<< Пред.           стр. 232 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

 (Ярославская), Устюжская.
 
  ЧЕТКИ, нить с нанизанными на нее кожаными пластинками или бусами из простых или драгоценных камней
 или кораллов, по которым считают поклоны или молитвы. Четки ведут происхождение из первых веков
 христианства и употребляются в Православной Церкви, где присвоены монашескому и епископскому сану; у
 старообрядцев применяют четки (лестовки).
 
  ЧЕТЬИ-МИНЕИ, сборники житий святых, составленные по месяцам и дням года. В России Четьи-Минеи
 были составлены в XVI в. московским митр. Макарием. На основании Макарьевских Четий-Миней составлены
 Четьи-Минеи свт. Димитрия Ростовского (XVIII в.), которые постоянно используются до сих пор.
 
  ЧЕТЬИ-МИНЕИ ВЕЛИКИЕ (Макарьевские), полный свод всей древнерусской письменности, колоссальный
 памятник, воздвигнутый на грани между старой, разрозненной Русью и Русью новой, объединенной в Московское
 государство. Четьи-Минеи собраны митр. Макарием в 1520 30-е. Четьи-Минеи объединили русскую литературу,
 разбросанную дотоле по областным углам, в монастырях и церквах. В области литературы митр. Макарий
 совершил то же самое, что в области церковной: канонизуя русских святых и собирая русскую литературу, он,
 помимо ближайших целей, достигал еще и целей общих, закрепляя идею государственного единения.
  Свою работу собирания митр. Макарий совершил еще в Новгороде, на архиеп. кафедре, но потом дополнил ее в
 Москве. В ту пору Новгород был первым городом по богатству книжных и просветительских средств; но, передав
 свой труд Москве 13 фолиантов, вклад в Успенский собор, он поставил и этот, ныне царственный, город в
 завидное положение сделаться не только политическим, но и духовным центром, средоточием просвещения для
 всей Руси. Недаром в эти же годы в Москве возникает первая типография (1553).
  Состав Четий-Миней: все книги новозаветные; значительная часть ветхозаветных; слова и беседы свв. Отцов
 Церкви; старинные сборники русского происхождения, как: патерики, Пчела , книга Измарагд , Златая Цепь ,
 книга Козьмы Индикоплова и др.; многочисленные жития святых; похвальные слова святым; сказания об открытии
 их мощей; слова учительные, торжественные на праздники; толкование церковных служб; назидательные повести;
 послания русских князей и духовных лиц и мн. др.
  Сборник разделен на 12 больших книг, по числу 12 месяцев года; содержание каждой книги разбито по дням
 месяца. Таким образом, этот сборник для чтения на каждый день месяца. Отсюда и название сборника.
  Е. Шмурло
 
  ЧЕХАРДА, русская игра: играющие перепрыгивают друг через друга, опираясь на плечи.
 
  ЧЕХОВ, город в Московской обл., центр Чеховского р-на. Расположен на р. Лопасне (приток Оки). Население
 60 тыс. чел.
  Вырос из крупного торгового с. Лопасня (известно с XVIII в.), которое сложилось из д. Бадеево (известна с
 1401, в XVI XVIII вв. принадлежала Троице-Сергиевому монастырю), сел Зачатьевского (известно с XVII в.) и
 Садки (известно с XVII в.). С 1951 рабочий поселок. Город Чехов с 1954, переименован в честь А.П. Чехова (в 1892
  99 жил в имении Мелихово, близ Лопасни).
 
  ЧЕХОВ Антон Павлович (17/29.01.1860-2/15.07.1904), великий русский писатель. Дед писателя по отцу,
 крепостной из Воронежской губ., выкупил себя с семьей на волю. Отец Чехова, глубоко верующий человек, владел
 небольшой бакалейной лавкой, но впоследствии разорился. Дети должны были помогать отцу в торговле, а также
 петь в организованном им церковном хоре. В 1879 Чехов поступает в Московский университет, где получает
 диплом врача, однако главным делом его жизни еще во время учебы становится литература.
  Жизнерадостный по природе, одаренный редкою наблюдательностью, отменным остроумием и чисто
 гоголевской способностью подмечать и схватывать смешные черточки в поступках и характерах людей, Чехов
 начал свою писательскую деятельность в сатирических журналах Будильнике , Осколках , Стрекозе и др. под
 псевдонимами Антоша Чехонте, Балдастов и Человек без селезенки. Уже в ранних рассказах ( Письмо донского
 помещика , Злоумышленник , Орден и Хирургия ) он обнаружил недюжинный талант и много тонкого
 юмора, охотно пользуясь шаржем как литературным приемом, к которому он прибегал и впоследствии, особенно в
 своих комедиях и одноактных водевилях, вроде Медведя и Юбилея . Но даже в этот первый период, наряду с
 легкой карикатурой и добродушным смехом, в творчестве Чехова наметились иные, более серьезные мотивы,
 сближавшие его с преобладающими веяниями 1880-х.
  В своих более зрелых произведениях (повести и рассказы: Степь , Палата ј 6 , Дуэль , Человек в
 футляре , Моя жизнь , Скучная история ; драмы Иванов , Чайка , Дядя Ваня , Три сестры , Вишневый
 сад ) Чехов дал ряд неподражаемых по силе художественной изобразительности и глубине психологического
 анализа, выпуклых и ярких картинок из быта средних классов: купцов, чиновников, актеров, врачей, учителей и пр.
  С особой глубиной и объективностью Чехов раскрывал образ русской космополитизированной интеллигенции,
 погибающей от бездуховности, неврастении, безволия, сознания своей оторванности от национальной жизни.
 Чехов, как многие его современники, не разделял русское общество на прогрессивную интеллигенцию и народ, а
 рассматривал его как единое целое. Все мы народ, говорил Чехов, и все лучшее, что мы совершаем, дело
 народное . Вместе с тем, как горожанин, Чехов плохо знал быт русской деревни. Описания жизни русских
 крестьян в его произведениях (особенно Мужики , В овраге ) схематичны и недостоверны и являют самую
 слабую сторону его великого таланта.
  Все творчество Чехова, хотя и в высшей степени объективное и чуждое какому-либо доктринерству, является
 последовательным и бескомпромиссным осуждением духовного мещанства, будь то в лице грубого мужика
 Лопахина, вырубающего вишневый сад, или под гримом ученой воблы в образе педанта-профессора Серебрякова,
 или в комической фигуре занимающегося добровольным сыском унтера Пришибеева.
  Согласно Чехову, корень духовного мещанства не в какой-либо социальной прослойке, образовавшейся в ту
 или иную эпоху промышленного развития, а в безнадежной и неизлечимой мелочности человеческой природы
 вообще, превращающей всю нашу жизнь, независимо от географических зон и экономических перегородок, в
 сплошную мещанскую драму. В этом подходе к патологическому явлению вульгарности Чехов сходен и с Гоголем,
 и с Достоевским, создавшими извечные типы пошляков и духовных хамов Хлестакова, Чичикова и Смердякова.
  Чехов обостренно сознавал, как западная материалистическая, антидуховная цивилизация, выхолащивая душу
 человека, обезличивает его. Писателя удручала беспощадная переоценка всех ценностей. Все критерии
 этические, социальные, эстетические, философские и религиозные подвергались сомнению или отвергались
 критическим разумом. Равновесие было нарушено, цельность, да и самый смысл общественного бытия были
 разрушены, а между тем ни распространение образования, вернее полуграмотности, ни завоевания науки, ни
 блестящие триумфы техники не внесли ничего облагораживающего, ничего светлого и нравственно-устойчивого в
 общую сумму человеческого существования. Цивилизация не только не уничтожила духовного варварства, но сама
 больше, чем когда-либо, сделалась варварской. Вдумчивый и неподкупно честный в своих взглядах, Чехов не мог
 не сознавать, что люди очутились на краю бездонной, зияющей бездны: Чехов не видел выхода и не знал, суждено
 ли культуре пережить страшное нашествие цивилизованных дикарей.
  Чехов верил в неисповедимые пути Господни, которые как-то, чудом, быть может, выведут родину нашу из
 того тупика, в котором волею судеб она оказалась. В заключительном монологе Сони, успокаивающей
 измученного жизнью дядю Ваню, Чехов устами своего героя говорит: Мы будем жить. Проживем длинный ряд
 дней, долгих вечеров... будем трудиться для других и теперь, и в старости, не зная покоя, а когда наступит наш час,
 мы покорно умрем, и там, за гробом, мы скажем, что мы страдали, что мы плакали, что нам было горько, и Бог
 сжалится над нами, и мы с тобою милый дядя, увидим жизнь светлую, прекрасную, изящную, мы обрадуемся, и
 на теперешние наши несчастья оглянемся с умилением, с улыбкой, и отдохнем... Мы услышим ангелов, и увидим
 все небо в алмазах... и наша жизнь станет тихою, нежною, сладкою, как ласка... Мы отдохнем .
  В творчестве Чехова отразились черты русского национального характера мягкость, задушевность и
 простота, при совершенном отсутствии лицемерия, позы и ханжества. Чеховские заветы любви к людям,
 отзывчивости на их горести и милосердия к их недостаткам, заветы ныне, столь бесчеловечно попранные
 вершителями революционно-бунтарской России, тем не менее живы в наших сердцах как воспоминанья о чем-то
 очень дорогом и нужном, бесконечно близком, пусть даже невозвратном.
  Чехов это трогательная страница подлинно нашей культуры, нежной и изящной, которою мы справедливо
 гордимся как драгоценным и неотъемлемым достоянием русского духа и русского народного гения.
  Б.Б.
 
  ЧИВИЛИХИН Владимир Алексеевич (7.03.1928-9.06.1984), русский писатель и общественный деятель. Его
 книги пронизаны чувством патриотизма, духовности, любви к природе. Основные произведения: Про Клаву
 Иванову (1964), Елки-моталки (1965), По городам и весям (1976). Главная книга Чивилихина Память
 сыграла большую роль в пробуждении русского национального сознания 1980-х.
 
  ЧИГИРИН, город в Малороссии на р. Тясмин (приток Днепра), Черкасской обл. Известен с 1-й пол. XVI в. как
 укрепленный казацкий зимовник. Захвачен Литвой, а затем Польшей. В 1648 60 резиденция гетмана,
 административный и политический центр Малороссии. В 1793 возвращен России. Сохранились: остатки крепости
 XVI XVII вв. на Замковой (Богдановой) Горе, гетманской резиденции (1649 57); Спасская церковь (XVII в.).
 Близ Чигирина село Субботов.
 
  ЧИЖЕВСКИЙ Александр Леонидович (26.01/7.02.1897-20.12.1964), русский биофизик, основоположник
 гемобиологии и космической биологии. Установил зависимость между циклами активности Солнца и многими
 явлениями в биосфере. Посмертно опубликованы Земное эхо солнечных бурь (1973) и Вся жизнь (1974).
 
  ЧИЖОВ Федор Васильевич (1811 1877), русский писатель, общественный деятель и предприниматель.
 Один из разработчиков учения славянофилов. Стремился воплотить их идеи в жизнь. Весь свой капитал (6 млн.
 руб.) завещал на устройство в Костромской губ. технического училища.
 
  ЧИН, чинопоследование, в православных богослужебных книгах полное изложение всех молитв,
 предназначенных для Богослужения.
 
  ЧИРИКОВ Алексей Ильич (1703 - конец ноября 1748), русский мореплаватель; капитан-командор (1746).
 Окончил Морскую академию (1721) и с 1722 преподавал в ней. В 1725 произведен в лейтенанты и направлен в 1-ю
 Камчатскую экспедицию (1725 30) помощником В.И. Беринга. В 1728 на боте Св. Гавриил совершил плавание
 от устья р. Камчатки на север, проявив себя талантливым ученым-исследователем. В 1733 43 был помощником
 Беринга во 2-й Камчатской экспедиции и одним из ее фактических руководителей. В 1741 на корабле Св. Павел
 открыл северо-западное побережье Америки полутора сутками раньше Беринга, а также острова Кадьяк, Умнак,
 Адак, Агатту, Атту. В марте 1746 вернулся в Петербург и участвовал в обобщении итогов и составлении карт
 Камчатских экспедиций. Именем Чирикова назван остров в заливе Аляска и мыс о. Атту.
 
  ЧИРСКАЯ ПСКОВСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Первоначально икона находилась в
 церкви с. Чирска Псковской еп., а потому и получила название Чирской. 16 сентября 1420, во время морового
 поветрия, бывшего во Пскове, на этой иконе из обоих глаз Богоматери истекли слезы. Узнав об этом чуде,
 псковский кн. Феодор Александрович послал священнослужителей принести чудотворную икону в Псков. Для
 сретения иконы совершен был крестный ход при великом стечении народа и участии князя, все с благоговением
 молились. Псковитяне внесли икону в город и поставили в соборную церковь Св. Троицы. Празднество Чирской
 иконе установлено в воспоминание великих чудес, бывших от сей иконы, и прекращения морового поветрия. По
 перенесении в Псков Чирская икона стала называться еще Псковской. В память перенесения иконы в Псков в 1470
 была построена церковь Знаменская в Старо-Знаменском девичьем монастыре. Празднуется 16/29 июля.
  Прот. И. Бухарев
 
  ЧИСТОПОЛЬ, город в Татарии. Пристань на левом берегу Камы (Куйбышевское вдхр.). Население 67,5 тыс.
 чел.
  Село Чистое Поле (Архангельская слобода) основано в н. XVIII в. Город Чистополь с 1781. В к. XIX в.
 Чистополь крупный центр торговли зерном. До 1917 второй по значению (после Казани) город Казанской губ.
 
  ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК, особый день на первой неделе Великого поста. В этот день вплоть до н. XX в.
 все русские сидели на сухоядении. Ели тертый хрен с квасом и солью, не варили ничего горячего. Малороссы
 исполняли этот обычай с некоторой особенностью, собирались в корчмы и пили там целый день горилку,
 полоскали ею зубы, чтобы на них не оставалось ничего скоромного. Поэтому у них Чистый понедельник назывался
  полоскозубом .
  Н.П. Степанов
 
  ЧИТА, центр Читинской обл. Расположен в Забайкалье, при впадении р. Читы в Ингоду. Население 322 тыс.
 чел.
  В 1653 землепроходец Петр Бекетов с отрядом казаков в устье Читы построил Ингодинское зимовье. Первое
 постоянное русское поселение на этом месте возникло после 1675, до 1687 называлось Слободой. В 1699 был
 выстроен Читинский острог, с 1821 назывался Читинским селением. С 1851 Чита центр Забайкальской обл.,
 здесь находилось управление Забайкальского казачьего войска. После проведения в 1900 железной дороги Чита
 самый крупный транспортный узел, промышленный центр Забайкалья.
 
  ЧКАЛОВ Валерий Павлович (20.01/2.02.1904-15.12.1938), русский летчик-испытатель. Родился в семье
 мастера-котельщика на Нижегородщине. После сельской школы и технического училища в Череповце работал
 молотобойцем, кочегаром. Служил в РККА, был слесарем и сборщиком самолетов. В 1921 24 учился в
 Егорьевской и Борисоглебской летных школах, в Московской авиационной школе высшего пилотажа и
 Серпуховской высшей школе стрельбы, бомбометания воздушного боя. С 1924 служил в истребительной авиации,
 с 1930 летчик-испытатель (опробовал более 70 типов самолетов, разработал новые фигуры высшего пилотажа:
 восходящий штопор и замедленную бочку ). В июле 1936 с Г. Ф. Байдуковым и А. В. Беляковым совершил
 беспосадочный перелет Москва Петропавловск-на-Камчатке. Через год с тем же экипажем совершил рекордный
 перелет Москва Ванкувер (США) через Северный полюс. Погиб при испытаниях нового истребителя.
 
  ЧКАЛОВСК, город в Нижегородской обл., центр Чкаловского р-на. Расположен на правом берегу Волги
 (Горьковское вдхр.). Население 15 тыс. чел.
  Известен с XII в. как Василёва слобода, первое упоминание в документах в 1405. С 1764 развивалось как
 экономическое, затем как торговое село с различными ремеслами и промыслами, в т. ч. гончарным,
 строчевышивальным. В 1937 пос. Василёво переименован в пос. Чкаловск в честь летчика В.П. Чкалова (родился
 здесь).
 
  ЧОХОВ Ондрей (Андрей Чехов) (ск. 1629), выдающийся русский мастер-литейщик, специалист по отливке
 пушек и колоколов. Был учеником мастера Кашпира Гнусова. Чохов отлил свыше 20 тяжелых пушек и мортир
 (орудий с коротким стволом для навесной стрельбы). Каждому из отлитых орудий он давал название: Лев ,
  Лисица , Троил , Аспид , Скоропея , Волк , Царь Ахиллес , Инрог ( Единорог ) и другие. В 1586 им
 была отлита знаменитая Царь-пушка ( Дробовик Российский ). Калибр ее 890 мм, длина ствола 5,34 м,
 средняя толщина ствола 15 см, а толщина пороховой камеры 40 см, вес орудия 2400 пудов (40 тонн). В
 XVI в. Царь-пушка не имела колес и лафета и находилась на Красной площади возле кремлевских ворот. Она была
 рассчитана на стрельбу каменным дробом, а не ядрами. В 1588 Чеховым была создана стоствольная пушка,
 которая стреляла ядрами величиной с гусиное яйцо. Пушки, отлитые Чеховым, были украшены орнаментами и
 горельефами. На них имеются авторские надписи. Так, на Царь-пушке имеется изображение царя Федора
 Ивановича и надпись: Слита бысть сия пушка в преименитом и царствующем граде Москве, лета 7094, в третье
 лето государства его. Делал пушку пушечный литец Ондрей Чохов . Орудия Чохова широко применялись русским
 войском не только в XVI XVII вв., но даже в Северной войне 1700 21.
  До нашего времени дошло 12 пушек, изготовленных Чоховым, которые хранятся в Московском Кремле,
 Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге, а также в
 Грипсхольмском замке в Швеции. Отливал Чохов и колокола. В 1621 им было отлито четыре колокола, а в 1622
 перелит колокол Реут для колокольни Ивана Великого. Вес этого колокола около 2000 пудов (около 32 тонн).
  В Москве на Пушечном дворе, где работал Чохов, существовала его школа, из которой вышли многие
 знаменитые литейщики.
  О. М. Рапов
 
  ЧУДА АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА собор в Чудовом монастыре в Москве, один из древнейших храмов
 столицы, построен первоначально деревянным в 1358, а затем в 1365 каменным. В нем был погребен святой митр.
 Алексий. Старый храм был разобран в 1501; воздвигнутый на его месте новый освящен в 1503. В его приделе
 почивали мощи свт. Алексия, пока в 1626 они не были перенесены в особую Алексеевскую церковь.
 Михайловский собор увенчан большим куполом с древней вызолоченной главою и крестом. В северной части под
 церковью усыпальница, где погребены были московские митрополиты, Епифаний Славинецкий, бояре Стрешневы
 и др. Надгробные надписи врезаны в наружные стены храма. Собор был расписан в 1518 19. Во время пожара
 1547 эта роспись погибла, но в 1550-е была заменена новой, неоднократно подновлявшейся впоследствии. После
 пожара 1626 был устроен новый иконостас, часть икон которого сохранилась и доныне. Церковь соединена
 переходом с архиерейским помещением.
  Реставрировалась еще в 1849 при митр. Филарете под надзором академика Быковского. Храму был сохранен
 прежний вид.
  Собор разрушен еврейскими большевиками в 1932.
 
  ЧУДО (чудеса) (слав.: чути слышать, ощущать), удивительное действие Божие, естественное и
 сверхъестественное, имеющее промыслительное значение.
 
  ЧУДОВ мужской монастырь, Московская еп., в Московском Кремле. Основан в 1365 свт. Алексием, который,
 по случаю исцеления по его молитвам ханши Тайдулы, в память сего события и устроил, возвратясь в Москву,
 общежительный монастырь с деревянной церковью во имя Чуда Архангела Михаила, на месте, где находился
 конюшенный двор и которое подарено было ханом митр. Алексию в благодарность за исцеление. В XIV в.
 монастырь пришел в совершенную ветхость. Храм был разобран и на месте его в 1501 заложен новый,
 законченный и освященный в 1504. В соборном храме свт. Алексия, освященном в 1686, открыто покоились в
 богатой раке его мощи; подле нее в шкафу за стеклом хранилось унизанное жемчугом облачение свт. Алексия, в
 котором обретено нетленное тело его. Здесь же хранилась икона его, писанная на верхней доске его гроба. В
 Благовещенской церкви монастыря находилась чудотворная икона свт. Николая. В монастыре томился в
 заключении от поляков и 17 февраля 1612 мученически скончался от голодной смерти патр. Гермоген.
  С.В. Булгаков
 
  ЧУДОВО, город в Новгородской обл., центр Чудовского р-на. Расположен на Приильменской низменности, на
 р. Кересть (приток Волхова, бассейн Ладожского оз.). Население 18 тыс. чел.
  Известен с XVI в. как поселение Чудовский Ям на дороге к Неве от Москвы через Новгород. В н. XIX в. жители
 села Ям-Чудово занимались рыболовством, заготовкой сена и дров для продажи в Петербург.
 
  ЧУДЬ, название в древнерусских летописях угро-финских племен (заволочская чудь), живших во владениях
 Новгорода Великого к востоку от Онежского озера по рекам Онеге и Сев. Двине.
 
  ЧУЖЕБЕСИЕ, низкопоклонство перед всем иностранным. Понятие это впервые использовано славянским
 ученым и писателем Юрием Крижаничем, который писал, что ничто не может быть более гибельным для страны
 и народа, нежели пренебрежение своими благими порядками, обычаями, законами, языком и присвоение чужих
 порядков и чужого языка и желание стать другим народом . Главной опасностью для любого государства, считал
 он, является чужебесие бешеная любовь к чужим вещам и народам и чрезмерное доверие к чужеземцам .
 Живший еще до эпохи петровских преобразований, Крижанич справедливо подметил эту роковую особенность
 общественной жизни Руси XVII в., ставшую впоследствии одной из главных причин разрушения русской
 цивилизации.
  Эпизодически с XIV XVII вв., нарастая в XVIII и приобретая угрожающий характер в XIX в., рядом с
 традиционной народной культурой, народными основами жизни и хозяйствования возникает идущее сверху
 движение за их отрицание, которое мы назовем парадигмой чужебесия. Сначала незначительная, а затем
 преобладающая часть высшего правящего слоя и дворянства России начинает предпочитать народным основам
 жизни заимствованные преимущественно из Западной Европы формы и представления.
  Первые известные случаи связаны с попытками проникновения в Россию католической церкви. С легкой руки
 католических иерархов, потерпевших в России XV в. крушение надежд на господство, создаются мифы о
 безнадежной темноте и невежестве русских, сыгравшие свою роль в становлении правящего класса
 западнорусских земель, находившихся тогда под литовско-польской оккупацией. Отрицание народной культуры,
 как явление широко проявившееся со 2-й пол. XVII в., неверно и несправедливо связывалось с именем Петра 1
 (ибо дело Петра носило народный характер). Но деяния Петра стали своего рода отправным моментом, с которого
 интенсифицировались все народные и антинародные процессы русского общества.
  С Петра I, писал видный русский социолог П.Л. Лавров, московское служивое сословие преобразовалось
 в чиновничество по внешнему европейскому образцу, но без европейского содержания... Для русского
 крестьянства этот служивый класс московского царства и петербургского императорства все решительнее
 закрывался с дальнейшим ходом истории. Крестьянство было все более закрепощено и при отсутствии
 возможности политического развития принуждено было все тщательнее сохранять в себе традиции сельского мира
 и сельской громады, традиции артельной солидарности как единственное средство отстоять, хотя бы в некоторой
 мере, свое экономическое благосостояние. Крестьянство все более отделялось от господствующего класса не
 только экономическими интересами, не только легальным бесправием, но самыми формами культуры... Оно было
 и осталось единственным сословием в государстве, сохранившим традицию элементарной местной организации,
 общины, громады, мира, артели, но эта организация обращалась все более в фискальное средство, в орудие
 деморализации масс; она все суживалась и атрофировалась .
  Высший правящий слой и дворянство все более стремились опереться на внешний авторитет
 западноевропейского политического, экономического и социального опыта, порой просто механически копируя
 некоторые западные представления и формы.
  У нас... более чем где-нибудь, пишет В.И. Даль, просвещение сделалось гонителем всего родного и
 народного... ревнители готового чужого, не считая нужным изучить сперва свое, насильственно переносили к нам
 все в том виде, в каком оно попадалось им на чужой почве, где оно было выстрадано и выработано, тогда как тут
 могло приняться только заплатами и лоском .
  Крепостное право пришло в Россию сравнительно поздно, когда у крестьян уже сложились черты
 национального характера, выражаемого прежде всего самостоятельностью и инициативой в рамках традиций и
 обычаев самоуправляющейся общины. Чтобы удержать в узде крестьян, правящие слои должны были вступить в
 настоящую войну с народом. А на войне как на войне культура противника отвергается. Правящий слой шаг за
 шагом отказывается от многих ценностей народной культуры, отечественных обычаев и идеалов, заменяя их
 представлениями и понятиями, заимствованными из-за рубежа. Причем речь шла не о стремлении к творческому
 освоению и взаимному обогащению равноценных культур России и западноевропейских стран, а о вытеснении
 народной культуры как якобы отсталой и отжившей. Процесс этот был тяжелым и болезненным, утраты
 катастрофическими. На несколько столетий для многих поколений были закрыты допетровская литература и
 музыка, древнерусская архитектура, иконопись, живопись шедевры мирового значения, которые считались
 бледными примитивами, заимствованиями, жалкой мазней, и только во 2-й пол. XIX в. начали снова
  открываться как произведения великого искусства. Самобытная русская культура на несколько веков становится
 Золушкой в родном доме, ей отказывается в праве на общечеловеческое значение, признавая его только за
 западноевропейской культурой. Такое явление не могло не вызвать протеста.
  Русский народ, писал К. С. Аксаков, имеет прямое право, как народ, на общечеловеческое, а не через
 посредство и не с позволения Западной Европы. К Европе относится он критически и свободно, принимая от нее
 лишь то, что может быть общим достоянием, а национальность европейскую откидывая... Европеизм, имея
 человеческое значение, имеет свою и очень сильную национальность... Итак, с одной стороны, так называемые
 славянофилы стоят за общечеловеческое и за прямое на него право русского народа. С другой стороны, поборники
 Западной Европы стоят исключительно за европейскую национальность, которой придают всемирное значение и
 ради которой они отнимают у русского народа его прямое право на общечеловеческое .
  Привычка видеть в русской жизни только отсталость сказалась в неменьшей степени и в отношении народной
 культуры труда и хозяйствования. Правящие круги, особенно с к. XVIII в., относились ко многим народным
 формам жизни и хозяйствования, в частности к общине и артели, как к чему-то варварскому, архаичному и скорее

<< Пред.           стр. 232 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу