<< Пред. стр. 10 (из 21) След. >>
• за землю в пределах поселковой, городской границы и другие земли, переданные в их ведение, а также за земли в границе района, за исключением земель, переданных в ведение сельских органов местного самоуправления, в соответствии с установленными законодательством РФ долями на бюджетные счета РФ Федерального казначейства субъектов РФ, соответствующую часть средств — на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления.В доходы бюджетов РФ в соответствии с бюджетной классификацией РФ зачисляются:
• земельный налог за земли сельскохозяйственного назначения;
• земельный налог за земли городов и поселков;
• земельный налог за другие земли несельскохозяйственного назначения;
• арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения;
• арендная плата за земли городов и поселков;
• арендная плата за другие земли несельскохозяйственного назначения.
На бюджетные счета РФ в Федеральном казначействе соответствующего субъекта РФ перечисляются средства, составляющие плату за землю в пределах долей, установленных законодательством РФ.
Доля средств от земельного налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья, перечисляемых в федеральный бюджет, устанавливается в соответствии с Законом РФ «О плате за землю».
Доля средств от земельного налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья, перечисляемых на бюджетные счета субъектов РФ, устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ. На мероприятия, централизованно выполняемые субъектами РФ, перечисляется не более 10% от суммы средств земельного налога административного района.
Доля средств, перечисляемых в федеральный бюджет от земельного налога и арендной платы земли городов и поселков для финансирования централизованно выполняемых мероприятий, ежегодно устанавливается при утверждении федерального бюджета.
Земельный налог и арендная плата учитываются в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и используются исключительно в следующих целях: финансирование мероприятий по землеустройству, ведение земельного кадастра, мониторинга, охрана земель и повышение их плодородия, освоение новых земель, компенсация собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд. выданных под указанные мероприятия и процентов за их использование.
Неиспользованные в течение года остатки средств не изымаются, а направляются по целевому назначению в следующем году.
В соответствии с бюджетной классификацией РФ средства, поступающие от продажи земель в собственность граждан, а также при продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий, зачисляются в доход соответствующих бюджетов.
Контрольные вопросы
1. В чем заключается сущность платежей за природные ресурсы?
2. Какие платежи за природные ресурсы отнесены: а) к федеральным и б) местным налогам и сборам?
3. Охарактеризуйте систему платежей за пользование недрами.
4. Объясните суть отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
5. Какие сборы установлены за право пользования объектами животного мира, водными биологическими ресурсами?
6. Что такое лесной доход и с какой целью он взимается?
7. Объясните термин «лесные подати».
8. Что представляет собой водный налог и с какой целью он взимается?
9. Охарактеризуйте формы платы за землю.
10. Какие существуют льготы по взиманию платы за землю?
11. Расскажите о порядке исчисления и уплаты земельного налога.
ГЛАВА 15. Налогообложение физических лиц
15.1. Экономическая сущность и значение налогов с населения
Экономическая сущность налогов с населения характеризуется денежным отношением, складывающимся у государства с физическими лицами в процессе формирования бюджетных и иных фондов.
Налоги служат средством индивидуальной связи гражданина с федеральной властью и местными органами самоуправления. Они отражают его причастность к формированию общегосударственных доходов и управлению ими, позволяют ощутить себя активным членом общества, дают основание для контроля за эффективным использованием государственных бюджетных и внебюджетных ресурсов, формируемых налогоплательщиками.
Экономическая сущность налогов с населения выражается в их функциях: фискальной и регулирующей.
В разных странах существуют различные формы и виды налогов с населения, но в основе их общие принципы налогообложения:
• всеобщность охвата налогами;
• применение пропорциональных или прогрессивных ставок подоходного налога, что позволяет уплачивать лишь часть дохода;
• широкое применение косвенных налогов.
По объекту налогообложения налоги классифицируются на налоги с доходов, имущества и т. п. По механизму формирования налоги делятся на прямые и косвенные
Согласно действующему законодательству граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие и получающие доходы в России или являющиеся собственниками объектов обложения, вносят в бюджет:
1) подоходный налог с физических лиц;
2) налоги на имущество с физических лиц;
3) налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения;
4) земельный налог;
5) государственную пошлину, налоги и сборы, установленные органами местного самоуправления либо органами власти субъектов Федерации.
Эти три категории налогоплательщиков объединены общим термином — физические лица.
Существуют налоги, общие для юридических и физических лиц: земельный налог, налог с владельцев транспортных средств, и другие платежи, зачисляемые в дорожные фонды; местные налоги, устанавливаемые по решению органов местного самоуправления (налог на рекламу, налог на перепродажу автомобилей) и др. С граждан в соответствующих случаях взимаются сборы, пошлины, регистрационные платежи, включенные в налоговую систему РФ. Налоги взимаются разными способами: например, подоходный налог — безналичным и декларационным, налог с имущества — по платежным поручениям.
Все налоги, плательщиками которых выступает население, объединены в три группы:
• налоги, непосредственно взимаемые с населения (подоходный налог, налог на имущество);
• косвенные налоги, взимаемые с потребителей (НДС, акцизы);
• налоги и общие платежи в целевые бюджетные и внебюджетные фонды.
15.2. Подоходный налог с физических лиц
В налоговой системе РФ налог с физических лиц — наиболее значительный по суммам поступлений и кругу плательщиков. Этот налог в основном зачисляется в территориальные бюджеты.
Подоходный налог — один из основных налогов, формирующих бюджеты современных государств. Он охватывает разнообразные источники доходов граждан, поскольку связан с различными сферами их деятельности.
Подоходный налог возник в XVII—XIX вв. при капиталистическом способе производства, когда определились различия в видах и источниках доходов различных социальных групп: заработная плата рабочих, предпринимательский доход капиталистов, ссудный процент и т.д.
В царской России вопрос о подоходном налоге ставился с отменой крепостного права, однако закон о его взимании появился лишь в 1910 г., введение его наметилось в 1917 г., но в связи с революционными событиями закон не был введен в действие.
До 1992 г. в нашей стране взимался подоходный налог с рабочих и служащих.
Современный порядок взимания подоходного налога в РФ введен с января 1992 г. В соответствии с ним подоходный налог уплачивается всеми категориями плательщиков исходя из совокупного годового дохода.
Для всех видов доходов установлены единая шкала ставок и единая система льгот. Широкое применение получили декларации о доходах. Определен порядок формирования налогооблагаемого минимума доходов — в размере определенной кратности минимальной заработной платы (однократной, трехкратной или пятикратной). Эти условия создают предпосылки для дальнейшего реформирования подоходного налога исходя из динамичных экономических условий.
Плательщиками подоходного налога являются физические лица: граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие либо не имеющие постоянного места жительства в РФ. Следует отметить, что в законодательстве нередко различается налогообложение лиц, имеющих постоянное место жительства в РФ (не менее 183 дней в календарном году) и не имеющих такового.
Объектом налогообложения является совокупный доход физического лица, полученный им в календарном году (с 1 января по 31 декабря) как в денежной форме (рублях или иностранной валюте), так и в натуральной форме, в том числе в виде материальной выгоды, полученной по вкладам в банках, в виде страховой выплаты, низкопроцентным ссудам и т. д.
Декларацию о совокупном годовом доходе подают не позднее 1 апреля следующего за отчетным года граждане, имеющие более одного места работы, а также получающие доход помимо заработной платы, с которого ранее удержан налог в течение года.
Доходы, полученные в натуральной форме, учитывается по государственно-регулируемым ценам, а при их отсутствии — по свободным (рыночным) ценам на дату получения дохода.
При этом у физических лиц, имеющих постоянное место жительства (ПМЖ) в РФ, учитывается доход от источников в РФ и за ее пределами, а у физических лиц, не имеющих ПМЖ, — лишь от источников в РФ. Доходы в иностранной валюте пересчитываются по текущему курсу ЦБ, действующему на дату получения дохода.
1. Законодательно установлен перечень доходов, не подлежащих налогообложению. В их числе:
1) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности, в том числе по уходу за больным ребенком;
2) все виды пенсий, в том числе назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, дополнительные пенсии, выплачиваемые на условиях добровольного страхования пенсий;
3) все виды компенсационных выплат физическим лицам, установленных в соответствии с действующим законодательством в пределах норм, связанных с
• выполнением трудовых обязанностей;
• переездом на работу в другую местность;
• возмещением командировочных расходов;
• возмещением вреда, причиненного повреждением здоровья;
• бесплатным предоставлением жилых помещений и имущественных услуг;
• оплатой стоимости натурального довольствия и сумм взамен него;
• увольнением работников;
• возмещением иных расходов.
4) суммы материальной помощи (независимо от ее размера), оказываемой физическим лицам в связи с чрезвычайными обстоятельствами; суммы оказываемой материальной помощи в других случаях составляют до 12-кратного размера минимального месячного размера оплаты труда в год;
5) выигрыши по облигациям государственных займов бывшего СССР, РФ, республик в составе РФ, других республик бывшего СССР и суммы, получаемые в погашение таких облигаций;
6) выигрыши по лотереям, проценты и выигрыши по ГКО, облигациям и другим ценным бумагам РФ, субъектов РФ, а также по облигациям и ценным бумагам, выпущенным органами местного самоуправления;
7) проценты и выигрыши по вкладам в банках, находящихся на территории РФ, открытых в рублях — если проценты выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из ставки рефинансирования, установленной Банком России, действовавшей в период существования вклада; в иностранной валюте — если проценты выплачиваются в пределах 15% годовых от суммы вклада. Сумма материальной выгоды, превышающая указанные размеры, подлежит налогообложению у источника выплаты отдельно от других видов доходов;
8) вознаграждение за сданную кровь и иную донорскую помощь;
9) алименты, полученные другими лицами;
10) суммы доходов лиц, являющихся участниками дневной формы обучения высших, средних специальных, профессионально-технических, общеобразовательных учебных заведений, аспирантами, учебными ординаторами и интернами, получаемые ими в связи с учебно-производственным процессом; за работы по уборке сельскохозяйственных культур и заготовке кормов; за работы, выполненные в период каникул (но не более трех месяцев в году) в части, не превышающей десятикратного установленного законом минимального месячного оклада труда (ММОТ) за каждый календарный месяц, в котором получен доход;
11) суммы, получаемой в течение года от продажи квартир, жилых домов, дач, садовых домиков, земельных участков, принадлежащих физическим лицам на праве собственности, в части, не превышающей 5000 ММОТ, а также суммы, полученной от продажи другого имущества, в части, не превышающей стократного размера ММОТ;
12) суммы страховых выплат физическим лицам;
13) по обязательному страхованию;
14) по договорам добровольного долгосрочного (на срок не менее пяти лет) страхования жизни (в том числе добровольного пенсионного страхования);
15) по договорам добровольного имущественного страхования и страхования ответственности в возмещении вреда жизни, здоровью и медицинских расходов страхователей или застрахованных лиц.
В остальных случаях, если суммы страховых выплат по договорам добровольного страхования окажутся больше сумм, внесенных физическими лицами в виде страховых взносов, увеличенных страховщиками на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования, установленной Банком России на момент заключения договора страхования, то материальная выгода в виде разницы между этими суммами подлежит налогообложению у источника выплаты отдельно от других видов доходов.
Во всех случаях суммы страховых взносов подлежат налогообложению в составе совокупного годового дохода, если они вносятся за физических лиц из средств предприятий, за исключением случаев, когда страхование работников производится в обязательном порядке в соответствии с законодательством и по договорам добровольного имущественного страхования при отсутствии выплат застрахованным лицам.
16) доходы в денежной и натуральной формах, полученные от физических лиц в порядке наследования и дарения, за исключением вознаграждения, выплачиваемого наследникам авторов произведений науки, литературы, искусства и др.;
17) доходы членов крестьянских (фермерских) хозяйств, получаемые в этом хозяйстве от сельскохозяйственной деятельности в течение пяти лет, начиная с года образования хозяйства;
18) суммы стипендий, выплачиваемые из Государственного фона занятости населения РФ гражданам, обучающимся по направлению органов службы занятости.
В соответствии с законом налоговой льготой могут воспользоваться ординаторы, адъюнкты и докторанты учреждений высшего профессионального образования и послевузовского профессионального образования, аспиранты, ординаторы, адъюнкты и докторанты научно- исследовательских учреждений;
19) суммы стипендий, выплачиваемые студентам и аспирантам учреждений высшего профессионального образования, слушателям духовных учебных учреждений этими учебными учреждениями;
20) суммы стипендий, учреждаемых Президентом РФ, органами законодательной (представительной) и исполнительной власти Российской Федерации, благотворительными фондами.
В связи с изменением Указа Президента РФ от 27 октября 1993 г. №1769 «О мерах по обеспечению прав акционеров» при исчислении подоходного налога определено, что при переоценке акционерными обществами основных фондов (средств) в налогооблагаемый доход физических лиц—членов акционерных обществ не включается стоимость дополнительно полученных ими акций, распределенных между акционерами пропорционально их доле и видам акций, либо разница между новой и первоначальной номинальной стоимостью акций.
2. Совокупный доход, полученный в налогооблагаемом периоде, уменьшается на сумму дохода, не превышающего за каждый полный месяц, в течение которого получен доход, пятикратного установленного законом размера ММОТ у следующих категорий физических лиц:
1) Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации, а также лиц, награжденных орденом Славы трех степеней;
2) участников Гражданской и Великой Отечественной войн, боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;
3) инвалидов (в соответствии с п. 2 Закона) Великой Отечественной войны, труда, инвалидов детства, а также инвалидов I и II группы;
4) эвакуированных в 1986 г. из зоны отчуждения, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы;
5) лиц, находившихся в Ленинграде в период его блокады в годы Великой Отечественной войны;
6) бывших узников концлагерей в период Второй мировой войны.
3. Совокупный доход, полученный в налогооблагаемом периоде, уменьшается на сумму дохода, не превышающего за каждый полный месяц, в течение которого получен доход, трехкратного размера ММОТ, у следующих категорий:
1) родителей и супругов военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных ими при защите СССР, РФ или при несении иных обязанностей срочной службы;
2) граждан, уволенных с военной службы или призывавшихся на военные сборы, выполнявших интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;
3) одного из родителей, супруга, опекуна или попечителя, на содержании у которого находится инвалид I группы;
4) инвалидов III группы, имеющих на иждивении престарелых родителей или несовершеннолетних детей.
4. Совокупный доход физических лиц уменьшается на:
1) суммы доходов, перечисляемые ими на благотворительные цели предприятий, учреждений, организаций, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения;
2) суммы расходов на содержание детей и иждивенцев в пределах установленного законом размера ММОТ за каждый месяц, в течение которого получен доход, на каждого работника в возрасте до 18 лет, на студентов и учащихся дневной формы обучения — до 24 лет, на каждого иждивенца, не имеющего самостоятельного источника дохода;
3) суммы, направляемые физическим лицам, являющимся застройщиком или покупателем, на новое строительство или приобретение жилого дома, квартиры, дачи или садового домика на территории РФ в пределах 5000 размера ММОТ, учитываемого за трехлетний период, а также суммы, направленные на погашение кредитов и процентов по ним, полученные на эти цели. Эти суммы не могут превышать размера совокупного годового дохода физического лица за отчетный период. При этом повторное предоставление такого вычета не предусмотрено;
4) суммы, передаваемые в качестве добровольных пожертвований в избирательные фонды кандидатов в депутаты всех уровней государственной власти;
5) сумм и расходов, документально подтвержденных физическим лицом, кроме нерезидентов РФ, непосредственно связанные с извлечением дохода от выполнения ими работ по гражданско-правовым договорам и дохода от предпринимательской деятельности;
6) суммы дохода, не превышающие размер совокупного годового дохода у лиц, получивших лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием Чернобыльской катастрофы или связанные с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также лица, получившие вследствие этого инвалидность (п. 6е Закона).
Ставки подоходного налога с физических лиц. Подоходный налог с облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году, взимается в следующих размерах:
Размер совокупного облагаемого дохода, полученного в календарном году (руб.) Ставка налога в федеральный бюджет (%) Ставка налога в бюджет» субъектов РФ
До 30000 3 12%
От 30001 до 60000 3 2700 руб. + 12% с суммы, превышающей 30000 руб.
От 60001 до 90000 3 6300 руб + 17% с суммы, превышающей 60000 руб
От 90001 до 150000 3 11400 руб. + 22% с суммы, превышающей 90000 руб.
От 150001 до 300000 3 24600 руб. + 32% с суммы, превышающей 150000 руб.
От 300001 и выше 3 72600 руб. + 42% с суммы, превышающей 300000 руб.
В соответствии с действующим законодательством с сумм коэффициентов и сумм надбавок за стаж работы, начисленных к заработной плате и выплачиваемых за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, и других с тяжелыми климатическими условиями, налог выплачивается только у источника выплаты отдельно от других доходов по ставке 15%.
Особенности налогообложения доходов, получаемых физическими лицами. Подоходным налогом подлежат обложению все виды дохода, получаемого физическим лицом а) по основному месту работы, б) по совместительству и от выполнения работ по гражданско-правовым договорам, в том числе от предпринимательской деятельности.
Налог исчисляется с начала календарного года по истечении каждого месяца с суммы совокупного дохода, уменьшенного на размер льготы по содержанию детей и иждивенцев, а также на другие суммы, не включаемые согласно Закону в совокупный доход, с зачетом ранее удержанной суммы налога.
Законом предусмотрен порядок внесения в бюджет подоходного налога с предприятий и иных работодателей, а также штрафные санкции за нарушение норм закона. Аналогично производится налогообложение доходов, получаемых физическими лицами не по месту основной работы.
Однако не производятся вычеты, касающиеся физических лиц, доход для которых уменьшается на сумму, не превышающую в календарном году размер совокупного дохода, облагаемого по минимальным ставкам, вычеты в кратных размерах ММОТ, а также вычеты с сумм, направленных на новое строительство или приобретение жилого дома и других жилых строений, и с сумм расходов на содержание детей и иждивенцев.
Имеются некоторые особенности в налогообложении лиц, не имеющих постоянного места жительства (ПМЖ) в РФ. Налог ими уплачивается в размере 20%, если иное не предусмотрено международными договорами. Однако эти лица в общем порядке уплачивают налог с доходов по месту основной работы и иных доходов. Законодательство РФ при исчислении подоходного налога исходит из принципа избежания двойного налогообложения. При этом доходы, полученные за пределами РФ лицами, имеющими ПМЖ в РФ, включаются в доходы, подлежащие налогообложению в РФ.
Суммы подоходного дохода, выплаченные физическими лицами у источника происхождения налога в иностранных государствах, засчитываются при внесении ими подоходного налога в РФ при наличии подтверждающих документов. При этом следует отметить, что размер засчитываемых сумм налогов не может превышать сумму налога, подлежащего уплате в РФ.
При налогообложении доходов от предпринимательской деятельности налогоплательщиками выступают:
• физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
• нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой;
• физические лица, не имеющие основного места работы (службы, учебы), — по суммам вознаграждений, полученных от предприятий, организаций, учреждений и физических лиц на основе заключенных гражданско-правовых договоров;
• физические лица, сдающие в наем или аренду строения, квартиры, автомобили и другое движимое и недвижимое имущество, — по полученным суммам доходов в натуральной и денежной формах;
• физические лица с постоянным местом жительства в РФ — по суммам доходов, полученных из источников за границей;
• физические лица — по доходам от продажи принадлежащего им имущества;
• физические лица — по доходам от реализации продукции звероводства и т. п., не относящейся к продукции их личного подсобного хозяйства;
• физические лица, получающие доходы от реализации изделий из продуктов убоя скота (шапки, шубы) и другие доходы.
При этом из полученного валового дохода исключаются документально подтвержденные плательщиком расходы или затраты, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг), определяемых Правительством РФ. В этом случае для целей налогообложения рассчитывается разность между суммой валовых доходов и произведенных для их получения расходов.
При определении налогооблагаемого дохода производятся и другие выплаты, предусмотренные для всех налогоплательщиков.
Налог по этим доходам начисляется и удерживается при выплате дохода физическим лицом, а также зарегистрированным в качестве предпринимателя организациями и учреждениями, или налоговыми органами на основании деклараций либо материалов проверок или сведений, полученных от организаций. Налог уплачивается в три срока по доходам за прошлый год. По совокупному годовому доходу налоговыми органами производятся перерасчет, взыскание или возврат сумм налогов не позднее 15 июля следующего за отчетным года.
При налогообложении иностранных граждан в состав совокупного дохода не включаются суммы, выплачиваемые для компенсации расходов на обучение детей в школе, поездки членов семьи в отпуск, и суммы компенсаций по найму жилого помещения. При налогообложении применяются общие ставки. Не подлежат налогообложению доходы следующих категорий иностранных граждан: глав и членов персонала представительств иностранных государств и членов их семей, членов административно-технического персонала, включая членов их семей, и обслуживающего персонала представительств, которые не являются гражданами РФ или не проживают в РФ постоянно, сотрудников международных организаций в соответствии с уставами этих организаций.
Санкции.
1. За нарушение обязанности по удержанию и перечислению подоходного налога работодателями предусмотрены штрафные санкции за несвоевременное перечисление налогов работодателей (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) взыскивается пеня в размере 0,5% за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после фактического получения в банке наличных средств на оплату труда, либо перечисления по поручениям работников причитающихся им денежных средств со счетов указанных организаций в банке по день уплаты включительно.
2. В случае, если работодатели не имеют счетов в банках или направляют суммы на оплату труда из выручки или других источников, пеня в размере 0,5% за каждый день просрочки начисляется со второго дня после направления средств на оплату труда по день уплаты включительно, или с шестого числа месяца, следующего за месяцем, в котором производились разовые выплаты в течение месяца.
3. В том случае, если неисполнение или задержка исполнения по перечислению сумм подоходного налога произошли по вине банка или иной кредитной организации, то ответственность в виде взыскания пени в размере 0,2% подлежащей поступлению суммы налога возлагается на банк (кредитную организацию).
4. Налогоплательщики — граждане-предприниматели, частные нотариусы и другие, которым начисление налога по их доходам производится налоговыми органами, в случае несвоевременной уплаты налога также несут ответственность: с них взыскивается пеня в размере 0,3% за каждый день просрочки, начиная с установленного срока уплаты по день уплаты включительно.
5. Ответственность за нарушение порядка исчисления и уплаты подоходного налога предусмотрена не только Законом о подоходном налоге с физических лиц, но и другими актами.
В случае невыполнения обязанностей руководители этих предприятий привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в размере пятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
Административная ответственность и виде штрафа для граждан установлена за следующие нарушения (п. 12 ст. 7 Закона о Государственной налоговой службе РФ):
• нарушение гражданами законодательства о предпринимательской деятельности;
• отсутствие учета доходов и расходов или ведение учета с нарушением установленного порядка;
• непредставление или несвоевременное представление гражданами деклараций о доходах.
В вышеуказанных случаях административный штраф взимается в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда, а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
Кроме административной ответственности, законодательством предусматривается и уголовная ответственность. Так, ст. 162-1 Уголовного кодекса Российской Федерации, действовавшего до 1 января 1997 г., устанавливала ответственность за уклонение от подачи декларации о доходах. Уголовный кодекс, введенный в действие с 1 января 1997 г., также предусматривает ответственность за налоговые нарушения, в частности, за уклонение гражданина от уплаты налога. Так, в соответствии со ст. 198 уклонение гражданина от уплаты налога путем непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах, наказывается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо лишением свободы на срок до одного года.
За то же деяние, совершенное лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты налога, либо совершенное в особо крупном размере, налагается штраф в размере от 500 до 1000 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до трех лет.
При этом уклонение гражданина от уплаты налога признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога превышает 200 минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере — 500 минимальных размеров оплаты труда.
Статья 199 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов с организаций.
15.3. Налоги на имущество физических лиц
Законом РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» к налогам на имущество физических лиц относятся налоги, устанавливаемые на различных уровнях.
Федеральные налоги:
• налоги, служащие источниками образования дорожных фондов (налог с владельцев транспортных средств);
• налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.
Местные налоги:
• налоги на имущество физических лиц;
• земельный налог.
Эти налоги устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории. Плательщиками некоторых из перечисленных налогов являются не только физические, но и юридические лица. Одним из законов, регулирующих взимание имущественных налогов, является Закон РФ от 9 декабря 1991 г. «О налогах на имущество физических лиц» (с изменениями и дополнениями от 22 декабря 1992 г., 11 августа 1994 г., 27 января 1995 г.). Платежи по налогам зачисляются в бюджет органов местного самоуправления по месту нахождения объекта налогообложения.
Объекты обложения налогами (движимое и недвижимое имущество, находящееся в собственности физических лиц) можно разделить на две группы:
1) строения, помещения и сооружения — жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения;
2) транспортные средства — моторные лодки, вертолеты, самолеты и другие транспортные средства (за исключением автомобилей, мотоциклов, самоходных машин и механизмов на пневмоходу, налогообложение которых производится в соответствии с Законом РФ «О дорожных фондах в Российской Федерации»).
Ставки налогов и порядок их уплаты зависят от объекта налогообложения.
1. Налог на строения, помещения и сооружения уплачивается по ставке, устанавливаемой органами власти субъектов Российской Федерации, в размере, не превышающем 0,1% от их инвентаризационной стоимости, или в случае ее отсутствия — от стоимости этих объектов, определяемой по обязательному страхованию. В том случае, если объекты находятся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из них соразмерно его доле.
2. Размер налога на транспортные средства (уплачиваемого в процентах от минимального размера оплаты труда, действующего на дату начисления налога) зависит от мощности двигателя транспортного средства:
Объект обложения Процент от минимального размера оплаты труда
Вертолеты, самолеты, теплоходы с каждой лошадиной силы 10
или с каждого киловатта мощности 13,6
Яхты, катера с каждой лошадиной силы 5
или с каждого киловатта мощности 6,8
Мотосани, моторные лодки и другие транспортные средства с каждой лошадиной силы 3
или с каждого киловатта мощности 4,1
Другие транспортные средства, не имеющие двигателей 5
Собственники моторных лодок с мотором мощностью не более 10 лошадиных сил или 7,4 кВт налог не уплачивают.
Налог на транспортные средства исчисляется также на 1 января того года, за который начисляются платежи. Для исчисления налога используются сведения, ежегодно представляемые в налоговые органы государственными инспекциями по маломерным судам и другими организациями, осуществляющими регистрацию транспортных средств. При наличии нескольких собственников на одно транспортное средство плательщиком налога является лицо, на имя которого оно зарегистрировано.
Налоги уплачиваются: по новым строениям (помещениям и сооружениям) и приобретенным транспортным средствам — с начала года, следующего за их возведением или приобретением; при переходе права собственности в течение календарного года первоначальным собственником с 1 января до начала того месяца, в котором он утратил право собственности, а новым собственником — начиная с месяца, в котором у него возникло это право. В том случае, если объект налогообложения был уничтожен или полностью разрушен, взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором произошло уничтожение (разрушение).
Уплата налога производится равными долями в два срока — не позднее 15 сентября и 15 ноября — на основании платежных извещений, которые вручаются налоговыми органами плательщикам не позднее 1 августа.
Льготы. От уплаты налогов на имущество (независимо от объекта налогообложения) освобождаются Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации; лица, награжденные орденом Славы трех степеней; инвалиды I и II групп и инвалиды детства; участники Гражданской и Великой Отечественной войн; категории военнослужащих, определенные Законом; лица, пострадавшие от воздействий радиации (отнесенные к этим категориям Законом); члены семей военнослужащих, потерявших кормильца.
В соответствии с Законом освобождаются также от уплаты налога на строения, помещения и сооружения:
• пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации;
• граждане, уволенные с военной службы или призывающиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия;
• родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;
• деятели культуры, искусства и народные мастера — со специально оборудованных сооружений, строений и помещений (включая жилые), используемые ими исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры на период их использования.
Кроме перечисленных льгот, органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе уменьшать размеры ставок и устанавливать дополнительные льготы по уплате указанных налогов. В том случае, если право на льготу по налогам возникло в течение календарного года, перерасчет налога производится с месяца, в котором оно возникло.
Граждане (в том числе осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), имеющие в собственности автотранспортные средства (кроме перечисленных в Законе о налоге на имущество физических лиц), являются плательщиками другого налога — налога с владельцев транспортных средств. Со всех транспортных средств, подлежащих регистрации в установленном порядке (Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации») в зависимости от вида и мощности (с каждой лошадиной силы) уплачивается налог в следующих размерах (размер годового налога):
Объект обложения Размер годового налога, руб.
1. Автомобили легковые с мощностью двигателя до 100л. с. (до 73,55 кВт) включительно 0,50
свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт) 1,30
2. Мотоциклы и мотороллеры 0,30
3. Автобусы 2,0
4. Грузовые автомобили и тракторы с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно 2,0
свыше 100 до 150 л. с. (свыше 73,55 до 110,33 кВт) 4,0
свыше 150 до 200 л. с. (свыше 110,33 до 147,1 кВт) 4,0
свыше 200 до 250 л. с. (свыше 147,1 до 183,9 кВт) 5,0
свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт) 7,0
5. Другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу (кроме зерноуборочных и других специальных сельскохозяйственных комбайнов) 2,0
Налог уплачивается ежегодно (если транспортное средство приобретено во втором полугодии, то налог уплачивается в половинном размере независимо от того, уплатил ли за эти транспортные средства их прежний владелец) в учреждения банков в сроки, устанавливаемые органами власти субъектов Российской Федерации, Граждане-предприниматели должны кроме того представлять налоговому органу в срок, установленный для подачи декларации о доходах, расчет по рассматриваемому налогу, так как суммы платежей по налогу включаются у предпринимателей в состав расходов декларации.
Следует обратить внимание на то, что регистрация (перерегистрация, технический осмотр) транспортных средств не производится без предъявления квитанции или платежного поручения об уплате налога.
Как и по предыдущему налогу, законодательством предусмотрено освобождение от его уплаты отдельных категорий плательщиков:
• граждан, пострадавших от радиационных аварий;
• Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, граждан, награжденных орденом Славы трех степеней;
• инвалидов всех категорий, имеющих мотоколяски и автомобили;
• крестьянских (фермерских) хозяйств, ведущих деятельность без образования юридического лица, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет 70% и более.
В соответствии с предоставленным Законом правом органы власти субъектов Российской Федерации могут освобождать отдельные категории граждан от уплаты налога, а также увеличивать установленные Законом ставки. Так, например, Законом г. Москвы от 20 марта 1996 г. № 9 установлено, что налог с владельцев транспортных средств уплачивают юридические и физические лица, определенные ст. 6 Закона Российской Федерации «О дорожных фондах в Российской Федерации» в следующих размерах (с каждой лошадиной силы):
Объект обложения Размер годового налога, руб.
1. Автомобили легковые с мощностью двигателя до 100л. с. (до 73,55 кВт) включительно 500
Свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт) 2000
2. Мотоциклы и мотороллеры 300
3. Автобусы 2000
4. Грузовые автомобили и тракторы с мощностью двигателя до 100 л. с. 1500
Свыше 100 до 150 л. с. (свыше 73,55 до 110,33 кВт) 3900
Свыше 150 до 200 л. с. (свыше 110,33 до 147,1 кВт) 4700
Свыше 200 до 250 л. с. (свыше 147,1 до 183,9 кВт) 5100
Свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт) 9800
Другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу (кроме зерноуборочных и других специальных сельскохозяйственных комбайнов) 2000
Налогом на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, облагаются физические лица, которые принимают имущество, переходящее в их собственность.
Объекты такого налогообложения определены Законом РФ от 12 декабря 1991 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Законами РФ от 22 декабря 1992 г., б марта 1993 г.. Федеральным законом от 27 января 1995 г.). К ним относятся: жилые дома, квартиры, дачи, транспортные средства, предметы антиквариата и искусства, накопления, банковские и иные вклады, средства на именных приватизационных счетах, валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении.
Если в составе наследуемого имущества имеется имущество, за которое гражданин должен уплатить налог в соответствии с Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц» (например, жилой дом), то налог уменьшается на соответствующую сумму. Если один гражданин несколько раз в течение года получает от одного и того же дарителя имущество, то налог исчисляется с общей стоимости этого имущества (на основании документов, представляемых нотариусами).
На основании вручаемого налоговыми органами платежного извещения не позднее трех месяцев со дня вручения налог должен быть уплачен (лица, проживающие за пределами Российской Федерации, уплачивают налог до получения документов, удостоверяющих право собственности на имущество). В отдельных случаях налоговый орган вправе предоставить рассрочку или отсрочку по уплате налога, но не более чем на два года и с уплатой процентов в размере 0,5 ставки на срочные вклады, действующие в Сберегательном банке Российской Федерации.
Ставки налога на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, определены ст. 3 упомянутого Закона и зависят от размера стоимости имущества и степени родства наследников или одаряемых.
В данном случае законодательство также предусматривает льготы для плательщиков. Так, полностью освобождаются от уплаты налога граждане, получающие:
1) имущество, переходящее в порядке наследования супругу, пережившему другого супруга, или в порядке дарения от одного супруга другому;
2) жилые дома (квартиры) и паенакопления в ЖСК, если наследники (одаряемые) проживали в этих домах (квартирах) совместно с наследодателем (дарителем) на день открытия наследства или оформления договора дарения;
3) имущество лиц, погибших при защите СССР и РФ в связи с выполнением обязанностей, установленных законом;
4) жилые дома и транспортные средства, переходящие в порядке наследования инвалидам I и II групп;
5) транспортные средства, переходящие в порядке наследования членам семей военнослужащих, потерявших кормильца.
Следует иметь в виду, что право распоряжения имуществом, переходящим в порядке наследования или дарения, возникает только при наличии у гражданина справки налогового органа об уплате налога.
В соответствии с законом и в зависимости от уровня налогов осуществляется зачисление сумм налогов:
1) на имущество физических лиц — в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения;
2) на владельцев транспортных средств — в территориальные дорожные фонды, в Москве и Санкт-Петербурге — в Федеральный дорожный фонд,
3) земельная плата — в местные бюджеты с централизацией определенной части в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации;
4) на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, — в местный бюджет в порядке, определяемом при утверждении соответствующих бюджетов.
Контрольные вопросы
1. Как вы понимаете экономическую сущность налогов с населения?
2. Приведите характеристики объектов, плательщиков, льгот по подоходному налогу.
3. Проанализируйте порядок исчисления подоходного налога со всех видов дохода, полученного физическими лицами.
4. В чем заключаются особенности налогообложения лиц, не имеющих постоянного места жительства в РФ?
5. Охарактеризуйте налоги на имущество физических лиц. На каких уровнях они устанавливаются?
6. Какие факторы определяют ставки налогов на имущество и порядок их уплаты?
7. Приведите характеристику налога на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения.
ГЛАВА 16. Местные налоги и сборы
16.1. Виды местных налогов и сборов
В соответствии с принятой в РФ трехуровневой системой налогообложения в состав местных налогов и сборов входят:
• местные налоги,
• местные регистрационные и лицензионные сборы;
• прочие сборы.
К местным налогам относятся:
• налог на землю;
• налог на имущество физических лиц;
• налог на рекламу;
• налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;
• налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;
• налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Местные регистрационные и лицензионные сборы включают:
• регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
• лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками;
• лицензионный сбор за право проведения аукционов и лотерей.
К прочим сборам относятся:
• сбор за право торговли;
• целевые сборы на содержание милиции, благоустройство, образование и другие цели (сбор с владельцев собак, сбор за выдачу ордера на квартиру, сбор за парковку автотранспорта, сбор за право использования местной символики, сбор за участие в бегах на ипподромах, сбор за выигрыш на бегах, сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме, сбор со сделок, произведенных на биржах, сбор за право проведения кино- и телесъемок, сбор за уборку территории населенных пунктов, сбор за открытие игорного бизнеса и др.).
На местном уровне приоритетными являются налоги на имущество и налог на землю, поскольку имущество и земля имеют определенную территориальную принадлежность.
Из числа местных налогов и сборов общеобязательными являются:
1) налог на имущество физических лиц;
2) земельный налог;
3) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
4) сбор за право торговли.
Они устанавливаются законодательными актами Российской Федерации. В частности, объект налогообложения, плательщики и порядок зачисления по налогу на имущество физических лиц определены Законом РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», порядок определения и зачисления земельного налога регламентирован Земельным кодексом и Законом РФ «О плате за землю», условия уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и сбора за право торговли, определяются местными органами власти.
До 1993 г. в России действовал перечень федеральных, региональных и местных налогов. В 1993 г. Указами Президента РФ № 2268 и 2270 местным органом власти предоставлено право введения дополнительных местных налогов и сборов, не поименованных в Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Впоследствии Налоговый кодекс РФ установил закрытый перечень налогов, взимаемых на местном уровне. Одновременно предусмотрено, что уплата таких налогов юридическими лицами должна производиться за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль. Практика показала, что при разумном использовании всех рычагов налоговой политики местные источники существенно наполняют местные бюджеты.
Местные налоги и сборы оказывают регулирующее влияние на развитие социальной инфраструктуры территории и более понятны налогоплательщику. Вместе с тем поступление местных налогов и сборов в доходную часть местных бюджетов городов и районов неодинаково и зависит от специфики района, особенностей формирования доходной части бюджета. Доля средств, собираемых с помощью местных налогов и сборов, колеблется от 17 до 0,7%. Наиболее заселенные районы, имеющие развитую структуру производства, получают больше средств за счет местных налогов и сборов.
Однако реализация права дополнительного введения местных налогов и сборов привела к тому, что отдельные регионы ввели до нескольких десятков таких налогов и сборов. В 1996 г. уже насчитывалось 246 видов различных налогов и сборов. Многие из них практически не оказывают существенного влияния на пополнение бюджетов и вызывают недовольство налогоплательщиков.
Как отмечалось, в Налоговом кодексе РФ устанавливается закрытый перечень налогов и сборов. По каждому из таких налогов установлены принципы взимания, ограничения, а также предельный уровень ставок. Предусматривается сокращение количества местных налогов.
16.2. Местные налоги с физических лиц
К налогам, зачисляемым в местные бюджеты, относятся:
1) курортный сбор;
2) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
3) патентный сбор за право торговли и пр.
Плательщики курортного сбора — физические лица, прибывшие в расположенные на территории России местности, отнесенные к курортным в соответствии с решениями Правительства России, без путевок, курсовок и проживающие в гостиницах, домах колхозника, домах ведомственного жилого фонда, жилого фонда местных органов власти, жилого фонда кооперативных и общественных организаций, в домах (квартирах), находящихся в частной собственности, а также в палатках, автомашинах и т. п.
Предельная ставка курортного сбора устанавливается в размере 5% от минимальной месячной оплаты труда в РФ. Конкретные ставки курортного сбора по территории устанавливаются местными органами государственной власти.
От уплаты курортного сбора освобождаются:
1) дети в возрасте до 16 лет;
2) инвалиды и сопровождающие их лица;
3) лица, прибывшие по путевкам и курсовкам в санатории, дома отдыха, пансионаты, включая городки и базы отдыха;
4) лица, прибывшие в курортные местности в служебную командировку, на учебу, работу или постоянное местожительство;
5) туристы, следующие по плановым туристическим маршрутам туристско-экскурсионных организаций, а также совершающие самодеятельные путешествия (по маршрутным книжкам);
6) мужчины в возрасте от 60 лет и старше, женщины в возрасте от 55 лет и старше, а также дети, приезжающие к родителям указанного возраста, проживающим в курортной местности.