<< Пред.           стр. 11 (из 24)           След. >>

Список литературы по разделу

 г) устроить митинг протеста.
 22. Вы получили бюллетень, но по ошибке поставили отметку против фамилии того кандидата, за которого не собирались голо­совать. Как в таком случае следует поступить?
 а) оставить все как есть, опустить бюллетень в избирательную урну;
 б) в письменной форме сообщить в бюллетене о своей ошибке и опустить его в избирательную урну;
 в) порвать бюллетень и уйти, не проголосовав;
 г) обратиться в участковую избирательную комиссию с просьбой выдать новый бюллетень взамен испорченного;
 д) неправильно заполненный бюллетень унести с собой в кармане.
 23. Представьте себе выборы, проходящие по олимпийской сис­теме, в которых борьбу между собой ведут три кандидата: К, Р, Т. Известно, что избиратели симпатизируют К больше, чем Р (К > Р), а Р предпочитают больше Т (Р > Т), но в то же самое время Т предпочтительнее К (Т > К). К > Р > Т > К.
 В первом туре выборов встречаются кандидаты К и Р. Победу одерживает К.
 Во втором туре состязаются Р и Т. Побеждает Р.
 В заключительном туре борьба разворачивается между Т и К. Большинство голосов получает Т.
 Но если по окончанию выборов спросить избирателей, то можно услышать, что они предпочли бы видеть депутатом К. Таким образом, избран далеко не тот кандидат, которого желали бы видеть депутатом избиратели. Этот парадокс был описан еще в XVIII в. французским академиком Кондорсе. Можно ли логи­ческим путем разрешить данный парадокс? Как организовать вы­боры, чтобы избежать парадокса Кондорсе? Почему опросы типа «Кто из двух кандидатов кажется Вам наиболее предпочтительными» только запутывают, а не проясняют картину реальных симпатий избирателей?
 24. Предположим, что предвыборная борьба осуществляется между тремя кандидатами: А, Б и В. Соотношение голосов выгля­дит следующим образом: А — 120, Б — 119 и В — 100. При этом:
 а) одна половина электората В может проголосовать за А, а другая — за Б;
 б) электорат А не проголосует за Б;
 в) электорат Б не проголосует за А.
 В таком случае, если во второй тур проходят кандидаты А и Б, то каждый из них в дальнейшем получает дополнительно по 50 голосов электората В.
 А: 120+50=170
 Б: 119+50=169
 В конечном итоге побеждает А с перевесом в 1 голос.
 На следующих выборах А, желая получить больший отрыв от Б, проводит более активную избирательную кампанию и «заби­рает» от Б в первом туре 40 голосов.
 Таким образом, в первом туре А получает 120+40=160 голо­сов.
 Б — 119 - 40=79 голосов
 В — 100 + 0=100 голосов
 Во второй тур проходят А и В. Но мы помним, что электорат Б (а он составляет 79 голосов) не проголосует за кандидата А. Он отдает свои голоса кандидату В. Таким образом В присоединяет к своему электорату (100 голосов) электорат Б (79 голосов) и по­беждает.
 А — 160 голосов
 В—179 голосов (100+79)
 Покажите, в чем заключается ошибка кандидата А? Каким образом должен был построить свою кампанию А, чтобы избе­жать подобного поворота событий?
 25. В политической науке известна теорема Гиббарда — Сэттертуэйта, которая звучит следующим образом: «Если кандидатов не менее трех, то единственным неманипулируемым правилом голо­сования является диктаторское» (диктаторской считается избирательная система, при которой результат голосования зависит от одного голоса). Попытайтесь доказать или опровергнуть дан­ную теорему.
 26. Французский политолог М. Дюверже сформулировал «три социологических закона» взаимосвязи партийной и избиратель­ной систем. Их основные положения таковы:
 — пропорциональная избирательная система обусловливает возникно­вение и существование многопартийной системы, характеризую­щейся автономностью партий и их жесткой структурой;
 — абсолютная мажоритарная система влияет на формирование много­партийной системы, в которой партии занимают гибкие позиции и стремятся к поиску консенсуса и компромисса;
 — относительная мажоритарная система порождает двухпартийную систему.
 Попытайтесь объяснить характер взаимосвязи между различ­ными избирательными и партийными системами. Приведите из­вестные вам примеры, подтверждающие эти законы.
