<< Пред.           стр. 174 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

 пришлось бы погасить в себе силы сердца, созерцания, совести и свободы или, во всяком случае, отказаться от их
 преобладания. И неужели есть наивные люди, воображающие, что мы могли бы достигнуть этого, заглушив в себе
 славянство, искоренив в себе вековечное воздействие нашей природы и истории, подавив в себе наше
 органическое свободолюбие, извергнув из себя естественную православность души и непосредственную
 искренность духа И для чего Для того чтобы искусственно привить себе чуждый нам дух иудаизма,
 пропитывающий католическую культуру, и далее дух римского права, дух умственного и волевого формализма
 и, наконец, дух мировой власти, столь характерный для католиков А в сущности говоря, для того чтобы
 отказаться от собственной, исторически и религиозно заданной нам культуры духа, воли и ума: ибо нам не
 предстоит в будущем пребывать исключительно в жизни сердца, созерцания и свободы и обходиться без воли, без
 мысли, без жизненной формы, без дисциплины и без организации. Напротив, нам предстоит вырастить из
 свободного сердечного созерцания свою особую, новую русскую культуру воли, мысли и организации. Россия не
 есть пустое вместилище, в которое можно механически, по произволу, вложить все, что угодно, не считаясь с
 законами ее духовного организма. Россия есть живая духовная система со своими историческими дарами и
 заданиями. Мало того, за нею стоит некий божественный исторический замысел, от которого мы не смеем
 отказаться и от которого нам и не удалось бы отречься, если бы мы даже того и захотели. И все это
 выговаривается русской идеей.
  Эта русская идея созерцающей любви и свободной предметности сама по себе не судит и не осуждает
 инородные культуры. Она только не предпочитает их и не вменяет их себе в закон. Каждый народ творит то, что
 он может, исходя из того, что ему дано. Но плох тот народ, который не видит того, что дано именно ему, и потому
 ходит побираться под чужими окнами. Россия имеет свои духовно-исторические дары и призвана творить свою
 особую духовную культуру: культуру сердца, созерцания, свободы и предметности. Нет единой
 общеобязательной западной культуры , перед которой все остальное темнота или варварство . Запад нам
 не указ и не тюрьма. Его культура не есть идеал совершенства. Строение его духовного акта (или, вернее, его
 духовных актов), может быть, и соответствует его способностям и его потребностям, но нашим силам, нашим
 заданиям, нашему историческому призванию и душевному укладу оно не соответствует и не удовлетворяет. И нам
 незачем гнаться за ним и делать себе из него образец. У Запада свои заблуждения, недуги, слабости и опасности.
 Нам нет спасения в западничестве. У нас свои пути и свои задачи. И в этом смысл русской идеи.
  Однако это не гордость и не самопревознесение. Ибо, желая идти своими путями, мы отнюдь не утверждаем,
 будто мы ушли на этих путях очень далеко или будто мы всех опередили. Подобно этому мы совсем не
 утверждаем, будто все, что в России происходит и создается, совершенно, будто русский характер не имеет своих
 недостатков, будто наша культура свободна от заблуждений, опасностей, недугов и соблазнов. В
 действительности мы утверждаем иное: хороши мы в данный момент нашей истории или плохи, мы призваны и
 обязаны идти своим путем очищать свое сердце, укреплять свое созерцание, осуществлять свою свободу и
 воспитывать себя к предметности. Как бы ни были велики наши исторические несчастья и крушения, мы
 призваны самостоятельно быть, а не ползать перед другими; творить, а не заимствовать; обращаться к Богу, а
 не подражать соседям; искать русского видения, русских содержаний и русской формы, а не ходить в кусочки ,
 собирая на мнимую бедность. Мы Западу не ученики и не учителя. Мы ученики Бога и учителя себе самим. Перед
 нами задача: творить русскую самобытную духовную культуру из русского сердца, русским созерцанием, в
 русской свободе, раскрывая русскую предметность. И в этом смысл русской идеи.
  Эту национальную задачу нашу мы должны верно понять, не искажая ее и не преувеличивая. Мы должны
 заботиться не об оригинальности нашей, а о предметности нашей души и нашей культуры; оригинальность же
  приложится сама, расцветая непреднамеренно и непосредственно. Дело совсем не в том, чтобы быть ни на кого
 не похожим; требование будь как никто неверно, нелепо и не осуществимо. Чтобы расти и цвести, не надо
 коситься на других, стараясь ни в чем не подражать им и ничему не учиться у них. Нам надо не отталкиваться от
 других народов, а уходить в собственную глубину и восходить из нее к Богу; надо не оригинальничать, а
 добиваться Божьей правды; надо не предаваться восточнославянской мании величия, а искать русскою душою
 предметного служения. И в этом смысл русской идеи.
  Вот почему так важно представить себе наше национальное призвание со всей возможной живостью и
 конкретностью. Если русская духовная культура исходит из сердца, созерцания, свободы и совести, то это отнюдь
 не означает, что она отрицает волю, мысль, форму и организацию. Самобытность русского народа совсем не в
 том, чтобы пребывать в безволии и безмыслии, наслаждаться бесформенностью и прозябать в хаосе; но в том,
 чтобы выращивать вторичные силы русской культуры (волю, мысль, форму и организацию) из ее первичных сил
 (из сердца, из созерцания, из свободы и совести). Самобытность русской души и русской культуры выражается
 именно в этом распределении ее сил на первичные и вторичные: первичные силы определяют и ведут, а
 вторичные вырастают из них и приемлют от них свой закон. Так уже было в истории России. И это было верно и
 прекрасно. Так должно быть и впредь, но еще лучше, полнее и совершеннее.
  1. Согласно этому русская религиозность должна по-прежнему утверждаться на сердечном созерцании и
 свободе и всегда блюсти свой совестный акт. Русское Православие должно чтить и охранять свободу веры и
 своей, и чужой. Оно должно созидать на основе сердечного созерцания свое особое православное богословие,
 свободное от рассудочного, формального, мертвенного, скептически слепого резонерства западных богословов;
 оно не должно перенимать моральную казуистику и моральный педантизм у Запада, оно должно исходить из
 живой и творческой христианской совести ( К свободе призваны вы, братия , Гал. 5: 13), и на этих основах оно
 должно выработать восточноправославную дисциплину воли и организации.
  2. Русское искусство призвано блюсти и развивать тот дух любовной созерцательности и предметной
 свободы, которым оно руководилось доселе. Мы отнюдь не должны смущаться тем, что Запад совсем не знает
 русскую народную песню, еле начинает ценить русскую музыку и совсем еще не нашел доступа к нашей дивной
 русской живописи. Не дело русских художников (всех искусств и всех направлений) заботиться об успехе на
 международной эстраде и на международном рынке и приспособляться к их вкусам и потребностям; им не
 подобает учиться у Запада ни его упадочному модернизму, ни его эстетической бескрылости, ни его
 художественной беспредметности и снобизму. У русского художества свои заветы и традиции, свой
 национальный творческий акт; нет русского искусства без горящего сердца; нет русского искусства без
 сердечного созерцания; нет его без свободного вдохновения; нет и не будет его без ответственного, предметного и
 совестного служения. А если будет это все, то будет и впредь художественное искусство в России, со своим
 живым и глубоким содержанием, формою и ритмом.
  3. Русская наука не призвана подражать западной учености ни в области исследования, ни в области
 мировосприятия. Она призвана вырабатывать свое мировоспитание, свое исследовательство. Это совсем не
 значит, что для русского человека необязательна единая общечеловеческая логика или что у его науки может
 быть другая цель, кроме предметной истины. Напрасно было бы толковать этот призыв как право русского
 человека на научную недоказательность, безответственность, на субъективный произвол или иное
 разрушительное безобразие. Но русский ученый призван вносить в свое исследовательство начала сердца,
 созерцательности, творческой свободы и живой ответственности совести. Русский ученый призван
 вдохновенно любить свой предмет так, как его любили Ломоносов, Пирогов, Менделеев, Сергей Соловьев, Забелин,
 Лебедев, кн. Сергей Трубецкой. Русская наука не может и не должна быть мертвым ремеслом, грузом сведений,
 безразличным материалом для произвольных комбинаций, технической мастерской, школой бессовестного
 умения.
  Русский ученый призван насыщать свое наблюдение и свою мысль живым созерцанием и в естествознании,
 и в высшей математике, и в истории, и в юриспруденции, и в экономике, и в филологии, и в медицине.
 Рассудочная наука, не ведущая ничего, кроме чувственного наблюдения, эксперимента и анализа, есть наука
 духовно слепая, она не видит предмета, а наблюдает одни оболочки его; прикосновение ее убивает живое
 содержание предмета; она застревает в частях и кусочках и бессильна подняться к созерцанию целого. Русский же
 ученый призван созерцать жизнь природного организма; видеть математический предмет; зреть в каждой детали
 русской истории дух и судьбу своего народа; растить и укреплять свою правовую интуицию; видеть целостный
 экономический организм своей страны; созерцать целостную жизнь изучаемого им языка; врачебным зрением
 постигать страдание своего пациента.
  К этому должна присоединиться творческая свобода в исследовании. Научный метод не есть мертвая система
 приемов, схем и комбинаций. Всякий настоящий, творческий исследователь всегда вырабатывает свой, новый
 метод. Ибо метод есть живое, ищущее движение к предмету, творческое приспособление к нему, из-следование ,
  изобретение , вживание, вчувствование в предмет, нередко импровизация, иногда перевоплощение. Русский
 ученый по всему складу своему призван быть не ремесленником и не бухгалтером явления, а художником в
 исследовании; ответственным импровизатором, свободным пионером познания. Отнюдь не впадая в комическую
 претенциозность или в дилетантскую развязность самоучек, русский ученый должен встать на свои ноги. Его
 наука должна стать наукой творческого созерцания не в отмену логики, а в наполнение ее живою
 предметностью; не в попрание факта и закона, а в узрение целостного предмета, скрытого за ними.
  4. Русское право и правоведение должны оберегать себя от западного формализма, от самодовлеющей
 юридической догматики, от правовой беспринципности, от релятивизма и сервилизма. России необходимо новое
 правосознание, национальное по своим корням, христиански православное по своему духу и творчески
 содержательное по своей цели. Для того чтобы создать такое правосознание, русское сердце должно увидеть
 духовную свободу как предметную цель права и государства и убедиться в том, что в русском человеке надо
 воспитать свободную личность с достойным характером и предметною волею. России необходим новый
 государственный строй, в котором свобода раскрыла бы ожесточенные и утомленные сердца, чтобы сердца по-
 новому прилепились бы к родине и по-новому обратились к национальной власти, с уважением и доверием. Это
 открыло бы нам путь к исканию и нахождению новой справедливости и настоящего русского братства. Но все
 это может осуществиться только через сердечное и совестное созерцание, через правовую свободу и предметное
 правосознание.
  Куда бы мы ни взглянули, к какой бы стороне жизни мы ни обратились к воспитанию или к школе, к семье
 или к армии, к хозяйству или к нашей многоплеменности, мы видим всюду одно и то же: Россия может быть
 обновлена и будет обновлена в своем русском национальном строении именно этим духом духом сердечного
 созерцания и предметной свободы. Что такое русское воспитание без сердца и без интуитивного восприятия
 детской личности Как возможна в России бессердечная школа, не воспитывающая детей к предметной свободе
 Возможна ли русская семья без любви и совестного созерцания Куда заведет нас новое рассудочное
 экономическое доктринерство, по-коммунистически слепое и противоестественное Как разрешим мы проблему
 нашего многонационального состава, если не сердцем и не свободою А русская армия никогда не забудет
 суворовской традиции, утверждавшей, что солдат есть личность, живой очаг веры и патриотизма, духовной
 свободы и бессмертия...
  Таков основной смысл формулированной мною русской идеи. Она не выдумана мною. Ее возраст есть
 возраст самой России. А если мы обратимся к ее религиозному источнику, то мы увидим, что это есть идея
 православного христианства. Россия восприняла свое национальное задание тысячу лет тому назад от
 христианства: осуществить свою национальную земную культуру, проникнутую христианским духом любви и
 созерцания, свободы и предметности. Этой идее будет верна и грядущая Россия.
  И.А. Ильин
 
  РУССКАЯ ПРАВДА, свод древнерусского права XI-XIII вв. Включала отдельные нормы Закона Русского ,
 Правду Ярослава Мудрого (т. н. Древнейшая Правда), Правду Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и др.
 Посвящена защите жизни и имущества княжеских дружинников, слуг; свободных сельских общинников и
 горожан; регламентировала положение зависимых людей; излагала нормы обязательственного и наследственного
 права и др. Сохранилась в трех редакциях: Краткой, Пространной, Сокращенной (списки XIII XVIII вв.).
  Русская Правда, сложившаяся еще на основе законов, существовавших в X в., включила в себя нормы
 правового регулирования, возникшие из обычного права, то есть народных традиций и обычаев.
  Содержание Русской Правды свидетельствует о высоком уровне развития экономических отношений, богатых
 хозяйственных связей, регулируемых законом. Правда, писал историк В. О. Ключевский, строго отличает
 отдачу имущества на хранение поклажу от займа , простой заем, одолжение по дружбе, от отдачи денег в
 рост из определенного условленного процента, процентный заем краткосрочный от долгосрочного и, наконец,
 заем от торговой комиссии и вклада в торговое компанейское предприятие из неопределенного барыша или
 дивиденда. Правда дает далее определенный порядок взыскания долгов с несостоятельного должника при
 ликвидации его дел, умеет различать несостоятельность злостную от несчастной. Что такое торговый кредит и
 операции в кредит хорошо известно Русской Правде. Гости, иногородние или иноземные купцы, запускали
 товар за купцов туземных, т. е. продавали им в долг. Купец давал гостю, купцу-земляку, торговавшему с другими
 городами или землями, куны в куплю , на комиссию для закупки ему товара на стороне; капиталист вверял
 купцу куны и гостьбу , для оборота из барыша .
  Вместе с тем, как видно из прочтения экономических статей Русской Правды, нажива, погоня за прибылью не
 являются целью древнерусского общества. Главная экономическая мысль Русской Правды стремление к
 обеспечению справедливой компенсации, вознаграждения за нанесенный ущерб в условиях самоуправляемых
 коллективов. Сама правда понимается как справедливость, а ее осуществление гарантируется общиной и другими
 самоуправляемыми коллективами.
  Главная функция Русской Правды обеспечить справедливое, с точки зрения народной традиции, решение
 проблем, возникавших в жизни, обеспечить баланс между общинами и государством, осуществить регулирование
 организации и оплаты труда по выполнению общественных функций (сбор виры, строительство укреплений,
 дорог и мостов).
  Русская Правда имела огромное значение в дальнейшем развитии русского права. Она легла в основу многих
 норм международного договора Новгорода и Смоленска (XII XIII вв.), Новгородской и Псковской судных
 грамот, Судебника 1497 и др.
  О.П.
 
  РУССКАЯ ПРАВДА , литературный альманах патриотического направления, вышел в Киеве в 1860. Стоял
 на твердых позициях: Православие. Самодержавие. Народность . Призывал правительство к борьбе с
 либерально-космополитическими и революционными элементами. Выступал за просвещение народа на основах
 Православия.
 
  РУССКАЯ СТАРИНА , исторический журнал, выходил в Петербурге в 1870 1918. Основатель журнала
 М.И. Семевский. Издатели-редакторы В.А. Семевский, М.И. Семевский, Н.К. Шильдер, А.С. Лапинский, С.П.
 Зыков и др. В журнале опубликовано большое количество документов и материалов по русской истории,
 воспоминания русских людей. Журнал сыграл большую роль в развитии национального самосознания русского
 народа.
 
  РУССКИЙ АРХИВ , историко-литературный сборник, выходил в Москве в 1863 1917. Издатель П.И.
 Бартенев (позднее Ю. Бартенев). В сборнике опубликовано большое количество документов и материалов по
 русской истории XVIII XIX вв. В числе главных сотрудников архива Н.П. Барсуков, Я.К. Грот, Д.И.
 Иловайский, М.Н. Лонгинов, Л.Н. Майков и др. Многочисленные сборники Архива сыграли большую роль в
 развитии русского национального самосознания.
 
  РУССКИЙ БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ , самое крупное энциклопедическое издание о жизни
 выдающихся деятелей России с древнейших времен до 1893 года. Издателем словаря был А.А. Половцов,
 смотревший на него как на государственное дело , осуществление патриотической мысли . Издание стояло на
 твердых православно-монархических позициях. Всего вышло 25 томов, словарь остался незавершенным,
 последний том вышел из печати в 1918.
  О.П.
 
  РУССКИЙ ВЕСТНИК , ежемесячный журнал патриотического направления, выходил в 1841 44 в
 Петербурге. Редактор-издатель Н.И. Греч, затем Н.А. Полевой, П.П. Каменский. Целью издания было
  содействовать своему монарху в его боголюбивых подвигах водворения в России истинного просвещения, любви
 к правде и добру и наслаждения благородными и высокими науками и изящными искусствами . Среди авторов
 журнала Ф.Н. Глинка, С.Н. Глинка, Н.В. Кукольник, И.М. Снегирев. Журнал осудил Ревизор и Мертвые души
 Н.В. Гоголя за упрощенный и тенденциозный взгляд на русскую жизнь, с чем в конце жизни согласился и сам
 автор.
 
  РУССКИЙ ВЕСТНИК , еженедельная газета патриотического направления, выходит в Москве с 1991 года,
 издатель-редактор А.А. Сенин. Газета занимает твердую православно-монархическую позицию, выступает
 против засилья либерально-масонской и иудейской идеологии. В работе газеты принимают участие лучшие
 русские ученые, писатели и публицисты.
 
  РУССКИЙ ВЕСТНИК , литературный и политический журнал патриотического направления, выходил в
 1856 1906 в Москве и Петербурге. Издатель-редактор М.Н. Катков, с 1887 - К.Н. Церетелев, позже - Ф.Н. Берг и
 др. В 1856-61 занимал либерально-космополитические позиции, с 1861, отказавшись от них, стал одним из
 главных патриотических органов печати. Журнал подвергал резкой критике антирусских, космополитических
 деятелей Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева и т. п. В журнале впервые публикуются Бесы
 Ф.М. Достоевского, На ножах Н.С. Лескова, Взбаламученное море А.Ф. Писемского.
 
  РУССКИЙ ВОИН , иллюстрированный журнал патриотического направления для русских солдат, выходил
 в Одессе в 1906 14. Стоял на твердых православно-монархических позициях. Девиз: Русский солдат воин
 Божий, защитник Отечества, слуга Царю . Редактор П.М. Андрианов.
 
  РУССКИЙ ЗРИТЕЛЬ , журнал русской истории, археологии, словесности и сравнительных костюмов
 патриотического направления, выходил в Москве в 1828 30. Издатели-редакторы Д.П. Ознобишин и К.Ф.
 Калайдович. В числе авторов С.Т. Аксаков, М.А. Дмитриев, И.В. Киреевский, М.А. Максимович, С.П. Шевырев.
 
  РУССКИЙ КЛУБ , объединение национальной русской интеллигенции. Негласно возникло в 1968 в составе
 ВООПИК под крышей секции по комплексному изучению русской истории и культуры. В этом клубе впервые за
 многие годы начинают обсуждаться животрепещущие вопросы формирования и развития русской культуры и
 духовности. В национальный оборот снова включаются ранее запрещенные даже упоминать имена выдающихся
 русских деятелей и мыслителей прошлого: Данилевского, Каткова, Розанова, Леонтъева, Победоносцева, Иоанна
 Кронштадтского и Серафима Саровского. Русский клуб возглавляли писатель Д. А. Жуков (председатель),
 историк С. Н. Семанов и П. В. Палиевский (заместители), а от аппарата ВООПИК клуб курировал И. А. Блоконь. В
 течение нескольких лет клуб был центром формирования и развития русской патриотической мысли. Лучшие умы
 России пытаются осмыслить причины трагедии, постигшей Отечество. Клуб собирался в Высокопетровском
 монастыре в Москве. На его заседаниях, кроме уже перечисленных выше деятелей ВООПИК и участников
 конференции в Новгороде, активно работали: В. А. Чивилихин, В. А. Чалмаев, В. В. Сорокин, И. И. Кобзев, И. С.
 Глазунов, Ю. Л. Прокушев, Г. В. Серебряков, С. Г. Котенко, И. А. Кольченко, О. Н. Михайлов, Н. М. Сергованцев,
 А. И. Байгушев, О. И. Журин, В. А. Виноградов, М. П. Кудрявцев, В. Д. Захарченко, Л. П. Кабальчик, Н. А.
 Сверчков, З. А. Ткачик, А. П. Ланщиков, Е. И. Осетров, А. В. Никонов, С. Ю. Куняев.
  Организационно, писал один из членов Русского клуба А. И. Байгушев, мы приняли церковную
 структуру. Монастырь, Петровка, 28, был у нас чистилищем. Здесь был как бы открытый храм, и сюда свободно в
 любой день, в любой час могли зайти на постоянную службу, т. е. на любое мероприятие, любой творческий
 вечер, русские миряне. Здесь мы приглядывались в новым лицам, отбирали, кого какими интересами привлечь, а
 кого постараться под тем или иным предлогом отшить. Постоянные и проверенные (в общении, в соблазнах , мы
 не гнушались и анкетой) попадали под негласный статус оглашенных. Их мы уже сами начинали настойчиво
 приглашать на русские мероприятия, давали несложные, больше для проверки, просветительные поручения. Из
  оглашенных лучшие попадали в верные и уже могли посещать наши русские вторники , на которых шла
 основная духовно-строительная работа. Здесь поочередно каждым из наиболее активных членов Русского клуба
 делался доклад на предложенную им самим русскую тему .
  Мы, сообщает тот же член клуба, не решались начинать хотя бы закрытые собрания Русского клуба с
 молитвы. Хотя священники появлялись рядом с нами на наших светских собраниях впервые не замаскированно,
 не стыдливо, а гордо в облачении и при регалиях, но нам только еще предстояло вернуть... самим себе
 собственное русское достоинство, чтобы не дрожать перед иудо-атеистами, а гордо осенять себя на людях нашим
 православным крестом. Однако безмолвие (исихазм) и благородный византизм сразу стали духовными
 знаменами Русского клуба . Валентин Дмитриевич Иванов, знаменитый исторический писатель, автор Руси
 изначальной и Руси Великой , с первых же шагов Великорусского монастыря стал его иереем. После многих
 лет преследования и травли он с особенным жаром отдавался клубу, найдя здесь самую благородную, затаив
 дыхание слушающую его аудиторию. И то же надо сказать об Олеге Васильевиче Волкове, несломленном
 многолетним ГУЛАГом публицисте, дворянине самых высоких кровей, вдруг радостно увидевшем, что Россия
 еще жива, что идет молодая здоровая смена, в которой не убит масонским интернационализмом православный
 русский дух .
  Несмотря на возвышенный византизм и внешне почти церковные формы организации Русского клуба ,
 большинство его членов оставались практически неверующими и невоцерковленными людьми, хотя все они
 осознавали огромную созидательную и жертвенную роль Православной Церкви в русской истории и культуре.
 Осуждая еврейский большевизм за геноцид русского народа, они вместе с тем не смешивали его с русским
 государственным направлением, которое придал коммунистической власти И. В. Сталин. Более того, некоторые
 члены клуба были горячими почитателями этого великого человека. Положительный опыт сталинских
 национальных реформ 1940-х н. 1950-х, остановленных космополитическим режимом Хрущева, подталкивал
 их к абсурдной мысли о возможности соединения большевизма с Православием (С. Н. Семанов) или, как иначе
 выражались Г. М. Шиманов и М. Ф. Антонов, соединения Нила Сорского и Ленина , Православия с ленинизмом.
 Конечно, такие мысли могли возникнуть только в атеистическом сознании. По мере его изживания и
 воцерковления взгляды национал-коммунистов менялись в сторону традиционной русской идеологии.
  Деятельность Русского клуба внесла большой вклад в возрождение национального сознания и в воспитание
 сотен, а может быть, даже тысяч русских людей в духе любви к традиционным духовным ценностям Отечества и
 беззаветном служении им. Однако в своем стремлении обратиться к более широкой русской аудитории члены
 клуба наталкивались на глухую стену запретов, что вынуждало их искать другие, подпольные формы
 распространения национальных знаний.
  О. Платонов
 
  РУССКИЙ КОЛОКОЛ , русский патриотический журнал волевой идеи в эмиграции. Выходил в Берлине
 с 1927 по 1930 под редакцией русского философа И. А. Ильина. Отстаивал национальные интересы русского
 народа.
 
  РУССКИЙ ЛИСТОК , газета патриотического направления, выходила в Москве в 1875 76. Издатель А.
 Соколов, редактор А. Федоров.
 
  РУССКИЙ МИР , ежедневная политическая, экономическая и литературная газета патриотического
 направления, издавалась в Петербурге в 1871 80. Газета выступала против либерально-космополитического и
 революционного движения. Проповедовала исторические начала русского народа. Осуждала Запад как источник
 разрушительных идей. Издатели-редакторы В.В. Комаров, П.А. Висковатов, М.Г. Черняев, Д. Стахеев и др.
 
  РУССКИЙ МУЗЕЙ в Санкт-Петербурге, крупнейший (наряду с Третьяковской галереей в Москве) музей
 русского и современного искусства. Учрежден в 1895 как художественный и культурно-исторический музей
 (официальное название до 1917 Русский музей императора Александра III). Открыт в 1898 в бывшем
 Михайловском дворце, выстроенном для вел. кн. Михаила Павловича в 1819 25 по проекту арх. К. И. Росси в
 стиле ампир. В убранстве интерьеров участвовали известные художники, в т. ч. скульпторы С. С. Пименов, В. И.
 Демут-Малиновский. В 1896 97 дворец был приспособлен для размещения музея. Основу коллекции составили
 картины из Эрмитажа, Академии художеств, из дворцов (Зимнего, Гатчинского и Александровского в Царском
 Селе); в 1898 1917 собрание пополнялось путем приобретений и пожертвований, в т. ч. из крупных коллекций
 князей Лобановых-Ростовских и кн. М. К. Тенишевой. В 1902 основан этнографический отдел, в 1900 11 для него
 был построен специальный корпус (арх. Ф. В. Свиньин); в 1913 начал формироваться историко-бытовой отдел. К
 сер. 1980-х насчитывалось свыше 300 тыс. единиц хранения.
  В другом русском отделе представлены выдающиеся памятники иконописи, в т. ч. работы Андрея Рублева,
 Симона Ушакова, деревянная скульптура, резьба по камню и кости, вышивки, ювелирные изделия. Богатая
 коллекция искусства XVIII 1-й пол. XIX в. включает работы Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л.
 Боровиковского, Ф. И. Шубина, А. А. Иванова, К. П. Брюллова и др., творчество мастеров 2-й пол. XIX в.
 представлено работами передвижников (работы И. Е. Репина, В. И. Сурикова, И. И. Левитана, И. И. Шишкина и
 др.), среди произведений художников к. XIX н. XX в. работы В. И. Серова, М. А. Врубеля, М. В. Нестерова,
 К. А. Коровина, мастеров Мира искусства , Бубнового валета , Голубой розы .
 

<< Пред.           стр. 174 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу