенной степени, на некоторой, пусть и длительной, стадии развития;
  - сложноорганизованные системы имеют свойство распадаться, достигая своего развитого состояния;
  - устойчивость вырастает из неустойчивости, в результате неустойчивости, ибо рождение нового структурного образования связано со случайностью, хаосом, и, в свою очередь, устойчивость рано или поздно оборачивается неустойчивостью.
 
  Контрольные вопросы
 
  1. Дать определение понятию "управление" как функция.
  2. Дать определение понятию "управление" как процесс.
  3. С каких позиций можно исследовать понятие "функция"?
  4. Почему важно функцию рассматривать через совокупность операций и приемов работы?
  5. Какие две группы принципов вы знаете?
  6. Какова роль принципов в управлении?
  7. В чем состоит понимание проблемы управления с позиций синергетики?
  8. Что является основанием развития системы с позиций синергетики?
  9. Что характеризует общие функции управления?
  10. Какие функции управления для любого промышленного предприятия выделял А. Файоль?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 8. МЕТОДОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ
  ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ
 
  Каждый человек принимает ежедневно решения различного характера и делает это в большинстве случаев без особой подготовки на уровне здравого смысла. Решение - это результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу или к необходимым действиям, например, полное бездействие, разработка какого-либо действия или выбор действия из набора альтернатив и его реализация.
  Решение может быть направлено на достижение разовых результатов, на создание постоянно идущих процессов, поддержание идущих процессов, на прекращение какой-либо деятельности. На разработку и реализацию решений оказывают влияние множество факторов, в том числе личностные качества человека, отношение в его семье, религия и др.
  В простых случаях результаты чаще всего соответствуют ожиданиям, а в сложных могут и не соответствовать целям решения. Особенно это касается разработки и реализации решений в организациях, формирование и развитие которых проходит в условиях постоянно меняющихся параметров внешней и внутренней среды.
  Например, введение новых технических, экологических стандартов и норм безопасности, усиление конкуренции и энергетического кризиса, увеличение конфликтов между администрацией и профсоюзами. Эти изменения идут постоянно, поэтому требуется оперативное регулирование деятельности организации со стороны руководителя.
  Регулирование достигается разработкой и реализацией многообразных решений, от качества и оперативности которых зависит эффективность деятельности организации.
  Принятие решений - это осуществление выбора, производимое лицом, на то уполномоченным, на основе установленных правил и подходов, исходя из ряда имеющихся вариантов. Принятие управленческого решения - это система определенных действий, от результатов которых может зависеть вся судьба бизнеса и связанных с ним людей.
  В самом общем виде под управленческим решением понимают:
  - поиск и нахождение наиболее эффективного, наиболее рационального или оптимального варианта действий руководителя;
  - конечный результат постановки выработки управленческого решения.
  Приведенное выше определение управленческого решения является достаточно правильным для первоначального понимания сущности и содержания управленческого решения. Тем не менее, не всякое решение, разработанное и реализованное руководителем, является управленческим. Так, решения, связанные с технической стороной деятельности компании, например, решения, направленные на подведение итогов ее деятельности или оформление документации, не являются управленческими.
  Управленческим называется решение, принятое в социальной системе и направленное на:
  - стратегическое планирование;
  - управление управленческой деятельностью;
  - управление человеческими ресурсами;
  - управление производственной и обслуживающей деятельностью;
  - формирование систем управления компании (методология, структура, процесс, механизм);
  - управленческое консультирование;
  - коммуникация с внешней средой.
  Управленческое решение - развернутый во времени логико-мыслительный, эмоционально-психологический и организационно-правовой акт выбора альтернативы, выполняемый руководителем в пределах своих полномочий единолично или с привлечением других лиц.
  Термин "управленческое решение" представляет собой итог выбора менеджментом из всей совокупности имеющихся возможностей конкретного варианта действий, представляющего собой руководство для коллектива.
 
  Рис. 8.1 ? Схема управленческого решения
 
 
 8.1 Процесс разработки, принятия и реализации управленческого решения
 
  Подготовка, принятие и реализация управленческого решения являются процессами сложными и многоэтапными. На этапе подготовки управленческого решения осуществляется изучение особенностей ситуации, сбор, обработка полученной информации, определяются проблемы, требующие своего решения.
  На этапе принятия решения происходит разработка и оценка различных вариантов решений. Определяется система действий, происходит выявление варианта решения; делается выбор и происходит принятие наилучшего в конкретных условиях решения.
  На этапе практической реализации решения выявляется система мер, необходимых для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом выполнения намеченного, вносятся необходимые коррективы и делается оценка результата, полученного от выполнения решения.
  Упорядочение процесса подготовки, принятия и реализации решения в какой-то мере компенсирует недостатки, обусловленные невозможностью решить проблему только с помощью количественных методов анализа на основе использования четких однозначных алгоритмов. Рассмотрение возникающих проблем в четкой последовательности дает возможность плодотворно сочетать формальные и эвристические методы в процессе подготовки и принятия решения и добиваться более высокого его качества.
  Любой процесс принятия решения должен начинаться с ясного анализа необходимости принятия данного решения. Этот этап включает в себя также выявление и анализ проблемной ситуации. Это способствует как определению направления в поисках альтернатив (стратегии), так и исключению альтернатив, лежащих за пределами постоянной цели. Стратегические варианты решения проблем излагаются в сценарии. Сценарии - это вербально-аналитическое описание существующего и прогнозируемого состояния объекта. Способы задания целей разные - от простого перечня до построения дерева целей. Цели при этом должны иметь конкретные формулировки и характеристики.
  Процесс соотнесения альтернатив с критериями - попытка помочь лицу, принимающему решение, сосредоточиться на ключевых источниках информации.
  Определение риска требует тщательного рассмотрения каждой из альтернатив и трудностей, которые они включают в себя. Существуют специальные методы расчета риска, основанные на математических теориях. При определении риска рассматриваются два параметра - вероятность и серьезность. Альтернатива, связанная с серьезным, но очень маловероятным риском, может оказаться надежнее, чем связанная с малыми, но неизбежными потерями.
  Реализация решений включает:
  1) определение этапов и сроков исполнителей;
  2) обеспечение работ по выполнению;
  3) выполнение и оценку решения.
  Практически на всех этапах подготовки, принятия и реализации решения идет сбор информации, построения моделей, выбор оценочных критериев. Организация, мотивация, контроль как функции управления должны применяться на всех этапах процесса. В практике достаточно четкое последовательное разделение на этапы существует редко, поскольку в той или иной мере они осуществляются параллельно.
  Обосновать и решить проблему с первого раза удается редко. Изменение в допустимых пределах ранее сформулированных целей дает возможность существенно повысить эффективность решения проблемы путем использования более допустимых средств ее достижения. Это требует возможность возврата с любого этапа процесса подготовки, принятия и реализации решения к предыдущим этапам, т.е. процесс должен быть итеративным (обладать контурами обратной связи).
  При любой выбранной модели принятия и реализации решений необходимо выделить каждый этап, подобрать исполнителей для него, дать оценку эффективности реализации каждого этапа. Наиболее сложными в реализации и оценках оказываются решения в социально-психологической, этической, эстетической сферах деятельности коллективов.
  Выявление оптимального управленческого решения базируется на строгой последовательности его разработки и ориентировано на конкретный желаемый результат (рис. 8.2).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Рис. 8.2 ? Этапы и условия разработки управленческого решения
 
  Весь процесс разработки и принятия управленческого решения в абсолютном большинстве состоит из стандартных этапов.
  Указанный процесс можно представить в виде определенной последовательности управленческих процедур (рис. 8.3).
 
 
 
  Рис. 8.3 ? Разработка управленческого решения
 
  Этапы процесса разработки и принятия управленческого решения:
  1) системный анализ состояния бизнеса в целях характеристики проблем, для реализации которых необходимо принимать решения;
  2) разработка, обоснование и оценка основных подходов к необходимому решению;
  3) принятие решения на основе проведенной ранее работы;
  4) организация работы по воплощению в практику намеченного и внедрение системы контроля за реализацией решения;
  5) выявление и оценка полученных результатов;
  6) изучение и обобщение накопленного опыта.
 
 
 8.2 Факторы, определяющие качество
 и эффективность управленческих решений
 
  Под качеством управленческого решения следует понимать степень его соответствия характеру решаемых задач функционирования и развития производственных систем.
  На качество принимаемых решений могут влиять самые разнообразные факторы.
  Факторы, определяющие качество и эффективность принятия управленческих решений:
  1. Законы объективного мира, связанные с принятием и реализацией управленческого решения.
  2. Четкая формулировка цели - для чего принимается управленческое решение, какие реальные результаты могут быть достигнуты, как измерить, соотнести поставленную цель и достигнутые результаты.
  3. Организационные структуры управления.
  4. Методы и методики разработки и реализации управленческого решения (например, если фирма лидирует - методика одна, если следует за другими - иная).
  5. Объем и ценность располагаемой информации - для успешного принятия управленческого решения главным является не объем информации, а ценность, определяемая уровнем профессионализма, опыта, интуицией кадров.
  6. Время разработки управленческого решения - как правило, управленческое решение принимается в условиях дефицита времени и чрезвычайных обстоятельств (дефицита ресурсов, активности конкурентов, рыночной конъюнктуры, непоследовательного поведения политиков).
  7. Формы и методы осуществления управленческой деятельности.
  8. Субъективность оценки варианта выбора решений - чем более неординарным является управленческое решение, тем субъективнее оценка.
  При этом необходимо всегда помнить, что даже тщательно продуманные решения могут оказаться неэффективными, если они не могут предвосхитить возможные изменения в ситуации, состоянии производственной системы.
 
 
 8.3 Классификация (типология) управленческих
 решений
 
  Классификация управленческих решений необходима для определения общих и конкретно-специфических подходов к их разработке, реализации и оценке, что позволяет повысить их качество, эффективность и преемственность.
  Классификацию управленческих решений в общем виде можно представить в виде таблицы 8.1.
 Таблица 8.1 ? Классификация управленческих решений
 № Критерий деления Класс 1. По субъектно-объектному признаку 1.1. Принимаемые государством
 1.2. Принимаемые субъектом 2. По степени определенности ситуации 2.1. В условиях определенности
 2.2. В условиях неопределенности
 2.3. В условиях риска 3. По форме 3.1. Письменные
 3.2. Устные
 3.3. Кодированные 4. По характеру целей и длительности действий 4.1. Стратегические
 4.2. Тактические
 4.3. Операционные 5. По месту и функциям в процессе управления 5.1.Информационные
 5.2. Организационные
 5.3. Технологические (операционно-технологические) 6. По алгоритму 6.1. Запрограммированные
 6.2. Незапрограммированные 7. По основаниям 7.1. Интуитивные
 7.2. На суждениях
 7.3. Рациональные 8. По содержанию задачи принятия решений 8.1. Экономические
 8.2. Организационные
 8.3. Технические
 8.4. Технологические
 8.5. Политические 9. По степени охвата объекта управления 9.1. Общие
 9.2. Частные
 9.3. Локальные
 
  Наиболее распространенными являются следующие принципы классификации управленческих решений:
  1. Функциональная направленность: планирующие, организующие, активизирующие, координирующие, контролирующие, информирующие.
  2. Причины: ситуационные, по предписанию, программные, инициативные, сезонные
  3. Характер разработки и реализации: уравновешенные, импульсивные, рискованные, осторожные.
  4. Глубина воздействия: одноуровневые, многоуровневые.
  5. Организация: индивидуальные, коллективные, корпоративные.
  6. Время действия: стратегические, тактические, оперативные.
  7. Направление действия: внутренние, внешние.
  8. Способ фиксации: письменные, устные.
  9. Ограничения на ресурсы: с ограничениями, без ограничений.
  10. Масштаб воздействия: общие, частные.
  11. Прогнозируемые результаты: с определенным результатом, с вероятным исходом.
  12. Число критериев: однокритериальные, многокритериальные.
  13. Методы переработки информации: алгоритмические, эвристические.
  14. Повторяемость выполнения: однотипные, разнотипные, инновационные.
 8.4 Требования, предъявляемые к управленческим
 решениям
 
  К управленческому решению предъявляется ряд общих требований, к числу которых можно отнести:
  - всесторонняя обоснованность решения;
  - своевременность;
  - необходимая полнота содержания;
  - полномочность;
  - согласованность с принятыми ранее решениями.
  Всесторонняя обоснованность решения означает то, что решение должно приниматься на основе полной и достоверной информации, а также охватывать всю полноту потребностей управляемой системы.
  Своевременность решения означает, что принятое решение не должно ни отставать, ни опережать потребности социально-экономической системы. Преждевременное решение не находит подготовленной почвы для реализации и может негативно сказаться на системе. Запоздалые решения не приносят результатов, так как задачи к моменту их принятия уже меняются.
  Необходимая полнота содержания решений означает, что решение должно охватывать весь управляемый объект, все сферы его деятельности, все направления развития. В наиболее общей форме решение должно охватывать большую совокупность элементов. Некоторые из них показаны на рис. 8.4.
 
 
  Рис.8.4 ? Совокупность элементов управленческого решения
 
  Полномочность решения - строгое соблюдение субъектом тех прав и полномочий, которые ему предоставлены высшим уровнем управления. При этом система управления не должна быть ограничена надуманными принципами, препятствующими логике развития системы. При этом управляющий должен уметь защищать свои идеи, обосновывать свои действия.
  Согласованность с принятым ранее решением означает, прежде всего, преемственность, непротиворечивость развития. На уровне отдельной фирмы она необходима для осуществления с последовательной научно-технической и социальной политики, четкого функционирования производственного аппарата. Решение должно соответствовать традициям, законам данной системы. Согласованность требует соблюдения четких причинно-следственных связей общественного развития.
 
 
 8.5 Организация контроля за выполнением
  решения
 
  Ключевое значение в реализации управленческих решений имеет организация многопланового, последовательного и тщательного внутреннего контроля за выполнением намеченного.
  Для текущего внутреннего контроля, проводимого руководящими органами организации, используются данные анализа, в том числе статистического, материалы оценки качества выполнения планов, исполнения бюджетов и т.д. Задача контроля состоит в квалифицированном определении предела допустимых отклонений; все отклонения требуется зафиксировать и устранить.
  Повседневный, последовательный, глубокий контроль за работой каждого сотрудника и всей управленческой "команды" в целом является важным элементом менеджмента. Без обеспечения подобного контроля невозможно добиться слаженных действий коллектива в реализации миссии фирмы, осуществления программ ее стратегического развития.
  Контрольная функция руководства наиболее результативно осуществляется менеджером путем совместного с сотрудниками анализа результатов его работы, поиска причин неудач, обучение, передача опыта.
  Подобный контроль позволяет систематически уточнять, корректировать и совершенствовать функции, должностные обязанности каждого работника. Особенно эффективно, если контролирующий не прямо высказывает свое мнение о просчетах в работе, а подводит к этому самого работника. В этом случае упущение в реализации решений руководителя устраняются быстрее, и, значит, такой контроль выступает важным фактором развития.
  Существуют достаточно детально разработанные принципы организации исполнения управленческих решений. Особая роль отводится менеджеру, который призван разделить общую программу действий по реализации решения на отдельные звенья и распределить ее между конкретными исполнителями, как групповыми, так и индивидуальными. Существо задачи - это доведение до каждого исполнителя всех деталей поставленной задачи организация подготовки исполнителей к выполнению намеченного, создание условий для них, стимулирующих творческое, добросовестное отношение к выполнению задания, а также разъясняется не только суть, но и окончательная цель задания.
  Особое место занимает эффективное использование всех возможностей контроля за реализацией поставленной задачи. Основные функции контроля: диагностика реального положения дел, правильное ориентирование исполнителей на конечный результат, осуществление при необходимости корректировки действий. Особая функция контроля - в определении и использовании тех возможностей, которые не приведены еще в действие.
  Контроль бывает предварительный, текущий и последовательный. Возможности предварительного контроля особенно важны до начала исполнения решения, что поможет определить оптимальный вариант его реализации. Ключевая цель предварительного контроля - уточнение формулировки целей, методов их достижения, выявление наличия всех необходимых предпосылок для выполнения задания в установленные сроки.
  Текущий контроль осуществляется с момента начала работ по реализации решений вплоть до полного их завершения. В его рамках производится уточнение параметров достигнутого, анализ и сравнение с плановыми заданиями, вносятся необходимые коррективы в целях достижения оптимального конечного результата.
  Особенно важен последующий контроль или контроль по результатам. Контроль позволит проанализировать, почему достигнут именно такой итог. Главная цель последующего контроля - использование всего лучшего в будущем для повышения эффективности работы организации. Результаты последующего контроля обязательно обсуждаются на собрании всех исполнителей решения, с конкретным анализом достоинств и недостатков проделанной работы. Сопоставление и оценка реально достигнутого результата в сравнении с заданием должны осуществляться с использованием точной и достоверной информации.
  Организация и контроль управленческих решений - важный этап. На всех этапах разработки и реализации управленческого решения необходима четкая система мер по контролю за процессом исполнения решений. Анализ хода разработки и реализации решения на каждом этапе помогает вовремя вносить необходимые изменения.
 
 
 8.6 Руководитель в процессе принятия и реализации
 решений
 
  Деятельность любого руководителя связана с выполнением управленческих функций, в том числе по планированию, организации, координации и контролю каких-либо процессов. Выполнение этих и других функций осуществляется путем подготовки, принятия и организации выполнения решения.
  Принято различать общие и специальные функции руководителя по отношению к управленческим решениям.
  Таблица 8.6 ? Функции руководителя в процессе принятия управленческого решения
  Общие функции руководителя Специальные функции руководителя Прогнозирование различных методов разработки, реализации и возможных последствий каждого управленческого решения. Управление процессом выработки цели. Планирование состава и содержания выбранных методов разработки и реализации будущего управленческого решения. Определение задачи для решения и участия в ее конкретизации. Умение правильно определить и поставить задачу в чрезвычайно сложной и противоречивой ситуации является существенной обязанностью руководителя, главной творческой частью его работы. Организация (техническая, финансовая и др.) разработки и выполнения управленческого решения. Работа по принятию решения. Стимулирование объектов, выполняющих действия по разработке и выполнению управленческого решения. Организация выполнения решения. Координация, т.е. изменение принятого ранее порядка выполнения действий в связи с возникшими и не предусмотренными ранее обстоятельствами, мешающими или способствующими его выполнению. Руководство работниками при выполнении решений или заданий. Контроль выполнений действий. Информирование инициатора разработки или реализации управленческого решения о ходе выполнения задания.
  Эффективность руководства во многом определяется соответствием индивидуальных черт руководителя тем функциям, которые он призван выполнять в управляющей системе. Роль руководителя проявляется как влияние личностных характеристик на процесс разработки управленческого решения и личностные оценки существующего управленческого решения.
  К личностным характеристикам относятся: воля, внушаемость, уровень эмоциональности, темперамент, профессионализм, опыт, ответственность, здоровье, реакции, характер внимания, рискованность, параметры мышления.
  В свою очередь для каждого человека характерны следующие основные параметры мышления: глубина, широта, быстрота и гибкость. Глубина характеризует аналитический характер мышления человека, поиск им причинно-следственных связей внутри анализируемой ситуации. Человек при этом может абстрагироваться от окружающих элементов. Широта отражает синтетический характер мышления, при котором человек умеет оценивать роль анализируемой ситуации в общем, сценарии деятельности. Быстрота определяется временем выполнения задания относительно среднего уровня, принятого в данной компании. Работник может быстрее, чем другие, разобраться в ситуации или разработать эффективное решение. Гибкость обеспечивает своевременный и обоснованный переход на новые методы разработки и реализации управленческого решения.
  Важное значение придают харизме личности, т.е. способности личности на уровне здравого смысла привлекать и подчинять себе значительные массы людей. Харизма - власть, основанная на исключительных качествах личности: мудрости, "святости", героизме, доступности для любого человека, внушительной внешности, достойной и уверенной манере держаться с людьми разного положения в обществе.
  Большое влияние на реализацию управленческого решения оказывают такие качества руководителя, как романтизм и практицизм, оптимизм и пессимизм.
  Романтизм руководителя связан с завышенной интуитивной оценкой своих возможностей в вопросах разработки и реализации управленческого решения, а также возможностей получения необходимых для этого ресурсов. Романтизм свойственен практически всем руководителям в начальный период их деятельности.
  Практицизм руководителя или специалиста связан с большим опытом работы и отработкой стереотипных подходов к реализации управленческого решения. Например, учитывая необязательность поставщиков, такой руководитель будет заключать резервные договоры на поставку необходимых ресурсов для свой компании. Также рассылается больше предложений (оферт) на приобретение продукции, чем возможности самой компании. Таким образом, компания может оказаться в сложном положении, не выполнив чей-то заказ. Руководитель должен определить меру таких решений и наличие работников-практиков.
  Оптимизм руководителя базируется на завышенной расчетной оценке возможностей персонала, в том числе и своих, самой компании и сотрудничающих с ней клиентов. В любых экономических, финансовых, организационных расчетах всегда имеется вилка (диапазон) допустимых исходных данных и возможных результатов, т.е. работнику дается право (делегируются полномочия) самому выбирать лучший вариант в заданном диапазоне и отвечать за это решение. Оптимизм должен подкрепляться высоким профессионализмом в управленческой деятельности и технологическими возможностями компании.
  Пессимизм руководителя базируется на заниженной расчетной оценке возможностей персонала, в том числе и своих, самой компании и сотрудничающих с ней клиентов. Руководитель считает, что заниженный вариант будет обязательно реализован, что принесет компании стабильность, но небольшой доход. Такой подход может быть эффективным в традиционных, мало изменяющихся производствах. Для руководителей компании пессимисты также нужны для принятия взвешенных решений и сбалансированности подходов к реализации управленческого решения.
  Каждый руководитель ощущает на себе внимание подчиненных. Его личностные качества существенно влияют на процесс отношений с подчиненными и коллегами, а также на исполнение управленческих решений.
  Проблемы, решение которых является основной управленческой деятельностью руководителя, оказывают существенное влияние на выбор типа технологии руководства и выполнения решений. Проблемы по сложности могут быть классифицированы по разным основаниям:
  - стандартные проблемы, имеющие четкую структуру, причинно-следственные связи, ясно и хорошо поддаются описанию;
  - слабо структурированные проблемы, в которых далеко не всегда просматриваются направления, причинно-следственные связи; сами проблемы не очерчиваются достаточно четко;
  - хорошо структурированные проблемы, которые могут быть расчленены на подпроблемы, блоки вопросов и для каждого из них обычно имеется набор решений;
  - неструктурированные проблемы, которые обычно не имеют аналогов, причинно-следственные связи не всегда ясны, способы решения не определены. Классический пример - катастрофы природные и техногенные с большими социальными последствиями.
  Процесс принятия решения зависит от многих факторов, установить которые далеко не просто. Тем не менее, можно и нужно пытаться выяснить причины того или иного поведения людей, принимающих решения и участвующих в их исполнении. Например, если политик принял важное социально-экономическое решение, которое увенчалось успехом, то оценка может быть следующая: либо мудрый политик, либо благоприятствование внешний условий.
 
 
 8.7 Принятие решений в государственном
 и муниципальном управлении
 
  В последнее время проблема принятия решений местными органами власти становится весьма актуальной. Во-первых, расширяется сфера деятельности и самостоятельность местных органов власти, получающих новые полномочия и задачи. Во-вторых, резко возрастают требования к уровню государственного управления и местного социального планирования в условиях рыночных отношений и социально-экономических реформ. В целом задача местного государственного управления заключается в обеспечении комплексного социально-экономического развития относящихся к нему территорий.
  Современная характеристика процесса принятия решения местными органами государственного управления исходит из того, что эти органы функционируют в рамках единого федеративного государства. Федеративный характер Российского государства является фактором, оказывающим определенное влияние на процесс принятия решения местными органами государственного управления. Это влияние с учетом автономности и самостоятельности осуществляется в рамках определенных факторов:
  - определение высшими органами власти России и Конституцией государственно-правового статуса местных органов управления, установление нормативов, обязательных при принятии решения местными органами государственного управления (например, в строительстве, охране окружающей среды);
  - на содержание и характер решений местных органов управления влияют нормы федеративного законодательства;
  - на федеральном уровне осуществляется и регулируется бюджетное финансирование местных органов государственного управления;
  - федерализм как фактор влияния на процесс принятия решений позволяет формировать эффективное взаимодействие центральных и местных органов государственного управления в рамках демократических реформ.
  Принятие решений в органах государственного управления распределяется по трем основным типам:
  1. Решения, требующие основательных разработок и исследований. Это перспективные и годовые планы социального развития территорий, отдельных отраслей муниципальной экономики, жилищного и социально-культурного строительства, охраны окружающей среды и т.д.
  2. Решения по текущим проблемам развития и регулирования социальной инфраструктуры.
  3. Решения, связанные с устойчивыми и регулярными процессами (подготовка к зиме, организация летнего отдыха населения), и процессами, имеющими длительный характер (решение проблем занятости, жилищная проблема и т.п.).
  Таким образом, решения в целом ориентируются на исполнение стратегических задач, рассчитанных на длительные сроки и на исполнение текущих, оперативных задач краткосрочного характера.
 
  Контрольные вопросы
 
  1. Что понимается в самом широком смысле под управленческим решением?
  2. Всегда ли решения могут быть эффективными (или хорошими, или успешными)?
  3. Какие требования предъявляются к управленческим решениям?
  4. Какие существуют виды контроля?
  5. Какие есть виды управленческих решений по характеру целей и длительности действий?
  6. Как реализуется требование полномочности в системе государственного управления в России?
  7. Какие три стадии подготовки управленческого решения вы знаете?
  8. Какие качества мышления важны для руководителя в процессе принятия решения?
  9. С какими проблемами приходится сталкиваться руководителю?
  10. Почему в последнее время проблема принятия решений местными органами власти становится весьма актуальной?
  11. Какие основные типы решений встречаются в органах государственного управления?
 
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 5 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу