<< Пред.           стр. 206 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

 нефти и газа Сургут стал быстро расти.
 
  СУРДЕГСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в Ковенской губ., Вилькомирского
 у., в Свято-Духовском мужском монастыре, именуемом Сурдегским от местечка Сурдеги, где он учрежден. Этот
 монастырь один из древнейших памятников Православия в Литве. Он пережил все смуты и гонения в
 продолжение нескольких веков, не поддавшись никаким проискам враждебных латинян. История Сурдегского
 монастыря и Сурдегской иконы следующая: в 1510 православный помещик Шиш-Ставецкий построил церковь в
 Сурдегах. Двадцать лет спустя, в 1530, вблизи церкви явилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы над
 источником. Тогда местный помещик Владыка построил над источником церковь во имя Святой Троицы, а в 1550
 тут был устроен монастырь сурдегской помещицей Анной Шишанкою-Ставецкой, которая обеспечила его
 существование большими угодьями. Сурдегский монастырь оставался православным, несмотря на все гонения и
 попытки врагов завладеть этой русской святыней. Не раз враждебные латиняне захватывали монастырские имения,
 разгоняли монахов и даже дерзнули похитить чудотворную икону из Сурдег и увезти ее в Бернардинский
 монастырь. Есть предание, что, лишь только внесли икону в костел, лик Царицы Небесной стал невидим для
 народа, а у похитителей свернулись челюсти. Испуганные бернардинские монахи немедленно с крестным ходом
 возвратили чудотворную икону в Сурдегский монастырь. Во время процессии один из неверующих с досады на
 неудачу стал произносить богохульные слова против чудотворной иконы, но тут же впал в такое бешенство, что
 его, как зверя, должны были держать на цепи; в это же время слепая нищая приблизилась к иконе и, с
 благоговейной верой и молитвой преклонившись пред святынею, получила зрение. С тех пор почитание
 чудотворной иконы и значение монастыря увеличились не только между православными, но и среди инородцев,
 старообрядцев и католиков. В Литве, Курляндии и Белоруссии Сурдегская икона Божией Матери привлекала со
 всех сторон множество богомольцев, особенно к 15 августа, когда совершалось празднество в честь святыни
 монастыря.
  Празднуется 15/28 августа.
  Прот. И. Бухарев
 
  СУРИКОВ Василий Иванович (12.01.1848-6.03.1916), русский художник, действительный член
 Петербургской АН (с 1893). Происходил из сибирских казаков. Учился в Петербургской Академии художеств
 (1869 75), в 1877 Суриков поселился в Москве и в 1881 вступил в Товарищество передвижных выставок, член
 Союза русских художников.
  Суриков был выдающимся мастером исторической живописи. Первое его значительное полотно Утро
 стрелецкой казни (1881) сразу привлекло внимание художественной общественности и принесло известность.
 В своих картинах Суриков изображал переломные, критические моменты российской истории, реальных
 исторических деятелей и (наряду с ними) обобщенно-типизированные и в то же время наделенные яркими,
 индивидуальными характерами образы русских людей самых разных сословий. Особую эмоциональную остроту
 придает полотнам Сурикова социальный или личностный конфликт, заложенный в тематическую основу
 произведений. Таковы картины Меншиков в Березове (1883) изображение всесильного временщика Петра I в
 опале, и Боярыня Морозова (1887) монументальное полотно, изображающее столкновение старообрядчества с
  никонианством , героизм и фанатичность главного персонажа Морозовой.
  В 1890-е начался новый этап зрелого творчества Сурикова. Широтой и полифоничностыо композиции,
 яркостью и насыщенностью колорита отличаются его работы Взятие снежного городка (1891) эпизод
 народной игры на Масленичной неделе, Покорение Сибири Ермаком (1895) противоборство двух народных
 стихий; драматизм момента и мужество русского солдата отражены в картине Переход Суворова через Альпы
 (1899). Сурикову принадлежит серия портретов и акварелей.
  В.А. Федоров
 
  СУРИКОВ Иван Захарович (25.03.1841-24.04.1880), русский поэт. Родился в д. Новоселово Ярославской губ.,
 в семье оброчного крепостного, работавшего приказчиком в Москве.
  Весной 1849 Суриков вместе с матерью переехал к отцу. Мальчик много читал, но родители всячески
 препятствовали его книжным увлечениям. Во 2-й пол. 50-х Суриков уже писал стихи, которые не дошли до нас:
 поэт их уничтожил.
  К н. 1860-х относится первое выступление Сурикова в печати. А. Н. Плещеев помог молодому поэту напечатать
 стихи в журнале Развлечение . В эти же годы произведения Сурикова появляются в Воскресном досуге ,
  Иллюстрированной газете . В сер. 60-х Суриков уходит от отца и работает переписчиком бумаг, наборщиком.
 Безденежье и неудачи тяжело отразились на его здоровье и заставили вернуться к отцу и приняться за торговлю. В
 1871 выходит первый сборник его стихотворений. В сер. 70-х Суриков избирается членом Общества любителей
 российской словесности.
  В поэзии Сурикова, наследовавшей традиции Кольцова, Никитина и Некрасова, отразились чувства и
 настроения городской бедноты и крестьян-тружеников. Многие стихотворения его по-настоящему лиричны и
 музыкальны. На его стихи писали музыку П. И. Чайковский, Ц. Кюи, А. Т. Гречанинов. Суриков по праву занимает
 заметное место среди поэтов некрасовской школы.
 
  СУРОЖАНЕ. 1) В средневековой Москве XIV-XV вв. богатые купцы (гости), которые вели торговлю с
 Византией и с итальянскими городами, а затем с Турцией через порт Сурож (совр. Судак) в Крыму (отсюда их
 название). Впервые упоминаются в 1356. Сурожане вывозили на юг меха и другие товары в обмен на драгоценные
 ткани и пряности, были, по-видимому, объединены в какую-то организацию, характер которой неясен. В
 источниках XVI в. сурожане не упоминаются. 2) В Новгороде XVI в. богатые купцы, переселенные в к. XV в. из
 Москвы в Новгород и образовавшие там особо привилегированную купеческую организацию. После разгрома
 Новгорода Иваном IV привилегии сурожан были отменены, а сами они переселены из Новгорода в Москву.
 
  СУРОЖСКОЕ МОРЕ. - См.: АЗОВСКОЕ МОРЕ.
 
  СУРСКИЙ ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ женский монастырь, Архангельская еп., в с. Суре, Пинежского у.,
 учрежденный в 1900 из женской общины, основанной в 1899 св. Иоанном Кронштадтским на своей родине; при
 монастыре школа. К нему был приписали Троицкий скит.
 
  СУСАНИН Иван Осипович (рожд. неизв. 1613), герой освободительной войны русского народа против
 польских интервентов в н. XVII в. Сусанин был крестьянином с. Деревеньки, расположенного близ с. Домнина
 Костромского у. Зимой 1612 13 Сусанин был взят отрядом польской шляхты в качестве проводника до с.
 Домнино вотчины Романовых, где находился избранный на престол царь Михаил Федорович, которого поляки
 хотели убить. Сусанин намеренно завел отряд в непроходимый болотистый лес, за это был замучен. Память о нем
 сохранилась в устных народных сказаниях и преданиях. Его подвиг отражен в художественной литературе и в
 опере М.И. Глинки Жизнь за Царя .
 
  СУТОЧНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ, порядок православных служб, совершаемых в церкви в течение
 суток. Суточных богослужений должно совершаться девять: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый
 час, третий час, шестой час, девятый час и Божественная литургия.
  По примеру Моисея, который, описывая творение Богом мира, начинает день с вечера, так и в Православной
 Церкви день начинается с вечера вечерней. Вечерня служба, совершаемая в конце дня, вечером. Этой
 службой мы благодарим Бога за проходящий день.
  Повечерие служба, состоящая из чтения ряда молитв, в которых мы просим у Господа Бога прощения грехов
 и дарования нам, на сон грядущим (идущим), покоя телу и душе и сохранения нас от козней диавола во время сна.
  Полунощница служба, предназначенная для совершения в полночь, в воспоминание ночной молитвы
 Спасителя в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда,
 который наступит внезапно, как жених в полунощи , согласно притче о десяти девах.
  Утреня служба, совершаемая утром, перед восходом солнца. Этой службой мы благодарим Бога за
 прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день.
  Первый час, соответствующий нашему седьмому часу утра, освящает молитвой уже наступивший день.
  На третьем часе, соответствующем нашему девятому часу утра, воспоминается сошествие Святого Духа на
 апостолов.
  На шестом часе, соответствующем нашему двенадцатому часу дня, воспоминается распятие Господа нашего
 Иисуса Христа.
  На девятом часе, соответствующем нашему третьему по полудни, воспоминаем крестную смерть Господа
 нашего Иисуса Христа.
  Божественная литургия есть самое главное богослужение. На ней воспоминается вся земная жизнь Спасителя и
 совершается таинство св. Причащения, установленное Самим Спасителем на Тайной вечере. Литургия служится
 утром, перед обедом.
  Все эти службы в древности в монастырях и у отшельников совершались отдельно, в положенное для каждой
 из них время. Но потом, для удобства верующих, они были соединены в три богослужения: вечернее, утреннее и
 дневное.
  Вечернее богослужение состоит из девятого часа, вечерни и повечерия.
  Утреннее из полунощницы, утрени и первого часа.
  Дневное из третьего и шестого часов и литургии.
  Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, в которой соединяются:
 вечерня, утреня и первый час. Такое богослужение называется всенощным бдением (всенощной), потому что у
 древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово бдение значит бодрствование .
 
  СУХАРЕВА БАШНЯ в Москве, выдающийся памятник русской архитектуры, построена в 1692 95 зодчим
 Михаилом Чоглоковым. Первоначально в ней находился московский гарнизон. С н. XVIII в. размещалась
  математическая и навигацкая школа .
  Ярусное членение здания было подчеркнуто мощными карнизами; тожественная лестница вводила на гульбище
 над первым этажом. Над центром здания размещался стройный восьмерик башни с часами, увенчанной шатром с
 государственным гербом на шпиле, что придавало постройке очень торжественный характер. Башня была
 гордостью москвичей, вокруг нее создавалось множество легенд и преданий. Почти два века вокруг нее шумел
 один из самых крупных и популярных в Москве рынков. В 1930-х башня была разрушена еврейскими
 большевиками.
 
  СУХИНИЧИ, город в Калужской обл., центр Сухиничского р-на. Население 18,5 тыс. чел.
  Основан как село в 1-й пол. XVIII в. В н. XIX в. вместе с близлежащими деревнями составляло одну большую
 общину государственных крестьян, было важным складским и торговым пунктом. Город с 1840.
 
  СУХОВО-КОБЫЛИН Александр Васильевич (17.11.1817-11.03.1903), русский драматург. Принадлежал к
 старинному дворянскому роду. Получил философское образование. В 1850 был обвинен в убийстве своей
 гражданской жены и в течение семи лет находился под следствием (дважды его заключали в тюрьму), сполна
 испытав произвол и лихоимство космополитизированного чиновничества.
  Классиком русской литературы Сухово-Кобылин стал как автор трилогии Картины прошедшего (опубл.
 1869): комедии Свадьба Кречинского (1854), драмы Дело (1861) и комедии-шутки Смерть Тарелкина (1869).
 В свете драматизма личной судьбы писателя трилогия рисует сатирическую картину чиновничьей жизни:
 нравственное падение космополитизированного дворянства, разложение судебной власти, нравственная гибель
 личности и драка мелких хищников между собой. По точному определению А. А. Блока, Сухово-Кобылин
 соединил в себе Островского с Лермонтовым.
 
  СУХОМЛИНСКИЙ Василий Александрович (28.09.1918-2.09.1970), выдающийся педагог, учитель русского
 языка и литературы. С 1947 директор сельской школы в Кировоградской области. В своих трудах по
 педагогической теории и методике отстаивал право учителя на творчество, на гуманизацию процесса воспитания и
 обучения ( Сердце отдаю детям , 1969, Рождение гражданина , 1970, О воспитании , изд. 1973).
 
  СХЕМА ЦЕПЕЙ МАРКОВА, выдающееся открытие в физике, сделанное в начале XX в. русским ученым А.А.
 Марковым, ставшее основой нового направления теории вероятностей теории случайных процессов.
 
  СХОДКА ОБЩИНЫ (мирская сходка, мирской сход), собрание домохозяев для обсуждения общинных нужд
 и порядков, выносящее общие решения мирские приговоры.
  В научной и художественной литературе объединение крестьян, живущих в одном или нескольких соседних
 селениях и решающих совместно многие земельные, хозяйственные, налоговые и другие вопросы, называют
 общиною. Сами крестьяне называли это миром или обществом (обчеством). Официально, в бумагах властей и
 помещиков, тоже писали обычно общество , а не община.
  Социальный опыт крестьянства, проявлявшийся, прежде всего, в жизни семьи и общины, их взаимодействии,
 был так же богат и многообразен, как в приемах хлебопашества. И как в земледелии крестьянин эти приемы
 приспосабливал к конкретным природным условиям, так и община изменялась, перестраивалась в зависимости от
 социальных обстоятельств.
  В повседневных делах даже община помещичьих, т. е. крепостных, крестьян обладала значительной
 самостоятельностью, тем более общество государственных крестьян или бывших помещичьих после
 освобождения. Секрет определенной независимости общины в том, что помещик или государство были
 заинтересованы взять с деревни свою долю, а как именно эта доля будет обеспечена, все связанные с этим
 трудности, считали выгодным переложить на самих крестьян. Правда, бывали во времена крепостного права и
 такие помещики, которые вдруг грубо вторгались в хозяйственные дела своей деревни, но их было немного, и
 печальный опыт их собственного разорения в результате разорения крестьян служил предостережением для
 других.
  Община решала вопросы в интересах крестьян, насколько это было возможно в конкретных социально-
 политических условиях. При этом ей нужно было постоянно учитывать и интересы отдельного хозяйства и всей
 общины в целом. За ничтожным исключением каждый крестьянин и крепостной и некрепостной имел свое
 индивидуальное хозяйство. Точнее, не каждый крестьянин, а каждая крестьянская семья. Необходимость
 постоянно решать все сложности, связанные со взаимоотношением хозяйства отдельной семьи и жизни селения в
 целом и создавала основу для накопления обильного социального опыта.
  Существовало три вида крестьянских сходок: 1) селенные, или деревенские (одного селения); 2) сельские
 общественные всей общины, состоявшей из нескольких селений; 3) волостные: на них рассматривались дела
 всей волости, объединявшей несколько общин.
  Основным документом, который исходил от самой общины, был приговор решение сходки. Приговоры
 выносились иногда устно, но наиболее важные записывались. Благодаря этим записям, сохранились в наших
 архивах мирские приговоры множества селений из разных районов страны. В приговорах писали так: Будучи на
 мирской сходке, учинили сей приговор , или быв в собрании, крестьянское общество учинило сей приговор , или
  быв в собрании на мирском сходе... и т.п.
  Сходка (сход) общины, как собрание старших членов каждого двора (или временно заменяющих их лиц),
 собиралась далеко не всегда в полном составе. Повсеместно было принято по некоторым вопросам собирать
 малую сходку или суд стариков для более оперативного отклика общины на возникшие затруднения. Термин
  старики в этой связи не имел нередко возрастного значения. Он мог означать старших членов дворов
 дворохозяев, полноправных (голосующих) членов сходки. И все же та часть из них, которая составляла суд
 стариков, или малую сходку, оказывалась, как правило, и старшей по возрасту. Мир постановил, и старики
 приговорили расхожая формула сельской жизни прошлого века.
  Право решения некоторых существенных вопросов могло принадлежать сходке одной деревни или нескольких
 деревень в зависимости от того, какая из этих двух общин (разных уровней) была официально признаваемым
  обществом с соответствующими правами. Государство стремилось, как правило, иметь дело с крупными
 общинами, объединявшими несколько соседних селений. Реально же при этом всегда функционировали еще и
 свои общины в каждой деревне. Сход одной деревни, естественно, был ближе к повседневным делам крестьян.
  На сходке официально признаваемой общины решались: земельные вопросы, касающиеся пашен, пастбищ и
 лугов; раскладка повинностей (т. е. налогообложение, выражаясь современным языком); приселение новых членов
 общины; выбор сельского старосты и других должностных лиц; рекрутский набор; определение условий
 пользования лесом; строительство плотин; сдача в аренду рыболовных угодий и общественных мельниц;
 пополнение хлебозапасных магазинов (хранилища резервов хлеба на случай неурожаев и других бедствий
 существовали в каждой общине по государственному указу); дача согласий на временную отлучку из общины;
 удаление из общины за серьезные проступки и др. вопросы.
  Круг дел, рассматриваемых на селенной (однодеревенской сходке, независимо от официального ее признания
 включал: сроки сельскохозяйственных работ (в той мере, в какой считалось необходимым решать их сообща);
 вопросы, связанные с лугами ( заказы лугов запрещение косить до определенного срока, выделение вытей
 долей, жеребьевки, аукцион и пр.); починку дорог и строительство изгородей; чистку общественных колодцев;
 наем пастуха и сторожа (ночной караул); штрафы за самовольные порубки, неявку на сход и др. нарушения
 постановлений общины; семейные разделы и выделы; назначение опекунов; мелкие преступления; конфликты
 между членами общины и некоторые внутрисемейные конфликты; сборы денег на общие расходы селения и пр.
  На сходках обоих видов общин решались религиозные и нравственные вопросы.
  В мирских приговорах зафиксированы решения множества земельных дел. Между крепостными крестьянами,
 как показали исследования В. А. Александрова, совершались сделки по сдаче в аренду и даже продаже своих
 участков, хотя верховная собственность на землю принадлежала при этом помещику. Такие сделки совершались
 лишь с разрешения общины. Если зажиточный крестьянин покупал землю на стороне, он мог распоряжаться ею
 как собственностью, и община в это не вмешивалась.
  Мог мир сам отдавать своим крестьянам в кортом , т. е. в аренду, пустоши для расчистки их и превращения
 в пашни. Обычно росчисти переходили потом в наследственное владение крестьянина, который первым их освоил.
 Такое право существовало в общинах и помещичьих, и государственных крестьян. Усадебные участки община
 выделяла соразмерно с тем, какие повинности в состоянии выполнять данная семья. Встречаются также
 специальные приговоры о выделении выборными представителями мира дворовых участков по согласию
 соседей , каждому безобидно .
  В крестьянских взглядах на поземельные отношения признание определенных позиций общины сочеталось со
 стремлением утвердить наследственность прав своей семьи на держание. Взгляд на старинную деда и отца своего
 пашенную землю , или природную свою землю был одновременно обращен против посягательств и
 землевладельца, и чрезмерно ретивых сторонников переделов. Соотношение противоположных сил внутри
 общины зависело от конкретной исторической и местной ситуации. В целом у государственных крестьян
 представление о том, что своим держанием можно владеть вечно, и на сторону продать, и заложить, и во всякие
 крепости укрепить , было более выражено. Однако и помещичьи крестьяне значительную часть земель оценивали
 таким же образом. Несмотря на то что приобретение купчих земель крепостными крестьянами в течение XVIII в.
 происходило вопреки действующему гражданскому праву (только законы 1800 и 1848 разрешили удельным и
 помещичьим крестьянам приобретать земли на имя своих владельцев), их потомки при разборе исков в XIX в.
 ссылались на давние сделки XVIII в. и соответствующие документы.
  При оформлении сделок между помещичьими крестьянами часто встречается формулировка о переходе земли
  в вечное и потомственное владение . Права на купленные земли отличались от прав на тяглую землю. Тяглая
 земля это тот участок, который соотносится с размером повинностей, выполняемых семьей, с числом мужских
 душ. Община может его увеличить или уменьшить. Купленные же земли могли находиться в личном владении
 женщин, даваться в приданое, они не поступали в распоряжение мира при переделах.
  Нередко землю покупала община в целом. Помещики, владевшие общиной, как правило, не препятствовали
 этому ведь это укрепляло хозяйство крестьян и соответственно гарантии дохода помещика. Иные даже давали
 ссуду общине для такой покупки. Мир распоряжался этой землей по своему усмотрению. Случалось, что
 крепостные крестьяне, купив сообща землю в соседнем уезде, полностью туда переселялись. Но продолжали
 платить оброк своему помещику.
  Внимательны к нуждам каждого человека мирские приговоры, связанные с возвращением в родную деревню
 крестьян, уехавших из нее по какой-либо причине. Например, в 1815 сходка крепостной д. Большая Шемнина
 (Владимирской губ.) решала вопрос крестьянки Василисы Николаевой. Василиса была выдана замуж в чужую
 деревню. Оставшись вдовой, она обратилась к миру родной деревни, чтобы разрешил ей вернуться. В приговоре
 говорилось, что хоть Василиса и должна бы жить на новом месте, где была замужем, но поскольку она природная
 нашей деревни соседка , то и вправе иметь в ней вечное жительство. Мир постановил даже выстроить
 Николаевой новую келью , т. е. небольшой дом. Крестьянин этих же мест Андреян Иванов ходил на промысел в
 Петербург и осел там. Он продал соседу дом, двор со всем хозяйством, но продолжал нести оброк с пашенной
 земли, которую сдал в аренду. В письменном соглашении, заключенном Андреяном с крестьянином, купившим у
 него двор, оговаривалось, что Иванов может поселиться в келье на задах своего прежнего двора, если захочет
 вернуться из столицы в родную деревню.
  Все сложные юридические вопросы, возникавшие в поземельных отношениях крестьян, община решала на
 основе обычного права они не были предусмотрены в государственном законодательстве. Обычаи, связанные с
 землепользованием, были областью постоянного правового творчества народа и школой формирования
 правосознания, гражданской активности.
  Решение всех этих вопросов на мирских сходках проходило далеко не всегда гладко. Много спорили, шумели.
 В русской дореволюционной печати одни подчеркивали роль так называемых кулаков, заправлявших, по мнению
 этих авторов, делами общины, другие утверждали, что мир, наоборот, отражает интересы крестьянской массы и
 мешает богатым развернуться, стать настоящими предпринимателями. И те и другие преувеличивали, выбирали
 соответствующие факты, чтобы подтвердить свою мысль. И те и другие были отчасти правы, т. к. в жизни было и
 то, и другое. В разных общинах положение складывалось по-своему и могло измениться с течением времени.
  При постоянном самостоятельном решении земельных вопросов вступали в силу не только достоинства, но и
 недостатки демократии: какая-то группа могла оказывать давление на остальных. Положение легко
 выравнивалось, когда брала верх религиозно-нравственная основа крестьянских представлений и стремление
 сохранить мир в родном селении, побеждала соборность, а не демократия.
  Реализация принятого сходкой решения о переделе части пашенных земель растягивалась на три года, чтобы
 затрагивать каждый раз лишь незаселенную часть пашни (при трехпольной системе земледелия). При полном
 отсутствии переделов пашни общины все равно занимались земельными вопросами: порядок пользования общим
 лесом, пастбищами, сенокосами, аренда земли. Немало внимания сходка уделяла общественным работам,
 проводившимся в интересах селения в целом: огораживание полей, постройка дорог и мостов, рытье
 осушительных канав, устройство прудов и пр. Речь могла идти не только о собственных усилиях, но и о найме
 специалистов.
  Большое место на мирских сходках занимали религиозные и нравственные вопросы. Церкви строились нередко
 самими общинами (с разрешения Синода). Согласие сходки требовалось и в том случае, когда храм строили
 отдельные члены общины на свои средства. Общину в целом всегда волновали события из духовной жизни,
 происходившие на ее территории. Они могли обсуждаться просто при обычном общении, но иные из них,
 особенно необычные, могли стать и предметом обсуждения на сходке с последующим вынесением решений
 общины.
  Все виды молебнов вне храма совершались по решению сходов общин. Особенно внимательно занималась
 сходка духовной стороной начала основных сельскохозяйственных работ, т. к. повсеместно у русских считалось,
 что благочестивое начало определяет и успех всего дела. Не только заказ мирских молебнов с водосвятием, с
 выходом причта в поле, но и действия самих крестьян общие молитвы, вынос иконы призваны были освятить
 начало пахоты, сева, сенокоса, жатвы и др. работ.
  Аналогичную роль играла община в организации обрядов, связанных с первым выгоном скота. Зимой, когда
 скот содержали в стойлах, он был на попечении каждой семьи в отдельности, и обрядовое его оберегание
 выполнялось старшими в семье. Весной, с первым выгоном, он поступал под опеку общины, и соответственно эта
 функция переходила к представителям общины.
  Поводом для православных обрядов, организованных по приговору сходки на средства общин, служили также
 стихийные бедствия засуха, пожар, град, повторяющиеся неурожаи, эпидемии и эпизоотии. Молебен, чтобы
 Бог сохранял от пожара , приурочивался к тому дню, в который в селении был пожар. Молебен по поводу засухи в
 некоторых местах общины заказывали ежегодно к определенным праздникам. Так, на Орловщине было принято
 проводить молебны в поле против засухи в воскресенье, предшествующее Вознесению; а на Казанскую (8-го июля
 ст. ст.) молебны от градобитья. В Бирючинском у. Воронежской губ. во время неурожая община просила
 священника освятить колодцы и устроить крестный ход вокруг селения и в поле, после чего в поле устраивали
 общую трапезу. Иногда ограничивались только молебном в поле. В иных местах при повторяющихся неурожаях
 освящали посевы и распутья.
  Исследовательницы культуры и быта крестьянства Тверской губ. Л. А. Анохина и М. Н. Шмелева, отмечавшие,
 что крестные ходы и мирские молебны в праздники или по особым случаям были одной из форм проявления
 религиозной общественной жизни в дореволюционной деревце , установили, что массовые богослужения чаще

<< Пред.           стр. 206 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу