<< Пред.           стр. 216 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

 без разрушения национальных основ.
  О. П.
 
  ТУРИНСК, город в Свердловской обл., центр Туринского р-на. Расположен в Зауралье, на правом берегу р.
 Туры (бассейн Оби), близ впадения в нее р. Ялынки (пристань). Население 23 тыс. чел.
  Основан в 1600 как острог на месте древнего города Епанчин (Епанчин-юрт; бывший центр владений остяцкого
 кн. Епанзы), разрушенного в 1581 отрядом Ермака; был промежуточным пунктом охраны и обслуживания водного
 пути из Европейской России в Сибирь. В 1-й пол. XVII в. центр русской колонизации Сибири, активно
 застраивался. Во 2-й пол. XVIII в. утратил свое охранное и торговое значение. В XVIII н. XX вв. Туринск
 центр декоративно-прикладного искусства (резьба и золочение по дереву, изготовление золотошвейных изделий) и
 иконописи, сапожного и кузнечного ремесел.
 
  ТУРИНСКАЯ СЛОБОДА, село в Свердловской обл., центр Слободо-Туринского р-на. Расположено на р. Туре
 (приток Тобола). Население 6 тыс. чел.
  Основан в 1646 в процессе освоения Сибири.
 
  ТУРОВ, древнерусский город, ныне поселок, центр Туровского района Белоруссии. Расположен на р. Припяти,
 на землях дреговичей. Впервые упоминается в летописи под 980. В XI XII вв. Туров центр Туровского
 княжества, а с к. XI в. по 1440 и Туровской епископии. Постепенно Туров теряет свое значение и приходит в
 упадок. В XIV в. Туров был захвачен Великим княжеством Литовским. Подвергался нападениям крымских татар в
 1502 и 1521. Возвращен России в 1793. Сохранились городище, остатки валов и рва.
 
  ТУРОВСКОЕ КНЯЖЕСТВО, русское княжество IX-XIV вв. Располагалось в бассейне Припяти и ее
 притоков, в земле восточнославянского племени дреговичей. На западе граничило с землями ятвягов, на севере
 с Полоцким княжеством. На востоке граница Туровского княжества проходила по Днепру. Стольный город
 Туровского княжества Туров (на р. Припяти). Города: Пинск, Клецк, Слуцк, Гродно, Мозырь и др. В IX в.
 Туровское княжество существовало как самостоятельное государство. При кн. Олеге (к. IX н. X вв.) было
 присоединено к владениям киевских князей. В X XI вв. Туровское княжество, являясь видной политической
 единицей Древнерусского государства, играло значительную роль в отношениях с Польшей и литовскими
 племенами. Через Туровское княжество проходила древняя торговая дорога из Киева к берегам Балтийского моря.
 После смерти Владимира Мономаха (1125) Туровское княжество становится политически независимым от Киева,
 но начинает дробиться на уделы. С 1132 им недолго владели минские князья. В 1157 при туровском кн. Юрии
 Ярославиче княжество вышло из подчинения Киеву и в нем создалась своя династия. При сыновьях Юрия
 Ярославича княжество распалось на уделы и теряет свое значение. Князья уделов, образовавшихся в результате
 распадения Туровского княжества (Туровское, Пинское, Слуцкое, Клеческое княжества), попадают в зависимость
 от галицко-волынских князей, а позднее от литовских. В 1240 земли бывшего Туровского княжества были
 опустошены татаро-монголами. В XVI в. территория Туровского княжества вошла в состав Польши, в к. XVIII в.
 была возвращена России.
  Г. Горшков
 
  ТУРУХАНСК, село в Красноярском крае, центр Туруханского р-на. Расположено у впадения Нижней
 Тунгуски в Енисей. Население 7,4 тыс. чел.
  Основано в 1607 как зимовье, с 1619 интенсивно заселяется переселенцами сгоревшего города Мангазея и
 неофициально назывался в память о нем Новая Мангазея. С 1677 приобретает вид военного укрепления. В 1785
 получает статус уездного города, становится крупным торговым центром. В 1822 оставлен за штатом, в сер. XIX в.
 перенесен на место бывшего села Монастырского (основан в 1660 в связи со строительством Троицкого
 Туруханского Мангазейского монастыря). С 1909 центр Туруханского края.
 
  ТУРЧАНИНОВ Петр Иванович (1779-1856), русский композитор, регент. Ученик А. Л. Веделя. С 1804
 регент митрополичьего хора в Петербурге, с 1827 учитель пения Придворной певческой капеллы, в 1833 41
  протоиерей дворцовых церквей.
  Высокое хоровое мастерство отличает духовные сочинения Турчанинова (в т. ч. литургии св. Иоанна
 Златоуста), особенно его гармонизации древних распевов.
 
  ТУТАЕВ. См.: РОМАНОВ-БОРИСОГЛЕБСК.
 
  ТУЧКОВ Василий Михайлович (ск. 1548), боярин, писатель. Интересовался науками, посещая келью св.
 Максима Грека. Участвовал в создании Великих Миней-Четиих. Их составитель Макарий, архиеп. Новгородский,
 попросил его подготовить Житие Михаила Клопского . На церковном Соборе 1547 Михаил Клопский был
 канонизирован как общерусский святой, а его житие, написанное Тучковым, приобрело официально-церковный
 характер.
 
  ТУШИНО, в прошлом подмосковное село, ныне часть Москвы на северо-западе. Известно со 2-й пол. XIV в.,
 когда принадлежало боярину Ивану Родионовичу Квашне. Свое название село получило по прозвищу его
 младшего сына Василия Туши. В 1570 отдано вдовой кн. П.И. Телятевского (урожденной Квашниной-Тушиной)
 Троице-Сергиевой лавре.
 
  ТЫСЯЦКИЙ, военачальник, возглавлявший древнерусское городское ополчение ( тысячу ). В Новгородской
 республике тысяцкий выбирался на вече из бояр на определенный срок (чаще всего на год) и являлся помощником
 посадника. Он предводительствовал новгородскими горожанами и наблюдал за состоянием укреплений; был также
 судьей по торговым делам. Тысяцкий, выполнявший свои обязанности, назывался степенным тысяцким, а после
 выбора на вече другого тысяцкого получал звание старого тысяцкого. В городах, не имевших вечевого управления,
 тысяцкие назначались князьями; в Москве и Твери из числа знатных бояр, а их должность становилась
 наследственной. Опасаясь их усиления, кн. Димитрий Иванович Донской после смерти В.В. Вельяминова (1374)
 упразднил должность тысяцкого в Москве и казнил сына Вельяминова Ивана (1379), который добивался ее
 восстановления. Тысяцких стали заменять наместники, и к сер. XV в. должность тысяцкого постепенно исчезает.
  В. Бакулин
 
  ТЫСЯЧНАЯ КНИГА, документ, содержащий список тысячи избранных правительством дворян России,
 составленный в соответствии с указом от октября 1550, который помещен в преамбуле этого документа. Указом от
 октября 1550 для постоянной службы при царском дворе предписывалось обеспечить тысячников поместьями в
 радиусе 60 70 верст от Москвы. Всего предполагалось раздать более 177 тыс. десятин с несколькими тысячами
 крестьянских дворов, а с учетом сенокосных и других угодий до 225 250 тыс. десятин, выделив лучших
 дворян с территории большей части государства (из 50 уездов). Тысячная книга явилась важным документом,
 характеризующим этап в истории формирования высшей сословной группы господствующего класса России,
 получившей во 2-й пол. XVI XVII вв. название московского дворянства.
  В. Назаров
 
  ТЮМЕНЬ, центр Тюменской обл. и Тюменского р-на. Расположен в Западной Сибири, на берегах р. Туры
 (приток Тобола). Население 496 тыс. чел.
  Тюмень первый русский город в Сибири. Основан как острог в 1586 воеводами И. Мясиным и В.Б. Сукиным
 в устье р. Тюменки (приток Туры), на месте возникшего в XIV в. татарского города Чимги-Тура, взятого Ермаком
 в 1581. С XVII в. важный транзитный пункт на торговом пути из Сибири в Китай, значительный ремесленный
 центр; развиты были кузнечное дело, литье дорожных колокольчиков, выделка кож, мыловарение. С 1709 в составе
 Сибирской губ., с 1782 уездный город Тобольского наместничества (с 1796 губернии). К н. XIX в. Тюмень
 значительный центр обрабатывающей промышленности Западной Сибири (ведущая отрасль кожевенная).
 Экономическое значение Тюмени еще более возросло в 1840-х с открытием в Сибири речного пароходства (в 1838
 в Тюмени был построен первый в Сибири пароход) и с постройкой в 1885 железной дороги Екатеринбург
 Тюмень. Во 2-й пол. XIX в. в городе получили широкое развитие судостроение, лесная и рыбная промышленность,
 ковроткацкое производство и др. Тюмень была крупным торгово-финансовым центром Западной Сибири, здесь
 ежегодно проходила летняя ярмарка, одна из крупнейших в Сибири.
  Историческая часть города расположена на берегах Туры и ее правого притока р. Тюменки, на клиновидном
 мысу между которыми в к. 1580-х была отстроена русская крепость (разрушилась в XVIII в.), ставшая ядром
 города. Напротив крепости т. н. Царёво городище с остатками татарского города (вал и ров). Тюмень развивалась в
 основном на юго-востоке от крепости, вдоль берега р. Туры, правого берега Тюменки и Сибирского тракта.
  В северной части Тюмени архитектурный комплекс Троицкого мужского монастыря (первоначально
 Преображенский, основан в 1616), включающий Троицкий собор (1709 15), Петропавловскую церковь (1755;
 ныне Музей истории города), 2-этажные настоятельские покои (1739), высокие каменные стены (1741).
 Сохранились: Знаменский собор (1786), церковь Михаила Малеина (к. XVIII в.), Всехсвятская церковь-часовня
 (1838) и др.
 
  ТЮТЧЕВ Федор Иванович (23.11.1803-15.07.1873), великий русский поэт и мыслитель, один из тонких и
 проникновенных выразителей духовно-нравственных ценностей русской цивилизации. Родился в родовом имении
 отца Овстуг Орловской губ., под Брянском. В семье господствовала мать поэта
  Екатерина Львовна, урожденная Толстая. Но наибольшее влияние на духовное развитие будущего поэта оказал
 первый его воспитатель С. И. Раич, родной брат московского митрополита Филарета.
  После окончания Московского университета Тютчев был определен на службу за границу. Вместе с ним
 поехал беззаветно преданный ему дядька Н. А. Хлопов, лелеявший поэта с четырехлетнего возраста. Дядька завел
 хозяйство на русский лад, устроил в мюнхенской квартире Тютчева православный уголок с иконами древнего
 письма, перед которыми теплились неугасимые лампады.
  Скромный до застенчивости, лишенный всякого честолюбия, Тютчев долгое время отказывался помещать свои
 произведения в печати, и лишь к сер. 1830-х, благодаря настояниям своего сослуживца кн. И. С. Гагарина, тетрадка
 стихотворений поэта, при посредстве П. А. Вяземского, была послана Пушкину, который сразу напечатал их. Мы
 не могли не порадоваться, писал впоследствии И. С. Тургенев, собранию воедино разбросанных доселе
 стихотворений одного из самых замечательных наших поэтов, как бы завещанного нам приветом и одобрением
 Пушкина. Тютчев стоит решительно выше всех своих собратов по Аполлону. На одном Тютчеве лежит печать той
 великой эпохи, к которой он принадлежал и которая так ярко и сильно отразилась в Пушкине. Самый язык
 Тютчева поражает счастливой смелостью и почти пушкинской красотой своих оборотов. Каждое его
 стихотворение начинается мыслью, но мыслью, которая, как огненная точка, вспыхивает под влиянием глубокого
 чувства или сильного впечатления .
  Четыре мотива преобладают в философско-поэтическом миросозерцании Тютчева: одушевленность природы;
 гармония Космоса; хаотическая подоплека бытия и, наконец, непоколебимая вера в Россию и ее великую
 историческую миссию.
  Самодовлеющая духовная жизнь Природы представлялась Тютчеву истиной непреложной, аксиомой
 очевидной и не требующей доказательств. Эпиграфом к своим стихам Тютчев мог бы поставить афоризм:
  Вслушайтесь в Природу и вы услышите музыку Жизни . И все эти шелесты, шорохи, шепоты, звуки,
 движения, и краски, и тени, и свет, и ночные голоса, и струящиеся ароматы, и безмолвие сонных вод, и тихих,
 теплых майских дней румяный, светлый хоровод все это сливалось у него в одну предвечную симфонию, в
 торжественный гимн всемирного бытия. Эту свою заветную мысль он выразил в известном стихотворении:
 
  Не то, что мните вы, Природа:
  Не слепок, не бездушный лик
  В ней есть душа, в ней есть свобода,
  В ней есть любовь, в ней есть язык...
 
  Тютчев полагал, что Природа и Космос понятия однозначащие, и так же как Природа немыслима без
 вечного дыхания Жизни, так и Космос есть воплощение неиссякаемой жизненной энергии. Порядковое начало
 непреложный закон и первооснова всех явлений органических и неорганических объемлющей нас
 действительности. Именно оно это начало предопределяет ритмическую смену времен, идей, миров и
 поколений, проникая все и налагая неизгладимую печать на внешние формы и внутреннее содержание всего
 сущего.
 
  Невозмутимый строй во всем,
  Созвучье полное в Природе:
  Лишь в нашей призрачной свободе
  Разлад мы с нею сознаем.
 
  В общей схеме мирозданья люди лишь мелькающие призраки; если мысль их немощна, а слово бессильно
 выразить и ее, то из чего же, собственно, должна складываться духовная жизнь человека На это Тютчев
 ответил своим стихотворением Silentium :
 
  Молчи, скрывайся и таи
  И чувства, и мечты свои!
  Пускай в душевной глубине
  И всходят, и зайдут оне,
  Как звезды ясные в ночи:
  Любуйся ими и молчи.
  Другому, как понять тебя
  Как сердцу высказать себя
  Поймет ли он, чем ты живешь
  Мысль изреченная есть ложь.
  Взрывая, возмутишь ключи.
  Питайся ими и молчи.
  Лишь жить в самом себе умей.
  Есть целый мир в душе твоей
  Таинственно-волшебных дум;
  Их заглушит наружный шум,
  Дневные ослепят лучи:
  Внимай их пенью и молчи.
 
  В 1843 50 Тютчев выступает со статьями Россия и Германия , Россия и Революция , Папство и римский
 вопрос , задумывает книгу Россия и Запад . Еще в 1830, потрясенный июльскими событиями во Франции, он
 предрекал начало новой, революционной эры и предчувствовал приближение грандиозных социальных
 катаклизмов первого акта всемирной катастрофы. Революцию 1848 поэт рассматривал как осуществление
 своего пророчества, начало неизбежной гибели, всеобщего разрушения европейской культуры и цивилизации.
 Единственной серьезной силой, противостоящей революционной стихии, считал Тютчев Россию (в аллегорической
 форме эта мысль выражена в стихотворении Море и утес , 1848). Именно противостояние России и Революции,
 исход неминуемого поединка между ними, полагал он, и определит судьбу человечества, продолжая и углубляя
 основные идеи славянофилов. Тютчев говорит о необходимости противопоставить Западной Европе Европу
 Восточную союз славянских земель во главе с Россией особый мир, развивающийся по иным, отличным от
 Запада историческим законам. Он обосновывает исключительную мессианскую всемирно-религиозную роль
 России соображениями религиозно-нравственного характера, в т. ч. такими свойствами русского народа, как
 смирение, готовность к самопожертвованию и самоотвержению, которые полярно противостоят гордости ,
 самоутверждению личности характерным чертам западного мира. Тютчев говорит о необходимости религиозно-
 государственного подчинения Запада России, мечтает о расширении пределов Царства Русского от Нила до
 Невы, от Эльбы до Китая и считает тремя заветными столицами грядущей всемирной империи Москву, Рим и
 Константинополь ( Русская география , 1848 или 1849).
  Вдумываясь в судьбы России, Тютчев пришел к убеждению, что ее история, ее быт, весь религиозно-
 нравственный уклад русского народа создали из России самобытный и в высшей степени своеобразный организм,
 вовсе не похожий на западный шаблон, выросший на почве средневекового феодализма, римского права,
 оппозиционного парламентаризма и воинствующего латинского христианства. Эти начала, вскормившие
 европейскую цивилизацию, чужды русскому самосознанию, которое развивалось и крепло под влиянием идей
 иного порядка, и в первую очередь Православия и Царского Самодержавия. И в то время, как на Западе, в
 течение долгих столетий, шла ожесточенная распря между Церковью и светской властью, в России царь и
 патриарх, восполняя один другого, при единодушном одобрении народа, медленно, но верно строили и устрояли
  тот светлый храм, ту мощную державу, ту новую, разумную ту Русь , которая, к великой зависти ее западных
 соседей, как бы невзначай, раскинулась на двух материках, на беспредельных пространствах от Вислы до Тихого
 океана, проникла и в Среднюю Азию.
  Формально не примыкая ни к какому лагерю, Тютчев по своему мировоззрению близко стоял к славянофилам
  к Ю. Ф. Самарину, А. С. Хомякову, Ф. М. Достоевскому и И. С. Аксакову. Так же, как они, Тютчев утверждал,
 что Европа никогда не простит России ее величия, ее первенствующего места в многомиллионной славянской
 семье и ее последнего решающего слова в конечных судьбах Западного мира.
  Долгие годы, проведенные поэтом за границей, не только не ослабили, но скорее усилили его беззаветную
 любовь к своему народу. Чуткий и мудрый, Тютчев знал, что России предстоит пережить тяжкий кризис. Зловещие
 симптомы указывали на то, что многовековые устои русской государственности пошатнулись и что крепким,
 стародавним традициям нашим, выковавшим великую Империю, угрожает страшная, едва ли не смертельная,
 опасность от тлетворных веяний извне. Но в то же время Тютчев, всем своим нутром, постиг, что
 
  Умом России не понять,
  Аршином общим не измерить:
  У ней особенная стать
  В Россию можно только верить.
 
  Б. Б.
 
 
 
 у
 
  У, двадцать первая буква русского алфавита, восходит к греческой букве ипсилон . В церковном счислении
  означает четыреста.
 
  УБРУС. - См.: НЕРУКОТВОРНЫЙ ОБРАЗ.
 
  УВАРОВ Сергей Семенович (25.08.1786-4.09.1855), русский государственный деятель, близкий по идеям к
 славянофилам, министр народного просвещения (1833 49). Уваров посвятил свою жизнь осуществлению
 реформы народного просвещения на русских национальных началах. Он считал необходимым ввести в
 преподавание, имевшее прежде во многом космополитический характер, дух русский под тройственным
 влиянием Православия, Самодержавия и Народности, возбуждая в умах уважение к Отечественной истории, к
 Отечественному языку, к Отечественным учреждениям . Образование должно носить общественный характер, из
 него следует удалить частное воспитание и иноземных воспитателей.
  Главное для России сохранить Православие, творческая духовная сила которого определяет всю русскую
 культуру. Без любви к вере предков народ, как и частный человек, должны погибнуть; ослабить в них веру то
 же самое, что лишить их крови и вырвать сердце. Это было бы готовить им низшую степень в моральном и
 политическом предназначении . Самодержавие является определяющей формой нашего державного бытия,
  представляет главное условие политического существования России . Любое, даже малозаметное, поползновение
 к его ограничению неминуемо повлечет снижение могущества, ослабление внутреннего мира и спокойствия
 страны. Русский колосс упирается на самодержавии, как на краеугольном камне; рука, прикоснувшаяся к
 подножию, потрясает весь состав Государственный. Эту истину чувствует неисчислимое большинство между
 Русскими; они чувствуют оную в полной мере, хотя и поставлены между собой на разных степенях и
 различествуют в просвещении, и в образе мыслей, и в отношениях к Правительству. Эта истина должна
 присутствовать и развиваться в народном воспитании .
  По мнению Уварова, главным предметом в воспитании гражданственности и патриотизма является история,
 преподавание которой есть дело государственное. История образует граждан, умеющих чтить обязанности и
 права свои, судей, знающих цену правосудию, воинов, умирающих за Отечество, опытных вельмож, добрых и
 твердых Царей .
  Реформа Уварова вызвала переполох в масонско-космополитических кругах. Против него организуется
 кампания травли и клеветы. Тем не менее многие достижения реформы образования успели укорениться, воспитав
 поколение людей, которые лучше знали Русское и по-русски .
  О. Платонов
 
  УВАРОВО, город в Тамбовской обл., центр Уваровского р-на. Расположен в юго-восточной части Окско-
 Донской (Тамбовской) равнины, на правом берегу р. Вороны (бассейн Дона). Население 34,3 тыс. чел.
  В 1699 основано поселение казаков. С 1702 село. В 1770 через Уварово был проложен почтовый тракт
 Борисоглебск Кирсанов. Во 2-й пол. XIX н. XX вв. Уварово значительный центр торговли.
 
  УГЛИЧ, город в Ярославской обл., центр Угличского р-на. Население 39 тыс. чел.
  Основан в 937. Как город Углич впервые упоминается в 1148. В XII н. XIII вв. входил в состав Владимиро-
 Суздальского княжества, с 1207 Ростовского, с 1218 столица Угличского удельного княжества. В 1238 захвачен
 и сожжен монголо-татарами. В 1329 присоединен к Великому Московскому княжеству. В XIV XV вв. центр
 удельного княжества. В 1608 11 город был разрушен поляками. С сер. XVII в. развиваются ремесла (кузнечное,
 медное, серебряное дело, выработка льняных тканей и кож) и торговля.
  Сохранились: кремль с церковью Димитрия на Крови (1692), Спасо-Преображенским собором (1713),
 колокольней (1730) и др., а также Успенская ( Дивная ) церковь Алексеевского монастыря (1628), Богоявленский
 (XVII XIX вв.) и Воскресенский (1677) монастыри, церковь Иоанна Предтечи (1681).
 
  УГЛИЧСКОЕ КНЯЖЕСТВО, одно из княжеств Северо-Восточной Руси. В н. XIII в. на правах удела входило
 в Ростовское княжество. В 1238 и 1293 было разорено монголо-татарами. В 1-й пол. XIV в. вошло в состав
 Московского великого княжества. Со 2-й пол. XIV в. удел московских князей. Своего расцвета достигло при брате
 Ивана III Андрее Васильевиче Большом (1462 92). Последним князем был царевич Димитрий, сын Ивана
 Грозного (см.: Димитрий Угличский).
 
  УДЕРЖИВАЮЩИЙ, христианское мистическое понятие, связанное с противостоянием действию тайны
 беззакония, впервые использовано ап. Павлом (2 Сол. 2: 1-4, 6-8). Удерживающим здесь называется глава
 величайшего государства, каковым была в то время Римская империя. Русская Православная Церковь с полным
 правом и основанием относит эти слова св. апостола к русскому Царю, наследнику православных христианских
 императоров Рима и Византии, возглавителю Третьего Рима Православного Самодержавного Царства. Он был
 священным лицом, преемственным носителем особой силы благодати Святого Духа, которая действовала через
 него и удерживала распространение зла. Император Николай II был глубоко проникнут сознанием этой лежащей на
 нем религиозно-мистической миссии. После отречения Николая II роль Удерживающего перешла к Царице
 Небесной, о чем русскому народу было объявлено через явление иконы Божией Матери, названной Державной .
  Е.Е. Алферьев
 
  УЕЗД, административно-территориальная единица, известная на Руси с XIII в. Уезд состоял из города и
 подчиненных ему волостей. Первоначально им управлял княжеский наместник, с н. XVII в. воевода. С н. XVIII
 в. уезд составная часть губернии. С 1775 уезд стал низшей административной, судебной и финансовой единицей
 с числом жителей 20 30 тыс. муж. пола. Полицейско-административную власть в уезде осуществлял исправник
  начальник уездной полиции. К 1917 в России насчитывалось до 800 уездов.
 
  УЖГОРОД, город в Закарпатской Руси на р. Уж у подножия юго-западного склона Восточных Карпат.

<< Пред.           стр. 216 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу