<< Пред.           стр. 9 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

 устроению обители, а затем возвратился на покой в любезную его сердцу Оптину пустынь.
  В строгом подвиге прп. старец Антоний стал проводить свое новое жительство, отчего усилилась болезнь в ногах
 до крайности они до колен были покрыты ранами и порой сильно истекали кровью. Многие, видя всегда светлое
 его лицо и слыша его оживленную беседу, не понимали, какого страдальца видят перед собою. Как великий любитель
 безмолвия, прп. Антоний желал уединенной жизни, проводимой в молитвенных трудах, чтении и богомыслии. Но его
 духовные дарования привлекали к нему множество посетителей, желающих принять благословение и духовное
 назидание. Были основательные причины утверждать, что прп. Антоний имел великое дерзновение в молитве к Богу и
 сподоблялся духовных видений и других благодатных посещений. 9 марта 1865, когда старцу исполнилось ровно 70
 лет, после трехлетнего самоиспытания, он принял великую схиму.
 
  АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ, Египетский, преподобный (ск. 356), основатель пустынножительства и отец
 монашества. Сначала жил в бедной хижине неподалеку от родного дома, а затем ушел в пустыню. Начались
  искушения св. Антония . Враг рода человеческого диавол то склонял его к плотскому греху, то запугивал
 явлением страшных чудовищ, то наносил тяжкие телесные раны. Но святой все эти напасти побеждал силой молитвы
 к Богу. Двадцать лет прп. Антоний провел в пустыне в полном одиночестве. Но к нему потянулись страждущие. Он
 изгонял бесов из людей, одержимых ими, исцелял, всем помогал как мог. Но когда Св. Церковь воззвала к нему, он
 сошел в многолюдную Александрию, дабы обличить бушевавших там язычников и еретиков армян. Умер прп.
 Антоний в глубокой старости, прожив сто пять лет. Старайтесь же паче пребывать всегда в единении между собою, а
 преимущественно с Господом и потом со святыми, да примут они вас по смерти в вечные свои кроны, как друзей и
 знаемых таким было посмертное слово св. подвижника. Память прп. Антонию отмечается 17/30 января.
 
  АНТОНИЙ ДЫМСКИЙ, преподобный (1157-1224). Родился в Новгороде и с юности полюбил уединение и
 молитву. Повинуясь влечению сердца, он решил оставить мир и принял монашеский постриг от прп. Варлаама
 Хутынского в основанном им монастыре, близ Новгорода. Спустя некоторое время св. Антоний был послан по
 монастырским делам в Константинополь. Тогда же он посетил и Св. Землю, оказавшись одним из первых русских
 паломников у святынь Иерусалима. Через пять лет прп. Антоний вернулся в родную Хутынскую обитель и принял
 управление ею по благословению умирающего св. Варлаама. Прп. Антоний достойно продолжил дело основателя, но
 впоследствии, избегая людской славы, тайно ушел к городу Тихвину и поселился в пещере на берегу Дымского озера,
 на высоком холме, окруженном глухими лесами. К нему начала собираться братия, и спустя некоторое время по
 разрешению новгородского кн. Александра Невского здесь был создан монастырь. Получив при постриге имя
 основателя монашества прп. Антония Великого, Антоний Дымский стремился устроить иноческую жизнь по заветам
 своего небесного покровителя и ему же посвятил храм в новой обители. До конца своей жизни подвизался святой в
 богомыслии и молитве и мирно отошел к Господу в возрасте 67 лет в день своего тезоименитства. В 1330 были
 обретены его нетленные мощи, с того времени прославленные многими чудесами. В нашествие хана Едигея (1408)
 монахи скрыли их от поругания. В 1585, во время нашествия шведов, прп. Антоний дважды спасал свою обитель от
 неприятеля, являясь в видении настоятелю и пробуждая его ночью в момент опасности.
  Память прп. Антонию совершается 17/30 января и 24 июня/ 7 июля.
 
  АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ, Новгородский, игумен (1525-1611), родился в знатной и богатой семье тверских
 бояр Вельяминовых. В юности тайно оставил родительский дом и ушел на отшельничество в дикую лесистую
 местность. Почти всю ночь проводил он в молитве и борьбе с демонами и спал очень мало. Однажды в праздник
 Вознесения явился к нему ангел и приказал идти на место, называемое Леохново. Там нашел он иеромонаха Тарасия,
 который постриг его, не меняя имени. Они основали в Леохнове монастырь, и прп. Антоний был его первым
 настоятелем. В 1564 он предсказал поражение русских от литовцев и при жизни был чудотворцем. В 1611, во время
 шведского нашествия, митрополит, опасаясь за него, уже древнего, вызвал преподобного в Новгород, где он и
 скончался. Явившись ученику своему Григорию, святой велел ему восстановить его разоренную обитель и перенести
 туда останки. Во время этого торжества прозрели двое слепых. Память прп. Антонию отмечается 17/30 октября.
 
  АНТОНИЙ ПЕЧЕРСКИЙ, основатель Киево-Печерской лавры, в Ближних (Антониевых) пещерах (983
 7.05.1073). Многие монастыри богатством царей и бояр устрояются, но не таковы они, как те, которые поставляются
 молитвами святых, их слезами, пощением и бдением. Так и прп. Антоний... слезами орошая, насадил и взрастил
 несравненный монастырь Печерский , который стал духовным центром Киевской Руси, школой монашества,
 образцом для устроения других обителей. Сам прп. Антоний ничего и не предпринимал для этого. Пребывая почти
 постоянно в пещере, он безмолвствовал и молился. Но сила молитвы его была такова, что освящала все вокруг. К
 нему, как к светильнику, горящему во мраке только-только еще пробуждающейся от язычества страны, тянулись все:
 и жаждущие иноческих подвигов, и ищущие утешения, и ждущие помощи, и потерявшиеся на многотрудном
 жизненном пути князья, бояре, воины, священнослужители, купцы, ремесленники, крестьяне, нищие, калеки,
 бродяги, бесноватые, разбойники... О всех он молился, всем помогал: обличал сильных, укорял слабых, укрощал
 строптивых, поддерживал падающих, ухаживал за больными исцелял, назидал, раздавал милостыню; был гоним и
 обласкан, оклеветан и прославлен... Но даже выходя из своей земляной келейки, ни на мгновение не прерывал
 постоянной молитвенной беседы с Богом. И это придавало необыкновенные силы его ученикам и сподвижникам. Они
 хлопотали, добивались, строили, расширяли устроили, наконец, великолепную лавру, сами преисполнялись
 благодатных даров, спасались и спасали других, чувствуя себя в крепкой ограде, возведенной теплыми молитвенными
 воздыханиями св. старца Антония.
  Память прп. Антонию отмечается 10/23 июля и 28 сентября/11 октября.
 
  АНТОНИЙ РИМЛЯНИН, Новгородский, преподобный (1067 3.08.1147), родился в Риме в семье знатных и
 состоятельных горожан. С детства он был воспитан родителями в христианском благочестии и преданности Св.
 Церкви. После смерти родителей Антоний отдал свое имущество нищим и принял монашество, удалившись в
 пустынное место на берегу моря. Более года св. Антоний, подобно древним столпникам, провел на большом камне в
 непрестанной молитве. Согласно преданию, в 1106 сильной бурей камень вместе с прп. Антонием был сорван с места
 и чудесным образом волнами донесен до реки Волхов, а затем вынесен на берег неподалеку от Новгорода. Придя в
 город, Антоний, который не знал русского языка, встретил человека, говорившего на латыни. От него святой и узнал,
 в какую страну привела его Господня воля. Вернувшись на камень, преподобный остался при нем и постепенно,
 общаясь с местными жителями, выучил русский язык. Свт. Никита, архиепископ Новгородский, благословил прп.
 Антония создать на этом месте монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, так как именно в канун этого
 праздника преподобный был принесен волнами. В 1131 прп. Антоний по желанию братии был поставлен игуменом
 монастыря. Шестнадцать лет он управлял обителью, наставляя и назидая иноков. Перед кончиной он назначил
 преемника прп. Андрея. Св. Антоний мирно скончался и был погребен в монастырском храме. Мощи преподобного
 были обретены в 1597. Камень, на котором прп. Антоний приплыл на Русь, хранится в Рождественском соборе
 Антониева монастыря в Новгороде. Память прп. Антонию отмечается 3/16 августа.
 
  АНТОНИЙ СИЙСКИЙ, иеромонах, святой (1478-7.12.1556), с детских лет желал посвятить себя иноческой
 жизни. Но родители его, зажиточные и благочестивые крестьяне, не хотели расставаться с сыном, и он прожил с ними
 до самой их смерти, постигая премудрость Божию чтением священных книг и иконописанием. Оставшись сиротой, он
 не сразу решился отвергнуться мира и, переехав в Новгород, поступил на службу к одному боярину. Тот, заботясь о
 красивом и одаренном юноше, уговорил Андрея жениться. Однако год спустя его жена умерла, а Андрей, увидев в
 этом перст Божий, отдал свое имущество бедным и принял иноческий постриг с именем Антоний. Через несколько
 лет Господь привел подвижника на безлюдный Михайловский полуостров на р. Сие, где прп. Антоний с учениками в
 1520 заложил монастырь, ставший впоследствии одним из самых знаменитых на Руси. Когда, преодолев
 первоначальные лишения и бесовские козни, монастырь начал благоустраиваться и украшаться, св. Антоний оставил
 его управление на опытного инока и удалился в еще более глухое место на Дубницком озере. Здесь подвижник
 поставил хижину и часовню св. Николая Чудотворца и подвизался в безмолвии, молитве и трудах: рубил лес, сеял
 ячмень, молол муку и питался от дел рук своих, отсылая лишний хлеб в монастырь. По прошествии некоторого
 времени прп. Антоний был вынужден вновь принять руководство своей обителью, где и мирно скончался в возрасте
 79 лет, из которых тридцать семь провел в пределах Сийских. Память прп. Антонию отмечается 7/20 декабря.
 
  АНТОНИЙ ХРАПОВИЦКИЙ (17.03.1863-10.08.1936), церковный и общественный деятель, богослов и духовный
 писатель. Послужил Достоевскому прообразом Алеши Карамазова. С 1890 ректор Московской Духовной академии.
 Один из основателей Союза Русского народа (1905). Духовно окормлял патриотические организации в центре и на
 местах. В 1915 выступал за присоединение Константинополя и св. мест к России. В 1917 один из кандидатов в
 патриархи. После отъезда за границу сыграл выдающуюся роль в создании Русской Православной Церкви в изгнании,
 став ее бессменным руководителем, первоиерархом. Мужественно выступал против сатанинских учений иудаизма и
 масонства. Подписал Соборное послание, в котором масонство осуждалось как преступная организация, а
 нераскаявшиеся члены ее подлежали отлучению от Церкви. На запрос судьи Бернского процесса о Сионских
 протоколах ответил: Смысл и направления Протоколов Сионских мудрецов во многих отношениях соответствуют
 учению и мировоззрению мирового еврейства... Линия поведения соответствующего направления имеется в
 руководящих кругах мирового еврейства, и, как собственно показала русская революция, действия и устремления
 еврейства часто вполне соответствуют содержанию так называемых Протоколов Сионских мудрецов .
  Сочинения Антония Храповицкого собраны в 7 томах (Нью-Йорк, 1963-69).
  О. Платонов
 
  АНТОНИЙ ЧЕРНОЕЗЕРСКИЙ, преподобный (XVI в.). Прп. Антоний Черноезерский был основателем
 монастыря на берегу Черного озера, на Новгородском севере. Св. мощи его покоятся в церкви упраздненной его
 обители.
  Память прп. Антонию отмечается 17/30 января.
 
  АНТОНОВ Михаил Федорович (р. 16.12.1927), русский публицист, основатель и руководитель Союза духовного
 возрождения Отечества (1989), поставившего перед собой задачу проведения культурно-просветительских вечеров и
 лекций. В к. 1980-х н. 90-х деятельность этого Союза внесла заметный вклад в русское патриотическое движение.
 По своему мировоззрению М. Ф. Антонов относится к так называемым национал-большевикам утопической струе
 русского патриотического движения, последователи которого пытаются объединить Нила Сорского и Ленина. По
 мнению Антонова, высшим взлетом народного самосознания в России в доленинский период было
 славянофильство, ленинский период , соответственным образом, был значительнее и положительнее, чем вся
 предшествующая история страны.
  О. П.
 
  АНТОНОВ Олег Константинович (25.01/7.02.1906-4.04.1984), авиаконструктор. Под его руководством создан
 ряд самолетов, в т. ч. транспортные турбовинтовые Ан-10, Ан-22 ( Антеи , грузоподъемностью 80 тонн), Ан-24 и др.
 
  АНТРОПОВ Алексей Петрович (1716-1795), русский художник. Учился с 1732 в Канцелярии от строений у А. М.
 Матвеева, с 1739 работал там же с И. Я. Вишняковым. В служебные обязанности Антропова входило, совместно с
 Синодом, наблюдение за состоянием иконописи. Участвовал в выполнении декоративных росписей дворцов в
 Петербурге (1744 50), его пригородах и в Москве, Андреевского собора в Киеве (1752-55).
  Антропов известен как портретист. Среди работ Антропова можно отметить как парадные портреты Петра III
 (1762), архиепископа С. Кулябки (1760), так и камерные портреты А. И. Измайловой (1759), атамана Ф. И.
 Краснощекова (1764), А. В. Бутурлина (1763), М. А. Румянцевой (1764) и др.
  Л. И. Вдовина
 
  АНТЫ, применявшееся византийскими писателями VI -VII вв. название восточнославянских племен в IV VII
 вв. Возможно, что это видоизменение общеславянского имени венты , вяты . Впервые название ант
 встречается в одной из керченских надписей III в. Основные сведения по истории антов содержатся в работах
 писателей VI VII вв.: Прокопия, Иордана, Агафия, Менандра, Феофилакта, Псевдо-Маврикия, Феофана. Точные
 географические границы применения наименования ант нельзя определить; наиболее важной исторически была
 область лесостепи от Карпат до Северского Донца, где известна т. н. черняховская культура , которую, по мнению
 многих исследователей, можно в основной части связывать с актами. Антские племена лесной зоны жили в IV VI
 вв. в условиях первобытнообщинного строя, а в лесостепной зоне у антов, вероятно, уже возникали классовые
 отношения. Акты в лесостепи знали развитое земледелие, оседлое скотоводство, добычу и обработку железа,
 высокоразвитое гончарство, основанное на технике гончарного круга, ювелирное ремесло, обработку камня, кости,
 ткачество и др. отрасли производства. Ремесло у антов уже отделилось от сельского хозяйства; известен ряд
 ремесленных мастерских (железоделательных, гончарных, ювелирных), которые работали на продажу. Росла
 внутренняя торговля, связанная с развитием ремесла, и внешняя (в частности, с Римской империей); возникло
 денежное обращение, для чего использовались серебряные римские монеты. На землях антов встречается много
 римских вещей (монеты, амфоры, стеклянная, металлическая и керамическая посуда, ювелирные изделия и др.).
  Для антского общества была характерна сельская община. Археологам известны обширные открытые, лишенные
 укреплений поселения антов, состоявшие из ряда отдельных домохозяйств. Имущественное расслоение у антов
 прослеживается по многочисленным кладам монет и драгоценных вещей (т. н. антские клады). Большого развития у
 них достигло рабовладение, причем принудительный труд рабов использовался непосредственно в хозяйстве.
 Византийские историки пишут о десятках тысяч военнопленных, захватывающихся антами с целью превращения их в
 рабов, но рабы у них пребывали в более мягких формах зависимости, чем в Византии. В III IV вв. у антов
 складывалось государство, не получившее завершения в последующее время. В письменных источниках VI VII вв.
 упоминаются политические деятели антов: князья ( рексы ) Боз, Ардагаст, Пирагост; дипломат Мезамир; вельможи
 Идарий, Келагаст; полководцы Хильбудий, Доброгаст, Всегорд и др. Предполагают, что имя Боза было известно
 автору Слова о полку Игореве , вспоминавшему время Бусово .
  По сведениям Прокопия, Менандра и др., анты имели военную организацию, выставляли войско в несколько
 десятков тыс. воинов. В IV в. анты вели упорную борьбу с готской державой Ирманарих. В 385 готский король
 Винитар (Витимир) стремился подчинить актов своей власти, но потерпел поражение. Позже ему удалось захватить в
 плен князя Боза и казнить его вместе с сыновьями и 70 вельможами. С н. VI в. анты вместе с родственными им
 склавинами вели наступление на балканские владения Византии и начали колонизацию Балкан. С к. VI в. анты вели
 войны с аварами (обрами). Имя антов в н. VII в. перестало упоминаться в письменных источниках. Место антов
 заняло новое и более обширное объединение Русь, ядро которой совпадало с наиболее развитыми землями антов.
  М. Брайчевский
 
  АНЧУТКА, в древнерусской языческой мифологии злой дух, живущий в воздухе и в воде, после принятия
 христианской веры одно из названий черта. В народе его именовали беспятый .
 
  АПОКАЛИПСИС (греч.: откровение), сообщение Бога о судьбах мира. Изложено в Евангелии (Мк. 13 гл., Лк. 21
 гл.) и книге Иоанна Богослова Апокалипсис . На основании этих книг создано христианское учение о конечных
 судьбах мира и конечной участи человечества. К концу мира произойдет поляризация сил добра и зла. Церковь будет
 существовать до самого Второго Пришествия. Евреи возвратятся в Израиль и восстановят храм. На земле установится
 единое мировое государство во главе с антихристом. Он воссядет в иерусалимском храме и объявит себя богом.
 Христиане и все, кто откажутся поклоняться антихристу, будут гонимы. Правление антихриста продлится 3,5 года,
 или 42 месяца, или 1260 дней (Откр. 12: 14; 11: 2, 3; 13: 5; 12: 6). В конце времен произойдет Армагеддон последняя
 битва антихриста с христианами. После этого придет Христос и установит свое владычество.
  О. П.
 
  АПОКРИСИС, сочинение против предателей Руси униатов инициаторов Брестской унии, расколовшей
 русский народ. Написано под псевдонимом Христофора Филалета, впервые издано в Вильно (1597). Автор обличает
 изменников веры и Русского государства, во имя корыстных интересов пошедших на сговор с Ватиканом и вздорной
 польской знатью. По мнению автора Апокрисиса , сговор этот вызовет народное восстание (что в свое время и
 произошло). Несмотря на жестокие преследования, книга широко распространилась в западнорусских землях и
 сыграла важную роль в борьбе с незаконными притязаниями католицизма.
 
  АПОЛЛОН , русский художественно-литературный иллюстрированный журнал, выходил в Петербурге с
 октября 1909 по 1917. Редакторы С.К. Маковский, барон Н.Н. Врангель, издатели С.К. Маковский и М.К. Ушаков. В
 ряде статей журнала искусство рассматривалось как форма служения Богу. С журналом сотрудничали многие русские
 художники, писатели и поэты.
 
  АПРЕЛЬ, четвертый месяц в году, древнерусское название цветень цветение садов. В.И. Даль в
  Толковом словаре приводит еще два названия этого месяца бредень и кветень .
  Русские крестьяне говорили об этом месяце так: В апреле земля преет. Апрель всех напоит. Апрель сипит и дует,
 бабе тепло сулит, а мужик глядит: что-то еще будет .
  Основные народные приметы по дням этого месяца были таковы: 1. Прп. Марии Египетской. Марьи пустые щи
 (запас капусты вышел). Захотел в апреле кислых щей! Если в этот день вскроется вода, то будет большая трава и
 ранний покос. Полагают, что в этот день просыпается домовой, и для того нужно обманывать друг друга; 3. Прп.
 Никиты исповедника. Никитин день. Водяной просыпается. Если у кого скотина не ко двору или не ведется, то
 полагают, что в этот день нужно водяному принести на жертву лошадь (утопить), чтобы умилостивить его: Вот тебе,
 дедушка, гостинец на новоселье, люби да жалуй нас! ; 5. Мч. Феодула. Федула Ветреника. Пришел Федул теплый
 ветер подул. На Федула пораньше вставай да оконницу отворяй (т. е. рамы выставляй)! Федул губы надул (ненастье).
 На Федула сверчки просыпаются; 8. Ап. Иродиона. Родивона Ледолома. Родивон воды принес, уставь соху перепахать
 овес. Полагают, что в этот день солнце встречается с месяцем и реки вскрываются. Коли встреча добрая хорошее
 лето, а худая плохое; 11. Сщмч. Антипы. Антипы Водопола. Полагают, что в это время реки очищаются ото льда;
 12. Св. Василия, еп. Парийского. Василий Парийский землю парит. Весна землю парит. Выверни оглобли, а сани на
 поветь; 23. Вмч. Георгия Победоносца. Юрьев день весенний. Егория вешнего. Егорий с теплом, а Никола с кормом.
 Егорий с водой (росой), а Никола с травой. Егорий с мостом, а Никола с гвоздем. Егорий с ношей (с кузовом), а
 Никола с возом. Не хвались на Егорьев день посевом, а на Николин день травой! В Егорьев день разве ленивая соха не
 выезжает. На Егория прилет ласточкам. На Юрия роса не надо коням овса. Юрий запасает коров, Никола коней.
 Юрий праздник пастухов (так как в его день выгоняют в первый раз скот в поле вербою с Вербного воскресения).
 Юрьева роса от сглаза, от семи недугов. Будь здоров, как Юрьева роса! Коли на Юрья березовый лист в полушку к
 Успению клади хлеб в кадушку. Яровой сей до Егорья или с Егорья. Богатый сыт и в Егорьев день, а бедный терпит
 до Спаса. Под Егорья вешнего не работают, чтоб волк овец не поел. На Юрья св. Егорий разъезжает по лесам на белом
 коне и зверям раздает наказы. Всяк зверь у Егорья под рукой. Что у волка в зубах, то Юрий дал. Егорий весну
 начинает, Илья лето кончает. Юрий работы починает, Юрий и кончает. На Руси два Егорья: холодный (26 ноября) и
 голодный (23 апреля). С Егорья хороводы, с Дмитрия посиделки. С Юрья по Семен день, Покров (сроки сделкам и
 наймам); 25. Святых жен-мироносиц и св. ап. и евангелиста Марка. Бабий праздник. На Марка прилет певчих птиц
 стаями; 27. Ап. и сщмч. Симеона, сродника Господня. Семена Ранопашца; 28. Ап. Ясона и мч. Максима. На Ясона
 ветер тепляк здоровяк. На Максима больных отпаивают березовым соком; 30. Ап. Иакова. Теплая ночь и звездная
  к урожаю, а ясный всход солнца ведрое лето.
 
  АРГУНОВ Иван Петрович (1729-1802), живописец. Учился у придворного петербургского художника Г. К.
 Гроота. С 1750-х управлял петербургскими, а с 1788 московскими домами Шереметевых. Писал в барочных
 традициях парадные портреты семьи Шереметевых и их ближайшего окружения. Выполнил ряд ретроспективных
 исторических портретов основателей рода Шереметевых и их ближайшего окружения. Наиболее интересны работы
 Аргунова, на которых изображены люди, равные или близкие ему по положению и мировоззрению: портреты четы
 Хрипуновых (1757), архитектора Ветошкина и его жены (1786 87), предполагаемый автопортрет художника и
 парный к нему женский портрет (1760-е). Из поздних произведений наиболее известен Портрет неизвестной
 крестьянки в русском костюме (1784). Несмотря на стесненность жесткими рамками волеизъявления хозяина,
 Аргунов в лучших своих работах показал себя самостоятельным художником.
  Л. Н. Вдовина
 
  АРДАТОВ, город в Мордовии, на берегу р. Алатырь (левый приток Суры). Население 10,2 тыс. чел.
 Основан в 1688 как село Новотроицкое, город Ардатов с 1780, жители занимались кожевенным и кузнечным
 ремеслами, пчеловодством, бондарством и др.
 
  АРДАТОВ, поселок городского типа в Нижегородской обл., на р. Леметь (бассейн Оки). Население 10 тыс. чел.
 Основан в 1552. В 1779 дворцовое село Ардатово преобразовано в уездный город Нижегородского наместничества.
 
  АРЕНСКИЙ Антон (Антоний) Степанович (30.06.1861-12.02.1906), русский композитор и музыкальный
 деятель. В 1882 окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции Н. А. Римского-Корсакова. Испытал
 влияние П. И. Чайковского. В 1882 95 преподавал в Московской консерватории. Среди его учеников С. В.
 Рахманинов. В 1895-1901 управляющий Придворной певческой капеллой. С 1901 концертирующий пианист и
 дирижер.
  Лучшие сочинения отмечены лирическими настроениями (оперы Сон на Волге , 1888; Рафаэль , 1985; романсы,
 две симфонии, фортепианное трио). В блистательной Фантазии на темы Рябинина (1899) использовал народные
 былинные распевы, обработав их в виртуозно-концертном стиле.
 
  АРЕФА ПЕЧЕРСКИЙ, затворник, в Ближних (Антониевых) пещерах (XII в.). Прп. Арефа хранил в своей келье
 большое богатство и никогда не помогал бедным. Но Господь, желавший по милости Своей привести его к покаянию,
 попустил ворам украсть у него все имущество. Тогда Арефа страшно ожесточился, стал роптать, и даже тяжкая
 болезнь не вразумила его. Он лежал уже в беспамятстве, как вдруг воскликнул: Господи, помилуй! Господи, прости!
 Все Твое, не жалею о сем . Придя в себя, он рассказал братии о своем видении: Пришли ко мне ангелы, пришел и
 полк бесовский, и начали они рассуждать об украденном у меня богатстве. Бесы говорили наш он, потому что
 хулил и роптал вместо того, чтобы благодарить Бога. Ангелы же сказали, что если бы я прославил Бога, то потерянное
 богатство вменилось бы мне в милостыню. Благодарение заменяет благое произволение. Услышав это, я возопил
 слова, которые вы все слышали. Тогда бесы исчезли, а ангелы, возрадовавшись, вменили мне потерянное серебро в
 милостыню и удалились . С тех пор прп. Арефа совершенно изменился, стал вести подвижническую жизнь и всегда
 благодарил Бога, говоря при этом: Господь дал, Господь взял, да будет благословенно Имя Господне . Нетленные
 чудотворные мощи св. Арефы свидетельствуют о том, что он угодил Богу.
  Память прп. Арефе отмечается 24 октября/6 ноября и 28 сентября/11 октября.
 
  АРЗАМАС, город в Нижегородской обл., на высоком правом берегу р. Тёша (приток Оки). Население 112 тыс.
 чел.
  Основан в 1578 как укрепленный город (вероятно, на месте древнейшего поселения мордвы-эрзя, разоренного в
 1366 ханом Булат-Темиром). С 1719 главный город провинции, входившей в Нижегородскую губ.; уездный город с
 1779. В 1802 62 в Арзамасе существовала первая в России провинциальная школа живописи (т. н. арзамасская
 школа), основанная живописцем А. В. Ступиным.
  В городе сохранились: Спасо-Преображенский собор (1643), Ильинская церковь (1746), Воскресенский собор
 (1814 42). В 60 км к юго-западу от Арзамаса находится Саровская Успенская пустынь.
 
  АРКАДИЙ ВЯЗЕМСКИЙ и НОВОТОРЖСКИЙ, преподобный (ск. 13.12.1077), ученик и келейник прп. Ефрема
 Новоторжского, архимандрита Борисоглебского монастыря, достиг совершенства в послушании и был подражателем
 его жизни. Св. мощи Аркадия почивают в Новоторжской обители под спудом.
  Память прп. Аркадию отмечается 14/27 августа (переложение мощей под спуд, 1798) и 13/26 декабря.
 
  АРМАВИР, город в Краснодарском крае, на левом берегу Кубани, при выходе ее из северных предгорий
 Большого Кавказа, в месте впадения в нее р. Уруп, Население 182 тыс. чел.
  Основан в 1839 под названием Армянский аул (для армянских беженцев из черкесских аулов); в 1848 получил
 название Армавир в память древней столицы Армянского царства. Город с 1914.
 
  АРМАГЕДДОН, место при подножии горы Кармил на севере Палестины, куда в конце времен соберутся войска
 антихриста для последней битвы с христианами (Откр. 16: 16).
 
  АРМИЯ, сухопутные вооруженные силы России, обеспечивающие целостность, самостоятельность и
 независимость Русского государства. Русская армия существовала на православно-монархических началах, и ее
 солдаты и офицеры именовались христолюбивым воинством. Как писал И.А. Ильин, воин именуется
  христолюбивым не только потому, что он член христианского государства, что его родина возрастает в
 христианском духе и что сам он призван оборонять христианскую веру; а еще и потому, что в любви к Христу и к
 преподанной им полноте совершенства он имеет живую основу своего личного духа, ею утверждает святыню своего
 личного Кремля, в ней почерпывает необходимую ему силу подвига и очищения. Здесь нет того внутреннего
 противоречия, которое пытаются усмотреть сентиментальные моралисты; напротив: меч духовно необходим человеку

<< Пред.           стр. 9 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу