<< Пред.           стр. 4 (из 24)           След. >>

Список литературы по разделу

 Омельченко Н.А. В поисках России: общественно-политическая мысль рус­ского зарубежья о революции 1917г., большевизме и будущих судьбах российской государственности (историко-политический анализ). СПб., 1996.
 Тема 4
 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ
 Цель семинарского занятия: анализ содержания структуры и мотивационных основ политической власти, механизма ее осуществления; харак­теристика соотношения эффективности и легитимности политической власти.
 Основные понятия: кратология, власть, господство, авторитет, политическая власть, легитимность, легальность, типы легитимного господства (традиционное, харизматическое, легальное), основания власти, ресурсы власти, уровни легитимности (идеологический, структурный, персональный).
 План семинара
 1. Политическая власть: понятие, структура, функции.
 2. Механизм осуществления политической власти.
 3. Эффективность и легитимность власти.
 Контрольные вопросы и задания
 1. Укажите, какие приведенные ниже понятия и определения со­ответствуют друг другу:
 
 
 а) харизма;
 б) легитимность;
 в) медиакратия;
 г) кратология;
 д) легальность;
 е) охлократия;
 ж) плутократия;
 з) легальное господство;
 и) теократия;
 к) традиционное господство;
 л) власть;
 м) геронтократия.
 1) юридическое обоснование законности поли­тической власти;
 2) власть мудрецов-старейшин;
 3) форма правления, при которой политичес­кая власть находится в руках главы цер­кви, духовенства;
 4) власть толпы;
 5) наука о власти;
 6) тип господства, опирающийся на освящен­ные обычаем нормы;
 7) власть, основанная на воздействии средств массовой информации;
 8) один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами;
 9) тип господства, основывающийся на при­знании добровольно установленных юри­дических норм, направленных на регули­рование отношений господства и подчине­ния;
 10) признание народом и политическими силами правомерности, законности политичес­кой власти, ее инструментов, механизмов деятельности, а также способов ее избра­ния;
 11) форма власти, основным субъектом кото­рой выступает наиболее богатый слой об­щества;
 12) один из типов легитимного господства, который характеризуется отношением к поли­тическому лидеру как к высшему, сверхординарному существу.
 
 
 
 2. В современной политологической теории сформировалось не­сколько подходов к определению политической власти:
 
 
 а) психологическое (бихевиористское) определение — тип поведения, основанный на изменении поведения других людей, проявлении особых психологических качеств политического руководителя (лидера).
 б) телеологическое — достижение определенных целей;
 в) инструменталистское — возможность в ходе реализации власти использовать определенные средства, например наси­лие;
 г) структуралистское — особые отношения между управляющим и управляемым;
 д) конфликтологическое - возможность принятия решения, регулирующего отношения (в частности, по распределению благ) в ходе разрешения конфликтных ситуаций;
 е) марксистское — господство одного класса над другим.
 
 
 Проанализируйте представленные подходы и оцените воз­можность использования данных определений для изучения со­временной политической действительности России.
 3. Заполните таблицу «Концепции власти»
 
 
 Концепции властиХарактеристика
 Телеологическая
 Бихевиористская
 Психологическая
 Системная
 Структурно-функциональная
 Реляционистская
 
 4. Согласно М. Веберу, власть — это шанс на повиновение свое­му приказу. Польский ученый Е. Вятр определяет власть как воз­можность приказывать при условии, что объект приказания обя­зан повиноваться. В чем принципиальное отличие этих подходов к пониманию принципа функционирования власти?
 5. Существует несколько критериев классификации ресурсов власти:
 а) характер и тип носителя власти;
 б) зависимость от системы властных структур;
 в) антропологический принцип;
 г) национально-этническое единство.
 Какое основание для классификации представляется вам более принципиальным?
 6. К каким направлениям политической мысли и методам анализа относятся следующие определения власти:
 а) «Власть — это вероятность того, что одно действующее лицо в рам­ках общественных отношений будет в состоянии осуществлять свою волю, несмотря на сопротивление, независимо от того, на чем эта вероятность покоится»;
 6) «Власть — это обобщенное средство или источник, аналогичный деньгам, который помогает достичь совместных целей через согла­шение членов общества, легитимность на руководящих позициях тех, кто способствует достижению целей системы, в случае необхо­димости пользуясь отрицательными санкциями»;
 в) «Политическая власть — в собственном смысле слова, это орга­низованное насилие одного класса для подавления другого»;
 г) «Власть — это способность лиц или группы навязывать свою волю другим, несмотря на сопротивление, путей устрашения, либо в форме прекращения регулярно выдававшихся наград, либо в форме наказания, поскольку и то, и другое представляет негативную сан­кцию»;
 д) «Власть — это отношения между группами, позволяющие одной группе изменить поведение другой группы»;
 е) «Власть есть способность некоторых людей производить намеренные и предвиденные воздействия на других».
 7. Что является лучшем примером практической реализации властных полномочий?
 а) принуждение и давление со стороны А вынуждают Б совершить нечто такое, чего он сам никогда бы не сделал;
 б) Б выполняет диктуемые требования в обмен на вознаграждение со стороны А;
 в) А вынуждает Б сделать нечто, наносящее ущерб интересам Б;
 г) Б совершает действие с единственной целью получить одобрение со стороны А.
 8. Известно, что власть основывается на:
 а) авторитете;
 б) принуждении;
 в) прямом насилии.
 Можете ли вы дополнить этот список?
 9. Назовите причины (и ситуации), по которым власть может иг­норировать политические права и свободы личности, а личность высказывать недоверие к властям.
 10. Всегда ли легитимная власть бывает эффективней, т.е. опе­ративно и успешно решать назревшие в обществе проблемы, удовлетворять интересы и потребности широких слоев населе­ния? Приведите примеры несовпадения легитимности и эффек­тивности власти.
 11. Как понимал легитимное господство М. Вебер?
 а) господство, признанное со стороны управляемых индивидов;
 б) наследование законного представителя династии;
 в) гармоничное сосуществование различных общественных групп;
 г) власть, опирающаяся на насилие.
 12. Что понимается под категорией «основания власти»?
 а) иррационалистическое понимание власти;
 б) потенциальные возможности власти, т.е. средства, которые, могут быть ею использованы;
 в) характеристика власти вообще;
 г) средства, которые уже используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных целей.
 13. Какой ресурс власти в наибольшей степени зависит от средств массовой информации?
 а) интерес;
 б) распределение материальных благ;
 в) принуждение;
 г) убеждение.
 14. Прокомментируйте высказывание французского философа ; А. Камю: «Хорошая власть — это здоровое и осторожное управление несправедливостью».
 15. Феномен власти является, пожалуй, самым противоречивым и непредсказуемым в общественной жизни.
 Англичанину лорду Эктону принадлежит крылатая фраза: «Власть — это зло, абсолютная власть — зло абсолютное». М. Бакунин в категоричной форме провозгласил: «Власть — всегда аморальна». По словам английского ученого Т. Мартина, «власть, как и любовь, — это слово, постоянно используемое в повседневной речи, интуитивно понимаемое и редко определяемое». По мнению французского философа Э. Шартье, «власть необъяснима, и в этом ее сила».
 Подумайте, с чем связаны противоречивость и непредсказуе­мость феномена власти?
 16. Определите масштаб и объем полномочий трех уровней власти:
 а) макроуровня;
 б) микроуровня;
 в) мегауровня.
 17. Бихевиористские концепции власти анализируют...
 а) системную природу власти;
 б) поведенческие аспекты властных отношений;
 в) ролевые отношения в процессе осуществления власти;
 г) бессознательные мотивы, влияющие на властные решения.
 18. На каких источниках основывается:
 а) власть вознаграждения;
 б) власть принуждения;
 в) нормативная власть;
 г) власть эталона;
 д) власть знатока;
 е) информационная власть.
 19. В какой мере новые информационные технологии влияют на изменение характера, природы, средств власти, а также методов ее осуществления?
 20. Охарактеризуйте различные периоды российской истории с точки зрения типов легитимного господства.
 21. Приведите примеры из мировой истории, когда «действия власти были незаконными, но оказались легитимными».
 22. Сравните источники делегитимации власти в Советском Союзе и современной России.
 23. Основываясь на статье Е.Б. Шестопал «Образ власти в Рос­сии: желания и реальность (Политико-психологический ана­лиз)» // Полис. 1995. № 4, охарактеризуйте основные черты об­раза власти в сознании россиян.
 24. Ниже перечислены основные методы осуществления полити­ческой власти. Сопоставьте, раскройте их структуру, механизм реализации и приведите примеры их использования на различных исторических этапах развития Советского Союза, России.
 Демократические
  Авторитарные
 
 Предложение норм для следования при помощи авторитета властиНавязывание элитарной группой стереотипов поведения
 Убеждение
 0 ис/1\Дсг1ИС ———————
  Принуждение, насилие, террор
 
 Аргументация, разъяснение
  Демагогия, популистские заявления
 
 Указание, информация о решенииПриказание, запрещение
 ПоощрениеНаказание, угроза и применение санкций
 Изучение и учет общественного мненияТотальный контроль, атмосфера шпиономании, засекречивания, гонения на инакомыслящих
 Развитие плюралистической демо­кратии, многопартийности, учет наличия оппозицииГосподство одной партии, партий­ной элиты, гонение на оппозицию, ее уничтожение, столкновение различных социальных и нацио­нально-этнических групп
 Развитие предпринимательства, творчества, инициативы, акцент на экономических методах руководства, отказ от жесткой централизации
 
  Жесткая централизация, централизованное распределение, урав­ниловка в трудовых отношениях и оплате труда
 
 Оборонительная военная политика, демократические переговор­ные методы проведения внешней политики
  Наступательная военная доктри­на, милитаризация экономики, «конфликтная дипломатия» (го­товность применения силы в меж­дународных отношениях, созда­ния агрессивных блоков, вмеша­тельство в дела других стран)
 
 25. Определите, какие из приведенных характеристик свойственны харизматическому господству, а какие легальному:
 а) осуществляется в период формирования индустриального обще­ства;
 б) для своего поддержания требует «великих свершений»;
 в) основывается на признании добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отноше­ний господства и подчинения;
 г) возникает, как правило, в условиях социально-политического кризиса;
 д) авторитет власти не связан правовыми нормами и правилами;
 е) основами для продвижения по иерархической лестнице являют­ся служебная дисциплина и деловая компетентность, а не лич­ная преданность.
 26. Что понимается под политической властью в правовом государстве?
 а) умение навязать свою волю другомy;
 б) использование элитой своих преимуществ;
 в) управление слабыми со стороны сильных;
 г) делегирование обществом государству политических полномочий.
 27. Для поддержания правопорядка власть вправе использовать насилие и принуждение. Как это соотносится с легитимностью?
 28. Французский исследователь Д. Мейно в работе «Технология и политика» выделяет четыре признака бюрократии:
 а) специализация задач;
 б) иерархия власти;
 в) строгая и жесткая система пра­вил деятельности;
 г) игнорирование личности (корпо­ративность).
 Определите свое отношение к данным признакам и укажите другие возможные черты, присущие бюрократии (см.: Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. Проблема бюрократии у Макса Вебера // Вопросы философии. 1991. № 3).
 29. В рамках идеологии либерализма существует течение анархо-либерализма (либертаризма), связанное с верой в то, что рыноч­ные отношения обмена могут окончательно вытеснить властные отношения. Если власть есть способность «присваивать не поку­пая», то надо преодолеть эту «патологию неэквивалентного об­мена», распространив отношения гражданского партнерства на все без исключения сферы общественной жизни.
 Сформулируйте свое отношение к представленной позиции.
 Дискуссия. Бюрократия: «за» и «против»
 По Веберу, бюрократическая организация — технически самая совершенная из всех мыслимых организационных форм. Ее превос­ходство проявляется в четкости, быстроте, компетентности, преем­ственности, единстве, субординации, стабильности, относительной дешевизне и в безличном характере деятельности.
 По Марксу, бюрократия — организм-паразит, принципиально неспособный быть ни носителем разума, ни выразителен всеобщих интересов. Отрицательные черты бюрократии: подмена общественного интереса частным интересом власти и конкретного чинов­ника, «присвоение государства» чиновничеством, предвзятость, произвол, корпоративность, карьеризм, формализм и т.д.
 Теория бюрократии Л. фон Мизеса. Модель бюрократии Р. Мертона. Динамика бюрократии в современном обществе. Бюро­кратия и демократия. Бюрократия как всеобщий посредник. «Клиентарная» бюрократия. Бюрократия: неизбежное «зло», или «ата­визм» политической системы.
 ЛИТЕРАТУРА
 Оболонский А.В. Бюрократия и государство. Очерки. М., 1996.
 Охотский Е.В.. Смольков B.C. Бюрократия и бюрократизм. М., 1996.
 Спиридонова В.И. Бюрократия и реформа (анализ концепции М. Крозье). М., 1997.
 Афанасьев М.Н. Клиентелизм: историко-социологический очерк //Полис. 1996. № 6.
 Соловьев А. Этика бюрократии: постсоветский синдром //Общественные науки и современность. 1995. № 4.
 Тест. Властвовать или подчиняться?
 Когда мне достается роль руководителя
 1. Я воздерживаюсь от критики людей и их высказываний:
 а) да
 б) иногда
 в) нет
 2. Я делаю людям резкие критические замечания, если мне кажется, что они этого заслуживают:
 а) обычно
 б) иногда
 в) никогда не делаю
 3. Если меня назначают ответственным за что-либо, я настаиваю, чтобы мои распоряжения строго выполнялись, а иначе я отказываюсь от поручения:
 а) да
 б) иногда
 в) нет
 4. Мне становится не по себе, когда дело требует от меня действий, которые как-то повлияют на других людей:
 а) да, это верно
 б) верно нечто среднее
 в) нет, это неверно
 5. У меня есть такие качества, по которым я определенно превосхожу других людей:
 а) да
 б) не уверен(а)
 в) нет
 6. Если бы я получил(а) от своего начальника нерациональное распо­ряжение, то скорее всего:
 а)делал(а) бы по-своему
 б) затрудняюсь ответить
 в) выполнял(а), но высказал бы свое сомнение
 7. Меня смущает ситуация, когда мне кто-нибудь прислуживает:
 а) да
 б) бывает по-разному
 в) нет
 8. Думаю, что обо мне правильнее сказать, что я:
 а) вежливый и спокойный
 б) верно нечто среднее
 в) энергичный и напористый
 9. Иногда я говорю посторонним вещи, кажущиеся мне важными, даже если они меня об этом не спрашивают:
 а) да
 б) не уверен(а)
 в) нет
 10. Даже если многое против успеха какого-либо начинания, я все-таки считаю, что стоит рискнуть:
 а) да
 б) верно нечто среднее
 в) нет
 11. Когда я нахожусь в группе людей, приступающих к работе, то само собой получается, что я созываюсь во главе их:
 а) да
 б) не уверен(а)
 в) нет
 12. Меня считают человеком, которому обычно приходят в голову хо­рошие идеи, когда нужно разрешить какую-либо проблему:
 а) да
 б) не уверен(а)
 в) нет
 13. Как правило, в моих конфликтах с другими я не бываю вино­ват(а):
 а) да
 б) нечто среднее
 в) нет
 Результат подсчета баллов
 Из трех вариантов ответов — а, б, в — выберите тот, который вам больше всего подходит.
 Подсчитайте количество набранных баллов: по два балла за каждый ответ «а» в вопросах 2, 5, 9, 10,12, 13 и ответ «в» на вопросы 1, 3, 4, 6, 7,8. За каждый ответ «б» к сумме прибавляется ещё по 1 баллу.
 0—9 БАЛЛОВ. Скорее всего, вы склонны к подчинению в межличностных отношениях. Вам свойственна кротость, способность уступать дорогу другим, послушность и согласие с группой даже в тех случаях, когда внутренне убеждены в противоположном. Часто оказываетесь в зависимом положении; в случае неудачи совместных действии берете вину на себя; тревожитесь о возможных ошибках. Скорее всего, это следствие доверия к другим, преувеличение их значимости, развитости, умения решать сложнейшие проблемы, которые вы видите более глубоко, чем те, кто внешне легко их преодолевает, а на самом деле просто не замечает, что есть повод для сомнений. Уверенные действия по привычке вы принимаете за решительность, ответственность и умение быстро ориентироваться и поэтому соглашаетесь подчинить свою волю другому и признать его превосходство.
 10—16 БАЛЛОВ. Вы сочетаете умение подчиняться и умение управлять другими, уверены в себе, способны быть хорошим советчиком, ставником и руководителем. Эта «серединная линия» между доминированием и подчинением не является выражением стремления к независимости. Скорее ее можно рассматривать как проявление хорошей приспособленности к деятельности в условиях различных организационных структур. Условия умеренной «дедовщины» — где бы то ни было — вас не испугают.
 17—26 БАЛЛОВ. Вероятна склонность к властвованию, лидерству в межличностных отношениях. Возможна самоуверенность, непризнание собой никакой власти и правил, норм, кроме своих личных мнений и убеждений. В конфликтах и неудачах совместной работы, скорее всего, обвиняете других. Вам невероятно трудно понять, почему люди разрушают вашу железную логику, которая прямо ведет к цели и обеспечивает полный успех дела, своими «нелепыми и необоснованными» возражениями, поэтому вам сложно руководить квалифицированными специалистами и творческими коллективами. Но выводы о нецелесообразности и неэффективности назначения вас на организаторскую работу все-таки преждевременны и недостаточно основательны. Дело в том, что доминантные руководители в некоторых социальных условиях, как правило, при наличии крупных управленческих структур центрального подчинения, способны предохранять подчиненных от обессмысливающих труд людей, нелепых или противоречивых директив высшего начальства, от незаслуженных или случайных взысканий. Таким образом, вы имеете явное преимущество по сравнению с покорными и послушными руководителями, которые в таких ситуациях действуют безлично и нервируют людей, считая, будто ответственность за все несут только те, чьи распоряжения они выполняют.
 ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ
 Поведенческие концепции власти.
 Источники и показатели делегитимности власти.
 Проблемы власти в истории русской политической мысли.
 Харизма и ее роль в политике.
 Концепция рациональной бюрократии М. Вебера.
 Мотивационные основы власти.
 Политическая антропология Э. Канетти.
 Проблема власти у З. Фрейда: между «либидо» и «Сверх - Я».
 Происхождение власти и ее источники.
 Власть и свобода.
 ОСНОВНАЯ ЛИТЕРА ТУРА
 Политология: Учебник для вузов /Под ред. М.А. Василика. М., 1999. Гл. 4.
 Ачкасов В.А., Елисеев С.М.. Ланцов С.А. Легитимность власти в постсоциа­листическом российском обществе. М., 1996.
 Халипов В.Ф. Введение в науку о власти. М., 1996.
 Халипов В.Ф. Власть: Кратологический словарь. М., 1997.
 Вебер М. Харизматическое господство //Социологические Исследования. 1988. № 5.
 Дегтярев А.А. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения //Полис. 1996. № 3.
 Ильин М.В., Мельвиль А.Ю. Власть //Полис. 1997. № 6.
 Соловьев А.И. Власть в политическом измерении //Вестн. МГУ. Сер. 12. По­литические науки. 1997. № 6.
 Шестопал Е.Б. Образ власти в России: желания и реальность //Полис. 1995. № 4.
 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
 Белов ГЛ. Политология: Курс лекций. М., 1996. Гл. 5.
 Мухаев Р.Т. Политология: учебник для вузов. М., 1997. Тема V.
 Пугачев В.П.. Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1996 Гл. 6.
 Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997. Лекция 7.
 Политология / Сост. и отв. ред. Радугин А.А. М., 1996. Тема 3.
 Бурдье П. Социология политики. М., 1993.
 Канетти Э. Масса и власть. М., 1997.
 Хомелева Р.А. Природа политической власти. СПб., 1996.
 Борзунова Е.А. Социологические концепции легитимности власти Т. Парсонса и М. Вебера: сравнительный анализ //Социс. 1997. № 9.
 Доган И. Легитимность режимов и кризис доверия //Социс. 1994. № 6.
 Касатонов А.В. Методологические аспекты проблемы легитимности политического господства в социологической модели Макса Вебера //Вестн. МГУ. Сер. 18. Социология и Политология. 1998. № 1.
 Краснов Б.И. Теория власти и властных отношений // Социально-политический журнал. 1994. № 3—6.
 Тема 5
 СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ политики
 Цель семинарского занятия: изучение социальных общностей как субъектов политики; знакомство с основными типами стратификационных систем; анализ стратификации западного, советского и современного рос­сийского общества; определение специфики гражданского общества, его структуры и функций; анализ взаимоотношений между гражданским об­ществом и государством.
 Основные понятия: субъект политики, объект политики, социальная стратификация, социальный статус, класс, статусная перестановка, ста­тусная несовместимость, депривация, мобильность, маргинальность, гражданское общество
 План семинара
 1. Социальные общности как субъекты политики. Теория социальной страти­фикации
 2. Гражданское общество
 3. Социальная стратификация западного общества
 4. Социальная стратификация и перспективы гражданского общества в России
 Контрольные вопросы, задания, тесты
 1. Какие из приведенных ниже понятий и определений соответ­ствуют друг другу?
 
 
 а) субъект политики;
 б) социальная мобильность;
 в) гражданское общество;
 г) вертикальная мобильность;
 д) объект политики;
 е) приобретенный ста­тус;
 ж) социальная стратификация;
 з) престиж;
 и) статусная переста­новка;
 к) горизонтальная мо­бильность;

<< Пред.           стр. 4 (из 24)           След. >>

Список литературы по разделу