<< Пред. стр. 11 (из 11) След. >>
Инволюция (в социокультурном смысле) - утрата достигнутых завоеваний культуры и цивилизации, отступление в варварство.Индология - комплекс научных дисциплин, посвященных изучению Индии.
Интенция - направленность внимания, духовный настрой.
Интровертный тип - предложенный австрийским социальным психологом КЛоренсом термин, обозначающий одну из двух психологических разновидностей: интровертов, живущих внутренними переживаниями, и экстравертов, нацеленных на внешний мир общительных жизнелюбов.
Истеблишмент - правящие круги общества, доминирующие элиты (не только политические).
Космогония - философское учение о происхождении Вселенной. Соответствующие мифы, объясняющие на донаучном уровне проблему первоначала, называются космогоническими.
Космология - философское учение о строении мира.
Космоцентризм - установка на то, чтобы осмыслять любые наши действия и перспективы в контексте великого космического целого.
Консенсус - согласие; в политике означает готовность к взаимным компромиссам и уважение прав другой страны.
Контрреформация - попытка Римской церкви и консервативных клерикальных кругов выкорчевать гнезда реформации в Европе. Привела к религиозным войнам XVI-XVII вв. в Европе и рождению инквизиции.
350
Конформизм - установка на пассивно-приспособительный, соглашательский тип поведения в социальной жизни и в политике.
Конфуций (551-479 до н.э.) - знаменитый древнекитайский философ и этико-религиозный реформатор, основатель конфуцианства. Проповедовал идеал государственного устройства, при котором власть принадлежала бы мудрецам - носителям высшего знания и добродетели.
Ксенофобия - неприязнь к "чужакам" (иностранцам), представителям другой расы и т.п.
Коэволюция - термин, означающий понимание развития как возрастания соразмерности, взаимоувязки разных начал, в частности целей человека и внутренних гармоний природы вместо былых установок на ее покорение и завоевание.
Лаический - светский.
Латентный - скрытый, не обнаруживающий (до поры до времени) видимых признаков.
Легизм - школа "законников" в древнем Китае, отстаивающая идею высшего юридического закона в государстве, подчиняющего все сословия и всю жизнь народа служебному долгу и высшему благу.
Легитимность - законность власти, исторически выступающая в разных формах: традиционной монархической (законный наследник престола), демократической (законно избранный глава государства), харизматической (законный продолжатель великого дела первооснователя, великого задания, миссии).
Либертаризм - концепция невмешательства государства в социально-экономические отношения, целиком отдаваемые на откуп рынку. Сегодня настойчиво пропагандируется Чикагской школой (М.Фридман, Г.Бэккер, АЛаффер, П.К.Робертс).
Логос (греч. - слово, мысль, упорядочивающий разум) - термин, обозначающий всеобщий закон - логику, которой подчиняются и объективный мир, и человеческий разум.
Манихейство - основанное в III в. персом Мани религиозно-философское учение, видящее в мире лишенную всяких промежуточных состояний противопоставленность Света и Тьмы, Добра и Зла.
Маргинализация - выталкивание на дно, резкое понижение в социальном статусе.
Ментальность - исторически обусловленная специфика мышления представителей разных стран и культур.
Мессианизм (от слова "мессия" - спаситель) - учение о спасении мира какой-то персонифицированной высшей силой.
Милленаризм (от англ, millenium - тысячелетие) - система религиозно-эсхатологических ожиданий, приписывающая мистический смысл концу тысячелетия как роковой черты, отделяющей земную историю человечества от страшного суда и последующего тысячелетнего царства святости и справедливости.
Модернизации теория - теория перехода от традиционного к современному "высокоорганизованному" обществу, при этом под тради-
351
ционным фактически понимается любое общество - от примитивных племен, занимающихся собирательством, до рафинированных цивилизаций Индии, Китая, Ирана... Современность же отождествляется с Западом и тем самым теряет свою многовариантность и альтернативность: другим народам не оставляют другой перспективы, кроме самоотказа в пользу западного "эталона".
Неоконсервативная волна - идейно-политическое течение на Западе, заявившее о себе на рубеже 70-80-х годов и связанное с попытками преодолеть левое диссидентство во всех его разновидностях, консолидировать западные общества на основе идеалов классического либерализма, преодолеть капитулянтские настроения перед натиском СССР. Оказалась фактором, сыгравшим свою роль в победе Запада в холодной войне.
Неофрейдизм - направление западной социальной философии и психологии, связанное с пересмотром концепции З.Фрейда в духе реабилитации человеческого подсознания и критики подавляющих его общественных институтов (Фрейд, напротив, в конфликте подсознания и культуры занимал преимущественно сторону последней). Н. дополняет марксистскую концепцию социально-экономического отчуждения личности концепцией витального отчуждения ("репрессивное общество" посягает на нашу чувственность).
Нобили (фр. noblesse) - благородное сословие, дворянство; в современном политическом лексиконе - то же самое, что истеблишмент - правящие круги общества.
Номинализм - течение в западной философской и социологической мысли, рассматривающее общество как сумму индивидов, а все понятия, относящиеся к коллективному интересу, общественному благу и другим надындивидуальным уровням,- как "пустые". Противоположная позиция-реализм, настаивающий на примате общего над отдельным (общее существует реально, а не номинально).
Нонконформизм - психологическая и социокультурная установка на несогласие с общепринятым или навязываемым властью и авторитетом.
Онтология - философское учение о бытии (в отличие от гносеологии - учения о нашем познании).
Открытое общество - понятие, предложенное англонемецким философом Карлом Поппером (1902-1985) для обозначения либерально-демократических обществ в отличие от "закрытых", авторитарных. Это понятие сегодня получает разные акценты: в экономике речь идет о свободе торговли - устранении таможенных барьеров, что выгодно странам с более развитой экономикой, так как обеспечивает их проникновение на рынки более слабых стран; в социокультурной и идеологической сферах-об устранении разного рода цензуры, а также ограничений на пути экспорта западной массовой культуры.
Ориентализация - уподобление Востоку, усиление восточных компонентов политики и культуры.
352
Парадигма - устоявшиеся образец или модель, создающие осознанную или неосознанную установку мышления видеть явления в определенном свете или исследовать их в соответствующем методологическом ключе.
Патернализм - установка на отцовскую опеку (заботу), перенесенная на все общество, свобода которого ограничивается властью, выступающей как благонамеренный опекун народа.
Патронимия - община родственников вместе с работниками и слугами, выступающая как хозяйственная единица, ответственная в фискальном отношении.
Перцепиент (от слова перцепция - чувственное восприятие) - в теории коммуникации воспринимающая сторона, т.е. тот, кто принимает сигнал, сообщение или другие внешние импульсы.
Плюрализм - социально-философская и политическая позиция. Согласно п. существует множество независимых и равноправных начал (интересов, партий, идеологий), разнообразие которых продуктивно.
Правовое государство - государство, не только насаждающее универсально действующие юридические нормы, но и само подчиняющееся им, т.е. ограничивающее свои действия конституционно-правовыми нормами.
Принцип реальности - термин неофрейдизма, означающий жесткие внешние ограничения и нормы.
Принцип удовольствия - термин неофрейдизма, означающий сидящее в нас инфантильное начало, не признающее норм и требующее немедленного удовлетворения наших влечений.
Прометеизм - установка культуры, восходящая к мифической фигуре Прометея, похитителя небесного огня: означает неограниченные дерзания человека, направленные на покорение природы и преобразование мира.
Психоанализ - созданный австрийским психологом З.Фрейдом психотерапевтический метод, связанный с расшифровкой неврозов как инфантильных травм сознания, полученных в результате столкновения наших природных влечений (принцип удовольствия) с общественными нормами и запретами (принцип реальности).
Радикализм - установка на крайние позиции и решительное, ни перед чем не останавливающееся претворение в жизнь тех или иных идейно-политических принципов.
Редукционизм - упрощающая трактовка тех или иных явлений и процессов, связанная с сведением высших форм к низшим (например, духовных факторов к экономическим, технологическим или биологическим).
Релятивизм - учение об относительности, условности и проблематичности всех законов и норм - от научных, связанных с познанием, до культурных и нравственных.
Реформация - религиозно-политическое движение XVI в. в Европе, родившее протестантизм. Ознаменовалось национализацией рели-
353
гаи, избавившейся от опеки папского престола, и новыми, более независимыми отношениями верующих с клиром.
Секуляризация - процесс освобождения общества, различных сфер социальной жизни и институтов от религии.
Синкретизм - слитность, внутренняя
недифференцированность, сопутствующая ранним стадиям развития биологических или культурных явлений.
Синкретика - отрасль современного методологического знания, связанная с мягкой привязкой и взаимной адаптацией разнородных начал вместо жесткого подчинения или ущемления прав одного в пользу другого.
Синод - учрежденный Петром I административный орган, ведающий церковными делами. Учреждение с. означало устранение автономии церкви, прежде воплощаемой независимой от светской иерархии фигурой Патриарха.
Синология - комплекс научных дисциплин, посвященных изучению Китая.
Системно-функциональный подход в социальных науках - рассмотрение общества в целом и отдельных сфер общественной жизни как взаимозависимых элементов, каждый из которых действует в качестве функции целого. Этот подход, с одной стороны, противостоит представлениям об обществе как механической сумме или конгломерате элементов, с другой - представлениям о безыскусном органическом единстве, которое не нуждается в умышленном упорядочении со стороны власти. Система есть такой тип социальной целостности, который представляет собой проблему власти и управления.
Скептицизм - зародившаяся в Греции вместе с движением скептиков (X в. до н.э.) философия. Установка на сомнение в надежности наших знаний и наших верований. "Подвергай все сомнению и воздерживайся от категорических суждений" - вот кредо скептицизма.
Социализация - процесс усвоения личностью в ходе взросления социальных ролей, норм и ценностей того общества, к которому она принадлежит.
Социальное государство - государство, ответственное за состояние социально незащищенных граждан, имеющее соответствующие социальные программы и институты, смягчающие последствия рыночной конкуренции.
Софизм - сознательная подмена тезисов в споре или при доказательстве сомнительных истин. Название ведет свое происхождение от школы софистов в Древней Греции, расшатавших не только идеал достоверного объективного знания, но и многие нравственные ценности.
Социал-дарвинизм - перенесение на общество биологической теории естественного отбора и выживания сильнейших.
Сциентизм - мировоззренческая позиция, считающая научное знание высшей ценностью, а науку - центральным, нормообразующим элементом общества, с рекомендациями которого все должны сверять свое поведение. Сциентизм, с одной стороны, преувеличивает социаль-
354
ные возможности науки и ее самостоятельность, с другой - недооценивает другие формы общественного сознания и связанные с ними социальные институты.
Танатос - персонифицированный образ смерти или сил, несущих смерть.
Темология - религиозно-философское учение о высших целях мироздания, которым подчинена его видимая историческая динамика.
Теократия - форма правления, при которой глава духовенства, церкви одновременно является и фактическим правителем государства.
Трайбализм - архаичная идеология племенного мышления, эноцентризма и этносепаратизма.
Унитарное государство - государство, не предоставляющее автономии входящим в него регионам и сосредоточившее все решения в центре как единственном носителе суверенитета.
Фатализм - учение о царстве непреложной необходимости или предопределении, не оставляющем места ни случайным вариациям, ни альтернативам и связанной с ними свободе человека.
Фаустовский человек - сформировавшийся в недрах западной культуры тип человека, ориентированный на "выпытывание" последних тайн природы с целью окончательного ее покорения.
Формационная теория-теория о закономерной смене фаз общественного развития, представляющего своего рода лестницу восхождения человечества от низших ступеней к высшим.
Хартленд (от англ, heartland) - разработанное в геополитике понятие "центральной земли", несущего континента планеты, овладение которым открывает возможность господствовать над миром.
Ценности культурные - разделяемые в обществе убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основные средства достижения этих целей.
Центризм - политическая установка на то, чтобы избегать крайностей левого и правого радикализма и стремиться к сближению позиций различных политических сил на основе реформистской умеренности.
Цивилизация - общество, достигнувшее определенной целостности благодаря единству религии, языка, культурных традиций.
Эвристика - отрасль научного знания, изучающая пути и методы решения различных познавательных задач и пытающаяся оптимизировать сам процесс познания.
Эзотерический - тайный, предназначенный для посвященных.
Экзотерический - явный, открытый, предназначаемый для общего пользования.
Экоцид - убивание природы, Земли как геобиосистемы - носительницы жизни.
Экономико-центризм - воззрение, согласно которому высшей ценностью и центром общественной жизни является экономика, предопределяющая все остальные характеристики человеческого бытия.
355
Характеризуется недооценкой автономной роли других факторов: моральных, культурных, политических и т.п.
Экуменизм-движение за объединение церквей.
Эмпиризм - установка на наблюдаемые факты, на чувственный опыт, а не на умозрительные концепции и поспешные обобщения.
Эндогенный - внутренний, внутренне обусловленный (в противоположность экзогенному - вызванному внешними влияниями).
Энтропия - понятие, заимствованное из термодинамики и обозначающее характерный для замкнутых систем процесс превращений всех видов энергии в тепловую; в более общем виде - стихийный процесс возрастания хаоса как наиболее вероятного состояния.
Эпоха Просвещения - XVHI век в Европе, когда сложилась идея общественного устройства, основанного на разуме, а не на традиции, и разумного переустройства общества. Все докапиталистические порядки были объявлены пережитками.
Эсхатология - религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, о конце света и страшном суде.
Этатизм - превознесение государства как высшей ценности, стремление поставить под контроль все сферы общественной жизни.
Язычество - религиозные верования, характеризующиеся обожествлением сил природы. Впоследствии были вытеснены монотеистическими религиями (христианство, магометанство, буддизм), но сохранились как рудимент культуры, связанной с эстетизацией и одухотворением природного начала.
Сноски и примечания
1 Local Knowledge, Ancient Wisdom. East-West Center, 1991. P. 2-3.
2 SchmidtH.//Zeit. 3.10.97.
3 Kung H., Kitschel K. A Global Ethic; the Declaration of the Parliament of the World's Religions. L., 1998.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Афанасенко ИД. Циклическая динамика русской цивилизации // Альманах центра общественных наук. 1998. № 9.
Бердяев НА Судьба России. М.: Наука, 1990.
Бжезинский 3. Великая шахматная доска М.: Международные отношения, 1998.
Бродель Ф. Время мира. М: Прогресс, 1998.
БурдъеП. Социология политики. М.: Прогресс, 1993.
Василенко ИА. Диалог культур, диалог цивилизаций // Вестник РАН 1996. Т. 66. № 5.
Василенко ИА. Диалог цивилизаций: социокультурные проблемы политического партнерства. М.: Эдиториал УРСС, 1999.
Вартанян АА. Политика и мораль: к вопросу о мировом политическом порядке. М.: Гуманитарий, 1997.
Василенко ИА. Политические процессы на рубеже культур. М.: Эдиториал УРСС, 1998.
Василенко ИА. Православная этика и российская цивилизация // Новая Россия. 1999. № 1.
Васильев ВЛ. Религии Востока. Конфуцианство, буддизм, даосизм. СПб., 1873.
Вассоевин АЛ. Духовный мир народов классического Востока. СПб.: Алетейя, 1998.
ВеберМ. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994.
Гаджиев КС. Госполитика. М.: Международные отношения, 1997.
ГачевГ. Национальные образы мира. М.: Академия, 1998.
Гвишиани ДМ. Римский клуб. История создания, избранные доклады и выступления. М.: Эдиториал УРСС, 1998.
Гетер Э. Нации и национализм. М.: Прогресс, 1991.
ГенонР. Кризис современного мира. М.: Алтейя, 1991.
Гердер ИГ. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977.
Гефтер МЛ. От ядерного мира - к миру миров// М.Я. Гефтер. Из тех и этих лет. М.: Прогресс, 1991.
Гладкий Ю. Глобалистика: трудный путь становления // МЭИМО. 1994. №10.
Глобализация и демократизация. Круглый стол в Горбачев-Фонде. М.: Горбачев-Фонд, 1997.
Глобальный мир: горизонты новой логики // Государственная служба. 1999. № 3(5).
Глобальный эволюционизм / Под ред. ЛВ.Фесенкова. М.: ИФ РАН, 1994.
Григорьев ОВ. Внутренняя геоэкономика современной России // Бизнес и общество. 1997. № 1.
Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Мысль, 1994.
345
Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философии // Вопросы философии. 1986. № 3.
Данилевский НЯ. Россия и Европа. М.: Наука, 1991.
Долльфюс О. Система Мир // МЭИМО. 1995. № 6.
Зиновьев АЛ. На пути к сверхобществу. М.: Центрполиграф, 2000.
Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев. М.: Наука, 1993.
Кардозо Ф.Э. Социальные последствия глобализации // Латинская Америка, 1997. № 5.
КшюновЮ. Опыты о поле политики. М.: Мысль, 1994.
Кочанов Ю. Политическая топология: Структурирование политической действительности. М.: Политиздат, 1995.
Кинг А, Шнайдер Б. Первая глобальная революция. М.: Прогресс, 1991.
Колсон Ч., Сонлшти Вон Э. Конфликт царств. М.: Прогресс, 1996.
Кондаков ИВ. О диалогизме культур //Диалог в культуре. М.: Наука, 1989.
Косолапое НА. Геополитика как теория и диагноз // Бизнес и политика. 1996. №4.
Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977.
Кургинян С. Агенты политики // РоссияХХ! 1998. № 1,2.
Лейбин ВМ. Дилеммы глобального моделирования// Системные исследования. 1986.
Лилеев ИЛ. Новый мировой порядок и проблемы африканской безопасности. М.: Восточная литература, 1994.
Лихачев Д.С. Великое наследие. М.: Наука, 1987.
ЛотманЮМ. Культура и взрыв. М.: Наука, 1992.
Миркина 3., Померанц Г. Великие религии мира. М.: РИПОЛ, 1995.
Мифы народов мира. М.: Сов. энциклопедия, 1987. Т. 1 Д.
Моисеев Н. Как далеко до завтрашнего дня... М.: Аспект-Пресс, 1995.
Неклесса А. Творческий континент-Россия // Москва. 1999. №8.
Новая постиндустриальная волна на Западе / Под ред. ВЛ.Иноземцева. М.: Академия, 1999.
Оля Б. Боги тропической Африки. М.: Наука, 1978.
Орлова ИБ. Евразийская цивилизация. М.: Наука, 1998.
Основы буддийского мировоззрения. Индия, Китай / Под ред. ВЖРудого. М.: Наука, 1994.
ПанаринА.С. Агенты глобализма // Москва. 2000. № 1-7.
Панарш АС. Глобальное прогнозирование. М.: Алгоритм, 2000.
Панарин А.С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива вХХ1 веке. М.: Логос, 1998.
Панарин А.С. Россия в циклах мировой истории. М.: МГУ, 1999.
Политическая наука: новые направления / Под ред. Р.Гудина, Х.Клингеманна. М.: Вече, 1999.
Россия в глобальном мире / Под ред. В Л Толстых. М.: Апрель, 1997.
Россия и мир: Политические реалии и перспективы / Под ред. ЕЛСмирнова. М.: Автодидакт, 1998.
346
Россия в Евразии / Под ред. ГХШахназарова. М.: 1Ърбачев-Фонд, 1998.
Сорокин К.Э. Геополитика современности и геостратегия России. М.: Наука, 1996.
Сорокин Л.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Наука, 1992.
Сравнительное изучение цивилизации: Хрестоматия / Сост. Б.СЕрасов. М.: Наука, 1998.
Структура культуры и человек в современном обществе. М.: Ин-т философии, 1987.
Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М.: Прогресс, 1995.
Философия истории / Под ред. А.С Ланарина. М.: Гардарика, 1999.
Цымбурский В.Л. Народы между цивилизациями // Pro et Contra. 1997. Т. 2. №3.
Цымбурский В.Л. Остров Россия. Перспективы российской геополитики // Полис. 1993. № 5.
Чешков М.А. Глобальное видение и новая наука М.: ИМЭИМО, 1998.
Чешков МЛ. Глобалистика: предмет, проблемы и перспективы // Общественные науки и современность. 1998. № 5.
Шахназаров Г.Х. Грядущий миропорядок. М.: Политиздат, 1981.
Шпенглер О. Закат Европы. М.: Наука, 1993.
Эшосоциология / Ю.В.Арутюнян, Л.М.Дробижева, ААСусколов и др. М.: Наука, 1998.
Этнология / Под ред. Г?.Макарова, В.В.Пименова. М.: Наука, 1994.
Экю глобального мира. Дискуссии в Горбачев-Фонде / Под ред. ВЛТолстых. М.: Восточная литература, 1999.
Яковец Ю. История цивилизаций. М.: Владею, 1997.
<< Пред. стр. 11 (из 11) След. >>