<< Пред.           стр. 214 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

 районах Сибири, только в одном двухчастный цикл начинался на Троицу. Если молодежь отправлялась завивать
 березы во второе после Пасхи воскресенье, вторая часть гулянья выходила все равно на Троицу.
  В хороводах троицкого цикла непременно звучали песни о венке. Исполняемые с воодушевлением большим
 хороводом из юношей и девушек, они создавали особенно приподнятое настроение. В с. Нижне-Покровское
 (Бирючский у. Воронежской губ.), где на Троицу молодежь собиралась на выгоне, молодые бабы и девки, мужики
 и парни составляли большой круг с песнями . В середине круга плясали, весь хоровод хлопал в ладоши.
 Наблюдатель отмечал щегольские наряды участниц. Хоровод пел: вселиственный мой вянок, ладо-ладо, мой
 вянок и пр. Зритель, довольно сухо излагавший в других случаях обычаи села по программе Географического
 общества, рассказал о большом эмоциональном воздействии троицкого хоровода: Я беспрестанно менялся в лице
 при звуках этой песни .
  Троицкий хоровод мог быть и чисто девичьим. При завивании цветочных венков девушки составляют
 хоровод , писали из Дорогобужского у. Смоленской губ. Далее пояснялось: В Семик делают венки двух родов:
 одни из цветов, другие на ветках березы. Иногда венки бросают в воду и гадают на них о своей будущей
 судьбе, а иногда берегут их до Троицына дня и тогда уже приступают к гаданью . Такой же девичий хоровод с
  завиванием венков упоминается по Егорьевскому у. Рязанской губ., Обояискому у. Курской губ. и другим. В
 последнем (с. Шелковка) девушки на Троицу заплетали венки из травы и цветов прямо в церкви, а вечером, надев
 лучшие наряды, шли в карагод .
  В отдельных описаниях, преимущественно 1-й пол. XIX в., упоминается ряженье девушек, идущих завивать
 венки: Здесь Семик, то есть седьмой от Пасхи четверток, молодые люди в немалом проводят праздновании. В
 этот день девки наряжаются в разное, иногда и мужское платье, ходят в лес с песнями и другими забавами и там,
 завязав на березах венки, оставляют их до Троицына дня, в который опять собираются хороводом и ходят снимать
 те венки, с которыми, возвращаясь, поют песни и пляшут .
  В Тюменском у., в русских селениях, расположенных по р. Тавде, на Семик празднично одетые девушки
 собирались после обеда на улице, потом с песнями шли в лес завивать венки и запирать ворота . Если на улице
 к ним присоединялись парни, то на краю деревни они должны были по традиции оставить девушек одних.
  Завивали березки в укромных местах, чтобы они были незаметны для посторонних. Сами девушки могли
 вдвоем-втроем завить венки на одной березке. Нельзя было пользоваться готовым венком, завитым другой
 девушкой, но можно было завить березку загадать на другого человека: на члена семьи, на парня. Загадывали
 жить или умереть, выйти замуж или нет. Все это следовало держать в тайне. Замужние женщины не участвовали в
 праздничном шествии с песнями и лес и'в вечернем веселье молодежи в деревне после завиванья, но могли тайком
 завивать березки и загадывать. Когда в Троицу отправлялись с песнями на то же место и заламывали венки,
 завитые на Семик, тайна уже не соблюдалась. Эти же венки украшали цветами и надевали на головы.
  Троицкий празднично-хороводный цикл иногда включал в себя целый ряд древних обрядов, корнями уходящих
 еще, по-видимому, в языческие времена кумление ( крещение кукушки ), березка , колосок , русалки и др.
  Заканчивались троицкие гуляния во Всесвятское воскресение заговенье на Петров пост. В Кадниковском у.
 Вологодской губ. этот день называли яишным заговеньем и праздновали во всех деревнях. После утреннего
 угощенья в семьях парни и девушки шли к качулям (качелям), которые устраивались в трех постоянных местах:
 близ Спасского погоста и около деревень Чернухина и Кудрявцева. Там с полдня начинались песни, пляски и игры.
 Главными в этот день были игры в яйца: перебой , защурья , по лотку . В семье каждый получал от старшей
 из женщин пяток яиц. В домашнем угощенье в этот день непременными считались пироги с яйцами. В игре в
 карты на Всесвятское воскресенье на ставку принимались яйца. За катанье на качелях тоже можно было в этот
 день расплатиться яйцами. Качали молодежь здесь крестьяне хозяева качелей, за плату.
  Увеселенья около качелей кончались к 7 часам вечера, и молодежь ненадолго расходилась по домам. Девушки
 должны были снять праздничное платье и переодеться в более простую одежду. После этого выходили на берег
 реки у своего селения, там к ним присоединялись парни. Танцы и песни продолжались чуть не всю ночь .
  Корреспондент, приславший описания этих развлечений в Этнографическое обозрение в 1903, сообщил, что
 собрал их в 1901 02 лично и от крестьянина д. Тарасовской Алексея Кортавина. Отмечал изменения в составе
 участников и наборе игр на протяжении последних десятилетий. Раньше к качулям собиралась не только
 холостая молодежь, но и молодые женатые крестьяне ближайших деревень. С н. 1880-х они стали посещать эти
 увеселения все реже, а в момент написания и совсем уже не ходили. Исчезли и игры в яйца.
  В одной из игр молодежи на берегу реки на яичное заговенье могли участвовать только девушки. Они
 становились парами лицом друг к другу, взявшись за руки, и образовывали длинный коридор, по которому
 перебрасывали с рук на руки малышей мальчиков и девочек. Таким способом перебрасывали всех детей
 деревни, а иногда и подростков, и девушек. Здесь же проходили спортивные игры и состязания молодежи.
 Девушки и молодые женщины бегали взапуски . После бега начиналась борьба: женщины боролись с
 женщинами (девушки в этом не участвовали), а мужчины с холостыми парнями. Завершался праздник вечером
 купаньем в реке; при этом жгли костры и стреляли из ружей. После купанья взрослые возвращались домой, а
 хороводы молодежи продолжались всю ночь.
  Традиции древних обрядов, переродившись в игровые, карнавальные, придают многокрасочное богатство
 народной праздничной культуре. Завивание венков, березка , русалки и другие обычаи, в которых причудливо
 переплетаются таинственность, лиричность, грусть с кипучим весельем, создают неповторимый колорит гуляний
 молодежи, приуроченных к конкретным календарным датам или периодам. Это своеобразные игры для взрослых
 или коллективные театральные импровизации, разыгрываемые по определенным правилам, за выполнением
 которых может стоять и суеверный страх нарушения того, что делалось родителями и дедами. На венках
 загадывают: одни верят гаданью, другие не верят, многие осуждают гаданье как занятие греховное, но лишь
 единицы из молодежи готовы отказаться от участия в общем празднике, от возможности бродить в обществе
 ровесников по лесу, лугу, у реки с березками, венками, по старинному обычаю, исполненному таинственной
 загадочности.
  Однако бытование некоторых пережитков архаического обряда, вступавших в заметное осознанное
 противоречие с религиозными воззрениями крестьянства, ставило перед молодежью этическую проблему выбора
  принимать или нет участие в увеселении такого рода. По поводу, например, обычая хоронить Кострому
 зафиксированы в 1870-х в Муромском у. споры среди женской молодежи, возникающие перед изготовлением
 куклы-Костромы. Мотив отказа от участия греховность исполняемой при имитации похорон песни с
 упоминанием гроба. В этом уезде описаны три варианта молодежного действия с похоронами Костромы,
 знаменовавшего прощание с хороводами в последнее воскресенье перед Петровым постом: шествие с печальными
 песнями и причитаниями к водоему с куклой в женской одежде и бросание ее в воду (Акиманская слоб., дер.
 Ольховка); то же самое с соломенной куклой в мирской одежде (сельцо Зименки); разыгрывание похорон с
 девушкой или женщиной, изображающей Кострому с укладыванием ее в лесу под березой (с. Климово с
 окружающими деревнями). На большей же части Муромского у. обычай этот в 1870-х совсем отсутствовал.
 Крестьяне там называли его греховной забавой и считали голод, болезни и другие бедствия наказанием за
 исполнение этого обряда.
  Исчезнув из молодежных развлечений похороны Костромы ушли местами в детские игры. Такая
 трансформация происходила со многими обычаями, унаследованными от дохристианских времен.
  Отрицательное отношение к обрядам, исполнявшимся в весенне-летних хороводах молодежи, было четко
 выражено в некоторых группах старообрядцев. Иногда это отношение распространялось и на любой хоровод. На
 Верхней Каме у максимовцев и деминцев запрещались вообще в к. XIX в. круговые и плясовые песни, а в
 белокриницком и часовенном согласиях тех же мест запрещалось играть и плясать на лугу весной.
 Неодобрительно смотрели на подобные увеселения и беглопоповцы. У поморцев Верхокамья круговые песни
 местами разрешались, но под неусыпным надзором родителей, присутствовавших тут же. У старообрядцев же
 Ветки весенние карагоды молодежи были обычным явлением. Запрещались они только во время постов, когда
 молодежь пела лишь духовные стихи. У старообрядцев Забайкалья старики не разрешали носить троицкую березку
 мимо церквей.
  Древние обычаи, приемлемые для православного сознания, народ приурочил к глубоко чтимым в крестьянской
 среде христианским праздникам. Это способствовало сохранению в народной культуре разнообразных хороводных
 форм. Они становились непременной принадлежностью календарного праздника в его светской части, связанной с
 семейным и общественным бытом. Такова и роль украшения березок и завивания венков, ставших устойчивыми
 атрибутами празднования Троицы. Участие в традиционных развлечениях в лесу после церковной службы для
 большинства потому и считалось возможным, что не воспринималось как имеющее отношение к Вере.
  М.М. Громыко
 
  ТРОИЦКИЙ женский монастырь, Владимирская еп., в Муроме. Обитель красиво расположена в центре
 города на высоком берегу Оки. Основан монастырь в сер. XVII в. торговым человеком Борисовым, по прозванию
 Богдан Цветной. Сначала он построил здесь на месте старой церкви каменный храм (1643), и в том же году его
 стараниями в Муроме открыт был женский монастырь. Царь Алексей Михайлович благодетельствовал новой
 обители и осыпал ее щедротами. В к. XVIII в. обитель много пострадала от пожара. Ныне действующий
 монастырь.
 
  ТРОИЦКИЙ мужской монастырь, Казанская еп., в Чебоксарах. Основан в 1567. Здесь находился древний
 резной образ свт. Николая.
 
  ТРОИЦКИЙ АЛЕКСАНДРО-СВИРСКИЙ мужской монастырь, Олонецкая еп., в окрестностях Олонца.
 Основан в к. XV в. прп. Александром Свирским. Он состоял из двух монастырей: Троицкого, воздвигнутого на
 месте келий собравшихся некогда около прп. Александра братии, и Преображенского, построенного на месте
 подвигов и кончины преподобного в 200 саженях от Троицкого монастыря. В Преображенском соборе, в
 серебряной раке, возобновленной в 1893, открыто почивали мощи прп. Александра в приделе его имени.
 Монастырский Троицкий собор, построенный в 1698, служил замечательным памятником древнего зодчества.
 Ежегодно в день Св. Троицы совершалось перенесение мощей преподобного в Троицкий собор, где он и оставался
 до следующего дня, а затем таким же порядком мощи переносились обратно в Преображенский. В ризнице
 хранились: деревянный гроб, в котором положены были мощи прп. Александра по их открытии, а также риза,
 поручи, вериги его и часть посоха, обретенная с мощами во гробе.
  С.В. Булгаков
 
  ТРОИЦКИЙ ДАНИЛОВ мужской монастырь, Владимирская еп., в предместье г. Переславля. Основан в
 1508 прп. Даниилом Переяславским. В Троицком соборе, построенном в 1530 вел. кн. Василием III, открыто
 почивали мощи прп. Даниила в приделе его имени, в серебряной раке, устроенной в 1816, и находилась
 чудотворная Тихвинская икона Божией матери, по преданию благословение обители прп. Даниила. В монастыре
 сохранялся колодезь, ископанный прп. Даниилом. В день Св. Троицы совершался в монастыре крестный ход из
 всех церквей города, а 28 июля вокруг монастыря.
  С.В. Булгаков
 
  ТРОИЦКИЙ МАКАРЬЕВ ЖЕЛТОВОДСКИЙ женский монастырь, Нижегородская еп., в г. Макарьеве.
 Основан в 1435 прп. Макарием; в 1439 разорен татарами и запустел; возобновлен в 1626 иноком Авраамием; в
 1868 упразднен; восстановлен в 1883 и стал женским. Близ монастыря находилось весьма большое и глубокое
 озеро, известное у местных жителей под именем Желтые воды ; оно называлось также и Святым . Есть
 предание, что прп. Макарий крестил в нем язычников и магометан, принимавших христианскую веру.
  С.В. Булгаков
 
  ТРОИЦКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ мужской монастырь, Владимирская еп., в Гороховце. Основан в 1644.
 
  ТРОИЦКИЙ СЕЛИЖАРОВ мужской монастырь, Тверская еп., в посаде Селижарове, в окрестностях
 Осташкова. Основан в XV в.; упоминается в грамоте 1504. Монастырский соборный Троицкий храм был построен
 в 1681 86.
 
  ТРОИЦКИЙ СЕРГИЕВ-ВАРНИЦКИЙ мужской монастырь, Ярославская еп., близ Ростова, на берегу р.
 Ишни, на месте бывших соляных варниц. Основан около 1430 на месте рождения и воспитания прп. Сергия, где
 была вотчина родителей его. По имеющейся под находящимся над ведущими в обитель воротами изображением
 явления старца-инока отроку Варфоломею надписи, монастырь основан именно на том месте, где явился ангел
 Господень в образе инока отроку Варфоломею, иже и бысть Сергий, чудотворец Радонежский, основатель великой
 лавры . С 1726 по 1731 монастырь был женским. В монастырском храме, с приделами прпп. Сергия и Никона, свв.
 Афанасия и Кирилла хранилась с горящею пред нею неугасимою лампадою икона прп. Сергия, писанная в Троице-
 Сергиевой лавре иноком Симеоном и освященная при мощах преподобного; в ней хранились частицы мощей свв.
 Димитрия Солунского, Иоанна и Никиты Новгородских, Макария Калязинского, Сергия Радонежского и часть его
 гроба. В том же храме у южной стены лежала чугунная плита на могиле жившего в этой обители на покое и здесь
 же скончавшегося (1842) Августина (Сахарова), епископа Оренбургского.
  С.В. Булгаков
 
  ТРОИЦКИЙ ТУРУХАНСКИЙ МАНГАЗЕЙСКИЙ мужской монастырь, Енисейская еп., в окрестностях
 Туруханска на берегу Енисея. Основан в 1660 иеромонахом Тихоном, останки которого и покоились там. Здесь
 покоился также убиенный после истязаний Василий Мангазейский.
 
  ТРОИЦКО-ПЕЧОРСК, поселок городского типа в Коми, центр Троицко-Печорского р-на. Расположен на р.
 Печоре и ее притоке р. Сев. Мылве. Население 10,6 тыс. чел.
  Основан в к. XIV н. XV вв. в связи с постройкой церкви во имя Св. Троицы и закладкой Троицкого
 монастыря на стрелке между Печорой и Северной Мылвой преемником Стефана Пермского еп. Исаакием.
 Упоминается в 1674 как починок Кузминский, позже Троицко-Печорск.
 
  ТРОИЦЫ В НИКИТНИКАХ храм в Москве, построен в 1631 34 по заказу крупнейшего московского богача
 купца Никитникова. Обращенный к улице южный фасад храма убран с особой пышностью: карнизы делят его как
 бы на три этажа, сближая храм с дворцовым зданием. В наличниках окон южного фасада и в порталах
 использованы мотивы кремлевского Теремного дворца, а завершает стены широкий карниз из лекального кирпича
 и изразцов. В церкви сохранилась прекрасная фресковая роспись, исполненная в 1652 53.
 
  ТРОИЦЫН ДЕНЬ, первый день Пятидесятницы. Празднуется во славу Пресвятой Троицы.
 
  ТРОПИНИН Василий Андреевич (19.03.1776-3.05.1857), живописец-портретист, крепостной художник, лишь
 в 47 лет получивший вольную. С 1798 учился в Петербургской Академии художеств, но по капризу своего
 помещика С. С. Щукина был в 1804 отозван из Академии, не доучившись до положенного курса. До 1821
 Тропинин жил в Малороссии, затем в Москве. Получив в 1823 свободу, Тропинин обосновался в Москве.
  Тропинин усвоил наследие русских художников-портретистов к. XVIII в., что отразилось на ранних его
 произведениях. Портреты 1820 30-х, периода расцвета творчества Тропинина, свидетельствуют о его
 самостоятельной образной концепции. В них он стремится к живой, непринужденной характеристике человека.
 Таковы портреты сына (1818), А. С. Пушкина (1827), композитора П. П. Булахова (1827), художника К. П.
 Брюллова (1836), автопортрет (1846). В картинах Кружевница , Золотошвейка , Гитарист Тропинин создал
 тип жанрового, идеализированного человека из народа. Тропинин оказал значительное влияние на портретную
 живопись московской школы.
  В. А. Федоров
 
  ТРОШИН Максим Юрьевич (13.06.1978-5.06.1995), русский певец, поэт и композитор. Родился в Брянске в
 православной семье. Уникальный певческий и гражданский талант Максима проявился в очень раннем возрасте.
 Был звонарем храма Тихвинской иконы Божией Матери, руководил церковным хором, в воскресной школе
 преподавал игру на гуслях. Активно боролся с сектантами.
  Поистине всероссийское признание пришло к юному певцу в начале 90-х, когда он положил на музыку и
 исполнил песни Журавли (сл. П. Орешина) и Православная (сл. В. Волкова). За несколько лет до своей
 трагической гибели Максим создал и исполнил неповторимый по широте и новизне песенный репертуар,
 включающий и его авторские песни ( Как по Русской по земле , СССР печатает талоны , Афганистан , Эх, да
 как на горочке и др.), и народные песни и былины, и песни на стихи А. Кольцова, С. Есенина, Н. Клюева, М.
 Исаковского, Н. Рубцова, Н. Тряпкина, о. Романа, К. Скворцова, В. Волкова.
  В эпоху т. н. перестройки Максим Трошин стал символом творческого сопротивления бесчеловечному
 режиму, песней протестуя против геноцида русского народа.
 
  ТРОЯН, мифологический персонаж в Древней Руси. Упоминается в Слове о полку Игореве в связи с
 личностью Бояна, который, рыша по тропе Трояней , получил поэтическое вдохновенье. Русская земля в Слове
 названа землей Трояней. В эту землю вступает дева обида , вставшая в силах Дажь-Божа внука . В апокрифе
  Хождение Богородицы по мукам (XII) причислен к языческим богам наряду с Хорсом, Велесом и Перуном.
 
  ТРУБАЧЕВ Олег Николаевич (р. 23.10.1930), русский языковед. Труды в области этимологии славянских
 языков и восточно-славянской ономастики. Главный редактор многотомного Этимологического словаря
 славянских языков (1974, не закончен) и словаря Русская ономастика и ономастика России (1994). Автор
 фундаментального исследования В поисках единства. Взгляд филолога на проблему истоков Руси (1997).
 
  ТРУБЕЦКОЙ Евгений Николаевич (23.09.1863-23.01.1920), князь, русский философ и общественный
 деятель, профессор Московского университета. Основной темой философии Трубецкого было определение
 смысла жизни. В своей книге Смысл жизни рассматривал христианство как единственную в своем роде
 религию, в которой человеческий элемент не поглощен Божественным, а Божественный человеческим, но оба
 эти элемента составляют единство в его полноте и цельности. Соч.: Отечественная война и ее духовный смысл
 (1915), Война и мировая задача России (1915), Национальный вопрос, Константинополь и Святая
 София (1915), Два мира в древнерусской иконописи (1916), Умозрение в красках. Вопрос осмысления жизни в
 древнерусской религиозной живописи (1916).
 
  ТРУБЧЕВСК, город в Брянской обл., центр Трубчевского р-на. Расположен на р. Десне, близ впадения в нее р.
 Неруссы. Население 17,2 тыс. чел.
  Трубчевск один из древнейших городов России. Основан в 975; в 1164 упоминается как г. Трубеч в составе
 Черниговского княжества, в 1185 упоминается в связи с походом северских князей на половцев. С XII в. центр
 удельного княжества, ок. 1240 разорен монголо-татарами. Со 2-й пол. XIV в. оккупирован Великим княжеством
 Литовским, с 1503 возвращен в состав Московского государства, в 1609 44 оккупирован Польшей. Через
 Трубчевск в XVI XVII вв. проходила засечная черта. В XVII XIX вв. известен выращиванием конопли,
 производством пеньки и конопляного масла.
  Архитектурные памятники: Троицкий собор (XVI в.), церкви Преображенская (XVII в.), Покровская (XVIII
 в.), Ильинская, Сретенская (обе XIX в.), жилой дом (XVII в.). В Трубчевске родилась русская певица А.Д.
 Вяльцева.
 
  ТРУБЧЕВСКИЙ СПАСО-ЧЕЛНСКИЙ мужской монастырь, Орловская еп., в окрестностях Трубчевска.
 Основан или возобновлен кн. Трубчевским Алексеем Никитичем в XVI в.; по устному же преданию, существовал
 уже в к. XII в. Здесь находилась чудотворная Челнская икона Божией Матери. По преданию, эта св. икона явилась
 пастухам в челне, плывшем по Десне против течения, в том месте, где потом находился монастырь; по молитвам
 пред нею получил исцеление от недуга кн. Трубчевский, после чего св. икона, будучи поставлена в устроенной там
 князем часовне, прославилась многими чудотворениями.
  С. В. Булгаков
 
  ТРУД, в понятии Святой Руси главное богоугодное дело, одна из форм подвижничества и нравственного
 деяния, ведущая к спасению человеческой души.
  Бог труды любит , С молитвой в устах, с работой в руках , часто повторяет русский человек. Бог
 повелел от земли кормиться , Божья тварь Богу и работает , Пчела трудится для Бога свечка пригодится ,
  Не спрашивай урожай, а паши и молись Богу , Богу молись, а сам трудись , Богу молись, крепись, да за соху
 держись , Молись Богу, землю паши, а урожай будет . В Поучении Владимира Мономаха (XII в.), значительно
 отразившем мировоззрение эпохи, труд высшее мерило богоугодности человека.
  Владимир Мономах не противопоставляет физический и умственный труд; хотя первый для него является
 необходимой предпосылкой успеха во втором. Знание облагораживает труд, делает человека уверенным и
 сильным. Еже было творити отроку моему, делится своим опытом с наследниками Мономах, то сам есмь
 створил, дела на войне и на ловех, ночь и день, на зною и на зиме, не дая собе упокоя. На посадник не зря, ни на
 биричи, сам творил, что было надобе, весь наряд, и в дому своем то я творил есмь . Труд обогащает человека
 знанием; знание же плодит свободу, сообщает деяниям смысл и истину. Главное же удовлетворенность
 собственной жизнью. Любой труд для человека радость, а труд умственный радость вдвойне: в нем человек
 обретает спокойствие духа и постигает величие Божества.
  Отношение наших предков к труду как добродетели, как к нравственному деянию ярко выразилось в
 замечательном памятнике русского быта и литературы XVI в. Домострое . В этой книге создается настоящий
 идеал трудовой жизни русского человека крестьянина, купца, боярина и даже князя (в то время классовое
 разделение осуществлялось не по признаку культуры, а больше по размеру имущества и числу слуг). Все в доме
 и хозяева, и работники должны трудиться не покладая рук. Хозяйка, даже если у нее гости, всегда бы над
 рукоделием сидела сама . Хозяин должен всегда заниматься праведным трудом (это неоднократно
 подчеркивается), быть справедливым, бережливым и заботиться о своих домочадцах и работниках. Хозяйка-жена
 должна быть добрая, и трудолюбивая, и молчаливая . Слуги хорошие, чтобы знали ремесло, кто кого достоин и
 какому ремеслу учен . Родители обязаны учить труду своих детей, рукоделию мать дочерей и мастерству
 отец сыновей .
  Книга проповедует трудолюбие, добросовестность, бережливость, порядок и чистоту в хозяйстве. Очень
 тактично регулируются трудовые отношения между хозяином и работником.
  Труд в хозяйстве русского человека приобретал характер сложного, многообразного ритуала, особенности
 которого определялись вплоть до мелочей как мыть, тереть, сушить, скоблить, солить грибы, ухаживать за
 скотом и т.д. Во многих местах Домострой настоящее пособие по научной организации труда русского
 крестьянина XVI в. (напр., гл. 32. Как порядок в избе навести хорошо и чисто).
  Труд как добродетель и нравственное деяние: всякое рукоделие или ремесло, по Домострою , следует
 исполнять приготовясь, очистясь от всякой скверны и руки вымыв чисто, прежде всего святым образам
 поклониться трижды в землю с тем и начать всякое дело. Делать работу надо добросовестно, сосредоточенно,
 не отвлекаясь. А если во время дела какого раздастся слово праздное, или непристойное, или с ропотом, или со
 смехом, или с кощунством, или скверные и блудливые речи, от такого дела Божья милость отступит, и вот уже
 дело и всякое ремесло и любое рукоделие не с Богом совершается, а Богу во гнев, ибо и людям неблагословенное
 не нужно и не мило, да и не прочно оно . Домострой осуждает недобросовестную работу и обман как грех перед
 Богом. Кто в каком рукоделье нечисто готовит или в ремесле каком украдет что или соврет, и притом побожится
 ложно: не настолько сделано или не в столько стало, а он врет, так и такие дела не угодны Богу, и тогда их
 запишут на себя бесы, и за это все взыщется с человека в день Страшного Суда . В общем, полное созвучие с
 народной мудростью: Дело знай, а правду помни , Дело делай, а правды не забывай . Проводимые в
  Домострое идеи праведного труда, доброты, честности, добропорядочности, любви к ближнему, заботы о жизни
 и условиях труда работников отражают лучшие качества человека Святой Руси.
  Вплоть до начала XX в. многие лучшие черты отношения к труду русского человека, по Домострою ,
 сохранялись в монастырях, давших идеальные образцы добросовестной, качественной и эффективной работы.
  Исстари русские монастыри (особенно пустынные монастыри) были религиозно-трудовыми братствами, в
 которых на практике реализовались трудовые идеалы русского общества.
  Как отмечал еще историк В.О. Ключевский, древнерусский общежительный монастырь в XIII XIV вв. в
 процессе своей эволюции превращался в трудовую земледельческую общину. По задачам иночества, писал В.О.
 Ключевский, монахи должны питаться от своих трудов, свои труды ясти и пити, а не жить подаяниями мирян .
 Среди основателей и собиравшихся к ним рядовой братии пустынных монастырей встречались люди из разных
 классов общества бояре, купцы, промышленники и ремесленники, иногда люди духовного происхождения,
 очень часто крестьяне. Общежительный монастырь под руководством деятельного основателя представлял
 рабочую общину, в которой занятия строго распределялись между всеми; каждый знал свое дело, и работы
 каждого шли на братскую нужду . Устав белозерских монастырей Кирилла и Ферапонта живо изображает этот
 распорядок монастырских занятий, чин всякого рукоделия : кто книги пишет, кто книгам учится, кто рыболовные
 сети плетет, кто кельи строит; одни дрова и воду носили в хлебню и поварню, где другие готовили хлеб и варево,
 хотя и много было служб в монастыре, вся братия сама их поправляла, не допуская до того мирян, монастырских
 служек. Первой хозяйственной заботой основателя пустынного монастыря было освоение окрестной земли силами
 собирающейся в нем братии. Пока на монастырскую землю не садились крестьяне, монастырь самостоятельно

<< Пред.           стр. 214 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу