<< Пред.           стр. 213 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

 иконописцев, кроме мастерства, неукоризненной жизни), о книгах богослужебных, о просфорах и просфорницах, о
 благочинии в храмах, о чине совершения Таинств, об избрании и поставлении священнослужителей, о черном и
 белом духовенстве, о суде церковном, о содержании храмов и причетов, об исправлении нравов и обычаев.
  Особенно ясно благодатное состояние русского общества отразилось в знаменитом Домострое .
  Царя бойся и служи ему верою, и всегда о нем Бога моли, поучает Домострой . Аще земному царю
 правдою служиши и боишися е, тако научишися небесного Царя боятися . Долг служения Богу есть одновременно
 и долг служения царю, олицетворяющему в себе православную государственность эта мысль прочно
 укоренилась в сознании русского человека. В Служебнике второй пол. XVI в. сохранилась молитва, которая
 рекомендовалась как образец покаяния для служилых людей. Согреших пред Богом и по Бозе пред государем
 пред великим князем русским царем, исповедовал кающийся. Заповеданная мне им (царем) слова права
 нигде же сотворих, но все преступих и солгах и не исправих. Волости и грады от государя держах не право, а суд
  по мзде и по посулу. Ох мне, грешному, горе мне, грешному! Како мене земля не пожрет за мои окаянныя грехи
  преступившего заповедь Божию, и закон, и суд Божий, и от государя своего заповеданное слово .
  Этому гласу покаяния вторит Домострой : Царю... не тщится служить лжею и клеветою и лукавством...
 славы земной ни в чем не желай... зла за зло не воздавай, ни клеветы за клевету... согрешащих не осуждай, а
 вспомни свои грехи и о тех крепко пекися , А в котором либо празднике... да призывают священнический чин в
 дом свой... и молят за царя и великого князя (имярек), и за их благородные чада .
  В 1589 Богу, наконец, было угодно дать русскому народу свидетельство о том, что Россия правильно поняла
 свой долг. За три года до того в Москву прибыл для сбора милостыни Антиохийский патриарх Иоаким.
 Благочестивый царь Феодор Иоаннович, прозванный за очевидную святость жизни освятованным царем,
 высказал тогда церковному собору и боярской думе свое желание установить патриаршество на Руси. Обладавший
 пророческим даром, царь как бы предвидел испытания, ожидавшие народ по пресечении династии Рюриковичей, и
 торопился дать православному русскому царству в лице патриарха опору, которая должна была удержать его от
 разрушения. Переговоры с Антиохийским патриархом были поручены Борису Годунову. Иоаким согласился с
 желанием Феодора и обещал обсудить дело с другими патриархами. Те, решив уважить просьбу русского царя,
 положили было отправить в Россию для участия в поставлении Иерусалимского первосвятителя. Однако чин
 особого смотрения Божия о России требовал, видно, чтобы преемственность русского служения была явлена
 миру во всей полноте и непререкаемости. Нужды Константинопольской (бывшей Византийской) церкви, гонимой
 султаном Амуратом, потребовали приезда в Москву самого патр. Константинопольского Иеремии, знаменитого
 своей духовной ученостью и страданиями за Церковь. Он прибыл в Москву в июле 1588, сказав Феодору:
  Слышав о таком благочестивом царе, пришел я сюда, чтобы помог нам царь в наших скорбях . С собой Иеремия
 привез соборное определение об открытии патриаршества на Руси.
  В храме Успения Богоматери в Кремле в приделе Похвалы Ее созван был многочисленный собор русских
 пастырей, представивший царю имена трех кандидатов в патриархи. Положившись на суд Божий, бросили жребий
  он пал на митр. Московского Иова. 23 января 1589 в Успенском соборе был торжественно поставлен первый
 русский патриарх. Он принял поставление от патриарха Византийского. И более того в Соборной уставной
 грамоте, узаконившей патриаршество на Руси, всему миру объявлялось, что ветхий Рим пал от ереси , что
  новый Рим , Константинополь, порабощен безбожными племенами агарянскими и что поэтому Третий Рим есть
 Москва. Тогда же положено было быть в России четырем митрополитам, шести архиепископам и восьми
 епископам.
  Это осознание себя Третьим Римом последних времен через два года было подтверждено собором
 православных патриархов, и таким образом утвердилось в качестве канонически закрепленного воззрения
 Вселенской Православной Церкви. В соборном постановлении первосвятителей написано: ...Признаем и
 совершаем в царствующем граде Москве поставление и поименование патриаршеское господина Иова . При этом
  главным и начальным служением русского патриарха провозглашается обязанность содержать апостольский
 престол Константина фала .
  Митрополит Иоанн (Снычев)
 
  ТРЕТЬЯКОВ Павел Михайлович (15.12.1832-4.12.1898), собиратель произведений русской живописи
 (преимущественно художников-передвижников) и скульптуры, художественный деятель, действительный член
 Петербургской Академии художеств (с 1893). Собирательством стал заниматься с 1856, поставив задачу создания
 галереи русской национальной живописи, с 1860 у Третьякова родилось намерение сделать свое собрание
 общественным достоянием. Он посещал художественные выставки, мастерские художников, музеи и частные
 собрания России и Западной Европы, заказывал русским художникам для своей галереи картины и портреты
 наиболее важных деятелей России, приобретал целые коллекции (например, В. В. Верещагина, А. А. Иванова и др.).
  В 1874 Третьяков построил специальное помещение для своего собрания, которое с 1881 стало открытым для
 посещения. В 1892 Третьяков передал свою коллекцию (1276 картин и 470 рисунков выдающихся русских
 художников, а также коллекцию икон) и здание галереи в собственность Московской городской думы. С 1893 она
 получила название Городской художественной галереи Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых и пополнялась
 в значительной мере на средства Павла Третьякова, который стал ее пожизненным попечителем .
  В.А. Федоров
 
  ТРЕТЬЯКОВ Петр Николаевич (30.10/12.11.1909-12.06.1976), русский ученый-археолог. Автор
 многочисленных работ, посвященных происхождению и древнейшей истории восточных славян, историк Древней
 Руси и возникновения древнерусской народности. Лауреат Сталинской премии (1952).
 
  ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ, в Москве крупнейший музей русского искусства. Основан русским купцом П.
 М. Третьяковым. После 1917 в ее собрание включены коллекции И. С. Остроухова и Цветковской галереи,
 Румянцевского музея. В 1980-х в Третьяковской галерее хранилось св. 50 тыс. произведений русского искусства.
  В музее богатое собрание древнерусской иконописи (включающее Троицу Андрея Рублева). Здесь хранятся
 значительные образцы русской живописи и скульптуры XVIII 1-й пол. XIX вв. (произведения Д. Г. Левицкого,
 Ф. С. Рокотова, скульптора Ф. И. Шубина и др., полотна К. П. Брюллова, В. А. Тропинина, П. А. Федотова,
 картина А. А. Иванова Явление Христа народу ), наиболее полное собрание работ передвижников: В. Г. Перова,
 И. Н. Крамского, В. Е. Маковского, А. М. и В. М. Васнецовых, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова, И. Е. Репина (в т. ч.
  Крестный ход в Курской губернии , Иван Грозный и сын его Иван , Не ждали ), В. И. Сурикова (в т. ч. Утро
 стрелецкой казни , Боярыня Морозова , Меншиков в Березове и др.), большая коллекция произведений В. В.
 Верещагина, работы живописцев и графиков к. XIX н. XX вв., в т. ч. членов Мира искусства , Союза русских
 художников, Голубой розы , Бубнового валета и др. художественных объединений (произв. И. И. Левитана, М.
 А. Врубеля, В. А. Серова, К. А. Коровина, Н. К. Рериха, А. Н. Бенуа, К. А. Сомова, С. Т. Коненкова, П. П.
 Кончаловского, П. Д. Корина, В. И. Мухиной, М. В. Нестерова, Ю. И. Пименова, А. А. Пластова, Г. М. Коржева и
 др.).
 
  ТРЕТЬЯКОВЫ, московский купеческий род. Основатель рода Елисей Мартынович переселился в Москву в
 1774. Его наследникам принадлежала льноткацкая и льнопрядильная фабрики в Костроме. Наиболее известны:
 Павел Михайлович (1832 98), основатель Третьяковской галереи, действительный член (с 1893) Петербургской
 Академии художеств. Родился и провел юность в Москве. С 1856 собирал произведения русских художников,
 оказывал значительную материальную поддержку передвижникам. В 1892 он передал свое собрание в дар Москве.
 Его брат Сергей Михайлович (1834 92), деятель московского городского самоуправления, в 1877 81
 городской голова. Собрал значительную коллекцию произведений западноевропейской живописи, был членом
 Московского художественного общества, Русского музыкального общества. Свое собрание завещал через брата
 Москве.
 
  ТРЕХ РАДОСТЕЙ , чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в паперти над входом в церковь
 Троицы в Грязях на Покровке в Москве. Об этой иконе существует такое предание. Одна знатная женщина в
 короткий промежуток времени понесла тяжкие утраты, одну за другою: ее муж был в чем-то оклеветан и
 отправлен в ссылку, имение было отобрано в казну, а единственный сын, утешение матери, попал в плен во время
 войны. Несчастная искала утешения в молитве и просила Царицу Небесную быть заступницей пред Божиим
 милосердием за невинных страдальцев. И вот однажды она слышит во сне голос, повелевающий ей отыскать икону
 "Святого Семейства" и помолиться пред нею. Скорбящая женщина долго искала по московским церквам
 желанную икону, пока наконец не нашла ее на паперти Троицкой церкви на Покровке. Усердно помолилась она
 пред этою иконою и вскоре получила три радостные вести: муж ее был оправдан и возвращен из ссылки, сын
 освобожден из тяжкого плена, и имение возвращено им из казны. Отсюда и пошло название Трех Радостей . На
 иконе изображен Богомладенец на коленях Пресвятой Богородицы с белым цветком в руках, справа стоит Иосиф
 Обручник, а слева Иоанн Предтеча, в детском возрасте; оба с любовию взирают на Божественного Младенца.
  Празднуется икона 26 декабря/8 января.
  Прот. И. Бухарев
 
  ТРИЗНА, оплакивание умершего. День, установленный в память умершего, включал несколько ритуальных
 действий. Погребальные игры воинов, тоже называвшиеся тризна , напоминали о земных делах умершего и о
 том, что человек одинаково принадлежит трем мирам: небесному, земному и подземному (отсюда сакральное
  три ). Затем была страва поминки (которые иногда неправильно называют тризна ). С погребальным
 обрядом связаны также трогательные образы женских божеств смертной печали Карны (ср.: окарнать, постигла
 кара) и Жели, которые встречаются в Слове о полку Игореве , Кручины и Журбы (в других племенах),
 воплощающих беспредельное сострадание. Считалось, что одно лишь упоминание их имен (пожалеть, жалость)
 облегчает души и может спасти от многих бедствий в дальнейшем. Не случайно в фольклоре славян так много
 плачей и причитаний. Корень три с сакральным смыслом отрицания нечета , как символа несчастья, часто
 встречается в заклинаниях. Ярославна плачет: Светлое и тресветлое солнце!
  А. Баженова
 
  ТРИКИРИЙ. См.: ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ.
 
  ТРИОДЬ ПОСТНАЯ, богослужебная книга, содержащая в себе молитвословия на дни Великого поста и на
 приготовительные недели к нему, начиная с Недели мытаря и фарисея и до Пасхи. Слово триодь греческое и
 означает трипеснец . Такое название эта книга и следующая за ней Триодь Цветная получили потому, что в них
 имеются неполные каноны, состоящие всего из трех песней, вместо обычных девяти песней канона.
 
  ТРИОДЬ ЦВЕТНАЯ, богослужебная книга, заключающая в себе песнопения со дня Св. Пасхи до Недели Всех
 святых (т.е. до 9 воскресенья, считая со дня Пасхи).
 
  ТРИФОН АПАМЕЙСКИЙ, Никейский, мученик (ск. 250), родился в одной из областей Малой Азии
 Фригии. С юных лет Господь даровал ему силу изгнания бесов и исцеления различных болезней. Однажды силой
 своей молитвы он заставил уйти насекомых, опустошавших поля. Помогая всем страждущим, св. Трифон требовал
 только одной платы веры в Иисуса Христа, благодатью Которого он исцелял их. Так, проповедуя делом, он
 многих привел ко крещению. При имп. Декии святой подвергался жестоким истязаниям и был приговорен к
 смерти. Перед казнью мученик испросил у Господа особую благодать тем, кто будет призывать его имя на помощь.
 Впоследствии мощи св. Трифона были перенесены в Константинополь, а затем в Рим.
  Существует предание, что при царе Иоанне Грозном, во время царской охоты, улетел любимый царем кречет.
 Царь приказал сокольнику Трифону Патрикееву найти улетевшую птицу, что тот мог сделать, только обратившись
 с горячей молитвой к своему небесному покровителю. Поэтому в русской иконописной традиции мч. Трифон
 изображается верхом на белом коне, держащим на руке кречета.
  Память мч. Трифону отмечается 1/14 февраля.
 
  ТРИФОН ВЯТСКИЙ, архимандрит (1543-8.10.1612), младший сын богатого крестьянина с. Немигонка,
 Архангельского края, после смерти отца ушел в г. Орлов, вел подвижническую жизнь и стяжал многие
 благодатные дары. Через некоторое время святой поступил в Пыскорский монастырь, где в возрасте 22 лет принял
 постриг с именем Трифона. В монастыре преподобный тяжело заболел, и когда впал в беспамятство, то ему явился
 ангел, который должен был вознести его на небо, но в то же время раздался глас, повелевавший ангелу оставить
 Трифона на земле. Когда святой очнулся, то ему явился свт. Николай со словами: Встань и ходи! После этого,
 избегая славы, преподобный оставил монастырь в поисках уединения. Он проповедовал веру Христову язычникам-
 остякам, обратил в нее вогулов другое племя язычников. По внушению свыше преподобный пошел в Вятку и
 основал там монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы (см.: Успенский Трифонов мужской монастырь).
 Архимандритом новой обители назначили прп. Трифона. В конце своей жизни ему пришлось перенести очень
 тяжелую скорбь: против него восстала часть братии, недовольная строгим уставом, введенным святым в
 монастыре. После низложения преподобный ушел странствовать по городам и монастырям России. Однако святой
 решил вернуться в родной монастырь, чтобы умереть в нем. Радостно встретила покаявшаяся братия своего старца,
 на коленях просила его о прощении. Через несколько дней прп. Трифон мирно скончался и был погребен с великой
 честью. В 1648 св. мощи его были обретены нетленными. Память прп. Трифону отмечается 8/21 октября.
 
  ТРИФОН ПЕЧЕНГСКИЙ, Кольский, преподобный, просветитель лопарей (1495 15.12.1583), во св. крещ.
 Митрофан, родился в г. Торжке, Тверского края, в духовной семье. Раз в церкви его поразили слова: Пустынным
 живот блажен есть Божественным рачением воскрыляющимся (2-й тропарь антиф., 5-й гл.). С тех пор,
 побуждаемый молитвенной жаждой, он стал искать уединения в глухих местах. В сер. 1520-х он пошел на север к
 р. Коле. Это была дикая, непроходимая сторона, где жили идолопоклонники лапландцы. Митрофан стал
 проповедовать им Евангелие. Часто он подвергался оскорблениям от колдунов, жизнь его была в опасности, не раз
 приходилось скрываться в горах, но все равно преподобный возвращался и продолжал проповедовать. Наконец в
 1532 пришел из Колы иеромонах Илия, освятил церковь Св. Живоначальной Троицы, построенную Митрофаном, и
 постриг его с именем Трифона. На месте своей первоначальной кельи прп. Трифон создал Успенскую пустынь и
 завещал себя в ней похоронить (См.: Печенгский Трифонов мужской монастырь). Скончался святой, предсказав
 перед смертью разорение обители шведами.
  Память прп. Трифону отмечается 15/28 декабря.
 
  ТРОЕРУЧИЦА (Дамаскинская), чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Написана в память исцеления
 отсеченной руки св. Иоанна Дамаскина в царствование Льва Исаврянина-иконоборца, в VIII в. Св. Иоанн, сильно
 защищавший письменно и устно почитание св. икон, за эту ревность оклеветан был Львом Исаврянином перед
 князем, при котором он занимал важную гражданскую должность. Князь, не разобравши дела, приказал отсечь у
 оклеветанного руку, писавшую якобы императору на него доносы, и повесить ее на городской площади на страх
 другим. Вечером в тот день блаженный, узнав, что утих гнев князя, послал к нему своих друзей со следующими
 словами: Умножается болезнь моя и несказанно меня мучит, и я не могу иметь отрады, доколе рука моя, на позор
 повешенная, не будет отдана мне . Князь склонился на мольбу страдальца и велел отдать ему отсеченную руку.
 Получив руку, Иоанн затворился в свою келью и, падши пред св. иконою Богоматери, приложил отсеченную
 мертвую свою руку к суставу и из глубины сердца со слезами и рыданиями молился об исцелении руки на пользу
 верных. После молитвы Иоанн заснул и в сонном видении увидел Богоматерь, которая взирала на него светлыми и
 милостивыми очами. Вот рука твоя здорова, сказала Она ему, и не скорби больше, исполни то, что ты
 обещал Мне в своей молитве . Иоанн проснулся без болезни, с исцеленной рукой. В благодарность за чудесное
 исцеление руки помощью Богоматери и в память этого благодатного события он сделал из серебра изображение
 ручной кисти и приложил ее к иконе своей Заступницы, как бы третью руку. Отчего эта икона впоследствии и
 получила название Троеручицы . Подлинную икону Троеручицы сам Иоанн перенес из Дамаска в лавру св.
 Саввы Освященного, куда он переселился для подвигов благочестия, и она пребывала там от сер. VIII до XIII в. В
 этом веке она перенесена св. Саввой, архиепископом Сербским, в Сербию, а отсюда на Афон. С Афона список
 образа Троеручицы принесен был в Москву 28 июня 1661, к патр. Никону, который поставил его в
 Воскресенском монастыре, именуемом Новым Иерусалимом. Празднуется 28 июня/11 июля.
  Прот. И. Бухарев
 
  ТРОИЦА ПРЕСВЯТАЯ, Бог христиан, Единый в Трех Лицах, или Трех ипостасях: Отец, Сын и Святой Дух.
 Бог един по существу и троичен в лицах, что есть Бог Отец, есть Бог и Сын, есть Бог и Дух Святой, что в сей Св.
 Троице ничтоже первое или последнее, ничтоже более или менее, но целы три ипостаси, соприсносущны суть
 себе и равны (св. Афанасий), до этой истины не может возвыситься естественными силами никакой
 человеческий разум, измыслить ее не в состоянии никакая человеческая мудрость. Догмат о троичности Лиц в Боге
 есть догмат богооткровенный в особенном и полнейшем значении этого слова, догмат собственно христианский.
 Исповедание этого догмата отличает христианина и от иудеев, и от магометан, и вообще от всех тех, которые
 знают только Единство Божие (что исповедовали и лучшие из язычников), но не знают тайны о триипостасности
 Божества. В самом христианском вероучении этот догмат есть догмат коренной, или основной. Утверждение его
 служит основанием всего христианства и христианского вероучения. Без признания трех Лиц в Боге нет места ни
 учению о Боге-Искупителе, ни учению о Боге-Освятителе, так что, можно сказать, христианство в своем учении
 опирается на догмат о Св. Троице; без него христианство держаться не может. Вот почему изложение учения о Св.
 Троице составляет главное содержание всех символов, какие употреблялись и употребляются в Православной
 Церкви. Являясь краеугольным догматом христианства, догмат о Пресвятой Троице в то же время есть и самый
 непостижимый. Никтоже знает Сына, токмо Отец, ни Отца кто знает, токмо Сын (Мф. 11:27). Совершеннейшая
 непостижимость этого высочайшего догмата обусловливается самой сущностию его. Там, где дело идет о самом
 существе бесконечном, человеческий разум, ограниченный по самой природе своей, является бессильным
 вместить в свои узкие рассудочные понятия понятие бесконечного.
  Троица Имя Божие, выражающее христианское учение о природе Бога, Единого в трех Лицах, или
 ипостасях. В Библии это явление трех Мужей, изображаемых Ангелами, Аврааму (Быт. 18:1 15) или Свят,
 Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его , как трижды изречено пророком Исайей (Ис. 6:3). В
 Евангелии о триипостасном существе Бога сказано Христом, посылающим учеников своих на проповедь: Идите,
 научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28:19). Появление же Св. Троицы в
 Евангелии впервые зафиксировано при Крещении Иисуса Христа Иоанном Предтечей: Отверзлись Ему небеса, и
 увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий:
 Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3:16-17; Мк. 1:10-11; Лк. 3:21-22).
 Изображение имеет три иконографических решения: Ветхозаветная Троица , Отечество , Новозаветная
 Троица .
 
  ТРОИЦЕ-ОДИГИТРИЕВСКИЙ женский монастырь (Зосимова пустынь), Московская еп., в 46 верстах от
 г. Вереи. Основан в 1856 из существовавшей с 1841 женской общины, начало которой было положено еще в 1826
 схимонахом Зосимою (Верховским, происходившим из рода дворян Смоленской губ. и скончавшимся в 1833),
 гробница которого находилась в южном приделе монастырского Троицкого храма.
 
  ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА пустынь, С.-Петербургская еп., в окрестностях С.-Петербурга, на берегу Финского
 залива. Основана в 1734 духовником имп. Анны Иоанновны, настоятелем Троице-Сергиевой лавры архим.
 Варлаамом. До 1764 приписаны была к Александро-Невской лавре. Пятиглавый Троицкий собор сооружен в 1756
 на средства лавры. Здесь находилась особо чтимая икона прп. Сергия Радонежского, а при ней крест с частицею
 св. мощей его. В соборном храме во имя прп. Сергия, построенном в 1859, находился ковчег с частицами св.
 мощей Египетских пустынников. Третий, соборный храм Воскресения Христова, пятиглавый, был освящен в
 1884.
  С.В. Булгаков
 
  ТРОИЦЕ-СТЕФАНО-УЛЬЯНОВСКИЙ мужской монастырь, Вологодская еп., в м. Ульянове, в 165 верстах
 от Усть-Сысольска, близ р. Вычегды. Основан в к. XIV в. св. Стефаном Пермским. Упраздненный в 1764, он был
 восстановлен в 1860.
 
  ТРОИЦК, город в Московской обл. Расположен на р. Десне. Население 31 тыс. чел.
  Возник на месте с. Троицкое (Богородицкое), принадлежавшего во 2-й пол. XVII н. XVIII вв. князьям
 Репниным. В 1797 в селе основана суконная фабрика, к к. XIX н. XX вв. выросшая в крупное предприятие (ныне
  Троицкая камвольная фабрика.
 
  ТРОИЦК, город в Челябинской обл., центр Троицкого р-на. Расположен на восточном склоне Южного Урала,
 на р. Уй (бассейн Оби), при впадении в нее р. Увельки. Население 86 тыс. чел.
  Основан в 1743 на левом берегу р. Уй как крепость в Уйской укрепленной линии. С сер. XVIII в. Троицк,
 находившийся на Сибирском торговом пути, становится важным пунктом меновой торговли с народами
 Казахстана, Средней и Центральной Азии. Город с 1784. В XVIII XIX вв. Троицк место проведения крупной
 ярмарки.
 
  ТРОИЦКАЯ КРИВОЕЗЕРСКАЯ пустынь, Костромская еп., в Макарьевском у., на левом берегу Волги,
 против Юрьевца. Основана в 1613 41. Здесь находились Иерусалимская икона Божией Матери, написанная в
 1709 благочестивым иноком этой обители Корнилием (бывшим царским иконописцем, в миру Кириллом
 Улановым), и древняя чудотворная икона св. Антипы.
 
  ТРОИЦКИЕ ГУЛЯНИЯ, самый массовый народный летний праздник в России вплоть до н. XX в.,
 непременной принадлежностью которого были начинавшиеся после церковной службы хороводы, пение, пляски
 под открытым небом в рощах, лугах, на холмах. Здесь же угощались пирогами и обязательным блюдом из яиц.
 Основу троицкого празднично-хороводного цикла составляли два связанных между собою, но разделенных во
 времени действия: завивание и развивание венков в лесу, обычно на березах. В Троицын день, как всем
 известно, завивают венки, а через неделю в день заговен (то есть накануне Петровского поста. М.Г.)
 развивают , писал о крестьянах Тульской губернии Василий Левшин в Вольное экономическое общество.
  Выражение как всем известно говорит о повсеместном распространении обычая. Об этом же
 свидетельствуют и описания конца XVIII в. из Пермской, Тверской и других губ. Цикл мог начинаться на Семик
 (четверг перед Троицей) и завершаться на Троицу или начинаться на Троицын день, а заканчиваться на заговенье
 Петрова поста. Во многих местах при развивании венки надевали на головы и шли всей гурьбою к ближайшему
 водоему реке или озеру; там венки бросали в воду и гадали по ним ( неутонувшие предвещали долгую жизнь ).
 Хороводы продолжались и на улицах селения, под звуки рожков.
  Характерной чертой троицкого праздничного цикла было украшение помещений и дворов зеленью, и особенно
 березками: в церквах, в домах и перед ними расставляли ( сажали ) зеленеющие молодые, и притом лучшего
 вида, деревья и полы укрывали травою и цветами . Не было такого района и даже селения, где Троица (с
 присоединением предыдущей или последующей недели) не отмечалась бы увеселениями, присущими именно
 этому периоду. У русских, как справедливо отмечает исследовательница В.К. Соколова, Троицын день и
 предшествовавший ему в некоторых местах четверг Семик... стал самым важным народным летним
 праздником .
  Самый любимый праздник молодежи Троицын день , писала в Тенишевское бюро местная жительница
 относительно Бутчинской, Грибовской и Дулевской вол. Жиздринского у. Калужской губ. Накануне убирали в
 домах, во дворах и на улице перед домом: подметали очень чисто ; перед каждым домом ставили березки, а
 интерьер украшали березовыми ветками. Накануне же девушки гурьбой отправлялись в лес за целебными травами:
 буковицей, диким перцем, ягодником (листьями земляники), иван-да-марьей. В самый день праздника молодежь
 после церкви, пообедав и немного отдохнув, шла в лес завивать венки ; на лесной поляне собирались парни и
 девушки из нескольких соседних деревень: водили хоровод, играли в игры ( горелки , столбики ). Звучало
 несколько гармоней.
  В этой местности в другие сроки парни в хороводы обычно не допускались; главной особенностью троицких
 хороводов был их смешанный характер. Кроме того, празднование на лесной поляне включало элементы,
 присущие троицким развлечениям и в других местах: костер, приготовление определенного набора блюд (жарили
 яичницу, ветчину, сало, смешивали творог со сметаной в больших деревянных чашках), завивание венков. После
 завивания венков на березах расходились с громкими песнями по своим домам. Через неделю, на Петровское
 заговенье, развивали венки : собирались снова на той же поляне, исполняли те же хороводные песни;
 повторялись и набор игр, и состав блюд. После угощения срывали с берез венки, завитые на Троицу, надевали их
 на головы. Затем молодежь делала и одевала большую куклу, которую называли Купалой . С плясками, песнями
 и присвистом все шли к ближайшим речке или пруду и бросали в воду Купалу. За куклой следовали венки, по
 которым гадали: чей венок потонет, того желанье не исполнится. Корреспондентка, которая не раз бывала на
 завивании и развивании венков , подчеркивает, что никогда не видела там грубых или неприличных выходок.
  Двухчастный характер троицкого гулянья молодежи мы видим во многих описаниях из разных районов. Но эти
 две части завиванье и развиванье венков могли приурочиваться согласно местной традиции к иным
 срокам, как бы сдвинутым по сравнению с приведенными выше, и тогда весь цикл завершался, а не начинался в
 день Троицы. Часто встречается вариант Семик Троица. Например, из семи описаний, сделанных в разных

<< Пред.           стр. 213 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу