<< Пред. стр. 118 (из 245) След. >>
Новый Завет. Из Рима ап. Марк снова удалился в Египет. В Александрии египетской столице он основалхристианское училище, спустя века вырастившее знаменитых отцов Церкви. Совершив еще несколько
благовестнических путешествий, апостол вернулся в Александрию, где принял мученическую кончину. Во время
богослужения он был схвачен язычниками, заключен в темницу, а затем избит до смерти. Тело ап. Марка было
погребено в Александрии. Позже св. мощи евангелиста были перенесены в Венецию, которая почитает св.
апостола своим первым просветителем. Согласно древней иконографической традиции, св. Марку соответствует
символ льва, о котором написано в Откровении св. Иоанна Богослова.
Память ап. и еванг. Марку отмечается 4/17 января, 25 апреля/8 мая, 27 сентября/10 октября, 30 октября/12
ноября.
МАРК ПЕЧЕРСКИЙ, Гробокопатель (к. XI - н. XII в.), выполнял послушание могильщика в Киево-
Печерской обители, расширяя существующие и копая новые помещения в Богом зданных (созданных) пещерах.
Постоянно соприкасаясь с таинством смерти, он как никто другой понимал истинную цену преходящей жизни,
всю ее бренность и суетность. Он бодрствовал день и ночь, посвящая себя постоянному труду, непрестанной
молитве, смиряя бунтующее тело железными веригами и постом. И так преуспел в подвигах, что уже не боялся
смерти, скорее она сама боялась его. Однажды, когда из-за тесноты погребальной пещеры братия не смогла
возлить елей на умершего монаха, усопший сам, по слову прп. Марка, возлил елей на себя. В другой раз, не успев
приготовить место для скончавшегося инока, прп. Марк во время отпевания прислал ему просьбу воскреснуть и
подождать еще сутки. Как-то он приготовил общую могилу для двух братьев: Феофила и Иоанна. Младшего
Иоанна Господь призвал ранее, и, когда Феофил возмутился, почему брата положили на место, предназначенное
старшему, прп. Марк смиренно просил мертвеца передвинуться, что тот и исполнил. Пораженный Феофил
раскаялся и провел долгую жизнь в благочестии и памяти смертной. Оба брата вместе с прп. Марком причислены к
лику святых.
Память прп. Марку отмечается 29 декабря/11 января, 28 сентября/11 октября (в Соборе преподобных Ближних
пещер).
МАРКОВ Андрей Андреевич (2/14.06.1856-20.07.1922), математик, академик. Основные труды по теории
вероятностей, теории чисел и математическому анализу. В 1969 АН СССР учреждена премия (с 1993 премия РАН)
имени Маркова.
МАРКОВ Николай Евгеньевич (1866-1945), русский общественный деятель и публицист. Из курских
помещиков.
Окончил институт гражданских инженеров. В 1905 был в числе основателей партии народного порядка,
впоследствии слившейся с Союзом Русского народа. Играл большую роль в русском патриотическом движении.
После раскола Союза Русского народа стал руководителем одной из его частей. Член фракции правых в III и IV
Государственных Думах.
После революции продолжал борьбу с еврейским большевизмом. Выпускал православно-монархический
журнал Двуглавый орел . В 1921 31 председатель Высшего Монархического совета.
Выступал одним из организаторов защиты по делу о Сионских протоколах на Бернском процессе.
Основные труды: Войны темных сил (в 2 кн.) (1928 30), Про дом свой (1930), История еврейского
штурма России (1930), Отреченные дни Февральской революции .
О. Платонов
МАРКОВ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ мужской монастырь, Полоцкая еп., близ Витебска, в д. Слободке на берегу
Двины. Основан иноком Марком, но когда неизвестно; существовал до 1576, когда Троицкий храм его считался
приходским; возобновлен в 1633 кн. Львом Огинским. В нем находилась древняя чудотворная Витебская
Казанская икона Божией Матери дар патр. Никона.
С.В. Булгаков
МАРКОВНИКОВ Владимир Васильевич (10.01.1838-29.01.1904), русский химик. Развивая теорию
химического строения A.M. Бутлерова, исследовал взаимное влияние атомов в органических соединениях;
сформулировал правило о направлении реакции присоединения по двойной связи (см.: Марковникова правило).
Открыл изомерию жирных кислот (1865). С н. 1880-х исследователь кавказской нефти, открыл нафтены.
Содействовал развитию отечественной химической промышленности. Один из основателей Русского Химического
общества (1868).
МАРКОВСКИЙ ПРОЦЕСС, выдающееся открытие в области математики, сделанное в 1906 русским ученым
А.А. Марковым.
МАРТ, третий месяц в году, древнерусское название березозол . По поводу этого названия существовало
несколько толкований: начинает пускать почки береза, брали сок из берез, жгли березу на уголь. До к. XV в. март
был первым месяцем в году. В Следованной Псалтири под 1 марта говорится: Сей первый есть в месецех месяц,
зане в онь началобытный свет сей видимый и Адам сотворен бысть, и вся тварь его ради, и в рай введен,
преслушания же ради изгнан . В житии св. Стефана Пермского читаем: Март месяц начало всем месяцем, иже и
первый наречется в месяцех, ему же свидетельствует Моисей законодавец, глаголя: месяц же вам первый в
месяцех да будет март... Марта бо месяца начало бытия вся тварь Богом сотворена бысть от небытия в бытие,
марта же месяца в 21 (25) день и первозванный человек, родоначальник Адам, рукою Божиею создан бысть .
На севере России март назывался сухый , или сухий , от весенней теплоты, осушающей всякую влагу. В
древнейших месяцесловах и святцах встречается еще одно название марта пролетний , так как им начиналась
весна, предвестница лета, и вместе со следующими месяцами апрелем и маем он составлял т.н. пролетье .
Основные народные приметы по дням этого месяца таковы: 1. Прмц. Евдокии. Авдотьи Весновки. В этот день
встречают весну и поют: Весна красна, что ты нам принесла Красное летечко! ; 4. Прп. Герасима. Герасима
Грачевника. Полагают, что в этот день прилетают из-за моря грачи; 5. Мч. Конона Градаря. Конона Огородника.
Полагают, что с этого дня должно начинать копать огород; 7. Сщмч. Василия, еп. Херсонского. Василия
Капительника или Капельника; 9. Святых сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся. Полагают, что в
этот день прилетают из-за моря жаворонки. На 40 мучеников день с ночью меряется, зима кончается, весна
начинается; 17. Прп. Алексия, человека Божия. Алексея с гор потоки. Сани покинь, а телегу подвинь; 19. Мчч.
Хрисанфа и Дарии. Дарьи грязные проруби; 22. Св. мч. Василия Анкирского. Василия Солнечника. Если в этот
день при восходе солнца будут видны на небе красные круги, то этот год обещает плодородие; 25. Благовещение
Пресвятой Богородицы. Благовещенье птиц на волю отпущенье. На Благовещенье весна зиму поборола. На
Благовещенье под дымом не сидят (перебираются в сени и клети). На Благовещенье медведь встает. Покров не
лето, Благовещенье не зима. Каково Благовещенье, такова и Святая. На Благовещенье птица гнезда не вьет, а
завьет станет на все лето пешею, как кукушка (что на Благовещенье гнездо завила). На Благовещенье воры
заворовывают для счастья на весь год. Если на Благовещенье красный день, то год будет грозный и пожарный; 26.
Собор Архангела Гавриила и прп. Василия Нового. Что ни родится на день Гаврила уродливо и неспоро.
Василия выверни оглобли. Пряжа после Васильева дня не идет впрок; 27. Мц. Матроны Солунской. Матрены
Полурепицы, Настовицы (наст окреплый снег). Щука хвостом лед разбивает, а овсянка поет: Покинь санки,
возьми воз! ; 30. Прп. Иоанна, списателя Лествицы. Ивана Лествичника. В этот день пекут из теста лестницы для
восхождения в будущей жизни на небо и полагают, что в то время домовой начинает беситься до полуночи, как
запоют петухи.
МАРТИНИАН, преподобный, празднуется 13/26 февраля. Среди русских этот святой считался избавителем
от блудной страсти . В Сказании о святых приводится особая молитва во избежание блудного соблазна .
МАРТИНИАН БЕЛОЗЕРСКИЙ, игумен (ок. 1397-12.01.1483). В 1410 бедные крестьяне из окрестностей
Вологды привели к прп. Кириллу Белозерскому своего сына Михаила, который был пострижен в монашество с
именем Мартиниан. Юный инок много времени уделял св. книгам, их переписке и изучению. В Кирилло-
Белозерском монастыре до последнего времени хранили переписанный его рукой Правильник . С
благодарностью принимал прп. Мартиниан учения своего духовного наставника и хранил их в своем сердце.
Рукоположили святого в сан иеромонаха в молодые годы. Братия любила его за ровное и спокойное отношение ко
всем им. По кончине прп. Кирилла прп. Мартиниан подвизался одно время в отшельничестве на о. Воже, где
основал маленькую обитель, а затем по просьбе братии Ферапонтова монастыря присоединился к ним. После
благословения и предсказания успеха вел. кн. Московскому Василию II в борьбе за престол преподобный был
назначен игуменом Троице-Сергиева монастыря, которым руководил до 1455. Затем он удалился в свою родную
Белозерскую обитель, где по просьбе братии снова стал игуменствовать. Управлял монастырем преподобный
вплоть до своей кончины. Перед тем как отойти ко Господу, святой сказал братии: Отцы и братья! Поступайте во
всем, как я поступал, и да пребудет с вами благодать и любовь Божия и Пресвятой Богородицы!
Память прп. Мартиниану отмечается 12/25 января, 7/20 октября (обретение мощей в 1514).
МАРТИРИЙ ЗЕЛЕНЕЦКИЙ, преподобный (ск. 1.03.1603), во св. крещении Мина, родился в семье горожан г.
Великие Луки. Когда ему было десять лет и он, окончив изучение Часослова, начал Псалтирь, его родители
скончались. Воспитал его иерей Борис, духовный отец всей его семьи, который, приняв постриг с именем
Боголепа, восстановил в предместье города древний Свято-Троицкий монастырь и стал его настоятелем. Сюда же
и поступил Мина, ставший под монашеским именем Мартирий его помощником. В эти годы св. Мине во сне два
раза являлась икона Пресвятой Богородицы на огненном столпе. С тех пор загорелось в нем желание уединенной
жизни, но об этом он никому не рассказывал. Наконец один чтимый в городе юродивый сказал, что ему пришел
час стать отшельником. Св. Мартирий тайно оставил монастырь и вместе с другим ревнителем пустыннической
жизни, выкопав пещеру на берегу лесного озера, стал подвизаться. Вскоре его спутник, не предупредив
преподобного, оставил его одного. Св. Мартирию пришлось перенести тяжкую борьбу с бесами и тяжелую
болезнь. Позже он перешел в Тихвинский монастырь. Через некоторое время преподобный снова уединился в лесу
и обосновался на возвышенном месте удивительной красоты, выделяющемся своей яркой зеленью от
окружающего темного леса почему и основанный там монастырь назывался Зеленецким Свято-Троицким. До
глубокой старости дожил прп. Мартирий. Он ископал себе могилу, поставил там гроб и проводил много часов в
молитве и слезах. Причастившись Святых Христовых Тайн, прп. Мартирий скончался, оставив после себя
наставление братии.
Память прп. Мартирию отмечается 1/14 марта и 11/24 ноября.
МАРТОС Иван Петрович (1754-5.04.1835), скульптор, один из самых значительных представителей русского
классицизма в искусстве. Происходил из мелкопоместных малороссийских дворян. Учился в Петербургской
Академии художеств (1764 73), пансионер (стипендиат) академии в Риме (1773 79).
В н. 1780-х Мартос создал серию скульптурных портретов (из них наиболее известны Н. И. Панина (1780) и
А. В. Паниной (1782). В последние десятилетия XVIII в. Мартос был занят в основном надгробной скульптурой,
приобретавшей в то время широкое распространение. Начинал с мраморных рельефов, переходя к скульптурным
композициям, передавая в них интимный мир переживаний и скорби, но вместе с тем чувство просветленности,
принятия смерти как необходимого завершения жизненного пути. Таковы замечательные надгробия С. С.
Волконской и М. П. Собакиной (1782). В надгробии Гагариной Мартос воплотил идею строгого совершенства,
возвышенной героической красоты. К этому времени завершилось формирование строгого монументализма в
творчестве Мартоса.
Дальнейшее развитие скульптора шло уже в создании монументальных жанров-памятников и барельефов.
Центральное место в этом жанре принадлежит памятнику Минину и Пожарскому в Москве (1804 18). Высокой
чистоты стиля и гармоничности Мартос достигает в создании памятников Э. Ришелье в Одессе (1823 28),
Александру I в Таганроге (1831) и в барельефе на восточном аттике Казанского собора в Петербурге Иссечение
Моисеем воды в пустыне , создании фонтана Актеон в Петергофе.
Мартос преподавал в Петербургской Академии художеств (1779 35, с 1814 ее ректор). Оказал большое
влияние на творчество многих русских скульпторов 1-й трети XIX в.
Л. Н. Вдовина
МАРУФА, преподобный, празднуется 16 февраля/1 марта. Среди русских считался заступником от злых духов.
МАРФИНО, усадьба в Московской обл., в Мытищинском р-не, на берегу запруженной р. Учи, образующей два
пруда. Под названием Шибрино известно с 1585. В 1698 1728 принадлежала воспитателю Петра I, кн. Б.А.
Голицыну, при котором получила современное название. К этому периоду относится постройка Рождественской
церкви (1701 07, крепостной архитектор В.И. Белозёров). В 1728 продано Салтыковым. Архитектурно-парковый
ансамбль создан в 1760 70 при П.С. Салтыкове (полководец и генерал-губернатор Москвы). Сохранились: 2
двухэтажных корпуса псарен с 8-колонными портиками, 2 беседки в стиле классицизма (в т. ч. уникальная
двухъярусная ротонда со статуей Аполлона), каретный сарай. Во время Отечественной войны 1812 Марфино было
сожжено и частично разрушено французами. В 1837 38 при новом владельце, графине С.В. Паниной, усадьба
перестроена (псевдоготика, арх. М.Д. Быковский). Сохранились: гл. дом с двумя флигелями, въездные ворота,
двух-арочный каменный мост через пруд с ажурной белокаменной колоннадой, парадная лестница, ведущая к
пристани, украшенной 2 грифонами, Петропавловская церковь (к. XVIII в., перестроена в 1837 38), церковь
Рождества Богородицы (XIX в.). Вокруг усадьбы регулярный сад и пейзажный парк.
МАРФО-МАРИИНСКАЯ обитель милосердия, Московская еп., в Москве, на Ордынке. Открыта в 1910.
Основательница обители и первая настоятельница ее вмц. вел кн. Елисавета Феодоровна. При этой обители два
храма. Сестрами обители был принесен обет совершать, под руководством и покровом Православной Церкви, дело
служения ближним бедным, темным и больным. Сестры носили крест, четки и покрывало, весьма сходное с
тем, что в Древней Руси носили русские женщины, а над покрывалом апостольник (плат, покрывающий шею и
грудь); платье наподобие ряски, только с узкими рукавами, для удобства в работе; цвет одежды: праздничный
белый, рабочий серый.
С.В. Булгаков
МАРЦИАЛЬНЫЕ ВОДЫ, бальнеогрязевой курорт в Карелии, первый курорт России, основанный по указу
Петра I в 1719 (источник обнаружен в 1714).
МАСЛЕНИЦА, Сырная неделя, зимний народный праздник, предшествующий Великому посту. Самая ранняя
Масленица приходится на конец января начало февраля (по ст. ст.), а самая поздняя на конец февраля
начало марта. Название Масленица возникло потому, что на этой неделе, по православному обычаю, мясо уже
исключалось из пищи, а молочные продукты еще можно было употреблять. Погулять вволюшку перед семью
строгими во всех отношениях неделями поста таков был дух этого праздника. Но он впитал и очень древние
традиции празднеств, отмечавшихся некогда на грани зимы и весны.
Неотъемлемой частью праздника, где бы он ни происходил, были катания на лошадях. В Вязниковском у.
Владимирской губ. на Масляной всю неделю, с утра до ночи катались в санках на лошадях, обвешанных
цветными лоскутками и бубенчиками, колокольчиками и расписными дугами. К передку санок прикрепляли
красные флаги на шестах. Из саней с упряжками образовывались длинные вереницы, они разъезжали по селению
с песнями и шумом . По сторонам улицы стояли зрители, обменивавшиеся поклонами с проезжавшими.
Озорники вваливались в сани на ходу и оставались в составе поезда .
В Тверской губ. (записи о селениях по реке Тверце) масленичное катанье на лошадях начиналось только с
пятницы.
На лошадей надевали самую лучшую сбрую, обвешивали их бляхами. Парни, которые собирались жениться,
специально к этому катанью покупали сани. Все молодые парочки непременно участвовали в катанье. Девушки
тоже добывали себе сани и, насевши по нескольку человек, наряженные, отправлялись куда-нибудь в ближайшую
деревню, где назначается съезд .
В такую деревню съезжались сотни саней. Даже девочки-подростки просили родителей запрячь им лошадь.
Если не было саней, то запрягали в дровни. Катанье продолжалось здесь в течение трех дней. Имела значение
одежда, в которой предстояло появиться на праздничных санях. Парни надевали крытые шубы; за отсутствием
своей даже брали напрокат, потом отрабатывали. Катанье, как и хоровод, было окружено определенной
атмосферой внимания старших, в которой формировалось общественное мнение.
В Тамбовской губ. (материалы Борисоглебского у.) катанье на лошадях также было принято в течение
последних трех дней Масленичной недели. Местами оно делилось на две части: сначала разъезжали отдельными
упряжками или поездами из нескольких саней; потом совершался общий съезд в каком-либо местном центре. Так,
в Ильинской вол. Ростовского у. (Ярославской губ.), где Масленицу праздновали с понедельника, кататься
начинали в четверг: молодежь и мальчишки запрягали по очереди лошадей в розвальни и, ввалившись целой
ватагой в сани, с песнями ездили по соседним деревням. Здесь, как и повсеместно, обязательным было участие
молодоженов в масленичном катанье. Сани с молодыми встречная толпа останавливала по нескольку раз в каждой
деревне и заставляла здороваться, то есть целоваться .
Вторая часть катанья наступала в последнее воскресенье Масленицы прощальное , в середине дня: в селе
Ильинском собиралась молодежь со всей волости. Те, кто имел хороших лошадей и нарядную упряжь, разъезжали
по селу, а те, кто не имел, водили хороводы с песнями и под гармошку. Катанье на лошадях, как и все гулянье
приезжей молодежи в селе, проходило только днем и заканчивалось внезапно, как бы по сигналу. Сигналом
служил первый удар колокола к вечерне. После него, писала в Тенишевское бюро сельская учительница
Краснораменская, все буквально бросаются из села и гонят обыкновенно как на пожар, так что в какие-нибудь
5 10 минут в селе не остается ни души, и наступает такая тишина, как в Великий пост . Поспешность разъезда
была вызвана тем, что вечером Прощеного воскресенья катанья, как и хоровод, считались уже неуместными:
наступало время просить друг у друга прошенья, начиналось заговенье на Великий пост. Для молодежи эта гонка
из села по домам составляла острый заключительный этап праздничного катанья на лошадях, содержавший
элементы спортивного состязания.
В пределах Ярославской губ. бытовал и иной вариант масленичного катанья, который отличался чисто женским
составом катающихся. По материалам Пошехонского уезда он описан так: В последние дни Масленой недели
после завтрака запрягаются тройками, парами и одиночками розвальни, пошевни, и в них бабы и девки, засевши
целыми кучами, чуть не одна на другую, разряженные и приглаженные, катаются нередко с песнями . В
Череповецком у. Новгородской губ., где Масленица праздновалась только три дня (пятница воскресенье), и
кататься начинали только в пятницу. Хозяева запрягали лошадей в сани, сажали множество желающих покататься
детей или молодежи и разъезжали вдоль селения. Для многих из молодежи масленичное развлекательное
катанье на празднично убранных лошадях соединялось с поездкой в гости в другие деревни. В частности, молодые,
повенчанные в последнее межговенье (от Рождества до Масленицы), обязательно должны были уехать в гости к
родным жены, где та оставалась гостить всю первую неделю Великого поста. Надо сказать, что сроки гостеваний
вообще в крестьянской этике были достаточно четко определены традицией: кому и когда уместно приезжать в
гости.
В Тульской губ. (материалы с. Верхотишанка) молодые на первой после своей свадьбы Масленице катались
вместе с молодицами и девицами своего семейства. В четверг вечером или в пятницу утром их брали в дом к
родителям молодой, где они гостили три дня, постоянно выезжая с песнями посещать других родственников. В
Костромской губ. так же, на фоне катания всей молодежи от одной деревни к другой, новобрачные ездили на
лошадях в гости к родственникам. Катанье на лошадях по улицам с песнями на Масленицу отмечено и в
сообщениях из Воронежской губ.
По материалам Тюменского у. прослеживается четкая возрастная смена катающихся в течение дня:
открывалось оно катаньем детишек самого малого возраста, иногда грудных , детей закутывали в шубы,
тулупы, одеяла, вожжи давали тоже мальчику. Позднее выезжала молодежь, среди которой центральное место
занимали молодожены. Затем катались большаки, кондовые и богатые крестьяне . С заходом солнца катанье
прекращалось.
Столь же широко, как и праздничная езда на лошадях, распространено было катанье молодежи с ледяных гор:
от южной этнографической зоны до Крайнего Севера. Оно тоже было приурочено преимущественно к Масленице.
Так, из Воронежской губ. (с. Архангельское, или Голышовка, Каратоминского у.) в 1854 сообщали в
Географическое общество, что на Масленицу там делают гору и катаются на салазках. А описывающий быт
русских колымчан 1820-х путешественник Ф.П. Врангель с удивлением отмечал: На Масленице также веселятся и
обыкновенно строят горы, хотя здешние жители и без того почти никогда иначе не ездят, как на санях по снегу и
льду .
Повсеместно в селениях, стоявших на равнине, а нередко и при наличии естественных спусков, строили к
Масленице большие искусственные горки. Эта подготовка сама по себе уже служила поводом для оживленного
общения молодежи. В Архангельской губ. большую ледяную гору делали к Масленице в каждой деревне, а сверх
того устраивали еще небольшие катки для детей у отдельных домов. Четыре столба с настеленными досками и
залитым водою снегом составляли верх горы гузно. Скат катище делался тоже из досок, державшихся на
подпорках с перекладками поперек ската. На досках лежал слой льда или замороженного снега. Катище
продолжалось улицею (раскатом), проложенной по поровненному и залитому водой снегу. Иногда улицей
служил лед реки или озера, если горку строили у водоема. По бокам гузна, катища и улицы втыкали в снег елки.
В некоторых деревнях горы украшали фигурами из катаного снега, облитыми водою. Лица фигур рисовали углем.
Катались здесь с горы на салазках, шкурах и рогожах. На санях по одному, два, а иногда и по три человека.
Последнее называлось катиться кораблем: двое располагались лицом друг к другу, а третий между ними. На
кожах и рогожах скатывались по 4 10 человек. Парни катались также на коньках (кониках) и просто стоя
несколько человек держались гуськом друг за друга, это называлось катиться юром.
Среди крестьянской молодежи было принято использовать масленичное катанье с гор и для встречи
постоянных пар парня и девушки. Местами катанье парами считалось уместным в течение всей зимы, а не
только на Масленицу. Из Орловского у. сообщали в Тенишевское бюро, что зимой делают скамейки (то есть
обливают их водой и замораживают) и ледянки ( подмороженные плетушки из решета ). На скамейке катаются
парень с девушкой. Катанье сопровождалось шутками, озорством, хохотом. Тем не менее, как писал житель с.
Неделина Калужской губ., забавы при парном катании отличались большим благородством и вежливостью .
В Юрьевском у. Владимирской губ. (1853) молодежь каталась на Масленицу с горы на скамьях и буках
низеньких соломенных корзинах, специально подмороженных. Как только утром кто-либо появлялся на горе, на
него набрасывалась компания гуляющих и валила в снег.
Во многих русских селениях Тверской губ. всю зиму катались с естественных гор только дети мальчики. С
первых дней Масленицы к месту катанья приходила вся деревня от мала до велика . Девушки и парни
выходили на горку нарядными. Катались на катульках досках, выдолбленных с одной стороны, намороженных
льдом с другой и заостренных с одного конца. Здесь же молодежь пела песни.
В Череповецком у. Новгородской губ. долбленки из дерева, похожие на большое корыто , называли
корежками . На Масленицу здесь на корежках , санках и шубах катались преимущественно подростки обоего
пола.
Тверские катульки , а новгородские корежки в Ярославской губ. назывались скачками или лодками . Во
всю длину (аршина полтора) толстой доски выдалбливали углубление до двух вершков. Иногда делалось и
сиденье. Дно лодки обливали водой дня за два до катанья, к носу привязывали веревку. В скачок садился один
человек и, искусно управляя им, скользил по крутым и пологим склонам естественных возвышенностей. Такое
катанье взрослой молодежи было принято здесь только днем.
По материалам Вологодчины описано парное и групповое катанье в течение недели Масленицы на шестах. На
пологой горке укладывали параллельно жерди в виде рельсов, в полутора аршинах одна от другой, и обливали их
водой. Катающиеся становились обеими ногами на одну из обледенелых жердей, брали друг друга за руки и
скатывались вниз. Здесь же исполняли обычай, называвшийся ездить бобром на молодом . Совершался этот
обычай тогда, когда на горке появлялся кто-либо из мужчин-молодоженов, приехавших в данную деревню на
несколько дней гостить, как полагалось, у родителей молодой. Знакомые молодожена притаскивали розвальни
без оглобель, насильно усаживали на них молодого, к нему присоединялось человек десять, вскакивавших и на
ходу, и вся компания шумно катались под гору.
В некоторых местах, по традиции, катанье с гор взрослых приурочивалось, как и катанье на лошадях, только к
последним трем дням Масленицы. Такое ограничение отмечено, например, в описании 1850-х из Борисоглебского
у. Тамбовской губ.
В Ачинском и Енисейском уездах парни накануне Масленицы делали общую для всего селения высокую
катушку горку с политым водою ледяным скатом. Иногда сооружали несколько катушек поулошно , если в
селении были четко выраженные территориальные компании молодежи. В течение масленичной недели ежедневно
под вечер на катушку собирались шумные толпы парней и девушек, ребятишек, молодух. Парни выказывали свое
молодечество , спускались на санках с головокружительной высоты , посадив к себе на колени одну или двух
девушек. Катались и группами на кожуре (шкуре) и дровнях. По другому, тоже восточносибирскому описанию,
молодняк собиратца на катушке, катаюца на санках, на лодках, на шкурках, на снопах соломы. Шутки идут, а
другой раз до драки дело доходит .
В Пермском крае во время катанья взрослых в последний день Масленицы парню, скатившему девушку с горы,