<< Пред.           стр. 70 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

  Прыгая на палочке перед царским конем, он приговаривал: Иванушка! Покушай хлеб-соль (жители города
 встречали Иоанна постной трапезой. Прим. авт.), чай, не наелся мясом человеческим в Новгороде! Считая
 обличения юродивого за глас Божий, царь отменил казни и оставил Псков.
  Можно еще приводить примеры отношения Грозного царя к святым, праведникам, архиереям и юродивым. Но
 все они и дальше будут подтверждать, что поведение его всегда и во всем определялось глубоким и искренним
 благочестием, полнотой христианского мироощущения и твердой верой в свое царское тягло как Богом данное
 служение. Даже в гневе Иоанн пребывал христианином. Вот что сказал он Новгородскому архиепископу Пимену,
 уличенному в измене собственноручной грамотой, писанной королю Сигизмунду. Архиерей пытался отвратить
 возмездие, встретив царя на Великом мосту с чудотворными иконами, в окружении местного духовенства.
  Злочестивец! В руке твоей не Крест Животворящий, но оружие убийственное, которое ты хочешь вонзить нам
 в сердце. Знаю умысел твой... Отселе ты уже не пастырь, а враг Церкви и Святой Софии, хищный волк, губитель,
 ненавистник венца Мономахова!
  Приняв на себя по необходимости работу самую неблагодарную, царь, как хирург, отсекал от тела России
 гниющие, бесполезные члены. Иоанн не обольщался в ожидаемой оценке современниками (и потомками) своего
 труда, говоря: Ждал я, кто бы поскорбел со мной, и не явилось никого; утешающих я не нашел заплатили мне
 злом за добро, ненавистью за любовь . Второй раз приводим мы изречение Иоанна, теперь уже с полным
 правом говоря воистину так!
  В отличие от историков, народ верно понял своего царя и свято чтил его память. Вплоть до самой революции и
 последовавшего за ней разгрома православных святынь Кремля к могиле Грозного Царя приходил простой люд
 служить панихиды, веруя, что таким образом выраженное почитание Иоанна IV привлекает благодать Божию в
 дела, требующие справедливого и нелицеприятного суда.
  Митрополит Иоанн(Снычев)
 
  ИВАН V АЛЕКСЕЕВИЧ (27.08.1666-29.01.1696), русский царь в 1682 96. Сын русского царя Алексея
 Михайловича Тишайшего и царицы Марии Ильиничны, урожденной Милославской. Был болезненным и
 малоспособным человеком. Хотя Иван назывался старшим царем ( младшим царем считали Петра /), он
 никогда практически не занимался государственными делами. В 1682 89 за него Россией управляла царевна
 Софья, а в 1687 96 Петр I.
  О. М. Рапов
 
  ИВАНГОРОД, город в Ленинградской обл. к западу от С.-Петербурга. Расположен на Принарвской
 низменности, на правом берегу р. Нарвы, напротив г. Нарва (с которым соединен мостом). Ж.-д. станция.
 Население 12 тыс. чел.
  Основан в 1492 Московским вел. кн. Иваном III, известен также по немецким документам XV в. как контр-
 Нарва . В XVI в. крепость Ивангород неоднократно отбивала атаки немцев, шведов и поляков. В 1581 90 и 1612
  1704 Ивангород находился иод оккупацией шведов. В 1704 освобожден русскими войсками. В XIX в. близ
 Ивангорода на полуострове Кренгольме была построена одна из самых крупных в России текстильных фабрик
 Кренгольмская мануфактура.
 
  ИВАНИШЕВ Николай Дмитриевич (1811-1874), русский историк, славист, профессор Киевского
 университета. Один из разработчиков учения славянофилов. Главные труды: О плате за убийство в древнерусском
 и других славянских законодательствах... , О древних сельских общинах в Юго-Западной России .
 
  ИВАНОВ Александр Андреевич (16.07.1806-3.07.1858), живописец, сын профессора Академии художеств А.
 И. Иванова. Получил хорошее домашнее образование, преимущественно художественное. В 1817 был принят в
 Академию художеств, которую окончил в 1830. Первая его картина Приам, испрашивавший у Ахилла тело
 Гектора (1824). С 1831 и почти до конца своей жизни Иванов находился в Италии.
  Ранний период творчества Иванова посвящен темам истории античности и древнегреческой мифологии.
 Картина Аполлон, Кипарис и Гиацинт (1830 34) завершает этот цикл его творчества. С сер. 1830-х Иванов
 обращается к евангельской тематике ( Явление Христа Марии Магдалине и др.).
  Делом всей жизни Иванова стало создание величественного полотна Явление Христа народу , которому он
 посвятил 20 лет (1837 57). Во время работы над картиной Иванов сделал 258 эскизов. В этом произведении
 выражена тема нравственного преобразования человека. Иванов показал людей, жаждущих свободы и ищущих
 правды.
  В Италии Иванов жил на скудные средства пенсионера (стипендиата) петербургского Общества поощрения
 художников, отказываясь от лестных предложений занять должность профессора в Академии художеств. В Риме
 неоднократно встречался с проживавшим там Н. В. Гоголем. Из-за прекращения пенсии вынужден был, уже тяжело
 больным, вернуться в Петербург.
  В России картина Явление Христа народу была выставлена первоначально для Александра II и подарена Ру-
 мянцевскому музею (ныне находится в собрании Третьяковской галереи).
  В. А. Федоров
 
  ИВАНОВ Анатолий Степанович (5.05.1928-31.05.1999), русский писатель, главный редактор
 патриотического журнала Молодая гвардия (1972-96).
  Автор романов Повитель (1958), Тени исчезают в полдень (1963), Вечный зов (1971 76), повестей
  Жизнь на грешной земле (1971) и Вражда (1979), в которых в остросюжетной форме раскрывает судьбы
 русских людей в советский период. Произведения Иванова пользуются огромной популярностью.
  Под руководством Иванова журнал Молодая гвардия в 1980 90-е стал одним из главных патриотических
 центров национального сопротивления космополитическим силам.
 
  ИВАНОВ Валентин Дмитриевич (31.07.1902-7.04.1975), русский писатель. Автор исторических романов
  Повести древних лет (1953), Русь изначальная и Русь Великая . В литературу пришел зрелым человеком, в к.
 1940-х. Несмотря на огромный читательский интерес к трилогии Иванова и высокую оценку ее
 профессиональными историками, о ней упорно молчала космополитическая критика.
 
  ИВАНОВ ДЕНЬ (Иван Купала), день Рождества Иоанна Предтечи (24 июня/7 июля), день летнего
 солнцестояния, до н. XX в. один из основных народных праздников, объединивший в себе элементы
 христианского мировоззрения и остатки древних языческих ритуалов.
  Древние памятники письменности дают достаточно подробное описание этого праздника. Один из очевидцев
 его, игумен Елеазаровской пустыни Памфил, живший в XVI в., в послании к наместнику города Пскова писал:
  Егда приходит день Рождества Предтечева, и прежде того, исходят огньницы, мужие и жены чаровницы по лугам,
 и по болотам, и в пустыни, и в дубравы, ищущи смертныя отравы на пагубу человеком и скотом; туже и дивия
 корения копают на потворение мужем своим. Сия вся творят действом диаволим в день Предтечева Рождества, с
 приговоры сатанинскими. Егда бо приидет праздник, во святую ту нощь мало не весь град возмятется, и в селех
 возбесятся, в бубны и сопели и гудением струнным, плясканием и плясанием; женам же и девкам и главами
 киванием, и устнами их неприязнен крик, вся скверныя песни, и хребтом их вихляния, и ногам их скакание и
 топтание; ту есть мужем и отроком великое падение, мужеско, женско и девичье шептание, блудное им воззрение
 и женам мужатым осквернение, и девам растление .
  В Стоглаве находим такое же известие о празднике Купалы. Здесь, между прочим, замечается, что в это время
 мужчины и женщины ходили ночью по домам и улицам, забавлялись бесстыдными играми, пели сатанинские
 песни и плясали под гусли. По прошествии ночи с великим криком все отправлялись в рощи и омывались в реке
  как бешеные . Подобное говорит в своем Синопсисе архимандрит Киево-Печерского монастыря Иннокентий
 Гизель. В его время, в навечерие праздника Рождества Иоанна Предтечи, следующим образом отправляли
 праздник Купалы: В навечерие Рождества св. Иоанна Предтечи собравшиеся ввечеру юноши мужеска и девическа
 и женска полу соплетают себе венцы от зелия некоего, и возлагают на главы, и опоясуются ими. Еще же на том
 бесовском игралищи кладут огонь, и окрест его, вземшеся за руце, нечестиво ходят и скачут, и песни поют,
 сквернаго Купала часто повторяюще и чрез огонь прескачуще, самих себе тому бесу Купалу в жертву приносят .
  Таким образом, из этих обрядов праздника Купалы нельзя не видеть, что он был для наших предков каким-то
 великим днем очищения огнем и водой и вместе с тем служил праздником летнего солнцестояния, когда
 обыкновенно природа действует с особенною всеоживляющею и всевозбуждающею силою. Что именно
 древнерусский Купала был праздником очистительным, в доказательство этому достаточно только вспомнить, что
 вообще у многих народов древности огонь почитался высшею очистительною стихией и на поклонении ему даже
 основывались целые религии. Известно, например, что князья наши могли являться пред лицо татарских ханов
 только проходя предварительно огненные костры. Равным образом и омовение водою постоянно и у всех почти
 древних народов признавалось действием очищения; даже в нашей церкви погружение крещаемого в воду
 знаменует видимым образом очищение его от первородного и других грехов. Нельзя также сомневаться в том, что
 наши предки с праздником Купалы соединяли мысль о летнем солнцеповороте. Известно, что дохристианский
 русский праздник Купалы совершался в самое время летнего солнцестояния, когда солнце достигает самого
 высокого и крайне сильного влияния на землю, после чего оно начинает поворот на зиму. На этом основании
 предки наши считали даже церковный праздник Рождества Иоанна Предтечи собственно началом лета.
  Так, например, в одном древнем сборнике относительно дня св. Иоанна Предтечи читаем: Месяца иуния, в 24-
 й день, Рождество честнаго и славнаго Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна, отселе начинается лето .
 Или же в другом подобном рукописном сочинении замечается: Лето, второе время года, июня от 24-го числа .
 Естественно отсюда, что при совпадении древнего праздника Купалы с днем св. Предтечи Иоанна оба эти
 празднества в понятии народном могли очень легко смешаться между собою, тем паче что в истории св. Иоанна
 Крестителя в этом случае предки наши могли найти некоторые случайные черты, которые именно всегда могли
 подать повод к такому смешению. Самое имя Купалы от глагола купать погружать в воду, омывать тело, делать
 его чистым (отсюда купель) возбуждает мысль о св. Иоанне Крестителе. В простонародье, в Гродненской губ., в
 Брестском у., слово купально употребляется в смысле очищения. Потому о самом св. Иоанне Предтече,
 крестившем Христа в Иордане, попросту нередко говорят в народных песнях, что он купал Христа .
  Вместе с тем к Иоанну Крестителю предки наши приурочивали и крещение другого рода, именно огненное. В
 этом случае могло иметь немалое значение то обстоятельство, что в церковно-богослужебных книгах наших св.
 Иоанну Крестителю постоянно придаются названия света, звезды, предшествующей солнцу, т.е. Иисусу Христу. В
 одной утренней стихире на день Рождества св. Иоанна Крестителя читаем: Иже пред солнцем текшаго Христом
 Богом нашим, Иоанна славнаго яко звезду предтечеву . В самом Евангелии Иоанн Креститель называется
 светильником иже бе светя и горя . В одной из церковных песен он величается предтечею солнцу правды,
 светильником света, денницей солнца. Наши благочестивые книжники Древней Руси очень часто называли Иоанна
 Крестителя пресветлым солнцем. Так, в древней повести о девицах смоленских читаем: Множество жен и дев
 стеклись на бесовское сборище, в нощь, в которую родился пресветлое солнце Иоанн Креститель . При таких
 образных представлениях о св. Иоанне Крестителе наши предки могли видеть в этом святом угоднике предтечу
 вещественного солнца на его поворотном пути к зиме. Недаром поэтому еще в XIX в. простые русские крестьяне
 были твердо убеждены в том, что в день Предтечи Иоанна солнце выезжает из своего чертога на трех конях,
 серебряном, золотом и бриллиантовом, навстречу месяцу. Таким образом, в представлении народном совершенно
 незаметно празднество древнерусского Купалы слилось с праздником христианским в честь св. Иоанна Крестителя
 и последний необходимо сделался представителем и покровителем всего, что прежде усвоялось языческому
 Купале. Поэтому-то предки наши, сохранив верования и обычаи древнего Купалы, соединили их с днем и именем
 св. Иоанна Крестителя.
  В старину верили, что Рождество Иоанна Крестителя придает нужные свойства или силы травам и цветам, и
 потому, согласно с народным обычаем и верованием, на Рождество Иоанна Предтечи запасались разными травами
 и цветами. Так, царь Алексей Михайлович в 1657 писал к московскому ловчему стольнику Матюшкину: Которые
 волости у тебя в конюшенном приказе ведомы, и ты б велел тех волостей крестьянам и бобылям на рождество
 Иоанна Предтечи, июня в 23-й день, набрать цвету серебориннаго, да трав империновой да мятной с цветом, и
 дятлю, и дятельнаго корня, по 5 пудов . В Румянцевском сборнике 1754 читаем: В Ивановскую ночь кладов
 стерегут, и на травах парятся в банях, и травы рвут, и коренья копают, еще березки подвязывают, ветви сплетают,
 да жив будет того лета человек . В древнерусских травниках читаем самые подробные описания целебных трав,
 кореньев и цветов, и собирание их приурочивается к Иванову дню или Ивановой ночи. Например, о папоротнике в
 одном травнике сказано: Есть та черная папорть, растет в лесах, в лугах, ростом в аршин и выше стебель, а на
 стебле маленьки листочки, а с испода большие листы... а цветет он накануне Иванова дня в полночь... Тот цвет
 очень надобен, если кто хочет богат и мудр быти. А брать тот цвет не просто, с надобностями. В Иванову ночь
 идти к тому месту, где растет трава папороть, и, очертясь кругом, говорить: талан Божий суд твой, да воскреснет
 Бог . Во 2-й пол. XIX в., хотя самое представление о древнеязыческом Купале давно вышло из памяти народной,
 простые русские люди св. Иоанна Крестителя называли Лопуховатым и при этом твердо держались веры в
 целебную силу купальных трав и кореньев. В Северо-Западной Руси 24 июня поселяне имели обычай приносить в
 церковь к обедне для освящения огромные венки и пуки зелени, и все это потом употреблялось против наваждения
 нечистой силы, против переполоху и т.п. В Малороссии праздник Рождества Иоанна Предтечи назывался в народе
 попросту Иваном Гулящим. День этот исстари проводился с разного рода народными удовольствиями, забавами и
 развлечениями.
  Добыв трением из дерева живой огонь, при пении особых купальских песен зажигали в эту ночь костры,
 несомненно имеющие символическое значение (как эмблема знойного июньского солнца), и совершали разные
 гадания, стараясь пытливо проникнуть в свою судьбу. Парни и девушки, в праздничных нарядах, собирались
 обыкновенно к реке, где, разведя огонь, устраивали хороводы и, взявшись за руки, попарно прыгали через эти
 костры, наивно думая, что это прыгание избавит от всех зол, болезней, горя и, главным образом, худого глаза; судя
 по удачному или неловкому прыжку, предсказывали грядущее счастье или беду, раннее или позднее супружество.
 На купальском костре матери нарочно сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельем
 сгорели и самые болезни. В некоторых местах существовал обычай прогонять через этот огонь и домашнюю
 скотину для защиты ее от мора.
  Народное поверье гласило: кто выше скачет через купальский костер, у того и колос хлеба уродится выше.
  В Малороссии в н. XX в. существовал следующий обряд: девушки, головы которых убраны венками из трав
 душистых, в праздничных нарядах, а парни, лихо заломивши набекрень шапки, тоже убранные цветами,
 собирались накануне Иванова дня в заранее определенное место к дереву марене, или черноклену, обвешанному
 венками и лентами; под деревом этим ставили сделанного из соломы крошечного, а иногда и большого идола
 Купалу, одетого в женскую сорочку и плахту, с монисточкой на шее и венком на голове.
  Тут же были расставлены столы с закускою и неизбежною горилкою. Затем, держа эту куклу, начинали прыгать
 через разведенный огонь попарно (парубок и дивчина); хор пел:
 
  Ходыли дивочки коло Мариночки,
  Коло мого вудола Купала.
  Гратеме сонечко на Ивана!
  Купався Иван, та в воду упав,
  Купало на Ивана!
 
  На другой день куклу и марену приносили к реке, срывали украшения и бросали в воду или сжигали. Иногда
 сажали под срубленным деревом вместо чучела дитя, убранное цветами и венками.
  В Белоруссии вбивали накануне Иванова дня по солнечном заходе кол в землю; обкладывали его соломою и
 коноплей, а на самый верх тоже клали пук соломы, называемой Купалою; лишь только смеркнет, зажигали солому,
 подбрасывали в этот импровизированный костер березовых сучьев, и начинались потехи.
  В некоторых местах Белоруссии, с рассветом Иванова дня, выбрав из своей среды самую красивую девушку,
 подруги раздевали ее донага, опутывали с ног до головы венками и цветами, завязывали глаза и вели в лес, где она,
 получившая на этот раз прозвище дзевко-купало , раздавала заранее приготовленные венки, в то время как
 веселый хоровод двигался вокруг нее. Кому попал свежий венок, та будет жить богатою и счастливою жизнью,
 замужем, а которой достался увядший венок, той счастья-доли не бачить, жить у недоли .
  В Москве издревле праздновался Иванов день на Трех горах, а в Петербурге на Петровском острове, на
  Куллерберге , куда заезжала и аристократия. На последнем разводили купальские огни, устраивали хороводы и
 пировали. В 10 верстах от Петербурга, по Рижской дороге, находилась в старое время липа, ветви которой
 сплетались с ветвями других деревьев, образуя как бы природную беседку, в которой не раз отдыхал Петр
 Великий. Собирались и здесь накануне Иванова дня, разводили огни, на которых, между прочим, сжигали белого
 петуха. Надо заметить, что в более поздние времена купальский костер заменился кучею крапивы вследствие
 запрещения Ивановских огней духовными и светскими властями.
  Ивановская ночь, по народному поверью, считалась страшною ночью, полною чародейных явлений: бабы-яги,
 колдуны и киевские ведьмы, верхом на помеле, толпою летят на Лысую гору или чертово берепище под Киевом,
 где советуются, как бы причинить какое зло людям, уничтожить, напр., домашних животных. Поэтому-то в это
 время не выпускали лошадей в поле, чтобы злые духи не заездили их; оставляли телят ночевать вместе с коровами,
 чтобы ведьмы не портили дойных коров, а на окно клали жгучую крапиву, которая не пускала нечистого духа в
 избы. Рыбаки уверяли, что поверхность рек в это время бывает подернута серебристым блеском. Деревья в лесу
 переходят с места на место и шумом ветвей своих разговаривают между собой.
  Тем не менее смельчаки отправлялись ночью в лес собирать лекарственные травы, цветы и коренья, как, напр.,
 лопань, былицу, полынь, яскер и пр., ибо тогда только они и оказывают действительную помощь, когда будут
 сорваны на заре Иванова дня, прежде чем на них обсохнет роса. Эти травы сохранялись в продолжение года как
 некая святыня; ими окуривали больных, их бросали в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом
 от удара молнии.
  Но труднее всего было достать в Ивановскую ночь папоротник, который в это время только и расцветает.
  Считалось, что кто отыщет расцветший папоротник, тот приобретет власть повелевать всем; пред ним
 бессильны будут мощные правители, и нечистые духи будут в его полном распоряжении; он может знать, где
 скрыты клады; во всякую сокровищницу, какими бы замками она ни была заперта, он войдет как хозяин, ибо двери
 сами растворятся перед ним, стоит только приложить к замку чудный цветок; невидимкою обладатель его
 проберется к любой красавице и нет ничего, что было бы невозможно для него.
  И.П. Калинский, Н.П. Степанов
 
  ИВАНОВО, областной центр в междуречье Волги и Клязьмы, на берегах р. Уводь. Население 472 тыс. чел.
  Образован в 1871 как город Иваново-Вознесенск из села Иванова (впервые упоминается в 1561) и
 Вознесенского Посада (образован в 1853). В XVIII в. возникли первые полотняные и ситценабивные мануфактуры
 (к 1825 насчитывалось свыше 100 мелких фабрик; Иваново называли русским Манчестером).
 
  ИВАНОВСКИЙ женский монастырь, Московская еп., в Москве, близ улицы Солянки. Когда был учрежден
 монастырь, с точностью неизвестно. Одни полагали, что он был основан вел. кн. Иоанном III, другие вел. кн.
 Еленой Глинской. Несомненно только, что существовал он в XVI в. В 1812 был разорен; в 1859 восстановлен. Здесь
 находилась древняя чудотворная икона св. Иоанна Предтечи.
  С.В. Булгаков
 
  ИВАНТЕЕВКА, город в Московской обл. Расположен на Среднерусской возвышенности, на р. Уча (приток
 Клязьмы). Население 51,4 тыс. чел.
  Впервые упоминается в 1586 как с. Вантеево, принадлежавшее Троице-Сергиевой лавре (позднее называлось
 Ивантеевка).
 
  ИВЕРСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Икона находится в Иверском монастыре на Афоне с
 999, куда чудесно прибыла по водам Мраморного моря, пущенная на воду из г. Никеи во времена гонений на
 иконы в IX в. В царствование Алексея Михайловича, при патр. Никоне, в бытность его тогда еще архим.
 Новоспасского монастыря, по его желанию, в 1648 был привезен в Москву список с сей иконы, который
 совершенно сходен с подлинником и прославился в Москве многими чудотворениями. Иверская икона очень
 чтится в Москве (см.: Иверская часовня). Сказание об Иверской иконе следующее. В IX в. по Р. X., в царствование
 греческого имп. Феофила, свирепствовало жестокое гонение на св. иконы. Православные чтители святыни были
 предаваемы истязаниям, а сами иконы извергались из храмов и сжигались. По всем городам и селениям были
 разосланы тайные соглядатаи отыскивать скрытые иконы со строгим повелением истреблять их. В то время жила
 недалеко от Никеи одна богатая, благочестивая и добродетельная вдова с юным сыном. У нее была чудотворная
 икона Божией Матери, к которой она имела особенную веру и благоговение. Устроив близ своего дома церковь,
 она поставила в ней сию св. икону и часто изливала пред нею теплые молитвы. Царские соглядатаи увидели сию
 святыню и грозно сказали вдове: Давай денег, или мы сейчас исполним царскую волю замучим тебя . Вдова
 уверила их, что к завтрашнему дню приготовит требуемую ими сумму. Корыстолюбивые истязатели согласились
 подождать. Вдова, по уходе воинов, вместе с сыном ночью пошла в церковь, долго молилась там пред св. иконою,
 преклонив колена, воздевая руки к небу и омочая землю слезами, и потом с трепетом и благоговением отнесла
 образ на морской берег. Там снова она пала пред иконою и умиленно взывала к Царице Небесной: Владычица
 мира! Ты, яко Матерь Божия, имеешь власть над всеми тварями. Ты можешь избавить нас от гнева нечестивого
 царя и образ Свой от потопления! С сими словами она пустила икону в море и увидела чудную вещь: святая
 икона не упала ниц на воду, но стала прямо и в таком положении понеслась по волнам к западу. Утешенная сим
 видением, вдова возблагодарила Господа и Пречистую Матерь Его и, обратясь к сыну своему, сказала: Теперь
 исполнится наше желание и надежда, не тщетно будет наше благочестие к Богу и благоговение к Пресвятой
 Богородице, теперь я готова за любовь к Ней умереть от рук мучителей, но не желаю твоей смерти. Я не могу
 удалиться отсюда, а тебя прошу и умоляю бежать . Сын послушался убеждений матери, простился с нею и
 немедля отправился в Солунь; впоследствии же перешел оттуда в те пределы Афонской Горы, где была устроена
 Иверская обитель, сделался иноком и, проведши жизнь в подвигах благочестия, мирно преставился ко Господу.
 Конечно, это переселение его на Афон устроилось по особенному Божию Промышлению, потому что от него и
 узнали тамошние пустынножители об иконе, пущенной на воду его матерью. Где и сколько времени сокрывался
 сей чудотворный образ Приснодевы, знает только Всеведущий и славная и дивная Творящий Бог. Уже после
 кончины никейского пришельца иноки Иверской обители увидели на море пламенный столп, касавшийся своею
 вершиною неба. Объятые изумлением и ужасом, они не могли сдвинуться с места и только восклицали: Господи,
 помилуй! Несколько дней и ночей сряду повторялось это видение; из всех окрестных монастырей собрались
 пустынножители и увидели, что огненный столп стоял над иконою Божией Матери; но чем ближе приближались
 они к ней, тем более икона удалялась. Иноки Иверского монастыря, по приглашению своего настоятеля, собрались
 в храме и со слезами молили Господа, чтобы Он даровал их обители сие сокровище св. икону Пречистой Его
 Матери, и Господь милостиво услышал их усердную молитву. В то время в Иверской обители жил старец грузин
 Гавриил. Он отличался строгостью жизни и простотой нрава, летом удалялся безмолвствовать на вершину
 неприступных скал, зимою сходил с гор в нижайшие места или в обитель, всегда носил власяницу, питался
 былием, пил одну воду и жил как земной ангел и небесный человек. Сему благочестивому старцу явилась во сне
 Пресвятая Богородица, сияющая небесным светом, и сказала: Возвести настоятелю и братии, что Я хочу дать им
 икону Мою в покров и помощь; потом войди в море и ступай с верою по волнам: тогда все узнают Мою любовь и
 благоволение к вашей обители . Старец объявил настоятелю о сем видении, и наутро все монахи Иверской
 обители, с молебным пением, с кадилами и лампадами, выступили на морской берег; Гавриил вошел в море,
 чудодейственно прошел по водам, как по суше, и сподобился принять в свои объятия св. икону. Иноки с
 благоговейной радостью встретили ее на берегу, устроили там молитвенную храмину, в коей три дня и три ночи
 совершали молебствие пред иконою; потом внесли ее в соборную церковь и поставили в алтаре.
  В следующий день, пред заутреней, монах, зажигающий лампады, вошедши в храм, не нашел в нем
 новоявленной иконы. После долговременного искания иноки обрели ее на стене, над монастырскими воротами, и
 отнесли на прежнее место, но в следующее утро снова нашли ее над воротами. Подобное перенесение образа в
 церковь и чудесное возвращение его на ограду обители повторялось многократно. Наконец Пречистая Дева опять
 явилась во сне Гавриилу и сказала ему: Объяви братии, чтобы они более не искушали меня. Я не желаю быть
 охраняема вами, а хочу быть вашею Хранительницею не только в настоящей жизни, но и в будущей. Да уповают
 на милосердие Сына Моего и Владыки все иноки, которые на горе сей будут жить добродетельно, с благоговением
 и страхом Божиим. Я испросила у Него сей дар, и вот вам знамение: доколе будете видеть икону Мою в обители
 сей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет! Братия, услышавши от Гавриила об этом
 видении, исполнилась несказанной радостью; построили небольшого объема во славу Пресвятой Богородицы храм
 при вратах обители и в нем поставили чудотворный Ее образ. С того времени и доныне пребывает она на сем
 месте, избранном Богоматерью, почему и называется иконою Пресвятой Богородицы Портаитиссы, т.е.
 Вратарницы, а от имени обители иконою Иверскою.
  Чудеса и исцеления, истекшие от Иверской иконы, неисчислимы, укажем только некоторые. Обитель Иверская
 обязана ей своим спасением от нашествия нечестивых врагов. Однажды персы под предводительством Амиры на
 пятнадцати кораблях пристали к берегу Святой Горы и обступили монастырь Иверский. Устрашенные иноки, взяв
 из храмов священные сосуды и св. икону Иверскую, скрылись в одной крепкой башне, а враги ворвались в
 монастырь, опустошили его, опутали канатами столпы соборной церкви и пытались обрушить их и вместе с ними
 весь храм. Монахи, видя это, из глубины сердца, со слезами, вопияли к Пречистой Деве, и всесильная Владычица
 не отвергнула их моления. По Ее велению вдруг началась сильная буря, от которой все корабли персидские и все

<< Пред.           стр. 70 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу