<< Пред.           стр. 18 (из 24)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 Грузино-абхазский конфликт
 
 
 Карабахский конфликт
 
 
 Гражданская война в Таджикистане
 
 
 Другие (по выбору)
 
 
 
 10. Что такое национальный суверенитет?
 а) ликвидация национального гнета;
 б) независимость от других госу­дарств;
 в) независимость государства во внешних сношениях;
 г) совокупность прав нации (наро­да) на свободу выбора социального, экономического и политического строя.
 11. Какой стадии социально-экономического развития общества присущи этнополитические конфликты?
 а) постиндустриальной;
 б) доиндустриальной;
 в) индустриальной;
 г) любой стадии
 12. Проанализируйте механизмы формирования демократичес­кого консенсуса в переходном обществе.
 13. На основании теории конфликта Р. Дарендорфа охарактери­зуйте конфликт как фактор стабильности общества.
 14. Современная политическая жизнь чрезвычайно богата на конфликты и кризисы. Приведите примеры правительственного, парламентского, конституционного кризисов, религиозно-этни­ческих, межнациональных, политических конфликтов на терри­тории бывшего СССР за последние годы. Выделите смешанные и переходные формы известных вам конфликтов и кризисов. Обозначьте возможную иерархию кризисов (по степени важнос­ти, интенсивности, силе последствий).
 15. В 1990 г. в статье «Как нам обустроить Россию» А.И. Солже­ницын писал: «Надо безотложно, громко, четко объявить: три прибалтийские республики, четыре среднеазиатские, да и Молдавия... — непременно и бесповоротно будут отделены». «Южная часть Казахстана, — отмечал он дальше, — если захо­тят отделиться, то и с Богом». «И вот за вычетом этих двенадца­ти — только и остается то, что можно назвать Русь (слово «рус­ский» веками обнимало малороссов, великороссов и белорусов) или Россия».
 Дайте аргументированную оценку позиции А.И. Солженицы­на о национально-государственном устройстве России.
 16. В программных установках российских партий можно отме­тить две крайние концепции реформы национально-государст­венного устройства России:
 — построение федерации национальных государств с преимуще­ственными правами титульных национальностей на террито­рию, ресурсы, политическое представительство, с минималь­ными полномочиями центра и максимальными прерогативами местных элит;
 — возврат к дореволюционному губернскому устройству на чисто региональной основе, лишь в минимальной степени учи­тывающему этническую специфику территорий.
 Охарактеризуйте возможные последствия реализации ука­занных стратегий реформирования национально-государствен­ного устройства России.
 17. Назовите причины и истоки кризиса легитимности в России, а также способы его преодоления.
 18. Есть ли способы ослабления конфликта? Если да, то какие? Что такое «компромисс» и «консенсус»? Приведите примеры из практики политической жизни современной России.
 19. Приведите примеры конфликтов ценностей и интересов из мировой истории. Чем первые отличаются от вторых?
 20. Для предупреждения этнических конфликтов учеными разра­ботана целая система специфических мер:
 — соблюдение новыми независимыми государствами принципа единого и полного гражданства для всех жителей, принятие ими «нулевого» варианта гражданства, т.е. все живущие на территории нового государства на день его создания должны иметь право получить гражданство;
 — реальное вовлечение меньшинств в принятие политических решений, предоставление их представителям мест в парла­менте, правительстве и других государственных органах;
 — организация системы выборов и политических партий таким образом, чтобы выгодны были этнические коалиции;
 — проведение социально-экономической политики в интересах меньшинств, но при этом необходимо учитывать, что опыт США и Индии свидетельствует о конфликтном потенциале «положительной дискриминации»;
 — система образования должна раскрывать опасность этничес­ких предрассудков, учить людей их преодолевать;
 — работники средств массовой информации, ученые, деятели ис­кусства должны осознавать свою ответственность за точность и взвешенность публикаций, высказываний на этническую тему;
 — запрет на публичное выражение этнических предрассудков и судебные преследования за это могут дать обратный резуль­тат, здесь должно действовать общественное мнение.
 Проанализировав опыт разрешения этнополитических кон­фликтов на постсоветском пространстве, попытайтесь сформу­лировать дополнительные меры для предупреждения этих кон­фликтов.
 21. Кому принадлежит следующее высказывание: «Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, тот берет под свой контроль ритм истории»?
 а) Л. Козеру;
 б) Т. Парсонсу;
 в) Р. Дарендорфу;
 г) Э. Дюркгейму.
 22. Кризис, когда этнические и социально-структурные различия становятся преградой на пути общенационального объединения, называется...
 а) кризисом распределения;
 б) кризисом идентичности;
 в) конституционным кризисом;
 г) кризисом политического участия.
 23. По мнению Р. Дарендорфа, «во многих странах этнические различия стали использоваться как оружие, направленное про­тив прав человека. Это оружие часто подкрепляется так назы­ваемым фундаментализмом, который подразумевает, что при­надлежность к группе создает ауру исключительного, часто псевдорелигиозного значения. Принадлежность к обществу понимается не как вопрос гражданских прав, которые можно расширить, а как совокупность врожденных или наследуемых привилегий, требующих защиты от посягательств со стороны посторонних».
 Приведите примеры, подтверждающие рассуждения Р. Да­рендорфа. Каково соотношение гражданских прав и прав нации?
 24. Прокомментируйте следующее высказывание: «Защита тер­риториальной целостности государства не может быть предлогом отрицания права народов на самоопределение».
 25. Определите, «силовые» и/или «договорные» способы согла­сования социальных интересов для разрешения следующих кон­фликтных ситуаций:
 а) забастовка шахтеров с требованием выплаты задолженности по за­работной плате;
 б) стихийный митинг представителей этнического меньшинства с тре­бованием предоставления государственной независимости данному региону;
 в) несанкционированная демонстрация ультрарадикальной партии с требованием свержения существующего режима и предоставления власти временному революционному комитету;
 г) пикетирование здания правительства вкладчиками обанкротившегося банка с требованием вернуть потерянные деньги.
 26. На XVII Всемирном конгрессе международной ассоциации политических наук (Сеул, 1997 г.) бурные споры вызвала тема «Польза конфликта и пределы порядка». Попытайтесь (заочно) принять участие в этой дискуссии, аргументировав свою пози­цию.
 Дискуссия.
 Проблемы перехода к демократии в полиэтническом обществе
 Ждет ли Россию судьба СССР? Сможет ли Россия остаться фе­дерацией? Не проще ли восстановить централизованную власть по всей стране? Возможно ли это? Сможет ли унитарная Россия раз­виваться как демократическое государство? Могут ли федерализм и демократия ужиться в России? Действительно ли требования эт­нических групп несовместимы с сохранением территориальной целостности России? Какие уроки преподносит России история и практика федерализма в других странах? Гарантирует ли федера­лизм и демократия территориальную целостность России?
 Авторитаризм в полиэтническом обществе. Этнократия и демо­кратия. Пути преодоления напряженности между демократией и этнократией. Демократия и национализм. Право на самоопределение и территориальная целостность. Как защитить права национальных меньшинств?
 Анализ возможных сценариев развития национально-государст­венных отношений в пределах бывшего СССР:
 а) Сценарий «распада». Дезинтеграция фактически единого, сложно организованного пространства не останавливается на уров­не бывшей союзной республики и продолжается далее.
 б) «Прусский» сценарий. Российская Федерация выступает в роли доминирующей силы в сообществе формально независимых или «союзных» с нею государств.
 в) «Сценарий собирания земель». Укрепляющееся, домини­рующее в регионе Российское государство собирает («прибирает») одну за другой территории, тяготеющие к нему экономически, геополитически, этнически, конфессионально, по мере дестабилиза­ции сопредельных государств, при этом часть таких государств могут оставаться формально независимыми, находясь в сфере российского влияния.
 г) «Американский» сценарий. Пережив период более или менее хаотического развития, многие государства СНГ, подобно северо-американским штатам в 1787 г., приходят к выводу о необходимости установления более тесного союза между ними. В этом слу­чае они скорее всего придут, к классической федерации с четким разграничением суверенитета. Федеративное ядро сообщества могло бы дополняться существованием «периферии», находящейся с нею в особых отношениях ассоциации.
 ЛИТЕРАТУРА
 Дробижева Л.М., Аклаев А.Ф., Kopomeeea B.B., Солдатова Т.У. Демократия и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М., 1996.
 Здравомыслов А., Матвеева С. Межнациональные конфликты в России и постсоветском пространстве. М., 1995.
 Национализм и формирование наций. Теории — модели — концепции. М., 1994.
 Леванский С.А. Германия: федерализм в многонациональном государстве // Полис. 1995. №. 5.
 Оффе К. Этнополитика в восточноевропейском переходном процессе // Полис. 1996. № 2, 3.
 Ян Э. Демократия и национализм: единство или противоречие // Полис. 1996. № 1.
 Прусс И.В. Рывок в будущее или движение по кругу? (Экономические взгляды современных русских националистов) // Полис. 1997. № 3.
 Тест.
 Черты, предрасполагающие к конфликтам
 О том, что вы сами в соответствующих условиях можете содей­ствовать возникновению конфликта, необходимо знать. Это помо­жет вам правильнее оценить свое поведение в определенной ситуа­ции и скорректировать его.
 Попробуйте оценить себя, выбрав из приведенных ниже групп ответов вариант, подходящий вам.
 Как вы реагируете на критику?
 Как правило, критика меня глубоко уязвляет.
 Критику обычно принимаю близко к сердцу.
 Пытаюсь учесть, если критика справедлива.
 На критику обычно не обращаю внимания.
 Верите ли вы людям?
 Придерживаюсь того мнения, что лучше никому не верить.
 Людям почти не верю, я в них обманулся.
 Я верю людям, когда нет особых оснований для недоверия.
 Обычно я людям доверяю без разбора.
 Вы умеете бороться за свою точку зрения?
 Я всегда упорно отстаиваю свои взгляды.
 Отстаиваю свои взгляды лишь тогда, когда полностью убежден, что прав.
 Скорее уступлю, чем буду энергично отстаивать свои взгляды.
 Предпочитаю отказаться от своих взглядов, чем из-за них конфликто­вать.
 Предпочитаете руководить или подчиняться?
 В любом деле люблю руководить сам.
 Люблю как руководить, так и быть руководимым со стороны более опытного товарища.
 Охотнее работаю под чьим-либо руководством.
 Как правило, предпочитаю работу под чьим-нибудь руководством и от­ветственность передаю ему.
 Если вас кто-то обидел?
 Стараюсь отплатить тем же.
 Боюсь мстить из-за дальнейших последствий.
 Считаю месть лишним, ненужным усилием.
 Если меня кто-то обидит, обиду быстро забываю.
 Вас попытались обойти в очереди...
 Способен такого человека вышвырнуть вон.
 Ругаюсь, но если только ругаются другие.
 Молчу, хотя возмущен.
 Предпочитаю отступить: в ссору не вступаю.
 Просто ли вас «выбить из колеи»?
 Я легко расстраиваюсь по самым незначительным поводам.
 Я расстраиваюсь, когда на то есть серьезные причины.
 Расстраиваюсь редко и только по серьезным причинам.
 Меня мало что расстраивает.
 «Лед» или «пламя»?
 Я горяч и вспыльчив.
 Не очень вспыльчив.
 Скорее спокоен, чем вспыльчив.
 Вполне спокойный человек.
 Легко ли вам говорить правду?
 Всегда говорю то, что думаю, прямо в глаза.
 Бывает, что могу сказать все, что думаю.
 Говорю обдуманно лишь после размышления.
 Я не раз взвешу свои слова, прежде чем что-нибудь сказать.
 Если, просуммировав номера своих ответов, вы получили ре­зультат в 9—19 баллов, — вы человек, тяжелый в общении. Воз­можно, даже не признаваясь самому себе, испытываете удовлетво­рение, давая волю своим эмоциям и наблюдая, как разжигаются страсти вокруг вас. Иногда в глаза вам люди говорят одобрительно: «Борец за правду»; «Смелый, не боишься критиковать недостат­ки!» Но прислушивайтесь лучше к другим высказываниям: «Побе­реги свои нервы и нервы окружающих»; «Не кипятись, а то вся твоя энергия превратится в пар». Скажите честно самому себе: так ли велика полезная отдача вашей борьбы за справедливость?
 Если сумма баллов превышает 26, то источником конфликтов вы являетесь едва ли. Однако общение с вами немногим доставляет удовольствие, поскольку неинтересен тот человек, который всегда и во всем со всеми соглашается. К тому же пассивность, стремле­ние уйти в сторону от решения возникающих в коллективе проблем невольно делает вас косвенным виновником конфликтных осложнений.
 И наконец, сумма в пределах 20—25 баллов позволяет считать вас человеком вполне уживчивым, общительным, покладистым, спокойным, способным противостоять обострению отношений в коллективе.
 Однако следует спросить себя: был я искренен в ответах? Ибо многие свои недостатки мы стараемся не видеть. Поэтому проверь­те себя снова — неторопливо, вдумчиво, беспристрастно...
 Тест Томаса
 Данный тест дает возможность определить, к какому стилю по­ведения в ситуации разногласий вы склонны. Всего таковых стилей пять: сотрудничество — оптимальный почти во всех случаях; компромисс — вполне приемлемый в ряде случаев; избегание (уход) — допустимый в случае неспровоцированных партнером «пожаров»; приспособление — возможный в случаях, когда оппо­нент действительно прав, и соперничество — наименее эффек­тивный, но наиболее часто используемый способ поведения в кон­фликтах. Для того чтобы определить, к какому способу склоняется человек, нужно, внимательно прочитав каждое из двойных выска­зываний (а и б), выбрать то из них, которое в большей степени со­ответствует тому, как он обычно поступает и действует.
 1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответствен­ность за решение спорного вопроса.
 б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
 2. а) Стараюсь найти компромиссное решение.
 б) Пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов и другого человека, и моих собственных.
 3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
 б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
 4. а) Стараюсь найти компромиссное решение.
 б) Стараюсь не задеть чувства другого человека.
 5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого.
 б) Стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
 6. а) Пытаюсь избежать неприятностей для себя.
 б) Стараюсь добиться своего.
 7. а) Стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем ре­шить его окончательно.
 б) Считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого,
 8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
 б) Первым делом я стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
 9. а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших раз­ногласий.
 б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
 10. а) Твердо стремлюсь добиться своего.
 б) Пытаюсь найти компромиссное решение.
 11. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все за­тронутые интересы и спорные вопросы.
 б) Стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отно­шения.
 12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
 б) Даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.
 13. а) Предлагаю среднюю позицию.
 б) Настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.
 14. а) Сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
 б) Пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.
 15. а) Стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
 б) Стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.
 16. а) Стараюсь не задеть чувств другого.
 б) Обычно я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
 17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
 б) Стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
 18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
 б) Дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.
 19. а) Первым делом я пытаюсь определить, в чем состоят затронутые инте­ресы и спорные вопросы.
 б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.
 20. а) Пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
 б) Стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
 21. а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому.
 б) Всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
 22. а) Пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и позицией другого человека.
 б) Я отстаиваю свою позицию.
 23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
 б) Иногда я предоставляю другим взять на себя ответственность за реше­ние спорного вопроса.
 24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.
 б) Стараюсь убедить другого пойти на компромисс.
 25. а) Пытаюсь убедить другого пойти на компромисс.
 б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам друго­го.
 26. а) Обычно предлагаю среднюю позицию.
 б) Почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
 27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров.
 б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
 28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
 б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.
 29. а) Предлагаю среднюю позицию.
 б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногла­сий.
 30. а) Стараюсь не задеть чувств другого.
 б) Всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.
 Ключ к тесту
 № п/пСоперни­чествоСотрудничествоКомпромиссИзбеганиеПриспособление
 1 аб
 2 ба
 3а б
 4 а б
 5 а б
 6б а
 7 ба
 8аб
 9б а
 10а б
 11 а б
 12 ба
 13б а
 14ба
 15 ба
 16б а
 17а б
 18 б а
 19 а б
 20 аб
 21 б а
 22б а
 23 а б
 24 б а
 25а б
 26 б а
 27 аб
 28аб
 29 аб
 30 б а
 
 ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ
 Конституционные основы и правовые нормы урегулирования конфликтных си­туаций;
 Внутриполитический кризис, этапы его вызревания и проявления.
 Особенности национальной политики России в современных условиях.
 Политические предпосылки, генезис и сущность межнациональных конфлик­тов.
 Содержание политических средств, форм, методов и путей разрешения межна­циональных конфликтов.
 Прогнозирование этнополитических конфликтов.
 Сравнительный анализ международного опыта решения национальных про­блем в полиэтнических странах (Бельгия, США, Швейцария).
 Конфликт как фактор стабильности общества (на примере теории конфликта Р. Дарендорфа).
 Механизмы формирования демократического консенсуса в переходном обще­стве.
 Кризис политического участия: способы и пути его преодоления.
 ОСНОВНАЯ ЛИТЕРА ТУРА
 Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 1999. Гл. 16.
 Барсамов В.А. Политические кризисы и смуты (История, теория, современ­ность). М., 1997.
 Глухова А.В. Типология политических конфликтов. Воронеж, 1997.
 Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1995.
 Степанов Е.И. Конфликтология переходного периода: методологические, тео­ретические, технологические проблемы. М., 1996.
 Авксентьев В.А. Этнические конфликты, история и типология // Социс. 1996. № 12.
 Дойч М. Разрешение конфликта. Конструктивные и деструктивные процес­сы // Социально-политический журнал. 1997.№ 1.
 Празаускас А.А. Этнонационализм, многонациональное государство и процес­сы глобализации // Полис. 1997. № 2.
 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
 Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. М., 1997. Тема XVI. 2.
 Общая и прикладная Политология / Под общ. ред. В.И. Жукова, Б.И. Красно­ва. М., 1997. Гл. XXI, XXII.
 Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов н/Д., 1996.
 Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Kopomeeвa B.B., Солдатова Т.У. Демократия и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М., 1996.
 Котанджян Г.С. Этнополитология консенсуса-конфликта. Цивилизационные проблемы теории и практики. М., 1992.
 Купряшин Г.Л. Кризисы модернизации // Кентавр. 1994. № 3.
 Мигранян A.M. Россия в поисках идентичности (1985—1995гг.) М., 1997.
 Насиновский В.Е.. Скакунов Э.И. Политические конфликты в современных условиях//США экономика, политика, идеология 1995 № 4.
 Романенко Л.М. Конфликты гражданского общества экзистенциальная ди­лемма современной России М , 1996.
 Этнос. Нация. Общество. Этнологический словарь М., 1996.
 Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения М. , 1990
 Тема 17
  ГЕОПОЛИТИКА
 Цель семинарского занятия, уяснить сущность и современное пони­мание геополитики, ее структуру, функции и категории; осуществить гео­политический анализ современных международных отношений, рассмот­реть место и роль России в современной геополитической картине мира на пороге XXI века
 Основные понятия: географический детерминизм, геополитика, Хартленд, Римленд, территориальность, мировое геополитическое простран­ство, геостратегический регион, геополитический регион, геостратегичес­кие линии, граница, буферное государство, сила (мощь) государства, многополярная геополитическая система, национальный интерес, международные отношения.
 План семинара
 Генезис геополитики.
 Теоретические основы геополитики
 Место и роль России в современной геополитической картине мира.
 Контрольные вопросы, тесты, задания
 1. Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:
 
 
 а) Римленд,
 б) географический де­терминизм,
 в) территориальность,
 г) Хартленд;
 д) геополитический регион;
 е) граница;
 ж) геостратегический регион;
 з) буферное государство;
 и) геостратегические линии;
 к) многополярная геополитическая система;
 л) геополитика.
 1) осевой регион, отождествляемый, прежде всего с территорией России и прилегаю­щих к ней земель,
 2) рамки, ограничивающие пространство, на которое распространяется национальный суверенитет,
 3) береговые земли, территория на краю суши,
 4) совокупность физических, социальных, ма­териальных и моральных ресурсов государ­ства, составляющих тот потенциал, исполь­зование которого (а в некоторых случаях даже просто его наличие) позволяет ему добиться своих целей на международной арене;
 5) оси, вокруг которых идет процесс геополитического структурирования и органи­зации пространства в определенном ре­гионе;
 6) совокупность процессов и разного рода ме­ханизмов, посредством которых живые су­щества провозглашают, демаркируют и за­щищают район своего обитания;
 7) государство, расположенное между территориями двух или нескольких более круп­ных держав;
 8) концепция, объясняющая явления общественной жизни и политического развития особенностями природных условий и гео­графическим положением страны или ре­гиона;
 9) регион вокруг государства или группы государств, играющих ключевую роль в миро­вой политике, представляющий собой про­странство, в которое помимо территорий регионообразующих стран входят их зоны контроля и влияния;
 10) геополитическая система, имеющая не­сколько центров силы;
 11) часть геополитического региона, отличаю­щаяся более тесными и устойчивыми поли­тическими, экономическими и культурны­ми связями.
 
 
 2. Современный полицентризм в международных отношениях за­ключается в...
 
 

<< Пред.           стр. 18 (из 24)           След. >>

Список литературы по разделу