<< Пред.           стр. 11 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу

 Лица, прибывшие на отдых в курортные местности без путе­вок и курсовок, уплачивают курортный сбор при регистрации при прописке по месту их временного проживания.
 При перемене места жительства прибывшими на отдых в ку­рортные местности лицами в пределах одного города или иного населенного пункта курортный сбор повторно не взимается.
 Лица, прибывшие на временное проживание в курортные местности на срок до полутора месяцев, регистрируются по мес­ту их проживания не позднее чем в трехдневный срок со дня прибытия, а в случаях, если они остановились в гостиницах, — в день прибытия.
 Регистрация производится лицами, ответственными за со­блюдение паспортного режима или уполномоченными вести паспортную работу, путем внесения необходимых сведений о прибывших лицах в домовые книги, карточки прописки, кар­точки (анкеты) или журналы (книги).
 При регистрации лиц, прибывших на временное проживание в курортные местности, в домовые книги, карточки прописки вносятся следующие сведения о них: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия и номер паспорта, кем и когда выдан, адрес постоянного места жительства, а также когда и на какой срок прибыл гражданин.
 Ответственными за соблюдение паспортного режима являются на­чальники жилищно-эксплуатационных органов, коменданты общежи­тия, председатели жилищно-строительных и дачно-строительных коо­перативов, директора (заведующие) гостиниц, собственники жилых домов (квартир) и другие лица, в которых находятся жилые дома (квартиры), а также лица, уполномоченные вести паспортную работу по месту временного проживания прибывших.
 Лица, ответственные за соблюдение паспортного режима, допускающие проживание прибывших без регистрации или прописки, а также лица, допускающие проживание в принадле­жащих им и (или) занимаемых ими жилых домах (квартирах) лиц без регистрации или прописки, привлекаются к админист­ративной ответственности в установленном порядке.
 Администрация гостиниц взимает курортный сбор одновре­менно с регистрацией или пропиской прибывших. С лиц, про­живающих в квартирах граждан (кроме туристов, прибывших по путевкам туристско-экскурсионных организаций), сбор взимает­ся квартирно-посредническими организациями при выдаче на­правления на поселение. Лица, останавливающиеся в квартирах граждан без направления квартирно-посреднической организа­ции, уплачивают курортный сбор в банковских учреждениях.
 В гостиницах курортный сбор взимается по квитанциям, по которым принимается оплата за предоставляемое отдыхающим помещение, а в квартирно-посреднических организациях — по тем же квитанциям, по которым с прибывших взимается комис­сионное вознаграждение за оказание им услуг по предоставле­нию помещения.
 Исполнительными органами власти курортный сбор взима­ется по квитанциям установленного образца. Лица, проживаю­щие в палатках, автомашинах и тому подобном (кроме туристов, совершающих самодеятельные путешествия по маршрутным книжкам), уплачивают курортный сбор в банковские учрежде­ния или местные органы власти по месту их временного прожи­вания. При регистрации или прописке лиц, освобожденных от упла­ты курортного сбора, в домовых книгах или карточках прописки должна быть сделана отметка о предъявлении ими документов, под­тверждающих их право на получение льготы (свидетельств о рожде­нии, паспортов, справок врачебно-трудовой экспертной комис­сии, командировочных удостоверений, пенсионных книжек), с указанием организации, выдавшей документ, его номера и даты выдачи этого документа.
 При регистрации или прописке этих лиц в гостиницах ука­занные отметки производятся в карточках (анкетах) или журна­лах (книгах). Курортный сбор зачисляется в местные бюджеты.
 Регистрационный сбор уплачивают физические лица, изъя­вившие желание заниматься предпринимательской деятельно­стью, не запрещенной законодательными актами, без образова­ния юридического лица, за государственную регистрацию их в качестве предпринимателей.
 Предельные ставки регистрационного сбора, а также катего­рии плательщиков, которым предоставляются льготы по сбору, устанавливаются местными органами государственной власти. При этом предельный размер ставки сбора не должен превы­шать установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Конкретный размер сбора в пределах установлен­ного размера ставки для отдельных плательщиков определяет соответствующая местная администрация при рассмотрении за­явления о регистрации. Сумма сбора зачисляется в соответст­вующий бюджет по месту регистрации предпринимателя.
 Государственная регистрация физических лиц, изъявивших желание заниматься предпринимательской деятельностью, осу­ществляется соответствующей местной администрацией по месту постоянного жительства. Для регистрации физические лица представляют заявления. Регистрация должна быть произведена не позднее чем в 15-дневный срок с момента подачи заявления физическим лицом. Физическому лицу выдается свидетельство на срок, указанный в заявлении этого лица, после представле­ния им документа об уплате регистрационного сбора. Формы заявления и свидетельства утверждаются Министерством финан­сов РФ. Отказ в регистрации может быть вынесен только в слу­чаях, когда физическое лицо изъявило желание заниматься за­прещенной законом деятельностью, а также в других случаях, предусмотренных законодательными актами России.
 Регистрационный сбор уплачивается через учреждения банка либо иные учреждения, принимающие платежи от населения в уплату налогов и сборов. Уплаченный регистрационный сбор не возвращается. Свидетельство о регистрации физического лица в качестве предпринимателя оформляется в трех экземплярах. Один экземпляр свидетельства выдается предпринимателю, вто­рой остается у местной администрации, осуществляющей реги­страцию, а третий экземпляр направляется налоговому органу по месту регистрации предпринимателя. При утере свидетельст­ва о регистрации предпринимательской деятельности выдается дубликат, за выдачу которого взимается 20% от суммы ранее уп­лаченного сбора.
 Предприниматель обязан предъявить свидетельство о госу­дарственной регистрации предпринимательской деятельности по требованию должностных лиц налоговых органов при осуществ­лении им своих функций.
 С развитием рыночных отношений усиливается тенденция к росту поступлений в местные бюджеты от регистрационного сбора.
 Патентные сборы за право торговли. Граждане, осуществляю­щие торговлю в постоянном месте, должны приобрести патент на право торговли, на определенный период, место торговли и группу товаров, которыми будут они торговать. На право тор­говли в местах массовой торговли физическим и юридическим лицам выдается разовый талон сроком на один день.
 Местные органы власти вправе устанавливать льготы по уп­лате сбора для отдельных категорий плательщиков.
 Физические лица, осуществляющие торговлю, должны вести учет доходов, полученных в результате торговой деятельности, и отражать их в декларации, представляемой в налоговые органы для целей налогообложения. Уклонение от уплаты сбора за пра­во торговли влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
 Дополнительные налоги и сборы, взимаемые на местном уровне. Решениями органов государственной власти на местном уровне могут вводиться дополнительные местные налоги и сборы:
 • целевые сборы на содержание милиции, благоустройство, образование и др.;
 • сбор с владельцев собак;
 • сбор за выдачу ордера на квартиру;
 • сбор за парковку автомобиля;
 • сбор за право использования местной символики;
 • сбор за участие в бегах;
 • сбор за выигрыш на бегах;
 • сбор с биржевых сделок;
 • налог на рекламу;
 • сбор за открытие игорного бизнеса;
 • налог на содержание жилищного фонда и объектов соци­ально-культурной сферы.
 По мере углубления экономических реформ усиливается ак­цент на налогообложении физических лиц и соответственно на пополнении доходной базы органов местного самоуправления.
 Зарубежная практика подтверждает, что именно налоги с физических лиц формируют доходную базу территориальных бюджетов. Поэтому с развитием рыночных отношений, пред­принимательства ожидается перенос тяжести налогообложения с юридических лиц на физические лица, что в свою очередь не только укрепит доходную базу региональных и местных бюдже­тов, которые смогут в полной мере реализовывать мероприятия по социальной защите населения.
 Контрольные вопросы
 1. Что входит в состав местных налогов и сборов?
 2. Перечислите налоги, относящиеся к местным.
 3. Какие налоги с физических лиц зачисляются в местный бюджет?
 4. Назовите налоги, которые могут устанавливать местные власти.
 ГЛАВА 17. Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства
 Одно из важнейших условий становления рыночных отношений в Российской Федерации — развитие малого предпринимательства. Его формирование определяется прежде всего общей финансово-экономической политикой, проводимой в стране Вместе с тем су­ществуют особенности функционирования малых предприятий, обусловленные закономерностями и тенденциями социально-экономического развития и рыночного хозяйствования. Среди них — возможность гибкого реагирования на изменения конъюнкту­ры рынка, быстрый переход на новые виды товаров и услуг, эф­фективность использования сырья и трудовых ресурсов, отходов производства и т.д. Малые предприятия призваны содействовать ускорению внедрения научно-технических достижений. Они по­зволяют вовлечь в производство высвобождаемых при переходе к регулируемой рыночной экономике рабочих, уменьшить без­работицу.
 Малые предприятия вносят значительный вклад в развитие экономики регионов, способствуют формированию стабильных налоговых поступлении в бюджет всех уровней.
 На начало 1998 г. в России насчитывалось 861 тыс. малых предприятий (МП), на которых работало 13,0% всех занятых в народном хозяйстве. По преобладающему в них виду деятельно­сти и форме собственности они распределялись следующим об­разом (табл. 17.1, 17.2).
 Таблица 17.1. Распределение МП по виду деятельности
 
 Число предприятий Среднесписочная численность Объем произведен­ной продукции
 Отрасль тысяч %к итогу тысяч %к итогу млрд руб %к итогу
 Всего:
 из них: Промышленность Сельское хозяйство Транспорт Строительство
 Общая коммерческая дея­тельность по обеспечению функционирования рынка 861,0
 
 134,8 11,8 18,6 142,1
 
 
 
 
 35,9 100
 
 15,6
 1,4
 2,2
 16,5
 
 
 
 
 4,2 6514,8
 
 1494,6 158,1 217,8 1568,9
 
 
 
 
 163,0 100
 
 22,9
 2,4
 3,3
 24,1
 
 
 
 
 2,5 303056,3
 
 67895,4 2145,9 10529,4 67579,3
 
 
 
 
 12389,2 100
 
 22,4 0,8
 3,5 22,3
 
 
 
 
 4,1
 
 Источник Российский статистический ежегодник — М Госкомстат, 1998 - С 348-349.
 Таблица 17.2. Распределение МП и форм собственности
 
 Форма собственности Общее число МП, % Численность занятых в МП, %
 Государственная Частная Общественная Смешанная 12,5
 70,1
 1,1
 16,3 4,0
 85,0
 1,0
 10,0
 
 Федеральный закон « О государственной поддержке малого пред­принимательства в Российской Федерации» (от 14 июня 1995 г № 88-ФЗ) дает определение субъектов малого предпринимательст­ва. К ним относятся:
 1. Коммерческие организации, для которых установлены рамки по доле участия различных лиц в уставном капитале по численности работников. Так, коммерческая организация явля­ется малым предприятием, если:
 а) в ее уставном капитале доля участия Российской Федера­ции, субъектов Российской Федерации, общественных и религи­озных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, одного или нескольких юридических лиц, не являющих­ся cyбьектами малого предпринимательства, не превышает 25%;
 б) средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней: в промышленности — 100 человек, строительстве — 100, транспорте — 100, сельском хозяйстве — 60, научно-технической сфере — 60, оптовой торговле — 50, розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятель­ности — 50 человек.
 2. Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, также явля­ются субъектами малого предпринимательства.
 Государственная поддержка малого предпринимательства осу­ществляется по следующим направлениям:
 • формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
 • создание льготных условий использования субъектами ма­лого предпринимательства государственных, финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
 • установление упрощённого порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирование их деятельно­сти, сертификации их продукции, представление государст­венной статистической и бухгалтерской отчетности;
 • поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие разви­тию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
 • организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
 Финансовая поддержка малого предпринимательства со сто­роны государства на федеральном уровне осуществляется через Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, кото­рый является государственной некоммерческой организацией федерального уровня.
 Основные источники формирования средств Фонда — ассиг­нования из федерального бюджета и средства от приватизации федеральной собственности.
 Система поддержки малых предприятий основана на специаль­ных программах развития и поддержки малого предпринимательст­ва (федеральных программах, региональных (межрегиональных), отраслевых (межотраслевых) и муниципальных, которые соответ­ственно разрабатывают правительство РФ, органы исполнитель­ной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления).
 Например, в Москве, где сконцентрировано не менее чет­верти всех малых предприятий России, создана система под­держки малого предпринимательства. Постановление прави­тельства Москвы от 30 апреля 1996 г. №399 содержит Положе­ние о порядке финансирования программ и проектов развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве за счет бюджетных ассигнований, средств фонда занятости, средств Московского фонда поддержки малого предпринимательства, других внебюджетных источников финансирования, а также за счет средств предпринимателей, добровольных взносов юриди­ческих и физических лиц и других не запрещенных законом ис­точников.
 Финансовые обеспечения проектов и программ развития ма­лого предпринимательства из средств городского бюджета Мо­сквы осуществляет Департамент поддержки и развития малого предпринимательства через фонд на основании инвестиционных договоров.
 Льготы. Один из основных и действенных методов государст­венного стимулирования малого предпринимательства — систе­ма льгот по налогообложению. Законодательство для таких субъ­ектов устанавливает особый порядок налогообложения, освобо­ждения от уплаты налогов, отсрочки и рассрочки их уплаты.
 Законы РФ и субъектов Федерации устанавливают льготы по налогообложению малых предприятий, фондов поддержки ма­лого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых ком­паний, кредитных и страховых организаций, других учреждений и организаций, создаваемых в целях выполнения работ для субъектов малого предпринимательства и оказания им услуг (т. е. тех предприятий и организаций, деятельность которых способствует функционированию и развитию малого бизнеса).
 В ст. 6 (п. 4) Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О на­логе на прибыль предприятий и организаций» регламентируется порядок налогообложения малых предприятий. В первые два года не платят налоги на прибыль малые предприятия по про­изводству и переработке сельскохозяйственной продукции, по произ­водству продовольственных товаров, отдельных товаров народного потребления, медицинских товаров и лекарственных препаратов, осуществляется строительство и ремонтно-строительные работы, но при условии, что выручка от этих видов прибыли превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
 На третий и четвертый год работы данные предприятия пла­тят налог соответственно 25 и 50% от установленной ставки на­лога на прибыль, если выручка от данных видов деятельности составляет свыше 90% выручки от реализации продукции (работ, услуг). Но эти льготы не предоставляются малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений.
 Для малого предпринимательства существенное значение име­ет положение п. 5 ст. 6 Закона о налоге на прибыль (редакция от 10 января 1997 г.), по которому для предприятий, имевших в предыдущем году убыток (по данным годового бухгалтерского отчета), освобождается от уплаты налога часть прибыли, направ­ленная на его покрытие, в течение последующих пяти лет (если средства резервного и других фондов предприятия также полно­стью использованы на эти цели).
 В систему налоговых льгот для малых предприятий включа­ется также освобождение от налоговых льгот части прибыли, направленной на финансирование отдельных мероприятий, ос­вобождение от авансовых взносов налога на прибыль, упрощён­ный порядок налогообложения, а также налоговый инвестици­онный кредит.
 Льготы для субъектов малого бизнеса в области налогообло­жения являются наиболее значимым и действенным способом стимулирования малых предприятий.
 Кроме того, используются следующие меры по поддержке и развитию малого предпринимательства:
 1) введение ускоренной амортизации;
 2) размещение с июня 1995 г. не менее 15% государственных заказов на малых предприятиях;
 3) в соответствии с государственной политикой поддержки малых предприятий в целях их становления и развития кредито­вание субъектов малого предпринимательства на льготных усло­виях. Это осуществляется, с одной стороны, путем компенсации соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства, с дру­гой стороны, кредитные организации, выдающие кредиты субъ­ектам малого предпринимательства, сами пользуются льготами, установленными законодательством РФ и субъектов федерации;
 4) так как малый бизнес-сфера повышенного риска, страхо­вание малых предприятий осуществляется также на льготных условиях;
 5) для малых предприятий существует упрощенный порядок регистрации, а также ведения статистической и бухгалтерской отчетности.
 Множественность налогов, сложность в учете и отчетности, недостаточная квалификация бухгалтеров предприятий малого бизнеса и т.д. приводили к неправильному исчислению налогов и уходу от них. Помочь справиться с этими проблемами призва­ны вступившие в действие с 1 января 1996 г. Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (№ 222-ФЗ от 29 де­кабря 1995 г.), а также с 31 июля 1998 г. Федеральный закон «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятель­ности» (№ 148-ФЗ от 31 июля 1998 г.).
 Упрощенная система предлагает замену уплаты всех установ­ленных законодательством России федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога. Одновременно сохраняется действующий порядок уплаты таможенных плате­жей, госпошлин, налога на приобретение автотранспорта, ли­цензионных сборов и отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.
 Объектом налогообложения единым налогом является сово­купный доход или валовая выручка. При этом налог на доход взимается по ставке 10% в федеральный бюджет и не более 20% в местный и региональный бюджеты. Налог на валовую выручку взимается по ставке соответственно 3,33% и не более 6,66%.
 Конкретные ставки налога, поступающего в региональный и местный бюджеты, а также пропорции распределения зачисляемых налоговых платежей между региональным и местным бюджетами устанавливаются органами государственной власти регионов.
 Совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и стоимостью использованных в процессе производст­ва товаров (работ, услуг) сырья, материалов, комплектующих изделий и т.д.
 Упрощенная система может быть применена:
 • любым предприятием с предельным уровнем среднесписочного состава до 15 человек (вместе с филиалами и включая работающих по договорам гражданско-правового характера) и размером совокупной валовой выручки, не превышающим сумму 100-тысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством;
 • индивидуальным предпринимателем, за исключением субъектов малого предпринимательства, предусмотренных п.2 ст. 2 Закона.
 Документом на право применения упрощенной системы для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей явля­ется патент, выдаваемый налоговым органом по месту учета в налоговой инспекции сроком на один календарный год.
 Годовая стоимость патента устанавливается органами госу­дарственной власти региона в зависимости от деятельности предприятия с учетом ставок единого налога. Выплата патента осуществляется ежеквартально и стоимость его зачисляется в счет обязательства по уплате единого налога.
 Субъекты малого предпринимательства, работающие по уп­рощенной системе, освобождаются от уплаты НДС по реализо­ванной ими продукции (услугам, работам), но для них сохраня­ется необходимость уплат НДС поставщикам товаров, материа­лов и иного имущества и услуг, использованных ими в своей деятельности. Эти суммы исключаются из базы налогообложе­ния при расчете единого налога по совокупному доходу.
 Расчет единого налога с совокупного дохода (валовой выручки) организации-субъекта малого предпринимательства осуществля­ется по следующей форме:
 за ___________199 ___ г.
 
 
 Показатели По данным плательщика По данным налоговой инспекции
 1 2 3
 1. Валовая выручка — всего
 2. Затраты, исключаемые при определении сово­купного дохода — всего в том числе:
 а) стоимость использованных в процессе производства товаров (работ, услуг) сырья, материалов, комплектующих изделий, приоб­ретенных товаров, топлива
 б) стоимость эксплутационных расходов
 в) стоимость текущего ремонта
 г) затраты на аренду помещений, используе­мых для производственной и коммерческой деятельности
 д) затраты на аренду транспортных средств
 е) расходы на уплату процентов за пользова­ние кредитными ресурсами банков (в преде­лах действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ плюс 3%) ж) стоимость оказанных организации услуг з) налог на добавленную стоимость, уплачен­ный поставщикам
 и) налог на приобретение автотранспортных средств
 к) отчисления в государственные социальные внебюджетные фонды
 л) уплаченные таможенные платежи, государ­ственные пошлины и лицензионные сборы
 3. Совокупный Доход (стр.1—стр.2)
 4. Ставка единого налога — всего в том числе:
 а) зачисляемого в федеральный бюджет
 б) зачисляемого в бюджет субъектов Россий­ской Федерации
 в) зачисляемого в местный бюджет
 5. Сумма единого налога — всего в том числе:
 а) зачисляемого в федеральный бюджет
 б) зачисляемого в бюджет субъекта Россий­ской Федерации
 в) зачисляемого в местный бюджет
 6. Сумма платы за патент, поступившая за отчетный период, засчитываемая в счет обяза­тельств по уплате единого налога — всего в том числе:
 а) в федеральный бюджет
 б) в бюджет субъекта Российской Федерации
 в) в местный бюджет
 7. Начислено в бюджет единого налога по расчету за предыдущий период — всего в том числе:
 а) в федеральный бюджет
 б) в бюджет субъекта Российской Федерации
 в) в местный бюджет
 8. К доплате по сроку до 20-го числа месяца, сле­дующего за отчётным периодом — всего (стр. 5 — стр. — 6—7) в том числе:
 а) в федеральный: бюджет
 б) в бюджет субъекта Российской Федерации
 в) в местный бюджет
 9. К уменьшению — всего (стр.6+стр.7-стр.5) в том числе:
 а) в федеральный бюджет
 б) в бюджет субъекта Российской Федерации
 в) в местный бюджет
 10. Установленный срок для представления рас­чёта по единому налогу — до 20-го числа месяца, следующего за отчётным периодом
 
 
 Примечания.
 1. Указанный расчёт составляется нарастающим итогом с начала года.
 2. По стр. 1 расчета отражается сумма выручки, полученная от реализации товаров (работ, услуг), имущества, реализованного за отчётный период и вне­реализационных доходов.
 3. Стр. 2 и 3 заполняют организации—субъекты малого предпринимательст­ва, уплачивающие единый налог с совокупного дохода.
 4. При применении организацией порядка исчисления единого налога с ва­ловой выручки устанавливаются следующие ставки единого налога, подлежа­щего зачислению:
 в федеральный бюджет — в размере 3,33% от суммы валовой выручки
 в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет — в размере не более 6,67% от суммы валовой выручки.
 Однако на практике создание и функционирование малого предпринимательства связаны с определенными трудностями, такими, как нехватка собственных финансовых ресурсов для приобретения компактного и высокотехнологического оборудо­вания, сложности со сбытом товаров, продукции, реализации услуг, несовершенство финансово-кредитного механизма в це­лом и др.
 Вместе с тем создание нового, полноценного сектора эконо­мики — дело сложное, требующее от страны больших и хорошо продуманных мероприятий организационного свойства, эконо­мических, финансовых, технических и других видов помощи малому предпринимательству.
 Одним из важнейших каналов его поддержки может и долж­на стать хорошо поставленная система налогообложения.
 Контрольные вопросы
 1. Охарактеризуйте место и роль малого предпринимательства в современной российской экономике.
 2. Расскажите об основных направлениях государственной под­держки малого бизнеса в Российской Федерации.
 3. Охарактеризуйте систему льгот по налогообложению малого предпринимательства.
 4. Поясните суть упрощенной системы налогообложения, учета и ответственности для субъектов малого предпринимательства.
 ГЛАВА 18. Специфика налогообложения в оффшорных зонах
 В современных экономических условиях особое значение отво­дится совершенствованию налоговой системы на макроэконо­мическом (государственном) уровне и микроуровне субъектов предпринимательской деятельности. Важная роль при этом при­дается использованию налоговых рычагов регулирования эконо­мики и грамотному налоговому планированию хозяйствующих субъектов.
 Недооценка стимулирующего воздействия реформы налого­вой системы на экономику приводит к росту налогового давле­ния, препятствует активному инвестированию и, как следствие, к утечке капитала за рубеж при общем снижении налоговой дисциплины.
 С макроэкономических позиций необходимы регулирующие меры по поддержке отдельных регионов и сфер, сдерживанию безработицы и выполнению государством функций по социаль­ной защите населения при совершенствовании системы налого­обложения.
 Мировой опыт развития рыночной экономики показывает це­лесообразность создания в отдельных регионах так называемых оффшорных зон, т. е. избирательных территорий, в которых при благоприятном налоговом климате предпринимательская деятель­ность находится под регулирующим контролем государства.
 В Российской Федерации существует несколько территорий, аналогичных оффшорным и подпадающих под статус «свободная экономическая зона».
 Создание свободных экономических зон (СЭЗ) на территории РФ началось в 1990 г. В отсутствие закона о СЭЗ правовой базой их развития послужили Постановления Верховного Совета РФ от 14 июля 1990 г. и 13 сентября 1990 г. «О создании зон свободного пред­принимательства», Указ Президента РФ «О некоторых мерах по раз­витию свободных экономических зон на территории РФ» от 4 июля 1992 г., а также нормативные акты по каждой отдельной СЭЗ.
 В 1990—1991 гг. СЭЗ были учреждены на территории Примор­ского края («Находка»), в Санкт-Петербурге и Выборге, Сахалин­ской области. Кемеровской области («Кузбасс»), Новгородской области («Садко»), Еврейской АО («Ева»), Читинской области («Даурия»), Алтайском крае («Алтай»), Калининградской области («Янтарь») и «Технополис Зеленоград».
 Всем СЭЗ предоставляются льготные налоговые и таможен­ные режимы с упрощенным порядком осуществления экспорт­но-импортных операций и создания совместных и иностранных предприятий.
 В 1993 г. принято решение о свободных таможенных зонах «Шереметьево», «Московский франко-порт» (Внуково) и «Франко-порт терминал» (на территории Западного речного порта в Москве), в 1994 г. была учреждена зона экономического благоприятствования в Республике Ингушетия, в которой дея­тельность осуществляет государственная корпорация БИН.
 К сожалению, в связи с большой макроэкономической спе­цифичностью российских регионов не разработан механизм, по­зволяющий четко увязать факторы, в результате которых возни­кает необходимость создания оффшорных зон, и с четкой мето­дикой их функционирования .
 Мировой опыт показывает, что при создании оффшорной зо­ны основными факторами являются:
 1) наличие или отсутствие природных ресурсов;
 2) приграничное расположение, определяющее возможность внешнеэкономических связей;
 3) принадлежность к зоне повышенного предприниматель­ского риска (политическая и экономическая нестабильность, возможность военных действий) и др.;
 4) недостаток собственных (финансовых возможностей для стабильного поступательного развития региона).
 Существует два вида оффшорных зон:
 • налоговая гавань, характеризующаяся освобождением от налогообложения доходов иностранного происхождения; т. е. отсутствует налог с дохода, полученного из ино­странных источников (Либерия, остров Мэн, Великобри­тания);
 • финансовый центр — создающий благоприятный налого­вый климат для ведения инвестиционной деятельности.
 Такая классификация оффшорных зон обусловлена следую­щими признаками:
 • полным или частичным освобождением от отдельных ви­дов налогов, например, отсутствием корпоративного, по­доходного налогов с физических лиц, налогов на имущест­во, наследования, продажу, прирост капитала (Багамские острова);
 • налоговыми льготами, например низкими ставками по кредитам, субсидируемым правительством на развитие отдельных отраслей (Люксембург);
 • особым правовым статусом субъектов предприниматель­ской деятельности (Лихтенштейн, штат Делавар, США);
 • зависимостью методов налогообложения от типов компа­ний, получающих статус структур, освобожденных от на­логообложения, например, коллективные инвестицион­ные фонды — холдинги (Гибралтар, острова Джерси и Гернси);
 • преимуществами развития отдельных сфер деятельности (банковской, страховой — Люксембург, финансовой — Швейцария);
 • широко развитой инфраструктурой бизнеса (Кипр);
 • отсутствием валютного контроля (Ирландия, Нидерланды и Антильские острова) и свободной конвертируемости местной валюты (Багамские острова);
 • конфиденциальностью информации о доходах клиентов (Вануату);
 • секретностью банковской информации (Швейцария);
 • политической стабильностью (Венгрия);
 • возможностью получения вида на жительство (Гибралтар),
 В зависимости от методов налогового планирования,* исполь­зуемого предпринимателями в соответствии с особенностями исторического, политического и экономического характера ре­гиона, различают и оффшорные зоны.
 
 * Налоговое планирование представляет собой программу, использующую в целях эффективного управления финансовыми ресурсами хозяйствующих субъектов лю­бую законно допустимую возможность оптимизации налогооблагаемой базы (экономию собственных средств, уменьшающую зависимость от внешних источни­ков финансирования). Размещение капитала в оффшорных зонах представляет со­бой метод налогового планирования.
 
 1. Льготное налогообложение (предполагает фиксированный ежегодный платеж (пошлину) или понижение ставок налогооб­ложения).
 2. Налоговые каникулы и налоговые льготы (Лихтенштейн).
 3. Перемещение капитала от центральной компании дочер­ним отделениям за рубеж (трасты в Гонконге).
 4. Совмещение различных сфер деятельности в рамках финансо­во-промышленных групп (ФПГ) в разных регионах, когда капитал не выходит за рамки структур ФПГ (слияние производственной, бан­ковской, финансовой, страховой деятельности отдельных структур одной ФПГ).
 5. Использование механизма кредитования, инвестирования, страхования, перестрахования для оптимально эффективного размещения капитала.
 6. Разработка финансовых схем с учетом структурных, фи­нансовых, страховых механизмов для оптимизации налогообла­гаемой базы.
 7. Использование льготных ставок налогообложения при де­шевых ресурсах (сырья, рабочей силы и т.д.) для расширения производства.
 8. Перемещение юридического лица на территории большего экономического благоприятствования.
 Изучение международного опыта функционирования офф­шорных зон позволяет выделить применимые и в России основные преимущества их существования.
 1) Решение макроэкономических задач развития отдельных регионов (в РФ — Восточный регион, Сибирь и районы Край­него Севера);
 2) Возможность эффективного управления финансовыми ре­сурсами предпринимателей различных сфер деятельности.
 В России, где показатели развития экономики отдельных регионов крайне неудовлетворительны, создание зон экономи­ческого благоприятствования и выработка четкого механизма их функционирования позволят улучшить экономическое и соци­альное развитие отдельных регионов и Российской Федерации в целом.
 Основные принципы налогообложения оффшорных зон в России.
 Большинство стран облагает налогом доходы юридических и физических лиц, полученные в этих странах.
 В России (как и в США) взимаются налоги с налогопла­тельщиков (юридических лиц) в соответствии с их доходами, полученными в разных странах на основании гражданства (резидентности). В России, как и во многих странах, компания считается резидентной по месту ее регистрации.
 В соответствии с принципом, положенным в основу налого­обложения оффшорных компаний, действующих в России, они являются иностранными юридическими лицами, налогообложение которых регулируется законами и положениями о налогооб­ложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц. При этом законодательно закреплен принцип двойного налого­обложения иностранного юридического лица по ставкам, соот­ветствующим видам деятельности, приносящей доход на терри­тории Российской Федерации.*
 
 * Инструкция Госналогслужбы РФ «О налогообложении прибыли и доходов ино­странных юридических лиц» от 16 июня 1995 г. № 34 и правительственные соглаше­ния об избежании двойного налогообложения между страной регистрации инофир­мы и Россией.
 
 Однако внимательное изучение законов, регламентирующих деятельность таких фирм, позволяет, используя методы налого­вого планирования, оптимизировать базу налогообложения.
 В случае, если иностранное юридическое лицо действует че­рез представителя — резидента страны регистрации, оно не по­падает под действие закона о налогообложении иностранных юридических лиц.
 Широкие возможности для оптимизации налогооблагаемой базы появляются при создании совместного предприятия с уче­том правовых форм для юридических лиц, которым владеют и управляют граждане российской и оффшорной компаний.
 Экономические преимущества работы через оффшорную компанию заключаются в следующем:
 • возможности открытия рублевого и валютного счетов;
 • беспошлинного ввоза оборудования;
 • полного исполнения затрат и применения системы льгот и т.д.
 Преимущества оффшорных фондов. По степени привлека­тельности законы стран — оффшорных зон имеют существенные различия. Некоторые международные финансовые центры яв­ляются маленькими островными государствами со слабо разви­той экономикой, небольшими запасами природных ресурсов, высоким уровнем безработицы и низкой платежеспособностью граждан (Виргинские, Антильские, Багамские, Бермудские и Нормандские острова, Гонконг и Сингапур). Поэтому они соз­дают самые благоприятные условия для развития оффшорной индустрии и првлечения инвестиций.
 Приняв либеральные налоговые законы и правила выдачи лицензий на осуществление определенного вида деятельности, эти государства могут привлечь иностранный капитал.
 Льготы, предоставляемые этими странами, способствуют стремительному росту индустрии оффшорных фондов. Причинами такого роста являются следующие преимущества оффшорных фондов по сравнению с местными фондами:
 • налоговые преимущества — оффшорные фонды не платят налога на прирост капитала. Дивиденды и проценты об­лагаются сокращенным налогом или освобождаются от налогов полностью, способствуя тем самым эффективно­сти капиталовложений;
 • минимальное регулирование — достаточной квалификацией учредителей фонда считается прошлый деловой опыт;
 • инвестиционная гибкость — оффшорные фонды имеют большее число вариантов инвестирования, что позволяет им сосредоточиться на особых проектах или выбирать зо­ны с высокими доходами регулировать свои активы;
 • диверсификация рисков — за счет географического рассре­доточения активов оффшорного фонда уменьшается сте­пень риска;
 • конфиденциальность информации;
 • увеличение прибыли за счет гибкой стратегии действий.
 Обычно оффшорный фонд действует совместно с корпора­циями, банками и инвестиционными компаниями, зарегистри­рованными в других странах.
 Важное практическое значение для российского рынка имело письмо Госналогслужбы РФ от 1 июня 1994 г. «О некоторых вопро­сах налогообложения иностранных инвестиций», освобождающего от НДС кредиты, полученные российскими организациями от ино­странных банков и кредитных учреждений. Это легализовало капи­тал оффшорных компаний на российском рынке.
 Существуют следующие виды оффшорных компаний.
 1. Холдинговая компания, зарегистрированная в оффшорной зоне, где не взимаются подоходный и корпоративный налоги, которая получает возможность через сеть филиалов извлекать дополнительную прибыль, аккумулируя свой капитал в зоне, свободной от налогов, и не подвергая налогообложению доходы от процентов по депозитам, которые холдинг может инвестиро­вать или расширить сеть филиалов.
 Холдинг как организационная форма эффективна для гиб­кого планирования налогов структур, входящих в его состав.
 2. Торговые компании пользуются особой популярностью на международных рынках. Экспортно-импортные операции по схеме, когда оффшорная компания принимает заказы от клиен­тов и поставляет товар напрямую от производителя, позволяют планировать выплаты пошлин и акцизов, аккумулируя прибыль от реализации без налогообложения.
 3. Оффшорные банки и трастовые компании. С помощью оффшорных филиалов и отделений банков в налоговых гаванях и финансовых центрах можно получать прибыль без уплаты на­лога, участвовать в международных соглашениях и оказывать помощь клиентам в открытии иностранных компаний и трастов.
 Оффшорное банковское дело четко разграничивает налого­вые гавани в финансовые центры. Например, в Сингапуре не взимается налогов с процентов по вкладам, выплачиваемым не­резидентами.
 В США в Великобритании традиционно не облагаются подо­ходным и имущественным налогами банковские вклады ино­странцев, а в Швейцарии не взимают налог с процентов по бан­ковским вкладам.
 Американские, английские и канадские банки открывают оффшорные филиалы в основном для иностранной трастовой деятельности, а Швейцарские банки — для выплаты свободных от налогов процентов по вкладам иностранных банков без уплаты налогов в Швейцарии. Поэтому крупные международные компа­нии предпочитают иметь дело с филиалами оффшорных банков, поскольку последние имеют огромные кредитные возможности.
 4. Страховые компании. С целью уменьшения предпринима­тельского риска крупные предприятия создают собственные страховые организации. В основном они открываются на Бер­мудских, Багамских, Каймановых островах, в Уругвае и на ост­рове Гернси.
 Используя механизм самострахования, международные ком­пании могут создавать страховой резерв. Однако законодательст­ва многих стран не позволяют перевозить этот резерв за пределы страны. Но по законам некоторых стран страховые выплаты вы­читаются из суммы налогооблагаемой прибыли.
 Крупная компания (страхователь), филиалы которой каждый год уплачивают страховые премии, может их сэкономить, от­крыв собственное страховое отделение, которое перестраховыва­ет риски в крупных перестраховочных компаниях.
 Значительные налоговые льготы для страховых компаний предоставил Люксембург. В отделении страховой компании формируется свободный от налогов резерв на случай возникно­вения возможных убытков, превышающий в 20 раз ежегодный чистый страховой доход.
 Страховое отделение, зарегистрированное в налоговой гавани (например, на Бермудских и Багамских островах), может полу­чить значительную прибыль, размещая страховые резервы до передачи их в перестрахование. По договору страхования стра­хователь платит страховые взносы в виде аванса, а перестрахо­вочные взносы не перечисляются до конца периода.
 5. Риэлтерские компании. Приобретение собственности через оффшорные компании позволяет получить следующие значи­тельные налоговые преимущества:
 • не взимается налог от дальнейшей реализации имущества;
 • облегчается продажа недвижимости;

<< Пред.           стр. 11 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу