<< Пред. стр. 147 (из 245) След. >>
для наблюдения за Новгородскими пределами и ограждения великокняжеских владений от нападенияновгородцев. Монастырский соборный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы был построен в 1722 на месте
старого. В монастыре сохранялись следующие местночтимые иконы и достопримечательности: 1) икона Успения
Пресвятой Богородицы, в иконостасе соборного храма, с левой стороны Царских врат; она была в великом
почитании у всех жителей города (15 августа бывал крестный ход из кафедрального собора в монастырь); 2) икона
вмц. Варвары (по устному преданию, бывшая келейною иконою свт. Филиппа, митр. Московского); эта св. икона
зимою стояла в верхнем теплом храме, а в летнее время вносилась в Успенский собор и поставлялась отдельно
близ иконостаса, на особом треножнике; при ней хранились частицы мощей вмц. Варвары и свт. Филиппа,
вложенные в особый серебряный ковчежец; этому св. образу каждый вторник пелся молебен с акафистом; 3)
место заключения и мученической кончины свт. Филиппа, прежде сырой и мрачный подвал, потом превращенный
в часовню в древнерусском стиле, освященную в 1902; 4) находящаяся в соборном храме рака свт. Филиппа с
изображением его и частицею св. мощей; 5) часовня, сооруженная близ соборного храма в северо-западном углу,
на месте могилы свт. Филиппа.
С.В. Булгаков
ОХАНСК, город в Пермской обл., центр Оханского р-на. Расположен в Среднем Предуралье, пристань на
правом берегу Камы (Боткинское вдхр.). Население 8,9 тыс. чел.
Впервые упоминается в 1597 как с. Оханное. С 1781 город Оханск.
ОХОТСК, поселок городского типа в Хабаровском крае, центр Охотского р-на. Расположен на р. Кухтуй,
впадающей в Охотское море. Население 7,4 тыс. чел. Основан в 1641 казаками.
ОХОТСКОЕ МОРЕ (от названия реки Охота; прежнее название Ламское море, Камчатское море),
полузамкнутое море Тихого океана, у восточных берегов Азии. Омывает берега России и Японии.
В 1733 начались работы Великой Северной экспедиции, участники которой засняли почти все берега
Охотского моря. В 1805 И. Крузенштерн провел съемку восточного берега Сахалина. В 1849 55 Г. И.
Невельской исследовал юго-западные берега Охотского моря и устье Амура, доказав, что между Сахалином и
материком существует пролив. Наиболее полную сводку по гидрологии моря сделал С.О. Макаров (1894).
ОЧАКОВ, город на берегу Днепровского лимана Черного моря, 19 тыс. жит. В к. XV в. на месте разрушенной
крепости Дашев крымский хан Менгли-Гирей построил крепость Кара-Кермен ( Черная крепость ), которая
перешла к Турции и была названа Ачи-Кале. В ходе Русско-турецкой войны 1787 91 русская армия под
командованием Г. А. Потемкина в 1788 штурмом овладела крепостью. По Ясскому мирному договору 1791
Очаков отошел к России (с 1795 город).
ОЧЕРКИ РОССИИ , периодическое издание, выходившее в Москве в 1838 42. Вышло пять выпусков
(томов). В издании печатались статьи, материалы, исторические документы и очерки исторического,
географического, этнографического характера. Издание сыграло большую роль в развитии русского
национального самосознания и стало одной из фактических основ нарождающейся славянофильской идеологии.
Среди сотрудников издания следует отметить А.Ф. Вельтмана, О.С. Евецкого, Д.В. Пассека, А.П. Рославского-
Петровского, И.И. Срезневского. В Очерках России проводилась мысль о решающей значимости национальных
обычаев: Обычаи народа в обширном смысле есть сокровищница его прошедшего, его знаний, философии,
медицины, всей его жизни, его особенности и самобытности. Без этой особенности народ был бы бесхарактерен,
несчастен, ничтожен. Доколе жив и силен народ, до того времени живы и сильны его обычаи. Они могут
выдержать вековую борьбу с противодействием людей, даже природы, и гибель их, без замены другими чисто
народными обычаями, служит предвестником гибели народной... Напрасно думают иные писатели уничтожить
обычаи как предрассудки и заблуждения народа. В народе есть высокая философия, которой он учится, правда,
не в школах, есть бессознательные знания, которые часто идут впереди науки, как знания магнетизма, предания о
переворотах земли и др. ...Худо человеку без собственного характера, горе народу без национальности. Эта
национальность, более всего выражаемая и хранимая обычаями, составляет часть жизни целого человечества:
каждый народ в этом отношении дополняет один другого, и доколе существует, составляет необходимое звено в
неразгаданной цепи человечества .
п
П, буква покой, пе; согласная, в русской азбуке семнадцатая. Это любимая согласная русских, особенно в
начале слова (как в средине о), и занимает собою (предлогами) четверть всего словаря (В. Даль). В церковном
счислении означает восемьдесят, а со знаком восемьдесят тысяч.
ПАВЕЛ, первоверховный апостол ( апостол языков ), священномученик (ск. 67), первоначально принадлежал
к секте фарисеев и был учеником знаменитого иудейского законоучителя Гамалиила (впоследствии принявшего
крещение) и жестоким преследователем христиан. Господь избрал его уже после Своей Крестной смерти и
Воскресения, явившись Савлу на пути в Дамаск. Крестившись, ап. Павел сделался ревностнейшим проповедником
Христовым, много путешествовал для обращения язычников в эту веру и оставил четырнадцать посланий,
вошедших в канон книг Нового Завета. Он мученически скончался в один день с ап. Петром: его, как римского
гражданина, не распяли, а усекли мечом.
Память первоверховному ап. Павлу отмечается 29 июня/ 12 июля.
ПАВЕЛ КОМЕЛЬСКИЙ (Обнорский), преподобный (1317-10.01.1429), принадлежал к московской боярской
семье, был воспитан в благочестии. В возрасте 22 лет поступил в один монастырь на Волге, а затем перешел в
Радонежскую обитель прп. Сергия, под его начало. Преподобный полюбил его за послушание и особенную
внимательность к каждому его слову и заботливо им руководил. После искуса в тяжелых послушаниях и
пятнадцати лет затвора и молчальничества прп. Сергий благословил прп. Павла на пустынническое житие. Св.
Павел ушел на север в Комельские леса. Здесь он три года жил в дупле огромной липы, а потом выстроил себе
келью на берегу р. Нурмы, выкопав рядом колодец. Пять дней в неделю проводил он в строгом воздержании и
лишь два дня вкушал немного хлеба и воды. В лесу прп. Павел встретил другого пустынножителя прп. Сергия
Обнорского, с которым сблизился духовно. Однажды прп. Павел услышал ночью под горой колокольный звон и
увидел свет ярче солнечного. Об этом он рассказал своему другу, и прп. Сергий поведал ему о том, что там будет
монастырь во имя Пресвятой Троицы. После того как к прп. Павлу стала собираться братия они обосновали там
монастырь (см.: Павло-Обнорский мужской монастырь). Игуменом новой обители стал преданный прп. Павлу
инок Алексий, а сам святой по-прежнему пребывал в строгом посте и молитве нашему Господу и Пресвятой
Богородице. Скончался прп. Павел в 1429, и с этого времени явления и чудеса его неисчислимы. К лику святых он
был причислен в 1547, но св. мощи его почивают под спудом, так как прп. Павел, в одном из своих явлений,
запретил игумену обители их открывать. Память прп. Павлу отмечается 10/23 января.
ПАВЕЛ ФИВЕЙСКИЙ, Египетский, отшельник (ск. 341), родился в египетском городе Фиваида около 228.
После кончины родителей ему пришлось претерпеть много скорбей от своего родственника, который, желая
завладеть наследством, донес языческим властям о том, что Павел исповедует христианство. Это были времена
жестокого гонения на христиан, поднятого имп. Декием, и Павел решил оставить родной город и удалиться в
Фиваидскую пустыню, где провел долгие годы в совершенном одиночестве и непрестанной молитве.
Единственной пищей преподобного были финики и хлеб, которые ему приносил в клюве прилетавший ворон.
Спустя много лет Господь открыл о жизни Павла другому знаменитому подвижнику св. Антонию, который
тоже подвизался в Фиваидской пустыне и собрал вокруг себя множество учеников. Внезапно его стала смущать
мысль о том, что нет здесь другого человека, который больше, чем он, подвизался бы и молился. Тогда Господь
вразумил св. Антония. По слову Господню он отправился к прп. Павлу. Уже глубокий старец, прп. Павел
рассказал св. Антонию историю своей жизни. От Бога прп. Павел уже знал о своей кончине и просил св. Антония
похоронить его тело. Св. Антонию пришлось вернуться в свой монастырь за иноческой мантией, чтобы достойно
похоронить старца. На обратном пути, подходя к пещере, он увидел возносящуюся в сонме ангелов душу прп.
Павла. Подвижнику, который почитается отцом православного монашества, было 113 лет, из которых 91 он
провел в полном уединении в пустыне. Два льва, вышедших из пустыни, лапами выкопали могилу, в которой св.
Антоний и похоронил тело прп. Павла.
Память прп. Павлу отмечается 15/28 января.
ПАВЕЛ I ПЕТРОВИЧ (20.09.1754-12.03.1801), русский император (с 1796), сын вел. кн. Петра Федоровича и
вел. кн. Екатерины Алексеевны, будущих Петра III и Екатерины II. Павел I вступил на престол с известным
чувством горечи против своей матери, которая держала его все годы своего царствования вдалеке от дел. В
бытность его наследником престола ему пришлось перенести много трудностей и в семейной жизни, так как его
сыновья были отделены от него и воспитывались их бабушкой. Вокруг него, естественно, группировалось все,
отрицательно относившееся к действиям правительства его матери.
Имп. Павел Петрович был глубоко верующим человеком. Он много и часто молился в уединении своих
покоев, так что до наших дней сохранился коврик, совершенно протертый его коленями. Вступив на престол
будучи уже 42-х лет, он долгие годы наблюдал распущенность нравов и падение дисциплины, царившие при
дворе имп. Екатерины Великой, и в его душе накопилось отвращение к этим явлениям. В Гатчине порядки были
совершенно иные, но его строгость и требовательность не только не вызывали нелюбви к нему со стороны его
приближенных, но, наоборот, огромное уважение и искреннюю привязанность. Нет абсолютно никаких данных
о какой-либо его ненормальности за все эти долгие годы, и приходится признать, что все исторические сведения
об этом вымышлены теми, кто хотел обелить позорное дело цареубийства.
За короткое царствование Павла Петровича было сделано больше глубоких и важных перемен, чем за ряд
других царствований, причем все эти перемены были весьма продуманными и полезными.
Важнейший государственный вопрос о престолонаследовании был разрешен особым законом, оставшимся в
силе до самой революции. Бюджет расходов на поддержание Церкви и на миссионерскую деятельность был
увеличен вдвое, но всякие подарки новокрестившимся были отменены. Крестьянский труд на помещиков,
барщина , сокращен на 50%. Были построены казармы для войск, обмундирование и довольствие стало
великолепным, дисциплина восстановилась. Была введена цензура на ввозимые из-за границы книги.
Мальтийский Орден, гроссмейстерство над которым принял Павел Петрович, привлекал Государя своим
подлинным рыцарством, но русские кавалеры оставались православными. Павел I подтвердил указ Екатерины II о
запрещении масонства.
Следует помнить, что Мальтийский Орден, ранее носивший название Иоанна Иерусалимского, всегда
соперничал с Орденом Тамплиеров. Исторический путь обоих Орденов совершенно различен: тогда как
Тамплиеры постепенно превратились в поклонников сатаны, Мальтийцы, наоборот всегда оставались
преданными Христу. Святыни Ордена, в числе которых были: Чудотворная Икона Божией Матери Одигитрия
Филермская , по преданию написанная св. евангелистом Лукой; часть Животворящего Креста Господня и десная
рука Иоанна Крестителя, были тогда вручены имп. Павлу и остались в России.
В 1801 состоялось присоединение Грузии, что вынудило Россию вести 60-летнюю войну на Кавказе. Желая
уничтожить гнездо революционной заразы, Павел Петрович, в союзе с Австрией, вел войну против Франции и
содействовал освобождению Италии. Адмирал Ушаков руководил русским флотом в Средиземном море. 6 мая
1800 Суворов совершил свой знаменитый переход через Альпы. Из-за измены австрийцев война против Франции
окончательного успеха не имела.
Но требовательность Павла Петровича и строгая дисциплина, вводимая им повсюду, была тяжела и неприятна
людям, привыкшим к безграничной свободе. Масоны петербургский генерал-губернатор Пален, братья Зубовы,
кн. Голицын, Депрерадович, Мансуров и др. составили заговор, и 11 марта 1801 император Павел был убит.
Множество чудотворных икон Божией Матери прославились во дни жизни имп. Павла Петровича, количество
монастырей, бывшее при царе Михаиле Феодоровиче (свыше 1000) и сократившееся к царствованию имп.
Екатерины Великой до 385, теперь снова повысилось и дошло до 452. Повсеместно значительно возросла
проповедь Слова Божия. Положение старообрядчества значительно облегчилось.
На основании всего вышесказанного царствование Павла Петровича следует признать весьма плодотворным и
безусловно продолжившим изжитие вреда, принесенного ближайшими потомками Петра Великого.
Н. Сахновский
ПАВЛОВ Иван Петрович (14/26.09.1849-27.02.1936), русский физиолог, создатель учения о высшей нервной
деятельности и физиологической школы, последователь И. М. Сеченова. В 1864 по окончании Рязанского
духовного училища учился в Рязанской Духовной семинарии. В 1870 Павлов поступил на юридический
факультет, затем перешел на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского
университета, по окончании его в 1875 поступил на 3-й курс Медико-хирургической академии. В 1883 защитил
диссертацию О центробежных нервах сердца . В 1884 отправлен в двухгодичную заграничную командировку
для совершенствования знаний (в Бреслау и Лейпциг). С 1890 Павлов - профессор и заведующий кафедрой
физиологии (руководил ею до 1924) в Медико-хирургической академии, с 1890 заведовал лабораторией
Института экспериментальной медицины, с 1925 до конца жизни руководил Институтом физиологии АН СССР.
Основные исследования Павлова, посвященные физиологии высшей нервной деятельности (второй сигнальной
системы, типов нервной системы, системности работы больших полушарий головного мозга), сыграли большую
роль в развитии физиологии, медицины и психологии. Его учение об условных рефлексах послужило основой для
изучения высших функций мозга животных и человека.
До конца своей жизни оставался глубоко верующим православным человеком.
В. А. Федоров
ПАВЛОВ Михаил Григорьевич (1793-3.04.1840), русский ученый в области натурфилософии, минералогии и
сельского хозяйства. Окончил Московский университет по математическому и медицинскому отделению.
Защитил диссертацию на степень доктора медицины. Читал лекции по минералогии и сельскому хозяйству. Был
директором земледельческой школы и учебного Опытного хутора. Пропагандировал прогрессивную систему
севооборота; сконструировал особый плуг (т. н. плужок Павлова ), организовал сельскохозяйственную школу
для крестьянских детей. Издатель журналов Атеней (1828-30) и Русский земледелец (1838-39). Осн.
сочинения: Основания физики (1833 36), Земледельческая химия (1825), Курс сельского хозяйства
(1837).
ПАВЛОВА Анна Павловна (Матвеевна) (31.01.1881-23.01.1931), русская балерина. С 1899 артистка балета
Мариинского театра в Петербурге. В 1909 участвует в Русских сезонах С. П. Дягилева. С 1910 гастролируя во
многих странах мира с собственной труппой (в 1913 14 в России), утверждала за рубежом классические
традиции русской танцевальной школы.
Исполнительница центральных партий в постановках балетмейстера-реформатора М. М. Фокина.
ПАВЛОВО, город в Нижегородской обл., центр Павловского р-на. Расположен на склонах Перемиловских
гор, на правом берегу Оки. Население 71,7 тыс. чел.
Известен с сер. XVII в. как дворцовое село Павлово, или Павлов Острог. С XVIII в. Павлово богатое
торгово-промышленное село.
ПАВЛОВСК, город в Воронежской обл., центр Павловского р-на. Расположен на левом берегу Дона.
Население 26,5 тыс. чел.
С сер. XVII в. в устье р. Осередь существовало поселение Острогожского черкасского полка. По указу Петра I
в 1709 (считается годом основания города) сюда была перенесена корабельная верфь из Воронежа, началось
строительство крепости. В 1711 город был переименован в Павловск в память срытой крепости Св. Павла на
Миусе. В 1-й пол. XVIII в. Павловск был мощной крепостью, процветающим городом с 2-этажным
императорским дворцом, инженерным двором, пушечным (до 1739) и пороховым (до 1770) заводами. Постепенно
Павловск утратил свое военно-экономическое значение. К к. XVIII в. из-за пожаров и наводнений, вызванных
разливами рек, многочисленные исторические памятники оказались утраченными (уцелели несколько деревьев,
посаженных Петром I, земляной редут бывшей крепости Рай-Город , земляное укрепление с 4 бастионами, т. н.
Адмиралтейство).
ПАВЛОВСК, город в Ленинградской обл. Расположен на склоне Балтийско-Ладожского уступа, на берегу р.
Славянки. Население 25 тыс. чел.
На месте Павловска с н. XVIII в. существовали шведские укрепления, занятые русскими войсками в 1702
(сохранились остатки земляных валов). В сер. XVIII в. долина р. Славянки была излюбленным местом придворной
охоты. В 1777 вновь отстроенное как усадьба с. Павловское подарено имп. Екатериной II вел. кн. Павлу
Петровичу (с 1796 имп. Павел I). Город с 1796. В 1838 Павловск соединен с Петербургом первой в России
Царскосельской железной дорогой. Во 2-й пол. XIX н. XX вв. Павловский курзал был одним из центров
музыкальной жизни России. До 1917 Павловск резиденция российских императоров.
Историческое ядро Павловска дворцово-парковый ансамбль в стиле русского классицизма создавался в
течение 50 лет. Дворец (1783 1807, арх. Ч. Камерон, В.Ф. Бренна, А.Н. Воронихин) окружен обширным парком.
ПАВЛОВСКАЯ КАЗАНСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Один из списков с Казанской
чудотворной иконы. Находилась в с. Павловском Московской губ. Звенигородского у. Она явилась на дереве, близ
села, где построена часовня в память явления; внутри часовни находится колодец, названный в народе святым.
Первое чудо от иконы было следующее. Один из крестьян Павловского впал в жестокую болезнь от невоздержной
жизни. В это время другому благочестивому крестьянину явилась во сне Пресвятая Богородица и повелела сказать
больному, чтобы тот молился Ей об исцелении и сходил умыться на святой колодец. Затем ему следует оставить
невоздержную жизнь, иначе он может погибнуть. Больной с большим усилием отправился к колодцу, умылся и
совершенно выздоровел.
Празднуется 8/21 июля.
Прот. И. Бухарев
ПАВЛОДАР, русский город в казахских степях на берегу Иртыша. Первое поселение на месте современного
Павлодара возникло около 1720 в связи с открытием купцом Коряковым соляного озера; в 1838 назывался
Коряковской станцией, которая в 1861 переименована в Павлодар. С 1868 Павлодар уездный город
Семипалатинской обл., значительный центр торговли хлебом и соледобычи. В советское время один из центров
освоения целинных земель.
ПАВЛО-ОБНОРСКИЙ мужской монастырь, Вологодская еп., в окрестностях г. Грязовца, на берегу р.
Нурмы, притоке Обноры. Основан прп. Павлом Обнорским (Комельским) в к. XIV в. Соборный храм в честь Св.
Троицы построен в 1505 16; возобновлен в 1880. В приделе прп. Павла почивали под спудом св. мощи его; над
ними рака из чистого серебра под резной вызолоченной сенью. В монастыре находились: чудотворная
Корсунская икона Божией Матери в храме Ее имени, особо чтимый храмовой образ Успения Божией Матери в
Успенской церкви, почитаемый с древних времен образ прп. Павла, писанный с него прп. Дионисием Глушицким,
а также дупло того дерева, в котором подвизался прп. Павел; хранившийся в монастыре медный восьмиконечный
крест (благословение прп. Сергия) расплавился во время пожара в 1909. Над колодцем, ископанным прп. Павлом,
была воздвигнута часовня. Монастырю принадлежал находящийся от него в 50 саженях на высоком холме
Воскресенский скит, основанный в 1867.
С.В. Булгаков
ПАИСИЕВ УСПЕНСКИЙ мужской монастырь, Костромская еп., в окрестностях Галича, при слободе
Овиновой. Время основания его относится к 1-й пол. XIV в. В соборной Успенской церкви почивали мощи прп.
Паисия Галичского. Тут же находилась чудотворная икона Успения Божией Матери, именуемая Овиновскою. Она
получила свое наименование от имени боярина Ивана Овинова, которому чудесно явилась (ок. 1425) на берегу
Галичского озера, близ г. Галича в княжение Димитрия Донского. На месте ее явления Овинов устроил храм
Успения Богоматери, где и была поставлена св. икона.
С.В. Булгаков
ПАИСИЙ ВЕЛИКИЙ, преподобный (V в.), родился в Египте в 1-й пол. IV в., был седьмым, последним
ребенком в благочестивой христианской семье. После смерти отца Паисий по повелению ангела отдан
матерью в церковь. Достигнув совершеннолетия, удалился в Нитрийскую пустыню (в Египте) к знаменитому
подвижнику прп. Памве, под духовным руководством которого принял иночество и проходил монашеские
послушания. Прп. Паисий придерживался строгого поста, вкушая пищу только два раза в неделю. Излюбленным
чтением подвижника была книга прор. Иеремии. Св. пророк часто являлся Паисию и раскрывал ему содержание
пророчеств. После смерти своего наставника, св. Памвы, прп. Паисий, следуя воле Господней, возвещенной ему
ангелом, удалился в западную часть пустыни. Пребывая в безмолвии и глубокой молитве, он был однажды
вознесен духом в прекрасные райские обители, преисполненные неизреченного света. Здесь прп. Паисий был
удостоен причащения невещественных Божественных Тайн и воспринял после этого дар редкого постничества: он
мог оставаться без пищи долгое время. К преподобному стали приходить иноки и миряне, ищущие духовного
наставления. Многие из них оставались жить в пустыне. Главным заветом прп. Паисия было полное послушание
духовному отцу. Видя, что его безмолвие постоянно нарушается, он тайно ушел в глубь пустыни, где все ночи
проводил в непрестанной молитве. Наивысшей добродетелью св. Паисий считал ту, которая совершается втайне.
Прп. Паисий, за свой духовный подвиг прозванный Великим, дожил до глубокой старости и мирно преставился в
первой трети V в.
Память прп. Паисию отмечается 19 июня/2 июля.
ПАИСИЙ ВЕЛИЧКОВСКИЙ, преподобный (21.12.1722-15.11.1794), в миру Петр Иванович Величковский,
родился в Полтаве, в потомственной священнической семье, учился в Kueвo-Могилянской Академии. Ушел в
Любечский монастырь, после него переселился в монастыри Молдовы, откуда в 1748 на Афон, где и принял
монашеский постриг. На Св. Горе преподобный своим богомыслием и смирением снискал всеобщую любовь.
Избегая смиренно всяких почестей, он покинул Афон и поселился в близкой его сердцу Молдове в Нямецкой
лавре, где прожил до конца своих дней. Здесь он много трудился над переводами святоотеческих сочинений и
создал славянский свод Добротолюбия . Его духовное старчество было унаследовано русской Оптиной
пустынью. Заслуги его признаны всем миром: в 1992 по постановлению ЮНЕСКО 200-летний юбилей
великого старца отмечался всеми странами.
Память прп. Паисию отмечается 15/28 ноября.
ПАИСИЙ ГАЛИЧСКИЙ, архимандрит (ск. 23.05.1460), игумен Успенского Николаевского монастыря (близ
г. Галича), иначе называемого Паисиевым монастырем. Это говорит о том, что преподобный много потрудился
как для хозяйственного ее благоустройства, так и для основания в ней правил монашеской жизни. Св. Паисий,
достигнув глубокой старости, готовился к переходу в вечность молитвою. До революции его мощи почивали под
спудом в соборном Успенском храме, где находилась чудотворная Овиновская икона Божией Матери. Память прп.
Паисию отмечается 23 мая/5 июня.
ПАИСИЙ УГЛИЧСКИЙ, игумен (ок. 1398-6.06.1504), в миру Павел Гавренев, родной племянник прп.
Макария Калязинского, сын сестры его Ксении. Отец его был боярином угличского князя Андрея Васильевича.
После смерти родителей преподобный поступил в обитель своего дяди прп. Макария, который постриг его с
именем Паисия и взял под личное руководство. В обители молодой инок занимался переписыванием духовных
книг. До нашего времени сохранилось переписанное им творение ап. Иоанна Богослова. Через некоторое время
прп. Макарий послал Паисия в Углич для основания там общежительного монастыря. Вскоре была основана
обитель и построен храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы (1461). Игуменом нового монастыря стал прп.
Паисий. Благотворителем его был кн. Андрей Угличский, который глубоко чтил преподобного. Глубокое
смирение отличало старца: во всех трудных послушаниях монастырских он до глубокой старости был примером.
Господь сподобил его даром прозорливости: он предсказал разорение Углича и своей обители, мученическую
кончину братии, что и сбылось в Смутное время. Скончался святой на сто седьмом году жизни, а в 1610, когда от
его мощей излилось особенно много чудес, он был прославлен. Память прп. Паисию отмечается 8/21 января, 6/19
июня и 23 мая/5 июня.
ПАЛАМАРЧУК Петр Георгиевич (20.12.1955-14.02.1997), русский писатель, историк и общественный
деятель. Большую часть своей жизни посвятил подвижническому труду по составлению четырехтомного
справочника по всем существующим и разрушенным церквам Москвы Сорок сороков (Париж, 1988-90; в