<< Пред.           стр. 12 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу

 • возможно финансирование собственности путем получе­ния банковского займа;
 • достигается возможность паевого владения собственностью;
 • наличие собственности частного лица во владении офф­шорной компании позволяет не уплачивать налог на имущество, отменяет принудительное право наследова­ния, позволяя владельцу недвижимости завещать ее лю­бому лицу путем передачи пакета акций компании;
 • при переоформлении права собственности уменьшается налог на продажу и стоимость нотариальных услуг, причем они варьируются в зависимости от стоимости недвижимости.
 6. Компании, предоставляющие профессиональные услуги. Бла­годаря контрактам с оффшорными компаниями (на право полу­чения гонорара консультантами, артистами, авторами и т.д.) происходит структурирование выплаты гонораров для миними­зации подоходного налога.
 7. Пароходство. Использование оффшорных пароходств мо­жет полностью исключить прямое или косвенное налогообложе­ние (Кипр, Панама, Либерия, остров Мэн и Гибралтар).
 Таким образом, деятельность компаний в оффшорных зонах предполагает, с одной стороны, полное использование методов финансового управления, а с другой, позволяет развивать ин­фраструктуру отдельных регионов.
 Поэтому изучение мирового опыта функционирования оффшорных зон позволяет проектировать его на российскую действительность с целью экономического развития регионов и Российской Федерации в целом.
 
 Контрольные вопросы
 1. Какие факторы определяют формирование зон свободного экономического предпринимательства?
 2. Охарактеризуйте налоговые гавани и финансовые центры.
 3. Приведите классификацию признаков оффшорных зон.
 4. Какие методы налогового планирования используют предприниматели, в том числе в оффшорных зонах?
 5. Расскажите о различных видах оффшорных компаний и преимуществах, предоставляемых ими.
 6. Что вы знаете о деятельности свободных экономических зон в России?
 РАЗДЕЛ IV. Расходы бюджета
 ГЛАВА 19. Расходы бюджета: планирование и финансирование
 19.1. Система бюджетных расходов
 Главное назначение всех звеньев бюджетной системы — финан­совое обеспечение выполнения функций, возложенных на орга­ны власти. В зависимости от характера этих функций формиру­ется система бюджетных расходов.
 Расходы
 Государственное и муниципальное управление
 Национальная оборона
 Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности
 Осуществление международной деятельности
 Поддержка отраслей сферы материального производства
 Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу
 Содержание учреждений социальной сферы и социальная защита населения
 Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов
 Обслуживание и погашение государственного долга и долговых обя­зательств территориальных органов власти
 Каждый из этих блоков включает конкретные направления использования бюджетных средств. Более подробно состав бюд­жетных расходов рассмотрим в функциональной классификации.
 1. В зависимости от экономического содержания бюджетные расходы делятся на текущие и капитальные.
 Текущие расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечи­вающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включен­ные в капитальные расходы.
 Во всех звеньях бюджетной системы текущие расходы явля­ются преобладающей частью.
 Капитальные расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспе­чивающая инновационную и инвестиционную деятельность, вклю­чающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в дейст­вующие или вновь создаваемые предприятия, организации и учреж­дения в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.
 Это средства, предоставляемые в качестве бюджетных креди­тов на инвестиционные цели, расходы на проведение капиталь­ного (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъек­тов Российской Федерации, муниципальных образований.
 В составе капитальных расходов бюджетов формируется бюджет развития.
 Предоставление бюджетных средств осуществляется в сле­дующих формах:
 • ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
 • средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государствен­ным или муниципальным контрактам;
 • трансферты населению, т. е. бюджетные средства для фи­нансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного само­управления;
 • ассигнования на осуществление отдельных государствен­ных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
 • ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюд­жетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;
 • бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате на­логов и платежей и других обязательств);
 • субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;
 • инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
 • бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам;
 • кредиты иностранным государствам;
 • средства на обслуживание и погашение долговых обяза­тельств, в том числе государственных или муниципаль­ных гарантий.
 2. В соответствии с подведомственностью бюджетополучателей бюджетные расходы делятся по ведомственному признаку.
 3. В зависимости от того, из какого уровня бюджетной сис­темы осуществляется финансирование, бюджетные расходы де­лятся на федеральные, региональные и местные.
 Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства ис­ключительно на:
 1) оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер зара­ботной платы соответствующих категорий работников;
 2) перечисление страховых взносов в государственные вне­бюджетные фонды;
 3) трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Феде­рации и правовыми актами органов местного самоуправления;
 4) командировочные и иные компенсационные выплаты ра­ботникам;
 5) оплату товаров, работ и услуг по заключенным государст­венным или муниципальным контрактам;
 6) оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержден­ными сметами без заключения государственных или муници­пальных контрактов.
 19.2. Основы планирования бюджетных расходов
 Финансируемые за счет бюджетных средств учреждения на­зываются бюджетными. Выделению средств этим учреждениям предшествует бюджетное планирование.
 Основные методы планирования бюджетных расходов:
 • программно-целевой,
 • нормативный.
 Программно-целевой метод бюджетного планирования заклю­чается в системном планировании выделений бюджетных средств в соответствии с утвержденными целевыми программа­ми, составляемыми для осуществления экономических и соци­альных задач. Этот метод планирования финансовых ресурсов способствует соблюдению единого подхода к формированию и рациональному распределению фондов финансовых ресурсов по конкретным программа и проектам, и их концентрации и целе­вому использованию, улучшению контроля. Все это повышает уровень эффективности освоения средств.
 В последнее десятилетие в нашей стране этот метод бюджет­ного планирования и финансирования неуклонно расширяется. Этому способствуют разработка и осуществление многих феде­ральных и региональных экономических, социальных, экологи­ческих и других программ. Следует полагать, что в перспективе этот метод будет находить все более широкое распространение.
 Объем средств, выделяемых для осуществления мероприятий и проектов, определяется на основе сметного порядка планиро­вания и финансирования. В основе расчетов смет бюджетных учреждений лежат объемные показатели деятельности (число коек, число учащихся, число групп, классов и т. д.), время функционирования учреждений и финансовые нормы. При пла­нировании мероприятий по социальной защите населения (пенсии, пособия и др.) учитываются численность получателей этих средств и установленные нормы выплат.
 Нормативный метод планирования расходов и выплат используется в основном при планировании средств на финансирование бюджет­ных мероприятий и составлении смет бюджетных учреждений. Нор­мы устанавливаются законодательными или подзаконными актами. Такими нормами могут быть:
 • денежное выражение натуральных показателей удовлетво­рения социальных потребностей (например, нормы расхо­дов на питание населения в бюджетных учреждениях, обеспечение их медикаментами, мягким инвентарем и др.);
 • нормы индивидуальных выплат (например, ставка зара­ботной платы, размеры пособий, стипендий и т. д.);
 • нормы, в основе которых лежат средние статистические величины расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в конкретном перио­де (например, нормы на содержание помещений, учеб­ных расходов и т. д.).
 Нормы могут быть обязательными (устанавливаются прави­тельством или территориальными органами власти) или факуль­тативными (устанавливаются ведомствами).
 Бюджетные нормы могут быть простыми (для отдельных ви­дов расходов) и укрупненными (для совокупности расходов или для учреждения в целом).
 На основе натуральных показателей (численность обслужи­ваемых лиц, площадь помещения и т. д.) и финансовых норм составляются бюджетные сметы расходов, которые могут быть следующими:
 • индивидуальными — составляются для отдельного учреж­дения или отдельного мероприятия;
 • общими — составляются для группы однотипных учреж­дений или мероприятий;
 • на централизованные мероприятия — разрабатываются ведомствами для финансирования мероприятий, осущест­вляемых в централизованном порядке (закупка оборудо­вания, строительство, ремонт и т. д.);
 • сводными — объединяют и индивидуальные сметы, и сметы на централизованные мероприятия, т. е. это сметы в целом по ведомству.
 В смете бюджетного учреждения отражаются:
 1) реквизиты учреждения (его наименование, бюджет, из ко­торого производится финансирование, подпись лица, утвердив­шего смету, печать учреждения и т. д.);
 2) свод расходов (фонд зарплаты, материальные затраты, фонд производственного и социального развития, фонд матери­ального поощрения, другие фонды);
 3) свод доходов (финансирование из бюджета, дополнитель­ные платные услуги населению, оказание услуг по договорам с организациями, прочие поступления);
 4) производственные показатели учреждения;
 5) расчеты и обоснования расходов и доходов.
 Утвержденные сметы бюджетных учреждений являются их финансовыми планами на определенный период времени.
 Составление смет бюджетных учреждений позволяет решать следующие задачи:
 • обеспечение бюджетных учреждений государственным финансированием;
 • анализ предполагаемых проектов расходов и отчетов об использовании средств;
 • контроль за эффективным и экономным расходованием средств.
 В соответствии с бюджетными правами, предоставленными исполнительным органам власти, они вправе при составлении смет расходов подведомственных бюджетных учреждений увели­чивать в пределах имеющихся бюджетных средств нормы расхо­дов на содержание этих учреждений.
 Совершенствованию бюджетного планирования и финансо­вого обеспечения бюджетных учреждений должен содействовать переход к формированию региональных и местных бюджетов на основе минимальных государственных социальных стандартов, со­циальных и финансовых норм.
 Такой порядок формирования бюджетов территорий обу­словлен Законом РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов пред­ставительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной облас­ти, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» 1993 г. (ст. 7) и Законом РФ «Об общих принципах организации мест­ного самоуправления в Российской Федерации» 1995 г. (ст. 37), Бюджетным кодексом 1998 г. (ст. 65).
 Согласно этим актам Правительством России должны быть раз­работаны и утверждены Советом Федерации и Государственной Думой минимальные государственные социальные и финансовые нормы в целом по Российской Федерации. На основе этих норм субъекты Российской Федерации разрабатывают и утверждают тер­риториальные нормы с учетом особенностей развития отдельных территорий. Доведенные до местных органов власти нормы явля­ются основой для составления смет бюджетных учреждений и составления на их основе минимального бюджета территории. Тем самым бюджеты территорий будут обеспечиваться минимальным объемом финансовых ресурсов, а составление бюджетов будет ос­новано на объективной нормативной основе.
 * * *
 Являясь важной частью бюджетного процесса, вопросы бюджетного пла­нирования постоянно находятся в центре внимания финансистов — ученых и пракпдсов. Министерство финансов РФ ведет работу по совершенствованию бюджетного планирования. Работниками финансовых органов и учеными периодически издавались монографии, пособия по этой проблематике. В их числе следует отметить следующие работы:
 • Л. Потехин, И. Розенфельд, Н. Итин, Н. Сокольский. Планирование расходов на содержание учреждений просвещения и здравоохра­нение (1955);
 • Л.Я. Гервиц, Н.А. Масталыгина. Финансовое планирование и ана­лиз бюджетных учреждений (1974);
 • Б.И. Филимонов. Совершенствование составления местных бюдже­тов (1976);
 • Л.С. Величко, А.Д. Александрова. Составление бюджета района (1978);
 • С.А. Вишняков Составление и исполнение сельских и поселковых бюджетов (1978);
 • Б.И. Филимонов, А.П. Колесник, Г.Г. Лалаев. Составление и испол­нение местных бюджетов в условиях АСФР(1982).
 Контрольные вопросы
 1. Охарактеризуйте систему бюджетных расходов.
 2. Что представляет собой бюджет развития?
 3. Назовите формы предоставления бюджетных средств.
 4. В чем заключается программно-целевой и норматив­ный методы бюджетного планирования.
 5. Охарактеризуйте систему норм для составления бюд­жетных смет.
 6. Назовите виды бюджетных смет.
 ГЛАВА 20. Расходы бюджета в сфере материального производства
 20.1. Финансы предприятий и бюджет
 Финансы предприятий — исходное звено всей финансовой системы государства, поскольку именно в сфере материального производства создаются валовой внутренний продукт общества, первичные денеж­ные накопления, поступающие в порядке перераспределения в цен­трализованные фонды денежных средств и обеспечивающие основ­ную часть доходов бюджетной системы.
 Финансирование развития предприятий сферы материаль­ного производства осуществляется за счет собственных средств (в основном — прибыли и амортизации), привлеченных средств из банковской сферы и финансового рынка, ассигнований из бюджета и внебюджетных фондов. В консолидированном бюд­жете РФ на 1999 г. предусмотрено выделить примерно 19% всех расходов на сферу материального производства.
 За последние годы в структуре источников финансирования предприятий возросла доля собственных источников при значитель­ном сокращении ассигнований из бюджета. В условиях рыночной экономики финансы предприятий основываются в основном на принципах бюджетного федерализма и самофинансирования. Это предопределяет организацию взаимоотношений предприятий с бюд­жетной системой по принципу бюджета-нетто.
 Расчетный баланс доходов и расходов — основной документ, кото­рый определяет размеры и источники бюджетного финансирования.
 В балансе доходов и расходов предприятия отражаются в де­нежной форме их доходы, расходы и финансовые результаты по основной и другим видам деятельности, внереализационные до­ходы и расходы, платежи в бюджет и ассигнования из бюджета.
 Баланс доходов и расходов предприятия состоит из двух раз­делов — «Доходы и поступления» и «Расходы и отчисления».
 В разделе «Доходы и поступления» отражаются:
 • выручка от реализации;
 • средства, мобилизуемые при капитальном строительстве;
 • средства поступающие в порядке долевого участия в строительстве;
 • долгосрочные кредиты и займы;
 • прочие поступления.
 В раздел «Расходы и отчисления» включаются:
 • текущие затраты;
 • затраты на расширенное воспроизводство, на содержание социальной сферы, научно-исследовательские работы;
 • погашение долгосрочных кредитов и займов и уплата процентов по этим займам;
 • прочие расходы.
 В соответствии с действующей бюджетной классификацией в состав расходов включаются расходы на материальное производ­ство, жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслужива­ние населения.
 В последние годы основной объем бюджетных ресурсов на­правляется на финансирование капитальных вложений в госу­дарственном секторе экономики и выдачу предприятиям разного вида дотаций.
 Сокращение объема бюджетного финансирования затрат в сфере материального производства связывается со следующими причинами:
 1) постепенным прекращением дотирования предприятий в связи с введением полной имущественной ответственности субъектов хозяйствования за выполнение взятых обязательств перед партнерами и государством;
 2) сокращением участия государства в производственных ин­вестициях за счет уменьшения централизованных капитальных вложений и приватизации предприятий;
 3) отменой прежних дотаций на возмещение разницы в ценах по большинству продовольственных и промышленных товаров;
 4) жесткой экономией в расходовании бюджетных средств, дос­тигаемой не только исключением из состава расходов любых затрат, непосредственно не связанных со стабилизацией экономики и созданием условий для ее развития, но и контролем за рациональным использованием выделенных бюджетных ассигнований.
 С переходом на рыночные отношения система расходования бюджетных средств претерпела существенные изменения. Бюд­жетные ассигнования призваны обеспечивать решение наиболее крупных и важных государственных задач:
 • финансирование приоритетных мероприятий, связанных с развитием ключевых отраслей экономики, способных наладить производство высокотехнологичной продукции и сделать ее конкурентоспособной на мировом рынке, среди которых авиастроение, производства, обеспечи­вающие функционирование космических программ, атомная промышленность, энергомашиностроение и др.;
 • сохранение научно-технической и кадровой базы россий­ского ВПК, создание экономических условий для совер­шенствования технологий военного и двойного назначе­ния, позволяющих увеличить на этой основе экспортный потенциал страны;
 • поддержка реализации высокоэффективных и быстроокупаемых инвестиционных проектов, оказываемая как пу­тем выделения бюджетных средств, так и путем предос­тавления государственных гарантий для этих проектов;
 • сосредоточение инвестиционных расходов на вводимых объектах и объектах с высокой степенью готовности при одновременной реализации объектов незавершенного строительства;
 • оказание поддержки агропромышленного комплекса на базе рыночных механизмов в целях обеспечения его устойчивой работы, направленной на сохранение плодородия почв, пре­одоление спада сельскохозяйственного производства;
 • создание финансовых возможностей для совершенствования производственной и социально-бытовой инфраструктуры.
 За последние годы доля затрат на финансирование промыш­ленности, энергетики и строительства в расходах федерального бюджета снизилась более чем в четыре раза (табл. 20.1).
 Таблица 20.1 Доля затрат на финансирование промышленности, энергетики и строительства в расходах федерального бюджета.
 
 Показатели 1994 1995 1996 1997 1998 1999
 Расходы федерального
 бюджета — всего 100,0 100,0 100,0 100,0
 в том числе:
 Промышленность, энерге­тика и строительство 23,2 12,6 11,4 9,4 5,5
 
 из них:
 базовые отрасли промыш­ленности 4,1 3,1 1,7 1,3 1,1
 Прочие отрасли 9,1 1,3 1,3 2.0 0,1
 Строительство, архитектура и градостроительство 10,0 8,2 8,4 6,1 3,8
 
 
 Сокращение бюджетных ассигновании сопровождалось и снижением объемов промышленного производства, ростом чис­ла убыточных предприятий. К основным причинам кризисного положения можно отнести:
 1) изъятие капитала предприятий через рынок государствен­ных и муниципальных облигаций;
 2) высокие темпы инфляции издержек, которые привели к обесценению оборотного капитала, росту взаимных неплатежей и расширению сферы бартера;
 3) недоступность кредитных ресурсов для многих промыш­ленных предприятий из-за высоких процентных ставок, превы­шающих рентабельность вложений.
 Для преодоления негативных тенденций в реальном секторе экономики в 1998 г. была принята Программа финансово-экономической стабилизации, которая предусматривает:
 • снижение общего объема налоговых платежей с предприятий;
 • снижение тарифов на грузовые железнодорожные пере­возки и оптовых цен на газ и электроэнергию для про­мышленных потребителей;
 • реструктуризацию задолженности предприятий при усло­вии уплаты текущих платежей в бюджет;
 • разрешение предприятиям продавать продукцию ниже себестоимости;
 • поддержку российского экспорта.
 Реальное преодоление кризисного состояния базовых отрас­лей экономики возможно только за счет увеличения реальных инвестиций, т. е. капитальных вложений.
 * * *
 Предприятия производственной сферы, являясь главной финансо­вой базой формирования бюджетных доходов, всегда находились в цен­тре исследований российских ученых-финансистов.
 Проблемы развития финансов и взаимоотношений предприятий про­мышленности с бюджетом исследовались в следующих работах.
 • Н.С. Трифонов. Финансовое положение общесоюзной промыш­ленности (1927);
 • В.М. Батырев, В.К. Ситнин. Организация и планирование фи­нансов социалистической промышленности (1940);
 • П.Н. Жевтяк. Финансы промышленного предприятия (1963);
 • Д.С. Моляков. Финансирование промышленности (1971);
 • М.В. Романовский, М.А. Корасик. Финансы предприятий и объе­динений (1974);
 • А.А. Тишина. Прибыль в промышленности и пути ее повышения (1975);
 • Г.В. Базарова. Прибыль и хозрасчет в условиях НТП (1979);
 • А.Т. Чеблоков. Финансовое планирование в промышленности (1983);
 • И.А. Акодис. Финансовый аспект управления рентабельностью и ассортиментом (1985);
 • В.Д. Штундюк. Финансово-кредитный механизм производст­венных объединений (1987);
 • Н.Л. Марголина, Р.Г. Попова. Управление финансами предпри­ятия в условиях АСУ (1990).
 Финансы сельского хозяйства отражены в следующих работах:
 • Г. Бронштейн. Как организовать финансовую работу колхоза (1935);
 • М. Несмий, В. Соколов. Организация финансов колхозов (1955);
 • С.Н. Мотов. Финансирование и кредитование совхозов (1968);
 • К.Д. Карпов. Финансово-кредитные отношения с колхозом (1971);
 • Е.А. Кириллов. Проблемы финансов сельского хозяйства (1974);
 • А. С. Либкинд. Анализ доходов и накоплений в колхозах (1969);
 • И.Л. Ким, А.Ф. Пацан. Финансы государственных сельскохозяй­ственных предприятий (1976);
 • С. И. Кованов. Анализ формирования и использования прибыли в совхозах (1976);
 • В.Н. Семенов. Финансово-кредитный механизм в развитии сель­ского хозяйства (1983);
 • С.Н. Корюнов, Г. Т. Гойгел и др. Финансирование развития сель­ского хозяйства (1984);
 • Н.С. Майзус. Финансы агропромышленных объединений (1988);
 • МЛ. Лишанский, И.Б. Маслова. Финансы в сельском хозяйстве (1999).
 20.2. Финансовое обеспечение расширенного воспроизводства
 Реальные инвестиции обеспечивают динамичное развитие предприятий и позволяют решать следующие задачи:
 1) расширение собственной предпринимательской деятель­ности за счет накопления финансовых и материальных ресурсов;
 2) приобретение новых предприятий;
 3) диверсификацию вследствие освоения новых областей бизнеса.
 Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесто­ры, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инве­стиционной деятельности.
 Инвесторы осуществляют вложения собственных, заемных и привлеченных средств в форме долгосрочных вложений (инвестиций) и обеспечивают их целевое использование.
 Заказчиками могут быть инвесторы, а также любые иные фи­зические и юридические лица, уполномоченные инвестором осуществлять реализацию инвестиционных проектов. В случае, если заказчик не является инвестором, он наделяется правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на пери­од и в пределах полномочий, установленных договором.
 Пользователями объектов инвестиционной деятельности мо­гут быть инвесторы, а также другие физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы, иностранные государства и международные организации, для которых созда­ется объект инвестиционной деятельности.
 Объектами инвестиционной деятельности в Российской Фе­дерации являются:
 • вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды во всех отраслях экономики;
 • ценные бумаги;
 • научно-техническая продукция и другие объекты собст­венности;
 • имущественные права и права на интеллектуальную соб­ственность.
 Государственная инвестиционная политика РФ в ходе прове­дения экономических реформ претерпела существенную коррек­тировку. Так, в 1992 г. исходили в первую очередь из необходи­мости сокращения средств, выделяемых из бюджета на капи­тальное строительство при одновременном повышении доли внебюджетных отраслевых инвестиционных фондов, в которых сосредоточиваются средства, поступавшие от предприятий и других источников.
 Использование бюджетных средств на капитальное строи­тельство ограничивалось только такими задачами, решение ко­торых было невозможно обеспечить использованием других ис­точников финансирования: создание мощностей по импортозамещению и ресурсосбережению, преодолению стихийных бедст­вий и чрезвычайных ситуаций.
 На 1993 г. государственная инвестиционная программа была сформирована исходя из необходимости обеспечения приорите­тов, определенных Программой углубления экономических ре­форм и концепцией структурной политики, и предусматривала дальнейшую децентрализацию инвестирования и акционирова­ния в строительном комплексе.
 В настоящее время капитальные вложения направляются на фи­нансирование целевых программ, реализация которых позволяет сконцентрировать финансовые ресурсы на наиболее важных на­правлениях развития отраслей хозяйства. Однако трудности в капи­тальных вложениях в Российской Федерации определяются сущест­венным усилением диспропорций в инвестиционной сфере.
 Ухудшение финансового положения многих предприятий, резкое сокращение бюджетного финансирования инвестиций, трудности с получением долгосрочных кредитов из-за высокой процентной ставки, предпочтения банков в получении доходов на финансовых рынках, неблагоприятный инвестиционный климат, в том числе из-за высоких рисков вложений, несовер­шенство правового регулирования хозяйственной деятельности продолжают оставаться основными причинами негативного влияния на инвестиционную активность.
 В 1998 г. не произошло существенного улучшения инвестицион­ного климата, в котором приходится действовать предприятиям. Об­щий объем инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах снизился по сравнению с предыдущим годом (табл. 20.2).
 Таблица 20.2. Основные показатели капитального строительства
 (в % к соответствующему периоду предыдущего года)
 
 Показатели 1994 1995 1996 1998
 Инвестиции в основной капитал — всего 76 90 82 93
 В том числе по объектам
 производственного назначения 67 89 85 98
 непроизводственного назначения 89 91 77 85
 Объем подрядных работ 76 91 86 91
 
 Спад общих объемов инвестиций в основной капитал про­изошел в основном в результате сокращения инвестиций непро­изводственного назначения, которое в свою очередь во многом обусловлено уменьшением объемов инвестиций из бюджетов всех уровней.
 Основные причины уменьшения объемов строительства жи­лья и других объектов социальной сферы — неудовлетворитель­ное финансирование, неплатежи и задолженность за выполнен­ные работы, в том числе из федерального бюджета, а также от­сутствие долгосрочного финансирования жилья и системы ипо­течного кредитования.
 Финансирование производственного строительства (см. табл. 20.2) в 1998 г. сохранилось на уровне 1996 г. В третьем и четвертом кварталах даже произошел определенный прирост инвестиций. Активизация инвестиционной деятельности на­блюдалась в электроэнергетике, химической и нефтехимиче­ской промышленности, промышленности строительных мате­риалов, транспорте и связи, строительстве, торговле и общест­венном питании. Однако продолжают сокращаться инвестиции в обрабатывающих отраслях промышленности и в сельском хозяйстве
 Таблица 20.3. Структура инвестиций в основной капитал по формам собственности (в %к итогу)
 
 Форма собственности 1994 1995 1996 1998
 Предприятия и организации всех форм собственности 100 100 100 100
 в том числе:
 государственная 32 31 27 24
 муниципальная 8 6 5 6
 частная 18 14 16 19
 смешанная 42 49 52 51
 
 В структуре инвестиций по формам собственности сохрани­лась тенденция, сложившаяся в последние четыре года. Проис­ходит снижение доли объектов государственной собст­венности при увеличении доли объектов смешанной российской собственности.
 Инвестиционная стратегия государства в настоящее время включает следующие этапы:
 1) подавление инфляции и стимулирование инвестиционной деятельности предприятий и населения;
 2) уменьшение бюджетного дефицита, его покрытие пре­имущественно за счет неинфляционных источников, ориентация внутренних финансовых потоков на инвестиции в производство;
 3) полноценная защита прав и интересов инвесторов и ак­ционеров. Для этого требуются не только совершенствование законодательства, но и меры организационного порядка, кото­рые позволяют предприятиям обрести реальных хозяев, а хозяе­вам организовать эффективное управление предприятиями Бу­дут поддержаны предприятия любой формы собственности, если они снижают издержки, повышают качество, реорганизуют про­изводство и управление, не допускают неплатежей, выпускают конкурентоспособную продукцию;
 4) децентрализация инвестиционного процесса через стиму­лирование частных инвестиций. Выделение «точек роста» будет происходить на уровне отдельных предприятий и проектов;
 5) смещение акцента бюджетного финансирования с реали­зации масштабных программ на поддержание эффективно рабо­тающих предприятий. Размещение централизованных капиталь­ных вложений предусматривается проводить исключительно на конкурентной основе после проведения предварительной экс­пертизы безусловной окупаемости и экономической эффектив­ности каждой инвестиционной программы. Государственная поддержка инвестиционного комплекса будет проводиться путем кредитования на возвратной и платной основе;
 6) расширение практики долевого государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов, в том числе с при­влечением зарубежных инвесторов.
 Одной из наиболее актуальных проблем нынешнего этапа развития российской экономики является оживление инвестици­онного процесса в стране.
 За шесть лет (1990—1995 гг.) объем инвестиций в экономику страны сократился на 86%. Согласно оценкам, каждые 3% спада инвестиций означают 1% снижения ВВП. Систематически сни­жается доля затрат на машины и оборудование в общем объеме инвестиций в производственную сферу. В 1995 г. по сравнению с 1991 г. она уменьшилась с 32 до 19%. Иными словами, проис­ходит ухудшение как воспроизводственной, так и техно­логической структуры капитальных вложений.
 Следовательно, проблема оживления инвестиционной дея­тельности — задача не только отдельных предприятий, но и государства в целом. Она возникает каждый раз при подготовке очередного бюджета. Однако главная трудность на данном этапе экономических преобразований заключается в ограниченных возможностях внутренних накоплений в стране и неспособности частных инвесторов в полной мере компенсировать нехватку капитальных вложений для преодоления экономического спада. Высокая инфляция, тяжелое бремя налогов оставили предпри­ятия практически без источников финансирования своего разви­тия. Высокие ставки банковских процентов сделали недоступ­ными средне- и долгосрочные кредиты.
 Вложения в сферу производства из-за большого риска мало­привлекательны для банковского капитала, отечественных и иностранных инвесторов, для населения. Инвесторы предпочи­тают вкладывать свои средства в гораздо более доходные и на­дежные финансовые активы.
 Основная слабость государственной инвестиционной поли­тики в настоящее время обусловлена незащищенностью расходов бюджета на инвестиционные цели. Финансирование этих расхо­дов в силу ряда причин проводилось по остаточному принципу, следствием чего стала нарастающая из года в год кредиторская задолженность в инвестиционной сфере, а объем реально осу­ществляемых инвестиций в производственную сферу постоянно сокращался. Сложившаяся ситуация усугубляется тем, что пра­вительство не смогло обеспечить своевременное финансирова­ние даже быстроокупаемых инвестиционных проектов. Однако опыт последних лет свидетельствует, что в настоящее время складываются объективные предпосылки для выхода из инве­стиционного тупика.
 Внедрение бюджета развития — один из тех шагов, который позволит сдвинуть инвестиционный механизм с мертвой точки.
 Считается, что при правильной организации управления бюджетом развития возможна дополнительная десятикратная мобилизация средств частных инвесторов для финансирования приоритетных проектов в реальном секторе экономики. К при­оритетным направлениям промышленной политики относятся нефтедобывающая, газовая, нефтеперерабатывающая отрасли, деревообработка, добыча и переработка алмазов, машинострои­тельные производства, обеспечивающие выпуск машин и обору­дования, необходимых для этих отраслей, авиастроение и ряд других.
 Таблица 20.4. Бюджет развития Российской Федерации в 1997-2000
 (в ценах 1997 г., трлн. руб.)
 
 
  1997 1998 1999
 Источники
 Связанные иностранные кредиты под гарантии Правительства России 10,9 5,0 2,5
 Инвестиционные кредиты Международного и Европейского банков реконструкции и развития 5,1 5,0 8,1
 Отчисления от средств внутренних заимствова­ний 10,4 21,0 27,0
 Выплаты по выданным ранее из бюджета разви­тия кредитам
  3,3 7,1
 Итого 26,4 34,3 44,7
 Направление использования
 Производственные капитальные вложения 9,5 19,3 24,8
 Закупка оборудования в счет иностранных кредитов 16,0 10,0 10,6
 Поддержка экспорта 0,5 2,0 3,6
 Санация предприятий 0,4 1,8 3,1
 Выплаты по государственным гарантиям инве­стиций
  1,2 2,6
 Итого 26,4 34,3 44,7
 
 В структуре прямых инвестиций в основной капитал по источ­никам финансирования с развитием рыночных отношений про­исходят определенные изменения.
 1) Если в 70-е и в первой половине 80-х преобладающими ис­точниками финансирования были бюджетные ассигнования (50— 60%), то в настоящее время они снизились до 20% (табл. 20.5).
 2) Происходит и перераспределение в источниках получения средств — увеличивается доля средств, выделяемых из бюджетов субъектов РФ.
 3) Увеличивается также доля средств в общем объеме инве­стиций из централизованных внебюджетных инвестиционных фондов, иностранных инвестиций и других источников в основ­ном в результате включения в эту статью заемных и привлечен­ных средств предприятий.
 4) Продолжает оставаться низкой активность коммерческих банков в кредитовании реального сектора экономики. Несмотря на некоторое увеличение в 1997 г. размеров долгосрочных кре­дитов, их удельный вес в общем объеме кредитов не изменился и составил всего 3,4%.
 5) Практически не используются в инвестиционной сфере средства населения, так как процесс развития системы паевых инвестиционных и пенсионных фондов, через которые сбереже­ния населения могли бы трансформироваться в инвестиции, происходит медленно.
 Таблица 20.5. Структура прямых инвестиций в основной капитал по источникам финансирования (в % к итогу)
 
 Прямые инвестиции 1994 1995 1996 1998
 Все источники финансирования 100,0 100,0 100,0 100,0
 В том числе:
 Бюджетное финансирование 26,0 21,8 20,1 20,6
 из него:
 Федеральный бюджет 14,4 11,1 9,9 9,5
 Средства бюджетов субъектов РФ и мест­ных бюджетов 11,6 10,7 10,2 11,1
 Централизованные внебюджетные фонды и другие источники 7,5 12,9 13,4 15,8
 Собственные средства предприятий 64,2 62,8 63,3 58,9
 Средства индивидуальных застройщиков 2,3 2,5 3,2 4,7
 
 Учитывая приоритетное финансирование в настоящее время социальных расходов, не имеющих альтернативных источников финансирования, примерно 60—65% средств инвестиционной программы направляется на государственную поддержку соци­альной сферы и 35—40% — на развитие производственной сфе­ры. Это позволит в социальной сфере:
 • снять остроту жилищной проблемы и в первую очередь для бесквартирных кадровых и уволенных в запас воен­нослужащих;
 • улучшить напряженную социально-экономическую си­туацию в радиоактивных загрязненных районах;
 • оказывать государственную поддержку фундаментальной науке в части сохранения и развития производственной базы;
 • продолжать строительство важнейших объектов комму­нального хозяйства, включая метрополитены, крупные мосты и мостовые переходы.
 Государственная поддержка производственной сферы. В на­стоящее время в большей степени она осуществляется на воз­вратной основе преимущественно на финансирование быстроокупаемых коммерческих проектов, размещаемых на конкурс­ной основе. Это позволяет привлечь в инвестиционную сферу дополнительные средства частных инвесторов и существенно расширить практику государственно-коммерческого финансиро­вания.
 Одним из важнейших направлений безвозвратного инвестиро­вания в производственную сферу остаются программы поддер­жания безопасности АЭС, развития энергетики ряда районов России, развития медицинской промышленности, транспорта, связи, агропромышленного комплекса и др.
 Например, отрасли транспорта и связи строят свою деятель­ность на условиях самоокупаемости. Однако в бюджетах преду­сматривается финансирование отдельных транспортных систем, в первую очередь связанных с выполнением государственными структурами своих функций в области обеспечения безопасности транспортного процесса, предприятий и учреждений. Так, на воздушном транспорте предусматриваются бюджетные ассигно­вания на финансирование Государственной транспортной ком­пании «Россия», на поддержку северных аэропортов в Диксоне, Анадыре и т. п.
 На водном транспорте выделяются бюджетные ассигнования на содержание государственного Гидрографического предпри­ятия, бассейновых подразделений Госморспасслужбы, спаса­тельно-координационной службы, спутниковой системы «КОСПАС — САРСАТ», объектов социальной сферы северных портов. Из бюджета выделяются средства для государственной поддержки не подлежащих приватизации судов с ядерными энергетическими установками, дизельных ледоколов и судов атомно-технологического обслуживания в части компенсации расходов, не покрываемых доходами, от их эксплуатации.

<< Пред.           стр. 12 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу