<< Пред.           стр. 136 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

 пережить войну, революцию, арест, издевательства безбожников, приговор к расстрелу (Никифоров как бы
 пророчески описал свою собственную судьбу и кончину он был расстрелян большевиками в декабре 1941). Вся
 книга словно тихий плач о родной земле, до боли любимой героем. Все устали. Все горем захлебнулись. Все чают
 Христова утешения , сокрушается рассказчик. Чудом избегнувший смерти, батюшка несет страдающим людям
 евангельский свет.
  А. М. Любомудров
 
  НИКОДИМ КОЖЕЕЗЕРСКИЙ, Хозьюгский, преподобный (ск. 3.07.1640), в миру Никита, родился в
 крестьянской семье в Ростове. После смерти родителей переселился в Ярославль, где занимался изготовлением
 гвоздей и вел скромную, богомольную и трудолюбивую жизнь. При архим. Пафнутии он поступил в московский
 Чудов монастырь, принял там постриг и провел 11 лет в строгих подвигах. Когда же его настоятель стал
 митрополитом Крутицким, св. Никодим последовал за ним на Крутицы, но через год удалился в Кожеозерский
 монастырь в Архангельском крае, на оз. Кожа. Поселился он в уединенном месте на берегу р. Хозюга. Здесь
 преподобный занимался рыболовством и обрабатывал небольшой огород. В Москве хранили о нем благоговейную
 память. Сам патриарх прислал ему шубу, но ее св. Никодим отдал в монастырь. Перед кончиной он пришел в
 монастырь, где и скончался. В 1695 его причислили к лику святых.
  Память прп. Никодиму отмечается 3/16 июля.
 
  НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ, преподобный (1749-1.07.1809), родился в Греции на одном из Кикладских
 островов Наксосе от благочестивых родителей Антония и Анастасии Калливурси и при крещении был наречен
 Николаем. С ранних лет он выделялся среди сверстников остротой ума, прилежностью и духовной
 сосредоточенностью. Высшее образование Николай получил в малоазийском городе Смирне, где изучал
 богословские дисциплины и языки. В 1770 из-за турецких притеснений Николай оставил Смирну и вернулся на
 Наксос, где был принят митр. Анфимом в качестве секретаря. Здесь Николай сблизился с несколькими иноками,
 поведавшими ему о Святой горе. В 1775 он прибыл на Афон, где принял монашеский постриг с именем Никодим.
 Митр. Макарий (Нотар), в 1777 посетивший Святую гору, попросил Никодима просмотреть готовившуюся к
 изданию Филокалию (Добротолюбие) сборник аскетических творений св. отцов и другие книги. С этого
 началось его главное монашеское послушание переводить, писать и издавать духовные книги. Св. Никодимом
 было подготовлено и издано множество книг. Он перевел с латыни и значительно отредактировал книгу
 итальянского монаха Невидимая брань . Переведенная на русский язык в XIX в. св. Феофаном Затворником, эта
 книга в наши дни стала одним из самых любимых и широко читаемых духовных сочинений в России. Николай
 Святогорец был удивительно кротким и смиренным иноком. Его глава ныне хранится на Афоне в келье Скуртеон в
 Карее. Прп. был причислен к лику святых указом Константинопольского патриарха Афинагора 31 мая 1955.
  Память прп. Никодиму отмечается 1/14 июля.
 
  НИКОЛА БОЛЬШОЙ КРЕСТ, церковь Николая Чудотворца в Москве на Ильинке, главная святыня русского
 купечества. Построена архангельскими купцами Филатьевыми в 1680 97. Пятиглавый храм сверкал нарядным
 блестящим убранством с бледно-голубой окраской, в несколько этажей на подклете, служил в то же время и
 товарным складом. В храме, по обету его создателей, воздвигнут огромный, саженной высоты, крест со 156
 частицами мощей. Крестное целование ставится в связь с обычаем приводить к присяге лиц, тяжущихся в Кремле в
 царских приказах. Для украшения храма были приглашена самые лучшие мастера.
  В 1933 церковь была разрушена еврейскими большевиками.
 
  НИКОЛА ПСКОВСКИЙ БЛАЖЕННЫЙ (по прозвищу Саллос), Христа ради юродивый (ск. 1567), родом из
 Псковской земли. Согласно преданию, он спас своим вмешательством Псков от жестокой расправы во времена
 царствования Иоанна Грозного. В феврале 1570 государь, обвинив новгородцев в измене, предал их город
 страшному разорению. С большим подозрением царь относился к псковичам. Из Новгорода он отправился прямо к
 Пскову, жители которого пришли в трепет, прослышав об этом. Утром, после того как царь переночевал в близком
 от города Николаевском Любятове монастыре, все псковичи, каждый перед своим домом, поставили столы с
 хлебом и солью. Во время въезда в город все встали на колени, склонив головы под государеву волю. Лишь один
 блж. Николай, вдохновляемый Господом, не испытывал страха. После того как Иоанн вышел из собора, в котором
 псковское духовенство отслужило молебен, блж. Николай предложил государю кусок мяса. Я христианин и не ем
 мяса в пост , сказал царь. Ты пьешь кровь христианскую , ответил ему блаженный. Эти слова заставили
 Иоанна одуматься. И хотя некоторые богатые дома были разграблены, Псков избежал горькой участи Новгорода.
 Блж. Николай преставился в 1567. Благодарные псковичи погребли его в соборной церкви, где до этого хоронили
 только князей и епископов. И после смерти блаженный не оставил молитв о родном городе. Так, во время
 нашествия в 1581 польских войск на Псков некоему старцу Дорофею было видение, в котором блаженный
 Николай ходатайствовал к Пресвятой Богородице о спасении города. Его молитвами Псков был спасен.
  Память блж. Николаю празднуется 28 февраля/12 марта.
 
  НИКОЛА СВЯТОША, Черниговский, Печерский (ск. 1143), первый русский князь, принявший иночество,
 сын Черниговского кн. Давида. По воле родителей Никола, носивший в миру имя Святослав, женился и стал
 Луцким князем (дочь его была замужем за блгв. кн. Всеволодом Новгородским). Не по душе миролюбцу были
 постоянные ссоры русских князей. В феврале 1106 кн. Святослав, оставив семейство, принял постриг в Киево-
 Печерской обители. Здесь он с великим смирением работал в поварне, рубил дрова, носил воду, был
 привратником. На свои средства построил надвратный Троицкий храм и больничную церковь свт. Николая, около
 своей кельи развел сад. Его никто не видел праздным, все труды его сопровождались непрестанным
 произнесением молитвы Иисусовой (первый известный пример на Руси). Пройдя разные послушания, подвижник
 наложил на себя обет безмолвия, который соблюдал в продолжение тридцати лет. Он стяжал дар прозорливости и
 врачевания.
  Память прп. Николе отмечается 14/27 октября, 28 сентября/11 октября и во 2-ю неделю (воскресенье) Великого
 поста.
 
  НИКОЛАЕВ, город в Новороссии на берегу Бугского лимана Черного моря, у слияния рек Южный Буг и
 Ингул, морской и речной порт. Основан во время Русско-турецкой войны 1787 91, когда в 1788 здесь была
 построена верфь, положившая начало развитию города. В 1803 61 русский военный порт, а с 1862 и торговый
 порт с составе Херсонской губ. Музей судостроения и флота (1792 94), Николаевская церковь (1817),
 Офицерское собрание (1824).
 
  НИКОЛАЕВСК-НА-АМУРЕ, город в Хабаровском крае, центр Николаевского р-на. Расположен на левом
 берегу Амура. Население 35 тыс. чел.
  Основан в 1850 российским мореплавателем адмиралом Г.И. Невельским как военно-административное
 поселение (Николаевский пост), которое в короткий срок приобрело важное экономическое и политическое
 значение на Тихоокеанском побережье. В 1855 сюда перенесен порт из Петропавловска-Камчатского. Город
 Николаевск с 1856, после образования Приморской обл. стал областным центром (до 1880). В 1872 73 порт
 перенесен во Владивосток.
 
  НИКОЛАЕВСКАЯ ОЗЕРСКАЯ пустынь. См.: ГОРНЕ-УСПЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ.
 
  НИКОЛАЕВСКИЙ женский монастырь, Владимирская еп., в г. Переславле. Основан в XIV в. св. Димитрием
 Прилуцким. Разоренный поляками в н. XVII в., он вскоре восстановлен был схимонахом Дионисием (ск. 1645).
 Первоначально он был мужским; в 1898 обращен в женский.
 
  НИКОЛАЕВСКИЙ мужской монастырь, Курская еп., близ Рыльска. Упоминается в 1505; возобновлен ок.
 1614. Здесь находилась местночтимая икона свт. Николая. Ежегодно 6 мая совершался крестный ход на острове
 близ с. Асмолова, места явления иконы.
 
  НИКОЛАЕВСКИЙ ВЯЖИЩСКИЙ мужской монастырь, Новгородская еп., в окрестностях Новгорода, на
 болотистом месте, называемом Вяжищи. Время основания монастыря неизвестно; в XIV в. он уже существовал. В
 летописи упоминался в первый раз в 1411. В соборном храме покоились под спудом мощи прп. Евфимия, архиеп.
 Новгородского, здесь же находилась чудотворная икона свт. Николая, современная основанию монастыря.
  С.В. Булгаков
 
  НИКОЛАЕВСКИЙ КАТРОМСКИЙ мужской монастырь. См.: СЕМИГОРОДНАЯ УСПЕНСКАЯ
 пустынь.
 
  НИКОЛАЕВСКИЙ КОСИНСКИЙ женский монастырь, Новгородская еп., близ Старой Руссы, на косе,
 образуемой реками Полистью и Снежною. Основан в XIII в. прпп. Константином и Космою Косинскими (оба ск.
 ок. 1240). В 1764 он был упразднен и обращен в приход. В 1890 здесь учреждена была женская община, которая в
 1896 преобразована в монастырь. В притворе Николаевской церкви покоились под спудом мощи прпп.
 Константина и Космы.
  С.В. Булгаков
 
  НИКОЛАЕВСКИЙ ЛУХОВСКИЙ мужской монастырь, Костромская еп., в Юрьевецком у., близ г. Луха.
 Основан в 1498 прп. Тихоном Луховским, мощи которого здесь и почивали. В монастыре находились чудотворные
 иконы: прп. Тихона и свт. Николая, оставшиеся невредимыми во время пожара в 1668, и празднуемая 12 ноября
 древнего письма Смоленская икона Божией Матери, пред которой, по преданию, молился прп. Тихон и которою он
 благословил братию пред своей кончиной; кроме того, в монастыре хранилось много ковчежцев с мощами,
 Евангелие и Апостол, писанные полууставом рукой прп. Тихона, два деревянных ковша, блюдо и семиглавый
 ковчег, сделанные им же, а также и соха, в которую он сам впрягался, обрабатывая со своими учениками поле.
  С.В. Булгаков
 
  НИКОЛАЕВСКИЙ мужской монастырь, Екатеринбургская еп., в г. Верхотурье, Пермской и Тобольской
 губ., в 45 верстах от Нижнего Тагила, на берегу р. Кыртомки. Учрежден в 1893 из образовавшейся монашеской
 общины, начало которой было положено поселившимся здесь в 1878 иноком Адрианом, который, проведя на
 Афоне три года, сам принял там иночество и, вернувшись на родину, поселился в означенной местности для
 иноческих подвигов; с 1880 сюда стали стекаться другие ищущие уединения; была построена часовня и несколько
 зданий, а в 1890, с разрешения епархиального начальства, была устроена в одном из деревянных корпусов домовая
 церковь.
  С.В. Булгаков
 
  НИКОЛАЕВСКИЙ НОВОЗЕМЕЛЬСКИЙ скит. См.: КОРЕЛЬСКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ мужской
 монастырь.
 
  НИКОЛАЙ (в миру Ярушевич Борис Дорофеевич) (ск. 13.12.1961), митрополит Крутицкий и Коломенский.
 Учился в Петербургском университете. В 1914 принял монашество. Окончил Петроградскую духовную академию.
 Архимандрит Александро-Невской лавры. В 1922 24 заключен еврейскими большевиками в тюрьму. В 1939
 назначен экзархом Западной Украины и Белоруссии, энергично борется с антирусским движением униатов. Во
 время войны один из руководителей православного патриотического движения в поддержку армии. Член комиссии
 по расследованию немецких преступлений на оккупированных территориях. Участник встречи руководителей
 Русской церкви с И. В. Сталиным в сентябре 1943, на которой фактически было восстановлено патриаршество.
 После войны сыграл большую роль в борьбе с подрывной деятельностью католицизма и униатства на
 западнорусских территориях. Решительно выступил против погромной деятельности Н. С. Хрущева против
 Русской Церкви, за что по требованию богоборческих властей был лишен всех церковных постов и отправлен на
 покой. Умер через год после отставки. Существует версия, что его смерть была ускорена спецслужбами по
 указанию Хрущева.
  О. П.
 
  НИКОЛАЙ КОЧАНОВ, Новгородский, Христа ради юродивый (ск. 27.07.1392), сын богатых новгородских
 горожан Максима и Иулиании. Мать вложила в сердце сына любовь к Богу и ближнему, научила его молитве. В
 детстве он не любил играть, а став взрослым, избегал общества своих веселых сверстников. Благочестивого юношу
 многие стали почитать. Но этого он больше всего боялся, что заставило его взять на себя крест юродства Христа
 ради. Он стал жить на улице, в бедной одежде, босой, притворялся потерявшим рассудок. Многие оскорбляли его,
 но блаженный все терпеливо сносил. Больше всего он любил бывать в церкви, поучал горожан спасению,
 заблудших вразумлял, а печальных утешал. Жил Николай на Софийской стороне, а на Торговой стороне жил
 другой Христа ради юродивый блж. Феодор Новгородский. Обе стороны враждовали между собой. Однажды
 блж. Феодор появился на Софийской стороне и тут же на него напал блж. Николай. Как ты смеешь приходить на
 эту сторону закричал он Феодору. Спасаясь от него, тот бросился бежать к Волхову и побежал прямо по воде.
 Наконец Николай остановился и бросил вдогонку св. Феодору кочан капусты. Феодор подхватил его, а Николай
 кричал: Феодор! Отдай кочан, он мой, не твой! Случай с кочаном повторялся не раз, и блж. Николая прозвали
 Кочановым. Скончался он в 1392, в один год со своим сподвижником блж. Феодором. Похоронили св. Николая в
 храме Св. вмч. Пантелеймона, переименованном потом в Николо-Кочановский. С могилы его стали брать песок и
 воду, освящаемую в великие праздники. Память блж. Николаю отмечается 27 июля/9 августа.
 
  НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ МИРЛИКИЙСКИЙ, архиепископ, чудотворец (ск. ок. 345). Нет в нашей стране
 ни одного храма, ни одной благочестивой семьи, где на почетном месте не оказалось бы иконы свт. Николая.
 Провинциальный архиерей из Малой Азии так тронул таинственную славянскую душу, что стал отцом-
 покровителем далекой необъятной России. Удивительно откликнулось русскому слуху название г. Миры, в
 котором святитель епископствовал. Здесь и миро свящ. благовоние, крестопомазанием которого сообщаются
 благодатные дары Св. Духа выходящему из купели крещения христианину, царю, венчаемому на царство,
 престолам и антиминсам храмов; и душистое миро, истекающее от чудотворных икон или мощей прославленных
 святых; это и мир как состояние души, и мир как вселенная; здесь и производное мирянин человек, не имеющий
 сана, но мирно, по церковным законам живущий в миру... Родился будущий святитель в г. Патары. Назидаемый
 благочестивыми родителями, достойно провел детские годы, с юных лет посвятил себя Церкви и стал
 архиепископом Мир Ликийских. Он отличался скромностью и простотой; трудился, постился, молился; помогал
 всем богатым и бедным, старым и юным, больным и здоровым и, самое главное, исцелял страждущих от
 греховных язв. В глубокой старости мирно отошел ко Господу, но не оставил своим попечением весь
 христианский мир. Ему молятся о воспитании детей, о мире в семье, об избавлении от нищеты и бедности, об
 отвращении блудных помыслов или посягательств, о паломниках, моряках, путешествующих, об избавлении от уз
 или от смерти, об укреплении и чистоте православной веры... Нет такой ситуации, в которой Николай Чудотворец
 не помог бы страждущим. Погребен был св. Николай в г. Мирах Ликийских, на юге Малой Азии (отсюда и его
 наименование Мирликийский). Но в посл. четв. XI в., когда турки-мусульмане часто стали опустошать эти
 области Византии, угроза нависла и над великой общехристианской святыней мощами св. Николая. И вот
 купцы из Италии, среди которых было много греков, в 1087 решили спасти св. мощи от неминуемой гибели. Они
 даже пошли на насилие над монахами, оберегавшими мощи святителя: завернув благоухавшие миром мощи,
 купцы отнесли их на свой корабль. Среди купцов-похитителей почти все были из г. Бари (на юго-востоке Италии),
 куда они и привезли святыню. Мощи торжественно были помещены в храме св. Стефана, а через год для них был
 построен специальный храм, где они находятся и по сей день, собирая к себе множество паломников как
 католиков, так и православных со всего мира.
  О степени почитания русским народом свт. Николая можно судить по тому, что Русская Церковь положила ему
 по четвергам и каждую неделю особую службу наряду с апостолами. До Крещения Руси четверг считался днем
 главного языческого бога Перуна, в который ему поклонялись и приносили жертвы. После принятия христианства
 многие праздники и торжественные дни, во время которых почитался Перун, были вытеснены почитанием святых,
 и прежде всего св. Николая Чудотворца. Этим в значительной степени и объясняется, почему русские люди
 издревле с особенным усердием чествовали св. Николая и чаще, чем к другим святым, обращались к нему с
 молитвою. В Ипатьевской летописи под 1227 о галицком кн. Данииле читаем: Еха Данил в Жидичин кланятися и
 молитися св. Николе, и зва и Ярослава к Лучьску; и реша ему бояре его: приими Луческ, где ими князя их; оному
 же отвещавшу: яко приходих зде молитву створити . Или в другом месте: Нача посылати Михаил и Изяслав
 грозыча: дай нашу братью, или придем на тя войною. Данилови же молящюся Богу и св. архиерею Николе, иже
 каза чюдо свое . Древние наши калики перехожие в одном из своих стихов поют про св. чудотворца Николая, что
 он, чудотворец, Богом силен, он всем помощник. Подобным образом и нынешние малороссийские старцы поют в
 своих стихах о св. Николае Чудотворце:
 
  Ой! Хто, хто Николая любит,
  Ой! Хто, хто Николаю служит,
  Тому святый Николае
  На всякий час помогае.
 
  В Сказании о святых свт. Николаю приводится особая молитва о заступлении от всяких бед и несчастий.
 Исстари ни одному угоднику в православной Руси не воздвигалось столько храмов и приделов, как св. Николаю
 Чудотворцу. Александр Гуагнин Веронский, путешествовавший по России в XVI в., замечал, что русские, между
 святыми особенно почитая св. Николая, едва не воздают ему божеского поклонения; во имя его воздвигают они
 особенные храмы и рассказывают о нем много чудесного. Иностранный путешественник говорил, что у русских
 св. Николай считается патроном их отечества, и, между прочим, прибавлял, что русский люд даже верит, будто св.
 Николай Чудотворец мог бы быть Богом, но не захотел этой чести, и, во всяком случае, после Бога заступает
 первое место. Русский народ исстари привязан к самому имени св. Николая; оно составляет доселе одно из
 употребительнейших имен, какими только привыкли называть себя русские. Образ св. Николая можно встретить
 почти во всех православных русских домах. Пред ним русский человек молился о помощи во всех более или менее
 трудных обстоятельствах своей жизни. Русские крестьяне говорили о св. чудотворце Николае: Нет на нас
 поборника супротив Николы , Попроси Николу, и он скажет Спасу , Всем богам по сапогам, а Николе боле, что
 ходит боле , или: От Холмогора до Колы тридцать три Николы , или еще: Благому чудотворцу Николаю два
 праздника в году, а Касьяну немилостивому один в четыре года , Что криво и слепо, то Николе свету и т.д.
  Всеобщее поклонение Николаю Чудотворцу среди русских людей в значительной степени объяснялось его
 душевными качествами, в которых наши предки находили много сходного с народным русским характером. Это
 открытое заявление Николая Чудотворца в защиту угнетаемой невинности, это решительное и смелое
 заступничество за неправедно осуждаемых и гонимых, каким отличался свт. Мирликийский во время своей жизни,
 особенно как-то идут к характеру открытой, смелой и доброй русской натуры. Такие особенности личного
 характера чудотворца, без всякого сомнения, делали образ этого угодника Божия особенно привлекательным и
 достойным уважения в глазах русского народа: они-то, между прочим, кажется, и дали возможность стать
 русскому люду в особенно короткие отношения к этому святителю. Насколько в этом последнем случае русский
 человек представляется простодушным и чистосердечным в обращении с Николаем Чудотворцем, лучшим
 доказательством тому служат (кроме вышесказанных уже нами народных пословиц) народные легенды об этом
 угоднике, как, например, легенда о купце Садко и св. Николае Можайском, повесть о покровительстве одному
 крестьянину св. чудотворцем Николаем и о его соперничестве в этом деле со св. Илиею Пророком и т.д. Свт.
 Николай почитался в России не только вообще заступником от всех бед и несчастий, но еще, в частности,
 хранителем на водах, и в Сказании о святых ему полагалась особая молитва об охранении на водах. Русские
 мореходы почти всегда имели икону этого угодника и в случае опасности выносили ее на палубу, умоляя его об
 избавлении от кораблекрушения и бури.
  Очевидно, что основанием для этого верования послужили чудеса св. Николая, которыми прославился этот
 угодник на море. Четьи-Минеи о св. чудотворце Николае повествуют так: однажды случилось, что корабль, на
 котором плыл в Палестину св. Николай для поклонения св. местам, подвергался опасности от бурных волн на
 море. Но когда св. Николай помолился о спасении, буря укротилась, и корабль благополучно прибыл к месту
 своего следования. Исполнив свой обет в Палестине, св. Николай на том же корабле намерен был отправиться на
 родину, но корабельщики, обещавшие привести его в Ликию, обманули и направили свой корабль в другую
 сторону. Вдруг по молитве св. Николая поднялась буря, и корабль, вопреки всем усилиям корабельщиков,
 принесло к берегам Ликии. В другой раз какой-то корабль на пути в ликийские страны застигнут был сильною
 бурею, которая угрожала кораблекрушением. Корабельщики только по слуху о св. Николае как помощнике всем
 несчастным на водах воспомянули вел. свт. Николая, и он, явившись сам на корабль, стал править рулем и
 запретил бушевать ветру по морю. В прологе XVII в. в числе чудес чудотворца Николая повествуется о чуде
 чудотворца Христова Николая, бывшем в Кыеве месте, в церкви св. Софии . Чудо состояло в том, что утопшее
 дитя св. Николай сохранил живым. Так раб Господень, говорится в Нинеях, морю и ветрам повелеваше и
 послушливы ему бываху . На этом основании Русская Церковь в своих песнопениях в честь св. Николая величает
 его спутником путешествующих и на море сущим правителем. Ко дню 6 декабря в честь св. Николая приурочены
 были в старину так называемые братнины. О братчинах встречаем весьма частые упоминания в летописях и
 других древних наших памятниках, и братчины, совершавшиеся на празднике св. Николая, получили название
 Николыцины.
  С особою торжественностью в старину совершались Николыцины во время храмового праздника в честь св.
 Николая. Тогда наши предки собирались в церковь, служили св. Николаю молебны, ставили сообща этому
 угоднику большую свечу и затем заключали свои собрания угощениями и веселием. В сельскохозяйственном быту
 день свт. Николая служил сроком для разного рода сделок, платежей и других хозяйственных договоров. Наконец,
 русские крестьяне с днем св. Николая связывали следующие, основанные на наблюдении приметы о погоде и
 состоянии зимы: Никола загвоздит, что Егорий намостит . Хвали зиму после Николина дня . Первые
 морозы Никольские . Перед Николой иней овсы хороши будут . Иней на Николу к урожаю .
  Цены на хлеб строит Николин торг . Никольский обоз для боярской казны дороже золота .
  Празднование памяти свт. Николая Чудотворца совершается 6/19 декабря и 9/22 мая (перенесение мощей в
 1087).
  И.П. Калинский
 
  НИКОЛАЙ ЯПОНСКИЙ, равноапостольный, архиепископ (1.08.1836-3.02.1912). Прославления в лике
 равноапостолов удостаиваются подвижники, просветившие светом Христовым целые страны и народы. Св.
 Николай (в миру Иван Дмитриевич Касаткин) стал апостолом Японии. Родился он в Смоленской губернии, в
 семье диакона. Биография его начиналась обычно для сына бедного сельского священнослужителя: уездное
 духовное училище, Смоленская семинария и Санкт-Петербургская Духовная академия, в стенах которой св.
 Николай и принял монашеский постриг. Промыслительно, что пострижен он был в академическом храме,
 освященном в честь 12-ти апостолов, в сан иеродиакона посвящен в праздник первоверховных апп. Петра и Павла,
 а в сан иеромонаха в день памяти 12-ти апостолов. Сам Господь как бы указывал св. Николаю путь, которым
 ему следовало идти. По собственному желанию молодой монах был назначен в Японию настоятелем консульского
 храма в г. Хакодате (1860). Восемь лет ушло на изучение страны, народа, языка, нравов и обычаев. Японцы в то
 время относились к иностранцам и к христианству резко враждебно. Несмотря на это, свт. Николай начал
 строительство церквей, школ, духовных училищ, перевел на японский язык необходимые богослужебные книги,
 составил православный богословский словарь. В 1880 архим. Николай был хиротонисан во епископа. К 1911, через
 полвека апостольской деятельности, в 266 общинах насчитывалось 33017 христиан, 2 архиерея, 35 священников,
 116 проповедников-катехизаторов. В 1970 архиепископ Николай причтен к лику святых Поместной Русской и
 Автономной Японской Православных Церквей.
  Память равноап. Николаю отмечается 3/16 февраля.
 
  НИКОЛАЙ I ПАВЛОВИЧ (15.06.1796-18.02.1855), российский император (с 1825), третий сын Павла I.
 Вступление на престол имп. Николая Павловича омрачилось событием исключительной важности бунтом
 декабристов. Александр I скончался 19 ноября 1825. Сразу по получении этого известия поиска принесли присягу
 Константину Павловичу как законному наследнику, т. к. в Петербурге никому не было известно о его отречении от
 престола. Сам Константин Павлович принес присягу своему младшему брату Николаю Павловичу. В результате
 создалось неопределенное положение, продолжавшееся 22 дня. Когда 14 декабря должна была состояться присяга
 Санкт-Петербургского гарнизона имп. Николаю Павловичу, два гвардейских полка, обманутые своими офицерами,
 подняли восстание и вышли на Сенатскую площадь. Граф Милорадович, пытавшийся убедить восставших в их
 заблуждении, был убит, так же как и командир гренадерского полка полковник Штурлер. Тогда пришлось дать
 артиллерийский залп по бунтующим, чем бунт и был прекращен.
  Причины декабрьского бунта были гораздо глубже, чем это казалось тогдашнему русскому обществу и
 благороднейшему рыцарю имп. Николаю Павловичу. В 1820 в России существовало 32 масонских ложи,
 насчитывавших в своей среде 1700 членов, почти всех принадлежащих к высшему обществу. Когда тайные
 общества были запрещены, далеко не все подчинились указу и ряд лож продолжал существовать. Эти ложи

<< Пред.           стр. 136 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу