<< Пред. стр. 20 (из 21) След. >>
• приходные кассовые ордера на оприходование наличных денежных средств в кассу предприятия (организации);• ведомости учета сумм, числящихся на счете 57 «Переводы в пути».
б) при определении выручки от реализации по мере отгрузки готовой продукции:
• ведомости учета средств, поступивших по предварительной оплате, выданных на поставку продукции (выполнение работ и услуг) авансов, средств по оплате продукции, принятой от заказчиков по частичной готовности, средств, поступивших за реализованную готовую продукцию, произведенную дочерними предприятиями, филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями предприятия (организации), как являющимися, так и не являющимися юридическими лицами;
• расходные накладные склада готовой продукции, товарно-транспортные накладные на перевозку груза автомобильным транспортом, транспортные накладные на перевозку груза железнодорожным, водным и воздушным транспортом, акт приемки-передачи готовой продукции (при приемке поставщиком продукции на ответственное хранение без ее отгрузки, а также пропуск на вынос (вывоз) продукции.
Если реализуется на сторону часть незавершенного производства (строительства), то, поскольку бухгалтер имеет возможность оценивать незавершенное производство по фактической или нормативной (плановой) себестоимости, проверяющий должен установить соответствие списания реализованного незавершенного производства принятому в учетной политике способу оценки.
При проверке предприятий, осуществляющих прямой обмен товарами, работами или услугами, цена сделки признается рыночной при условии, что она не отклоняется в ту или иную сторону более чем на 30% от рыночных цен реализации аналогичной продукции (работ, услуг), применявшихся на момент исполнения сделки, с учетом НДС.
При обмене оборудования и основных средств оценка их производится по восстановительной стоимости, определенной при проведении последней перед реализацией переоценки.
При проверке выручки от реализации без участия посредника, полученной в иностранной валюте, следует иметь в виду, что эта сумма должна соответствовать сумме, отраженной по отгрузочным документам по кредиту счета 46, увеличенной (уменьшенной) на сумму курсовой разницы (разница между суммой, полученной в иностранной валюте и пересчитанной в рублевый эквивалент на дату совершения операции).
При осуществлении бартерных сделок, связанных с определением стоимости товаров в иностранной валюте, выручка должна определяться и отражаться в балансе в рублях по курсу на дату заполнения таможенной декларации.
По предприятиям, которые для целей налогообложения применяют метод определения выручки от реализации по моменту отгрузки продукции (выполнения работ, услуг), выручка должна быть отражена на счете 46 «Реализация продукции» в размере стоимости отгруженной продукции на дату составления отгрузочных документов. Основанием для включения в выручку является дата пропуска на вынос (вывоз) продукции с территории предприятия.
Предприятия, осуществляющие свою деятельность в сферах торговли и общественного питания, по кредиту счета 46 отражают сумму фактического объема реализованных товаров по продажной цене. Выявление расхождений по этим суммам может быть установлено по показаниям контрольной ленты или фискальной памяти кассового аппарата.
Проверка достоверности данных учета и фактической себестоимости продукции (работ, услуг), полноты и правильности отражения в учете фактических затрат на ее производство и реализацию. Одним из основных направлений проведения проверки налоговыми органами является контроль за правильностью формирования издержек производства и обращения.
Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Это определение дано в Положении о составе затрат по производству продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552.
При осуществлении документальной проверки налоговыми органами учитывается вышеуказанное Положение со всеми дополнениями и изменениями, внесенными в последующий период. Кроме того, следует иметь в виду, что ряд министерств и ведомств реализовали свое право определять отраслевые особенности состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) с учетом специфики, подведомственных им производств и видов деятельности.
Основная задача проверяющих на этом этапе — определить законность включения затрат в себестоимость продукции, учитывая при этом, что в себестоимость не включаются главным образом затраты непроизводственного и капитального характера. Первые из них должны производиться за счет прибыли предприятия, а вторые — включаться в себестоимость путем начисления амортизации.
Проверка правильности, достоверности и законности отражения в бухгалтерской отчетности прибыли (убытков) от прочей реализации. В соответствии с действующим положением к прочей реализации относятся доходы, полученные от реализации и выбытия основных средств, учитываемых на счете 47 «Реализация и прочее выбытие основных средств», и от реализации прочих активов, учитываемых на счете 48 «Реализация прочих активов». Налогооблагаемой базой служит разница между полученной выручкой от реализации без учета налога на добавленную стоимость и фактической себестоимостью (остаточной стоимостью) реализованного имущества. При безвозмездной передаче имущества убытки от передачи не учитываются при исчислении налогооблагаемой прибыли.
1. При определении фактической выручки от прочей реализации и себестоимости реализованных основных средств и прочих активов следует руководствоваться следующим:
1) выручка от реализации имущества предприятия должна исчисляться исходя из рыночной стоимости имущества и его фактической себестоимости (остаточной стоимости). В случае реализации имущества ниже сложившейся в регионе рыночной цены для целей налогообложения применяется рыночная цена. При реализации имущества по цене ниже фактической себестоимости (остаточной стоимости) налогооблагаемая база исчисляется исходя из рыночной цены, но не ниже фактической себестоимости (остаточной стоимости). Реализация по цене ниже себестоимости возможна лишь в исключительных случаях, как-то: утеря потребительских свойств, высокая степень реального износа, как физического, так и морального, невозможность реализации по рыночной цене в связи с отсутствием спроса и т. п. В этих случаях, подтвержденных документально, убытки от реализации недоамортизированных основных средств и имущества по цене ниже фактической себестоимости принимаются во внимание при исчислении налогооблагаемой прибыли;
2) в случае ликвидации недоамортизированных основных средств убытки от их списания учитываются при налогообложении лишь в случае документального отражения результатов от списания, как то: оприходование сумм, вырученных от сдачи металлолома, оприходование на склад материальных ценностей, полученных в результате демонтажа основных средств и т. п.
2. Следует обратить внимание на правильность отражения балансовой стоимости реализованных материальных ценностей и прочих активов по дебету счета 48 «Реализация прочих активов», особенно при реализации сырья, материалов, комплектующих изделий, с целью выявления завышения их балансовой стоимости за счет неоправданного списания затрат, не относящихся к этим ценностям. Незаконное увеличение балансовой стоимости означает сокрытие от налогообложения прибыли (дохода).
3. Такой же подход применяется и при проверке прибыли, полученной от реализации материальных ценностей, полученных от ликвидации основных средств.
4. При реализации прав на паи (долгосрочные вложения в уставные фонды других предприятий как в рублях, так и в валюте), прав на пользование депозитами акций, облигаций и других ценных бумаг и финансовых вложений (как долгосрочных, так и краткосрочных) проверяющий должен выявить, не увеличена ли их номинальная или балансовая стоимость за счет списания не относящихся к ним затрат. Причем следует иметь в виду, что на счетах 06 «Долгосрочные финансовые вложения» и 58 «Краткосрочные финансовые вложения» стоимость акций, облигаций и других ценных бумаг должна соответствовать номинальной их стоимости.
5. При проверке следует убедиться в своевременности отражения хозяйственных операций. Для этого надо сверить даты следующих документов: накладной на отпуск с материального склада товарно-материальных ценностей для реализации их на сторону; пропуска на вынос (вывоз) основных средств и товарно-материальных ценностей с территории предприятия; банковской выписки по движению денежных средств по расчетному счету или приходного кассового ордера на приход денежной наличности в кассу предприятия в оплату счетов по реализации основных средств, материальных ценностей, нематериальных активов, ценных бумаг и других ценностей, принадлежащих предприятию и учтенных на счетах 47 и 48 в Главной книге (оборотном балансе). В случаях выявления фактов несоответствия дат и периодов отражения в бухгалтерском учете этих документов проверяющий анализирует влияние такого несоответствия на общую сумму прибыли от прочей реализации, отраженной в отчетной форме №2 «Отчет о прибылях и убытках» как разница между показателями строки 90 и строки 100.
Проверка достоверности и законности отражения в бухгалтерской отчетности прибыли (убытка) от внереализационных операций. В соответствии с действующим Положением о составе затрат по производству продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552 к внереализационным доходам и расходам относятся суммы:
• кредиторской и депонентской задолженности, по которой срок исковой давности истек;
• уплаченных и полученных штрафов, пени, неустоек и других экономических санкций;
• процентов, полученных по суммам средств, числящихся на расчетных, текущих, валютных и других счетах предприятия;
• доходов, полученных от сумм, находящихся на депозитных счетах;
• доходов (расходов), полученных (уплаченных) по всем видам займов;
• доходов (расходов) по курсовым разницам по операциям с валютой;
• прибылей и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году;
• убытков от стихийных бедствий;
• потерь от списания долгов и дебиторской задолженности, поступлений долгов, ранее списанных как безнадежные;
• доходов (дивидендов, процентов) по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию;
• доходов, полученных от долевого участия в совместной деятельности в других предприятиях;
• доходов от сдачи имущества в аренду;
• затрат на содержание законсервированных мощностей и объектов, погашаемых в соответствии с действующим законодательством за счет прибыли (доходов);
• убытков от списания ранее присужденных долгов по недостачам и хищениям, по которым возвращены исполнительные документы;
• затрат по аннулированным производственным заказам, а также затрат на производство, не давшее продукции;
• судебных издержек и арбитражных сборов;
• некомпенсируемых убытков в результате пожаров, аварий, других чрезвычайных событий, вызванных экстремальными ситуациями,
• других прибылей (убытков), а также других затрат, относимых в соответствии с действующим законодательством на результаты хозяйственной деятельности.
При проведении проверки используются: форма №2 «Отчет о прибылях и убытках», Главная книга (оборотный баланс) и первичные документы, на основании которых производились бухгалтерские записи по дебету и кредиту счета 80 «Прибыли и убытки» и не подлежащие отражению на счетах 46, 47, 48.
1. При проведении анализа образования внереализационных доходов (расходов) внимание проверяющих должно быть обращено на следующие особенности:
1) получение штрафов, пени, неустоек и других видов санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также по возмещению причиненных убытков должно быть обусловлено договорами;
2) получение процентов по суммам средств, числящихся на расчетном, текущих, валютном и других счетах предприятия. Получение (уплата) таких доходов (расходов) обусловлено только договорами с предприятиями, имеющими лицензии на право заниматься банковскими операциями от Центрального банка РФ. Поэтому проверяющий должен прежде всего определить правомерность получения или уплаты таких процентов путем анализа договоров, заключенных с организацией, где находятся счета предприятия. В случаях отсутствия лицензии все операции, связанные с получением или уплатой процентов, являются неправомерными и подлежат исключению из отчетности. В соответствии с п. 11 статьи 8 Закона «О Государственной налоговой службе Российской Федерации» руководитель налоговой инспекции обязан предъявлять в суде или арбитраже иски о признании таких сделок недействительными и взыскании в доход государства всего дохода, полученного по таким сделкам.
2. При проверке доходов, полученных от сумм, находящихся на депозитных счетах, следует не только проверить наличие договора с учреждением банка, имеющего лицензию ЦБ, но и провести анализ на полноту и своевременность получения этих доходов. При выявлении фактов, когда проценты по депозитным счетам направляются на увеличение основной суммы депозита без перечисления процентов на расчетный счет и оформляется эта операция путем составления дополнительного соглашения к основному договору с банком, следует убедиться, что эта операция отражена в бухгалтерском учете на счете 80 «Прибыли и убытки».
3. Анализируя вопрос достоверности отражения в бухгалтерском учете и отчетности курсовых разниц по валютным операциям, следует исходить из того, что положительная курсовая разница относится на увеличение прибыли, а отрицательная — на ее уменьшение. При этом следует иметь в виду, что до 20 января 1997 г. для целей налогообложения курсовые разницы исключались из налогооблагаемой базы по налогам на прибыль.
При определении налогооблагаемой базы для исчисления налога по фактической прибыли за 1998 г. курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте, образовавшиеся за период с 1 августа 1998 г. по 31 декабря 1998 г., независимо от применяемой учетной политики отражения этих курсовых разниц на счетах бухгалтерского учета учитываются в следующем порядке:
1) в случае, если у предприятий и организаций, включая кредитные организации, при сопоставлении суммы положительных курсовых разниц и суммы отрицательных курсовых разниц возникает превышение суммы положительных курсовых разниц над суммой отрицательных курсовых разниц, налогооблагаемая база для исчисления налога уменьшается на сумму указанного превышения;
2) в случае, если у предприятий и организаций, включая кредитные организации, при сопоставлении суммы положительных курсовых разниц и суммы отрицательных курсовых разниц возникает превышение суммы отрицательных курсовых разниц над суммой положительных курсовых разниц, налогооблагаемая база для исчисления налога определяется в общем порядке без дополнительной корректировки, а указанное превышение признается убытком по курсовым разницам.
5. При наличии у предприятия операций с наличной валютой проверяющий должен установить, имеется ли у предприятия лицензия Центрального банка России на проведение операций с наличной валютой.
6. Проверяя правильность отражения на счете 80 «Прибыли и убытки» доходов (расходов) по операциям прошлых лет, выявленных в отчетном году, следует иметь в виду, что к ним, в частности, относятся суммы, поступившие (уплаченные) по перерасчетам за услуги и материальные ценности, полученные и израсходованные в прошлом году; дополнительные расходы по заказам, расчеты по которым закончены в прошлых годах; возврат сумм по расчетам с покупателями за продукцию, оплаченную в прошлых годах (следует установить, не являлись ли эти суммы в прошлом году беспроцентными займами без составления соответствующего договора).
Проверка правильности расчетов по налогу на прибыль (доход). Согласно Закону РФ от 27 декабря 1991 г. «О налоге на прибыль предприятий и организаций» предприятия и организации (в том числе бюджетные), являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая созданные на территории РФ предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, являются плательщиками налога на прибыль.
1. При проверке расчетов налога от фактической прибыли следует иметь в виду, что расчеты с бюджетом осуществляются из валовой прибыли, исчисляемой исходя из методологии ее определения, то есть объектом налогообложения является валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, предусмотренными ст. 2 Закона Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций».
2. При проверке правильности исчисления налога на прибыль следует проверить право предприятий на исключение из налогооблагаемой базы льготируемых объектов. Неправомерное применение льгот не следует квалифицировать как сокрытие (занижение) объекта налогообложения, в этом случае не применяются штрафные санкции, однако на сумму недоимки начисляется пеня.
3. В случае излишних начислений по налогам, относимым на себестоимость продукции (работ, услуг) и на финансовые результаты, образуется занижение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. В этом случае также нельзя квалифицировать сокрытие или занижение прибыли (дохода). Налогоплательщик несет ответственность за неполную уплату налога в виде взыскания пени в установленных размерах от неуплаченной суммы.
Оформление акта документальной проверки и предложений к нему. Результаты документальной проверки должны оформляться актом проверки.
1. При отсутствии нарушений налогового законодательства и порядка ведения бухгалтерского учета прибыли (дохода) проверяющие составляют справку с указанием наименования предприятия, его подчиненности, даты проверки, перечня проверенных вопросов, периода, за который она проводилась, данных о соблюдении предприятием налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующие бюджеты налога на прибыль, а также соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета. Эти же данные приводятся в актах, в которых отражены и нарушения налогового законодательства.
Справка подписывается должностным лицом государственной налоговой инспекции, руководителем и главным бухгалтером проверяемого предприятия. При установлении нарушений налогового законодательства и порядка ведения бухгалтерского учета прибыли (дохода) проверяющие оформляют результаты документальной проверки актом, который подписывается должностным лицом государственной налоговой инспекции, другими участниками проверки и соответственно руководителем и главным бухгалтером проверяемого предприятия.
2. В случаях несогласия с фактами, изложенными в актах (в соответствии с п. 19 «Положения о Государственной налоговой службе Российской Федерации», утвержденного Указом Президента РФ от 31 декабря 1991 г. № 340), руководители и главные бухгалтеры предприятий обязаны подписать акт и имеют право произвести запись о возражениях, прилагая одновременно письменные объяснения и документы, поясняющие мотивы этих возражений. Правильность фактов, изложенных в объяснениях, должна быть проверена и по ним дано письменное заключение проверяющего.
3. Акт, как правило, составляется в двух экземплярах со всеми приложениями, а в отдельных случаях и протоколом изъятия документов и вручается: первый экземпляр — должностному лицу государственной налоговой инспекции, проводившему проверку, второй — под расписку руководителям проверяемого предприятия. Возражения по акту не приостанавливают выполнение указаний, данных должностными лицами государственной налоговой инспекции в актах проверок об устранении нарушений и перечислении в бюджет налога на прибыль (доход) и штрафных санкций.
4. При установлении фактов грубых нарушений налогового законодательства и злоупотреблений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, акт составляется в трех экземплярах со всеми приложениями, включая и акты встречных проверок, и протоколы изъятия документов, из которых первый направляется вышестоящим органам налогового расследования.
Передаваемые документы должны содержать: заявление (письмо) руководителя государственной налоговой инспекции, в котором должно быть изложено, в чем состоит суть выявленных фактов грубых нарушений налогового законодательства и злоупотреблений, какие законы нарушены, размер причиненного ущерба государству и бюджету, виновные лица; первый экземпляр акта документальной проверки предприятия, подписанный надлежащими лицами; подлинные документы или копии документов, подтверждающие факты выявленных грубых нарушений налогового законодательства и злоупотреблений; объяснения проверяемых, а также других лиц, чьи показания имеют значение для проверки обстоятельств совершения фактов грубых нарушений и злоупотреблений; заключения проверяющих по этим объяснениям.
5. При передаче материалов документальной проверки в органы налогового расследования для привлечения виновных к уголовной ответственности в делах государственной налоговой инспекции должна быть оставлена копия в полном объеме передаваемого материала, одновременно ставится вопрос о привлечении виновных лиц в допущении фактов грубых нарушений налогового законодательства и злоупотреблений к уголовной ответственности и принятии мер к обеспечению гражданских исков к виновным лицам за причиненный ущерб государству и бюджету.
6. Отказ в возбуждении уголовного дела или постановление правоохранительных органов и органов налогового расследования о прекращении уголовного дела, возбужденного по материалам документальной проверки, могут быть обжалованы налоговой инспекцией в установленном законом порядке.
7. Акт документальной проверки составляется в произвольной форме по схеме программы (задания) на проведение проверки предприятия. В изложении акта документальной проверки должна быть соблюдена объективность, ясность, лаконичность и точность описания выявленных фактов нарушения налогового законодательства и порядка ведения бухгалтерского учета прибыли (дохода). При этом по каждому факту нарушения, отраженному в акте проверки, должно быть четко изложено его содержание со ссылкой на соответствующие первичные бухгалтерские документы (с обязательным указанием бухгалтерских проводок по счетам и порядка отражения их в регистрах бухгалтерского учета) и другие материалы, с указанием нарушений отдельных законов или нормативных актов. В отдельных случаях должно быть произведено снятие копий с документов, подтверждающих факт выявления нарушения.
В конце акта проверяющие совместно с руководителем и главным бухгалтером проверяемых предприятий отражают предложения по устранению выявленных нарушений и определяют срок взыскания предусмотренных законодательством санкций. Срок взыскания санкций — десять календарных дней после подписания акта.
8. При определении факта сокрытия или занижения прибыли следует иметь в виду, что объектом налогообложения не являются:
• суммы выручки от реализации конфискованного имущества, перешедшего по праву наследования к государству;
• суммы по экономическим и штрафным санкциям, взимаемым по постановлениям (решениям) органов Госкомцен Российской Федерации, арбитража и других органов, которым разрешено применение санкций. Эти суммы в бухгалтерском учете относятся на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия;
• платежи, взыскиваемые в государственные внебюджетные фонды.
Все материалы по документальной проверке предприятия по прибытии проверяющего в государственную налоговую инспекцию после их регистрации в специальном журнале передаются начальникам отделов, а в необходимых случаях — начальникам государственных налоговых инспекций или их заместителям, которые по результатам рассмотрения этих материалов должны принять письменные решения о применении санкций к налогоплательщику, предусмотренных Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». О принятии акта документальной проверки предприятия делается отметка на последней странице акта проверки: «Акт документальной проверки принят», указывается дата и ставится подпись лица, принявшего акт документальной проверки.
Акты документальных проверок предприятий хранятся в архиве государственной налоговой инспекции 10 лет.
Порядок рассмотрения материалов документальной проверки. Осуществляя непосредственный контроль за плательщиками налога на прибыль, государственные налоговые инспекции обязаны тщательно рассматривать, анализировать и принимать по материалам документальных проверок предприятий письменные решения (указания) об устранении выявленных нарушений, внесении причитающихся сумм в бюджеты, уплаты за допущенные нарушения штрафных санкций.
Результаты документальных проверок предприятий рассматриваются в следующем порядке:
1) по каждой проведенной документальной проверке предприятия руководитель или заместители государственной налоговой инспекции должны лично в десятидневный срок по получении акта документальной проверки предприятия рассмотреть все материалы проверки и принять соответствующее решение;
2) решение по проверке должно приниматься государственной налоговой инспекцией на основании тщательного изучения акта документальной проверки и приложенных к нему документов (т. е. приложений), объяснений руководителей проверяемого предприятия, а также выводов проверяющего по материалам проверки;
3) проект указания по результатам проверки разрабатывается руководителем отдела совместно с должностным лицом государственной налоговой инспекции, проводившим документальную проверку на предприятии, и представляется на подпись руководителю или заместителям государственной налоговой инспекции. В указании кратко излагаются выявленные нарушения налогового законодательства или порядка ведения бухгалтерского учета прибыли (дохода) и мероприятия по их устранению, обоснованные, реальные по существу и с конкретными сроками по их устранению. В указании обязательно должна делаться ссылка на законы, нормативные акты, инструкции, положения и т. д., по которым отмечены нарушения.
Ответственность налогоплательщика (предприятия) за допущенные нарушения налогового законодательства, ведение учета объекта налогообложения с грубым нарушением установленного порядка и другие нарушения, выявленные по материалам проверки, должна быть объективно определена в указании государственной налоговой инспекции в строгом соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и Законом РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР».
В указании государственной налоговой инспекции необходимо отметить месячный срок, в который налогоплательщик (предприятие) имеет право в соответствии со статьей 14 Закона РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР» обжаловать решение (указание) государственной налоговой инспекции по материалам документальной проверки в вышестоящую инстанцию Государственной налоговой службы Российской Федерации, который исчисляется со дня вручения акта на подпись налогоплательщику.
Эффективность мероприятий по устранению нарушений налогового законодательства и порядка ведения бухгалтерского учета объекта налогообложения должна быть обеспечена строгим контролем за выполнением принятых указаний (решений) по материалам документальных проверок предприятий. Этот контроль осуществляется работниками государственной налоговой инспекции путем тщательного рассмотрения письменных сообщений проверенного предприятия о выполнении указания государственной налоговой инспекции по акту документальной проверки.
Проверка на месте выполнения указаний по результатам документальной проверки предприятия производится в случаях, если предприятие продолжает нарушать требования налогового законодательства и порядка ведения учета объекта налогообложения (т. е. прибыли или дохода).
Порядок составления и представления в инстанции заключений по материалам разногласий предприятий с государственными налоговыми инспекциями по актам документальных проверок. В случаях обращения предприятия с разногласиями в вышестоящую государственную налоговую инспекцию областного или республиканского уровня на необоснованное решение (указание) нижестоящей государственной налоговой инспекции по материалам проверки предприятия, необходимо письмо (жалобу) на действия должностных лиц в месячный срок подвергнуть тщательной проверке и составить заключение о перепроверке акта документальной проверки.
Заключение, как правило, должно состоять из нескольких разделов:
1) Описательный, в котором приводятся основания для составления заключения по разногласиям (т. е. запрос вышестоящей инстанции), фамилия, имя, отчество и должности лиц, принимавших участие в составлении заключения; далее в нем перечисляются все материалы, предъявленные составителям заключения по материалу разногласий, и указывается период, к которому относится данное заключение.
2) Исследовательский, где излагаются конкретные факты по каждому нарушению в отдельности и анализируются материалы документальной проверки, явившиеся объектом исследования. В этом разделе заключения необходимо исследовать, основаны ли на документах и других бухгалтерских данных утверждения проверяющих и проверяемых о том, что эти документы и учетные данные являются полноценными с позиций действующего порядка ведения бухгалтерского учета объекта налогообложения (т. е. прибыли или дохода), достаточны ли представленные материалы для выводов проверяющего и проверяемого предприятия о наличии определенных фактов нарушения налогового законодательства и порядка ведения бухгалтерского учета, а также обоснованы ли выводы проверяющего об ответственности проверяемого предприятия.
При составлении данного раздела должны соблюдаться следующие требования: объективность изложения, краткость и ясность формулировок, логическая и хронологическая последовательность изложения, документальное обоснование всех изложенных фактов со ссылкой на листы приложения, номера и даты конкретных первичных бухгалтерских и других документов. Если заключение основывается на определенных правилах бухгалтерского учета, то делается ссылка на них. При установлении нарушений закона, инструкции или другого нормативного документа, делается ссылка на них, при этом в обязательном порядке указываются наименования, кем и когда они утверждены, какие параграфы, пункты или подпункты нарушены. В этом же разделе даются ссылки на номера приложений.
3) Выводы. В этом разделе по каждому факту нарушений, поставленных на разрешение в данном заключении, даются выводы, представляющие собой конкретные ответы на поставленные вопросы. Выводы составителей заключения должны быть четкими, краткими, не допускающими различных толкований, ясными, расположенными в той же последовательности, что и в предыдущем разделе. Они должны логически вытекать из анализа исследованных материалов.
В выводах излагаются: 1) факты нарушений и другие обстоятельства, явившиеся предметом данного заключения; 2) заключение о том, характеризует ли собой конкретный факт нарушения налогового законодательства или порядка ведения бухгалтерского учета объекта налогообложения прибыли (дохода), если характеризует, то какого закона или нормативного акта и за какой период, а также на какую сумму нанесен ущерб бюджету и государству, кто из должностных лиц предприятия и какими действиями способствовал нарушению.
4) Приложения, в которых даются таблицы, расчеты и иной справочно-цифровой материал, составленный в процессе оформления заключения. Каждое приложение нумеруется, и в заключении приводятся их порядковые номера и названия. Все приложения должны быть в обязательном порядке подписаны составителями заключения.
Заключение подписывается должностными лицами государственной налоговой инспекции и лицами, принимавшими участие в его составлении. Заключение по вышеприведенной схеме составляется в трех экземплярах: первый экземпляр — для вышестоящего налогового органа, назначившего проведение дополнительной проверки по материалам разногласий и составление заключения; второй — для проверяемого предприятия, обратившегося с разногласиями в вышестоящую инстанцию государственной налоговой инспекции; третий — для нижестоящей государственной налоговой инспекции, с которой проверяемое предприятие имеет разногласия по материалам проверки.
Контрольные вопросы
1. Какие существуют формы финансового контроля?
2. Какие органы осуществляют финансовый контроль в Российской Федерации?
3. В чем заключаются функции и задачи Счетной Палаты?
4. Какие функции в области бюджетно-финансового контроля выполняет Министерство финансов РФ?
5. Назовите задачи контрольно-ревизионного управления Министерства финансов РФ в субъекте Федерации.
6. Какие органы осуществляют налоговый контроль в Российской Федерации?
7. Назовите формы и методы бюджетно-финансового контроля.
8. Перечислите методы налогового контроля.
9. Охарактеризуйте методы, используемые налоговыми органами при проведении выездных проверок?
10. Какие обязательные проверки включаются в программу документальных проверок?
11. Как оформляются акты выездных проверок и заключения по ним?
ГЛАВА 32. Автоматизация информационных потоков в бюджетной системе
32.1. Приоритетная роль информационных технологий в бюджетном процессе
Бюджетная система — центр пересечения информационных потоков, объем которых согласно оценкам экспертов растет экспоненциально. Для успешной организации больших объемов динамической и стратегически важной для страны информации необходимо решить проблемы управления и широкого доступа на всех уровнях организации бюджетной системы.
Понимание социально-экономической значимости этой проблемы проявляется на уровне правительственных органов России, где в настоящее время подготовлена Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов. Концепция предполагает разработку целевой крупномасштабной общегосударственной комплексной программы дальнейшей информатизации российского общества на основе скоординированного развития его национального информационного потенциала. Решение ключевых проблем развития и эффективного использования информационных и телекоммуникационных технологий предполагает коренной поворот в государственной политике информатизации России, суть которого заключается в переходе от приоритетного развития инструментальных средств информатизации к координации и интеграции информационных ресурсов. Это важный момент, который безусловно не только найдет свое отражение в стратегии эффективного реформирования российской экономики, но и окажет существенное влияние на дальнейшее развитие информатизации в стране.
Опыт развитых стран с рыночной экономикой наглядно подтверждает, что именно потенциал информационных технологий применительно к бюджетному процессу приносит этим странам экономические приоритеты и повышение социальной стабильности.
Что касается России, то в условиях построения правового демократического государства и перехода к рыночной экономике бюджетная информация становится важнейшим фактором развития, значение которого особо проявляется в процессе согласованного функционирования федеральных и региональных органов управления.
Необходимо отметить, что для современного развития управленческих структур российского общества характерно существенное повышение роли региональных и муниципальных органов управления, значительно расширяющих сегодня права и полномочия. Формирование и активное действенное использование региональных бюджетов, разработка и реализация региональных программ и проектов, мероприятий в области социально-экономической политики в регионах — все это требует активности, проблемно ориентированной информационной поддержки и, следовательно, соответствующих вычислительных и программных средств, а также современных информационных технологий. Вполне правомерно утверждение, что в экономике страны существует социальный заказ на развитие информационных средств и технологий для всех уровней бюджетной системы.
Основу современных прогрессивных информационных технологий применительно к бюджетному процессу составляют персональные вычисления, компьютерные коммуникации, корпоративные стандарты.
Актуальность развития и внедрения сетевых информационных технологий применительно к бюджетному процессу России связана с необходимостью создания территориальных информационно-распределенных систем глобального масштаба. Такие системы предназначены для удовлетворения потребностей страны и создания интегрированных региональных информационно-телекоммуникационных систем городского, областного и республиканского масштаба целью которых является обеспечение информационных коммуникаций между абонентами конкретных регионов, а также оказание различного рода информационных услуг путем предоставления удаленного доступа к специализированным базам данных, содержащих экономическую, правовую и социальную информацию.
При этом информационные технологии необходимо рассматривать не только как средство рациональной организации информационной среды бюджетного процесса, но и как катализатор его дальнейшего развития.
Информационные системы, соответствующие бюджетному процессу (ИС БП), относятся к классу современных корпоративных информационных систем с включением пользователей в контур автоматизации. Это многопрофильные, территориально распределенные по уровням бюджетного процесса системы, обладающие необходимыми компонентами жизнеобеспечения и функционирующие на принципах открытых систем и децентрализованного управления. Это означает, что принятие решений оперативного и тактического регулирования должно быть делегировано на места и находится в компетенции подразделений, входящих в состав бюджетной системы.
Должно быть учтено все из того, что способствует укреплению целостности, повышению устойчивости бюджетного процесса. Это и слаженность взаимодействия субъектов исполнительной вертикали — от федеральных органов власти до органов местного самоуправления, это и конструктивность взаимодействия различных ветвей власти, это и бескризисность развития и сглаживание колебаний производства валового продукта за счет совершенствования финансового управления, повышения устойчивости развития и безопасности банковских структур.
Предупреждение конфликтных и кризисных социально-политических ситуаций, поиск наилучшего выхода из создавшегося положения, оценка возможных последствий принимаемых решений, выявление тенденций и закономерностей развития финансовых ситуаций, содержательный контроль и оценка эффективности исполнения бюджета, построение и «взвешивание» альтернативных социально-экономических сценариев, взаимосвязь крупных корпораций и многое другое — суть проблемные области государственного управления, требующие согласования с бюджетным процессом.
Эти проблемные области характеризуются: информационной открытостью и неопределенностью границ принимаемых решений; необходимостью методической поддержки при постановке задач; уникальностью каждой ситуации и решений по ним; высокими требованиями к оперативности принятия решений при фрагментарности и противоречивости исходной информации; необходимостью выхода за рамки стереотипных решений и рассмотрением маловероятных альтернативных вариантов; хаотичностью внешней среды, требующей применения нетрадиционных методов моделирования и информационных технологий в аналитической деятельности. При этом важно понимание проблемы использования информационно-аналитических технологий для повышения устойчивости и согласованности бюджетной системы.
Для продвижения в этой области нужны новые подходы и методики, связанные с внедрением информационно-аналитических интеллектуальных технологий. В этой связи 90-е годы ознаменовались возрождением систем проектирования, основанных на регрессионно-статистическом анализе, обработке временных рядов, построении экспертных систем и баз знаний, на нейронных технологиях, генетических алгоритмах, вероятностных расчетах — все эти направления принято собирать под общей тематикой мягких вычислений (Soft Computing).
В российских органах государственного управления интеллектуальные информационные технологии только еще начинают осваиваться.
Новый взгляд на методологию проектирования ИС БП определяют следующие отличительные черты:
• переход от автоматизации отдельных локальных комплексов задач к ориентации на деловые процессы, конечные финансовые результаты в условиях сквозного управления;
• поддержка распределенных вычислений;
• наличие открытых, переносимых и масштабируемых приложений;
• интеграция вновь разрабатываемых приложений и действующих баз данных;
• повышение экономической эффективности обработки информации на основе снижения совокупных затрат на информатизацию;
• предоставление своевременной и достоверной информации для центров принятия решений в бюджетной системы.
Эффективно построенная система корпоративных стандартов является новым системообразующим элементом в организации бюджетной системы. При проектировании ИС БП должны активно использоваться корпоративные стандарты, служащие организационным и технологическим основанием процессов автоматизации, и всегда ей предшествующие. При этом за основу принимаются отраслевые, национальные и международные стандарты.
Таким образом, при разработке ИС БП получает развитие комбинированный подход, который можно охарактеризовать как встречное движение: компьютерная инфраструктура и системная функциональность должны соотноситься так, чтобы в максимальной степени обеспечить изменчивость и преемственность на уровне прикладной функциональности бюджетного процесса. Комплексное рассмотрение вопросов, составляющих ядро методологии и профессиональной культуры при проектировании ИС БП формируется при условии стандартизации управления информационными потоками в корпоративных сетях.
Поскольку апробированные подходы к разработке систем такого масштаба в российской практике проектирования отсутствуют, рассмотрим отдельные направления информатизации, реализуемые в финансовой системе РФ.
32.2. Особенности построения информационной системы управления финансами
В Российской Федерации создается новая система управления финансами. Управление финансами осуществляется прежде всего высшими органами государственной власти и управления — Президентом РФ и Федеральным Собранием. Это управление имеет место при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета, а также утверждении отчета о его исполнении.
Финансовая система России — это совокупность государственных органов и организаций, финансовых и кредитных учреждений, осуществляющих непосредственно финансовую деятельность государства. Систему финансовых органов возглавляет Министерство финансов РФ, являющееся органом исполнительной власти, который обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в России и координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Управляя финансами согласно своим полномочиям, эти органы способствует проведению единой государственной финансовой политики.
Деятельность Министерства финансов РФ распространяется, хотя и в разной степени, на все звенья финансовой системы РФ. Под его непосредственным повседневным воздействием находятся федеральный бюджет и государственные федеральные внебюджетные фонды, государственный кредит, денежное обращение и контроль за исполнением и целевым использованием бюджетных средств.
В Министерстве осуществляется постоянная аналитическая работа, связанная с выделением узловых проблем управления экономическими процессами, подготовкой и анализом возможных вариантов решений.
В настоящее время в Министерстве финансов и его территориальных органах внедрены отдельные компоненты информационной системы, которые автоматизируют лишь некоторые основные функциональные процессы (табл. 32.1).
Таблица 32.1 Программные продукты, включенные в фонд алгоритмов и программ Министерства Финансов РФ
Наименование программного продукта Пользователи
1 2
Автоматизированная система использования сметы финансового органа (АСИСФ «Смета») Территориальные финансовые органы
Автоматизированная система финансовых расчетов (АРМ «Финансы») Территориальные финансовые органы
Расчет пособий на выплату ежемесячных пособий на детей по регионам Центральный аппарат
Свод уточненных годовых и квартальных планов по бюджетам субъектов Российской Федерации — " —
Свод проекта расходов федерального бюджета на основе заявок министерств и ведомств Центральный аппарат
Расчет вариантов проекта бюджета — " —
Учет изменений и составление уточненного плана расходов федерального бюджета — " —
Свод проекта расходов федерального бюджета на социально-культурную сферу и науку на основе заявок министерств и ведомств — " —
Расчеты вариантов проекта бюджета на социальную сферу и науку Центральный аппарат
Учет изменений и составление уточненного плана расходов федерального бюджета на социальную сферу и науку — " —
Программно-информационный комплекс «Введение реестра ценных бумаг» — " —
Обработка и анализ статистической информации по промышленности — " —
Свод, контроль хозорганов и анализ финансового состояния промышленности — " —
Обработка и анализ ведомственной отчетности по речному, морскому и воздушному транспорту — " —
Обработка и анализ статистической информации по агропромышленному комплексу — " —
Обработка и анализ статистической информации по легкой промышленности, сфере услуг и предпринимательства — " —
Обработка и анализ статистической информации по торговым предприятиям и организациям — " —
Свод годовых отчетов о расходах на содержание управленческого персонала и служебных легковых автомобилей по учреждениям и организациям, состоящим на бюджетном финансировании Центральный аппарат и территориальные финансовые органы
Анализ данных по возврату бюджетных ссуд и уплате процентов по статье«Неналоговые доходы» Центральный аппарат, территориальные органы Федерального казначейства
Учет поступлений начисленных процентов и погашения ссуд по инвестиционным и конверсионным кредитам Центральный аппарат
Комплекс задач «Доходный модуль системы исполнения Федерального бюджета» Территориальные органы Федерального казначейства
Финансирование расходов федерального бюджета с лицевых счетов получателей средств, открываемых в отделениях Федерального казначейства (Смета F) Территориальные органы Федерального казначейства
Финансирование расходов федерального бюджета с лицевых счетов получателей средств, открываемых в отделениях Федерального казначейства (Смета W) Территориальные органы Федерального казначейства
Автоматизированная комплексная система исполнения сметы в органах казначейства (АКСИОК) Территориальные органы Федерального казначейства
Программно-информационный комплекс «Реестр владельцев крупных ценных бумаг» Центральный аппарат, территориальные финансовые органы
Программно-информационный комплекс «Учет и ведение реестра архивных дел» Центральный аппарат
Программно-информационный комплекс «Ведение реестра инвестиционных институтов» Центральный аппарат
Автоматизированное рабочее место работника бюджетного финансирования (АРМ «Бюджет») Территориальные финансовые органы
Задачи совершенствования информационного обеспечения процессов формирования и исполнения бюджета в полной мере могут быть решены только путем создания комплексной автоматизированной информационной системы финансовых расчетов на основе использования современных информационных технологий и средств вычислительной техники.
АИС «Финансы» — это система, объединяющая специалистов (экономистов, работающих в центральном аппарате и территориальных органах) и технические средства (ЭВМ, средства телекоммуникации и пр.) с целью совершенствования процессов составления и исполнения государственного бюджета во всех звеньях финансовой системы.
АИС «Финансы» — не дополнение к финансовой системе, функционирующее отдельно от нее. Она неразрывно связана с финансовыми органами, интегрирована в их структуру. АИС обеспечивает повышение оперативности и качества работы в процессе сбора, обработки, обобщения и анализа финансовой информации, обмена ею по каналам связи в рамках ведомства, а также при взаимодействии с представительными и исполнительными органами государственного управления и другими взаимодействующими организациями и системами.
Внедрение АИС позволит повысить оперативность планирования и прогнозирования бюджета, оптимизацию управления доходами и расходами федерального бюджета РФ, усилить контроль за поступлением и целевым использованием государственных средств, повысить оперативность финансирования государственных программ и взаимодействие подразделений министерства.
Отдельные функциональные подсистемы АИС «Финансы» следует рассматривать как составные компоненты интегрированной информационной системы, которая должна отражать целостную картину общей финансовой обстановки в стране, обеспечивать ее комплексный анализ, помогать в подготовке прогнозных оценок и поддерживать процессы коллективного и индивидуального принятия решений.
АИС «Финансы» является территориально-распределенной информационной системой и обслуживает информационные потребности сотрудников Министерства финансов РФ, включая центральный аппарат, а также управления Федерального казначейства в региональных центрах и отделения Федерального казначейства на местах (районный уровень). Кроме того, абонентская сеть АИС «Финансы» размещается у «прямых» получателей бюджетных средств. В процессе своего функционирования АИС «Финансы» взаимодействует со смежными информационными системами органов государственной власти и управления.
В результате создания и внедрения АИС «Финансы» должны быть достигнуты:
• сокращение бумажного документооборота и ручного труда при обработке информации при одновременном увеличении общего потока обрабатываемой информации, обеспечения ее полноты и достоверности;
• повышение оперативности обработки информации, поступающей на различные уровни иерархии финансовой системы;
• стандартизация информационной базы (нормативно-справочной и правовой информации, входных и выходных документов, описаний информационных объектов, правил задания и представления результатов) для обеспечения унифицированной обработки финансовой информации как единой взаимосвязанной системы;
• повышение достоверности данных по учету бюджетных средств и эффективного контроля за их получением и использованием;
• углубленный автоматизированный анализ динамики поступления налогов и возможность прогноза этой динамики;
• повышение оперативности и полноты обмена информацией с внешними системами — органами государственного и хозяйственного управления, банковской системой, налоговыми органами, налоговой полицией, таможенными органами и т. д.;
• повышение оперативности и полноты получения данных о доходах и расходах бюджета (по каждому виду дохода/расхода или группе доходов/расходов) по запросу на конкретную дату;
• углубленный аналитический анализ динамики расходных и доходных статей бюджета на любых иерархических уровнях системы исполнения бюджета;
• оперативность передачи информации о доходах и расходах бюджета между различными уровнями иерархии исполнения бюджета (методических и инструктивных материалов — сверху вниз, обобщенной отчетной и аналитической информации — снизу вверх). Функционирование АИС «Финансы» позволит на основе четко определяемых объемов реальных потребностей наиболее рационально, селективно проводить оптимизацию бюджетных потоков, снизить вероятность серьезных «прорывов» в финансировании, сделать процесс исполнения бюджета более плавным.
32.3. Прогрессивные информационные технологии в налоговой системе
Важным органом, занимающимся аккумуляцией денежных средств в бюджетной системе, является налоговая служба, которая, как известно, состоит из Государственной налоговой службы РФ и государственных налоговых инспекций республик в составе России и субъектов РФ.
Мировой опыт показывает, что внедрение достижений информационных технологий — наиболее перспективное и экономически эффективное направление в работе налоговых органов. Способы организации обработки налоговой информации оказывают все большее влияние на полноту сбора налогов, поэтому неизменно важной является задача обеспечения своевременного ввода, обработки, хранения и предоставления информации по основным направлениям деятельности налоговой службы.
Структура налоговой службы РФ предполагает единство целей, при которых локальные системы управления одного уровня функционируют по одной (типовой) схеме, решают идентичный набор задач по заранее определенной единой методологии и технологии обработки данных.
Структура налоговой службы включает: функции ГНИ (учет налогоплательщиков, контроль за поступлением налоговых сборов), функции ГНИ районов и городов (сбор налогов, регистрация налогоплательщиков, контроль за сбором налогов), функции ГГНИ (управление и руководство ГНИ нижнего уровня, контроль работы ГНИ, совершенствование налоговой службы конкретного региона, взаимосвязь с правоохранительными органами региона, материально-техническое обеспечение налоговой службы, автоматизация функций налоговых служб).
АИС в налоговой службе — это автоматизированная информационная система (АИС «Налог»), определяемая как совокупность технических, организационных и программных средств, используемых для автоматизации процессов обработки учетной, контрольной и отчетной информации в налоговых органах различного уровня.
При решении задач, стоящих перед налоговыми органами, необходимо использовать и анализировать большие объемы информации. Эта информация в основном представлена на бумажных носителях — документах, на которых присутствуют факсимильные идентификаторы юридического или физического лица — подписи, печати. Документооборот в налоговых инспекциях, особенно районных и в крупных городах, в пиковые отчетные периоды может достигать десятков тысяч документов ежедневно.
Эффективное и полноценное применение достижений информационных технологий требует сложной многовариантной обработки практически всего объема имеющейся в налоговых инспекциях информации.
Так например, потоки информации на бумажных носителях, возрастающие в последнее время в инспекциях и связанные с усилением работы налоговой службы с физическими лицами, делают обязательным применение сканерных технологий для автоматического считывания деклараций о доходах граждан. Это позволит резко повысить производительность обработки деклараций и решить задачу налогообложения физических лиц на качественно новом прогрессивном уровне, принятом во многих развитых странах.
Широкое использование информационных технологий позволяет повысить производительность и качество работы с массивами данных о налогоплательщиках. Современные технологии — системы управления базами данных, аппаратно-технические средства, специализированное прикладное программное обеспечение — способны перевести работу сотрудников налоговых инспекций, занимающихся выявлением неплательщиков, на новый аналитический уровень.
Для решения задач внедрения информационных технологий непосредственно в региональных и местных налоговых инспекциях организуются специальные подразделения по информатизации, которые занимаются:
• внедрением нового системного программного обеспечения и средств электронно-вычислительной и другой офисной техники;
• эксплуатацией системных и прикладных программных продуктов и средств ЭВТ;
• информационным взаимодействием между уровнями АИС «Налог» и внешними автоматизированными системами;
• оказанием консультационной помощи.
При разработке АИС «Налог» в системах налогообложения необходимо владеть всей полнотой информации о предметной области налогообложения, которая включает информационно-функциональные схемы работы налоговых инспекций (назначение, область определения работ и результатов деятельности, документальное отображение выполняемых операций).
АИС «Налог» имеет свои особенности, которые определяются следующим перечнем требований: структура АИС должна соответствовать структуре налоговой системы; содержание АИС должно соответствовать предметной области налоговой системы (задачи, документы); система обработки информации в АИС реализуется на основе сетевой информационной технологии в налоговых службах; при разработке информационного, программного и технического обеспечения АИС необходимо учитывать единство стандартов, терминологии, унификации методик проектирования.
Техническую основу информатизации в налоговых органах в настоящее время составляют локальные вычислительные сети на базе персональных компьютеров типа IBM PC.
Основное системное программное обеспечение — операционные системы фирмы Microsoft (для рабочих станций) и Novell (для локальных сетей).
Использование информационных технологий в налоговой инспекции позволяет реализовать:
• ввод и хранение платежных и отчетных налоговых документов;
• функционирование в единой среде нормативно-справочной информации;
• стандартизированную систему кодирования данных, предназначенных для обмена информацией между объектами налоговой службы;
• идентификацию информации по налогообложению в соответствии со стандартизированной системой присвоения внутренних машинных имен реквизитов;
• дополнительную (кроме общесистемной — на уровне операционной системы или системы управления базами данных) защиту данных от несанкционированного доступа пользователей с различными привилегиями;
• дополнительные (кроме общесистемных) средства обеспечения сохранности и безопасности хранения информации;
• архивирование данных по налогообложению и последующий их анализ с возможностью построения прогнозных отчетов;
• ведение архивно-справочной системы хранения, извлечения и обработки результатов запросов к информационной базе, выходных отчетных форм и любых других документов;
• генерирование и возможность модификации входных интерфейсных форм, выходных отчетных форм, библиотек запросов, личных картотек пользователей;
• накопление и обработку статистической информации о сеансах работы пользователей и об интенсивности анализа различных частей информационной базы, активности входа в различные подсистемы АИС «Налог»;
Функционально АИС «Налог» состоит из прикладных программных комплексов, включающих:
• комплекс «Налогообложение, обеспечение сбора налогов и других платежей, отчетность по налогам»;
• комплекс «Обеспечение и контроль соблюдения налогового законодательства».
Комплекс «Налогообложение, обеспечение сбора налогов и других платежей, отчетность по налогам» предназначен для:
• учета налогоплательщиков;
• оперативно-бухгалтерского учета в области налогообложения;
• камеральных проверок налоговых расчетов;
• ведения налоговой статистики и отчетности;
• учета и контроля банковских счетов;
• учета контрольно-кассовых машин;
• обработки информации по внешнеэкономической деятельности налогоплательщиков по данным Государственного таможенного комитета РФ.
Комплекс «Обеспечение и контроль соблюдения налогового законодательства» позволяет решить:
• составление, анализ и корректировку графиков проведения документальных проверок и их типов;
• сбор и анализ информации, необходимой при проведении документальных проверок, из других подсистем АИС «Налог» с использованием запросной системы;
• сбор и анализ информации, необходимой при проведении документальных проверок, из внешних автоматизированных систем;
• хранение размеров и видов выявленных сумм (сокрытия, переплат, штрафов и др.), актов по итогам документальных проверок, предложений к актам, журналов регистрации, проверок и правонарушений;
• получение и передачу в подсистему оперативно-бухгалтерского учета результатов проведения документальных проверок — сумм сокрытых налогов, доначислений, переплат, штрафных санкций и пени;
• модификацию входных и выходных интерфейсных и отчетных форм при изменениях инструкций по получению сводных официальных отчетных документов;
• учет административных мер, наложенных на налогоплательщиков — физических лиц.
В АИС «Налог» реализовано межуровневое (местный — региональный — федеральный) информационное взаимодействие на основе создания интегрированных распределенных баз данных. По специальному регламенту на федеральном уровне собираются по каналам связи и обобщаются данные по Государственному реестру налогоплательщиков, налоговая статистическая отчетность, деловая и ведомственная переписка. Из Министерства РФ по налогам и сборам по электронным каналам поступают директивные указания, методические и нормативно-справочные материалы, сертифицированное программное обеспечение и доработки к нему.
Исходя из модели налогового кодекса и требований к разработке и реализации АИС «Налог» необходимо смоделировать информационное пространство налогообложения в виде совокупности логически взаимосвязанных баз данных начисления налогов.
Для полноценного использования средств информационных технологий необходимо получение информации практически из всех баз данных, имеющихся в настоящее время в информационной среде налоговых органов. Кроме того, должны быть созданы дополнительные базы данных с информацией, поступающей от внешних организаций, или реализованы постоянные информационные связи с ними.
АИС «Налог» располагает следующими основными базами данных.
• государственный реестр налогоплательщиков — интегрированная многоуровневая база данных, включающая идентификационные, статистические, учетные и другие характеристики;
• интегрированная многоуровневая база данных банковских счетов налогоплательщиков, содержащая сведения о различных типах банковских счетов, о банках, в которых открыты счета;
• комплексная база данных лицевых счетов каждого налогоплательщика — информация о составе уплачиваемых налогов, о налоговых льготах, о начисленных и уплаченных суммах налогов, штрафов, пени, об имеющихся недоимках, переплатах, возвратах из бюджета, предоставленных отсрочках налоговых сумм;
• база данных обязательных отчетных документов, которые определены налоговым законодательством для указания налогооблагаемой базы и исчисления налогов самим налогоплательщиком — бухгалтерский баланс (форма №1), отчет о финансовых результатах и их использовании (форма №2), справка к отчету о финансовых результатах и их использовании, приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) и документы расчетов по налогам, сборам и другим обязательным платежам;
• база данных контрольных (документальных) проверок налогоплательщиков, содержащая информацию о графиках проведения документальных проверок, актах по их итогам, предложениях к актам, налоговых нарушениях, протоколах, постановлениях, исках в судебные органы;
• нормативная база данных, содержащая нормативно-справочную информацию — общероссийские классификаторы и справочники, нормативные акты по налогообложению;
• база данных с дополнительными сведениями о налогоплательщиках.
Информационное взаимодействие с государственными организациями — одна из главных задач, поставленных перед налоговой инспекцией.
Основные информационные потоки, связанные с Министерством РФ по налогам и сборам, приходят из банковских и кредитных учреждений, из Государственного таможенного комитета РФ, из Федерального казначейства, из Федеральной службы налоговой полиции и органов Министерства внутренних дел РФ. При слиянии и взаимном обмене этих потоков возможно создание и совместное использование таких баз данных, как;
• Государственный реестр налогоплательщиков с дополнительными учетными данными;
• сведения по нарушениям налогового законодательства;
• банковские счета налогоплательщиков (всех типов, в том числе и закрытых на текущий момент);
• движение на лицевых счетах государственного бюджета в части налоговых поступлений от юридических и физических лиц.
Большое значение придается созданию автоматизированных компьютерных систем, предназначенных для выявления потенциальных или явных неплательщиков налогов. Для создания подобных систем необходимо выполнение следующих условий:
• стабильность налогового законодательства, возможность его формализации для целей выявления неплательщиков;
• развитые средства автоматического информационного взаимодействия со всеми организациями, имеющими какие-либо данные о хозяйственной и иной деятельности налогоплательщиков, а также их учетных данных;
• технические и общесистемные платформы, способные эффективно обрабатывать большие объемы информации;
• обеспечение надежности, достоверности и конфиденциальности информации в базах учетных данных.
32.4. Автоматизация составления и исполнения бюджета на региональном уровне
Проблема автоматизированного управления информацией в финансовой системе региона — одна из наиболее актуальных. Финансовая ситуация в стране требует более четкого контроля за исполнением доходной и расходной частей бюджета, оперативного и достоверного анализа исполнения бюджета региона.
Автоматизированная система составления и исполнения бюджета (АССИБ) — программный комплекс, позволяющий автоматизировать обработку информации как в отдельном финансовом органе, так и во всей финансовой системе региона.
АССИБ предназначена для ведения учета исполнения бюджета региона в рамках казначейской модели, которая предусматривает возможность:*
• пообъектного учета доходов бюджета региона;
• ведения росписи расходов собственного бюджета в разрезе всех бюджетных учреждений;
• ежедневный учет пообъектного и постатейного финансирования бюджетных учреждений.
* Подобные системы внедрены в ряде регионов страны. Наиболее полный проект АССИБ-2000 внедрен НПЦ «Новинтех» в Тульском облфинуправлении.
В отличие от аналогичных программных продуктов АССИБ-2000:
• планировался как комплекс для всего финоргана, а не как набор автоматизированных рабочих мест;
• автоматизирует не только ежедневную работу специалистов региона, но позволяет оперативно анализировать исполнение бюджета региона на основании информации, которая хранится в базе данных;
• позволяет вести учет исполнения бюджетов всех уровней, что существенно облегчает процесс внедрения и сопровождения в регионе;
• предоставляет возможность осуществлять информационный обмен с другими приложениями, что позволяет включить его в общую систему информатизации региона.
В основу функционирования АССИБ положено использование традиционной технологии финансовых органов по составлению и исполнению бюджета, основанной на применении системы показателей бюджетной классификации и плана счетов бухгалтерского учета.
Программный комплекс автоматизирует основные функции финорганов по составлению и исполнению бюджета и, в свою очередь, состоит из трех подсистем:
1. Подсистема «Сводно-группировочные расчеты по бюджету региона» объединяет следующие задачи:
• «Свод бюджетов и плановой информации по сети, штатам и контингентам учреждений, состоящих на местных бюджетах»;
• «Свод отчетов об исполнении бюджетов и отчетной информации по сети, штатам и контингентам учреждений, состоящих на местных бюджетах»;
• «Учет изменений и составление уточненного плана доходов и расходов по нижестоящим бюджетам и собственному бюджету».
В этой подсистеме реализованы режимы ввода (с возможностью считывания с магнитных носителей), контроля и печати информации по утвержденному плану и всем видам отчетов (месячный, квартальный и годовой) нижестоящих финорганов. Ведется учет всех документов, уточняющих план бюджета региона, и роспись собственного бюджета с возможностью получения уточненного плана на любой период.
2. Подсистема «Составление и исполнение собственного бюджета» состоит из следующих задач:
• «Составление росписи доходов и расходов»;
• «Ведение оперативного бухгалтерского учета по исполнению собственного бюджета»;
• «Формирование отчетности об исполнении собственного бюджета».
Задача по исполнению собственного бюджета основана на ежедневном вводе (с возможностью автоматического считывания с выписки банка) операций по доходам, расходам и взаимным расчетам. Программа содержит все выходные формы строгой отчетности, а также дополнительные выходные формы для более детального анализа исполнения бюджета.
Кроме этого, предусмотрена возможность:
• работы со многими бюджетными расчетными счетами и неденежными (векселя, взаиморасчеты) ресурсами;
• ежедневного отслеживания остатков ассигнований, в том числе с учетом защищенных статей;
• учета поступления доходов с любым уровнем детализации (по плательщикам) и в разрезе подведомственных финорганов.
В программе предусмотрены режимы ввода и контроля месячных, квартальных и годовых отчетов распорядителей кредитов с последующим сводом их по схеме месячной отчетности или кодам бюджетной классификации.
3. Подсистема «Аналитические расчеты» включает комплекс задач по анализу исполнения бюджета региона и собственного бюджета в разрезе показателей бюджетной классификации, распорядителей кредитов и плательщиков.
АССИБ представляет возможность работы с базой данных специалистам бухгалтерии по исполнению собственного бюджета, бюджетного управления и отраслевых отделов. Все задачи комплекса информационно связаны, что позволяет избегать двойного ввода одной и той же информации в различных отделах и организовать обмен данными между отделами.
Внедрение программного комплекса АССИБ в финансовых органах всех уровней позволяет автоматизировать процесс формирования и свода отчетности об исполнении бюджета региона.
Контрольные вопросы
1. Объясните, почему информационным технологиям отводится большая роль в развитии бюджетной системы экономики страны.