<< Пред.           стр. 13 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу

 20.3. Расходы бюджетной системы на развитие и содержание агропромышленного комплекса
 Один из важнейших секторов экономики — агропромыш­ленный комплекс (АПК) как жизнеобеспечивающий — имеет специфические особенности, которые обусловливают необходимость его государственной поддержки и регулирования. К этим особенностям можно отнести:
 • сезонный характер сельскохозяйственного производства;
 • основное средство производства — земля, состояние ко­торой постоянно меняется;
 • относительно длительный цикл производства, включаю­щий наряду с промышленным естественный цикл,
 • диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйствен­ную продукцию,
 • значительный размер затрат капитального характера на осушение, орошение земель, реконструкцию действую­щих мелиоративных систем, улучшение качества земель и т. п., что отражается на себестоимости и цене сельско­хозяйственной продукции.
 В силу этой специфики развитие АПК является важнейшим приоритетным направлением перестройки экономики. В ходе преобразований в этом секторе экономики были созданы осно­вы многоукладной экономики. Доля государственного сектора в настоящее время составляет около 12%. Сельскохозяйственным производством занимаются в основном предприятия новых ор­ганизационных форм — хозяйственные товарищества, акцио­нерные общества, кооперативы, крестьянские (фермерские) хо­зяйства и др.*
 
 * По решению Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. № 56 в стране осуществляет­ся реорганизация колхозов и совхозов, нацеленная на изменение форм собственно­сти путем предоставления селянам права свободного выбора вида предприниматель­ства с закреплением за ними имущественных паев и земельных долей.
 
 Удельный вес сельского хозяйства в расходной части бюдже­та постоянно снижается.
 В 1997 г. на развитие отрасли из бюджета было выделено 7,9 трлн. руб., что на 40% меньше плановой суммы 1996 г.
 
 Год Удельный вес,%
 1991
 1992
 1993
 1994
 1996
  1997 19
 17,4
 7,6
 5,9
 3,2
 1,5
 
 Либерализация цен и ужесточение кредитной политики ухудшили финансовое положение АПК. В значительной мере были приостановлены процессы укрепления материально-технической базы, поддержания плодородия почв, развития со­циальной инфраструктуры на селе.
 За последние годы резко сократилась инвестиционная дея­тельность в сельском хозяйстве. Объем инвестиций на производ­ственное строительство сократился в 25 раз, растет удельный вес убыточных хозяйств, увеличивается дибиторско-кредиторская задолженность.
 Сельское хозяйство страны пока не может обеспечить по­требление продуктов питания на душу населения по рекомен­дуемым рациональным нормам как по общей энергетической ценности, так и по рациону. Сложившееся в настоящее время на продовольственном рынке относительное равновесие спроса и предложения при сокращении собственного производства под­держивается импортом продуктов питания.
 Особенности АПК и специфика состояния его в настоящее время определяют политику государства по финансированию АПК.
 Бюджетная поддержка АПК осуществляется по следующим основным направлениям:
 • финансирование проведения земельной реформы;
 • финансовая поддержка развития фермерства/развитие рыночных отношений в АПК;
 • поддержка социальной инфраструктуры села/ жилищного строительства, возведение объектов здравоохранения, школ, дошкольных учреждений, строительство дорог;
 • мелиорация земель и содержание мелиоративных систем;
 • улучшение земель, связанное с повышением плодородия;
 • строительство и реконструкция предприятий пищевой и пе­рерабатывающей промышленности и рыболовецкого флота;
 • поддержка развития местных баз строительной индустрии и строительных материалов;
 • финансовая помощь по землеустройству, противоэпизоотическим мероприятиям и мероприятиям по защите рас­тений от вредителей и болезней, содержанию ветеринар­ной и санитарной служб.
 Государственная поддержка АПК должна обеспечивать про­ведение структурных преобразований в аграрном секторе, способствовать сокращению спада производства продукции расте­ниеводства и животноводства, созданию условий для их разви­тия и поддержки перерабатывающих отраслей промышленности, удовлетворения потребностей страны в продовольствии и сель­скохозяйственном сырье, развитию сельхознауки, образования и содержанию объектов социальной сферы на селе.
 Расходы бюджета направляются на сохранение плодородия почв, обновление и пополнение основных производственных фондов в сельском хозяйстве. Предусматривается дальнейшее развитие лизинговой формы приобретения техники, машин и оборудования.
 Учитывая экстремальные условия ведения сельскохозяйст­венного производства, особое значение приобретают мероприя­тия по поддержанию и обустройству мелиорируемых земель, не­допущению их вывода из сельхозоборота. В настоящее время в России имеется 9,7 млн. га мелиорированных земель, в том чис­ле 5 млн. орошаемых и 4,7 млн. осушенных. Занимая 5% общей площади сельскохозяйственных угодий, эти земли дают весь уро­жай риса, 3/4 — овощей, 1/4 — зерна кукурузы, более 1/5 — кор­мов Однако из-за сокращения бюджетных средств объемы ме­лиоративных районов уменьшились более чем в 40 раз.
 Площадь орошаемых сельскохозяйственных угодий по отно­шению к 1991 г. уменьшилась на 1,5 млн. га, осушенных — на 0,3 млн. га.
 В расходах бюджета выделяются средства на выплаты дота­ций и компенсаций сельхозтоваропроизводителям. В частности, предусматривается возмещать часть затрат на приобретение ми­неральных удобрений, на развитие элитного семеноводства, на компенсацию части затрат на потребляемую энергию тепличным производством.
 Учитывая, что основные сельскохозяйственные районы Рос­сии находятся в зоне рискованного земледелия, продолжается государственная поддержка страхования в аграрном секторе экономики. Предусматривается увеличение этой доли расходов за счет сокращения других видов дотаций.
 В животноводстве выделяются дотации на поддержку пле­менного дела, компенсации части затрат на приобретение ком­бикормов, закупаемых крупными животноводческими комплек­сами и птицефабриками.
 Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропро­изводителей не ограничивается перечисленными выше мерами:
 1) Периодически проводится списание задолженности сель­скохозяйственных предприятий по кредитам и процентов по ним с отнесением этих сумм на государственный внутренний долг.
 2) Как один из способов регулирования розничных цен на сельскохозяйственную продукцию сохранено дотирование из бюджета стоимости средств производства, приобретаемых для села. Дотирование осуществляется на конечной стадии произ­водственного цикла. Продолжается практика обеспечения села горюче-смазочными материалами, минеральными удобрениями и пестицидами на условиях товарного кредита.
 3) АПК предусматривается льготная налоговая политика, по­ниженные нормативы отчислений во внебюджетные фонды.
 4) В соответствии с Законом «О социальном развитии села» осуществляется политика приоритетности бюджетного финанси­рования, предоставления льгот, увеличения норм расходов на развитие социально-культурной сферы в сельской местности. Финансируются мероприятия по охране материнства и детства в низкорентабельных и убыточных хозяйствах системы Минсельхоза России.
 5) Для поддержки отечественного сельскохозяйственного машиностроения и стабилизации аграрного производства Пра­вительство РФ внедрило лизинг как новую форму приобретения продукции машиностроения.
 6) В 1997 г. для финансовой помощи агропромышленному производству был создан специальный фонд, общая сумма кото­рого оценивается в 11,8 трлн. руб. Формируется он на федераль­ном и территориальном уровнях — из федерального целевого бюджетного фонда выделяются субсидии и дотации субъектам Федерации за счет средств земельного налога и арендной платы за землю, таможенных пошлин, акцизов и НДС на ввозимое продовольствие.
 Анализ структуры расходов федерального бюджета, направляе­мых на финансирование сельского хозяйства и рыболовства, по­зволяет сделать следующие выводы:
 • большая часть ресурсов направляется на сельскохозяйст­венное производство (в 1995 г. 94,85%, в 1996 г. — 90,94%, в 1997 г. - 81, 65%);
 • значительная часть федеральных бюджетных средств на­правляется на поддержание земельных ресурсов;
 • наибольший удельный вес в расходах федерального бюд­жета России на развитие АПК занимали целевые дотации и субвенции на развитие растениеводства и животновод­ства (35%), а также средства фонда льготного кредитова­ния (21%) и средства на формирование лизингового фон­да (18%);
 • средства лизингового фонда направляются не только в об­щественные хозяйства, но и в фермерские в дополнение к сумме, предусмотренной отдельной строкой на государст­венную поддержку крестьянских и фермерских хозяйств.
 20.4. Финансовая помощь из бюджета отдельным отраслям народного хозяйства
 Государственные дотации как объективная необходимость су­ществования финансовой помощи в бюджетной системе выте­кают из сохранения в переходный период государственного ре­гулирования цен на отдельные виды продукции и услуг. В рас­ходах бюджета на финансирование отраслей экономики государ­ственные дотации занимают одно из ведущих мест.
 1. В общем объеме государственных дотаций преобладают рас­ходы на возмещение из бюджета разницы в ценах. В целях поддер­жания уровня жизни населения сохранены дотации на отдельные виды энергоресурсов и продовольственные товары, а также в от­дельных отраслях экономики, нерентабельная работа которых яви­лась результатом использования регулируемых государством цен и тарифов (жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт).
 Постепенный отпуск цен на энергоресурсы, дотируемых в настоящее время из бюджета, позволяет снижать долю бюджет­ных средств, направляемых на возмещение разницы в ценах.
 2. Значительные суммы дотаций выделяются сельским това­ропроизводителям, угольной промышленности;
 3. В расходах в сферу материального производства преду­смотрено выделение дотаций из бюджета на покрытие убытков от реализации газа и других видов топлива населению.
 4. Значительные бюджетные средства предусмотрены на покрытие убытков жилищно-коммунального хозяйства, в том числе предприятий городского электротранспорта, жилищного хозяйства, предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Предусматриваются дотации и транспортным организациям — автомобильному транспорту общего пользования на покрытие убытков от работы городских и пригородных маршрутных ав­тобусов, на покрытие дополнительных затрат автопредприятий в связи с введением свободных цен на энергоносители и повыше­нием цен на другие материальные ресурсы, а также увеличением амортизационных отчислений в результате переоценки основных фондов.
 Компенсации конверсионным предприятиям в бюджете преду­сматриваются в связи с финансовыми потерями в результате пе­репрофилирования производства с военной продукции на граж­данскую. Компенсационные средства имеют целевую направ­ленность и предоставляются конверсионным предприятиям в виде дотаций на:
 • формирование фонда потребления;
 • частичное возмещение затрат предприятиям на содержа­ние объектов социальной инфраструктуры, находящихся на балансе градообразующих предприятий, а также в рай­онах Крайнего Севера и Дальнего Востока;
 • сохранение уникального стендового оборудования;
 • списание остатков незавершенного производства и товар­но-материальных ценностей;
 • отчисления на социальное страхование и взносы в Пенси­онный фонд, Фонд занятости и медицинское страхование.
 Средства, выделяемые конверсионным предприятиям на фонд потребления, связаны с необходимостью сохранения рабо­чих мест, так как дальнейшее их сокращение может привести к разрыву технологических цепочек и невозможности выполнения оборонного заказа.
 Предусматривается дальнейшее оказание помощи оборон­ным научно-исследовательским институтам и конструкторским бюро для сохранения в рабочем состоянии не полностью загру­женного уникального оборудования, испытательных стендов, а также государственных полигонов.
 20.5. Расходы на фундаментальные научные исследования и охрану окружающей среды
 Расходы бюджетной системы на науку. Финансирование НИОКР за счет средств бюджета остается важнейшей составной частью государственного управления научно-техническим прогрессом. Однако в последние годы произошло сокращение выделения средств на эти цели.
 В бюджете на 1998 г. общий объем расходов на фундамен­тальные научные исследования и содействие НТП был опреде­лен в 11157,8 млн. руб., что составляет 0,45% ВВП.
 Для более рационального использования бюджетных средств приоритетное финансирование расходов на науку предусмотрено в части осуществления фундаментальных исследований, прово­димых Российскими академиями наук, а также расходов, преду­смотренных на реализацию федеральных целевых программ. В ка­честве приоритетных определены программы:
 • Федеральная космическая программа России;
 • Развитие гражданской авиации до 2000 г.;
 • Индустрия детского питания;
 • Развитие медицинской промышленности;
 • и ряд других.
 Бюджетные средства, предусмотренные на финансирование проектов, реализуемых в рамках перечисленных программ, на­правляются непосредственно исполнителям, определяемым на конкурсной основе, творческим коллективам, группам отдельных ученых, что позволяет обеспечивать повышение заработной пла­ты непосредственным исполнителям работ и улучшать матери­альное оснащение исследований, имеющих первостепенное зна­чение для развития науки и экономики в целом.
 Кроме бюджетных ассигнований на науку, для финансирования общеотраслевых и межотраслевых научно-исследовательских и опыт­но-конструкторских работ сформированы внебюджетные фонды.
 Расходы бюджета на охрану окружающей среды. Из бюджета выделяются ассигнования на финансирование мероприятий, связанных с улучшением охраны окружающей среды. Эти сред­ства направляются:
 • на осуществление государственного экологического кон­троля;
 • организацию и содержание заповедников и националь­ных парков;
 • на реализацию целевых программ «Лесовосстановление в России» и «Охрана лесов от пожаров».
 Предусматриваются ассигнования на укрепление берегов рек и других водоемов, противопаводковые работы, ремонт дамб, расчистку устья рек, очистку водохранилищ, содержание насос­ных станций и гидротехнических сооружений, а также на другие мероприятия по воспроизводству, охране и восстановлению водных объектов и обеспечению на этой основе населения и предприятий и организаций качественной водой.
 Выделяются средства на реализацию целевой программы «Развитие системы гидрометеорологического обеспечения на­родного хозяйства Российской Федерации в 1994—1995 годах и на период до 2000 года».
 Кроме того, предусмотрены средства на проведение топографо-геодезических и картографических работ, дистанционного зондирования земли, демаркации границ Российской Федера­ции, а также на реализацию федеральной целевой программы «Развитие сейсмологических наблюдений и прогноза землетря­сений на 1995 — 2000 годы».
 На финансирование дополнительных мероприятий по строи­тельству и перевооружению природоохранных объектов, выпол­нению связанных с экологией научно-исследовательских и про­ектных работ, сохранению памятников природы используются средства Федерального экологического фонда Российской Федерации.
 Контрольные вопросы
 1. Охарактеризуйте структуру баланса доходов и расходов предприятия.
 2. Как осуществлялась государственная инвестиционная по­литика в РФ начиная с 1991 г.?
 3. В чем заключается инвестиционная стратегия государства на современном этапе?
 4. Расскажите о роли и значении бюджета развития в инве­стиционной политике.
 5. Как осуществляется бюджетная поддержка АПК?
 6. Что такое государственные дотации? Кому они осуществ­ляются?
 ГЛАВА 21. Финансирование жилищно-коммунального хозяйства
 21.1. Жилищно-коммунальное хозяйство – важнейшая отрасль жизнеобеспечения человека
 В современном урбанизированном обществе одной из важ­нейших отраслей деятельности человека является жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). Город стал основным местом обитания людей. В России в городах и поселках городского типа проживает 73% населения страны. Человек в современном горо­де должен быть обеспечен жильем, водой, канализацией, теп­лом, городским транспортом и т. д.
 Современное производство также невозможно без обеспече­ния его услугами ЖКХ, предприятия которого не только созда­ют условия жизни работнику и доставляют его к месту труда, но и поставляют промышленным и строительным предприятиям воду, газ, тепло, электроэнергию, участвуя тем самым в процессе производства.
 Нельзя представить функционирование города, нормальную жизнедеятельность населения без городского благоустройства (дорог, освещения, озеленения, очистки территории и вывоза му­сора). Следовательно, услуги ЖКХ — важный фактор развития материального производства и воспроизводства рабочей силы.
 Являясь важной частью народного хозяйства страны, эта от­расль требует выделения на свое содержание и развитие значитель­ного объема финансовых ресурсов. Отрасль имеет двусторонние отношение с бюджетом, которые складывались в пользу отрасли. Она получает средств из бюджета больше, чем вносит в него.
 Как отрасль ЖКХ включает ряд подотраслей:
 • жилищное хозяйство;
 • водопроводно-канализационное хозяйство;
 • топливно-энергетическое хозяйство;
 • городской пассажирский транспорт;
 • гостиницы;
 • благоустройство населенных мест.
 Источниками финансирования расходов на содержание и развитие ЖКХ являются:
 • бюджетные средства;
 • средства, получаемые жилищно-коммунальными предприятиями за реализацию своих услуг и продукции юридическим и физическим лицам;
 • средства предприятий на содержание принадлежащих им жилищно-коммунальных объектов.
 До 1991 г. в ведомственном подчинении находилось пример­но 60% жилой площади, свыше 30% протяженности газовых се­тей и около 30% мощностей водопроводно-канализационных предприятий. Доля средств предприятий в финансировании жи­лищного хозяйства составляла более 75%, а коммунального хо­зяйства — около 25%. В связи с переходом на рыночные отно­шения предприятия из-за отсутствия у них необходимых финан­совых ресурсов стали отказываться от своих жилищно-коммунальных объектов и передавать их в подчинение местным органам власти, т. е. на бюджетное финансирование.
 До проведения реформы ЖКХ наибольшая часть финансовых ресурсов, необходимых для содержания и развития этой от­расли, поступала из бюджета.
 В консолидированном бюджете России расходы на ЖКХ со­ставляют примерно 14% общих расходов. При этом ассигнова­ния на ЖКХ почти полностью выделяются из территориальных бюджетов. Из общей суммы средств, направляемых на финанси­рование ЖКХ, 35% приходится на региональные бюджеты и 65% — на местные бюджеты.
 В связи с тем, что почти все бюджетные расходы на ЖКХ финансируются из территориальных бюджетов, доля этих затрат в общем объеме расходов территориальных бюджетов довольно высока — 26%, в том числе в региональных бюджетах — 22%, в местных — 29%.
 Роль бюджетных средств в финансировании отдельных под­отраслей ЖКХ неодинакова. Полностью за счет бюджет­ных ассигнований финансируются дорожное хозяйство, озеленение, освещение и уборка территорий населенных мест. Водопроводно-канализационное хозяйство получает лишь средства бюджета на капитальные вложения. Городской пассажирский транспорт, жилищное хозяйство и теплоэнергетика для отопле­ния жилых домов требуют выделения бюджетных дотаций.
 Анализ, деятельности предприятий ЖКХ показывает, что в связи с действием ряда факторов (повышение стоимости сырья, топлива, материалов, основных средств, заработной платы и др.) себестоимость их услуг постоянно росла. Темпы роста их затрат опережали темпы роста производительности труда. При ста­бильности тарифов это привело к снижению рентабельности, к убыточности и дотациям из бюджета.
 Услуги ЖКХ являются одним из элементов жизненных средств для населения. Если повысить тарифы на эти услуги, то возрастут затраты потребителей этих услуг, т. е. населения. Это увеличение должно возмещаться либо за счет повышения зара­ботной платы, либо за счет ассигнований из централизованного фонда финансовых ресурсов — бюджета в виде дотаций пред­приятиям и организациям, оказывающим услуги населению, ли­бо населению. В практике применяются все способы.
 Выделение дотаций ЖКХ следует рассматривать как один из способов возмещения предприятиям их затрат живого и овеще­ствленного труда, а работникам — затрат на воспроизводство рабочей силы. Вместе с тем следует признать, что дотационность производства и реализации ряда видов продукции, товаров и услуг негативно отражается на развитии коммерческого расчета, не способствует усилению интенсивных методов хозяйствова­ния, повышению заинтересованности в более экономном ис­пользовании материальных и финансовых ресурсов.
 В условиях рыночных отношений проблема дотаций стано­вится еще более актуальной.
 Главной задачей в экономике ЖКХ является улучшение эко­номической работы в этой отрасли с целью повышения эффек­тивности использования средств, выделяемых на ее развитие и содержание, а также снижение темпов роста эксплуатационных затрат. Важнейшим направлением поиска путей более эффек­тивного использования затрат на жилищно-коммунальное хо­зяйство и снижение темпов роста затрат является концентрация предприятий этой отрасли в ведении местных органов власти. Это в свою очередь позволит шире вести работы по специализа­ции предприятий и интенсификации производства, снижению себестоимости оказываемых ими услуг.
 Реальными действиями в этом направлении станет проводи­мая в нашей стране реформа в ЖКХ, которая предполагает реа­лизацию мер, направленных на повышение эффективности ис­пользования средств на содержание жилищно-коммунальных предприятий:
 1) переход к самофинансированию предприятий ЖСК путем прекращения бюджетных ассигнований на предоставление им дотаций, а также перекрестного субсидирования потребителей;
 2) увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения до экономически обоснованного уровня, опреде­ляемого в основном в результате конкурсного отбора организа­ций, предоставляющих эти услуги.
 21.2. Финансирование жилищного хозяйства
 Жилищное хозяйство — одна из важнейших отраслей соци­ально-бытовой инфраструктуры. Рост народного благосостояния тесно связан с улучшением жилищных условий.
 Принимаемые за последние десятилетия меры по решению жилищной проблемы привели к значительному возрастанию жилищного фонда городов. Улучшилось инженерное оборудова­ние домов и оснащение их водопроводом, канализацией, газом, лифтом, мусоропроводом и т. д. Жилищный фонд стал главным общественным богатством городов, удельный вес его в общем объеме основных фондов, подведомственных городским самоуправлениям, составляет 70—80%.
 Бюджетные средства в жилищное хозяйство направляются только из территориальных бюджетов, в том числе около 30% — из региональных бюджетов и 70% — из местных.
 В общем объеме территориальных бюджетов расходы на со­держание жилищного хозяйства составляют 16%, в том числе в региональных бюджетах — 11%, в местных — 19%. Наблюдается рост этих расходов. Он обусловлен не только увеличением са­мого жилого фонда, но и повышением качества строений, их технической оснащенности, заработной платы работников. С ростом этажности, технической оснащенности домов возрастают расходы. Так, затраты на содержание девяти- и шестнадцатиэтажных домов выше, чем затраты на пятиэтажные дома, соот­ветственно на 18 и 23%. С увеличением объема крупнопанель­ного домостроения возрастают расходы на капитальный и теку­щий ремонт. В таких домах эти расходы превышают восстанови­тельную стоимость в 2,5 раза, из них 30% приходится на теку­щий ремонт.
 Таким образом, в перспективе с развитием в городах много­этажного и крупнопанельного строительства расходы на содер­жание жилищного фонда будут возрастать. Все это свидетельст­вует о необходимости серьезного подхода к вопросам эффектив­ного использования финансовых ресурсов, направляемых на со­держание и ремонт жилых домов. Главной задачей при этом должно быть изыскание путей снижения темпов роста расходов и сокращение их.
 В затратах на содержание жилых строений значительную часть занимают расходы на оплату труда, которые составляют более 30%. Причинами высокого уровня заработной платы в эксплуатационных расходах в жилищном хозяйстве являются слабая механизация работ, отсутствие автоматизации инженер­ных систем в домах, широкое применение ручного труда.
 Снижение роста расходов на содержание жилищного фонда в значительной степени зависит от улучшения организации его эксплуатации. Расширение объемов жилищного строительства, увеличение технической оснащенности домов, повышение тре­бовательности к качеству услуг, оказываемых жилищным хозяй­ством, привели к тому, что существующая система организации эксплуатации жилищного фонда, при которой все основные ра­боты по его содержанию осуществляются силами домохозяйств с их низкой материально-технической базой и производительно­стью труда, тормозит развитие коммерческого расчета в этой отрасли и дает значительные экономические потери.
 Основными путями совершенствования системы эксплуата­ции жилищного хозяйства, выявления резервов снижения уров­ня эксплуатационных расходов являются:
 • механизация и автоматизация производственных процессов;
 • создание специализированных организаций, осуществ­ляющих на высоком техническом уровне обслуживание внутридомовых инженерных систем и ремонт зданий;
 • концентрация материальных и финансовых ресурсов, вы­деляемых в эту отрасль;
 • совершенствование системы оплаты труда.
 Из общего объема средств, выделяемых на содержание жи­лищного фонда, наибольшая часть направляется на проведение текущего ремонта. Своевременное и в достаточном объеме вы­деление финансовых и материальных ресурсов на текущий ре­монт позволяет содержать жилые дома в технически исправном состоянии. В перспективе, по мере увеличения материальных и финансовых возможностей общества и в связи с необходимо­стью проведения более эффективных мер по сохранению жи­лищного фонда размер средств, выделяемых на текущий ремонт, и их удельный вес в эксплуатационных расходах будут возрас­тать и могут превысить 50% эксплуатационных расходов.
 Большой объем и высокий удельный вес финансовых ресур­сов, ассигнуемых на текущий ремонт, выдвигают задачу повы­шения эффективности их использования. Вместе с тем в этой сфере жилищного хозяйства имеются возможности наибольших резервов экономии.
 1. Одним из условий сокращения трудовых затрат, повыше­ния эффективности средств, выделяемых на текущий ремонт, является концентрация этих работ в специализированных ремонтно-строительных организациях. Такая концентрация связана с передачей домохозяйствами штата ремонтных рабочих и мате­риальных фондов этим организациям. Домохозяйства освобож­даются от ведения этих работ, становятся заказчиками и контро­лируют объем и качество выполняемых работ.
 2. Создание объединенных диспетчерских служб, специализи­рованных предприятий и передача им на обслуживание техниче­ского оборудования домов, проведение текущего и капитального ремонтов жилищного фонда обеспечат эффективное использо­вание средств, а также снижение расходов жилищного хозяйст­ва. Создание таких служб возможно и целесообразно при нали­чии у местных органов власти жилой площади 100 тыс. м2 и бо­лее, т. е. крупных домовладений, где, как правило, уровень экс­плуатации выше, а расходы на 1 м2 жилья ниже. В последнее десятилетие наблюдается интенсивный процесс объединения жилищных организаций главным образом в муниципальном жи­лищном хозяйстве. Во многих городах, особенно в средних и малых, применение новых форм эксплуатации жилищного хо­зяйства невозможно или затруднено в связи с тем, что оно рас­пределено между местными органами власти и ведомствами.
 3. Концентрация всего государственного жилищного фонда в ведении местных органов власти даст возможность централизованно проводить научно обоснованную техническую политику в этой отрасли, шире внедрять автоматизацию и механизацию труда. Это также открывает новые возможности для улучшения обслужива­ния населения и достижения экономического эффекта.
 Мобилизация доходов — один из важнейших резервов улуч­шения финансового состояния жилищного хозяйства.
 Источниками доходов жилищного хозяйства являются:
 • квартирная плата;
 • арендная плата;
 • сборы с арендаторов на эксплуатационные расходы;
 • прочие доходы.
 Главные источники доходов — это квартирная и арендная платы. Удельный вес их в доходах достигает 80%.
 В общем объеме доходов, получаемых жилищными органи­зациями, квартирная плата не превышает 55%. В последние де­сятилетия улучшилось качество жилищ, их техническая осна­щенность и комфортабельность. В то же время функционирует еще и значительная часть старого жилого фонда. Удельный вес домов, построенных более 20—30 лет назад, составляет свыше 30%. Особенно велик удельный таких зданий в крупных старых городах.
 Несмотря на проводимые работы по модернизации старого жилищного фонда, условия проживания в старых домах при некоторых их преимуществах ниже, чем в новых. Это отсут­ствие технических средств, коммунальное заселение и т. д. Квартирная же плата как в старых, так и в новых домах почти не отличается. Поэтому проблема большей дифференциации размера оплаты за проживание в старом и новом жилом фонде очень актуальна.
 Следующим по значению источником доходов муниципаль­ного жилищного хозяйства являются арендная плата и сборы с арендаторов на эксплуатационные расходы домохозяйств. Их доля в доходах составляет около 30%. Учитывая тенденцию к росту эксплуатационных расходов жилищного хозяйства и исхо­дя из необходимости укрепления его финансового положения, значение арендной платы как источника доходов должно повы­шаться. Этому должен способствовать ряд мер экономического и организационного характера, в том числе расширение фонда нежилых помещений, увеличение тарифных ставок за пользова­ние ими, укрепление хозрасчета и повышение уровня экономи­ческой работы в отрасли.
 Повышение рентабельности домохозяйств связано с укреп­лением коммерческого расчета. Для этого требуется создание оп­ределенных условий, в том числе увеличение источников дохо­дов, позволяющих покрывать все эксплуатационные расходы. При переходе на коммерческий расчет и ликвидации дотаций как источника покрытия эксплуатационных расходов улучшится финансовая деятельность домохозяйств, усилится их стремление к эффективному использованию средств и к максимальному вы­явлению резервов доходов.
 Взаимоотношения жилищного хозяйства с бюджетом будут строиться на общей для всех отраслей налоговой основе, т. е. жи­лищные организации будут платить налоги. В то же время сле­дует отметить, что и из бюджета будут выделяться ассигнования на муниципальное жилищное строительство. Кроме того, в целях социальной защиты населения малоимущим семьям будут выде­ляться пособия на оплату ими жилищно-коммунальных услуг.
 21.3. Коммунальное хозяйство и бюджет
 Коммунальное хозяйство призвано обеспечить жителей населенных мест водой, теплом, дорогами, транспортом и т. д. Рас­ходы на оплату услуг, производимых коммунальными предпри­ятиями, осуществляются за счет средств территориальных бюджетов, средств юридических и физических лиц.
 Главный источник финансирования коммунальных предпри­ятий — территориальные бюджеты. Из всех средств, поступающих коммунальным предприятием из бюджетной системы, на местные бюджеты приходится 58%, на региональные бюджеты — 42%.
 В территориальных бюджетах расходы на финансирование коммунальных предприятий составляют от 10 до 12%. Бюджет­ные средства коммунальным предприятиям поступают в виде дотаций:
 • на покрытие разницы в ценах за предоставляемые насе­лению услуги и продукцию (тепло для жилых домов и транспортные услуги);
 • на капитальные вложения (водопроводно-канализационное хозяйство, городской пассажирский транспорт, дороги и др.);
 • на оплату произведенных работ и оказанных населенным местам услуг (санитарная очистка, освещение, озеленение территорий и др.).
 Водопроводно-канализационное хозяйство. Проблема обеспе­чения населенных мест водой и очистки сточных жидкостей имеет важное значение для развития городов, особенно в густо­населенных и промышленных районах.
 Водообеспечение, отвод и очистка сточных вод являются жизненно необходимыми с точки зрения как благоустройства жилых районов, дальнейшего развития промышленности, так и охраны окружающей среды. Наличие водных источников и средств подачи воды позволяет развивать промышленное произ­водство и связанное с ним жилищно-коммунальное строительст­во. В то же время централизованное водоснабжение с достаточ­но налаженной технологией обработки воды дает возможность не только контролировать ее качество, но и искусственно обо­гащать питьевую воду необходимыми для здоровья населения микроэлементами. Строительство водоотводных и очистных со­оружений позволяет сохранять экологическое равновесие окру­жающий среды, беречь водные ресурсы страны.
 Системами внутреннего водопровода в настоящее время ос­нащена значительная часть обобществленного жилого фонда; канализацией — большая часть домов городов. И все же потреб­ности в услугах водопроводно-канализационного хозяйства еще не удовлетворены.
 В будущем объем потребляемой воды будет постоянно уве­личиваться и в перспективе возрастет в 2,5 раза. С ростом водопотребления связано повышение мощностей канализационных предприятий. Предполагается, что объем сточных вод в бли­жайшей перспективе увеличится в 2,5 раза, а на более далекую перспективу — в 5—10 раз. Такой рост обусловлен развитием городов и современных отраслей промышленности с повышен­ной водоемкостью производства. Все это повлечет увеличение капитальных вложений на строительство и реконструкцию водопроводно-канализационных сооружений, главным источником которых станут бюджетные средства.
 Дальнейшее развитие жилищного строительства, улучшение инженерного оборудования жилых и общественных зданий, по­вышение уровня благоустройства городов, развитие промыш­ленности и рост ее водопотребления вызовут необходимость расширения мощностей водопроводно-канализационных пред­приятий. Это будет важным фактором роста и валовых доходов.
 Вместе с тем рост доходов и прибыли этих предприятий не будет прямо пропорционален росту производственных мощностей и увеличению подачи воды. Дальнейшее развитие водопро­водно-канализационного хозяйства будет проходить при нарас­тающем дефиците водных ресурсов в индустриальных районах. Это потребует доставки воды из других, как правило, отдален­ных районов, где имеются пока свободные водные ресурсы.
 Кроме того, надо учесть, что в результате увеличения водо­потребления промышленными предприятиями и объема сбрасы­ваемых в водоемы стоков, недостаточной их очистки возрастает загрязненность водоемов. Положение усугубляется химизацией сельского хозяйства, смывом с полей удобрений в открытые во­доемы. Это в свою очередь требует расширения работ по очист­ке воды. Таким образом, перед отраслью стоят важные задачи. В их числе:
 • создание крупных централизованных систем водоснабжения;
 • централизация и специализация строительно-монтажных работ по созданию водопроводно-канализационных со­оружений;
 • автоматизация работ насосных станций;
 • внедрение в крупных городах автоматизированных систем управления водопроводным хозяйством;
 • повышение в общем балансе подаваемой воды удельного веса воды, добываемой из артезианских скважин;
 • обеспечение высокой санитарной очистки воды;
 • разработка эффективных средств фторирования и озони­рования питьевой воды.
 Удлинение водных коммуникаций, увеличение очистных ра­бот требуют повышения уровня технической оснащенности от­расли, квалификации ее работников. Все это связано с ростом капитальных вложений, амортизационных отчислений, заработ­ной платы и т. д. Естественно, это ведет к росту себестоимости воды, отпускаемой потребителям.
 При объективном влиянии удорожающих факторов особо важное значение приобретают активизация разработки и осуще­ствления мероприятий, содействующих снижению себестоимости воды. К их числу в первую очередь надо отнести сокращение нерациональных расходов и потерь воды у потребителей, эконо­мию энергоресурсов в водопроводно-канализационном хозяйст­ве, повышение уровня механизации и автоматизации работ в целях высвобождения трудовых ресурсов отрасли.
 На развитие водопроводно-канализационного хозяйства не­обходим значительный объем капиталовложений. Поэтому вопрос о повышении эффективности их использования чрезвы­чайно актуален. В структуре основных фондов доля активной части весьма незначительна, 96% занимают фонды долговремен­ных сооружений с длительным сроком эксплуатации. Средняя норма амортизации в этой отрасли по сравнению с другими от­раслями довольно низка (3,5—4%), однако в водопроводно-канализационном хозяйстве удельный вес амортизации в себе­стоимости продукции высок (35—55%). Следовательно, главные резервы снижения темпов роста расходов в этой отрасли следует искать в улучшении использования основных фондов и умень­шении потребности в их расширении.
 Наиболее важный резерв в водопроводно-канализационном хозяйстве — снижение потерь воды из-за технического несовер­шенства водопроводного оборудования и его несвоевременного ремонта, а также халатного отношения потребителей. Потеря воды по стране достигает в среднем 7—8% общего количества воды, подаваемой в сеть. В целом ряде населенных пунктов эти потери значительно больше. Многолетней практикой установле­но, что средние потери воды в сетях могут быть снижены прак­тически до 5%.
 Основную роль в снижении потерь воды из-за неисправно­сти и несовершенства конструкции водопроводного оборудова­ния должна играть организация действенного контроля, включающая систематическую проверку сети оборудования и прибо­ров, проведение профилактических ремонтов, организацию ава­рийных бригад, учет и инспектирование расходования воды с целью выявления ее сверхнормативных расходов и перерасходов. Определено, что с организацией действенного контроля расход воды снижается на 25%.
 Главными статьями эксплуатационных расходов предприятий водопроводно-канализационного хозяйства являются расходы по электроэнергии, заработной плате и амортизации, удельный вес которых в общей сумме расходов достигает 90%.
 Расходы по оплате за электроэнергию составляют более 40% всех затрат водопроводных предприятий. С удлинением сетей, рос­том многоэтажного жилищного строительства, с необходимостью увеличения напора воды и мощностей насосов расход электро­энергии повышается, увеличиваются и затраты на ее оплату.
 С оснащением предприятий новым, более мощным и доро­гим оборудованием увеличиваются амортизационные отчисле­ния, удельный вес которых составляет 35—55% всех расходов. Возрастают и расходы, связанные с повышением заработной платы работникам водопроводно-канализационного хозяйства.
 Помимо мероприятий технического характера, способствую­щих снижению темпов роста расходов в водопроводном хозяйст­ве, большое значение должно иметь строительство крупных предприятий и объединение мелких. Крупные сооружения и систе­мы по сравнению с мелкими позволяют добиваться более высо­кой производительности труда. Например, в крупных водопро­водных предприятиях выработка на одного работника почти в 20 раз выше, чем на мелких предприятиях, а средняя себестои­мость 1 м3 воды почти в семь раз ниже. Одновременно с этим объединение и укрупнение систем позволяет добиваться лучшего использования водных ресурсов, более высокой надёжности обеспечения потребителей и более высоких санитарных качеств подаваемой воды. Организация крупных предприятий водопро­водно-канализационного хозяйства в известной степени связана с процессом передачи ведомственных предприятий местным органам власти в городах и создания межрайонных предприятий в поселках городского типа и сельских местностях.
 Анализ состояния и перспективы развития водопроводно-канализационного хозяйства показывают, что в будущем при стабильности тарифов и росте эксплуатационных расходов, вы­зываемом необходимостью доставлять воду, отводить сточные жидкости на более удаленные расстояния и повышать уровень их очистки, опережение роста расходов над доходами будет уве­личиваться. Это приведет к дальнейшему снижению темпов рос­та прибыли водопроводно-канализационных предприятий.
 В связи с такой тенденцией особую актуальность приобрета­ют вопросы улучшения экономических показателей предпри­ятий этой отрасли городского хозяйства. Помимо повышения уровня технической оснащенности и организации производства важное значение имеет проблема тарифов.
 Опережающие темпы роста средней себестоимости над тем­пами роста средних тарифов снижают рентабельность водопроводно-канализационных предприятий. В этих условиях необхо­димо проводить работу по регулированию тарифов. Устанавли­ваемые тарифы должны покрывать все издержки системы водо­проводно-канализационного хозяйства, способствовать усилению его заинтересованности в достижении наилучших результатов, ак­тивизировать работу промышленных, транспортных, строительных и других предприятий и организаций в направлении более эко­номного и рационального использования водных ресурсов.
 Городской пассажирский транспорт становится одним из глав­ных средств осуществления производственных и социальных связей в городских системах, фактором экономии времени насе­ления.
 В выполнении возлагаемых на транспорт функций главная роль отводится общественному пассажирскому транспорту. По сравнению с индивидуальным транспортом он обеспечивает большую экономическую эффективность, безопасность, эко­номнее использует дорожное пространство.
 Развитие транспорта еще значительно отстает от растущих потребностей в его услугах.
 С увеличением территорий городов возросла дальность поез­док их жителей. Увеличиваются затраты времени на передвиже­ние в городах. Еще недостаточна насыщенность территорий го­родов линиями общественного транспорта и значительны интер­валы движения машин. При этом в региональном разрезе име­ются существенные различия в насыщенности транспортных линий подвижным составом. Отсутствие нужного количества подвижного состава является причиной его переполнения.
 Удовлетворение потребностей населения городов в транс­портных услугах связано со значительным объемом работ и рос­том капитальных вложений. В ближайшее десятилетие предсто­ит значительно расширить линии городского транспорта, в связи с чем капитальные вложения на эти цели значительно возрастут.
 Основную часть средств на развитие транспорта составляют бюджетные ассигнования. Это объясняется тем, что городской пассажирский электротранспорт не только не располагает собст­венными средствами для финансирования дальнейшего разви­тия, но в значительной мере требует бюджетных дотаций на со­держание.
 Для улучшения транспортного обслуживания населения го­сударство увеличивает капитальные вложения на развитие всех видов городского транспорта, на расширение его подвижного состава, при этом происходит замена старых машин на более вместительные.
 В результате повышения цен на основные средства, материа­лы и электроэнергию, увеличения заработной платы водителей, амортизационных отчислений, стоимости ремонта и др. экс­плуатационные расходы транспортных организаций возросли, себестоимость одной пассажиро-поездки систематически увели­чивается, превышая действующие тарифы.
 Наряду с объективными причинами роста себестоимости пе­ревозок пассажиров увеличение затрат связано и с недостатками в организации перевозок, а также с непроизводительными рас­ходами и потерями транспортных предприятий.
 Велико выбытие подвижного состава по технической неис­правности, поскольку рост подвижного состава нередко опере­жает строительство производственной базы пассажирского транспорта. Имеются серьезные трудности с техническим об­служиванием и размещением подвижного состава. Все это при­водит к длительным простоям машин в ремонте, преждевремен­ному их износу и частым возвратам с линии, а в конечном итоге — к росту эксплуатационных расходов и увеличению убытков.
 Действуют и другие факторы, снижающие рентабельность этой отрасли местного хозяйства. Велики потери городского пассажирского транспорта от безбилетного проезда и провоза багажа.
 Для укрепления финансового положения городского пасса­жирского транспорта необходимо осуществление ряда организа­ционных технических и экономических мероприятий, направ­ленных на повышение рентабельности его работы.
 Анализ структуры эксплуатационных затрат городского пас­сажирского транспорта показывает, что наиболее высокий удельный вес в них занимают расходы на заработную плату, электроэнергию, амортизационные отчисления, техническое об­служивание и накладные расходы.
 Пути снижения себестоимости перевозок видятся в более эффективном использовании средств на заработную плату, в по­вышении производительности труда на транспорте.
 Особо следует рассмотреть экономическую сторону решения вопроса об улучшении транспортного обслуживания в городах. Действующая система тарифов за проезд приводит к тому, что чем больше подвижного состава выпускается на линию, чем комфортабельнее машины, тем выше эксплуатационные расходы транспортных хозяйств и, следовательно, их убыточность. Сис­тема показателей, с помощью которых оценивается работа транспортных предприятий, снижает из заинтересованность в повышении качества обслуживания. Выход из такого положения — в изменении порядка организации производственной дея­тельности транспортных предприятий, оценки их результатов, в совершенствовании системы оплаты транспортных услуг.
 21.4. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства
 Наиболее значимым компонентом дотаций, предоставляемых из территориальных бюджетов отраслям социальной сферы, являются дотации на жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), включающие дотации на квартирную плату и жилищно-коммунальные услуги. Например, в 1994 г. доля этих дотаций составила 4,7% ВВП, или 27% от суммарных расходов территориальных бюджетов. Рост дота­ций ЖКХ в этот период был связан с необходимостью предотвра­щения дальнейшего снижения уровня жизни населения и обеспе­чения гарантии доступа к таким жизненно необходимым услугам, как жилье и коммунальные услуги.
 Как показывает анализ, на увеличение дотаций ЖКХ в этот период оказали влияние два основных фактора.
 1) предприятия из-за резкого уменьшения государственного финансирования и падения спроса на свою продукцию сокра­щали расходы на эти цели. В результате расширялась сфера от­ветственности местных бюджетов за дотирование ЖКХ,
 2) рост цен на энергоносители опережал общий уровень ин­фляции (по оценкам Всемирного банка, в период 1992—1994 гг. это опережение составило по электроэнергии 2,8 раза, по топли­ву — 1,9 раза) Соответственно такое опережение, по-видимому, лишь отчасти могло быть компенсировано за счет установления льготных тарифов населению и перераспределения этих расхо­дов на предприятия.
 Учитывая, что социальная сфера в России, как правило, фи­нансируется по остаточному принципу, доля затрат на нее в объеме ВВП, по оценкам, может снизиться на 3—4 пункта. Однако наиболее негативные последствия для развития соци­альной сферы может иметь изменение приоритетов при бюд­жетном финансировании ее отраслей. В связи с этим при перво­очередном исполнении текущих платежей наиболее вероятным является дальнейшее снижение объемов инвестиций в отраслях социальной сферы, что существенно ограничит возможности их функционирования и развития.
 Реальными действиями в этом направлении можно считать проводимые Правительством России реформы в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В соответствии с представленным Правительством планом предполагаемая реформа в данной сфе­ре будет включать два этапа
 Первый этап предусматривает реализацию мер, направленных на повышение эффективности использования затрат на содержание ЖКХ. В числе таких мер, в частности, предусматри­вается формирование системы учета потребления коммунальных услуг, формирование конкурентной среды и новой, более со­вершенной и экономичной, системы обслуживания жилищно-коммунального хозяйства.
 На втором этапе реформы предполагается осуществле­ние ряда мер, обеспечивающих постепенный переход ЖКХ на полное самофинансирование. При этом, учитывая реальную экономическую ситуацию в стране, а также низкий уровень до­ходов основной массы ее населения, при реализации реформы для населения предусматриваются определенные лимиты затрат на ЖКХ Предусматривается, что доля оплаты жилищно-коммунальных услуг в 2000 г. не превысит 20% от совокупных доходов российских семей.
 По оценкам, при введении новой системы оплаты услуг ЖКХ в 1996 г. из расчета 16% совокупного семейного дохода на дотации из бюджета в соответствии с проектом было бы израс­ходовано около 75 трлн. руб. вместо примерно 100 трлн. руб. бюджетных средств, фактически израсходованных в этом году. При сохранении существующих тенденций в динамике объемов ВВП в результате реализации правительственного проекта в 1997 г. экономия в данной сфере, по оценкам, может составлять около 35 трлн. руб.
 Необходимо учитывать, что практическая реализация реформ в ЖКХ в России будет осуществляться при существенно более низких среднедушевых объемах ВВП и доходах населения по сравнению с экономически развитыми странами мира. Напри­мер, в 1995 г. фонд заработной платы в России составил около 23% от объема ВВП, а доля денежных доходов населения в его объеме — 5% при значении соответствующих показателей для США в данном периоде 59 и 85%. Соответственно при четырех­пятикратном превышении объемов ВВП на душу населения в развитых странах и примерно равных относительных расходах на ЖКХ в семейных бюджетах на содержание данной сферы в раз­витых странах будут использованы финансовые ресурсы, как минимум в 6—7,5 раз превышающие по объемам ресурсы, ис­пользуемые в России. Это означает, что даже с учетом более низкого качества жилья в России, а также более низких удель­ных затрат на содержание данной сферы, эти средства составят только небольшую часть от средств, необходимых для полной компенсации затрат на ЖКХ.
 Кроме того, при оценке возможностей реализации данного проекта необходимо учитывать и то, что в период проведения экономических реформ в России темпы роста потребительских цен, как правило, превышали соответствующие показатели, ха­рактеризующие динамику объемов ВВП и средней заработной платы населения. Поэтому при наиболее вероятном варианте развития и сохранении данной тенденции на ближайшую пер­спективу (о чем свидетельствует и динамика этих показателей, наблюдаемая в 1996—1997 гг.), дополнительные затраты семей­ного бюджета на содержание ЖКХ могут в еще большей степени снизить уровень жизни большей части населения России.
 * * *
 Проблемы финансирования этой отрасли всегда были в поле зре­ния финансовой науки и практики. Большой вклад в исследование фи­нансовых взаимоотношений отрасли с государством и населением вне­сли В.В. Бармин, М.Г. Гершман, Б.Н. Колотилкин, И.Г. Минц, Г.Б. Поляк, Ю.В. Пешехонов, Н.Л. Филатов.
 Контрольные вопросы
 1. Назовите подотрасли, включенные в отрасль ЖКХ, и ис­точники финансирования расходов на содержание и раз­витие ЖКХ.
 2. Охарактеризуйте пути снижения роста расходов на содер­жание жилищного фонда.
 3. Какие резервы экономии финансовых ресурсов в сфере ЖКХ вы можете назвать?
 4. Что означает мобилизация доходов в сфере ЖКХ?
 5. Как осуществляются взаимоотношения коммунального хозяйства с территориальным бюджетом?
 ГЛАВА 22. Система финансирования расходов в непроизводственной сфере
 Социальная инфраструктура. В современном индустриальном и урба­низированном обществе огромную роль в жизнеобеспечении челове­ка играет непроизводственная сфера — важнейший фактор развития производительных сил. Социальная инфраструктура, в которую входят учреждения народного образования, здравоохранения, куль­туры, искусства, социального обеспечения, занимает видное место в народнохозяйственном комплексе государства. В России в отраслях социальной инфраструктуры трудится примерно 25% работников, занятых в народном хозяйстве. Основные фонды учреждений соци­альной инфраструктуры составляют примерно 30% основных фон­дов народного хозяйства. На содержание и развитие этих учрежде­ний из консолидированного бюджета Российской Федерации еже­годно выделяется около 25% всех бюджетных ассигнований.
 Развитие социальной инфраструктуры зависит от уровня раз­вития материального производства, объема созданного здесь на­ционального дохода и его распределения между производствен­ной и непроизводственной сферами. Инфраструктура оказывает всестороннее влияние на производительные силы. В условиях все усиливающегося процесса общественного разделения труда практически невозможно функционирование отраслей матери­ального производства без социальной инфраструктуры. Матери­альные и духовные блага, предоставляемые предприятиями и учреждениями социальной инфраструктуры, удовлетворяя лич­ные потребности людей, являются важнейшим фактором вос­производства рабочей силы и интенсификации производства. Инфраструктура все в большей степени становится социальным ускорителем экономического развития.
 С расширением масштабов производства и общественного разделения труда, развитием научно-технического прогресса, производственных отношений, с изменением образа жизни, сопровождающимся изменением структуры потребления и ростом социальных потребностей населения, значение инфраструктуры неуклонно возрастает. Свидетельством тому служит рост произ­водительных сил, используемых в этой сфере народного хозяй­ства. Затрачиваемый в инфраструктурных отраслях живой труд увеличивает объем национального дохода страны. При этом вклад этих отраслей в объем произведенного национального до­хода растет. За последние 30 лет доля этого вклада возросла с 16 до 25%.
 В то же время наблюдалось неуклонное повышение удель­ного веса производственных фондов основных отраслей народ­ного хозяйства, что вызывалось необходимостью развития про­мышленного потенциала в районах нового освоения и совер­шенствования материально-технической базы сельского хозяйст­ва. В этих условиях при абсолютном росте основных фондов со­циальной инфраструктуры их удельный вес в общем объеме всех основных фондов народного хозяйства снижался. Такое отставание темпов роста основных фондов инфраструктурных отраслей увеличивало диспропорции в развитии отраслей ос­новного производства и обслуживающих отраслей и сдерживало перевод экономики на интенсивный путь развития.
 Необходимость расширения учреждений социальной инфра­структуры диктуется тем, что достигнутый уровень их развития еще не обеспечивает потребности населения в социальных ус­лугах. Все это требует увеличения объема финансовых ресурсов на эти цели.
 В современных условиях на содержание и развитие социаль­ной инфраструктуры финансовые ресурсы направляются из не­скольких источников:
 • бюджета;
 • внебюджетных фондов;
 • средств предприятий и населения.
 Общественные фонды потребления — это средства бюджета, внебюджетных средств и предприятий, направляемые на соци­альную инфраструктуру. Главное их назначение — социальное развитие общества и социальная защищенность населения. Средства общественных фондов потребления позволяют предос­тавлять населению бесплатные или на льготных условиях услуги учреждений просвещения, здравоохранения, социального обес­печения. Объем и динамику этих средств, их удельный вес в ВВП характеризуют табл. 22.1 и 22.2.
 Таблица 22.1 Динамика и структура расходов на социальную сферу в РФ
 
 1993 г. 1994 г. 1995г.
 Показатели трлн. руб. % трлн. руб. % трлн. руб. %
 Расходы консолидированного бюджета 14,3 53,8 55,3 54,3 128,8 53,3
 Пенсионный фонд РФ 10,3 38,7 37,3 36,6 88,7 36,7
 Фонд социального страхования 1,6 6,0 6,6 6,5 17,5 7,2
 Государственный фонд занято­сти населения 0,4 1,5 2,4 2,3 6,4 2,6
 Фонд обязательного медицин­ского страхования 0,0 0,0 0,3 0,3 0,5 0,2
 Итого 26,6 100,0 101,9 100,0 241,9 100,0
 
 Таблица 22.2. Динамика государственных расходов на социальную сферу в РФ за период с 1993 по 1995 гг.
 
 Направлениерасходов Процент от ВВП
  1993 1994 1995
 Здравоохранение и физическая культура 3,58 4,09 3,41
 Образование 4,03 4,36 3,40
 Культура, искусство и средства массовой информации 0,61 0,73 0,42
 Жилищно-коммунальные услуги 6,06 5,92 5,33
 Прочие социальные расходы 1,51 2,39 2,25
 
 Бюджетные ассигнования. Более 2/3 средств общественных фондов потребления составляют бюджетные ассигнования. По­этому эти фонды доводятся до населения в основном через бюджетную систему в виде расходов:
 1) на социально-культурные мероприятия;
 2) жилищно-коммунальное хозяйство.
 Бюджетные ассигнования на социально-культурные мероприятия и жилищно-коммунальное хозяйство являются финансовой гарантией конституционных прав граждан на минимальный размер социально-культурных и жилищно-коммунальных услуг.
 Эти права зафиксированы в Конституции Российской Федера­ции 1993 г.
 1. Каждый гражданин России имеет право на вознагражде­ние за труд не ниже установленного федеральным законом ми­нимального размера оплаты груда. Кроме того, каждый граж­данин имеет право на оплачиваемый ежегодный отпуск. Это право граждан, работающих в организациях и учреждениях, финансируемых из бюджетных средств, гарантируется бюдже­том, в котором предусматриваются соответствующие ассигно­вания (ст. 37).
 2. Гарантируется защищенность материнства, детства и се­мьи (ст. 38). Финансовым выражением этой гарантии со сторо­ны государства являются бюджетные ассигнования на содержа­ние медицинских учреждений, связанных с обеспечением мате­ринства и обслуживанием детей, на выплату пособий по рожде­нию детей, по уходу за ними, многодетным семьям, одиноким матерям, на содержание дошкольных детских учреждений и др.
 3. Каждому гражданину гарантируется социальное обеспече­ние по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кор­мильца, для воспитания детей (ст. 39). Средства на эти цели вы­деляются как из бюджета, так и из внебюджетных фондов.
 4. Каждый гражданин России имеет право на охрану здоро­вья и медицинскую помощь (ст. 41). При этом установлено, что медицинская помощь в государственных и муниципальных уч­реждениях здравоохранения должна быть оказана гражданам бесплатно. Источником финансирования этих услуг долж­ны быть бюджетные ассигнования и фонды, создаваемые за счет страховых взносов.
 5. За счет бюджетных средств гарантируются общедоступ­ность и бесплатность дошкольного, основного общего среднего профессионального и высшего образования в государственных и муниципальных учреждениях (ст. 43).
 6. Малоимущим гражданам России, нуждающимся в жили­ще, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных жилищных фондов (ст. 40). Финансовые ресурсы для этих целей предусматриваются в мест­ных бюджетах.
 В развитие этих положений Конституции Законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий­ской Федерации» 1995 г. предусмотрен механизм осуществления конституционных прав граждан. В ст. 37 этого Закона преду­смотрено, что органы местного самоуправления должны обеспе­чивать удовлетворение основных жизненных потребностей насе­ления не ниже минимальных государственных социальных стандартов. Для выполнения этих стандартов федеральные и ре­гиональные органы государственной власти должны передавать в доходы местных бюджетов часть своих финансовых ресурсов.
 В целях организации проведения мероприятий по социаль­ной защите населения Правительство РФ разрабатывает и осу­ществляет федеральные целевые программы. В их числе такие программы: «Дети России», «Чернобыль», «Развитие образова­ния», «Социальная поддержка инвалидов», «Радиационная реа­билитация населения и территорий», «Молодежь России». «Жилище» и др. Государственными заказчиками таких программ выступают федеральные министерства и ведомства.
 В республиках, краях и областях Российской Федерации раз­рабатываются и осуществляются региональные целевые программы, в том числе связанные с социальной защитой населения.
 Бюджетные ассигнования, предназначенные на удовлетворе­ние социально-культурных и жилищно-коммунальных потреб­ностей и социальную защиту граждан, поступают населению по каналам федерального, региональных и местных бюджетов.
 В состав этих бюджетных расходов входят ассигнования:
 • на образование;
 • культуру;
 • искусство;
 • средства массовой информации;
 • здравоохранение;
 • физическую культуру;
 • социальную политику;
 • жилищно-коммунальное хозяйство.
 Доля этих ассигнований в консолидированном бюджете Рос­сийской Федерации в 1997 г. составила примерно 40%, в феде­ральном бюджете — около 10%, в бюджетах территорий — около 60%, в региональных бюджетах — более 30%, в местных бюдже­тах — около 70%.
 Объем, состав и структура этих средств, распределение их между отдельными видами бюджетов характеризуют данные таб­лицы 22.3 и 22.4.
 Таблица 22.3. Расходы федерального, региональных и местных бюджетов на социальную инфраструктуру в 1996 г. (млрд руб)
 
 Социальная инфра­структура Консо­лидиро­ванный бюджет Феде­ральный бюджет Террито­риальные бюджеты Регио­нальные бюджеты Мест­ные бюджеты
 1. Жилищно-коммунальное хозяйство 93202 — 93202 31691 61511
 2. Социально-культурные меро­приятия 188466 27541 161553 49078 112475
 Образование 83751 10919 72833 15164 57668
 Культура и ис­кусство 9548 905 8643 3830 4813
 Средства мас­совой инфор­мации 2154 1046 1108 657 451
 Здраво­охранение 56251 4160 52091 19036 33055
 Социальная по­литика 36762 9883 26879 10391 16488
 
 Таблица 22.4. Структура бюджетных расходов на социальную сферу в 1996 г. (%)
 
 Направлениерасходов Федеральныйбюджет Бюджеты

<< Пред.           стр. 13 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу