<< Пред.           стр. 19 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу

 30.7. Другие федеральные внебюджетные фонды
 Помимо рассмотренных выше наиболее значимых федераль­ных внебюджетных фондов существует ряд других— социальных, экономических и научно-технических. К ним, в частности, от­носятся:
 • Федеральный фонд социальной поддержки населения;
 • Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства;
 • Государственный фонд конверсии;
 • Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
 Эти фонды были образованы различными правовыми акта­ми. Например, Государственный фонд конверсии и Федераль­ный фонд поддержки малого предпринимательства были образо­ваны соответствующими законами и поэтому в большей или меньшей мере аккумулируют бюджетные средства. Их отличие от предыдущих четырех социальных фондов в том, что они не имеют столь надежной доходной базы в виде налогоподобных платежей, как предыдущие. Два других фонда созданы соответ­ственно Указом Президента РФ и Постановлением Правитель­ства РФ.
 Так, Правительство Российской Федерации создало Фонд содействия развитию малых форм предприятий в целях государ­ственной поддержки развития инновационной деятельности в научно-технической сфере и начиная с 1996 г. Министерство науки и технической политики РФ направляет ежегодно этому Фонду средства в размере 1% ассигнований, выделяемых из фе­дерального бюджета на финансирование науки.
 Помимо бюджетных средств перечисленные внебюджетные фонды аккумулируют различные другие средства, не запрещен­ные законодательством. Это стоимость дооценки оборотных средств предприятий, отчисления от себестоимости и чисто коммерческие источники по тем фондам, которым разрешена коммерческая деятельность, и другие источники.
 30.8. Территориальные внебюджетные фонды
 Вопрос о внебюджетных фондах органов местного управле­ния в нашей стране возник еще в конце 70-х годов. Целесооб­разность и возможность формирования таких фондов была предложена и обоснована в работах Научно-исследовательского финансового института Минфина СССР Г. Б. Поляком.
 При проведении в начале 80-х годов экономического экспе­римента в г. Поти, предусматривавшего сочетание отраслевого и территориального принципов в управлении предприятиями, расположенными на территории, Г.Б. Поляком впервые были апробированы на практике разработанные им методические ре­комендации по формированию и использованию средств вне­бюджетных фондов.
 Результаты этого опыта были положительно оценены в ди­рективных документах Правительства о Потийском экономиче­ском эксперименте. В 1986 г. в Постановлении Совета Минист­ров СССР о расширении прав и полномочий местных Советов им было разрешено формировать такие фонды. С тех пор орга­низация внебюджетных фондов на областном, районном и го­родском уровнях стала повсеместной.
 Закон РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формиро­ванию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти респуб­лик в составе Российской Федерации, краев, областей, автоном­ной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» (от 15 мая 1993 г. 4807-1) предоставил перечисленным в наименовании За­кона субъектам соответствующие права в области создания вне­бюджетных фондов. В результате к созданным на тот момент по инициативе Правительства РФ территориальным внебюджетным фондам (дорожный, экологический и др.) добавился целый ряд других, создаваемый по решению органов власти субъектов РФ и местного самоуправления. Правда, их средства в большей мере имели внебюджетное содержание, так как упомянутым Законом в качестве доходных источников установлены:
 1) добровольные взносы и пожертвования граждан, предпри­ятий, учреждений и организаций на соответствующие цели;
 2) суммы штрафов за загрязнение окружающей среды и не­рациональное использование природных ресурсов и другие на­рушения природоохранительного законодательства, санитарных норм и правил, а также платежей, компенсирующих причинен­ный при этом ущерб. Суммы этих штрафов и платежей исполь­зуются на проведение природоохранных и оздоровительных ме­роприятий;
 3) суммы штрафов за порчу и утрату объектов историко-культурного наследия, памятников природы, находящихся в ве­дении соответствующих органов власти, другие нарушения зако­нодательства об охране этих объектов, а также платежей, ком­пенсирующих причиненный при этом ущерб. Суммы этих штрафов и платежей используются на проведение мероприятий по восстановлению и поддержанию в сохранности объектов ис-торико-культурного наследия;
 4) иные доходы внебюджетных фондов в соответствии с за­конодательством. Законом также установлено, что налоги и другие платежи, предназначенные для зачисления в бюджет, не подлежат направлению во внебюджетные фонды, а бюджетные средства не должны перечисляться во внебюджетные фонды.
 Начиная с 1995 г. законодательным органам власти субъектов Федерации в Законе «О федеральном бюджете на 1995 г.» реко­мендовано консолидировать в состав региональных бюджетов средства территориальных дорожных фондов и других внебюджетных фондов, образованных в соответствии с реше­ниями законодательных и исполнительных органов за счет спе­циальных налогов, сборов и иных поступлений. Однако одно­значных решений в регионах не последовало. Косвенно это под­тверждается тем, что во всех последующих бюджетных законах эта рекомендация для региональных властей повторялась. По­этому трудно сказать, какая часть ранее созданных внебюджет­ных фондов была консолидирована, а какая осталась в прежнем положении.
 К сожалению, отсутствуют точные цифры финансовых ресур­сов, аккумулируемых в территориальных внебюджетных фондах. Однако приблизительное суждение об их объемах можно сделать, опираясь на опыт города Москвы. Доходная часть ее бюджета в 1997 г. составила 55 трлн. руб. Финансовые средства внебюджет­ных фондов за тот же период, расходованные на обеспечение реа­лизации городских программ социальной защиты населения, под­держку правоохранительных органов и строительства, составили 15,4 трлн. руб., т. е. — 28% доходной части бюджета.
 Законодательные акты предоставляют право представитель­ным органам власти субъектов РФ самостоятельно образовывать любые внебюджетные фонды. Поэтому наряду с общераспрост­раненными территориальными фондами (как правило, являю­щимися отделениями федеральных фондов) существуют отдель­ные специфические внебюджетные фонды территорий.
 Примером такого фонда может послужить внебюджетный фонд Тульской области, предназначенный для создания финансо­вых резервов с целью оказания срочной помощи малоимущим, больным, престарелым, органам народного образования и здраво­охранения, увеличения расходов на жилищно-коммунальное хо­зяйство и благоустройство территорий, учреждениям культуры и спорта, органам внутренних дел и охраны природы, авансирова­ния целевых программ и мероприятий по развитию территорий.
 Опыт создания и функционирования внебюджетных фондов в городе Москве.
 Московская городская Дума 28 июня 1995 г. приняла Устав города Москвы, в гл. 3 которого закреплено территориальное устройство города: районы, административные округа и другие части территории города, имеющие наименования и границы, закрепленные городскими правовыми актами.
 В гл. 6 Устава определены финансово-бюджетные отношения, согласно которым финансовые ресурсы города Москвы включают в себя средства бюджета города, средства внебюджетных и валют­ных фондов города, иные финансовые активы, которыми город располагает в соответствии с законодательством Москва имеет единый бюджет города, который утверждается Законом города (единая бюджетная система в Москве формируется в соответствии с Указом Президента РСФСР от 28 августа 1991 г. № 96).
 По представлению мэра Дума принимает решения об обра­зовании внебюджетных валютных фондов города, утверждает Положения о каждом из них, заслушивает отчеты об использо­вании фондов.
 Управление фондами на основе утвержденных Положений осуществляют Правительство Москвы и иные органы городской администрации.
 Контроль за целевым использованием средств внебюджетных фондов осуществляет городская администрация и Дума.
 На территории Москвы созданы и функционируют различ­ные внебюджетные фонды, имеющие разные статусы, направ­ленные на решение специфических задач.
 Отраслевые внебюджетные фонды создаются при департамен­тах и комитетах для поддержки важнейших отраслей промышлен­ности, науки, культуры и искусства в связи с недостаточностью бюджетного финансирования и собственных финансовых ресур­сов. Источниками их формирования являются: добровольные взносы предприятий, учреждений, организаций и граждан, про­фильные штрафные санкции, целевые поступления и иные, не запрещенные законодательством внебюджетные источники. В Москве создаются и действуют специальные отраслевые эконо­мические внебюджетные фонды и территориальные фонды, включающие фонды города, округов и районов.
 Отраслевые и территориальные внебюджетные фонды имеют большое значение в формировании финансов города Москвы для реализации Правительственной программы развития города в части развития социального комплекса и мероприятий по со­циальной защите малообеспеченных слоев населения; развития и поддержки экономики городского хозяйства; развития город­ского инвестиционного комплекса.
 30.9. Отраслевые внебюджетные фонды
 Наряду с общегосударственными, т.е. федеральными и тер­риториальными внебюджетными фондами, существуют отрасле­вые и межотраслевые внебюджетные фонды.
 Среди всех отраслевых внебюджетных фондов значительную долю составляли фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР).
 Экономическое содержание внебюджетных отраслевых фон­дов НИОКР ограничено перераспределением в рамках отрасли части прибавочного продукта, назначение которого — расши­ренное воспроизводство.
 Во исполнение решения Правительства РФ от 18 декабря 1991 г. № 165-р и Постановления Правительства РФ от 24 де­кабря 1991 г. № 604 был установлен порядок формирования и использования внебюджетных фондов финансирования отраслевых и межотраслевых НИОКР и мероприятий по освоению но­вых видов продукции. За предшествующие годы решениями Правительства РФ указанные фонды были образованы в составе следующих организаций:
 • Федеральной службы лесного хозяйства;
 • Комитета РФ по рыболовству;
 • Комитета по гидрометеорологии и мониторингу окру­жающей среды;
 • Рослегпрома;
 • Комитета РФ по металлургии;
 • РАО «Газпром»;
 • Минтопэнерго РФ;
 • Комитета РФ по машиностроению;
 • Рослеспром;
 • Комитета РФ по химической и нефтехимической про­мышленности;
 • Федеральной службы геодезии и картографии;
 • Минстроя РФ;
 • Минтранса РФ (семь фондов по видам (транспорта) Минсвязи РФ;
 • Министерства путей соотшения РФ.
 Источником формирования фондов являются средства, пре­дусматриваемые в себестоимости продукции (работ, услуг), вы­пускаемой предприятиями, объединениями и организациями.
 Указанные средства включаются в себестоимость товарной продукции (работ, услуг) в безусловном порядке. Величина включаемых средств устанавливается единой для всех видов про­дукции (работ, услуг) в размере 1,5%.
 Отчисления в фонды производятся, исходя из установлен­ного размера в процентах к полной себестоимости товарной продукции (работ, услуг).
 В составе себестоимости продукции (работ, услуг) отчисле­ния в фонды отражаются промышленными предприятиями по статье «Внепроизводственные расходы», другими предприятиями (организациями) — по аналогичным статьям. В элементном раз­резе указанные отчисления отражаются по элементу «Прочие расходы».
 Средства фондов, формируемые за счет ежеквартальных отчис­лений предприятий, используются целевым назначением на фи­нансирование научно-технических программ (проблем), исследова­ний и разработок, работ по освоению достижений науки и техники, имеющих важное республиканское и общеотраслевое значение.
 Ответственность за правильность и своевременность пере­числения средств в фонды возлагается на плательщиков и их должностных лиц.
 Средства фондов формируются министерствами, ведомства­ми, концернами, корпорациями и ассоциациями на специаль­ных счетах в банках, открываемых по представлению Министер­ства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации. Министерства, ведомства, концерны, корпорации и ассоциации ежеквартально представляют в Миннауки Россий­ской Федерации информацию о движении средств указанных Фондов.
 Министерства, ведомства, концерны, корпорации и ассоциа­ции ежеквартально перечисляют 10% собранных средств своих фондов в Российский внебюджетный фонд финансирования важ­нейших межотраслевых НИОКР мероприятий по освоению но­вых видов продукции («Российский фонд технологического раз­вития») при Миннауки РФ.
 Для осуществления операций, связанных с движением средств отраслевых внебюджетных фондов, открываются депо­зитные счета в коммерческих банках. Распорядителями этих сче­тов являются отраслевые органы управления (министерства, ко­митеты и др.), концерны, корпорации, ассоциации. Однако зна­чительная доля средств не подлежит отраслевому перераспреде­лению и используется непосредственно на предприятиях, вы­полняющих НИОКР.
 Помимо перечисленных были образованы еще ряд внебюд­жетных фондов различного назначения. Большинство из них прекратило свое существование. Остались и существенно увели­чились лишь внебюджетные отраслевые фонды НИОКР.
 Контрольные вопросы
 1. Перечислите федеральные внебюджетные фонды, выдели­те из их состава фонды, образуемые за счет налоговых по­ступлений.
 2. Сравните государственные социальные внебюджетные фонды с другими федеральными фондами.
 3. Расскажите о целях и задачах, организационной структу­ре, источниках доходов ПФ РФ, ФСС РФ, ГНЗН РФ, фе­дерального и территориальных фондов ОМС.
 4. Что является базой для начисления страховых взносов в социальные внебюджетные фонды и каковы ставки этих начислений?
 5. Назовите направления расходования средств ПФ РФ, ФСС РФ, ГФЗН РФ, федерального и территориальных фондов ОМС.
 6. Приведите примеры территориальных внебюджетных фондов.
 7. Охарактеризуйте источники формирования и направления расходования отраслевых внебюджетных фондов.
 РАЗДЕЛ V. Экономическая и контрольная работа финансовых и налоговых органов по составлению и исполнению федерального и территориальных бюджетов
 ГЛАВА 31. Финансовый и налоговый контроль составления и исполнения бюджета
 31.1. Виды и органы финансового контроля
 Финансовый контроль предопределяется сущностью финансов как системы экономических отношений, связанных с созданием, распре­делением и использованием централизованных и децентрализован­ных фондов денежных средств. Являясь инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, финансы объективно отражают ход распределительного процесса.
 Контрольная функция финансов проявляется в процессе на­блюдения за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием их по целевому наз­начению.
 Государственный финансовый контроль основывается на Конституции РФ, Гражданском, Налоговом и Бюджетном ко­дексах РФ, федеральных законах, законодательных актах субъек­тов Федерации и органов местного самоуправления.
 Финансовый контроль включает:
 • бюджетно-финансовый контроль;
 • контроль над сбором налогов;
 • таможенный и валютный контроль;
 • ведомственный и внутрихозяйственный контроль.
 Бюджетно-финансовый контроль обеспечивает мобилизацию доходов бюджетов всех уровней, проверку целесообразности и законности расходования средств бюджета.
 Контроль над сбором налогов — это проверки по выполнению хозяйствующими органами и физическими лицами своих обяза­тельств перед государством.
 Таможенный и валютный контроль обеспечивает экономиче­скую безопасность страны.
 Ведомственный и внутрихозяйственный контроль осуществля­ется в целях повышения эффективности деятельности предпри­ятия, способствует выявлению внутренних резервов, росту при­были, предупреждению нарушений гражданского и налогового законодательства.
 В Российской Федерации функционирует довольно разветв­ленная система органов финансового контроля. Федеральные и региональные законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления осуществ­ляют финансовый контроль в ходе обсуждения и утверждения проектов законов о бюджете, при рассмотрении отдельных во­просов исполнения бюджета, а также при утверждении отчетов об исполнении бюджетов.
 В целях контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума в соответствии с Конституцией РФ создали Счетную Палату. Ее состав и поря­док деятельности определены Федеральным законом «О Счет­ной Палате» (от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ)
 Задачами Счетной Палаты являются:
 1) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюд­жета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объе­мам, структуре и целевому назначению;
 2) определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собст­венности;
 3) оценка обоснованности доходных и расходных статей про­ектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюд­жетных фондов;
 4) финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов госу­дарственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на фор­мирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов фе­деральных внебюджетных фондов;
 5) анализ выявленных отклонений от установленных показа­телей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюд­жетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
 6) контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюд­жетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных бан­ках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ;
 7) регулярное представление Совету Федерации и Государст­венной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
 Счетная Палата осуществляет контроль за исполнением фе­дерального бюджета на основе принципов законности, объек­тивности, независимости и гласности.
 Субъекты Федерации могут создавать аналогичные органы фи­нансового контроля — контрольно-счетные палаты, которые осуще­ствляют контрольно-ревизионную, экспортно-аналитическую, ин­формационную и иную деятельность в рамках единой системы бюджетного контроля.
 Федеральные и местные исполнительные органы власти вы­полняют контрольные функции через финансовые органы:
 • Министерство финансов РФ;
 • Федеральное казначейство;
 • финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
 Кроме того, финансовый контроль осуществляют главные распорядители и распорядители бюджетных средств. Этот кон­троль проводится методом проверки подведомственных государст­венных и муниципальных предприятий, бюджетных организаций.
 Министерство финансов РФ — федеральный орган исполни­тельной власти, обеспечивающий проведение единой финансо­вой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Для исполнения своих полномочий Министерство финансов создает свои терри­ториальные органы. Структура Министерства финансов РФ представлена на рис. 31.1.
 Министерство финансов РФ осуществляет контроль за целе­вым использованием средств федерального бюджета, главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств. В случаях, специально оговоренных Бюджетным кодек­сом РФ, Министерство финансов контролирует исполнение бюджетов субъектами Федерации. Кроме того, оно организует
 проверки и ревизии юридических лиц — получателей гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций.
 Департамент государственного финансового контроля и ауди­та Министерства обеспечивает совместно с контрольно-ревизионными управлениями субъектов Российской Федерации осуществление в пределах своей компетенции возложенных на Министерство финансов Российской Федерации функций госу­дарственного финансового контроля. Кроме того. Департамент организует развитие аудиторской деятельности в Российской Федерации (кроме аудита в банковской системе).
 Департамент государственного финансового контроля и ау­дита в соответствии с возложенными на него задачами выполня­ет следующие основные функции:
 • осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;
 
 
 • участвует в разработке порядка и осуществлении контро­ля за поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;
 • проводит в пределах своей компетенции комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расхо­дования средств федерального бюджета;
 • организует и проводит самостоятельно и с привлечением контрольно-ревизионных управлений субъектов Федера­ции документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов, обращениям органов госу­дарственной власти субъектов Федерации и органов ме­стного самоуправления;
 • осуществляет руководство деятельностью контрольно-ревизионных управлений субъектов Федерации и кон­троль за организацией этой деятельности;
 • участвует в разработке единой политики в области аудита и обеспечивает формирование, функционирование и раз­витие системы аудита в Российской Федерации. Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов РФ в субъекте Российской Федерации является территориаль­ным контрольно-ревизионным органом Министерства финансов РФ и создается по его решению в установленном порядке. Ос­новная задача деятельности управления — осуществление в пре­делах своей компетенции последующего государственного фи­нансового контроля на территории соответствующего субъекта РФ или региона РФ.
 Управление в соответствии с возложенной на него задачей выполняет следующие основные функции:
 • осуществляет последующий контроль за своевременным, целевым и рациональным использованием и сохранно­стью средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;
 • проводит в пределах своей компетенции ревизии и тема­тические проверки поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества (в том числе от ценных бумаг), находящегося в федеральной собственности;
 • проводит документальные ревизии и проверки финансо­во-хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям пра­воохранительных органов;
 • проводит в установленном порядке по обращениям орга­нов государственной власти субъектов РФ и органов мест­ного самоуправления на договорной основе ревизии и фи­нансовые проверки поступления и расходования средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств и до­ходов от имущества, находящегося в их собственности, при условии выполнения в полном объеме ревизий и проверок. Расходы по проведению таких ревизий и фи­нансовых проверок возмещаются соответствующими ор­ганами государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
 • в соответствии с поручениями Министерства финансов РФ осуществляет контроль за качеством проведения аудитора­ми и аудиторскими организациями аудиторских проверок организаций (кроме аудита в банковской системе);
 • участвует в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции управления;
 • анализирует практику применения законодательства по вопросам, относящимся к компетенции управления, представляет в установленном порядке предложения по совершенствованию этого законодательства;
 • осуществляет в необходимых случаях контроль за свое­временностью и полнотой устранения нарушений в финансово-хозяйственной деятельности проверенных управ­лением организаций, а также возмещения ими причи­ненного ущерба;
 • координирует свою деятельность с деятельностью других органов финансового контроля в целях устранения па­раллелизма и дублирования в проведении ревизий и про­верок, обеспечения их комплексности и периодичности.
 Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль по операциям с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюд­жетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в про­цессе осуществления контроля и координирует их работу.
 На главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств возложены обязанности контроля за целевым использо­ванием и своевременным возвратом бюджетных средств, а также вопросы отчетности и внесения платы за пользование бюджет­ными средствами. В этих целях им разрешено проводить про­верки подведомственных государственных и муниципальных предприятий, бюджетных учреждений.
 В 1998 г. завершилось создание системы органов Федераль­ного казначейства, позволяющей оперативно осуществлять фи­нансирование расходов бюджета и контролировать целевое ис­пользование выделенных средств. Минфину удалось решить ос­новные задачи по формированию эффективно действующей ка­значейской системы.
 Территориальные органы Федерального казначейства были созданы по состоянию на 1 января 1999 г. в 88 субъектах РФ за исключением Республики Татарстан. До перевода на казначей­скую систему исполнения бюджета учреждений и организаций федерального подчинения, находящихся на территории Респуб­лики Татарстан, Минфин с 1 мая 1998 г. осуществляет их фи­нансирование через счета управления Федерального казначейст­ва по Чувашской Республике.
 В настоящее время функционируют 87 управлений федераль­ного казначейства по субъектам РФ (кроме Чеченской Республи­ки) и развернуто 2153 отделения Федерального казначейства.
 Учет доходов федерального бюджета осуществляется 2222 территориальными органами Федерального казначейства в 85 субъектах РФ, или 99,2% от общего их количества. В Респуб­лике Башкортостан, Республике Татарстан и Эвенкийском авто­номном округе операции на счетах по учету доходов осуществ­ляют налоговые органы.
 В 1998 г. практически завершен процесс перевода на казна­чейское исполнение министерств и ведомств РФ (за исключе­нием Минобороны России). В 1997 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 1997г. №477 и постановлением Пра­вительства РФ от 28 августа 1997г. №1082 было принято реше­ние о переводе Минобороны РФ на финансирование через органы Федерального казначейства. В целях исполнения дан­ного решения Минфином РФ был организован эксперимент по финансированию воинских частей Приволжского военного округа и Балтийского флота через органы Федерального казна­чейства.
 Завершается перевод бюджетных организаций и учреждений на финансирование через лицевые счета, открытые им в органах Федерального казначейства. По предварительным данным, на 1 января 1999 г. из 48,9 тысяч бюджетополучателей, финанси­руемых на основании бюджетных назначений и утвержденных смет расходов (без учета бюджетополучателей по Республике Та­тарстан и Чеченской Республике, а также Минобороны России), переведено на финансирование через лицевые счета в органах Федерального казначейства 47,6 тысяч, или 97,2% от общего ко­личества бюджетополучателей.
 Финансовый контроль также осуществляется финансовыми ор­ганами субъектов РФ и муниципальных образований. Эти органы проводят контроль за операциями с бюджетными средствами всех участников бюджетного процесса в части использования ими средств бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
 Налоговый контроль возложен на Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Федеральную службу налого­вой полиции РФ, а также Министерство финансов РФ. Кроме того, контрольные функции выполняет институт аудиторства, на который возлагается проверка достоверности информации, от­ражаемой в бухгалтерской и налоговой отчетности.
 На Министерство РФ по налогам и сборам возложены выра­ботка и осуществление единой налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей в полном объеме (рис. 31.2).
 
 
 Федеральная служба налоговой полиции РФ осуществляет кон­трольные функции путем выявления, предупреждения и пресе­чения налоговых поступлений и правонарушений.
 Департамент налоговой политики Министерства финансов Российской Федерации совместно с Министерством РФ по нало­гам и сборам и другими федеральными органами исполнитель­ной власти разрабатывает предложения о налоговой политике, развитии налогового законодательства и совершенствовании на­логовой системы РФ, координирует в пределах своей компетен­ции политику федеральных органов исполнительной власти, на которые возложена ответственность за обеспечение своевремен­ного поступления налогов и других обязательных платежей в федеральный бюджет.
 31.2 Формы и методы бюджетно-финансового контроля
 Органы всех уровней законодательной власти осуществляют следующие формы бюджетно-финансового контроля:
 1) предварительный контроль — в ходе обсуждения и утвер­ждения проектов законов (решений) о бюджете, а также других законов и решений по бюджетно-финансовым вопросам;
 2) текущий контроль — в ходе рассмотрения отдельных во­просов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комис­сий, рабочих групп в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
 3) последующий контроль — в ходе рассмотрения и утвержде­ния отчетов об исполнении бюджетов.
 Ежегодно, не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную Палату отчет об исполнении федерального бюджета. От­чет за прошедший финансовый год представляется в форме фе­дерального закона и соответствует структуре и бюджетной клас­сификации утвержденного федерального бюджета. Одновремен­но на утверждение вносятся отчеты об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных фондов.
 Счетная Палата РФ проводит проверку отчета об исполне­нии федерального бюджета за отчетный финансовый год в тече­ние полутора месяцев после представления отчета в Государст­венную Думу. При этом используются результаты проведенных проверок и ревизий. По окончании проверки выносится заклю­чение Счетной Палаты, которое включает:
 • заключение по каждому разделу и подразделу функцио­нальной классификации расходов бюджетов РФ и по ка­ждому главному распорядителю средств федерального бюджета. При этом раскрываются суммы кассовых расхо­дов, использованных по целевому назначению, а также случаи нецелевого использования бюджетных средств. Выявляются руководители органов государственной вла­сти или получателей бюджетных средств, принявшие ре­шение о нецелевом использовании бюджетных средств, и должностные лица Федерального казначейства, допус­тившие осуществление таких платежей;
 • заключение по каждому разделу и подразделу функцио­нальной классификации расходов бюджетов РФ и по ка­ждому главному распорядителю бюджетных средств, по которым допущен перерасход средств федерального бюд­жета, также с указанием руководителей органов государ­ственной власти или получателей бюджетных средств, принявших данные решения, и должностных лиц Феде­рального казначейства, допустивших осуществление та­ких платежей;
 • заключение по каждому случаю финансирования расхо­дов, не предусмотренных федеральным законом о феде­ральном бюджете либо бюджетной росписью;
 • анализ предоставления и погашения бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, заключения по выявленным фактам предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд с нарушением требований Бюджетного кодекса РФ;
 • анализ предоставления обязательств по государственным гарантиям и их исполнения, заключения по выявленным фактам предоставления государственных гарантий с на­рушением требований Бюджетного кодекса РФ, рассле­дование каждого случая исполнения обязательств, обес­печенных государственной гарантией, за счет бюджетных средств;
 • анализ предоставления бюджетных инвестиций, анализ заключенных договоров с точки зрения обеспечения го­сударственных интересов, заключения по выявленным фактам предоставления бюджетных инвестиций с нару­шением требований Бюджетного кодекса РФ;
 • анализ выполнения плановых заданий по предоставле­нию государственных услуг и соблюдения нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг;
 • иные материалы, определенные постановлениями Госу­дарственной Думы или Совета Федерации.
 Руководители и аудиторы Счетной Палаты несут ответствен­ность за полноту и достоверность фактов и сведений, содержа­щихся в заключении.
 31.3. Формы и методы налогового контроля
 Формы и методы налогового контроля в Российской Феде­рации установлены Налоговым кодексом РФ.
 В соответствии со ст. 82 части I Налогового кодекса РФ на­логовый контроль проводится посредством:
 • налоговых проверок;
 • получения объяснений налогоплательщиков и иных обя­занных лиц;
 • проверок данных учета и отчетности;
 • осмотра помещений и территорий, используемых для из­влечения дохода (прибыли);
 • других форм, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
 Государственные налоговые инспекции в соответствии со ст. 11 Закона «О Государственной налоговой службе РСФСР»* несут ответственность за полный и своевременный учет налого­плательщиков предприятий, учреждений и организаций, осно­ванных на любых формах собственности. С этой целью прово­дятся проверки правильности исчисления, полноты и своевре­менности уплаты в бюджет государственных налогов и других платежей.
 
 * В соответствии с Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. № 1635 Госу­дарственная налоговая служба преобразована в Министерство Российской Фе­дерации по налогам и сборам.
 
 Налоговые проверки подразделяются на камеральные и выездные.
 1. Камеральные проверки проводятся территориальными орга­нами налоговой службы в отношении всех налогоплательщиков на основании налоговых деклараций и документов, представлен­ных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности на­логоплательщика, имеющихся у налогового органа. Проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями обычно в течение двух месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
 Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установ­ленный срок.
 При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведе­ния, получить объяснения и документы, подтверждающие пра­вильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
 На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.
 2. Выездные налоговые проверки могут проводиться в отноше­нии организаций и индивидуальных предпринимателей. Выезд­ная налоговая проверка, в практике налогового контроля име­нуемая документальной, проводится на основании решения ру­ководителя налогового органа или его заместителя.
 Документальной проверкой считается налоговая проверка с выходом на предприятие и изучением всех документов, относя­щихся к предмету проверки. Такие проверки проводятся по ут­вержденному плану работы налоговой инспекции на год. В раз­витие годового плана проверок разрабатываются квартальные графики по каждому участку работы. Один и тот же налогопла­тельщик проверяется не чаще одного раза в год. В первую оче­редь проверкам подвергаются организации, получившие при­быль в значительных размерах, или, наоборот, допустившиe убы­точность своей деятельности. Кроме того, проверяются организа­ции и предприниматели, допускающие грубые нарушения налого­вого законодательства и правил ведения бухгалтерского учета. Вы­ездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганиза­цией или ликвидацией организации-налогоплательщика, а также вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за дея­тельностью налогового органа, проводившего проверку, может осуществляться независимо от времени проведения предыдущей проверки.
 Руководитель налоговой инспекции назначает ревизионную группу и устанавливает срок проверки с учетом размеров пред­приятия, особенностей его деятельности и объема проверяемых объектов. Предельный срок документальной проверки — два месяца, но он может быть продлен в исключительных случаях руководителем налоговой инспекции или его заместителем до трех месяцев.
 Перед проверкой разрабатывается программа ее проведения с учетом имеющейся информации о допускаемых нарушениях на­логового законодательства, о финансовом состоянии налогопла­тельщика, материалов прошлых проверок и другой информации. Программа утверждается руководством налоговой инспекции.
 По результатам проверки ревизионная группа составляет акт, в котором излагаются все нарушения с классификацией их в соответствии с действующим на момент допущения нарушения законодательством. В акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых пра­вонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие та­ковых, а также выводы и предложения проверяющих по устра­нению выявленных нарушений и применению санкций за на­рушение законодательства о налогах и сборах. После представ­ления акта руководитель налоговой инспекции определяет меру ответственности налогоплательщика за допущенные нарушения.
 Акт налоговой проверки вручается руководителю организа­ции-налогоплательщика либо индивидуальному предпринимате­лю под расписку или передается иным способом, свидетельст­вующим о дате его получения налогоплательщиком. В случае направления акта налоговой проверки по почте датой вручения акта считается шестой день, начиная с даты его отправки.
 Если по результатам налоговой проверки не составлен акт налоговой проверки, то считается, что проверка состоялась и правонарушений не обнаружено.
 Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получе­ния акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменные мотивированные возражения по акту в це­лом или по его отдельным положениям. При этом налогопла­тельщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы отказа от подписания акта проверки.
 По истечении двухнедельного срока, в течение не более 14 дней руководитель налогового органа или его заместитель рассматривает акт налоговой проверки, в котором зафиксирова­ны налоговые правонарушения и предложения проверяющих лиц по устранению выявленных нарушений и применению со­ответствующих санкций, документы, изъятые у налогоплатель­щика, а также документы и материалы, представленные налого­плательщиком.
 В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки мате­риалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган должен из­вестить налогоплательщика заблаговременно. Если налогопла­тельщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы про­верки, включая представленные налогоплательщиком возраже­ния, объяснения, другие документы и материалы, рассматрива­ются в его отсутствие.
 Налоговой проверкой могут быть охвачены не более чем три календарных года деятельности налогоплательщика, предшест­вовавших году проведения проверки. Если при проведении ка­меральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельно­сти налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, отно­сящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика, т. е. проводится встречная проверка.
 Налоговым кодексом РФ запрещено проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налого­плательщиком за уже проверенный налоговый период. Исклю­чение может быть сделано в случае, когда такая проверка прово­дится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом в по­рядке контроля за деятельностью налогового органа, проводив­шего проверку. Повторная выездная налоговая проверка в по­рядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании их мотивиро­ванного постановления.
 31.4. Методы и порядок проведения документальных проверок
 Методы проверок. При документальных проверках налоговый инспектор сталкивается со значительной трудоемкостью прово­димой работы. Больший объем переработки информации вызы­вает необходимость оптимизации методов проверок: определе­ние центров ответственности, исследование движения потоков информации, нахождение ключевых точек контроля и т. п.
 Необходимость проверки и анализа большого количества до­кументов за отпущенный небольшой срок требует применения статистических методов оценки риска необнаружения ошибок и нарушений.
 При документальных проверках используются методы сплошной и выборочной проверки. Как правило, эти методы сочетаются друг с другом. Некоторые объекты учета проверяют­ся сплошным методом, т. е. проверяются все документы и запи­си в регистрах бухгалтерского учета, другие подвергаются выбо­рочной проверке — проверяется часть первичных документов в каждом проверяемом месяце или за несколько месяцев проверяемого периода.
 По сложившейся в нашей стране практике контрольно-ревизионной работы сплошным проверкам подвергаются кассовые и банковские операции. К остальным операциям этот метод применяется в случае обнаружения при проведении выборочной проверки серьезных нарушений налогового законодательства или правил ведения бухгалтерского учета, приведших к заниже­нию налоговых платежей. В необходимых случаях снимаются копии документов или документы, свидетельствующие о зло­употреблениях, сокрытии (занижении) налогооблагаемых дохо­дов, изымаются с составлением описи изъятых документов. При проведении выборочной проверки наиболее сложный вопрос — выявление репрезентативной (представительной) выборки, т. е. научный подход к определению количества выборочно прове­ряемых документов с целью обнаружения ошибок, искажений и злоупотреблений при ведении бухгалтерского учета. Для сниже­ния риска пропуска ошибок и злоупотреблений при выборочной проверке применяются методы теории вероятности и математи­ческой статистики.
 Выборочная проверка — это техника, состоящая в проверке части множества и позволяющая делать из этого выводы, рас­пространяющиеся на все множество. При этом используются статистические или эмпирические методы. Статистическая вы­борочная проверка позволяет количественно определить риск принятия ошибочного решения. Накопленный налоговыми ин­спекциями при документальных проверках опыт позволяет в значительной мере использовать метод эмпирической выборочной проверки.
 Исследуя большое количество документов, проверяющий использует те или иные методы проверок.
 Методы проверки различных операций определяются прове­ряющими лицами самостоятельно и должны преследовать цель объективной оценки достоверности и законности бухгалтерского учета, отчетности и расчетов по налогам.
 Достоверность хозяйственных операций определяется с по­мощью формальной и счетной проверки документов или специ­альных приемов документального и фактического контроля.
 Формальной проверкой определяется правильность заполнения всех реквизитов документов, наличие не оговоренных исправле­ний, подчисток, дописок, подлинность подписей должностных и материально-ответственных лиц. С помощью арифметической проверки определяется правильность подсчетов итогов в первич­ных документах, бухгалтерских регистрах и отчетах. Необходимо также использовать методы логической проверки, которая заклю­чается в анализе взаимосвязей счетов, сумм и итогов. Кроме того, арифметическая проверка в совокупности с логической позволяет удостовериться в правильности корреспонденции счетов и увязке показателей в различных формах отчетности.
 Достоверность хозяйственных операций может быть прове­рена при необходимости проведением встречных проверок на предприятиях-контрагентах, а также запросами в банки и другие организации.
 Порядок проверки. Период проверки охватывает время, про­шедшее с последней документальной проверки, но он не может превышать пяти лет, поскольку это срок хранения бухгалтерских документов, установленный ст. 17 федерального закона РФ «О бухгалтерском учете» (от 21 ноября 1996 № 129-ФЗ)
 Подготовка к проведению документальной проверки заклю­чается в составлении программы и изучении сведений об объек­те документальной проверки. Программа утверждается руково­дством налоговой инспекции.
 В обязательном порядке в программу включается проверка:
 • правильности отражения в бухгалтерском учете и отчет­ности фактической прибыли (убытков) от реализации продукции (работ, услуг);
 • достоверности данных учета о фактической себестоимо­сти продукции (работ, услуг), полноты и правильности отражения в учете фактических затрат на ее производство и реализацию и соблюдения порядка учета затрат и каль­кулирование себестоимости готовой продукции;
 • достоверности и законности отражения в бухгалтерской отчетности прибыли (убытков) от прочей реализации;
 • достоверности и законности отражения в бухгалтерской отчетности прибыли (убытков) от внереализационных операций;
 • правильности расчетов по налогу на прибыль, определе­ния объекта обложения отдельных видов деятельности предприятий и соблюдения порядка зачисления дохода (прибыли) в бюджет;
 • особенностей исчисления и уплаты в бюджет налога на при­быль организаций различных организационно-правовых форм.
 Подготовка к поверке включает также ознакомление с учре­дительными документами проверяемого объекта с целью полу­чения сведений о его организационно-правовой форме, учреди­телях, размере уставного капитала, уставной деятельности, по­рядке распределения прибыли, образования резервного капитала, покрытия убытков и т. п. Проверяющие также должны пред­варительно изучить материалы предшествующих проверок, ре­шения по ним о наложенных взысканиях и экономических санкциях. Это тем более необходимо сделать, поскольку к по­вторным нарушениям применяются повышенные санкции. По­вторными считаются нарушения, допущенные в течение одного года со дня наложения санкции за аналогичное нарушение. В период подготовки к проверке необходимо также изучить дина­мику налоговых платежей проверяемого объекта и выявить сум­му недоимки по данным отчетности.
 Последовательность проведения документальной проверки за­висит от программы и включает следующие этапы:
 1) ознакомление с учетной политикой организации, которая должна быть оформлена в соответствии с Положением по бух­галтерскому учету ПБУ 1/98* приказом или распоряжением по предприятию;
 2) сверка показателей бухгалтерской отчетности (баланса и приложения к нему по форме 2 «Отчет о прибылях и убытках») с данными Главной книги или оборотной ведомости (если Глав­ная книга в организации не ведется);
 3) сверка данных Главной книги с данными бухгалтерского учета, отраженных в бухгалтерских регистрах (журналах-ордерах, ведомостях и др.);
 4) сверка данных, отраженных в бухгалтерских регистрах с данными, содержащимися в первичных документах;
 5) ознакомление с условиями договоров, контрактов и дру­гими обязательствами с целью выявления нарушений этих усло­вий или факта осуществления незаконных сделок;
 6) проверка документов, дающих основания для применения льгот по налогообложению.
 
 * Приказ Минфина РФ от 9.12.98 №60н «Об утверждении Положения по бух­галтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98»
 
 При необходимости уполномоченные должностные лица на­логовых органов, осуществляющие документальную проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщи­ка, а также производить осмотр (обследование) производствен­ных, складских, торговых и иных помещений и территорий, ис­пользуемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения.
 При наличии у проверяющих лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении пра­вонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, проводится изъятие этих документов по акту, состав­ленному этими должностными лицами. В акте об изъятии доку­ментов должна быть обоснована необходимость изъятия и при­веден перечень изымаемых документов. Налогоплательщик име­ет право при изъятии документов делать замечания, которые должны быть по его требованию внесены в акт. Изъятые докумен­ты должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печа­тью или подписью налогоплательщика. В случае отказа налогопла­тельщика скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом делается специальная отметка. Копия акта об изъятии документов передается налогоплательщику.
 По результатам проверок составляется акт, в котором прове­ряющие сотрудники налоговой инспекции отражают, все претен­зии к налогоплательщику по выявленным нарушениям налогового законодательства и правил ведения бухгалтерского учета. По каж­дому конкретному нарушению указываются последствия в виде суммы занижения или сокрытия налогооблагаемой базы и нало­гов, причем раздельно по каждому налогу. Каждый пункт акта должен содержать ссылку на соответствующий нормативный до­кумент. Кроме того, акт может и должен содержать требование к налогоплательщику по устранению отмеченных нарушений. Акт подписывается всеми проверяющими лицами, а также должност­ными лицами проверяемого предприятия. Если полномочные представители налогоплательщика не согласны с отдельными по­ложениями и выводами акта, то они должны составить мотивиро­ванное возражение по всем пунктам разногласий, однако акт под­писать обязаны. В случае отказа от подписи под актом, проверяю­щие делают надпись: «Налогоплательщик от подписи отказался без объяснений и обоснования мотива отказа».
 Материалы проверок должны быть зарегистрированы в на­логовой инспекции в специальном журнале.
 Ответственность налогоплательщика за нарушения налогового законодательства определена Налоговым кодексом РФ и клас­сифицирована в соответствии с видом допущенного нарушения. Она также может быть представлена следующими видами: адми­нистративная, финансовая, уголовная. В отдельный вид наруше­ний, а соответственно и ответственности за них, могут быть вы­делены нарушения установленного законом порядка денежного обращения в стране.
 Таблица 31.1. Виды налоговых правонарушений и размеры ответственности за них
 
 Нарушение налогового законодательства Виды и размеры финансовой ответственности
 1. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе Штраф в размере 5 тыс. руб.
 2. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе Штраф в размере 10% от доходов, по­ лученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. руб.
 3. Нарушение срока представления
 сведении об открытии и закрытии
 счета в банке:
 если это не повлекло за собой неуп­лату налогов
 если это повлекло за собой неуплату
 налогов
 
 
 Штраф в размере 5 тыс. руб.
 
 Штраф в размере 10% от общей суммы
 денежных средств, поступивших на
 счет за период задержки представления
 или непредставления сведений об от­крытии этого счета
 4. Нарушение срока представления
 налоговой декларации или иных доку­ментов
 до 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации
 
 Штраф в размере 5% от суммы налога,
 подлежащей уплате на основе этой
 декларации, за каждый полный месяц
 со дня, установленного для ее пред­ставления, но не более 25% от указан­ной суммы
 5. Нарушение налогоплательщиком
 установленного срока представления
 или отказ представить лицу, проводя­щему налоговую проверку, документы (иные сведения), необходимые для проведения в установленном порядке такой проверки, а также уклонение от представления указанных документов и (или) иных сведений Штраф в размере 50 руб. за каждый не
 представленный документ
 6. Грубое нарушение правил учета до­ходов и расходов и объектов налогооб­ложения1:
 если эти деяния совершены в течение одного налогового периода
 если они совершены в течение более одного налогового периода
 если они повлекли занижение дохода
 
 
 Штраф в размере 5 тыс. руб.
 
 Штраф в размере 15 тыс. руб.
 Штраф в размере 10% от суммы неуп­лаченного налога, но не менее 15 тыс.
 руб.
 7. Нарушение правил составления налоговой декларации, выразившееся в несвоевременном или неправильном отражении в декларации доходов и расходов налогоплательщика, источни­ков доходов, исчисленной суммы на­лога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога Штраф в размере 3 тыс. руб.
 8. Нарушение правил составления налоговой декларации Штраф в размере 5 тыс. руб.
 9. Неуплата или неполная уплата сумм налога Штраф в размере 20% от неуплаченных сумм налога
 10. Те же действия, совершенные умышленно Штраф в размере 40% от неуплаченных сумм налога
 11. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов Штраф в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и перечислению
 12. Незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помеще­ние Штраф в размере 5 тыс. руб.
 13. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест Штраф в размере 10 тыс. руб.
 14. Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике
 Те же деяния, совершенные физиче­ским лицом Штраф в размере 5 тыс. руб.
 
 Штраф в размере 500 руб.
 15. Отказ от представления документов и предметов по запросу налогового органа Штраф в размере 5 тыс. руб.
 
 1) Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налого­обложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных до­кументов, регистров бухгалтерского учета, систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, немате­риальных активов и финансовых, вложений налогоплательщика.
 
 Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете фи­нансовых результатов от реализации продукции (работ, услуг, товаров). При проверке фактической прибыли организаций на­логовый инспектор должен использовать первичные документы, учетные регистры и другие данные, подтверждающие получение организацией прибыли, отраженной в бухгалтерском учете и от­четности:
 Основными вопросами проверки облагаемой прибыли явля­ются установление правильности отражения в отчетности
 • фактической выручки (валового дохода) от реализации основной продукции (работ, услуг);
 • фактических затрат на производство реализованной про­дукции;
 • прибыли от прочей реализации;
 • внереализационных доходов.
 Для проведения проверки налоговой службой фактической выручки (валового дохода) от реализации основной продукции (работ, услуг) используются следующие первичные документы, учетные регистры и отчетность:
 • приказ организации об учетной политике на отчетный год, исходя из условий хозяйствования и заключенных договоров;
 • форма бухгалтерского отчета №2 «Отчет о прибылях и убытках»;
 • Главная книга или оборотный баланс;
 • журнал-ордер №1, 2, 11, 11-с, 11-сн (при применении журнально-ордерной формы счетоводства);
 • первичные документы на отпуск готовой продукции со складов (расходные накладные склада готовой продук­ции, товарно-транспортные накладные на перевозку гру­зов автомобильным транспортом, транспортные наклад­ные на перевозку грузов железнодорожным, водным и воздушным транспортом и др.);
 • банковские выписки по движению денежных средств по расчетному счету;
 • приходные кассовые ордера на приход денежной налич­ности в кассу организации в оплату счетов за отгружен­ную продукцию;
 • платежные требования и платежные поручения на оплату отгруженной продукции;
 • пропуск на вынос (вывоз) готовой продукции с террито­рии организации.
 На основании вышеперечисленных документов, учетных реги­стров, отчетных данных и первичных документов проверяющий при определении фактической выручки от реализации основной продукции производит проверку в следующем порядке:
 1) сверяет данные, отраженные в отчетной форме №2 «Отчет о прибылях и убытках» по статье «Выручка (валовой доход) от реализации продукции (работ, услуг)», с данными по Главной книге (оборотного баланса) по кредиту счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)».
 2) сверяет данные по Главной книге (оборотному балансу) с данными журналов-ордеров №11, №11-с, №11-сн (при ведении журнально-ордерной формы счетоводства) или с учетными реги­страми, отражающими сумму реализации готовой продукции (при других формах счетоводства) по кредиту счета 46.
 После проведения сверки отчетных данных и данных, отра­женных в учетных регистрах, проверяющий приступает к про­верке правильности и законности оформления операций по оп­лате и отгрузке готовой продукции (работ, услуг). Приступая к проверке первичных документов, проверяющий должен предва­рительно ознакомиться с учетной политикой, принятой пред­приятием на проверяемый период. Действующим налоговым за­конодательством допускается применение для целей налогооб­ложения одного из двух методов отражения момента реализации — кассовый метод и метод начислений. Кассовый метод предпо­лагает отражение момента реализации по мере оплаты (при без­наличных расчетах — по поступлении средств за отгруженные товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами — по поступлении средств в кас­су), метод начислений — по мере отгрузки товаров (выполнению работ, услуг) и предъявлению покупателю (заказчику) расчетных документов.
 Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) устанавливается предприятием самостоятельно и отража­ется в документе о принятии учетной политики. При проверках следует иметь в виду, что договора на поставку готовой продук­ции (выполнение работ, услуг) должны соответствовать утвер­жденной учетной политике.
 Основанием для отражения в учетных регистрах отгруженной продукции (работ, услуг) являются следующие первичные доку­менты:
 а) при определении выручки от реализации по мере оплаты:
 • выписки банка и платежные документы о поступлении денежных средств на расчетный счет (валютный или другие специальные счета);

<< Пред.           стр. 19 (из 21)           След. >>

Список литературы по разделу