<< Пред.           стр. 10 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу

  306
  циальные структуры, благоприятные и активно воспринимаемые естественные условия, сформировались и высоко ценятся культурные традиции, сложился оптимистический взгляд на будущее, действуют творческие, независимые, адекватно осознающие реальность деятели. Несомненно, Этциони ведет речь об идеальном типе "активного общества", которое генерирует прогрессивно ориентированную деятельность.
  Альтернативные концепции прогресса, возникшие в русле теории деятельности, высоко абстрактны, апеллируют к человеку вообще, мало интересуясь цивилизационными и культурными различиями. Здесь мы имеем депо с новым типом социальных утопий - кибернетическим конструированием идеальных социальных структур сквозь призму человеческой деятельности. Они возвращают человечеству позитивные ориентиры, веру в возможное прогрессивное развитие и называют - пусть на уровне высокой теории - условия и источники прогрессивного развития.
  Однако они не отвечают на главный вопрос: почему человек "свободный для" и "свободный от" иногда выбирает прогрессивное развитие и стремится к активному обществу, но достаточно часто наоборот-ориентируется на разрушение и декаданс, что приводит к регрессу или стагнации. Опираясь на теорию деятельности, мы не можем утверждать, что прогресс необходим обществу, поскольку не можем доказать, захотят ли люди реализовать свою способность к созиданию в будущем. Ответов на эти вопросы нет в кибернетике и в теории систем, но на них всегда пытались ответить культура и религия. Поэтому трудно разделить уверенность Р .Коллинза в том, что через некоторое время теория социальной деятельности "обещает стать той теоретической областью, в которой можно ожидать значительного продвижения"15.
  Согласно НВинеру, отцу кибернетики, прогресс в культуре есть наименее вероятное состояние по сравнению с окружающим хаосом. Почему человек стремится сделать это наименее вероятное состояние наиболее вероятным? Оставаясь в рамках инструментального отношения к миру, мы не сможем ответить на данный вопрос. Все постмодернистские альтернативные концепции прогресса рассматривают общество с позиций технологического конструктивизма, как некую системно-функциональную целостность. Нейтрализация культурно-ценностного измерения прогресса стала сегодня настоящим тормозом на пути развития западной науки.
  307
  Технобюрократическая рациональность долго служила Западу способом цивилизационной стабилизации, решительно отвергая этику воодушевления в пользу "бесчувственной полезности". Однако тотальное распространение утилитарно-прагматических
  принципов во всех сферах жизни и культуры привело к снижению тонуса цивилизации: обратной стороной этого процесса стала апатия, утрата смысла жизни. Западные теоретики постмодернизма пытаются найти альтернативные источники человеческой энергии на старом пути все более строгой и последовательной формализации человеческих отношений. Но это сегодня уже тупиковый путь.
  История не знает автоматически действующих социальных систем и не познакомится с ними в будущем, если люди не превратятся в марионеток с заранее заданными свойствами. Будем надеяться, что этого не произойдет. Все существовавшие и существующие социальные системы питаются волей и энергией людей, верящих в их целесообразность. Поэтому альтернативой конструктивистскому модернизму в теории прогресса может сегодня стать социокультурный этикоцентризм.
  Эта интеллектуальная традиция чужда западной науке, но ее хранит память других цивилизаций. Можно согласиться с А.Панариным, который считает, что российский цивилизационный тип является этико-центричным: "В России личностный вклад в тот или иной вид деятельности бывает либо больше того, что функционально запрограммировано, если личность ценностно ангажирована, либо несравненно меньше требуемого, если она индифферентна по отношению к сверхзадаче"16. Об этом же писал С.Франк, который видел в нравственной идее и нравственной воле наиболее могущественную и в конечном счете всегда побеждающую движущую силу общественного развития 7.
  Этико-центричная концепция прогресса начала формироваться в русской философской традиции в ХГХ веке, хотя ее истоки и предпосылки возникли значительно раньше. Перефразируя АЛосева, можно сказать, что самобытная русская философская традиция всегда бьша ареной борьбы между западноевропейским абстрактным ratio и восточно-христианским, конкретным богочеловеческим Логосом18. Русский религиозно-философский ренессанс серебряного века стремился постигнуть иррациональные тайные глубины космоса конкретным и живым разумом. Он во многом подготовил почву для формирования российской этико-центричной цивилизационной альтернативы западным рациональным принципам жизнестроения.
  308
  Сегодня, спустя целое столетие, мы возвращаемся к наследию серебряного века, пытаясь вновь услышать самобытные ритмы национальной культуры и перевести их на строгий язык науки. Изучение философии русского космизма, философии всеединства, натурфилософского органицизма способно возродить традиции самобытной национальной культуры, рассматривающей общество не с позиций техноцентричной кибернетики, а с позиций культурной целостности. Российский цивилизационный синтез качественно отличается от западного тем, что требует не нейтрализации культурно-ценностных измерений, а, напротив, их активизации.
  Возрождение ценностно-мотивационной стороны культуры способно восполнить дефицит источников человеческой энергии, поднять тонус цивилизации, возродить инициативу, волю и стремление к новациям. Традиции русского нравственного максимализма, направленные на воскрешение идеалов Истины, Добра и Красоты, восстанавливают суверенитет нравственного сознания, способного убеждать и воодушевлять. Только наука, возобновившая союз с ценностными сферами культуры, способна сегодня генерировать альтернативные концепции прогресса.
  Одну из таких концепций разрабатывает А. С Ланарин в своей работе "О возможностях отечественной культуры". Опираясь на труды В.Вернадского, он обосновывает концепцию прогресса - коэволюции, гармоничного соразвития человека и Природы. Преобразуя мир, человек подчиняется ценностному императиву: инициируемые им практики должны быть соразмерными, сопричастными Природе как целостности. Прогрессивным можно назвать "положительно-деятельностное" (термин Вл. Соловьева) отношение человека к природе, для которого характерно утверждение ее идеального состояния, того, чем она должна стать через человека.
  А.С.Панарин полагает, что биоморфная модель познания открывает человеку образ живого Космоса как органической целостности, пространство которого "будит в нас мотивации высшего порядка, несовместимые с безответственно потребительским эгоизмом"19. Именно в живой природе, рассматривая ее не как мастерскую, а как храм, черпает человек созидательную энергию. При этом главным принципом преобразующей деятельности является предостерегающее: "Не навреди!"
  Концепция прогресса, созданная А.С.Панариным, свидетельствует о том, что в современной науке назрела серьезная реформация, затрагивающая основные принципы ее организации,
  309
  ценности и приоритеты. Она способна открыть человечеству новые пути к высшим тайнам Природы и Космоса, если человечество, в свою очередь, найдет в себе силы пойти по новому пути.
  Вопросы для обсуждения и дискуссии
  1. Может ли современная наука отказаться от идеи прогресса?
  2. Обладает ли эвристическим значением теория катастроф?
  3. Согласны ли вы с тем, что глобальный мир находится в условиях стратегической нестабильности?
  4. Как вы оцениваете конструктивистские альтернативные концепции прогресса?
  5. Согласны ли вы с критиками теории мировой системы ПУоллерстайна? Почему идея экономической глобализации оценивается критиками как редукционистская?
  6. Как вы оцениваете морфогенетическую перспективу прогресса?
  7. Согласны ли вы с тем, что российская политическая культура с ее этико-центристской традицией способна стать фактором планетарной реформации?
  Сноски и примечания
  1 Holton R. Problems of Crisis and Normalcy In the Contemporary World // Rethinking Progress. Boston, 1990. P. 39.
  2 Там же. Р. 43-44.
  3NisbetR. History of the Idea of Progress. N.Y., 1980. P. 4.
  4 Там же. P. 10.
  5 Mishon E. The Economic Growth Debate: an Assessment L., 1977.
  6 Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект-Пресс, 1996. С. 58.
  1Lasch CTheTruly and Only Heaven. NY., 1991. P. 48.
  8 Wallerstein I. Unthinking Social Sience: the Limits of Nineteenth Century Paradigms. Cambridge, 1991. P. 254.
  9 Там же. P. 265.
  10 Там же. Р. 77.
  11 Hqferkamp H., Smelser N. Social Change and Modernity. Berkeley, 1992. P. 400.
  12 Archer M. Culture and Agency. Cambridge, 1989. P. ХХП. вТамже.Р.ХХГУ.
  14 EtztoniA. The Active Society. N,Y., 1968. P. 78,121.
  15 Collins R. Is 1980's Sociology in the Doldrums? // American Journal of Sociology. 1986. №91. P. 1350.
  16 Панарин А.С. О возможностях отечественной культуры // Новый мир. 1996. №9. С. 181.
  7 Франк С.Л. Духовные основы общества. М: Наука, 1992. С. 100.
  ЛосевА.Ф. Философия. Мифология. Культура. М: Наука, 1991. С. 217.
  19 Панари нА.С. О возможностях отечественной культуры // Новый мир. 1996. №9. С. 183-184.
  310
  Глава 9 ОБРАЗЫ ГЛОБАЛЬНОГО МИРА В ДИАЛОГЕ КУЛЬТУР
  9.1. Классическое видение глобализации человеческого общества
  Глобальность является в сущности неизбежной проблемой современного мира.
  РРобертсон
  Диалог культур сегодня разворачивается на фоне формирующихся глобальных структур экономических, политических и социальных отношений, простирающихся через границы цивилизаций. Как верно заметил КУорслей, "до сих пор единое человеческое общество вообще никогда не существовало"1, но сегодня уже ни одна страна не может считаться "самодостаточным островом". Р.Робертсон определяет глобализацию как "ряд процессов, которые составляют единый мир"2. Какие же процессы мы можем назвать глобальными?
  Начнем с политической картины мира XX век продемонстрировал могущество наднациональных военно-политических блоков (НАТО и бывшая Организация Варшавского договора), возможности коалиций правящих групп (Большая семерка), континентальных и региональных объединений (Европейское сообщество), всемирных международных организаций (ООН, ЮНЕСКО). В конце XX века наметились контуры "всемирного правительства": некоторые международные организации стали выполнять важные политические интеграционные функции (Европейский парламент. Международный трибунал, Интерпол).
  В экономической сфере усилилось значение глобального разделения труда, возросла роль транснациональных корпораций, которые стали могущественными силами мировой экономики. Утратив национальные корни, подобные корпорации действуют по всему миру, используя местные ресурсы и субсидии ("Пепси-Кола", "Мак-Дональде", "Дженерал Моторс"). С каждым годом на мировом рынке усиливается роль международной координации и интеграции, мировых и региональных экономических соглашений (ЕФТА, ЕС, ОПЕК). Валютные рынки и рынки ценных бумаг молниеносно реагируют на события в самьк отдаленньк уголках земного шара, гибко изменяя финансовую политику.
  311
  Тенденции глобализации не обошли и сферу культуры, хотя здесь они заметны не столь сильно. Средства массовой информации сближают народы и континенты, информируя миллионы людей о событиях в разных концах планеты, приобщая их к разнообразному культурному опыту, традициям и обычаям самых экзотических племен и народностей. Стремление решить глобальные проблемы, которые затрагивают интересы народов на всех континентах, ведет к формированию мирового гуманистического сознания. Как отмечает М .Чешков, к такому сознанию в первую очередь можно отнести "так называемую мировую интеллигенцию, гуманитарную и научную, и движения - пацифистские, альтернативные, экологические", которые "воспроизводятся и осознают себя в глобальном масштабе"3. Компьютерные технологии способствуют развитию унификации в другом направлении: они демонстрируют единство обработки, хранения и передачи информации универсальными способами.
  Все эти многообразные изменения заставили современных ученых рассматривать социально-политические процессы с позиций мирового сообщества. Национальный и даже региональный масштаб сегодня явно недостаточен, поскольку глобализация изменяет фундаментальные качества политических процессов. Любое крупное политическое событие сразу же находит отклик по всему свету, и эта обратная связь становится влиятельным политическим фактором современности. В глобальном мире политические процессы развиваются по своим законам: здесь формируются свои движущиеся силы, свои коммуникации и направления движения.
  Долгое время феномен глобализации рассматривался в социально-политических теориях преимущественно с позиций экономико-центризма. Это вполне объяснимо, поскольку именно в экономической сфере глобализация с самого начала била наиболее очевидной. В рамках экономико-центризма были разработаны три основные концепции, которые сегодня уже могут считаться классическими: теория империализма, теория зависимости и теория мировой системы.
  В Ленин и НБухарин видели тенденцию глобализации в экономической экспансии империализма - завоеваниях, колонизации и экономическом контроле. Они определяли империализм как высшую и последнюю стадию капитализма, когда перепроизводство товаров и падение нормы прибыли вынуждают его к экономическому наступлению на слаборазвитые стра-
  312
  ны. Экономическая экспансия решает три основные проблемы: приобретение дешевой рабочей силы, дешевого сырья и обширных рынков сбыта товаров. В результате мировая экономика становится все более асимметричной: несколько метрополий беззастенчиво эксплуатируют большинство менее развитых обществ. Вмешаться в этот процесс и покончить с мировой несправедливостью может только всемирная революция пролетариата.
  Марксистские корни и левая ориентация определяют и другую популярную концепцию глобализации - теорию зависимости. Она была разработана в Латинской Америке в 50-60-е годы. Основная идея этой теории в том, что причина отсталости слаборазвитых стран кроется не столько во внутренних факторах, сколько во внешних воздействиях. Один из авторов теории зависимости - ГШребыш, подчеркивал, что в мировой экономике четко различаются доминирующий центр (высокоразвитые индустриальные державы) и периферия (многочисленные аграрные страны)4.
  Развивая его идеи, Ф1Сардозо и Е.Фалетто объясняли зависимое развитие отсутствием самостоятельных технологий и развитого национального производства основных товаров. Они достаточно резко критиковали уродливые формы зависимого капитализма: "Накопление, экспансия и самореализация местного капитала неизменно требуют полдержания извне, на национальной почве эти процессы невозможны. Чтобы выжить, зависимый капитализм должен включиться в систему мирового капитализма". Вместе с тем глобальные экономические взаимосвязи могут оказаться при благоприятных обстоятельствах и средством освобождения от зависимости. Постоянный приток иностранных капиталов способствует появлению в разных областях высокотехнологичных предприятий, где обучаются высококвалифицированные кадры и формируется местная элита менеджеров. Эти количественные изменения при условии гибкой национальной политики могут привести к качественному скачку - экономическому прорыву - ив результате уменьшить экономическую зависимость. Страны АТР (Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг) демонстрируют успешное развитие именно по такому пути.
  Уже упоминавшаяся в предыдущей главе теория мировой системы ИУоллерстайна выступает одним из вариантов концепции мировой экономической зависимости. Уоллерстайн подчеркивает, что рыночная капиталистическая система обнаружи-
  313
  вает колоссальный потенциал к расширению. Возникнув в ведущих государствах Западной Европы, она быстро достигла периферии. Дешевые и разнообразные товары массового потребления делают ее необычайно привлекательной для широких слоев населения. Концентрация политической и военной власти вокруг крупного капитала способствует ускоренному распространению новейших технологий по всему миру.
  Мировая система, по Уоллерстайну, имеет три уровня государств: центральные, периферийные и полупериферийные. Слаборазвитые периферийные государства "были впряжены в колесницу мировой системы основными государствами, но остались в роли пристяжных". Асимметричность и иерархичность мировой системы сохранятся в дальнейшем, несмотря на все ускоряющуюся динамику мирового развития в целом. Уоллерстайн рассматривает мировую систему как глобально-системный феномен, в котором ведущая роль принадлежит наднациональным, глобальным факторам. Толчок к изменениям дают международные контакты, конкуренция, столкновения и конфликты в зонах взаимного влияния6.
  Осознание процесса глобализации в рамках экономико-центричного научного мышления имело целый ряд негативных последствий. Прежде всего, феномен глобализации стал рассматриваться как непреложная закономерность, вытекающая из объективных экономических процессов. Поэтому глобальное моделирование первоначально страдало механической экстраполяцией доминирующих экономических тенденций на международное развитие в целом (деление на центр и периферию при неизбежном отставании периферии и пр.). Помимо этого определение глобализации в терминах теории систем как особого типа социально-системного образования в паре с противоположным типом- локализацией,- привело к недооценке и третированию локальных процессов, которые практически исключались из глобального моделирования.
  Как справедливо отмечает М.Чешков, "преимущественно системный подход (мир как особый вид социальной системы) вьввал возражение тех, кто бьш не склонен видеть в этом предмете свойства объекта системного класса. И не только потому, что он еще не сложился, а потому что сомнительной кажется генерализация системного подхода вообще (позиция историков)"7.
  И, наконец, все представленные экономико-центричные картины глобализации не способны объяснить культурно-историческое разнообразие мира, сохраняющееся в условиях экономиче-
  314
  ской унификации и зачастую конфликтующее с ней. Стало очевидным, что осознание процесса глобализации мирового сообщества требует новых подходов, способных объяснить интеграционные процессы в самых разных сферах общественной жизни.
  9.2. Современные концепции и образы глобального мира
  Нет вершин без пропастей. Громадными будут силы, высвобожденные в человечестве внутренним действием его сплочения. Но не исключено, что завтра так же, как и вчера и сегодня, эта энергия будет действовать несогласно.
  ПТ.деШарден
  Образы глобального мира и теории глобализма разрабатываются сегодня учеными самых разных научных направлений - социологами, антропологами, философами, политологами, историками. Проблемы глобализации культуры наиболее интересно представлены социальными антропологами и культурологами. Их мнения по поводу феномена глобализации достаточно противоречивы. Убежденные "западники" склонны отождествлять глобализацию с вестернизацией, превознося цивилизационную миссию западного мира. Они приветствуют борьбу с варварством "традиционных" обществ, искоренение язычества и дикарских обычаев незападных культур.
  Однако большинство ученых справедливо возражают против отождествления этноцентризма с глобализмом. Они видят в вестернизации "культурный империализм" западного мира, который ведет не к глобализации культур, а к "новому варварству" и "бескультурью". Как отмечает СХамелинк, "из-за культурной синхронизации, не имеющей исторических прецедентов, впечатляющее разнообразие мировых культурных систем значительно уменьшается"8. Ключевой проблемой для культурологов сегодня выступает интерпретация культурного разнообразия мира как органичной функциональной особенности процесса глобализации. В этом направлении идут интенсивные научные поиски, и наибольший интерес, на мой взгляд, представляют концепции У .Ганнерса и Ш.Айзенштадта.
  Ганнерс разрабатывает теорию глобальной ойкумены как региона постоянного культурного взаимодействия, обмена информацией и перевода феноменов одной культуры на язык другой.
  315
  Глобальная ойкумена непрерывно расширяется, сохраняя сложную асимметричную структуру "множественного конгломерата с различными специализированными и региональными центрами", которые эволюционируют в разных направлениях. Он называет несколько таких современных центров: в области науки, технологий и массовой культуры - США, в сфере корпоративной культуры - Япония, в производстве деликатесов и сверхмодной одежды - Франция, среди региональных центров - Ватикан (в католическом мире), Мекка и Кум (в исламском мире), Мексика (в Латинской Америке), Египет (в арабском мире).
  Как полагает Ганнерс, процесс глобализации может развиваться в четырех основных направлениях. Наиболее предпочтительным был бы сценарий "созревания", или глобализации без вестернизации. В глобальной ойкумене происходят равноправный диалог и обмен информацией между крупными культурными метрополиями и многочисленными периферийными культурами. При этом метрополии выступают в роли стимуляторов, оживляющих развитие периферии и способствующих обогащению местных культурных ценностей. Но периферийные культуры в свою очередь активно интерпретируют привнесенные идеи, существенно модифицируют культурный поток и тем самым влияют на культуру метрополии. Так в диалоге культур происходит процесс их "гибридизации". В глобальной ойкумене все культуры - сложные синтетические образования, в которых глубинные ритмы локального наследия переплетаются с транснациональными мотивами9.
  Ганнерс предупреждает, что возможны и другие сценарии глобализации - в духе унифицирующей мир вестернизации, но все они ведут в тупик "культурного империализма". Сценарий "глобальной гомогенизации" предполагает полное доминирование западной культуры в мире: все страны копируют западный образ жизни - одни и те же товары в универсамах, мыльные оперы на телеэкранах, бестселлеры в магазинах, хиты на дисках. Сценарий "сутурация-насыщение" выступает одной из версий подобной унификации. Периферийные культуры медленно впитывают в себя культурные образцы Запада, постепенно все больше насыщаясь ими, и через несколько поколений местные культурные традиции исчезают, уступая место культурной однородности.
  Но возможна и другая версия: сценарий "периферийной коррупции". Он предполагает разложение западной культуры в процессе адаптации на периферии. Высокоинтеллектуальные дос-
  316
  тижения Запада периферийные культуры
  отфильтровывают, оставляя место лишь для информации самого низкого уровня: воспринимается рэп, а не Бетховен, детективы и порнография, а не произведения лауреатов Нобелевской премии, "Санта-Барбара", а не Шекспир. Так реализуется тенденция "культурной свалки" - распространение избытка продукции низкого качества на периферийных рынках. Одновременно происходит искажение западных ценностей в процессе адаптации к привычному образу жизни. Известно, что в тоталитарном обществе демократические ценности легко перерождаются: равенство сводится к кумовству и семейственности, свобода собраний превращается во фракционизм и непрерывную клановую борьбу10.
  Четыре сценария У .Ганнерса достаточно полно отражают современную интеллектуальную полемику среди культурологов. ШАйзенштадт присоединился к сценарию "созревания", вслед за Ганнерсом выбрав путь глобализации без вестернизации. Изучив историю культурного диалога древних и современных цивилизаций, Айзенштадт пришел к выводу, что процесс гибридизации культур в поле межцивилизационных взаимодействий действительно является всеобщим. Современные культуры кристаллизовались путем отбора, а следовательно, трансформации значительного количества традиций, символов и институтов как национальных, так и заимствованных у других цивилизаций. Глобализация не исключает, а подразумевает развитие вариативности, поскольку именно в ней содержится потенциал для дальнейшего развития человечества.
  Поиски культурологов во многом совпадают с идеями социологов и историков по поводу развития процесса глобализации в современном диалоге культур. Анализируя социальные силы, которые "воспроизводятся и осознают себя в глобальном масппабе", Чешков предлагает пять проектов мирообшности.
  Первый проект - западный, или либерально-рыночный (условно-мир по подобию Запада); гегемон- прозападные мировые организации и прозападная мировая интеллигенция при опоре на транснациональные силы и поддержке части межгосударственных сил.
  Второй проект- мир равноположенных разнообразий; гегемон - мировая гуманитарная интеллигенция при поддержке межгосударственных сил и части религий.
  Третий проект - мир равнозначимых государств; гегемон - межгосударственные объединения при поддержке части представителей мировых организаций и великих религий.
  317
  Четвертый проект - мир через доминирование локального; гегемон - фундаменталистские течения восточных религий (например, ислам) при поддержке части межгосударственных сил.
  Пятый проект - мир без угнетения и неравенства; гегемон - часть гуманитарной интеллигенции при поддержке некоторых великих религий11.
  Легко заметить, что второй, третий и пятый проекты во многом пересекаются: мир без угнетения и неравенства- это мир равнозначимых государств, мир равноположенных разнообразий. Поддерживают эти проекты мировая гуманитарная интеллигенция, часть великих религий и некоторые межгосударственные силы. Поэтому у Пешкова, по существу, представлены три соперничающие идеи глобализации: западная (либерально-рыночная), фундаменталистская и гуманитарная.
  Если мы обратимся к концепциям западных политологов и социологов, то при всем многообразии проектов глобального мира, которые здесь созданы, за ними скрываются все те же три конкурирующие идеи. И это не удивительно: сегодня именно эти идеи определяют развитие диалога культур.
  Однако нельзя обойти молчанием один примечательный факт: в 90-е годы все чаще стала заявлять о себе концепция антиглобализма. Диалог культур когда-то начинался с преодоления этнического сепаратизма, и вот сегодня эта идея вновь оживилась в ответ на "культурный империализм" вестернизации, которую пытаются представить в качестве истинной глобализации. Примечательна с этой точки зрения типология "образцов мирового порядка", разработанная Р.Робертсоном. Он начинает свою типологию именно с антиглобалистского сценария "Gemtinschaft 1": мир как мозаика ограниченньк, закрытых цивилизаций. Робертсон подчеркивает, что некоторые фундаменталистски ориентированные силы мирового сообщества хотели бы "восстановить свои исконные социальные образования, полагая при этом, что остальные цивилизации должны быть закрытыми и не представлять угрозы "лучшему" устройству"12.
  Второй сценарий - "Gemtinschaft 2" - возрождает древнюю идею Царства Божия на земле, которую проповедует сегодня целый ряд экуменических движений, римская католическая церковь (известное обращение ко всему человечеству по поводу "евангелизации"), экологические движения. Осуществление этого проекта предполагает общепланетарный консенсус
  318
  по поводу основополагающих ценностей и идей в области международной безопасности, международных границ, международного права.
  Третий сценарий - "Gesellschaft 1"- представляет мир как совокупность взаимно открытых суверенных национальных государств, между которыми существуют интенсивный экономический, политический и культурный обмены. РРобертсон предполагает здесь две версии: эгалитарную (международные партнеры являются политически равными участниками в диалоге культур) и иерархическую (сохраняется иерархия цивилизаций, где лидеры обеспечивают гарантию стабильности).
  Четвертый сценарий-"Gesellschaft 2" - предполагает объединение человечества под эгидой некоего мирового правительства при унификации национальных государств. Марксисты и западные либералы при всех различиях в идеологии выступают именно за такой проект глобализации. Известно, что сейчас всерьез обсуждаются возможности трансформации Европейского сообщества от экономической интеграции к более политизированным формам13.
  Концепции социологов и политологов наиболее ярко свидетельствуют о том, что тенденцию глобализации сегодня пытаются поставить под контроль самые разные социальные силы, борющиеся за мировое влияние. Поэтому многочисленные проекты глобального мира так противоречивы, а само мироведение как отрасль научного знания до сих пор не конституировано. У представителей мирового гуманистического сознания - мировой интеллигенции, многочисленных участников
  пацифистских и экологических движений - сегодня есть шанс отстоять свой проект при одном условии: они должны объединиться и во весь голос заявить о себе в крупных международных организациях, где в данное время господствуют прозападные либеральные идеи.
  Необходимо, наконец, разоблачить антигуманную сущность вестернизации-глобализации. С позиций долговременной социокультурной перспективы очевидно, что осуществление этой западной стратегии в конечном счете готовит проигрыш всему человечеству: негуманная, завоевательно-потребительская тактика "фаустовской культуры" ведет весь мир в экологический и нравственный тупик. Как подчеркивает А.Швейцер, "сегодня история человечества решает вопрос о возобладании гуманного или негуманного мировосприятия. И если решение это будет в пользу антигуманности...- человечество погибнет"14.
  319
  В начале XXI века, как и во все времена, человек остается существом, взыскующим смысла,- не просто пассивным потребителем материальных благ. На наших глазах происходит процесс актуализации пивилизационной памяти незападных народов - православных, мусульманских, индо-буддийских, конфуцианско-буддийских. Мир стоит на пороге невиданного прежде ренессанса незападных культур. Каким будет этот ренессанс, куда он приведет народы разных цивилизаций? П.Т. де Шарден предупреждает об опасностях, которые таит коварная доктрина "прогресса путем обособления" - доктрина селекции и избранности рас: "Льстящий коллективному эгоизму, более живой, более благородный и еще более чувствительный, чем индивидуальное самолюбие, расизм для своего обоснования принимает и продолжает линии древа жизни строго такими, какие они есть, в их перспективах"15.
  Очевидно, что тенденция глобализации будет развиваться в перспективе открытой, непредсказуемой истории, преодолевая серьезные препятствия на своем пути. Когда-то на заре цивилизации архаичных племенных богов победила и вытеснила великая римская идея. Сегодня история повторяется. Сумеют ли представители мирового гуманитарного сознания противопоставить новому трайболизму сильную гуманистическую объединительную идею, сочетающую рационализм пользы с пафосом зашиты великих общечеловеческих ценностей? От ответа на этот вопрос зависит будущее глобального мира
  Вопросы для обсуждения и дискуссии
  1. Как вы оцениваете эвристический потенциал экономико-центристских версий глобализации: теории империализма, теории зависимости, теории мировой системы?
  2. Может ли современная глобалистика радикализировать тезис о постиндустриальном обществе в духе такого же радикального отличия от предшествующей индустриальной эпохи, каким последняя отличалась от традиционного аграрного общества?
  3. Ожидает ли политическую глобалистику новое развитие постмодернистского проекта или его решительный пересмотр в духе восточной ревизии западного "прометеева мифа"?
  4. Согласны ли вы, что современная глобалистика должна отказаться от этно-центристских моделей?
  5. Как вы оцениваете теорию "глобальной ойкумены" УТаннерса? Какой из его четырех сценариев кажется вам наиболее вероятным?
  6. Сравните пять вариантов глобализации в концепции М.Чешкова. Какой из них вам кажется наиболее удачным?
  320
  7. Почему, на ваш взгляд, в конце XX века стали пользоваться все большей популярностью концепции антиглобализма?
  Сноски и примечания
  1 WorsleyP. The Three Worlds: Culture and Worid Development L., 1984. P. 2
  2 Robertson R. Globality, Global Culture, and Images of World Order // Social Change and Modernity. Berkeley. 1992. P. 396.
  3 Четкое МЛ. Развивающийся мир и посттоталитарная Россия. М.: Наука, 1994. С. 141.
  4 Prebisch P. The Economic Development of Latin America and its Problems. N.Y,1950.
  5 Cardoso F. Associated Dependent Development: Theoretical and Practical Implication // Authoritarian Brazil: Origins, Policies and Fitters. New Haven. 1973. P. 163.
  6 Walterstein I. Unthinking Social Sience: the Limits of Nineteenth Century Paradigms. Cambridge, 1991. P. 77-78.
  7 Четкое M. А. Развивающийся мир и посттоталитарная Россия. М.: Наука, 1994. С. 146.
  8 Hamelink С. Cultural Autonomy in Global Communications. N.Y.: Longman. 1983. P. 3.
  rHannerz V. Notes on Global Ecumene // Public Culture. 1989. № 1. P. 65-75.
  l0Hannerz U. Scenarios for Peripheral Cultures. Binghamton, 1989.
  11 Четкое МЛ. Развивающийся мир и посттоталитарная Россия. М.: Наука, 1994. С. 142.
  12 Robertson R Globality. Global Culture, and Images of World Order // Social Change andModernity. Berkeley. 1992. P. 407.
  13 Там же. Р. 404409.
  14 Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992. С. 509. 15ШарденП.Т. де. Феномен человека. М.: Наука, 1987. С.189-190.
  ОГЛАВЛЕНИЕ
  Введение. Актуальность глобального видения:
  в поисках утраченного будущего..............................~4
  Глава 1. Политическая глобалистика на путях познания..................11
  1.1. История возникновения науки о глобальном мире.......11
  1.2. Определение предмета и метода политической
  глобалистики...............................................17
  1.3 .Глобальный мир: горизонты новой логики.............23
  Вопросы для обсуждения и дискуссии..............................33
  Глава 2. Цивилизационная парадигма в современной глобалистике..........................................36
  2.1. Цивилизация как категория глобального политического анализа....................................................36
  2.2. Мир современных цивилизаций в теоретических моделях...................................................45
  Вопросы для обсуждения и дискуссии...............................56
  Глава 3. Стратегии межцивилюационных глобальных
  взаимодействий...................................58
  3.1. Вызовы и ответы в глобальном мире.....................58
  3.2. Возможно ли предотвратить столкновение цивилизаций?......................................................71
  Вопросы для обсуждения и дискуссии..........................78
  Глава 4. Сравнительный анализ мировых цивилизаций...........79
  4.1. Методологическая преамбула..........................79
  4.2. Конфуцианско-буддийская цивилизация: путь золотой середины.............................................86
  4.3. Исламская цивилизация: путь воинов Аллаха........106
  4.4. Индо-буддийская цивилизация: путь благоговения перед жизнью...........................126
  4.5. Западная цивилизация: римский путь..............149
  4.6. Православно-славянская цивилизация: путь очарованного странника..............................163
  Вопросы для обсуждения и дискуссии.......................208
  Глава 5. Социокультурные проблемы политического
  партнерства......................................216
  5.1. Политический партнер как представитель цивилизации.......................................................216
  5.2. Герменевтический метод в политическом диалоге .. ..224
  5.3. Человек политический в мире культуры.............235
  357
  5.4. Проблема социокультурной идентичности
  в политике..............................................249
  5.5. Социокультурное пространство политического диалога..................................................261
  Вопросы для обсуждения и дискуссии..........................265
  Глава 6. Политическое время в глобальном мире...............268
  6.1. Определение политического времени:
  хронос и кайрос...........................................268
  6.2. В поисках шкалы политического времени.............271
  6.3. Наступит ли вновь осевое время истории?..............275
  6.4. Время политики и время культуры: совпадения
  и различия в ориентации и перспективе..................279
  Вопросы для обсуждения и дискуссии...........................283
  Глава 7. Политическое пространство глобального мира........285
  7.1. Иконография глобального пространства..............285
  7.2. Парадигмы политического пространства
  и социокультурная идентичность..........................291
  Вопросы для обсуждения и дискуссии..........................297
  Глава 8. Альтернативные концепции прогресса...............299
  8.1. Можно ли отказаться от идеи прогресса?..............299
  8.2. Классическая концепция прогресса
  и ее альтернативы.......................................300
  Вопросы для обсуждения и дискуссии...........................310
  Глава 9. Образы глобального мира в диалоге культур...........311
  9.1. Классическое видение глобализации
  человеческого общества................................311
  9.2. Современные концепции и образы глобального
  мира....................................................315
  Вопросы для обсуждения и дискуссии..........................320
  Глава 10. Политический консенсус в глобальном диалоге
  цивилизаций.........................................322
  10.1. Возможности и пределы аналитических методов
  в политической конфликтологии.........................322
  10.2. Гуманитарное искусство политического
  диалога...............................................326
  10.3. Конфликт ценностей как гуманитарная
  проблема..............................................332
  Вопросы для обсуждения и дискуссии..........................339
  Приложение. Программа курса "Политическая
  глобалистика"...............................341
  Библиографический список............................345
  Словарь терминов......................................348
  358
  Учебное издание
  Ирина Алексеевна Василенко
  ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИСТИКА
  Учебное пособие
  Редактор Е.В.Комарова
  Обложка Е.Молчанова, С.Носова
  Компьютерная верстка П.Ю. Аборина
  Корректор Т.Г.Тертышная
  ЛР № 071045 от 09.06.99
  Подписано в печать 05.05.2000 Гарнитура Букман
  Формат 60x90/16 Бумага офсетная Печать офсетная
  Печ. л. 22,5. Уч.-изд. л. 21,9 Тираж 4000 экз. Заказ № 1106
  Издательская корпорация "Логос" 105318, Москва, Измайловское ш., 4
  Отпечатано в ГУЛ ИПК "Ульяновский Дом печати" 432601, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14
  ПРЕДИСЛОВИЕ
  Политическая глобалистика - одно из самых молодых направлений современной политической науки. Предлагаемое вниманию читателей учебное пособие является первой в отечественной литературе попыткой представить политическую глобалистику в качестве учебного курса в высших учебных заведениях. Автор надеется, что с помощью этой книги студенты откроют для себя творческие перспективы глобального видения современных политических проблем.
  Каково влияние процесса глобализации на культурный и духовный климат нашей эпохи? Какие новые опасности и риски сопутствуют этому процессу? Что собой представляет современное планетарное сознание: фикцию, созданную средствами массовой информации, или зародыш нового культурного феномена - человечества как планетарного субъекта, обретающего свою идентичность, свою коллективную волю, свой проект будущего?
  Размышляя над этими сложными проблемами, автор попытался представить студентам политическую глобалистику как науку, стремящуюся найти новые нетрадиционные ответы на вызовы современности: политические, экологические, экономические,
  социокультурные, нравственные. Специфика авторского подхода состоит в том, что на страницах учебного пособия не просто перечисляются и описываются классические глобальные проблемы - ядерная, продовольственная, энергетическая и пр., а рассматривается сам процесс глобализации как результат творческого диалога мировых цивилизаций.
  Автор видит свою задачу в том, чтобы институировать гуманистический глобализм - дать ему опору в широком общественном мнении, в молодежной аудитории, в новых гражданских инициативах. В противовес модным концепциям "столкновения цивилизаций", в данном учебном пособии отстаивается идея сохранения гуманной общечеловеческой перспективы - формирования нового глобального консенсуса в диалоге цивилизаций.
  Автор надеется, что учебное пособие окажется полезным при подготовке профессиональных политологов, социологов, дипломатов, журналистов, экологов, а также заинтересует всех тех, кого волнует будущее человечества
  Приложение ПРОГРАММА КУРСА "ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИСТИКА"
  В программе отражены основные темы, разработанные в настоящем учебном пособии. Этот курс предназначен для студентов, специализирующихся в изучении политической науки, международных отношений, экологии, журналистики.
  Тема 1. Политическая глобалистика как наука
  1. История возникновения науки о глобальном мире. Римский клуб и основные направления его деятельности. Первая глобальная революция и ее последствия. Пределы роста в глобальном измерении. Земля на чаше весов: в поисках новой общей цели. Новая постиндустриальная волна в глобалистике. Влияние процесса глобализации на культурный и духовный климат современной эпохи.
  2. Определение предмета и метода политической глобалистики. Основные категории. Методология изучения глобальных процессов: системный подход, структурно-функциональный анализ, цивилизационный анализ, политическая герменевтика. Новые опасности и риски, сопутствующие процессу глобализации. Особый тип "предостерегающего знания", свойственный политической глобалистике.
  Тема 2. Цивилизационная парадигма в современной глобалистике
  1. Цивилизация как категория глобального политического анализа: "культурно-исторический тип" (НДанилевский), "высокая культура" (О.Шпенглер), "локальная цивилизация" (А.Тойнби), "культурная суперсистема" (ДСорокин), "модель культуры" (АКребер). Материалистический подход к изучению цивилизации: МВебер, КМаркс, французская школа Анналов. Культурно-исторический подход и его роль в развитии политической глобалистики: Н.Данилевский, А.Тойнби, О.Шпенглер, П.Сорокин.
  2. Мир современных цивилизаций в теоретических моделях. СХантингтон: концепция столкновения цивилизаций. Ф.Фукуяма: конец истории как исчезновение цивилизационного многообразия. Эвристическое значение диалогового принципа в развитии глобальных политических процессов. Новый планетарный сдвиг в системе ценностей (глобальная революция сознания) и формирование этоса глобального мира.
  Тема 3. Стратегии глобальных взаимодействий
  1. Концепция вызова и ответа в политической глобалистике. Становление глобального мира как ответ на вызовы современности: экологические, нравственные, культурные, политические. Анализ основных исторически сформировавшихся стратегий глобальных взаимодействий: изоляции, завоевания, заимствования, мимикрии, ди-
  341
  алога. Роль и значение этих стратегий на различных этапах становления глобального мира.
  2. Стратегия столкновения цивилизаций как глобальная политическая провокация. Народы между цивилизациями, цивилизационные разломы. Динамика цивилизационных процессов и возможности обретения консенсуса в диалоге цивилизаций. Формирование современного планетарного сознания человечества как глобального субъекта, обретающего свою идентичность, свою коллективную волю, свой проект будущего. Проблема сочетания идентичностей в глобальном пространстве: этнической, национальной, цивилизационной, континентальной, планетарной.
  Тема 4. Сравнительный анализ мировых цивилизаций
  1. Благоговение перед жизнью: индо-буддийская цивилизация. Аскетический человек индо-буддийского мира, его мистицизм, пластичность и духовная терпимость. Индо-буддийская сакральная политическая культура с сильной коллективистской доминантой, где решающее значение имеют обязанности человека, а не его права. Этика ненасилия и благородное миротворчество в политике. Противоречие между широтой и многоплановостью духовного кругозора и догматизмом в вопросах социально-политической организации (кастовость, иерархичность, замкнутость, сегментарность политической культуры). Индо-буддийская цивилизация в XXI веке: возможности и пути развития.
  2. Путь "золотой середины": конфуцианско-буддийская цивилизация. Гармонический человек конфуцианско-буддийского мира, его этико-центризм и социально-нравственная ангажированность. Конфуцианско-буддийская политическая культура консенсуса и долга, в которой торжествуют лояльность, гармония, коллективизм, иерархия. Гибкость конфуцианско-буддийской цивилизации, способность к реинтеграции традиционных ценностей в духе современности, к перманентному самообновлению, к творческому восприятию и адаптации инокультурных влияний с опорой на национальную традицию. Станет ли XXI век веком тихоокеанской эры?
  3. Путь "воинов Аллаха": исламская цивилизация. Имперский человек мусульманского мира, его пассионарность и культ харизмы. Исламская сакральная политическая культура с доминантой сильной централизованной власти. Демонстрация успеха и могущества, отсутствие аскетизма как жизненный принцип. Этика повиновения и покорности, традиционализм. Станет ли XXI век веком торжества исламского фундаментализма или возобладает гуманитарный потенциал мусульманской политической традиции?
  4. Римский путь: западная цивилизация. Героический человек западного мира, его индивидуализм и культ морали успеха. Протестантская этика и ее роль в формировании основ западной цивилизации. Светская, прагматическая, плюралистическая, партиципативная по-
  342
  литическая культура с доминантой критерия рациональности, благодаря которому преобладает значение инновационной, реформаторской, модернизационной деятельности в политике. Станет ли XXI век веком заката Европы?
  5. Путь "очарованного странника": православно-славянская цивилизация. Мессианский человек православно-славянского мира, его соборность и этикоцентризм, приоритет духовных мотиваций над материальными. Двузначный, амбивалентный код политической культуры: борьба языческого и христианского начал ("дневной" и "ночной" культуры). Россия - странствующее царство: идея третьего Рима. Сакральность политической власти и апокалиптика политического времени. Политический радикализм и мистическое понимание истории. Возродится ли Россия "на дне отчаяния"?
  Тема 5. Социокулыурные проблемы политического партнерства
  Социокультурное пространство политического диалога. Политический партнер как представитель цивилизации: проблемы интерпретации картины мира. Лейтмотив социокультурной идентичности в политике. Процесс глобализации как вызов идентичности. Герменевтический метод в политическом диалоге. Основные правила политической герменевтики. Герменевтический круг и проблема понимания. Искусство политического диалога как искусство интерпретации. Диалог как способ обретения единства в глобальном мире. Формирование системы глобальной безопасности в ее человеческом измерении. Социальная, духовная, этическая парадигмы действительно гуманного мироустройства человечества.
  Тема 6. Политическое время в глобальном мире
  Определение политического времени: хронос и кайрос. В поисках шкалы политического времени: линейность и цикличность. Миф "ускоренного" политического времени: иллюзии и катастрофы. Время политики и время культуры: совпадения и различия в ориентации и перспективе. Наступит ли вновь осевое время истории? Искушения глобализма и хронополитика. Пределы времени модерна в перспективе глобального мира. Время постмодерна и знаки будущего.
  Тема 7. Политическое пространство глобального мира
  Иконография глобального пространства: Суша и Море как соперничающие мироустроительные модели в глобалистике. Парадигмы политического пространства и социокультурная идентичность: "Дом versus Корабль". Тупики морской цивилизации и поиски иначе возможного. Угроза цивилизации на континенте. Восстановление прерогатив континента как программа будущего. Континентальная альтернатива виртуальному миру. Формационный проект континента и соблазны глобализации.
  343
  Тема 8. Альтернативные концепции прогресса
  Можно ли отказаться от идеи прогресса? Теория катастроф как одна из возможных альтернатив прогрессизма, ее дестабилизирующее значение в глобалистике. Классическая концепция прогресса и ее современные альтернативы. Постмодернизм, конструктивизм, морфогенез как принципы современной западной прогрессистской альтернативы.
  Этико-центричная концепция прогресса в российской политической культуре, ее современное значение. Глобальный мир: ступени прогресса и регресса. Глобализация как усиление механизмов "естественного" рыночного отбора, кризис социальной идеи в глобальном мире. Новый разрыв между элитами и массами: элиты глобализуются (либеральный интернационал), массы маргинализируются (этническое местничество). Угроза заката общечеловеческой перспективы: концепция "золотого миллиарда".
  Тема 9. Образы глобального мира
  Классическое видение глобализации человеческого общества. Экономико-центричная парадигма в глобалистике: теория империализма, теория зависимости, теория мировой системы. Современные концепции и образы глобального мира. Глобализация и вестернизация: тупики "культурного империализма" (Ш.Айзенштадт, У.Ганнес). Концепции антиглобализма (Р.Робертсон). Пять проектов мирообщности (М.Чешков). Поиск новых стабилизационных стратегий глобализации (АЛанарин): геополитической (через полицентричную модель направляемого мира); экологической (через создание мягких технологий, способствующих гармонизации отношений человека и природы); социокультурной (через протекционистскую защиту национальных культур на путях формирования единого духовного пространства, нового экуменизма).
  Тема 10. Политический консенсус в глобальном диалоге культур
  Блеск и нищета царства рациональности: возможности и пределы аналитических методов в разрешении конфликтов глобального мира. Гуманитарное искусство политического диалога как альтернатива глобальным конфликтам. Столкновение ценностей как глобальная гуманитарная проблема. Эвристическое значение теории метафоры в конфликте цивилизаций. Философия цивилизационного партнерства в глобальном мире. Глобальная духовная реформация, ее основные измерения: экологическое (необходимость преодоления утилитарно-завоевательного отношения к природе); социально-нравственное (необходимость преодоления потребительско-гедонистической морали, психологии индивидуального и группового эгоизма). Проблема выработки новых гуманных принципов глобальной этики.
  344
 
 
  СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
  Авторитарно-подданническая традиция - в отличие от традиций демократического гражданства предполагает не взаимообязательные (договорные) отношения граждан с государством, а односторонние обязательства подданных.
  Агностицизм - первоначально: позиция неведения относительно существования или несуществования Бога; в современном философском смысле - неверие в возможности познания мира, достижения объективной истины.
  Алармизм (от фр. alarme - бить тревогу) - современное идейное течение, объединяющее интеллектуалов и экспертов, предупреждающих по поводу грозящих миру глобальных опасностей и угроз (ядерной, экологической и т.п.).
  Антиномия - столкновение двух противоречащих, но одинаково обоснованных суждений. Антиномии посягают на логический закон исключительного третьего (А либо не-А) и потому игнорируются педантичной рассудочностью. В то же время в них могут отражаться реальные противоречия человеческого бытия и сознания.
  Антропология - первоначально наука о происхождении и биологических свойствах человека, сегодня - совокупность наук, в центре которых стоит человек как планетарный феномен, взятый в биологическом и социокультурном измерениях.
  Антропология культурная - наука, изучающая доцивилизованные (примитивные) и архаические (традиционные) общества преимущественно в духовном измерении - верования, ценности, нравы. Сегодня наметилась тенденция расширить предмет а.к. до исследования национальной культурной специфики как таковой применительно к любым обществам.
  Антропоцентризм - установка на то, чтобы поставить человека в центр мироздания в качестве венца творения и меры всех вещей.
  Апокалипсис - одна из книг Нового Завета "Откровение Иоанна Богослова", в которой содержится пророчество о конце света, страшном суде и последующем наступлении царства небесного на земле.
  Архаизация - вытеснение из культуры и повседневных практик новообретенных (современных) элементов и активизация более традиционных, прежде подавленных или прячущихся в тени.
  Архетип - спрятанный в коллективном подсознании культурный стереотип, косвенным образом влияющий на наше поведение, наши предпочтения и выборы.
  Аскетизм - религиозный принцип поведения, связанный с умерщвлением плоти и воздержанием от всего потакающего личным удовольствиям и радостям.
  Бихевиоризм - направление в американской психологии и социологии, призывающее не интересоваться внутренним миром человека, а изучать внешние стимулы и ответные реакции. Предполагалось,
  348
  что тем самым общественные науки преодолеют свою "гуманитарную ограниченность" и уподобятся по точности и доказательности естественным.
  Буддизм - одна из мировых религий, основанная великим религиозным реформатором и духовным учителем в Индии на рубеже VI-V вв. до н.э.
  Вестернизация - распространение западных ценностей, институтов и образа жизни во всем мире частично в результате товарного и культурно-информационного обмена, а частично - в результате западной гегемонии, а также деятельности местных "западников".
  Витальный - относящийся к жизни, органическому началу, биологическим стихиям.
  Волюнтаризм - апологетика свободной и иррациональной воли, не ограниченной ни космическим, ни нравственным законом.
  Гедонизм - тип психологической или социокультурной установки на получение удовольствий и избегание страданий любой ценой.
  Геобиоценозы - естественно сложившиеся эволюционные звенья, объединяющие геологические и биологические элементы нашей планеты в неразрывную и гармоничную взаимоподдерживающую систему.
  Гетерогенный - разнородный, состоящий из качественно различных начал.
  Глобалистика - наука о глобальном мире и его проблемах.
  Даосизм - учение о дао или пути бытия (человека и всего сущего), связанных с такими принципами, как цзы жаль (естественность, соблюдение законов и ритмов природы) и у-вэй (воздержание от вмешательств в естественный ход вещей). Основатель - китайский мудрец Лао-Цзы (VI-V вв. до н.э.).
  Девиация - отклонение; девиантное поведение - отклоняющееся от норм морали и культуры.
  Деидеологизация - требование отказа от идеологии как препятствия для рационально-прагматического поведения в политике, ориентированного на реальные интересы и проверяемые факты, а не на ценности и утопические прожекты. На самом деле концепция деидеологизации сама страдала утопизмом, ибо отказ от идеологии может быть только условным; чаще всего речь фактически идет об отказе от одной идеологии в пользу другой, вступающей в моду.
  Демократия свободы - понятие, обозначающее одну из двух разновидностей посттрадиционного общества. В частности, согласно французскому политическому мыслителю А.Токвилю (1805-1859), демократическими являются все постфеодальные общества, в которых рухнули сословные перегородки. Но при этом одни из них пошли по пути демократии свободы - рыночной и иной соревновательности людей, неизбежно приводящей к неравным результатам, к успеху наиболее предприимчивых, а другие - по пути демократии равенства, т.е. ограничений свободной соревновательности и втискивания неравных по природе людей в прокрустово ложе равенства.
  349
  Десублимация - противоположность сублимации. Если последняя, согласно автору понятия З.Фрейду, означает облагораживание наших инстинктов, получающих шансы на удовлетворение лишь постольку, поскольку они обретают реабилитированные культурой возвышенные формы, то десублимация есть высвобождение инстинкта из "оков" культуры.
  Дискурс - вид коммуникации, ориентированной на обсуждение, согласование мнений и высказываний ее участников.
  Дихотомия - деление на две части.
  Золотого миллиарда теория - современная европоцентристская версия концепции избранного народа, согласно которой обеспеченное существование на планете может быть гарантировано только для одного миллиарда человек из наиболее преуспевающих стран, в то время как остальным странам уготовлена участь сырьевого придатка и поставщика дешевого человеческого материала для обслуживания интересов транснациональных корпораций. Согласно адептам данной теории, в противном случае планета взорвется от экономической перегрузки.
  Идентичность (в социокультурном смысле) - совокупность устойчивых черт, позволяющая той или иной группе (этнической или социальной) отличать себя от других.
  Имманентный - внутренне присущий, а не привнесенный или заимствованный извне.
  Инверсия - резкий переход в противоположное качество.

<< Пред.           стр. 10 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу