<< Пред.           стр. 10 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу

 • за землю в пределах поселковой, городской границы и дру­гие земли, переданные в их ведение, а также за земли в гра­нице района, за исключением земель, переданных в ведение сельских органов местного самоуправления, в соответствии с установленными законодательством РФ долями на бюджет­ные счета РФ Федерального казначейства субъектов РФ, со­ответствующую часть средств — на бюджетные счета соот­ветствующих органов местного самоуправления.
 В доходы бюджетов РФ в соответствии с бюджетной класси­фикацией РФ зачисляются:
 • земельный налог за земли сельскохозяйственного назна­чения;
 • земельный налог за земли городов и поселков;
 • земельный налог за другие земли несельскохозяйствен­ного назначения;
 • арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения;
 • арендная плата за земли городов и поселков;
 • арендная плата за другие земли несельскохозяйственного назначения.
 На бюджетные счета РФ в Федеральном казначействе соот­ветствующего субъекта РФ перечисляются средства, составляю­щие плату за землю в пределах долей, установленных законода­тельством РФ.
 Доля средств от земельного налога и арендной платы за сельско­хозяйственные угодья, перечисляемых в федеральный бюджет, уста­навливается в соответствии с Законом РФ «О плате за землю».
 Доля средств от земельного налога и арендной платы за сельско­хозяйственные угодья, перечисляемых на бюджетные счета субъектов РФ, устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ. На мероприятия, централизованно выполняе­мые субъектами РФ, перечисляется не более 10% от суммы средств земельного налога административного района.
 Доля средств, перечисляемых в федеральный бюджет от земель­ного налога и арендной платы земли городов и поселков для фи­нансирования централизованно выполняемых мероприятий, еже­годно устанавливается при утверждении федерального бюджета.
 Земельный налог и арендная плата учитываются в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и ис­пользуются исключительно в следующих целях: финансирование мероприятий по землеустройству, ведение земельного кадастра, мониторинга, охрана земель и повышение их плодородия, ос­воение новых земель, компенсация собственных затрат земле­пользователя на эти цели и погашение ссуд. выданных под ука­занные мероприятия и процентов за их использование.
 Неиспользованные в течение года остатки средств не изыма­ются, а направляются по целевому назначению в следующем году.
 В соответствии с бюджетной классификацией РФ средства, поступающие от продажи земель в собственность граждан, а так­же при продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий, зачисляются в доход соответствующих бюджетов.
 Контрольные вопросы
 1. В чем заключается сущность платежей за природные ре­сурсы?
 2. Какие платежи за природные ресурсы отнесены: а) к фе­деральным и б) местным налогам и сборам?
 3. Охарактеризуйте систему платежей за пользование не­драми.
 4. Объясните суть отчислений на воспроизводство мине­рально-сырьевой базы.
 5. Какие сборы установлены за право пользования объектами животного мира, водными биологическими ресурсами?
 6. Что такое лесной доход и с какой целью он взимается?
 7. Объясните термин «лесные подати».
 8. Что представляет собой водный налог и с какой целью он взимается?
 9. Охарактеризуйте формы платы за землю.
 10. Какие существуют льготы по взиманию платы за землю?
 11. Расскажите о порядке исчисления и уплаты земельного налога.
 ГЛАВА 15. Налогообложение физических лиц
 15.1. Экономическая сущность и значение налогов с населения
 Экономическая сущность налогов с населения характеризуется денежным отношением, складывающимся у государства с физи­ческими лицами в процессе формирования бюджетных и иных фондов.
 Налоги служат средством индивидуальной связи гражданина с федеральной властью и местными органами самоуправления. Они отражают его причастность к формированию общегосудар­ственных доходов и управлению ими, позволяют ощутить себя активным членом общества, дают основание для контроля за эффективным использованием государственных бюджетных и внебюджетных ресурсов, формируемых налогоплательщиками.
 Экономическая сущность налогов с населения выражается в их функциях: фискальной и регулирующей.
 В разных странах существуют различные формы и виды на­логов с населения, но в основе их общие принципы налогооб­ложения:
 • всеобщность охвата налогами;
 • применение пропорциональных или прогрессивных ста­вок подоходного налога, что позволяет уплачивать лишь часть дохода;
 • широкое применение косвенных налогов.
 По объекту налогообложения налоги классифицируются на налоги с доходов, имущества и т. п. По механизму формирования налоги делятся на прямые и косвенные
 Согласно действующему законодательству граждане РФ, ино­странные граждане и лица без гражданства, проживающие и по­лучающие доходы в России или являющиеся собственниками объектов обложения, вносят в бюджет:
 1) подоходный налог с физических лиц;
 2) налоги на имущество с физических лиц;
 3) налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения;
 4) земельный налог;
 5) государственную пошлину, налоги и сборы, установлен­ные органами местного самоуправления либо органами власти субъектов Федерации.
 Эти три категории налогоплательщиков объединены общим термином — физические лица.
 Существуют налоги, общие для юридических и физических лиц: земельный налог, налог с владельцев транспортных средств, и другие платежи, зачисляемые в дорожные фонды; местные на­логи, устанавливаемые по решению органов местного само­управления (налог на рекламу, налог на перепродажу автомоби­лей) и др. С граждан в соответствующих случаях взимаются сбо­ры, пошлины, регистрационные платежи, включенные в налого­вую систему РФ. Налоги взимаются разными способами: напри­мер, подоходный налог — безналичным и декларационным, на­лог с имущества — по платежным поручениям.
 Все налоги, плательщиками которых выступает население, объединены в три группы:
 • налоги, непосредственно взимаемые с населения (подоход­ный налог, налог на имущество);
 • косвенные налоги, взимаемые с потребителей (НДС, ак­цизы);
 • налоги и общие платежи в целевые бюджетные и вне­бюджетные фонды.
 15.2. Подоходный налог с физических лиц
 В налоговой системе РФ налог с физических лиц — наиболее значительный по суммам поступлений и кругу плательщиков. Этот налог в основном зачисляется в территориальные бюджеты.
 Подоходный налог — один из основных налогов, форми­рующих бюджеты современных государств. Он охватывает разнообразные источники доходов граждан, поскольку связан с различными сферами их деятельности.
 Подоходный налог возник в XVII—XIX вв. при капиталисти­ческом способе производства, когда определились различия в видах и источниках доходов различных социальных групп: зара­ботная плата рабочих, предпринимательский доход капитали­стов, ссудный процент и т.д.
 В царской России вопрос о подоходном налоге ставился с от­меной крепостного права, однако закон о его взимании появился лишь в 1910 г., введение его наметилось в 1917 г., но в связи с революционными событиями закон не был введен в действие.
 До 1992 г. в нашей стране взимался подоходный налог с ра­бочих и служащих.
 Современный порядок взимания подоходного налога в РФ введен с января 1992 г. В соответствии с ним подоходный налог уплачивается всеми категориями плательщиков исходя из сово­купного годового дохода.
 Для всех видов доходов установлены единая шкала ставок и единая система льгот. Широкое применение получили деклара­ции о доходах. Определен порядок формирования налогооблагаемого минимума доходов — в размере определенной кратности минимальной заработной платы (однократной, трехкратной или пятикратной). Эти условия создают предпосылки для дальней­шего реформирования подоходного налога исходя из динамич­ных экономических условий.
 Плательщиками подоходного налога являются физические ли­ца: граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие либо не имеющие постоянного места жительства в РФ. Следует отметить, что в законодательстве нередко различа­ется налогообложение лиц, имеющих постоянное место житель­ства в РФ (не менее 183 дней в календарном году) и не имею­щих такового.
 Объектом налогообложения является совокупный доход физи­ческого лица, полученный им в календарном году (с 1 января по 31 декабря) как в денежной форме (рублях или иностранной ва­люте), так и в натуральной форме, в том числе в виде матери­альной выгоды, полученной по вкладам в банках, в виде страхо­вой выплаты, низкопроцентным ссудам и т. д.
 Декларацию о совокупном годовом доходе подают не позднее 1 апреля следующего за отчетным года граждане, имеющие бо­лее одного места работы, а также получающие доход помимо заработной платы, с которого ранее удержан налог в течение года.
 Доходы, полученные в натуральной форме, учитывается по государственно-регулируемым ценам, а при их отсутствии — по свободным (рыночным) ценам на дату получения дохода.
 При этом у физических лиц, имеющих постоянное место жительства (ПМЖ) в РФ, учитывается доход от источников в РФ и за ее пределами, а у физических лиц, не имеющих ПМЖ, — лишь от источников в РФ. Доходы в иностранной валюте пе­ресчитываются по текущему курсу ЦБ, действующему на дату получения дохода.
 1. Законодательно установлен перечень доходов, не подлежащих налогообложению. В их числе:
 1) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности, в том числе по уходу за боль­ным ребенком;
 2) все виды пенсий, в том числе назначаемые в порядке, ус­тановленном пенсионным законодательством, дополнительные пенсии, выплачиваемые на условиях добровольного страхования пенсий;
 3) все виды компенсационных выплат физическим лицам, установленных в соответствии с действующим законодательст­вом в пределах норм, связанных с
 • выполнением трудовых обязанностей;
 • переездом на работу в другую местность;
 • возмещением командировочных расходов;
 • возмещением вреда, причиненного повреждением здоро­вья;
 • бесплатным предоставлением жилых помещений и иму­щественных услуг;
 • оплатой стоимости натурального довольствия и сумм вза­мен него;
 • увольнением работников;
 • возмещением иных расходов.
 4) суммы материальной помощи (независимо от ее размера), оказываемой физическим лицам в связи с чрезвычайными обстоя­тельствами; суммы оказываемой материальной помощи в других случаях составляют до 12-кратного размера минимального месяч­ного размера оплаты труда в год;
 5) выигрыши по облигациям государственных займов быв­шего СССР, РФ, республик в составе РФ, других республик бывшего СССР и суммы, получаемые в погашение таких обли­гаций;
 6) выигрыши по лотереям, проценты и выигрыши по ГКО, облигациям и другим ценным бумагам РФ, субъектов РФ, а также по облигациям и ценным бумагам, выпущенным органами местного самоуправления;
 7) проценты и выигрыши по вкладам в банках, находящихся на территории РФ, открытых в рублях — если проценты выпла­чиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из ставки ре­финансирования, установленной Банком России, действовавшей в период существования вклада; в иностранной валюте — если проценты выплачиваются в пределах 15% годовых от суммы вклада. Сумма материальной выгоды, превышающая указанные размеры, подлежит налогообложению у источника выплаты от­дельно от других видов доходов;
 8) вознаграждение за сданную кровь и иную донорскую по­мощь;
 9) алименты, полученные другими лицами;
 10) суммы доходов лиц, являющихся участниками дневной формы обучения высших, средних специальных, профессио­нально-технических, общеобразовательных учебных заведений, аспирантами, учебными ординаторами и интернами, получаемые ими в связи с учебно-производственным процессом; за работы по уборке сельскохозяйственных культур и заготовке кормов; за работы, выполненные в период каникул (но не более трех меся­цев в году) в части, не превышающей десятикратного установлен­ного законом минимального месячного оклада труда (ММОТ) за каждый календарный месяц, в котором получен доход;
 11) суммы, получаемой в течение года от продажи квартир, жилых домов, дач, садовых домиков, земельных участков, при­надлежащих физическим лицам на праве собственности, в час­ти, не превышающей 5000 ММОТ, а также суммы, полученной от продажи другого имущества, в части, не превышающей сто­кратного размера ММОТ;
 12) суммы страховых выплат физическим лицам;
 13) по обязательному страхованию;
 14) по договорам добровольного долгосрочного (на срок не менее пяти лет) страхования жизни (в том числе добровольного пенсионного страхования);
 15) по договорам добровольного имущественного страхова­ния и страхования ответственности в возмещении вреда жизни, здоровью и медицинских расходов страхователей или застрахо­ванных лиц.
 В остальных случаях, если суммы страховых выплат по дого­ворам добровольного страхования окажутся больше сумм, внесенных физическими лицами в виде страховых взносов, увеличенных страховщиками на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования, установленной Банком России на момент заключения договора страхования, то матери­альная выгода в виде разницы между этими суммами подлежит налогообложению у источника выплаты отдельно от других видов доходов.
 Во всех случаях суммы страховых взносов подлежат налого­обложению в составе совокупного годового дохода, если они вносятся за физических лиц из средств предприятий, за исклю­чением случаев, когда страхование работников производится в обязательном порядке в соответствии с законодательством и по договорам добровольного имущественного страхования при от­сутствии выплат застрахованным лицам.
 16) доходы в денежной и натуральной формах, полученные от физических лиц в порядке наследования и дарения, за ис­ключением вознаграждения, выплачиваемого наследникам авто­ров произведений науки, литературы, искусства и др.;
 17) доходы членов крестьянских (фермерских) хозяйств, по­лучаемые в этом хозяйстве от сельскохозяйственной деятельно­сти в течение пяти лет, начиная с года образования хозяйства;
 18) суммы стипендий, выплачиваемые из Государственного фона занятости населения РФ гражданам, обучающимся по на­правлению органов службы занятости.
 В соответствии с законом налоговой льготой могут воспользо­ваться ординаторы, адъюнкты и докторанты учреждений выс­шего профессионального образования и послевузовского про­фессионального образования, аспиранты, ординаторы, адъюнк­ты и докторанты научно- исследовательских учреждений;
 19) суммы стипендий, выплачиваемые студентам и аспирантам учреждений высшего профессионального образования, слушателям духовных учебных учреждений этими учебными учреждениями;
 20) суммы стипендий, учреждаемых Президентом РФ, орга­нами законодательной (представительной) и исполнительной власти Российской Федерации, благотворительными фондами.
 В связи с изменением Указа Президента РФ от 27 октября 1993 г. №1769 «О мерах по обеспечению прав акционеров» при исчислении подоходного налога определено, что при переоценке акционерными обществами основных фондов (средств) в налогооблагаемый доход физических лиц—членов акционерных об­ществ не включается стоимость дополнительно полу­ченных ими акций, распределенных между акционерами про­порционально их доле и видам акций, либо разница между но­вой и первоначальной номинальной стоимостью акций.
 2. Совокупный доход, полученный в налогооблагаемом перио­де, уменьшается на сумму дохода, не превышающего за каждый полный месяц, в течение которого получен доход, пятикратного установленного законом размера ММОТ у следующих категорий физических лиц:
 1) Героев Советского Союза и Героев Российской Федера­ции, а также лиц, награжденных орденом Славы трех степеней;
 2) участников Гражданской и Великой Отечественной войн, боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;
 3) инвалидов (в соответствии с п. 2 Закона) Великой Отече­ственной войны, труда, инвалидов детства, а также инвалидов I и II группы;
 4) эвакуированных в 1986 г. из зоны отчуждения, подверг­шейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы;
 5) лиц, находившихся в Ленинграде в период его блокады в годы Великой Отечественной войны;
 6) бывших узников концлагерей в период Второй мировой войны.
 3. Совокупный доход, полученный в налогооблагаемом перио­де, уменьшается на сумму дохода, не превышающего за каждый полный месяц, в течение которого получен доход, трехкратного размера ММОТ, у следующих категорий:
 1) родителей и супругов военнослужащих, погибших вследст­вие ранения, контузии или увечья, полученных ими при защите СССР, РФ или при несении иных обязанностей срочной службы;
 2) граждан, уволенных с военной службы или призывавшихся на военные сборы, выполнявших интернациональный долг в Аф­ганистане и других странах, в которых велись боевые действия;
 3) одного из родителей, супруга, опекуна или попечителя, на содержании у которого находится инвалид I группы;
 4) инвалидов III группы, имеющих на иждивении престаре­лых родителей или несовершеннолетних детей.
 4. Совокупный доход физических лиц уменьшается на:
 1) суммы доходов, перечисляемые ими на благотворительные цели предприятий, учреждений, организаций, культуры, образо­вания, здравоохранения и социального обеспечения;
 2) суммы расходов на содержание детей и иждивенцев в пре­делах установленного законом размера ММОТ за каждый месяц, в течение которого получен доход, на каждого работника в воз­расте до 18 лет, на студентов и учащихся дневной формы обуче­ния — до 24 лет, на каждого иждивенца, не имеющего самостоя­тельного источника дохода;
 3) суммы, направляемые физическим лицам, являющимся застройщиком или покупателем, на новое строительство или приобретение жилого дома, квартиры, дачи или садового домика на территории РФ в пределах 5000 размера ММОТ, учитывае­мого за трехлетний период, а также суммы, направленные на погашение кредитов и процентов по ним, полученные на эти цели. Эти суммы не могут превышать размера совокупного го­дового дохода физического лица за отчетный период. При этом повторное предоставление такого вычета не предусмотрено;
 4) суммы, передаваемые в качестве добровольных пожертво­ваний в избирательные фонды кандидатов в депутаты всех уров­ней государственной власти;
 5) сумм и расходов, документально подтвержденных физиче­ским лицом, кроме нерезидентов РФ, непосредственно связан­ные с извлечением дохода от выполнения ими работ по гражданско-правовым договорам и дохода от предпринимательской деятельности;
 6) суммы дохода, не превышающие размер совокупного годо­вого дохода у лиц, получивших лучевую болезнь или другие забо­левания, связанные с радиационным воздействием Чернобыль­ской катастрофы или связанные с работами по ликвидации по­следствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также лица, по­лучившие вследствие этого инвалидность (п. 6е Закона).
 Ставки подоходного налога с физических лиц. Подоходный налог с облагаемого совокупного дохода, полученного в кален­дарном году, взимается в следующих размерах:
 
 Размер совокупного облагаемого дохода, полученного в календарном году (руб.) Ставка налога в федеральный бюджет (%) Ставка налога в бюджет» субъектов РФ
 
 До 30000 3 12%
 От 30001 до 60000 3 2700 руб. + 12% с суммы, превышающей 30000 руб.
 От 60001 до 90000 3 6300 руб + 17% с суммы, превышающей 60000 руб
 От 90001 до 150000 3 11400 руб. + 22% с суммы, превышающей 90000 руб.
 От 150001 до 300000 3 24600 руб. + 32% с суммы, превышающей 150000 руб.
 От 300001 и выше 3 72600 руб. + 42% с суммы, превышающей 300000 руб.
 
 В соответствии с действующим законодательством с сумм ко­эффициентов и сумм надбавок за стаж работы, начисленных к заработной плате и выплачиваемых за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, и других с тяжелыми климатическими условиями, налог выплачивается только у источ­ника выплаты отдельно от других доходов по ставке 15%.
 Особенности налогообложения доходов, получаемых физиче­скими лицами. Подоходным налогом подлежат обложению все виды дохода, получаемого физическим лицом а) по основному месту работы, б) по совместительству и от выполнения работ по гражданско-правовым договорам, в том числе от предпринима­тельской деятельности.
 Налог исчисляется с начала календарного года по истечении каждого месяца с суммы совокупного дохода, уменьшенного на размер льготы по содержанию детей и иждивенцев, а также на другие суммы, не включаемые согласно Закону в совокупный доход, с зачетом ранее удержанной суммы налога.
 Законом предусмотрен порядок внесения в бюджет подоход­ного налога с предприятий и иных работодателей, а также штрафные санкции за нарушение норм закона. Аналогично производится налогообложение доходов, получаемых физиче­скими лицами не по месту основной работы.
 Однако не производятся вычеты, касающиеся фи­зических лиц, доход для которых уменьшается на сумму, не пре­вышающую в календарном году размер совокупного дохода, об­лагаемого по минимальным ставкам, вычеты в кратных размерах ММОТ, а также вычеты с сумм, направленных на новое строи­тельство или приобретение жилого дома и других жилых строе­ний, и с сумм расходов на содержание детей и иждивенцев.
 Имеются некоторые особенности в налогообложении лиц, не имеющих постоянного места жительства (ПМЖ) в РФ. Налог ими уплачивается в размере 20%, если иное не предусмотрено международными договорами. Однако эти лица в общем поряд­ке уплачивают налог с доходов по месту основной работы и иных доходов. Законодательство РФ при исчислении подоход­ного налога исходит из принципа избежания двойного налого­обложения. При этом доходы, полученные за пределами РФ ли­цами, имеющими ПМЖ в РФ, включаются в доходы, подлежа­щие налогообложению в РФ.
 Суммы подоходного дохода, выплаченные физическими ли­цами у источника происхождения налога в иностранных госу­дарствах, засчитываются при внесении ими подоходного налога в РФ при наличии подтверждающих документов. При этом сле­дует отметить, что размер засчитываемых сумм налогов не может превышать сумму налога, подлежащего уплате в РФ.
 При налогообложении доходов от предпринимательской дея­тельности налогоплательщиками выступают:
 • физические лица, осуществляющие предприниматель­скую деятельность без образования юридического лица;
 • нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой;
 • физические лица, не имеющие основного места работы (службы, учебы), — по суммам вознаграждений, полученных от предприятий, организаций, учреждений и физических лиц на основе заключенных гражданско-правовых договоров;
 • физические лица, сдающие в наем или аренду строения, квартиры, автомобили и другое движимое и недвижимое имущество, — по полученным суммам доходов в нату­ральной и денежной формах;
 • физические лица с постоянным местом жительства в РФ — по суммам доходов, полученных из источников за границей;
 • физические лица — по доходам от продажи принадлежа­щего им имущества;
 • физические лица — по доходам от реализации продукции звероводства и т. п., не относящейся к продукции их личного подсобного хозяйства;
 • физические лица, получающие доходы от реализации изделий из продуктов убоя скота (шапки, шубы) и другие доходы.
 При этом из полученного валового дохода исключа­ются документально подтвержденные плательщиком расходы или затраты, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг), определяемых Правительством РФ. В этом случае для целей налогообложения рассчитывается разность между суммой валовых доходов и произведенных для их получения расходов.
 При определении налогооблагаемого дохода производятся и другие выплаты, предусмотренные для всех налогоплательщиков.
 Налог по этим доходам начисляется и удерживается при вы­плате дохода физическим лицом, а также зарегистрированным в качестве предпринимателя организациями и учреждениями, или налоговыми органами на основании деклараций либо материа­лов проверок или сведений, полученных от организаций. Налог уплачивается в три срока по доходам за прошлый год. По сово­купному годовому доходу налоговыми органами производятся перерасчет, взыскание или возврат сумм налогов не позднее 15 июля следующего за отчетным года.
 При налогообложении иностранных граждан в состав совокуп­ного дохода не включаются суммы, выплачиваемые для компенсации расходов на обучение детей в школе, поездки чле­нов семьи в отпуск, и суммы компенсаций по найму жилого по­мещения. При налогообложении применяются общие став­ки. Не подлежат налогообложению доходы следующих категорий иностранных граждан: глав и членов персонала пред­ставительств иностранных государств и членов их семей, членов административно-технического персонала, включая членов их семей, и обслуживающего персонала представительств, которые не являются гражданами РФ или не проживают в РФ постоян­но, сотрудников международных организаций в соответствии с уставами этих организаций.
 Санкции.
 1. За нарушение обязанности по удержанию и перечислению подоходного налога работодателями предусмотрены штрафные санкции за несвоевременное перечисление налогов работодателей (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринима­тельскую деятельность без образования юридического лица) взыскивается пеня в размере 0,5% за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после фактического получения в банке наличных средств на оплату труда, либо перечисления по поручениям работников причитающихся им денежных средств со счетов указанных организаций в банке по день уплаты вклю­чительно.
 2. В случае, если работодатели не имеют счетов в банках или направляют суммы на оплату труда из выручки или других ис­точников, пеня в размере 0,5% за каждый день просрочки начис­ляется со второго дня после направления средств на оплату тру­да по день уплаты включительно, или с шестого числа месяца, следующего за месяцем, в котором производились разовые вы­платы в течение месяца.
 3. В том случае, если неисполнение или задержка исполнения по перечислению сумм подоходного налога произошли по вине банка или иной кредитной организации, то ответственность в ви­де взыскания пени в размере 0,2% подлежащей поступлению сум­мы налога возлагается на банк (кредитную организацию).
 4. Налогоплательщики — граждане-предприниматели, част­ные нотариусы и другие, которым начисление налога по их до­ходам производится налоговыми органами, в случае несвоевре­менной уплаты налога также несут ответственность: с них взы­скивается пеня в размере 0,3% за каждый день просрочки, начи­ная с установленного срока уплаты по день уплаты включительно.
 5. Ответственность за нарушение порядка исчисления и уп­латы подоходного налога предусмотрена не только Законом о подоходном налоге с физических лиц, но и другими актами.
 В случае невыполнения обязанностей руководители этих предприятий привлекаются к административной ответственно­сти в виде штрафа в размере пятикратного установленного зако­ном размера минимальной месячной оплаты труда.
 Административная ответственность и виде штрафа для гра­ждан установлена за следующие нарушения (п. 12 ст. 7 Закона о Государственной налоговой службе РФ):
 • нарушение гражданами законодательства о предпринима­тельской деятельности;
 • отсутствие учета доходов и расходов или ведение учета с нарушением установленного порядка;
 • непредставление или несвоевременное представление гражданами деклараций о доходах.
 В вышеуказанных случаях административный штраф взима­ется в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда, а за те же действия, совершенные повторно в течение го­да после наложения административного взыскания, в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
 Кроме административной ответственности, законодательст­вом предусматривается и уголовная ответственность. Так, ст. 162-1 Уголовного кодекса Российской Федерации, действовав­шего до 1 января 1997 г., устанавливала ответственность за ук­лонение от подачи декларации о доходах. Уголовный кодекс, введенный в действие с 1 января 1997 г., также предусматривает ответственность за налоговые нарушения, в частности, за укло­нение гражданина от уплаты налога. Так, в соответствии со ст. 198 уклонение гражданина от уплаты налога путем непредстав­ления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию за­ведомо искаженных данных о доходах или расходах, наказывает­ся штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оп­латы труда или в размере заработной платы или иного дохода либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо лишением свободы на срок до одного года.
 За то же деяние, совершенное лицом, ранее судимым за ук­лонение от уплаты налога, либо совершенное в особо крупном размере, налагается штраф в размере от 500 до 1000 минималь­ных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до трех лет.
 При этом уклонение гражданина от уплаты налога признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога превышает 200 минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере — 500 минимальных размеров оплаты труда.
 Статья 199 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголов­ную ответственность за уклонение от уплаты налогов с органи­заций.
 15.3. Налоги на имущество физических лиц
 Законом РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой сис­темы в Российской Федерации» к налогам на имущество физиче­ских лиц относятся налоги, устанавливаемые на различных уровнях.
 Федеральные налоги:
 • налоги, служащие источниками образования дорожных фондов (налог с владельцев транспортных средств);
 • налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.
 Местные налоги:
 • налоги на имущество физических лиц;
 • земельный налог.
 Эти налоги устанавливаются законодательными актами Рос­сийской Федерации и взимаются на всей ее территории. Пла­тельщиками некоторых из перечисленных налогов являются не только физические, но и юридические лица. Одним из законов, регулирующих взимание имущественных налогов, является Закон РФ от 9 декабря 1991 г. «О налогах на имущество физических лиц» (с изменениями и дополнениями от 22 декабря 1992 г., 11 августа 1994 г., 27 января 1995 г.). Платежи по нало­гам зачисляются в бюджет органов местного самоуправления по месту нахождения объекта налогообложения.
 Объекты обложения налогами (движимое и недвижимое имущество, находящееся в собственности физических лиц) можно разделить на две группы:
 1) строения, помещения и сооружения — жилые дома, квар­тиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения;
 2) транспортные средства — моторные лодки, вертолеты, са­молеты и другие транспортные средства (за исключением авто­мобилей, мотоциклов, самоходных машин и механизмов на пневмоходу, налогообложение которых производится в соответ­ствии с Законом РФ «О дорожных фондах в Российской Феде­рации»).
 Ставки налогов и порядок их уплаты зависят от объекта на­логообложения.
 1. Налог на строения, помещения и сооружения уплачивается по ставке, устанавливаемой органами власти субъектов Россий­ской Федерации, в размере, не превышающем 0,1% от их инвен­таризационной стоимости, или в случае ее отсутствия — от стоимости этих объектов, определяемой по обязательному стра­хованию. В том случае, если объекты находятся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из них соразмерно его доле.
 2. Размер налога на транспортные средства (уплачиваемого в процентах от минимального размера оплаты труда, дейст­вующего на дату начисления налога) зависит от мощности дви­гателя транспортного средства:
 
 Объект обложения Процент от минимального размера опла­ты труда
 Вертолеты, самолеты, теплоходы с каждой лошадиной силы 10
 или с каждого киловатта мощности 13,6
 Яхты, катера с каждой лошадиной силы 5
 или с каждого киловатта мощности 6,8
 Мотосани, моторные лодки и другие транспортные средства с каждой лошадиной силы 3
 или с каждого киловатта мощности 4,1
 Другие транспортные средства, не имеющие двигателей 5
 Собственники моторных лодок с мотором мощностью не бо­лее 10 лошадиных сил или 7,4 кВт налог не уплачивают.
 Налог на транспортные средства исчисляется также на 1 января того года, за который начисляются платежи. Для ис­числения налога используются сведения, ежегодно представляе­мые в налоговые органы государственными инспекциями по ма­ломерным судам и другими организациями, осуществляющими регистрацию транспортных средств. При наличии нескольких собственников на одно транспортное средство плательщиком налога является лицо, на имя которого оно зарегистрировано.
 Налоги уплачиваются: по новым строениям (помещениям и со­оружениям) и приобретенным транспортным средствам — с начала года, следующего за их возведением или приобретением; при пе­реходе права собственности в течение календарного года первона­чальным собственником с 1 января до начала того месяца, в кото­ром он утратил право собственности, а новым собственником — начиная с месяца, в котором у него возникло это право. В том случае, если объект налогообложения был уничтожен или полно­стью разрушен, взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором произошло уничтожение (разрушение).
 Уплата налога производится равными долями в два срока — не позднее 15 сентября и 15 ноября — на основании платежных извещений, которые вручаются налоговыми органами платель­щикам не позднее 1 августа.
 Льготы. От уплаты налогов на имущество (независимо от объекта налогообложения) освобождаются Герои Со­ветского Союза и Герои Российской Федерации; лица, награж­денные орденом Славы трех степеней; инвалиды I и II групп и инвалиды детства; участники Гражданской и Великой Отечественной войн; категории военнослужащих, определенные Зако­ном; лица, пострадавшие от воздействий радиации (отнесенные к этим категориям Законом); члены семей военнослужащих, по­терявших кормильца.
 В соответствии с Законом освобождаются также от уплаты налога на строения, помещения и сооружения:
 • пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в поряд­ке, установленном пенсионным законодательством Рос­сийской Федерации;
 • граждане, уволенные с военной службы или призываю­щиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональ­ный долг в Афганистане и других странах, в которых ве­лись боевые действия;
 • родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязан­ностей;
 • деятели культуры, искусства и народные мастера — со специально оборудованных сооружений, строений и по­мещений (включая жилые), используемые ими исключи­тельно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, га­лерей, библиотек и других организаций культуры на пе­риод их использования.
 Кроме перечисленных льгот, органы власти субъектов Рос­сийской Федерации и органы местного самоуправления вправе уменьшать размеры ставок и устанавливать дополнительные льготы по уплате указанных налогов. В том случае, если право на льготу по налогам возникло в течение календарного года, пе­рерасчет налога производится с месяца, в котором оно возникло.
 Граждане (в том числе осуществляющие предприниматель­скую деятельность без образования юридического лица), имею­щие в собственности автотранспортные средства (кроме пере­численных в Законе о налоге на имущество физических лиц), являются плательщиками другого налога — налога с владельцев транспортных средств. Со всех транспортных средств, подлежа­щих регистрации в установленном порядке (Постановление Пра­вительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации») в зависимости от вида и мощности (с каждой ло­шадиной силы) уплачивается налог в следующих размерах (размер годового налога):
 
 Объект обложения Размер годо­вого налога, руб.
 1. Автомобили легковые с мощностью двигателя до 100л. с. (до 73,55 кВт) включительно 0,50
 свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт) 1,30
 2. Мотоциклы и мотороллеры 0,30
 3. Автобусы 2,0
 4. Грузовые автомобили и тракторы с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно 2,0
 свыше 100 до 150 л. с. (свыше 73,55 до 110,33 кВт) 4,0
 свыше 150 до 200 л. с. (свыше 110,33 до 147,1 кВт) 4,0
 свыше 200 до 250 л. с. (свыше 147,1 до 183,9 кВт) 5,0
 свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт) 7,0
 5. Другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу (кроме зерноуборочных и других специальных сельскохозяйст­венных комбайнов) 2,0
 
 Налог уплачивается ежегодно (если транспортное средство приобретено во втором полугодии, то налог уплачива­ется в половинном размере независимо от того, уплатил ли за эти транспортные средства их прежний владелец) в учреждения банков в сроки, устанавливаемые органами власти субъектов Российской Федерации, Граждане-предприниматели должны кроме того представлять налоговому органу в срок, установлен­ный для подачи декларации о доходах, расчет по рассматривае­мому налогу, так как суммы платежей по налогу включаются у предпринимателей в состав расходов декларации.
 Следует обратить внимание на то, что регистрация (перерегистрация, технический осмотр) транспортных средств не производится без предъявления квитанции или платежного по­ручения об уплате налога.
 Как и по предыдущему налогу, законодательством преду­смотрено освобождение от его уплаты отдельных ка­тегорий плательщиков:
 • граждан, пострадавших от радиационных аварий;
 • Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, граждан, награжденных орденом Славы трех степеней;
 • инвалидов всех категорий, имеющих мотоколяски и ав­томобили;
 • крестьянских (фермерских) хозяйств, ведущих деятель­ность без образования юридического лица, занимающих­ся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет 70% и более.
 В соответствии с предоставленным Законом правом органы власти субъектов Российской Федерации могут освобождать от­дельные категории граждан от уплаты налога, а также уве­личивать установленные Законом ставки. Так, например, Законом г. Москвы от 20 марта 1996 г. № 9 установлено, что налог с владельцев транспортных средств уплачивают юридиче­ские и физические лица, определенные ст. 6 Закона Российской Федерации «О дорожных фондах в Российской Федерации» в следующих размерах (с каждой лошадиной силы):
 
 Объект обложения Размер годо­вого налога, руб.
 1. Автомобили легковые с мощностью двигателя до 100л. с. (до 73,55 кВт) включительно 500
 Свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт) 2000
 2. Мотоциклы и мотороллеры 300
 3. Автобусы 2000
 4. Грузовые автомобили и тракторы с мощностью двигателя до 100 л. с. 1500
 Свыше 100 до 150 л. с. (свыше 73,55 до 110,33 кВт) 3900
 Свыше 150 до 200 л. с. (свыше 110,33 до 147,1 кВт) 4700
 Свыше 200 до 250 л. с. (свыше 147,1 до 183,9 кВт) 5100
 Свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт) 9800
 Другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу (кроме зерноуборочных и других специальных сельскохозяйст­венных комбайнов) 2000
 
 Налогом на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, облагаются физические лица, которые принимают имущество, переходящее в их собственность.
 Объекты такого налогообложения определены Законом РФ от 12 декабря 1991 г. (с изменениями и дополнениями, внесен­ными Законами РФ от 22 декабря 1992 г., б марта 1993 г.. Феде­ральным законом от 27 января 1995 г.). К ним относятся: жилые дома, квартиры, дачи, транспортные средства, предметы антик­вариата и искусства, накопления, банковские и иные вклады, средства на именных приватизационных счетах, валютные цен­ности и ценные бумаги в их стоимостном выражении.
 Если в составе наследуемого имущества имеется имущество, за которое гражданин должен уплатить налог в соответствии с Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц» (например, жилой дом), то налог уменьшается на соответствую­щую сумму. Если один гражданин несколько раз в течение года получает от одного и того же дарителя имущество, то налог ис­числяется с общей стоимости этого имущества (на основании документов, представляемых нотариусами).
 На основании вручаемого налоговыми органами платежного извещения не позднее трех месяцев со дня вручения налог дол­жен быть уплачен (лица, проживающие за пределами Россий­ской Федерации, уплачивают налог до получения документов, удостоверяющих право собственности на имущество). В отдель­ных случаях налоговый орган вправе предоставить рассрочку или отсрочку по уплате налога, но не более чем на два года и с уплатой процентов в размере 0,5 ставки на срочные вклады, действующие в Сберегательном банке Российской Федерации.
 Ставки налога на имущество, переходящее в порядке насле­дования или дарения, определены ст. 3 упомянутого Закона и зависят от размера стоимости имущества и степени родства на­следников или одаряемых.
 В данном случае законодательство также предусматривает льготы для плательщиков. Так, полностью освобо­ждаются от уплаты налога граждане, получающие:
 1) имущество, переходящее в порядке наследования супругу, пережившему другого супруга, или в порядке дарения от одного супруга другому;
 2) жилые дома (квартиры) и паенакопления в ЖСК, если наследники (одаряемые) проживали в этих домах (квартирах) совместно с наследодателем (дарителем) на день открытия на­следства или оформления договора дарения;
 3) имущество лиц, погибших при защите СССР и РФ в связи с выполнением обязанностей, установленных законом;
 4) жилые дома и транспортные средства, переходящие в по­рядке наследования инвалидам I и II групп;
 5) транспортные средства, переходящие в порядке наследо­вания членам семей военнослужащих, потерявших кормильца.
 Следует иметь в виду, что право распоряжения имуществом, переходящим в порядке наследования или дарения, возникает только при наличии у гражданина справки налого­вого органа об уплате налога.
 В соответствии с законом и в зависимости от уровня налогов осуществляется зачисление сумм налогов:
 1) на имущество физических лиц — в местный бюджет по мес­ту нахождения (регистрации) объекта налогообложения;
 2) на владельцев транспортных средств — в территориальные дорожные фонды, в Москве и Санкт-Петербурге — в Федераль­ный дорожный фонд,
 3) земельная плата — в местные бюджеты с централизацией определенной части в федеральном бюджете и бюджетах субъек­тов Российской Федерации;
 4) на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, — в местный бюджет в порядке, определяемом при утверждении соответствующих бюджетов.
 Контрольные вопросы
 1. Как вы понимаете экономическую сущность налогов с населения?
 2. Приведите характеристики объектов, плательщиков, льгот по подоходному налогу.
 3. Проанализируйте порядок исчисления подоходного налога со всех видов дохода, полученного физическими лицами.
 4. В чем заключаются особенности налогообложения лиц, не имеющих постоянного места жительства в РФ?
 5. Охарактеризуйте налоги на имущество физических лиц. На каких уровнях они устанавливаются?
 6. Какие факторы определяют ставки налогов на имущество и порядок их уплаты?
 7. Приведите характеристику налога на имущество, перехо­дящее в порядке наследования или дарения.
 ГЛАВА 16. Местные налоги и сборы
 16.1. Виды местных налогов и сборов
 В соответствии с принятой в РФ трехуровневой системой нало­гообложения в состав местных налогов и сборов входят:
 • местные налоги,
 • местные регистрационные и лицензионные сборы;
 • прочие сборы.
 К местным налогам относятся:
 • налог на землю;
 • налог на имущество физических лиц;
 • налог на рекламу;
 • налог на строительство объектов производственного на­значения в курортной зоне;
 • налог на перепродажу автомобилей, вычислительной тех­ники и персональных компьютеров;
 • налог на содержание жилищного фонда и объектов соци­ально-культурной сферы. Местные регистрационные и лицензионные сборы включают:
 • регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
 • лицензионный сбор за право торговли спиртными напит­ками;
 • лицензионный сбор за право проведения аукционов и ло­терей.
 К прочим сборам относятся:
 • сбор за право торговли;
 • целевые сборы на содержание милиции, благоустройство, образование и другие цели (сбор с владельцев собак, сбор за выдачу ордера на квартиру, сбор за парковку авто­транспорта, сбор за право использования местной симво­лики, сбор за участие в бегах на ипподромах, сбор за вы­игрыш на бегах, сбор с лиц, участвующих в игре на тота­лизаторе на ипподроме, сбор со сделок, произведенных на биржах, сбор за право проведения кино- и телесъемок, сбор за уборку территории населенных пунктов, сбор за открытие игорного бизнеса и др.).
 На местном уровне приоритетными являются на­логи на имущество и налог на землю, поскольку имущество и земля имеют определенную территориальную принадлежность.
 Из числа местных налогов и сборов общеобяза­тельными являются:
 1) налог на имущество физических лиц;
 2) земельный налог;
 3) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
 4) сбор за право торговли.
 Они устанавливаются законодательными актами Российской Федерации. В частности, объект налогообложения, плательщики и порядок зачисления по налогу на имущество физических лиц определены Законом РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О нало­гах на имущество физических лиц», порядок определения и зачис­ления земельного налога регламентирован Земельным кодексом и Законом РФ «О плате за землю», условия уплаты регистрацион­ного сбора с физических лиц, занимающихся предприниматель­ской деятельностью, и сбора за право торговли, определяются местными органами власти.
 До 1993 г. в России действовал перечень федеральных, ре­гиональных и местных налогов. В 1993 г. Указами Президента РФ № 2268 и 2270 местным органом власти предоставлено право введения дополнительных местных налогов и сборов, не поиме­нованных в Законе РФ «Об основах налоговой системы в Рос­сийской Федерации». Впоследствии Налоговый кодекс РФ уста­новил закрытый перечень налогов, взимаемых на местном уров­не. Одновременно предусмотрено, что уплата таких налогов юридическими лицами должна производиться за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль. Практика показала, что при разумном использова­нии всех рычагов налоговой политики местные источники суще­ственно наполняют местные бюджеты.
 Местные налоги и сборы оказывают регулирующее влияние на развитие социальной инфраструктуры территории и более понятны налогоплательщику. Вместе с тем поступление местных налогов и сборов в доходную часть местных бюджетов городов и районов неодинаково и зависит от специфики района, особенностей формирования доходной части бюджета. Доля средств, собираемых с помощью местных налогов и сборов, ко­леблется от 17 до 0,7%. Наиболее заселенные районы, имеющие развитую структуру производства, получают больше средств за счет местных налогов и сборов.
 Однако реализация права дополнительного введения мест­ных налогов и сборов привела к тому, что отдельные регионы ввели до нескольких десятков таких налогов и сборов. В 1996 г. уже насчитывалось 246 видов различных налогов и сборов. Многие из них практически не оказывают существенного влия­ния на пополнение бюджетов и вызывают недовольство налого­плательщиков.
 Как отмечалось, в Налоговом кодексе РФ устанавливается закрытый перечень налогов и сборов. По каждому из таких на­логов установлены принципы взимания, ограничения, а также предельный уровень ставок. Предусматривается сокращение ко­личества местных налогов.
 16.2. Местные налоги с физических лиц
 К налогам, зачисляемым в местные бюджеты, относятся:
 1) курортный сбор;
 2) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
 3) патентный сбор за право торговли и пр.
 Плательщики курортного сбора — физические лица, при­бывшие в расположенные на территории России местности, отнесенные к курортным в соответствии с решениями Прави­тельства России, без путевок, курсовок и проживающие в гос­тиницах, домах колхозника, домах ведомственного жилого фонда, жилого фонда местных органов власти, жилого фонда кооперативных и общественных организаций, в домах (квартирах), находящихся в частной собственности, а также в палатках, автомашинах и т. п.
 Предельная ставка курортного сбора устанавливается в раз­мере 5% от минимальной месячной оплаты труда в РФ. Кон­кретные ставки курортного сбора по территории устанавливают­ся местными органами государственной власти.
 От уплаты курортного сбора освобождаются:
 1) дети в возрасте до 16 лет;
 2) инвалиды и сопровождающие их лица;
 3) лица, прибывшие по путевкам и курсовкам в санатории, дома отдыха, пансионаты, включая городки и базы отдыха;
 4) лица, прибывшие в курортные местности в служебную ко­мандировку, на учебу, работу или постоянное местожительство;
 5) туристы, следующие по плановым туристическим маршру­там туристско-экскурсионных организаций, а также совершаю­щие самодеятельные путешествия (по маршрутным книжкам);
 6) мужчины в возрасте от 60 лет и старше, женщины в воз­расте от 55 лет и старше, а также дети, приезжающие к родите­лям указанного возраста, проживающим в курортной местности.

<< Пред.           стр. 10 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу