<< Пред.           стр. 1 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу

 ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ САНИТАРИИ
 ДЛЯ ПАРИКМАХЕРСКИХ
 I. Общие положения
 1.1 Настоящие Правила обязательны для всех парикмахерских.
 1.2 Настоящие Правила должны соблюдаться при проектировании и строительстве новых предприятий, реконструкции существующих, реконструкции действующих, эксплуатации действующих предприятий и оборудования.
 Прием в эксплуатацию новых и реконструированных парикмахерских производится специальной комиссией с участием представителей Госсанинспекции и технической инспекции труда профсоюза и коммунально-бытовых предприятий.
 1.3 Все издаваемые и действующие инструкции по технике безопасности и производственной санитарии должны соответствовать требованиям настоящих Правил.
 1.4 Весь административно-технический персонал предприятий должен хорошо знать данные Правила и руководствоваться ими в работе.
 Работники, виновные в нарушении настоящих Правил или не принявшие соответствующих мер к выполнению предъявленных требований, привлекается к ответственности, согласно действующему законодательству; незнание настоящих Правил не может служить оправданием их невыполнения.
 1.5 Ни одно из положений настоящих Правил не может быть не может быть изменено без специального разрешения президиума ЦК профсоюза рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий.
 II. Основные обязанности административно-технического персонала объединения парикмахерского хозяйства по обеспечению безопасных условий труда
 2.1 Общее руководство и ответственность за состояние охраны труда в объединениях парикмахерских услуг возлагаются на директора, который обязан:
 2.1.1 Осуществлять руководство работой по охране труда, соблюдению законодательства о труде и по выполнению постановлений и распоряжений вышестоящих организаций и директивных документов по вопросам охраны труда;
 2.1.2 Осуществлять руководство работой во всех подразделениях в строгом соответствии с действующими положениями, правилами и нормами техники безопасности и производственной санитарии;
 2.1.3 Разрабатывать перспективные и текущие планы мероприятий по технике безопасности и соглашения по охране труда, заключаемые с профсоюзными органами;
 2.1.4 Не допускать ввод в эксплуатацию парикмахерских до полного их оборудования и устройства санитарно-бытовых помещений, оснащенных вентиляцией, отоплением, предусмотренными проектами и действующими нормами и правилами, а также без приемки их соответствующей комиссией.
 2.1.5 Обеспечивать парикмахерские необходимыми материально-техническими средствами для выполнения мероприятий по технике безопасности и оздоровлению условий труда;
 2.1.6 Выполнять предписания органов государственного надзора, санитарно-эпидемиологических служб, технической инспекции труда профсоюза дальнейшему улучшению условий труда,
 2.1.7 Обеспечивать нормальную работу и использование по назначению санитарно-бытовых помещений, снабжать работников бесплатной спецодеждой, спецобувью, индивидуальными защитными средствами в соответствии с действующими нормами;
 2.1.8 Организовывать своевременное обучение руководителей подразделений и всех работающих правилам и нормам техники безопасности производственной санитарии и трудовому законодательству, обеспечивать их инструкциями, правилами, нормами и другой необходимой литературой, а также вести широкую пропаганду безопасных приемов и методов труда;
 2.1.9 Организовывать проведение медицинского осмотра рабочих и служащих в соответствии с существующим положением, назначать приказом по объединению лиц, ответственных за состояние и безопасную эксплуатацию зданий, подконтрольных органам Госгортехнадзора и Госэнергонадзора, участвовать в расследовании обстоятельств и причин несчастных случаев на производстве и обеспечивать выполнение мероприятий по их предупреждению..
 2.1.10 Принимать меры по ликвидации причин травматизма и сообщать о несчастных случаях в соответствии с действующим "Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве".
 2.1.11 Привлекать к ответственности в установленном порядке лиц, нарушающих трудовое законодательство, правила и нормы техники безопасности и производственной санитарии или выполняющих приказы и другие директивные документы об охране труда. Периодически проводить собрания по вопросам охраны труда с анализом причин производственного травматизма и заболеваний, разрабатывать меры по их устранению.
 2.2 Ответственность за организацию работы по охране труда в объединениях парикмахерского хозяйства, в районных и городских производственных управлениях возлагается на главного инженера, заместителя начальника, который обязан:
 - своевременно предоставлять в вышестоящие хозяйственные и статистические органы отчеты о выполнении мероприятий по охране труда, об освоении средств, ассигнованных на эти цели, о состоянии производственного травматизма, о работе по внедрению на предприятиях стандартов безопасности труда
 - в суточный срок рассматривать и утверждать акты о несчастных случаях на производстве с принятием необходимых мер по устранению причин, вызвавших несчастные случаи. Направлять по одному экземпляру утвержденного акта начальнику цеха, комитету профсоюза, техническому инспектору труда профсоюза и коммунально-бытовых предприятий.
 2.3 Заведующий парикмахерской (салоном) обязан:
 - осуществлять систематический контроль за безопасностью труда работающих, за своевременным и качественным проведением инструктажей в соответствии с ГОСТом;
 - обеспечивать исправное состояние оборудования, аппаратов, инструмента, надлежащее состояние рабочих мест, производственных помещений и мест общего пользования, не загромождать доступы к пожарным кранам и первичным средствам пожаротушения;
 - осуществлять контроль за своевременной выдачей работающим положенной им санитарно-гигиенической одежды, за своевременностью и качеством ее стирки, чистки и ремонта;
 - контролировать прохождение сотрудниками медицинских осмотров;
 - выполнять требования контролирующих органов, обеспечивать устранение выявленных при проверке нарушений норм и правил охраны труда;
 - сообщать вышестоящему руководству объединения и профсоюзному комитету о каждом несчастном случае, в течение 24 часов расследовать совместно с общественным инспектором и инженером по охране труда или лицом, на которое возложены эти обязанности, несчастный случай, выяснить его обстоятельства и причины, а также определить мероприятия, предупреждающие повторение подобных случаев. Составлять в 4-х экземплярах акт по форме Н-1 и направлять руководителю объединения.
 
 Заведующий (директор) парикмахерской должен иметь по технике безопасности не ниже III квалификационной группы.
 III. Требования к территории
 Территория, прилегающая к парикмахерским, должна соответствовать "Санитарным нормам проектирования промышленных предприятий", а также Нормам и правилам пожарной безопасности.
 IV. Требования к санитарно-бытовым помещениям
 4.1 В помещениях предприятий парикмахерского хозяйства в соответствии с требованиями СниП-92-96 "Вспомогательные здания и помещения промышленных предприятий" и "Норм технологического проектирования парикмахерских" должны иметься: гардеробные (для работающих), умывальные, душевые (с ванной для ног), уборные, помещения для личной гигиены женщин, комнаты отдыха и приема пищи.
 4.2 Санитарно-бытовые помещения должны содержаться в чистоте и периодически подвергаться дезинфекции в сроки, согласованные с органами санитарного надзора.
 4.3 Запрещается использование санитарно-бытовых помещений не по назначению.
 
 Гардеробные
 4.4 Гардеробные предназначены для хранения уличной, домашней и рабочей одежды.
 4.5 Для хранения уличной, домашней и рабочей одежды должны предусматриваться двойные запираемые шкафы.
 4.6 Каждое отделение шкафа должно быть оборудовано штангой для плечиков, полками для головных уборов, обуви, туалетных принадлежностей.
 4.7 Хранение уличной и домашней одежды в производственных помещениях независимо от числа рабочих мест запрещено.
 
 Уборные
 4.8 Уборные должны размещаться на расстоянии, не превышающем 75 м от наиболее удаленного места, а при устройстве их вне здания расстояние не должно превышать 150 м.
 4.9 Уборные в многоэтажных производственных зданиях должны быть на каждом этаже.
 При количестве работающих на двух смежных этажах до 30 человек уборная может быть расположена только на одном из этажей с наибольшим количеством.
 4.10 Вход в уборную должен устраиваться через тамбур с самозакрывающейся дверью. В тамбуре должны предусматриваться умывальники, вешалки с чистыми полотенцами или электрополотенцами, полочками для кускового или сосуды для жидкого мыла.
 4.11 Количество умывальников следует определять из расчета - один умывальник на 4 унитаза и 4 писсуара.
 4.12 Количество санитарных приборов - напольных чаш (унитазов) и писсуаров в женских и мужских уборных должно приниматься в зависимости от количества пользующихся уборной в наиболее многочисленной смене из расчета 15 человек на один санитарный прибор.
 
 Умывальные
 4.13 Умывальные должны размещаться смежно с гардеробными специальной одежды, общими гардеробными или на предусматриваемой для этой цели площади в гардеробных.
 4.14 Умывальники могут применяться одиночные и групповые. Каждый умывальник оборудуется смесителем горячей и холодной воды.
 4.15 Умывальные должны быть оборудованы воздушными осушителями рук, полочками для мыла, крючками для одежды и полотенец.
 4.16 Количество кранов в умывальных следует определять по количеству работающих в наиболее многочисленной смене в соответствии со строительными нормами и правилами.
 
 Душевые
 4.17 Душевые должны располагаться так, чтобы выходящие из душевой не встречались с входом в гардеробную.
 4.18 При душевых следует предусматривать помещения, оборудованные скамьями для переодевалок, вешалками с крючками для одежды и полотенец, полочками для туалетных принадлежностей.
 4.19 Душевые кабины должны отделяться друг от друга перегородками из влагостойких материалов высотой 1,8 м не доходящими до пола на 0,2 м.
 4.20 Количество душевых определяется по количеству работающих в наиболее многочисленной смене в зависимости от производственного процесса в соответствии со строительными нормами и правилами.
 4.21 Душевые кабины должны быть оборудованы смесителями холодной и горячей воды.
 4.22 Температура воздуха в душевой должна быть не ниже +250С.
 4.23 Порядок пользования душевыми устанавливает администрация.
 
 Ножные ванны
 4.24 Ножные ванны следует размещать в преддушевых, умывальных или в гардеробных на предусмотренной для этой цели площади.
 4.25 Количество ножных ванн следует определять по количеству работающих в наиболее многочисленной смене, исходя из расчета 50 мужчин или 40 женщин на одну ванну.
 4.26 Ножные ванны должны быть оборудованы смесителями холодной и горячей воды.
 4.27 При ножных ваннах должны быть табуреты, вешалки для полотенец и полочки для туалетных принадлежностей.
 
 Помещения личной гигиены женщин
 4.28 Помещение личной гигиены женщин может быть оборудовано при здравпункте.
 4.29 В помещениях для личной гигиены женщин должны предусматриваться места для раздевания; процедурные кабины, оборудованные гигиеническими душами с индивидуальными смесителями холодной и горячей воды; умывальники с подводкой холодной и горячей воды.
 
 Помещение для отдыха и приема пищи
 4.30 Площадь комнаты для отдыха и приема пищи должна определяться из расчета 1 м2 на каждого работающего, но должна быть не менее 12 м2.
 4.31 Комната для отдыха и приема пищи должна быть оборудована умывальником, холодильником, электрокипятильником, необходимой мебелью.
 4.32 Учитывая специфику работы объединений парикмахерских услуг оборудовать в них столовые, раздаточные и буфеты нецелесообразно.
 V. Медицинское обслуживание работающих
 Предприятия с количеством работающих 300 человек и более должны иметь фельдшерские здравпункты.
 Если количество работающих менее 300 человек, предприятие по согласованию с местными органами здравоохранения может иметь средства, необходимые для оказания первой медицинской помощи, аптечки с медикаментами и перевязочными средствами.
 
 VI. Требования к устройству, расположению, содержанию рабочих мест
 6.1 Общие требования
 6.1.1 Оборудование парикмахерских должно быть размещено в соответствии с действующими "Санитарными правилами по устройству, оборудованию и содержанию парикмахерских" и "Нормами технологического проектирования парикмахерских".
 6.1.2 Установка дополнительного оборудования, не предусмотренного проектом, допускается только с разрешения технической и санитарной инспекции.
 6.1.3 При установке оборудования необходимо соблюдать следующие минимальные расстояния:
 - между параллельными рядами туалетов (задними стенками), расположенными фронтами друг против друга - 4500 мм;
 - между рядами туалетов (задними стенками), расположенными друг за другом - 2500мм;
 - от кресел с сушуарами до рабочих мест - 1500мм;
 - между фронтами кресел с сушуарами - 2000мм.
 6.1.4 Расстояние между креслами туалетов (по оси) - 1,8 м, от крайнего кресла до стены - 0,7 м.
 6.1.5 Аппараты для сушки волос могут размещаться в рабочем зале, на расстоянии не менее 1,65 м от парикмахерских туалетов. Количество должно составлять в женском зале два аппарата на одно рабочее место, а в мужском зале один аппарат на два рабочих места.
 Педикюрный и маникюрный кабинеты должны располагаться в отдельном, специально оборудованном помещении.
 Учитывая специфику работы, требующую большого зрительного напряжения и точности выполнения операций, кабинеты рекомендуется оборудовать в помещением с достаточным количеством естественного света.
 Кабинеты должны иметь холодное и горячее водоснабжение.
 VII. Требования к производственным и подсобным помещениям
 7.1 Производственные и подсобные помещения парикмахерских должны соответствовать требованиям "Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий" и "Нормы технологического проектирования парикмахерских".
 7.2 Парикмахерские следует размещать в зданиях общественных и торговых центров, домах бытовых услуг городского и сельского типа, комплексных приемных пунктах, вокзалах, банях, в первых этажах жилых домов, а также в отдельно стоящих зданиях.
 При размещении в жилом доме парикмахерская должна иметь изолированный вход.
 7.3 Подвальные этажи зданий могут быть использованы только как подсобные помещения.
 7.4 Использование помещений парикмахерских для других видов обслуживания не разрешается.
 7.5 В вестибюле или зале ожидания допускается устройство киосков для продажи парфюмерии и косметических товаров.
 7.6 Парикмахерские на одно-два рабочих места допускается устраивать в одной комнате площадью 15-25 м2 с выделением подсобного отсека легкой перегородкой высотой 1,8-2,0 м.
 7.7 В парикмахерских на пять рабочих мест допускается совмещение вестибюля с гардеробом и залом ожидания.
 Площадь помещений для парикмахерских следует определять по таблице, которая составлена в соответствии с "Нормами технологического проектирования парикмахерских".
 Высота помещений парикмахерских должна составлять не менее 3,3 м, высота бытовых и складских помещений не менее 2,7 м.
 7.8 В парикмахерских (с количеством мест более 5) оборудуются два наружных входа для посетителей и служебный. Входы должны иметь тамбуры с тепловой воздушной завесой глубиной не менее1,2 м и шириной не менее полуторной ширины входной двери. Тамбуры следует предусматривать с поворотными входами. Устройство в тамбурах ступеней и порогов, а также вращающихся дверей не допускается.
 7.9 Санитарные требования к содержанию парикмахерских.
 7.9.1 Стены и потолки всех помещений парикмахерских должны быть гладкими, ровными, удобными для очистки.
 Характеристика внутренней отделки помещений парикмахерских дана в таблице, которая составлена в соответствии с "Нормами технологического проектирования парикмахерских".
 7.9.2 В залах ожидания, рабочих залах, подсобных помещениях для застилки полов используется линолеум, релин и пр., допускаются паркетные и дощатые полы. Последние должны быть хорошо прошпаклеваны и окрашены, а также в душевых, туалетах и кладовых для использованного белья должны быть полы из метлахской плитки; использовать другие материалы для покрытия пола можно только с разрешения органов санитарного надзора. Стены и полы помещений для мытья головы должны иметь гидроизоляцию.
 7.9.3 Во всех помещениях парикмахерских ежедневно до начала работы или после окончания должна производиться тщательная влажная уборка, в течение рабочего дня производится текущая уборка, а один раз в месяц парикмахерская должна закрываться на одну смену на "санитарный день". Для дезинфекции при уборке парикмахерской следует применять 0,5%-ый осветленный раствор хлорной извести.
 7.9.4 Остриженные волосы необходимо собирать в мешок из крафтбумаги и складывать в подсобное помещение.
 После окончания рабочего дня волосы и другие отходы должны быть вынесены в контейнер для мусора, а затем специальным транспортом вывезены на свалку промышленных отходов.
 7.9.5 Работники по уборке производственных помещений должны быть обеспечены всем необходимым (пылесосом, содой, формалином, моющими средствами). Для хранения инвентаря, предназначенного для уборки, должны быть выделены отдельная кладовая или шкаф. Не реже одного раза в три месяца должна проводиться генеральная уборка всех помещений парикмахерской, во время которой должна быть проведена уборка. Проверка и устранение неисправной осветительной, отопительной и др. систем. А также мелкий ремонт внутренней части помещения и другие текущие работы. Администрация совместно с представителями профсоюзного комитета заранее составляет план работ по указанным мероприятиям.
 7.9.6 К проведению генеральной уборки и санитарного дня привлекается весь персонал парикмахерских. В помещениях обметается пыль со стен и потолков, моются люстры и плафоны настенных светильников, радиаторы отопления, окна и двери. Умывальные раковины в рабочем зале и подсобном помещении тщательно чистятся, моются и дезинфицируются 0,5%-ым раствором хлорамина; стены и полы, уборная дезинфицируются осветленным раствором хлорной извести. Бачки для использованного белья моются, наводится порядок в индивидуальных шкафчиках и тумбочках парикмахеров. Во время уборки помещения парикмахерской должны проветриваться.
 7.10 Требования к складским помещениям.
 7.10.1 Склад должен быть изолирован от производственных помещений и отвечать требованиям пожарной безопасности.
 7.10.2 Складские помещения оборудуются стеллажами для хранения материалов и шкафами (сейфами) для хранения легковоспламеняющихся жидкостей и материалов.
 7.10.3 Полученные материалы должны храниться только в кладовых, отвечающих противопожарным требованиям. Хранение материалов вне кладовых запрещается.
 7.10.4 В складских помещениях должен быть обеспечен свободный подход к каждому предмету.
 7.10.5 Химические материалы должны храниться в исправной, хорошо закрывающейся таре и иметь прочно приклеенные этикетки с названием содержимого на русском и соответствующем национальном языках. Хранение химикатов и растворов в открытом виде и в таре без надписи запрещается.
 7.10.6 Химические материалы в стеклянной упаковке следует хранить в корзинах или ящиках, 30%-ый пергидроль - в толстенных сосудах из стекла или полиэтилена.
 7.10.7 Химикаты следует хранить по принципу однородности в соответствии с их физико-химическими и пожароопасными свойствами.
 7.10.8 Двери складских помещений должны открываться наружу. Загромождать выход из склада запрещается.
 7.10.9 Расстояние от светильников до химикатов в складских помещениях должно быть не менее 0,5 м. светильники должны быть оборудованы стеклянными защитными колпаками.
 7.10.10 В парикмахерских, где отсутствуют специальные кладовые легковоспламеняющиеся жидкости храниться в металлических емкостях.
 7.10.11 Склады и их территории необходимо содержать в чистоте и порядке. Освобожденная тара и упаковочные материалы должны быть вывезены со склада.
 7.10.12 В помещении склада запрещается: курить, пользоваться открытым огнем и применять для обогрева электроприборы с открытыми элементами; для курения должны быть оборудованы специальные места.
 7.10.13 Для обесточивания электросети склада должен быть предусмотрен рубильник, помещенный в запирающийся ящик вне помещения склада.
 Заведующий складом перед окончанием работы должен лично произвести обход всех складских помещений и, убедившись в пожарной безопасности, обесточить электросеть и закрыть склад.
 7.10.14 на видном месте должна быть вывешена инструкция по правилам хранения и обращения с химикатами.
 
 VIII. Отопление и вентиляция
 8.1 Производственные и вспомогательные помещения должны быть оборудованы отоплением и приточно-вытяжной вентиляцией, в соответствиями с требованиями "Норм технологического проектирования парикмахерских", "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха", обеспечивающими допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха согласно ГОСТу "Воздух рабочей зоны", "Общие санитарно-гигиенические требования".
 8.2 Система вентиляции должна соответствовать ГОСТу "ССБТ. Системы вентиляционные. Общие требования".
 8.3 К эксплуатации допускаются только те вентиляционные системы, которые полностью прошли предпусковые испытания, приняты комиссией и имеют инструкцию по эксплуатации, согласно ГОСТу.
 8.4 Плановые осмотры и проверки соответствия вентиляционных систем требованиям ГОСТ должны проводиться по графику, утвержденному главным инженером парикмахерских услуг.
 8.5 Помещения для вентиляционного оборудования должны запираться, а на дверях должны быть вывешены таблички с надписями, запрещающими вход посторонним лицам.
 Хранить в этих помещениях материалы, инструменты и другие посторонние предметы, а также использовать эти помещения не по назначению запрещается.
 8.6 ответственность за эксплуатацию вентиляционных установок и их исправное состояние несет заведующий парикмахерской или дежурный электромонтер.
 8.7 Контроль за работой вентиляции, ее включение и выключение осуществляется бригадирами в соответствии с распоряжением заведующего парикмахерской.
 8.8 К эксплуатации вентиляционных систем допускаются лица, имеющие соответствующую квалификацию и прошедшие инструктаж по технике безопасности.
 8.9 Расчетная температура воздуха в помещениях парикмахерской и кратности норм воздухообмена для различных помещений должны соответствовать нормам.
 8.10 Шум от работы вентиляционных установок в помещениях парикмахерских (а при аренде помещения и в жилых помещениях) не должен превышать предельных уровней, установленных ГОСТом "Шум, Общие требования безопасности", "Санитарными нормами допустимого шума в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки" и "Нормами технологического проектирования парикмахерских".
 8.11 В окнах всех помещений парикмахерских устанавливаются открывающиеся фрамуги, площадь которых должна быть не менее 1,6 площади окон. Фрамуги должны иметь удобные приспособления для открывания и закрывания.
 8.12 В парикмахерских на 3 рабочих места допускается естественная вентиляция через форточки и фрамуги, а в парикмахерских на 10 рабочих мест - механическая вытяжная вентиляция с неорганизованным поступлением приточного воздуха. В этом случае кратность по вытяжке в рабочей зоне равна двум.
 8.13 В парикмахерских на 30 и более рабочих мест рекомендуется в IV климатическом районе устройство кондиционирования воздуха.
 8.14 При обнаружении ударов или вибрации вентиляционное оборудование должно быть выключено.
 8.15 При возникновении пожара и во избежание его дальнейшего распространения, вентиляционная система должна быть отключена.
 8.16 Проверка вентиляционных качеств дежурным электромонтером должна производиться не реже одного раза в месяц с занесением результатов осмотра в журнал.
 8.17 Камеры циклонов и воздухоотводы следует периодически очищать от пыли, волос, отходов и пр. очистка вентиляционных систем должна производиться в установленные графиком сроки.
 8.18 К эксплуатации печного отопления в парикмахерских сельской местности допускаются специально выделенные и обученные лица, прошедшие инструктаж по пожарной безопасности.
 8.19 Топка печей должна осуществляться только из подсобного или вспомогательного помещения.
 8.20 Деревянные полы перед печью должны быть застелены листовым железом размером не менее 50х70 см.
 8.21 Не разрешается пользоваться электроплитой для обогрева помещения.
 8.22 Перед началом отопительного сезона печи должны быть отремонтированы.
 8.23 Очистка печей и дымоотходов от сажи и их текущий ремонт должны производиться регулярно. Срок чистки необходимо согласовать с местным пожнадзором. Отметку об очистке дымоходов и печей и сведения об их текущем ремонте нужно вносить в специальный журнал.
 8.24 В залах парикмахерского обслуживания отопление должно обеспечивать постоянную и равномерную температуру в пределах от +18 до +200 С. в помещении для сушки волос и мытья головы температура должна быть не ниже +220 С.
 8.25 Топка печей должна производиться в часы, установленные администрацией.
 
 IX. Требования к освещению
 9.1 Естественное и искусственное освещение предприятий должно соответствовать требованиям "Естественное и искусственное освещение".
 9.2 Во всех производственных и вспомогательных зданиях и помещениях парикмахерских (салонах) с максимальной эффективностью должно быть использовано естественное освещение.
 9.3 Для искусственного освещения производственных и вспомогательных помещений парикмахерских, должны быть использованы светильники с люминесцентными лампами белого цвета типа ЛБ, за исключением помещений косметических кабинетов (педикюрный, маникюрный, помещение для окраски волос), где для различения цвета надлежит применять лампы типа ЛДЦ или ЛЕ.
 9.4 Светильники общего освещения следует располагать в помещениях исходя из условий создания равномерной освещенности, при которой должны быть обеспечены:
 - защита глаз работающих от резкого света;
 - безопасность и удобство обслуживания светильников;
 - надежность их крепления;
 - наименьшая протяженность и удобство монтажа групповой осветительной сети.
 9.5 Рабочие залы парикмахерских не рекомендуется ориентировать на юго-запад и запад. Окна, обращенные на солнечную сторону, должны иметь защитные приспособления (козырьки, жалюзи, шторы и др.)
 9.6 Окна и другие световые проемы запрещается загромождать материалами, оборудованием и другими предметами.
 9.7 На рабочих местах парикмахеров и в кабинетах декоративной косметики следует предусмотреть местное освещение с использованием ламп накаливания. Светильники местного освещения должны иметь отражатели из металла, покрытого светотехнической эмалью, или рассеиватели, обеспечивающие защитный угол не менее 300 по отношению к рабочему месту парикмахера. Применение открытых ламп запрещается.
 9.8 На случай аварии основного освещения помещения парикмахерских должны быть обеспечены эвакуационным освещением.
 9.9 Арматура светильников должна не реже двух раз в месяц очищаться от пыли и грязи.
 
 X. Санитарно-гигиенические требования
 10.1 Парикмахерские должны быть оборудованы всеми видами санитарно-технических устройств - водопроводом, канализацией, вентиляцией.
 10.2 Перед началом работы с каждым посетителем парикмахер на виду у посетителя должен вымыть руки с мылом.
 10.3 Инструменты, используемые в парикмахерской, должны быть изготовлены из материалов, легко поддающихся дезинфекции.
 10.4 Обслуживание посетителей в парикмахерской должно производиться продезинфицированными инструментами, для чего необходимо:
 - бритвы, ножницы, инструменты для маникюра опускать в спирт (денатурированный или гидролизный) крепостью 700;бритвы после каждой правки на ремне или оселке подвергать дезинфекции;
 - спирт, предназначенный для дезинфекции инструментов, наливать в широкогорлый сосуд с пробкой или плотно закрывающейся крышкой и использовать не более чем на 150 процедур.
 Посуда со спиртом, в которой дезинфицируется парикмахерский инструмент, должна иметь объем 100 мл, а для дезинфекции маникюрных инструментов - 50 мл.
 10.5 Для дезинфекции инструментов необходимо следить за тем, чтобы режущая поверхность была полностью погружена в спирт. Расход спирта на одного посетителя проводится в соответствии с действующими "Нормами расхода материалов для парикмахерских".
 10.6 Машинки для стрижки и металлические расчески должны обрабатываться спиртовой горелкой.
 10.7 Инструменты и предметы из пластмассы (щетки, расчески) дезинфицируются 0,.5%-ым раствором хлорамина в течение 10-15 мин. Раствор наливается в пластмассовые банки с крышками емкостью не менее 500 мл и заменяется свежим не реже одного раза в 5 дней. У каждого мастера должно быть два набора щеток и расчесок.
 Бритвенные приборы и чашки для маникюра моются проточной горячей водой с мылом и содой и опускаются в кипяток.
 Педикюрный и косметический инструмент кипятится 15-20 минут в электростерилизаторе после использования и затем хранится в спирте.
 Кипячение инструментов можно заменить прожиганием, для чего инструмент погружают в спирт и прожигают.
 Режущая часть электрической машинки подвергается кипячению, пластмассовый корпус протирается 0,5%-ым раствором хлорамина.
 Пилочки для маникюра протираются спиртом.
 Зажимы и бигуди в конце смены моются в теплой мыльной воде.
 10.8 Инструменты хранятся на рабочем месте или в шкафах. Инструменты для маникюра и педикюра во время работы хранятся в лотке, в нерабочее время - в специальных футлярах.
 10.9 Парикмахерская должна иметь необходимый запас бритвенных кистей. К употреблению допускаются бритвенные кисти, обработанные в дезинфекционных лабораториях.
 На одно кресло в мужском зале парикмахерской необходимо иметь 60 кистей, из которых 20 чистых должно быть в парикмахерской ежедневно к началу рабочего дня.
 Чистые кисти, упакованные в бумажные пакеты, хранятся в парикмахерской в специальном шкафу. Перед бритьем мастер вскрывает пакет в присутствии посетителя.
 Пользоваться нестерилизованными кистями для бритья и употреблять их повторно без дезинфекции запрещается.
 Бывшие в употреблении кисти промываются, складываются в специальную эмалированную посуду и в течение суток отправляются для дезинфекции. Качество обработки кистей контролируется органами санитарного надзора.
 10.10 Парикмахерская должна иметь запас белья и использовать его в соответствии с действующими "Нормами расхода материалов, парфюмерии, белья и инструментов для парикмахерских".
 10.11 Перед началом работы мастер должен укрыть клиента чистым пеньюаром, закрыть его чистой салфеткой, а в подголовник кресла - бумажной или хлопчатобумажной салфеткой, сменяемой после каждого посетителя. Парикмахерская должна иметь следующий запас белья на каждое рабочее место:
 мужской зал - 200 салфеток, 30 пеньюаров, 20 полотенец;
 женский зал - 30 салфеток, 20 пеньюаров, 20 полотенец;
 маникюр - 30 салфеток, 6 полотенец.
 Треть белья должна всегда находиться в чистом виде в парикмахерской, треть - в прачечной, остальное белье - в пути между прачечной и парикмахерской.
 Использованное белье передается в подсобное помещение.
 До отправки в прачечную белье необходимо подсушить и очистить от волос.
 Стряхивание волос с пеньюара и салфеток в рабочем зале запрещается.
 10.12 Работникам парикмахерской выдается санитарно-гигиеническая одежда согласно утвержденным нормам.
 10.13 В парикмахерской должно быть обеспечено раздельное хранение чистого и использованного белья:
 - чистое белье хранится в закрытых шкафах или специальных кладовых;
 - использованное белье собирается в бачки или ящики с плотно закрывающимися крышками.
 10.14 Хранение в одной тумбочке или шкафу чистого или использованного белья запрещается.
 10.15 Стирка парикмахерского белья и халатов производится только в прачечной.
 10.16 Для остановки кровотечения при порезах или ссадинах применяется насыщенный раствор алюминиевых квасцов или раствор перекиси водорода. Использование квасцов в вид карандаша или камня и раствора полуторохлористого железа не разрешается. Дезинфекция места пореза производится одной настойкой.
 10.17 Для нанесения краски на волосы необходимо пользоваться ватным тампоном, который после использования меняется.
 10.18 При выполнении завивки "перманент" смачивание волос раствором должно производиться ватным тампоном, сменяемым после использования.
 Для предохранения кожи клиента от ожогов необходимо под зажимы подкладывать чистую, не бывшую в употреблении вату.
 10.19 Перед проведением химической завивки и окраски волос красителями парикмахер обязан сделать клиенту пробу на чувствительность кожи.
 10.20 При выполнении химической завивки парикмахер должен пользоваться резиновыми перчатками.
 10.21 Производить химическую завивку разрешается только в парикмахерских, имеющих вытяжную вентиляцию.
 10.22 Обтирание головы или лица после бритья должно производиться салфеткой, смоченной одеколоном или горячей водой.
 10.23 Удаление остриженных волос с шеи и лица производится чистой ватой или салфеткой.
 10.24 Снимание мыла с бритвы допускается на бледную чистую бумагу (или обратную сторону пакета от кисти).
 10.25 Для компресса на лицо после бритья используется чистая салфетка, смачиваемая в кипятке. Повторное употребление салфетки запрещается.
 10.26 Припудривание лица и шеи производится чистой ватой.
 10.27 К используемым в парикмахерских кремам, одеколону, вате предъявляются определенные санитарные требования.
 Кремы должны быть расфасованы в тубы. Использовать кремы, хранящиеся в открытом виде, не разрешается.
 Одеколон употребляется в парикмахерской как дезинфицирующее средство после бритья или стрижки и наносится на лицо или голову клиента при помощи пульверизатора.
 10.28 Требования к персоналу.
 10.28.1 Все работники парикмахерской до поступления на работу должны пройти медицинский осмотр.
 10.28.2 Медицинский осмотр проводится ежеквартально, раз в год проводится флюорография и осмотр венерологом. Данные медосмотра заносятся в журнал.
 10.28.3 Все работники парикмахерской раз в год сдают санитарный минимум.
 10.28.4 Работники парикмахерской должны строго выполнять правила личной гигиены, иметь опрятный внешний вид, быть в чистой санитарно-гигиенической одежде.
 10.29 Осуществление правил производственной гигиены.
 10.29.1 ответственным за выполнение правил является заведующий парикмахерской или лицо, на которое возложены эти обязанности.
 10.29.2 При нарушении правил санэпидемстанция накладывает взыскание на руководителя предприятия. В случае, если санитарное состояние парикмахерской угрожает здоровью персонала или посетителей, она должна быть закрыта постановлением главного санитарного врача или технической инспекцией труда обкома профсоюза.
 10.29.3 Все парикмахерские должны иметь журнал санитарного состояния помещений.
 10.30 Средства индивидуальной защиты.
 10.30.1 санитарно-гигиеническая одежда, спецобувь и средства индивидуальной защиты должны выдаваться в соответствии с установленными нормами и отвечать требованиям ГОСТа.
 10.30.2 Выдача вместо санитарно-гигиенической одежды и спецобуви материалов для их изготовления или денежных сумм для их приобретения не разрешается. В исключительных случаях, при невыдаче в срок установленной нормами санитарно-гигиенической одежды, спецобуви и приобретения их в связи с этим самими работниками администрация парикмахерских обязана возместить затраты на приобретение по государственным розничным ценам.
 10.30.3 Санитарно-гигиеническая одежда, средства индивидуальной защиты, спецобувь, выдаваемые рабочим и служащим, считаются собственностью предприятия и подлежат возврату при увольнении, при переводе на том же предприятии на другую работу, для которой выданные санитарно-гигиеническая одежда, спецобувь и средства индивидуальной защиты не предусмотрены нормами, а также по окончании срока носки при получении новой санитарно-гигиенической спецодежды и обуви и средств индивидуальной защиты.
 10.30.4 На срок носки установлены календарные дни, которые исчисляются со дня фактической выдачи работникам санитарно-гигиенической одежды и средств индивидуальной защиты.
 10.30.5 Предприятие обязано заменить или отремонтировать санитарно-гигиеническую одежду, спецобувь и средства индивидуальной защиты, пришедшие в негодность до истечения срока носки по причинам, не зависящим от рабочего или служащего. Замена осуществляется на основе соответствующего акта, составленного администрацией совместно с представителями профсоюзного комитета.
 10.30.6 Санитарно-гигиеническая одежда, спецобувь, средства индивидуальной защиты, возвращенные по истечению срока носки, но еще пригодные для использования, должны быть отремонтированы, а непригодные для носки должны быть использованы для ремонта санитарно-гигиенической одежды и спецобуви, находящихся в эксплуатации.
 10.30.7 Санитарно-гигиеническая одежда, спецобувь и средства индивидуальной защиты, бывшие в употреблении, могут быть выданы другим рабочим только после стирки, дезинфекции и ремонта. Срок их носки устанавливается комиссией с участием представителя профсоюзного комитета в зависимости от степени изношенности.
 10.30.8 По окончании работ ы выносить санитарно-гигиениспецобувь и средства индивидуальной защиты за пределы предприятия запрещается. Для хранения выданной санитарно-гигиенической одежды, спецобуви и средств индивидуальной защиты администрация парикмахерских обязана предоставить в соответствии с требованиями санитарных норм специально оборудованное помещение (гардеробные).
 10.30.9 Стирка санитарно-гигиенической одежды должна производиться в установленные сроки. Дезинфекция, ремонт санитарно-гигиенической одежды, спецобуви, средств индивидуальной защиты производится предприятиями за счет их в сроки, установленные с учетом производственных условий по согласованию с местным комитетом профсоюза и местными органами санитарного надзора.
 10.30.10 В случае инфекционного заболевания работника санитарно-гигиеническая одежда, спецобувь и средства индивидуальной защиты, которыми он пользовался и помещение, в котором они хранились, должны быть подвергнуты дезинфекции в соответствии с требованиями санитарной эпидемиологической станции.
 10.30.11 Администрация должна организовывать надлежащий учет и контроль за выдачей санитарно-гигиенической одежды, спецобуви и средств индивидуальной защиты в установленные сроки. Выдача работникам и сдача ими санитарно-гигиенической одежды, спецобуви и средств индивидуальной защиты должны записываться в личные карточки установленной формы.
 10.30.12 В случае пропажи или порчи санитарно-гигиенической одежды, спецобуви и средств индивидуальной защиты в установленных местах и хранения по независящим от работников причинам администрация обязана выдать другую исправную санитарно-гигиеническую одежду, спецобувь и средства индивидуальной защиты.
 10.30.13 Работники обязаны бережно относиться к выданной санитарно-гигиенической одежде, спецобуви и средствам индивидуальной защиты , своевременно ставить в известность администрацию предприятия о необходимости их стирки и ремонта.
 
 XI. Электробезопасность
 11.1 Электроснабжение парикмахерской по степени обеспечения надежности относится ко II-III категории с оборудованием электропитания на напряжении 380\220 в соответственно по двум или одному фидеру.
 11.2 Устройство (установка), эксплуатация и ремонт электрических сетей, электрооборудования , переносных электроаппаратов и электроинструментов в парикмахерских должно производиться согласно ГОСТу "ССБТ. Электробезопасность. Общие требования.", "Правилам технической безопасности при эксплуатации потребителей".
 С каждым годом возрастает оснащенность парикмахерских электрическими приборами и оборудованием.
 11.3 Настоящие Правила распространяются на стационарную и переносную электроаппаратуру и электроинструмент, применяемые в парикмахерских (аппараты для сушки волос паром, компрессники, стерилизаторы, электромашинки для стрижки волос, электрофены, аппараты для завивки волос, электрощипцы для завивки волос и т.д.)
 Наибольшую опасность в части поражения электрическим током представляют сушуары, предназначенные для сушки волос.
 11.4 К работе с электроаппаратурой и электроинструментами допускаются лица, прошедшие инструктаж и обучение безопасным методам труда, проверку знаний правил безопасности и инструкции в соответствии с занимаемой должностью применительно к выполняемой работе с присвоением квалификационной группы не ниже III и не имеющие медицинских противопоказаний, установленных Министерством здравоохранения.
 11.5 Электроаппаратура и электроинструмент должны соответствовать ГОСТу "ССБТ. Машины ручные, электрические. Общие требования безопасности" и следующим основным требованиям:
 11.6 Корпус электроинструмента на напряжение выше 36 в должен иметь специальный зажим для присоединения заземляющего провода с отличительным знаком "земля" \З\.
 11.7 Штепсельные соединения, предназначенные для подключения электроинструмента, должны иметь недоступные для прикосновения токоведущие части и дополнительный заземляющий контакт.
 11.8 Контроль за сохранностью и исправностью электроинструмента и переносных электрических светильников должен осуществляться лицом, специально уполномоченным на это.
 11.9 Проверка состояния изоляции проводов, заземляющей жилы (провода) электроинструмента, переносных электрических светильников, а также изоляции понижающих трансформаторов и преобразователей частоты производится мегометром не реже одного раза в месяц лицом с квалификационной группой не ниже III.
 11.10 Электроинструмент, переносные электросветильники и преобразователи частоты тщательно проверяются внешним осмотром, причем, обращается внимание на исправность заземления и изоляции проводов, отсутствие оголенных токоведущих частей и соответствие инструмента условиям работы.
 11.11 Перед выдачей рабочему электроинструмент должен быть проверен на стенде или прибором типа нормометра. Запрещается выдавать электроинструмент, имеющий дефекты.
 11.12 Для присоединения электроинструмента к сети должен применяться шланговый провод; допускается применение многожильных проводов марки ПВ-3 с изоляцией на напряжение не ниже 500 в, заключенных в резиновый шланг.
 11.13 Соприкосновение проводов с влажными и масляными предметами не допускается.
 При обнаружении каких-либо неисправностей работа с электроинструментом или переносными электрическими светильниками должна быть немедленно прекращена.
 11.14 При прекращении подачи тока во время работы с электроинструментом или во время перерыва электроинструмент должен быть отключен от электросети.
 11.15 Лицам, пользующимся электроинструментом, запрещается:
 - передавать электроинструменты другим лицам;
 - разбирать электроинструмент и производить ремонт (как самого инструмента, так и проводов, штепсельных соединений и т.п.);
 - держаться за провод электроинструмента или касаться режущей части его.
 11.16 Для обеспечения безопасности при эксплуатации электроинструмента (сушуара) необходимо:
 - обучать основам безопасности всех работающих с проведением аттестации и присвоением не ниже I квалификационной группы;
 - на рабочих местах иметь инструкции по эксплуатации электроустановки вменить в обязанность обслуживающему персоналу ознакомление клиентов с этими инструкциями;
 - поддерживать в исправном состоянии сопротивление изоляции электропроводов, которое во всех случаях должно быть не менее 500 ком, а также осуществлять надежное присоединение электроинструмента к защитному заземлению;
 - в местах размещения электроустановок (сушуаров) изолировать все металлические детали, в том числе трубопроводы систем отопления, канализации и т.д., которые имеют связь с землей, с таким расчетом, чтобы клиент при сушке волос не мог к ним прикоснуться, причем под ногами должны находиться изолирующие подставки;
 - осуществлять ежедневный контроль за состоянием и параметрами защитного заземления в сроки, установленные ПТЭ.
 Ввести ответственных лиц за эксплуатацию сушуаров;
 Периодически в соответствии с ПТЭ производить переаттестацию лиц, ответственных за эксплуатацию сушуаров.
 11.17 Для размещения вводно-распределительного устройства надлежит организовать изолированное помещение - электрощитовую. Все помещения должны быть оборудованы автоматической пожарной сигнализацией.
 11.18 Для обслуживания электрохозяйства в штате предприятия (или централизованно) предусмотреть должность электромонтера третьего разряда (по совместительству), на которого возложить функции по наблюдению за состоянием электрохозяйства парикмахерской.
 11.19 Для сдачи на централизованный пункт охраны помещений парикмахерских необходимо назначить ответственное лицо.
 
 XII. Пожарная безопасность
 Здания парикмахерских относятся ко II степени огнестойкости.
 Пожарная безопасность предприятий парикмахерского хозяйства регламентируется ГОСТами.
 12.1 Заведующий парикмахерской или ответственное лицо несет полную ответственность за выполнение инструкций и правил пожарной безопасности.

<< Пред.           стр. 1 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу