<< Пред.           стр. 155 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

 хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян на дунайских, и поселились среди них, и притесняли
 их, то славяне эти пришли, и сели на Висле, и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи
 лутичи, иные мазовшане, иные поморяне.
  Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели
 в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались
 полочанами по речке, которая впадает в Двину и носит название Полота. Также славяне, которые сели около озера
 Ильменя, прозвались своим именем славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по
 Десне, и по Сейму, и по Суле и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и
 грамота назвалась славянская .
 
  ПОВЕСТЬ О ВАРЛААМЕ И ИОАСАФЕ , одно из распространенных литературных произведений Древней
 Руси, перевод с персидского языка, сделан не позднее XI в. В повести рассказывается о пустыннике Варлааме и
 царевиче Иоасафе. При рождении царевича звездочеты предсказали отцу, что Иоасаф станет христианским
 подвижником. Чтобы помешать этому, отец, индийский царь, изолирует Иоасафа от людей, но сын узнает о
 страданиях, болезнях и смерти, подстерегающей людей. Пустынник Варлаам, открывает царевичу православный
 мир и приобщает его к христианской вере. Варлаам рассказывает Иоасафу мудрые, глубокие по своему духовному
 содержанию притчи, получившие широкое распространение на Руси. Пять из них вошли в первую редакцию
 русского Пролога, две использовал Кирилл Туровский. Духовно-нравственные и художественные мотивы
 повести использовали в своих произведениях В. А. Жуковский, А. Н. Майков, Л. Н. Толстой, П. И. Мелъников-
 Печерский.
  О. П.
 
  ПОВЕСТЬ О ГОРЕ-ЗЛОЧАСТИИ , литературное произведение XVII в., рассказывающее о злоключениях
 безымянного Молодца, ставшего жертвой собственной гордыни, пренебрегшего народной традицией. Не
 послушавшись наставлений родителей, он оставляет дом, решает жити, как ему любо , и сразу же сталкивается с
 серьезными трудностями. Поверив совету добрых людей , Молодец достигает успеха, но, возгордившись,
 попадает под власть Горя-Злочастия и, едва избежав гибели, спасается от его преследования в монастыре.
 
  ПОВЕСТЬ О КУЛИКОВСКОЙ БИТВЕ , историческое произведение, вошедшее в состав летописных
 сводов (1380). Повесть призывала к единению русских земель. В центре повествования образ св. кн. Димитрия
 Донского. Он собирает силы, на нем лежит ответственность за исход дела. Стремясь уничтожить врагов
 Христовых, князь благочестив и миролюбив. Все православные силы объединяются вокруг Димитрия Донского, и
  Божественная воля приносит им победу . Резко осуждаются предатель кн. Олег Рязанский и нечестивый кн.
 Литовский Ягайло.
 
  ПОВЕСТЬ О МОСКОВСКОМ ВЗЯТИИ ОТ ЦАРЯ ТОХ-ТАМЫША И О ПЛЕНЕНИИ ЗЕМЛИ
 РУССКИЯ , историческое произведение, вошедшее в состав летописных сводов (1382). Посвящено описанию
 вероломного нападения на Москву татарских полчищ по главе с ханом Тохтамышем. Повесть рассказывает о
 героизме русских людей, защищавших Москву, в то время как князья не хотели помогать Димитрию Донскому в
 борьбе с врагом. Отступники забыли, что надо жить друг другу пособляя и брат брату помогая . Повесть
 призывает к единству русских земель, осуждает неодиначество русских князей и княжеские усобицы.
 
  ПОВЕСТЬ О НОВГОРОДСКОМ БЕЛОМ КЛОБУКЕ , памятник русской литературы XV XVI вв. В
 основе ее лежит легенда о происхождении клобука (головного убора) новгородских архиереев, связанная с
 именем архиеп. Василия Калики (XIV в.). По Повести , белый клобук, созданный римским имп. Константином
 Великим для папы Сильвестра, из-за отпадения Рима от Православия чудесным путем попал в Византию; патр.
 Филофей, предупрежденный во сне о предстоящем разорении Константинополя турками, отправил белый клобук
 в Новгород. В Повести отразились многие вопросы, обсуждавшиеся в русской публицистике, о соотношении
 духовной и светской власти, об отношении Новгорода к Москве, России к Риму и Византии ( Москва третий
 Рим ), Повесть получила широкое распространение среди старообрядцев.
  Н.Р.
 
  ПОВЕСТЬ О ПСКОВСКОМ ВЗЯТИИ , историческая повесть XVI в., рассказывающая о присоединении
 Пскова к Русскому централизованному государству в 1510. Сохранились две Повести о Псковском взятии ,
 написанные современниками, а возможно и участниками этих событий. Одна повесть была написана псковичом и
 дошла до нас в составе I Псковской летописи, другая в Москве и сохранилась в летописном сборнике XVI в. В
 обеих повестях подробно описаны события 1510, связанные с приездом в Псков вел. кн. Василия III, ликвидацией
 независимости Псковской республики, введением новой системы управления и новых порядков на Псковской
 земле. Псковский автор, передавая эти события, признает закономерность присоединения Пскова к Русскому
 централизованному государству. В то же время он описывает скорбь псковичей по поводу утраты былой
 вольности. Она написана ярким живым языком; отдельные эпизоды переданы с большим драматизмом и
 эмоциональностью, что свидетельствует о литературных способностях автора. В московской Повести те же
 самые события оценены с иных позиций. В ней нет оплакивания псковской вольности. Ликвидация независимости
 Пскова расценена как совершенно естественный акт.
  Л.М.
 
  ПОВЕСТЬ О РАЗОРЕНИИ РЯЗАНИ БАТЫЕМ , памятник русской литературы, рассказывающий о
 разгроме Рязани монголо-татарами в 1237. Повесть создана в сер. XIV в. (по мнению А.Г. Кузьмина в н. XVI в.).
 Дошла до нас в списках не ранее XVI в. в составе свода рязанских произведений, посвященных легендарной
 истории иконы Николы Заразского и рассказам о борьбе Рязани с монголо-татарами. В своде, носящем условное
 название Повести о Николе Заразском , отразились некоторые исторические факты, отсутствующие в др.
 источниках. Наибольшее значение имеет центральная часть свода Повесть о разорении Рязани Батыем .
 Входящий в нее рассказ о богатыре Евпатии Коловрате расценивается многими исследователями как книжная
 переработка народной песни.
 
  ПОВЕЧЕРИЕ. - См.: СУТОЧНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ.
 
  ПОВОЗ, повинность на Руси. Повоз возити , возы везти на государя обязанность крестьян доставлять
 продукты сельского хозяйства и промыслов на господский двор и, по распоряжению владельца боярина или
 помещика, на рынок и в поход.
 
  ПОГАР, поселок городского типа в Брянской обл., центр Погарского р-на. Расположен на р. Судость (приток
 Десны). Население 11,8 тыс. чел.
  Первое славянское поселение на месте Погара известно с VIII IX вв. В 1155 впервые упоминается как
 городское поселение Радощ, позже Радогощ. В к. 1230-х разорен монголо-татарами. Во 2-й пол. XIII в. захвачен
 Литвой. В 1380, 1500 и 1517 1618 входил в состав Русского государства, в 1618 захвачен Польшей, с 1666, при
 воссоединении Малороссии с Россией, в составе Русского государства. С сер. XVII в. получает название Погар и
 магдебургское право (был известен ярмарками). С 1763 уездный город Черниговского наместничества, в 1797
 оставлен за штатом, с 1917 сельское поселение.
 
  ПОГЛОЩЕНИЕ СВЕТА В МЕЖЗВЕЗДНОМ ПРОСТРАНСТВЕ, выдающееся открытие в астрономии,
 сделанное в 1847 русским ученым В.Я. Струве.
 
  ПОГОДИН Михаил Петрович (11.11.1800-8.12.1875), русский историк, писатель, журналист и публицист.
 Академик (1841). Сын крепостного крестьянина. В 1821 окончил Московский университет. В 1826 44
 профессор Московского университета, сначала всеобщей, с 1835 русской истории. В 1827 30 издавал журнал
  Московский вестник , в 1841 56 при тесном участии С. П. Шевырева Москвитянин . В 1820 30-х
 Погодин написал несколько беллетристических и драматических произведений ( Черная немочь , 1829, Петр I ,
 1831, и др.). В те же годы Погодин выступил и как историк с критикой М. Т. Каченовского и скептической школы.
 Собственные интересы Погодина находились в области древней русской и славянской истории. Во время
 заграничной поездки, в Праге (1835), Погодин установил связи с видными славянскими учеными П. Шафариком,
 Ф. Палацким, способствовал сближению русской и зарубежной славянской науки. Исследования Погодина по
 отдельным вопросам русской истории были основаны на изучении первоисточников, имели большое научное
 значение. Сюда относятся: установление источников Начальной летописи, изучение причин возвышения Москвы,
 выяснение постепенного характера закрепощения крестьян и т. д.
  Признание самобытности русского исторического процесса составляло основу исторических взглядов
 Погодина. Он справедливо полагал, что вечное начало, русский дух лежит в основе русской истории и что в ней
 полностью отсутствует внутренняя борьба. Наличие этой борьбы, как основной черты общественной жизни,
 Погодин признавал только для стран Западной Европы. В вопросах всеобщей истории солидаризировался с Ф.
 Гизо, упрекая его лишь в том, что он рассматривал историю Запада без истории восточных (гл. обр. славянских)
 стран, представлявших, по Погодину, особый мир. Источником внутренней борьбы на Западе Погодин считал
 завоевания, которых не видел в России, т. к. полагал, что Русское государство основано без насилия. Считал
 невозможным осмысление русского исторического процесса с выводами и обобщениями, ибо, по Погодину,
 русская история не может быть подведена под ту или иную теорию, в ней много чудесного и необъяснимого .
 Главную задачу истории видел в том, чтобы она сделалась ...охранительницею и блюстительницею
 общественного спокойствия... .
  В публицистике 1830-х н. 1850-х Погодин твердо стоял на патриотической позиции Православие,
 Самодержавие, Народность . В славянском вопросе Погодин был сторонником организации и поддержки
 славянского национального движения на Балканах и в Австро-Венгрии. По ряду вопросов (самобытность русского
 исторического процесса, роль Православия и некоторые др.) взгляды Погодина были близки к воззрениям
 славянофилов.
  Погодин вел большую публикаторскую работу: впервые подготовил издание сочинений И. Т. Посошкова
 (1842-63), Псковской летописи (1837), собрал и издал много писем Н. М. Карамзина, И. И. Дмитриева и др. С
 1830-х начал собирать письменные вещественные памятники русской истории, составившие обширную и весьма
 ценную коллекцию ( Древлехранилище ), большая часть которой в 1850-х была приобретена Публичной
 библиотекой в Петербурге.
  Соч.: О происхождении Руси (1825); Исследования, замечания и лекции о русской истории (1846 57);
  Историко-критические отрывки (1846 57); Древняя русская история до монгольского ига (1871);
  Историко-политические письма и записки в продолжение Крымской войны 1853-1856 гг. (1874).
 
  ПОГОСТ, распространенный в русских источниках термин, имевший на протяжении X XVIII вв. различное
 значение. Первоначально погостами, видимо, называли сельские общины периферии Древнерусского государства,
 а также центры этих общин, где велась гостьба (торговля). Погостами постепенно стали называться и
 административно-территориальные единицы, состоявшие из многих селений, и центральное селение этого округа.
 Во главе погостов поставлены были особые должностные лица, отвечавшие за регулярное поступление дани.
  С распространением на Руси христианства в погостах строили церкви, близ которых находились кладбища, и
 название погосты получали обычно двойное по селению и по церкви. Величина их была различна. В XI XIV
 вв. погосты состояли из нескольких десятков и даже сотен деревень. Особенно характерны такие погосты доя
 новгородских владений. В центральных уездах в документах XV XVI вв. погостами в большинстве случаев
 называли небольшие поселения с церковью и кладбищем, основными центрами общинной жизни здесь стали
 частновладельческие села. Как административно-территориальные подразделения, по которым раскладывались
 некоторые повинности, погосты дольше всего сохранялись в уездах, где было много черных и дворцовых земель.
 На Севере разделение на погосты официально прекратилось лишь в 1775. В XIX н. XX вв. слово погост
 употреблялось в значении сельского прихода, участка пути и особенно часто кладбища. В последнем значении
 слово это распространено в устном народном творчестве и художественной литературе.
  С.Ш.
 
  ПОГРЕБЕНИЕ УСОПШИХ, по обряду Православной Церкви, тело умершего мирянина омывается, тело
 священника обтирается губкой, напитанной елеем, а тело монаха водой. Затем умершего одевают в чистые,
 если возможно, новые одежды и полагают в саван (белый покров), в знак того, что умерший давал при своем
 крещении обет проводить жизнь в чистоте и святости, или же одевают в одежды звания умершего, в указание
 того, что он идет к Господу Богу дать отчет в прохождении им обязанностей своего звания. На лоб умершего
 возлагается венчик с изображением Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи и с надписью Святый Боже , в знак
 того, что умерший, как христианин, вел на земле борьбу за правду Божию и умер с надеждой, по милосердию
 Божию и ходатайству Божией Матери и Иоанна Предтечи, получить венец на небесах. На руки его полагается
 крест или какая-нибудь икона, в знак веры умершего во Христа, Божию Матерь и святых угодников Божиих. Тело
 умершего полагается в гроб и наполовину покрывается священным покровом, в знак того, что умерший находился
 под покровом Православной Церкви. Гроб обыкновенно ставят посреди комнаты перед домашними иконами (в
 переднем углу), обращая лицо умершего к выходу. Вокруг гроба зажигают свечи, в знак того, что умерший
 перешел в область света в лучшую загробную жизнь. Затем при гробе начинается чтение псалтири с
 прибавлением молитв об упокоении умершего, и служатся панихиды (до погребения полагается особое
 последование по исходе души, помещенное в конце псалтири). Псалмы читаются в утешение скорбящих о смерти
 умершего.
  Панихидами называются краткие службы, состоящие из молитв о прощении грехов и упокоении в Царстве
 Небесном умершего. При служении панихид собравшиеся родственники и знакомые умершего стоят с
 возжженными свечами, в знак того, что и они верят в светлую будущую жизнь; в конце панихиды (при чтении
 молитвы Господней) свечи эти тушатся, в знак того, что земная жизнь наша, горящая как свеча, должна
 потухнуть, чаще всего не догоревши до предполагаемого нами конца.
  До погребения тело для отпевания переносится в храм; пред выносом совершается краткая заупокойная служба
 ( лития ), а во время перенесения поют Свитый Боже .
  В храме гроб с телом умершего ставят посреди церкви лицом к алтарю и по четырем сторонам гроба
 возжигают светильники. Служба отпевания состоит из песнопений, в которых кратко изображается вся судьба
 человека: за преступление заповеди он снова обращается в землю, из которой взят; но, несмотря на множество
 грехов, человек не перестает быть образом славы Божией , созданным по образу и подобию Божиему, а потому
 Св. Церковь молит Владыку и Господа, по Его неизреченной милости, простить усопшему грехи и удостоить его
 Царства Небесного. По прочтении Апостола и Евангелия, в которых говорится о будущем воскресении мертвых,
 священник читает разрешительную молитву. Этой молитвой разрешаются бывшие на умершем запрещения и
 грехи, в которых он покаялся и которые при покаянии он не мог вспомнить, и умерший с миром отпускается в
 загробную жизнь; текст этой молитвы полагается в руки умершего. Затем родные и знакомые дают умершему
 последнее целование, прощаются с ним, после чего тело умершего обертывается саваном и священник посыпает
 его крестообразно землею, произнося: Господня земля и исполнение ея (все, что наполняет ее. Прим. авт.),
 вселенная и вси живущие на ней ; гроб закрывается крышкой и умершему поется Вечная память .
  После отпевания гроб с телом умершего переносится на кладбище и опускается в могилу, лицом к востоку; при
 этом совершается краткая заупокойная лития.
  На могиле христианина ставится св. Крест как символ победы Христовой над смертью и адом, как
 величественное и многолиственное дерево, под тенью которого покоится христианин, как путник после
 долговременного странствования.
  Имея истинную веру в бессмертие человеческой души, всеобщее будущее воскресение умерших, Страшный
 Суд Христов и последнее воздаяние каждому по его делам, Св. Православная Церковь не оставляет своих
 умерших чад без молитвы, в особенности в первые дни после их смерти и во дни общего поминовения усопших
 (См.: Поминальные традиции). Она молится за них в третий, девятый и сороковой дни после их смерти.
  В третий день по смерти усопшего Св. Церковь, воспоминая трехдневное Воскресение Иисуса Христа, молит
 Его воскресить умершего для блаженной будущей жизни.
  В девятый день Св. Церковь молит Господа, чтобы Он сопричислил умершего к лику угодников Божиих,
 разделяемых, как и ангелы, на девять чинов.
  В сороковой день совершается молитва, чтобы Иисус Христос, вознесшийся на небо, вознес в небесные
 обители и умершего.
  Иногда поминовение умершего, по усердию и вере его родных, совершается ежедневно, в течение всех сорока
 дней, со служением заупокойной литургии и панихиды; это поминовение называется Сорокоустом.
  Наконец, в годовщину смерти умершего молятся за него близкие ему родные и верные друзья, выражая этим
 веру, что день смерти человека есть день не уничтожения, а нового рождения для вечной жизни, день перехода
 бессмертной души человеческой в другие условия жизни, где уже нет места земным болезням, печалям и
 воздыханиям.
  У нас в России, писал К. П. Победоносцев, характерная народная черта религиозное отношение к
 мертвому телу, исполненное любви, нежности и благоговения. Ужасны и отвратительны черты смерти повсюду,
 но мы одеваем их благоговейным покровом, мы окружаем их торжественною тишиною молитвенного созерцания,
 мы поем над ними песнь, в которой ужас пораженной природы сливается воедино с любовью, надеждой и
 благоговейной верой. Мы не бежим от своего покойника, а стоим над ним три дня и три ночи с чтением, с пением,
 церковною молитвою. Погребальные молитвы наши исполнены красоты и величия... и, когда слышишь их,
 кажется, не только произносится над гробом последнее благословение, но совершается вокруг него великое
 церковное торжество в самую торжественную минуту человеческого бытия .
  Православная церковь запрещает своим членам предавать тело сожжению, рассматривая это как проявление
 язычества или отправление культа сатаны. Над покойником, завещавшим сжечь его тело, церковь не разрешает
 совершать чин отпевания. Его имя может быть только помянуто за проскомидией, а первую панихиду можно
 служить только на сороковой день.
 
  ПОДОЛИЯ, русская земля по течению Днестра и Южного Буга. До 944 летопись упоминает о живших здесь
 славянских племенах, уличах и тиверцах. В древнейшие времена землю эту греки называли Великая Скуфь .
 Можно утверждать, что в начале известного нам исторического времени эти племена были многочисленные и
 сильные, заселяли западную полосу позднейшей Подолии, жили независимой жизнью и еще в к. XI в. обладали
 городскими центрами. До сер. XII в. летопись совершенно умалчивает об этом крае. Связанное общей жизнью с
 Киевом, население Подолии постепенно было отрезано, благодаря натискам кочевников, в н. X в. печенегов, в
 сер. XI в. половцев и др. С сер. XII в. начинают встречаться более определенные сведения о Подольской земле.
 Под 1144 упоминаются города, несомненно принадлежавшие Поднестровскому Подолью Ушица и Микулин,
 под 1146 города в Побужье Божеск, Межибожье и Хотельница, 1147 Бужск (Беляский), Шумск, Тихомль,
 Выгошев, Гноиница в том же Побужье. Из Подолии делают попытки овладеть Галичем кн. Иван Берладник и сын
 его Ростислав. Земля эта с 1226 встречается под названием Понизья. Во время Даниила Галицкого некоторое время
 здесь господствовали враждебные ему галицкие бояре. При нашествии татар они овладевают сперва небольшой
 частью Понизья, и то после обратного движения с запада на восток. Даниил старался укрепить там города и замки.
 Что же касается Побужья, то в н. 2-й пол. XIII в. почти весь бассейн Южного Буга был или непосредственно занят
 татарами, или признавал их господство и выплачивал им дань, порвавши всякие обязательные отношения к
 Даниилу.
  С XIII в. Подолия находится под оккупацией сначала татар, затем Литвы, а с XVI в. Польши. Возвращена
 России только после раздела Польши в 1793.
 
  ПОДОЛЬСК, город в Московской обл., центр Подольского р-на. Расположен на Окско-Москворецкой
 равнине, на р. Пахре (приток р. Москвы). Население 200 тыс. чел.
  Село Подол (Подол-Пахра) известно с 1627 28 как вотчина московского Свято-Данилова монастыря.
 Город Подольск с 1781. В XVIII в. основным занятием жителей были торговля, извоз и добыча белого камня.
 
  ПОДПОРОЖЬЕ, город в Ленинградской обл., центр Подпорожского р-на. Расположен в пределах Свирской
 впадины, на левом берегу р. Свирь. Население 22 тыс. чел.
  В н. XVIII в. в район современного Подпорожья по приказу Петра I были переселены крестьяне с р. Мсты для
 организации судовождения по р. Свирь, которая отличалась труднопроходимыми высокими порогами. В к. XIX в.
 селения, расположенные у самых больших свирских порогов (Сиговец и Медведец), стали называться
 Подпорожьем.
 
  ПОДРИЗНИК. См.: СВЯЩЕННЫЕ ОДЕЖДЫ.
 
  ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ, основной прямой налог в России XVIII XIX вв. Введен Петром I в 1724 взамен
 подворного обложения. Подушной податью облагалось все мужское население податных сословий. Введению ее
 предшествовали переписи тяглого населения с к. 1718. Для определения размеров подушной подати были взяты
 не хозяйственные ресурсы налогоплательщиков, а сумма, необходимая для содержания армии. Исходя из этого,
 первоначальный размер подушной подати был установлен в 80 коп. с души мужского пола, что составило бы в
 сумме ок. 4 млн. руб. в год. По мере уточнения численности тяглого населения подушная подать была снижена
 для крестьян до 74 коп., затем до 70 коп. с души. С государственных крестьян, кроме того, взимали 40 коп. с души
 мужского пола оброчной подати. Вплоть до 1782 раскольники платили подушную подать в двойном размере,
 посадские люди 80 коп. подушной подати и 40 коп. оброчной подати. Ревизская душа получила значение
 раскладочной единицы. При этом сохранялась мирская раскладка налогов внутри крестьянской и посадской
 общины, т. к. она обеспечивала более исправное поступление податей в казну. Введение подушной подати
 сопровождалось расширением числа налогоплательщиков за счет новых категорий населения и населения вновь
 присоединяемых территорий.
  С.И.
 
  ПОДУШНЫЙ ОКЛАД, форма налога, подати, введенная Петром I в 1718. Тогда же начата поголовная
 перепись податного населения и определен налог с души (исключая дворян и лиц духовного сословия).
 
  ПОДЬЯЧИЙ, низший чин приказной администрации в России XVI н. XVII вв. Подьячие осуществляли
 делопроизводство в центральных и местных учреждениях. Составляли особую группу служилого неподатного
 населения. Делились на старших, средних и младших. Любили получать посулы. В народе говорили: Каждый
 подьячий любит калач горячий .
 
  ПОЖАЙСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в Пожайском Успенском мужском
 монастыре, расположенном на берегу Немана, основание которого относится к XVII в. Монастырь устроен на
 урочище Пожайсце, почему и называется Пожайским. На Пожайской иконе изображение Пресвятой Богородицы
 написано на холсте, и на Ее лике выражается умилительное милосердие и любовь к страждущим и скорбящим и
 ко всем прибегающим к Ее помощи и заступлению.
  Празднуется 2/15 июля.
  Прот. И. Бухарев
 
  ПОЖАР, стихийное бедствие, посылаемое человеку в наказание за нарушение запретов, правил поведения и
 морально-этических норм, как Божья кара. Пожар может происходить как от молнии, т. е. небесного огня, так и от
 огня земного.
  Во избежание пожара у восточных славян хранились в доме освященные предметы: ветка вербы,
  четверговая свеча, а также головня с пожара, зажженного молнией. Причинами пожара считалось нарушение
 запретов работать в летние праздники (на Илью, Марию, Паликопу и др.), проявление неуважения к огню,
 разрушение гнезда аиста, обида, нанесенная огненному змею, и др. Так, например, в Вологодской губ. полагали,
 что нельзя утром раздувать огонь, не помолившись Богу, от этого бывают пожары. Первыми из загоревшегося
 здания выносили наиболее почитаемые предметы: иконы, стол, дежу (квашню). В Ярославской губ. считали, что
 если в огне пожара горит икона, то над этим местом появляется высокий столб пламени, наподобие горящей
 свечи .
  Поскольку пожар рассматривался как наказание свыше, тушить его порой считалось грехом. В тех же случаях,
 когда на пожар все-таки пытались воздействовать, стремились не столько потушить его, сколько локализовать,
 причем во многих случаях прибегали к различным суеверным способам. В России, особенно среди женского
 населения, было широко распространено мнение о том, что пожар, зажженный молнией, следует тушить молоком,
 но ни в коем случае не водой; по поверью, такой огонь только больше разгорается от воды. При тушении пожара
 от грозы использовали также освященные предметы: бросали в пожар пасхальное яйцо или обходили с ним
 загоревшееся строение, кидали в огонь вербу, обходили горящий дом с зажженной четверговой свечой или с
 иконой Неопалимой Купины , стояли лицом к огню с иконой свт. Николая (Миколы), затапливали печки в
 соседних домах, ср. поговорку: дым на дым или огонь на огонь нейдет .

<< Пред.           стр. 155 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу