<< Пред.           стр. 6 (из 24)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 Группы хорошо организован­ные, преследующие рациональ­ные интересы
 
 Группы, возникающие на осно­ве общинных, кастовых, клановых общностей
 
 Добровольные группы, пре­следующие специфические ин­тересы
 
 Группы, основывающиеся на формальных организациях внут­ри государственного аппарата
 
 Группы, спонтанно возникаю­щие, плохо организованные и недолговременные
 
 Недобровольные группы, пре­следующие специфические инте­ресы
 
 
 4. Какое из приведенных ниже положений раскрывает сущность лоббизма?
 
 
 а) Централизованная система власти;
 б) способ формирования элиты;
 в) процесс влияния групп интересов на органы власти;
 г) тип легитимной власти.
 
 
 5. Рассмотрите лоббизм на примере США, Германии, Италии. Каким образом осуществляется связь заинтересованных групп с политическими партиями? Заинтересованы ли в этой связи пар­тии и органы государственной власти? Позитивные и негативные стороны существования и деятельности заинтересованных групп. Проблема лоббизма в российской политической практике.
 6. Сформулируйте критерии отличия бюрократического корпора­тивизма от лоббизма.
 7. Назовите наиболее влиятельные лоббистские группировки в современной России.
 8. Заполнив нижеприведенную таблицу, сравните бюрократичес­кий корпоративизм в Советском Союзе и лоббизм в современной России. Что общего между ними? Какие изменения произошли?
 Критерии сравненияБюрократический корпоративизмЛоббизм
 Цели
 Интересы
 Институты власти, на которые оказывалось давление
 Методы влияния
 Характер законодательного ре­гулирования
 
 
 9. Какие положения о законодательном регулировании лоббизма стоило бы заимствовать России из опыта демократических госу­дарств?
 10. Кто из названных ниже ученых является одним из Создателей концепции политической элиты?
 
 
 а) Т. Гоббс;
 б) Г. Моска;
 в) А. де Токвиль;
 г) М. Бакунин.
 
 
 11. Дайте определение понятия «правящая элита»:
 
 
 а) засилие государства во всех сферах жизни общества;
 б) высшие, привилегированные группы, слои, осуществляющие функции управления;
 в) правовая норма, определяющая положение человека в государстве;
 г) руководство политической партии.
 
 
 12. Какие положения не являются ключевыми в концепции элитарного подхода к политике?
 
 
 а) политика — это борьба за власть;
 б) большинство людей должны иметь доступ к важнейшим политическим инструментам и средствам;
 в) большинство людей не должно быть вовлечено в политику;
 г) население в государстве делится на два основных сословия — уп­равляющих и управляемых.
 
 
 13. Кому из политологов принадлежат следующие определения элиты:
 а) «Совокупность групп индивидов, которые действуют с высокими показателями в любой области»;
 б) «Во всех обществах — от наименее развитых и цивилизованных и до самых развитых и могущественных — обнаруживаются два класса людей — класс, который правит, и класс, которым правят. Первый, всегда менее многочисленный, берет на себя все политические функции, монополизирует власть и пользуется преимуществами, которые из нее вытекают, тогда как второй, более многочисленный, ру­ководим и управляем первым, иногда более или менее законно, а иногда более или менее волюнтаристски и насильственно»;
 в) Властвующая элита состоит из людей, которые «занимают в социальной системе стратегические командные пункты, в которых сосре­доточены действенные средства, обеспечивающие власть, богатство и известность, которыми они пользуются»;
 г) Элита — это «творческое меньшинство общества, противопостав­ляемое нетворческому большинству».
 14. Итальянский социолог В. Парето подразделял элиты на «львов» и «лис». Охарактеризуйте предложенные им типы элит. Какие критерии положены в основу указанной типологизации? Какая из элит способна наиболее длительный срок удерживать власть? Почему? Какой тип элит, согласно классификации Парето, осуществляет власть в современной России.
 15. Кто открыл «железный» закон олигархических тенденций?
 
 
 а) Парето;
 б) Вебер;
 в) Михельс;
 г) Моска.
 16. Сравните основные положения теории элит В. Парето, Г. Моски, Р. Миллса.
 Положения концепцииВ. Парето
  Г. Моска
  Р. Миллс
 
 Признаки определения элиты
 Роль элиты в обществе
 Типы элит
 Методы господства
 
 17. Определите качественный состав элиты на основе мерито-кратического, структурного и функционального подходов.
 18. Назовите основные 'типы элит и определите их характерные признаки и качественный состав.
 Критерии элитТипы элитКачественный состав и признаки
 
 Функциональный
 
 
 Место в политической системе
 
 
 Интенсивность циркуляции и способы рекрутирования
 
 
 Структура
 
 
 Степень представительности
 
 
 
 19. Совмещая критерии социальной представительности и груп­повой интеграции, дайте характеристику советской, а затем и со­временной российской элите. Произошла ли смена элит?
 20. Сравните систему отбора в «открытую» и «закрытую» элиты.
 Критерии отбора«Открытая» элита«Закрытая» элита
 1. Требования, предъявляе­мые для вхождения в элиту
 
 
 2. Механизмы отбора
 
 
 3. Возможности продвижений в элиту для представителей не элитных групп
 
 
 
 21. Проанализируйте, как изменялись критерии отбора в правящий класс России в различные исторические периоды.
 22. Согласны ли вы с французским политологом Дж.П. Ледонoм, утверждающим, что специфической чертой российского правящего класса на протяжении всей истории было и остается «эгоистическое удовлетворение своих потребностей и максимилизация военной власти»?
 23. Попытайтесь дать краткое описание российской истории с точки зрения смены элит.
 24. Дайте сравнительную характеристику советской и российской элитам по таким критериям, как характер внутриэлитных отношений открытость к не элитным группам, принципы формирова­ния (рекрутации), механизмы легитимации, отношение к власти и собственности.
 25. Согласно каким теориям политическими лидерами становят­ся лица:
 
 
 а) с определенным набором черт характера;
 б) с ярко выраженным стремлением к власти;
 а политическое лидерство:
 в) производное определенной социальной группы или ситуации;
 д) основывается на ожидании последователей реализации их интересов и определенных действий со стороны лидера.
 г) способ компенсации низкой самооценки
 
 
 26. Английский историк Т. Карлейль в работе «Герои, культ героев и героическое в истории» утверждает; что все исторические события — дело великих личностей. Масса — пассивный эле­мент, лишь тормозящий процесс развития. Как только массы берут верх над творческими личностями общества (особенно в моменты революционных переворотов, вызывающих хаос, анар­хию и нестабильность), наступает упадок цивилизации. Великие лидеры — «вожди тупоумной толпы, следующей за ними, точно, повинуясь велениям судьбы». Истинная же сущность всех социальных процессов состоит в том, чтобы «возвести на трон самого способного человека». Немецкий философ Г.В.Ф. Гегель ут­верждал, что политические цели, преследуемые великими людь­ми, содержат момент всеобщего, иными словами, выдающийся руководитель выражает историческую необходимость, «правду своего времени». Исторические события — результат творчест­ва и усилий вождей лишь в той степени, в какой вожди выражают потребности общественного развития.
 Что сближает подходы Карлейля и Гегеля к определению роли личности в истории?
 27. Немецкий философ Ф. Ницше утверждал, что общество де­лится на лидеров (духовную аристократию) и «недочеловеков». Участь последних — быть ведомыми. Происхождение лидерства двояко. Есть лидеры толпы (или ставленники толпы), лишь вы­ражающие интересы масс, но есть «подлинные герои — сверхчеловеки», толпу презлющие и исключающие возможность воздействия на себя со стороны. «Творческий инстинкт» героев, их стремление обладать властью и определяет смысл человечес­кой истории. Поэтому власть и способы ее достижения свободны от моральных ограничений, ибо «мораль — оружие слабых». Самореализация лидера и его идей важнее судеб тысяч последо­вателей — «недочеловеков». Французский социопсихолог Г. Тард считает, что все достижения цивилизации — результат деятельности великих лидеров. Огромное большинство их при­верженцев лишь подражают им. Главный закон социальной жизни — подражание толпы стилю и имиджу своего Лидера. Ве­ликий лидер есть проявление «высшей случайности», «высший источник социального развития». Чтобы иметь успех у последо­вателей, лидер должен постоянно держать их в нервно-психичес­ком возбуждении. Мнимое единодушие масс — просто слепое подражание лидеру, отсутствие которого обезглавливает толпу и делает ее недееспособной. Поэтому толпу могут возглавить и не «избранники, а отбросы». Толпа не рассуждает, но верит. Она находится под обаянием личности сильного лидера и презирает слабого за неспособности ею же командовать.
 Определите общие и различные черты в подходах ф. Ницше и Г. Тарда к пониманию природы человеческого общества и путей общественного развития. Сформулируйте свою позицию по вопросу о природе политического лидерства.
 28. По мнению М. Херманн, лидерство — «многостороннее по­нятие. Рассматривая его проявления, следует принять во внима­ние:
 
 
 а) характер самого лидера;
 б) свойства его конституентов (приверженцев, избирателей и всех политических субъектов, взаимодействующих с данным лидером);
 в) взаимосвязь между лидерами и его конституентами;
 г) контекст или конкретную ситуа­цию, в которой лидерство осу­ществляется»
 
 
 Покажите, как «работает» данное определение политического лидерства в условиях различных политических режимов.
 29. Что оказывает наибольшее влияние на характер политичес­кого лидерства?
 
 
 а) социально-экономическая ситуация в стране;
 б) факторы международного положения;
 в) психологические черты лидера;
 г) национальные традиции и обычаи;
 д) характер политической культуры общества;
 е) характер социальных отношений в обществе;
 ж) уровень институционализации власти;
 з) требования, предъявляемые ли­деру его окружением.
 
 
 30. Назовите критерии, которые используется для классифика­ции политических лидеров.
 31. Кто является создателем концепции трех форм господства (лидерства) — традиционного, харизматического и легального?
 
 
 а) Платон;
 б) Ж.Ж. Руссо;
 в) М. Вебер;
 г) Г. Алмонд.
 
 
 32. Каковы характерные черты типов лидерства:
 1) традиционного;
 2) харизматического;
 3) рационально-легального.
 а) деятельность в рамках установ­ленных норм и институтов;
 б) ориентация на сложившиеся правила и обычаи;
 в) стремление к «великим» целям;
 г) ориентация на рациональные цели;
 д) ориентация на радикальные из­менения существующей социальной и политической системы;
 е) ориентация на сохранение сущест­вующих в обществе отношений;
 ж) ориентация на соблюдение за­конности и правопорядка.
 33. Изучая харизматический тип лидерства (харизма, греч. — бо­жественный дар, боговдохновленность), немецкий политолог М. Вебер отмечал, что он исходит из веры в сверхъестественные способности вождя, культа его личности. Харизматический лидер должен быть в глазах общества фигурой гигантского историчес­кого масштаба, выполняющим «великую миссию». Сам лидер («великий кормчий», «корифей всех наук», «отец нации», «по­мазанник божий») должен рассматривать свою роль как «при­звание свыше». Такой тип лидерства характеризуется фанатич­ной преданностью масс, полной «самоотдачей» индивидов лич­ности лидера, верой в правоту избранной им цели и средств ее достижения, некритическим восприятием политических реалий. Взаимоотношения вождя и масс носит эмоциональный характер. В общественной жизни царит атмосфера постоянного напряже­ния сил, борьбы и свершений, требования героизма и самоотвер­женности, энтузиазма и преданности. Повиновение масс лидеру носит сугубо индивидуальный характер и не подкреплено силой закона, авторитетом, традицией или сословной иерархией.
 Основываясь на данной характеристике, приведите известные вам примеры харизматического типа лидерства из мировой и рос­сийской истории. Определите возможные перспективы возникновения и развития общественно-политических систем, использу­ющих харизматический взгляд на природу политического лидер­ства.
 34. Определите типологию и прокомментируйте основное содер­жание стилей лидерства, для которых подходят следующие вы­сказывания:
 а) «Лучший лидер тот, кто незаметен»;
 в) «Талант руководителя зависит от его способности использо­вать интеллектуальный и организационный потенциал своих по­мощников без боязни потерять собственный авторитет»;
 б) «Не надо думать, с нами тот, кто все за нас решит»;
 г) «Настоящий лидер всегда остав­ляет за собой право принять окончательное решение независимо от того, насколько он про­фессионально и глубоко знает обсуждаемый вопрос».
 35. По мнению американского политолога Дж. Барбера, всех государственных деятелей по стилю исполнения своей роли можно классифицировать на четыре основных типа:
 а) активно-позитивный стиль, ориентированный преимущественно на эффект и продуктивность своей деятельности;
 б) Активно-негативный стиль, ориентированный на удовлетворение собственных амбиций и самолюбование;
 в) пассивно-позитивный стиль, ориентированный на сохранение привязанности со стороны сторонников и последователей;
 г) пассивно-негативный стиль, ори­ентированный на минимальное участие в исполнении служебно­го долга.
 Какой тип лидерства присущ известным вам политическим деятелям?
 36. Н. Макиавелли рекомендовал правителям и государям, рас­считывающим сохранить свою власть, придерживаться определенных правил:
 — «Государь, действуя грубой силой, подобно животным, должен сочетать в себе качества льва и лисицы».
 — «Предусмотрительный государь не должен... исполнять своих обещаний и обязательств, если такое дополнение будет для него вредным».
 — «Государи должны обладать гибкой способностью, изменять свои убеждения сообразно обстоятельствам».
 — «Заставляя бояться себя, государи должны, однако, не возбудить против себя ненависти. Внушать страх, не возбуждая ненависти, для них очень выгодно...».
 — «При управлении людьми их необходимо или ласкать или угнетать... если уж приходится подданных угнетать, то делать это следует таким образом, чтобы отнимать от них всякую возмож­ность отмщения».
 Можно ли согласиться с подобными рекомендациями? Какие приоритеты положены в их основу? Назовите имена политических деятелей российской и мировой истории, которые в своей деятельности, так или иначе, следовали этим рекомендациям.
 37. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать совре­менный лидер?
 38. Как вы относитесь к точке зрения, согласно которой время великих политических лидеров прошло? Обоснуйте свое мнение.
 39. С помощью таблицы «Мотивация власти и тип личности» по­пытайтесь охарактеризовать доминирующие мотивы в поведении известных вам российских политических лидеров.
 
 
 Мотивация власти и тип личности*
 Преобладающая потребностьОтношение к властиУсловное обозначение типа личности
 Потребность в свободеВласть как стремление к неза­висимости и самостоятельностиНонконформист
 Гедонистические потребностиВласть как источник материаль­ного благополучия и других личных выгодКонформист
 Потребность в самоутвержденииВласть как преобладание, господ­ство над другими, источник престижа, высокого статуса, славыДиктатор
 Потребность в самовыраженииВласть как играАвантюрист
 Потребность быть личностьюВласть как служение людям, обществуДемократ
 
 * Каверин С.Б Потребность власти М, 1991 С. 19.
 Дискуссия.
 Альтернативы развития современной российской элиты и их последствия
 В политологической литературе предлагается несколько сцена­риев развития правящей элиты в современной России. Исходным при их разработке является выделение следующих внутриэлитных групп:
 а) госбуржуазия — высший управленческий персонал минис­терств и крупных госпредприятий;
 б) бюрократическая буржуазия — часть чиновничества, зани­мающаяся предпринимательством либо входящая в состав правле­ния частных компаний;
 в) частнопредпринимательская буржуазия — наиболее крупные собственники и предприниматели;
 г) госадминистрация — высшее чиновничество, нарождающая­ся группа бюрократии;
 д) региональные элиты — высшее руководство регионов и субъ­ектов Федерации.
 Характер возможных коалиций между этими группами способен оказать существенное влияние на политический процесс и форми­рующийся политический режим в России. Гипотетически возможны пять вариантов развития событий.
 1. Коалиция госадминистраторов и госбуржуазии начинает играть доминирующую роль внутри элиты, ее влияние на полити­ческое развитие усиливается. Если социальная база этой коалиции остается ограниченной или сузится, а роль госбуржуазии усилится, не исключено формирование авторитарного режима.
 2. К коалиции госадминистраторов и госбуржуазии присо­единяется часть частнопредпринимательской буржуазии. В этом случае возможно формирование гибридного режима, сочета­ющего в себе черты авторитаризма и демократии.
 3. Коалиция госадминистрации и госбуржуазии дополняется союзом с частнопредпринимательской буржуазией и опирается на зарождающийся средний класс. При таком раскладе политичес­ких сил вероятным итогом становится демократия.
 4. При коалиции госадминистраторов и бюрократической буржуазии, при решающей роли последней, может возникнуть олигархический авторитаризм, при котором государство становится личной собственностью и источником обогащения мафиозно-кор­поративных структур.
 5. Коалиция региональных элит и госадминистраторов, при определяющей роли ее первого компонента, может стать источни­ком образования региональных олигархий, стремящихся к созданию конфедеративного государственного устройства (см.: Чешков М «Вечно живая» номенклатура? // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 6.).
 Какие из перечисленных вариантов кажутся вам наиболее веро­ятными в современной России? Определите интересы наиболее ре­альной, на ваш взгляд, коалиции внутри правящей элиты. Соотнесите ее интересы с интересами:
 а) нарождающегося среднего класса;
 б) низкоквалифицированных слоев;
 в) маргинальных слоев;
 г) вашими личными.
 ЛИТЕРАТУРА
 Гайдар Е. Государство и эволюция М , 1995
 Дискин И.Е Россия социальная трансформация элиты и мотивация // Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития М, 1994
 Дискин И.Е. Адаптация населения и элит (институциональные посылки) // Об­щественные науки и современность 1997 №1
 Крыштановская О. Трансформация старой номенклатуры в новую россий­скую элиту // Общественные науки и современность 1995 № 1
 Лапина Н.Ю. Формирование современной российской элиты (проблемы пере­ходного периода) М, 1995
 Лэйн Д. Перемены в России: роль политической элиты // Социс 1996. № 4
 Рывкина Р.В. Влияние правящей элиты на ход и результаты экономических реформ//Социс. 1995 № 11
 Тест. Лидер
 Вам будет предложено 50 вопросов, к каждому из которых дано два варианта ответов. Выберите, пожалуйста, один из вариантов и пометьте его на бланке ключа.
 1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?
 а) да
 б) нет
 2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы?
 а) да
 б) нет
 3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положе­нию, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?
 а) да
 б) нет
 4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам руководить играми ваших маленьких друзей?
 а) да
 б) нет
 5. Испытываете ли вы большое удовольствие, когда вам удается убе­дить кого-либо, кто вам до этого возражал?
 а) да
 б) нет
 6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?
 а) да
 б) нет
 7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть творение небольшого числа выдающихся личностей»?
 а) да
 б) нет
 8. Испытываете ли вы настоятельную потребность в советчике, кото­рый бы мог направить вашу профессиональную активность?
 а) да
 б) нет
 9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в беседе с людьми?
 а) да
 б) нет
 10. Вам нравится, когда окружающие побаиваются вас?
 а) да
 б) нет
 11. Во всех обстоятельствах (рабочее собрание, дружеская компания) стараетесь ли вы занять за столом место, позволяющее вам легко кон­тролировать ситуацию и привлекать к себе некоторое внимание?
 а) да
 б) нет
 12. Вы уверены, что всегда производите впечатление импозантного че­ловека?
 а) да
 б) нет
 13. Считаете ли вы себя мечтателем?
 а) да
 б) нет
 14. Вы теряетесь, если люди не соглашаются с вашим мнением?
 а) да
 б) нет
 15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией рабочих (спортивных, развлекательных и т.д.) групп?
 а) да
 б) нет
 16. Как вы поступите в случае, когда мероприятие, организацией кото­рого вы занимались, не удается:
 а) радуюсь, если ответственность возложат на кого-то другого
 б) беру всю ответственность за решение, которое было принято, на себя
 17. Какое из двух мнений приближается к вашему собственному?
 а) настоящий руководитель должен сам делать дело, даже в мелочах
 б) настоящий руководитель должен уметь управлять
 18. С кем вы предпочитаете работать?
 а) с людьми покорными
 б) с людьми строптивыми
 19. Стараетесь ли вы избегать горячих дискуссий?

<< Пред.           стр. 6 (из 24)           След. >>

Список литературы по разделу