<< Пред.           стр. 42 (из 58)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 18.2. Хозяйственные расходы
 
  Некоторые виды расходов не могут быть оплачены из кассы или безналичным путем с расчетного счета. К таким расходам могут относиться операционно-хозяйственные расходы, а также расходы на приобретение небольших партий товарно-материальных ценностей у других юридических лиц или у населения.
  К операционно-хозяйственным расходам относятся: канцелярские, почтово-телеграфные, приобретение мелкого инвентаря за наличный расчет, оплата мелких транспортных затрат или покупка горюче-смазочных материалов.
  Покупка небольших партий товара и операционно-хозяйственные расходы осуществляются через лиц, которым выдаются наличные деньги под отчет.
  В том случае, когда предприятию необходимо приобрести за наличный расчет какие-либо товары или услуги подотчетное лицо пишет заявление о выдаче ему подотчетной суммы.
  На основании утвержденного руководителем предприятия заявления, бухгалтерия заполняет расходный кассовый ордер и в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержденным ЦБ РФ 22. 09.93 № 40 кассир выдает подотчетному лицу денежные средства.
  При приобретении товарно-материальных ценностей, основанием для последующего списания с подотчетного лица израсходованной суммы служат:
 - товарные чеки - документы установленной формы, выписываемые продавцом магазина в подтверждение покупки отобранного покупателем товара;
 - счета;
 - счета-фактуры;
 - торгово-закупочные акты;
 - накладные на отпуск товаров;
 - акты выполненных работ, оказанных услуг,
 с учетом кассовых чеков или корешков приходных ордеров, подтверждающих оплату данного товара.
  При этом следует знать, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.93'№745 денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми организациями, предприятиями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с обязательным применением контрольно-кассовых машин и что на выдаваемом покупателям (клиентам) чеке или вкладном (подкладном) документе должны отражаться следующие реквизиты:
 - наименование организации;
 - идентификационный номер организации - налогоплательщика;
 - заводской номер контрольно-кассовой машины;
 - порядковый номер чека;
 - дата и время покупки (оказания услуги);
 - стоимость покупки (услуги);
 - признак фискального режима.
  Кассовый чек фиксирует факт оплаты и представляет собой упрощенную форму публичного договора купли-продажи или договора о предоставлении услуг. Такая форма договора регулируется Гражданским кодексом. Наличие кассового чека подразумевает исполнение обязательств по договору купли-продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и соответствующим предприятием.
  Чеки погашаются одновременно с выдачей товара (оказанием услуг) с помощью штампов или путем надрыва в установленных местах.
  Выдаваемые покупателям (клиентам) счета, квитанции, товарные чеки и другие документы не освобождают организации от применения контрольно-кассовых машин, за исключением отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица). Эти предприятия в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения, в части оказания услуг населению, могут осуществлять денежные расчеты без применения контрольно-кассовых машин, но с обязательной выдачей клиентам документа строгой отчетности, приравниваемого к чеку, по формам, утвержденным Минфином РФ по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам.
  В соответствии со статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 25.07.2002) продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин - влечет наложение административного штрафа:
 - на граждан в размере от 15 до 20 минимальных размеров оплаты труда;
 - на должностных лиц - от 30 до 40 минимальных размеров оплаты труда;
 - на юридических лиц - от 300 до 400 минимальных размеров оплаты труда.
  Бухгалтерам предприятий следует обращать внимание на заполнение товарного чека, в котором должны быть указаны наименования приобретенных товаров, их цена, количество и сумма.
  Зачастую при покупке товаров продавец заполняет бланк товарного чека; "канцтовары" или "хозтовары", а бухгалтер относит эти расходы на себестоимость продукции. При проверках налоговых органов такие расходы будут исключены из себестоимости продукции, ведь согласно Положению о составе затрат на себестоимость продукции (работ, услуг) можно отнести стоимость приобретенных товаров только в три случае, когда видна их производственная направленность.
  Таким образом, кассовый чек фиксирует факт оплаты, а товарный чек является своеобразной накладной, отражающей получение подотчетным лицом оплаченных товаров. При отсутствии товарного чека акт, составленный представителями организации и удостоверяющий факт приобретения товарно-материальных ценностей за наличный расчет, будет выполнять функции товарного чека.
  В установленные организацией сроки подотчетные лица должны отчитаться в использовании полученных денежных средств.
  Неиспользованные остатки наличных денег сдаются в кассу организации. При оформлении авансовых отчетов кроме документов, подтверждающих получение товарно-материальных ценностей, должны быть документы, подтверждающие факт их оприходования на склад. В том случае, когда приобретенные товары, материалы или другие предметы были переданы непосредственно в подразделения организации без оприходования на склад, к авансовому отчету должны быть приложены копии документов с распиской получателей, подтверждающие произведенные расходы.
  У лиц, не предоставивших отчеты и оправдательные документы в расходовании подотчетных сумм в установленные сроки или не возвративших в кассу предприятия остатки неиспользованных сумм авансов, бухгалтерия вправе удержать из зарплаты данную задолженность в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
  При приобретении товарно-материальных ценностей у юридических лиц бухгалтерам предприятий следует обращать внимание на то, что расходы подотчетных лиц должны подтверждаться первичными документами:
 - подтверждающими факт получения товарно-материальных ценностей (накладные, счета); .
 - подтверждающими факт оплаты полученных товарно-материальных ценностей с указанием стоимости покупки (квитанции к приходно-кассовым ордерам, чеки контрольно-кассовых машин, документы, приравненные к бланкам строгой отчетности).
 При этом пунктом 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" № 129-ФЗ установлено, что первичные документы принимаются для отражения имеющихся в них данных в бухгалтерском учете, если содержат реквизиты, дающие полную информацию о хозяйственной операции. К обязательным для первичных бухгалтерских документов реквизитам относятся:
 - наименование документа;
 - дата составления документа;
 - наименование организации, составившей документ;
 - содержание хозяйственной операции;
 - денежные и натуральные измерители хозяйственной операции;
 - наименование должностей ответственных лиц и их подписи, заверенные печатью организации, продавшей материальные ценности, оказавшей услуги, выполнившей работы.
  Кроме того, при выдаче денежных средств под отчет для приобретения товарно-материальных ценностей у юридического лица, осуществляющего оптовую или мелкооптовую торговлю, необходимо выдать подотчетному лицу доверенность.
  В том случае, если материальные ценности получаются непосредственно самим руководителем организации, доверенность не требуется, но его полномочия должны быть подтверждены документом, удостоверяющим личность, а роспись в получении ценностей должна быть подтверждена оттиском печати организации.
  Доверенности (формы № М-2 и № М-2а) применяются для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению.
  Форму № М-2а применяют организации, у которых получение материальных ценностей по доверенности носит массовый характер. Регистрацию доверенностей предприятия, могут производить в заранее пронумерованном и прошнурованном журнале "Учет выданных доверенностей" следующей формы:
 
 № доверенности Дата выдачи Срок действия доверенности Должность и фамилия лица, которому выдана доверенность Наименование поставщика № и дата наряда (счета, спецификации и др. заменяющего наряд документа) или извещения Расписка лица, получившего доверенность Отметки о выполнении поручения по выданной доверенности 1 2 3 4 5 6 7 8
  Доверенность в одном экземпляре оформляет бухгалтерия организации. Отрывная часть доверенности выдается под расписку работнику предприятия, уполномоченному на получение товарно-материальных ценностей, а корешок доверенности остается в бухгалтерии организации.
  Доверенность должна быть полностью заполнена и иметь образец подписи лица, на имя которого выписана.
  Доверенности подписываются руководителем (заместителем руководителя) и главным бухгалтером предприятия. Право подписи доверенностей оформляется приказом в тех случаях, когда оно предоставлено лицам, уполномоченным на то руководством и главным бухгалтером предприятия.
  При выписке доверенностей следует иметь в виду, что перечень подлежащих получению товарно-материальных ценностей, предусмотренный на оборотной стороне доверенности, заполняется в случаях, когда в документе на отпуск (соглашении и т.п.), указанном на лицевой стороне, не приведены наименования и количества ценностей, подлежащих получению. Если же в указанных документах приводятся наименования и количества товарно-материальных ценностей, подлежащих получению, перечень ценностей на оборотной стороне доверенности прочеркивается.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Типовая межотраслевая форма № М-2
 Утверждена Постановлением .Госкомстата России от 30.10.97№ 71а
 
 
 Номер доверенности Дата выдачи Срок действия Должность и фамилия лица, которому выдана доверенность Расписка в получении доверенности 1 2 3 4 5 10 10.03.2002 20.03.2002 Растаковскому Ивану Лазаревичу Растаковский Поставщик Номер и дата наряда (заменяющего наряд документа) или извещения Номер, дата документа, подтверждающего выполнение поручения 6 7 8 ЗАО
 "Диво" Счет № 025 от 01.03.2002 Накладная MO 0012 от 10.03.2002; счет-фактура N9014
 Оборотная сторона формы Ns M-2
 Перечень материальных ценностей, подлежащих получению
 
 Номер по порядку Материальные ценности Единица измерения Количество (прописью) 1 2 3 4 1. обувь пар сто
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Подпись лица, получившего доверенность Растаковский удостоверяем.
 
  Руководитель директор Гибнер Гибнер Х.И.
  (должность) подпись расшифровка подписи
 
  Главный бухгалтер Абдулина Абдулина А.А.
  Подпись расшифровка подписи
 
 
  М.П.
 
 
 УТВЕРЖДАЮ
 директор
 (должность)
 Гибнер Гибнер Х.И.
  (подпись) (Ф.И.О.)
 
 
 АКТ№ 10
 ЗАКУПКИ ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
 " 1 " марта 2002 г.
 
  Мною, товароведом магазина "Чудо" Растаковским И.Л. закуплены за наличный расчет продовольственные товары у физического лица:
  Люлюкова Федора Андреевича
  паспорт серия XIX-ME № 543014 выдан 05.05.85 ОВД Уездного Горисполкома проживающего по адресу г. Уездный, ул. Трактирная, д. 13 действительно приобретены в г. Уездный
  (место приобретения)
  следующие товарно-материальные ценности:
 
 
 № п/п
  Наименование Единица измерения Количество Цена Сумма 1 Мед кг 50 50-00 2500-00 2 Яблоки кг 100 1O-00 1000-00 ИТОГО 3500-00
 
 Товары двух наименований, на общую сумму три тысячи пятьсот рублей
  (итого прописью)
 Сдал Люлюков Люпюков Ф.А.
 
 Принял Растаковский Растаковский И.Л.
 
 Денежные средства в сумме три тысячи пятьсот рублей
  (итого прописью)
 получил Люлюков
 
 Денежные средства в сумме три тысячи пятьсот рублей
  (итого прописью)
 уплатил Растаковский
 
 Комиссия в составе зам, директора Коробкина С.И. и зав, отдела Пошлепкинои Ф.П. подтверждают закупку и доставкужа склад магазина выше указанного товара
 
 зам, директора Коробкина Коробкина С.И.
  (подпись) (И.О. Фамилия)
 зав, отдела Пошлепкина Пошлепкина Ф.П.
  (подпись) (И.О. Фамилия)
 
 Поименованные товарно-материальные ценности в указанном количестве приняты под отчет
 Пошлепкина.
 
 
 
 
 
 
 
 
  Выдача доверенностей лицам, не работающим в организации, не допускается.
  Срок действия доверенности устанавливается в зависимости от возможности получения и вывоза соответствующих ценностей по счету, накладной или другому заменяющему их документу, на основании которого выдана доверенность, но, как правило, не более чем на 15 дней. Доверенность на получение товарно-материальных ценностей в порядке плановых платежей может быть выдана на календарный месяц.
  Неиспользованные доверенности должны быть возвращены выдавшему их предприятию на следующий день после истечения срока действия доверенности. О возвращении неиспользованной доверенности в журнале учета выданных доверенностей в графе "отметки о выполнении поручений" делается пометка. Возвращенные неиспользованные доверенности погашаются надписью "неиспользована" и хранятся до конца отчетного года у лица, ответственного за их регистрацию. По окончании года такие неиспользованные доверенности уничтожаются с составлением об этом соответствующего акта.
  Лицам, которые не отчитались в использовании доверенностей, по которым истек срок действия, новые доверенности не выдаются.
  В тех случаях, когда производится оптовая продажа товаров, предприятием-продавцом осуществляется выписка накладных и приходных кассовых ордеров. В этом случае вместо чека покупателю выдается корешок к приходному кассовому ордеру, иной документ строгой отчетности, предусмотренный при расчетах между юридическими лицами, подтверждающий оплату товара покупателем и накладная.
  Размер денежных средств, выдаваемых под отчет, не ограничен Порядком ведения кассовых операций, однако следует иметь в виду, что в соответствии с указанием ЦБ РФ от 14.11.2001 № 1050-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке" установлен предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке в сумме 60 тысяч рублей (указание вступило в силу с 21.11.2001).
  При покупке материальных ценностей у физического лица составляется договор купли-продажи, который должен содержать реквизиты, обусловленные письменной формой сделки купли-продажи, в нем должны быть отражены данные о физическом лице, продавце товара.
  При покупке сельхозпродукции у физического лица составляется торгово-закупочный акт, в котором должны быть приведены дополнительные сведения о продавце, такие как адрес его постоянного местожительства и паспортные данные, а если физическое лицо является индивидуальным предпринимателем, то должен быть указан его идентификационный номер. Если торгово-закупочный акт не содержит этих реквизитов и проверить достоверность расхода подотчетным лицом выданной ему суммы невозможно, данные средства должны включаться в совокупный налогооблагаемый доход подотчетного лица для обложения налогом на доходы физических лиц.
 
 18.3. Командировочные расходы
 
 18.3.1. Служебная командировка
 
  Служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению руководителя предприятия, на определенный срок в другую местность для выполнения служебного поручения вне места его постоянной работы (Инструкция Минфина СССР,
  Госкомтруда СССР и ВЦСПС "О служебных командировках в пределах СССР" № 62 от 07.04.88, изданная на основании Постановления Совмина СССР от 18.03.88 № 351).
  При этом не имеет значения, направляется работник в другую организацию или филиал, участок или иное структурное подразделение организации, с которой работник состоит в постоянных трудовых отношениях. Так, считается командировкой направление работника на участок, филиал, который находится вне места его постоянной работы и по условиям транспортного сообщения или характеру работы работник не может ежедневно возвращаться к месту своего постоянного проживания.
  Не считаются служебными командировками поездки работников, постоянная работа которых связана с разъездным или подвижным характером работ либо протекает в пути (например, работники почтовых вагонов, проводники пассажирских поездов, стюардессы и др.). Компенсации этим категориям работников устанавливаются в ином порядке, нежели работникам, направляемым в служебные командировки.
  Все отношения, возникающие между работодателем и работником, направляемым в служебную командировку, регулируются нормами трудового законодательства и находятся в ведении Правительства РФ, Министерства труда РФ, Министерства социальной защиты населения РФ.
  Направление в служебную командировку носит временный характер и ограничено определенным сроком. Как правило, этот срок, при командировке в пределах России, не должен превышать 40 дней, не считая времени нахождения в пути; а при командировке за рубеж - 60 дней.
  Временное направление работника в другую местность на более продолжительный срок следует считать не командировкой, а временным переводом. Такой перевод требует обязательного согласия работника.
  Между тем распоряжение работодателя о выезде в служебную командировку является для работника обязательным. Отказ возможен только при наличии уважительных причин, иначе отказ от командировки представляет собой дисциплинарный проступок, за который на работника может быть наложено дисциплинарное взыскание.
 Работникам, направляемым в служебные командировки, оплачиваются:
 * расходы по найму жилого помещения;
 * расходы по проезду к месту назначения и обратно;
 * суточные за время нахождения в командировке.
  Расходы на командировку являются нормируемыми, то есть включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) по нормам, установленным Правительством или Минфином РФ. И для целей налогообложения размер некоторых видов командировочных расходов принимается по нормам установленным законодательством.
  Дополнительные выплаты, связанные с командировкой работников негосударственных предприятий и организаций могут производиться за счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты установленных действующим законодательством налогов и прочих обязательных платежей в бюджет (Постановление Правительства РФ от 18.04.92 №262).
  Размеры компенсационных выплат командируемым работникам зависят от места командировки. По этому основанию законодательство Российской Федерации выделяет два вида командировок в пределах Российской Федерации и в зарубежные страны.
 
 18.3.2. Документальное оформление командировки
 
  Направление работников предприятий в командировку производится руководителями этих предприятий.
  Постановлением Госкомстата РФ от 06.04.2001 № 26 утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, среди которых предусмотрена форма № Т-10а "Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении", которая применяется для оформления и учета служебного задания при направлении в командировку, а также отчета о его выполнении.
  Служебное задание подписывается руководителем структурного подразделения, в котором работает командируемый работник. Утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и передается в кадровую службу для издания приказа (распоряжения) о направлении в командировку.
  Для оформления и учета направления работника(ов) в командировку применяются формы № Т-9 "Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку" или № Т-9а "Приказ (распоряжение) о направлении работников в командировку", которые заполняются работником кадровой службы, подписываются руководителем организации или уполномоченным им лицом.
  В приказе о направлении в командировку указываются фамилия и инициалы, структурное подразделение, профессия (должность) командируемого, а также цель, время и место(а) командировки.
  При необходимости указываются источники оплаты сумм командировочных расходов, другие условия направления в командировку.
  Документом, удостоверяющим время пребывания в служебной командировке, в котором указывается время прибытия в пункт(ы) назначения и время убытия из него (них)) является "Командировочное удостоверение" (форма № Т-10). Командировочное удостоверение выписывается в одном экземпляре работником кадровой службы на основании приказа (распоряжения) о направлении в командировку.
  Фактическое время пребывания в месте командировки определяется по отметкам в командировочном удостоверении о дне прибытия в место командировки и дне выбытия из места командировки. Если работник командирован в разные населенные пункты, отметки о дне прибытия и дне выбытия делаются в каждом пункте и заверяются той печатью, которой обычно пользуется в своей хозяйственной деятельности то или иное предприятие или учреждение для засвидетельствования подписи соответствующего должностного лица.
  Работником (подотчетным лицом), прибывшим из командировки, составляется краткий отчет о выполненной работе в форме №Т-10а, который согласовывается с руководителем структурного подразделения и предоставляется в бухгалтерию вместе с командировочным удостоверением и авансовым отчетом с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы.
  Командировочное удостоверение может не выписываться, если работник должен возвратиться из командировки в место постоянной работы в тот же день, в который он был командирован.
  Днем выезда в командировку считается день отправления поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства из места постоянной работы командированного, а днем приезда - день прибытия указанного транспортного средства в место постоянной работы. При отправлении транспортного средства до 24 часов включительно днем отъезда в командировку считаются текущие сутки, а с 0 часов и позднее - последующие сутки. Если станция, пристань, аэропорт находятся за чертой населенного пункта, учитывается время, необходимое для проезда до станции, пристани, аэропорта. Аналогично определяется день приезда работника в место постоянной работы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Унифицированная форма N° Т-Юа
 Утверждена Постановлением
 Госкомстата России
 от 06.04.2001 №26
 
 
  Форма по ОКУД
  ЗАО "Ревизор" по ОКПО
  наименование организации
 Номер документа Дата составления 10 01.02.2002
 
 СЛУЖЕБНОЕ ЗАДАНИЕ
  для направления в командировку
  и отчет о его выполнении
 
 
  Хлестаков Иван Александрович
  фамилия, имя, отчество
 
 
 Структурное подразделение Профессия (должность), разряд, класс (категория) квалификации Командировка Основание место назначения дата срок (кален-дарные дни) организация
 плательщик страна, город организация начала окончания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Кон-трольно-реаизион-ный отдел аудитор г. Периферия ооо
 "Услуга" 03,02. 2002 12.02. 2002 10 дней 000

<< Пред.           стр. 42 (из 58)           След. >>

Список литературы по разделу