 Деловая игра.
 Технология избирательной кампании
 Игра тщательно готовится участниками заранее. В ней принима­ют участие 30—40 человек. Время проведения игры 90 минут. Фор­мируются 3—4 команды — «партии» по 4—5 человек. «Беспар­тийные» учащиеся образуют «электорат». Задача «партий» — привлечь на свою сторону как можно больше «избирателей». Каж­дая «партия» определяет свою политическую «нишу», идейно-по­литическую платформу и готовит «предвыборную программу». Игра состоит из 5 блоков.
 Блок 1 (организационный). Каждая команда создает штаб из­бирательной кампании, разрабатывает его структуру и распределя­ет функции между его структурными единицами. Структура каждого штаба изображается графически и комментируется устно одним из игроков команды. Каждая команда представляет свой план и график проведения избирательной кампании (на 17 недель), в котором подробно и последовательно указываются все мероприятия предвыборной кампании.
 Блок 2 (подготовительный). Каждая команда накануне игры проводит исследование «политического рынка». Объектами изучения являются социально-экономические параметры различных групп избирателей (доход, образование, профессионально-квалификационный уровень), демографические показатели (пол и возраст избирателей), социальные признаки (принадлежность к классу или социальной группе, традиции и образ жизни), поведенческие характеристики электоральных групп (доверие к партии, доминирующие нормы политической культуры, склонность к политическому участию). В результате создается «карта» электората, определя­йся его основные сегменты, сторонники, противники и колеблющиеся группы электората. Определяются основные конкуренты, их сильные и слабые стороны.
 Блок. 3 (имиджелогия). Каждая команда формирует имидж своего кандидата, исходя из представлений об основных сегментах политического рынка, основных потребностях и интересах избирателей. Разрабатываются различные методы предвыборной агитации. Один кандидат от каждой «партии» в течение 3 минут выступает по «телевидению», в течение 2—3 мин отвечает на вопросы телезрителей» и заявления оппонентов. Все участвующие в игре группы выпускают по экземпляру агитационной «листовки». При продвижении политического имиджа могут быть «проиграны» такие формы его актуализации, как «выступление на митинге», встреча с избирателями». Также определяются другие формы работы с избирателями.
 Блок 4 (последний этап). Состязающиеся группы проводят опрос среди «электората», в ходе которого определяются политические предпочтения и намерения принять участие в выборах. Каждая команда получает последнюю возможность сделать заявление накануне «выборов» в течение 2 мин.
 Блок 5 (выборы). Из числа наблюдающих формируется «избирательная комиссия» и определяются наблюдатели от «партий». Затем осуществляется «голосование» и «подсчет» голосов.
 Результаты игры подсчитываются в баллах.
 Блок 1 — от 0 до 5 баллов;
 Блок 2 — от 0 до 7 баллов;
 Блок 3 — от 0 до 7 баллов;
 Блок 4 — от 0 до 5 баллов;
 Блок 5 — от 0 до 12 баллов.
 а) 12 баллов за 1-е место на «выборах»;
 б) 9 баллов за 2-е место на «выборах»;
 в) 6 баллов за 3-е место на «выборах»;
 г) 3 балла за 4-е место на «выборах».
 Полученные баллы суммируются. Таким образом, учитываются не только «победа на выборах», но и умение грамотно провести из­бирательную кампанию.
 ЛИТЕРАТУРА
 Гоулд Ф. Стратегическое планирование избирательной кампании // Полис. 1993. № 4.
 Гринберг Т.Э. Политическая реклама: Портрет лидера. М., 1995.
 Жмыриков А.Н. Как победить на выборах. Обнинск, 1995.
 Зотова З.М. Избирательная кампания: технология организации и проведения. М.,1995.
 Избирательные кампании: подготовка, организация, проведение. М., 1995. Как победить на выборах. Опыт и методология восьми успешных избиратель­ных кампаний в России. М., 1995.
 Ковлер А.И. Основы политического маркетинга: (Технология и организация избирательных кампаний). М., 1993
 Ковлер А.И. Избирательные технологии: российский и зарубежный опыт. М., 1995.
 Коноплин Ю.С. Маркетинговый анализ политического рынка и формирования политического товара. М., 1995.
 Митрохин В.И. Россия: власть, президент, выборы. М., 1996.
 Левчик Д.А. Митинг как форма предвыборной борьбы // Социс.1995. № 11.
 Левчик Д.А. Основные элементы актуализации имиджа кандидата в депутаты в ходе подготовки и проведения избирательной кампании //Вестн. МГУ. Сер. 12. Политические науки. 1995. № 2.
 Левчик ДА. Особенности подготовки и проведения избирательной кампании «от двери к двери» // Вестн. МГУ. Сер. 12. Политические науки. 1995. № 3.
 ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ
 Ретроспективный и сравнительный анализ избирательных систем.
 Пропорциональная и мажоритарная избирательные системы: «плюсы» и «ми­нусы».
 Порядок проведения и организация референдума в демократических странах.
 Политический маркетинг.
 Технология проведения избирательной кампании.
 Основные способы формирования политического имиджа кандидата в депутаты.
 Финансирование избирательных кампаний.
 Избирательное право и избирательная система в современной России.
 Взаимосвязь избирательных и партийных систем.
 Парадоксы Кондорсе и Эрроу.
 ОСНОВНАЯ ЛИТЕРА ТУРА
 Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М.,1999. Гл. 9.
 Автономов А.С. Основные категории и институты избирательного права. М., 1995.
 Автономов А.С.. Морозова Б.Г. Избирательная кампания. М., 1995.
 Избирательные системы и наблюдение за выборами. М., 1995.
 Лейкман Э., Ламберт Дж. Исследование мажоритарной и пропорциональной избирательной систем. М., 1958.
 Лысенко В.И. Выборы в представительные органы в новой Европе: политический опыт и тенденции 80—90-х годов. М., 1994.
 Никитин. А.Ф. Избирательное право. Избирательный процесс. М., 1996.
 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРА ТУРА
 Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1994. Гл. V, § 6—8. Общая и прикладная политология / Под общ. ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. М., 1997. Гл. XV, LV.
 Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1996. Гл. 22.
 Алексеров Ф., Ортешук П. Выборы, голосование, партии. М., 1995.
 Выборы. Федеральное законодательство. М., 1996.
 Постников А.Ж. Избирательное право России. М., 1996.
 Степанков И.М., Аверин Ю.П., Розенталь Э.И. Избирательная кампания: стратегия, тактика, психологические аспекты. М., 1995.
 Технология и организация выборных кампаний. Зарубежный и отечественный опыт. М., 1993.
 Холодковский К.Г. Как выбирают парламент в странах Европы, Америки, Азии... М., 1993.
 Ильясов Ф.Н. Политический маркетинг, или как «продать» вождя // Полис. 1997. № 5.
 Мерло П. Избирательные кампании и проблемы их подготовки: «равное игровое поле» и демократические выборы // Полис. 1995. № 4.
 Мерфин Р. Технология избирательной кампании в США// Полис. 1991. № 3.
 Комаровский К.С. Демократия и выборы в России: теория и история вопроса // Социс. 1996. № 6.
 Собянин А., Суховольский В. Как организовать контроль на выборах? М., 1995.
 Таагепера Р., Шугарт М.С. Описание избирательных систем // Полис. 1997. № 3
 Тема 10
 ГОСУДАРСТВО КАК ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
 Цель семинарского занятия: ознакомление с основными трактовками государства; рассмотрение форм государственного устройства и правле­ния; знакомство со спецификой деятельности государственных институтов власти при различных формах правления; усвоение основных положений теории правового и социального государства; характеристика прав чело­века; содержательный анализ принципа разделения властей.
 Основные понятия: государство, суверенитет, форма государственно­го устройства, форма правления, федерация, конфедерация, унитарное го­сударство, президент, правительство, парламент, суд, сецессия, монархия, республика, правовое государство, права человека, разделение властей, социальное государство.
 План семинара
 1. Понятие государства и его функции.
 2. Формы государственного устройства и формы правления.
 3. Государственные институты власти Российской Федерации.
 4. Основные принципы правового и социального государства.
 Контрольные вопросы, задания, тесты
 1. Укажите, какие из приведенных понятий и определений соот­ветствуют друг другу:
 
 
 а) федерация;
 б) суверенитет;
 в) государство;
 г) конфедерация;
 д) форма правления;
 е) унитарное государ­ство;
 ж) форма государствен­ного устройства;
 з) парламент;
 и) суд;
 к) сецессия;
 л) монархия;
 м) субъект Федерации;
 н) республика;
 о) импичмент;
 п) право вето;
 р) правительство;
 с) разделение властей;
 т) Федеральное Собрание;
 у) правовое государство;
 ф) социальное государство.
 1) представительный и законодательный орган власти;
 2) независимость и верховенство государст­венной власти;
 3) особая форма организации политической власти, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом;
 4) форма правления, при которой все высшие органы власти либо избираются, либо фор­мируются общенациональным представи­тельным учреждением;
 5) процесс отделения, выхода из состава госу­дарства какой-либо его части;
 6) форма государственного устройства, харак­теризующаяся высокой степенью централи­зации власти и отсутствием политической самостоятельности административно - тер­риториальных образований;
 7) административно-территориальное образо­вание, обладающее ограниченными полити­ческими правомочиями;
 8) структура высших органов государственной власти;
 9) форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства административно-территориальные образова­ния обладают ограниченной юридической и политической самостоятельностью;
 10) форма правления, при которой верховная государственная власть юридически при­надлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследования;
 11) политический институт, выполняющий ис­полнительские функции;
 12) высший орган представительной и законо­дательной власти Российской Федерации;
 13) отстранение президента от должности на ос­новании выдвинутых против него обвинений;
 14) форма государственного устройства, пред­ставляющая собой союз суверенных госу­дарств;
 15) тип государства, в котором осуществляется верховенство правового закона, гарантиро­ваны права человека и осуществляется раз­деление властей;
 15) административно-территориальная органи­зация государства, система взаимоотноше­ний высших государственных и региональ­ных органов власти;
 16) политический институт, выполняющий функ­ции контроля за соблюдением законов;
 17) право президента отклонить принятый пар­ламентом закон;
 18) институциональное распределение полно­мочий между законодательной, исполни­тельной и судебной ветвями власти;
 19) государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования для каж­дого гражданина.
 
 
 2. Основным институтом политической системы является госу­дарство. Именно государство выступает официальным предста­вителем всего общества, от его имени принимаются властные ре­шения, обязательные для всего общества, оно придает полити­ческой системе целостность и устойчивость. Чем отличается го­сударство от других политических и социальных институтов?
 
 
 а) тем, что обеспечивает и гарантирует материальное благополучие всем членам общества;
 б) монополией на легитимное наси­лие;
 в) осуществлением тотального контроля за всеми сферами жизне­деятельности;
 г) более высокой степенью институализации власти.
 
 
 Назовите основные признаки государства.
 3. Сформулируйте два определения, в одном из которых понятие «государство» подразумевало бы страну, а в другом — высшие институты власти.
 4. Какое из нижеприведенных суждений характеризует государ­ственный суверенитет?
 
 
 а) независимость высших органов власти от общества;
 б) народ является источником власти всех государственных инсти­тутов;
 в) общество безоговорочно должно подчиняться всем решениям го­сударства;
 г) право народа на свержение деспотического правительства;
 д) независимость государства от других государств.
 
 
 5. Заполните таблицу «Теория возникновения государства».
 ТеорияОсновные положения
 Теократическая
 Патриархальная
 Договорная
 Завоевания
 Марксистская
 
 6. Определите критерии форм государственного устройства и приведите примеры стран, где и когда они были реализованы?
 Форма государственного устройстваКритерииПримеры стран, где реализована форма устройства
 1. Унитарная
 2. Федерация
 3. Конфедерация
 
 7. Сформулируйте основные отличия унитарного государства от федеративного в соответствии с признаками, указанными в таб­лице.
 Признак
  Унитарное государство
  Федеративное государство
 
 Кем принимаются определяющие решения
 Территория
 Степень самостоятельности
 административно-территориальных единиц
 Конституция
 Гражданство
 Субъект внешней политики
 
 8. Сформулируйте основные отличия федерации от конфедера­ции в соответствии с признаками, указанными в таблице.
 Признак
  Конфедерация
  Федерация
 
 Кем принимаются определяющие решения
 Территория
 Степень самостоятельности административно-территориальных единиц
 Конституция
 Гражданство
 Субъект внешней политики
 
 9. Что означает понятие «сецессия»? Приведите примеры ус­пешной и неуспешной сецессии.
 10. Для какой формы правления характерно сосредоточение за­конодательной и исполнительной власти в руках монарха?
 
 
 а) парламентской республики;
 б) президентской республики;
 в) абсолютной монархии;
 г) полупрезидентской республики;
 д) парламентской республики;
 е) дуалистической монархии.
 
 
 11. Чем дуалистическая монархия отличается от абсолютной?
 
 
 а) наличием двух монархов;
 б) существованием наряду с монархом законодательного органа власти;
 в) передачей престолонаследия только по женской линии;
 г) правом роспуска парламента мо­нархом;
 д) правом парламента объявлять импичмент монарху в соответст­вии с конституцией;
 е) правом парламента формировать правительство;
 ж) правом монарха назначать правительство.
 
 
 12. Чем похожи парламентская республика и парламентская мо­нархия?
 
 
 а) принципом формирования правительства;
 б) политической ответственностью правительства перед нижней палатой;
 в) правом президента распустить парламент;
 г) отсутствием института президентства.
 
 
 13. Правительство формируется из членов партий, получивших большинство на выборах в парламент страны. Каким формам правления это свойственно?
 14. Партийная принадлежность президента и парламентского большинства различна. При каких формах правления это воз­можно?
 15. В президентской республике правительство несет политичес­кую ответственность:
 
 
 а) перед парламентом;
 б) перед президентом;
 в) перед судом;
 г) перед всеми вышеперечисленны­ми органами власти.
 
 
 16. В парламентской республике правительство несет полити­ческую ответственность:
 
 
 а) перед парламентом;
 б) перед президентом;
 в) перед судом;
 г) перед всеми вышеперечисленны­ми органами власти.
 
 
 17. В полупрезидентской республике правительство несет поли­тическую ответственность:
 
 
 а) перед парламентом;
 б) перед президентом;
 в) перед судом;
 г) перед всеми вышеперечисленны­ми органами власти.
 
 
 18. Какие из указанных функций характерны для законодатель­ных органов власти:
 
 
 а) представительство интересов;
 б) регулирование финансовой сферы;
 в) принятие законов;
 г) определение целей политического развития;
 д) контроль за исполнением законов;
 е) политический контроль за дея­тельностью исполнительной власти;
 ж) реализация «общей воли» народа;
 з) легитимация принимаемых решений;
 и) формирование политической элиты;
 к) выработка внешней политики;
 л) утверждение бюджета.
 
 
 19. Определите, какие из указанных ниже функций являются функциями исполнительных органов власти:
 
 
 а) политический контроль за дея­тельностью законодательных ор­ганов власти;
 б) осуществление внешней поли­тики;
 в) формирование судебной власти;
 г) реализация и исполнение суще­ствующих законов;

<< Пред.           стр. 11 (из 24)           След. >>

Список литературы по разделу