<< Пред.           стр. 17 (из 24)           След. >>

Список литературы по разделу

 Сирота Н.М. Современные политические идеологии. СПб., 1995.
 Юрьев А.И. Системное описание политической психологии. СПб., 1996.
 Гарбузов В.Н. Консерватизм: понятие и типология (историографический обзор) // Полис. 1995. № 4.
 Кутковец Т.И., Клямкин ИМ. Русские идеи //Полис. 1997. № 2.
 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРА ТУРА
 Мухаев Р.Т. Политология: учебник для вузов. М., 1997. Тема XV.
 Общая и прикладная Политология / Под общ. ред. В.И. Жукова, Б.И. Красно­ва. М., 1997.Гл.39,40.
 Ачкасов В.А. «Взрывающаяся архаичность»: традиционализм в политической жизни России. СПб., 1997.
 Зиновьев А. Запад. Феномен западнизма. М., 1994.
 Иное. Хрестоматия нового российского самосознания. М., 1995. Т. 1—3.
 Либерализм в России. М., 1996.
 Опыт русского либерализма. Антология. М., 1997.
 Рормозер Г. Кризис либерализма. М., 1996.
 Русская идея. М., 1992.
 Современная социал-демократия: Словарь-справочник. М., 1990.
 Согрин В.В. Идеология в американской истории от отцов-основателей до конца XX века. М., 1995.
 Тема 15
 ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ
 Цель семинарского занятия: проанализировать понятие и критерии политического развития; уяснить содержание и характер перехода от ав­торитаризма (тоталитаризма) к демократии в контексте мирового опыта политической модернизации; рассмотреть тенденции и перспективы поли­тической модернизации в современной России.
 Основные понятия: политическое развитие, модернизация, политичес­кая модернизация, «первичная» и «вторичная» («догоняющая») модерни­зация, контрмодернизация, постмодернизация, частичная модернизация, тупиковая модернизация, имитационная модернизация, «синдром развивающегося общества», переходный период, кризисы модернизации, «тре­тья волна демократизации».
 План семинара
 Политическое развитие: понятие и критерии.
 Сущность политической модернизации, ее критерии и типы.
 Переход от авторитаризма (тоталитаризма) к демократии: мировой опыт.
 Тенденции и перспективы политической модернизации в современной России.
 Контрольные вопросы, задания, тесты
 1. Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:
 
 
 а) вестернизация;
 б) «золотой закон» по­литического разви­тия А. де Токвиля;
 в) консолидация демо­кратии;
 г) политическое разви­тие;
 д) традиционное обще­ство;
 е) модернизация;
 ж) «вторичная» модер­низация;
 з) частичная модерниза­ция;
 и) структурная диффе­ренциация;
 к) «опекунская демо­кратия»;
 1) режим с конкурентными, формально демо­кратическими институтами, находящимися под опекой аппарата;
 2) копирование западных устоев во всех об­ластях жизни;
 3) период адаптации общества к новому демо­кратическому механизму;
 4) самый быстрый путь к свободе ведет к наи­худшей форме рабства;
 5) один из критериев политического развития;
 6) возрастание способности политической сис­темы постоянно и эффективно адаптиро­ваться к новым образцам социальных целей и создавать новые институты, обес­печивающие каналы для диалога между правительством и населением;
 7) модернизация, основным фактором кото­рой выступают социокультурные контакты отставших в своем развитии стран с уже существующими центрами индустриальной культуры;
 8) общество, в основе которого лежат привы­чка, инерция, традиция;
 9) модель модернизации, когда традицион­ность и рациональность как противополож­ные способы поведенческой ориентации че­ловека и общества институализируются в рамках одного и того же общества;
 10) переход от традиционного общества к со­временному
 
 
 2. Назовите основные этапы эволюции теории политической мо­дернизации. Как они связаны с историческим развитием мирово­го сообщества?
 3. В чем заключаются особенности либеральной и консерватив­ной моделей осуществления политической модернизации?
 4. Какова роль политической элиты в осуществлении модерниза­ции?
 5. Чем модернизация отличается от вестернизации («возвраще­ния» России в «европейский дом» и уподобления ее Западу)?
 6. Имеют ли право незападные общества (российское в том числе) на творческую интерпретацию вызовов времени, на фор­мирование собственных моделей, учитывающих «универсалии прогресса», но вместе с тем своеобразных, соотносимых с собст­венным наследием?
 Проанализируйте проблему выживаемости и управляемости демократии в незападном мире. Каково соотношение националь­но-специфических и общих, интернациональных факторов в переходных процессах? Сводятся ли процессы, происходящие в экономических, социальных, политических и иных структурах различных регионов и стран современного мира, к вестернизации или механическому перенесению западных институтов, ценнос­тей и идеалов? Совместима ли демократия с незападными куль­турами?
 7. Насколько вписываются амбиции современной модернизации в общий климат постиндустриальной эпохи с ее экологическими и социокультурными самоограничениями?
 8. Рассмотрите основные составляющие российской идентичнос­ти в контексте модернизации:
 
 
 1) идентичность страны;
 2) идентичность государства;
 3) социальная идентичность;
 4) идентичность идеологии.
 
 
 9. Основываясь на опыте политических реформ в России, странах Восточной Европы и КНР, выясните, какие факторы определяют выбор политической модернизации и в какой степени от него за­висит успех переходного процесса?
 10. С чем связана большая или меньшая степень распростране­ния эгалитарных ценностей в посттоталитарных обществах и как она влияет на динамику политической модернизации?
 11. В чем вы видите причины современного кризиса российской государственности и каковы, на ваш взгляд, возможные пути его преодоления?
 12. По мнению российского политолога А.С. Панарина, у рос­сийского общества нет будущего, если оно не преодолеет массо­вую деморализацию и не преобразует структуры потребностей. Достижение этой цели он усматривает не на пути слепого копи­рования политических и социальных ценностей современной за­падной («атлантической») цивилизации и, разумеется, не в при­общении к «восточному», азиатскому укладу, а в творческом ос­воении «евразийского пространства» на основе реализации самобытных социоисторических основ России. Значит ли это, что Россия обречена изобретать «велосипед», определяя иное на­правление и методы общественно-политического и социально-экономического развития на каждом переломном этапе своего исторического пути? Обоснуйте этот подход, аргументируйте свое отношение к нему.
 13. Вступит ли Россия в XXI в. с демократией, обретя, наконец, искусство умерять (а не подавлять) общественные страсти, или же вновь сорвется в пропасть насилия и диктатуры?
 14. Возможно ли формирование российской демократии как цен­ностной и политической основы сосуществования и соразвития многообразных идейно-политических течений? Возможен ли синтез демократической и державной идей в российском кон­тексте?
 15. Необходима ли России новая идеология как источник легити­мации постсоветского развития?
 16. Прокомментируйте высказывание французского ученого Г. Лебона, что наиболее консервативные по своей сути народы склонны к самым жестоким революциям.
 17. В качестве одной из причин усиления консервативных настро­ений на заключительных стадиях революционного процесса по­литологи называют «феномен господина Журдена»: каждая ре­волюция имеет своих сторонников и противников, однако всегда приходит момент, когда в дело вступают «безразличные».
 Охарактеризуйте механизм функционирования указанного феномена на примерах известных вам революций.
 18. В российском обществе острые дискуссии вызывает вопрос о «самобытности» и подражательности» истории России. По мнению Т. фон Лауэ, Россия «была самой первой, самой драма­тичной и самой могущественной жертвой революции вестерниза­ции, самым длительным экспериментом построения государст­венности в условиях отсталости и непосредственной близости к Западу. Ее судьба была определена не динамикой внутреннего обустройства — как в случае с Англией и Соединенными Шта­тами, а дезинтегрирующим вторжением внешних влияний на внутреннюю жизнь и на власть, всегда державшую инициативу в своих руках».
 Постарайтесь сформулировать свою позицию по вопросу о соотношении «самобытности» и «подражательности» в полити­ческом развитии России.
 19. Одним из критериев политического развития выступает...
 
 
 а) федеративное государственное устройство;
 б) двухпартийная система;
 в) структурная дифференциация;
 г) президентская республика.
 
 
 20. Классическая линейная модель демократизации характерна для...
 
 
 а) Испании;
 б) Турции;
 в) Великобритании;
  г) Заира.
 
 
 21. Отличительным признаком современного общества явля­ется...
 
 
 а) господство традиции над инновацией;
 б) плюрализм возможностей и направлений развития;
 в) циклический характер развития;
 г) господство инновации над традицией.
 
 
 22. Революционный вариант перехода к демократии был реали­зован в...
 
 
 а) Испании;
 б) Германии;
 в) Португалии;
 г) Японии.
 
 
 23. «Конкурентная» модель перехода к демократии включает...
 а) постепенную и последовательную либерализацию политичес­кого режима;
 б) ресоциализацию населения;
 в) резкую либерализацию;
 г) аккуратный и контролируемый демонтаж ряда отживших инсти­тутов прежней системы при ра­зумном воспроизведении сохра­нивших право на жизнь старых и конституировании новых демо­кратических институтов.
 
 
 24. В политической науке выделяются три модели перехода к де­мократии: эволюционная, революционная, военное завоевание. По какой модели осуществлялся переход в...
 а) Португалии;
 б) Греции;
 в) Испании;
 г) Германии;
 д) Польше;
 е) Японии;
 ж) Венгрии.
 25. При сравнении процессов политической модернизации в раз­вивающихся странах и в посттоталитарной России можно выде­лить следующие общие параметры:
 а) тип социума;
 б) его состояние (исходная ситуа­ция);
 в)динамика(вектор изменений);
 г) социальные и политические субъекты;
 д) мировой контекст (механизмы его воздействия на «Третий мир» и Россию, баланс мировых и внутренних факторов в дина­мике данных стран);
 е) основные исторические задачи (преемственность, национальная общность и проч.).
 На основе предложенной методологии сравните процессы по­литической модернизации в России, Турции и Чили.
 26. Как утверждает американский политолог Ф. Шмиттер, сегод­ня «не идет речь о простом выборе между регрессом к автократии и прогрессом к демократии, поскольку в наличии имеются, по крайней мере, еще две альтернативы: 1) возникновение гибрид­ных режимов, сочетающих в себе элементы автократии и демо­кратии; и 2) существование стойких, но не утвердившихся демо­кратий».
 Приведите примеры стран, где реализуются указанные две альтернативы (варианты диктобланды, демократуры и «неутвер­дившихся демократий»).
 27. Извечная российская проблема — ускоренная модерниза­ция, порождающая «параллельную» архаизацию.
 Проанализируйте этот феномен на материале современной российской истории.
 28. Формирование прочного гражданского мира в условиях пере­хода к демократии, по мнению испанского политолога Р. Котарело, обеспечивается «тремя консенсусами». «Первый консенсус: соглашение относительно прошлого»; «второй консенсус: установление временных норм для обсуждения, в атмосфере свобо­ды, норм окончательных»; «третий консенсус: окончательное определение правил игры нового режима».
 Рассмотрите российскую ситуацию 90-х гг. с точки зрения схемы «трех консенсусов».
 29. По мнению бывшего президента Болгарии Ж. Желева, Вос­точной Европе угрожает «не возврат к коммунизму, а окостене­ние посткоммунизма». Реальная угроза — постепенная замена демократии неким типом «многопартийной, авторитарной всеоб­щей драки» и замена справедливых выборов и честного рынка неким «квазикапиталистическим гибридом экономики, в котором процветают преступность, рэкет, коррупция, политическое ма­нипулирование и мафия». Желев подчеркивает: «Коммунизм — мертв, но мы не должны позволить его все еще агонизирующему трупу утащить с собою на кладбище слабую демократию».
 Насколько, на ваш взгляд, актуальны для современного этапа политического развития России предостережения Желева?
 30. Что общего между политическим развитием страны и уров­нем ее экономического роста? Способствует ли рост экономики совершенствованию демократии? Предоставляет ли демократическая система управления государством благоприятные условия для успешного развития экономики?
 Американский ученый С. Липсет утверждает, что «чем боль­ше нация преуспевает экономически, тем больше шансов для того, чтобы нация стала демократической».
 По мнению же аргентинского политолога Г. О’Доннелла, «усиление социоэкономического развития является предпосыл­кой большей политической плюрализации, но оно не означает расцвета политической демократии... Политический авторита­ризм — а не политическая демократия — более вероятное со­путствующее обстоятельство достижению высочайшего уровня модернизации».
 Выскажите свое отношение к позициям Липсета и О’Доннелла
 31. При анализе опыта политического развития СССР исследо­ватели часто прибегают к терминам «имитационная модерниза­ция», «ложная современность». Под «ложной современностью» подразумевается несогласованное, дисгармоничное, внутренне противоречивое сочетание трех компонентов: 1) современных черт в отдельных областях общественной жизни; 2) традицион­ных, домодернистских характеристик во многих других областях; 3) всего того, что облачали в изысканные одежды, призванные имитировать современную западную действительность.
 На конкретных примерах раскройте содержание элементов современности, архаики и имитации в различных сферах жизне­деятельности советского общества.
 32. Насколько велика вероятность реализации авторитарного ва­рианта в современной России? Может ли наша страна вступить в новое тысячелетие в качестве авторитарной диктатуры?
 Существуют весомые аргументы в пользу авторитарного ре­шения проблем экономической модернизации в России:
 — необходимость укрепления вертикальных структур исполни­тельной власти для того, чтобы компенсировать последствия распада старого партийно-государственного аппарата, единственно скреплявшего общество в отсутствии институтов самоорганизации;
 — необходимость единой воли и жесткого государственного вме­шательства для осуществления экономической реформы, в особенности в условиях сопротивления старых структур на местах;
 — неэффективность демократических институтов и процедур в чрезвычайной экономической ситуации, в условиях хаоса и распада, в обществе, где отсутствует консенсус.
 В подтверждение данной точки зрения ссылаются на латино­американский опыт, и в частности, опыт Чили как страны, где именно жесткий авторитарный режим сумел наиболее успешно осуществить экономическую модернизацию, заложив тем самым экономические основы для последующего стабильного демокра­тического развития.
 Постарайтесь аргументированно опровергнуть эту точку зре­ния.
 33. Какие факторы в наибольшей мере определяют исход демо­кратизации — структурные (социально-экономические и куль­турно-ценностные предпосылки и условия, способствующие/препятствующие становлению и закреплению демократи­ческих институтов и норм) или же процедурные (особенности и последовательность конкретных решений и действий, осущест­вляемых ограниченным кругом инициаторов и непосредственных политических участников процесса демократизации)?
 34. Оценивая перспективы развития демократии в мире, амери­канский исследователь С. Хантингтон в работе «Третья волна: Демократизация в конце XX столетия» сформулировал следую­щие фундаментальные вопросы:
 — является ли третья волна демократизации составной частью непрерывной и постоянно расширяющейся «глобальной де­мократической революции», которая в конечном счете прини­мает ограниченный (в пространстве и во времени) характер и затрагивает в основном те страны, которые в прошлом уже имели известный демократический опыт развития;
 — возможна ли третья (реверсивная) волна авторитаризма;
 — каковы препятствия и возможности для развития демократии в странах, которые к 1990 г. не имели демократических режи­мов?
 Дайте свои ответы на эти вопросы.
 35. По мнению С. Хантингтона, третья волна авторитаризма может проявиться в самых различных формах: а) авторитарный национализм; б) религиозный фундаментализм (исламский, христианский, индуистский); в) олигархический авторитаризм, возникающий в богатых странах в ответ на нивелирующие тен­денции демократии; г) популистская диктатура; д) коммуналистская диктатура. Не исключены и новые формы (например, технократическо-электронная диктатура).
