<< Пред. стр. 12 (из 24) След. >>
д) осуществление контроля за соблюдением прав человека;е) лоббирование интересов;
ж) отмена неправовых законов;
з) ратификация международных договоров;
и) разработка и исполнение бюджета;
к) государственное управление;
л) защита национальных интересов.
20. Какие из нижеперечисленных функций могут быть отнесены к функциям судебных органов власти:
а) осуществление правосудия;
б) создание новых законов;
в) правовой контроль за деятельностью законодательной и исполнительной власти;
г) участие в выработке внешней и внутренней политики;
д) толкование законов;
е) обеспечение правопорядка;
ж) контроль за соблюдением законов;
з) исполнение воли народа.
21. Какие из приведенных ниже положений характеризуют институты президентской, исполнительной и законодательной власти в различных формах правления? Назовите форму правления в России.
1. Избирается народом (прямым или косвенным голосованием).
2. Глава государства.
3. Глава правительства.
4. Назначает премьер-министра.
5. Право импичмента.
6. Право роспуска парламента.
7. Принятие законов.
8. Контроль за исполнительной властью.
9. Исполнение законов.
Форма правленияПрезидентИсполнительная властьЗаконодательная власть
Президентская республика (США)
Парламентская республика (Германия)
Полупрезидентская республика (Франция)
……...
(Россия)
22. Назовите формальный признак отличия президентской формы правления от парламентской:
а) наличие парламентской ответственности правительства;
б) неопределенный срок функционирования правительства;
в) наличие должности премьер-министра;
г) совмещение президентом должностей главы государства и главы правительства.
23. Назовите страну, где формой правления является парламентская республика:
а) Германия;
б) Япония;
г) Испания.
в) Иран;
24. При каких формах правления правительство формируется по партийному признаку?
а) абсолютная монархия;
б) президентская республика;
в) парламентская республика;
г) дуалистическая монархия.
25. Президент Российской Федерации согласно Конституции избирается сроком на:
а) 5 лет;
б) 4 года;
в) 7 лет;
г)3 года.
26. Президент Российской Федерации согласно Конституции является:
а) главой государства;
б) главой правительства;
в) главой государства и правительства.
27. В случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои полномочия, их временно исполняет:
а) Председатель правительства;
б) глава Государственной Думы;
в) Председатель Совета Федерации;
г) Председатель Конституционного Суда.
28. Какой орган власти может отрешить Президента Российской Федерации от должности?
а) Конституционный Суд;
б) правительство;
в) Совет Федерации;
г) Государственная Дума.
29. Какой орган власти может выдвинуть обвинения против Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении тяжкого преступления?
а) правительство;
б) Конституционный Суд;
в) Совет Федерации;
г) Государственная Дума;
д) Верховный Суд.
30. Какой орган власти дает подтверждение о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления?
а) Совет Федерации;
б) Государственная Дума;
в) Верховный Суд;
г) правительство;
д) Конституционный Суд.
31. Какой орган власти дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинений против Президента Российской Федерации?
а) Государственная Дума;
б) Верховный Суд;
в) Конституционный Суд;
г) правительство;
д) Совет Федерации.
32. Президент РФ определяется в главе 4 Конституции РФ как глава государства. Как вы понимаете данное определение? Означает ли оно, что Президент стоит над всеми ветвями власти? В каких основных функциях Президента, закрепленных в Конституции РФ, проявляется данная роль Президента?
В Конституции США (ст. 2) говорится: «Исполнительная власть предоставляется Президенту Соединенных Штатов Америки». Чем отличается роль Президента США от закрепленной в Конституции роли Президента РФ как главы государства?
33. Президент РФ обладает значительными полномочиями в области назначения, утверждения или представления к утверждению высших должностных лиц государства (ст. 83).
Кого из них Президент назначает самостоятельно, без согласования с другими ветвями власти, кого назначает и освобождает от должности с согласия, по предложению или после консультаций с законодательными или исполнительными органами власти, а кандидатуры каких должностных лиц он вправе лишь представлять этим структурам? Каково ваше мнение, почему по одним из этих кандидатур Президент имеет неограниченные полномочия, а по другим его права ограничиваются? Как это согласуется с принципом разделения властей и их самостоятельности?
34. Каково различие между понятиями «прекращение исполнения полномочий досрочно» Президента РФ (ст. 92) и «отрешение от власти» Президента РФ (ст. 93)? Перечислите причины и условия прекращения полномочий и отрешения от власти.
35. Рассмотрите процедуру отрешения Президента РФ от власти (ст. 93), исходя из принципа разделения властей, и определите роль в этой процедуре:
а) специальной комиссии, образованной Государственной Думой, по рассмотрению вопроса о выдвижении обвинения в адрес Президента РФ;
б) в целом Государственной Думы;
в) Верховного Суда РФ;
г) Конституционного Суда РФ;
д) Совета Федерации РФ.
36. Федеральное Собрание Российской Федерации, согласно ст. 94 Конституции РФ, является представительным и законодательным органом РФ. Что это означает?
37. Опишите процедуры формирования:
а) Совета Федерации;
б) Государственной Думы.
38. Какие из нижеперечисленных субъектов ведения относятся к Совету Федерации, а какие — к Государственной Думе?
а) утверждение Председателя Правительство Российской Федерации;
б) решение вопроса о доверии Правительству России;
в) решение вопроса о возможности Российской Федерации.
г) объявление амнистии;
д) утверждение Указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
е) назначение выборов Президента использования Вооруженных Сил за пределами территории Российской Федерации;
39. В каких случаях Президент Российской Федерации имеет право роспуска Государственной Думы?
а) в случае трехкратного отклонения представленных Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства;
б) в случае выдвижения обвинения против Президента Российской Федерации;
в) в случае двукратного выражения недоверия правительству в течение трех месяцев;
г) в случае введения чрезвычайного положения;
д) в случае конфликта Государственной Думы с Советом Федерации;
е) после проведения референдума о доверии Государственной Думе.
40. Кем назначаются члены Конституционного Суда?
а) Президентом;
б) Государственной Думой;
в) Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации;
г) Генеральным Прокурором Российской Федерации.
41. В ст. 104—108 Конституции РФ изложена процедура выдвижения, рассмотрения, принятия и утверждения законов РФ. Определите на каждой из этих стадий роль...
а) Президента РФ;
б) депутатов Государственной Думы;
в) Совета Федерации и его членов;
г) судебных органов;
д) субъектов Федерации.
42. Кого из названных мыслителей можно отнести к основоположникам концепции правового государства?
а) К. Велькерт;
б) Т. Гоббс;
в) Платон;
г) И. Кант;
д) Ф. Аквинский;
е) Р. Моль;
ж) В. Парето;
з) Дж. Локк;
и) Н. Макиавелли;
к) Ш.Л. Монтескье;
л) В.И. Ленин.
43. Из указанных признаков выберите те, которые характерны для правового государства. Попытайтесь определить их порядок по степени важности.
1) Правовое государство — это государство, где все подчинены закону.
2) В правовом государстве запрещено все, что не разрешено законом.
3) В правовом государстве гарантируется соблюдение основных прав человека.
4) В правовом государстве права человека устанавливаются государством.
5) В правовом государстве разрешено только то, что разрешено законом.
6) Все государственные органы власти могут судить о том, нарушил человек законы или нет.
7) Все равны перед законом.
8) Правовое государство — это федеративное государство.
9) В правовом государстве в исключительных случаях правительство может издавать законы.
10) Правовое государство — это государство, в котором существует и реально действует конституция.
11) Правовое государство — это государство, в котором реализован и действует принцип разделения властей.
12) В исключительных случаях в правовом государстве возможно соединение законодательной и исполнительной власти.
13) Правовое государство — это государство, эффективно отстаивающее и защищающее национальные интересы.
14) Правовое государство — это государство с многопартийной системой
44. В работе «О духе законов» Ш.Л. Монтескье объясняет, к каким негативным последствиям может привести объединение различных ветвей власти. Попытайтесь и вы предсказать последствия объединения:
а) законодательной и исполнительной властей;
б) законодательной и судебной властей;
в) исполнительной и судебной властей;
г) всех трех ветвей власти.
В каких современных формах правления реализован принцип разделения властей?
45. Объясните, почему субъектом прав и свобод является человек, а не гражданин?
Верно ли следующее утверждение: «Правовое государство предоставляет каждому человеку основополагающие права и свободы»? Аргументируйте свой ответ.
46. Как вы относитесь к позициям, одна из которых заключается в том, что в правовом государстве существует приоритет и верховенство закона, а вторая — стоит на незыблемости свободы личности, ее прав и интересов. Аргументируйте свой взгляд на соотношение между данными ценностными подходами.
47. С точки зрения Т. Гоббса и Дж. Локка, государство возникает в результате «общественного договора». Каким образом сказывается на правах человека, его свободе возникновение государства, с точки зрения:
а) Т. Гоббса;
б) Дж. Локка.
На какой из них основывается концепция правового государства?
48. В политической и правовой науке существует подразделение прав человека на негативные и позитивные. Негативные права призваны обеспечить автономию личности, невмешательство государства в социальную и частную жизнь. Позитивные — призваны гарантировать права человека на какие-либо экономические или социальные ценности. Какие права из приведенного перечня можно считать негативными, а какие — позитивными?
а) право на жизнь;
б) право собственности;
в) право на труд;
г) право на свободу выражения мнений или свободу убеждений;
д) избирательное право;
е) право на честь и достоинство;
ж) право на образование;
з) право на демонстрации, митинги и шествия;
и) право на социальное обеспечение;
к) свобода совести.
Негативные праваПозитивные права
1. …1. …
2. …2. …
3. …3. …
49. Используя текст Конституции РФ, определите содержание основных прав человека. Заполните таблицу.
Личные
(гражданские) праваПолитические
ПраваСоциально-экономические права
1. …1. …1. …
2. …2. …2. …
3. …3. …3. …
50. Назовите основные цели и функции социального государства. Попытайтесь установить допустимую грань вмешательства государства в социальную и экономическую жизнь. Какие предпосылки необходимы для формирования социального государства?
Дискуссия.
Права человека
Проблема 1. Фундаментальнейшим правом человека является право на жизнь. Однако во многих современных странах сохраняется смертная казнь. Отношение к ней неоднозначно, существующие крайние позиции можно представить в виде дискуссии двух людей:
А: «Смертная казнь противоречит главному праву человека — праву на жизнь. Никто, включая и государство, не имеет права покушаться на человеческую жизнь. Поэтому смертная казнь в правовом государстве должна быть отменена».
Б: «Я согласен с тем, что право на жизнь носит фундаментальный характер. Я также согласен с тем, что права человека должны быть гарантированы государством. Однако смертная казнь применяется к тем лицам, которые сами нарушили права других людей. Совершая тяжкое преступление, человек тем самым ставит себя вне закона, он оказывается за гранью общества, морали, нравственности. Следовательно, к нему неприменимы, права человека. Преступление против жизни других людей должно караться самыми жестокими методами, вплоть до смертной казни. Смертная казнь человека, совершившего тяжелое преступление против жизни другого, — это восстановление справедливости и гарантия от подобных преступлений в дальнейшем».
А: «Прежде всего, я хочу заметить по поводу Вашего последнего тезиса о гарантиях против подобных преступлений. В странах, где по-прежнему существует и применяется смертная казнь, тяжелых преступлений против жизни, чести и достоинства человека совершается не меньше, чем в странах, где смертная казнь отменена. Теперь по поводу справедливости: возмездие — это еще не справедливость. Вводя смертную казнь, государство само преступает через права человека. Если сегодня государство не гарантирует право на жизнь, пусть даже самому отпетому преступнику, то завтра оно не гарантирует это право добропорядочному, законопослушному гражданину. К тому же, скажем прямо, следствие и правосудие иногда допускают ошибки. Известны случаи, когда по ошибке к смертной казни приговаривались лица, впоследствии оказавшиеся невиновными в совершении тяжких преступлений. Поэтому я делаю вывод, что государство во имя прав человека должно отказаться от смертной казни, заменив ее, скажем, пожизненным заключением».
Б: «Интересно получается. Смертную казнь Вы предлагаете отменить ради соблюдения прав человека. А пожизненное заключение разве не нарушает право человека на свободу? В конечном итоге, не кажется ли вам, что вы предлагаете заменить одно нарушение прав человека со стороны государства (смертную казнь) другим (пожизненным заключением)? А если, следуя Вашей логике, государство не должно нарушать права человека, то нужно вообще отменить всю пенитенциарную систему. К чему же мы тогда, в итоге, придем?»
Включитесь в предполагаемую дискуссию. Выскажите свое мнение. С чем вы согласны, а с чем — нет?
ЛИТЕРАТУРА
Отношение к проблеме смертной казни. М., 1994.
Сурова Л.Б. Проблема смертной казни в современном обществе // Государство и право. 1996. № 4.
Квашис В.Е. Смертная казнь в США // Государство и право. 1996. № 9.
Проблема 2. В конце 80-х гг. в связи с правом на жизнь достаточно неожиданно и остро встал вопрос о том, имеет ли человек право на смерть.
Прецедент А: Тяжело и неизлечимо больная женщина 65 лет, переносящая невыносимые страдания, в здравом уме и твердой памяти, обратилась к врачу с просьбой о прекращении жизни.
Прецедент Б: Приговоренный к пожизненному заключению за тяжкие преступления человек обратился в судебные инстанции с апелляцией об изменении приговора и замене пожизненного заключения смертной казнью.
Разберите отдельно каждый прецедент. А: имеет ли право врач удовлетворить просьбу своей пациентки? Б: имеет ли право суд удовлетворить апелляцию лица, пожизненно лишенного свободы?
ЛИТЕРАТУРА
Права человека и медицина. М., 1996.
Вулф С.М. Эвтаназия: не переходить границу // Человек. 1993. № 5.
Малеина М.Н. Уйти достойно // Человек 1993. № 2.
Гейлин М.Н., Касс Л.Р. и др. Врачи не должны убивать // Человек. 1993. № 2.
Проблема 3. В перечне прав человека в особую группу выделяются социально-экономические. Однако их трактовка неоднозначна. Согласно одной точке зрения, государство должно нести ответственность за осуществление этих прав. Суть другой в том, что государство лишь обозначает эти права, а ответственность за их реализацию несет сам человек. Поясним эти положения на примере дискуссии о праве на труд.
А: «Я считаю, что правовое государство должно обеспечить полную занятость, гарантировать каждому индивиду работу в соответствии с определенной профессией и ее достойное вознаграждение. В противном случае государство не может считаться правовым».
Б: «В условиях рыночной экономики стремление государства к обеспечению всеобщей занятости на практике означает финансирование убыточных предприятий, значительные финансовые расходы, которые неизбежно ведут к инфляции. Поэтому, провозглашая право на труд, государство не обязано стремиться к его осуществлению и обеспечивать каждого человека работой. Оно лишь гарантирует индивиду, что никто не может принудить его к подневольному труду либо запретить заниматься профессиональной деятельностью, если она не нарушает общественную безопасность и права других».
А: «Можно ли в таком случае утверждать, исходя из Ваших рассуждений, что безработица не является нарушением прав человека на труд?»
Б: «Правовое государство не может предотвратить безработицы, но оно должно обеспечить индивиду пособие по безработице, по мере возможности помочь получить ему новую, нужную для общества профессию, трудоустроиться. Государство не может брать на себя ответственность за судьбу человека. Поэтому отдельный трудоспособный гражданин должен сам проявлять активность, инициативу и предприимчивость, самостоятельно заботиться о реализации своего права на труд».
Какая из двух трактовок социально-экономических прав кажется вам более корректной? Как, в свете избранной вами точки зрения, можно трактовать право на образование, на отдых и др.?
ЛИТЕРАТУРА
Азаров А.Я. Права человека. Новое знание. М , 1995.
Общая теория прав человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 1996.
Права человека: История, теория и практика. М., 1995. Социальное государство и защита прав человека. М., 1994.
Гордон Л.А. Социально-экономические права человека: содержание, особенности, значение для России // Общественные науки и современность. 1997. № 2.
Кучуради И. Экономическое неравенство, права человека и свободный рынок // Вопросы философии. 1993. № 6.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ
Признаки государства и их трактовки.
Сравнительный анализ основных моделей федерации.
Федерализм: история и современные проблемы
Институт президентства в современном мире.
Представительные институты власти: функции и прерогативы.
Российская государственность: современные проблемы и перспективы.