<< Пред. стр. 12 (из 21) След. >>
• возможно финансирование собственности путем получения банковского займа;• достигается возможность паевого владения собственностью;
• наличие собственности частного лица во владении оффшорной компании позволяет не уплачивать налог на имущество, отменяет принудительное право наследования, позволяя владельцу недвижимости завещать ее любому лицу путем передачи пакета акций компании;
• при переоформлении права собственности уменьшается налог на продажу и стоимость нотариальных услуг, причем они варьируются в зависимости от стоимости недвижимости.
6. Компании, предоставляющие профессиональные услуги. Благодаря контрактам с оффшорными компаниями (на право получения гонорара консультантами, артистами, авторами и т.д.) происходит структурирование выплаты гонораров для минимизации подоходного налога.
7. Пароходство. Использование оффшорных пароходств может полностью исключить прямое или косвенное налогообложение (Кипр, Панама, Либерия, остров Мэн и Гибралтар).
Таким образом, деятельность компаний в оффшорных зонах предполагает, с одной стороны, полное использование методов финансового управления, а с другой, позволяет развивать инфраструктуру отдельных регионов.
Поэтому изучение мирового опыта функционирования оффшорных зон позволяет проектировать его на российскую действительность с целью экономического развития регионов и Российской Федерации в целом.
Контрольные вопросы
1. Какие факторы определяют формирование зон свободного экономического предпринимательства?
2. Охарактеризуйте налоговые гавани и финансовые центры.
3. Приведите классификацию признаков оффшорных зон.
4. Какие методы налогового планирования используют предприниматели, в том числе в оффшорных зонах?
5. Расскажите о различных видах оффшорных компаний и преимуществах, предоставляемых ими.
6. Что вы знаете о деятельности свободных экономических зон в России?
РАЗДЕЛ IV. Расходы бюджета
ГЛАВА 19. Расходы бюджета: планирование и финансирование
19.1. Система бюджетных расходов
Главное назначение всех звеньев бюджетной системы — финансовое обеспечение выполнения функций, возложенных на органы власти. В зависимости от характера этих функций формируется система бюджетных расходов.
Расходы
Государственное и муниципальное управление
Национальная оборона
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности
Осуществление международной деятельности
Поддержка отраслей сферы материального производства
Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу
Содержание учреждений социальной сферы и социальная защита населения
Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов
Обслуживание и погашение государственного долга и долговых обязательств территориальных органов власти
Каждый из этих блоков включает конкретные направления использования бюджетных средств. Более подробно состав бюджетных расходов рассмотрим в функциональной классификации.
1. В зависимости от экономического содержания бюджетные расходы делятся на текущие и капитальные.
Текущие расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы.
Во всех звеньях бюджетной системы текущие расходы являются преобладающей частью.
Капитальные расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые предприятия, организации и учреждения в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.
Это средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В составе капитальных расходов бюджетов формируется бюджет развития.
Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:
• ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
• средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;
• трансферты населению, т. е. бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления;
• ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
• ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;
• бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);
• субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;
• инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
• бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам;
• кредиты иностранным государствам;
• средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.
2. В соответствии с подведомственностью бюджетополучателей бюджетные расходы делятся по ведомственному признаку.
3. В зависимости от того, из какого уровня бюджетной системы осуществляется финансирование, бюджетные расходы делятся на федеральные, региональные и местные.
Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на:
1) оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;
2) перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
3) трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;
4) командировочные и иные компенсационные выплаты работникам;
5) оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;
6) оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.
19.2. Основы планирования бюджетных расходов
Финансируемые за счет бюджетных средств учреждения называются бюджетными. Выделению средств этим учреждениям предшествует бюджетное планирование.
Основные методы планирования бюджетных расходов:
• программно-целевой,
• нормативный.
Программно-целевой метод бюджетного планирования заключается в системном планировании выделений бюджетных средств в соответствии с утвержденными целевыми программами, составляемыми для осуществления экономических и социальных задач. Этот метод планирования финансовых ресурсов способствует соблюдению единого подхода к формированию и рациональному распределению фондов финансовых ресурсов по конкретным программа и проектам, и их концентрации и целевому использованию, улучшению контроля. Все это повышает уровень эффективности освоения средств.
В последнее десятилетие в нашей стране этот метод бюджетного планирования и финансирования неуклонно расширяется. Этому способствуют разработка и осуществление многих федеральных и региональных экономических, социальных, экологических и других программ. Следует полагать, что в перспективе этот метод будет находить все более широкое распространение.
Объем средств, выделяемых для осуществления мероприятий и проектов, определяется на основе сметного порядка планирования и финансирования. В основе расчетов смет бюджетных учреждений лежат объемные показатели деятельности (число коек, число учащихся, число групп, классов и т. д.), время функционирования учреждений и финансовые нормы. При планировании мероприятий по социальной защите населения (пенсии, пособия и др.) учитываются численность получателей этих средств и установленные нормы выплат.
Нормативный метод планирования расходов и выплат используется в основном при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и составлении смет бюджетных учреждений. Нормы устанавливаются законодательными или подзаконными актами. Такими нормами могут быть:
• денежное выражение натуральных показателей удовлетворения социальных потребностей (например, нормы расходов на питание населения в бюджетных учреждениях, обеспечение их медикаментами, мягким инвентарем и др.);
• нормы индивидуальных выплат (например, ставка заработной платы, размеры пособий, стипендий и т. д.);
• нормы, в основе которых лежат средние статистические величины расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в конкретном периоде (например, нормы на содержание помещений, учебных расходов и т. д.).
Нормы могут быть обязательными (устанавливаются правительством или территориальными органами власти) или факультативными (устанавливаются ведомствами).
Бюджетные нормы могут быть простыми (для отдельных видов расходов) и укрупненными (для совокупности расходов или для учреждения в целом).
На основе натуральных показателей (численность обслуживаемых лиц, площадь помещения и т. д.) и финансовых норм составляются бюджетные сметы расходов, которые могут быть следующими:
• индивидуальными — составляются для отдельного учреждения или отдельного мероприятия;
• общими — составляются для группы однотипных учреждений или мероприятий;
• на централизованные мероприятия — разрабатываются ведомствами для финансирования мероприятий, осуществляемых в централизованном порядке (закупка оборудования, строительство, ремонт и т. д.);
• сводными — объединяют и индивидуальные сметы, и сметы на централизованные мероприятия, т. е. это сметы в целом по ведомству.
В смете бюджетного учреждения отражаются:
1) реквизиты учреждения (его наименование, бюджет, из которого производится финансирование, подпись лица, утвердившего смету, печать учреждения и т. д.);
2) свод расходов (фонд зарплаты, материальные затраты, фонд производственного и социального развития, фонд материального поощрения, другие фонды);
3) свод доходов (финансирование из бюджета, дополнительные платные услуги населению, оказание услуг по договорам с организациями, прочие поступления);
4) производственные показатели учреждения;
5) расчеты и обоснования расходов и доходов.
Утвержденные сметы бюджетных учреждений являются их финансовыми планами на определенный период времени.
Составление смет бюджетных учреждений позволяет решать следующие задачи:
• обеспечение бюджетных учреждений государственным финансированием;
• анализ предполагаемых проектов расходов и отчетов об использовании средств;
• контроль за эффективным и экономным расходованием средств.
В соответствии с бюджетными правами, предоставленными исполнительным органам власти, они вправе при составлении смет расходов подведомственных бюджетных учреждений увеличивать в пределах имеющихся бюджетных средств нормы расходов на содержание этих учреждений.
Совершенствованию бюджетного планирования и финансового обеспечения бюджетных учреждений должен содействовать переход к формированию региональных и местных бюджетов на основе минимальных государственных социальных стандартов, социальных и финансовых норм.
Такой порядок формирования бюджетов территорий обусловлен Законом РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» 1993 г. (ст. 7) и Законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 г. (ст. 37), Бюджетным кодексом 1998 г. (ст. 65).
Согласно этим актам Правительством России должны быть разработаны и утверждены Советом Федерации и Государственной Думой минимальные государственные социальные и финансовые нормы в целом по Российской Федерации. На основе этих норм субъекты Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные нормы с учетом особенностей развития отдельных территорий. Доведенные до местных органов власти нормы являются основой для составления смет бюджетных учреждений и составления на их основе минимального бюджета территории. Тем самым бюджеты территорий будут обеспечиваться минимальным объемом финансовых ресурсов, а составление бюджетов будет основано на объективной нормативной основе.
* * *
Являясь важной частью бюджетного процесса, вопросы бюджетного планирования постоянно находятся в центре внимания финансистов — ученых и пракпдсов. Министерство финансов РФ ведет работу по совершенствованию бюджетного планирования. Работниками финансовых органов и учеными периодически издавались монографии, пособия по этой проблематике. В их числе следует отметить следующие работы:
• Л. Потехин, И. Розенфельд, Н. Итин, Н. Сокольский. Планирование расходов на содержание учреждений просвещения и здравоохранение (1955);
• Л.Я. Гервиц, Н.А. Масталыгина. Финансовое планирование и анализ бюджетных учреждений (1974);
• Б.И. Филимонов. Совершенствование составления местных бюджетов (1976);
• Л.С. Величко, А.Д. Александрова. Составление бюджета района (1978);
• С.А. Вишняков Составление и исполнение сельских и поселковых бюджетов (1978);
• Б.И. Филимонов, А.П. Колесник, Г.Г. Лалаев. Составление и исполнение местных бюджетов в условиях АСФР(1982).
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте систему бюджетных расходов.
2. Что представляет собой бюджет развития?
3. Назовите формы предоставления бюджетных средств.
4. В чем заключается программно-целевой и нормативный методы бюджетного планирования.
5. Охарактеризуйте систему норм для составления бюджетных смет.
6. Назовите виды бюджетных смет.
ГЛАВА 20. Расходы бюджета в сфере материального производства
20.1. Финансы предприятий и бюджет
Финансы предприятий — исходное звено всей финансовой системы государства, поскольку именно в сфере материального производства создаются валовой внутренний продукт общества, первичные денежные накопления, поступающие в порядке перераспределения в централизованные фонды денежных средств и обеспечивающие основную часть доходов бюджетной системы.
Финансирование развития предприятий сферы материального производства осуществляется за счет собственных средств (в основном — прибыли и амортизации), привлеченных средств из банковской сферы и финансового рынка, ассигнований из бюджета и внебюджетных фондов. В консолидированном бюджете РФ на 1999 г. предусмотрено выделить примерно 19% всех расходов на сферу материального производства.
За последние годы в структуре источников финансирования предприятий возросла доля собственных источников при значительном сокращении ассигнований из бюджета. В условиях рыночной экономики финансы предприятий основываются в основном на принципах бюджетного федерализма и самофинансирования. Это предопределяет организацию взаимоотношений предприятий с бюджетной системой по принципу бюджета-нетто.
Расчетный баланс доходов и расходов — основной документ, который определяет размеры и источники бюджетного финансирования.
В балансе доходов и расходов предприятия отражаются в денежной форме их доходы, расходы и финансовые результаты по основной и другим видам деятельности, внереализационные доходы и расходы, платежи в бюджет и ассигнования из бюджета.
Баланс доходов и расходов предприятия состоит из двух разделов — «Доходы и поступления» и «Расходы и отчисления».
В разделе «Доходы и поступления» отражаются:
• выручка от реализации;
• средства, мобилизуемые при капитальном строительстве;
• средства поступающие в порядке долевого участия в строительстве;
• долгосрочные кредиты и займы;
• прочие поступления.
В раздел «Расходы и отчисления» включаются:
• текущие затраты;
• затраты на расширенное воспроизводство, на содержание социальной сферы, научно-исследовательские работы;
• погашение долгосрочных кредитов и займов и уплата процентов по этим займам;
• прочие расходы.
В соответствии с действующей бюджетной классификацией в состав расходов включаются расходы на материальное производство, жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения.
В последние годы основной объем бюджетных ресурсов направляется на финансирование капитальных вложений в государственном секторе экономики и выдачу предприятиям разного вида дотаций.
Сокращение объема бюджетного финансирования затрат в сфере материального производства связывается со следующими причинами:
1) постепенным прекращением дотирования предприятий в связи с введением полной имущественной ответственности субъектов хозяйствования за выполнение взятых обязательств перед партнерами и государством;
2) сокращением участия государства в производственных инвестициях за счет уменьшения централизованных капитальных вложений и приватизации предприятий;
3) отменой прежних дотаций на возмещение разницы в ценах по большинству продовольственных и промышленных товаров;
4) жесткой экономией в расходовании бюджетных средств, достигаемой не только исключением из состава расходов любых затрат, непосредственно не связанных со стабилизацией экономики и созданием условий для ее развития, но и контролем за рациональным использованием выделенных бюджетных ассигнований.
С переходом на рыночные отношения система расходования бюджетных средств претерпела существенные изменения. Бюджетные ассигнования призваны обеспечивать решение наиболее крупных и важных государственных задач:
• финансирование приоритетных мероприятий, связанных с развитием ключевых отраслей экономики, способных наладить производство высокотехнологичной продукции и сделать ее конкурентоспособной на мировом рынке, среди которых авиастроение, производства, обеспечивающие функционирование космических программ, атомная промышленность, энергомашиностроение и др.;
• сохранение научно-технической и кадровой базы российского ВПК, создание экономических условий для совершенствования технологий военного и двойного назначения, позволяющих увеличить на этой основе экспортный потенциал страны;
• поддержка реализации высокоэффективных и быстроокупаемых инвестиционных проектов, оказываемая как путем выделения бюджетных средств, так и путем предоставления государственных гарантий для этих проектов;
• сосредоточение инвестиционных расходов на вводимых объектах и объектах с высокой степенью готовности при одновременной реализации объектов незавершенного строительства;
• оказание поддержки агропромышленного комплекса на базе рыночных механизмов в целях обеспечения его устойчивой работы, направленной на сохранение плодородия почв, преодоление спада сельскохозяйственного производства;
• создание финансовых возможностей для совершенствования производственной и социально-бытовой инфраструктуры.
За последние годы доля затрат на финансирование промышленности, энергетики и строительства в расходах федерального бюджета снизилась более чем в четыре раза (табл. 20.1).
Таблица 20.1 Доля затрат на финансирование промышленности, энергетики и строительства в расходах федерального бюджета.
Показатели 1994 1995 1996 1997 1998 1999
Расходы федерального
бюджета — всего 100,0 100,0 100,0 100,0
в том числе:
Промышленность, энергетика и строительство 23,2 12,6 11,4 9,4 5,5
из них:
базовые отрасли промышленности 4,1 3,1 1,7 1,3 1,1
Прочие отрасли 9,1 1,3 1,3 2.0 0,1
Строительство, архитектура и градостроительство 10,0 8,2 8,4 6,1 3,8
Сокращение бюджетных ассигновании сопровождалось и снижением объемов промышленного производства, ростом числа убыточных предприятий. К основным причинам кризисного положения можно отнести:
1) изъятие капитала предприятий через рынок государственных и муниципальных облигаций;
2) высокие темпы инфляции издержек, которые привели к обесценению оборотного капитала, росту взаимных неплатежей и расширению сферы бартера;
3) недоступность кредитных ресурсов для многих промышленных предприятий из-за высоких процентных ставок, превышающих рентабельность вложений.
Для преодоления негативных тенденций в реальном секторе экономики в 1998 г. была принята Программа финансово-экономической стабилизации, которая предусматривает:
• снижение общего объема налоговых платежей с предприятий;
• снижение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки и оптовых цен на газ и электроэнергию для промышленных потребителей;
• реструктуризацию задолженности предприятий при условии уплаты текущих платежей в бюджет;
• разрешение предприятиям продавать продукцию ниже себестоимости;
• поддержку российского экспорта.
Реальное преодоление кризисного состояния базовых отраслей экономики возможно только за счет увеличения реальных инвестиций, т. е. капитальных вложений.
* * *
Предприятия производственной сферы, являясь главной финансовой базой формирования бюджетных доходов, всегда находились в центре исследований российских ученых-финансистов.
Проблемы развития финансов и взаимоотношений предприятий промышленности с бюджетом исследовались в следующих работах.
• Н.С. Трифонов. Финансовое положение общесоюзной промышленности (1927);
• В.М. Батырев, В.К. Ситнин. Организация и планирование финансов социалистической промышленности (1940);
• П.Н. Жевтяк. Финансы промышленного предприятия (1963);
• Д.С. Моляков. Финансирование промышленности (1971);
• М.В. Романовский, М.А. Корасик. Финансы предприятий и объединений (1974);
• А.А. Тишина. Прибыль в промышленности и пути ее повышения (1975);
• Г.В. Базарова. Прибыль и хозрасчет в условиях НТП (1979);
• А.Т. Чеблоков. Финансовое планирование в промышленности (1983);
• И.А. Акодис. Финансовый аспект управления рентабельностью и ассортиментом (1985);
• В.Д. Штундюк. Финансово-кредитный механизм производственных объединений (1987);
• Н.Л. Марголина, Р.Г. Попова. Управление финансами предприятия в условиях АСУ (1990).
Финансы сельского хозяйства отражены в следующих работах:
• Г. Бронштейн. Как организовать финансовую работу колхоза (1935);
• М. Несмий, В. Соколов. Организация финансов колхозов (1955);
• С.Н. Мотов. Финансирование и кредитование совхозов (1968);
• К.Д. Карпов. Финансово-кредитные отношения с колхозом (1971);
• Е.А. Кириллов. Проблемы финансов сельского хозяйства (1974);
• А. С. Либкинд. Анализ доходов и накоплений в колхозах (1969);
• И.Л. Ким, А.Ф. Пацан. Финансы государственных сельскохозяйственных предприятий (1976);
• С. И. Кованов. Анализ формирования и использования прибыли в совхозах (1976);
• В.Н. Семенов. Финансово-кредитный механизм в развитии сельского хозяйства (1983);
• С.Н. Корюнов, Г. Т. Гойгел и др. Финансирование развития сельского хозяйства (1984);
• Н.С. Майзус. Финансы агропромышленных объединений (1988);
• МЛ. Лишанский, И.Б. Маслова. Финансы в сельском хозяйстве (1999).
20.2. Финансовое обеспечение расширенного воспроизводства
Реальные инвестиции обеспечивают динамичное развитие предприятий и позволяют решать следующие задачи:
1) расширение собственной предпринимательской деятельности за счет накопления финансовых и материальных ресурсов;
2) приобретение новых предприятий;
3) диверсификацию вследствие освоения новых областей бизнеса.
Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности.
Инвесторы осуществляют вложения собственных, заемных и привлеченных средств в форме долгосрочных вложений (инвестиций) и обеспечивают их целевое использование.
Заказчиками могут быть инвесторы, а также любые иные физические и юридические лица, уполномоченные инвестором осуществлять реализацию инвестиционных проектов. В случае, если заказчик не является инвестором, он наделяется правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на период и в пределах полномочий, установленных договором.
Пользователями объектов инвестиционной деятельности могут быть инвесторы, а также другие физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы, иностранные государства и международные организации, для которых создается объект инвестиционной деятельности.
Объектами инвестиционной деятельности в Российской Федерации являются:
• вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды во всех отраслях экономики;
• ценные бумаги;
• научно-техническая продукция и другие объекты собственности;
• имущественные права и права на интеллектуальную собственность.
Государственная инвестиционная политика РФ в ходе проведения экономических реформ претерпела существенную корректировку. Так, в 1992 г. исходили в первую очередь из необходимости сокращения средств, выделяемых из бюджета на капитальное строительство при одновременном повышении доли внебюджетных отраслевых инвестиционных фондов, в которых сосредоточиваются средства, поступавшие от предприятий и других источников.
Использование бюджетных средств на капитальное строительство ограничивалось только такими задачами, решение которых было невозможно обеспечить использованием других источников финансирования: создание мощностей по импортозамещению и ресурсосбережению, преодолению стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций.
На 1993 г. государственная инвестиционная программа была сформирована исходя из необходимости обеспечения приоритетов, определенных Программой углубления экономических реформ и концепцией структурной политики, и предусматривала дальнейшую децентрализацию инвестирования и акционирования в строительном комплексе.
В настоящее время капитальные вложения направляются на финансирование целевых программ, реализация которых позволяет сконцентрировать финансовые ресурсы на наиболее важных направлениях развития отраслей хозяйства. Однако трудности в капитальных вложениях в Российской Федерации определяются существенным усилением диспропорций в инвестиционной сфере.
Ухудшение финансового положения многих предприятий, резкое сокращение бюджетного финансирования инвестиций, трудности с получением долгосрочных кредитов из-за высокой процентной ставки, предпочтения банков в получении доходов на финансовых рынках, неблагоприятный инвестиционный климат, в том числе из-за высоких рисков вложений, несовершенство правового регулирования хозяйственной деятельности продолжают оставаться основными причинами негативного влияния на инвестиционную активность.
В 1998 г. не произошло существенного улучшения инвестиционного климата, в котором приходится действовать предприятиям. Общий объем инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах снизился по сравнению с предыдущим годом (табл. 20.2).
Таблица 20.2. Основные показатели капитального строительства
(в % к соответствующему периоду предыдущего года)
Показатели 1994 1995 1996 1998
Инвестиции в основной капитал — всего 76 90 82 93
В том числе по объектам
производственного назначения 67 89 85 98
непроизводственного назначения 89 91 77 85
Объем подрядных работ 76 91 86 91
Спад общих объемов инвестиций в основной капитал произошел в основном в результате сокращения инвестиций непроизводственного назначения, которое в свою очередь во многом обусловлено уменьшением объемов инвестиций из бюджетов всех уровней.
Основные причины уменьшения объемов строительства жилья и других объектов социальной сферы — неудовлетворительное финансирование, неплатежи и задолженность за выполненные работы, в том числе из федерального бюджета, а также отсутствие долгосрочного финансирования жилья и системы ипотечного кредитования.
Финансирование производственного строительства (см. табл. 20.2) в 1998 г. сохранилось на уровне 1996 г. В третьем и четвертом кварталах даже произошел определенный прирост инвестиций. Активизация инвестиционной деятельности наблюдалась в электроэнергетике, химической и нефтехимической промышленности, промышленности строительных материалов, транспорте и связи, строительстве, торговле и общественном питании. Однако продолжают сокращаться инвестиции в обрабатывающих отраслях промышленности и в сельском хозяйстве
Таблица 20.3. Структура инвестиций в основной капитал по формам собственности (в %к итогу)
Форма собственности 1994 1995 1996 1998
Предприятия и организации всех форм собственности 100 100 100 100
в том числе:
государственная 32 31 27 24
муниципальная 8 6 5 6
частная 18 14 16 19
смешанная 42 49 52 51
В структуре инвестиций по формам собственности сохранилась тенденция, сложившаяся в последние четыре года. Происходит снижение доли объектов государственной собственности при увеличении доли объектов смешанной российской собственности.
Инвестиционная стратегия государства в настоящее время включает следующие этапы:
1) подавление инфляции и стимулирование инвестиционной деятельности предприятий и населения;
2) уменьшение бюджетного дефицита, его покрытие преимущественно за счет неинфляционных источников, ориентация внутренних финансовых потоков на инвестиции в производство;
3) полноценная защита прав и интересов инвесторов и акционеров. Для этого требуются не только совершенствование законодательства, но и меры организационного порядка, которые позволяют предприятиям обрести реальных хозяев, а хозяевам организовать эффективное управление предприятиями Будут поддержаны предприятия любой формы собственности, если они снижают издержки, повышают качество, реорганизуют производство и управление, не допускают неплатежей, выпускают конкурентоспособную продукцию;
4) децентрализация инвестиционного процесса через стимулирование частных инвестиций. Выделение «точек роста» будет происходить на уровне отдельных предприятий и проектов;
5) смещение акцента бюджетного финансирования с реализации масштабных программ на поддержание эффективно работающих предприятий. Размещение централизованных капитальных вложений предусматривается проводить исключительно на конкурентной основе после проведения предварительной экспертизы безусловной окупаемости и экономической эффективности каждой инвестиционной программы. Государственная поддержка инвестиционного комплекса будет проводиться путем кредитования на возвратной и платной основе;
6) расширение практики долевого государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов, в том числе с привлечением зарубежных инвесторов.
Одной из наиболее актуальных проблем нынешнего этапа развития российской экономики является оживление инвестиционного процесса в стране.
За шесть лет (1990—1995 гг.) объем инвестиций в экономику страны сократился на 86%. Согласно оценкам, каждые 3% спада инвестиций означают 1% снижения ВВП. Систематически снижается доля затрат на машины и оборудование в общем объеме инвестиций в производственную сферу. В 1995 г. по сравнению с 1991 г. она уменьшилась с 32 до 19%. Иными словами, происходит ухудшение как воспроизводственной, так и технологической структуры капитальных вложений.
Следовательно, проблема оживления инвестиционной деятельности — задача не только отдельных предприятий, но и государства в целом. Она возникает каждый раз при подготовке очередного бюджета. Однако главная трудность на данном этапе экономических преобразований заключается в ограниченных возможностях внутренних накоплений в стране и неспособности частных инвесторов в полной мере компенсировать нехватку капитальных вложений для преодоления экономического спада. Высокая инфляция, тяжелое бремя налогов оставили предприятия практически без источников финансирования своего развития. Высокие ставки банковских процентов сделали недоступными средне- и долгосрочные кредиты.
Вложения в сферу производства из-за большого риска малопривлекательны для банковского капитала, отечественных и иностранных инвесторов, для населения. Инвесторы предпочитают вкладывать свои средства в гораздо более доходные и надежные финансовые активы.
Основная слабость государственной инвестиционной политики в настоящее время обусловлена незащищенностью расходов бюджета на инвестиционные цели. Финансирование этих расходов в силу ряда причин проводилось по остаточному принципу, следствием чего стала нарастающая из года в год кредиторская задолженность в инвестиционной сфере, а объем реально осуществляемых инвестиций в производственную сферу постоянно сокращался. Сложившаяся ситуация усугубляется тем, что правительство не смогло обеспечить своевременное финансирование даже быстроокупаемых инвестиционных проектов. Однако опыт последних лет свидетельствует, что в настоящее время складываются объективные предпосылки для выхода из инвестиционного тупика.
Внедрение бюджета развития — один из тех шагов, который позволит сдвинуть инвестиционный механизм с мертвой точки.
Считается, что при правильной организации управления бюджетом развития возможна дополнительная десятикратная мобилизация средств частных инвесторов для финансирования приоритетных проектов в реальном секторе экономики. К приоритетным направлениям промышленной политики относятся нефтедобывающая, газовая, нефтеперерабатывающая отрасли, деревообработка, добыча и переработка алмазов, машиностроительные производства, обеспечивающие выпуск машин и оборудования, необходимых для этих отраслей, авиастроение и ряд других.
Таблица 20.4. Бюджет развития Российской Федерации в 1997-2000
(в ценах 1997 г., трлн. руб.)
1997 1998 1999
Источники
Связанные иностранные кредиты под гарантии Правительства России 10,9 5,0 2,5
Инвестиционные кредиты Международного и Европейского банков реконструкции и развития 5,1 5,0 8,1
Отчисления от средств внутренних заимствований 10,4 21,0 27,0
Выплаты по выданным ранее из бюджета развития кредитам
3,3 7,1
Итого 26,4 34,3 44,7
Направление использования
Производственные капитальные вложения 9,5 19,3 24,8
Закупка оборудования в счет иностранных кредитов 16,0 10,0 10,6
Поддержка экспорта 0,5 2,0 3,6
Санация предприятий 0,4 1,8 3,1
Выплаты по государственным гарантиям инвестиций
1,2 2,6
Итого 26,4 34,3 44,7
В структуре прямых инвестиций в основной капитал по источникам финансирования с развитием рыночных отношений происходят определенные изменения.
1) Если в 70-е и в первой половине 80-х преобладающими источниками финансирования были бюджетные ассигнования (50— 60%), то в настоящее время они снизились до 20% (табл. 20.5).
2) Происходит и перераспределение в источниках получения средств — увеличивается доля средств, выделяемых из бюджетов субъектов РФ.
3) Увеличивается также доля средств в общем объеме инвестиций из централизованных внебюджетных инвестиционных фондов, иностранных инвестиций и других источников в основном в результате включения в эту статью заемных и привлеченных средств предприятий.
4) Продолжает оставаться низкой активность коммерческих банков в кредитовании реального сектора экономики. Несмотря на некоторое увеличение в 1997 г. размеров долгосрочных кредитов, их удельный вес в общем объеме кредитов не изменился и составил всего 3,4%.
5) Практически не используются в инвестиционной сфере средства населения, так как процесс развития системы паевых инвестиционных и пенсионных фондов, через которые сбережения населения могли бы трансформироваться в инвестиции, происходит медленно.
Таблица 20.5. Структура прямых инвестиций в основной капитал по источникам финансирования (в % к итогу)
Прямые инвестиции 1994 1995 1996 1998
Все источники финансирования 100,0 100,0 100,0 100,0
В том числе:
Бюджетное финансирование 26,0 21,8 20,1 20,6
из него:
Федеральный бюджет 14,4 11,1 9,9 9,5
Средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов 11,6 10,7 10,2 11,1
Централизованные внебюджетные фонды и другие источники 7,5 12,9 13,4 15,8
Собственные средства предприятий 64,2 62,8 63,3 58,9
Средства индивидуальных застройщиков 2,3 2,5 3,2 4,7
Учитывая приоритетное финансирование в настоящее время социальных расходов, не имеющих альтернативных источников финансирования, примерно 60—65% средств инвестиционной программы направляется на государственную поддержку социальной сферы и 35—40% — на развитие производственной сферы. Это позволит в социальной сфере:
• снять остроту жилищной проблемы и в первую очередь для бесквартирных кадровых и уволенных в запас военнослужащих;
• улучшить напряженную социально-экономическую ситуацию в радиоактивных загрязненных районах;
• оказывать государственную поддержку фундаментальной науке в части сохранения и развития производственной базы;
• продолжать строительство важнейших объектов коммунального хозяйства, включая метрополитены, крупные мосты и мостовые переходы.
Государственная поддержка производственной сферы. В настоящее время в большей степени она осуществляется на возвратной основе преимущественно на финансирование быстроокупаемых коммерческих проектов, размещаемых на конкурсной основе. Это позволяет привлечь в инвестиционную сферу дополнительные средства частных инвесторов и существенно расширить практику государственно-коммерческого финансирования.
Одним из важнейших направлений безвозвратного инвестирования в производственную сферу остаются программы поддержания безопасности АЭС, развития энергетики ряда районов России, развития медицинской промышленности, транспорта, связи, агропромышленного комплекса и др.
Например, отрасли транспорта и связи строят свою деятельность на условиях самоокупаемости. Однако в бюджетах предусматривается финансирование отдельных транспортных систем, в первую очередь связанных с выполнением государственными структурами своих функций в области обеспечения безопасности транспортного процесса, предприятий и учреждений. Так, на воздушном транспорте предусматриваются бюджетные ассигнования на финансирование Государственной транспортной компании «Россия», на поддержку северных аэропортов в Диксоне, Анадыре и т. п.
На водном транспорте выделяются бюджетные ассигнования на содержание государственного Гидрографического предприятия, бассейновых подразделений Госморспасслужбы, спасательно-координационной службы, спутниковой системы «КОСПАС — САРСАТ», объектов социальной сферы северных портов. Из бюджета выделяются средства для государственной поддержки не подлежащих приватизации судов с ядерными энергетическими установками, дизельных ледоколов и судов атомно-технологического обслуживания в части компенсации расходов, не покрываемых доходами, от их эксплуатации.