<< Пред.           стр. 6 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 Похудеть? Легко!
 - Хорошо, скажите, что вам мешает умеренно питаться и поддерживать нормальный вес?
 - Я не могу умеренно питаться, вы должны были это уже понять, дорогой мой консультант, - с издёвкой ответила она, - я не могу поддерживать нормальный вес, ведь похудеть я пыталась не один раз, и ничего у меня не получилось, так как же я могу похудеть?
 И здесь моя схема, пока я собирал информацию о её симптомах, препятствиях и желаемом результате, пополнилась ещё несколькими записями: "не могу умеренно питаться", "не могу похудеть" - очевидно, это логический уровень Убеждений.
 Если теперь собрать всю информацию о симптомах и препятствиях и подумать о логическом уровне, то примерно получается следующее: проблема заявлена на логическом уровне Личностного своеобразия, и главными ограничениями являются убеждения. Из всего вышесказанного можно выделить некоторую склейку: я не могу похудеть, я не могу умеренно питаться и, следовательно, не могу создать нормальную семью, потому что я - полная. Вот такой комплекс убеждений присутствовал у Надежды.
 Очевидно, все стратегии, выявленные мной, и изменения должны быть направлены на то, чтобы изменить её представления об убеждениях и личностном своеобразии. И в этой ситуации логично было бы спросить, какой она себя представляет в своём желаемом результате, в своём будущем.
 В общем-то, с этого я и начал:
 - Вы сказали, что хотите быть 48-го размера. Представьте, что вы уже получили тот результат, который хотели, то есть самый лучший. Как вы себя ощущаете, кто вы по отношению к этому результату?
 Надежда, поразмышляв, ответила:
 233
 Андрей Плигин
 - Я хотела бы быть, если не красивой, то очень обаятельной женщиной, иметь красивое стройное тело, такое, чтобы мне самой нравилось.
 Про себя я подумал: "YES! Обаятельная женщина - это как раз уровень Личностного своеобразия, который нам нужен". Теперь как у НЛП-консультанта у меня уже была информация относительно симптомов, желаемого результата, препятствий, эффектов, и оставались всего лишь две точки: ресурсы и причины. Мне нужно было найти причину, из-за которой Надежда начала толстеть. Как вы могли прочитать в других главах, для этого я использую стандартную процедуру, на мой взгляд, более эффективную, чем другие. И попросил Надежду вспомнить, когда в первый раз она почувствовала, что полнеет. Она начала вспоминать и сказала, что в школе и институте помнит себя полной... После того, как Надежда это сказала, её пухленькое личико ясно прояснилось, и она выпалила:
 - Ах, да, очень давно мы переехали в другой город, так как в нашей семье произошло несчастье, и я сначала сильно похудела, а потом снова поправилась.
 Я спросил, когда это было, и Надежда ответила, что в десятилетнем возрасте она со своей семьёй переехала в Саратов, потому что её старшая сестра собралась поступать в театральное училище. Но позже произошло несчастье - умер отец Надежды, а мать потеряла работу. Сестра же к тому времени успела поступить в саратовское театральное училище. Нашей героине с матерью пришлось довольно долгое время жить у бабушки, так как сестре было предоставлено общежитие. Они в буквальном смысле голодали, живя в дряхлом домике близ Саратова.
 Здесь я заметил, что в речи Надежды снова появилось слово "голод", и решил уточнить:
 - Каким образом вы голодали?
 - Понимаете, - начала она, - мне, конечно, неприятно об этом вспоминать, но только ради вас и ради того,
 234
 Похудеть? Легко!
 I
 что вы обещали напоить меня чаем с тортиком, я отвечу на любые ваши вопросы, - улыбнулась Надежда. - У мамы не было работы, мало того, бабушка всё время переживала, что дома нечего есть, хотя у нас был огород, на котором мы работали всё лето, да так работали, что у меня даже мозоли появлялись. Это продолжалось примерно года полтора. Мы питались исключительно натуральным хозяйством, только тем, что сами выращивали. Моя бабушка прошла всю войну, всё время рассказывала, как голодала, поэтому, когда в дом приходили гости, она пыталась поставить на стол всё, что было в доме, так как хотела всегда всех накормить.
 Я подумал, что получается интересная склейка с точки зрения нейро-лингвистического программирования. То, что рассказывала мне Надежда, для меня было очевидным: в её семье появлялся устойчивый паттерн - в доме не хватало еды, и бабушка, которая для моей клиентки была очень значима, пыталась сделать так, чтобы никто из её семьи не голодал, как она во время войны. Это именно то, что мы унаследовали от нашего старшего поколения, для которых появление гостей означало обильно накрытый стол. В таких ситуациях я обычно размышляю, почему у людей, живущих в России, любой праздник ассоциирован с богато накрытым столом. Скорее всего, это и есть последствия Великой Отечественной войны, потому что самым ценным тогда для старшего поколения была еда.
 Очевидно, что у Надежды после периода голодания в детстве заякорилось стремление организма накапливать еду. И, конечно же, в рамках одной сессии у меня не было возможности подробно расспросить обо всём, что говорила бабушка, и как это происходило в действительности. Но из краткого рассказа Надежды стало ясно: в тот момент слова "голод", "еда", "накормить" и т. д. были ключевыми ценностными словами в том окружении, в котором росла
 235
 Андрей Плигин
 девочка. И, видимо, это стало мощным, глубинным якоре-нием, как мы любим говорить в НЛП, импринтом.
 - Потом мама пошла работать, - продолжала Надежда, - через полтора года стала преуспевать, сестра училась уже на третьем курсе и тоже пошла работать, в результате денег в семье стало достаточно, и мы очень хорошо стали питаться. Мы даже приглашали гостей, устраивали вечеринки, и всегда это сопровождалось изобилием еды. Я даже вспоминаю время, когда вообще не могла наесться, это было намного хуже, чем сейчас.
 И тут у меня в голове что-то щёлкнуло, и я подумал: вот оно откуда - стремление организма накопить вес, иметь его про запас, потому что, скорее всего, бессознательно недостаток еды воспринимался Надеждой в качестве некоей угрозы для организма, для жизни. И, естественно, это было связано с рассказами бабушки о войне. Как для консультантов НЛП, нам важно понять намерения психики человека, почему он полнеет.
 Если бы я не стал ассоциировать свою клиентку в прошлые события и, по сути, делать фрагмент психоанализа (в самом хорошем НЛПерском смысле), то я вряд ли бы узнал, что в её судьбе есть веские причины для того, чтобы накапливать вес, для того чтобы справляться с угрозой, которая нависала над её жизнью и организмом.
 Чтобы в полном смысле пройти рамку НЛП-консуль-танта для сбора информации, не хватало ещё одного важного вопроса. Как, наверное, догадался мой читатель, это вопрос о вторичных выгодах. Я спросил Надежду:
 - Я понимаю, что мой вопрос поначалу может вас шокировать, - не успел я договорить этой фразы, как она перебила меня, непринуждённо сказав:
 - Слушайте, вы и так достаточно меня шокировали своими предыдущими вопросами, поэтому смелее, я уже привыкла, - и с добродушной улыбкой посмотрела на меня.
 236
 Похудеть? Легко!
 Я, улыбнувшись в ответ, продолжил:
 - Что могло быть в тот момент по-настоящему хорошего от того, что вы начали набирать в весе?
 Надежда задумалась, вспоминая прошлое, и ответила:
 - Ну, как, да ничего хорошего тогда быть точно не могло... Я даже не заметила, как потолстела, ведь это продолжалось 3-4 года, я становилась всё больше и больше... Кстати, когда мы уезжали из Саратова, я уже была пухленькой. Все думали, что это возрастное, какие-то незначительные изменения в организме, меня утешали, и никому не пришло в голову, никто и не замечал, что ем-то я всё подряд...
 И здесь я нашёл, наконец, каким образом стратегия "что вижу, то ем" встроилась в её жизнь. Стратегия, которая помогала справиться с существующей угрозой для организма - ни в коем случае не допустить чувства голода.
 - Ну, а всё-таки, подумайте, - попросил я, - что могло быть полезного, ведь практически из любой ситуации можно извлечь что-то полезное. Например, вас могли от чего-то освободить, уберечь.
 Сейчас я даже сам не помню, что конкретно ей рассказывал и объяснял, чтобы узнать о вторичных выгодах. Но примерно поняв, что я хочу от неё услышать, Надежда ответила:
 - В общем, да, когда я вернулась домой, сильно поправившись, мне было трудно подниматься на восьмой этаж, все видели, как это для меня тяжело, и старались дать какую-нибудь работу на дом. И ещё одна важная вещь, у меня есть двоюродная сестрёнка в Саратове, и она - инвалид: у неё одна нога была короче другой. Все общались с ней с особым теплом, заботой и всегда освобождали от всякой работы. И, если подумать, то я, таким образом, тоже могла получать дополнительное тепло и любовь, может быть, даже жалость, хотя ненавижу это чувство.
 237
 Андрей Плигин
 Из беседы с моей подопечной выяснилось, что у неё было несколько вторичных выгод. Первая, о которой мы узнали ещё тогда, когда она была девочкой, заключалась в том, что организм защищался и оберегал её. Вторая вторичная выгода - сострадание, освобождение от работы. Получалось, что вторичные выгоды стали хорошим способом накапливать вес. Теперь мне необходимо было подумать, какие ресурсы я буду использовать. Во-первых, важно было сделать "Интеграцию логических уровней", особенно поработать на уровне Личностного своеобразия, сделать якорение со встраиванием позитивной стратегии и шестишаговый рефрей-минг, изменив негативные убеждения. И ещё, очевидно, придётся сделать небольшую часть реимпринтинга. По этому плану я примерно и стал двигаться. Мы сделали "Интеграцию логических уровней", затем я сначала невербальным образом сделал Надежде несколько реф-реймингов. Потом - шестишаговый рефрейминг, найдя часть, которая ответственна за вес, поработал с удовлетворением вторичных выгод. А также с её позитивным намерением заботиться о себе и защищать свой организм - с точностью наоборот, в этом и заключается рефрейминг. Как теперь она сможет удерживать свой вес, поддерживать себя в хорошей физической форме, контролировать приём пищи. И после всего этого мы дошли до встраивания новой стратегии питания.
 Для встраивания новой стратегии питания нужно было выяснить несколько пунктов: каким образом она делает выбор и как понимает, что произошло насыщение. Для того чтобы встроить в её позитивную стратегию точку выбора, мы стали экспериментировать. Я просил Надежду представить, как она видит сам процесс еды. Выяснилось, что имеет она всего две точки: вижу и ем. Во время еды Надежда ориентирована, например, на разговор с каким-нибудь человеком. Обсуждая инте-
 238
 Похудеть? Легко!
 ресные темы, она не замечает, как ест. В этом смысле, по ходу появилась ещё одна идея: сделать "технику взмаха", подобно той, какую я делал с женщиной, хотевшей бросить курить, чтобы справиться с автоматическим поведением. Ведь в случае с Надеждой получалось то же самое: её рука автоматически тянулась за едой, и женщина ела, ела, ела... бутербродик, пельмешку, не в силах остановиться. Тогда я пришёл к выводу, что стратегию внешней ориентации нужно было поменять на внутреннюю. И стал задавать своей клиентке следующие вопросы:
 - Когда вы открываете холодильник и достаёте продукты, как понимаете, какой из них лучше, а какой - хуже?
 - Они все хорошие, и всё, что я достала, немедленно хочу съесть, - так же непринуждённо отвечала Надежда.
 Тогда я попросил её сфокусироваться на своих чувствах и представить, как она достаёт продукты из холодильника, ощущая при этом их вкус. И так проделывать с каждым вынутым продуктом. Потом сравнивать вкусы и решать, что же всё-таки больше ей хочется съесть в данный момент. Вообще, этот шаг нашей работы оказался самым непростым, потому что, как она сказала, "любит абсолютно всё". Но, в действительности, когда мы начали работать с кинестетическими субмодальностями, и я просил её обращать внимание на тонкости вкуса, оказалось, что Надежда всё же может выбирать и сортировать продукты по мере того, какой она больше хочет съесть.
 Далее я обратил внимание на то, как она ест в компаниях. Выяснилось, что, скажем, на дне рождения, когда на столе Надежда видит огромное количество блюд, кладёт себе каждого понемногу. И пока тарелка не будет опустошена, она не успокоится, ведь жалко же выбрасывать...
 Здесь мне снова пришлось сделать рефрейминг. Я её спросил:
 239
 
 Андрей Плигин
 - Что вам, действительно, жалко? Вы разве что-то потратили или приготовили из того, что находится в вашей тарелке? Ведь эта еда досталось вам даром.
 В процессе работы мне приходилось делать много ре-фреймингов, и в результате мы опять и опять проверяли, как работает её стратегия: Надежда, представляя, как смотрит на каждое блюдо, выбирает одно, пытается ощутить его вкус на языке, буквально жуя или надкусывая. Я должен был добиться того, чтобы моя клиентка научилась решать для себя, какой из продуктов или блюд она хочет больше всего. Как ни странно, её мысленные эксперименты длились около 5 минут, что говорит о том, как непросто ей было выбрать. Я заметил: в качестве одного из позитивных факторов, к которому привела наша работа, оказалось то, что Надежда стала медленнее есть, и сама фаза, сама стратегия растянулась. Наша героиня стала медлительной: пока она выбирает, то концентрируется на себе, на вкусе. То есть скорость, которая поддерживалась в прежней стратегии, изменилась. В этом смысле в НЛП есть хорошая базовая пресуппозиция: если в стратегии происходят хотя бы малейшие изменения, то она меняется полностью, потому что система является целостной. Поэтому даже те тонкие изменения, полученные мной, уже приводили к изменению стратегии Надежды: она становилась внутренне ориентированной, медленной во времени и получала всё большие шаги.
 И так мы представляли дни рождения, банкеты, приглашения и посещения гостей, предлагая выбрать из 10, 20, 30 различных блюд, лежащих на столе, те, которые она действительно хочет, а я каждый раз якорил точку выбора, так как хотел заякорить её именно на выбор. И одной из поведенческих проверок, свидетельствовавших о том, что эта точка стратегии встроилась, была следующая. Я спросил Надежду:
 240
 Похудеть? Легко!
 - Представьте, что сейчас вы находитесь вечером на своей кухне, что происходит?
 Я заметил, как она задумалась, изменились скорость и темп её речи, мышления, и медленно она сказала:
 - Я заглядываю в холодильник, думаю, всё ли мне нужно класть на стол, начинаю прикидывать, чего мне больше хочется, и выбираю только 2-3 продукта, которые я действительно хочу съесть.
 Я подумал: "Ура! Два часа, проведённые с клиенткой, прошли по-настоящему плодотворно". Мы добились того, что в первой фазе её стратегии появился выбор как в продуктах питания, так и во внутренних ощущениях и чувствах.
 Дальше мне предстояло изменить ещё один шаг: чувство насыщения. Обычно Надежда с огромной скоростью поглощала пищу, даже не до конца прожёвывая. И у меня мелькнула мысль, что необходимо сосредоточиться на том, как именно моя героиня вкушает пищу. Тут же я решил провести физический эксперимент. Предложив ей яблоко, я попросил, чтобы она заметила, как его ест (если вы помните, в стратегии главный вопрос "Как?").
 Если мы научимся контролировать процесс питания, то сможем контролировать и точку насыщения, а, может быть, получить даже точку выхода. Из очередного эксперимента стало ясно, что при общении мыслями она опять же была в разговоре, а не в еде. И здесь я попросил Надежду сосредоточиться на еде. Она удивлённо посмотрела на меня, доедая яблоко, и сказала:
 - Вы знаете, сейчас я даже мысленно вижу, как мои зубы пережёвывают кусочек этого яблока, - она стала более медленно жевать, - и чувствую, как то, что я нажевала, проходит по пищеводу, о, Господи, никогда об этом раньше не задумывалась... - мою клиентку аж передёрнуло. - А что, если попробовать таким образом выбирать еду?
 241
 Андрей Плигин
 - Замечательно, попробуйте, - улыбаясь, согласился я.
 Мы вернулись на шаг назад, и она уверенным тоном произнесла:
 - Знаете, я осознала! - Надежда просияла, как школьница, которая поняла новый материал. - Когда я представляю себе пережёванную пищу, как она спускается по пищеводу, то могу чувствовать: приятно это или нет.
 И тут моя клиентка так разошлась, что начала представлять продукты в пережёванном виде. Возможно, этот момент читателям покажется неэстетичным, но для неё это было очень важной частью новой стратегии. Она мысленно пережёвывала различные продукты питания, и в зависимости от того состояния во рту, Надежда получала дополнительный выбор, понимая, нравится ли ей такая пережёванная пища. Произошло невероятное: полностью изменилась стратегия её питания! Она начала в большей степени концентрироваться на еде. В общем-то, в первый вечер мы и поэкспериментировали. Я пригласил её в небольшой ресторанчик и заказал примерно семь разных блюд. Вы не поверите, но моя клиентка, используя свою новую стратегию, съела вдвое меньше, чем обычно, и сказала, что абсолютно наелась!
 Для меня такой результат оказался совершенно удивительным. "Эврика! - сказал я. - Кажется, я открыл стратегию, которая может помочь большому числу людей".
 Мы много разговаривали с Надеждой, обсуждая всё ту же самую стратегию. Она рассказала, что очень любит сало, но теперь, когда представляет его в пережёванном виде, жирным, обволакивающим язык, то тут же возникают негативные чувства. Из всего этого следовало только одно: Надежда, так заякорившись на пережёванной пище, теперь могла потреблять только те продукты, которые во рту выглядят более или менее эстетично.
 242
 Похудеть? Легко!
 Где-то через полгода, после завершения работы с Надеждой, мы встретились, и я был удивлён: моя бывшая клиентка носила 50-й размер одежды... Оказалось, что у неё появился бойфренд, и, кажется, скоро она выйдет замуж! И если это действительно произойдёт, то я стану почётным гостем. Здесь я улыбнулся и сказал, что обязательно понаблюдаю, как она будет есть в процессе своей свадьбы. Примерно через 4 месяца свадьба состоялась, позже Надежда родила ребёнка. Как большинство женщин, после родов она вновь поправилась, но потом, благодаря выработанной нами стратегии, снова стала стройной. И сейчас она поддерживает себя в хорошей форме, имея целый комплекс: использует новую стратегию, заключающуюся в выборе и контроле количества еды, немного ограничивая себя в калорийных блюдах, и делает гимнастику!
 Я хотел бы признаться своим читателям, что эта история помогла и мне справиться с одной сложностью. Потому что это был как раз тот самый редкий случай, когда я, работая со своей клиенткой, периодически думал о самом себе. С одной стороны, у меня не было серьёзных проблем с весом, я никогда не поправлялся до какого-нибудь большого размера, но вместе с тем могу сказать, что никогда не был очень стройным. Конечно, если только в детстве моя фигура была безупречна. Но в последнее время я не очень хорошо относился к своему организму: не имел определённой системы питания, ел в разное время, иногда очень много, и тоже начал набирать вес. Доходило до того, что некоторые вещи мне стали маловаты, что, несомненно, меня мало устраивало. Даже один мой близкий друг, который просто не воспринимал полных людей, так и сказал: "Перестань толстеть!" Поэтому после работы с Надеждой я начал размышлять о себе самом, потому что это, наверное, закономерная вещь: когда ты находишь новые инстру-
 243
 Андрей Плигин
 менты, помогающие людям, то непроизвольно хочещь применить их по отношению к себе.
 Когда же я сделал ревизию своего собственного питания, то выяснилось, что у меня своеобразно работает фаза, когда я испытываю насыщение. А происходит оно у меня тогда, когда я слегка переедаю. Моему желудку становится неуютно и будто бы его распирает. Я никогда не довожу это чувство до экстремального, но всегда помню одну хорошую народную мудрость: начинайте и заканчивайте еду, оставаясь слегка голодными. С другой стороны, как НЛП-консультант я думаю, что вряд ли нужно завершать принимать пищу, испытывая именно голод, потому что тогда организм может научиться, следуя логике всех моих клиентов, имеющих подобные проблемы, запасать, таким образом защищаясь.
 Но вместе с тем я думаю: завершать еду нужно тогда, когда это действительно становится приятным. Я заметил, что когда прихожу на дни рождения и вижу огромный выбор еды, то, увлекаясь разговорами, могу переесть. У меня никогда не было сложностей с выбором, но вместе с тем я способен перепробовать очень многие блюда. Ведь этот салатик предложили, другой, третий, вроде и отказаться неудобно, и оставить полную тарелку - тоже. Я решил, что нужно изменить стратегию не столько выбора, сколько соглашения с людьми, предлагающими на пробу различные блюда, то есть, другими словами, научиться отвечать, а это уже сложности коммуникации. "Ой, ты знаешь, салатик, наверное, очень хороший, но мне хочется вот это больше..." То есть говорить человеку, предлагающему тебе что-нибудь попробовать, что ты уже выбрал определённое блюдо, размышляя над тем ассортиментом, который есть на столе. Я начал использовать стратегию Надежды, и в случае с днями рождениями она оказалась для меня удивительно приемлемой: я научился завершать трапезу, испытывая только приятные чувства.
 244
 Похудеть? Легко!
 Когда я стал замечать, каким образом организован мой день, то, как и у большинства людей, которые много работают (а я отношу себя именно к этим людям), прояснилась ещё одна сложность, которая, как выяснилось позже, была у многих моих клиентов и которую я не замечал. Получается, что люди мало едят за завтраком, очень много - за обедом и не меньше - за ужином. После того, как я помог самому себе, я предлагаю небольшой тест своим клиентам, имеющим сложности с весом. Я делю лист бумаги на три части и предлагаю записать, что было съедено за завтраком, обедом и ужином, и прошу поставить время (получается линия времени относительно еды) и сделать экспресс-диагностику: вспомнить всё, что они съели, и сравнить объём и калорийность съеденной пищи. Конечно, для меня это не являлось новостью, потому что так делают многие диетологи и врачи, но мне никогда не приходило в голову делать это как НЛП-консультанту.
 Ведь часто врачи видят одну сложность, советуя всем стандартную процедуру, а, как известно, психология утверждает прямо противоположное: не бывает стандартных людей, каждому нужна своя диета, свои методики, другими словами, необходим личностный подход. Тогда я спросил самого себя: "Как мне было бы рационально и удобно распределить еду?" И пришёл к выводу, что было бы полезно и интересно научиться много есть на завтрак, чтобы в течение дня чувствовать себя сытым, и примерно столько же есть на обед, и, может быть, обходиться очень лёгким ужином. И я решил поэкспериментировать с самим собой. Но это оказалось не так-то и просто. На уровне устойчивых и жёстких якорей я приучил себя очень мало есть за завтраком, много потреблять пищи за обедом и ещё больше - за ужином, впрочем, как большинство людей.
 Тогда я решил перевернуть эту пирамиду наоборот. И понял, что нужно переякорить ужин - завтрак, то есть
 245
 Андрей Плигин
 поменять их местами. Ведь, если я буду съедать за завтраком примерно столько же, сколько съедал бы за ужином, то правомерно предположить, что все "утренние" калории просто сойдут на нет в процессе дневной активности. Ещё я понял, что здесь необходимы, как минимум, две дополнительные стратегии. Одна из них - научиться общаться со своими близкими, которые к вечеру наготовили много всего вкусного для меня.
 Я начал всё делать постепенно, так как знал, что любое изменение должно быть постепенным и экологичным. В первую очередь, я объяснил свою стратегию домашним, и мы вместе поговорили о том, что если они будут продолжать меня уговаривать так питаться, то я никогда не смогу стать стройнее. В действительности, оказалось, что еда для моей семьи имела огромное значение, ведь это возможность каким-то образом заботиться обо мне; для них ужин - это не только забота, но и предлог посидеть вместе в кругу семьи, сорганизовывая хорошее общение и замечательный досуг. Исходя из этого, мне пришлось всем своим близким сделать рефрейминг смысла: если они помогут перестроить моё питание вечером - это и будет настоящей заботой обо мне. Теперь мне нужно было найти замену. Помните историю о кружке с чаем, заменившей сигарету? Необходимо было придумать что-нибудь похожее для моего ближайшего окружения, которое позитивно реагировало бы на изменения, происходившие в моём питании. Мы иногда стали собираться вместе, чтобы посмотреть видео, поиграть в лото или попить чаю. Мы даже накупили около 20-ти различных сортов чая, чтобы организовать дома своеобразную чайную процедуру, за которой мы мило беседуем и проводим столько же времени, сколько раньше проводили за ужином.
 Я также пришёл к выводу, что нужно сохранить примерно то же состояние сытости вечером, которое у меня
 246
 Похудеть? Легко!
 было до изменений. И сам для себя придумал интересную диету. Что же такого я могу есть вечером, чтобы, с одной стороны, это было низкокалорийным, а с другой стороны, лёгким и быстро переваривалось? Конечно же, фрукты и овощи! И ещё я открыл интересный факт: если перед едой выпить слабогазированной минеральной воды, то чувство голода уменьшается, так как она создаёт определённое насыщение в желудке. Я стал есть нарезанные фрукты вечером вместо тяжёлой еды. Вспомнив, что моя клиентка была очень сконцентрирована на внешних факторах, и как ей помогло внутреннее сосредоточение, я стал представлять себе, как наедаюсь и насколько вкусна пища. Так происходило примерно 3-4 недели. А как психолог я знаю, что 3 недели - это минимальный срок, который нужен для того, чтобы наша психика приучилась к новому поведению и состоянию. И произошло чудо! Через 3 недели мой организм абсолютно перестроился: всё, что я съедал за ужином, теперь легко съедалось на завтрак, причём каждый раз я постепенно менял пропорции. И, в конце концов, сделал ужин 50/50: 50 процентов овощей и фруктов, 50 процентов мяса, а по калорийности это вдвое меньше, чем было раньше.
 Таким образом, я нормализовал свою систему питания, и резко изменился мой вес: я похудел примерно на полтора размера. Те, кто общается со мной сейчас, могут легко подтвердить, как уже немалое время я поддерживаю замечательные изменения и даже забыл, что когда-то мне пришлось самому с собой работать.
 В качестве завершения я хочу дать советы всем тем, кто желает постройнеть и научиться контролировать собственный вес. Думаю, эти простые выводы вполне можно эффективно использовать, не обращаясь к психологу-консультанту.
 Первое, что следует знать: всё зависит от того, какие стратегии включены в ваше поведение; у каждого из
 247
 Андрей Плигин
 нас они собственные и неповторимые, поэтому нужно думать о том, как мы едим, как относимся к своей физической форме, насколько активный образ жизни поддерживаем. Я уверен: если по-настоящему профессионально проанализировать эти факторы абсолютно любому человеку, даже тому, мозги которого засорены мыслями о том, что у него неправильный обмен веществ, или нарушены гормональные реакции, или что-нибудь в этом роде - можно помочь!
 Второй очень простой вывод: невозможно поддерживать положительный результат только с помощью одного метода. Люди часто используют какую-нибудь одну методику, преуспевают и продолжают ожидать всё больших результатов. Но каждая методика имеет свои ограничения, поэтому ожидания не оправдываются, и люди отказываются от метода. И тогда всё возвращается обратно в ещё худшем виде.
 Третий вывод, который был бы полезен всем моим читателям, заключается в том, что полнота - это комплексный симптом, поэтому необходимо подобрать целый комплекс влияний и удерживать его на протяжении длительного времени, чтобы приучить свой организм и чтобы все якоря, которые поддерживали старые стратегии, могли измениться и превратиться в новые.
 Мой опыт показывает, что для некоторых людей период работы над собой продолжается около 6-8 месяцев, и я не встретил ещё ни одного человека, у которого желаемые изменения происходят за 3 недели. Очень важно, всё-таки добившись уменьшения собственного веса, постараться удержать такой результат.
 Люди часто ищут ответы в наследственности, в обмене веществ, в чём угодно, кроме как в собственном восприятии самого себя, собственном мышлении, собственной психологии.
 Стройнейте на здоровье!
 248
 
 
 Как я начал создавать собственные техники НЛП...
 Как я начал создавать собственные техники НЛП, работая с комплексным симптомом
 ...Пьяница молча сидел и смотрел на выстроившиеся перед ним полчища бутылок - пустых и полных.
 - Что это ты делаешь ? - спросил Маленький принц.
 - Пью, - мрачно ответил пьяница.
 - Зачем?
 - Чтобы забыть.
 - О чем забыть ? - спросил Маленький принц, ему стало жаль пьяницу.
 - Хочу забыть, что мне совестно, - признался пьяница и повесил голову.
 - Отчего же тебе совестно? - спросил Маленький принц, ему очень хотелось помочь бедняге.
 - Совестно пить!- объяснил пьяница, и больше от него нельзя было добиться ни слова.
 И Маленький принц отправился дальше, растерянный и недоумевающий.
 "Да, без сомнения, взрослые очень, очень странный народ", - думал он, продолжая путь.
 А. де Сент-Экзюпери
 "Взрослые (и люди вообще) действительно очень странный народ", - мог бы повторить за Маленьким принцем любой НЛП-практик, занимающийся психологическим консультированием. Зачастую нам приходится сталкиваться со случаями, для работы с которыми сложно подобрать одну определенную технику. Это может оставить начинающего консультанта в растерянности и недоумении, подобно герою Экзюпери, страстно
 251
 Андрей Плигин
 желающему помочь своему "клиенту", но не знающему как это сделать. Как быть, если мы имеем дело, например, с человеком, который потерял кого-то из своих близких, и нам трудно обойтись такими техниками, как "Изменение личностной истории" или "В/К-диссоциа-ция"? Как поступить, когда клиент испытывает очень сильное чувство вины за смерть другого человека в автомобильной аварии?
 Список таких вопросов легко можно продолжить. Для начинающего консультанта он может быть очень велик. В этом случае приходится иметь дело с тем, что мы называем комплексным симптомом. Искушенный опытом НЛП-консультант, скорее всего, скажет, что почти любая работа с клиентом представляется для него как работа с комплексным симптомом. Это действительно так, и мы много говорим об этом на своих семинарах. Сейчас вы узнаете историю, после которой я сам начал придумывать различные техники.
 Однажды, когда я вел "продвинутую" группу НЛП, ко мне обратилась Нина - женщина в возрасте около 50 лет, врач по профессии, и с некоторой растерянностью и волнением начала рассказывать о том, что её сильно беспокоит:
 - Понимаете, недавно у меня случилось страшное горе: у меня умер муж..., - внезапно глаза её стали влажными. Нина достала платок и аккуратно вытерла набежавшую слезу. - Не знаю, как это могло произойти... Я должна была первой... понимаете... уйти первой...
 Я был просто потрясён, так как к подобному откровению был явно не готов. Я ощутил себя как-то неловко, попросил её успокоиться и продолжить свой рассказ.
 - Мы прожили вместе много лет, у нас есть замечательные дети. Муж был для меня всем..., - я почувствовал, что она снова вот-вот заплачет. Было видно, как чувство горечи переполняет её. - Я не могу находиться
 252
 Как я начал создавать собственные техники НЛП...
 в своей квартире, мне становится душно... я задыхаюсь без него, понимаете?
 Женщина говорила отрывисто, с небольшими паузами, но то, что я услышал дальше, вывело меня из равновесия.
 - Ведь это я во всём виновата, только я... Я же врач, но так и не смогла ничего сделать... Жизнь потеряла для меня всякий смысл... Зачем мне жить дальше?
 Было предельно ясно, что после смерти мужа Нина испытывает сильнейшее чувство вины. Ещё раз я попросил её успокоиться и описать, что она обычно вспоминает. Нина "постоянно видела эти черно-белые фотографии похорон" (фотографии, которых никто не делал!) - фотографии того, как опускается гроб. К тому же, когда женщина начинала вспоминать о смерти мужа, то первое, что приходило ей на память, была картина того, "как он мучился перед смертью", а она "ничего не могла сделать".
 Я попросил ее дать метафору этого состояния. Она сказала, что это "что-то сжавшееся" у нее внутри, "очень плотное, тяжелым грузом лежит на сердце" и не дает ей жить. И когда она об этом думает, то "не знает, как ей быть дальше", хотя, по её словам, она еще молода и довольно хорошо выглядит. Забывается Нина только на работе, с пациентами, и ей становится легче, а дома охватывает такое чувство подавленности и тревоги, что иногда даже сложно идти на работу и приходится брать больничный, хотя находиться дома для неё тяжелее всего. "В такие моменты, - удрученно сказала она, - я даже детей видеть не хочу".
 В случае, когда у клиента наблюдается комплексный симптом, я понял, что имеющихся техник недостаточно, и нужен инструментарий по созданию техник в "сложных" случаях. Можно заметить, что при построении любых техник НЛП прослеживается
 253
 Андрей Плигин
 один общий принцип, который мы называем в НЛП принципом контрастного анализа: всегда необходимо иметь две полярные противоположности - симптом и желаемый результат.
 На этом принципе основываются почти все техники НЛП. Например, пусть мы имеем нересурсные субмодальности, а нам необходимо получить ресурсные. Тогда мы сравниваем, находим контраст, выделяем критические субмодальности, а затем делаем изменения. И так - везде. Например: "Найдите желательную стратегию и нежелательную. Посмотрите, в чем разница, и сделайте изменения", - вот именно об этом я люблю говорить на Мастерском курсе, когда у студентов действительно много опыта консультирования. И здесь возможны два подхода.
 Первый - когда мы у самого клиента, основываясь на его опыте, выясняем, что для него является желаемым, а что - актуальным, или действительным, состоянием. Актуальное состояние - это симптом, а желаемое - это то, чего клиент хочет. Обычно при сборе информации НЛП-Практик задает уточняющие вопросы (метамоде-лирует) до тех пор, пока проблема не разрешается за счет сбора информации. И здесь чаще всего главным ресурсом изменений будет insite, который переживает человек в то время, как "раскладывает свой опыт по полочкам", отвечая на вопросы консультанта. Исходя из нашего опыта, сбор информации прекращается тогда, когда у консультанта возникает версия применения конкретной техники или набора техник, служащих для того, чтобы вывести клиента из актуального состояния и достигнуть желаемого результата. Если НЛП-Практик находит подходящие для этого инструменты, то все решается очень просто. В работе же с комплексным симптомом (далее - КС) этого обычно не происходит, потому что в этом случае либо не существует готовых техник НЛП, либо они находятся за пределами курса "НЛП-практик".
 254
 I
 Как я начал создавать собственные техники НЛП...
 Второй вариант действий, который я выбрал для себя, - это исследовательский подход: найти n-ое количество человек, уже справившихся с подобным КС, и на основе найденных обобщений смоделировать технику. Хотя здесь необходимо подчеркнуть: у нас нет гарантии, что у всех клиентов будет точно такой же КС. Практика подтверждает обратное, ведь КС - это не фобическая реакция, которая на уровне микростратегии почти у всех одинакова. Да и к тому же реальный клиент не будет ждать, пока мы проведем исследование.
 Даже если при анализе КС "ярлык" будет один и тот же (клиент может сказать, что это - страх, вина, обида, потеря и т. д.), и даже если мы решим, что этот случай подходит под некоторый стандарт, то в реальной ситуации все равно обнаружим, что за одним и тем же стандартным "ярлыком" у данного клиента могут стоять совершенно другие проявления и реакции. Чтобы избежать ситуаций, когда что-то важное может быть упущено, а также в случаях, когда это важное спрятано клиентом под какими-либо "ярлыками", я предлагаю воспользоваться стратегией, основанной на системном применении контрастного анализа.
 Имея значительную практику в техниках НЛП, я понял: чтобы получить полное и точное описание КС, нужно, прежде всего, разделить его на структурные элементы. Таким образом, я придумал таблицу сбора информации (см. в конце главы).
 Работа с ней основана на пресуппозиции, которую можно считать одной из важнейших в НЛП: если симптом и препятствие "вывернуть наизнанку", то всегда получится желаемый результат и ресурс.
 Сначала я предлагаю внимательно изучить симптом, используя уточняющие вопросы, а затем, "вывернув его наизнанку" и дособрав информацию о желаемом результате, скрупулезно заполнить следующую колонку табли-
 255
 Андрей Плигин
 цы. Контрастный анализ первых двух колонок позволяет определить необходимые для консультационного вмешательства форматы изменений (например, субмодальности, якорение, рефрейминг и т. д.). Зная, в каких форматах организованы основные техники курса "НЛП-Практик", можно подобрать ключевые фрагме-неты для конструирования новой для клиента техники. В качестве таких элементов могут быть выбраны: ключевой момент "взмаха", разговор с частью, просмотр черно-белого кино, ассоциация с мечтателем, определение мета-результата и т. д.
 Теперь остается только создать технику из этих кусочков. Для этого их можно "раскладывать" в разном порядке и искать наилучшую их последовательность, а также метафору, которая могла бы их объединить.
 Придумывая метафору, нужно иметь в виду, что она должна быть:
 ¦ понятной и приемлемой для клиента, иметь для него личностный смысл;
 ¦ ключевой идеей одного из конкретных форматов изменений; ;¦'
 ¦ удобным контекстом для всех остальных форматов и элементов техники, которые должны в нее легко "укладываться".
 Необходимо максимально использовать аналогии с личным опытом клиента, включая не только пережитый им опыт в реальности, но и переживания по поводу увиденного, услышанного, прочувствованного в жизни других людей - как реальных, так и вымышленных (персонажи театра, кино и т. п.).
 Таким образом, получается контекст для создания техники, в который укладывается наилучшая последовательность ее "кусочков".
 256
 Как я начал создавать собственные техники НЛП...
 Итак, вернемся к приведенному случаю из моей терапевтической практики и рассмотрим, каким образом стратегия работы с комплексным симптомом могла быть реализована в данной ситуации.
 После того, как Нина рассказала свою историю, я попросил женщину выйти, а нескольких человек из группы - дать описание своего состояния после потери кого-то из близких, исходя из своего опыта или из опыта других (что они об этом знают, слышали или читали). Рассказ Нины позволил получить необходимую информацию: прежде всего, контекст (то есть люди и вещи, имеющие отношение к данной конкретной ситуации). Его полезно знать для того, чтобы потом выстроить правильную технику.
 После того, как контекст был обозначен, мы проанализировали то, как организованы сенсорные модальности и ключевые субмодальности. Рассмотрев их организацию, мы в данном случае отметили, что здесь произошла склейка визуальных и кинестетических субмодальностей, наподобие случаев с фобией (туманные черно-белые картинки и негативная кинестетика).
 Переходя к характеристикам состояния, в котором находилась Нина, мы видим, что она была прочно и постоянно ассоциирована: фокус внимания ориентирован вовнутрь, и это внимание было в значительной мере центрированное, когда человек видит не весь контекст, а сконцентрирован на его части. Скорость возникновения этого состояния - высокая, как и в случае с фобиче-ской реакцией; устойчивость, интенсивность и частота тоже достаточно высоки.
 Здесь нам необходимо напомнить о том, как работает контрастный анализ, а именно: если для симптома характерны мгновенность возникновения и многократность повторения, то в этом случае наиболее приемлемой для использования является "техника взмаха".
 257
 9-3227
 Андрей Плигин
 Возможно, не на все вопросы относительно собранной информации найдутся ответы, но очень многое можно почерпнуть просто из рассказа клиента. Особое внимание необходимо уделять анализу на логических уровнях - и тому, что сказано, и тому, чего недостает. И если мы видим, что там не хватает цели, следовательно, нам необходимо проработать ее поиск.
 В моём примере муж для клиентки был более ценен, чем она сама, и Нина считала, что должна "уйти первой". Позже, отвечая на уточняющие вопросы, женщина пояснила, что он дал ей образование и, вообще, "дал ей счастье".
 На этом этапе необходимо подумать о вторичных выгодах и позитивных намерениях клиента, а также о том, как они связаны с ее/его личностным своеобразием. Здесь мы подходим уже к исследованию частей личности (возможно, это будет несколько личностных своеобразий).
 Весьма важны также время и позиции восприятия: так, у Нины это была первая позиция в настоящем (ассоциация в сцене похорон), а в будущем - вторая, которой не существовало (женщина была ассоциирована с мужем, которого нет). Это говорило о том, насколько тесно женщина была связана со своим прошлым, где для нее, очевидно, были важны и первая, и вторая позиция. Кроме этого, мы обращаем внимание на природу восприятия времени: каким оно предстает в сознании клиента - дискретным или непрерывным? Для Нины было характерно именно дискретное восприятие - отдельные моменты в виде фотографий.
 При работе с комплексным симптомом нам также необходимо особо обратить внимание на самый высокий логический уровень. После этого можно поразмышлять над тем, из какой простой комбинации техник может состоять терапия, и определить возможную стратегию зарождения симптома по модели Т.О.Т.Е. При этом нужно
 258
 Как я начал создавать собственные техники НЛП...
 обратить внимание на то, все ли точки присутствуют в этой стратегии, и на то, какими способами можно получить обратную стратегию.
 После того, как в описанном случае структура симптома была выявлена полностью, можно было подумать о форматах изменений, применяя контрастный анализ. Обращая внимание на ключевые слова моей клиентки и выявленные ранее полярные характеристики ("внутренний - внешний", "прошлое - будущее" и т. п.), можно создать перечень ключевых характеристик результата:
 ¦ внимание должно быть рассеянное и направленное вовне;
 ¦ кинестетика - позитивная;
 ¦ визуальные субмодальности - цвет, высокая четкость, движение;
 ¦ было необходимо, по крайней мере, нейтрализовать негативную кинестетику от картинок похорон;
 ¦ состояние - диссоциированное, позиция - третья; в будущем - первая; в расширенном позитивном прошлом - первая, вторая и третья;
 ¦ нужно было изменить негативное, дискретное восприятие прошлого на позитивное и непрерывное;
 ¦ а также перенести в будущее цель, счастье и обучение (КАК - на тот момент известно не было).
 В работе с клиентом при определении соответствующих форматов изменений можно обратить внимание на субмодальности, якоря, рефрейминги, работу на линии времени, позиции восприятия, диссоциацию и логические уровни. Важным является Т.О.Т.Е. преодоления кризиса - в данном случае, преодоления горя. И если мы не знаем, как построить такой Т.О.Т.Е., то можно обратиться к опыту клиента, чтобы найти в нём пример преодоления существующего кризиса, а затем осуществить перенос этой стратегии.
 259
 Андрей Плигин
 Однако затруднение может возникнуть при определении последовательности применения элементов этих техник, а также того, что могло бы их объединить. Для построения метафоры нужно вернуться к ядру симптома. В случае с Ниной его составляли убеждения и негативная кинестетика, запускающие воспоминания о последних днях жизни ее мужа, и острое чувство вины, возникшее у нее в результате его смерти. Это были воспоминания, четко оформленные в виде картинок, даже имеющих рамки (воспоминания о похоронах). Изучение данного травматичного опыта очень напомнило мне метафору просмотра альбома цветных семейных фотографий. С одной стороны, эта метафора появилась как полная противоположность метафоре моей клиентки, ее статичным черно-белым снимкам, относящимся к фиксированным нересурсным прошлым состояниям, которые заслоняли для нее будущее. С другой стороны, моя метафора позволила создать общий контекст для интеграции элементов всех техник, полученных нами на предыдущих этапах. Прежде всего, этот альбом дал возможность работать на линии времени, не погружая клиента в угрожающие нересурсные состояния - ведь фотографии из альбома, напротив, обычно фиксируют наиболее приятные моменты семейной жизни.
 Я попросил Нину мысленно открыть свой семейный альбом с фотографиями, и по моей просьбе ее бессознательное в течение получаса выбирало самые значимые ресурсные состояния, двигаясь от настоящего в прошлое. Затем я предложил ей выделить три самых важных, решающих события в своей жизни. Она назвала свадьбу, рождение ребенка и получение диплома. Далее я попросил ее перейти в метапозицию и ответить, за что она может быть благодарна своему му-
 260
 Как я начал создавать собственные техники НЛП...
 жу. Она вновь сказала, что благодарна ему за то, что он дал ей много тепла и счастья, детей, которые продолжают жить, образование, и вообще, всю жизнь заставлял ее быть активной и развиваться.
 Потом я попросил ее припомнить, была ли в жизни такая ситуация, когда она каким-либо образом теряла значимого для себя человека. Ситуация, когда она приняла это как данность, пережила эту потерю, и это не изменило ее активности и общего отношения к жизни. Она погрузилась в раздумья и, наконец, вспомнила, что после смерти любимой учительницы очень переживала на ее похоронах, но наутро испытала светлые чувства, осознав, что учительница исполнила свое предназначение и миссию. Тогда я предложил ей вернуться к моменту за несколько минут до того, как она это осознала, и поставил якорь. Делая это, я попытался заякорить целостный Т.О.Т.Е. преодоления данной кризисной ситуации. Затем я попросил ее вновь пережить тот момент осознания и ощутить, как можно принять уход человека, который исполнил свою миссию, и быть ему благодарной за это.
 На вопрос, чем было для нее это осознание, она ответила, что поняла: ей было необходимо выполнить СВОЮ миссию. И тогда я попросил Нину быстро просмотреть значимые события её жизни наподобие цветного фильма, включая похороны, и пережить затем свое "следующее утро", осознавая, как она могла бы принять смерть мужа.
 Этот опыт стал для нее сильнейшим коллапсом прошлых якорей: женщина проплакалась, потом почувствовала себя лучше и сказала, что все понимает, но все же "чего-то недостаёт".
 Тогда я попросил ее выйти в метапозицию и, еще раз осознав, что сделал для нее муж, представить, как он, если бы был жив, оценил ее нынешнее состояние и поведение. И здесь ее осенило: она сказала, что должна получить еще
 261
 Андрей Плигин
 одно образование и совершить много разных дел, в том числе более полно реализоваться в своей профессии.
 После этого я велел ей вернуться и поблагодарить своего мужа еще раз, а затем снова просмотреть фильм о событиях своей жизни с нарастающим чувством радости. В это время я постоянно ставил якоря с целью зафиксировать ее позитивные чувства при мысли о муже. Я просил ее снова и снова просмотреть эти фотографии в альбоме, а затем задал вопрос: что она могла бы сделать в ближайшие 10-15 лет, чтобы это нечто послужило достойным живым памятником ее мужу? Последовало затянувшееся молчание, а потом - фонтан идей относительно того, что она собирается совершить в дальнейшем.
 Тогда, по моей просьбе, она начала продвигаться в будущее. Нина останавливалась на каждом конкретном событии и благодарила, подчеркивая, что все это - в его честь. Она сделала это три или четыре раза перед тем, как я попросил ее вернуться назад и просмотреть все снова, размышляя над полученным опытом и описывая свои чувства. Она сказала, что думает о своем муже светло и с чувством благодарности, как о ком-то божественном. А спустя неделю она пришла и сказала, что ощущает огромный прилив жизненных сил и ясность относительно того, что надо сделать во имя его памяти.
 Таким образом, консультируя Нину, я создал технику работы с состоянием подавленности, возникшим в результате смерти близкого человека:
 1. Мысленно откройте свой семейный альбом с фотографиями и начните его рассматривать, двигаясь от настоящего в прошлое, особо останавливаясь на самых ярких и самых лучших событиях своей жизни. Выделите три самых значительных из них.
 262
 Как я начал создавать собственные техники НЛП...
 2. Диссоциируйтесь от опыта (выйдите в метапозицию). Ответьте на вопрос, за что вы можете быть благодарны ушедшему человеку? Что он для вас сделал?
 3. Припомните опыт, когда вы потеряли значимого человека, но этот уход вы прожили и приняли достаточно быстро.
 4. Ассоциируйтесь в этом опыте и заякорите стратегию, которая помогла вам понять и принять данную ситуацию.
 5. Посмотрите наиболее полный "фильм" о самых ярких и ресурсных событиях своей жизни, связанных с этим человеком. Остановитесь в тот момент, когда вы начнете осознавать, что человек уже ушел (возможно, это будет первое утро после его ухода).
 6. Задействуйте якорь осознания и принятия этой ситуации (см. шаг № 4).
 7. Из метапозиции осознайте, что ценного дал вам человек, с которым вы расстались.
 8. Подумайте, на секунду ассоциировавшись с этим человеком, что он посоветовал бы вам сделать в данный момент, если бы был жив? Как бы он расценил ваше нынешнее состояние? Примите его советы.
 9. Оживите самые ресурсные ситуации прошлого и в этом состоянии поблагодарите ушедшего человека за советы и общение.
 10.Снова просмотрите фотографии в альбоме и решите, как можно было бы пополнить его будущими фотографиями, то есть что можно сделать в ближай-
 263
 Андрей Плигин
 шие 10-15 лет, чтобы это послужило достойным живым памятником ушедшему человеку.
 11. Подумайте о будущих конкретных событиях и поблагодарите человека, подчеркивая, что все это - в его
 честь.
 12. Экологическая проверка.
 13. Подстройка к будущему.
 14. Поведенческая проверка, первые шаги. I .
 Данная техника может быть универсальной для решения подобной проблемы. Ее можно дополнить, а также изменить некоторые шаги в зависимости от собранной информации о КС конкретного клиента.
 264
 
 Андрей Плигин
 Лист для работы с комплексным симптомом
 (c) А. А. Плигин, 2000 ЭЛЕМЕНТ ОПИСАНИЯ ОПЫТА СИМПТОМ ЖЕЛАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ 1. КОНТЕКСТ, ОКРУЖЕНИЕ 2. ВНИМАНИЕ 3. СЕНСОРНЫЕ МОДАЛЬНОСТИ 4. СУБМОДАЛЬНОСТИ 5. ХАРАКТЕРИСТИКИ СОСТОЯНИЯ 6. ПОВЕДЕНИЕ И ДЕЙСТВИЕ 7. СТРАТЕГИИ И СПОСОБНОСТИ 8. ЦЕЛИ, УБЕЖДЕНИЯ, ЦЕННОСТИ 9. ВТОРИЧНЫЕ ВЫГОДЫ И ПОЗИТИВНЫЕ НАМЕРЕНИЯ 10. СВЯЗЬ С ЛИЧНОСТНЫМ СВОЕОБРАЗИЕМ И МИССИЕЙ 11. ПОЗИЦИИ ВОСПРИЯТИЯ 12. ПАТТЕРНЫ ВРЕМЕНИ И ОСОБЕННОСТИ ВРЕМЕННОЙ ЛИНИИ 266
 Как я начал создавать собственные техники НЛП...
 ^ Таблица А ФОРМАТЫ ИЗМЕНЕНИЙ ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНИК НЛП МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕХНИКИ НА ОСНОВЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
 
  ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
 
  1 2 3 267
 
 Расскажите клиенту сказку
 Расскажите клиенту сказку
 Выдающийся гипнотерапевт Милтон Эриксон рассказывал людям волшебные истории, способные изменить их жизнь. Иногда получалось так: человек, слушая мягкий, медленный, бархатистый голос Милтона, рассказывающий специально созданную для него продолжительную метафору, глубоко расслаблялся, постепенно погружаясь в транс, и бессознательно находил способ решения проблемы. А иногда, наоборот, Эриксон с помощью специально разработанных им приёмов погружал человека в гипноз и затем рассказывал несколько коротких историй, содержащих особые послания и способствующих изменению сложной ситуации, с которой обратился клиент.
 Так или иначе, сказка, история, легенда, притча, или говоря языком Милтона Эриксона, - метафора была одним из его ключевых инструментов. Благодаря метафоре человек, обратившийся за помощью, мог ассоциироваться с героями рассказанной истории, проведя внутренние аналогии с теми событиями, которые разворачиваются в сюжете, и получить возможность мысленно примерить к самому себе те решения и выборы, которые в ней предложены. Милтон Эриксон полагал, что бессознательное человека очень метафорично и буквально воспринимает все послания, которые заложены в рассказе. Именно поэтому дети и взрослые любят сказку, ведь она - один из самых быстрых способов переключения внимания, изменения настроения и состояния. Волшебная сила сказки ещё и в том, что она изначально обладает лёгкими гипнотическими свойст-
 269
 Андрей Плигин
 вами. Как известно, транс в модели Милтона Эриксона - это переход человека из внешне ориентированного состояния в свой внутренний мир грёз, мечтаний и заново переживаемых событий. Он обычно сопровождается сужением объёма внимания, внутренней визуализацией и глубоким расслаблением. Клиент, чтобы понять метафору, вынужден, фокусируясь на сюжете, изменять своё внимание, направляя его в себя, представлять внутренние образы, связанные с историей, и, следовательно, погружаться в лёгкий транс.
 Именно благодаря авторам НЛП, которые изучали опыт работы Милтона Эриксона, и разработали целую стратегию создания терапевтических метафор. Его искусство стало доступно всем специалистам нейро-линг-вистического программирования.
 Я люблю создавать для своих клиентов метафоры, в которые встраиваю техники НЛП, известные мне стратегии мышления и поведения, рефрейминги, якоря, изменения логических уровней и субмодальностей. А иногда просто сочиняю историю, которая аналогична сложившейся ситуации клиента и в которой герои проходят через кризис, решая проблему так, что бессознательное клиента получает материал для собственного поиска и творчества.
 Обычно терапевтический эффект такой истории немного отсрочен во времени и наступает неожиданно, как insite для человека, как некое озарение, сгенерированное нашим талантливым бессознательным. Особенно хорошо это работает с детьми, потому что часто для них трудно использовать какие-либо техники, ведь они еще маленькие, а сказка - как раз то, что они любят. Также метафоры хорошо использовать в консультировании без содержания, когда человек не хочет по каким-либо причинам уточнять свою проблему.
 270
 Расскажите клиенту сказку
 Так, на одном из семинаров в области психологического консультирования ко мне за помощью обратилась Лариса:
 - Вы знаете, - сказала она, - может, это будет выглядеть глупо, но я о своей ситуации не могу рассказать детально, а только в общих чертах, потому что сама мысль о произошедшем вызывает у меня состояние подавленности и тревоги.
 - Хорошо, - согласился я, и начал консультацию. Пригласив Ларису сесть на демонстрационный стул
 перед группой, я попросил вкратце описать ситуацию.
 - У меня есть муж и двое детей, один из которых тяжело болен эписиндромом, его зовут Артём, он часто находится дома и пропускает школу. Нам понадобилось 10 лет, чтобы улучшить его здоровье. Недавно произошла ситуация, после которой в нашей семье все перессорились. Интересно то, что накануне Артём был в предвидении этого ужасного события. Я, правда, тоже его предчувствовала, но почему-то закрывала на это глаза. Вообще, все эти годы дом держался только на мне, я слишком много брала на себя обязанностей, желая быть идеальной матерью и хозяйкой. И у меня это хорошо получалось. У меня высокий и красивый муж, он все время работает, чтобы нас прокормить. Все мои знакомые и друзья приходят ко мне за помощью, и я выполняю в таких случаях роль жилетки, подставляя своё надёжное плечо. Именно это и подтолкнуло меня стать психологом. Я всех лечу и всем помогаю, а кто бы помог мне... Сейчас я как-то хочу изменить свою роль в семье. После случившегося в моём доме очень тяжёлая атмосфера, я очень боюсь за здоровье своего сына - он слишком чувствительный, нуждается в моей заботе и опеке и может опять сильно замкнуться. К нам часто приходят гости, которых теперь я стала бояться. После этого события уже прошёл месяц, я подорвала своё здоровье, у меня полное истощение, такое, что даже не могу мыть посуду,
 271
 Андрей Плигин
 и делаю это с некоторыми перерывами на отдых. Я постоянно чувствую тяжесть в грудной клетке, словно там какой-то ком. Ночью случаются приступы удушья. Могу только сказать, что всё случившееся связано с одним человеком, постоянно приходившим к нам. И от него наша семья сильно зависит. А ведь я ему очень доверяла... Он сделал такую ужасную вещь...
 Глубоко вздохнув и многозначительно помолчав, Лариса сказала, что ей больше нечего добавить. Я поблагодарил её и попросил подождать в соседнем помещении, пока мы с группой не позовём её.
 В дискуссии с аудиторией я набросал несколько аналогий с её рассказом, которые собирался использовать в метафоре, сочиняемой специально для неё.
 Я решил, что мир, в котором живет Лариса - волшебный лес, ее семья - это сказочная поляна. Сама Лариса в моей истории будет волшебной феей, а ее муж - высоким деревом, Артём - цветком, о котором ей нужно заботиться. Ее знакомые, которые обращались к ней за помощью, станут зверьми и птицами. Ее бессознательное и внутренние страхи я сделаю скалой. Пусть гости, которых теперь боится Лариса, станут кладоискателями, а человек, совершивший ужасный поступок - одним из них. Её интуиция - это сон. Предвидение Артёма выразится в пожелтении листьев, а символом хороших взаимоотношений и хорошей атмосферы в семье будет волшебный источник. Удушье превратится в моей истории в кашель, причиной внутренней угрозы станет стук в скале, тяжёлое положение в семье будет символизировать пошатнувшееся дерево и пересыхание источника. Нежелание Ларисы видеть ситуацию выразится потерей зрения у феи. Признаками кризиса станет зной, дождь, жажда, засуха. Ком, кото-
 272
 Расскажите клиенту сказку
 рый она ощущала в теле, будет камнем, закрывающим выход воды. Источником внутреннего здоровья её и Артёма - озеро внутри скалы.
 Теперь было необходимо определить, что станет символами изменений и ресурсами. Поскольку Лариса не хотела замечать проблему, то возможность посмотреть в глаза её страху будет замечательным ресурсом и рефреймингом (преодоление себя, взгляд на солнце, путешествие внутрь скалы). Также, по моему мнению, ей необходимо было бы подняться над случившейся ситуацией (оказаться на вершине скалы). Знание деталей ситуации поможет посмотреть на неё с другой стороны, и, возможно, принесёт успокоение. Я также решил, что Ларисе необходимо прислушаться к самой себе (внутренний голос). Изменением субмодальностей в метафоре будут лучик света и радуга, которые станут мостиком перехода от внешних угроз и страхов к внутренней силе, а глоток пещерного воздуха - избавлением от удушья. Лариса хотела изменить своё личностное своеобразие в семье и, скорее всего, должна из феи превратиться в кого-то ещё...
 После того, как я завершил работу с аналогиями, то пригласил Ларису снова в аудиторию, предложил сесть поудобнее и тихим, монотонным голосом, погружая её в транс, начал рассказывать сказку...
 "авным-давно существовала огромная волшебная страна (хотя, возможно, она существует и сейчас),
 .в которой был сказочный лес. Конечно, ничего 'особенного в этом лесу не было, просто в него никто не мог попасть, так как был он абсолютно непроходимый, да и дороги туда никто не знал. Людям этот лес был совершенно недоступен. А жили в нём среди многочисленных чащ только сказочные звери и птицы. Лишь только одно местечко не было занято полчищами деревьев: небольшая
 273
 
 V
 Андрей Плигин
 светлая поляна. Сравнить её можно было только с маленьким островком в огромном океане. Так вот. На этой небольшой полянке росло очень высокое дерево. А внизу, у самых корней, находился волшебный источник. Он был похож на родник, только гораздо больше, ведь родник - это всего лишь маленькая струйка воды. И этот волшебный источник был очень важен для сказочной феи, чей домик располагался как раз рядом с великолепным деревом. Она ухаживала за всем вокруг: заботилась о каждом дереве, разговаривала с птицами, её знали все звери.
 Ещё с одной стороны леса возвышалась огромная-преогромная скала серо-голубого цвета, из-за которой путь к нему был ещё более труден. На этой скале была своя, ни на что не похожая жизнь. Взобраться на скалу не мог никто, кроме птиц, которые на ней и жили. Ведь они летали очень высоко, парили в пространстве с необычайной лёгкостью. Это было удивительное зрелище - наблюдать за своеобразной траекторией их полёта. Плавно и красиво передвигаясь по воздуху, они могли достигать любых вершин.
 Сказочная фея умела делать очень многое, но всего, конечно же, не могла, потому что была всего лишь фея. И, как все сказочные феи, она несла ответственность за то, что происходит вокруг. Рядом с источником, на крохотной лужайке, рос цветок необыкновенной красоты. Она заботилась о нём, словно о маленьком ребёнке: оберегала его от зноя, от ветра, от чрезмерной влаги, рыхлила землю, не позволяя червякам поедать корень, а разным мелким букашкам съедать листья. То место, где рос необыкновенный цветок, стало для феи источником жизни, силы и красоты. Ведь увидеть его цветение можно было всего лишь один раз в 10 сказочных лет. Добрая фея очень внимательно следила за тем, как растёт цветок. И когда бутон казался ей не столь крепким, она сильно расстраивалась, потом приносила воды из сказочного ис-
 274
 Расскажите клиенту сказку
 точника, и, видя, как прибавляются силы у цветка, сама начинала чувствовать себя лучше, потому что от его жизни зависела собственная жизнь феи, её состояние и та помощь, которую она может оказать всем вокруг.
 Однажды фея заметила, что листочки её цветка слегка пожелтели, словно говоря ей, что происходит что-то не так. В этот же день, когда волшебную страну накрыла своим чёрным покрывалом ночь, фее приснился страшный сон. Ей снилось, что рушится огромная скала, которая заваливает камнем её дом, сказочный источник, любимый цветок; погибают птицы, звери, и одна неприятность следует за другой в волшебной сказочной стране.
 Проснувшись, фея не поверила, что такое может случиться, но страх, который с этих пор поселился в её душе, никогда не покидал её.
 Поэтому теперь, когда она приходила разговаривать с цветком и заботиться о нём, то бессознательно думала о том, что её сон может сбыться. Хотя она и волшебная фея, у нее не было нужных магических сил для того, чтобы повлиять на ту часть пространства, где находится скала. Добрая фея никогда не была на этой скале, у неё даже и мысли такой не возникало, чтобы туда подняться, и всё же она интуитивно знала, что там может таиться опасность.
 А жизнь в сказочном лесу шла своим чередом. Многие звери приходили лечиться к фее, некоторые просили что-нибудь из еды. Вообще, к ней очень часто приходили за советом. И она с удовольствием помогала всем, кто к ней обращался. Фею волновало, чтобы ни один зверёк не остался без еды и жилья. И всё-таки большинство своего времени она проводила с тем цветком, который рос рядом с её домом, потому что понимала: если с ним что-нибудь случится, то это может повлиять на жизнь всей сказочной страны и необыкновенного леса. До того фея боялась, что с цветком может что-то произойти, что
 275
 Андрей Плигин
 приходила в растерянность, когда был слишком сильный зной или шёл непрерывный дождь. Поэтому фея старалась изо всех сил, чтобы цветок рос благополучно.
 Иногда из другой сказочной страны приходили кладоискатели. И где-то там, около огромной скалы, стучали своими молотками. Тогда добрая фея начинала ещё больше беспокоиться и думать о том, что от такого стука скала может разрушиться. Но кладоискатели всё стучали и стучали... И однажды кто-то из них стукнул так мощно и сильно, что фея от испуга начала очень сильно кашлять. И удивительно: когда стук становился всё сильнее, куда-то пряталось солнце, словно тоже его боялось. И подобные явления даже сама фея не могла объяснить, хотя бессознательно, скорее всего, знала, почему так происходит. Всё же она не верила, что когда-нибудь скала может разрушиться, что безобидные молотки кладоискателей вызовут огромнейший шквал камней, которые снесут всё вокруг.
 Никогда фея не думала, что будет делать завтра. Каждый день она шла на помощь всему лесному населению! И никогда не забывала поговорить с деревьями, кустарниками, даже с самыми маленькими кустиками - для каждого у неё находилось доброе слово. Пока она это делала, проходил целый день.
 Однажды фея вновь услышала стук, такой резкий и сильный, что даже дерево, стоявшее на поляне, начало шататься. Фея стояла и смотрела на скалу. Но ничего не могла заметить, а только догадывалась: кто-то опять ищет клад. И на какой-то момент она начала плохо думать о тех, кто приходил к скале за кладом, потому что страх за свою страну, её жителей, за свой сказочный источник и, наконец, за свой любимый цветок не покидал её ни на секунду.
 Стук, доносившийся со скалы, до такой степени стал беспокоить фею, что она иногда даже не понимала, на самом ли деле его слышит. Фею переполняли опасе-
 276
 Расскажите клиенту сказку
 ния за жизнь её страны. Но однажды всё то, о чём она так часто думала и видела во сне, случилось наяву. Неожиданно пересох источник, цветок, за который она боялась больше, чем за свою жизнь, постепенно стал чахнуть. И солнце, которое раньше заглядывало в каждое окошко её домика, радуя своим светом и теплом, солнце, которое помогало всему расти и которое фея очень любила, теперь могло сыграть свою роковую роль. Ведь ещё вчера благодаря его лучам рождалось всё живое: поднимались из земли стебельки, распускались лепестки - теперь же, когда волшебный источник не мог больше давать воды, солнце обжигало каждый листок.
 В сказочной стране царила засуха. Все вокруг испытывали страшную жажду. У феи усилился кашель - ах, если бы хоть один глоток воды! Хотя даже этот глоток она отдала бы своему цветку. Фея так привыкла заботиться обо всём живом, что сейчас чувствовала ужасную тяжесть на душе, потому что в этот сложный момент она ничего не могла сделать для своего сказочного леса.

<< Пред.           стр. 6 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу