<< Пред.           стр. 239 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

  Васильев месяц, перелом зимы. Году начало, зиме середина. Январь два часа дня прибавит. Васильев день,
 авсень, таусень .
  Основные народные приметы по дням этого месяца были таковы: 1. Св. Василия Великого. Васильев вечер. На
 Васильев вечер день прибавляется на куриный шаг. В этот вечер девушки гадают о замужестве. 6. Богоявление
 Господне. Крещенские морозы. Трещи, трещи, пока не пришли водохрещи. 10. Св. Григория Нисского. Григория
 Летоуказателя. Если в этот день на скирдах хлеба ляжет иней, то лето будет дождливое. 12. Св. мц. Татианы.
 Татьяны Крещенской. Крещенские морозы. Если в этот день идет снег, то лето будет дождливое. 16. Поклонение
 веригам ап. Петра. Петра Полукорма. Коль есть метла до костра, то будет хлеба до Петра, а синец и звонец доведут
 хлебу конец. 18. Свв. Афанасия и Кирилла, архиепп. Александрийских. Афанасия Ломоноса. Афанасьевские
 морозы. Афанасий и Кирилле забирают за рыло. 22. Ап. Тимофея. Тимофея Полузимника. Тимофеевские морозы.
 24. Прп. матери Ксении. Аксиньи Полухлебницы. Если в этот день на рынках хлеб подешевеет, то и новый хлеб
 будет дешев. Если в этот день погода хорошая, то и весна будет красная. 28. Прп. Ефрема Сирина. Ефремов день.
 Полагают, что в эту ночь домовой глумится на дворах, для него ставят на загнетке кашу.
 
  ЯНГЕЛЬ Михаил Кузьмин (25.10/7.11.1911-25.10.1971), конструктор ракетно-космической техники,
 академик. Создал новое направление и свою школу в разработке ракет и космических аппаратов различного
 назначения. Внес существенный вклад в изучение верхней атмосферы и околоземного космического пространства
 по программе Космос .
 
  ЯНИН Валентин Лаврентьевич (р. 6.02. 1929), археолог и историк, академик РАН. Один из руководителей
 Новгородской археологической экспедиции. Труды по славянской археологии, истории русского феодализма,
 нумизматике и сфрагистике, в т. ч.: Новгородские посадники (1962), Я послал тебе бересту... (1975), Очерки
 комплексного источниковедения. Средневековый Новгород (1977).
 
  ЯНКОВИЧ де МИРИЕВО Федор Иванович (1741-22.05.1814), педагог, член Российской академии (1783).
 Серб по происхождению. Образование получил на юридическом факультете Венского университета. В 1782 по
 приглашению Екатерины II переехал в Россию. Работал в Комиссии об учреждении народных училищ (1782
 1801), составил план школьной системы, закрепленной Уставом 1786. Главными вопросами реформы считал
 устройство системы народных училищ, подготовку учителей и издание хороших учебников. До введения реформы
 Янкович де Мириево руководил подготовкой учителей в Петербургском главном народном училище (1783 85).
 Его питомцы стали педагогами в первых реформированных школах. В организации школьной жизни придавал
 важное значение доброжелательным отношениям между педагогом и учениками. При его участии был издан
 комплект учебников ( Букварь , Прописи и для них руководство по чистописанию , Правила для учащихся ,
  Всемирная история и др.). Были подготовлены географические и исторические карты, атласы, он ввел в русской
 школе использование классной доски и мела.
 
  ЯРАНСК, город в Кировской обл., центр Яранского р-на. Расположен в пределах Вятского ополья, на р. Ярани
 (бассейн Вятки). Население 21,4 тыс. чел.
  Основан не ранее 1584 как русская крепость на берегу р. Ярани для защиты от черемисов (марийцев); вокруг
 крепости вырос посад, защищенный острогом и укрепленным Вознесенским монастырем (упразднен в XVI XVII
 вв.). С 1780 уездный город. Архитектурные памятники: Благовещенская церковь (1652), колокольня Троицкого
 собора (1689), соборы Троицкий (1851) и Успенский (1798).
 
  ЯРЕНСК, село в Архангельской обл., центр Ленского р-на. Расположено на р. Вычегде (приток Северной
 Двины). Население 4,6 тыс. чел. Впервые упоминается в 1384 как Еренский городок. В 1780 получил статус города
  уездного центра. В н. XX в. сельское поселение. Краеведческий музей в бывшем Спасо-Преображенском соборе
 (1745 65).
 
  ЯРИЛА (Ярило), в древнерусской языческой мифологии ритуальный персонаж или даже, возможно, божество,
 олицетворяющее плодородие и сексуальную мощь. Празднование Ярилы было частью культа более важных
 языческих богов. Первые обряды, посвященные Яриле, проводились в апреле. Они сочетались с празднованием
 Дажьбога, Лады и Леля на языческую Красную Горку (22 апреля). Однако главные ритуалы посвящения Яриле
 начинались 4 июня и завершались в конце месяца, сочетаясь с ритуалами Мокоши, Дажьбога, Сварога, Хорса,
 Купалы, Лады и Леля. Ярильные ритуалы (ярилки) носили ярко выраженный эротический характер. При их
 проведении использовались фаллические символы. В Слове об идолах (н. XII в.) говорилось, что язычники чтут
 срамные уды и в Образ сотворены, и кланяются им, и требы им кладут .
  После принятия христианства поклонение Яриле официально прекратилось, но неофициально продолжалось в
 измененном виде. Откровенно эротический характер культа Ярилы преобразовался в праздник плодородия земли.
  В обрядовых песнях, которые пели Яриле еще в сер. XIX в., в частности, говорилось: Волочился Ярила по
 всему свету, полю жито родил, людям детей плодил. А где он ногою, там жито копою, а куда он ни взглянет, там
 колос зацветает . Описание праздника Ярилы перед Петровым днем (29 июня), совершавшегося в сер. XVIII в. в
 Воронеже, оставил нам свт. Тихон Задонский. Праздник проходил на площади за старыми воротами, куда
 сходились одетые в лучшие платья городские и окрестные сельские жители. Главным на празднике был юноша в
 бумажном колпаке, украшенном бубенцами, лентами и цветами, с набеленным и нарумяненным лицом,
 изображавший собой Ярилу . После его появления начинались пляски и игры, продолжавшиеся иногда всю ночь
 вокруг костров, горевших на возвышенном месте. Нередко эти гуляния, называемые ярилками или ярильным днем,
 носили, по словам святого, разнузданный характер , а молодые девицы приходили на них поневеститься .
  О. Платонов
 
  ЯРКОВО, село в Тюменской обл., центр Ярковского р-на. Расположено на р. Тобол (приток Иртыша).
 Население 5,4 тыс. чел. Основано в XVII в. в связи с указом царя Михаила Романова об образовании сел для
 ямщицкой службы по Тобольскому тракту.
 
  ЯРМАРКА, временный торг, на который съезжались продавцы и покупатели в определенный срок и место. В
 к. XIX в. в России насчитывалось 18,5 тысяч ярмарок в семи тысячах населенных пунктах. Обычно ярмарки
 приурочивались к церковным праздникам. Каждая ярмарка играла роль экономического регулятора и
 распределителя местного сельского хозяйства, ремесла и промышленности. Одна ярмарка следовала за другой,
 перерастала в третью на Николу, на Спас, на Успение, на Покров в губернских, уездных, штатных, заштатных
 городах, а также в больших селах при монастырях. Зимой сибирская ярмарка в Ирбите, осенью Крестовско-
 Ивановская в Пермской губернии, весной Алексеевская в Вятской, летом Караванная в Казанской.
  Главной ярмаркой России, своего рода связующим центром русской экономики, являлась Нижегородская-
 Макарьевская ярмарка. Она была главным регулятором экономической жизни, отражая общий тонус
 хозяйственного развития страны. Именно здесь в большей степени формировался баланс между спросом и
 предложением, производством и потреблением главных российских продуктов. На ярмарке отдельные
 самостоятельные части, отрасли, виды деятельности гигантского хозяйственного механизма России связывались в
 одно целое, координировались, получали общественное признание или недоверие, определялись направления
 развития по крайней мере на год вперед.
  Современники подчеркивают совершенно исключительную роль этой ярмарки, которая по своему значению и
 размаху сравнивалась только со всемирными выставками, нередко опережая их по масштабу торговых оборотов
  своим значением как в торговле, так и вообще в народном хозяйстве, и не только в русском, но и всемирном
 хозяйстве. Нижегородская ярмарка, без сомнения, далеко превосходит все ныне существующие во всем свете
 подобные ярмарочные или временные торжища. Такова она и в качественном отношении, своей экономической
 силой в движении народного хозяйства (своим влиянием на развитие разных его отраслей и на все его обороты), а
 также в количественном отношении размерами своих торговых оборотов и ценностью всех здесь покупаемых и
 продаваемых, сюда привозимых и отсюда развозимых товаров, количеством своих посетителей и, наконец,
 величиной своего географического района действия .
  О. Платонов
 
  ЯРОПОЛЕЦ (бывшая Ярополча, или Ерополчь), село в Московской обл. Включает 2 усадебных ансамбля,
 сложившихся во 2-й пол. XVIII в. и известных как Ярополец Гончаровых и Ярополец Чернышевых. В 1684 98
 Ярополец владение украинского гетмана П.Д. Дорошенко.
 
  ЯРОПОЛК ВЛАДИМИР-ВОЛЫНСКИЙ, князь (ок. 1050-22.11.1086), во св. крещении Петр, сын вел. кн.
 Киевского Изяслава Ярославича и Гертруды, сестры польского короля Казимира I. Св. Ярополк приходился
 внуком Ярославу Мудрому и правнуком равноап. кн. Владимиру. В тяжелые времена жил блгв. Ярополк в годы
 междоусобиц братьев-князей, потомков Ярослава Мудрого. Дважды вел. князь, отец Ярополка, был вынужден
 оставлять Киев. Сын делил с отцом горе и печаль изгнания. После смерти одного из своих братьев, Святослава,
 Изяслав по соглашению с другим братом Всеволодом, вернул себе великокняжеский престол. Св. Ярополк получил
 от отца в управление Вышгород. Но недолго продолжалось его мирное правление. Олег, сын покойного
 Святослава, нанял половцев и поднялся на своего дядю Всеволода, лишив его Черниговского княжества.
 Вступившийся за брата Изяслав погиб в сражении, победу в котором одержали его воины. Горько оплакивал
 кончину отца св. Ярополк. Занявший престол в Киеве Всеволод в знак благодарности дал ему Владимиро-
 Волынское княжество. Более пяти лет Ярополк в мире правил им. В 1084 он был изгнан облагодетельствованными
 им князьями-изгоями, лишившимися своих княжеств. Сложность прав на княжение и запутанные родственные
 отношения приводили к ожесточенным княжеским ссорам, вдали от которых старался держаться св. Ярополк.
 Вернувшись в 1086 в свое княжество, он был коварно убит подосланным кем-то из князей убийцей. Древнерусские
 летописи свидетельствуют о Ярополке как о человеке кротком, смиренном, братолюбивом, внимательном к
 нищим, щедром жертвователе Церкви.
  Память блгв. Ярополку отмечается 22 ноября/5 декабря.
 
  ЯРОПОЛК СВЯТОСЛАВИЧ (ск. ок. 979), великий русский князь. Сын вел. русского кн. Святослава
 Игоревича. Получил от отца в держание Киевскую землю (970 ).
  После гибели отца Ярополк предпринял попытку объединить под своей властью всю Русь. Он победил в
 междоусобной борьбе брата, Олега Древлянского, другого брата, Владимира Новгородского, заставил покинуть
 пределы страны и присоединил их земли к своим владениям, став верховным правителем Руси. Привлек к себе на
 службу печенежскую орду хана Илдеи. Заключил новый мирный договор с Византией. Вел дипломатические
 переговоры с Римом. По свидетельству Иоакимовской летописи, Ярополк дал христианам, жившим на Руси, волю
 великую , что вызвало недовольство язычников. Этим воспользовался сводный брат Ярополка Владимир. С
 помощью варягов он захватил Новгород и Полоцк и осадил Киев. Ярополк бежал в город Родень. Пытаясь
 заключить мир с братом, Ярополк отправился в Киев, где был коварно убит варягами Владимира (979, по летописи
  980). В 1044 его кости были выкопаны из могилы и крещены. При дворе Ярополка создавалась летопись. Один
 из летописцев характеризует Ярополка как кроткого и милостивого правителя, любившего христиан.
  О. М. Рапов
 
  ЯРОСЛАВ (в крещении Георгий) ВЛАДИМИРОВИЧ МУДРЫЙ (ок. 988/989-20.02.1054), великий русский
 князь. Сын великого русского кн. Владимира Святославича Святого и вел. русской кн. Рогнеды (Анастасии)
 Рогволодовны, до замужества полоцкой княжны. В к. X н. XI в. Ярослав владел Ростовской землей, где
 основал город Ярославль. В 1010 он был переведен отцом на княжение в Новгород Великий.
  В 1014 Ярослав перестал подчиняться отцу и выплачивать установленную дань Киеву. В 1015 19 он вел
 ожесточенную борьбу с двоюродным братом Святополком Окаянным за верховную власть. В первый раз он занял
 Киев в 1016, но окончательно утвердился в нем только в 1019. В 1021 Ярослав победил своего племянника
 полоцкого кн. Брячислава Изяславича, захватившего Новгород, а в 1023 26 воевал с братом Мстиславом
 Владимировичем Храбрым. Потерпев поражение в битве под Лиственом в 1025, Ярослав был вынужден отказаться
 от Днепровского левобережья в пользу Мстислава. В 1036 после смерти Мстислава он вновь подчинил себе
 отпавшие земли. Как и его отец, Ярослав проводил активную внешнюю политику: он успешно воевал с Польшей и
 возвратил утерянные Русью в 1018 Червенские города; совершил победоносный поход на чудь и построил в
 Чудской земле город-крепость Юрьев (сейчас Тарту); в 1036 разгромил под Киевом печенегов, положив конец их
 набегам на Русь; им были совершены успешные походы на ясов, ятвягов, литовцев, мозовшан, ямь. Однако
 организованный им поход на Византию в 1043, которым руководил его сын Владимир, оказался неудачным.
 Ярославом была создана оборонительная линия по р. Роси. Его дочери Анастасия, Елизавета и Анна вышли замуж
 (соответственно) за венгерского, норвежского и французского королей, а сыновья Изяслав и Всеволод были женаты
 на польской и византийской принцессах. Ярослав совершенствовал Русскую Правду и церковный устав. В его
 правление территория Киева сильно увеличилась. В Киеве были построены: грандиозный Софийский собор,
 украшенный великолепными фресками и мозаиками, каменные Золотые ворота, монастыри Св. Георгия и Св.
 Ирины. Под Киевом возник прославившийся впоследствии Печерский монастырь. Летописец Нестор отметил,
 что при Ярославе христианская вера стала плодиться и расширяться, и черноризцы стали множиться и монастыри
 появляться . Он сравнивал Ярослава с сеятелем, который засеял книжными словами сердца верующих людей .
 При дворе Ярослава было собрано множество книгописцев , переводивших книги с греческого на славянский
 язык. При соборе Св. Софии возникла обширная библиотека.
  В 1051 по приказу Ярослава собор русских епископов избрал монаха Илариона митрополитом Киевским и всея
 Руси, тем самым подчеркнув независимость Киевской митрополии от Константинопольского патриархата. За все
 эти деяния Ярослав получил прозвище Мудрый.
  Ярослав был похоронен в мраморной гробнице в киевском Софийском соборе. В надписи на стене этого храма
 он упоминается как цесарь (царь). Митр. Иларион называл Ярослава русским каганом .
  О.М. Рапов
 
  ЯРОСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ ОСМОМЫСЛ (ск. 1.10.1187), великий галицкий князь. Сын галицкого кн.
 Владимирко (Владимира) Володаревича.
  В 1153 после смерти отца Ярослав стал княжить в Галиче. Активно участвовал в междоусобной борьбе,
 отстаивая собственные интересы. В 1159 и в 1174 захватывал Киев, где сажал своих подручных князей. Автор
  Слова о полку Игореве писал, обращаясь к нему: Галицкий Осмомысл Ярослав! Высоко сидишь ты на своем
 златокованом столе, подпираешь горы венгерские своими железными полками, королю загораживаешь путь,
 затворяешь Дунаю ворота, клади бросая через облака, суды рядя до Дуная. Грозы твоей земли страшатся; Киеву
 отворяешь ворота, за дальними странами салтанов стреляешь с отчего золотого стола...
  Летописцы отмечали, что в правление Ярослава Галицкая земля процветала и всем изобиловала, так как князь
 населил города умелыми ремесленниками, купцами, торговавшими с Византией. Его воинская сила была
 настолько внушительной, что враги опасались нападать на Галицкое княжество, что способствовало увеличению в
 нем населения. Ярослав был изучен языкам (отсюда его прозвище Осмомысл), читал много книг, исправлял
 церковную догматику, боролся со зловерием , принимал к себе на службу многих иностранцев, в частности
  ученых хитрецов , был он также милостив и правосуден .
  О. М. Рапов
 
  ЯРОСЛАВЛЬ, центр Ярославской обл. и Ярославского р-на. Расположен на Волге. Население 627 тыс. чел.
  Основан около 1010 кн. Ярославом Мудрым как крепость при слиянии р. Которосли с Волгой. Впервые
 упоминается в 1071. В XI XII вв. пограничный город Ростово-Суздальского княжества. С 1218 столица
 Ярославского княжества. С 1463 в составе Московского Великого княжества. В период борьбы против польской
 интервенции в 1612 в Ярославле находилось Народное ополчение под руководством Козьмы Минина и Д.М.
 Пожарского. В XVII в. Ярославль крупный торговый (хлеб, лен, рыба; через Ярославль шла сухопутная дорога
 из Москвы в Архангельск) и ремесленный (существовали кожевенные и полотняные мастерские) центр. После
 пожара 1658, когда сгорели почти все деревянные строения, разворачивается каменное строительство; ко 2-й пол.
 XVII в. в Ярославле сложились самобытные школы каменного зодчества и настенных росписей. В 1722 по указу
 Петра I началось создание Ярославской большой мануфактуры; в XVIII в. город стал значительным
 промышленным центром. С 1708 Ярославль входил в Петербургскую губ., с 1719 центр провинции той же
 губернии, с 1727 в Московской губ. С 1777 центр Ярославского наместничества (с 1796 губернии). В 1750 в
 Ярославле актер Ф.Г. Волков основал первый в России профессиональный театр. В 1870 98 Ярославль был
 связан железной дорогой с Москвой, Вологдой, Костромой, Петербургом.
  Исторический центр Ярославля находится на Стрелке высоком мысу у слияния Волги и Которосли. В
 архитектурном комплексе церкви Спаса на Городу (1672) и Николы Рубленый город (1695), Митрополичьи
 палаты (Соборный дом, 1680-е), церковь Тихона (1825 31), постройки Спасо-Преображенского монастыря
 (основан в к. XII в.; в т. ч. Спасо-Преображенский собор, 1516, Святые ворота, 1516, Звонница XVI в., церковь
 Николы Мокрого (1665 72). В центральной части города церковь Богоявления (1684 93); за Которослью
 церкви Иоанна Златоуста (1649 54), Владимирской Богоматери (1669) и др.
 
  ЯРОСЛАВСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Была принесена в Ярославль св. блгв. князьями
 Василием и Константином (память их 3 июля), мощи коих почивали в Ярославском кафедральном соборе. В этом
 же соборе сохранялась и икона. Празднуется 8/21 июня.
 
  ЯРОСЛАВСКАЯ КАЗАНСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Один из списков Казанской
 чудотворной иконы. Находилась в Ярославле в женском Казанском монастыре. 2 июля 1588 некоему
 благочестивому человеку по имени Герасим в бытность его в Казани было чудесное видение Самой Богородицы, и
 после того как он пожелал приобрести для себя Ее икону, то во сне услышал голос, указавший, где и какую икону
 приобрести, и повелевший затем идти в г. Романов и там сказать жителям, чтобы они устроили храм во имя иконы.
 Герасим нашел икону и лишь взял ее в руки, как правая рука его, болевшая с давнего времени, исцелилась. Храм в
 Романове был устроен, и икона стояла там до 1604, когда город был взят литовцами. Один из них увез
 чудотворную икону с собою в Ярославль. Здесь Сама Богородица явилась некоему диакону Елеазару и повелела в
 честь Ее воздвигнуть храм. Храм был воздвигнут, а затем при нем и монастырь. Жителям Романова желалось
 возвратить к себе чудотворную икону, но граждане Ярославля просили царя Василия Ивановича оставить ее в их
 городе, и царь, по совету с патр. Гермогеном, грамотой от его лица утвердил желание последних, но с тем чтобы
 они сделали точный список с чудотворной иконы для Романова.
  Празднуется 8/21 июля.
  Прот. И. Бухарев
 
  ЯРОСЛАВСКАЯ ПЕЧЕРСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. В Ярославле некая мещанка
 Добычкина семнадцать лет страдала весьма жестокой болезнью сначала душевной тоской, потом ломотой в
 руках и во всех суставах. В 1823 она видела во сне храм с изображением иконы Богоматери, стала ходить по всем
 церквам в городе, чтобы найти тот храм, и пришла наконец в Ярославский архиерейский дом. Здесь под
 колокольней увидела она церковь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня и узнала в ней
 виденный ею во сне храм. С радостным предчувствием она вошла в храм и тут увидела написанную на стене
 Печерскую икону Божией Матери, которая представилась ей во сне. Женщина была повержена на пол, и начались
 с нею страшные корчи всего тела, но скоро пришла в себя. Тогда явилась в ней несомненная надежда, что она
 получит исцеление от сей иконы Богоматери. На другой день опять пришла в эту церковь и, усердно помолившись
 пред иконою, мгновенно получила совершенное исцеление. С того времени от этой иконы Богоматери начали
 совершаться чудеса.
  Празднуется 14/27 мая.
  Прот. И. Бухарев
 
  ЯРОСЛАВСКОЕ КНЯЖЕСТВО, русское княжество, образовавшееся в 1218 после раздела Ростовского
 княжества между сыновьями кн. Константина Всеволодовича. Ярославское княжество занимало обширную
 территорию по обеим сторонам Волги и ее притоков рек Мологи, Сутки, Юхоти, Черемхи, Пажи, Курбы,
 Которосли и по нижнему течению рек Шексны и Инопажи. Первый ярославский князь Всеволод проводил
 политику, зависимую от вел. кн. Владимирского Юрия. Вместе с ним Всеволод погиб в 1238 на р. Сити,
 сражаясь против монголо-татар. После завоевания Северо-Восточной Руси Батыем Ярославское княжество
 продолжало существовать. В 1262 в Ярославле произошло восстание против монголо-татар. В 1294 стол
 Ярославского княжества занял смоленский кн. Федор Ростиславич, положивший начало новой династии
 ярославских князей. В XIV в. Ярославское княжество начинает дробиться. Выделяется Моложское княжество,
 которое вскоре делится на собственно Моложский, Сицкий, Прозоровский и Шуморовский уделы. В XV в.
 Ярославское княжество дробится еще более: уделы Новленский, Заозерско-Кубенский, Курбский, Шехонский и
 Ухорский. Многочисленные, но слабые феодальные княжества, образовавшиеся на территории Ярославского
 княжества, позволили московским князьям постепенно подчинить их. Во 2-й четв. XV в. было захвачено
 Заозерско-Кубенское княжество, затем были куплены г. Романов на Волге и земли в устье р. Шексны, а в 1463
 ярославский князь Александр Федорович уступил все свои земли Ивану III Васильевичу. Ярославское княжество
 перестало существовать, а многочисленные ярославские князья стали служить вел. князю Московскому.
  В.К.
 
  ЯРОШЕНКО Николай Александрович (1.12.1846-25.06.1898), русский живописец-жанрист и портретист.
 Один из виднейших передвижников. Едва ли не первым ввел в русское изобразительное искусство образ рабочего.
 Среди картин Ярошенко Кочегар , Всюду жизнь , Курсистка , Заключенный , Портрет П. А. Стрепетовой .
 
  ЯСКИНСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Явилась в 682.
  Празднуется 3/16 мая.
 
  ЯСНАЯ ПОЛЯНА, музей-усадьба Л. Н. Толстого (с 1921) в Тульской обл., в Щёкинском р-не. В Ясной
 Поляне писатель родился и прожил большую часть жизни (в общей сложности около 60 лет).
 
  ЯСТРЕБЦОВ Иван Максимович (1797-5.01.1869), русский философ и педагог. Получил духовное
 образование, но от духовной карьеры отказался в пользу медицины. В 1825 защитил в Московском университете
 докторскую диссертацию по физиологии человека. Занимался научно-литературной деятельностью. Служил по
 ведомству народного просвещения.
  Автор трудов по истории, географии, геологии. Особое место в творческом наследии Ястребцова занимают
 статьи и книги по педагогике и народному образованию: Об умственном воспитании детского возраста (1831),
  Об органах души (1832). Считал, что преподаваемые детям сведения не должны превышать пределов их
 понимания, а обучение должно способствовать гармоничному умственному и физическому развитию ребенка.
 
  ЯХРОМСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в мужском Косьмине Успенском
 монастыре Владимирской еп., что в 60-ти верстах от Владимира, на р. Яхроме, или Яхреме. Икона сия явилась 14
 октября 1482 благочестивому отроку Косьме, сопутствовавшему одному больному. Однажды остановились они на
 пути при потоке Яхремы, и больной, утомленный дорогой, крепко заснул. В это время Косьма увидел
 необыкновенный свет и услышал голос: Внемли и разумей глаголы жизни, яви житие богоугодное и пожелай
 радости праведных, да насладишься вечных благ . Косьма увидел, что лучи света исходили от иконы Успения
 Богородицы, стоявшей на дереве. Отрок благоговейно взял святую икону и поднес к болящему, и тот немедленно
 получил исцеление. После сего Косьма тайно удалился от исцеленного, которому уже был не нужен, и пришел в
 Киев, в Печерскую обитель, где увидел подлинник обретенной им иконы. Здесь он принял монашеское
 пострижение и после многих лет, проведенных в иноческих подвигах, по тайному внушению Божию, удалился из
 Киева, взяв с собой икону, на то место, где она явилась ему. Здесь построил он церковь во имя Успения и, поставив
 в ней явленную икону, сам поселился при этой церкви.
  Празднуется 14/27 октября.
  Прот. И. Бухарев
 
 
 
 
  ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
 
  Абрамов Ф. А. Чем живем-кормимся. Л., 1986.
  Авдеева Е. А. Заметки о старом и новом русском быте. СПб., 1842.
  Авдеева Е. А. Записки и замечания о Сибири. С приложением старинных русских песен. М., 1837.
  Авенариус В. П. Книга былин. Свод избранных образцов русской народной эпической поэзии. Книга о киевских богатырях, доп. былинами
 новгородскими, московскими, казацкими, петровскими и безымянными. Изд. 2-е. СПб., 1880.
  Авенариус В. П. Книга о киевских богатырях. Свод 24 избранных былин древнекиевского эпоса. СПб., 1876.
  Аверкий, епископ. Россия дом Пресвятой Богородицы. Джорданвилль, 1954.

<< Пред.           стр. 239 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу