<< Пред. стр. 45 (из 245) След. >>
компаниями, не смешиваясь с другими: тот не имеет права участия в ношении свечи, кто не состоит братчиком;желающие же из посторонних ходить и пировать обязаны внести деньги, хотя и не очень большие. Умершему
братчику полагалось право преднесения свечи при проводах в могилу (т. н. ховтуре ). Тогда звонили обыкновенно
на собор , т.е. на сбор всех братчиков, почтить проводами умершего. Сверх того, полагался аксамит особая
пелена из черной бархатной материи, на которую нашивали белый крест с эмблемами смерти: адамовой головой и
двумя костями, пришитыми снизу на крест. Этот аксамит несли перед гробом четыре братчика, держась за углы (то же
кое-где и в Малороссии). Аксамит уже полежал в доме на столе под гробом, а затем в церкви либо вешался на стену,
либо снова расстилался под гробом. Братская свеча горела тут же, поставленная в обычные белорусские подсвечники,
деревянные, покрашенные зеленой краской.
Громничная, или сретенская, свеча тем и отличалась от всех прочих, что ей приписывали наиболее
чудодейственную силу. Уже самый корень словопроизводства показывает, что в громничной свече заключается
именно та скрытая благодеющая сила, которая оберегает всякий дом, где хранится свеча, от грома и молнии. Как и все
другие, она сучилась толсто и грубо, кое-как, и, раз заделанная, свеча ежегодно увеличивалась прибавкою нового
воска. Когда доходила она до одного пуда весом, ее сдавали в церковь, откуда и брали на дом по мере надобности и с
соблюдением строгой очереди. Находящуюся в церкви свечу иногда, по большим праздникам, просили зажигать.
Перед этой свечой служились священниками акафисты и молебны с водосвятием, а перед принятием ее в дом, обычно
вечером, обязательно целый день постились. Освященной водой кропили все надворные постройки, а в Малороссии,
где громничные свечи были давно забыты, но осталась лишь священная вода, ею вытирали больные места на теле,
окропляли скот и пасеку и брызгали на волов, когда чумаки выходили в степь и Крым за солью. Малороссы
убежденно верили, что в этот день, названный еще Стречань , встречается зима с летом, чтобы побороться, кому
идти вперед, кому возвращаться назад. Лето говорит: Помогай тебе Бог, зима! Дай, Бог, здоровья! отвечает
зима. Ты видишь, говорит лето, что я уже наделало и наготовило, довольно ты попила и поела .
Вместе с молебствием соединялся еще древний обряд, сохранившийся у великороссов лишь в больших и строгих
монастырях после трапезы: так называемое возношение панагии (частицы просфоры, вынутой на проскомидии в
честь Богоматери). В Новгороде этот исчезнувший в Москве обряд в XVI в. еще исполнялся во время больших
праздников, совершался в храмах, и притом торжественно и открыто. В Новгороде святителя провожали в келью его с
праздничным образом. После возношения панагии , т.е. особого сосуда для богородичной просфоры, у
новгородского владыки бывали заздравные чаши, государские и патриаршие, как, напр., в день Богоявления. В
Белоруссии этот обряд соблюдался повсюду до н. XX в. и совершался в некоторых приходских церквах, но чаще всего
в хатах. Частица, вынутая в честь Богоматери, выносилась из алтаря в трапезу в особом ящичке. По окончании
панихиды священник вынимал из принесенного молельщиками и положенного на куске полотна каравая ржаного
хлеба частицу. На хлеб он клал осеняльный крест, а на него просфору и вынутую частицу. После ектений о
здравии, при пении похвальной песни Богородице и тропаря храма, возвышали хлеб над головами. Заказчики-
молельщики помогали священнику поднимать хлеб, который после обряда поступал на руки хозяевам дома, ломался
на куски по числу членов семьи и вместе с просфорою раздавался на руки как священное между всеми
деревенскими соседями, если хлеб изготовлялся в складчину.
У некоторых стариков сохранялся обычай обносить свечу и хлеб кругом стола, а потом около друг друга и затем
обмениваться: хлеб из одной хаты передавался в другую, а из той взамен получался другой каравай. Свечу несли
впереди маленькие мальчики, панагию всегда старики, и при этом отмечалось, что скорее соглашались идти в
складчину бедняки, охотливее жертвуя своими скудными остатками; богачи же предпочитали пристроиться к ним для
дарового угощения. Некоторые из прежних помещиков польского происхождения чтили подобные народные
праздники тем, что отпускали холопам свое вино даром. Во многих местах перед праздником варили меды, также
на общие средства и своими трудами и хлопотами.
Бедняки, получившие свечи из рук священника, за неимением своей, смотрели, как она горит за обеднею, и гадали:
у кого первого погаснет, тот раньше умрет. У кого по выходе из церкви по пути домой не потухал огонь, а падал на
руку воск тремя каплями, тому, считалось, будет хорошо и счастливо. Пришедший домой спешил огнем громницы
подпалить себе вдоль и поперек волосы. Потушенная свеча разламывалась на кусочки, которые раскладывались по
клетям и в хлевах, чтобы спасти скотину от падежа и чумной заразы. Считалось, что нечистая сила не дерзнет к ней
прикоснуться. Свечу брали на поля при начале сева и жатвы. Она охраняла межи, предотвращала заломы в хлебе,
истребляла вредителей в нивах. Громницу давали в руки покойнику в минуты кончины и зажигали ее, чтобы пламя
спасло этого человека на пути загробных мытарств и во время хождений по мукам, среди геенны огненной.
См. также описание обряда братчина (канун, свеча).
Н.П.Степанов
ГРОМНИЦЫ, древнеязыческий ритуал, посвященный культу Перуна. После Крещения Руси его пережитки
сохранились во время празднования Сретения (2 февраля) в обряде освящения т. н. громничной свечи (см.: Громница).
ГРОТ Яков Карлович (15.12.1812-24.05.1893), русский языковед, историк литературы, переводчик. Из
обрусевших немцев. Окончил Царскосельский лицей. Служил профессором русского языка и словесности в
Гельсингфорсском университете. С 1862 всецело посвятил себя работе в Отделении русского языка и словесности
Петербургской Академии наук. Подготовленное Гротом первое академическое собрание сочинений Г. Р. Державина
было встречено в штыки революционно-демократическими критиками, в основе чего лежало категорическое
неприятие ими консервативно-государственной позиции Грота.
Особое значение имеют труды по этимологии, лексикографии и грамматике русского языка; в т. ч. нормативные
руководства Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого доныне (1873) и Русское правописание
(1875), которые действовали вплоть до орфографической реформы 1917-18. С 1891 возглавлял издание
академического Словаря русского языка .
ГРУЗИНСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в Красногорском монастыре
Архангельской еп., который прежде назывался Черногорским по имени горы. Она прославилась в XVII в. Когда в 1622
персидский шах Аббас покорил Грузию, тогда взяты были персами многие грузинские святыни и иконы для продажи
русским купцам в Персии. В 1625 один из персиян продал взятую им в Грузии икону Богородицы одному из русских
торговцев, приказчику ярославского купца Лыткина. В это время в Ярославле самому Лыткину было откровение о
драгоценной иконе, приобретенной его приказчиком, и повеление отослать ее в Красногорский монастырь. Купец
отнес икону, и здесь она прославилась многими чудотворениями. В 1654, когда в Москве свирепствовала моровая
язва, привезена была сюда Грузинская икона и с нее снят список, который поставлен в храме близ Варварских ворот.
Молитва пред чудотворною иконою была услышана Богом, и моровое поветрие скоро прекратилось. В 1658
установлено было празднование Грузинской иконе 22 августа. В этот день каждогодне из монастыря берут икону в
Архангельск, где она бывает долгое время для освещения города .
Есть чудотворная Грузинская икона в Москве, в Алексеевском монастыре. Икона эта прославилась в 1654. Когда в
Москве и ее окрестностях разразилась смертоносная язва, к одной заболевшей монахине, желавшей помолиться пред
Грузинскою иконою, пришел неизвестный монах и сказал: Зачем ты печалишься, что не можешь помолиться пред
Грузинскою иконою Богоматери У вас есть точно такая же икона, принесенная из Грузии. Она находится у вас в
монастыре, в пещере. Отыщи ее, и от нее подано будет исцеление не только тебе, но и многим другим . Об этом
видении больная рассказала сестрам монастыря, и те долго думали, что это за пещера, где находится икона, и наконец
нашли икону в ризнице, в шкафу, устроенном наподобие пещеры. Обрадованные инокини внесли икону к больной, и
она после совершения молебна получила исцеление. После того икону обнесли по всем кельям, и все заболевшие
инокини выздоровели. Со времени явления иконы язва в Москве начала прекращаться. От иконы были и другие
чудеса.
В с. Ключареве Тверской еп., в Корчевском у., Грузинская икона прославилась в недавнее время истреблением
напавшего на засеянные поля червя. Когда совершен был крестный ход с этою иконою по полям, то пошел страшный
дождь, который вызвал червя из земли, а налетевшие в это время в бесчисленном множестве птицы поклевали его.
Празднуется 22 августа/4 сентября.
Прот. И. Бухарев
ГРУЗИНСКАЯ-РАИФСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в Раифской Богородицкой
пустыни, в 30 верстах от Казани, которая так названа от церкви в ней, посвященной памяти святых отцов, в Синае и
Раифе избиенных, и издавна почитается чудотворною. Ежегодно с этою иконою совершался крестный ход в г.
Свияжск (18 верст от пустыни). В 1689 пожаром были истреблены все записи о монастыре и чудесах от иконы.
Празднуется 22 августа/4 сентября.
Прот. И. Бухарев
ГРЯЗОВЕЦ, город в Вологодской обл., центр Грязовецкого р-на. Население 16,2 тыс. чел.
Впервые упоминается в 1538 как починок Грязовицкий, позднее известен как торговое с. Грязлевицы. Город
Грязовец с 1780. Рядом с городом находился Корнилиев-Комельской Введенский монастырь, основанный св.
Корнилием Комельким в 1497. С XVIII в. развивается товарное льноводство. В к. XIX н. XX в. Грязовец крупный
центр производства масла в Вологодской губ., славился кружевоплетением.
ГУБА (губной округ), административная единица губного управления. Первоначально известна в Новгороде и
Пскове. Первые сведения о губе в Московском государстве относятся к 1539, а с 20 сентября 1555 она
распространяется по всей России.
ГУБКА. См.: ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ.
ГУБКИН Иван Михайлович (9/21.09.1871-21.04.1939), русский геолог, основатель отечественной нефтяной
геологии. Основной труд Учение о нефти (1932). Обосновал возможность создания Второго Баку . Руководил
исследованием Курской магнитной аномалии (1920 25). В своих работах разрешил две крупные проблемы
нефтяной геологии: предложил новый метод построения карт подземного рельефа нефтеносных пластов, получивший
широкое распространение в мире; впервые в научной практике установил новый рукаво-образный тип залежей нефти,
который в Америке стал известен гораздо позже под названием шнурковых залежей . Открытие Губкиным
стратиграфических нефтяных залежей открыло широкие перспективы поисковикам. Губкин первым обратил
внимание геологов на необходимость изучения древних береговых линий, заложив основы палеографии нефтяных
месторождений, благодаря чему выявлено множество богатых залежей нефти. Им создано учение о закономерностях
распространения и происхождения грязевых вулканов, по-новому разрешившее вопрос об оценке промышленного
значения нефтяных районов.
ГУБНАЯ ИЗБА. См.: ГУБНОЕ УПРАВЛЕНИЕ.
ГУБНОЕ УПРАВЛЕНИЕ, одна из форм местного самоуправления (см.) Древней Руси, являвшаяся одновременно
и привилегией, и повинностью общин вершить уголовный суд и следить за безопасностью губного округа.
Губное управление было установлено так называемыми губными грамотами, данными в 1539-1601 русскими
царями по просьбе русских людей на местах. Эти грамоты содержали в себе постановления об учреждении губных
выборных должностей, поимке и казни разбойников, о писании и подписывании протоколов, сыска и казни, о
предупредительных мерах против лихих людей, об укрывательстве разбойников и попустительстве им, об имуществе
казненных людей, также запрещение пользоваться губным правом для своих личных целей.
По содержанию губные грамоты можно разделить на четыре группы. Из них самая старая и самая обширная
содержит в себе пять грамот по Белоозеру, Каргополю, Бежецкому Верху и Вятке 1539 42. Отличительными
чертами их являются постановления об отписке о выборах в Москву, о преследовании разбойников за рубежом
губного округа и о хранении грамоты и о рассылке с нее копии. Ко второй группе относятся две грамоты по Соли
Галицкой, Твери, Новому Торгу и Старице 1540 41, отличие которых состоит гл. обр. в постановлениях о надзоре
за приезжими и проезжими людьми. Третью группу образуют грамоты белозерская 1549 и чарондская 1595; отличают
их постановления о надзоре губных властей друг за другом относительно посулов и поминков, о преследовании
разбойников за рубежом губного округа, о разграничении компетенции губных старост, как между собой, так и
относительно наместников и волостелей, и о докладе. Четвертую группу образуют губные наказы 1571 и 1586-87 с
постановлениями гл. обр. процессуального характера. Собственно говоря, губные грамоты даются лишь до 1542;
позднее же 1542 встречаются лишь подтвердительные грамоты разным вотчинникам и губные наказы. Особняком
стоят по своему содержанию грамоты 1586 и 1601. Из них первая молчит об укрывательстве и имуществе
разбойников, зато говорит о тюрьмах и о присылке выборных в Москву, а также о надзоре за приезжими и проезжими
людьми. Вторая же особенно замечательна постановлениями о выборах и финансовой компетенции губных
целовальников по Владимиру, Юрьеву-Польскому, Суздалю и Нижнему Новгороду. Из всех упомянутых грамот
только шесть относятся к посадам с уездами, остальные же к вотчинам монастырей.
Основным лицом губного управления был избранный представителями всех сословий губной староста. Органом
губного управления была губная изба. Ее составляли: 1) губные старосты и целовальники; 2) губные дьячки или
подьячие, ведшие письменную часть; 3) сотские, пятидесятские и десятские, преследовавшие разбойников и татей и
наблюдавшие за тем, чтоб не приезжали к кому-либо люди необычные и незнаемые . К области губного же
управления относятся: 1) тюремные сторожа и целовальники, надзиравшие за заключенными; 2) палачи, пытавшие и
наказывавшие их; 3) биричи, обнародывавшие постановления правительства; 4) сторожа в губной избе.
Губное управление служило в известном смысле противовесом власти воевод, назначаемых из центра.
В XVII в. губные учреждения постепенно заменили собою все областное управление, причиняя населению не
меньшие насилия, чем приказные власти. Правительство же, хотя и старалось помочь делу, но оно не вводило
срочности и ответственности губных властей пред населением, а потому и все его меры в этом направлении были
безуспешны. Курировал губное управление по татьным и разбойным делам Разбойный приказ. По делам же
гражданского суда и управления сносились они с областными и финансовыми приказами. Воеводы сначала имели
лишь право контроля и надзора над губными учреждениями, но потом стали вмешиваться и в губное управление.
Вместе с тем губные старосты делаются товарищами воевод и, таким образом, власть их распространяется на все
ветви управления и суда. В 1661 воеводское управление даже было отменено и все управление поручено старостам, но
злоупотребления последних заставили правительство 1667 69 подчинить их сыщикам, а 1679 отменить губное
управление и восстановить воеводское. С 1684 же опять эти две власти были объединены и так продолжали
существовать до их отмены указом Петра I 10 марта 1702.
О.П.
ГУБНОЙ СТАРОСТА (голова), выборный голова местной администрации в Древней Руси, руководитель губного
управления. Выбирались в губные старосты из местных жителей дворяне или дети боярские, грамотные и с известным
материальным цензом. В выборах их участвовали все сословия. Участие в выборах было обязательно для избирателей,
так как они отвечали за выбранных лиц перед правительством. Поэтому при выборах требовалось единогласие, хотя
бы и фиктивное. Выбранный являлся в Москву в Разбойный приказ для принесения присяги и получения наказа, по
каковому и по губной грамоте он должен был судить. В одной губе старост было от одного до четырех, в зависимости
от величины округа и количества разбойников в нем. Решали они дела единолично или коллегиально, смотря по
важности их. Не был определен и срок службы старост. Сменялись они по причине их злоупотреблений и
неспособности к службе. Поводом же к смене служили или жалобы жителей, или просьба самого старосты. Что
касается компетенции губных старост, то сначала они ведали только дела разбойные, а с 1541-55 стали ведать и
татьные дела. С начала же XVII в. к ним перешли и дела об убийстве. По Уложению и новоуказанным статьям они
стали ведать, кроме того, и дела о поджогах, о совращении из Православия и преступлениях против нравственности.
Наконец, с 1669 перешли к ним и дела о колдовстве. Были у губных властей и полицейские обязанности. Лежала на
них и хозяйственная часть.
С.Ю.
ГУБНОЙ ЦЕЛОВАЛЬНИК, административная должность в системе губного управления Древней Руси.
Произошли от лучших людей, присутствовавших еще на суде наместников, и существовали с 1541-49 до 1669 в
качестве помощников губных старост. Приходилось губных целовальников на губу не более четырех. Срок службы
их не был определен. Они получали подмогу, а с н. XVII в. могли служить и по найму. Но чаще служили они по
выбору сотных людей. До 1649 они тоже присылались в Москву, а затем стали приводиться к присяге воеводами в
присутствии губных старост. Главными обязанностями их были сыск разбойников и контроль над действиями губного
старосты. По грамоте же 1601 были у них и финансовые функции.
С.Ю.
ГУЛЯЙ-ГОРОД, русское подвижное (на колесах или полозьях) сборное боевое укрепление из брусчатых или
дощатых щитов. Впервые гуляй-город применялся при осаде Казани в 1530. Гуляй-город использовался в осадной и
полевой войне; внутри его располагались воины, которые вели бой.
ГУЛЯЩИЕ ЛЮДИ, в Русском государстве XVI-XVIII вв. категория нетяглого населения. Гулящие люди были
отпущенные на свободу холопы; слуги, кабальная зависимость которых прекращалась со смертью их господ. Они не
платили податей и жили работой по найму. К гулящим людям относились также крестьяне, посадские и служилые
люди, занимавшиеся отхожими промыслами.
ГУМАНИЗМ, антихристианское учение, провозглашающее жизнь человека высочайшей ценностью, а
наслаждение земными радостями ее главной целью. Гуманисты фактически отрицали божественную сущность
человека, отказывали ему в праве на духовное развитие и стремление к совершенству по заповедям Нового Завета,
объявляя их проявлением клерикализма и мракобесия. Христианская этика в их учении заменяется иудейской,
стяжание Духа Святого стремлением к обогащению и потребительским отношением к жизни, культом силы,
порока, плотского наслаждения жизнью. Гуманизм стал идеологией так называемого ренессанса , с которого, по
справедливому замечанию великого русского философа А.Ф. Лосева, осуществляется развертывание и оформление
сатанинского духа, ступенями которого являются капитализм и социализм.
О. Платонов
ГУРИЙ КАЗАНСКИЙ и СВИЯЖСКИЙ, архиепископ (ск. 5.12.1563), родился в семье обедневших радонежских
бояр Руготиных. В молодости Гурий служил в доме некоего князя и по навету был заключен в темницу.
Освободившись, он удалился в монастырь, из которого его в 1555 призвали на архипастырское служение. Святитель
много сделал для распространения веры Христовой в казанских землях. Его стараниями было создано немало
монашеских обителей. Мощи свт. Гурия были обретены вместе с мощами свт. Варсонофия, епископа Тверского.
Память свт. Гурию отмечается 20 июня/3 июля (перенесение мощей в 1630), 4/17 октября (обретение мощей в
1596) и 5/18 декабря.
ГУРИЙ, САМОН и АВИВ, священномученики, праздновались в один день 15/28 ноября, почитались в русском
народе как покровители семейного очага и защитники от семейных неурядиц. В Сказании о святых было
установлено молиться этим угодникам аще возненавидит муж жену свою .
ГУРИЙ (Тушин Григорий) (1452 или 1455-1526), монах, летописец. Происходил из старинного боярского рода
Квашниных, постригся в Кирилло-Белозерском монастыре в возрасте 23-26 лет (1478-79). В 1484-85 в течение девяти
месяцев игуменствовал. Стремясь точно следовать примеру и предписаниям основателя обители Кирилла
Белозерского, Гурий возвратил вел. князю полученные от него при предыдущем игумене Серапионе земли и просил
только в тех деревень место оброку житнаго . Став снова простым монахом, остался в Кирилло-Белозерском
монастыре. Гурий состоял в переписке с Нилом Сорским, умер окруженный общим почитанием (по словам
иосифлянина Саввы Крутицкого, старец честен ), имел учеников.
Гурий составил Летописец русский свод событий от смерти Феодосия Печерского до похода Василия III на
Казань в 1523. Первая часть Летописца восходила к краткому летописцу Кирилло-Белозерского монастыря, ряд
сообщений которого, преимущественно о Ростовской епархии, исключался, а вторая часть (с 1461) была написана
Гурием. Летописец русский придерживался общерусской точки зрения на историю, отличался интересом к татаро-
монгольской теме, к природным явлениям, содержал сведения о бегстве Софии Палеолог в Кириллов монастырь во
время набега монголо-татар на Москву в 1481.
Особенно прилежал к переписыванию книг. В этой деятельности выразилась его личная и мировоззренческая
близость с нестяжателями . Он переписывал житийные сборники Нила Сорского, перевод Толковой Псалтыри
Максима Грека, Кормчую Вассиана Патрикеева, а также соединил в одну рукопись послания Нила Сорского,
создал оригинальные редакции полемических сочинений князя-инока Вассиана Собрание некоего старца и Слово
о еретиках .
Л.К.
ГУРЬЕВ, город на Каспийском море, в устье р. Урала. Основан в 1640 гостями Гурьевыми, построившими
деревянный острог. Чтобы обеспечить безопасность от яицких казаков торговых путей на море, Гурьевы по указу
правительства построили каменный острог (1647 62), охранявшийся стрельцами. В 1667 68 Гурьев был занят
Степаном Разиным. В 1810 крепость упразднена, с 1865 уездный город.
ГУРЬЕВЫ, крупная купеческая фамилия, происходили из посадских людей Ярославля. Родоначальником семьи
Гурьевых был Гурий Назарьев. Его брат Дружина активно содействовал разгрому польских интервентов. После
воцарения Михаила Федоровича (1613) братья получили звание гостей и скоро заняли видное место среди
московского купечества. Богатство Гурьевых выросло на торговле с городами Сибири, Казанью, Астраханью, с
заграницей. В 1640 Гурьевы завели близ устья р. Яика (Урала) крупные рыбные промыслы, на которых
эксплуатировали труд сотен работных людей. Для их охраны от калмыцких и казачьих погромов в 1640 гость
Михаил Гурьевич Гурьев с братьями построил укрепленный деревянный острог. Утверждение Гурьевых на Яике
нарушало интересы вольных воровских казаков, которые пытались разрушить городок и убить Гурьевых. В 1645
правительство, заинтересованное в колонизации Прикаспийского района, выдало Гурьевым указ, по которому
разрешило им построить каменный город.
ГУСЛИ, древнерусский многострунный щипковый инструмент. Бывает трех видов: 1) крыловидные, или
звончатые; 2) шлемовидные, или гусли-псалтирь (встречаются в Поволжье); 3) клавироподобные, или прямоугольные
(стационарные). Последние сконструированы в XVI-XVII вв. на основе гуслей звончатых и гуслей-псалтири. На их
основе в 1905 Н. П. Фоминым созданы т. н. клавишные гусли. Основные приемы игры на любых гуслях бряцание,
защипывание, глиссандо. Используются для сопровождения пения и плясов.
ГУСТЫНСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ мужской монастырь, Полтавская еп., в окрестностях г. Прилуки, на
острове Густыне, образованном р. Удаем. Основан в 1610 афонским иеросхимонахом Иоасафом; в 1793 упразднен; в
1843 восстановлен. В монастыре находилась чудотворная Густынская, называемая также Ярмарковою, Смоленская
икона Божией Матери.
ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНЫЙ, город во Владимирской обл., центр Гусь-Хрустального р-на. Расположен в восточной
части Мещёрской низменности, на р. Гусь (приток Оки). Население 76 тыс. чел.
Известен с XVII в. Старинный центр стекольной промышленности (в 1756 был построен хрустальный завод). С
сер. XIX в. развивалась текстильная промышленность.
д
Д, буква добро, согласная, в азбучном порядке пятая; в церковном счислении под титлою означает четыре, а
со знаком четыре тысячи. В конце слов и перед твердыми д произносится как т: сад, пруд, вид; дудка, будка,
подпись и пр.
ДАВИД-ГОРОДОК, город в Белоруссии на р. Горынь. Возник в к. XII в. как город Киевской Руси. С к. XIV в.
захвачен Литвой. С 1793 возвращен России. В 1921 39 оккупирован Польшей. Возвращен России в 1939.
Сохранились остатки городища XII в.
ДАВИД ПСАЛМОПЕВЕЦ, царь Израильский, пророк. Царствовал с 1055 до 1015 до Р.Х. Память царю
Давиду отмечается в Неделю по Рождестве Христовом.
ДАВИДОВА ВОЗНЕСЕНСКАЯ пустынь, Московская еп., в окрестностях Серпухова, при р. Лопасне.
Основана в 1515 учеником прп. Пафнутия Боровского Давидом (ск. 1520), который и покоился здесь в Знаменском
приделе Вознесенского собора. Здесь же хранился гроб прп. Моисея Угрина, взятый из Киева и отданный пустыни
митр. Московским Платоном. Пустыни принадлежал древний чудотворный образ Всемилостивого Спаса,
находящийся в часовне у Москворецкого моста в Москве.
С. В. Булгаков