<< Пред. стр. 11 (из 21) След. >>
Лица, прибывшие на отдых в курортные местности без путевок и курсовок, уплачивают курортный сбор при регистрации при прописке по месту их временного проживания.При перемене места жительства прибывшими на отдых в курортные местности лицами в пределах одного города или иного населенного пункта курортный сбор повторно не взимается.
Лица, прибывшие на временное проживание в курортные местности на срок до полутора месяцев, регистрируются по месту их проживания не позднее чем в трехдневный срок со дня прибытия, а в случаях, если они остановились в гостиницах, — в день прибытия.
Регистрация производится лицами, ответственными за соблюдение паспортного режима или уполномоченными вести паспортную работу, путем внесения необходимых сведений о прибывших лицах в домовые книги, карточки прописки, карточки (анкеты) или журналы (книги).
При регистрации лиц, прибывших на временное проживание в курортные местности, в домовые книги, карточки прописки вносятся следующие сведения о них: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия и номер паспорта, кем и когда выдан, адрес постоянного места жительства, а также когда и на какой срок прибыл гражданин.
Ответственными за соблюдение паспортного режима являются начальники жилищно-эксплуатационных органов, коменданты общежития, председатели жилищно-строительных и дачно-строительных кооперативов, директора (заведующие) гостиниц, собственники жилых домов (квартир) и другие лица, в которых находятся жилые дома (квартиры), а также лица, уполномоченные вести паспортную работу по месту временного проживания прибывших.
Лица, ответственные за соблюдение паспортного режима, допускающие проживание прибывших без регистрации или прописки, а также лица, допускающие проживание в принадлежащих им и (или) занимаемых ими жилых домах (квартирах) лиц без регистрации или прописки, привлекаются к административной ответственности в установленном порядке.
Администрация гостиниц взимает курортный сбор одновременно с регистрацией или пропиской прибывших. С лиц, проживающих в квартирах граждан (кроме туристов, прибывших по путевкам туристско-экскурсионных организаций), сбор взимается квартирно-посредническими организациями при выдаче направления на поселение. Лица, останавливающиеся в квартирах граждан без направления квартирно-посреднической организации, уплачивают курортный сбор в банковских учреждениях.
В гостиницах курортный сбор взимается по квитанциям, по которым принимается оплата за предоставляемое отдыхающим помещение, а в квартирно-посреднических организациях — по тем же квитанциям, по которым с прибывших взимается комиссионное вознаграждение за оказание им услуг по предоставлению помещения.
Исполнительными органами власти курортный сбор взимается по квитанциям установленного образца. Лица, проживающие в палатках, автомашинах и тому подобном (кроме туристов, совершающих самодеятельные путешествия по маршрутным книжкам), уплачивают курортный сбор в банковские учреждения или местные органы власти по месту их временного проживания. При регистрации или прописке лиц, освобожденных от уплаты курортного сбора, в домовых книгах или карточках прописки должна быть сделана отметка о предъявлении ими документов, подтверждающих их право на получение льготы (свидетельств о рождении, паспортов, справок врачебно-трудовой экспертной комиссии, командировочных удостоверений, пенсионных книжек), с указанием организации, выдавшей документ, его номера и даты выдачи этого документа.
При регистрации или прописке этих лиц в гостиницах указанные отметки производятся в карточках (анкетах) или журналах (книгах). Курортный сбор зачисляется в местные бюджеты.
Регистрационный сбор уплачивают физические лица, изъявившие желание заниматься предпринимательской деятельностью, не запрещенной законодательными актами, без образования юридического лица, за государственную регистрацию их в качестве предпринимателей.
Предельные ставки регистрационного сбора, а также категории плательщиков, которым предоставляются льготы по сбору, устанавливаются местными органами государственной власти. При этом предельный размер ставки сбора не должен превышать установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Конкретный размер сбора в пределах установленного размера ставки для отдельных плательщиков определяет соответствующая местная администрация при рассмотрении заявления о регистрации. Сумма сбора зачисляется в соответствующий бюджет по месту регистрации предпринимателя.
Государственная регистрация физических лиц, изъявивших желание заниматься предпринимательской деятельностью, осуществляется соответствующей местной администрацией по месту постоянного жительства. Для регистрации физические лица представляют заявления. Регистрация должна быть произведена не позднее чем в 15-дневный срок с момента подачи заявления физическим лицом. Физическому лицу выдается свидетельство на срок, указанный в заявлении этого лица, после представления им документа об уплате регистрационного сбора. Формы заявления и свидетельства утверждаются Министерством финансов РФ. Отказ в регистрации может быть вынесен только в случаях, когда физическое лицо изъявило желание заниматься запрещенной законом деятельностью, а также в других случаях, предусмотренных законодательными актами России.
Регистрационный сбор уплачивается через учреждения банка либо иные учреждения, принимающие платежи от населения в уплату налогов и сборов. Уплаченный регистрационный сбор не возвращается. Свидетельство о регистрации физического лица в качестве предпринимателя оформляется в трех экземплярах. Один экземпляр свидетельства выдается предпринимателю, второй остается у местной администрации, осуществляющей регистрацию, а третий экземпляр направляется налоговому органу по месту регистрации предпринимателя. При утере свидетельства о регистрации предпринимательской деятельности выдается дубликат, за выдачу которого взимается 20% от суммы ранее уплаченного сбора.
Предприниматель обязан предъявить свидетельство о государственной регистрации предпринимательской деятельности по требованию должностных лиц налоговых органов при осуществлении им своих функций.
С развитием рыночных отношений усиливается тенденция к росту поступлений в местные бюджеты от регистрационного сбора.
Патентные сборы за право торговли. Граждане, осуществляющие торговлю в постоянном месте, должны приобрести патент на право торговли, на определенный период, место торговли и группу товаров, которыми будут они торговать. На право торговли в местах массовой торговли физическим и юридическим лицам выдается разовый талон сроком на один день.
Местные органы власти вправе устанавливать льготы по уплате сбора для отдельных категорий плательщиков.
Физические лица, осуществляющие торговлю, должны вести учет доходов, полученных в результате торговой деятельности, и отражать их в декларации, представляемой в налоговые органы для целей налогообложения. Уклонение от уплаты сбора за право торговли влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Дополнительные налоги и сборы, взимаемые на местном уровне. Решениями органов государственной власти на местном уровне могут вводиться дополнительные местные налоги и сборы:
• целевые сборы на содержание милиции, благоустройство, образование и др.;
• сбор с владельцев собак;
• сбор за выдачу ордера на квартиру;
• сбор за парковку автомобиля;
• сбор за право использования местной символики;
• сбор за участие в бегах;
• сбор за выигрыш на бегах;
• сбор с биржевых сделок;
• налог на рекламу;
• сбор за открытие игорного бизнеса;
• налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
По мере углубления экономических реформ усиливается акцент на налогообложении физических лиц и соответственно на пополнении доходной базы органов местного самоуправления.
Зарубежная практика подтверждает, что именно налоги с физических лиц формируют доходную базу территориальных бюджетов. Поэтому с развитием рыночных отношений, предпринимательства ожидается перенос тяжести налогообложения с юридических лиц на физические лица, что в свою очередь не только укрепит доходную базу региональных и местных бюджетов, которые смогут в полной мере реализовывать мероприятия по социальной защите населения.
Контрольные вопросы
1. Что входит в состав местных налогов и сборов?
2. Перечислите налоги, относящиеся к местным.
3. Какие налоги с физических лиц зачисляются в местный бюджет?
4. Назовите налоги, которые могут устанавливать местные власти.
ГЛАВА 17. Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства
Одно из важнейших условий становления рыночных отношений в Российской Федерации — развитие малого предпринимательства. Его формирование определяется прежде всего общей финансово-экономической политикой, проводимой в стране Вместе с тем существуют особенности функционирования малых предприятий, обусловленные закономерностями и тенденциями социально-экономического развития и рыночного хозяйствования. Среди них — возможность гибкого реагирования на изменения конъюнктуры рынка, быстрый переход на новые виды товаров и услуг, эффективность использования сырья и трудовых ресурсов, отходов производства и т.д. Малые предприятия призваны содействовать ускорению внедрения научно-технических достижений. Они позволяют вовлечь в производство высвобождаемых при переходе к регулируемой рыночной экономике рабочих, уменьшить безработицу.
Малые предприятия вносят значительный вклад в развитие экономики регионов, способствуют формированию стабильных налоговых поступлении в бюджет всех уровней.
На начало 1998 г. в России насчитывалось 861 тыс. малых предприятий (МП), на которых работало 13,0% всех занятых в народном хозяйстве. По преобладающему в них виду деятельности и форме собственности они распределялись следующим образом (табл. 17.1, 17.2).
Таблица 17.1. Распределение МП по виду деятельности
Число предприятий Среднесписочная численность Объем произведенной продукции
Отрасль тысяч %к итогу тысяч %к итогу млрд руб %к итогу
Всего:
из них: Промышленность Сельское хозяйство Транспорт Строительство
Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка 861,0
134,8 11,8 18,6 142,1
35,9 100
15,6
1,4
2,2
16,5
4,2 6514,8
1494,6 158,1 217,8 1568,9
163,0 100
22,9
2,4
3,3
24,1
2,5 303056,3
67895,4 2145,9 10529,4 67579,3
12389,2 100
22,4 0,8
3,5 22,3
4,1
Источник Российский статистический ежегодник — М Госкомстат, 1998 - С 348-349.
Таблица 17.2. Распределение МП и форм собственности
Форма собственности Общее число МП, % Численность занятых в МП, %
Государственная Частная Общественная Смешанная 12,5
70,1
1,1
16,3 4,0
85,0
1,0
10,0
Федеральный закон « О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (от 14 июня 1995 г № 88-ФЗ) дает определение субъектов малого предпринимательства. К ним относятся:
1. Коммерческие организации, для которых установлены рамки по доле участия различных лиц в уставном капитале по численности работников. Так, коммерческая организация является малым предприятием, если:
а) в ее уставном капитале доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, одного или нескольких юридических лиц, не являющихся cyбьектами малого предпринимательства, не превышает 25%;
б) средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней: в промышленности — 100 человек, строительстве — 100, транспорте — 100, сельском хозяйстве — 60, научно-технической сфере — 60, оптовой торговле — 50, розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.
2. Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, также являются субъектами малого предпринимательства.
Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:
• формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
• создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных, финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
• установление упрощённого порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирование их деятельности, сертификации их продукции, представление государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
• поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
• организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
Финансовая поддержка малого предпринимательства со стороны государства на федеральном уровне осуществляется через Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, который является государственной некоммерческой организацией федерального уровня.
Основные источники формирования средств Фонда — ассигнования из федерального бюджета и средства от приватизации федеральной собственности.
Система поддержки малых предприятий основана на специальных программах развития и поддержки малого предпринимательства (федеральных программах, региональных (межрегиональных), отраслевых (межотраслевых) и муниципальных, которые соответственно разрабатывают правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления).
Например, в Москве, где сконцентрировано не менее четверти всех малых предприятий России, создана система поддержки малого предпринимательства. Постановление правительства Москвы от 30 апреля 1996 г. №399 содержит Положение о порядке финансирования программ и проектов развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве за счет бюджетных ассигнований, средств фонда занятости, средств Московского фонда поддержки малого предпринимательства, других внебюджетных источников финансирования, а также за счет средств предпринимателей, добровольных взносов юридических и физических лиц и других не запрещенных законом источников.
Финансовые обеспечения проектов и программ развития малого предпринимательства из средств городского бюджета Москвы осуществляет Департамент поддержки и развития малого предпринимательства через фонд на основании инвестиционных договоров.
Льготы. Один из основных и действенных методов государственного стимулирования малого предпринимательства — система льгот по налогообложению. Законодательство для таких субъектов устанавливает особый порядок налогообложения, освобождения от уплаты налогов, отсрочки и рассрочки их уплаты.
Законы РФ и субъектов Федерации устанавливают льготы по налогообложению малых предприятий, фондов поддержки малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций, других учреждений и организаций, создаваемых в целях выполнения работ для субъектов малого предпринимательства и оказания им услуг (т. е. тех предприятий и организаций, деятельность которых способствует функционированию и развитию малого бизнеса).
В ст. 6 (п. 4) Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» регламентируется порядок налогообложения малых предприятий. В первые два года не платят налоги на прибыль малые предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, по производству продовольственных товаров, отдельных товаров народного потребления, медицинских товаров и лекарственных препаратов, осуществляется строительство и ремонтно-строительные работы, но при условии, что выручка от этих видов прибыли превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
На третий и четвертый год работы данные предприятия платят налог соответственно 25 и 50% от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от данных видов деятельности составляет свыше 90% выручки от реализации продукции (работ, услуг). Но эти льготы не предоставляются малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений.
Для малого предпринимательства существенное значение имеет положение п. 5 ст. 6 Закона о налоге на прибыль (редакция от 10 января 1997 г.), по которому для предприятий, имевших в предыдущем году убыток (по данным годового бухгалтерского отчета), освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная на его покрытие, в течение последующих пяти лет (если средства резервного и других фондов предприятия также полностью использованы на эти цели).
В систему налоговых льгот для малых предприятий включается также освобождение от налоговых льгот части прибыли, направленной на финансирование отдельных мероприятий, освобождение от авансовых взносов налога на прибыль, упрощённый порядок налогообложения, а также налоговый инвестиционный кредит.
Льготы для субъектов малого бизнеса в области налогообложения являются наиболее значимым и действенным способом стимулирования малых предприятий.
Кроме того, используются следующие меры по поддержке и развитию малого предпринимательства:
1) введение ускоренной амортизации;
2) размещение с июня 1995 г. не менее 15% государственных заказов на малых предприятиях;
3) в соответствии с государственной политикой поддержки малых предприятий в целях их становления и развития кредитование субъектов малого предпринимательства на льготных условиях. Это осуществляется, с одной стороны, путем компенсации соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства, с другой стороны, кредитные организации, выдающие кредиты субъектам малого предпринимательства, сами пользуются льготами, установленными законодательством РФ и субъектов федерации;
4) так как малый бизнес-сфера повышенного риска, страхование малых предприятий осуществляется также на льготных условиях;
5) для малых предприятий существует упрощенный порядок регистрации, а также ведения статистической и бухгалтерской отчетности.
Множественность налогов, сложность в учете и отчетности, недостаточная квалификация бухгалтеров предприятий малого бизнеса и т.д. приводили к неправильному исчислению налогов и уходу от них. Помочь справиться с этими проблемами призваны вступившие в действие с 1 января 1996 г. Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (№ 222-ФЗ от 29 декабря 1995 г.), а также с 31 июля 1998 г. Федеральный закон «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» (№ 148-ФЗ от 31 июля 1998 г.).
Упрощенная система предлагает замену уплаты всех установленных законодательством России федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога. Одновременно сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, госпошлин, налога на приобретение автотранспорта, лицензионных сборов и отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.
Объектом налогообложения единым налогом является совокупный доход или валовая выручка. При этом налог на доход взимается по ставке 10% в федеральный бюджет и не более 20% в местный и региональный бюджеты. Налог на валовую выручку взимается по ставке соответственно 3,33% и не более 6,66%.
Конкретные ставки налога, поступающего в региональный и местный бюджеты, а также пропорции распределения зачисляемых налоговых платежей между региональным и местным бюджетами устанавливаются органами государственной власти регионов.
Совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и стоимостью использованных в процессе производства товаров (работ, услуг) сырья, материалов, комплектующих изделий и т.д.
Упрощенная система может быть применена:
• любым предприятием с предельным уровнем среднесписочного состава до 15 человек (вместе с филиалами и включая работающих по договорам гражданско-правового характера) и размером совокупной валовой выручки, не превышающим сумму 100-тысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством;
• индивидуальным предпринимателем, за исключением субъектов малого предпринимательства, предусмотренных п.2 ст. 2 Закона.
Документом на право применения упрощенной системы для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей является патент, выдаваемый налоговым органом по месту учета в налоговой инспекции сроком на один календарный год.
Годовая стоимость патента устанавливается органами государственной власти региона в зависимости от деятельности предприятия с учетом ставок единого налога. Выплата патента осуществляется ежеквартально и стоимость его зачисляется в счет обязательства по уплате единого налога.
Субъекты малого предпринимательства, работающие по упрощенной системе, освобождаются от уплаты НДС по реализованной ими продукции (услугам, работам), но для них сохраняется необходимость уплат НДС поставщикам товаров, материалов и иного имущества и услуг, использованных ими в своей деятельности. Эти суммы исключаются из базы налогообложения при расчете единого налога по совокупному доходу.
Расчет единого налога с совокупного дохода (валовой выручки) организации-субъекта малого предпринимательства осуществляется по следующей форме:
за ___________199 ___ г.
Показатели По данным плательщика По данным налоговой инспекции
1 2 3
1. Валовая выручка — всего
2. Затраты, исключаемые при определении совокупного дохода — всего в том числе:
а) стоимость использованных в процессе производства товаров (работ, услуг) сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива
б) стоимость эксплутационных расходов
в) стоимость текущего ремонта
г) затраты на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности
д) затраты на аренду транспортных средств
е) расходы на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков (в пределах действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ плюс 3%) ж) стоимость оказанных организации услуг з) налог на добавленную стоимость, уплаченный поставщикам
и) налог на приобретение автотранспортных средств
к) отчисления в государственные социальные внебюджетные фонды
л) уплаченные таможенные платежи, государственные пошлины и лицензионные сборы
3. Совокупный Доход (стр.1—стр.2)
4. Ставка единого налога — всего в том числе:
а) зачисляемого в федеральный бюджет
б) зачисляемого в бюджет субъектов Российской Федерации
в) зачисляемого в местный бюджет
5. Сумма единого налога — всего в том числе:
а) зачисляемого в федеральный бюджет
б) зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации
в) зачисляемого в местный бюджет
6. Сумма платы за патент, поступившая за отчетный период, засчитываемая в счет обязательств по уплате единого налога — всего в том числе:
а) в федеральный бюджет
б) в бюджет субъекта Российской Федерации
в) в местный бюджет
7. Начислено в бюджет единого налога по расчету за предыдущий период — всего в том числе:
а) в федеральный бюджет
б) в бюджет субъекта Российской Федерации
в) в местный бюджет
8. К доплате по сроку до 20-го числа месяца, следующего за отчётным периодом — всего (стр. 5 — стр. — 6—7) в том числе:
а) в федеральный: бюджет
б) в бюджет субъекта Российской Федерации
в) в местный бюджет
9. К уменьшению — всего (стр.6+стр.7-стр.5) в том числе:
а) в федеральный бюджет
б) в бюджет субъекта Российской Федерации
в) в местный бюджет
10. Установленный срок для представления расчёта по единому налогу — до 20-го числа месяца, следующего за отчётным периодом
Примечания.
1. Указанный расчёт составляется нарастающим итогом с начала года.
2. По стр. 1 расчета отражается сумма выручки, полученная от реализации товаров (работ, услуг), имущества, реализованного за отчётный период и внереализационных доходов.
3. Стр. 2 и 3 заполняют организации—субъекты малого предпринимательства, уплачивающие единый налог с совокупного дохода.
4. При применении организацией порядка исчисления единого налога с валовой выручки устанавливаются следующие ставки единого налога, подлежащего зачислению:
в федеральный бюджет — в размере 3,33% от суммы валовой выручки
в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет — в размере не более 6,67% от суммы валовой выручки.
Однако на практике создание и функционирование малого предпринимательства связаны с определенными трудностями, такими, как нехватка собственных финансовых ресурсов для приобретения компактного и высокотехнологического оборудования, сложности со сбытом товаров, продукции, реализации услуг, несовершенство финансово-кредитного механизма в целом и др.
Вместе с тем создание нового, полноценного сектора экономики — дело сложное, требующее от страны больших и хорошо продуманных мероприятий организационного свойства, экономических, финансовых, технических и других видов помощи малому предпринимательству.
Одним из важнейших каналов его поддержки может и должна стать хорошо поставленная система налогообложения.
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте место и роль малого предпринимательства в современной российской экономике.
2. Расскажите об основных направлениях государственной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации.
3. Охарактеризуйте систему льгот по налогообложению малого предпринимательства.
4. Поясните суть упрощенной системы налогообложения, учета и ответственности для субъектов малого предпринимательства.
ГЛАВА 18. Специфика налогообложения в оффшорных зонах
В современных экономических условиях особое значение отводится совершенствованию налоговой системы на макроэкономическом (государственном) уровне и микроуровне субъектов предпринимательской деятельности. Важная роль при этом придается использованию налоговых рычагов регулирования экономики и грамотному налоговому планированию хозяйствующих субъектов.
Недооценка стимулирующего воздействия реформы налоговой системы на экономику приводит к росту налогового давления, препятствует активному инвестированию и, как следствие, к утечке капитала за рубеж при общем снижении налоговой дисциплины.
С макроэкономических позиций необходимы регулирующие меры по поддержке отдельных регионов и сфер, сдерживанию безработицы и выполнению государством функций по социальной защите населения при совершенствовании системы налогообложения.
Мировой опыт развития рыночной экономики показывает целесообразность создания в отдельных регионах так называемых оффшорных зон, т. е. избирательных территорий, в которых при благоприятном налоговом климате предпринимательская деятельность находится под регулирующим контролем государства.
В Российской Федерации существует несколько территорий, аналогичных оффшорным и подпадающих под статус «свободная экономическая зона».
Создание свободных экономических зон (СЭЗ) на территории РФ началось в 1990 г. В отсутствие закона о СЭЗ правовой базой их развития послужили Постановления Верховного Совета РФ от 14 июля 1990 г. и 13 сентября 1990 г. «О создании зон свободного предпринимательства», Указ Президента РФ «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон на территории РФ» от 4 июля 1992 г., а также нормативные акты по каждой отдельной СЭЗ.
В 1990—1991 гг. СЭЗ были учреждены на территории Приморского края («Находка»), в Санкт-Петербурге и Выборге, Сахалинской области. Кемеровской области («Кузбасс»), Новгородской области («Садко»), Еврейской АО («Ева»), Читинской области («Даурия»), Алтайском крае («Алтай»), Калининградской области («Янтарь») и «Технополис Зеленоград».
Всем СЭЗ предоставляются льготные налоговые и таможенные режимы с упрощенным порядком осуществления экспортно-импортных операций и создания совместных и иностранных предприятий.
В 1993 г. принято решение о свободных таможенных зонах «Шереметьево», «Московский франко-порт» (Внуково) и «Франко-порт терминал» (на территории Западного речного порта в Москве), в 1994 г. была учреждена зона экономического благоприятствования в Республике Ингушетия, в которой деятельность осуществляет государственная корпорация БИН.
К сожалению, в связи с большой макроэкономической специфичностью российских регионов не разработан механизм, позволяющий четко увязать факторы, в результате которых возникает необходимость создания оффшорных зон, и с четкой методикой их функционирования .
Мировой опыт показывает, что при создании оффшорной зоны основными факторами являются:
1) наличие или отсутствие природных ресурсов;
2) приграничное расположение, определяющее возможность внешнеэкономических связей;
3) принадлежность к зоне повышенного предпринимательского риска (политическая и экономическая нестабильность, возможность военных действий) и др.;
4) недостаток собственных (финансовых возможностей для стабильного поступательного развития региона).
Существует два вида оффшорных зон:
• налоговая гавань, характеризующаяся освобождением от налогообложения доходов иностранного происхождения; т. е. отсутствует налог с дохода, полученного из иностранных источников (Либерия, остров Мэн, Великобритания);
• финансовый центр — создающий благоприятный налоговый климат для ведения инвестиционной деятельности.
Такая классификация оффшорных зон обусловлена следующими признаками:
• полным или частичным освобождением от отдельных видов налогов, например, отсутствием корпоративного, подоходного налогов с физических лиц, налогов на имущество, наследования, продажу, прирост капитала (Багамские острова);
• налоговыми льготами, например низкими ставками по кредитам, субсидируемым правительством на развитие отдельных отраслей (Люксембург);
• особым правовым статусом субъектов предпринимательской деятельности (Лихтенштейн, штат Делавар, США);
• зависимостью методов налогообложения от типов компаний, получающих статус структур, освобожденных от налогообложения, например, коллективные инвестиционные фонды — холдинги (Гибралтар, острова Джерси и Гернси);
• преимуществами развития отдельных сфер деятельности (банковской, страховой — Люксембург, финансовой — Швейцария);
• широко развитой инфраструктурой бизнеса (Кипр);
• отсутствием валютного контроля (Ирландия, Нидерланды и Антильские острова) и свободной конвертируемости местной валюты (Багамские острова);
• конфиденциальностью информации о доходах клиентов (Вануату);
• секретностью банковской информации (Швейцария);
• политической стабильностью (Венгрия);
• возможностью получения вида на жительство (Гибралтар),
В зависимости от методов налогового планирования,* используемого предпринимателями в соответствии с особенностями исторического, политического и экономического характера региона, различают и оффшорные зоны.
* Налоговое планирование представляет собой программу, использующую в целях эффективного управления финансовыми ресурсами хозяйствующих субъектов любую законно допустимую возможность оптимизации налогооблагаемой базы (экономию собственных средств, уменьшающую зависимость от внешних источников финансирования). Размещение капитала в оффшорных зонах представляет собой метод налогового планирования.
1. Льготное налогообложение (предполагает фиксированный ежегодный платеж (пошлину) или понижение ставок налогообложения).
2. Налоговые каникулы и налоговые льготы (Лихтенштейн).
3. Перемещение капитала от центральной компании дочерним отделениям за рубеж (трасты в Гонконге).
4. Совмещение различных сфер деятельности в рамках финансово-промышленных групп (ФПГ) в разных регионах, когда капитал не выходит за рамки структур ФПГ (слияние производственной, банковской, финансовой, страховой деятельности отдельных структур одной ФПГ).
5. Использование механизма кредитования, инвестирования, страхования, перестрахования для оптимально эффективного размещения капитала.
6. Разработка финансовых схем с учетом структурных, финансовых, страховых механизмов для оптимизации налогооблагаемой базы.
7. Использование льготных ставок налогообложения при дешевых ресурсах (сырья, рабочей силы и т.д.) для расширения производства.
8. Перемещение юридического лица на территории большего экономического благоприятствования.
Изучение международного опыта функционирования оффшорных зон позволяет выделить применимые и в России основные преимущества их существования.
1) Решение макроэкономических задач развития отдельных регионов (в РФ — Восточный регион, Сибирь и районы Крайнего Севера);
2) Возможность эффективного управления финансовыми ресурсами предпринимателей различных сфер деятельности.
В России, где показатели развития экономики отдельных регионов крайне неудовлетворительны, создание зон экономического благоприятствования и выработка четкого механизма их функционирования позволят улучшить экономическое и социальное развитие отдельных регионов и Российской Федерации в целом.
Основные принципы налогообложения оффшорных зон в России.
Большинство стран облагает налогом доходы юридических и физических лиц, полученные в этих странах.
В России (как и в США) взимаются налоги с налогоплательщиков (юридических лиц) в соответствии с их доходами, полученными в разных странах на основании гражданства (резидентности). В России, как и во многих странах, компания считается резидентной по месту ее регистрации.
В соответствии с принципом, положенным в основу налогообложения оффшорных компаний, действующих в России, они являются иностранными юридическими лицами, налогообложение которых регулируется законами и положениями о налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц. При этом законодательно закреплен принцип двойного налогообложения иностранного юридического лица по ставкам, соответствующим видам деятельности, приносящей доход на территории Российской Федерации.*
* Инструкция Госналогслужбы РФ «О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц» от 16 июня 1995 г. № 34 и правительственные соглашения об избежании двойного налогообложения между страной регистрации инофирмы и Россией.
Однако внимательное изучение законов, регламентирующих деятельность таких фирм, позволяет, используя методы налогового планирования, оптимизировать базу налогообложения.
В случае, если иностранное юридическое лицо действует через представителя — резидента страны регистрации, оно не попадает под действие закона о налогообложении иностранных юридических лиц.
Широкие возможности для оптимизации налогооблагаемой базы появляются при создании совместного предприятия с учетом правовых форм для юридических лиц, которым владеют и управляют граждане российской и оффшорной компаний.
Экономические преимущества работы через оффшорную компанию заключаются в следующем:
• возможности открытия рублевого и валютного счетов;
• беспошлинного ввоза оборудования;
• полного исполнения затрат и применения системы льгот и т.д.
Преимущества оффшорных фондов. По степени привлекательности законы стран — оффшорных зон имеют существенные различия. Некоторые международные финансовые центры являются маленькими островными государствами со слабо развитой экономикой, небольшими запасами природных ресурсов, высоким уровнем безработицы и низкой платежеспособностью граждан (Виргинские, Антильские, Багамские, Бермудские и Нормандские острова, Гонконг и Сингапур). Поэтому они создают самые благоприятные условия для развития оффшорной индустрии и првлечения инвестиций.
Приняв либеральные налоговые законы и правила выдачи лицензий на осуществление определенного вида деятельности, эти государства могут привлечь иностранный капитал.
Льготы, предоставляемые этими странами, способствуют стремительному росту индустрии оффшорных фондов. Причинами такого роста являются следующие преимущества оффшорных фондов по сравнению с местными фондами:
• налоговые преимущества — оффшорные фонды не платят налога на прирост капитала. Дивиденды и проценты облагаются сокращенным налогом или освобождаются от налогов полностью, способствуя тем самым эффективности капиталовложений;
• минимальное регулирование — достаточной квалификацией учредителей фонда считается прошлый деловой опыт;
• инвестиционная гибкость — оффшорные фонды имеют большее число вариантов инвестирования, что позволяет им сосредоточиться на особых проектах или выбирать зоны с высокими доходами регулировать свои активы;
• диверсификация рисков — за счет географического рассредоточения активов оффшорного фонда уменьшается степень риска;
• конфиденциальность информации;
• увеличение прибыли за счет гибкой стратегии действий.
Обычно оффшорный фонд действует совместно с корпорациями, банками и инвестиционными компаниями, зарегистрированными в других странах.
Важное практическое значение для российского рынка имело письмо Госналогслужбы РФ от 1 июня 1994 г. «О некоторых вопросах налогообложения иностранных инвестиций», освобождающего от НДС кредиты, полученные российскими организациями от иностранных банков и кредитных учреждений. Это легализовало капитал оффшорных компаний на российском рынке.
Существуют следующие виды оффшорных компаний.
1. Холдинговая компания, зарегистрированная в оффшорной зоне, где не взимаются подоходный и корпоративный налоги, которая получает возможность через сеть филиалов извлекать дополнительную прибыль, аккумулируя свой капитал в зоне, свободной от налогов, и не подвергая налогообложению доходы от процентов по депозитам, которые холдинг может инвестировать или расширить сеть филиалов.
Холдинг как организационная форма эффективна для гибкого планирования налогов структур, входящих в его состав.
2. Торговые компании пользуются особой популярностью на международных рынках. Экспортно-импортные операции по схеме, когда оффшорная компания принимает заказы от клиентов и поставляет товар напрямую от производителя, позволяют планировать выплаты пошлин и акцизов, аккумулируя прибыль от реализации без налогообложения.
3. Оффшорные банки и трастовые компании. С помощью оффшорных филиалов и отделений банков в налоговых гаванях и финансовых центрах можно получать прибыль без уплаты налога, участвовать в международных соглашениях и оказывать помощь клиентам в открытии иностранных компаний и трастов.
Оффшорное банковское дело четко разграничивает налоговые гавани в финансовые центры. Например, в Сингапуре не взимается налогов с процентов по вкладам, выплачиваемым нерезидентами.
В США в Великобритании традиционно не облагаются подоходным и имущественным налогами банковские вклады иностранцев, а в Швейцарии не взимают налог с процентов по банковским вкладам.
Американские, английские и канадские банки открывают оффшорные филиалы в основном для иностранной трастовой деятельности, а Швейцарские банки — для выплаты свободных от налогов процентов по вкладам иностранных банков без уплаты налогов в Швейцарии. Поэтому крупные международные компании предпочитают иметь дело с филиалами оффшорных банков, поскольку последние имеют огромные кредитные возможности.
4. Страховые компании. С целью уменьшения предпринимательского риска крупные предприятия создают собственные страховые организации. В основном они открываются на Бермудских, Багамских, Каймановых островах, в Уругвае и на острове Гернси.
Используя механизм самострахования, международные компании могут создавать страховой резерв. Однако законодательства многих стран не позволяют перевозить этот резерв за пределы страны. Но по законам некоторых стран страховые выплаты вычитаются из суммы налогооблагаемой прибыли.
Крупная компания (страхователь), филиалы которой каждый год уплачивают страховые премии, может их сэкономить, открыв собственное страховое отделение, которое перестраховывает риски в крупных перестраховочных компаниях.
Значительные налоговые льготы для страховых компаний предоставил Люксембург. В отделении страховой компании формируется свободный от налогов резерв на случай возникновения возможных убытков, превышающий в 20 раз ежегодный чистый страховой доход.
Страховое отделение, зарегистрированное в налоговой гавани (например, на Бермудских и Багамских островах), может получить значительную прибыль, размещая страховые резервы до передачи их в перестрахование. По договору страхования страхователь платит страховые взносы в виде аванса, а перестраховочные взносы не перечисляются до конца периода.
5. Риэлтерские компании. Приобретение собственности через оффшорные компании позволяет получить следующие значительные налоговые преимущества:
• не взимается налог от дальнейшей реализации имущества;
• облегчается продажа недвижимости;