<< Пред. стр. 189 (из 245) След. >>
экономики, росла торгово-ремесленная часть жителей за счет выходцев из-за Урала и из разных сословийсибирского населения. В одних городах (Тобольск, Енисейск) продолжался процесс формирования феодального
ремесленно-торгового центра; в других (Иркутск, Тюмень) он начался на рубеже XVII XVIII вв. и интенсивно
развивался в течение XVIII в.; в третьих (Красноярск, Якутск) только намечались первые признаки этого
процесса; в четвертых (Туринск, Кузнецк) превращения административного центра в собственно город так и не
произошло. В наиболее развитых городах появились элементы капиталистических отношений. В процессе
первоначального накопления капитала в Сибири большую роль играла торговля, особенно внешняя с Востоком
(основной центр ее Кяхта), а также внутренняя пушниной, основанная в значительной части на
неэквивалентном обмене с коренным населением. В обеих этих сферах формирование местных капиталов
тормозилось конкуренцией купечества Европейской России.
В к. XVIII 1-й пол. XIX в. продолжалось переселение в Сибирь. Росло количество ссыльнопоселенцев, но
добровольное переселение давало более прочные и эффективные результаты. Земледелие сделало особенно
большие успехи в Ялуторовском, Курганском и Омском округах. Житницей Восточной Сибири являлась
Енисейская губа. Развивались очаги хлебопашества на северо-восточных окраинах. Было освоено огородничество
на Камчатке. Из отраслей животноводства преобладало коневодство, обеспечивающее обширные перевозки
(Московско-Сибирскому тракту требовалось до 50 тыс. лошадей), тягловую силу в промышленности и сельском
хозяйстве.
По 10-й ревизии (1857) в Сибири числилось всего 36 помещиков, владевших населенными имениями и 3700
крепостными мужского пола. Малочисленность помещиков и резерв земель определили особенности
крестьянской общины без обязательных переделов земли и принудительных севооборотов. Но существовали
общие выгоны для скота, нераздельное пользование лесами, переделы покосов по паям, круговая порука в
несении повинностей. Основной фигурой в сибирской деревне являлся крестьянин-середняк. В некоторых
районах (напр., степной Алтай) товарность крестьянского хозяйства достигала высокого уровня, но узость рынка и
недостаток свободных рабочих рук (резерв земель) тормозили развитие капиталистических отношений.
В 1-й пол. XIX в. в Сибири появилась новая отрасль хозяйства золотопромышленность. С к. 20-х началась
деятельность поисковых партий. До к. 30-х гл. золотопромышленным районом оставалась Мариинская тайга
Томской губ.; в 1838 60 свыше 60% всей золотодобычи Сибири дала Енисейская губ. Преобладало частное
предпринимательство капиталистического характера.
В XVI в. Сибирь управлялась Посольским приказом, а с 1599 Приказом Казанского дворца. В 1637 был
образован Сибирский приказ с разнообразными функциями административными, таможенными, военными,
частично даже дипломатическими. Вся полнота власти на месте в XVII в. была сосредоточена в руках воевод,
которые стремились сохранить внутреннюю организацию коренных народов и опирались на родоплеменную
знать, прежде всего в вопросах взимания ясака. С истреблением пушного зверя ясачные сборы становились все
более тяжелыми. При проведении первой областной реформы была учреждена (1708) Сибирская губерния с
центром в Тобольске; Сибирский приказ превращен в Московскую канцелярию Сибирской губернии (в 1730
восстановлен с ограниченной компетенцией; в 1763 упразднен окончательно). Теперь сибирские губернаторы
подчинялись Сенату и коллегиям на общих основаниях. В 1736 выделены Тобольская, Енисейская и Иркутская
провинции. С 1764 существовали две губернии Тобольская и Иркутская. В 1782 83 учреждены три
делившихся на области наместничества Тобольское, Колыванское, Иркутское, с 1796 снова две губернии,
делившиеся на области и уезды. В 1822 под руководством М.М. Сперанского была проведена реформа управления
Сибирью: созданы два генерал-губернаторства Западно-Сибирское (центр Тобольск, с 1839 Омск) и
Восточно-Сибирское (Иркутск), в Петербурге Сибирский комитет. Важнейшая часть реформы Устав об
управлении инородцев 1822, закрепивший привилегированное положение национальной верхушки сибирских
народностей.
В XVIII 1-й пол. XIX в. происходило дальнейшее изучение и заселение еще не освоенных районов Сибири и
Дальнего Востока. Огромное значение для исследования Сибири имели Камчатские экспедиции при участии В.
Беринга, Д. и X. Лаптевых, И. Г. Гмелина, Г.Ф. Миллера и др. выдающихся ученых. С.П. Крашенинников
составил ценный труд Описание земли Камчатки (1756). Во время Академических экспедиций 1768 74
исследованием Сибири занимались П.С. Паллас, В.Ф. Зуев, И.П. Фальк. В 1-й пол. XIX в. изучение северных и
восточных берегов Сибири продолжали И.Ф. Крузенштерн, Ю.Ф. Лисянский, В.М. Головин, Ф.П. Литке, Ф.П.
Врангель и др. мореплаватели. В 1850-х в состав Русского государства вошли Приамурье, Уссурийский край, о.
Сахалин. В 1850 в устье Амура был заложен Николаевск. Исследованиям Дальнего Востока активно содействовал
Н.Н. Муравьев-Амурский генерал-губернатор Восточной Сибири в 1847 61. Он лично руководил
экспедициями 1854 55 по Амуру, помогал Г.И. Невельскому, изучавшему Амур, Приамурье, Сахалин и
Уссурийский край. В 1860 был основан пост Владивосток, который с 1862 стал именоваться портом.
Большую роль в освоении Сибири и Дальнего Востока, а в дальнейшем в охране восточных границ государства
сыграло казачество. В к. XVI в. образовалось сибирское казачество. Казаки, оборонявшие Ишимскую,
Иртышскую и Колывано-Кузнецкую линии, в 1808 были объединены в Сибирское казачье войско. В 1851 на
территории Забайкалья образовалось Забайкальское казачье войско, из состава которого в 1858 выделилось
Амурское казачье войско, а из последнего в 1889 Уссурийское казачье войско. Кроме названных войск, в
Сибири было небольшое количество красноярских и иркутских казаков, объединенных в 1917 в Енисейское
войско, и Якутский казачий полк. В 1916 в Сибири насчитывалось 172 тыс. чел. казачьего населения.
Уровень культуры в Сибири в целом отставал от центра страны, хотя отдельные открытия и изобретения
опережали свое время (С.У. Ремезов, И.И. Ползунов). В н. XVII в. появляются Сибирские летописи. В
просвещении сдвиги произошли на рубеже XVII XVIII вв. В Тобольске была открыта (1702 03) школа для
подготовки низшего духовенства, в 1740-х преобразованная в семинарию. В течение 1-й пол. XVIII в. открылись
школы при многих монастырях. При Тобольской и Иркутской семинариях существовали богатые библиотеки. В
1720-х 30-х появились цифирные школы. В 1789 в Омске открылась Азиатская школа для подготовки
переводчиков татарского, калмыцкого, монгольского и маньчжурского языков. В сер. XVIII в. появились
навигацкие, геодезические и горные профессиональные школы, в 80-х горное училище в Барнауле. В Барнауле
же была одна из крупнейших в России технических библиотек. К 1860-м в Сибири существовало 19 горных школ.
В 1788 90 было открыто 13 народных училищ. При Тобольском училище издавался (1789 91) первый в
Сибири журнал Иртыш, превращающийся в Ипокрену . В 1-й пол. XIX в. открываются гимназии (Тобольская,
Иркутская), уездные училища, городские и сельские приходские училища. В Петербурге Г.И. Спасский начал
издавать журналы, посвященные Сибири, Сибирский вестник (1818 24) и Азиатский вестник (1825
27). В 1838 41 появился труд сибирского историка П.А. Словцова Историческое обозрение Сибири .
М. Громыко
СИЙСКИЙ АНТОНИЕВ ТРОИЦКИЙ мужской монастырь, Архангельская еп., в Холмогорском у., на
берегу Михайловского оз., при впадении в него р. Сии. Основан в 1520 прп. Антонием. В соборном Троицком
храме над мощами прп. Антония была устроена в 1859 серебряная рака с балдахином, а на раке находился
чудотворный образ Пресвятой Троицы, написанный самим прп. Антонием и прославившийся еще при жизни его. В
монастыре проживал (1599 1605) в ссылке боярин Феодор Никитич Романов, отец царя Михаила (впоследствии
патриарх Всероссийский), постриженный под именем Филарета, келья его находилась под церковью
Благовещения.
С.В. Булгаков
СИКОРСКИЙ Игорь Иванович (25.5.1889-26.10.1972), русский авиаконструктор, изобретатель вертолета
(1908). Родился в Киеве. Учился в Петербургском морском училище (1903 06), а затем поступил в 1907 в
Киевский политехнический институт. В 1908 11 построил 2 вертолета (не летавших). В 1910 поднял в воздух
первый самолет своей конструкции С-2. В 1911 получил диплом летчика. В 1912 14 создал самолеты Гранд ,
Русский витязь , Илья Муромец , положившие начало многомоторной авиации. В 1919 Сикорский эмигрировал
в США, где в 1923 основал авиационную фирму. До 1939 создал около 15 типов самолетов. С 1939 перешел на
конструирование вертолетов одновинтовой схемы, получивших широкое распространение; наиболее удачными из
них признаны S-51, S-55, S-56, S-61, S-64 и S-65. Сикорский первым начал строить турбинные вертолеты,
вертолеты-амфибии с убирающимися шасси и летающие краны . На его вертолетах были впервые совершены
перелеты через Атлантический (S-61; 1967) и Тихий (S-65; 1970) океаны (с дозаправкой в воздухе).
СИЛУАНСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Иконе установлено празднование греческим имп.
Мануилом, с благословения патриарха, в благодарность за победу над сарацинами (1158), 1/14 августа.
СИЛЬВЕСТР (ок. 1055-1123), игумен Выдубицкого Михайловского монастыря, ученик св. Феодосия, с 17 лет
в Киево-Печерском монастыре. С 1119 епископ Переяславский. Сильвестр составитель второй редакции
Повести временных лет . По мнению А.Г. Кузьмина, Сильвестру принадлежат многие добавления в тексте этой
летописи.
СИЛЬВЕСТР (Симеон Медведев) (27.01.1641-11.02.1691), монах, ученик Симеона Полоцкого, справщик
московского Печатного двора, настоятель Заиконоспасского монастыря. Перу Сильвестра принадлежат Книга
глаголемая хлеб животный , Книга о манне хлеба животного , Созерцание краткое лет 7190 7192 (Записки о
Стрелецком бунте) , Оглавление книг, кто их сложил (первый в России библиографический труд). Замешанный
в бунте Шакловитого, Сильвестр был казнен.
СИЛЬВЕСТР БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ (в иночестве Спиридон) (ск. до 1577), священник, писатель,
переводчик. В 1540 50-е пользовался влиянием при Иване Грозном (до 1453 его духовник и советник). Был
священником московского Благовещенского собора. После разрыва Ивана IV с избранной радой в 1560
Сильвестр, по одним сведениям, был сослан в Соловецкий монастырь. Однако, видимо, он добровольно постригся
в Кирилло-Белозерском монастыре. В 1577 A.M. Курбский в письме к царю назвал Сильвестра умершим. В
Кириллов монастырь поступила богатая келейная библиотека Сильвестра, а также посмертные вклады его самого и
сына Анфима.
Сильвестр составил одно из самых выдающихся русских энциклопедических сочинений XVI в.
Домострой . Есть сведения, что Сильвестр принимал участие во введении книгопечатания, составлении
Стоглава, Степенной книги.
СИЛЬВЕСТР ОБНОРСКИЙ, Пошехонский, преподобный (ск. 25.04.1379), ученик и постриженик прп.
Сергия Радонежского, который благословил его на пустынножительство в глухом Обнорском лесу. Люди, узнав,
что в лесу живет отшельник, стали приходить к нему за советом. Приходили и ревнители иноческого жития. Тогда
прп. Сильвестр отправился в Москву и привез от митр. Алексия антиминс и благословение соорудить храм и
обитель. Так основалась Воскресенская пустынь прп. Сильвестра, существовавшая более 400 лет. Скончался
святой, увещевая братию покориться воле Божией и соблюдать Его заповеди. На древних вещах, хранившихся до
нашего времени в приходском Воскресенском храме, бывшем монастырском, были надписи, называвшие его прп.
Сильвестром Обнорским чудотворцем, но правильная запись чудес его стала вестись с 1645 и было записано
двадцать три чуда. До наших дней сохранилась часть леса, где он подвизался, и колодец, который святой сам
вырыл.
Память прп. Сильвестру отмечается 25 апреля/8 мая и 23 мая/5 июня.
СИМБИРСК (с 1924 Ульяновск), центр Ульяновской обл. Расположен на Приволжской возвышенности, на
берегах рек Волги (Куйбышевское вдхр.) и Свияги. Население 680 тыс. чел.
Основан в 1648 как крепость Синбирск (с к. XVIII в. Симбирск). В 1670 осаждался отрядами Степана Разина.
В 1773 и 1774 в Синбирском остроге под стражей содержался Емельян Пугачев. С 1708 в Казанской губ., в 1717 в
Астраханской, в 1728 снова в Казанской губ. С 1780 центр Симбирского наместничества (с 1796 губернии). В
XIX в. один из крупных центров торговли хлебом, рыбой, скотом и лесом в Поволжье.
СИМЕОН ВЕРХОТУРСКИЙ (Маркушевский) (ск. ок. 1642). В 1692 на погосте с. Меркушинского, на Урале,
вдруг выступил из земли гроб с нетленным телом неизвестного праведника. При гробе стали совершаться чудеса, о
чем и было доложено Сибирскому митрополиту. Комиссия, присланная архиереем, убедилась в том, что это
воистину мощи святого, а имя и жизнь его вспомнились сибиряками. Праведника звали Симеоном. Он был из
южнорусских дворян, но скрывал свое происхождение. Странствуя по деревням, он шил беднякам полушубки и
другую верхнюю одежду, а чтобы не взимать плату, чего-нибудь не доделывал, за что терпел поношения и даже
побои. Так он достиг Совершенного смирения и нестяжательства. Созерцая величественную уральскую природу,
праведник познавал ее Создателя и часто молился, стоя коленопреклоненно на камне в дремучей тайге. Кормился
он рыбной ловлей. Это занятие ему напоминало об учениках Христовых апостолах, дело которых он продолжал,
наставляя в истинной вере местных жителей. Преставился прав. Симеон в возрасте тридцати пяти лет. В 1704 его
св. мощи были перенесены в Верхотурский Николаевский монастырь. Множество чудес совершается по молитвам
к св. Симеону: он исцеляет от глазных болезней и паралича, пьянства, спасает странствующих путешественников.
Память прав. Симеону отмечается 18/31 декабря и 12/25 сентября.
СИМЕОН (в схиме Созонт) ИВАНОВИЧ (Иоаннович) ГОРДЫЙ (1316 27.04.1353), московский и великий
владимирский князь. Старший сын московского и вел. владимирского кн. Ивана I (Иоанна) Даниловича
(Данииловича) Калиты. До 1340 княжил в Нижнем Новгороде. После смерти отца в 1340 получил в Золотой Орде
ярлык на вел. княжество Владимирское, а также стал московским князем.
Симеон был достойным продолжателем политики Ивана Калиты. Ни один из русских князей не мог с ним
соперничать, и он давал им это почувствовать, за что и получил прозвище Гордый. Он владел Владимиром-на-
Клязьме, наследственной частью Москвы, Можайском, Коломной, Переяславлем-Залесским. Присоединил к своим
владениям бассейн р. Протвы, Юрьев-Польское княжество. Он подавил боярскую крамолу в Москве, отразил
натиск литовцев. Проводил политику силового давления на Торжок и Новгород Великий. В последнем посадил
своих наместников. В его правление авторитет московского князя упрочился.
Вот его характеристика, данная древним летописцем, в пересказе В. Н. Татищева: Сей князь великий Симион
Гордый наречеся, зане не любяше крамолы и неправды, но вся обличаемыя наказуя; сам асче мед и вино пияше, но
николи до пиана упивашеся и пианых терпети не можаше; войны не люби, но воинство готово име в чести
содержа. В Орде бысть от ханов и князей в велицем почтении; и асче дани и дары невеликия даяша, и сам имения
немного собираше, но при нем татаре не воеваху отчину его; он многи пленные испроси и искупи. Князи же все
рязанские, тверские и ростовские толики подручны себе имел, яко вся по его глаголу творяху; новгородцы не
смеяху намеснику его что либо противно ресчи...
О. М. Рапов
СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ (в миру - Самуил Гаврилович Петровский-Ситнякович) (12.12.1629-25.08.1682),
писатель, поэт, педагог. В 1656 монах Богоявленского Братского монастыря в Полоцке. Когда царь Алексей
Михайлович во время войны с Польшей вступил в Полоцк (1656), приветствовал его панегирическими стихами. В
1660 славил царя торжественной декламацией уже в Москве. После возвращения Полоцка Польше Симеон
перебрался в Москву. В 1664 выполнял роль переводчика при Паисии Лигариде. В 1665 68 руководил школой
подьячих Тайного приказа при Заиконоспасском монастыре. На Соборе 1666 67 переводчик, затем автор Жезла
правления антистароверческого трактата, составленного по материалам Собора. С 1667 воспитывал царских
детей, а кроме того, сочинял вирши к придворным праздникам. В зарождающейся распре латинствующих и
грекофилов лидер первых: в 1672 участвовал в диспуте с Епифанием Славинецким. После восшествия на престол
Федора Алексеевича, его воспитанника, Симеон Полоцкий приобрел особое влияние (с 1676), так что даже патр.
Иоаким вынужден был с ним считаться. В 1679 добился открытия неподотчетной патриарху Верхней
(дворцовой) типографии. В 1680 подал царю проект Академии. Пользовался прижизненной известностью на Руси
и за рубежом как ученый муж и поэт.
Симеону Полоцкому принадлежат: энциклопедический сборник Вертоград многоцветный ; Рифмологион ,
включающий панегирические стихотворения и их циклы, декламации, а также две пьесы Комедия притчи о
блудном сыне и О Навуходоносоре ; Псалтырь рифмотворная полное стихотворное переложение
ветхозаветной книги псалмов, к печатному изданию которых (1680) был еще присовокуплен Месяцеслов; сборник
проповедей Обед душевный , Вечеря душевная .
СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ, Тверской, епископ (ск. 3.02.1289), служил епископом в Полоцке, но вынужден был
оставить город, когда литовцы захватили его. Пришел в Тверь и стал ее первым епископом. Восстановил в городе
погоревшие церкви, помогал нищим. Нрава он был открытого и прямого, и сильные мира сего боялись святителя.
Вместе с юным кн. Михаилом Ярославичем свт. Симеон воздвиг в Твери Преображенский собор и, чувствуя
приближение смерти, устроил в нем временный престол, чтобы молиться в нем с любимым им народом. Собор был
достроен и освящен через год после смерти святителя.
Память свт. Симеону отмечается 3/16 февраля и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице.
СИМЕОН БОГОПРИИМЕЦ, один из семидесяти двух ученых толковников-переводчиков, которым
египетский царь Птолемей II (285 247 до Р.Х.) поручил перевести Священное Писание на греческий язык. Когда
св. Симеон переводил книгу пророка Исайи и прочитал слова Се Дева во чреве приимет и родит Сына , он
подумал, что это явная описка и вместо Дева должно стоять Жена , и посчитал своим долгом исправить текст.
Но ангел Господень остановил руку св. Симеона и уверил его, что он не умрет, пока не убедится в истинности
пророчества прор. Исайи. Это и произошло в день Сретения Господня, когда прав. Симеон вышел из храма
навстречу Пресвятой Богородице и принял на свои руки младенца Христа, духом своим постигая, что это и есть
Спаситель. Память прав. Симеону отмечается 3/16 февраля.
СИМЕОН СТОЛПНИК (Летопроводец) (ск. 459), прп. антиохийский архимандрит, празднуется 1/14
сентября. Сорок семь лет этот святой простоял на столпе. Многие язычники, увидев его подвиги и потрясенные
ими, приняли Святое Крещение.
Русские люди чествовали его память как Летопроводца. Борис Годунов, желая ознаменовать новолетие
вступлением своим на престол, соорудил в память Симеона Летопроводца храм в Москве. Название Летопроводца
прп. Симеон получил оттого, что в день его памяти русские провожали лето. В Мирском Потребнике (1639)
находим особенный чин летопровождения, или нового индикта; сей чин, или обряд, состоял в следующем: местом
его совершения обыкновенно назначалась Ивановская площадь в Москве, между Архангельским и Благовещенским
соборами. Здесь, в самой величественной обстановке, патриарх в присутствии царя и народа совершал
молитвословие о благословении лета, и затем все присутствовавшие взаимно приветствовали друг друга с началом
года.
После этого молитвенного торжества русские старались ознаменовать начало года делами
благотворительными. Люди богатые считали долгом посылать нужное для призрения живущим в
странноприимных домах; другие раздавали милостыню. На Симеона Летопроводца государи русские давали свой
личный суд всем имеющим на кого-либо жалобы. Так, вел. кн. Иоанн III приказал явиться к себе на суд в день
Симеона Летопроводца всем изменникам из Вятки и одних из них простил, а других присудил к казни. Из грамот
царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича видно, что монастырским людям и крестьянам назначалось
три срока в году ставиться на суд царский, именно: Семен день, Троицын день и Рождество Христово.
Кроме того, в старину на Летопроводца в сельском быту наших предков оканчивались все торговые и
хозяйственные условия и сделки. Так, например, в писцовых книгах Полоцких читаем, что по наказу Иоанна
Васильевича об отдаче в оброк рыбных ловель и других угодий определялось платить оброк ежегодно на срок
Семена Летопроводца . Наконец, с этим же днем в Древней Руси был связан один частный, но тем не менее
довольно важный обряд так называемые постриги и сажание на коня при переходе из младенчества по
четвертому году. О нем весьма часто упоминают наши летописи, начиная с 1191, когда он встречается едва ли не в
первый раз. Самое совершение этого чисто семейного обряда в старину (особенно это нужно сказать о роде
княжеском) имело характер церковный. В Новгородской летописи читаем, что обряд пострижения над
Ростиславом, сыном князя Михаила, совершался в 1230 в Новгороде у Св. Софии, и при этом замечается, что
постригаемому уя влас архиепископ Спиридон . Наконец, нельзя не заметить, что в день Симеона Летопроводца
в былое время совершался обряд, сам по себе довольно странный и несколько смешной, т.н. похороны мух и
тараканов. Происхождение этого обряда объясняется тем, что с наступлением осени насекомые эти сами гибли от
холода. По своему содержанию обычай этот несколько напоминает древнее русское почитание Белбога. Он
представлялся обыкновенно в окровавленном виде, покрытый весь мухами и другими насекомыми, и относился
вообще к божествам добрым. Естественно, что, когда начало года перенесено было с сентября на январь, самый
день Семена Летопроводца должен был потерять прежнее свое значение. В XIX в. он был известен в народе под
именем Семенова или Семена дня. С Семена дня начинались так называемые засидки, т.е. начинали засиживаться
над разными работами при огне, который для этого особенным образом возжигали в этот день из дерева путем
трения и называли обыкновенно новым огнем. Нередко день Семена назывался также бабьим летом, так как с него
начинались разные сельскохозяйственные работы, например трепание пеньки, мочение льна и т.п., которые
обыкновенно производились женщинами на открытом воздухе и являлись для них сравнительно со страдными
летними трудами довольно легким занятием.
И. П. Калинский
СИМОН ВОЛОМСКИЙ, Устюжский, игумен, священномученик (1586-12.07.1641), в молодости был
портным, а потом принял иночество в Пинечской Макарьевской пустыни (давно не существующей), но, избегая
почитания братьев и ради безмолвия, удалился в Воломские леса за 75 верст от г. Устюга, где основал обитель Св.
Креста и был настоятелем. В 1641 его убили разбойники. От св. мощей его были исцеления. Они почивают под
спудом в бывшей монастырской церкви.
Память прп. Симону отмечается 12/25 июля.
СИМОН ЗИЛОТ, апостол (ск. в I в.), празднуется 10/23 мая и 30 июня/13 июля. В весенний день его памяти
русские праздновали именины матушки сырой земли. Она представлялась им не бездушным предметом, а живой
тварью, которая, подобно человеку, могла иметь свои чувства. По старой русской пословице, всяка душа
празднику рада , и потому крестьяне, желая достойно почтить именинницу, не брались в этот день ни за какую
земляную работу, не пахали, не боронили, не рыли и особенно оберегались вбивать в землю колья, чтобы не
нарушить ее покоя. В день ап. Симона Зилота в Малороссии крестьяне ходили в лес собирать целебные травы, или,
говоря по-здешнему, зелье, а в иных местах искали золотые клады и верили, что искателям особенно помогает ап.
Зилот. И.П. Калинский
СИМОН ПЕЧЕРСКИЙ, Владимирский и Суздальский, епископ (ск. 22.05.1226), возведен на Владимирскую
кафедру из иноков Печерского монастыря, был первым епископом Владимиро-Суздальской земли. Перед смертью
прп. Симон принял схиму. Св. мощи его почивали в Киево-Печерской лавре. Летопись называет святителя
учительным и милосердным. В жизни своей он старался подражать прп. Феодосию. Св. Симон оставил девять
повествований о Печерских угодниках и о пятидесяти чудесах, сопровождавших создание Великой Лаврской
церкви. Его перу принадлежит житие прп. Антония Печерского, к которому святитель питал великое благоговение.
Известны и два его послания к Печерскому иноку Поликарпу, в которых он также говорит о Печерских
подвижниках. На основании его творений составлена первая часть Печерского Патерика. Послания его к
Поликарпу вызвали послания Поликарпа к Печерскому архим. Акиндину о других известных ему Печерских
подвижниках. На основании Поликарповских посланий составлена вторая часть Печерского Патерика.
Память свт. Симону отмечается 10/23 мая и 28 сентября/11 октября.
СИМОН ЮРЬЕВЕЦКИЙ, Христа ради юродивый (ск. 4.11.1584), родился в с. Братском Костромской
области в семье благочестивых крестьян Родиона и Марии Шитовых. С юношеских лет Симон принял на себя
подвиг юродства Христа ради и, оставив родительский дом, ушел в труднопроходимые леса. Однажды крестьяне
села Елнати, рубившие дрова, встретили в лесу св. Симона. Они стали расспрашивать его, но в ответ он сказал им
только свое имя. Крестьяне привели блаженного к местному свящ. Иосифу, и тот взял его к себе. Симон стал
ходить по домам елнатских жителей и помогать в самых трудных работах, отказываясь от предлагаемой платы.
Невзирая на свой тяжкий труд, он часть дня и ночи посвящал молитве. Св. Симон часто бывал в церкви на
богослужении. Зимой и летом он носил одну и ту же льняную рубашку и ходил босиком. Блаженный с кротостью
переносил все насмешки и унижения, молясь за своих обидчиков. Пятнадцать лет святой провел в Елнати, а затем
перешел в г. Юрьевец-Поволжский. Он проводил там время в молитве на церковной паперти, особенно часто
приходил в Богоявленский монастырь, где много молился перед иконой Пресвятой Богородицы. Подвиг полного
самоотвержения был угоден Господу, Который прославил блаженного даром врачевания недугов. Однажды св.
Симон зашел в дом назначенного в Юрьевец нового воеводы Феодора. Чем-то разгневанный и не зная блаженного,
воевода приказал избить и прогнать его. Брошенный у дома воеводы, Симон призвал к себе священника,
причастился Святых Тайн и предал душу свою в руки Господа. Весь город собрался на погребение блж. Симона.
Его тело было похоронено в Богоявленском монастыре, где в 1619 над могилой св. Симона была воздвигнута
церковь во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии .
Память блж. Симону отмечается 4/17 ноября и 10/23 мая.