<< Пред. стр. 17 (из 24) След. >>
Сирота Н.М. Современные политические идеологии. СПб., 1995.Юрьев А.И. Системное описание политической психологии. СПб., 1996.
Гарбузов В.Н. Консерватизм: понятие и типология (историографический обзор) // Полис. 1995. № 4.
Кутковец Т.И., Клямкин ИМ. Русские идеи //Полис. 1997. № 2.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРА ТУРА
Мухаев Р.Т. Политология: учебник для вузов. М., 1997. Тема XV.
Общая и прикладная Политология / Под общ. ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. М., 1997.Гл.39,40.
Ачкасов В.А. «Взрывающаяся архаичность»: традиционализм в политической жизни России. СПб., 1997.
Зиновьев А. Запад. Феномен западнизма. М., 1994.
Иное. Хрестоматия нового российского самосознания. М., 1995. Т. 1—3.
Либерализм в России. М., 1996.
Опыт русского либерализма. Антология. М., 1997.
Рормозер Г. Кризис либерализма. М., 1996.
Русская идея. М., 1992.
Современная социал-демократия: Словарь-справочник. М., 1990.
Согрин В.В. Идеология в американской истории от отцов-основателей до конца XX века. М., 1995.
Тема 15
ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ
Цель семинарского занятия: проанализировать понятие и критерии политического развития; уяснить содержание и характер перехода от авторитаризма (тоталитаризма) к демократии в контексте мирового опыта политической модернизации; рассмотреть тенденции и перспективы политической модернизации в современной России.
Основные понятия: политическое развитие, модернизация, политическая модернизация, «первичная» и «вторичная» («догоняющая») модернизация, контрмодернизация, постмодернизация, частичная модернизация, тупиковая модернизация, имитационная модернизация, «синдром развивающегося общества», переходный период, кризисы модернизации, «третья волна демократизации».
План семинара
Политическое развитие: понятие и критерии.
Сущность политической модернизации, ее критерии и типы.
Переход от авторитаризма (тоталитаризма) к демократии: мировой опыт.
Тенденции и перспективы политической модернизации в современной России.
Контрольные вопросы, задания, тесты
1. Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:
а) вестернизация;
б) «золотой закон» политического развития А. де Токвиля;
в) консолидация демократии;
г) политическое развитие;
д) традиционное общество;
е) модернизация;
ж) «вторичная» модернизация;
з) частичная модернизация;
и) структурная дифференциация;
к) «опекунская демократия»;
1) режим с конкурентными, формально демократическими институтами, находящимися под опекой аппарата;
2) копирование западных устоев во всех областях жизни;
3) период адаптации общества к новому демократическому механизму;
4) самый быстрый путь к свободе ведет к наихудшей форме рабства;
5) один из критериев политического развития;
6) возрастание способности политической системы постоянно и эффективно адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые институты, обеспечивающие каналы для диалога между правительством и населением;
7) модернизация, основным фактором которой выступают социокультурные контакты отставших в своем развитии стран с уже существующими центрами индустриальной культуры;
8) общество, в основе которого лежат привычка, инерция, традиция;
9) модель модернизации, когда традиционность и рациональность как противоположные способы поведенческой ориентации человека и общества институализируются в рамках одного и того же общества;
10) переход от традиционного общества к современному
2. Назовите основные этапы эволюции теории политической модернизации. Как они связаны с историческим развитием мирового сообщества?
3. В чем заключаются особенности либеральной и консервативной моделей осуществления политической модернизации?
4. Какова роль политической элиты в осуществлении модернизации?
5. Чем модернизация отличается от вестернизации («возвращения» России в «европейский дом» и уподобления ее Западу)?
6. Имеют ли право незападные общества (российское в том числе) на творческую интерпретацию вызовов времени, на формирование собственных моделей, учитывающих «универсалии прогресса», но вместе с тем своеобразных, соотносимых с собственным наследием?
Проанализируйте проблему выживаемости и управляемости демократии в незападном мире. Каково соотношение национально-специфических и общих, интернациональных факторов в переходных процессах? Сводятся ли процессы, происходящие в экономических, социальных, политических и иных структурах различных регионов и стран современного мира, к вестернизации или механическому перенесению западных институтов, ценностей и идеалов? Совместима ли демократия с незападными культурами?
7. Насколько вписываются амбиции современной модернизации в общий климат постиндустриальной эпохи с ее экологическими и социокультурными самоограничениями?
8. Рассмотрите основные составляющие российской идентичности в контексте модернизации:
1) идентичность страны;
2) идентичность государства;
3) социальная идентичность;
4) идентичность идеологии.
9. Основываясь на опыте политических реформ в России, странах Восточной Европы и КНР, выясните, какие факторы определяют выбор политической модернизации и в какой степени от него зависит успех переходного процесса?
10. С чем связана большая или меньшая степень распространения эгалитарных ценностей в посттоталитарных обществах и как она влияет на динамику политической модернизации?
11. В чем вы видите причины современного кризиса российской государственности и каковы, на ваш взгляд, возможные пути его преодоления?
12. По мнению российского политолога А.С. Панарина, у российского общества нет будущего, если оно не преодолеет массовую деморализацию и не преобразует структуры потребностей. Достижение этой цели он усматривает не на пути слепого копирования политических и социальных ценностей современной западной («атлантической») цивилизации и, разумеется, не в приобщении к «восточному», азиатскому укладу, а в творческом освоении «евразийского пространства» на основе реализации самобытных социоисторических основ России. Значит ли это, что Россия обречена изобретать «велосипед», определяя иное направление и методы общественно-политического и социально-экономического развития на каждом переломном этапе своего исторического пути? Обоснуйте этот подход, аргументируйте свое отношение к нему.
13. Вступит ли Россия в XXI в. с демократией, обретя, наконец, искусство умерять (а не подавлять) общественные страсти, или же вновь сорвется в пропасть насилия и диктатуры?
14. Возможно ли формирование российской демократии как ценностной и политической основы сосуществования и соразвития многообразных идейно-политических течений? Возможен ли синтез демократической и державной идей в российском контексте?
15. Необходима ли России новая идеология как источник легитимации постсоветского развития?
16. Прокомментируйте высказывание французского ученого Г. Лебона, что наиболее консервативные по своей сути народы склонны к самым жестоким революциям.
17. В качестве одной из причин усиления консервативных настроений на заключительных стадиях революционного процесса политологи называют «феномен господина Журдена»: каждая революция имеет своих сторонников и противников, однако всегда приходит момент, когда в дело вступают «безразличные».
Охарактеризуйте механизм функционирования указанного феномена на примерах известных вам революций.
18. В российском обществе острые дискуссии вызывает вопрос о «самобытности» и подражательности» истории России. По мнению Т. фон Лауэ, Россия «была самой первой, самой драматичной и самой могущественной жертвой революции вестернизации, самым длительным экспериментом построения государственности в условиях отсталости и непосредственной близости к Западу. Ее судьба была определена не динамикой внутреннего обустройства — как в случае с Англией и Соединенными Штатами, а дезинтегрирующим вторжением внешних влияний на внутреннюю жизнь и на власть, всегда державшую инициативу в своих руках».
Постарайтесь сформулировать свою позицию по вопросу о соотношении «самобытности» и «подражательности» в политическом развитии России.
19. Одним из критериев политического развития выступает...
а) федеративное государственное устройство;
б) двухпартийная система;
в) структурная дифференциация;
г) президентская республика.
20. Классическая линейная модель демократизации характерна для...
а) Испании;
б) Турции;
в) Великобритании;
г) Заира.
21. Отличительным признаком современного общества является...
а) господство традиции над инновацией;
б) плюрализм возможностей и направлений развития;
в) циклический характер развития;
г) господство инновации над традицией.
22. Революционный вариант перехода к демократии был реализован в...
а) Испании;
б) Германии;
в) Португалии;
г) Японии.
23. «Конкурентная» модель перехода к демократии включает...
а) постепенную и последовательную либерализацию политического режима;
б) ресоциализацию населения;
в) резкую либерализацию;
г) аккуратный и контролируемый демонтаж ряда отживших институтов прежней системы при разумном воспроизведении сохранивших право на жизнь старых и конституировании новых демократических институтов.
24. В политической науке выделяются три модели перехода к демократии: эволюционная, революционная, военное завоевание. По какой модели осуществлялся переход в...
а) Португалии;
б) Греции;
в) Испании;
г) Германии;
д) Польше;
е) Японии;
ж) Венгрии.
25. При сравнении процессов политической модернизации в развивающихся странах и в посттоталитарной России можно выделить следующие общие параметры:
а) тип социума;
б) его состояние (исходная ситуация);
в)динамика(вектор изменений);
г) социальные и политические субъекты;
д) мировой контекст (механизмы его воздействия на «Третий мир» и Россию, баланс мировых и внутренних факторов в динамике данных стран);
е) основные исторические задачи (преемственность, национальная общность и проч.).
На основе предложенной методологии сравните процессы политической модернизации в России, Турции и Чили.
26. Как утверждает американский политолог Ф. Шмиттер, сегодня «не идет речь о простом выборе между регрессом к автократии и прогрессом к демократии, поскольку в наличии имеются, по крайней мере, еще две альтернативы: 1) возникновение гибридных режимов, сочетающих в себе элементы автократии и демократии; и 2) существование стойких, но не утвердившихся демократий».
Приведите примеры стран, где реализуются указанные две альтернативы (варианты диктобланды, демократуры и «неутвердившихся демократий»).
27. Извечная российская проблема — ускоренная модернизация, порождающая «параллельную» архаизацию.
Проанализируйте этот феномен на материале современной российской истории.
28. Формирование прочного гражданского мира в условиях перехода к демократии, по мнению испанского политолога Р. Котарело, обеспечивается «тремя консенсусами». «Первый консенсус: соглашение относительно прошлого»; «второй консенсус: установление временных норм для обсуждения, в атмосфере свободы, норм окончательных»; «третий консенсус: окончательное определение правил игры нового режима».
Рассмотрите российскую ситуацию 90-х гг. с точки зрения схемы «трех консенсусов».
29. По мнению бывшего президента Болгарии Ж. Желева, Восточной Европе угрожает «не возврат к коммунизму, а окостенение посткоммунизма». Реальная угроза — постепенная замена демократии неким типом «многопартийной, авторитарной всеобщей драки» и замена справедливых выборов и честного рынка неким «квазикапиталистическим гибридом экономики, в котором процветают преступность, рэкет, коррупция, политическое манипулирование и мафия». Желев подчеркивает: «Коммунизм — мертв, но мы не должны позволить его все еще агонизирующему трупу утащить с собою на кладбище слабую демократию».
Насколько, на ваш взгляд, актуальны для современного этапа политического развития России предостережения Желева?
30. Что общего между политическим развитием страны и уровнем ее экономического роста? Способствует ли рост экономики совершенствованию демократии? Предоставляет ли демократическая система управления государством благоприятные условия для успешного развития экономики?
Американский ученый С. Липсет утверждает, что «чем больше нация преуспевает экономически, тем больше шансов для того, чтобы нация стала демократической».
По мнению же аргентинского политолога Г. О’Доннелла, «усиление социоэкономического развития является предпосылкой большей политической плюрализации, но оно не означает расцвета политической демократии... Политический авторитаризм — а не политическая демократия — более вероятное сопутствующее обстоятельство достижению высочайшего уровня модернизации».
Выскажите свое отношение к позициям Липсета и О’Доннелла
31. При анализе опыта политического развития СССР исследователи часто прибегают к терминам «имитационная модернизация», «ложная современность». Под «ложной современностью» подразумевается несогласованное, дисгармоничное, внутренне противоречивое сочетание трех компонентов: 1) современных черт в отдельных областях общественной жизни; 2) традиционных, домодернистских характеристик во многих других областях; 3) всего того, что облачали в изысканные одежды, призванные имитировать современную западную действительность.
На конкретных примерах раскройте содержание элементов современности, архаики и имитации в различных сферах жизнедеятельности советского общества.
32. Насколько велика вероятность реализации авторитарного варианта в современной России? Может ли наша страна вступить в новое тысячелетие в качестве авторитарной диктатуры?
Существуют весомые аргументы в пользу авторитарного решения проблем экономической модернизации в России:
— необходимость укрепления вертикальных структур исполнительной власти для того, чтобы компенсировать последствия распада старого партийно-государственного аппарата, единственно скреплявшего общество в отсутствии институтов самоорганизации;
— необходимость единой воли и жесткого государственного вмешательства для осуществления экономической реформы, в особенности в условиях сопротивления старых структур на местах;
— неэффективность демократических институтов и процедур в чрезвычайной экономической ситуации, в условиях хаоса и распада, в обществе, где отсутствует консенсус.
В подтверждение данной точки зрения ссылаются на латиноамериканский опыт, и в частности, опыт Чили как страны, где именно жесткий авторитарный режим сумел наиболее успешно осуществить экономическую модернизацию, заложив тем самым экономические основы для последующего стабильного демократического развития.
Постарайтесь аргументированно опровергнуть эту точку зрения.
33. Какие факторы в наибольшей мере определяют исход демократизации — структурные (социально-экономические и культурно-ценностные предпосылки и условия, способствующие/препятствующие становлению и закреплению демократических институтов и норм) или же процедурные (особенности и последовательность конкретных решений и действий, осуществляемых ограниченным кругом инициаторов и непосредственных политических участников процесса демократизации)?
34. Оценивая перспективы развития демократии в мире, американский исследователь С. Хантингтон в работе «Третья волна: Демократизация в конце XX столетия» сформулировал следующие фундаментальные вопросы:
— является ли третья волна демократизации составной частью непрерывной и постоянно расширяющейся «глобальной демократической революции», которая в конечном счете принимает ограниченный (в пространстве и во времени) характер и затрагивает в основном те страны, которые в прошлом уже имели известный демократический опыт развития;
— возможна ли третья (реверсивная) волна авторитаризма;
— каковы препятствия и возможности для развития демократии в странах, которые к 1990 г. не имели демократических режимов?
Дайте свои ответы на эти вопросы.
35. По мнению С. Хантингтона, третья волна авторитаризма может проявиться в самых различных формах: а) авторитарный национализм; б) религиозный фундаментализм (исламский, христианский, индуистский); в) олигархический авторитаризм, возникающий в богатых странах в ответ на нивелирующие тенденции демократии; г) популистская диктатура; д) коммуналистская диктатура. Не исключены и новые формы (например, технократическо-электронная диктатура).
Используя методы политического прогнозирования, проанализируйте, в какой форме, на ваш взгляд, третья волна авторитаризма может проявиться в России?
36. В концепциях политической модернизации значительное внимание уделяется проблеме соотношения культуры и демократии. При этом ученые исходят либо из тезиса, согласно которому только западная культура создает базу для развития демократических институтов, либо из тезиса, что существует только одна или две культуры, которые особенно враждебны демократии (наиболее часто ссылаются в этой связи на ислам и конфуцианство).
Проанализируйте оба подхода к проблеме соотношения культуры и демократии. Охарактеризуйте роль православия в политической модернизации России.
Деловая игра.
Анализ сценариев политического развития России
Сценарий — это способ установления логической последовательности событий с целью определения альтернатив развития больших систем типа международных отношений, национальной экономики, политической сферы, социальных отношений и т.п.
В современных условиях метод сценариев является наиболее эффективным при анализе политической ситуации в России.
В ходе игры выявляются возможные направления российского политического развития. Предлагается исходить из таких определяющих переменных, как отношение к свободному рынку (Р) и современной демократии (Д). Рассматриваются четыре генеральные модели;
1) Р и Д стремятся к нулю (антирыночная деспотия).
2) Р быстро уменьшается при сохранении и росте Д( «либеральная олигархия»).
3) Д быстро уменьшается, Р сохраняется и даже растет (прорыночная диктатура).
4) Д и Р равномерно нарастают (становление рыночной демократии).
Участники игры с привлечением аналитических материалов характеризуют возможные варианты развития России начала XXI столетия:
Вариант А. «Великодержавный социализм» — возврат государственного контроля над экономикой и общественной жизнью в рамках авторитарного государственного капитализма. Это максимально недемократический и нерыночный вариант. Политическая система в таком случае будет определяться всевластием консолидированной госбюрократии и долговременным господством «государственной партии», а идеологическая — переходом на радикально-антизападнические и имперско-реваншистские позиции.
Вариант Б. «Демократический застой» — связан с окончательной кристаллизацией олигархической системы. Вариант «управляемой демократии». Характеризуется все большим сужением рынка на фоне внешне весьма либеральной демократии. Декоративный плюрализм обеспечит соперничество олигархических кланов.
Вариант В. Модификация «восточно-азиатского капитализма», когда централизованное полицейско-бюрократическое, но, без сомнения, рыночное государство достаточно эффективно руководит политической и деловой жизнью через полностью подконтрольные ему монополии и политические кланы, а благоприятные условия (льготные налоги и суровый полицейский порядок) для легального малого бизнеса обеспечивают «рай для лавочников». И как следствие — принудительная деполитизация общества, решительное отбрасывание режимом «либеральных масок», ликвидация национально-государственных образований и т.д.
Вариант Г. «Западно-европейский вариант» — связан с расширением политического и экономического либерализма в результате политической эмансипации независимых предпринимателей и трансформацией продвинутой части «партии власти» во влиятельное право-либеральное политическое объединение.
В процессе игры следует уделить особое внимание характеристике внутриполитических и международных факторов (общественно-политические силы, события, проблемы), которые могут оказать наибольшее воздействие на политический процесс в России.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ
Социокультурные особенности российской модернизации.
Реформы и контрреформы в истории России: опыт ретроспективной политологии.
Специфика модернизации в условиях постиндустриализма.
Россия и Латинская Америка: сравнительный политологический анализ модернизационных процессов.
«Золотой закон» политического развития А. де Токвиля.
«Имитационная модернизация» (анализ опыта развития СССР).
Проблема российской идентичности в контексте модернизации.
Политическая модернизация и социальные конфликты. Критерии политического развития.
Концепции политической модернизации.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРА ТУРА
Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М , 1999. Гл. 15.
Козловский В.В., Уткин A.M., Федотова В.Г. Модернизация: от равенства к свободе. СПб., 1995.
Купряшин Г.Л. Политическая модернизация. М., 1991.
Модернизация в России и конфликт ценностей. М., 1994.
Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. М., 1995. Гл. IV.
Купряшин ГЛ. Кризисы модернизации // Кентавр. 1994. № 3.
Пшеворский А. Переходы к демократии // Путь. 1993. № 3.
Цыганков АЛ. Между либеральной демократией и сползанием в авторитаризм: предварительные итоги политического развития России, 1991—1996 гг. // Социально-политический журнал. 1997. № 1.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРА ТУРА
Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. М., 1997. Тема XXVI.
Общая и прикладная политология / Под общ. ред. В.И. Жукова, Б.И Краснова. М., 1997. Гл. XX.
Мощелков Е.Н. Переходные процессы в России: опыт ретроспективно-компаративного анализа социальной и политической динамики. М., 1996.
Бергер Д.М. Модернизация и традиция в современном Китае // Полис 1995. №5.
Ильин В.В., Мельвиль А.Ю., Федоров Ю.Е. Демократия и демократизация (Раздел учебного пособия) // Полис. 1996. № 5.
Красильщиков В.А. Модернизация и Россия на пороге XXI века // Вопросы философии. 1993. № 3.
Никитченко А.Н. Транснационализация демократии (Третья волна демократизации в свете теорий международных отношений) // Полис. 1996. № 5.
Поляков Л.В. Методология исследования российской модернизации // Полис. Ч997. № 3.
Растоу Д.А. Переходы к демократии: попытка динамической модели // Полис. 1996. № 5.
Харитонова О.Г. Генезис демократии (Попытка реконструкции логики транзитологических моделей) // Полис. 1996. № 5.
Хенкин С. Переходные периоды: слагаемые гражданского мира // Свободная мысль.1994. № 12—18.
Шмиттер Ф. Размышления о гражданском обществе и консолидации демократии // Полис. 1996. № 5.
Тема 16
ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И КРИЗИСЫ
Цель семинарского занятия: рассмотреть содержание конфликта как социального явления; проанализировать сущность, виды и способы разрешения политических конфликтов и кризисов; раскрыть специфику этнополитических конфликтов.
Основные понятия: социальный конфликт, политический конфликт, политический кризис, компромисс, консенсус, правительственный кризис, парламентский кризис, конституционный кризис, кризис легитимности, кризис идентичности, кризис политического участия, кризис проникновения, кризис распределения, этнополитический конфликт.
План семинара
1. Конфликт как социальное явление.
2. Политические конфликты: сущность, виды и способы разрешения.
3. Этнополитические конфликты.
Контрольные вопросы, задания, тесты
1. Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:
а) консенсус;
б) сепаратизм;
в) конфликт;
г) регулирование конфликта;
д) кризис политического участия;
е) инцидент;
ж) политический конфликт;
з) политический кризис;
и) правительственный кризис;
к) кризис легитимности;
л) компромисс;
м) кризис распределения.
1) кризис, характеризующийся созданием правящей элитой искусственных препятствий включению в активную политическую жизнь граждан, заявляющих о своих претензиях на власть;
2) соглашение на основе взаимных уступок;
3) согласие значительного большинства людей любого сообщества относительно наиболее важных аспектов его социального порядка, выраженное в действиях;
4) столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации своих интересов в условиях противодействия;
5) стремление к обособлению, проявляющееся, как правило, у национальных меньшинств в многонациональных государствах и направленное на создание самостоятельных государств или национально-государственных автономий;
6) социальные действия, направленные на изменение поведения соперников;
7) состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности;
8) столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей, взглядов;
9) кризис, возникающий в результате рассогласования целей и ценностей правящего режима с представлениями основной части граждан о необходимых средствах и формах политического регулирования;
10) кризис, выражающийся в потере правительством авторитета, в невыполнении его распоряжений исполнительными органами;
11) разработка и применение системы мер, направленных на ограничение интенсивности и масштаба конфликта, его деэскалацию;
12) кризис, характеризующийся неспособностью правящей элиты обеспечить приемлемый для общества рост материального благосостояния и его распределение.
2. На основании приведенных определений охарактеризуйте структуру и функции социальных конфликтов:
а) «Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон» (А. Гидденс);
б) Под социальным конфликтом понимаются «все структурно произведенные отношения противоположности норм и ожиданий, институтов и групп» (Р. Дарендорф);
в) К. Боулдинг описывает социальный конфликт как «форму противоборства, в которой конфликтующие партии признают, что они преследуют несовместимые цели»;
г) Л. Козер определяет социальный конфликт как «идеологическое явление, отражающее устремления и чувства социальных групп или индивидов в борьбе за объективные цели: власть, изменение статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т.п.».
3. Социальные конфликты представляют собой явление...
а) противоестественное;
б) случайное;
в) закономерное;
г) преднамеренное.
4. К наиболее оптимальному выходу из конфликтной ситуации относится...
а) принуждение к заключению соглашения;
б) поиск компромиссных решений;
в) уход от разрешения конфликта;
г) подавление противника.
5. Являются ли субъектами международного права народы, борющиеся за самоопределение и независимость?
а) нет;
б) вопрос не разработан в международном праве;
в) да;
г) это не зависит от международных организаций.
6. «Все нации, — писал Г. Моргентау, — в соответствии с отведенными им возможностями, стремятся к одному — защите своей политической, физической и культурной идентичности перед лицом опасности вторжения извне». По мнению А. Печчеи, «в нашу эпоху национальный суверенитет, по сути дела, равносилен массовому самоубийству... Стоит ли удивляться, что структура международного здания оказывается столь нестабильной и шаткой, если она построена из старых негодных кирпичей — суверенитетов национальных государств».
Чью точку зрения вы разделяете? Какие коррективы внесло время в трактовку обозначенной проблемы?
7. Используя учебный материал и историческую литературу, проанализируйте факторы, повлиявшие на возникновение и развитие конкретных политических конфликтов в мировой и российской истории. Заполните таблицу.
Факторы
Политические конфликты в истории человеческого общества
Биологические
Психологические
Демографические
Географические
Социально-экономические
8. Субъектами этнополитических конфликтов являются...
а) международные организации;
б) этнические общности и этносоциальные организации;
в) государства;
г) социальные группы.
9. Используя учебный материал и материалы периодической печати, проанализируйте факторы, влияющие на возникновение и развитие (по методике М. Дюверже) политических конфликтов и кризисов в странах СНГ. Заполните таблицу.
Политический конфликт, кризис
Факторы