<< Пред. стр. 18 (из 24) След. >>
Грузино-абхазский конфликт
Карабахский конфликт
Гражданская война в Таджикистане
Другие (по выбору)
10. Что такое национальный суверенитет?
а) ликвидация национального гнета;
б) независимость от других государств;
в) независимость государства во внешних сношениях;
г) совокупность прав нации (народа) на свободу выбора социального, экономического и политического строя.
11. Какой стадии социально-экономического развития общества присущи этнополитические конфликты?
а) постиндустриальной;
б) доиндустриальной;
в) индустриальной;
г) любой стадии
12. Проанализируйте механизмы формирования демократического консенсуса в переходном обществе.
13. На основании теории конфликта Р. Дарендорфа охарактеризуйте конфликт как фактор стабильности общества.
14. Современная политическая жизнь чрезвычайно богата на конфликты и кризисы. Приведите примеры правительственного, парламентского, конституционного кризисов, религиозно-этнических, межнациональных, политических конфликтов на территории бывшего СССР за последние годы. Выделите смешанные и переходные формы известных вам конфликтов и кризисов. Обозначьте возможную иерархию кризисов (по степени важности, интенсивности, силе последствий).
15. В 1990 г. в статье «Как нам обустроить Россию» А.И. Солженицын писал: «Надо безотложно, громко, четко объявить: три прибалтийские республики, четыре среднеазиатские, да и Молдавия... — непременно и бесповоротно будут отделены». «Южная часть Казахстана, — отмечал он дальше, — если захотят отделиться, то и с Богом». «И вот за вычетом этих двенадцати — только и остается то, что можно назвать Русь (слово «русский» веками обнимало малороссов, великороссов и белорусов) или Россия».
Дайте аргументированную оценку позиции А.И. Солженицына о национально-государственном устройстве России.
16. В программных установках российских партий можно отметить две крайние концепции реформы национально-государственного устройства России:
— построение федерации национальных государств с преимущественными правами титульных национальностей на территорию, ресурсы, политическое представительство, с минимальными полномочиями центра и максимальными прерогативами местных элит;
— возврат к дореволюционному губернскому устройству на чисто региональной основе, лишь в минимальной степени учитывающему этническую специфику территорий.
Охарактеризуйте возможные последствия реализации указанных стратегий реформирования национально-государственного устройства России.
17. Назовите причины и истоки кризиса легитимности в России, а также способы его преодоления.
18. Есть ли способы ослабления конфликта? Если да, то какие? Что такое «компромисс» и «консенсус»? Приведите примеры из практики политической жизни современной России.
19. Приведите примеры конфликтов ценностей и интересов из мировой истории. Чем первые отличаются от вторых?
20. Для предупреждения этнических конфликтов учеными разработана целая система специфических мер:
— соблюдение новыми независимыми государствами принципа единого и полного гражданства для всех жителей, принятие ими «нулевого» варианта гражданства, т.е. все живущие на территории нового государства на день его создания должны иметь право получить гражданство;
— реальное вовлечение меньшинств в принятие политических решений, предоставление их представителям мест в парламенте, правительстве и других государственных органах;
— организация системы выборов и политических партий таким образом, чтобы выгодны были этнические коалиции;
— проведение социально-экономической политики в интересах меньшинств, но при этом необходимо учитывать, что опыт США и Индии свидетельствует о конфликтном потенциале «положительной дискриминации»;
— система образования должна раскрывать опасность этнических предрассудков, учить людей их преодолевать;
— работники средств массовой информации, ученые, деятели искусства должны осознавать свою ответственность за точность и взвешенность публикаций, высказываний на этническую тему;
— запрет на публичное выражение этнических предрассудков и судебные преследования за это могут дать обратный результат, здесь должно действовать общественное мнение.
Проанализировав опыт разрешения этнополитических конфликтов на постсоветском пространстве, попытайтесь сформулировать дополнительные меры для предупреждения этих конфликтов.
21. Кому принадлежит следующее высказывание: «Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, тот берет под свой контроль ритм истории»?
а) Л. Козеру;
б) Т. Парсонсу;
в) Р. Дарендорфу;
г) Э. Дюркгейму.
22. Кризис, когда этнические и социально-структурные различия становятся преградой на пути общенационального объединения, называется...
а) кризисом распределения;
б) кризисом идентичности;
в) конституционным кризисом;
г) кризисом политического участия.
23. По мнению Р. Дарендорфа, «во многих странах этнические различия стали использоваться как оружие, направленное против прав человека. Это оружие часто подкрепляется так называемым фундаментализмом, который подразумевает, что принадлежность к группе создает ауру исключительного, часто псевдорелигиозного значения. Принадлежность к обществу понимается не как вопрос гражданских прав, которые можно расширить, а как совокупность врожденных или наследуемых привилегий, требующих защиты от посягательств со стороны посторонних».
Приведите примеры, подтверждающие рассуждения Р. Дарендорфа. Каково соотношение гражданских прав и прав нации?
24. Прокомментируйте следующее высказывание: «Защита территориальной целостности государства не может быть предлогом отрицания права народов на самоопределение».
25. Определите, «силовые» и/или «договорные» способы согласования социальных интересов для разрешения следующих конфликтных ситуаций:
а) забастовка шахтеров с требованием выплаты задолженности по заработной плате;
б) стихийный митинг представителей этнического меньшинства с требованием предоставления государственной независимости данному региону;
в) несанкционированная демонстрация ультрарадикальной партии с требованием свержения существующего режима и предоставления власти временному революционному комитету;
г) пикетирование здания правительства вкладчиками обанкротившегося банка с требованием вернуть потерянные деньги.
26. На XVII Всемирном конгрессе международной ассоциации политических наук (Сеул, 1997 г.) бурные споры вызвала тема «Польза конфликта и пределы порядка». Попытайтесь (заочно) принять участие в этой дискуссии, аргументировав свою позицию.
Дискуссия.
Проблемы перехода к демократии в полиэтническом обществе
Ждет ли Россию судьба СССР? Сможет ли Россия остаться федерацией? Не проще ли восстановить централизованную власть по всей стране? Возможно ли это? Сможет ли унитарная Россия развиваться как демократическое государство? Могут ли федерализм и демократия ужиться в России? Действительно ли требования этнических групп несовместимы с сохранением территориальной целостности России? Какие уроки преподносит России история и практика федерализма в других странах? Гарантирует ли федерализм и демократия территориальную целостность России?
Авторитаризм в полиэтническом обществе. Этнократия и демократия. Пути преодоления напряженности между демократией и этнократией. Демократия и национализм. Право на самоопределение и территориальная целостность. Как защитить права национальных меньшинств?
Анализ возможных сценариев развития национально-государственных отношений в пределах бывшего СССР:
а) Сценарий «распада». Дезинтеграция фактически единого, сложно организованного пространства не останавливается на уровне бывшей союзной республики и продолжается далее.
б) «Прусский» сценарий. Российская Федерация выступает в роли доминирующей силы в сообществе формально независимых или «союзных» с нею государств.
в) «Сценарий собирания земель». Укрепляющееся, доминирующее в регионе Российское государство собирает («прибирает») одну за другой территории, тяготеющие к нему экономически, геополитически, этнически, конфессионально, по мере дестабилизации сопредельных государств, при этом часть таких государств могут оставаться формально независимыми, находясь в сфере российского влияния.
г) «Американский» сценарий. Пережив период более или менее хаотического развития, многие государства СНГ, подобно северо-американским штатам в 1787 г., приходят к выводу о необходимости установления более тесного союза между ними. В этом случае они скорее всего придут, к классической федерации с четким разграничением суверенитета. Федеративное ядро сообщества могло бы дополняться существованием «периферии», находящейся с нею в особых отношениях ассоциации.
ЛИТЕРАТУРА
Дробижева Л.М., Аклаев А.Ф., Kopomeeea B.B., Солдатова Т.У. Демократия и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М., 1996.
Здравомыслов А., Матвеева С. Межнациональные конфликты в России и постсоветском пространстве. М., 1995.
Национализм и формирование наций. Теории — модели — концепции. М., 1994.
Леванский С.А. Германия: федерализм в многонациональном государстве // Полис. 1995. №. 5.
Оффе К. Этнополитика в восточноевропейском переходном процессе // Полис. 1996. № 2, 3.
Ян Э. Демократия и национализм: единство или противоречие // Полис. 1996. № 1.
Прусс И.В. Рывок в будущее или движение по кругу? (Экономические взгляды современных русских националистов) // Полис. 1997. № 3.
Тест.
Черты, предрасполагающие к конфликтам
О том, что вы сами в соответствующих условиях можете содействовать возникновению конфликта, необходимо знать. Это поможет вам правильнее оценить свое поведение в определенной ситуации и скорректировать его.
Попробуйте оценить себя, выбрав из приведенных ниже групп ответов вариант, подходящий вам.
Как вы реагируете на критику?
Как правило, критика меня глубоко уязвляет.
Критику обычно принимаю близко к сердцу.
Пытаюсь учесть, если критика справедлива.
На критику обычно не обращаю внимания.
Верите ли вы людям?
Придерживаюсь того мнения, что лучше никому не верить.
Людям почти не верю, я в них обманулся.
Я верю людям, когда нет особых оснований для недоверия.
Обычно я людям доверяю без разбора.
Вы умеете бороться за свою точку зрения?
Я всегда упорно отстаиваю свои взгляды.
Отстаиваю свои взгляды лишь тогда, когда полностью убежден, что прав.
Скорее уступлю, чем буду энергично отстаивать свои взгляды.
Предпочитаю отказаться от своих взглядов, чем из-за них конфликтовать.
Предпочитаете руководить или подчиняться?
В любом деле люблю руководить сам.
Люблю как руководить, так и быть руководимым со стороны более опытного товарища.
Охотнее работаю под чьим-либо руководством.
Как правило, предпочитаю работу под чьим-нибудь руководством и ответственность передаю ему.
Если вас кто-то обидел?
Стараюсь отплатить тем же.
Боюсь мстить из-за дальнейших последствий.
Считаю месть лишним, ненужным усилием.
Если меня кто-то обидит, обиду быстро забываю.
Вас попытались обойти в очереди...
Способен такого человека вышвырнуть вон.
Ругаюсь, но если только ругаются другие.
Молчу, хотя возмущен.
Предпочитаю отступить: в ссору не вступаю.
Просто ли вас «выбить из колеи»?
Я легко расстраиваюсь по самым незначительным поводам.
Я расстраиваюсь, когда на то есть серьезные причины.
Расстраиваюсь редко и только по серьезным причинам.
Меня мало что расстраивает.
«Лед» или «пламя»?
Я горяч и вспыльчив.
Не очень вспыльчив.
Скорее спокоен, чем вспыльчив.
Вполне спокойный человек.
Легко ли вам говорить правду?
Всегда говорю то, что думаю, прямо в глаза.
Бывает, что могу сказать все, что думаю.
Говорю обдуманно лишь после размышления.
Я не раз взвешу свои слова, прежде чем что-нибудь сказать.
Если, просуммировав номера своих ответов, вы получили результат в 9—19 баллов, — вы человек, тяжелый в общении. Возможно, даже не признаваясь самому себе, испытываете удовлетворение, давая волю своим эмоциям и наблюдая, как разжигаются страсти вокруг вас. Иногда в глаза вам люди говорят одобрительно: «Борец за правду»; «Смелый, не боишься критиковать недостатки!» Но прислушивайтесь лучше к другим высказываниям: «Побереги свои нервы и нервы окружающих»; «Не кипятись, а то вся твоя энергия превратится в пар». Скажите честно самому себе: так ли велика полезная отдача вашей борьбы за справедливость?
Если сумма баллов превышает 26, то источником конфликтов вы являетесь едва ли. Однако общение с вами немногим доставляет удовольствие, поскольку неинтересен тот человек, который всегда и во всем со всеми соглашается. К тому же пассивность, стремление уйти в сторону от решения возникающих в коллективе проблем невольно делает вас косвенным виновником конфликтных осложнений.
И наконец, сумма в пределах 20—25 баллов позволяет считать вас человеком вполне уживчивым, общительным, покладистым, спокойным, способным противостоять обострению отношений в коллективе.
Однако следует спросить себя: был я искренен в ответах? Ибо многие свои недостатки мы стараемся не видеть. Поэтому проверьте себя снова — неторопливо, вдумчиво, беспристрастно...
Тест Томаса
Данный тест дает возможность определить, к какому стилю поведения в ситуации разногласий вы склонны. Всего таковых стилей пять: сотрудничество — оптимальный почти во всех случаях; компромисс — вполне приемлемый в ряде случаев; избегание (уход) — допустимый в случае неспровоцированных партнером «пожаров»; приспособление — возможный в случаях, когда оппонент действительно прав, и соперничество — наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах. Для того чтобы определить, к какому способу склоняется человек, нужно, внимательно прочитав каждое из двойных высказываний (а и б), выбрать то из них, которое в большей степени соответствует тому, как он обычно поступает и действует.
1. а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2. а) Стараюсь найти компромиссное решение.
б) Пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов и другого человека, и моих собственных.
3. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
4. а) Стараюсь найти компромиссное решение.
б) Стараюсь не задеть чувства другого человека.
5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого.
б) Стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. а) Пытаюсь избежать неприятностей для себя.
б) Стараюсь добиться своего.
7. а) Стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.
б) Считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого,
8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Первым делом я стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
9. а) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.
б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. а) Твердо стремлюсь добиться своего.
б) Пытаюсь найти компромиссное решение.
11. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
б) Стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
б) Даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.
13. а) Предлагаю среднюю позицию.
б) Настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.
14. а) Сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
б) Пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.
15. а) Стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
б) Стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.
16. а) Стараюсь не задеть чувств другого.
б) Обычно я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
б) Дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.
19. а) Первым делом я пытаюсь определить, в чем состоят затронутые интересы и спорные вопросы.
б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.
20. а) Пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
б) Стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому.
б) Всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. а) Пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и позицией другого человека.
б) Я отстаиваю свою позицию.
23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
б) Иногда я предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.
б) Стараюсь убедить другого пойти на компромисс.
25. а) Пытаюсь убедить другого пойти на компромисс.
б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.
26. а) Обычно предлагаю среднюю позицию.
б) Почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров.
б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.
29. а) Предлагаю среднюю позицию.
б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.
30. а) Стараюсь не задеть чувств другого.
б) Всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.
Ключ к тесту
№ п/пСоперничествоСотрудничествоКомпромиссИзбеганиеПриспособление
1 аб
2 ба
3а б
4 а б
5 а б
6б а
7 ба
8аб
9б а
10а б
11 а б
12 ба
13б а
14ба
15 ба
16б а
17а б
18 б а
19 а б
20 аб
21 б а
22б а
23 а б
24 б а
25а б
26 б а
27 аб
28аб
29 аб
30 б а
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ
Конституционные основы и правовые нормы урегулирования конфликтных ситуаций;
Внутриполитический кризис, этапы его вызревания и проявления.
Особенности национальной политики России в современных условиях.
Политические предпосылки, генезис и сущность межнациональных конфликтов.
Содержание политических средств, форм, методов и путей разрешения межнациональных конфликтов.
Прогнозирование этнополитических конфликтов.
Сравнительный анализ международного опыта решения национальных проблем в полиэтнических странах (Бельгия, США, Швейцария).
Конфликт как фактор стабильности общества (на примере теории конфликта Р. Дарендорфа).
Механизмы формирования демократического консенсуса в переходном обществе.
Кризис политического участия: способы и пути его преодоления.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРА ТУРА
Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 1999. Гл. 16.
Барсамов В.А. Политические кризисы и смуты (История, теория, современность). М., 1997.
Глухова А.В. Типология политических конфликтов. Воронеж, 1997.
Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1995.
Степанов Е.И. Конфликтология переходного периода: методологические, теоретические, технологические проблемы. М., 1996.
Авксентьев В.А. Этнические конфликты, история и типология // Социс. 1996. № 12.
Дойч М. Разрешение конфликта. Конструктивные и деструктивные процессы // Социально-политический журнал. 1997.№ 1.
Празаускас А.А. Этнонационализм, многонациональное государство и процессы глобализации // Полис. 1997. № 2.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. М., 1997. Тема XVI. 2.
Общая и прикладная Политология / Под общ. ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. М., 1997. Гл. XXI, XXII.
Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов н/Д., 1996.
Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Kopomeeвa B.B., Солдатова Т.У. Демократия и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М., 1996.
Котанджян Г.С. Этнополитология консенсуса-конфликта. Цивилизационные проблемы теории и практики. М., 1992.
Купряшин Г.Л. Кризисы модернизации // Кентавр. 1994. № 3.
Мигранян A.M. Россия в поисках идентичности (1985—1995гг.) М., 1997.
Насиновский В.Е.. Скакунов Э.И. Политические конфликты в современных условиях//США экономика, политика, идеология 1995 № 4.
Романенко Л.М. Конфликты гражданского общества экзистенциальная дилемма современной России М , 1996.
Этнос. Нация. Общество. Этнологический словарь М., 1996.
Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения М. , 1990
Тема 17
ГЕОПОЛИТИКА
Цель семинарского занятия, уяснить сущность и современное понимание геополитики, ее структуру, функции и категории; осуществить геополитический анализ современных международных отношений, рассмотреть место и роль России в современной геополитической картине мира на пороге XXI века
Основные понятия: географический детерминизм, геополитика, Хартленд, Римленд, территориальность, мировое геополитическое пространство, геостратегический регион, геополитический регион, геостратегические линии, граница, буферное государство, сила (мощь) государства, многополярная геополитическая система, национальный интерес, международные отношения.
План семинара
Генезис геополитики.
Теоретические основы геополитики
Место и роль России в современной геополитической картине мира.
Контрольные вопросы, тесты, задания
1. Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:
а) Римленд,
б) географический детерминизм,
в) территориальность,
г) Хартленд;
д) геополитический регион;
е) граница;
ж) геостратегический регион;
з) буферное государство;
и) геостратегические линии;
к) многополярная геополитическая система;
л) геополитика.
1) осевой регион, отождествляемый, прежде всего с территорией России и прилегающих к ней земель,
2) рамки, ограничивающие пространство, на которое распространяется национальный суверенитет,
3) береговые земли, территория на краю суши,
4) совокупность физических, социальных, материальных и моральных ресурсов государства, составляющих тот потенциал, использование которого (а в некоторых случаях даже просто его наличие) позволяет ему добиться своих целей на международной арене;
5) оси, вокруг которых идет процесс геополитического структурирования и организации пространства в определенном регионе;
6) совокупность процессов и разного рода механизмов, посредством которых живые существа провозглашают, демаркируют и защищают район своего обитания;
7) государство, расположенное между территориями двух или нескольких более крупных держав;
8) концепция, объясняющая явления общественной жизни и политического развития особенностями природных условий и географическим положением страны или региона;
9) регион вокруг государства или группы государств, играющих ключевую роль в мировой политике, представляющий собой пространство, в которое помимо территорий регионообразующих стран входят их зоны контроля и влияния;
10) геополитическая система, имеющая несколько центров силы;
11) часть геополитического региона, отличающаяся более тесными и устойчивыми политическими, экономическими и культурными связями.
2. Современный полицентризм в международных отношениях заключается в...