<< Пред.           стр. 8 (из 24)           След. >>

Список литературы по разделу

 Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация М., 1995. Гл. 7.
 Унпелев А.Г. Политология: власть, демократия, личность. М., 1994. Ч 1. Гл. 2.
 Шаран П. Сравнительная Политология. М., 1992. Ч. 1. Гл. X. Ч. II. Гл. XIV § 1
 Шварценберг Р.Ж. Политическая социология. М., 1992. Ч. II. С. 60—67-Ч. III. С, 86—130.
 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРА ТУРА
 Белов ГА. Политология. М., 1996. Гл. 7. § 6, 8.
 Голосов Г.В. Сравнительная политология Новосибирск. 1995. Гл. 5.
 Мухаев Р.Т. Политология М., 1997. Темы VI, VII.
 Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997. Лекция 8. § 2, 3.
 Денкэн Ж.М. Политическая наука. М., 1993. Ч. III. Гл. 3.
 Ашин Г.К. Элитизм и демократия // Общественные науки и современность. 1996. № 5.
 Блондель Ж. Политическое лидерство. Путь к всеобъемлющему анализу М 1992.
 Джордан Г. Группы давления, партии и социальные движения: есть ли потреб­ность в новых разграничениях? // Мировая экономика и международные отноше­ния. 1997. № 1.
 Зяблюк Н.Г. Лоббизм в США как политический институт // США экономика, политика, идеология 1995. № 1,2.
 Лапин Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества // Социс. 1997. №3.
 Ледон Дж. П. Правящий класс России: характерная модель // Международный журнал социальных наук. 1993. № 3
 Лоббизм в России: этапы большого пути // Социс. 1996. № 3, 4.
 Макаренко В.П. Групповые интересы и властно-управленческий аппарат: к методологии исследования // Социс. 1996. № 11.
 Перегудов С., Семененко И. Лоббизм в политической системе России // Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 9.
 Смирнов В. В., Зотов С. В. Лоббизм в России и за рубежом: политико-правовые проблемы // Государство и право. 1996. № 1.
 Тарусина И.Г. Элитисты и плюралисты в современной политической теории (Историографический анализ) // Полис. 1997. № 4.
 Шмиттер Ф. Неокорпоративизм // Полис. 1997. № 2.
 Тема 7
 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
 Цель семинарского занятия: изучение системного подхода к политике; анализ моделей политических систем Д. Истона и Г. Алмонда; определение структуры и функций политической системы; описание механизма; функционирования политической системы; формулирование критериев; типологизации политических систем; соотнесение понятий «политическая стабильность» и «политический риск» с моделью политической системы.
 Основные понятия: политическая система, окружающая среда, комму­никация, «вход» в систему и «выход» из нее, требования и поддержка, структура и функции политической системы, артикуляция и агрегирование интересов, политическая социализация и рекрутирование, процесс принятия решений, типы политических систем, политическая стабильность, по­литический риск.
 План семинара
 Теория политической системы.
 Политическая стабильность.
 Политический риск.
 Контрольные вопросы, задания, тесты
 1. Укажите, какие из приведенных понятий и определений соответствуют друг другу:
 
 
 а) политическая коммуникация;
 б) агрегирование инте­ресов;
 в) требования;
 г) структурная диффе­ренциация;
 д) «выход» политичес­кой системы;
 е) функции;
 ж) роль;
 з) «вход» в политичес­кую систему;
 и) политическая ста­бильность;
 к) политический риск;
 л) политическая систе­ма;
 м) поддержка;
 н) артикуляция интере­сов;
 о) эффективность политической системы;
 п) политический институт;
 р) адаптация.
 1) устойчивое состояние общества, позволяю­щее эффективно функционировать и разви­ваться в условиях внутренних и внешних воздействий, сохраняя при этом свою структуру и способность контролировать процесс общественных перемен;
 2) внешние по отношению к системе явления, прямо или косвенно воздействующие на нее;
 3) «наблюдаемые воздействия, имеющие целью адаптацию или регулирование дан­ной системы» (Р. Мертон), «доступная на­блюдению деятельность, которая формиру­ет политическую систему» (Г. Алмонд);
 4) относительно высокая степень разделения между структурами по функциональному признаку;
 5) совокупность реакций политической систе­мы, проявляющаяся в принятии формаль­но-правовых норм, решений и их реализа­ции;
 6) смоделированное поведение;
 7) «выражение мнения о том, что уполномо­ченные на то лица осуществляли или не осуществляли распределение в отношении какого-то указанного объекта» (Д. Истон);
 8) «совокупность взаимодействий, посредст­вом которых происходит властное распре­деление ценностей в обществе» (Д. Истон), «система взаимодействия, которая выпол­няет функции интеграции и адаптации по­средством применения или угрозы приме­нения легитимного насилия» (Г. Алмонд);
 9) процесс преобразования настроений, эмо­ций, чувств в рационально сформулирован­ные требования;
 10) вероятность нежелательных политических событий, учет которых необходим в поли­тике и экономике;
 11) лояльность по отношению к политическому со­обществу в целом, режиму и органам власти;
 12) приспособление политической системы к требованиям, 'исходящим от окружающей среды, выражающееся в изменении функ­ций, постановке новых целей и выработке новых подходов к решению проблем;
 13) распространение и передача политической информации, как между элементами поли­тической системы, так и между политичес­кой системой и окружающей средой;
 14) общая способность политической системы результативно реагировать на требования, создавать и размещать ценности;
 15) систематизированные и практически используемые формы политической деятель­ности и политических отношений на осно­ве определенных норм и процедур.
 
 
 2. Кто из политологов определил политическую систему как:
 а) совокупность взаимодействий, посредством которых происходит властное распределение ценностей в обществе;
 б) существующую во всех обществах систему взаимодействия, которая выполняет функции интеграции и адаптации посредством примене­ния или угрозы применения легитимного насилия;
 в) механизм для выявления и постановки проблем, а также для выра­ботки контроля за исполнением решений в сфере государственных отношений:
 
 
 1) М. Вебер;
 2) С. Липсет;
 3) Д. Истон;
 4) Ч. Мерриам;
 5) Г. Алмонд;
 6) В. Парето;
 7) Р. Макридис;
 8) Р. Михельс;
 9) М. Дюверже.
 
 
 3. Какие обстоятельства «подтолкнули» политологов к созданию теории политической системы?
 4. Теория политической системы основывается на общем систем­ном подходе. Назовите основные положения системного подхода:
 
 
 а) система — это совокупность взаимосвязанных между собой элементов, образующих некото­рое целостное единство;
 б) система — это сумма частей, ее составляющих;
 в) система — это относительно замкнутое, автономное целое;
 г) любая система взаимодействует с окружающей средой;
 д) любая система в большей или меньшей степени способна адаптироваться к окружающей среде;
 е) окружающая среда в незначи­тельной степени влияет на сис­тему;
 ж) между системой и окружающей средой не существует каких-либо взаимодействий.
 5. Д. Истон подразделял окружающую политическую систему среду на внутреннюю и внешнюю. К какой среде относятся:
 
 
 а) экологическая система;
 б) международные социальные системы;
 э) международные политические системы;
 г) биологическая система;
 д) международные биологические системы;
 е) социальные системы;
 ж) международная социальная структура;
 з) система культуры;
 и) международная экономическая система;
 к) демографическая система;
 л) международная система культу­ры;
 м) социальная структура;
 н) международная демографичес­кая система.
 
 
 Внутренняя средаВнешняя среда
 1. ….1. ….
 2. ….2. ….
 3. ….3. ….
 
 6. Какие из перечисленных элементов относятся к политической системе?
 
 
 а) политическая власть;
 б) экология;
 в) внешняя среда;
 г) политика;
 д) международное сообщество;
 е) политическая культура;
 ж) политические партии;
 з) государство;
 и) связь-коммуникация;
 к) политический результат.
 
 
 7. Дайте развернутое описание механизма функционирования по­литической системы.
 8. Что понимается под «входом» в политическую систему, а что — под «выходом»?
 9. Политическая система состоит из совокупности подсистем: ин­ституциональной, нормативной, коммуникативной. Раскройте содержание каждой из указанных подсистем.
 10. Какое значение имеет понятие «структура» в теории полити­ческой системы?
 11. Какое значение имеет понятие «функция» в теории полити­ческой системы?
 12. Могут ли неодинаковые структуры в различных политических системах выполнять сходные функции? Обоснуйте свой ответ.
 13. Могут ли внешне схожие структуры в различных политичес­ких системах выполнять сходные функции? Аргументируйте свой ответ.
 14. Могут ли различные структуры политической системы вы­полнять схожие функции? Обоснуйте свой ответ.
 15. Какие структуры выполняют коммуникативную функцию (т.е. связывают общество с правительством)?
 16. Опишите процесс выработки и принятия решений.
 17. Г. Алмонд выделяет функции «входа» и функции «выхода». Какие из перечисленных функций являются функциями «входа», а какие — функциями «выхода»?
 
 
 а) исполнение правил и норм;
 б) агрегирование интересов;
 в) определение правил (нормотворчество);
 г) политическая коммуникация;
 д) политическая социализация и рекрутирование;
 е) контроль за соблюдением пра­вил и норм;
 ж) артикуляция интересов.
 
 
 Распределите эти функции по соответствующим разделам таблицы:
 Функции «входа»
  Функции «выхода»
 
 1. ....1. ...
 2. ....2. ...
 3. ....3. ...
 
 18. Какие из названных ниже положений раскрывают смысл функции артикуляции интересов?
 а) «озвучивание» интересов средствами массовой информации;
 б) трансформация интересов от социальных групп к правительству;
 в) преобразование настроений, эмоций, чувств в рационально сформу­лированные требования.
 19. Какое из названных положений соответствует функции агре­гирования интересов?
 
 
 а) реализация поступивших в политическую систему требований;
 б) процесс согласования различ­ных интересов;
 в) преобразование требований в поддержку политической системы.
 
 
 20. Какое из нижеприведенных положений соответствует функ­ции коммуникации?
 
 
 а) информирование населения о проводимой политике;
 б) выработка новых норм и правил;
 в) принятие наиболее важных решений.
 
 
 21. Какие из перечисленных структур выполняют функцию арти­куляции интересов?
 
 
 а) правительство;
 б) группы интересов;
 в) суд;
 г) политические партии;
 д) законодательные органы;
 е) избирательные системы.
 
 
 22. Какие из названных структур выполняют функцию агрегиро­вания интересов?
 
 
 а) правительство;
 б) группы интересов;
 в) суд;
 г) политические партии;
 д) законодательные органы;
 е) избирательные системы.
 
 
 23. Какие из указанных структур формулируют нормы и правила политической системы?
 
 
 а) правительство;
 б) группы интересов;
 в) суд;
 г) политические партии;
 д) законодательные органы;
 е) избирательные системы.
 
 
 24. Какие из перечисленных структур осуществляют контроль за принятием решений?
 
 
 а) правительство;
 б) группы интересов;
 в) суд;
 г) политические партии;
 д) законодательные органы;
 е) избирательные системы.
 
 
 25. Д. Истон утверждал, что поступающие в политическую сис­тему импульсы подразделяются на требования и поддержку. Требования можно классифицировать на требования, касающие­ся распределения благ и услуг; требования, связанные с регули­рованием поведения; требования в сфере коммуникации и ин­формации. Раскройте содержание этих требований.
 26. Представьте модель политической системы, в которой отсут­ствует такой компонент как «требования». Опишите возможные варианты функционирования такой модели.
 27. Представьте модель политической системы, в которой поступаю­щие требования не агрегируются. Определите, к каким результатам может привести отсутствие функции агрегирования интересов.
 28. Как известно, политическая система «производит» политику. Заполните следующую таблицу, указав напротив определенного вида политики соответствующие цели и содержание.
 Вид политикиЦели политикиСодержание политики
 Экстраординарная («добывающая»)
 
 
 Дистрибутивная («распределяющая»)
 
 
 Процедурная («административная»)
 
 
 
 29. Какой из типов стабильности является идеальным и не встре­чается в действительности?
 
 
 а) абсолютная стабильность;
 б) статистическая стабильность;
 в) динамическая стабильность;
 г) мобилизационная стабильность.
 
 
 30. Различают адаптивную и неадаптивную политическую стабиль­ность. Какая из них основывается на легитимности, а какая — на пассивности масс при отсутствии политического кризиса?
 31. Означает ли наличие стабильности политической системы от­сутствие ее развития? Аргументируйте свое суждение.
 32. Какие из указанных условий способствуют укреплению поли­тической стабильности?
 
 
 а) наличие классового типа стратификации;
 б) высокие показатели экономического развития и удовлетворен­ность большинства общества своим уровнем жизни;
 в) способность политической системы адекватно реагировать на поступающие в нее требования, корректируя политику в соответ­ствии с ними;
 г) отсутствие политических прав и свобод в обществе;
 д) наличие устойчивых политических норм, разделяемых большинством общества;
 е) низкая степень институализации;
 ж) обеспечение возможности участия групп и индивидов в форми­ровании власти;
 з) отсутствие оппозиции;
 и) признание военными гражданской власти или, как минимум, нейтральное к ней отношение;
 к) легитимность политической власти;
 л) отсутствие требований, предъявляемых к системе;
 м) устойчивая и эффективная сис­тема политической социализа­ции.
 
 33. Среди методов, используемых для обеспечения политической стабильности, выделяют: социально-политическое маневрирова­ние; политическое манипулирование; диалог с оппозицией; при­менение силы. Дайте развернутую характеристику каждому из указанных методов. В каких случаях они применяются? Сопо­ставьте их по степени результативности.
 34. Что характеризует фактор политического риска?
 а) степень политической стабильности;
 б) некоммерческие риски;
 в) степень учитываемости требова­ний политической системой;
 г) вероятность сохранения политической стабильности;
 д) характер коммуникации в поли­тической системе.
 35. С помощью каких параметров характеризуется:
 а) экстралегальный риск;
 б) легально-правительственный риск;
 в) изменения в законодательстве;
 г) революция, война, забастовки;
 д) выборы;
 е) военный переворот;
 ж) влияние радикальных сил на общество;
 з) контроль за ценами;
 и) культурные ценности;
 к) налоговая политика.
 36. Американский политолог С. Липсет предложил типологизацию политических систем, основанную на двух параметрах: эф­фективности и легитимности. В соответствии с ними он выделил четыре типа политических систем: эффективные и легитимные, эффективные и нелегитимные, неэффективные и легитимные, неэффективные и нелегитимные. Этим типам политических сис­тем соответствуют три уровня стабильности. Стабильными счи­таются политические системы, в которых власть и эффективна, и легитимна. Политические системы, в которых отсутствует один из параметров (эффективность и легитимность), причисляются к относительно стабильным/нестабильным. В случае неэффек­тивности и нелегитимности власти политическая система неста­бильна.
 Попытайтесь определить уровень политической стабильнос­ти для России. Для этого необходимо знать:
 1) уровень легитимности власти;
 2) уровень эффективности власти.
 Эффективность власти вы можете рассчитать по следующей формуле:
 где ПЭВ — показатель эффективности власти;
 ai — важность реализованных решений;
 aj — важность нереализованных решений;
 Ri — реализованные решения;
 Rj — нереализованные решения;
 N — общее количество принятых решений.
 Если полученный вами ПЭВ > 0, то власть эффективная. Если ПЭВ < 0, то власть — неэффективна. Степень эффективности/не­эффективности власти можно определить с помощью шкалы от –1 до +1.
 Деловая игра.

<< Пред.           стр. 8 (из 24)           След. >>

Список литературы по разделу