<< Пред.           стр. 14 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу

 территорий
 субъектов
 Федераций В том числе
  региональ­
 ные бюд­
 жеты
 (республи­
 канские,
 краевые,
 областные) местные
 (городские,
 районные,
 сельские)
 1. Социально-культурные мероприятия, в том числе: 14 86 26 60
 Образование 14 86 17 69
 Культура, искусство 10 90 40 50
 Здравоохранение 8 92 33 59
 Социальная политика 25 75 31 44
 2. Жилищно-коммунальное хозяйство —— 100 33 67
 
 Как видим, подавляющая часть бюджетных расходов, ис­пользуемых на социально-культурные мероприятия и жилищно-коммунальное хозяйство, поступает населению через бюджеты территорий, главным образом, через местные бюджеты, которые в финансировании учреждений народного образования и здра­воохранения и жилищно-коммунального хозяйства занимают главенствующее положение. Роль бюджетов территорий наибо­лее велика в социальной защите населения, а федерального бюджета — в финансировании искусства, средств массовой ин­формации, высших учебных заведений, науки.
 * * *
 Вопросы теории, методологии и практики финансового обеспече­ния отраслей социальной сферы нашли отражение в следующих моно­графиях-
 • В. И. Басов. Общественные фонды потребления и бюджет (1967)
 • И.А. Гороховер. Планирование и финансирование больниц и по­ликлиник (1967)
 • Л.И. Тульчинский. Финансовые проблемы профессионального образования в СССР (1968)
 • Г.Н. Соболевский, В.В. Ермаков, В.В. Головтеев. Основы финан­сирования учреждений здравоохранения (1974)
 • И.В. Бабановский. Вопросы финансирования здравоохранения в СССР (1976)
 • Г.И. Ушаков, А.С. Шуруев. Планирование и финансирование подготовки специалистов (1980)
 • Ю.А. Пешехонов. Ресурсы социального развития в XI пятилетке (1981)
 • К.И. Субботина Финансирование народного образования (1985)
 • Г.Б. Поляк Финансовое обеспечение социальной сферы (1988)
 • С.Д. Карастелин, Г.Б. Поляк. Ресурсы социального развития трудовых коллективов (1989).
 Контрольные вопросы
 1. Дайте определение социальной инфраструктуры.
 2. Назовите источники финансовых ресурсов, направляемых на содержание и развитие социальной инфраструктуры.
 3. Расскажите о роли общественных фондов потребления в финансировании социальной инфраструктуры.
 4. Как осуществляется механизм реализации основных прав граждан?
 ГЛАВА 23. Расходы на образование, подготовку кадров и культуру
 23.1. Социальное значение бюджетных расходов на образование
 Образование представляет одну из важнейших отраслей непро­изводственной сферы. Право на получение образования соглас­но Закону «Об образовании» является одним из основных и не­отъемлемых прав граждан Российской Федерации. Большое зна­чение придается повышению качества подготовки кадров, под­готовке специалистов по новым направлениям науки и техники, постоянному совершенствованию учебного процесса.
 Расходы на образование в соответствии с бюджетной клас­сификацией включают затраты на общее образование, воспита­ние детей и подростков, культурно-просветительскую работу, подготовку кадров.
 Законом предусмотрено, что область образования входит в компетенцию Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В компетенции Российской Федерации доля федерального бюджета, направляе­мая на финансирование образования, а также формирование федерального бюджета в части расходов на образование, феде­ральных фондов развития образования, налоговых льгот, стиму­лирующих развитие образования, федеральных нормативов фи­нансирования образования в зависимости от количества учащих­ся, воспитанников, минимальных размеров ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательных уч­реждений и государственных органов управления образованием.
 В компетенции субъектов Федерации в этой области — фор­мирование их бюджетов в части расходов на образование, уста­новление региональных нормативов финансирования образова­ния.
 В компетенции органов местного самоуправления находятся формирование местных бюджетов и фондов развития образова­ния, разработка и принятие местных нормативов финансирова­ния образования.
 На содержание учреждений образования в последние годы выделяется примерно 12% общих расходов консолидированного бюджета, из федерального бюджета — около 4% его расходов и около 20% расходов бюджетов субъектов Федерации, т. е. основ­ная доля расходов приходится на территориальные бюджета. В общей сумме расходов на образование затраты на детские до­школьные учреждения составляют примерно 15%, на общее среднее образование — 41%, школы-интернаты — 8%, среднее специальное образование — 10,5%, на высшее образование — 11,5%. Необходимо отметить, что бюджеты различных уровней принимают неодинаковое участие в финансировании различных учреждений образования. Так, средние школы на 99% финанси­руются из бюджетов субъектов Федерации и только на 1% из федерального бюджета, в то же время высшие учебные заведе­ния на 96% финансируются из федерального бюджета и только на 4% из территориальных бюджетов.
 Финансирование учреждений образования осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому ти­пу и виду образовательного учреждения.
 Федеральные нормативы финансирования должны утвер­ждаться ежегодно Государственной Думой одновременно с при­нятием закона о федеральном бюджете на очередной год и быть минимально допустимыми.
 Региональные и местные нормативы финансирования долж­ны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной терри­тории текущих расходов, связанных с образовательным процес­сом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудо­вания образовательного учреждения.
 Схема финансирования государственного и муниципального образовательных учреждений определяется типовым положением о соответствующем виде образовательного учреждения.
 Бюджетное финансирование получают и негосударственные образовательные учреждения по нормативам финансирования, аналогичным для государственных и муниципальных образова­тельных учреждений на данной территории. Эти учреждения получают право на государственное и муниципальное финанси­рование с момента их государственной регистрации.
 Переход к рыночным отношениям расширил возможности образовательных учреждений по привлечению денежных средств для финансирования своей основной деятельности. Они вправе привлекать в соответствии с действующим законодательством финансовые ресурсы, в том числе валютные, за счет предостав­ления платных дополнительных образовательных и иных услуг, предусмотренных уставом, а также добровольных пожертвова­ний и целевых взносов юридических и физических лиц. При­влечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования из бюджетной системы.
 К дополнительным платным услугам населению относятся:
 • обучение по дополнительным образовательным программам;
 • преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;
 • репетиторство;
 • углубленное изучение отдельных предметов и др.
 Предоставление дополнительных платных услуг должно выходить за рамки соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов. Доходы от ука­занной деятельности образовательного учреждения должны на­правляться на развитие уставной деятельности, в том числе на увеличение расходов по заработной плате. В этом случае данная деятельность не будет относиться к предпринимательской. Так­же необходимо иметь в виду, что платные услуги не могут ока­зываться взамен и в рамках основной образовательной деятель­ности, финансируемой из бюджета. В противном случае средст­ва, полученные путем такой деятельности, изымаются в соответ­ствующий бюджет.
 Негосударственные образовательные учреждения взимают плату с обучающегося за образовательные услуги, в том числе за обучение в рамках государственных образовательных стандартов. Платная образовательная деятельность такого учреждения не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат по обеспече­нию образовательного процесса, в том числе на заработную пла­ту, на его развитие и совершенствование в данном образова­тельном учреждении.
 В настоящее время образовательным учреждениям разрешено заниматься и предпринимательской деятельностью, предусмот­ренной уставом. К такой предпринимательской деятельности могут относиться реализация и сдача в аренду основных фондов и принадлежащего ему другого имущества, торговля покупными товарами, оказание посреднических услуг, долевое участие в деятельности других предприятий и организаций, приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг и получение доходов по ним, ведение иных внереализационных операций, принося­щих доход.
 Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоя­тельный баланс и расчетный счет. Неиспользованные в текущем году финансовые средства не могут быть изъяты у образо­вательного учреждения или зачтены в объем финансирования следующего года.
 23.2. Финансирование расходов на общеобразовательные школы
 Как уже отмечалось, расходы на общеобразовательные шко­лы являются основными в общих расходах на образование.
 Расходы на общеобразовательные школы включают затраты:
 на текущее содержание;
 приобретение оборудования и инвентаря;
 капитальный ремонт;
 строительство новых зданий.
 Расходы на текущее содержание — это заработная плата педагоги­ческого, учебно-вспомогательного и административно-обслуживаю­щего персонала, учебные, канцелярские и хозяйственные расходы, расходы на командировки, служебные разъезды и др.
 Расходы на текущее содержание школ исчисляются исходя из двух основных показателей:
 1) числа учащихся;
 2) количества классов.
 1. При планировании затрат на школы прежде всего опреде­ляются контингент учащихся, затем количество классов, педаго­гических ставок, объем ремонтных работ и другие показатели.
 Основные показатели исчисляются в среднем за год, так как бюджетный год не совпадает с учебным. Среднегодовые показатели позволяют учесть контингент учащихся и его изменение с начала учебного года. Для расчета среднегодовых показателей число уча­щихся берется на две даты — на начало и конец бюджетного года.
 Прием в первые классы планируется исходя из числа детей, которым до 1 сентября или в сентябре текущего года исполнится 7 лет, в пятые — по числу детей, окончивших третьи классы. Прием в девятые классы планируется по числу учащихся, окон­чивших восьмые классы, с учетом намечаемого приема в сред­ние профессионально-технические училища и другие учебные заведения, созданные на базе неполного среднего образования. По остальным классам контингент учащихся определяется по числу переведенных в следующий класс учащихся с учетом по­ступления их и отсева.
 Количество классов устанавливается по группам классов I—IV, V—IX, X—XI и зависит от общего числа учащихся и наполняемости классов, т. е. числа учеников, обучающихся в одном классе. Предельная наполняемость в I—IX классах — 30 учащихся, в Х — XI классах — 25 учащихся. Следует отметить, что фактическая на­полняемость классов не всегда соответствует предельной и зави­сит от плотности населения и контингента учащихся, расположе­ния школ на территории, типа школьных зданий. Если в районах с незначительной плотностью населения нельзя укомплектовать классы по установленным нормам, они могут быть объединены в классы-комплекты. В бюджетных расчетах класс-комплект при­равнивается к классу. Чаще всего в начальных школах в класс-комплект объединяются учащиеся I—IV классов. При бюджетном планировании следует стремиться к повышению наполняемости классов до предельной с целью рационального использования вы­деляемых на общеобразовательные школы средств.
 Количество школ, классов и учащихся определяется на 1 января и на 1 сентября. Число учащихся и классов на 1 января принимается по фактическому состоянию на последнюю отчет­ную дату с учетом возможного их изменения до конца текущего года. В связи с этим возникает необходимость рассчитывать среднегодовые показатели, которые учитывают как переходя­щий, так и дополнительный контингент.
 Среднегодовое количество учащихся и классов определяется по одной из следующих формул:
 
 
 где К — среднегодовое количество классов;
 КН и КК — количество классов на начало и на конец года.
 Например, на начало бюджетного года в городе было 200 классов, а на 1 сентября планируется 218. Среднегодовое коли­чество классов, исчисленное по этим формулам, составит 206:
 (200х8) + (218х4)
  12
 (200х2)+218
  3
 200+ .
 Исходя из среднегодового количества классов определяются все расходы на текущее содержание школ.
 2. Основной статьей расходов является заработная плата, ко­торая вместе с начислениями составляет около 45% всех расхо­дов на текущее содержание школ.
 В планировании фонда заработной платы существуют опреде­ленные особенности для городских школ, связанные с тем, что заработная плата учителям этих школ за вторую половину декабря планируемого года будет выплачиваться в январе бюджетного го­да, следующего за планируемым. Поэтому в новом учебном году работники школы получают заработную плату за 3,5 месяца, а за период с начала года до 1 сентября — за 8,5 месяца. Поэтому среднее количество классов для расчета фонда заработной платы городских школ исчисляется по формулам:
  ;
 
 где 29,2% — отношение 3,5 месяца к 12 месяцам.
 Исходя из нашего примера среднегодовое количество клас­сов составит 205:
 (200х8,5) +(218х3,5)
  12
 200 + 29,2% (218 - 200).
 Фонд заработной платы по школе включает:
 • заработную плату учителей за уроки;
 • оплату за проверку тетрадей;
 • заработную плату административно-обслуживающего и учебно-вспомогательного персонала;
 • дополнительные виды оплаты учителей.
 Фонд заработной платы учителей определяется на основе среднегодового количества педагогических ставок на один класс и средней ставки учителя в месяц. Ставки и оклады устанавли­ваются в соответствии с разрядами единой тарифной сетки (от 7-го до 14-го) и аттестацией педагогического персонала.
 Оклады рассчитываются по нормам педагогической нагрузки:
 учителям I—IV классов за 20 часов в неделю, остальным — по 18 часов в неделю. Общий объем нагрузки учителя определяется по данным учебных планов Министерства образования, в которых приведены учебные предметы и число часов в неделю в каждом классе. Сумму часов в каждом классе в неделю и факультатив­ных занятий делят на сумму часов по учебному плану и получа­ют количество ставок на один класс.
 При расчетах необходимо учесть дополнительные часы, кото­рые увеличивают число педагогических ставок:
 • в I — IV классах учителя могут освобождаться от ведения уроков физкультуры и музыки и вести учебно-воспита­тельную работу;
 • в V — IX классах на уроках по иностранному языку, тру­ду и физкультуре классы могут делиться на подгруппы.
 Приведем примерную форму расчета количества педагогиче­ских ставок по I—XI классам городских школ России. С учетом факультативных часов определено следующее максимальное ко­личество обязательных учебных часов в неделю: в I—IV классах -24 часа, в V—VI — 30 часов, в VII — 32 часа, в VIII — 34 часа и в IX—XI классах — 36 часов.
 
 Показатель
 
  Классы
 
 
  I-IV V-VI VII VIII IX-XI
 1. Число часов в неделю по учебному плану 24 30 32 34 36
 2. Фактически оплачивается часов в неделю 27 26 37 38 42
 3. Норма нагрузки учителя в неделю, час 20 18 18 18 18
 4. Количество ставок на один класс (стр. 2: стр. 3) 1,35 1,44 2,05 2,11 2,33
 
 В фонд заработной платы педагогического персонала вклю­чается дополнительная оплата за проверку письменных работ:
 • в первых классах — 10% от величины заработной платы;
 • в других классах в зависимости от предмета и с учетом количества ставок: по русскому языку — 15%, по матема­тике —10%, по иностранному языку — 10%, по биологии и химии — 5%.
 Ставки заработной платы каждому учителю и общий фонд заработной платы педагогов по школе устанавливаются путем тарификации учителей, которая производится ежегодно на 1 сентября. По результатам тарификации директор школы со­ставляет тарификационные списки учителей, в котором в разре­зе групп классов определяются количество педагогических ста­вок на один класс и средняя ставка учителя в месяц. Фонд зара­ботной платы учителя в месяц за период с января по август ис­числяется путем умножения количества ставок на среднюю ставку учителя в месяц и на число классов на 1 января плани­руемого года (на 1 сентября текущего года). Фонд заработной платы с сентября по декабрь определяется по этой же формуле, но количество классов берется на 1 сентября планируемого года.
 Фонд заработной платы административно-обслуживающего и учебно-вспомогательного персонала общеобразовательных школ определяется по утвержденным типовым штатам и должностным окладам (директор школы, заместитель директора, библиоте­карь, уборщица и т. д.).
 В фонд заработной платы включаются также следующие до­платы:
 • за классное руководство — до 20% оклада;
 • за заведование кабинетом — 20% оклада;
 • за руководство школьным кружком — 80%;
 • за ведение внеклассной работы — до одной ставки;
 • учителю химии за вредные условия до 12% оклада;
 • выплаты ежемесячной денежной компенсации для обес­печения книгоиздательской продукцией и периодически­ми печатными изданиями — 10% от оклада.
 Начисленный фонд заработной платы уменьшается на 3% этого фонда в связи с тем, что работники во время болезни по­лучают пособие по временной нетрудоспособности за счет средств бюджета социального страхования.
 3. Следующей значительной статьей являются учебные расходы, которые включают приобретение материалов для учебной работы, для работы в кабинетах, письменных, канцелярских принадлежно­стей, мелкого физкультурного инвентаря, проведение экскурсий в учебных целях и др. Выделяются ассигнования на создание, обнов­ление и использование библиотечных фондов учебников.
 Планирование учебных расходов производится по установ­ленным нормам на один класс по группам классов.
 4. Важной статьей расходов являются затраты на бесплатное питание детей. Предусматривается, что в группах продленного дня 10% детей освобождаются от оплаты полностью, а 15% — наполовину. Сумма расходов определяется исходя из норм рас­ходов, количества детей и количества дней, в течение которых дети пользуются бесплатным питанием.
 5. В сметах школ предусматриваются также расходы на при­обретение оборудования, инвентаря и на капитальный ремонт зда­ний. Потребность школы в инвентаре и оборудовании на плано­вый год определяется исходя из обеспеченности школы на нача­ло года и необходимости его обновления в плановом периоде с учетом установленных норм на одну школу или на одно учени­ческое место.
 Затраты на капитальный ремонт школ при сводном планиро­вании определяются исходя из общей внешней кубатуры школь­ных зданий и расчетных норм расходов на 1 м2. За счет средств, выделяемых на эти цели, могут проводиться реконструкция и расширение школ, пристройка классных комнат.
 Строительство новых школ осуществляется за счет средств, выделяемых в бюджетах соответствующих административно-территориальных единиц.
 6. В расходы на общеобразовательные школы включаются расходы на содержание групп продленного дня, которые создаются с целью улучшения воспитания детей и оказания помощи семь­ям в городах, поселках при обычных школах для учащихся I— VIII классов. Число учащихся в группах продленного дня уста­новлено 30 — 40 человек. Для ведения воспитательной работы с детьми определен дополнительный штат воспитателей из расчета 1,5 единицы на группу учащихся I—IV классов и 1 единицы на группу учащихся V—VIII классов. Питание в группах продлен­ного дня осуществляется за счет средств родителей, кроме льготного контингента (см. п. 4).
 7. К расходам на текущее содержание общеобразовательных школ относятся расходы на хозяйственное обслуживание и затра­ты на оплату командировок и служебных разъездов.
 Расходы на хозяйственное обслуживание при составлении индивидуальных смет планируются по действующим материаль­ным нормам. В эту группу включаются расходы на отопление, освещение, коммунальные услуги и прочие хозяйственные нуж­ды, а по школам, расположенным в сельской местности, — так­же ассигнования на бесплатное предоставление квартир работ­никам с отоплением и освещением. При сводном планировании хозяйственные расходы исчисляются исходя из среднегодового количества классов.
 При планировании расходов на общеобразовательные школы предусматривается создание фонда всеобуча для оказания мате­риальной помощи учащимся в приобретении одежды, учебни­ков, оплаты питания. Фонд всеобуча создается за счет следую­щих источников:
 1) средств бюджета в пределах 1% суммы ассигнований на текущее содержание учащихся I—IX классов;
 2) поступлений от предприятий и организаций;
 3) средств школы.
 Средства этого фонда распределяются по школам в зависи­мости от числа учащихся, которым нужна помощь, и расходуют­ся по специальным сметам.
 На основе расчетов по статьям расходов составляется смета рас­ходов общеобразовательной школы, а на основе этих смет составля­ется сводная смета расходов на содержание общеобразовательных школ к проекту местного бюджета, бюджета субъекта федерации.
 23.3. Финансирование расходов на школы-интернаты и дошкольные учреждения-интернаты
 В школы-интернаты принимаются дети, не имеющие необхо­димых условий для воспитания в семье или оставшиеся без ро­дителей.
 Финансирование расходов на школы-интернаты имеет следую­щие особенности.
 1. Основными показателями для расчетов расходов на шко­лы-интернаты служат число воспитанников, количество классов и педагогических ставок.
 2. Фонд заработной платы учителей школ-интернатов пла­нируется так же, как и в общеобразовательных школах, но до­полнительно предусматривается штат воспитателей на каждую группу классов.
 3. Фонд заработной платы административно-хозяйственного персонала школ-интернатов исчисляется по типовым штатам. Но по сравнению с общеобразовательными школами здесь пре­дусмотрены дополнительно должности медицинских работни­ков, поваров, ночных нянь и т. д.
 4. Расходы на содержание школ-интернатов обычно исчис­ляются на одного учащегося.
 5. Среднегодовое количество учащихся определяется по тем же формулам, которые применяются при расчете числа учащих­ся общеобразовательных школ.
 6. Канцелярские и хозяйственные расходы, расходы на при­обретение оборудования и инвентаря, на капитальный ремонт исчисляются так же, как по общеобразовательным школам.
 7. Учащиеся школ-интернатов обеспечиваются мягким ин­вентарем и обмундированием.
 8. Расходы на эти цели исчисляются по нормам затрат на одного учащегося, дифференцируемым в зависимости от дли­тельности пребывания в этих учебных заведениях. Расходы на питание рассчитываются исходя из норм на одного воспитанни­ка в день, числа воспитанников в интернате и времени их пре­бывания в школе-интернате.
 9. Учебные и прочие расходы определяются по нормам за­трат на одного воспитанника в год.
 10. Все затраты на содержание детей в школах-интернатах финансируются из бюджета. Родители в зависимости от их заработков вносят плату, поступающую в бюджет, из которого школа-интернат финансируется. Многие родители полностью или частично освобождаются от платы за содержание их детей в школе-интернате.
 11. При планировании прочих затрат на школы-интернаты в их состав включаются оплата проезда и расходы на первона­чальные нужны воспитанников, а также на культурно-просвети­тельную работу среди них.
 12. При сводном планировании в отличие от общеобразова­тельных школ (где расходы исчисляются на один класс) затраты на школы-интернаты определяются по среднему расходу на од­ного воспитанника.
 Детские дошкольные учреждения организуются органами об­разования, предприятиями, хозяйственными организациями и учреждениями. Независимо от того, в чьем ведении они нахо­дятся, методическое руководство ими осуществляют органы об­разования. Наиболее распространены детские сады с 9- и 11-часовым пребыванием детей, но есть детские сады с 12- и 24-часовым пребыванием в них детей. Наполняемость групп в дет­ских садах — 25 человек, в детских садах санаторного типа — 20 человек.
 Финансирование детских дошкольных учреждений имеет свои особенности.
 1. Расходы на содержание детских садов зависят от среднего­дового числа детей, количества групп и часов пребывания од­ного ребенка в детском учреждении, основной показатель при планировании — число детей в детских садах.
 2. Для расчета расходов на детские сады надо определить численность детей на начало года и их среднегодовой контин­гент. Этот контингент по отдельным учреждениям рассчитыва­ется исходя из числа детей (групп) на начало года и его измене­ния в плановом периоде.
 3. Расходы на заработную плату по отдельным учреждениям в смете планируются исходя из утвержденных штатов и ставок зара­ботной платы. Число штатных единиц определяется исходя из ко­личества групп и длительности пребывания детей в детском саду.
 4. Ставки заработной платы педагогам и воспитателям устанав­ливаются в соответствии с разрядом по единой тарифной сетке.
 5. Расходы на питание планируются исходя из установлен­ных денежных норм на одного ребенка в день с учетом различ­ного режима пребывания в них детей.
 6. Канцелярские и хозяйственные расходы по отдельным уч­реждениям определяются в том же порядке, как и по общеобра­зовательным школам: в зависимости от кубатуры зданий и усло­вий функционирования.
 7. В детских садах предусматриваются также учебные и про­чие расходы: на приобретение игрушек, пособий и материалов для занятий с детьми, на проведение детских праздников и т. д. Эти расходы планируются по нормам на ребенка в год.
 8. Затраты на приобретение оборудования, мягкого инвента­ря и обмундирования определяются по установленным нормам с учетом обеспеченности им на начало года.
 9. Плата родителей составляет небольшую долю (порядка 20%) общих расходов на дошкольные учреждения.
 10. При сводном планировании бюджетные ассигнования определяются по средней сумме расходов на одного ребенка с выделением затрат на заработную плату, питание, оборудование новых мест и дооборудование ранее действующих мест мягким инвентарем и прочих затрат на текущее содержание. Нормы расходов на дооборудование мягким инвентарем являются еди­ными, а на хозяйственные и прочие расходы планируются на уровне предшествующего года. Плата родителей планируется также в среднем на одного ребенка исходя из уровня, сложив­шегося в текущем периоде.
 Порядок планирования затрат на детские ясли аналогичен порядку расчета затрат на детские сады.
 23.4. Финансирование расходов на подготовку кадров
 Научно-технический прогресс, задачи по повышению эф­фективности производства и вхождению страны в рыночные от­ношения требуют постоянного роста знаний и общей культуры кадров.
 Подготовку кадров осуществляют профессионально-технические лицеи, средние специальные учебные заведения и высшие учеб­ные заведения.
 Все более важное место в настоящее время занимает система переподготовки кадров, исходя из требований рыночной экономики.
 Планирование и финансирование расходов на высшие учебные заведения. В стране сформировалась система государственного и негосударственного высшего образования. Бюджетные ассигно­вания направляются в основном государственным учебным заведениям. Они готовят кадры по всем специально­стям, необходимым для развития экономики и непроизводст­венной сферы страны.
 Обучение осуществляется по следующим формам: дневное, вечернее, заочное.
 Расходы на вузы определяются отдельно по каждому из них с учетом специфических условий их функционирования исходя из среднегодового числа студентов, норм их материального обеспе­чения, ставок заработной платы преподавателей и других пока­зателей.
 Основным финансовым документом вуза служит смета, оп­ределяющая общий объем, целевое направление и покварталь­ное распределение бюджетных ассигнований.
 Министерства и ведомства утверждают подведомственным высшим учебным заведениям сметы с выделением ассигнований по фонду заработной платы с начислениями, стипендиальному фонду, на капитальный ремонт, капитальные вложения, приоб­ретение оборудования и инвентаря.
 Расходы по остальным затратам утверждаются в целом по строке «Прочие расходы», а по статьям их распределяет ректор вуза в пределах общей суммы расходов.
 В смете приводятся общие сведения об учебном вузе, учеб­но-материальной базе. При сводном планировании расходы ис­числяются на основе расчетных норм на одного студента. Для этого определяют контингент студентов на планируемый год с учетом их выпуска и приема. Расчет проводится отдельно по дневному, вечернему и заочному обучению.
 Среднегодовое число студентов определяется по формуле:
 
 где Кср — среднегодовой контингент студентов;
 КН — контингент на начало года;
 В — выпуск студентов (например, с 1 июля);
 П — прием студентов (например, с 1 сентября).
 При планировании учитывается возможный отсев студентов. В расходах на вузы значительный удельный вес имеет зара­ботная плата. В фонд заработной платы вузов включается зара­ботная плата штатного профессорско-преподавательского пер­сонала (включая преподавателей-совместителей) дневных, ве­черних и заочных учебных заведений, лиц, привлеченных на педагогическую работу на условиях почасовой оплаты, а также административно-технического, учебно-вспомогательного и про­чего персонала. Штаты профессорско-преподавательского соста­ва по должностям определяет и утверждает ректор вуза в преде­лах численности учащихся и фонда заработной платы, установ­ленных для этой категории работников.
 1. Фонд заработной платы профессорско-преподавательского состава рассчитывается исходя из двух показателей: количества должностей и средней ставки заработной платы.
 Количество должностей определяется по расчетным коэффи­циентам с учетом числа студентов и аспирантов на одного пре­подавателя. Эти коэффициенты установлены для дневных, ве­черних и заочных отделений по группам вузов и факультетов в соответствии с профилем подготовки студентов и аспирантов.
 Ставки заработной платы профессорско-преподавательского состава дифференцированы в зависимости от разряда единой тарифной сетки, ученого звания и ученой степени.
 В вузах профессора, доценты и преподаватели в течение шестичасового рабочего дня должны вести все виды учебно-методической и научно-исследовательской работы в соответст­вии с учебным планом и планом научно-исследовательских ра­бот. Конкретную нагрузку профессорско-преподавательского состава устанавливают ректоры вузов.
 2. Заработная плата привлекаемым к учебной работе специа­листам, не состоящим в штате, выплачивается из почасового фонда, который планируется в процентах к годовому фонду за­работной платы штатного персонала.
 3. Фонд заработной платы руководящих, административно-хозяйственных работников и обслуживающего персонала вузов определяется в индивидуальном порядке в зависимости от объе­ма и специфики работы учебного заведения, утвержденных должностных окладов или на основе типовых штатов.
 4. Второе место по величине в расходах вузов занимают за­траты на выплату стипендий, которые определяются исходя из среднегодового числа студентов, получающих стипендии, и ус­тановленных размеров стипендий. По высшим учебным заведе­ниям, имеющим очную аспирантуру, планируются также сти­пендии аспирантам.
 5. Учебные расходы и расходы на приобретение книг для библиотек планируются по нормам, размер которых зависит от форм обучения (дневное, вечернее, заочное) и профиля подго­товки специалистов.
 Расходы на производственную практику студентов определя­ются исходя из численности студентов, проходящих практику, и ее продолжительности. В эти расходы входят также оплата пре­подавателей за руководство практикой, выплата им командиро­вочных, суточные пособия студентам, оплата проезда к месту практики и обратно.
 В расходах вузов планируются затраты на научно исследова­тельскую работу кафедр, связанную с разработкой научных про­блем, проведением опытов, на научные командировки препода­вателей, подготовку и защиту диссертаций.
 6. Расходы на инвентарь и оборудование для высших учеб­ных заведений планируются с учетом необходимости обеспече­ния их специальным оборудованием, компьютерами и хозяйст­венным инвентарем. Расходы на приобретение инвентаря и обо­рудования при сводном планировании определяются по нормам на одного студента (в зависимости от типа учебного заведения), а расходы на капитальный ремонт — исходя из внешней кубату­ры зданий и норм расходов на 1 м3.
 Планирование и финансирование расходов на средние специ­альные учебные заведения. Главная задача средних специальных учебных заведений — подготовка квалифицированных специа­листов со средним специальным и общим средним образовани­ем, имеющих необходимые теоретические знания и практиче­ские навыки по специальности, для различных отраслей эконо­мики и непроизводственной сферы страны.
 Основные показатели при расчете затрат на средние специ­альные заведения:
 • среднегодовое число учащихся;
 • количество групп, определяемое раздельно по дневному, вечернему и заочному обучению.
 Среднегодовое число учащихся исчисляется так же, как и по высшим учебным заведениям.
 Расходы на текущее содержание средних учебных заведений включают затраты на заработную плату с начислениями, выпла­ту стипендий, учебные, хозяйственные и прочие расходы.
 Основная статья расходов средних специальных учебных за­ведений — заработная плата.
 Фонд заработной платы планируется с учетом среднегодо­вого числа групп учащихся, которое определяется по переходя­щим группам — исходя из фактической наполняемости (25— 30 учащихся), по новому приему — по плановой наполняемости. Среднегодовое число групп рассчитывается в зависимости от сроков выпуска и приема.
 В фонд заработной платы средних учебных заведений входят:
 1) заработная плата педагогического персонала;
 2) доплата за проверку письменных работ;
 3) руководство предметными комиссиями;
 4) заведование лабораториями и кабинетами;
 5) классное руководство;
 6) заработная плата учебно-вспомогательного и администра­тивно-обслуживающего персонала.
 Фонд заработной платы педагогического персонала опреде­ляется исходя из средней ставки педагога и общего количества педагогических ставок. Ставки заработной платы педагогам ус­танавливаются на основе единой тарифной сетки по результатам аттестации.
 Фонд заработной платы административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала планируется по среднегодово­му количеству штатных единиц и средней ставке заработной платы. Численность персонала определяется штатным расписанием.
 Расходы на выплату стипендий и производственную практи­ку учащихся планируются так же, как и по высшим учебным заведениям. Учебные расходы планируются по нормам, которые дифференцируются по формам обучения и профилю подготовки специалистов. Хозяйственные и канцелярские расходы исчис­ляются методом прямого счета, а при сводном планировании — по нормам затрат на одного учащегося.
 23.5. Финансирование расходов на культуру
 В статье 7 Конституции РФ провозглашено, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого на­правлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе его образова­тельного и культурного уровня.
 Ежегодно на финансовое обеспечение социально-культурных мероприятий направляется 30% доходов консолидированного бюджета России (7—8% ресурсов федерального бюджета и 45— 47% бюджетов территорий), в том числе финансирование рас­ходов на культуру. В соответствии с действующими законода­тельными актами в культурной сфере и прежде всего Законом РФ «Основы законодательства РФ о культуре» (от 9 октября 1992 г. № 3612-1) ежегодно предусматривается направление не менее 2% из федерального бюджета и 6% из территориального бюджетов.
 Помимо указанного Закона нормативная база в сфере фи­нансового обеспечения культурных мероприятий представлена совокупностью положений и норм, изложенных в ГК РФ, феде­ральными законами «О благотворительной деятельности и бла­готворительных организациях» (от 11 февраля 1995 г. № 135-ФЗ), «О некоммерческих организациях» (от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ), ежегодными законами о бюджетах, постановлениями Го­сударственной Думы и Правительства РФ.
 Этими документами определены принципы финансирования расходов на культуру при сочетании бюджетного финансирова­ния с элементами коммерческой деятельности, что вполне соот­ветствует структуре современного рыночного механизма. На­пример, музеи финансируются за счет бюджетных ресурсов, ис­пользуя коммерческие начала для пополнения коллекций и приобретения эксклюзивных экспонатов на аукционах. Театры, дворцы культуры активно предоставляют платные услуги, ис­пользуя полученные ресурсы на удовлетворение духовных, эсте­тических потребностей населения. Этим реализуются принципы доступности всех слоев населения к культурным ценностям и благам.
 С этой целью государство предоставляет учреждениям куль­туры дополнительные льготы (особый порядок налогообложения, налоговые льготы юридическим и физическим лицам, финанси­рующим культурную сферу, формирования механизма благотво­рительности и т.д.).
 В зависимости от видов учреждения культуры организуются на государственной, региональной и частной собственности. Нормативный порядок финансирования этих учреждений не ограничивает получение ими внебюджетных средств.
 Однако бюджетные ресурсы преобладают среди источников финансирования культурной сферы. Поэтому существует не­сколько способов определения необходимости в средствах:
 • в зависимости от норм бюджетного финансирования на человека и численности населения;
 • на основе определенного процента от суммы националь­ного дохода региона;
 • на основе процента от общей суммы бюджетных расходов.
 Проблемы современного состояния российской экономики, приводящие к дефицитности бюджетов и инфляционным про­цессам, оказывают влияние на финансирование учреждений культуры. Методы определения бюджетных ассигнований различаются по типам и видам этих учреждений. При этом средства выделяются в основном учреждениями, не ориентированными на активную коммерческую деятельность.
 Согласно бюджетной классификации расходы на культуру от­ражаются в разделах «Культура и искусство», включая кинема­тографию (раздел 1500), «Средства массовой информации», включая телевидение, радиовещание, периодическую печать и издательства (раздел 1600). Распределение расходов осуществля­ется по целевым и экономическим статьям посредством поста­тейного принципа выделения бюджетных средств на основе сметного расчета. По каждой статье применяется отдельная ме­тодика. Особенности финансирования музеев зависят от чис­ленности хранителей музейного фонда, структуры музея, состава предметов, их ценности, состояния, степени доступности экспо­натов, необходимости их приобретения, наличия охранной сиг­нализации.
 При утверждении сметы расходов на очередной год учиты­ваются фактическое ее исполнение за ряд лет и объем бюджета.
 При определении фонда оплаты труда не предусматривается создание фондов материального поощрения работников. Дохо­ды, поступающие от входной платы в музеи, называются специ­альными средствами. По ним формируются отдельная смета до­ходов и расходов, их распределение осуществляется по предмет­ным статьям по согласованию с учредителями.
 Методика расчета по основным статьям театров и концерт­ных организаций не имеет специфических особенностей. Зара­ботная плата артистических и художественных работников под­разделяется на фонд оплаты труда штатных сотрудников и при­глашенных. Другие расходы регулируются объемом доходов и бюджетных поступлений. Бюджетные средства выделяются в ка­честве субсидий, определенных как разница между расходами и доходами. Смета театра представляет собой финансовый план, состоящий из двух разделов: доходы и поступления; расходы и отчисления. В первом разделе учитываются доходы и сборы по основной деятельности, прочие доходы, бюджетные субсидии, во втором — все расходы независимо от источников покрытия.
 Из федерального бюджета финансируются учреждения и органи­зации культуры по перечню, определенному Правительством РФ. В него включены библиотеки, музеи, театры, учебные заведения, имеющие особую культурную значимость для России, например, Го­сударственный Эрмитаж, Всероссийская государственная библиотека, Государственный академический Большой театр и др.
 В каждом субъекте РФ имеются организации культуры, имеющие региональное значение. Источником финансирования их деятельности выступают региональные бюджеты.
 Из муниципальных бюджетов финансируется самая массовая сеть государственных учреждений культуры. Финансирование таких объектов может быть свободным и индивидуальным. В зависимости от этого распределяется общий объем бюджетных ресурсов. Бюджет крупного учреждения культуры подразделяет­ся на две части: первая предназначена для финансирования го­сударственных учреждений, вторая — для финансирования программ и мероприятий, для обеспечения деятельности негосу­дарственных организаций и лиц, вносящих вклад в развитие культуры и искусства. При его формировании применяется ме­тодология «от достигнутого уровня».
 В отдельных регионах устанавливается определенный про­цент на содержание культурной сферы. Необходимо отметить, что в условиях дефицитности бюджетных ресурсов с целью по­вышения эффективности их использования применяется кон­курсное рассмотрение предложений потенциальных исполните­лей заказа местных администраций. При этом возможен вариант финансирования программ из разных источников, в том числе при долевом участии. В этом случае бюджетные средства пере­числяются исполнителю одной суммой.
 При исполнении социально-творческого заказа его финан­сирование разбивается на две части — основную и конъюнктур­ную. Основная часть финансируется и не может быть изменена, конъюнктурная представляет собой широкий выбор услуг при возможности их замены. Таким образом, при финансировании культурной сферы применяется нормативно-сметный метод рас­чета с различными модификациями.
 Контрольные вопросы
 1. Поясните, как в соответствии с бюджетной классифика­цией осуществляются расходы на образование.
 2. Как распределена компетенция в области образования между государством, субъектами Федерации и местными органами?
 3. Охарактеризуйте расходы на текущее содержание общеоб­разовательных школ.
 4. В чем заключается финансирование а) школ-интернатов и б) детских дошкольных учреждений?
 5. Как планируются и управляются расходы на высшие учебные заведения?
 6. Как планируется фонд заработной платы в средних спе­циальных учебных заведениях?
 7. Какой объем бюджетных средств ежегодно направляется на финансирование культуры?
 8. Охарактеризуйте порядок финансирования отдельных ви­дов культурных учреждений.
 9. Каким образом реализуются коммерческие принципы фи­нансирования учреждений культуры?
 10. Охарактеризуйте нормативно-сметный метод финансового обеспечения различных типов учреждений культуры.
 ГЛАВА 24. Финансовое обеспечение здравоохранения
 24.1 Реформирование в здравоохранении
 С 1993 г. в соответствии с действующим законодательством про­исходит поэтапное реформирование систем организации, фи­нансирования и управления здравоохранением на основе про­граммно-целевых методов планирования с постепенным внедре­нием механизма медицинского страхования.
 В настоящее время модель финансового обеспечения здраво­охранения включает бюджетные ресурсы, ресурсы фондов обяза­тельного медицинского страхования (ОМС), фондов медицин­ских страховых организаций и другие источники (рис. 24.1).
 
 Реформа предполагает разработку и реализацию на регио­нальном, городском уровнях целевых программ обеспечения на­селения медицинской помощью.
 Ведущими направлениями таких программ определены:
 • обеспечение гарантированных объемов и повышение ка­чества медицинской помощи;
 • развитие высокоспециализированных видов медицинской помощи;
 • оптимизация существующих и внедрение новых органи­зационно-хозяйственных форм деятельности медицин­ских организаций в условиях бюджетно-страхового фи­нансирования отрасли и формирование рынка медицин­ских услуг с участием негосударственных медицинских учреждений.
 Например, Программа обеспечения медицинской помощью насе­ления Москвы на 1996—1997 гг. содержала несколько важнейших блоков (целевых программ).
 1. Государственное гарантирование населению медицинского обеспечения на основе ежегодно определенных целевых медицин­ских программ для отдельных категорий населения по медицин­ским показаниям, финансируемых из городского бюджета. Ис­точниками финансирования таких программ являются средства городского бюджета, финансовые ресурсы административных ок­ругов, внебюджетные средства городской администрации и др.
 2. Гарантированная медицинская помощь, осуществляемая по системе обязательного медицинского страхования для обес­печения детского и взрослого населения амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощью. При этом расходы для разных категорий населения составили в 1998 г. для работающих граждан 339,8 тыс. руб., неработающих — 458,9 тыс. руб.
 Финансирование медицинской помощи определяется по no-душевым нормативам, размер которых зависит от финансовых возможностей территориальных бюджетов. Так, в Москве посту­пление подушевых нормативов на работающих и неработающих граждан имело следующее соотношение: в 1996 г. 1:0,76 против 1:1,04 в 1995 г. и 1:1,31 в 1994г.
 Источники финансирования этого блока — средства обяза­тельного медицинского страхования, состоящие из страховых взносов предприятий и других юридических лиц, бюджетные платежи за неработающее население и другие поступления.
 3. Негосударственные формы медицинского обеспечения на­селения — добровольное медицинское страхование и частная медицинская практика.
 В соответствии с бюджетной классификацией консолидиро­ванного бюджета на 1999 г. предусмотрено выделение на расхо­ды здравоохранения и физическую культуру 82280,5 млн. руб., или около 7% всех расходов консолидированного бюджета.*
 
 * Из них 1,7% — расходы федерального бюджета и 13% — расходы бюджетов террито­рий.
 
 В финансировании и управлении здравоохранением сущест­вует большое число проблем, требующих решения. Так, финан­совые ресурсы, направленные в отрасль в настоящее время, не принесли ощутимого повышения качества медицинской помо­щи, не создана конкуренция на рынке медицинских услуг, не изменена система оплаты труда медицинских работников, не преодолена разобщенность действий структур, ответственных за здоровье населения, не соответствует современным требованиям материально-техническая база медицинских учреждений.
 Необходимо дальнейшее реформирование систем функцио­нирования и финансирования здравоохранения с привлечением механизма медицинского страхования, предусматривающего следующий порядок финансового взаимодействия субъектов в системе обязательного медицинского страхования (ОМС):
 1) плательщики (предприятия, организации и другие хозяйст­вующие субъекты) перечисляют страховые платежи на ОМС в фон­ды (федеральный и территориальные) медицинского страхования;
 2) органы исполнительной власти перечисляют платежи на ОМС неработающего населения два раза в месяц в размере 1/6 квартальной суммы средств, предусмотренной в территори­альном бюджете;
 3) территориальный фонд ежемесячно перечисляет на счета страховщиков ОМС средства для оплаты медицинских услуг с учетом среднедушевых нормативов и количества застрахованных.
 Страховщики производят оплату, проверяют обоснованность счетов за медицинскую помощь, контролируют объем, сроки и качество ее предоставления;
 4) оплата счетов-фактур медицинских учреждений произво­дится ежемесячно в режиме «аванс — окончательный расчет». Окончательный расчет осуществляется в соответствии с факти­чески выполненными объемами медицинской помощи. В случае необходимости производится взаиморасчет по ранее авансиро­ванным средствам.
 В дополнение к обязательной (государственной) системе ме­дицинского страхования действует дополнительная система доб­ровольного медицинского страхования, организованная, как пра­вило, на «смешанной», акционерной форме собственности. Функционирует она на коммерческих принципах, на которых построены страховые тарифы.
 24.2. Бюджетные расходы на содержание учреждений здравоохранения
 До внедрения в здравоохранение механизма медицинского страхования существовал следующий порядок планирования расходов на здравоохранение, который частично приме­няется и в настоящее время:
 1) составление индивидуальных и общих смет медицинских учреждений;
 2) составление сводных смет расходов на здравоохранение к проекту территориального бюджета;
 3) разработка расчетных показателей Министерством финан­сов республики, областным (краевым) финансовым управлением.
 Планирование расходов на каждом уровне бюджетной систе­мы имело свои особенности в расчетах показателей, систем нормирования расходов на текущее содержание.
 Составление индивидуальной сметы медицинского учреждения на­чиналось с расчета оперативно-сетевых показателей среднегодового количества коек, количества койко-дней, среднегодового числа должностей медицинского и административно-хозяйственного пер­сонала, количества поликлинических посещений и других по­казателей, характеризующих объем работы каждого подразде­ления.
 Использовались следующие показатели планирования расхо­дов на здравоохранение:
 1) по амбулаторно-поликлинической помощи — число вра­чебных посещений в поликлинике, консультации и помощь на дому, приходящиеся на одного жителя в год (примерно 12 по­сещений в год);
 2) по стационарной помощи: количество – количество койко-мест, занятость больничной койки в году:
 
 
 где Im — число проведенных койко-дней по m-й специальности;
 Дm — показатель числа дней использования койки в году не т-й спе­циальности;
 Кm — среднегодовое количество коек по т-й специальности. Оборачиваемость койки характеризует величину среднего числа больных по каждой больничной койке в течение года:

<< Пред.           стр. 14 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу