<< Пред.           стр. 123 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

  Знамения мироточения и плача икон подаются и всему православному миру в разных концах земли.
  Самой известной мироточивой иконой XX в. стал Иверский-Монреальский образ Богоматери. Написанная
 афонским иконописцем, копия древней Иверской иконы была подарена Иосифу Муньосу, православному испанцу,
 который поместил ее в своей квартире в Монреале. Начиная с 1982 эта икона непрестанно источала святое миро, а
 в августе 1991 на ней впервые увидели слезы. В Россию во множестве присылались ватки с дивно благоухающим
 миром. Целительная милость изливалась на людей, прибегающих к Заступнице в скорби и болезни. В семьях
 благочестивых христиан-молитвенников источают миро бумажные репродукции и фотографии Монреальской
 иконы. Ряд обстоятельств указывал на то, что образ был мистически связан с судьбой России, подвигом
 Новомучеников. После того как в октябре 1997 Иосиф Муньос, хранитель чудотворной иконы, был убит при
 загадочных обстоятельствах в Греции, икона исчезла.
  Известен плач Богоматери в Нью-Йорке: семья православных греков, живущая в Нью-Йорке, купила
 маленькую бумажную икону Божией Матери Страстная . Весной 1960 из очей Богородицы потекли слезы, от
 которых на бумаге образовались бороздки. Плакала икона Божией Матери Одигитрия в храме свт. Николая в
 Чикаго.
  В небольшом храме австралийского городка Маунт Причард в престольный праздник Успения Божией
 Матери, 28 августа 1994, полутораметровое распятие стало источать миро. Капли выступили на лике, руках, груди
 и ногах Спасителя. Они были светлы, маслянисты и издавали благоухание, напоминающее аромат роз или ладана.
 Во время молебнов мироточение усиливалось так, что капли падали с иконы на пол. Чудо, продолжавшееся более
 года, дало духовные плоды. Многие очевидцы, прежде равнодушные к вере и Богу, принесли покаяние и стали
 истинно верующими православными людьми.
  В ноябре 1996 в Вифлееме в церкви Рождества Христова начал плакать образ Спасителя. Он находится наверху
 мраморной колонны, расположенной сбоку от главного алтаря, перед спуском в пещеру, где родился
 Богомладенец. Базилика Рождества воздвигнута в IV в. св. равноап. царицей Еленой, и за минувшие шестнадцать
 столетий служба в ней никогда не прерывалась. Чудо официально засвидетельствовано священниками греческой
 церкви, один из которых сказал: Иисус плачет потому, что мир идет по неверному пути .
  3 февраля 1997, в день празднования иконе Божией Матери Отрада и Утешение , в Киккском монастыре на
 Кипре заплакал список этой чудотворной иконы. Из очей Пресвятой Девы и правого ока Богомладенца
 одновременно заструились слезы. Архиепископ призвал народ к покаянию, дабы весь остров не постигла судьба
 его восточной части, где иноверцами были истреблены тысячи православных.
  Обилие совершающихся в к. XX столетия чудотворений и знамений от икон знак Божий для всей России.
 Это предвестье грандиозных событий в истории всего человечества, признак эсхатологической эпохи. Но чудеса
 совершаются Богом не для того, чтобы поразить чье-то воображение. В христианах знамения рождают чувства
 страха Божия и радости о Господе, побуждают к усиленной молитве и покаянию.
  A.M. Любомудров
 
  МИРСКОЙ ВЕСТНИК , народный журнал православного и патриотического направления, выходил в
 Петербурге в 1863 85. Издатель А.Ф. Гейрот. Ставил своей целью просвещение народа с позиций Православия,
 Самодержавия, Народности.
 
  МИССИОНЕРСТВО ПРАВОСЛАВНОЕ, Христово посланничество, проповедь православного вероучения
 среди людей, не просвещенных светом Христа. Уже в XIV в. Стефан Пермский распространял христианство среди
 зырян (коми). С присоединением Казанского и Астраханского ханств (XVI в.) и созданием здесь монастырей
 усилилась миссионерская деятельность среди местного населения Поволжья, а в XVIII 1-й пол. XIX в. среди
 народов Сибири и Кавказа. Этим целям содействовали Астраханская, Тобольская, Иркутская и др. миссии, а на
 Северном Кавказе Осетинская комиссия (в 1860 реорганизована в Общество восстановления православного
 христианства на Кавказе). В 1870 в Москве было основано Православное миссионерское общество, которое
 объединило различные сибирские миссии. Обращением в православие татарского населения занималось с 1867
 церковное братство свт. Гурия в Казани. Пропаганду среди католиков в западных губерниях России в к. XIX в.
 вели 159 церковных братств. Миссионерство вне России осуществляли миссии: китайская (с 1714), японская (с
 1862), корейская (с 1897), североамериканская и алеутская, превращенная в 1912 в американскую епархию; на
 Ближнем Востоке миссии в Палестине (с 1847) и в Иране Урмийская (с 1897). Руководство миссионерством
 осуществлялось Синодом, который разрабатывал уставы миссионерских обществ, проводил всероссийские (с 1897
 по 1917 было созвано 5 съездов) и местные миссионерские съезды.
  За XIV XX вв. русские православные миссионеры и проповедники обратили в истинную Христову веру
 многие миллионы язычников, католиков, иудеев, мусульман и других не определившихся в истинной вере людей.
 
  МИСТИКА (греч.: таинственный), учение о сверхъестественной сущности явлений природы и общества, опыт
 Богопознания. В православной литературе слово мистика равнозначно слову таинство и обычно им
 заменяется.
  О.П.
 
  МИСТИКА ПРАВОСЛАВНАЯ. - См.: УМНОЕ ДЕЛАНИЕ.
 
  МИТРА. - См.: СВЯЩЕННЫЕ ОДЕЖДЫ.
 
  МИТРОПОЛИТ. См.: СВЯЩЕНСТВО.
 
  МИТРОПОЛИТЫ РУССКИЕ, православные епископы митрополии с особыми правами по церковному
 управлению. Юрисдикция митрополитов окончательно установлена на Антиохийском соборе 341. Со времени
 принятия христианства и до XIV в. Русь представляла собой одну митрополию. Первым митрополитом Руси был
 Леонтий. Митрополиты поставлялись из греков Византийским патриархом, но за отдаленностью Византии русские
 митрополиты были совершенно независимы от патриарха. Русские князья стремились добиться того, чтобы
 митрополиты избирались из русских людей. Первым митрополитом из русских был Иларион (1051 62),
 испросивший, впрочем, благословение от патриарха. Последующие митрополиты были опять из греков. В 1147
 был созван вел. князем в Киеве Собор для выбора митрополита из русских, вместо ушедшего в Грецию Михаила,
 не поладившего с князем. Среди епископов по этому поводу произошел раскол; образовались русская и греческая
 партии. Первая одержала верх, и митрополитом был избран Климент Смолятич; но когда вел. князем сделался
 Юрий Долгорукий, соперник Изяслава, Климент был изгнан и митрополитом стал Константин, присланный из
 Византии. По поводу избрания митрополита между князьями и патриархом византийским происходили
 постоянные споры, приводившие, впрочем, к важным последствиям. В 1220 году митрополичья кафедра была
 перенесена во Владимир. Это послужило поводом к попытке образовать в Галиче самостоятельную митрополию,
 не увенчавшуюся успехом: посланный из Галича Петр, кандидат на кафедру митрополии в Галиче, был посвящен
 в митрополиты всея Руси (1308 26). Петр жил постоянно в Москве, но главным городом митрополии был еще
 Владимир. При преемнике Петра Феогносте (1328 53) митрополичья кафедра была перенесена в Москву. В 1354
 греческий собор постановил, по поводу попытки Галича еще раз образовать самостоятельную митрополию, не
 разделять русской митрополии. Постановление это вскоре было нарушено литовским князем Ольгердом,
 добившимся от патриарха посвящения в киевские митрополиты Романа, в то время как митрополитом в Москве
 был Алексий, преемник Феогноста. В 1371 Константинопольский патриарх, по настоянию польского короля
 Казимира поставил Антония в митрополиты Галича, а в 1376 появился на Руси .и третий митрополит, по
 просьбам Ольгерда, серб Киприан, остававшийся до самой своей смерти (1406) единственным митрополитом Руси.
 После него митрополитом был Фотий из Греции, сначала он жил в Киеве, но в 1410 переехал в Москву, тогда
 литовский вел. кн. Витовт просил для Литвы самостоятельного митрополита. После отказа патриарха прислать в
 Киев митрополита в 1461 собор епископов Литвы поставил серба Григория Цамблака киевским митрополитом
 (1416 19). После смерти Фотия собор 1433 избрал митрополитом Руси Иону, но византийский имп. Иоанн
 Палеолог и патриарх, желавшие присоединить к Флорентийской унии и русскую церковь, прислали своего
 митрополита Исидора, бывшего последним митрополитом Руси из греков. Исидор вскоре был осужден как униат
 Собором русских епископов и бежал в Рим. Митрополитом сделался Иона. В 1453 Византия была захвачена
 римлянами и русская церковь совершенно освободилась от зависимости от Константинопольского патриарха. В
 1458 произошло окончательное разделение русской митрополии на две Киевскую и Московскую. Митрополиты
 пользовались громадным влиянием на Руси в древнее время, находясь во главе церковной иерархии, митрополиты
 часто оказывали влияние также и на ход государственной жизни. Они имели свой двор по образцу дворов
 удельных князей, свое войско, у них существовал целый штат чиновников для управления митрополией. При
 Петре I архиереев перестали возводить в сан митрополичий. Позже при Елизавете митрополичий сан был
 восстановлен. В н. XX в. существовали три митрополичьих кафедры: петербургская, московская и киевская.
  B.C.
 
  МИТРОПОЛИЧЬЕ ПРАВОСУДИЕ , древнерусский сборник законов, составленный как пособие для
 епископского суда. Сохранился в одном списке н. XVI в. Источниками Митрополичьего правосудия явились
  Устав Ярослава , Русская Правда, не дошедшие до нас юридические постановления и нормы обычного права.
 Составитель подверг источники значительной обработке, приспособив их нормы к современным ему условиям.
 
  МИТРОФАН ВОРОНЕЖСКИЙ, епископ (6.11.1632-23.11.1703), родился на Владимирской земле, как
 предполагают, в семье священника. Мирское имя его было Михаил. Некоторое время он служил священником,
 имел жену и детей. Овдовев на сороковом году жизни, он решил принять монашество и удалился в
 Золотниковскую Успенскую пустынь, вблизи Суздаля. Вскоре Митрофан был назначен игуменом Яхромского
 монастыря, основанного прп. Космой, а спустя девять лет стал настоятелем Желтоводского монастыря,
 основанного прп. Макарием Унженским. Когда в 1682 была создана новая Воронежская епархия, то епископом ее
 был назначен свт. Митрофан. В те времена этот город находился на окраине Русского государства. Храмов в
 Воронеже было мало, законы не соблюдались, однако свт. Митрофан в духовенстве видел силу, способную
 благотворно воздействовать на местное население. Особые отношения сложились у святителя с царем Петром I.
 Свт. Митрофан всячески содействовал реализации планов Петра по строительству в Воронеже Российского флота.
 Однако в вопросах веры он не боялся вступать в конфликт со вспыльчивым царем. Так, святой отказался войти в
 воронежский дворец Петра I, украшенный статуями античных богов. Петр, любивший святителя, убрал их. В 1703
 святитель мирно скончался, приняв великую схиму с именем Макарий.
  Память свт. Митрофану отмечается 23 ноября/6 декабря, 7/20 августа (обретение мощей в 1832).
 
  МИТРОФАНОВ БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ мужской монастырь, Воронежская еп., в Воронеже. Основан в
 1836, при кафедральном Благовещенском соборе, по случаю обретения мощей св. Митрофана. Над ракой с
 мощами святителя был устроен дорогой балдахин. Ежегодно 7 августа после литургии (на которой, по обычаю,
 употреблялись крест и потир времен св. Митрофана, а также и подаренное им Евангелие) совершалось священное
 торжество обнесения мощей св. Митрофана вокруг храма. В обители хранились частицы мощей многих святых в
 особом киоте. Кроме того, в обители находились два образа Смоленской Божией Матери Одигитрии : один
 больших размеров, хранящийся здесь со времени преосв. Иоакима, еп. Воронежского, а первоначально, по
 преданию, находившийся в Донецком монастыре, в Азове, а другой небольших размеров, бывший келейным
 свт. Митрофана; пред сею иконою, согласно завещанию святителя, служились по нем панихиды. В обители
 сохранялся образ свт. Митрофана, написанный по видению во сне художником Шевцовым. В ризнице
 монастырской хранились: святительский посох св. Митрофана, крест, два Евангелия, потир, плащаница, при нем
 приобретенная, а также синодик, собственноручные письма и прочие предметы, связанные с его памятью.
  С.В. Булгаков
 
  МИТЯЙ (ск. 1379), духовник Дмитрия Донского, священник в Коломне, стремился к обособлению Русской
 Церкви от Константинополя и подчинению ее княжеской власти. Не желая допустить в Москву ставленника Литвы
 Киприана, кн. Дмитрий решил возвести Митяя на митрополичий стол. Митяй был пострижен в монахи с именем
 Михаила и назначен архимандритом Спасского монастыря. Затем он отправился на посвящение в
 Константинополь, но в пути внезапно умер.
 
  МИХАИЛ АРХАНГЕЛ, архистратиг, по-древнееврейски кто, как Бог . Он низринул диавола и всех падших
 духов с Неба. При выходе израильтян из египетского плена Архангел Михаил предводительствовал ими. Он
 явился Иисусу Навину перед взятием Иерихона. Не лишил Архангел Михаил своего заступничества и Россию,
 когда спас Новгород Великий от татарского хана Батыя в 1239. На многих воинских знаменах на Руси изображали
 Михаила как архистратига, т.е. предводителя Божиего воинства. А храм-усыпальницу московских великих князей
 и царей в Кремле назвали его именем Архангельский собор.
  Празднование Архангелу Михаилу совершается 6/19 сентября и 8/21 ноября.
 
  МИХАИЛ КИЕВСКИЙ и всея Руси митрополит (ск. 992), первый возглавитель Русской Церкви.
 Исторические источники называют его то сирийцем, то болгарином или сербом и относят его деятельность то ко
 времени Константинопольского патр. Фотия, радевшего о просвещении славян, то к периоду Крещения Руси (998).
 Нетленные мощи Михаила Киевского открыто почивали в пещерах Киево-Печерской обители, а затем были
 перенесены в Великую Печерскую церковь (Успенский собор). На долю первого митрополита Русской Церкви
 выпало нелегкое, но благодатное миссионерское служение: проповедовать Евангелие, крестить и поучать
 новообращенных, отклонять от бесстыдных и жестоких идольских обычаев язычников. Известно, что святитель
 был мудрым, тихим, но в то же время строгим иерархом. Небесным покровителем стольного града Киева и первого
 Киевского митрополита является Архистратиг Божий Михаил.
  Память свт. Михаилу отмечается 30 сентября/13 октября.
 
  МИХАИЛ КЛОПСКИЙ, Новгородский, Христа ради юродивый (ск. ок. 1452 1456). Сын знатных родителей
 и родственник вел. кн. Димитрия Донского, прп. Михаил, скрыв свое имя и происхождение, принял на себя
 тяжелый подвиг юродства, покинул Москву и пришел в Клопский Свято-Троицкий монастырь под Новгородом.
 Неизвестно, каким образом попал он в запертую келью одного иеромонаха: там его застали переписывающим
 книгу Деяний св. апостолов. Пришельца оставили в монастыре, где он стал нести послушание чтеца в храме и на
 трапезе, не открывая по-прежнему своего имени. Однажды на праздник Преображения Господня в обитель
 приехал кн. Константин Дмитриевич Новгородский (1389- 1433), младший сын Димитрия Донского. Услышав
 чтение нового инока, он узнал его и назвал своим родственником Михаилом Максимовичем. Сорок четыре года
 прожил в обители прп. Михаил, являя братии добрый пример прав. иноческого жития и подвигов аскетизма. Он
 наложил на себя строгий пост, вкушая только хлеб с водой один раз в неделю, спал на голой земле, изнурял плоть
 бесчисленными трудами и великими молитвенными подвигами. Неустрашимо обличал святой сильных мира сего и
 пороки людские. За св. жизнь Господь наградил его даром прозорливости и чудотворения. Так, прп. Михаил
 предсказал рождение вел. кн. Иоанна III и взятие им Новгорода, обличал кн. Димитрия Шемяку за то, что тот
 ослепил своего брата Василия Темного, а во время сильной засухи и последовавшего за нею голода по молитвам
 подвижника близ монастыря начал бить источник, и запасы хлеба в монастырских кладовых не уменьшались,
 несмотря на то что зерно обильно раздавалось голодающим. Предуказав место своего погребения, прп. Михаил
 мирно отошел ко Господу и был похоронен на правой стороне соборного храма.
  Память прп. Михаилу отмечается 11/24 января.
 
  МИХАИЛ МАЛЕИН, преподобный (ск. 962). Игумен Кименской обители на Афоне. Память отмечается 12/25
 июля.
 
  МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ РОМАНОВ (12.12.1596-13.07.1645), первый русский царь из династии Романовых.
 Царствовал в 1613 45. Сын боярина Федора Никитича Романова (впоследствии Московского патриарха
 Филарета) и боярыни Ксении Ивановны Романовой (урожденной Шестовой). Приходился двоюродным
 племянником русскому царю Федору Ивановичу. 21 февраля 1613 после изгнания польских интервентов из
 Москвы Михаил был избран Земским собором на царский трон. До 1933 Россией фактически правил отец Михаила
  патриарх Филарет.
  В царствование Михаила происходит постепенное восстановление народного хозяйства, потерпевшего
 большой урон в первое десятилетие XVII в. В 1617 был подписан мирный договор со Швецией в Столбове, по
 которому шведы возвратили России захваченную ими Новгородскую область. Однако за Швецией остались
 русские города: Ивангород, Ям, Копорье, Корела с прилегающими районами. Поляки предприняли два похода на
 Москву, а в 1617 польский королевич Владислав со своим войском дошел до стен Белого города. Но вскоре
 интервенты были выбиты из предместий столицы. В 1618 между Польшей и Россией было заключено Деулинское
 перемирие на 14,5 лет, по которому польский король отзывал свои войска с территории России, но за Речью
 Посполитой оставались Смоленская, Черниговская и Северская земли. Поляки не признали прав Михаила на
 русский трон. Сын Сигизмунда III Владислав величал себя русским царем. Вышла из подчинения России
 Ногайская Орда. Ногайцы стали опустошать пограничные земли. В 1616 с ними удалось заключить мир. Несмотря
 на то что правительство Михаила ежегодно посылало в Бахчисарай дорогие подарки, крымские татары совершали
 походы в глубь русской территории. Их к этому подталкивала Турция. Фактически Россия в 1610-е 20-е
 находилась в политической изоляции. Чтобы выйти из нее, была сделана попытка женить молодого царя на
 датской принцессе. Но переговоры о женитьбе успехом не увенчались. Тогда Михаила попытались женить на
 шведской королевне. Русские потребовали от шведской принцессы перехода в Православие и получили отказ.
  Главной задачей, которую пыталось решить правительство Михаила, было освобождение Смоленской земли. В
 1632 русская армия осадила Смоленск, взяла Дорогобуж, Серпейск и др. города. Тогда Польша договорилась с
 крымским ханом о совместных действиях против России. Крымские татары прорвались в глубь русской
 территории, дошли до Серпухова, разграбив населенные пункты, расположенные на берегах Оки. Многие дворяне
 и дети боярские, имевшие поместья в южных районах, ушли из-под Смоленска защищать свои земли от татар.
 Польский король Владислав IV подошел к Смоленску и окружил русское войско. 19 февраля 1634 русские
 капитулировали, отдав полякам все имеющиеся у них пушки и сложив свои знамена у королевских ног. Владислав
 IV двинулся далее на восток, но был остановлен под крепостью Белой. В марте 1634 был заключен Поляновский
 мирный договор между Россией и Польшей. По нему Польша возвратила России город Серпейск, за который
 пришлось уплатить 20 тыс. руб. Владислав IV отказался от претензий на русский трон и признал Михаила русским
 царем.
  После всех этих событий началось восстановление старой и строительство новой засечных черт на юге страны.
 Москва стала активно использовать донских казаков для борьбы с Турцией и Крымским ханством. В царствование
 Михаила установились хорошие отношения с Персией, которая оказывала России помощь деньгами во время
 Русско-польской войны 1632 34. Территория России увеличилась за счет присоединения к ней ряда сибирских
 регионов.
  Обстановка внутри страны была сложной. В 1616 произошли народные движения, в которых приняли участие
 крестьяне, холопы и нерусские народности Поволжья. В 1627 вышел царский указ, разрешивший дворянам
 передавать свои поместья по наследству при условии службы царю. Таким образом, дворянские поместья были
 приравнены к боярским вотчинам. После прихода Михаила к власти был установлен 5-летний сыск беглых
 крепостных. Это не устраивало дворянство, которое требовало продления срока сыска. Правительство пошло
 дворянам навстречу: в 1637 оно установило срок поимки беглых до 9 лет, а в 1641 увеличило его еще на год, а тех,
 кого вывезли другие владельцы, разрешалось искать в течение 15 лет.
  В правление Михаила была предпринята попытка создания регулярных воинских частей. В 30-е годы появилось
 несколько полков нового строя , рядовой состав которых составляли охочие вольные люди и беспоместные
 дети боярские; офицерами в этих полках были иностранные военные специалисты. Под конец царствования
 Михаила возникли кавалерийские драгунские полки для охраны внешних границ.
  О.М. Рапов
 
  МИХАИЛ ЯРОСЛАВИЧ ТВЕРСКОЙ, великий князь (1272 22.11.1318), племянник св. блгв. кн.
 Александра Невского. Отец св. Михаила умер по дороге из Орды на родину, видимо отравленный по приказу хана.
 Мать отрока воспитала его в духе глубокого благочестия, что он в полной мере проявил, став Тверским князем: в
 Твери был построен великолепный каменный Спасо-Преображенский собор. После смерти вел. кн. Андрея
 Александровича его престол во Владимире, по праву старшинства, должен был занять св. Михаил. С этим не хотел
 смириться московский князь Юрий Данилович его соперник. Будучи сыном св. блгв. кн. Даниила, он не
 унаследовал праведности своего отца. Интригами и лестью он вызвал к себе любовь и доверие хана Узбека. Этот
 союз был закреплен браком с ханской дочерью. Дабы не упустить престол, кн. Юрий начал войну с Тверью. В
 состав его войска входили и татарские отряды.
  Но это не помогло коварному князю тверичи одержали победу. В плен к ним попала и жена кн. Юрия, дочь
 хана. Вскоре она скоропостижно умерла. Кн. Юрий поспешил в Орду и уверил хана в том, что она была отравлена
 тверским князем. Разгневанный хан Узбек немедленно вызвал кн. Михаила в Орду. Не желая разорения своей
 земли, он смиренно отправился к хану. Суд приговорил святого к смерти, он был брошен в темницу. Князю
 предлагали устроить бегство из плена, но он отказался судьба родины была ему дороже своей жизни. Долгие
 дни св. князь кочевал вместе с Ордой, непрерывно терпя побои и унижения. Убит он был неожиданно: его долго
 мучили и били ногами, а потом закололи. Тело святого было увезено как трофей кн. Юрием в Москву, а только
 через два года св. мощи кн. Михаила перевезли в Тверь и положили в выстроенный им Спасо-Преображенский
 собор.
  Память блгв. кн. Михаилу отмечается 22 ноября/5 декабря.
 
  МИХАИЛ ЧЕРНИГОВСКИЙ, князь и боярин его Федор (ск. 20.09.1246), святые мученики. В лето 1238
 было нашествие татар на христианскую землю по гневу Божию за умножение грехов наших , так начинает
 повествование о страдании св. блгв. кн. черниговского Михаила и боярина его Феодора очевидец поп Андрей.
  Тогда некоторые затворились в городах, а князь Михаил бежал в Угры. Другие же бежали в дальнии земли, а
 другие укрывались в пещерах и пропастях земных. Те, которые укрылись в городах, молясь Богу со слезами и
 покаянием, все безжалостно были избиты от поганых. А из числа оставшихся в городах и пещерах и в пропастях в
 города, перечислили их и стали брать с них дань...
  Кн. Михаил не нашел помощи в Венгрии. Когда он вернулся в Киев и Чернигов, его города были разорены, и
 Лаврская церковь разрушена почти до основания. А хан Батый потребовал, чтобы сам он, подобно всем русским
 князьям, явился ему на поклон. Но князь знал, что его не иначе допустят к хану, как заставив пройти сквозь огонь
 и поклониться солнцу и кусту, а из даров волхвы нечто бросали в огонь. Он пламенел желанием исповедать Христа
 и пролить за него кровь свою. Боярин же его Феодор обещал положить с ним вместе душу свою за Христа.
  Перед отъездом они говели, и духовник их иерей Иоанн напомнил им, что подобает кланяться лишь Единому
 Богу. Они же сказали: Молитвою твоею, отче, как Бог даст, так и будет; а мы хотели бы пролить кровь за Христа
 и веру христианскую . Духовник сказал: Вы будете в нынешнем веке новосвятыми мучениками, на утверждение
 другим, если так совершите . Он дал им Причастие на дорогу и благословил их.
  В Орде князь Михаил сразу же отказался пройти через огонь, который нечестивые почитали, как бога. Жрецы
 пошли доложить об этом хану, а Михаил и Феодор стали воспевать стихиры святым мученикам. И множество
 христиан слышали ответ Михаила.
  Тогда к нему подошли русские князья, жившие в Орде ради заступничества за землю Русскую перед
 нечестивыми. Между ними был и внук его 14-летний князь Борис Ростовский, старший сын дочери его Марии и
 князя Василько Константиновича, умученного татарами после битвы на Сити в Шеринском лесу (1239). Кн. Борис
 был всю жизнь свою печальником за землю Русскую, т. е. ее заступником. Народ чтил его. Он восемь раз ездил в
 Орду, был и у великого хана. Скончался он в 1277.
  Все они со слезами умоляли кн. Михаила пощадить себя, обещая грех его взять на себя. Тогда боярин Феодор
 стал напоминать ему наставление духовного отца их, а также и слова Евангельские: Иже погубить душу свою
 Мене ради и Евангелия, той спасет ю (Мк. 8:35) и Иже исповесть Мене пред человеки, исповедую его и Аз пред
 Отцем Моим, Иже на небесех (Мф. 10:32). И святой князь отвечал князьям: Не желаю быть христианином
 только по имени, а поступать, как язычник , и, бросив меч свой, сказал: Возьмите славу мира сего, она не нужна
 мне .
  Тут подошел посланный от хана царедворец его Ельдега и именем хана стал требовать, чтобы Михаил
 подчинился, прошел через огонь и поклонился богам. Михаил ответил, что царю, которому покорила землю
 Русскую десница Вышнего, поклониться он готов, но твари христианину, чтущему Одного Христа, поклоняться не
 подобает.
  Ельдега пошел передать ответ его хану, а кн. Михаил и Феодор, зная, что настал их последний час, стали
 молиться. Прошло немного времени, и все увидели, что приближаются убийцы. Князья опять начали умолять
 Михаила, но святые мученики ответили вместе: Не поклонимся и вас не послушаем , и стали петь стихиры:
  Мученицы Твоя, Господи, не отвергошася Тебе... , Страдавше Тебе ради, Христе... , Мученицы Твои, Господи,
 много мук претерпеша, и любовию Твоею души соединиша святии!
  Тогда приехали убийцы, продолжает свой рассказ очевидец, и сначала схватили Михаила и били его по
 сердцу руками и ногами, и это продолжалось долго, пока отступник Даман не отрезал ему голову и не бросил ее,
 но уста мученика продолжали повторять: Я христианин!
  Потом предложили Феодору, за отречение, княжество господина его и, когда он отказался, так же мучили его и

<< Пред.           стр. 123 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу