<< Пред.           стр. 5 (из 24)           След. >>

Список литературы по разделу

 л) социальный статус;
 м) аскриптивный ста­тус;
 н) маргиналы;
 о) статусная несовмес­тимость.
 1) предмет, на который направлена деятель­ность субъекта политики, пассивная сторо­на политического взаимодействия;
 2) система социального неравенства, состоящая из совокупности взаимосвязанных и иерархически организованных слоев;
 3) «достигаемое» социальное положение;
 4) источник политической активности, ак­тивная сторона политического взаимодей­ствия;
 5) перемещение из одних социальных слоев в другие;
 6) положение в системе социальной стратифи­кации;
 7) «предписанный» статус;
 8) личности и группы, находящиеся за рам­ками характерных для данного обще­ства основных структурных подразделе­ний или господствующих норм и тра­диций;
 9) относительное снижение статуса традици­онно влиятельных социальных групп;
 10) совокупность социальных образований, объединенных специфическими интереса­ми, реализуемыми вне сферы деятельности государства;
 11) субъективная оценка статусного положе­ния;
 12) социальные перемещения, связанные с из­менением социального статуса;
 13) социальные перемещения, не связанные с изменением социального статуса;
 14) несовместимые социальные позиции, зани­маемые индивидом;
 15) формирование класса на основе близости ряда статусных позиций.
 
 
 2. Кого называют субъектом, а кого — объектом политики?
 3. Кто из нижеперечисленных акторов относится к социальным субъектам политики?
 
 
 а) предпринимательские организации;
 б) парламенты;
 в) судебные органы власти;
 г) законодательные органы власти;
 д) профсоюз;
 е) политические партии
 
 
 4. Сформулируйте сильные и слабые стороны основных теорий происхождения неравенств?, заполнив следующую таблицу:
 Теория
  Основное содержание
  Критика
 
 Функционализма
 
 
 Конфликта
 
 
 Марксизма
 
 
 
 5. Как называется модель неравенства, при которой субъект, проигрывая по одному рангу, может выигрывать по другому?
 6. Сформулируйте основные отличия в определении классов К. Марксом и М. Вебером.
 7. Кто из мыслителей при выделении класса использовал следую­щие критерии: контроль за средствами производства, квалифика­ция, престиж, власть?
 а) К. Маркс;
 б) М. Вебер;
 в) Р. Дарендорф;
 г) М. Дюверже.
 8. Каков характер неравенства в индустриальном и доиндустриальном обществах? Проиллюстрируйте различия конфетными примерами.
 9. Заполните таблицу подводящими примерами, характеризую­щими соответствующие виды мобильности:
 Характер мобильностиВертикальная мобильностьГоризонтальная мобильность
 ВосходящаяНисходящая
 Индивидуальная мобильность
 Групповая мобильность
 
 10. Какое из нижеприведенных суждений верно? Теория «статус­ной перестановки» утверждает что:
 а) классы время от времени меняются местами;
 б) в открытом обществе социально активный индивид может повысить свой статус;
 в) рост статуса низших классов при сравнительном снижении стату­са традиционно влиятельных групп обусловливает социаль­ную напряженность;
 г) социальный статус отдельных социальных групп может радикально меняться.
 11. Что означает депривация с точки зрения У. Рансимена?
 а) чувство относительной лишенности индивида;
 б) потерю прежнего статуса;
 в) утрату ценностных ориентаций большими социальными группа­ми;
 г) стремление индивида к повыше­нию своего социального статуса.
 12. Объясните феномен политического радикализма с точки зре­ния концепций:
 а) «идеологической модернизации»;
 б) «революции отобранных выгод»;
 в) «прогрессивной депривации»;
 г) «статусной несовместимости».
 13. Какое из определений гражданского общества наиболее точно отражает его специфику?
 а) общество граждан одного государства;
 б) неполитическая сфера, образуемая совокупностью добровольных ассоциаций, через которые реализуются социальные, эконо­мические, духовные интересы индивидов независимо от государства;
 в) экономический базис государства;
 г) часть общества, наиболее актив­но участвующая в политической жизни.
 14. Какие из нижеперечисленных признаков присущи граждан­скому обществу?
 а) этатизм;
 б) частная собственность;
 в) клиентелизм;
 г) свобода;
 д) монополия государства на собст­венность;
 е) независимые ассоциации граж­дан;
 ж) патернализм;
 з) корпоративизм.
 15. Назовите основные системообразующие элементы гражданского общества.
 16. Какую роль играет частная собственность в структуре граж­данского общества?
 17. Кого из мыслителей можно отнести к основоположникам концепции гражданского общества?
 а) Ж.Ж. Руссо;
 б) Г. Гегель;
 в) Дж. Локк;
 г) А. де Токвиль;
 д) Т. Пейн;
 е) Н. Макиавелли;
 ж) Платон;
 з) Цицерон;
 и) С. Липсет.
 18. Кому из мыслителей принадлежат приведенные высказывания?
 1) «Гражданское общество есть дифференциация, которая выступает между семьей и государством.…В гражданском обществе каждый для себя — цель, все остальные для него ничто. Однако без соотно­шения с другими он не может достигнуть своих целей...».
 2) «Общество создается нашими потребностями, а правительство — нашими пороками». «Общество в любом своем состоянии есть благо, правительство же и самое лучшее есть лишь необходимое зло, а в худшем случае — зло нестерпимое».
 3) «Величайшая проблема для человеческого рода, разрешить которую его вынуждает природа, - достижение всеобщего правового граж­данского общества. Только в обществе, и именно в таком, в котором его членам представляется величайшая свобода, а стало быть суще­ствует полный антагонизм… только в таком обществе может быть достигнута высшая цель природы: развитие всех ее задатков, зало­женных в человечестве».
 4) «На Востоке (и в России) государство было всем, гражданское об­щество находилось в первичном, аморфном состоянии. На Западе между государством и гражданским обществом были упорядоченные взаимоотношения, и, если государство начинало шататься, тотчас выступала наружу прочная структура гражданского общества. Госу­дарство было лишь передовой традицией, позади которой была проч­ная цепь крепостей и казематов».
 5) «Возьмите определенное гражданское общество, и вы получите оп­ределенный политический строй, который лишь является официаль­ным выражением гражданского общества».
 а) Т. Пейну;
 б) К. Марксу;
 в) Г. Гегелю;
 г) И. Канту;
 д) А. Грамши.
 19. В чем отличие гегелевского подхода к гражданскому обществу от марксистского?
 20. Можно ли говорить о гражданском обществе применительно к античности? В какой период истории начинается формирование гражданского общества?
 21. Какие идеи оказали заметное влияние на формирование гражданского общества?
 22. Какие исторические условия и социальные факторы способ­ствовали формированию гражданского общества?
 23. Сформулируйте основные принципы взаимоотношений госу­дарства и гражданского общества.
 24. Попытайтесь сформулировать возможные варианты взаимо­отношений между гражданским обществом и государством.
 25. Исторически гражданское общество возникло в Западной Ев­ропе. Возможно ли его формирование и развитие на Востоке? Приведите доводы «за» и «против» его распространения за пределы западной цивилизации.
 26. Назовите основные вехи эволюции гражданского общества в России.
 27. Какие причины способствовали разрушению гражданского общества в Советской России и «блокировали» его возникновение?
 28. Чем отличаются процессы формирования гражданского общества в России и на Западе?
 29. Развитое гражданское общество считается важнейшим условием существования демократии. Объясните, почему?
 30. Почему переход от авторитаризма к демократии невозможен без формирования развитого гражданского общества?
 31. Каковы характеристики классовой принадлежности?
 а) неравенство в контроле материальных ресурсов;
 б) формально закрепленное неравенство прав и обязанностей по отношению к государству;
 г) ранг во властной иерархии;
 д) профессиональная компетентность;
 в) рыночные возможности индивидов и групп, определяемые вла­дением собственностью;
 е) пол, возраст.
 32. Назовите основные классы современного индустриального и постиндустриального общества.
 33. Какая геометрическая фигура символизирует стратификацию современного западного общества?
 а) квадрат;
 б) круг;
 в) пирамида;
 г) ромб.
 34. Какие критерии можно использовать для выделения высшего класса в западном обществе?
 а) наиболее крупные размеры собственности и доходов;
 б) наибольшее влияние на общество;
 в) привилегированный образ жизни;
 г) уровень квалификации;
 д) больший объем политических прав;
 е) конфессиональная принадлеж­ность;
 ж) пол;
 з) этническая принадлежность.
 35. Представителей каких социально-профессиональных групп можно отнести к среднему классу?
 а) врачей;
 б) студентов;
 в) рабочих низкой квалификации;
 г) адвокатов;
 д) учителей;
 е) наемных сельскохозяйственных рабочих;
 ж) инженеров;
 з) мусорщиков;
 и) клерков.
 36. Объясните, почему средний класс считается социальной ос­новой стабильности?
 37. В чем заключается двойственное положение среднего класса?
 38. Американский политолог С. Липсет утверждал, что социаль­ной базой фашизма является экстремистская часть среднего класса. Попытайтесь подтвердить или опровергнуть данную концепцию.
 39. Какие качественные изменения произошли в структуре рабо­чего класса современного индустриального общества?
 40. Какие цели преследует социальная политика государства?
 41. В чем заключается суть феномена «ловушки нищеты»?
 42. Как соотносятся между собой уровень эргономического разви­тия общества и степень дифференциации доходов?
 43. Назовите специфические признаки этакратического типа стратификации. Можно ли их применить для характеристики со­циальной структуры советского общества?
 44. Почему стратификацию советского типа нельзя охарактери­зовать как классовую?
 45. Какие специфические черты были присущи советскому обще­ству в 30—50-е гг.?
 46. Определите, какие качественные сдвиги в социальной струк­туре советского общества предопределили политические измене­ния с середины 80-х гг.?
 47. Сравните стратификацию советского и современного россий­ского общества. Результаты сравнения занесите в следующую таблицу.
 КритерииСоветское обществоРоссийское общество
 Доминирующий тип стратификации
 
 
 Уровень дифференциации доходов
 
 
 Характер правящей элиты
 
 
 Средний класс
 
 
 Отношение классов к собственности
 
 
 Престиж профессий
 
 
 
 48. Представители каких профессиональных групп составляют основу формирующегося в России среднего класса? Какие соци­альные группы составляют основу «потенциального» среднего класса в России?
 49. Какими политическими последствиями для России могут обернуться малочисленность среднего класса и отсутствие пер­спектив его формирования?
 50. Проследите, как менялся тип стратификации в различные ис­торические периоды российского общества (дореволюционный советский, современный)?
 51. Назовите основные социальные слои, образующие социаль­ную структуру российского общества.
 52. Можно ли утверждать, что в современной России доминиру­ющим типом стратификации стал классовый? Обоснуйте свою точку зрения.
 Учебная игра.
 Сценарии развития стратификационной системы российского общества
 В научной литературе выделяются три возможные альтернативы развития социальной структуры российского общества.
 1. Постепенно формируется классовый тип стратификации, вы­тесняющий этакратический; Большее значение приобретают такие характеристики, как размер собственности и уровень доводов, ка­чество образования и профессионализм. В процессе развития клас­совой стратификации увеличивается численность и доля среднего класса.
 2. Социальная структура общества соединяет в себе черты этакратического и классового типов стратификации. В политике сохра­няется патернализм вышестоящих социальных групп по отношению к нижестоящим.
 3. Происходит «откат» от нарождающейся классовой структуры к этакратической и возрождение корпоративных структур. Соци­альный статус различных социальных групп предписывается государством. Осуществляется политика формального выравнивания доходов с одновременным восстановлением системы льгот и приви­легий (см.: Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратифика­ция. М., 1995. С. 215—21).
 Определите с вашей точки зрения:
 а) наиболее оптимальный;
 б) наиболее реальный;
 в) наиболее предпочтительный сценарий развития социальной стратификации российского общества.
 Какие последствия с точки зрения развитие гражданского общества будет иметь реализация на практике каждого из сценариев?
 Попытайтесь дать прогноз изменению политического режима в соответствии с каждым из предложенных сценариев.
 Сравните в учебной группе результаты ваших ответов с ответами других учащихся.
 ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ. СООБЩЕНИЙ
 Теории происхождения неравенства.
 Социальный контекст политики.
 Теории социальных классов: между Марксом и Вебером.
 Социальные группы и политическое поведение.
 Эволюция социальной стратификации западного общества.
 Основные черты и характер стратификации советского общества.
 От неосословности к неоклассовости; динамика социальных перемен совре­менного российского общества.
 Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования.
 Гражданское общество в странах Запада, Востока, Африки и Латинской Америки.
 «Взлеты» и «падения» гражданского общества в российской истории.
 Деструктурация гражданского общества и феномен маргинализации.
 Формирование гражданского общества в современной России: проблемы и перспективы.
 ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
 Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 1999. Гл. 5.
 Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М., 1995.
 Витюк В.В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эво­люция. М., 1995.
 Гражданское общество. М., 1993.
 Гражданское общество в России: западная парадигма и российская реальность. М., 1996.
 Попова И.П. Маргинальность. Социологический анализ. М., 1996.
 Трансформация социальной структуры и стратификация российского общест­ва. М., 1996.
 Арато А. Концепция гражданского общества: восхождение и упадок, и воссоздание и направления дальнейшего исследования // Полис. 1995. № 3.
 Голенкова З., Витюк В. и др. Становление гражданского общества и социальная стратификация // Социс. 1996. № 5.
 Тихонова Н.Е. Динамика социальной стратификации в постсоветском общест­ве // Общественные науки и современность. 1997. № 5.
 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
 Белов Г.А. Политология. М., 1994. Гл. 6. § 1, 2.
 Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1994. Гл. III. §1,2.
 Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1997. Гл. 7.
 Бредли Дж. Общественные организации и развитие гражданского общества в дореволюционной России //Общественные науки и современность. 1994. № 5.
 Ворожейкина Е., Рашковский Е., Умнов А. Гражданское общество и рели­гия // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 7,8.
 Гридчин Ю.В. Гражданское Общество в России накануне кризиса 1917 г. // Проблемы формирования гражданского общества. М., 1994.
 Левин И.Б. Гражданское общество на Западе и в России: сравнительный ана­лиз // Полис. 1996. № 5.
 Романенко Л.М. К вопросу об объективных индикаторах современного граж­данского общества в России // Вестн. МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 1995. №2.
 Рыбаков В. Ислам и гражданское общество // Мировая экономика и между­народные отношения. 1996. № 8.
 Соловьев А.И. Три облика государства — три стратегии гражданского обще­ства // Полис. 1996. № 6.
 Умное А. Общество и государево в Средней Азии и на Среднее Востоке // Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 7.
 Шмиттер Ф. Размышления о гражданском обществе и консолидации демо­кратии // Полис. 1996. № 5.
 Тема 6
 СОЦИАЛЬНЫЕ СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ
 Цель семинарского занятия: знакомство с основными социальными субъектами политической власти — группами интересов, правящими элитами и политическим лидерством, определение их места и роли в системе властных отношений; изучение специфики лоббизма, корпоративизма и неокорпоративизма.
 Основные понятия: группы интересов, лоббизм, корпоративизм, неокорпоративизм, правящая элита, политическая элита, экономическая элита, административная элита, открытая и закрытая элиты, контрэлита, циркуляция элиты, смена элит, политическое лидерство.
 
 
 План семинара
 Место и роль групп интересов в политике.
 Сущность и критерии элит. Типы элит.
 Корпоративизм и неокорпоративизм.
 Политическое лидерство.
 Контрольные вопросы, задания, тесты
 1. Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:
 
 
 а) корпоративизм;
 б) правящая элита;
 в) лоббизм;
 г) неокорпоративизм;
 д) группы интересов;
 е) политическое лидер­ство;
 ж) рекрутация элиты;
 з) циркуляция элиты;
 и) бюрократический корпоративизм;
 к) артикуляция интере­сов;
 л) агрегирование инте­ресов;
 м) кооптация.
 1) объединения индивидов на основе общих интересов, стремящиеся оказать влияние (давление) на государственные политичес­кие институты в целях обеспечения приня­тия наиболее благоприятных для себя ре­шений;
 2) неоднородная социальная группа (или сово­купность групп), зажимающая привилегированное положение в обществе, обладаю­щая властью и возможностью влияния на общество;
 3) перемещение части элиты в неэлитные группы и присоединение к элите наиболее способных и талантливых членов неэлитных групп;
 4) ограниченное число принудительных, ие­рархически ранжированных и функцио­нально дифференцированных групп интере­сов;
 5) постоянное приоритетное влияние со сторо­ны определенного лица на все общество, политическую организацию или значитель­ную социальную группу;
 6) механизм формирования элиты;
 7) целенаправленное воздействие групп инте­ресов на органы власти с целью реализа­ции специфических интересов;
 8) демократическая система согласования ин­тересов, выражаемых крупными фирмами, организациями, ассоциациями;
 9) функционирование корпораций под жест­ким контролем государства и в Строго госу­дарственных рамках;
 10) преобразование социальных чувств, эмо­ций и ожиданий в политические требова­ния;
 11) согласование потребностей, их иерархизация и выработка общегрупповых целей;
 12) административный отбор в элиту новых членов.
 
 
 2. Какую цель преследуют группы давления или группы по инте­ресам?
 
 
 а) устойчивый контакт со структурами власти;
 б) приход к власти;
 в) оппонирование политике правящей партии;
 г) действие в защиту группового интереса.
 
 
 3. В приведенной ниже таблице указаны основные признаки групп интересов. Укажите в правом столбце соответствующий им тип групп интересов.
 
 
 ПризнакиТип групп интересов
 Группы, стремящиеся к защите интересов своих сторонников

<< Пред.           стр. 5 (из 24)           След. >>

Список литературы по разделу