<< Пред. стр. 6 (из 245) След. >>
Александровская и Соколовская.В Александрове: историко-архитектурный комплекс Успенского женского монастыря (основан в 1654,
действующий; сохранились кельи, 1670-80-е, монастырские стены с башнями и др.), на территории которого
погребены сестры Петра I Марфа и Феодосия; монументальный Троицкий собор (1513) с уникальными медными
дверями, вывезенными Иваном Грозным из Новгорода и Твери, и др. В 4 км к северо-востоку от Александрова
природно-ландшафтный комплекс Немецкие горы, где в 1689 юный Петр I с генералом П. Гордоном проводил
маневры потешных полков.
АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ, город в Сахалинской обл. Расположен на западном побережье Сахалина,
на берегу Татарского пролива, у подножия Западного хребта Западно-Сахалинских гор, в долинах мелководных рек Б.
Александровки и М. Александровки. Население 18 тыс. чел. Слободка Александровская известна с 1862 (названа в
честь имп. Александра II), с 1881 пост Александровский, с 1884 центр острова, выделенного из Приморской обл. в
самостоятельную административно-территориальную единицу; в посту находились управление Сахалинской каторги
(1869) и гражданское управление островом. С 1894 резиденция военного губернатора Сахалина. С 1909 пост
Александровский административный центр северной части острова. Город с 1917, с 1926 название Александровск-
Сахалинский. В 1918 20 в городе находились войска адмирала А. В. Колчака.
АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ЗАВОД, село в Читинской обл. Расположено на р. Газимур (приток Аргуни).
Основано в 1792 в связи с открытием сереброплавильного завода для переплавки руды из Газимуро-Базановского
рудника.
АЛЕКСАНДРОВСКИЙ УСПЕНСКИЙ женский монастырь, Владимирская еп., в Александрове. Основан
старцем Лукианом при Успенской церкви. Построен еще Иоанном Грозным, который в 1564, оставив Москву,
поселился в Александровской слободе, составил из своих опричников монастырскую братию, надел на себя и на них
иноческое платье и установил монашеский образ жизни (не исключавший, впрочем, собою самого широкого и
необузданного разгула) и впоследствии часто проживал здесь. После Иоанна Грозного слобода не раз была разоряема
врагами Русской земли, но затем снова обстраиваема. Некоторые же из разграбленных храмов оставались в
запустении. При одном из таких храмов при участии Лукиана и с разрешения царя Алексея Михайловича и возникла в
сер. XVII в. женская обитель, которая находилась под руководством Лукиана. После кончины его много потрудился
для благоустроения обители о. Корнилий (игум. Лукиановой пустыни, ск. в 1681). Памятниками пребывания здесь
Иоанна Грозного сохранялись две кельи и два древних храма: вышеупомянутый храм Успения Богородицы, близ
которого указывали место бывшего двора Государева , и Троицкий собор, им же построенный, с высокою
колокольнею; в этом соборе сохранялись входные т. н. Васильевские двери, сооруженные в 1336 в Новгороде для
Софийского храма по повелению архиеп. Василия и привезенные сюда Иоанном Грозным в 1570 после разгрома
города. Здесь же находилась чудотворная Владимирская икона Божией Матери. Под алтарем Троицкого собора был
погребен о. Корнилий. Ежегодно в день его кончины совершалось по нем заупокойное богослужение. Ризница
заключала в себе много достопримечательных вкладов царских и других лиц XVII и XVIII вв., в библиотеке было
немало рукописей и синодиков XVI и XVII вв.
С.В. Булгаков
АЛЕКСЕЕВСКИЙ женский монастырь, Московская еп., на Красносельской улице. Основан был в 1360 свт.
Алексием, митр. Московским, по желанию его сестер Евпраксии и Иулиании, на Остоженке, на месте, где позднее был
воздвигнут Зачатиевский монастырь. После пожара в 1547 Алексеевский монастырь был перенесен ближе к Кремлю,
на место, где ныне храм Христа Спасителя. В 1837, по соизволению имп. Николая I, желавшего построить на месте
обители храм Христа Спасителя, монастырь переведен был к приходской Крестовоздвиженской церкви. В монастыре
находились Тихвинская и Грузинская чудотворные иконы Божией Матери.
С.В. Булгаков
АЛЕКСЕЕВСКИЙ мужской монастырь, Ярославская еп., в Угличе. Основан в 1371 по желанию митр.
Московского Алексия иноком Адрианом. Здесь хранилась чудотворная икона Божией Матери, именуемая
Вратарницею, на которой Богоматерь изображена в виде монахини, с жезлом и четками в левой руке и свечой в
правой; эта св. икона, находившаяся в монастырской кладовой, 23 июня 1894 по просьбе больного купца, прибывшего
из Петербурга в обитель, согласно бывшему ему видению, была торжественно перенесена в монастырский Успенский
храм.
С.В. Булгаков
АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (19.03.1629-29.01.1676), русский царь с 1645, сын Михаила Федоровича. В первые
годы царствования государством фактически управлял его воспитатель ( дядька ) боярин Б.И. Морозов. С н. 1650-х
он берет управление в свои руки. Созданный им Приказ тайных дел (1654 76) подчинялся непосредственно царю и
осуществлял контроль над государственным управлением. Царь сам читал челобитные и др. документы, писал или
редактировал многие важные указы и первым из русских царей стал собственноручно подписывать их,
непосредственно участвовал во многих военных походах (под Смоленск, Вильно, Ригу), руководил
внешнеполитическими переговорами.
Царствование Алексея Михайловича являет собой взору внимательному и пытливому поучительную картину того,
сколь плодотворно сказывается на жизни государственной неспешное, тихое, религиозно осмысленное самосознание
власти. Несмотря на Раскол, несмотря на драматическую судьбу Никона и кризис русской симфонии властей ,
царствование это можно назвать одним из самых плодотворных и удачных в русской истории.
Традиционная точка зрения современной исторической "науки" предполагает, что в XVII в. Московская Русь как
общественный, государственный, культурный, политический и военный организм совершенно изжила себя, и лишь
воцарение Петра I, царя-реформатора, вдохнуло в страну новую жизнь. О Петре I речь особая, что же касается
Московской Руси, то деятельность Алексея Михайловича блестяще опровергает этот убогий вывод.
Симпатии историков к Петру и их неприязнь к Руси допетровской объясняются психологически просто: человек
всегда приветствует то, что ему понятно, близко, и отвергает, недолюбливает то, чего понять он не в состоянии. Это
даже не вина, а достойная всяческой жалости беда современного массового сознания.
Именно Алексей Михайлович окончательно возвращает России земли Малороссии, отторгнутые от нее
враждебными соседями в лютую годину татарского нашествия. Именно он ведет с Польшей давним и
непримиримым врагом Руси необыкновенно трудную войну и оканчивает ее блестящей победой. Именно он,
получив в наследство страну бедную, еще слабую силами и средствами после Смуты, но уже стоящую пред лицом
множества государственных и общественных задач начинает эпоху реформ, причем реформ неторопливых и
продуманных, захвативших область юридическую и экономическую, военную и религиозную.
Одно лишь знаменитое Уложение Алексея Михайловича, именуемое иначе Свод всех законов , могло бы, по
словам исследователя XX в., составить славу целого царствования . Уложение 1649 стало первым полным сводом
законов, действующих на всей территории Русского государства. Оно содержало 25 глав, построенных по
тематическому признаку и разделенных на 967 статей. В подготовке столь обширного документа участвовала целая
комиссия во главе с князем Н.И. Одоевским, назначенная Земским собором 16 июля 1648. Уже в 1649 было
осуществлено три издания Уложения . Книга разошлась огромным по тем временам тиражом: с 1650 по 1654 в
разные города России было продано 1173 экземпляра.
Было окончательно утверждено дело исправления богослужебных книг, принят Новоторговый устав, издана
Кормчая книга, не говоря уж о массе частных законоположений, призванных упорядочить русскую жизнь. Во
внешней политике стратегическая инициатива после долгих лет застоя снова перешла к Москве. Литва и Польша
окончательно утратили наступательный порыв, отступив в отношениях с Русью на роль стороны обороняющейся, без
надежды на победу.
Сказанного достаточно, чтобы объяснить необходимость повнимательнее присмотреться к личности самого царя,
которого историки признают человеком, воплотившим в себе наиболее характерные черты государственного,
религиозного и бытового мировоззрения своих современников. Россияне искренне любили своего монарха. Самая
наружность государя располагала в его пользу: в живых голубых глазах светилась искренняя доброта, лицо было
полно и румяно, ободряя и обнадеживая собеседника выражением добродушной приветливости, не мешавшей,
впрочем, серьезности и важности, приличествующей Августейшей особе. Полная фигура царя сохраняла осанку
величавую и чинную, подчеркивая сознание Алексеем Михайловичем важности и святости сана, возложенного на
него Самим Господом Богом.
Редкие душевные достоинства царя пленяли даже иностранцев. Их отзывы говорят о том, что царь одарен
необыкновенными талантами, имеет прекрасные качества и украшен редкими добродетелями, он покорил себе сердца
всех своих подданных, которые столько же любят его, сколько и благоговеют перед ним . При своей неограниченной
власти, отмечают они, царь Алексей не посягнул ни на чье имущество, ни на чью честь, ни на чью жизнь . Он такой
государь, какого бы желали иметь все христианские народы, но немногие имеют .
В домашней жизни он (как, впрочем, и его державные предшественники) являл собой образец умеренности и
простоты. Три, много если четыре, комнаты рядом, одна возле другой, служили для него весьма достаточным
помещением. Были они не особенно обширны, своим простором равняясь обычной крестьянской избе (три сажени в
длину и столько же в ширину). Внутреннее убранство покоев тоже немногим отличалось от крестьянского: те же
лавки вдоль стен, та же утварь, и лишь кресло для самого государя роскошь невиданная выдавало с первого
взгляда комнату царя.
Знаменитый исследователь старинного русского быта Иван Егорович Забелин, опубликовавший в начале века
обстоятельное многотомное исследование Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях , так описывает
распорядок дня Алексея Михайловича:
Государь вставал обыкновенно часа в четыре утра. Постельничий, при пособии спальников и стряпчих, подавал
государю платье и одевал его. Умывшись, государь тотчас выходил в Крестовую палату, где его ожидали духовник
или крестовый поп и крестовые дьяки. Духовник или крестовый священник благословлял государя крестом, возлагая
его на чело и ланиты, причем государь прикладывался ко кресту и потом начинал утреннюю молитву; в то же время
один из крестовых дьяков поставлял перед иконостасом на налое образ святого, память которого праздновалась в тот
день. По совершении молитвы, которая продолжалась около четверти часа, государь прикладывался к этой иконе, а
духовник окроплял его святою водою...
После моленья крестовый дьяк читал духовное слово поучение из особого сборника слов , распределенных
для чтения в каждый день на весь год... Окончив крестовую молитву, государь, если почивал особо, посылал
ближнего человека к царице в хоромы спросить о ее здоровье, как почивала Потом сам выходил здороваться с нею в
переднюю или столовую. После того они вместе слушали в одной из верховых церквей заутреню, а иногда и раннюю
обедню.
Между тем, с утра же рано собирались во дворец все бояре, думные и ближние люди челом ударить государю
и присутствовать в Царской Думе. Поздоровавшись с боярами, поговорив о делах, государь в сопровождении всего
собравшегося боярства шествовал, в часу девятом, к поздней обедне в одну из придворных церквей. Если же тот день
был праздничный, то выход делался в храм или монастырь, сооруженный в память празднуемого святого. В общие
церковные праздники и торжества государь всегда присутствовал при всех обрядах и церемониях. Поэтому и выходы
в таких случаях были гораздо торжественнее.
Обедня продолжалась часа два. Едва ли кто был так привержен к богомолью и к исполнению всех церковных
обрядов, служб, молитв, как цари. Один иностранец рассказывает о царе Алексее Михайловиче, что он в пост стоял в
церкви часов по пяти или шести сряду, клал иногда по тысяче земных поклонов, а в большие праздники по полуторы
тысячи.
После обедни, в комнате в обыкновенные дни государь слушал доклады, челобитные и вообще занимался
текущими делами. Заседание и слушание дел в комнате оканчивалось около двенадцати часов утра. Бояре, ударив
челом государю, разъезжались по домам, а государь шел к столовому кушанию, к которому иногда приглашал
некоторых из бояр, самых уважаемых и близких.
После обеда государь ложился спать и обыкновенно почивал до вечерни часа три. В вечерню снова собирались во
дворец бояре и прочие чины, в сопровождении которых царь выходил в верховую церковь к вечерне. После вечерни
иногда тоже случались дела и собиралась Дума. Но обыкновенно все время после вечерни до ужина государь
проводил уже в семействе или с самыми близкими людьми. Во время этого отдыха любимейшим занятием государя
было чтение церковных книг, в особенности церковных историй, поучений, житий святых и тому подобных сказаний,
а также и летописей. Оканчивая день после вечернего кушания, государь снова шел в Крестовую и точно так же, как и
утром, молился около четверти часа .
Подумайте, каким внутренним умиротворением, каким ясным и покойным сознанием смысла своего
существования, пониманием своего долга нужно обладать для того, чтобы жить в таком одновременно неспешном и
сурово-аскетическом ритме. Сколь глубокое религиозное чувство надо иметь, чтобы из года в год, из поколения в
поколение поддерживать этот уклад, зримо являя собой народу пример благочестия и чинности, трудолюбия и
сердечной набожности. Вера, являемая жизнью, вера опытная, неложная, глубокая такова первооснова этого бытия.
Так жила Россия, так жил и Русский Царь, соединяясь со своим народом связью самой глубинной и прочной из всех
возможных...
Подобно государевым покоям, немногим отличался от крестьянского и царский стол. Блюда самые простые:
ржаной хлеб, немного вина, овсяная брага, а иногда только коричная вода украшали трапезу Алексея Михайловича.
Но и этот стол никакого сравнения не имел с тем, который государь держал во время постов. Великим постом,
например, царь обедал лишь три раза в неделю: в четверг, субботу и воскресенье, а в остальные дни довольствовался
куском черного хлеба с солью, соленым грибом или огурцом. Рыбу государь за время поста вкушал лишь дважды,
строго соблюдая все семь постных седмиц. В Великий и Успеньев посты готовятся ествы: капуста сырая и гретая,
грузди, рыжики соленые сырые и гретые, и ягодные ествы, без масла кроме Благовещеньева дня, и ест царь в те
посты, в неделю (т.е. в воскресенье. Прим. авт.), во вторник, в четверг, в субботу по одиножды в день, а пьет квас,
а в понедельник, и в среду, и в пятницу во все посты не ест и не пьет ничего, разве для своих и царицыных, и
царевичевых, и царевниных именин , сказывает современник Алексея Михайловича.
Государь имел ясное и твердое понятие о божественном происхождении царской власти и ее богоустановленном
чине. Бог благословил и предал нам, государю, править и рассуждать люди Своя на востоке и на западе, на севере и
на юге вправду , сказал он как-то князю Ромодановскому. В одном из писем советникам царь писал: А мы,
великий государь, ежедневно просим у Создателя, чтобы Господь Бог даровал нам, великому государю, и вам, боярам,
с нами единодушно люди Его разсудити вправду, всем равно .
Понимание промыслительности бытия рождало в Алексее Михайловиче мировоззрение чинное и светлое,
неспешное и внимательное к мелочам. Хоть и мала вещь, говаривал царь, а будет по чину честна, мерна,
стройна, благочинна, никтоже зазрит, никтоже похулит, всякий похвалит, всякий прославит и удивится, что и
малой вещи честь и чин и образец положены по мере. Без чина же всякая вещь не утвердится и не укрепится;
безстройство же теряет дело и возставляет безделье . Как не пожалеть, что нынешнее безблагодатное воззрение на
мир лишило нас способности чувствовать сердцем ту великую вселенскую упорядоченность, ту стройную чинность и
чистую гармонию бытия, которой так дивился Тишайший Царь, которая возводит верующего человека к созерцаниям
светлым и тихим, возвышенным и умиротворенным.
Вера, возносящая человека над суетой и смутой мирских передряг, и в скорби делала государя добрым утешителем
и разумным советчиком. У князя Одоевского внезапно умер сын Михаил в самом расцвете сил. Отец в то время
был по делам в Казани. Царь сам, особым письмом известил его о горькой потере, присовокупив утешения,
свидетельствующие о своей высокой духовной настроенности. Описав благочестивую кончину князя, который после
причастия как есть уснул; отнюдь рыдания не было, ни терзания , Алексей Михайлович присовокупил: Радуйся и
веселися, что Бог совсем свершил, изволил взять с милостию Своею; и ты принимай с радостию сию печаль, а не в
кручину себе и не в оскорбление... Нельзя, чтоб не поскорбеть и не прослезиться, прослезиться надобно, да в меру,
чтоб Бога наипаче не прогневать!
Были у царя, как и у всякого человека, свои слабости. Хоть он и получил от современников прозвание Тишайшего,
но бывал по временам весьма резок и вспыльчив. Осерчав на кого-нибудь, давал, случалось, царь волю и языку
награждая провинившегося нелестными эпитетами, и рукам оделяя чувствительными тумаками. Впрочем, гнев
царский был мимолетен и отходчив частенько после вспышки Алексей Михайлович осыпал пострадавшего
милостями, сам просил мира и слал богатые подарки, всемерно стараясь загладить размолвку. При всем своем
природном уме и богатой начитанности царь не любил споров, в отношениях с приближенными бывал податлив и
слаб. Пользуясь его добротою, окружающие бояре своевольничали, порой забирая власть над тихим государем. В
этом, пожалуй, кроется и разгадка драматических взаимоотношений царя с патриархом. Государь не нашел в себе сил
противиться боярскому нажиму, а Никон не счел возможным подстраиваться под интересы знати, жертвуя хотя бы
и на время законными интересами Церкви.
Митрополит Иоанн(Снычев)
АЛЕКСИЙ, митрополит Московский и всея Руси (ск. 1378), в миру Елевферий, происходил из семьи
черниговских бояр, переселившихся в Москву. Уже в пятнадцать лет он принял монашеский постриг и поступил в
Богоявленский монастырь, близ Кремля. Митр. Московский Феогност прозрел в св. Алексии человека чистого сердца
и, рукоположив его во епископа города Владимира-на-Клязьме, поручил ему заведовать судебными делами Церкви.
Это было великое и многотрудное послушание. В юные годы рано осиротевшего св. блгв. кн. Дмитрия Донского свт.
Алексий был его заботливым наставником и воспитателем. Он был инициатором строительства первых каменных стен
Московского Кремля, потому и в духовном, и в земном смысле слова свт. Алексий именуется Св. Церковью граду
своему великое утверждение . Святитель много сделал для благоустроения Св. Церкви и Русского государства. Мощи
его почивают в кафедральном Богоявленском (Елоховском) соборе в Москве.
Память свт. Алексию отмечается 12/25 февраля, 20 мая/ 2 июня (обретение мощей в 1431) и 5/18 октября.
АЛЕКСИЙ, ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ (ск. 411), относится к числу самых любимых православных святых. Родился он
в Риме. С ранней юности полностью отдал свою жизнь подлинному служению Богу. Он тайно покидает Рим и плывет
в Месопотамию в город Едессу, где хранился Нерукотворный образ Спасителя. Здесь, отдав все свое имущество
нуждающимся, становится нищим, просящим подаяния. Святой посещает храм Божий и каждое воскресенье
причащается Св. Тайн Господних. Всемилостивая Матерь Божия через сонное видение возвестила пономарю местной
церкви, что на паперти сидит истинно Божий человек. Но св. Алексий не хотел никакой славы и бежал из Едессы на
корабле в Рим. Не узнанный никем, семнадцать лет служил он у своих собственных родителей, перенося все обиды и
насмешки от других слуг своего же отца. Все стало ясно только при погребении святого, когда была прочитана сжатая
в его руке прощальная записка. У русских этот святой назывался Теплым, потому что около дня его памяти
усиливается весенняя теплота и вследствие того начинает таять снег на горах и стекает в виде ручейков и потоков в
низменные места. Поэтому и замечает народ: Алексея человека Божия с гор потоки . Память прп. Алексию
отмечается 17/30 марта.
АЛЕКСИЙ I (в миру Симанский Сергей Владимирович) (27.10/8.11.1877-17.04.1970), патриарх Московский и
всея Руси (с 1945). Окончил юридический факультет Московского университета. Два года служил в полку
гренадеров. Учился в Духовной академии. В 1902 принял монашество. С 1913 епископ Тихвинский. В 1922 после
расстрела митр. Вениамина ответственный за Петроградскую епархию. Подвергался аресту. С 1926 ответственный за
Новгородскую епархию. С 1932 митрополит Новгорода и Старой Руссы. С 1933 митрополит Ленинградский. Во время
Великой Отечественной войны жил в Ленинграде. 8 сентября 1943 вместе с митрополитами Сергием (Страгородским)
и Николаем (Ярушевичем) участвовал во встрече с И. В. Сталиным, результатом которой стало восстановление
патриаршества.
АЛЕКСИЙ II (Ридигер Алексей Михайлович) (р. 23.02.1929), патриарх Московский и всея Руси. Сын юриста,
ставшего священником и эмигрировавшего в Эстонию. Родился в Таллине, в независимой Эстонии. Учился в
семинарии в Ленинграде (1949). Окончил Духовную академию в Ленинграде (1953). Священник в Тарту (1957).
Протоиерей (1958). Монах (1961). Архиепископ (1964). Председатель Комиссии христианского единства и
межцерковных отношений (1963-79). Митрополит Таллинский и Эстонский (1968). Член ЦК Всемирного совета
церквей (1961-68). Тесно связан с Валаамским монастырем, главным центром иноческой жизни на Севере России.
Митрополит Ленинградский и Новгородский (1986). Сыграл главную роль в канонизации св. Ксении в Петербурге и
возвращении мощей св. Александра Невского из музея на прежнее место в Александро-Невской лавре. После смерти
патр. Пимена избран патриархом Московским и всея Руси (7 июня 1990). Совершил богослужения во многих
известных русских соборах, которые были закрыты после большевистского переворота (храм Василия Блаженного на
Красной площади, Успенский собор в Кремле, церковь коронации русских царей, Исаакиевский собор в Петербурге).
Сделал заявление, что Декларация Сергия (Страгородского) не может считаться выражением свободной воли Церкви.
АЛЕКСИН, город в Тульской обл., центр Алексинского р-на. Расположен на Оке (пристань). Население 71,8 тыс.
чел.
Основан в к. XIII в., впервые упоминается в 1348. В XV XVI вв. важная военная крепость, к н. XVIII в. утратила
свое значение. В 1729 близ устья р. Мышеги был построен железоделательный завод, известный в 1-й пол. XIX в. как
завод фигурного литья (здесь были изготовлены ограда и ворота Александровского сада Московского Кремля,
декоративные украшения Триумфальной арки в Москве и др.). Город с 1777.
АЛЕША ПОПОВИЧ, русский былинный богатырь, родом из Ростова, играет видную роль среди богатырей
Владимирова цикла, вместе с Ильей Муромцем и Добрыней держит заставу, т. е. стоит на страже от врагов Русской
земли, но отличается от своих товарищей хитрым и уклончивым характером, берет не столько силой, сколько
обманом и наглостью. Так поступает он при совершении главного подвига своего богатырства при убиении
чудовища Тугарина Змеевича. Бился ты со мной о велик заклад, говорит Алеша своему сопернику, биться,
драться один на один . Тугарин оглянулся назад, а в это время Алеша подскочил и отрубил ему голову. У Алеши
глаза завистливые, ему нельзя дать поручение исчислить богатства Дюка Степановича; к тому же он хвастлив и
известен своим женолюбием: один из распространеннейших былинных сюжетов изображает его неудавшуюся и по
заслугам наказанную попытку жениться на жене Добрыни в отсутствие последнего; по некоторым вариантам, он
является милым другом сластолюбивой кн. Апраксии, жены былинного кн. Владимира. Называя его бабьим
пересмешником , былины тем не менее не отказывают молодому Алешеньке Поповичу в эпитете смелый , и в
общем деле он не отстает от товарищей.
С.Ю.
АЛИПИЙ ПЕЧЕРСКИЙ, святой преподобный, иконописец (ск. ок. 1114), один из первых и лучших русских
иконописцев, постриженик прп. Никона, с молодых лет подвизался в Киево-Печерском монастыре. Иконописанию он
учился у греческих мастеров, пришедших в 1083 из Царьграда украшать Успенскую церковь обители. Иеромонах
Алипий никогда не бывал праздным и оставлял иконописание только ради божественной службы. Платы за свой труд
он не брал, а если случалось, что ему платили, то отдавал эти деньги нищим. Еще при жизни преподобный
прославился даром чудотворений. Так, он исцелил прокаженного, помазав его своими красками. Известны случаи,
когда писать св. образа ему помогали ангелы, и многие иконы потом прославились. Один киевлянин построил церковь
и поручил двум инокам заказать для нее иконы. Нерадивые иноки деньги утаили и о заказе Алипия не уведомили. Все
это обнаружилось, когда заказчик обратился к игумену монастыря с жалобой на иконописца. Принесли доски, данные
строителем, и оказалось, что на них уже изображены прекрасные лики. Когда эта церковь сгорела, все иконы
остались целыми. Одну из них Успенскую, получившую наименование Владимирская-Ростовская, взял вел. кн.
Владимир Мономах для построенного им в Ростове Великом храма. Другая икона Пресвятой Богородицы, с
предстоящими прпп. Антонием и Феодосием Печерскими (Свенская-Печерская), хранится в Третьяковской галерее),
прославилась при защите Брянска от французов в 1812. Мощи прп. Алипия почивают в Ближних пещерах лавры.
Память прп. Алипию отмечается 17/30 августа и 28 сентября/11 октября (в Соборе преподобных отцев Киево-
Печерских, в Ближних пещерах почивающих).
АЛИПИЙ СТОЛПНИК, Адрианопольский (ск. 640). С детства был наставляем своей матерью в духе
христианского благочестия. Мать отдала его на обучение к еп. Адрианопольскому. Св. Алипий всюду сопровождал
епископа, и однажды по дороге в Константинополь святому явилась мчц. Евфимия, повелевшая ему вернуться в
Адрианополь и там основать церковь в ее честь. Св. Алипий исполнил это повеление: построил храм, а рядом с ним он
возвел столп и начал на нем один из труднейших подвигов аскезы столпничество. Преподобный провел в
молитвенном подвиге 14 лет, руководя при этом двумя монастырями. Умер св. подвижник 118 лет от роду.
Память прп. Алипию отмечается 26 ноября/9 декабря.
АЛКОНОСТ, в поверьях Древней Руси райская птица с женским лицом, пение которой настолько прекрасно, что
услышавшие его забывают обо всем, но зла от нее нет (в отличие от Сирина). Живет Алконост в Ирье.
АЛТАРНИЦА , чудотворная икона Пресвятой Богородицы. См.: КТИТОРСКАЯ .
АЛТАРЬ. См.: ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ.
АЛЬМЕТЬЕВСК, город в Татарии, центр Альметьевского р-на. Расположен в Прикамье, на склонах
Бугульминско-Белебеевской возвышенности, на левом берегу р. Зай (приток Камы). Население 139 тыс. чел. Основан
русскими в XVII в.