<< Пред.           стр. 10 (из 24)           След. >>

Список литературы по разделу

 личности, отношение
 к ней как к составной части единого социального организмаПриоритет прав
 личности над правами
 государства. Индивидуальная свобода как
 отсутствие ограниченийЗаинтересованная
 группа —
 центральный элемент политической системы.
 Соперничество и баланс интересов —
 основа демо­кратической власти
 Первичность крупного социального объекта (народа, церкви и др.) в определении
 поведения гражданинаОграничение компетенции и сферы деятельности государства, невмешательства в дела гражданского обществаГосударство — арбитр, обеспечивающий саморегулирование общества
 Неограниченность власти большинства над меньшинством и отдельной личностью. Государственная поддержка социально ущемленных группРазделение властей, создание системы противовесов и балансировДиффузия государственной власти. Множественность властных элит
 
 36. Какой из перечисленных принципов является принципом плюралистической концепции демократии?
 а) преимущественно негативное понимание индивидуальной свободы, т.е. как отсутствие ограничений, нежелательного вмешатель­ства;
 б) ограничение компетенции и сферы деятельности государств преимущественно охраной общественного порядка, безопаснос­ти граждан и социального мира;
 в) идея автономии личности и ее первичности по отношению к народу и его воле;
 г) соперничество и баланс группо­вых интересов как социальной основы демократической власти.
 37. Кто из политологов является автором теоретической модели полиархической демократии?
 а) М. Вебер;
 б) С. Хантингтон;
 в) Р. Даль;
 г) Г. Алмонд.
 38. Укажите, какие функции обеспечиваются соответствующими гарантиями для демократии согласно концепции Р. Даля.
 Гарантии для демократии
  Функции
 
 Свобода в создании организаций
 Свобода мысли
 Право голоса
 Относительно неограниченное право на работу в государственных органах
 Право политических лидеров состязаться за поддержку масс
 Альтернативные источники информации
 Свободные и справедливые выборы
 Зависимость институтов, вырабатывающих государственную политику, от избирателей и других форм выражения предпочтений
 
 39. Кому принадлежит определение демократии как «институци­онального устройства для принятия политических решений, в ко­тором индивиды приобретают власть... через конкурентную борь­бу за голоса избирателей»?
 а) С. Липсету;
 б) И. Шумпетеру;
 в) А. Лэйну;
 г) Ф. Шмиттеру.
 40. На каких социальных ценностях основывается институцио­нальная модель «интегративной демократии»?
 а) политический торг между гражданами, преследующими свои интересы;
 б) поиски общего блага в процессе общей дискуссии между правителями и гражданами;
 в) порядок, основанный на истории, долге и разуме;
 г) порядок, основанный на рациональности и обмене;
 д) права человека как высшая ценность и критерий оценки политических институтов;
 е) инструментальная оценка прав человека.
 41. Сформулируйте основные положения указанных в таблице теорий демократии.
 Теория демократии
  Основные положения
 
 Либеральная
 
 Плюралистическая
 
 Плебисцитарная
 
 Партисипаторная
 
 Элитарная
 
 Концепция полиархии Р. Даля
 
 
 
 42. Сравните политические режимы по следующим критериям:
 Критерии
  Тотали­таризм
  Автори­таризм
  Демо­кратия
 
 Степень политической свободы (наличие прав и свобод личности)
 
 Степень принуждения и насилия
 
 Принципы организации власти (разделение властей или концентрация, всеобщие выборы или закрытый способ формирования, двойственность властей перед законом)
 Место и роль государства
 Зрелость гражданского общества
 Наличие оппозиции, инакомыслия, многообразия идеологий или господство одной из них
 Существование конкурентной партийной системы или монополия одной партии
 
 
 43. Опираясь на существующие классификации советского поли­тического режима в различные исторические периоды, дайте его развернутую характеристику.
 Историческая эволюция советского политического режима
 и его классификации*
 Классификации
  1929—1953
  1956—1985
 
 Первая
 (олигархия — тирания)
  Тирания
 (правит один)Олигархия
 (правит группа)
 Вторая
 Умеренный— репрессивный (либеральный— террористический)Репрессивно-террористический (массовый террор и репрессии)Умеренно-репрессивный (репрессии против отдельных групп населения)
 Третья
 (авторитаризм—де­мократия)Тоталитарный режим (почти тотальный контроль всех сфер общественной деятельности)Авторитарно-тоталитарный режим (контроль значительной части общества)
 
 * Цыганков АЛ. Современные политические режимы: структура, типология, динамика М., 1995 С. 152.
 44. Дайте развернутую характеристику гибридных режимов: диктократии, демократуре, делегативной демократии. Определите причины, способствующие их возникновению.
 Дискуссия.
 Демократия — будущее человечества или явление западной цивилизации?
 В современной политологии порой высказываются сомнения от­носительно универсальности демократии и перспектив ее распро­странения в незападном мире. Прямо противоположной является точка зрения, согласно которой демократия является неизбежным итогом социально-экономического и политического развития. Аргументы и доводы сторонников обоих подходов приводятся в форме следующего диалога:
 А.: «Демократия — лучший и наивысший тип политического ре­жима, это итог развития цивилизации. При демократии гарантиру­ются права человека, обеспечивается процветание и благосостоя­ние большинства общества. Я считаю, что, в конечном счете, к демо­кратии придут все народы, рано или поздно она утвердится во всех государствах».
 Б.: «Мне кажется, вы слишком превозносите демократию. Она действительно обеспечивает защиту прав человека, но отнюдь не гарантирует благосостояния общества. Среди демократических го­сударств есть как экономически развитые, так и экономически от­сталые. Хочу также заметить, что демократические режимы впе­рвые сформировались в государствах, относящихся к западной цивилизации. В странах же незападного мира преобладают авторитар­ные режимы. Причем темпы их экономического развития значи­тельно превосходят темпы экономического роста демократических стран, а результаты весьма впечатляющи».
 А.: «Думаю, что именно экономическое развитие и экономичес­кий рост приведут многие страны к демократии».
 Б.: «Я не разделяю вашего оптимизма. Наряду с экономическими факторами на характер и природу политического режима также доказывают влияние социокультурные, цивилизационные факторы, традиции и менталитет общества. Неужели вы считаете, что демо­кратия может выжить в иной социокультурной среде?»
 А.: «Итак, по-вашему, демократический путь для незападных стран невозможен? Какова же в этом случае судьба России?»
 Б.: «Я только хочу сказать, что каждое государство вырабатыва­ет режим, который соответствует его социокультурным основам. Даже, если это и будет демократия, то ее черты, конфигурация, а может даже и механизмы, отнюдь не будут точными копиями запад­ных моделей. Что касается России...» (здесь разговор обрывается). Проанализируйте высказанные позиции. Сформулируйте свою точку зрения о перспективах развития демократии. Реально ли фор­мирование демократии в России?
 ЛИТЕРАТУРА
 Гаджиев К.С. Эпоха демократии? // Вопросы философии. 1996. № 9.
 Медушевский А.Н. Демократия и авторитаризм: российский конституционализм в сравнительной перспективе. М., 1998.
 Рыбкин И.П. Россия в XXI веке: демократия или диктатура? М., 1997.
 Тихомиров Л. А. Критика демократии. М., 1997.
 Липсет С.М., Сек К..М., Торрес Ч. Сравнительный анализ социальных условий, необходимых для становления демократии // Международный журнал социальных наук. 1993. №3.
 Хайл Ш.С. Демократия и общество в развивающихся странах // Вестн. МГУ. Сер. 12. Политические науки. 1995. № 6.
 Шмиттер Ф. Угрозы и дилеммы демократии // Век XX и мир. 1994. № 7—8.
 ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ
 Диктатура и демократия в античном мире.
 Истоки тоталитаризма.
 Феномен тоталитаризма в исследованиях западных и российских политологов.
 Многоликий авторитаризм: основные разновидности авторитарного режима в современном мире.
 Авторитаризм в странах Азии, Африки и Латинской Америки: природа и эволюция.
 Авторитарная традиция в российской политической истории.
 Концепции прямой и представительной демократии: сравнительный анализ.
 Современные концепции демократии.
 Необходимые и достаточные условия для возникновения и устойчивого развития демократии.
 Теория полиархии Р. Даля.
 ОСНОВНАЯ ЛИТЕРА ТУРА
 Политология: Учебник для вузов // Под ред. М.А. Василика. М., 1999. Гл. 8.
 Каменская Г.В., Родионов А.Н. Политические системы современности. М., 1994. Гл.2,4.
 Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах: Сравнительное исследование. М., 1997.
 Унпелев А.Г. Политология: власть, демократия, личность. М., 1994. Ч. III, IV.
 Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. М., 1995.
 Гуггенбергер Б. Теория демократии // Полис. 1991. № 4.
 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРА ТУРА
 Белов Г.А. Политология. М., 1994. Гл. 6, § 6—8.
 Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1994. Гл. VI, § 1—5. Гл. VII.
 Мухаев Р.Т. Политология. М., 1997. Тема IX.
 Пугачев В.П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М., 1995. Гл. 9—11; 12, §1.
 Арендт Х. Истоки тоталитаризма. М., 1996.
 Ковлер А. И. Кризис демократии? Демократия на рубеже XXI века. М., 1997.
 Соловьев Э.Г. Феномен тоталитаризма в политической мысли России и Запада. М., 1997.
 Тоталитаризм в Европе XX века. Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. М., 1996.
 Актон Д. История свободы в античности // Полис. 1993. № 3.
 Гаджиев К. С. Эпоха демократии? // Вопросы философии. 1996. № 9.
 Каменская Г.В. Генезис идей демократии // Социс. 1994. № 4.
 Хантингтон С. Будущее демократического процесса: от экспансии к консо­лидации // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 6.
 Цыганков А.П. Между либеральной демократией и сползанием в авторита­ризм: предварительные итоги политического развития России, 1991—1996 гг. // Социально-политический журнал. 1997. № 1.
 Шмиттер Ф. Угрозы и дилеммы демократии // Век XX и мир. 1994. № 7—8.
 Эрме Г. Авторитаризм // Политология вчера и сегодня. М., 1991. Вып. 3.
 Тема 9
 ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
 Цель семинарского занятия: знакомство с понятием избирательной системы; изучение основных типов избирательных систем; характеристика избирательного права и избирательных процедур; описание технологий избирательных кампаний.
 Основные понятия: избирательная система, избирательное право, активное и пассивное избирательное право, избирательная процедура, куриальные выборы, референдум, избирательная кампания, электорат, политический маркетинг, пропорциональная избирательная система, мажоритарная избирательная система, смешанная избирательная система.
 План семинара
 Понятие избирательной системы и основные виды выборов.
 Пропорциональная и мажоритарная системы голосования. Избирательная компания.
 Избирательная система и выборы в современной России.
 Контрольные задания, вопросы, тесты
 1. Укажите, какие из приведенных понятий и определений соот­ветствуют друг другу:
 
 
 а) референдум;
 б) избирательная кам­пания;
 в) электорат;
 г) избирательное право;
 д) мажоритарная изби­рательная система;
 е) политический марке­тинг;
 ж) избирательная про­цедура;
 з)пропорциональная избирательная сис­тема;
 и)куриальные выборы;
 к) смешанная избира­тельная система;
 л) избирательная сис­тема;
 м) активное избира­тельное право;
 н) пассивное избира­тельное право.
 1) комплекс мероприятий в области исследо­ваний политического рынка, по изучению поведения избирателей и воздействия на них с целью победы кандидатов на выбо­рах;
 2) контингент избирателей, голосующих за какую-либо партию на выборах;
 3) избирательная система, при которой из­бранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство го­лосов;
 4) мероприятия государства по организации и проведению выборов;
 5) особый тип всенародного голосования, объ­ектом которого является не тот или иной кандидат, а какой-либо важный государст­венный вопрос, по которому необходимо выяснить мнение всего населения страны;
 6) избирательная система, при которой голо­сование осуществляется по партийным спискам и распределение кандидатов между партиями строго пропорционально числу поданных голосов;
 7) порядок организации и проведения выбо­ров в представительные учреждения или индивидуального руководящего представи­теля (например, президента страны), за­крепленный в юридических нормах, а также сложившейся практикой деятельнос­ти государственных и общественных орга­низаций;
 8) право гражданина выступать в качестве из­бираемого;
 9) участие в выборах избирателей, разделен­ных по национальному, профессионально­му и др. признакам;
 10) процесс выдвижения кандидатов в депута­ты, агитация за них, борьба за голоса и симпатии избирателей;
 11) право гражданина выступать в качестве из­бирающего;
 12) избирательная система, при которой одна половина кандидатов избирается по мажо­ритарному, а другая — по пропорциональ­ному принципу;
 13) совокупность юридических норм, регулиру­ющих участие граждан в выборах, органи­зацию и проведение последних, взаимоот­ношения между избирателями и выборными органами или должностными лицами, а также порядок отзыва неоправдавших дове­рие избирателей выбранных представите­лей.
 
 
 2. Каким избирательным правом пользуется гражданин, пришед­ший в день голосования на избирательный участок?
 
 
 а) активным избирательным правом;
 б) пассивным избирательным правом;
 в) и тем, и другим;
 г) никаким.
 
 
 3. В стране Х избирательными правами пользуются граждане, имеющие определенные размеры доходов и собственности. К ка­кому виду относятся выборы, проводимые в данном государстве?
 4. Чем прямые выборы отличаются от косвенных?
 5. Современной формой непосредственной демократии является референдум. В какой стране состоялся первый в истории рефе­рендум?
 
 
 а) Великобритания;
 б) Швейцария;
 в) США;
 г) Франция.
 
 
 6. С какой целью в ряде стран устанавливается максимум пред­выборных расходов?
 
 
 а) сэкономить бюджетные средства;
 б) не допустить полного разорения кандидатов;
 в) обеспечить равенство возмож­ностей кандидатов;
 г) проконтролировать доходы кандидатов.
 
 
 7. Исследование политического рынка в период проведения из­бирательной кампании предполагает выделение сегментов элек­тората. Какие из указанных признаков являются наиболее важ­ными для выделения его сегментов?
 
 
 а) демографические данные (пол, возраст);
 б) уровень доходов;
 в) семейное положение;
 г) партийная идентификация;
 д) эмоциональные ориентации;
 е) религия;
 ж) этнический состав.
 
 
 8. Представьте себе, что вы решили баллотироваться на выбо­рах. Ваш соперник — искушенный политик, длительное время находившийся у власти. Какую тактику вы изберете?
 9. Некоторые футурологи, отмечая высокие темпы развития ин­формационных технологий, предрекают в будущем введение ком­пьютерной системы голосования, при которой каждый избира­тель, используя глобальные сети, сможет голосовать, не выходя из собственного дома. Попытайтесь определить возможные «из­держки» и возможную «прибыль» такой системы.
 10. Сравните достоинства и недостатки мажоритарной и пропор­циональной избирательных систем. Заполните таблицу:
  Мажоритарная системаПропорциональная система
 Достоинства1.
 2.
 3.1.
 2.
 3.
 Недостатки1.
 2.
 3.
  1.
 2.
 3.
 
 
 11. Сравните избирательные системы в дореволюционной Рос­сии, Советском Союзе (70—80-е гг. ) и современной России по следующим параметрам:
 а) избирательное право;
 б) степень предвыборной конкуренции.
 Попробуйте сформулировать тенденции развития избира­тельного права в российской политической истории.
 12. Какие из характеристик российского избирательного права закреплены в Конституции РФ (выберите из каждой пары один ответ)?
 
 
 1) а) всеобщее; б) косвенное;
 2) а) куриальное; б) равное.
 
 
 13. С какого возраста граждане Российской Федерации обретают избирательные права?
 
 
 а) с 16 лет;
 б) с 18 лет;
 в) с 21 года;
 г) после выхода на пенсию;
 д) с рождения.
 
 
 14. По какой избирательной системе осуществляются выборы в Государственную Думу?
 
 
 а) по мажоритарной;
 б) по пропорциональной;
 в) по смешанной.
 15. Вы решили выдвинуть свою кандидатуру на выборах в Госу­дарственную Думу. Какое количество подписей вам необходимо собрать, чтобы зарегистрироваться в качестве кандидата?
 а) 100 тысяч;
 б) 200 тысяч;
 д) 1 миллион. 300 тысяч;
 г) 500 тысяч;
 Достаточно ли для регистрации кандидата собрать нужное ко­личество голосов в одном или двух регионах?
 16.Укажите минимальное количество субъектов Федерации, в которых группа, выдвинувшая кандидата в депутаты, должна со­брать необходимое количество подписей для его регистрации.
 17. Обладаете ли вы в настоящий момент правом быть избран­ным Президентом Российской Федерации?
 18. Может ли Президентом России стать гражданин другого го­сударства?
 19. Представьте, что вы баллотируетесь в депутаты Государст­венной Думы. За вас проголосовало 49% избирателей вашего избирательного округа. Ваши конкуренты получили соответст­венно — 31, 10, 5, 3 и 2% голосов. Можно ли вас поздравить с избранием?
 20. Вы пришли на свой избирательный участок в день голосова­ния исполнить гражданский долг и отдать голос за выбранного вами кандидата. По какому документу, удостоверяющему вашу личность, вы можете получить бюллетень?
 а) по водительским правам;
 б) по студенческому билету;
 в) по читательскому билету библиотеки;
 г) по общегражданскому паспорту;
 д) по военному билету военнослу­жащего запаса;
 е) по заграничному паспорту;
 ж) по справке формы № 9, заверенной органами внутренних дел.
 21. Предположим, вы пришли на свой избирательный участок в день голосования. Ваши документы, удостоверяющие личность, в порядке, но член участковой избирательной комиссии не обнаруживает вашу фамилию в списке избирателей. Как в таком слу­чае следует поступить?
 а) уйти, не проголосовав;
 б) написать жалобу в Центральную избирательную комиссию;
 в) потребовать внести вашу фами­лию в дополнительный список голосующих;

<< Пред.           стр. 10 (из 24)           След. >>

Список литературы по разделу