<< Пред. стр. 8 (из 245) След. >>
чтобы расчистить место единому Русскому государству. Смолоду известный набожностью, умом и боевой удалью, онна собственном опыте убедился в гибельности родственных княжеских споров и несогласий. Не желая участвовать в
междоусобице родичей, в 1115 Андрей ушел на север, где ростовцы и суздальцы признали его своим князем. Там он
основал новое великое княжение Владимирское, которому Промысл Божий предназначил стать почти на два столетия
сердцем Русского государства.
На великокняжеском столе св. Андрей вел себя не как старший родич, но как полновластный государь, дающий
ответ в своих попечениях о стране и народе единому Богу. Его княжение было ознаменовано многочисленными
чудесами, память о которых доселе сохраняется Церковью в празднестве Всемилостивому Спасу (1 августа),
благословившему князя на его державное служение. Тогда же был установлен и праздник в честь Покрова Божией
Матери, ставший любимым церковным праздником русского народа.
Чувствуя, что Россия гибнет от разделения власти, св. Андрей в своих стараниях ввести единодержавие особо
рассчитывал на покров и заступление Пресвятой Богородицы. Уходя в северные земли, он взял с собой чудотворную
икону, писанную, по преданию, святым евангелистом Лукой на доске стола, за которым трапезовал в дни своей
юности Сам Спаситель со Своей Матерью и св. Иосифом Обручником. Увидев эту икону, Пресвятая Богородица
сказала: Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя да будет с сей иконой!
Дважды утром икону находили сошедшей со своего места в Вышгородском соборе и стоящей на воздухе, как бы
приглашая князя в путь, благословение на который он испрашивал у Пречистой в своих усердных молитвах. Когда св.
Андрей миновал Владимир, бывший в то время незначительным ремесленным городком, то кони, везшие икону,
остановились и не могли сдвинуться с места. Князь назвал это место Боголюбовом, потому что в происшедшем
усмотрел знамение Божие, а Владимир сделал столицей княжества. Многочисленные чудеса, явленные впоследствии
Пресвятой Богородицей, побудили князя установить церковное празднование Покрова Божией Матери, явленного над
Россией во всем течении ее истории. Праздник этот чтится в России не менее двунадесятых. Показательно, что только
Русская Церковь столь торжественно отмечает его, несмотря на то что событие, вспоминаемое в этот день (видение
покрова над собором молящихся), произошло в Византии.
Столь ревностное стремление к объединению народа не могло остаться без противления со стороны
антиправославных сил. Знаменательна, с этой точки зрения, мученическая кончина князя в 1174. Летопись
недвусмысленно подчеркивает религиозный характер кончины св. Андрея. Главное лицо среди начальников
убийства ключник Анбал Ясин иудей. Совет злоумышленников летописец уподобляет совещанию Иуды с
жидами перед предательством Спасителя.
Летопись приводит и непосредственную причину преступления это активная просветительская деятельность
князя среди иноверных купцов, в результате которой увеличилось число иудеев, принимавших Православие.
Оплакивая своего господина, верный слуга Кузьма говорит: Бывало, придет гость какой из Царьграда... или
латынин... даже поганин какой если придет, князь сейчас скажет: поведите его в церковь, в ризницу, пусть видят
истинное христианство и крестятся; так и случалось: болгары и жиды и всякая погань, видя славу Божию и украшение
церковное, крестились и теперь горько плачут по тебе... Согласно воззрениям Талмуда, гой, совративший еврея в
христианство, заслуживает безусловной смерти.
Узнав об убийстве князя, владимирцы взбунтовались, и лишь крестные ходы по улицам города с чудотворной
иконой Богоматери Владимирской предотвратили дальнейшие кровопролития. Церковь, свидетельствуя богоугодность
трудов великого киязя, прославила его святым. В памяти потомков он остался русским властителем, почувствовавшим
себя не владельцем земли, а Божьим слугой, попытавшимся воплотить в жизнь идеал христианской
государственности.
Митрополит Иоанн (Снычев)
АНДРЕЙ КИЕВСКИЙ (Ющинский) (умучен 12 марта 1911), местночтимый священномученик. См.:
РИТУАЛЬНЫЕ УБИЙСТВА.
АНДРЕЙ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ, Христа ради юродивый (ск. 936). Скиф (возможно, славянин) по
рождению. Был рабом у царского телохранителя в Константинополе. Однажды, в сонном видении, св. Андрей увидел
два войска: черное и белое. Белое побеждало черное, а воины увенчивались самим Господом. И слышен был голос
ангела, призывающего и самого святого идти на добрый подвиг быть юродивым ради нашего Бога. С этого времени
св. Андрей стал ходить по улицам Константинополя в рубище, терпел всякие поношения и лишения. Ничего не
страшась, ничем не дорожа в этом мире, он смело обличал нечестивцев. Появился у него и преданный ученик
Епифаний. Когда они были во Влахернском храме, им открылось чудо Покрова Пресвятой Богородицы. Память блж.
Андрею отмечается 2/15 октября.
АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ, апостол из 12-ти, брат ап. Петра, священномученик (ск. 62). Много званных, но
мало избранных , говорил Спаситель. Рыбак Андрей, с юности всей душой обратившийся к Богу, сохранивший
девство, что было редкостью у иудеев, первым последовал за Господом и первым был призван на служение Иисусу
Христу, став одним из 12-ти апостолов. Именно он привел к Иисусу будущего первоверховного ап. Петра, своего
родного брата; он вместе с будущим евангелистом ап. Иоанном Богословом слушал в пустыне проповедь св. Иоанна
Крестителя. После сошествия Св. Духа на апостолов св. Андрей отправился с проповедью слова Божия в восточные
страны. Он пересек Малую Азию, Фракию, Македонию, дошел до Дуная, прошел побережье Черного моря, Крым,
Причерноморье и по Днепру поднялся до того места, где теперь стоит Киев. Русские летописи сохранили нам
предание о том, что ап. Андрей благословил это место и воздвигнул крест на Киевских горах. На своем пути
первозванный апостол претерпел много печалей и мук от язычников: его изгоняли из городов и избивали. Но его
трудами возникали христианские Церкви, в которых он ставил епископов и священников. Последним городом, куда
пришел св. Андрей, были Патры. Многих жителей обратил он в христианскую веру, поэтому разгневанный этим
городской правитель Эгеат приказал распять апостола. Чтобы продлить мучения, воины не стали прибивать руки и
ноги святого, а привязали их к кресту. Два дня апостол с креста учил собравшихся вокруг горожан. Люди, слушавшие
его, потребовали снять его с креста, и, испугавшись народного гнева, Эгеат приказал прекратить казнь. Но св. Андрей
стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти. И пока воины пытались снять святого с креста, он уже
предал свою душу Господу.
В России в день ап. Андрея Первозванного девушки гадали о своих суженых. Многие из них по заведенному
обычаю накануне соблюдали пост и молились о даровании им хороших женихов. На Полесье девушка, желая увидеть
во сне своего суженого, сеяла лен в горшке, наполненном землею: прочитав над горшком Отче наш девять раз стоя,
девять раз на коленях и девять раз сидя, она говорила: Святый Андрею, Я на тебе лен сею, Дай же мини знати, За ким
я буду той лен рвати . Память ап. Андрею отмечается 30 ноября/13 декабря и 30 июня/13 июля (в Соборе 12-ти
апостолов).
АНДРЕЙ РУБЛЕВ (ок. 1360-1370-1427 или 1430), святой, иконописец и живописец, монах Троице-Сергиева и
Спасо-Андроникова монастырей.
Произведения Андрея Рублева принадлежат к высшим достижениям русского и мирового духовного искусства,
воплотившего возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека Св. Руси. Эти качества
присущи иконам Звенигородского чина ( Спас , Апостол Павел , Архангел Михаил , все рубеж XIV-XV вв.),
где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приемам монументальной живописи. В к. XIV н.
XV в. Рублев создал свой шедевр икону Троица . Традиционный библейский сюжет он наполнил глубоким
поэтическим и философским содержанием. Отойдя от традиционных канонов, поместил в центре композиции
единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а ее очертания повторил в контурах боковых ангелов.
Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен
темно-вишневого и голубого цветов, оркестрованным изысканным сочетанием золотистых охр с нежным голубцом
и зеленью. Вписанная в круг композиция пронизана глубокими круговыми ритмами, подчиняющими себе все линии
контуров, согласованность которых производит почти музыкальный эффект. Троица рассчитана на дальнюю и
ближнюю точки зрения, каждая из которых по-разному раскрывает богатство оттенков, виртуозную работу кисти.
Гармония всех элементов формы является художественным выражением основной идеи Троицы
самопожертвования как высочайшего состояния духа, созидающего гармонию мира и жизни. В 1405 совместно с
Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не
сохранились), а в 1408 с Даниилом Чёрным и др. мастерами Успенский собор во Владимире (роспись сохранилась
частично) и создал иконы для его монументального трехъярусного иконостаса, ставшего важным этапом
формирования системы высокого русского иконостаса. Из фресок Рублева в Успенском соборе наиболее значительна
композиция Страшный суд , где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества
Божественной справедливости. Работы Андрея Рублева во Владимире свидетельствуют, что к тому времени он был
зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи. В 1425 27 Рублев совместно с Даниилом
Чёрным и др. мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса.
Время, когда на Руси назревали новые междоусобные войны и гармонический идеал человека, сложившийся в
предшествующий период, не находил опоры в действительности, сказалось и на творчестве Рублева. Колорит поздних
икон более сумрачен; в некоторых иконах усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические
тенденции. Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (ок. 1427) последней
работой Рублева. Ему приписывается также ряд работ, принадлежность которых кисти Рублева точно не доказана:
фрески Успенского собора на Городке в Звенигороде (к. XIV н. XV в.), иконы Владимирская Богоматерь
(ок. 1409, Успенский собор, Владимир), Спас в силах (1408), часть икон праздничного чина ( Благовещение ,
Рождество Христово , Сретение , Крещение , Воскрешение Лазаря , Преображение , Вход в Иерусалим
все ок. 1399) Благовещенского собора Московского Кремля, часть миниатюр Евангелия Хитрово .
АНДРЕЙ СМОЛЕНСКИЙ, Переяславский, князь (ск. 1398). Св. блгв. кн. Андрей тайно оставил свое княжество
в 1360, уклоняясь от раздоров, возникших среди его братьев, чтобы не быть вынужденным оружием защищать свои
права. Он поселился в Переславле-Залесском и в течение тридцати лет был пономарем Свято-Никольской церкви.
Жизнь и подвиги свои он тщательно скрывал от взоров человеческих, но, когда князь умер, нашли его княжескую
золотую цепь и кольцо, выдававшие его происхождение. Гробницу блгв. Андрея сограждане окружили
благоговейным почитанием. Приходившие с верою к ней получали исцеление. Лик его писался на иконах. Ему была
составлена особая служба. Однако в XVI в. память его была забыта, и тщетно старался прп. Даниил Переяславский
добиться его прославления. Св. князь причислен к лику святых только в 1749. Он покоился до нашего времени под
спудом Свято-Никольской церкви. При гробнице св. князя происходили чудеса.
Память блгв. кн. Андрею отмечается 27 октября/9 ноября (перенесение мощей в 1539) и 23 мая/5 июня.
АНДРЕЙ СТРАТИЛАТ Таврийский, мученик (284-305). Титул стратилат означает военачальник. Когда
многочисленное персидское войско вторглось в сирийские пределы Римской империи, это звание было дано св.
Андрею одновременно с приказом разбить неприятеля. Св. Андрей, как и его воины, был язычником, не принявшим
крещения, хотя тайно и веровал в Иисуса Христа. Перед решающим сражением он выступил перед воинами с речью-
проповедью о всемогуществе истинного и всесильного Бога, подающего помощь всем верующим в Него. Воины
вступили в бой, призывая на помощь Спасителя, и обратили в бегство превосходившие силы противника. Завистники
донесли сирийскому правителю Антиоху, что победа была одержана именем Христовым. Вызванные на суд воины
подтвердили это, за что были подвергнуты пыткам: св. Андрея жгли на раскаленном медном ложе, его воинов
распинали на деревьях... Но ни один из них не отрекся от Христа и по милости Божией все остались живы. Не решаясь
самолично предать смерти прославленного победителя, Антиох уведомил обо всем имп. Максимиана. Тот, опасаясь
возмущения в войске, которое любило св. Андрея за храбрость, непобедимость и справедливость, послал приказ
освободить мучеников, но позднее, тайно, под каким-либо предлогом казнить каждого порознь. После освобождения
мч. Андрей и его 2593 воина приняли крещение, а затем решили удалиться в пределы Армении. Тогда Антиох
обвинил их в предательстве и просил правителя Киликийской области настичь и умертвить мучеников, что тот и
поспешил исполнить. Св. воины не стали оказывать сопротивления убийцам и кровью своей исповедовали веру в
Иисуса Христа. На месте их убиения истек целебный источник.
Русские крестьяне называли этого святого Тепляком, подразумевая ветер, который дул около дня его памяти с юга,
способствуя созреванию овса. По этому случаю крестьяне говорили: Батюшка юг пустил ветер на овес .
Память мч. Андрею отмечается 19 августа/1 сентября.
АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, игумен (ск. 1395), один из учеников св. Сергия Радонежского. В юном возрасте
он пришел к прп. Сергию и попросил облечь его в иноческий образ. Св. Сергий с любовью принял юношу и при
пострижении в монашество нарек ему имя Андроник. Долгое время прп. Андроник находился в послушании у св.
Сергия, совершенствуясь и возрастая духовно. В воздержании и трудах он старался подражать своему наставнику. Св.
Андроник отличался необычайно тихим и кротким характером и любовью к безмолвию. Однажды свт. Алексий, митр.
Московский, обратился к прп. Сергию с просьбой благословить прп. Андроника основать новый монастырь вблизи
Москвы. Свт. Алексий рассказал, что, возвращаясь из Константинополя, он едва не погиб, когда корабль попал в бурю
на Черном море. В момент крайней опасности святитель дал обет основать храм в честь того святого или
праздника, в день памяти которого они пристанут к берегу. Вскоре буря успокоилась. 16 августа, в день чествования
Нерукотворного образа Спасителя, корабль благополучно достиг суши. Место для храма и новой обители свт.
Алексий выбрал на высоком берегу р. Яузы. Прп. Сергий с радостью благословил своего ученика на святое дело.
После воздвижения Спасского собора св. Сергий посетил прп. Андроника и похвалил строительство. Около 1360 прп.
Андроник был назначен игуменом созданного им Спасского монастыря. В 1395 прп. Андроник отошел ко Господу. В
этот день вместе с ним прославляются его преемники: прпп. Савва и Александр, а также великие русские иконописцы
Даниил Черный и Андрей Рублев, в свое время подвизавшиеся в Спасской обители. Память прп. Андронику
отмечается 13/26 июня.
АНДРОНИК ПАННОНИЙСКИЙ, апостол от 70-ти (I в.), особенно близок славянам, так как он был епископом и
первым благовестником веры Христовой в Паннонии, где позже они расселились. Недаром к ап. Андронику с таким
вниманием отнесся прп. Нестор Летописец в своей Повести временних лет . Ап. Андроник и его верная
помощница в деле проповедования веры Христовой св. Юния были родственниками святого первоверховного an.
Павла. Он пишет даже в своем Послании к римлянам , что свв. Андроник и Юния прежде него еще уверовали во
Христа (16: 7). Святые проповедовали и в других землях. Всюду, где они проходили, закрывались капища и
создавались христианские храмы утверждалась спасительная вера. Неизвестно при каких обстоятельствах, но,
согласно преданию, свв. Андроник и Юния мученически окончили свою жизнь. Мощи их в V в. были обретены в
предместье Константинополя. Память ап. Андронику отмечается 17/30 мая, 4/17 января и 30 июля/12 августа.
АНДРУСОВСКАЯ НИКОЛАЕВСКАЯ пустынь, Олонецкая еп., в окрестностях Олонца, на берегу оз.
Ладожского, на Андрусовском полуострове. Основана до 1520 Адрианом, учеником прп. Александра Свирского; в
1764 была упразднена; в 1817 восстановлена. Мощи прп. Адриана почивали здесь в храме Введения.
АНЗЕРСКИЙ ТРОИЦКИЙ мужской скит, Архангельская еп., на Анзерском острове, в Белом море, недалеко от
Соловецкого монастыря. Основан в 1620 прп. Елеазаром; приписан к Соловецкому монастырю. В Троицкой церкви
покоились под спудом мощи прп. Елеазара.
АНИЛИН, химическое вещество, открытое в 1842 русским ученым Н.Н. Зининым, является исходным продуктом
для многих отраслей промышленности.
АНИСИЯ, св. мученица, празднуется 30 декабря/12 января. Была известна среди русских под названием
Желудочницы, так как по заведенному обычаю в день памяти этой святой крестьяне варили свиные желудки. По этим
желудкам суеверные люди гадали о зиме.
АННА ИОАННОВНА (Ивановна) (28.01.1693-17.10.1740), российская императрица (с 1730) из династии
Романовых. Дочь царя Ивана V и П. Ф. Салтыковой. Была замужем (1710-11) за герцогом Курляндским Фридрихом
Вильгельмом. Овдовев, Анна жила в Митаве. После смерти Петра II была приглашена 25 января 1730 на российский
престол Верховным тайным советом по предложению Д. М. Голицына и В. Л. Долгорукова.
Верховники попытались ограничить самодержавие, что нашло отражение в Кондициях , условиях восшествия на
российский трон, и др. документах, касавшихся реформирования государственного управления. Анна подписала
Кондиции , согласно которым без Верховного тайного совета она не могла объявлять войну, заключать мир, вводить
новые подати и налоги, производить в чины выше полковника, жаловать вотчины, без суда лишать дворянина жизни,
чести и имущества, вступать в брак, назначать наследника престола. Прибыв в Москву, Анна получила поддержку у
оппозиции (А. И. Остерман, Феофан Прокопович, П. И. Ягужинский, А. Д. Кантемир). Убедившись в верности
дворянства, вручившего ей 25 февраля 1730 челобитную с просьбой о восстановлении самодержавной власти, Анна
разорвала Кондиции .
Придя к власти, Анна распустила Верховный тайный совет (1730), восстановила значение Сената, учредила
Кабинет министров (1731), в состав которого вошли А. И. Остерман, Г. И. Головкин, А. М. Черкасский. В годы
правления Анны был отменен указ о единонаследии (1731), учрежден Шляхетный кадетский корпус (1731),
ограничена 25 годами служба дворян. Ближайшее окружение Анны составляли иностранцы (Э. И. Бирон, К. Г.
Левенвольде, Б. X. Миних, П. П. Ласси). При Анне, правительнице, не отличавшейся ни умом, ни образованием,
огромное влияние имел ее фаворит Э. И. Бирон. Бироновщина , олицетворявшая политический террор,
казнокрадство, распущенность нравов, неуважение к русским традициям, вошла темной страницей в русскую
историю. Проводя продворянскую политику, Анна была непримирима к проявлениям дворянской оппозиционности.
Голицын и Долгорукие, выступления которых в январе феврале 1730 Анна не простила, позднее были заключены в
тюрьму, сосланы, казнены. В 1740 Анна и ее окружение расправились с кабинет-министром Л. П. Волынским и его
сторонниками, стремившимися к ограничению влияния иностранцев на внутреннюю и внешнюю политику России. В
армии под руководством Б. X. Миниха проводилась военная реформа, были сформированы Измайловский и Конный
гвардейские полки. В 1733 35 Россия содействовала утверждению на польском престоле курфюрста Саксонского
Станислава Августа (Август III). Война с Турцией (1735 39) завершилась невыгодным для России Белградским
миром. Перед смертью Анна назначила своим наследником младенца Ивана VI Антоновича при регентстве Э. И.
Бирона.
Л. Н. Вдовина
АННА КАШИНСКАЯ (в иночестве Евфросиния), Тверская княгиня, схимонахиня (1278 2.10.1368), в
двадцать один год вышла замуж за кн. Михаила Ярославича Тверского. У них было четверо сыновей: Димитрий,
прозванный Грозные очи , Александр, Константин и Василий. Была еще дочь Феодора, которая умерла в
младенчестве. Когда мужа ее кн. Михаила убили в Орде, кн. Анна плакала горько и неутешно много дней. Много
тяжкого пришлось перенести святой после кончины супруга: был казнен ханом Орды ее сын Димитрий, а после того
как в Твери вспыхнуло восстание, ей пришлось скрыться; через два года также убили в Орде сына Александра. Как
говорит летопись, Тверское княжение опустело . Постриг блгв. кн. Анна приняла в тверском Софийском соборе с
именем Евфросинии, но в схиме ей было возвращено мирское имя Анна. Скончалась она в Кашинском Успенском
монастыре. Двести лет пребывала гробница св. Анны в забвении, пока она не явилась во сне болящему пономарю
Георгию и, исцелив его, не сказала, чтобы гроб ее горожане держали честне (достойно). Это явление и исцеление
повели к обретению нетленных мощей св. блгв. княгини. Память блгв. кн. Анне отмечается 2/15 октября, 21 июля/3
августа и 12/25 июня (день преставления, обретение мощей в 1649 и второе прославление в 1909).
АННА НОВГОРОДСКАЯ, блгв. княгиня, дочь первого христианского короля Швеции Олафа Скетконунга, жена
Ярослава Мудрого (ск. 10.02.1050). Память отмечается 10/23 февраля.
АННА РОМАНОВНА (13.03.963-1011), великая русская княгиня ( царица ), дочь византийского имп. Романа II и
византийской имп. Феофано, жена вел. русского кн. Владимира (Василия) Святославича Святого с 990. Ее братья,
византийские императоры Василий II и Константин VIII, уговорили Анну выйти замуж за киевского князя, который
угрожал, в случае отказа принцессы, совершить поход на Царьград. Эта женитьба обеспечила Владимиру власть над
русской церковью и независимость от Константинополя. Анна построила на Руси много христианских храмов.
От брака с Владимиром у нее была дочь Добронега (Мария). В Иоакимовской летописи сообщается, что ее
сыновьями были Борис и Глеб, канонизированные русской церковью.
О. М. Рапов
АНТИМИНС. См.: ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ.
АНТИХРИСТ, дух, помысливший встать против своего Создателя и за это низвергнутый с небес. Как
озлобленный и безумный в гордыне раб восстает против господина, так и дьявол, воплощенный в антихристе, стал
против всех Законов Божиих. Ему, по Промыслу Божию, дана временная возможность доказывать Богу свою якобы
правоту.
В духовном понятии антихрист, как воплощенный сатана, абсолютное зло. В вещественном же это особый
человек. Св. Иоанн Дамаскин (VII в.) указывает: Не сам дьявол сделается антихристом, но родится человек от
блудодеяния и примет на себя все действия сатаны. Ибо Бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит
дьяволу поселиться в нем. Родившись от блудницы, воспитается тайно, неожиданно для всех объявится и воцарится
(Кн. 4, гл. 27).
Явление антихриста связано с иудаизмом. Как говорится в Евангелии, иудеи примут антихриста с великой
радостью, уверуют в него как в Мессию, обещанного Пророками. Поэтому и сказал Христос, отвергнутый евреями
Мессия: Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете (Ин. 5:
43).
По происхождению своему антихрист будет необрезанный еврей, сперва явится к евреям, а затем привлечет и
другие народы. По писанию св. Андрея Кесарийского, антихрист родится от еврейского колена Данова, которое
поэтому не причислено к другим двенадцати коленам.
Ап. Павел указывает: когда будет взят от среды Удерживающий, тогда откроется беззаконник, которого Господь
Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию
сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением
погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие
заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие
неправду (2 Сол. 2: 8-12).
По свидетельству св. Ипполита Римского, жившего в I -II вв., антихрист сперва будет кроток, тих, любезен,
нищелюбив, люди будут видеть в нем, в его делах много добродетели и поставят его царем над собою, Они будут
рассуждать: Где мы найдем среди нас более благого и праведного человека Евреи будут думать, что
восстанавливается их царство. После этого антихрист откроет свое лицо истинное ( вознесется сердцем ) и станет
открыто жестоким, немилостивым и безбожным. Антихрист сделается царем, будет требовать от всех поклонения
(всемирный царь) и будет знаменовать своей печатью покоряющихся, а непокорных замучит и убьет .
Антихрист будет упорным противником Христа. Св. Иоанн Златоуст отмечает: Когда придет он, (то) ничего
правильного не повелит, но все законно преступное и беззаконное (Слово 4-е).
Антихрист примет все иудейское. Сам необрезанный, он повелит всем творить обрезание и соблюдать субботы.
О.Платонов
АНТОНИЕВО-ДЫМСКИЙ мужской монастырь, Новгородская еп., в окрестностях Тихвина, на берегу оз.
Дымского. Основан в XIII в. прп. Антонием, мощи которого и покоились в монастыре; здесь же находилась его
шестикилограммовая железная шляпа, найденная на оз. Дымском.
АНТОНИЙ (в миру Александр Иванович Путилов), преподобный оптинский старец (9/22.03.1795-7/20.08.1865).
Родился в г. Романове Ярославской губ. Родители его Иван Григорьевич и Анна Ивановна Путиловы были люди
благочестивые и богобоязненные, детей своих воспитывали в страхе Божием и в духе строгого Православия. В
детстве и юности Александр был весьма тих и скромен. Призвание к монашеской жизни он почувствовал еще в
детском возрасте, чему послужил и пример его старших сродников и братьев, посвятивших себя иноческой жизни.
При нашествии французов в 1812 Александр оказался в Москве и жестоко пострадал от них. Бежал в Ростов к
своим родным, а оттуда через некоторое время отправился в Рославльские леса, где уже пять лет подвизался его
старший брат Тимофей, будущий игумен Оптиной пустыни прп. Моисей. Выдержав четырехлетний искус, 2 февраля
1820 Александр был облечен в ангельский образ на праздник Сретения Господня и наречен Антонием. Исполняя волю
боголюбивого архипастыря еп. Калужского Филарета, прп. Моисей и прп. Антоний 3 июня 1821 отправляются в
Оптину пустынь для основания при сей обители уединенного скита.
Место было выбрано в 170 саженях к востоку от монастыря в густом лесу. Очистив от леса само место,
пустынники построили небольшую келью и соорудили церковь во имя св. Иоанна Предтечи Господня, а затем стали
строить и братские корпуса. В 1825, после назначения прп. Моисея настоятелем Оптикой пустыни, прп. Антоний был
определен начальником скита. В новоустроенный безмолвный скит с разных сторон стали стекаться мудрые в
монашеской жизни и крепкие в духовных подвигах отцы.
К добровольным трудам и подвигам монашеским прп. Антония вскоре присоединился и крест тяжелой,
длительной болезни.
В декабре 1839 преосвящ. Николай, еп. Калужский, неожиданно поставил его игуменом в Малоярославецкий
Черноостровский монастырь. Управляя обителью в болезненном состоянии, прп. Антоний положил прочное начало