<< Пред.           стр. 93 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  КИМРЫ, город в Тверской обл. Расположен на Волге, при впадении в нее р. Кимерки. Население 60,7 тыс. чел.
  Известен с 1546 как значительное торговое и ремесленное село. С XVIII в. был широко распространен
 сапожный промысел.
 
  КИНГИСЕПП. См.: ЯМБУРГ.
 
  КИНЕШМА, город в Ивановской обл. на правом берегу Волги. Население 102,3 тыс. чел.
  Впервые упоминается в 1429, когда была разграблена и сожжена татарами. В 1-й пол. XV в. опорный
 сторожевой пункт. Город с 1777. Кинешма один из старейших промышленных центров Верхнего Поволжья. С
 н. XVIII в. развивалось льноткачество (в 1758 была построена первая полотняная фабрика). В н. XVIII в. возникло
 хлопчатобумажное производство.
 
  КИОТ. - См.: ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ.
 
  КИПРЕНСКИЙ Орест Адамович (13.03.1782-12.10.1836), живописец и график, представитель романтизма.
 Из дворовых крестьян.
  С детства Кипренский проявил выдающееся дарование рисовальщика. В пятилетнем возрасте получил от
 своего барина вольную и был определен в Воспитательное училище при Петербургской Академии художеств, с
 1803 по 1809 стипендиат Академии. В 1805 удостоен золотой медали за картину Дмитрий Донской на
 Куликовом поле . С 1812 Кипренский член Петербургской Академии художеств, с 1828 жил в Италии.
  Кипренский писал преимущественно портреты. Лучшие из них относятся к 1820-м годам. Среди них:
 автопортрет (1809), портреты Е. П. Ростопчиной, Е. В. Давыдова, А. А. Челищева, графа Д. И. Хвостова, А. М.
 Голицына (1808 11), В. А. Жуковского (1816), А. С. Шишкова (1825), А. С. Пушкина (1827 лучший
 прижизненный портрет поэта). Работы Кипренского построены на контрасте света и тени и выражают сложный
 внутренний мир человека, его неповторимую индивидуальность.
  В. А. Федоров
 
  КИПРИАН МОСКОВСКИЙ, митрополит (ск. 1406), серб по происхождению, подвизался на Афоне. Своей
 благочестивой жизнью и образованием он обратил на себя внимание Константинопольского патр. Филофея,
 который в 1373 послал его в Литву и на Русь для примирения литовских и тверских князей со свт. Алексием. Тогда
 же Киприан участвовал в прославлении литовских (виленских) мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. В 1375,
 когда возобновилась вражда Литвы и Москвы, литовские князья просили патриарха поставить им митрополитом
 Киприана. Патр. Филофей рукоположил Киприана в митрополита Киевского, Русского и Литовского с тем, чтобы
 по смерти свт. Алексия он объединил обе части митрополии. Заняв в 1390 Московскую кафедру, свт. Киприан
 проявил себя мудрым блюстителем Церкви Божией, ревнителем государственного единства всей Русской земли.
 Человек высокой книжной культуры, знаток устава, святитель особенно заботился об упорядочении богослужения
 и иноческой жизни. Он рассылал по епархиям различные чинопоследования и уставные записки, исправлял в
 богослужебных книгах замеченные ошибки, перевел с греческого языка богослужебник, составлял жития святых,
 наставления по богослужебной практике, переписывал святоотеческие творения. В то время, при отсутствии
 книгопечатания, эта работа была настоящим подвигом. В 1472, при постройке нового Кремлевского Успенского
 собора, были обретены нетленными мощи трех святителей, митрополитов Киевских и всея Руси чудотворцев:
 Киприана, Фотия и Ионы.
  Память свт. Киприану отмечается 16/29 сентября и 27 мая/9 июня (перенесение мощей).
 
 
  КИПРСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. На о. Кипре, при церкви Пресвятой Богородицы,
 поставлен был на воротах образ Богоматери, представляющий Ее сидящей на престоле с Предвечным Младенцем и
 с двумя по сторонам Ее ангелами. Однажды аравитянин, проезжая мимо этой церкви, пустил в образ стрелу и
 попал в колено Пресвятой Богородицы на иконе, и в ту же минуту из раны потекла кровь в таком количестве, что
 обагрила землю. Аравитянин от ужаса бросился скакать домой, но, не доехав до дому, пал на пути мертвым. Эта
 икона явилась еще в 392 на острове и находится там в монастыре, устроенном на месте явления. Список с сей
 иконы был и в московском Успенском соборе, у левого столба, в богато украшенном окладе.
  Празднуется 9/22 июля.
  Прот. И. Бухарев
 
  КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич (22.03.1806-11.06.1856), один из виднейших представителей
 славянофильства. Родился в дворянской семье. Отец Киреевского был близок к масонским кругам XVIII в.; мать
  глубоко религиозная женщина, под влиянием своего родственника поэта Жуковского, была горячей
 поклонницей немецкого романтизма. Его отчим, Елагин, являлся почитателем Канта и Шеллинга. К двенадцати
 годам Киреевский знал в совершенстве немецкий язык, изучал древние языки. С 1822 слушал лекции в
 Московском университете, в частности, по философии Шеллинга.
  С 1824 Киреевский служил в архиве Министерства иностранных дел, где встретил ряд талантливых молодых
 людей, вместе с которыми основал философский кружок Общество любомудров . В 1831 Киреевский
 предпринимает поездку в Германию, слушает лекции Гегеля (с которым знакомится лично), Шлейермахера в
 Берлине, потом едет к Шеллингу в Мюнхен. По возвращении в Россию издавал журнал Европеец (1832),
 запрещенный на втором номере. Переходит от западничества к славянофильству. Существенным моментом в этом
 переходе служило обращение внимания со стороны жены на то, что идеи Шеллинга давно ей известны из
 творений свв. Отцов . И постепенно, как отмечает В. В. Зеньковский, Киреевский стал читать творения свв. Отцов,
 а затем у него завязались близкие отношения с духовными лицами.
  Особое значение имела близость имения Киреевского к Оптиной пустыни. Киреевский в каком-то смысле
 ближе к Церкви, чем Хомяков, он находился в постоянном общении с церковными людьми, особенно со
 старцами Оптиной пустыни. И если у Хомякова центральным понятием (не только в богословии, но и философии)
 является понятие Церкви, то для мысли Киреевского таким центральным понятием является понятие духовной
 жизни. Отсюда исходил Киреевский в своих философских размышлениях; в известном смысле, его главные
 построения базировались именно на понятии духовного опыта (В. Зеньковский История русской философии ).
 В работах к. 1830 50-х Киреевский развил философскую и социологическую систему, явившуюся теоретической
 основой славянофильства. Согласно Киреевскому, существуют две формы познания отвлеченно-рациональная
 (свойственная западноевропейскому миру) и полная, живая , включающая в себя, кроме рационального, также
 этический, эстетический и др. моменты. Совокупность моментов этого живого знания подчинена высшему
 познавательному акту религиозной вере. Эта форма познания в истинном и чистом виде свойственна
 православно-славянскому миру. Жизнь человека, группы наций основана на религии, которая определяет тип
 образованности и весь характер общества. Гибель западной цивилизации, пораженной язвой рационализма,
 неизбежна; ее может спасти только восприятие православно-славянской цивилизации, наиболее полно
 раскрывающейся в духе русского народа. Славянофильские идеи Киреевского тесно связаны с его учением о
 личности и с его антропологией (учением о духовной сфере как внутреннем ядре в человеке).
 
  КИРЕЕВСКИЙ Петр Васильевич (11.02.1808-25.10.1856), публицист, археограф и фольклорист. Видный
 деятель славянофильства, младший брат И. В. Киреевского.
  Детские годы, как и его брат, Петр провел в имении своих родителей в Калужской губ., получил солидное
 домашнее образование. В сер. 1820-х Киреевский установил литературные и дружеские связи с А. С. Хомяковым,
 С. П. Шевыревым, Д. В. Веневитиновым, вместе с братом входил в Общество любомудрия . Киреевский изучил
 семь иностранных языков, много переводил Байрона, Шекспира, Кальдерона. Первые литературные опыты
 Киреевского относятся к 1827 (с публикации в Московском вестнике изложения Курса новогреческой
 литературы ). В 1829 30 выезжал вместе с братом в Германию, где изучал немецкую философию. Свои
 славянофильские взгляды на историческое развитие России Киреевский изложил в статье О древней русской
 истории. Письмо к М. П. Погодину ( Москвитянин , 1845).
  В 1840-50-е Киреевский усиленно занимался собиранием и изучением памятников русского фольклора.
 Народные песни и сказания Киреевский начал собирать в 1831 в Московской, затем в Новгородской и Тверской
 губ. Некоторые из них (духовного содержания и свадебные) были изданы в 1847 56 в журналах и сборниках.
 Полностью изданы уже после его смерти ( Песни, собранные Киреевским , вып. 1 10, 1860 74, новая серия
 вып. 1 2, 1911 28). Киреевский собрал тысячи текстов лирических и исторических песен, народных былин. В
 этой работе Киреевскому помогали А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, В. И. Даль, Аксаковы и другие единомышленники-
 славянофилы.
  Подобно брату, П. В. Киреевский завещал похоронить себя в Оптиной пустыни.
  В. А. Федоров
 
  КИРЕНСК, город в Иркутской обл. Расположен при впадении р. Киренги в Лену. Население 16,2 тыс. чел.
  Основан как зимовье в 1630 в устье р. Киренги казаками из отряда В. Бугра, до 1665 наз. Никольский погост,
 затем Киренский острог. Значительный торговый пункт на транспортном пути из Илимска в Якутск, в 1650 здесь
 учреждены ярмарка и таможня. В 1639 Е.П. Хабаров построил близ Никольского погоста соляную варницу. Город
 Киренск с 1675. В к. XIX в. основным занятием населения было земледелие, в т. ч. огородничество и заготовка
 сена; работа на золотых приисках.
 
  КИРЖАЧ, город во Владимирской обл. Расположен на р. Киржач (приток Клязьмы). Население 24,5 тыс. чел.
 Известен с XIV в. Город с 1778. В XIX в. славились местное шелкоткачество и резьба по дереву. Сохранились
 архитектурные памятники XVI-XVII вв.; ансамбль Благовещенского монастыря с Благовещенским собором,
 Спасская церковь (1656).
 
  КИРИЛЛ БЕЛОЗЕРСКИЙ, игумен (1338-9.06.1427), в миру Косма, в юные годы оставшись сиротой, принял
 постриг в Московском Симонове монастыре. Но он хотел лишь монашеского уединения и подвижничества,
 поэтому и ушел в далекий Белозерский край (на северо-востоке Руси). У горы Мяуры, недалеко от Сиверского оз.,
 преподобный выкопал себе землянку и поставил крест, начав подвижническую жизнь. Вокруг него стали
 собираться ученики и последователи. Так возникла Успенская обитель (см.: Кирилло-Белозерский Успенский
 монастырь). Жизнь в ней отличалась особой аскетической суровостью, ничто не отвлекало братию от
 сосредоточенной молитвы. Преподобный обладал даром чудотворения наполнял сосуд вином, необходимым
 для св. Причастия, умножал он и хлеб, раздавая его всем нуждающимся. Св. Кирилл усмирял бури на озере, когда
 там шла ловля рыбы. Память прп. Кириллу отмечается 9/22 июня.
 
  КИРИЛЛ и МАРИЯ, родители прп. Сергия Радонежского (ск. ок. 1337), жили близ Ростова Великого, где
 отец его, боярин Кирилл, состоял на службе у князя. Супруги строго соблюдали церковные обычаи, любили храм
 Божий, заботились о странниках и убогих. Бог даровал им трех сыновей: Стефана, Варфоломея (будущего Сергия)
 и Петра. По церковным правилам, ныне почти забытым, ожидающие ребенка родители должны вести
 целомудренный образ жизни, пребывая в воздержании и усиленной молитве. Так и поступали прав. Кирилл и
 Мария, а их дети еще до появления на свет как бы предочищались, освящались и тем самым посвящались Господу.
 Особенно явственно это проявилось с Варфоломеем. Своих сыновей супруги воспитывали в законе Божием,
 благочестии и чистоте. Неудивительно, что они взрастили верными служителями Церкви и Отечества не только
 будущего игумена земли Русской прп. Сергия, но и Стефана, который, овдовев, также избрал монашескую стезю и
 был соработником сначала брату, а затем свт. Алексию, митрополиту Московскому. Состарившись, Кирилл и
 Мария приняли схиму в Покровском монастыре в Хотьково, где и провели остаток своих дней в приготовлении к
 вечной жизни. В давние времена верующие, шествующие в Троице-Сергиеву лавру, прежде чем припасть к раке
 прп. Сергия, молились у гроба его родителей, сила заступничества которых проявилась во многих чудотворениях,
 происходивших по молитве к ним.
  Память прпп. Кириллу и Марии отмечается 28 сентября/ 11 октября, 18/31 января и 6/19 июля.
 
  КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ Моравские, равноапостольные, учители Словенские, происходили из знатной и
 благочестивой семьи, жившей в городе Солуне (совр. Салоники в Греции). Св. Мефодий был военачальником и
 позже принял монашеский постриг в одном из монастырей Малой Азии. Св. Кирилл (Константин), отличавшийся
 необыкновенными дарованиями и прозванный Философом, получил в Константинополе превосходное
 образование, после чего принял монашество и был рукоположен в священники. Св. Константину часто
 приходилось отстаивать истину Православия. В Константинополе, в споре с иконоборцами, он защищал почитание
 св. икон. Ему приходилось вести богословские диспуты с мусульманами в Сирии и с иудеями в Хазарском
 каганате. В Крыму св. Константин вместе со св. Мефодием обрели мощи св. Климента. Вскоре свтт. Константин и
 Мефодий были посланы в Моравию (на территории совр. Чехии и Словакии) для проповеди там христианства. В
 Моравии в 863 св. Константин составил первую славянскую азбуку. Труды свв. братьев вызвали сопротивление
 немецких епископов, не допускавших богослужения на варварском языке. Защиту от них братьям пришлось
 искать в Риме. Папа Адриан благословил совершать богослужение по-славянски. В Риме 27 февраля 869 св.
 Константин скончался, приняв перед смертью постриг в великую схиму с именем Кирилл. Св. Мефодий был
 поставлен в архиепископа Моравии.
  Вернувшись туда, он был заключен немецкими епископами в тюрьму. Пробыв там два с половиной года, св.
 Мефодий был освобожден по приказанию папы Иоанна VIII. Много потрудившись, св. Мефодий скончался в
 апреле 885.
  Память равноап. Кириллу и Мефодию отмечается 11/24 мая; 6/19 апреля (свт. Мефодию); 14/27 февраля (свт.
 Кириллу).
 
  КИРИЛЛ НОВОЕЗЕРСКИЙ (Новгородский), преподобный (ск. 4.02.1532), происходил из дворянского рода
 Белых из г. Галича-Костромского. С детства полюбил уединение и, мечтая об иноческой жизни, в пятнадцать лет
 тайно ушел из дома во Введенский монастырь, что на р. Обноре, к прп. Корнилию Комельскому. Дороги он не знал,
 из дома не взял никаких припасов и шел, уповая на Господа и Его Пречистую Матерь.
  В пути юноше встретился старец-монах, который проводил его до обители, благословил и стал невидим.
 Настоятель принял юношу, обучил его основам монастырской жизни и облек в иноческий чин. Молодой инок
 ревностно исполнял послушания, постом и молитвою изнурял плоть, день и ночь учился слову Божию. Родители
 оплакивали сына как умершего, но, узнав о его подвижнической жизни, простили за ослушание и сами приняли
 монашеский постриг. Окрепнув духовно, прп. Кирилл с благословения игумена предпринял подвиг странничества,
 обходя св. места Русской земли. Он никогда не заходил в дома, не брал милостыни, ночи проводил молясь в
 притворах храмов. Как-то в Тихвинском Большом Богородицком монастыре ему явилась Пресвятая Богородица и
 велела идти в пределы Белозерские, на пустынный остров Нового озера. Преподобный поселился в указанном
 месте и поставил там две церкви в честь Воскресения Христова и Богородицы Одигитрии
 ( Путеводительницы ). Много искушений испытал он от бесов и злых людей, но все преодолел терпением и
 молитвой. Весть о его святой жизни распространилась повсюду, и к нему стала стекаться братия вскоре
 устроилась обитель. Святой, избранный настоятелем, до конца своих дней мудро управлял ею и служил для иноков
 образцом подвижничества.
  Память прп. Кириллу отмечается 4/17 февраля и 7/20 ноября (обретение мощей).
 
  КИРИЛЛ ТУРОВСКИЙ (ок. 1130 - не позднее 1182), епископ, духовный писатель, которого современники
 называли Златоустом, паче всех воссиявших на Руси . Кирилл прилежно изучал божественные книги и был
 начитан в них. Постригся в монахи, предавался аскезе, стал затворником, столпником . По просьбе князя и
 народа в 1169 стал епископом в г. Турове. Кирилл активно участвовал в политической и идеологической борьбе
 своего времени, возможно, в теологических спорах. В Сказании (XIII в.) сообщается, что он обличал лжеучение
 Федора, поставленного епископом кн. Андреем Боголюбским без санкции Киевского митрополита. Толкование
 притчи о Слепце и Хромце ( Притча о душе и теле ) является обличительным памфлетом против ростовского еп.
 Федора. Кроме того, Кириллу принадлежат слова на церковные праздники, каноны, молитвы, похвалы святым. В
 своих произведениях он опирался на византийские образцы знаменитых проповедников Иоанна Златоуста,
 Григория Богослова, Симеона Логофета, Епифания Кипрского и др., в его словах ораторское красноречие
 Древней Руси достигло расцвета. Кириллу Туровскому приписываются многочисленные произведения, из которых
 бесспорно ему принадлежат уже упомянутая Притча о душе и теле , Повесть о белоризце и о мнишестве ,
  Сказание о черноризском чине . Наиболее известны его слова , написанные на двунадесятые праздники и на
 воскресные дни пасхального цикла. Его творения, поражающие своей духовной красотой, показывают блестящее
 знание святителем греческого языка и святоотеческой литературы. Они составляли излюбленное чтение наших
 предков и были широко известны в других славянских странах. До нас дошли его двадцать четыре молитвы,
 покаянный канон и двенадцать проповедей, посвященных монашеской жизни и главнейшим праздникам.
  За год до своей кончины он вернулся на покой в свою обитель и окончил там свою жизнь в строгих иноческих
 подвигах.
  Память свт. Кириллу отмечается 28 апреля/11 мая и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице.
 
  КИРИЛЛ ЧЕЛМОГОРСКИЙ, преподобный, просветитель чуди (ок. 1285 8.12.1367), родился в г.
 Белоозере, двадцатилетним юношей поступил в обитель прп. Антония Римлянина в Новгороде, где шесть лет
 проходил различные иноческие послушания. После трехлетнего странствования по Северу поселился в дикой
 Каргопольской стороне. Здесь, по указанию свыше, избрал для постоянного пребывания гору Челму. Первую зиму
 провел в выкопанной тесной пещерке, затем построил келью и часовню. Питался он травами и овощами, которые
 сам и выращивал. Много скорбей пришлось испытать прп. Кириллу. Инока смущал дух злобы, но молитвой он
 прогнал нечистого. Преодолел святой и враждебность местных жителей: его светоносная жизнь и кроткие
 наставления расположили язычников к принятию св. крещения. Более полувека подвизался преподобный на
 Челме. К концу его жизни вся местная чудь была крещена. Для новообращенных христиан и собравшейся к нему
 братии прп. Кирилл устроил храм и обитель, освятив их в честь Богоявления Господня, как бы в вечное
 напоминание о принятом таинстве крещения и о явлении Господа в сердцах недавно еще не знавших Его людей.
 Скончался преподобный в глубокой старости и после смерти прославился чудотворениями.
  Память прп. Кириллу отмечается 8/21 декабря.
 
  КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКИЙ УСПЕНСКИЙ мужской монастырь, Новгородская еп., при г. Кириллове, на
 берегу Сиверского канала. Основан в 1397 прп. Кириллом, мощи которого почивали здесь под спудом в церкви его
 имени; пред серебряной ракой, на стене, находился образ прп. Кирилла, писанный учеником его прп. Дионисием
 Глушицким еще при жизни самого преподобного. Эта обитель, состоящая из двух монастырей Успенского
 (большого) и Ивановского (малого), имела 11 храмов, кроме приделов. Главный холодный собор во имя Успения
 Пресвятой Богородицы сооружен в 1498. Храмовая икона Успения писана иноком Андреем Рублевым. Здесь же
 находилась чудотворная Смоленская икона Божией Матери Одигитрии, пред которой молился прп. Кирилл, когда
 услышал чудесный голос, повелевающий идти на Белоозеро; эта икона богато украшена; оклад, чеканный
 серебряный, позолочен, обнизан жемчугом и усыпан драгоценными камнями; все это жертвы, собранные
 веками; празднование ей совершалось 8 июня и 28 июля. Теплый собор по имя Введения Пресвятой Богородицы
 построен в одно время с холодным, но переделан в начале прошлого столетия. В монастыре находились иконы:
 Успения Божией Матери и прп. Кирилла, писанные прп. Дионисием Глушицким. С северо-восточной стороны к
 монастырю примыкал особый холм, бывший местом подвигов прп. Кирилла. Здесь находился Ивановский
 монастырь, отделенный особой каменной стеной. Он был основан по случаю рождения вел. кн. Иоанна
 Васильевича. Здесь еще сохранялась деревянная часовня, сооруженная прп. Кириллом. В ней два деревянных
 креста, сделанных самим преподобным. Неподалеку от нее место, где преподобным была вырыта пещера для
 первоначального жития. В ризнице заслуживали внимания: духовное завещание прп. Кирилла и 13 келейных книг,
 писанные собственною его рукою, фелонь, подризник и другие его одежды. Монастырь служил местом заточения
 многих известных в истории лиц: здесь был пострижен неволею в иночество и содержался 5 лет под стражею кн.
 Василий Иоаннович Патрикеев-Косой (Вассиан Косой); патр. Никон здесь провел последние годы своего
 заточения. Ежегодно 28 июля с чудотворною иконой Одигитрии из монастыря совершался по городу крестный
 ход.
  С.В. Булгаков
 
  КИРИЛЛО-ЧЕЛМОГОРСКАЯ пустынь, Олонецкая еп., в окрестностях Каргополя, на горе Челм. Основана в
 1378 прп. Кириллом. В храме Богоявления покоились под спудом его мощи.
 
  КИРИЛЛОВ, город в Вологодской обл. Расположен на берегах озер Сиверское (пристань) и Долгое,
 соединенных протоками, в 8 км от пристани Горицы на Волго-Балтийском водном пути. Население 8,9 тыс. чел.
  Возник как слобода при Кирилло-Белозерском монастыре, основанном в 1397 и названном по имени
 основателя св. Кирилла Белозерского. В XV XVII вв. Кирилло-Белозерский монастырь был важным
 религиозным и культурным центром Русского Севера; в монастыре была одна из крупнейших библиотек России, в
 1601 насчитывавшая 1065 рукописных и старопечатных книг, действовали оружейная и иконописная мастерские.
 В годы польско-шведской интервенции в декабре 1612 выдержал штурм многочисленного польского отряда. Город
 Кириллов с 1776.
 
  КИРИЛЛОВ-БЕЛЫЙ НОВОЕЗЕРСКИЙ мужской монастырь, Новгородская еп., в окрестностях
 Белозерска, на Красном острове Нового озера. Основан прп. Кириллом ок. 1517. Вся обитель построена на сваях;
 монастырские ворота стояли в воде и кельи примыкали к ней. Мощи прп. Кирилла покоились в серебряной
 позолоченной раке в арке между соборною Воскресенскою церковью и приделом имени преподобного. На
 Кобылиной горе в Тихвинской церкви находилась весьма чтимая храмовая икона Богоматери, принесенная самим
 прп. Кириллом; сюда ежегодно бывал крестный ход. В монастырской ризнице находились: крест напрестольный,
 писанный, как гласит предание, на дереве гробовой доски прп. Кирилла и украшенный в 1679 золотым окладом, с
 жемчугом, деревянный потир преподобного, четки, рукописная псалтирь, бывшая в земле (17 лег, и гроб, в
 котором обретено было его тело.
  С.В. Булгаков
 
  КИРИЛЛОВ Иван Кириллович (1695-14.04.1737), русский государственный деятель, ученый. Происходил из
  священнических детей .
  С 1711 Кириллов начал работать в канцелярии Сената в Москве подьячим. В 1721 Кириллов получил чин
 секретаря Сената, а вместе с ним и потомственное дворянство, в 1727 обер-секретарь Сената. С этого времени
 Кириллов стал занимать заметное место в среде высшей бюрократии.
  Одним из направлений работы Кириллова было руководство топографо-картографическими работами. Ему
 удалось обеспечить систематическое проведение съемочно-картографических работ на огромной территории,
 собрать материал, послуживший основой Атласа Всероссийской империи (1734) и Атласа Российского (1745).
 Кириллов деятельно участвовал в организации 2-й Камчатской экспедиции во главе с Берингом. Особенно много
 он сделал для отправки академической группы экспедиции (Г. Ф. Миллер, И. Г. Гмелин, С. П. Крашенинников).
  Научные интересы Кириллова нашли выражение в труде Цветущее состояние Всероссийского государства ,
 написанном в 1727 (опубликован в 1831). Это было первое статистическо-географическое описание России, в
 котором был приведен не только описательный, но и большой цифровой и статистический материал,
 охватывающий разные стороны социально-экономической жизни России.
  В 1734 37 статский советник и бригадир Кириллов возглавил Оренбургскую экспедицию, задачей которой
 было изучение обширного края и укрепление оборонительной линии по рекам Оби и Яику. Кириллову удалось
 организовать разведку полезных ископаемых, начать строительство 20 крепостей и ряда заводов.
  Л. Н. Вдовина
 
  КИРОВ. - См.: ВЯТКА.
 
  КИТАЕВСКАЯ пустынь, Киевская еп., в окрестностях Киева, недалеко or Днепра, между двумя горами,
 окружена со всех сторон лесом. Основана (по преданию) в XII в. кн. Андреем Боголюбским. В XVII в. здесь был
 отшельнический скит, а в 1775 кн. Голицын устроил здесь деревянную церковь во имя прп. Сергия и кельи.
 Существовала трехпредельная каменная церковь во имя Св. Троицы, построенная иеромонахом Тихоном вместо
 обветшавшей Сергиевской церкви. Китаевская пустынь приписана к Киево-Печерской лавре и служила кладбищем
 для лаврской братии. Здесь находилась могила схимонаха Досифея, пользующаяся особенным уважением.
  С.В. Булгаков
 
  КИТЕЖ (Китеж-град), в древнерусских преданиях XIII в. город, чудесно спасшийся от татаро-монгольской
 Орды. При приближении Батыя Китеж стал невидимым и опустился на дно озера Светлояра. По русским поверьям,
 в городе спаслись и поныне живут только праведники, нечестивцы туда не допускаются, в отношениях между
 людьми царят мир и справедливость.
 

<< Пред.           стр. 93 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу