<< Пред.           стр. 1 (из 1)           След. >>

Список литературы по разделу

 Цели и задачи сертификации систем качества:
 
 * предоставление потребителям продукции подтверждения того, что система качества поставщика способна обеспечить стабильный выпуск продукции, соответствующей установленным характеристикам;
 * расширение экспортных возможностей предприятий оборонного комплекса, повышение их конкурентоспособности;
 * подготовка для государственных управляющих и контролирующих органов сведений о способности предприятий и действующих на них систем качества обеспечить необходимые технические характеристики и стабильность качества продукции, поставляемой по государственному заказу.
 
 
 
 Основные этапы проведения сертификации систем качества:
 
 * рассмотрение и регистрация в "Военном Регистре" заявки,
 * предварительный анализ и оценка системы качества по документам,
 * проверка и оценка системы качества на предприятии,
 * последующая проверка устранения выявленных несоответствий,
 * принятие решения о сертификации системы качества,
 * выдача Сертификата соответствия,
 * инспекционный контроль сертифицированной системы качества.
 
 
 
 Подготовительные работы, выполняемые предприятием
 для проведения сертификации системы качества
 
 * определить модель по ГОСТ Р ИСО (9001-96, 9002-96, 9003-96), по ГОСТ РВ 15.002-2000, п.7 по ГОСТ Р ИСО 9001-2001.
 * провести полную внутреннюю проверку системы качества на предприятии,
 * направить в адрес органа по сертификации согласованный с Представителем заказчика на предприятии (ПЗ) отчет по внутренней проверке СК, заявку на проведение работ по сертификации по установленной форме, руководство по качеству, перечень стандартов предприятия, содержащих описание процедур, предусмотренных стандартом ИСО, организационную структуру предприятия, определяющую взаимосвязи служб и подразделений., перечень внедренных на предприятии стандартов СРПП ВТ.
 
 
 
 
 
 
 
 Процедура проведения работ по сертификации
 органом по сертификации систем качества:
 
 * ОССК проверяет комплектность поступившей документации и правильность ее оформления и заводит Дело предприятия-заявителя.
 * В случае положительных результатов предварительной проверки документов ОССК заключает с предприятием-заявителем договор на проведение работ по сертификации.
 * ОССК может отказать предприятию в проведении сертификации в случае неправильности оформления или некомплектности заявочных материалов.
 
 * После заключения договора и его оплаты (100-процентная предоплата) ОССК назначает Главного эксперта для проведения этой работы и, по согласованию с ним, экспертной группы.
 * Главный эксперт определяет перечень документации СК, подлежащей экспертизе. После проведения экспертизы документации на предприятие направляется отчет по несоответствиям документации СК.
 * Проверка СК на предприятии назначается после письменного документально подтвержденного устранения всех несоответствий.
 * Главный эксперт проводит оценку ответа предприятия и делает вывод о возможности начала проверки непосредственно на предприятии.
 * При положительном решении Главного эксперта ОССК согласовывает с предприятием и ПЗ сроки проведения проверки на предприятии.
 * Главный эксперт составляет план проверки СК на предприятии и согласовывает его с представителем руководства предприятия и ПЗ. Главный эксперт должен обеспечить согласование и утверждение плана проверки СК до начала работы на предприятии.
 * Проверка системы качества осуществляется экспертной группой непосредственно на предприятии. По результатам проверки составляется отчет и предприятию предоставляется возможность устранить несоответствия, выявленные при проверке на предприятии.
 * Сертификат соответствия выдается предприятию только после устранения всех несоответствий.
 * Одновременно с выдачей Сертификата соответствия с предприятием заключается договор на инспекционный контроль.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Критические и некритические несоответствия СК
 требованиям ГОСТ Р ИСО и СРПП ВТ
 
 
 Критическое несоответствие - это отсутствие или неприменение какого-либо из элементов или подэлементов СК, которые требуются в соответствии с выбранной моделью в соответствии с ГОСТ Р ИСО серии 9000.
 
 
 Примеры критических несоответствий:
 * отсутствие документированной процедуры СК по какому-либо элементу или подэлементу СК, регламентированному выбранным для сертификации стандартом, на соответствие которому проводится сертификация,
 * отсутствие или невыполнение документированной процедуры по какому-либо элементу или подэлементу СК,
 * наличие систематических отклонений от утвержденной конструкторской документации, систематических нарушений требований технологической документации и несоблюдения требований стандартов, распространяющихся на выпускаемую продукцию и ее производство, приводящих к снижению качества выпускаемой продукции,
 * выявлены факты фальсификации данных,
 * отсутствие внедрения требований СРПП ВТ, приводящих к снижению качества выпускаемой продукции.
 
 
 
 
 Некритическое несоответствие - это единичное упущение в системе качества, не приводящее к отсутствию или неприменению какого-либо из элементов или подэлементов СК, которые требуются в соответствии с выбранной моделью в соответствии с ГОСТ Р ИСО серии 9000.
 
 
 Примеры некритических несоответствий:
 * неполное описание процедур, включая отсутствие сведений о том, кто, когда, где или как выполняет необходимые действия,
 * противоречия между требованиями документов СК и их выполнением,
 * противоречия между документами СК,
 * недостатки оформления документов,
 * неполное внедрение требований СРПП ВТ.
 
 
 
 
 
 
 Процедура работы эксперта при сертификации
 системы качества предприятия.
 
  Главный эксперт назначается ОССК на основе его опыта работы, компетенции и независимости от данного предприятия.
  Главным экспертом назначается эксперт, аккредитованный в системе сертификации (в нашем случае - в системе добровольной сертификации "Военный Регистр") на право работать Главным экспертом, в область аттестации которого входит большинство кодов однородной продукции, заявленных предприятием.
  Главный эксперт подбирает состав рабочей группы исходя из объема работы и компетенции членов рабочей группы. Если часть кодов отсутствует в области аттестации Главного эксперта, это должно обязательно компенсироваться компетентностью членов рабочей группы. Допускается привлекать к работе технических специалистов - специалистов, не имеющих специального образования в области СК, но имеющих высокую квалификацию и большой опыт работы в специфической области деятельности предприятия.
  Главный эксперт знакомится с документацией СК предприятия и распределяет работу по анализу документации среди членов рабочей группы. По запросу Главного эксперта предприятие обязано дополнительно предоставить любую документацию по системе качества предприятия.
  Главный эксперт составляет отчет, включающий несоответствия документации требованиям стандартов, заявленных для сертификации. Срок проведения анализа документации устанавливается в зависимости от объема анализируемой документации и сроков проведения сертификации, установленных в договоре.
  Отчет Главного эксперта, утвержденный руководством ОССК, направляется на предприятие для устранения несоответствий с уведомлением, что дальнейшие работы по проведению проверки начнутся после доказательного устранения несоответствий по документации, указанных в отчете. Срок устранения несоответствий согласовывается с предприятием.
  Главный эксперт после получения доказательного устранения несоответствий проводит оценку проведенной работы и готовит заключение об устранении выявленных несоответствий. При положительном выводе Главного эксперта с руководством предприятия и ПЗ согласовываются сроки проведения проверки на предприятии.
  Главный эксперт разрабатывает по установленной форме, согласовывает с руководством предприятия и ПЗ и утверждает у руководства органа по сертификации план проверки системы качества. План проверки должен содержать перечни проверяемых элементов системы качества, объекты проверки, место, сроки, последовательность проведения проверок, распределение обязанностей между членами рабочей группы. Главный эксперт обеспечивает согласование и утверждение плана проверки за неделю до выезда рабочей группы на проверяемое предприятие, организует подготовку к проверке. Подготовка может включать помимо ознакомления членов рабочей группы с документацией предприятия разработку перечня контрольных вопросов, распределение обязанностей в группе, организацию выезда и встречи членов группы.
  Действия рабочей группы на предприятии
  Рабочая группа действует на предприятии в соответствии с утвержденным планом проверки.
  Предприятие обеспечивает доступ во все указанные в плане проверки подразделения и к любой документации СК. В процессе проверки может возникнуть необходимость в дополнительной, не указанной в плане, проверке. Все несоответствия, выявленные в ходе проверки, фиксируются в отчет-листках.
  Рабочая группа может работать в полном составе или по указанию Главного эксперта каждый член рабочей группы работает самостоятельно. В любом случае каждую группу экспертов сопровождает представитель предприятия и ПЗ. После завершения дневного объема работ рабочая группа обсуждает выявленные несоответствия.
  Определение статуса несоответствия в конечном счете является правом Главного эксперта.
  Оформленные несоответствия представляются представителю руководства предприятия для выработки корректирующих мероприятий. Корректирующие действия могут быть выполнены в процессе проверки, о чем Главный эксперт делает отметку в отчет-листках.
  После завершения проверки Главный эксперт на заключительном совещании знакомит руководство предприятия и персонал с результатами проверки.
  Отчет о проверке предоставляется в орган по сертификации. Предприятию предоставляется время на устранение несоответствий.
  Главный эксперт готовит заключение об устранении выявленных несоответствий после документированного подтверждения их устранения. Возможна ситуация, когда для проверки факта устранения несоответствия необходима дополнительная проверка на предприятии. Эту проверку осуществляет Главный эксперт, либо член рабочей группы по его заданию.
  После устранения всех несоответствий Сертификационный комитет органа по сертификации решает вопрос о выдаче Сертификата соответствия.
 
 
 
 Типовые несоответствия СК требованиям ГОСТ Р ИСО
  Элемент 4.1. Ответственность руководства:
 * Политика в области качества не отражает требований Государственного заказчика,
 * Не документирована (не выполняется процедура доведения Политики в области качества до персонала предприятия,
 * Руководство предприятия не принимает на себя ответственность за реализацию Политики в области качества,
 * Отсутствует матрица распределения ответственности,
 * Не определены требования к ресурсам (отсутствует обеспечение соответствующими ресурсами), в том числе для проведения внутренних проверок СК,
 * Не документирована (не выполняется) процедура анализ СК со стороны руководства.
 Элемент 4.2. Система качества
 * Отсутствует Руководство по качеству,
 * Отсутствуют документированные процедуры СК,
 * Процедуры СК не выполняются или неэффективны,
 * Не документирована (не выполняется) процедура планирования качества.
 Элемент 4.3. Анализ контракта
 * Не документирована (не выполняется) процедура анализа контракта,
 * Не ведутся протоколы анализа контракта.
 Элемент 4.4. Управление проектированием
 * Не документированы (не выполняются) процедуры планирования проектирования и разработки,
 * Не документированы (не выполняются) процедуры анализа проекта,
 * Не регистрируются данные анализа проекта.
 Элемент 4.5. Управление документацией и данными
 * Не документированы (не выполняются) процедуры управления документацией и данными,
 * Не определен перечень документации и данных, подлежащих управлению,
 * Не документированы (не выполняются) процедуры изменения документов и данных.
 Элемент 4.6. Закупки
 * Не документированы (не выполняются) процедуры оценки субподрядчиков,
 * Отсутствует одобренный МО перечень поставщиков,
 * Не документированы (не выполняются) процедуры выбора субподрядчиков в применении к подбору временных трудовых коллективов и взаимоотношений с ними,
 * Не ведется регистрация данных о качестве продукции приемлемых поставщиков,
 * Не документированы (не выполняются) процедуры проверки закупаемой продукции.
 Элемент 4.7. Управление продукцией, поставляемой потребителем
 * Не документированы (не выполняются) процедуры управления продукцией, поставляемой потребителем,
 * Не мотивировано отсутствие процедур по управлению продукцией, поставляемой потребителем.
 Элемент 4.8. Идентификация и прослеживаемость продукции
 * Не документированы (не выполняются) процедуры идентификации и прослеживаемости продукции.
 Элемент 4.9. Управление процессами
 * Не документированы (не выполняются) процедуры управления процессами,
 * Отсутствует документация на рабочих местах,
 * Не документированы (не выполняются) процедуры управления инструментом,
 * Не документированы (не выполняются) процедуры управления заготовками, готовой продукцией на рабочих местах,
 * Отсутствуют критерии качества исполнения работы,
 * Отсутствуют или не выполняются графики обслуживания, планово-предупредительного ремонта оборудования,
 * Нарушаются требования безопасности труда и промышленной санитарии,
 * Не определены, не аттестованы специальные процессы, отсутствуют контрольные образцы,
 * На рабочих местах находится неучтенная документация.
 Элемент 4.10. Контроль и испытания
 * Не документированы (не выполняются) процедуры входного контроля и испытаний, контроля и испытаний в процессе производства, окончательного контроля и испытаний,
 * Не аттестовано испытательное оборудование,
 * Первичная аттестация испытательного оборудования проведена с нарушениями (без участия органов метрологического надзора),
 * Истек срок аттестации испытательного оборудования.
 Элемент 4.11. Управление контрольным, измерительным
 и испытательным оборудованием
 * Отсутствует (не выполняется) график поверки средств измерений,
 * Метрологическая служба предприятия утратила право поверки (калибровки) средств измерений,
 * Срок действия аттестатов поверителей истек,
 * Неповеренные средства измерений хранятся вместе с поверенными,
 * Неповеренные средства измерений используются в работе,
 * Не идентифицированы поверенные и неповеренные средства измерений,
 * Не выполняются требования к условиям окружающей среды.
 * Продукция по ГОЗ принимается калиброванными СИ
 Элемент 4.12. Статус контроля и испытаний
 * Не документирована действующая процедура статуса контроля и испытаний,
 * Не выполняется документированная процедура статуса контроля и испытаний.
 Элемент 4.13. Управление несоответствующей продукцией
 * Не документирована (не выполняется процедура управления несоответствующей продукцией,
 * Отсутствует изолятор брака,
 * Изолятор брака неидентифицирован,
 * Изолятор брака находится в неудобном месте,
 * Не документирована (не выполняется) процедура управления продукцией, находящейся в изоляторе.
 Элемент 4.14. Корректирующие и предупреждающие действия
 * Отсутствует процедура предупреждающих действий.
 Элемент 4.15. Погрузочно-разгрузочные работы, хранение,
 упаковка, консервация и поставка
 * Не документированы (не выполняются) процедуры погрузочно-разгрузочных работ, хранения, упаковки, консервации и поставок,
 * Нарушаются условия складского хранения,
 * Используется неустановленная тара,
 * Нарушаются процедуры консервации продукции.
 Элемент 4.16. Управление регистрацией данных о качестве
 * Не определены данные о качестве, подлежащие регистрации,
 * Не выполняется документированная процедура регистрации данных о качестве.
 Элемент 4.17. Внутренние проверки качества
 * Не документированы (не выполняются) процедуры внутренних проверок,
 * Не прошел обучение и не аттестован персонал для проведения внутренних проверок,
 * Не представлен график проведения внутренних проверок,
 * Не выполняется график проведения внутренних проверок,
 * Не ведутся протоколы график проведения внутренних проверок,
 * Не осуществляются корректирующие и предупреждающие мероприятия по результатам проведения внутренних проверок.
 Элемент 4.18. Подготовка кадров
 * Не документированы процедуры определения потребности в кадрах,
 * Отсутствуют планы обучения и повышения квалификации,
 * В планах не предусмотрено обучение в области качества.
 Элемент 4.19. Техническое обслуживание
 * Не документированы (не выполняются) процедуры технического обслуживания
 Элемент 4.20. Статистические методы
 * Не определена потребность в статистических методах,
 * Не документированы (не выполняются) процедуры применения статистических методов.
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 1 (из 1)           След. >>

Список литературы по разделу