 Используя методы политического прогнозирования, проана­лизируйте, в какой форме, на ваш взгляд, третья волна автори­таризма может проявиться в России?
 36. В концепциях политической модернизации значительное вни­мание уделяется проблеме соотношения культуры и демократии. При этом ученые исходят либо из тезиса, согласно которому только западная культура создает базу для развития демократи­ческих институтов, либо из тезиса, что существует только одна или две культуры, которые особенно враждебны демократии (наиболее часто ссылаются в этой связи на ислам и конфуциан­ство).
 Проанализируйте оба подхода к проблеме соотношения куль­туры и демократии. Охарактеризуйте роль православия в поли­тической модернизации России.
 Деловая игра.
 Анализ сценариев политического развития России
 Сценарий — это способ установления логической последовательности событий с целью определения альтернатив развития больших систем типа международных отношений, национальной экономики, политической сферы, социальных отношений и т.п.
 В современных условиях метод сценариев является наиболее эффективным при анализе политической ситуации в России.
 В ходе игры выявляются возможные направления российского политического развития. Предлагается исходить из таких определя­ющих переменных, как отношение к свободному рынку (Р) и совре­менной демократии (Д). Рассматриваются четыре генеральные мо­дели;
 1) Р и Д стремятся к нулю (антирыночная деспотия).
 2) Р быстро уменьшается при сохранении и росте Д( «либераль­ная олигархия»).
 3) Д быстро уменьшается, Р сохраняется и даже растет (прорыночная диктатура).
 4) Д и Р равномерно нарастают (становление рыночной демокра­тии).
 Участники игры с привлечением аналитических материалов ха­рактеризуют возможные варианты развития России начала XXI сто­летия:
 Вариант А. «Великодержавный социализм» — возврат госу­дарственного контроля над экономикой и общественной жизнью в рамках авторитарного государственного капитализма. Это макси­мально недемократический и нерыночный вариант. Политическая система в таком случае будет определяться всевластием консолидированной госбюрократии и долговременным господством «госу­дарственной партии», а идеологическая — переходом на радикаль­но-антизападнические и имперско-реваншистские позиции.
 Вариант Б. «Демократический застой» — связан с окончатель­ной кристаллизацией олигархической системы. Вариант «управ­ляемой демократии». Характеризуется все большим сужением рынка на фоне внешне весьма либеральной демократии. Декора­тивный плюрализм обеспечит соперничество олигархических кла­нов.
 Вариант В. Модификация «восточно-азиатского капитализ­ма», когда централизованное полицейско-бюрократическое, но, без сомнения, рыночное государство достаточно эффективно руководит политической и деловой жизнью через полностью подкон­трольные ему монополии и политические кланы, а благоприятные условия (льготные налоги и суровый полицейский порядок) для ле­гального малого бизнеса обеспечивают «рай для лавочников». И как следствие — принудительная деполитизация общества, реши­тельное отбрасывание режимом «либеральных масок», ликвидация национально-государственных образований и т.д.
 Вариант Г. «Западно-европейский вариант» — связан с рас­ширением политического и экономического либерализма в резуль­тате политической эмансипации независимых предпринимателей и трансформацией продвинутой части «партии власти» во влиятель­ное право-либеральное политическое объединение.
 В процессе игры следует уделить особое внимание характерис­тике внутриполитических и международных факторов (обществен­но-политические силы, события, проблемы), которые могут оказать наибольшее воздействие на политический процесс в России.
 ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ
 Социокультурные особенности российской модернизации.
 Реформы и контрреформы в истории России: опыт ретроспективной политоло­гии.
 Специфика модернизации в условиях постиндустриализма.
 Россия и Латинская Америка: сравнительный политологический анализ модернизационных процессов.
 «Золотой закон» политического развития А. де Токвиля.
 «Имитационная модернизация» (анализ опыта развития СССР).
 Проблема российской идентичности в контексте модернизации.
 Политическая модернизация и социальные конфликты. Критерии политического развития.
 Концепции политической модернизации.
 ОСНОВНАЯ ЛИТЕРА ТУРА
 Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М , 1999. Гл. 15.
 Козловский В.В., Уткин A.M., Федотова В.Г. Модернизация: от равенства к свободе. СПб., 1995.
 Купряшин Г.Л. Политическая модернизация. М., 1991.
 Модернизация в России и конфликт ценностей. М., 1994.
 Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. М., 1995. Гл. IV.
 Купряшин ГЛ. Кризисы модернизации // Кентавр. 1994. № 3.
 Пшеворский А. Переходы к демократии // Путь. 1993. № 3.
 Цыганков АЛ. Между либеральной демократией и сползанием в авторитаризм: предварительные итоги политического развития России, 1991—1996 гг. // Социально-политический журнал. 1997. № 1.
 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРА ТУРА
 Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. М., 1997. Тема XXVI.
 Общая и прикладная политология / Под общ. ред. В.И. Жукова, Б.И Краснова. М., 1997. Гл. XX.
 Мощелков Е.Н. Переходные процессы в России: опыт ретроспективно-компаративного анализа социальной и политической динамики. М., 1996.
 Бергер Д.М. Модернизация и традиция в современном Китае // Полис 1995. №5.
 Ильин В.В., Мельвиль А.Ю., Федоров Ю.Е. Демократия и демократизация (Раздел учебного пособия) // Полис. 1996. № 5.
 Красильщиков В.А. Модернизация и Россия на пороге XXI века // Вопросы философии. 1993. № 3.
 Никитченко А.Н. Транснационализация демократии (Третья волна демокра­тизации в свете теорий международных отношений) // Полис. 1996. № 5.
 Поляков Л.В. Методология исследования российской модернизации // Полис. Ч997. № 3.
 Растоу Д.А. Переходы к демократии: попытка динамической модели // Полис. 1996. № 5.
 Харитонова О.Г. Генезис демократии (Попытка реконструкции логики транзитологических моделей) // Полис. 1996. № 5.
 Хенкин С. Переходные периоды: слагаемые гражданского мира // Свободная мысль.1994. № 12—18.
 Шмиттер Ф. Размышления о гражданском обществе и консолидации демократии // Полис. 1996. № 5.
 Тема 16
 ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И КРИЗИСЫ
 Цель семинарского занятия: рассмотреть содержание конфликта как социального явления; проанализировать сущность, виды и способы разре­шения политических конфликтов и кризисов; раскрыть специфику этнополитических конфликтов.
 Основные понятия: социальный конфликт, политический конфликт, политический кризис, компромисс, консенсус, правительственный кризис, парламентский кризис, конституционный кризис, кризис легитимности, кризис идентичности, кризис политического участия, кризис проникнове­ния, кризис распределения, этнополитический конфликт.
 План семинара
 1. Конфликт как социальное явление.
 2. Политические конфликты: сущность, виды и способы разрешения.
 3. Этнополитические конфликты.
 Контрольные вопросы, задания, тесты
 1. Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:
 а) консенсус;
 б) сепаратизм;
 в) конфликт;
 г) регулирование кон­фликта;
 д) кризис политическо­го участия;
 е) инцидент;
 ж) политический кон­фликт;
 з) политический кризис;
 и) правительственный кризис;
 к) кризис легитимности;
 л) компромисс;
 м) кризис распределения.
 1) кризис, характеризующийся созданием пра­вящей элитой искусственных препятствий включению в активную политическую жизнь граждан, заявляющих о своих пре­тензиях на власть;
 2) соглашение на основе взаимных уступок;
 3) согласие значительного большинства людей любого сообщества относительно наиболее важных аспектов его социально­го порядка, выраженное в действиях;
 4) столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации своих ин­тересов в условиях противодействия;
 5) стремление к обособлению, проявляющее­ся, как правило, у национальных мень­шинств в многонациональных государствах и направленное на создание самостоятель­ных государств или национально-государст­венных автономий;
 6) социальные действия, направленные на из­менение поведения соперников;
 7) состояние политической системы общест­ва, выражающееся в углублении и обостре­нии имеющихся конфликтов, в резком уси­лении политической напряженности;
 8) столкновение, противоборство политичес­ких субъектов, обусловленное противопо­ложностью их политических интересов, ценностей, взглядов;
 9) кризис, возникающий в результате рассо­гласования целей и ценностей правящего режима с представлениями основной части граждан о необходимых средствах и фор­мах политического регулирования;
 10) кризис, выражающийся в потере правительством авторитета, в невыполнении его распоряжений исполнительными органами;
 11) разработка и применение системы мер, направленных на ограничение интенсивности и масштаба конфликта, его деэскалацию;
 12) кризис, характеризующийся неспособностью правящей элиты обеспечить приемле­мый для общества рост материального бла­госостояния и его распределение.
 2. На основании приведенных определений охарактеризуйте структуру и функции социальных конфликтов:
 а) «Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действую­щими людьми или группами независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон» (А. Гидденс);
 б) Под социальным конфликтом понимаются «все структурно произве­денные отношения противоположности норм и ожиданий, институ­тов и групп» (Р. Дарендорф);
 в) К. Боулдинг описывает социальный конфликт как «форму противо­борства, в которой конфликтующие партии признают, что они пре­следуют несовместимые цели»;
 г) Л. Козер определяет социальный конфликт как «идеологическое яв­ление, отражающее устремления и чувства социальных групп или индивидов в борьбе за объективные цели: власть, изменение статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т.п.».
 3. Социальные конфликты представляют собой явление...
 а) противоестественное;
 б) случайное;
 в) закономерное;
 г) преднамеренное.
 4. К наиболее оптимальному выходу из конфликтной ситуации от­носится...
 а) принуждение к заключению соглашения;
 б) поиск компромиссных решений;
 в) уход от разрешения конфликта;
 г) подавление противника.
 5. Являются ли субъектами международного права народы, бо­рющиеся за самоопределение и независимость?
 а) нет;
 б) вопрос не разработан в международном праве;
 в) да;
 г) это не зависит от международных организаций.
 6. «Все нации, — писал Г. Моргентау, — в соответствии с отве­денными им возможностями, стремятся к одному — защите своей политической, физической и культурной идентичности перед лицом опасности вторжения извне». По мнению А. Печчеи, «в нашу эпоху национальный суверенитет, по сути дела, рав­носилен массовому самоубийству... Стоит ли удивляться, что структура международного здания оказывается столь нестабиль­ной и шаткой, если она построена из старых негодных кирпи­чей — суверенитетов национальных государств».
 Чью точку зрения вы разделяете? Какие коррективы внесло время в трактовку обозначенной проблемы?
 7. Используя учебный материал и историческую литературу, про­анализируйте факторы, повлиявшие на возникновение и разви­тие конкретных политических конфликтов в мировой и россий­ской истории. Заполните таблицу.
 Факторы
  Политические конфликты в истории человеческого общества
 
 Биологические
 
 
 Психологические
 
 
 Демографические
 
 
 Географические
 
 
 Социально-экономические
 
 
 
 8. Субъектами этнополитических конфликтов являются...
 а) международные организации;
 б) этнические общности и этносоциальные организации;
 в) государства;
 г) социальные группы.
 9. Используя учебный материал и материалы периодической пе­чати, проанализируйте факторы, влияющие на возникновение и развитие (по методике М. Дюверже) политических конфликтов и кризисов в странах СНГ. Заполните таблицу.
 Политический конфликт, кризис
  Факторы

<< Пред.           стр. 17 (из 24)           След. >>

Список литературы по разделу